Концерт шостаковича в блокадном ленинграде история

9 августа 1942 года в блокадном Ленинграде Большой симфонический оркестр под управлением Карла Элиасберга (еврея по национальности) исполнил Седьмую симфонию Дмитрия Шостаковича. «Ленинградская симфония» Шостаковича: история создания, легендарное исполнение в Ленинграде, воспоминания современников. В 1941 году жизнь Дмитрия Шостаковича, как и всех людей страны, резко изменилась.

Смотрите также:

  • Город выжил, потому что жил. Часть II | Невское время
  • Дмитрий Шостакович: «В первый день войны я принялся за работу» – Святые Online
  • Надо знать: 9 августа 1942 года Ленинград услышал Седьмую симфонию Шостаковича | Blog Fiesta
  • «Тогда мы поняли, что проиграем эту войну»

Новости и события Российского исторического общества

"Мертвый" город заиграл. Как создавалась легендарная Седьмая симфония Шостаковича 70 лет назад, 9 августа 1942 года, в блокадном Ленинграде была исполнена Седьмая симфония до мажор Дмитрия Шостаковича, получившая позже название "Ленинградская". "Седьмая симфония стала моей самой популярной работой.
Дмитрий Шостакович. Как создавалась Ленинградская симфония? | Культура | ШколаЖизни.ру Потомок Жавдета Айдарова Надим Айдаров — петербургский музыковед, выпускник петербургской консерватории, передал на выставку письма своего деда 1942 года и 1943 года из блокадного Ленинграда, которые он писал родственникам.

Седьмая симфония Шостаковича помогла преодолеть голод, страх и даже смерть

Первый военный сезон в Ленинграде начнется уже без них. Главным героем концертов филармонии становится дирижер Карл Элиасберг и оркестр радиокомитета – единственный симфонический коллектив, оставшийся в блокадном городе. В сентябре 1941-го года, в уже блокадном Ленинграде (блокада началась 8 сентября), Шостакович написал вторую часть и начал работу над третьей. Первые три части симфонии он писал в доме Бенуа на Каменноостровском проспекте. Цель проекта: исследовать историю возникновения и определить значение «Ленинградской» симфонии Дмитрия Шостаковича в период блокады Ленинграда.

Что это за симфония

  • Симфония войны
  • Город выжил, потому что жил. Часть II
  • 80 лет со дня премьеры Седьмой симфонии Шостаковича в блокадном Ленинграде | Музыкальное обозрение
  • Когда музыка становится орудием

Надежда, вера и победа в Симфонии № 7 Шостаковича

За все восемьдесят минут, пока звучала Седьмая (Ленинградская) симфония Дмитрия Шостаковича, ни один вражеский снаряд так и не разорвался в Ленинграде. Ни один стервятник с черным крестом на крыльях не прорвался в небо над городом. выстрелить ровно в полдень из пушки в Петропавловской крепости - будет удостоен один из блокадников Ленинграда в честь героической, Ленинградской, Седьмой симфонии Дмитрия Шостаковича. История написания симфонии. Дмитрий Шостакович, будучи чувствительным и проницательным человеком, предугадал начало тяжелого периода для народа. Так еще в 1935 году он начинает сочинять вариации в жанре пассакалия. Сегодня речь пойдет о музыкальном произведении, ставшем символом блокадного Ленинграда. 9 августа 1942 г. в зале Ленинградской филармонии состоялось исполнение Седьмой симфонии Дмитрия Дмитриевича Шостаковича. 5 марта 1942 года в Куйбышеве была впервые исполнена Седьмая, Ленинградская симфония Дмитрия Шостаковича. Это произведение вошло в историю как один из символов несгибаемой воли русского народа к победе. 60 — симфония Дмитрия Шостаковича в четырёх частях, одно из важнейших его произведений, созданное в 1941 году. Первые три части закончены в сентябре 1941 года в блокадном Ленинграде.

День сорок первый

Подписка Отписаться можно в любой момент. Значительности этому факту придавало уже то, что великое произведение было написано в растерзанном голодном городе. Музыку транслировали по уличным громкоговорителям и по радиоканалу. Жители осажденного Ленинграда были потрясены и обнадежены, немцы же растерялись и пали духом. Как вспоминал позже скрипач Д. Ойстрах, в разгар войны «Ленинградская» прогремела пророческим торжеством победы над фашизмом. Рекордная скорость написания и композитор - боец противовоздушной обороны Шостакович за работой.

Работа над нотным произведением шла туго, поэтому композитор отложил детище до лучших времен. С началом войны появилось желание не только побеждать врага, но и привести симфонию к триумфальному финалу. Шостакович делился, что творение давалось с неимоверной скоростью, нотный стан заполнялся будто сам собой при неуемном желании запечатлеть великую народную силу и рвение победить. На момент написания произведения Шостакович пребывал в рядах противовоздушной обороны, отрываясь от сочинительства только по случаю военных тревог. До эвакуации композитора в октябре были готовы первые три части во время написания второй вокруг Ленинграда замкнулось блокадное кольцо. Финал легендарной симфонии Шостакович писал в Куйбышеве, завершив ее за пару дней до начала 1942 года.

Премьера и ступор в немецких рядах Для истощенного блокадой города премьера симфонии была оглушительным событием. На концерт в небольшой городок съехались репортеры из множества стран. После высочайших оценок экспертов и рядовых слушателей поступили запросы об отправке партитур для исполнения в самых прославленных зарубежных филармониях.

Он имел право передвигаться по городу и его предместьям даже во время воздушной тревоги. Элиасберг забирал людей из воинских частей, из госпиталей, а ударника Жаудата Айдарова нашел, когда его везли в морг, заметив, что пальцы музыканта, которого считали мертвым, слегка шевельнулись. Именно в этой симфонии Шостакович отводил ритмической основе ключевую роль в развитии темы.

Они даже не смогли подняться на четвертый этаж, в зал. Играли в холле. Им увеличили паек. От недоедания даже летом прохлада воспринимается как зимний мороз. Пианист Александр Каменский просил ставить рядом с роялем раскаленные кирпичи. Пальцы коченели, он не мог играть.

А на долгие репетиции времени не было: премьеру назначили на 9 августа. И не случайно. Ленинградцы знали, что именно на этот день гитлеровцы запланировали взятие города и даже распечатали пригласительные билеты на праздничный прием в ресторане гостиницы «Астории». Но Северная столица оставалась неприступной для врагов. Концерт непобедимых И концерт состоялся — в тот самый день. Шостакович рвался в Ленинград, но не получил разрешения прилететь в город.

Композитор только добавил к партитуре свое посвящение, напечатанное в газетах и на программках: «Нашей борьбе с фашизмом, нашей грядущей победе, моему родному городу — Ленинграду — я посвящаю свою 7-ю симфонию». Всю жизнь после этого Шостаковичу было неловко, что в тот день он отсутствовал в Ленинграде... Дети блокадного Ленинграда — о голоде, жизни в эвакуации и первом салюте По приказу генерала-лейтенанта будущего маршала Леонида Говорова, командующего Ленинградским фронтом, артиллерия в день концерта открыла по агрессору упредительный шквальный огонь. На три часа немецкие орудия умолкли и ни один вражеский самолет не сумел подняться в воздух — как раз за это время ленинградцы успели дойти до филармонии, прослушать симфонию и вернуться домой. Впервые за блокадные дни в Большом зале филармонии на полную мощь горели люстры. Зал заполнили защитники и жители города, впервые за много дней надевшие свои выходные платья и костюмы, которые всем оказались велики...

И черный фрак Элиасберга висел на нем мешковато. Накануне он сумел добыть картофелину, чтобы накрахмалить воротник и манжеты. Многие музыканты сидели на сцене в валенках. Для ног, опухших от голода, другая обувь противопоказана. Какие уж тут концертные туфли! Но разве это главное?

С симфонией выступил заслуженный коллектив республики под управлением Евгения Мравинского. Тем временем Шостакович ждал, когда же удастся исполнить симфонию в Ленинграде. Его слова об этом были напечатаны ещё в феврале 1942-го в газете «Известия»: «Моя мечта, чтобы Седьмая симфония в недалёком будущем была исполнена в Ленинграде, в родном моём городе, который вдохновил меня на её создание». И мечта стала явью.

Концерт прошёл, по словам дирижёра, «при совершенно переполненном зале», транслировался по радио. Когда же мы вышли к своим пультам, прожекторы погасили. Едва показался Карл Ильич, раздались оглушительные аплодисменты, весь зал встал, чтобы его приветствовать… И когда мы отыграли, нам аплодировали тоже стоя… Откуда-то вдруг появилась девочка с букетиком живых цветов. Это было настолько удивительно!..

За кулисами все бросились обниматься друг с другом, целоваться. Это был великий праздник. Всё-таки мы сотворили чудо. Вот так наша жизнь и стала продолжаться.

Мы воскресли», — вспоминала участница премьеры Ксения Матус. Афиша исполнения Седьмой симфонии в Ленинграде. Wikimedia Commons 80 минут, пока звучала музыка, орудия врага безмолвствовали: артиллеристы, защищавшие город, получили приказ командующего Ленинградским фронтом Л. Говорова во что бы то ни стало подавлять огонь немецких орудий.

Операция огневого подавления вражеских батарей называлась «Шквал».

Они даже не смогли подняться на четвёртый этаж, в зал. Играли в холле. Пальцы коченели от холода. Пианист не мог играть. Но на долгие репетиции времени не было. Ленинградцы знали, что на 9 августа было назначено взятие города. Люди, измождённые голодом, должны были показать свою несгибаемость. Защитники Ленинграда в день премьеры открыли по агрессору упреждающий шквальный огонь.

На три часа немецкие орудия умолкли, и ни один вражеский самолёт не сумел подняться в воздух. За это время люди успели дойти до филармонии, прослушать симфонию и вернуться домой. Призыв к сопротивлению и воля к Победе! Те из немцев, кто слышал на своих позициях музыку Шостаковича, в тот день поняли, что война ими проиграна. Тогда они ощутили нашу силу, способную преодолеть голод, страх, даже смерть. В сорок втором году не было возможности осуществить запись концерта и повторно транслировать её. Трансляция концерта производилась несколько раз. Для каждой передачи вновь собирался состав оркестра и симфония исполнялась заново. После каждого исполнения оркестр нёс потери.

Кто-то из исполнителей не уходил домой.

Рекомендованные материалы

  • Как в блокадном Ленинграде исполнили Седьмую симфонию Шостаковича | Пикабу
  • Содержание симфонии
  • «Знаменитая ленинградка»
  • 80 лет назад в блокадном Ленинграде прозвучала Седьмая симфония Шостаковича
  • «Я никогда героем не была…»

СИМФОНИЯ ПОБЕДИВШЕГО ДУХА

Как в блокадном Ленинграде исполнили Седьмую симфонию Шостаковича | Пикабу 9 августа 1942 года в блокадном Ленинграде Большой симфонический оркестр под управлением Карла Элиасберга (еврея по национальности) исполнил Седьмую симфонию Дмитрия Шостаковича.
Символ ужаса и триумфа: История седьмой симфонии в блокадном Ленинграде Созданная в Ленинграде, симфония стала самым значительным музыкальным произведением 1941 года. Исполнение ее в блокадном городе явилось демонстрацией веры в победу советского народа в самый тяжелый период Великой Отечественной войны.
"Мертвый" город заиграл. Как создавалась легендарная Седьмая симфония Шостаковича Произошло небывалое, не значащееся ни в истории войн, ни в истории искусства, — «дуэт» симфонического оркестра и артиллерийской симфонии. Грозные контрбатарейные орудия прикрывали собой не менее грозное оружие — музыку Шостаковича.
Седьмая симфония Дмитрия Шостаковича: воля к жизни в блокадном Ленинграде «Знаменитая ленинградка, Притворившись нотной тетрадкой, Возвращалась в родной эфир» Эти строки Анна Ахматова писала о «Ленинградской» симфонии Дмитрия Шостаковича, впервые исполненной в блокадном городе 9 августа 1942 года. Рожденная войной.

К 100-летию первой русской филармонии

Ленинградская премьера симфонии № 7 Дмитрия Шостаковича состоялась 9 августа 1942 года во время Великой Отечественной войны. 9 августа 1942-го в истерзанном немецкой блокадой Ленинграде звучала Седьмая «Ленинградская» симфония Дмитрия Шостаковича. Значительности этому факту придавало уже то, что великое произведение было написано в растерзанном голодном городе. Первые три части симфонии были закончены в сентябре 1941 года в блокадном Ленинграде. 1 октября Шостакович вместе с семьей был все-таки эвакуирован — военным самолетом сначала в Москву, а затем в Куйбышев, где 27 декабря была и закончена симфония. Седьмая симфония Дмитрия Шостаковича имеет подзаголовок "Ленинградская". Но больше ей подходит название "Легендарная". И действительно история создания, история репетиций и история исполнения этого произведения стали практически легендами. Восьмого сентября началась блокада Ленинграда. В нашей семье сохранилась история, связанная с первым исполнением знаменитой 7-й симфонии Шостаковича в блокадном Ленинграде 9 августа 1942 г. Шел 355-й день блокады. В этот день по планам фашистского командования город должен был пасть.

СИМФОНИЯ ПОБЕДИВШЕГО ДУХА

Седьмая, «Ленинградская» симфония Д. Д. Шостаковича является грандиозным музыкальным произведением, воспевающим силу и непобедимость русского (советского) народа. 22 июня 1941 года Д. Шостакович находился в Ленинграде. 6696765 original 550x408 Седьмая симфония Шостаковича в блокадном Ленинграде На 355-й день ленинградской блокады, 9 августа, утром состоялась последняя репетиция, а вечером — готовилось исполнение Седьмой симфонии Шостаковича. История создания «Ленинградской симфонии» Дмитрия Шостаковича. Содержание симфонии номер семь. Ее исполнение в блокадном Ленинграде.

Надежда, вера и победа в Симфонии № 7 Шостаковича

«В творчестве Шостаковича она занимает центральное, очень важное место, – говорит вдова композитора Ирина Шостакович. – Она написана в Ленинграде во время войны и закончена в Куйбышеве. Летом 1941 г. была завершена ее первая часть, а осенью – уже после начала блокады – вторая. И хотя завершил ее Шостакович уже в Куйбышеве – в эвакуации – за Симфонией № 7 закрепилось название «Ленинградская», ведь замысел ее созрел в блокадном Ленинграде. В Санкт-Петербурге сегодня прозвучит Седьмая симфония Дмитрия Шостаковича. Ровно 80 лет назад ее впервые исполнили в осажденном фашистами Ленинграде. А этим вечером ее можно будет услышать на берегах Невы. В этом году исполнилось 115 лет со дня рождения Дмитрия Шостаковича — всемирно известного советского композитора, пианиста и педагога. Одно из самых знаменитых его произведений — «Ленинградская» симфония, прозвучавшая в блокадном городе. 9 августа 1942 года в блокадном Ленинграде Большой симфонический оркестр во главе с Карлом Элиасбергом исполнил Седьмую симфонию Дмитрия Шостаковича. Седьмая симфония Дмитрия Шостаковича, прозвучавшая на стрелке Васильевского острова 9 августа в День 80-летия исполнения гениального произведения в блокадном Ленинграде, есть грозное напоминание коллективному Западу во главе с США.

Седьмая симфония Дмитрия Шостаковича: воля к жизни в блокадном Ленинграде

К середине сентября Шостакович закончил две части симфонии, а 29 сентября завершил третью часть. В середине октября 1941 г. В декабре была написана финальная часть, и началась подготовка к постановке. Премьера Седьмой симфонии состоялась 5 марта 1942 г. Инициатором и организатором исполнения Седьмой симфонии в осаждённом Ленинграде был главный дирижёр Большого симфонического Оркестра Ленинградского радиокомитета К.

В июле специальным самолётом партитура была доставлена в Ленинград, начались репетиции. Для исполнения симфонии требовался усиленный состав оркестра, поэтому была проделана большая работа по розыску уцелевших музыкантов в самом Ленинграде и на ближайшей передовой. Говорова — во что бы то ни стало подавлять огонь немецких орудий.

В 1942 году в телеграмме Карлу Элиасбергу композитор был более краток, но не менее красноречив: «Дорогой друг. Большое спасибо.

Передай горячую благодарность всем артистам оркестра. Желаю здоровья, счастья. Грозные контрбатарейные орудия прикрывали собой не менее грозное оружие — музыку Шостаковича. Ни один снаряд не упал на Площадь Искусств, но зато на головы врага из радиоприемников, репродукторов потрясающим всепобеждающим потоком обрушилась лавина звуков, доказав, что дух — первичен. Это были первые залпы по Рейхстагу!

Линд, создатель музея Седьмой симфонии, о дне блокадной премьеры. Так, дата премьеры симфонического произведения в Ленинграде была выбрана не случайно. Полная расправа над городом, построенным Петром Великим, была по плану немцев назначена именно на девятое августа. Главнокомандующим раздавались специальные пригласительные билеты в популярный в то время ресторан «Астория». Они хотели праздновать победу над осаждёнными в городе.

Билеты на премьеру симфонии раздавались блокадникам бесплатно. Немцы обо всём знали и стали невольными слушателями произведения. В день премьеры стало понятно, кто победит в битве за город. Знаменитый писатель Алексей Толстой написал статью о «Ленинградской» симфонии, в которой не только обозначил сочинение как торжество мысли о человеческом в человеке, но и разобрал произведение с музыкальной точки зрения. Тогда мы почувствовали силу русского народа, которая могла преодолеть всё, и голод, и смерть».

Ленинград услышал Седьмую симфонию Дмитрия Шостаковича. Музыка раздавалась из радиоприёмников в каждом доме и из громкоговорителей на улицах города. Трансляция разносила музыку, исполняемую в Большом зале Ленинградской филармонии, повсюду. Немецкие войска, осаждавшие Ленинград, стали невольными свидетелями этого подвига, показавшего силу духа и мужество советского народа. Большинство музыкантов были эвакуированы в начале блокады. Поэтому было сложно собрать целый оркестр.

Но всё же коллектив был собран. Это был Большой оркестр Ленинградского радиокомитета. В него также вошли музыканты военных оркестров. Многие были приглашены из соседних городов. Делом государственной важности стало создание полноценного оркестра для исполнения «Ленинградской» симфонии. Дирижировал ленинградской премьерой Карл Элиасберг.

Одним из музыкантов, игравших в тот день в оркестре был Жавдет Караматуллович Айдаров. Он так говорил об этом: «Низкий поклон перед светлой памятью погибших во время блокады музыкантов, низкий поклон перед светлой памятью гениального композитора нашей эпохи Дмитрия Дмитриевича Шостаковича, низкий поклон перед памятью замечательного дирижёра Карла Элиасберга. Именно они, ленинградские музыканты, вместе с бойцами Ленинградского фронта, показали стойкость, мужество советских людей. Они оба, два советских композитора, узнали, что такое копать противотанковые рвы и они оба создали в 1942 г. Джаудат Файзи хорошо сформулировал свою миссию: «Те, кто вернётся с победой с фронтов войны, зададут нам главный вопрос: «Как вы тут жили и что сделали? И мы должны будем ответить им своей работой, своими произведениями».

Спортсмены провели легендарный блокадный футбольный матч. И всё это для того, чтобы ленинградцы, а главное — противники, надеющиеся сломить дух нашего народа, знали: город живет! Своим творчеством они помогали и себе самим, это был смысл, стимул не сдаваться, ступенька в завтра. Весной 1942 года по радио объявили призыв ко всем музыкантам, находящимся в городе, явиться в оркестр Ленинградского Радиокомитета для подготовки премьеры Седьмой симфонии Дмитрия Шостаковича под управлением Карла Элиасберга. Кто знает, состоялся бы этот концерт, если бы, например, дирижера симфонии Элиасберга, ослабевшего физически, на первые репетиции на саночках не привозила бы супруга, пианистка Надежда Бронникова. Он ослабел физически, но не духом, смог остаться неравнодушным. Так, незадолго до премьеры Элиасберг не досчитался на репетиции одного музыканта.

На вопрос, что с ним, ему ответили: умер. Элиасберг потребовал отвезти его туда, куда доставили тело музыканта. Странная прихоть, подумали коллеги, но дирижера отвели в находящуюся неподалеку от репетиционной студии комнату. И действительно, музыкант оказался живым и вскоре продолжал репетировать. В гостинице «Астория», недалеко от Радиокомитета, был создан стационар для особо истощенных, где музыканты и дирижер смогли немного набраться сил.

История создания Ленинградской симфонии Шостаковича, ее содержание

Для исполнения же симфонии требовался расширенный состав оркестра — 100 человек. Музыкантов вызывали с фронта — из роты пулемётчиков, из зенитного полка. Ударника Жаудата Айдарова он нашёл уже в мертвецкой, но вдруг заметил, что у того шевелятся пальцы — он был жив. Спасённый музыкант потом выбивал барабанную дробь в «теме нашествия» в первой части симфонии. Другой музыкант, трубач, в любую погоду ходил в валенках — ноги распухли от голода и не влезали в другую обувь. По воспоминаниям оркестрантов, на репетициях некоторые из них от голода физически не могли подняться на второй этаж Большого зала филармонии, сам Элиасберг добирался на репетиции из больницы и дирижировал сидя. Чтобы музыканты могли играть, им выдали дополнительные пайки. Желание исполнить «Ленинградскую симфонию» у измождённых музыкантов было сильнее всех трудностей, и исторический концерт состоялся. Зал Филармонии был переполнен — пришли фронтовики, бойцы ПВО, истощённые ленинградцы.

Партитура 7-ой симфонии Дмитрия Шостаковича. Своё произведение композитор начал писать в первые недели Великой Отечественной войны. Шостакович стал активным участником обороны города: работал на строительстве противотанковых укреплений, был бойцом добровольной противопожарной команды, по ночам дежурил на чердаках и крышах домов, тушил зажигательные бомбы. И параллельно создавал одно из самых своих важнейших произведений, в котором предрек нашу Великую Победу. И таскал туда партитуру, не мог от нее оторваться», — вспоминал композитор. По его словам, «Ленинградскую» симфонию он создал очень быстро.

Действительно, Дмитрий Дмитриевич сочинил ее всего за пять месяцев - работа продолжалась с июля по декабрь 1941 года. Кругом шла война. Я должен был быть вместе с народом, я хотел создать образ нашей сражающейся страны, запечатлеть его в музыке», — отмечал композитор. Выступая 16 сентября 1941 года на ленинградском радио Шостакович рассказал, что накануне утром он закончил партитуру второй части нового симфонического сочинения. Первые три части произведения были написаны в доме Бенуа в Ленинграде, а финал симфонии композитор создал уже в эвакуации. В середине октября 1941 года Шостакович вместе с двумя малолетними детьми и женой был эвакуирован в Куйбышев.

С симфонией выступил заслуженный коллектив республики под управлением Евгения Мравинского. Тем временем Шостакович ждал, когда же удастся исполнить симфонию в Ленинграде. Его слова об этом были напечатаны ещё в феврале 1942-го в газете «Известия»: «Моя мечта, чтобы Седьмая симфония в недалёком будущем была исполнена в Ленинграде, в родном моём городе, который вдохновил меня на её создание». И мечта стала явью.

Концерт прошёл, по словам дирижёра, «при совершенно переполненном зале», транслировался по радио. Когда же мы вышли к своим пультам, прожекторы погасили. Едва показался Карл Ильич, раздались оглушительные аплодисменты, весь зал встал, чтобы его приветствовать… И когда мы отыграли, нам аплодировали тоже стоя… Откуда-то вдруг появилась девочка с букетиком живых цветов. Это было настолько удивительно!..

За кулисами все бросились обниматься друг с другом, целоваться. Это был великий праздник. Всё-таки мы сотворили чудо. Вот так наша жизнь и стала продолжаться.

Мы воскресли», — вспоминала участница премьеры Ксения Матус. Афиша исполнения Седьмой симфонии в Ленинграде. Wikimedia Commons 80 минут, пока звучала музыка, орудия врага безмолвствовали: артиллеристы, защищавшие город, получили приказ командующего Ленинградским фронтом Л. Говорова во что бы то ни стало подавлять огонь немецких орудий.

Операция огневого подавления вражеских батарей называлась «Шквал».

Её слышали не только жители города, но и осаждавшие Ленинград немецкие войска. Грозные контрбатарейные орудия прикрывали собой не менее грозное оружие — музыку Шостаковича. Ни один снаряд не упал на Площадь Искусств, но зато на головы врага из радиоприемников, репродукторов потрясающим всепобеждающим потоком обрушилась лавина звуков, доказав, что дух — первичен. Это были первые залпы по Рейхстагу! Карл Элиасберг. Мы ощутили вашу силу, способную преодолеть голод, страх и даже смерть».

Главным «действующим лицом» концерта стал Большой симфонический оркестр Ленинградского радиокомитета — так назывался в годы войны нынешний Академический симфонический оркестр Петербургской филармонии. Именно на его долю выпала честь первым сыграть в Ленинграде Седьмую симфонию Шостаковича. Для исполнения симфонии требовался расширенный состав — к коллективу прикомандировали фронтовых музыкантов. В августе 1942 года оркестр исполнил симфонию 6 раз, четырежды — в Большом зале филармонии. В честь этого события по инициативе Юлии Кантор, д. Он имеет трёхчастную «композицию», которая включает конференцию, мемориальную выставку и — как ключевое событие — концерт Академического симфонического оркестра филармонии — бывшего Большого симфонического оркестра Ленинградского радиокомитета в Большом зале филармонии 9 августа 2022 г. При подготовке проекта были сделаны уникальные находки.

В частности, были обнаружены письма Жавдета Айдарова — музыканта, исполнившего 9 августа 1942 года партию ударных. Эти письма позволяют погрузиться в события военных лет и почувствовать трагедию города. Письма были адресованы родителям Айдарова, находившимся в эвакуации, и 80 лет хранились в его семье. Впервые эти уникальные артефакты были представлены на пресс-конференции 21 июня.

Музыка блокады. История создания и исполнения Седьмой симфонии Шостаковича

Челноков умер по дороге в театр, о чём в соответствующих документах сделали запись: «До спектакля не дошёл... Вода в бочках замерзала! Лидия Вастен в спектакле «Любовь моряка» исхитрилась надеть под японское кимоно зимнее пальто. И никто из зрителей этого не заметил. Баядера — Лидия Колесникова, обмахиваясь веером, говорит: «Откройте окно, здесь душно! Лидия Александровна рассказывала: «Тут уж никак невозможно было утеплиться, ведь без костюма Баядеры спектакль теряет смысл. И натянув шифоновые шаровары, надев лифчик и туфельки на босу ногу, я бежала на сцену. Вдруг из зрительного зала крик: «Наденьте вы на неё что-нибудь! И так раз шесть. Кто-то в зале не выдержал: «Радашанский, да пропустите вы эту чёртову фразу!

И дважды «Марица» возвращалась на сцену. Постепенно действо захватило всех — и актёров, и зрителей, — настолько, что и те и другие перестали обращать внимание на гул. А канонада между тем усиливалась. Когда от оглушительного удара содрогнулись стены и зазвенели разбитые оконные стёкла, зрители невольно повскакивали с мест и устремились к выходу. Их удержал в зале спокойный голос со сцены Александра Орлова, любимого питерской публикой «дяди Саши»: — Спокойно, товарищи! Это всего лишь стёкла! Иной раз спектакли приходилось доигрывать когда в стенах театра, а когда и в тесном бомбоубежище.

Многие деятели искусства разделяли все тяготы блокады с народом. Поэтесса Ольга Берггольц писала стихи и читала их на радио, становясь для истощенных и измученных ленинградцев другом, утешением, подтверждением, что надо держаться.

Артисты театра Музкомедии показывали самые яркие постановки своего репертуара. Спортсмены провели легендарный блокадный футбольный матч. И всё это для того, чтобы ленинградцы, а главное — противники, надеющиеся сломить дух нашего народа, знали: город живет! Своим творчеством они помогали и себе самим, это был смысл, стимул не сдаваться, ступенька в завтра. Весной 1942 года по радио объявили призыв ко всем музыкантам, находящимся в городе, явиться в оркестр Ленинградского Радиокомитета для подготовки премьеры Седьмой симфонии Дмитрия Шостаковича под управлением Карла Элиасберга. Кто знает, состоялся бы этот концерт, если бы, например, дирижера симфонии Элиасберга, ослабевшего физически, на первые репетиции на саночках не привозила бы супруга, пианистка Надежда Бронникова. Он ослабел физически, но не духом, смог остаться неравнодушным. Так, незадолго до премьеры Элиасберг не досчитался на репетиции одного музыканта. На вопрос, что с ним, ему ответили: умер.

Элиасберг потребовал отвезти его туда, куда доставили тело музыканта.

Выдающее произведение исполнит Академический симфонический оркестр филармонии, дирижёр — народный артист России Николай Алексеев. Концерт приурочен к 80-годовщине первого исполнения симфонии в блокадном Ленинграде. Отметим, что все билеты в Большой зал Филармонии были проданы задолго до 9 августа.

К исполнению 7 симфонии 9 августа 1942 года напечатали афиши и программки Партитура памяти Концерт — не единственное мероприятие, которое запланировано в рамках посвящённого премьере в Ленинграде Седьмой симфонии проекта «Партитура памяти». В фойе Большого зала сегодня откроется выставка, где будут представлены уникальные документы: фотографии, афиши, письма, подлинные инструменты и вещи музыкантов. Состоится и научная конференция, в которой примут участие историки, музыковеды, архивисты, культурологи. Более того, людей с самыми разными взглядами — от сверхгосударственников и до сверхлибералов.

Потому что есть события в истории культуры каждого народа абсолютные. Среди них — Седьмая симфония», — утверждает автор идеи и куратор «Партитуры памяти» доктор исторических наук Юлия Кантор. Композитор рвался на фронт Наверное, не все читатели нашего сайта знают, как создавалась знаменитая симфония. Среди музыковедов нет единого мнения относительно того, когда Дмитрий Шостакович начал работать над этим произведением.

Известно, что работа продолжалась в блокадном Ленинграде, а завершилась 27 декабря 1941 года в Куйбышеве ныне — Самара , куда композитор был эвакуирован вместе с семьей. Кругом шла война. Я должен был быть вместе с народом, я хотел создать образ нашей сражающейся страны, запечатлеть его в музыке». Очень показательный факт.

После начала Великой Отечественной войны Шостакович неоднократно просил зачислить его добровольцем в Красную Армию или в одну из дивизий народного ополчения. И всякий раз получал отказ.

Дирижер, который был строгим руководителем, обнаружил, что молодой человек, которому доверили важнейшую партию ударных, пропустил репетицию.

Больше одного пропуска даже в страшных блокадных условиях Карл Элиасберг не терпел. Поэтому стал выяснять, где Айдаров. Ему ответили, что тот сегодня умер и его отнесли в мертвецкую - репетировали в Доме радио, где в подвале был морг, как и в любой крупной организации Ленинграда того времени.

После репетиции Элиасберг спустился в подвал и обнаружил, что у Айдарова дергаются пальцы на руке. Это была голодная кома. Музыканта вытащили, вернули к жизни, и он сыграл на премьере.

Фото: Личный архив Н. Он был прикомандирован к оркестру Карла Элиасберга из военного ансамбля, то есть был фронтовым музыкантом. Совсем молодой, всего 24 года.

Прослушав Жавдета, дирижер доверил ему в Седьмой симфонии партию ударных - одну из самых важных. В знаменитой теме "нашествия" малый барабан как раз и создает эту механистическую страшную атмосферу нацистского вторжения. Однако через какое-то время дирижер, который был довольно строгим руководителем, обнаружил, что молодой музыкант пропустил репетицию.

Больше одного пропуска даже в страшных блокадных условиях Элиасберг не терпел. А с дирижером они всю жизнь дружили. Карл Элиасберг понимал, что исполнение симфонии должно было вызывать не только чувство сострадания к изможденным, находящимся в осажденном городе людям, но и продуцировать абсолютную уверенность в том, что именно за ними будет победа.

Шостаковича Мне удалось найти внука Айдарова. После войны семья жила в Казани. Внук окончил Ленинградскую консерваторию и рассказывал, что дедушка был настоящим ленинградцем: объяснял, что дается это не по рождению, а по ощущению места, в котором ты находишься, по проникновению в ауру города.

Письма Айдарова из Ленинграда родственникам в Ташкент тоже будут представлены у нас на выставке. Так через лица восстанавливается человеческая история. Письма Айдарова из Ленинграда родственникам в Ташкент будут представлены на выставке.

Айдарова Научная конференция, которая открывается 9 августа и посвящена Седьмой симфонии, должна была быть международной… Юлия Кантор: Да, конференция должна была объединить ученых со всего мира, а стала всероссийской. Но ни одна тема, заявленная в ее проблемном поле еще в январе, не останется неосвещенной: в этом легко убедиться, взглянув на программу научного форума. Участники - это историки, музейщики, музыковеды, архивисты, чьи имена известны как в нашей стране, так и за ее пределами.

Они сделают доклады, связанные с международным резонансом, с реакцией политического истеблишмента разных стран на Седьмую симфонию, с геополитическим контекстом, который она породила. Расскажут об абсолютно неизвестных, дискуссионных сюжетах, связанных с историей Ленинградской симфонии, ее исполнителей, об интерпретациях исторической памяти. Это создаст ту полифонию, которая заложена в самом названии проекта.

Вы рассказывали об уникальных артефактах выставки в филармонии. Она будет доступна всем? Юлия Кантор: Экспозиция откроется на одни сутки 9 августа, в день 80-летия исполнения Седьмой симфонии в блокадном Ленинграде.

«Партитура памяти»: чтобы помнили

Его слова об этом были напечатаны ещё в феврале 1942-го в газете «Известия»: «Моя мечта, чтобы Седьмая симфония в недалёком будущем была исполнена в Ленинграде, в родном моём городе, который вдохновил меня на её создание». И мечта стала явью. Концерт прошёл, по словам дирижёра, «при совершенно переполненном зале», транслировался по радио. Когда же мы вышли к своим пультам, прожекторы погасили. Едва показался Карл Ильич, раздались оглушительные аплодисменты, весь зал встал, чтобы его приветствовать… И когда мы отыграли, нам аплодировали тоже стоя… Откуда-то вдруг появилась девочка с букетиком живых цветов.

Это было настолько удивительно!.. За кулисами все бросились обниматься друг с другом, целоваться. Это был великий праздник. Всё-таки мы сотворили чудо.

Вот так наша жизнь и стала продолжаться. Мы воскресли», — вспоминала участница премьеры Ксения Матус. Афиша исполнения Седьмой симфонии в Ленинграде. Wikimedia Commons 80 минут, пока звучала музыка, орудия врага безмолвствовали: артиллеристы, защищавшие город, получили приказ командующего Ленинградским фронтом Л.

Говорова во что бы то ни стало подавлять огонь немецких орудий. Операция огневого подавления вражеских батарей называлась «Шквал». Во время исполнения симфония транслировалась по радио, а также по громкоговорителям городской сети. Её слышали не только жители города, но и осаждавшие Ленинград немецкие войска.

Из-за бомбежек и обстрелов часто приходилось прерываться. Дмитрий Шостакович», — говорится на первой странице, в эпиграфе к программе концерта. Ее «фотографию» — электронную копию — хранит Президентская библиотека. Оцифрованы и доступны на портале и рукописные партитуры Седьмой симфонии с многочисленными дирижерскими пометами. Это те самые тетради, которые под артиллерийским огнем вместе с продуктами и медикаментами военным летчиком были доставлены в осажденный город. В подготовке к тому легендарному концерту приняли участие не только музыканты, но и военные. Не только те, что были призваны с фронта для восполнения недостатка музыкантов.

Перед премьерой командующий Ленинградским фронтом генерал-лейтенант Леонид Говоров поставил четкую задачу: ни один вражеский снаряд не должен разорваться в Ленинграде во время исполнения Седьмой симфонии Шостаковича. И это было выполнено. Симфония прозвучала, не прерываясь, как в мирное время. Позднее Карл Элиасберг вспоминал: «Не мне судить об успехе того памятного концерта. Скажу только, что с таким воодушевлением мы не играли еще никогда.

Чтобы музыканты могли играть, им выдали дополнительные пайки. Желание исполнить «Ленинградскую симфонию» у измождённых музыкантов было сильнее всех трудностей, и исторический концерт состоялся.

Зал Филармонии был переполнен — пришли фронтовики, бойцы ПВО, истощённые ленинградцы. Концерт транслировался по радио, его слышали все жители и защитники города, и даже войска противника. В течение всего исполнения симфонии в городе не рвались вражеские снаряды — в ходе объявленной командующим Ленинградским фронтом Леонидом Говоровым специальной операции «Шторм» немецкие батареи подавлялись массированным артиллерийским огнём. Виноградова Д. Шостаковичу об исполнении произведений композитора в Чунцине» от 2 февраля 1945 года: «В августе 1944 года на одном из концертов была дана Ваша Пятая симфония и в январе 1945 года — Седьмая. Оба раза Ваши произведения были хорошо встречены аудиторией». По словам писателя Алексея Толстого, приведённым в концертной программке , «Седьмая симфония возникла на совести русского народа, принявшего без колебания смертный бой с чёрными силами.

Шостаковича; подлинные инструменты и вещи музыкантов — участников ленинградской премьеры и дирижера К. Элиасберга; афиши, фотографии и другие документы, связанные с исполнением симфонии в Куйбышеве, Москве, Новосибирске, Ташкенте, Лондоне, Нью-Йорке, блокадном Ленинграде. В рамках проекта начата работа над научно-публицистической монографией о Седьмой симфонии. Автором книги, основа которой — уникальные документы, по приглашению руководства Филармонии, станет Юлия Кантор. Главное событие проекта «Партитура памяти» — концерт сводного оркестра, составленного из музыкантов Заслуженного коллектива России Академического симфонического оркестра Санкт-Петербургской филармонии и АСО Санкт-Петербургской филармонии в Большом зале 9 августа в 20. Прямая трансляция концерта шла на сайте филармонии, там же доступна запись концерта.

Седьмая симфония Дмитрия Шостаковича ор.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий