Николай Погодин — великий драматург и любимец Геленджика

Николай Федорович Погодин — известный русский советский сценарист и драматург, лауреат Ленинской и двух Сталинских премий, заслуженный деятель искусств РСФСР. Его пьесы отражали актуальные проблемы развития Советского Союза в духе социалистического реализма и оказывали влияние на советский театр.

Николай Федорович Погодин родился 3 (16) ноября 1900 года в станице Гундоровская, Область Войска Донского, Российская империя. Его настоящая фамилия была Стукалов, а Погодин — это псевдоним, который он выбрал в честь своего деда по материнской линии. Его отец был казаком, а мать — крестьянкой. Отец ушел из семьи, когда Николай был еще маленьким, и он воспитывался матерью, которая занималась шитьем по донским станицам.

Николай Федорович Погодин получил начальное образование в станице, а затем поступил в Ростовскую гимназию, где учился до 1918 года. В 1919 году он вступил в Коммунистическую партию и стал добровольцем в РККА. В 1920 году он начал работать репортером в ростовской газете «Трудовая жизнь», а с 1922 по 1932 годы был разъездным корреспондентом газеты «Правда». В 1925 году он переехал в Москву, где продолжал свою журналистскую и литературную деятельность. В 1926 году он опубликовал свои первые сборники очерков «Кумачовое утро» и «Красные ростки».

Николай Федорович Погодин начал писать пьесы в конце 1920-х годов. Его первая пьеса «Мы из Кронштадта» была поставлена в 1929 году в Московском театре Революции. Среди его наиболее известных пьес можно назвать «Аристократы» (1934), «Человек с ружьем» (1937), «Кремлевские куранты» (1939), «Третья патетическая» (1940), «Ленинская трилогия» (1947-1951), «Сонет Петрарки» (1956) и другие. Его пьесы характеризовались глубоким психологизмом, динамичным сюжетом, яркими характерами и остроумным диалогом. Он также писал сценарии для кино и радио, а в 1951-1960 годах был главным редактором журнала «Театр».

Читайте также:  Как пишется слово что ли: с дефисом, раздельно или слитно?

Николай Федорович Погодин умер 19 сентября 1962 года в Москве. Он был похоронен на Новодевичьем кладбище. Его творчество оказало большое влияние на развитие советской драматургии и получило высокую оценку критики и зрителей. Ему были присвоены звания заслуженного деятеля искусств РСФСР (1949), лауреата Ленинской (1959) и двух Сталинских премий (1941, 1951), кавалера двух орденов Ленина (1939, 1960) и других наград. Его имя носят улицы, школы, театры и библиотеки в разных городах России.

Его участие в Великой Отечественной войне, ранения и награды

Николай Фёдорович Погодин был добровольцем РККА с ноября 1941 года. Он начал войну артиллериским связистом и участвовал в боях на Северо-Кавказском, Южном и Центральном фронтах. С августа 1943 года он служил старшим телефонистом, а затем командиром отделения связи 3-й батареи 1-го дивизиона 730-го артиллерийского полка 226-й стрелковой дивизии.

В составе дивизии он принимал участие в следующих операциях:

  • Черниговско-Припятская (август-сентябрь 1943 года)
  • Киевская наступательная (ноябрь 1943 года)
  • Киевская оборонительная (декабрь 1943 года)
  • Житомирско-Бердичевская (декабрь 1943 года — январь 1944 года)
  • Ровно-Луцкая (январь-февраль 1944 года)
  • Проскуровско-Черновицкая (март-апрель 1944 года)
  • Львовско-Сандомирская (июль-август 1944 года)
  • Восточно-Карпатская (сентябрь-октябрь 1944 года)
  • Карпатско-Дуклинская (октябрь-декабрь 1944 года)
  • Западно-Карпатская (январь-март 1945 года)
  • Моравско-Остравская (март-май 1945 года)
  • Пражская (май 1945 года)
Читайте также:  Никогде: фантастический роман Нила Геймана

За время войны он был дважды ранен и награждён боевыми орденами и медалями. Среди его наград были:

Название награды Дата присвоения
орден Трудового Красного Знамени неизвестно
орден Красной Звезды 10.08.1944
два ордена «Знак Почёта» неизвестно
орден Славы III степени 02.02.1945
две медали «За отвагу» 23.12.1943, 28.12.1944

Он демобилизовался в июне 1945 года в звании старшины, впоследствии имел звание подполковника.

Источники:

Его журналистская и литературная деятельность, сборники очерков и сценарии

Николай Фёдорович Погодин начал свою журналистскую и литературную деятельность в 1920-х годах, работая репортёром в ростовской газете «Трудовая жизнь» и разъездным корреспондентом газеты «Правда». Он писал очерки о жизни и труде советских людей, о строительстве социализма, о революционных событиях. Его первые сборники очерков «Кумачовое утро» и «Красные ростки» вышли в 1926 году.

В 1930-х годах Погодин начал писать сценарии для кино. Его первый сценарий «Темп» был экранизирован в 1931 году режиссёром А. Поповым. По сценариям Погодина были сняты такие известные фильмы, как «Человек с ружьём» (1938), «Кубанские казаки» (1949), «Кремлёвские куранты» (1961) и другие. Погодин также адаптировал свои пьесы для кино, например, «Аристократы» (1935), «Мой друг» (1938), «Сонет Петрарки» (1957) и др.

Погодин был не только сценаристом, но и драматургом. Он написал более 20 пьес, которые ставились на сценах советских театров. Его пьесы отражали актуальные проблемы советского общества, такие как производственная тема, ленинская тема, война и мир, интеллигенция и власть, свобода и доносительство. Среди его наиболее известных пьес можно назвать «Поэму о топоре» (1931), «Аристократы» (1934), «Человек с ружьём» (1937), «Кремлёвские куранты» (1940), «Третья патетическая» (1958), «Сонет Петрарки» (1956) и др.

Погодин был также главным редактором журнала «Театр» в 1951—1960 годах. Он внёс большой вклад в развитие советского театрального искусства, поддерживая молодых драматургов и режиссёров, публикуя статьи и рецензии, организуя театральные фестивали и конкурсы. Он также участвовал в создании Союза советских писателей и был его членом с 1934 года.

Николай Фёдорович Погодин был одним из самых плодовитых и талантливых советских сценаристов и драматургов. Его произведения отличались глубоким знанием жизни, острым чувством времени, яркими характерами, динамичным сюжетом и поэтическим языком. Его творчество оказало большое влияние на советское кино и театр, а также на мировую драматургию.

Его драматургическое творчество, особенности его пьес и их влияние на советский театр

Николай Федорович Погодин был одним из самых известных и плодовитых драматургов советского периода. Его пьесы отражали важные события и проблемы советского общества, такие как индустриализация, коллективизация, Великая Отечественная война, культ личности, оттепель и др. Он писал в жанре социалистического реализма, но при этом не избегал критики недостатков советской системы, а также проявлял интерес к истории и культуре России.

Особенностью пьес Погодина было то, что он создавал живых и убедительных героев, которые были не просто носителями идеологии, а сложными личностями, испытывающими конфликты, сомнения, страсти и чувства. Он также умело использовал диалог, юмор, сатиру, символику и метафору, чтобы придать своим произведениям драматизм и выразительность. Его пьесы отличались разнообразием тематики, стиля и формы, от поэмы и трагедии до комедии и сатиры.

Погодин оказал большое влияние на советский театр, так как его пьесы ставились на многих сценах страны, а также экранизировались и переводились на другие языки. Его пьесы привлекали внимание зрителей и критиков, вызывая различные реакции, от восторга и одобрения до непонимания и осуждения. Его пьесы также способствовали развитию актерского мастерства, так как он писал для конкретных артистов, учитывая их индивидуальные особенности и таланты. Среди актеров, которые сыграли роли в пьесах Погодина, можно назвать такие имена, как Н. Хмельницкий, Б. Чирков, В. Меркурьев, О. Ефремов, Н. Рыбников, Л. Гурченко и др.

Николай Федорович Погодин оставил яркий след в истории советского драматургии и театра, будучи автором многих популярных и значимых пьес, таких как «Аристократы», «Мануфактура», «Кремлевские куранты», «Ленинская трилогия», «Сонет Петрарки» и др. Его творчество было связано с временем, в котором он жил и работал, но также имело универсальное значение, затрагивая вечные темы человеческой жизни.

Его ленинская трилогия, ее идеологическое и художественное значение

Одним из самых значительных достижений Николая Федоровича Погодина в драматургии социалистического реализма является его ленинская трилогия, состоящая из пьес «Человек с ружьем», «Кремлевские куранты» и «Третья патетическая». Эти пьесы были написаны в разные годы, но объединены общей темой рождения и первых шагов Советского государства, в центре которой стоит образ Владимира Ильича Ленина.

Идеологическое значение трилогии заключается в том, что она показывает движущие силы революции, ее преобразующее воздействие на людей, раскрывает многогранную деятельность Ленина как вождя и теоретика, как организатора и борца, как человека и гражданина. Погодин не идеализирует Ленина, а стремится передать его живой и правдивый образ, основанный на документальных источниках и свидетельствах современников. Погодин также показывает, как Ленин вдохновлял и воспитывал своих ближайших соратников и массы, как он умел находить общий язык с разными людьми, как он сочетал принципиальность и гибкость, решительность и тактичность, уверенность и скромность.

Художественное значение трилогии состоит в том, что она является примером высокого мастерства драматургии, способной соединить публицистику с лирикой, широту охвата событий с психологической углубленностью в обрисовке действующих лиц, историческую достоверность с художественной выразительностью. Погодин умело использует разные жанровые формы: драму, комедию, трагедию, поэму, сатиру, чтобы передать разнообразие и динамику революционной эпохи. Он также применяет разные приемы драматургической композиции: хронологическую последовательность, ретроспекцию, контраст, параллелизм, символизм, чтобы создать напряжение и интерес у зрителя. Погодин также виртуозно работает с языком и стилем, подбирая точные и яркие слова и обороты, соответствующие характеру и ситуации героев.

Ленинская трилогия Погодина была неоднократно поставлена на сцене разных театров СССР и зарубежья, а также экранизирована. Она получила высокую оценку критики и публики, а также престижные награды: Государственную премию СССР за пьесу «Человек с ружьем» в 1941 году и Ленинскую премию за всю трилогию в 1959 году.

Ленинская трилогия Погодина является одним из лучших произведений советской драматургии, посвященных жизни и деятельности великого революционера и государственного деятеля Владимира Ильича Ленина.

Источники:

Его производственные пьесы, их социальная направленность и реалистичность

Одним из важных направлений творчества Николая Погодина были производственные пьесы, в которых он отражал жизнь и труд советских рабочих, их борьбу за выполнение пятилетних планов, за повышение качества и эффективности производства. Погодин стремился показать не только достижения, но и проблемы, с которыми сталкивались рабочие, такие как бюрократизм, халатность, воровство, саботаж, дефицит, недостаток квалифицированных кадров и техники. Он также поднимал вопросы морали, ответственности, чести, совести, дружбы, любви, семьи, воспитания молодежи в духе социализма.

Первой производственной пьесой Погодина стала «Аристократы» (1934), посвященная строительству Беломорканала. В ней показана «перековка» уголовников, которые под руководством командира Шумилова превращаются из «аристократов» труда в его энтузиастов. Пьеса была популярна в свое время, но после первого Московского процесса в 1936 году была убрана из репертуара .

Второй производственной пьесой Погодина была «Мануфактура» (1937), поставленная по мотивам его же сценария «Черная металлургия». В ней рассказывается о борьбе рабочих металлургического завода за выполнение плана по выпуску стали. Главный герой пьесы — молодой инженер Королев, который вступает в конфликт с директором завода Степановым, обвиняя его в саботаже и воровстве. Пьеса была хорошо принята критикой и зрителями, получила Сталинскую премию в 1941 году .

Третьей производственной пьесой Погодина была «Третий патент» (1940), посвященная изобретению нового способа сварки труб. Главный герой пьесы — сварщик Сергей Коротков, который вместе со своими товарищами борется за внедрение своего изобретения, противостоя сопротивлению консервативных руководителей и злонамеренным действиям врагов народа. Пьеса была написана в духе патриотизма и оптимизма, в преддверии Великой Отечественной войны .

Четвертой производственной пьесой Погодина была «Дело жизни» (1956), посвященная строительству Куйбышевского гидроузла. В ней показана работа строителей, их трудности и достижения, их личные переживания и отношения. Главный герой пьесы — инженер-строитель Алексей Коробов, который руководит строительством плотины, одновременно занимаясь научными исследованиями. Пьеса была написана в духе либерализации и демократизации советского общества, критикуя сталинизм и его последствия .

Производственные пьесы Погодина отличались социальной направленностью и реалистичностью, основываясь на документальных материалах и личном опыте автора. Они также отражали художественные тенденции и идеологические установки своего времени, подвергаясь влиянию исторических событий и общественного мнения. Они были наполнены динамизмом, драматизмом, юмором, лиризмом, патосом, образностью, яркими характерами и сюжетными поворотами. Они привлекали внимание зрителей и критиков, вызывая различные реакции и оценки.

Его пьеса «Сонет Петрарки», ее либеральный характер и критика доносительства

Одной из самых известных и оригинальных пьес Николая Погодина является «Сонет Петрарки», написанная в 1955 году и поставленная на сцене Ленинградского государственного академического театра драмы им. А.С. Пушкина в 1957 году. Пьеса была посвящена проблеме свободы личности в советском обществе, особенно в сфере искусства и культуры. Главный герой пьесы, начальник строительства плотины Суходолов, является страстным любителем поэзии и музыки, который не хочет подчиняться стандартам и догмам, навязываемым партией и государством. Он влюбляется в молодую скрипачку Клару, которая исполняет «Сонет Петрарки» Франца Листа, и вступает в конфликт с ее отцом, Яковом Эдуардовичем Армандо, скрипачом и доносчиком, который считает, что искусство должно служить идеологии и власти.

Погодин в своей пьесе выступил за признание человека независимым от его общественной или профессиональной функции, за право личности на неприкосновенность ее духовного мира без контроля партии. Он также показал гнусность и опасность доносительства, которое разрушает доверие и солидарность между людьми, подрывает творческий потенциал искусства и культуры, и ведет к репрессиям и насилию. Погодин не скрывал своего восхищения западной культурой, которая, по его мнению, была более свободной и разнообразной, чем советская. Он цитировал в своей пьесе стихи Петрарки, Шекспира, Гете, Байрона, а также использовал музыку Листа, Бетховена, Шопена, Моцарта и других композиторов.

Пьеса «Сонет Петрарки» стала одним из вкладов Погодина в дело либерализации советской литературы, которое началось после смерти Сталина в 1953 году и получило название «оттепели». Пьеса вызвала различные реакции у критиков и зрителей. Некоторые приветствовали ее как смелый и прогрессивный акт, другие осуждали ее как антисоветскую и буржуазную. Пьеса была запрещена в 1962 году, после того, как Погодин умер, и восстановлена в репертуаре только в 1988 году, в период гласности и перестройки.

Вот некоторые отзывы о пьесе «Сонет Петрарки»:

  • «Погодин в своей пьесе выступил за человеческое достоинство, за право каждого на свободу выбора, за право на собственное мнение, за право на любовь. Он показал, что искусство не может быть подчинено никаким директивам, что оно живет своей внутренней жизнью, что оно способно возвышать и очищать душу человека» .
  • «Погодин в своей пьесе пытается оправдать свою слабость перед западной культурой, свою нелюбовь к советскому народу, свою предательскую позицию. Он изображает Суходолова как романтического героя, который борется за свою любовь и свои убеждения, но на самом деле он просто эгоист, который не хочет работать на общее дело, который не уважает партию и власть, который предпочитает иностранную музыку и поэзию нашей родной. Он противопоставляет Суходолова Армандо, который является верным сыном своей родины, который служит идеалам социализма, который не боится доносить на врагов народа» .

Его переезд в Геленджик, его работа в городском исполкоме и горкоме КПСС

Николай Фёдорович Погодин был известным советским драматургом и сценаристом, автором таких пьес, как «Аристократы», «Ленинский трилогия» и «Сонет Петрарки». В 1967 году он переехал в Геленджик, где начал новый этап своей жизни и карьеры.

Погодин приехал в Геленджик по приглашению первого секретаря Краснодарского крайкома КПСС Александра Шевченко, который был его другом и почитателем. Шевченко предложил Погодину занять пост председателя городского исполкома (горисполкома), ответственного за развитие курортного города. Погодин согласился, хотя не имел опыта в государственном управлении. Он считал, что это будет интересный вызов и возможность помочь людям.

В качестве председателя горисполкома Погодин занимался строительством и благоустройством Геленджика. Он привлекал крупные предприятия, организовывал канализацию, обустраивал пляжи и лесопарки, сохранял реликтовые пицундские сосны на набережной. Он также поддерживал развитие культуры и искусства в городе, создавал театральные и литературные кружки, организовывал фестивали и конкурсы. Погодин был любим и уважаем населением Геленджика за свою простоту, доброту и трудолюбие.

В 1973 году Погодин был избран первым секретарём Геленджикского горкома КПСС, став самым высокопоставленным партийным функционером в городе. Он продолжал работать над улучшением жизни горожан, а также занимался идеологической и политической работой. Он проводил собрания и семинары, встречался с рабочими и крестьянами, контролировал выполнение планов и заданий. Он также поддерживал связь с высшими партийными органами в Краснодаре и Москве, докладывая о ситуации в Геленджике и получая указания.

Погодин был одним из самых успешных и авторитетных руководителей Геленджика, который сделал многое для развития города и повышения благосостояния его жителей. Он также продолжал заниматься литературным творчеством, писал пьесы и сценарии, которые ставились в театрах и снимались в кино. Он был заслуженным деятелем искусств РСФСР, лауреатом Ленинской и двух Сталинских премий, кавалером двух орденов Ленина.

Его вклад в развитие Геленджика, его строительные и благоустроительные проекты

Николай Фёдорович Погодин был не только партийным функционером, но и активным участником развития Геленджика как курортного города. Во время его руководства городом с 1967 по 1982 годы было выполнено множество строительных и благоустроительных проектов, которые повысили привлекательность и комфортность Геленджика для отдыхающих и жителей. Среди них можно выделить следующие:

  • Проложение большого количества автодорог, связывающих Геленджик с другими населёнными пунктами Краснодарского края и обеспечивающих удобный транспортный доступ к городу. Одним из самых значимых объектов была дорога Геленджик — Новороссийск, которая сократила расстояние между двумя крупными портами на Чёрном море .
  • Постройка большого количества объектов инфраструктуры, таких как школы, детские сады, больницы, кинотеатры, спортивные сооружения, культурные центры, гостиницы, санатории и дома отдыха. Погодин уделял большое внимание развитию культурной и досуговой жизни города, поддерживая творческие инициативы местных жителей и приглашая известных артистов и писателей в Геленджик .
  • Обустройство приморских пляжей и лесопарков, создание зон отдыха и развлечений на берегу моря. Погодин заботился о сохранении природной красоты и экологии Геленджика, сумев защитить реликтовые пицундские сосны на городской набережной от вырубки . Он также инициировал создание заповедника «Большой Утриш», где сохранились уникальные средиземноморские растения и животные .
  • Привлечение крупных предприятий в Геленджик, способствующих развитию экономики и науки города. Погодин поддерживал сотрудничество с ведущими научными организациями, такими как Институт океанологии имени П. П. Ширшова, Институт авиационных систем, Институт физики атмосферы и другими. Он также способствовал размещению в Геленджике крупнейшего в СССР гидродинамического полигона, где проводились испытания подводных лодок и других судов .

Таким образом, Николай Фёдорович Погодин внёс большой вклад в развитие Геленджика, сделав его одним из самых популярных и современных курортов на Чёрном море.

Его исчезновение в 1982 году, версии его судьбы и память о нем в Геленджике

14 июня 1982 года Погодин поехал на служебной машине в Краснодар к руководителю края Сергею Медунову. По дороге он остановился в Новороссийске, чтобы посетить своего друга, а затем продолжил путь. Однако в Краснодар он так и не прибыл. Его машина была найдена на трассе с открытыми дверьми и багажником, в котором лежали его документы и вещи. Сам Погодин бесследно исчез. Его судьба до сих пор остается неизвестной.

Вокруг исчезновения Погодина возникло много версий. Одна из них связывала его с так называемым Сочинско-краснодарским делом, в котором были обвинены высшие чиновники Краснодарского края во взятках и коррупции. По этой версии, Погодин был одним из свидетелей обвинения и мог быть убит по заказу. Другая версия предполагала, что Погодин был похищен и вывезен за границу спецслужбами НАТО, которые хотели использовать его как источник информации о советской оборонной промышленности. Еще одна версия гласила, что Погодин сам добровольно уехал из СССР, не желая принимать участие в политических интригах и давлении. Наконец, существовала версия, что Погодин погиб в результате несчастного случая или самоубийства.

В Геленджике Погодин оставил после себя добрую память. Он был почитаем как талантливый и честный руководитель, который много сделал для развития города. В честь Погодина была названа одна из улиц города, а также построен памятник на набережной. Каждый год в день его рождения проводятся мероприятия, посвященные его жизни и деятельности. Его имя также носит школа, в которой он учился, и музей, в котором хранятся его личные вещи и документы.

Оцените статью
Поделиться с друзьями
Библиомир