Социальное обслуживание в рф с 01 января 2015 регулируется

Настольная книга социального работника по реализации федерального закона от 28 января 2013 г. № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации». Федеральный закон от 28.12.2013 N 442-ФЗ (ред. от 25.12.2023) Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации.

Разъяснения по ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в РФ»

1. Бесплатное социальное обслуживание в государственной системе социальных служб в объемах, определенных государственными стандартами социального обслуживания, предоставляется. ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации», который существенно изменил подходы к социальному обслуживанию. С 01 января 2015 г. вступает в силу Федеральный закон от 28 декабря 2013 года № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации». РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации С изменениями на 25 декабря 2023 года Документ с изменениями, внесенными: Федеральным законом от 21 июля 2014 года № 256-ФЗ. Предназначено для специалистов и сотрудников органов социальной защиты Российской Федерации, для граждан, которые нуждаются в предоставлении социальных услуг. © Институт дополнительного профессионального образования работников социальной сферы.

Разъяснения по ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в РФ»

ФЗ Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации Так, предусматривалось, что названный Закон в соответствии с Конституцией РФ, общепризнанными принципами и нормами международного права устанавливает основы правового регулирования в области социального обслуживания населения в России.
Федеральный закон от N ФЗ социальное обслуживание) - деятельность по предоставлению социальных услуг гражданам.
Об основах соц обслуживания. Разберемся с новым законом о соц.обслуживании 2021 (аудиокнига).

О социальном обслуживании граждан

Нормы законодательства о социальном обслуживании действуют на федеральном, региональном, муниципальном и локальном уровнях. Основными Федеральными законами, регулирующими социальное обеспечение в РФ, являются следующие. Ч постоянно проживающие иностранные граждане имеют равные с гражданами РФ права на социальное обслуживание. Ч обеспечение условий пребывания в организациях социального обслуживания, соответствующих сан. требованиям, и на надлежащий уход. Кому положено бесплатное социальное обслуживание. С 1 января 2015 г. социальные услуги в форме социального обслуживания на дому, в полустационарной и стационарной формах социального обслуживания предоставляются бесплатно. Нормы законодательства о социальном обслуживании действуют на федеральном, региональном, муниципальном и локальном уровнях. Основными Федеральными законами, регулирующими социальное обеспечение в РФ, являются следующие. С 1 января 2015 года вступит в силу Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации".

Памятка к 442 - ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан РФ".

Глава 3. Права и обязанности получателей социальных услуг Статья 9. Статья 10. Обязанности получателей социальных услуг Получатели социальных услуг обязаны: 1 предоставлять в соответствии с нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации сведения и документы, необходимые для предоставления социальных услуг; 2 своевременно информировать поставщиков социальных услуг об изменении обстоятельств, обусловливающих потребность в предоставлении социальных услуг; 3 соблюдать условия договора о предоставлении социальных услуг, заключенного с поставщиком социальных услуг, в том числе своевременно и в полном объеме оплачивать стоимость предоставленных социальных услуг при их предоставлении за плату или частичную плату. Глава 4. Права, обязанности и информационная открытость поставщиков социальных услуг Статья 11. Права поставщиков социальных услуг 1. Поставщики социальных услуг имеют право: 1 запрашивать соответствующие органы государственной власти, а также органы местного самоуправления и получать от указанных органов информацию, необходимую для организации социального обслуживания; 2 отказать в предоставлении социальной услуги получателю социальных услуг в случае нарушения им условий договора о предоставлении социальных услуг, заключенного с получателем социальных услуг или его законным представителем, а также в случае, предусмотренном частью 3 статьи 18 настоящего Федерального закона; 3 быть включенными в реестр поставщиков социальных услуг субъекта Российской Федерации; 4 получать в течение двух рабочих дней информацию о включении их в перечень рекомендуемых поставщиков социальных услуг. Поставщики социальных услуг вправе предоставлять гражданам по их желанию, выраженному в письменной или электронной форме, дополнительные социальные услуги за плату.

В этом существенное отличие от закона от 2 августа 1995 г. N 122-ФЗ "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов", где не оговаривалось вечернее время, что приводило к сильному ограничению времени посещений администрациями социальных учреждений. Закрепляется принцип осуществления соц. Последние могут предоставляться, как и раньше, в стационаре, полустационарных условиях и на дому. Предусмотрена разработка индивидуальной программы оказания соц. Это одна из новелл закона. Индивидуальная программа является документом, в котором указаны форма социального обслуживания, виды, объем, периодичность, условия, сроки предоставления социальных услуг, перечень рекомендуемых поставщиков социальных услуг, а также мероприятия по социальному сопровождению статья 16. Индивидуальная программа составляется исходя из потребности конкретного гражданина в социальных услугах, пересматривается в зависимости от изменения этой потребности, но не реже чем раз в три года. Пересмотр индивидуальной программы осуществляется с учетом результатов реализованной индивидуальной программы. Индивидуальная программа для гражданина или его законного представителя имеет рекомендательный характер, для поставщика социальных услуг - обязательный характер. Так же, как и в старом законе, ограничивается предельный размер платы за соц. При этом закреплено, что новые условия предоставления соц. В том числе это не должно привести и к повышению платы за услуги для указанных лиц. В законе предусмотрено, что в случае изменения места жительства получателя социальных услуг индивидуальная программа, составленная по прежнему месту жительства, сохраняет свое действие, но в объеме перечня социальных услуг, установленного в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства. Это в определенной мере важная норма, так как она хоть как-то регулирует ситуацию в случаях перемены места жительства за пределы субъекта — региона получателя соц. Хотя трудно ее назвать достаточной из-за слишком большого разрыва в уровне жизни в разных регионах РФ.

Законом, наряду с уже существующими принципами социального обслуживания, такими как: равный, свободный доступ граждан к социальному обслуживанию, добровольность, конфиденциальность, адресность при предоставлении социальных услуг, устанавливаются новые принципы социального обслуживания, а именно: приближенность поставщиков социальных услуг к месту жительства получателей социальных услуг, достаточность количества поставщиков социальных услуг для обеспечения потребностей граждан в социальном обслуживании, достаточность финансовых, материально-технических, кадровых и информационных ресурсов у поставщиков социальных услуг; сохранение пребывания гражданина в привычной благоприятной среде принцип подразумевает приоритет надомных форм социального обслуживания. Информационная открытость поставщиков социальных услуг. Социальное обслуживание может предоставляться как в государственных и муниципальных, так и в негосударственных организациях социального обслуживания, а также индивидуальными предпринимателями. Будет сформирован и размещен на официальном сайте Министерства социальных отношений Челябинской области в сети «Интернет» реестр поставщиков социальных услуг, содержащий широкий круг сведений о данных поставщиках информация о предоставляемых услугах, условиях их предоставления, опыте работы, кадровом составе, лицензиях, свободных местах и многое другое. Кроме того, подробные сведения о поставщике социальных услуг будут содержаться на его официальном сайте в сети «Интернет». Обратная связь с получателями социальных услуг. На сайтах поставщиков социальных услуг будет обеспечиваться техническая возможность выражения мнений получателями социальных услуг о качестве предоставленных социальных услуг. Возможность подачи заявления в электронной форме. Основанием для рассмотрения вопроса о предоставлении социального обслуживания является поданное в письменной или электронной форме заявление гражданина или его законного представителя о предоставлении социального обслуживания либо обращение в его интересах иных граждан, обращение государственных органов, органов местного самоуправления, общественных объединений. Увеличение количества оснований для предоставления социальных услуг. Уменьшение сроков рассмотрения заявлений. Решение о признании гражданина нуждающимся в социальном обслуживании либо об отказе в социальном обслуживании принимается уполномоченным органом в Челябинской области — управления социальной защиты населения и доводится до гражданина в течении 5 рабочих дней с даты подачи заявления о предоставлении социальных услуг.

Составленная индивидуальная программа предоставления социальных услуг будет пересматриваться в зависимости от изменения потребности гражданина в социальных услугах не реже чем раз в три года. В случае изменения места жительства получателя социальных услуг индивидуальная программа, составленная по прежнему месту жительства, будет сохранять своё действие до составления индивидуальной программы по новому месту жительства. Гражданам, которые начали получать социальные услуги до 1 января 2015 года, также будут сформированы индивидуальные программы. Право выбора гражданином поставщика социальных услуг. Законом установлена обязанность поставщиков предоставлять социальные услуги в соответствии с индивидуальной программой и условиями договора, а также порядком предоставления социальной услуги. А для получателей социальных услуг предусмотрено право на выбор поставщика социальных услуг из реестра поставщиков того региона, где он проживает. В случае если гражданин будет получать социальные услуги у поставщика, который входит в реестр поставщиков социальных, но не финансируется из бюджета, данному поставщику выплачивается компенсация из бюджета области, в размере и порядке, определенным Правительством Московской области. Законом предусмотрено предоставление социальных услуг на основании договора. Данный договор заключается между поставщиком социальных услуг и гражданином либо его законным представителем, на основании индивидуальной программы предоставления социальных услуг в суточный срок с даты представления индивидуальной программы предоставления социальных услуг поставщику социальных услуг. В договоре должны быть определены предоставляемые социальные услуги, перечисленные в индивидуальной программе предоставления социальных услуг, их стоимость в случае, если они предоставляются за плату частичную плату. Договоры, которые были заключены ранее до 1 января 2015 года, будут скорректированы и приведены в соответствие с формой, утвержденной Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.

Защита документов

В сфере социального обслуживания населения делается упор на профилактику и индивидуальный подход. Новым элементом в системе социального обслуживания становится «социальное сопровождение», суть которого заключается в оказании содействия гражданам посредством межведомственного взаимодействия в получении различного вида услуг: юридических, медицинских, психологических, педагогических, а также социальной помощи, не относящейся к социальным услугам. Определены основания для признания граждан нуждающимися в социальном обслуживании. Это наличие обстоятельств, которые ухудшают или могут ухудшить условия жизнедеятельности лица. Согласно закону плата за оказание социальных услуг, предоставляемых в полустационарных условиях и на дому, основывается на адресном подходе к их получателям и зависит от уровня их среднедушевого дохода.

Теперь социальные услуги бесплатно будут получать граждане, чей среднедушевой доход не превышает полуторную величину прожиточного минимума. Также законом устанавливается предельный размер платы за социальные услуги. Предусмотрено создание информационных ресурсов в сфере социального обслуживания — реестра поставщиков социальных услуг и регистра получателей социальных услуг. Вопрос: кто имеет право на социальное обслуживание в соответствии с новым законом?

Ответ: Право на социальное обслуживание имеют граждане, признанные нуждающимися в социальном облуживании из числа граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, постоянно проживающих на территории Российской Федерации, беженцев.

Статья 4. Принципы социального обслуживания[ править ] 1. Социальное обслуживание основывается на соблюдении прав человека и уважении достоинства личности, носит гуманный характер и не допускает унижения чести и достоинства человека.

Социальное обслуживание осуществляется также на следующих принципах: 1 равный, свободный доступ граждан к социальному обслуживанию вне зависимости от их пола, расы, возраста, национальности, языка, происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений и принадлежности к общественным объединениям; 2 адресность предоставления социальных услуг; 3 приближённость поставщиков социальных услуг к месту жительства получателей социальных услуг, достаточность количества поставщиков социальных услуг для обеспечения потребностей граждан в социальном обслуживании, достаточность финансовых, материально-технических, кадровых и информационных ресурсов у поставщиков социальных услуг; 4 сохранение пребывания гражданина в привычной благоприятной среде; 5 добровольность; Статья 5. Статья 6. Конфиденциальность информации о получателе социальных услуг[ править ] 1. Не допускается разглашение информации, отнесённой законодательством Российской Федерации к информации конфиденциального характера или служебной информации, о получателях социальных услуг лицами, которым эта информация стала известна в связи с исполнением профессиональных, служебных и или иных обязанностей.

Разглашение информации о получателях социальных услуг влечёт за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. С согласия получателя социальных услуг или его законного представителя, данного в письменной форме, допускается передача информации о получателе социальных услуг другим лицам, в том числе должностным лицам, в интересах получателя социальных услуг или его законного представителя, включая средства массовой информации и официальный сайт поставщика социальных услуг в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» далее — сеть «Интернет». Предоставление информации о получателе социальных услуг без его согласия или без согласия его законного представителя допускается: 1 по запросу органов дознания и следствия, суда в связи с проведением расследования или судебным разбирательством либо по запросу органов прокуратуры в связи с осуществлением ими прокурорского надзора; 2 по запросу иных органов, наделённых полномочиями по осуществлению государственного контроля надзора в сфере социального обслуживания; 3 при обработке персональных данных в рамках межведомственного информационного взаимодействия, а также при регистрации субъекта персональных данных на едином портале государственных и муниципальных услуг и или региональных порталах государственных и муниципальных услуг в соответствии с законодательством об организации предоставления государственных и муниципальных услуг; 4 в иных установленных законодательством Российской Федерации случаях. Глава 2.

Полномочия федеральных органов государственной власти в сфере социального обслуживания[ править ] 1. К полномочиям федеральных органов государственной власти в сфере социального обслуживания относятся: 1 установление основ государственной политики и основ правового регулирования в сфере социального обслуживания; 2 утверждение методических рекомендаций по расчёту подушевых нормативов финансирования социальных услуг; 3 утверждение примерного перечня социальных услуг по видам социальных услуг; 4 утверждение порядка размещения и обновления информации о поставщике социальных услуг, включая требования к содержанию и форме предоставления указанной информации, на официальном сайте поставщика социальных услуг в сети «Интернет»; 5 управление федеральной собственностью, используемой в сфере социального обслуживания; 6 ведение единой федеральной системы статистического учёта и отчётности в сфере социального обслуживания; 7 федеральный государственный контроль надзор в сфере социального обслуживания; 7. Статья 8. Глава 3.

Статья 10. Обязанности получателей социальных услуг[ править ] Получатели социальных услуг обязаны: 1 предоставлять в соответствии с нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации сведения и документы, необходимые для предоставления социальных услуг; 2 своевременно информировать поставщиков социальных услуг об изменении обстоятельств, обусловливающих потребность в предоставлении социальных услуг; 3 соблюдать условия договора о предоставлении социальных услуг, заключённого с поставщиком социальных услуг, в том числе своевременно и в полном объёме оплачивать стоимость предоставленных социальных услуг при их предоставлении за плату или частичную плату. Глава 4. Права поставщиков социальных услуг[ править ] 1.

Поставщики социальных услуг имеют право: 1 запрашивать соответствующие органы государственной власти, а также органы местного самоуправления и получать от указанных органов информацию, необходимую для организации социального обслуживания; 2 отказать в предоставлении социальной услуги получателю социальных услуг в случае нарушения им условий договора о предоставлении социальных услуг, заключённого с получателем социальных услуг или его законным представителем, а также в случае, предусмотренном частью 3 статьи 18 настоящего Федерального закона; 3 быть включёнными в реестр поставщиков социальных услуг субъекта Российской Федерации; 4 получать в течение двух рабочих дней информацию о включении их в перечень рекомендуемых поставщиков социальных услуг. Поставщики социальных услуг вправе предоставлять гражданам по их желанию, выраженному в письменной или электронной форме, дополнительные социальные услуги за плату. Статья 12. Обязанности поставщиков социальных услуг[ править ] 1.

Поставщики социальных услуг при оказании социальных услуг не вправе: 1 ограничивать права, свободы и законные интересы получателей социальных услуг, в том числе при использовании лекарственных препаратов для медицинского применения; 2 применять физическое или психологическое насилие в отношении получателей социальных услуг, допускать их оскорбление, грубое обращение с ними; 3 помещать детей-инвалидов, не страдающих психическими расстройствами, в стационарные организации социального обслуживания, предназначенные для детей-инвалидов, страдающих психическими расстройствами, и наоборот. Статья 13. Информационная открытость поставщиков социальных услуг[ править ] 1. Поставщики социальных услуг формируют общедоступные информационные ресурсы, содержащие информацию о деятельности этих поставщиков, и обеспечивают доступ к данным ресурсам посредством размещения их на информационных стендах в помещениях поставщиков социальных услуг, в средствах массовой информации, в сети «Интернет», в том числе на официальном сайте организации социального обслуживания.

Информация и документы, указанные в части 2 настоящей статьи, подлежат размещению на официальном сайте поставщика социальных услуг в сети «Интернет» и обновлению в течение десяти рабочих дней со дня их создания, получения или внесения в них соответствующих изменений. Порядок размещения на официальном сайте поставщика социальных услуг в сети «Интернет» и обновления информации об этом поставщике в том числе содержание указанной информации и форма её предоставления утверждается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Утратил силу. Глава 5.

Обращение о предоставлении социального обслуживания[ править ] Основанием для рассмотрения вопроса о предоставлении социального обслуживания является поданное в письменной или электронной форме заявление гражданина или его законного представителя о предоставлении социального обслуживания либо обращение в его интересах иных граждан, обращение государственных органов, органов местного самоуправления, общественных объединений непосредственно в уполномоченный орган субъекта Российской Федерации или уполномоченную организацию либо переданные заявление или обращение в рамках межведомственного взаимодействия. Статья 15. Признание гражданина нуждающимся в социальном обслуживании[ править ] 1. Уполномоченный орган субъекта Российской Федерации или уполномоченная организация принимают решение о признании гражданина нуждающимся в социальном обслуживании либо об отказе в социальном обслуживании в течение пяти рабочих дней с даты подачи заявления.

О принятом решении заявитель информируется в письменной или электронной форме.

Основанием для предоставления срочных социальных услуг является заявление получателя социальных услуг, а также получение от медицинских, образовательных или иных организаций, не входящих в систему социального обслуживания, информации о гражданах, нуждающихся в предоставлении срочных социальных услуг. Подтверждением предоставления срочных социальных услуг является акт о предоставлении срочных социальных услуг, содержащий сведения о получателе и поставщике этих услуг, видах предоставленных срочных социальных услуг, сроках, дате и об условиях их предоставления.

Акт о предоставлении срочных социальных услуг подтверждается подписью их получателя. Статья 22. Содействие в предоставлении медицинской, психологической, педагогической, юридической, социальной помощи, не относящейся к социальным услугам социальное сопровождение 1.

При необходимости гражданам, в том числе родителям, опекунам, попечителям, иным законным представителям несовершеннолетних детей, оказывается содействие в предоставлении медицинской, психологической, педагогической, юридической, социальной помощи, не относящейся к социальным услугам социальное сопровождение. Социальное сопровождение осуществляется путем привлечения организаций, предоставляющих такую помощь, на основе межведомственного взаимодействия в соответствии со статьей 28 настоящего Федерального закона. Мероприятия по социальному сопровождению отражаются в индивидуальной программе.

Глава 7. Организации социального обслуживания 1. Организациями социального обслуживания являются организации, осуществляющие социальное обслуживание на дому, полустационарное социальное обслуживание, стационарное социальное обслуживание.

Организации социального обслуживания в субъектах Российской Федерации создаются и действуют с учетом методических рекомендаций по расчету потребностей субъектов Российской Федерации в развитии сети организаций социального обслуживания и в соответствии с правилами организации деятельности организаций социального обслуживания, их структурных подразделений. В государственных организациях социального обслуживания создаются попечительские советы. Структура, порядок формирования, срок полномочий, компетенция попечительского совета и порядок принятия им решений определяются уставом организации социального обслуживания в соответствии с законодательством Российской Федерации на основании примерного положения о попечительском совете организации социального обслуживания.

Статья 23. Независимая оценка качества условий оказания услуг организациями социального обслуживания 1. Независимая оценка качества условий оказания услуг организациями социального обслуживания является одной из форм общественного контроля и проводится в целях предоставления получателям социальных услуг информации о качестве условий оказания услуг организациями социального обслуживания, а также в целях повышения качества их деятельности.

Независимая оценка качества условий оказания услуг организациями социального обслуживания предусматривает оценку условий оказания услуг по таким общим критериям, как открытость и доступность информации об организации социального обслуживания; комфортность условий предоставления социальных услуг, в том числе время ожидания предоставления услуг; доброжелательность, вежливость работников организации социального обслуживания; удовлетворенность качеством условий оказания услуг, а также доступность услуг для инвалидов. Независимая оценка качества условий оказания услуг организациями социального обслуживания проводится в соответствии с положениями настоящей статьи. При проведении независимой оценки качества условий оказания услуг организациями социального обслуживания используется общедоступная информация об организациях социального обслуживания, размещаемая также в форме открытых данных.

В целях создания условий для организации проведения независимой оценки качества условий оказания услуг организациями социального обслуживания: 1 Общественная палата Российской Федерации по обращению уполномоченного федерального органа исполнительной власти не позднее чем в месячный срок со дня получения указанного обращения формирует из числа представителей общероссийских общественных организаций, созданных в целях защиты прав и интересов граждан, общероссийских общественных объединений инвалидов, общероссийских общественных организаций ветеранов общественный совет по проведению независимой оценки качества условий оказания услуг организациями социального обслуживания, учредителем которых является Российская Федерация, а также негосударственными организациями социального обслуживания, которые оказывают социальные услуги за счет средств федерального бюджета, и утверждает его состав. Общественная палата Российской Федерации информирует уполномоченный федеральный орган исполнительной власти о составе созданного при этом органе общественного совета по проведению независимой оценки качества условий оказания услуг организациями социального обслуживания. Общественные палаты субъектов Российской Федерации информируют органы государственной власти субъектов Российской Федерации о составе созданных при этих органах общественных советов по проведению независимой оценки качества условий оказания услуг организациями социального обслуживания.

Состав общественного совета по проведению независимой оценки качества условий оказания услуг организациями социального обслуживания далее - общественный совет по независимой оценке качества утверждается сроком на три года. При формировании общественного совета по независимой оценке качества на новый срок осуществляется изменение не менее трети его состава. В состав общественного совета по независимой оценке качества не могут входить представители органов государственной власти, общественных объединений, осуществляющих деятельность в сфере социального обслуживания, а также руководители их заместители и работники организаций социального обслуживания.

При этом общественный совет по независимой оценке качества привлекает к своей работе представителей общественных объединений, осуществляющих деятельность в сфере социального обслуживания, общественной палаты для обсуждения и формирования результатов такой оценки. Число членов общественного совета по независимой оценке качества не может быть менее чем пять человек. Члены общественного совета по независимой оценке качества осуществляют свою деятельность на общественных началах.

Информация о деятельности соответствующего общественного совета по независимой оценке качества подлежит размещению в сети "Интернет" на официальном сайте соответственно уполномоченного федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Положение об общественном совете по независимой оценке качества утверждается органом государственной власти, при котором создан указанный общественный совет. Показатели, характеризующие общие критерии оценки качества условий оказания услуг организациями социального обслуживания, в отношении которых проводится независимая оценка качества условий оказания ими услуг, устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти с предварительным обсуждением на общественном совете по независимой оценке качества.

Утратили силу. Независимая оценка качества условий оказания услуг организациями социального обслуживания проводится общественными советами по независимой оценке качества не чаще чем один раз в год и не реже чем один раз в три года в отношении одной и той же организации. Общественные советы по независимой оценке качества: 1 определяют перечни организаций социального обслуживания, в отношении которых проводится независимая оценка; 2 принимают участие в рассмотрении проектов документации о закупках работ, услуг, а также проектов государственных контрактов, заключаемых уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, уполномоченными органами субъектов Российской Федерации с организацией, которая осуществляет сбор и обобщение информации о качестве условий оказания услуг организациями социального обслуживания далее - оператор ; 3 утратил силу.

Заключение государственных контрактов на выполнение работ, оказание услуг по сбору и обобщению информации о качестве условий оказания услуг организациями социального обслуживания осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, уполномоченные органы государственной власти субъектов Российской Федерации по результатам заключения государственных контрактов оформляют решение об определении оператора, ответственного за сбор и обобщение информации о качестве условий оказания услуг организациями социального обслуживания, а также при необходимости предоставляют оператору общедоступную информацию о деятельности данных организаций, формируемую в соответствии с государственной и ведомственной статистической отчетностью в случае, если она не размещена на официальном сайте организации.

В отношении инвалидов действует еще и Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24. По поводу обратной силы закона Вы не правы. Согласно ст.

Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом. Социальные услуги предоставляются их получателям в форме социального обслуживания на дому, или в полустационарной форме, или в стационарной форме — ст. Конкретные и общие виды социальных услуг перечислены в ст. Обязательный приход выезд на дом терапевта или иного врача сюда не входит. Это медицинское обслуживание в рамках ОМС, а не социальное.

А Вы все сгребли в одну кучу. В соответствии со ст.

Федеральный закон от 28.12.2013 № 442-ФЗ

Федеральный закон Российской Федерации от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан Российской Федерации» — нормативный акт, регулирующий деятельность государства и негосударственных организаций. В Российской Федерации закон о социальном обслуживании включает в себя следующие понятия: услуга — это конкретное действие, представляющее собой регулярную, периодическую или разовую помощь. 1. Настоящий Федеральный закон устанавливает: 1) правовые, организационные и экономические основы социального обслуживания граждан в Российской Федерации.

Система и порядок предоставления социального обслуживания с 2015 года существенно изменились

Определены основания для признания граждан нуждающимися в социальном обслуживании. Это наличие обстоятельств, которые ухудшают или могут ухудшить условия жизнедеятельности лица. В законе не содержится понятие "трудная жизненная ситуация", как это было установлено ранее Законом 1995 г. Вместо этого четко установлены обстоятельства, при наличии которых граждане признаются нуждающимися в социальном обслуживании ст. Основанием для предоставления соц. При поступлении заявления уполномоченный орган субъекта Российской Федерации принимает решение о признании гражданина нуждающимся в социальном обслуживании либо об отказе в социальном обслуживании в течение пяти рабочих дней с даты подачи заявления. О принятом решении заявитель должен быть проинформирован в письменной или электронной форме. Решение об оказании срочных социальных услуг принимается немедленно. Решение об отказе в социальном обслуживании может быть обжаловано только в судебном порядке, так как порядок административного обжалования законом по сути не предусмотрен. В законе сделан акцент на профилактику нуждаемости граждан в соц.

В соответствии со ст. В этом существенное отличие от закона от 2 августа 1995 г. N 122-ФЗ "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов", где не оговаривалось вечернее время, что приводило к сильному ограничению времени посещений администрациями социальных учреждений. Закрепляется принцип осуществления соц. Последние могут предоставляться, как и раньше, в стационаре, полустационарных условиях и на дому. Предусмотрена разработка индивидуальной программы оказания соц. Это одна из новелл закона. Индивидуальная программа является документом, в котором указаны форма социального обслуживания, виды, объем, периодичность, условия, сроки предоставления социальных услуг, перечень рекомендуемых поставщиков социальных услуг, а также мероприятия по социальному сопровождению статья 16. Индивидуальная программа составляется исходя из потребности конкретного гражданина в социальных услугах, пересматривается в зависимости от изменения этой потребности, но не реже чем раз в три года.

Пересмотр индивидуальной программы осуществляется с учетом результатов реализованной индивидуальной программы. Индивидуальная программа для гражданина или его законного представителя имеет рекомендательный характер, для поставщика социальных услуг - обязательный характер. Так же, как и в старом законе, ограничивается предельный размер платы за соц. При этом закреплено, что новые условия предоставления соц. В том числе это не должно привести и к повышению платы за услуги для указанных лиц. В законе предусмотрено, что в случае изменения места жительства получателя социальных услуг индивидуальная программа, составленная по прежнему месту жительства, сохраняет свое действие, но в объеме перечня социальных услуг, установленного в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства. Это в определенной мере важная норма, так как она хоть как-то регулирует ситуацию в случаях перемены места жительства за пределы субъекта — региона получателя соц. Хотя трудно ее назвать достаточной из-за слишком большого разрыва в уровне жизни в разных регионах РФ. Вводится понятие «социальное сопровождение», которое понимается как оказание гражданам при необходимости содействия в получении необходимой медицинской, психологической, педагогической, юридической, социальной помощи.

Социальное сопровождение осуществляется путем привлечения организаций, предоставляющих такую помощь, на основе межведомственного взаимодействия в соответствии со статьей 28 настоящего Федерального закона. Мероприятия по социальному сопровождению отражаются в индивидуальной программе и в порядке межведомственного взаимодействия осуществляются на основе регламента межведомственного взаимодействия, определяющего содержание и порядок действий органов государственной власти субъекта Российской Федерации. Исходя из положения вышеприведенной статьи, можно сделать вывод о том, что система социального сопровождения в законе не имеет четкого регулирования. Уже на данном этапе среди работников социальных служб высказываются мнения о том, что это сильно сужает понятие социального сопровождения вплоть до простой выдачи направления или информации, где осуществляется предоставление необходимой получателю услуг социальной помощи. При предоставлении социальных услуг теперь необходимо заключение соответствующего договора о предоставлении социальных услуг, заключаемого между поставщиком социальных услуг и гражданином или его законным представителем в течение суток с даты представления индивидуальной программы поставщику социальных услуг.

Решение об оказании срочных социальных услуг принимается немедленно. Решение об отказе в социальном обслуживании может быть обжаловано в судебном порядке.

С учетом оснований, по которым гражданин признается нуждающимся в социальном обслуживании, орган государственной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный на осуществление функций в области социального обслуживания, определяет индивидуальную потребность в социальных услугах и составляет индивидуальную программу предоставления социальных услуг. Также Законом определяются новые условия предоставления социальных услуг на бесплатной и платной основе, а также категории граждан, которым социальные услуги предоставляются бесплатно и за плату на дому, в полустационарных и стационарных условиях. По ранее действовавшему законодательству граждане, имеющие доход ниже прожиточного минимума, имели право на бесплатное получение социальных услуг. Новым законом предполагается, что порог отсечения будет на уровне полутора прожиточных минимумов. Это увеличит количество людей, имеющих право на получение бесплатных социальных услуг, в том числе инвалидов, семей, в которых ребенок - инвалид. Законом вводятся новые понятия "получатель социальных услуг", "поставщик социальных услуг", "профилактика обстоятельств, обусловливающих нуждаемость в социальном обслуживании", при этом в Законе не содержится понятие "трудная жизненная ситуация", ранее предусмотренное Федеральным законом от 10 декабря 1995 г. Вместо этого четко установлены обстоятельства, при наличии которых граждане признаются нуждающимися в социальном обслуживании. К числу таких обстоятельств относятся, например, полная или частичная утрата способности либо возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, обеспечивать основные жизненные потребности в силу заболевания, травмы, возраста или наличия инвалидности и другие. Федеральный закон содержит также нормы, направленные на формирование рынка социальных услуг. В сферу социального обслуживания будут привлекаться коммерческие и некоммерческие организации, которым будет оказываться поддержка со стороны государства.

Далее заключается Договор на предоставление социальных услуг между Получателем и Поставщиком услуги в течение суток с даты представления Поставщику индивидуальной программы. Напомним, что мы осветили только основные положения, вызывающие наибольшее количество вопросов и требующие разъяснений. Полный текст смотрите в Федеральном законе от 28 декабря 2013 г. Если у вас возникают вопросы, всегда ждем их по бесплатному номеру 8 800 500-63- 10 или по электронному адресу ekhudenko list.

442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в РФ»

Закон о социальном обслуживании населения Также законом устанавливается предельный размер платы за социальные услуги. Предусмотрено создание информационных ресурсов в сфере социального обслуживания – реестра поставщиков социальных услуг и регистра получателей социальных услуг.
Защита документов • Принят Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации Федеральный закон от 28.12.2013 №442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации»; • вступил в силу 1 января 2015 года.
Система и порядок предоставления социального обслуживания с года существенно изменились Федеральный закон 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в РФ». Единая справочная служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы: 8 (495) 870-44-44 (круглосуточно).
Федеральный закон от № ФЗ | Редакция действует с 1 января | Главбух С 1 января 2015 года вступил в силу Федеральный закон от 28 декабря 2013 года № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» (далее – Закон).
Социальная защита Законом определяются условия предоставления социальных услуг на бесплатной и платной основе, а также категории граждан, которым социальные услуги предоставляются бесплатно и за плату на дому, в полустационарных и стационарных условиях.

О новом законе об основах социального обслуживания в РФ

3) координация деятельности поставщиков социальных услуг, общественных организаций и иных организаций, осуществляющих деятельность в сфере социального обслуживания, в субъекте Российской Федерации. 1. Бесплатное социальное обслуживание в государственной системе социальных служб в объемах, определенных государственными стандартами социального обслуживания, предоставляется. Каким путем осуществляется социальное сопровождение? Чем регулируется межведомственное взаимодействие при организации социального обслуживания? Что определяет регламент межведомственного взаимодействия? Так, предусматривалось, что названный Закон в соответствии с Конституцией РФ, общепризнанными принципами и нормами международного права устанавливает основы правового регулирования в области социального обслуживания населения в России.

Деятельность

  • Microsoft Forefront TMG
  • Разъяснения по ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в РФ»
  • Вопросы оплаты стационарного социального обслуживания граждан
  • Разъяснения по ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в РФ»
  • Федеральный закон от № ФЗ — Викитека
  • Разъяснения по ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в РФ»

Закон о социальном обслуживании населения

По её же информации, в обсуждении закона приняли участие сотни людей — представителей экспертного сообщества, общественных организаций, социальных работников [4] , но некоторые высказали сомнения, что законопроект должным образом прошёл общественное слушание [5]. Законопроект был внесён в Государственную Думу в марте 2013 года и был предложен на рассмотрение депутатам членами Комитета по труду, социальной политике и делам ветеранов. После первого чтения, проект отправили на доработку. Депутаты сочли, что в документе содержится слишком много слов об условиях платного оказания социальных услуг [6]. В декабре 2013 года Комитет Совета Федерации по социальной политике предлагал внести поправки в закон ко второму чтению, которые официально ввели бы в России понятия социального предпринимательства и социального предпринимателя. Но поправки не были приняты [7]. Основные положения закона[ править править код ] Новым законом официально разрешили привлекать в сферу социального обслуживания коммерческие и некоммерческие организации. При этом государство обязалось помогать им. В 2015 году из федерального бюджета выделили 168,5 миллионов рублей на субсидирование частных социальных инициатив [3]. Галина Карелова одной из форм поддержки назвала проведение форума социальных инноваций [8].

Весь документ Статья 15. Признание гражданина нуждающимся в социальном обслуживании 1. Уполномоченный орган субъекта Российской Федерации или уполномоченная организация принимают решение о признании гражданина нуждающимся в социальном обслуживании либо об отказе в социальном обслуживании в течение пяти рабочих дней с даты подачи заявления.

Предоставление социальных услуг и отказ от них возможны только с учетом волеизъявления получателя. Законом уточняется содержание ряда основных понятий, применяемых в сфере социального обслуживания: 1. В Законе не содержится понятия «трудная жизненная ситуация», ранее предусмотренного Федеральным законом от 10 декабря 1995 г. К числу таких обстоятельств относятся, в частности: 1. Закон предполагает индивидуальный подход к установлению получателям необходимых им социальных услуг исходя из потребности гражданина в социальных услугах. Индивидуальная программа носит для гражданина рекомендательный характер, а для поставщика социальных услуг обязательный характер.

Глава 3. Права и обязанности получателей социальных услуг Статья 9. Статья 10. Обязанности получателей социальных услуг Получатели социальных услуг обязаны: 1 предоставлять в соответствии с нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации сведения и документы, необходимые для предоставления социальных услуг; 2 своевременно информировать поставщиков социальных услуг об изменении обстоятельств, обусловливающих потребность в предоставлении социальных услуг; 3 соблюдать условия договора о предоставлении социальных услуг, заключенного с поставщиком социальных услуг, в том числе своевременно и в полном объеме оплачивать стоимость предоставленных социальных услуг при их предоставлении за плату или частичную плату. Глава 4. Права, обязанности и информационная открытость поставщиков социальных услуг Статья 11. Права поставщиков социальных услуг 1. Поставщики социальных услуг имеют право: 1 запрашивать соответствующие органы государственной власти, а также органы местного самоуправления и получать от указанных органов информацию, необходимую для организации социального обслуживания; 2 отказать в предоставлении социальной услуги получателю социальных услуг в случае нарушения им условий договора о предоставлении социальных услуг, заключенного с получателем социальных услуг или его законным представителем, а также в случае, предусмотренном частью 3 статьи 18 настоящего Федерального закона; 3 быть включенными в реестр поставщиков социальных услуг субъекта Российской Федерации; 4 получать в течение двух рабочих дней информацию о включении их в перечень рекомендуемых поставщиков социальных услуг. Поставщики социальных услуг вправе предоставлять гражданам по их желанию, выраженному в письменной или электронной форме, дополнительные социальные услуги за плату.

Социальное обслуживание по новым правилам.

Составленная индивидуальная программа предоставления социальных услуг пересматривается в зависимости от изменения потребности гражданина в социальных услугах не реже чем раз в три года. В случае изменения места жительства получателя социальных услуг индивидуальная программа, составленная по прежнему месту жительства, сохраняет свое действие в объеме перечня социальных услуг, установленного в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства, до составления индивидуальной программы по новому месту жительства в сроки и в порядке, которые установлены статьей 16 Закона. Социальные услуги предоставляются на основании договора, заключаемого между поставщиком социальных услуг и гражданином либо его законным представителем, на основании индивидуальной программы предоставления социальных услуг в суточный срок с даты представления индивидуальной программы предоставления социальных услуг поставщику социальных услуг статья 17 Закона. В договоре определяются предоставляемые социальные услуги, перечисленные в индивидуальной программе предоставления социальных услуг, их стоимость в случае, если они предоставляются за плату частичную плату. Форма договора также утверждается Минтрудом России статья 7 Закона. Поставщики обязаны предоставлять социальные услуги в соответствии с индивидуальной программой и условиями договора, а также порядком предоставления социальной услуги статья 12 Закона. В субъектах Российской Федерации формируются и ведутся реестр поставщиков социальных услуг и регистр получателей социальных услуг статьи 24-26 Закона. Реестр поставщиков социальных услуг размещается в открытом доступе на официальном сайте уполномоченного органа государственной власти субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации. Рекомендации по формированию и ведению реестра поставщиков социальных услуг и регистра получателей социальных услуг утверждаются Минтрудом России статья 7 Закона. Также Законом определяются условия предоставления социальных услуг на бесплатной и платной основе, а также категории граждан, которым социальные услуги предоставляются бесплатно и за плату на дому, в полустационарных и стационарных условиях. Социальные услуги предоставляются бесплатно, если на дату обращения среднедушевой доход получателя социальных услуг, рассчитанный в соответствии нормативными правовыми актами Российской Федерации, ниже, либо равен предельной величине среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг бесплатно, установленной законом субъекта Российской Федерации.

Пересмотр индивидуальной программы осуществляется с учетом результатов реализованной индивидуальной программы. Индивидуальная программа для гражданина или его законного представителя имеет рекомендательный характер, для поставщика социальных услуг - обязательный характер. Так же, как и в старом законе, ограничивается предельный размер платы за соц. При этом закреплено, что новые условия предоставления соц. В том числе это не должно привести и к повышению платы за услуги для указанных лиц. В законе предусмотрено, что в случае изменения места жительства получателя социальных услуг индивидуальная программа, составленная по прежнему месту жительства, сохраняет свое действие, но в объеме перечня социальных услуг, установленного в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства. Это в определенной мере важная норма, так как она хоть как-то регулирует ситуацию в случаях перемены места жительства за пределы субъекта — региона получателя соц. Хотя трудно ее назвать достаточной из-за слишком большого разрыва в уровне жизни в разных регионах РФ. Вводится понятие «социальное сопровождение», которое понимается как оказание гражданам при необходимости содействия в получении необходимой медицинской, психологической, педагогической, юридической, социальной помощи.

Социальное сопровождение осуществляется путем привлечения организаций, предоставляющих такую помощь, на основе межведомственного взаимодействия в соответствии со статьей 28 настоящего Федерального закона. Мероприятия по социальному сопровождению отражаются в индивидуальной программе и в порядке межведомственного взаимодействия осуществляются на основе регламента межведомственного взаимодействия, определяющего содержание и порядок действий органов государственной власти субъекта Российской Федерации. Исходя из положения вышеприведенной статьи, можно сделать вывод о том, что система социального сопровождения в законе не имеет четкого регулирования. Уже на данном этапе среди работников социальных служб высказываются мнения о том, что это сильно сужает понятие социального сопровождения вплоть до простой выдачи направления или информации, где осуществляется предоставление необходимой получателю услуг социальной помощи. При предоставлении социальных услуг теперь необходимо заключение соответствующего договора о предоставлении социальных услуг, заключаемого между поставщиком социальных услуг и гражданином или его законным представителем в течение суток с даты представления индивидуальной программы поставщику социальных услуг. Статья 17 Существенными условиями договора о предоставлении социальных услуг являются положения, определенные индивидуальной программой, а также стоимость социальных услуг в случае, если они предоставляются за плату или частичную плату. Без составления договора могут оказываться только срочные социальные услуги.

Бесплатное социальное обслуживание в государственной системе социальных служб осуществляется по основаниям, предусмотренным статьей 16 настоящего Федерального закона. Порядок предоставления бесплатного социального обслуживания определяется органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Платные социальные услуги в государственной системе социальных служб оказываются в порядке, установленном органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Условия и порядок оплаты социальных услуг в социальных службах иных форм собственности устанавливаются ими самостоятельно. Статья 16. Основания для бесплатного социального обслуживания в государственной системе социальных служб 1. Бесплатное социальное обслуживание в государственной системе социальных служб в объемах, определенных государственными стандартами социального обслуживания, предоставляется: 1 гражданам, не способным к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, инвалидностью, не имеющим родственников, которые могут обеспечить им помощь и уход, - если среднедушевой доход этих граждан ниже прожиточного минимума, установленного для субъекта Российской Федерации, в котором они проживают; в ред. Глава III. Учреждения и предприятия социального обслуживания 1. Учреждениями социального обслуживания независимо от форм собственности являются: 1 комплексные центры социального обслуживания населения; 2 территориальные центры социальной помощи семье и детям; 3 центры социального обслуживания; 4 социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних; 5 центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей; 6 социальные приюты для детей и подростков; 7 центры психолого-педагогической помощи населению; 8 центры экстренной психологической помощи по телефону; 9 центры отделения социальной помощи на дому; 10 дома ночного пребывания; 11 специальные дома для одиноких престарелых; 12 стационарные учреждения социального обслуживания дома-интернаты для престарелых и инвалидов, психоневрологические интернаты , детские дома-интернаты для умственно отсталых детей, дома-интернаты для детей с физическими недостатками ; 13 геронтологические центры; 14 иные учреждения, предоставляющие социальные услуги. К предприятиям социального обслуживания относятся предприятия, оказывающие населению социальные услуги. Порядок создания, деятельности, реорганизации и ликвидации учреждений и предприятий социального обслуживания независимо от форм собственности регулируется гражданским законодательством Российской Федерации. Статья 18. Статья 19. Управление социальным обслуживанием 1. Управление государственной системой социальных служб осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с их полномочиями. Управление социальными службами иных форм собственности осуществляется в порядке, определяемом их уставами либо иными учредительными документами. Научно-методическое обеспечение социальных служб осуществляются в порядке , определяемом уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Федеральных законов от 22. Полномочия федеральных органов государственной власти в области социального обслуживания К полномочиям федеральных органов государственной власти относятся: 1 установление основ федеральной политики в области социального обслуживания; 2 принятие федеральных законов в области социального обслуживания и контроль за их исполнением; 3 - 4 утратили силу. Статья 21. Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области социального обслуживания в ред.

Это наличие обстоятельств, которые ухудшают или могут ухудшить условия жизнедеятельности лица. Основанием для предоставления соцобслуживания может быть заявление как самого гражданина, так и его законного представителя, иных лиц, органов и общественных объединений. Особый упор сделан на профилактику нуждаемости граждан в соцобслуживании. Вводится социальное сопровождение. То есть гражданам при необходимости могут оказать содействие в получении необходимой медицинской, психологической, педагогической, юридической, социальной помощи. Закрепляется принцип осуществления соцобслуживания исходя из индивидуальной нуждаемости в соцуслугах. Последние могут предоставляться в стационаре, полустационарных условиях и на дому. Предусмотрена разработка индивидуальной программы оказания соцуслуг. В неотложных случаях могут оказываться срочные социальные услуги обеспечение бесплатным питанием, одеждой и предметами первой необходимости, содействие в получении временного жилья, юридической и экстренной психологической помощи и др.

Система и порядок предоставления социального обслуживания с 2015 года существенно изменились

О социальном обслуживании граждан 2. Уполномоченный орган субъекта Российской Федерации или уполномоченная организация принимают решение о признании гражданина нуждающимся в социальном обслуживании либо об отказе в социальном обслуживании в течение пяти рабочих дней с даты подачи заявления.
Федеральный закон от № ФЗ | Редакция действует с 1 января | Юрист компании Информация по Федеральному закону от 28 декабря 2013 г. № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации».
Microsoft Forefront TMG Предоставление стационарного социального обслуживания с круглосуточным проживанием в организации социального обслуживания будет осуществляться за полную или частичную плату, составляющую не более 75% среднедушевого дохода получателя социальных услуг.
№ 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан РФ» от 01.01.2015 г Нормативно-правовые акты, регулирующие вопросы по социальному обслуживанию. Федеральный закон РФ от 28.12.2013 № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» (в редакции Федеральных законов).

№ 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан РФ» от 01.01.2015 г

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации С изменениями на 25 декабря 2023 года Документ с изменениями, внесенными: Федеральным законом от 21 июля 2014 года № 256-ФЗ. Каким путем осуществляется социальное сопровождение? Чем регулируется межведомственное взаимодействие при организации социального обслуживания? Что определяет регламент межведомственного взаимодействия? С 01 января 2015 г. вступает в силу Федеральный закон от 28 декабря 2013 года № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации». С 1 января 2015 года вступил в силу Федеральный закон от 28 декабря 2013 года № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» (далее – Закон).

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий