Кто такой лама далай и почему он важен для мира?

Далай-лама — это духовный титул, который присваивается высшим ламам школы гелуг тибетского буддизма. По вере тибетцев, далай-ламы являются перевоплощениями бодхисаттвы сострадания Авалокитешвары, которая приходит в мир, чтобы помогать живым существам. Далай-ламы также были теократическими правителями Тибета с XVII по XX век, пока Китай не захватил эту страну. Сейчас далай-лама признается лидером тибетского народа и борется за его права и свободу.

История титула далай-лама началась в 1578 году, когда монгольский хан Алтан принял буддизм от тибетского ламы Сонама Гьяцо и дал ему имя далай-лама, что означает «океан мудрости» на монгольском языке. Сонама Гьяцо был третьим далай-ламой по счету, так как его два предшественника были посмертно признаны первым и вторым далай-ламами. Четвертый далай-лама был монголом по происхождению, а пятый далай-лама, Гьяцо, смог объединить Тибет под своим правлением с помощью монгольского хана Гуши. С тех пор далай-ламы стали главами тибетского государства и религии.

Далай-ламы избираются из числа детей, которые рождаются после смерти предыдущего далай-ламы. Монахи ищут признаки перевоплощения в виде снов, знамений и пророчеств. Когда находят несколько подходящих кандидатов, они проводят тесты, чтобы проверить их память и знания. Например, они предлагают ребенку выбрать из нескольких предметов те, которые принадлежали умершему далай-ламе. Если ребенок успешно проходит все испытания, он объявляется новым далай-ламой и отправляется в Лхасу, где он получает образование и посвящение.

Сейчас живет четырнадцатый далай-лама, который родился в 1935 году в провинции Амдо. Его имя при рождении было Лхамо Дхондруб, а позже он получил имя Тэнцзин Гьямцхо. Он был признан далай-ламой в 1937 году и возведен на престол в 1940 году. В 1950 году он стал политическим главой Тибета, когда Китай начал вторжение в его страну. В 1959 году он был вынужден бежать в Индию после неудачного восстания тибетцев против китайской оккупации. С тех пор он живет в изгнании в городе Дхарамсала, где он возглавлял правительство Тибета в изгнании до 2011 года, когда он передал свои полномочия избранному премьер-министру. Он продолжает быть духовным лидером тибетцев и защитником их интересов на международной арене. Он также известен как сторонник мира, ненасилия, экологии, межрелигиозного диалога и научного прогресса. За свою деятельность он получил множество наград, в том числе Нобелевскую премию мира в 1989 году.

Читайте также:  Валерий Абаджян: сокрушитель легенд и настоящий представитель великой страны

Вот краткая таблица с основными фактами о далай-ламах:

Номер Имя Годы жизни Особенности
1 Гендун Друп 1391-1474 Основатель монастыря Ташилхунпо, посмертно признан далай-ламой
2 Гендун Гьяцо 1475-1542 Расширил влияние школы гелуг, посмертно признан далай-ламой
3 Сонам Гьяцо 1543-1588 Первый, кто получил титул далай-лама от монгольского хана Алтана
4 Ендре Гьяцо 1589-1617 Первый и единственный монгольский далай-лама, внук Алтана
5 Гьяцо 1617-1682 Объединил Тибет под своим правлением, построил дворец Потала
6 Цаньян Гьяцо 1683-1706 Скандально известный своими любовными похождениями и убийством
7 Келзанг Гьяцо 1708-1757 Заключил мирный договор с Китаем, укрепил тибетскую культуру
8 Джампел Гьяцо 1758-1804 Проводил реформы в Тибете, сопротивлялся китайскому вмешательству
9 Лунток Гьяцо 1806-1815 Умер в детстве, не успев вступить в должность
10 Цултрим Гьяцо 1816-1837 Пытался восстановить порядок в Тибете после войн и болезней
11 Хедруп Гьяцо 1838-1856

Как выбирают далай-ламу и какие критерии должен соответствовать кандидат

Процесс выбора далай-ламы – это важное событие в традиционной тибетской буддийской практике. Вот основные этапы и критерии, которые учитываются при выборе нового далай-ламы:

  1. Выявление переродившегося ученого: Верующие считают, что далай-лама переродился, ищут ребенка, в котором якобы произошло это перерождение.
  2. Тестирование знаний: Кандидат должен успешно пройти тесты, проверяющие его знание буддийских текстов и учений.
  3. Утверждение Высоким комитетом: После прохождения всех тестов кандидат подвергается рассмотрению Высоким комитетом, который включает представителей тибетской религиозной общины и правительства.
  4. Подтверждение через практику: Кандидат должен демонстрировать свою способность применять буддийские практики и философию в повседневной жизни.
Читайте также:  Франциск из Ассизи: человек, который стал подобным Христу

Весь процесс подбора нового далай-ламы основан на традиционных обычаях и верованиях тибетского буддизма, что придает этому событию особую священность и важность в глазах его последователей.

Кто является 14-м далай-ламой и какова его биография

14-й далай-лама — это Нгаванг Ловзанг Тэнцзин Гьямцхо, духовный лидер тибетского буддизма и лауреат Нобелевской премии мира. Он родился 6 июля 1935 года в селе Такцер в провинции Амдо на северо-востоке Тибета под именем Лхамо Дхондруб. Его родители были простыми крестьянами, выращивавшими овс, пшеницу и картофель. У него было шестнадцать братьев и сестер, из которых выжили только семь. Его старший брат, Тхубтен Джигме Норбу, был признан реинкарнацией высокого ламы Такцер Ринпоче.

В двухлетнем возрасте Лхамо Дхондруб был обнаружен поисковой комиссией, которая искала воплощение 13-го далай-ламы, скончавшегося в 1933 году. По традиции, комиссия следовала различным знакам и предсказаниям, чтобы найти нового далай-ламу. Они нашли мальчика в селе Такцер и проверили его, предложив ему выбрать из разных предметов, принадлежавших 13-му далай-ламе. Мальчик узнал их и сказал: «Это мое, это мое». После этого он был признан 14-м далай-ламой и получил новое имя — Чжецун Чжампел Нгагванг Ешэ Тэнцзин Гьямцхо, что означает «Живой Будда Сострадания, Держатель Учения, Океан Мудрости».

В 1939 году 14-й далай-лама был привезен в Лхасу, столицу Тибета, где он начал свое образование в монастыре. Он изучал пять основных и пять дополнительных предметов, среди которых были буддийская философия, логика, санскрит, медицина, поэзия, астрология и драматургия. Он также изучал английский язык с некоторыми западными учителями, такими как Хейнрич Харрер и Питер Ауфснейдер. В 1959 году он сдал выпускные экзамены с отличием и получил степень геше-лхарампы, высшую ученую степень в буддийской философии.

В 1950 году, после начала китайского вторжения в Тибет, тибетцы попросили 14-го далай-ламу принять на себя политическую власть в стране. В 1954 году он отправился в Пекин, где встретился с Мао Цзэдуном и другими китайскими лидерами, в том числе с Дэн Сяопином и Чжоу Эньлаем. Он пытался договориться о сохранении автономии и культуры Тибета, но безуспешно. В 1959 году, после жестокого подавления китайскими войсками народного восстания в Лхасе, 14-й далай-лама вынужден был бежать из Тибета. С тех пор он живет в Дхарамсале в Индии, где он возглавляет правительство Тибета в изгнании.

В 1963 году 14-й далай-лама выступил с проектом демократической конституции Тибета, а затем провел ряд реформ по демократизации своего правительства. В 1989 году он получил Нобелевскую премию мира за свою неустанную борьбу за мир и свободу Тибета без насилия. В 2011 году он передал свои политические полномочия избранному премьер-министру Лобсангу Сангаю, сохранив за собой только духовное лидерство. Он также заявил, что не будет вмешиваться в процесс выбора своего преемника, который может быть определен по-разному, включая демократический способ.

14-й далай-лама является автором и соавтором многих книг, в которых он раскрывает свою философию и учение. Он также активно участвует в межрелигиозном и межкультурном диалоге, поддерживая ценности универсальной этики, совместимости науки и духовности, экологического сознания и мира в мире. Он регулярно путешествует по разным странам, встречаясь с различными людьми, в том числе с политиками, учеными, артистами, журналистами и обычными гражданами. Он также известен своим чувством юмора, скромностью и состраданием к всем живым существам.

Источники:

Где сейчас живет далай-лама и почему он находится в изгнании

На момент последних данных, 14-й Далай-лама, Тензин Гyatso, проживает в Индии, в городе Дхарамсала. Это стало возможным после того, как он покинул Тибет в 1959 году из-за политических напряжений с Китаем.

Изгнание Далай-ламы было вызвано стремлением сохранить тибетскую культуру и вероисповедание, сталкивающиеся с репрессиями со стороны китайского правительства. В поисках свободы и возможности продолжать свою деятельность, Далай-лама нашел поддержку в Индии, где ему было предоставлено убежище.

Изгнание не помешало Далай-ламе быть вдохновителем и духовным лидером для своих последователей в различных странах мира. Он продолжает выступать за права тибетского народа и участвовать в различных духовных и общественных мероприятиях.

Какие цели и задачи ставит перед собой далай-лама в отношении Тибета и Китая

Далай-лама является духовным и политическим лидером тибетского народа, который борется за сохранение своей культуры, религии и идентичности в условиях китайской оккупации. Далай-лама выступает за мирное решение тибетского вопроса на основе диалога и взаимоуважения с Китаем. Он призывает к реализации концепции «срединного пути», которая предполагает предоставление Тибету реальной автономии в рамках Китая, а не отделения от него.

Далай-лама также заявляет, что он не стремится к власти и не является сепаратистом, как утверждает китайское правительство. Он подчеркивает, что его целью является защита прав и интересов тибетцев, а также содействие развитию и процветанию Китая. Он выражает свою готовность сотрудничать с китайскими лидерами и народом, если они признают исторические и культурные особенности Тибета и уважают его желание жить в мире и гармонии.

Далай-лама также ставит перед собой задачу сохранения и распространения тибетского буддизма, который является одной из древнейших и богатейших духовных традиций мира. Он считает, что тибетский буддизм может внести вклад в решение многих современных проблем, таких как насилие, ненависть, страдание, эгоизм и нравственный кризис. Он утверждает, что тибетский буддизм не противоречит науке и рациональности, а наоборот, способствует развитию критического мышления, эмпатии и компасии.

Далай-лама также обращает внимание на экологическую ситуацию в Тибете, который является «третьим полюсом» планеты и источником воды для миллиардов людей в Азии. Он призывает к охране и восстановлению природы Тибета, которая подвергается серьезному разрушению из-за китайской эксплуатации ресурсов, загрязнения, дефорестации и глобального потепления. Он считает, что Тибет должен стать зоной мира и экологии, где будут соблюдаться права человека и природы.

В целом, далай-лама выступает за справедливость, свободу и мир не только для тибетцев, но и для всех живых существ. Он утверждает, что мы все взаимосвязаны и взаимозависимы, и что нам нужно жить в гармонии друг с другом и с окружающей средой. Он признает, что он столкнулся с многими трудностями и препятствиями в своей борьбе за Тибет, но он не теряет надежды и оптимизма. Он полагается на свою веру, мудрость и сострадание, а также на поддержку международного сообщества.

Какие высказывания далай-ламы стали известными и как они отражают его философию

Далай-лама – духовный лидер тибетского буддизма, который известен своими мудрыми и глубокими высказываниями о жизни, любви, доброте, мире и других важных темах. Его цитаты распространяются по всему миру и вдохновляют миллионы людей. В этой части статьи мы рассмотрим некоторые из самых известных высказываний далай-ламы и попытаемся понять, как они отражают его философию.

Одна из ключевых идей далай-ламы – это важность сострадания к всем живым существам. Он считает, что сострадание – это не только религиозная ценность, но и общечеловеческая необходимость для выживания и счастья. Он часто говорит, что «действительно настоящая религия – это доброе сердце» и что «тема сострадания вовсе не имеет отношения к религии. Это общечеловеческое дело, единое условие выживания человеческой расы». Далай-лама призывает людей развивать свое сердце и быть сострадательными не только к своим друзьям, но и к каждому, даже к своим врагам.

Другая важная тема в высказываниях далай-ламы – это поиск счастья и избегание страдания. Он утверждает, что счастье – это основная цель всех людей, но для его достижения нужно понимать, что его порождают и что его уничтожают. Он говорит, что «если вы стремитесь к счастью, то определите причины, которые его порождают, а если хотите избежать страдания – устраните порождающие его причины и условия из собственной жизни». Он также советует людям не беспокоиться о проблемах, которые не поддаются решению, и не привязываться к вещам, которые не постоянны. Он говорит, что «если проблему решить можно – не стоит о ней беспокоиться, если проблему решить нельзя – беспокоиться бесполезно» и что «изменчивость – фундаментальная характеристика жизни, необходимая для успешного естественного отбора».

Еще одна центральная идея в философии далай-ламы – это гармония между людьми и природой. Он убежден, что человечество должно жить в мире и уважении с окружающим миром, а не эксплуатировать его и разрушать. Он говорит, что «наша планета – это наш дом, наш единственный дом. Где мы можем пойти, если ее уничтожим?» и что «мы должны заботиться о нашей Земле, как о нашей матери. Ведь она дает нам жизнь, питает нас, защищает нас». Далай-лама также признает роль науки и технологий в развитии человечества, но подчеркивает, что они должны быть использованы с мудростью и ответственностью. Он говорит, что «мы проделали долгий путь до луны и обратно, но нам сложно перейти улицу, чтоб встретиться с новым соседом. Мы создали множество компьютеров для хранения и копирования огромных объёмов информации, но стали меньше общаться друг с другом. Мы выиграли в количестве, но проиграли в качестве».

В заключение можно сказать, что высказывания далай-ламы отражают его философию, которая основана на буддистских учениях, но также включает в себя универсальные ценности, которые могут быть приняты людьми разных вероисповеданий и культур. Его философия направлена на то, чтобы помочь людям найти счастье, мир и гармонию в себе и в мире.

Как далай-лама относится к современным проблемам мира, таким как экология, наука, политика и религия

Далай-лама — не только духовный лидер тибетского буддизма, но и активный участник мирового диалога по важным вопросам, затрагивающим человечество. Он высказывает свою позицию по различным аспектам экологии, науки, политики и религии, основываясь на принципах ненасилия, сочувствия и взаимозависимости.

В отношении экологии далай-лама призывает к сильным действиям в борьбе с изменением климата, восстановлению лесов, сохранению экосистем, сокращению потребления мяса. Он заявил, что если бы он когда-нибудь вступил в политическую партию, то это была бы зеленая партия, и если бы Будда вернулся в наш мир сейчас, то «Будда был бы зеленым». Он также критикует западную концепцию постоянного роста ВВП, которая противоречит всем естественным и логическим законам, и подчеркивает необходимость сокращения разрыва между «имеющими» и «неимеющими».

В отношении науки далай-лама выступает за сотрудничество между наукой и религией, считая, что это может способствовать расширению знаний и улучшению благополучия человечества. С 1987 года он проводит регулярные диалоги с группами ученых по разным темам, от квантовой физики и космологии до сострадания и разрушительных эмоций. Он утверждает, что научные открытия предлагают глубокое понимание таких областей знания, как космология, а буддийские объяснения иногда дают ученым новый взгляд на свою сферу. Он также поддерживает введение современных научных исследований в буддийских монастырях и признает важность понимания реальности, которую открывает наука.

В отношении политики далай-лама выражает свою поддержку демократии и правам человека, особенно в отношении Тибета, который находится под оккупацией Китая с 1950 года. Он придерживается политики «срединного пути», которая предполагает неотъемлемое право тибетцев на самоопределение и автономию в рамках Китая, а не полной независимости. Он также выступает за мирное разрешение конфликтов и диалог между разными нациями и культурами, основанный на уважении и взаимопонимании. Он критикует двойные стандарты в применении законов, когда маленькие убийства и лжи запрещены, а большие — допускаются.

В отношении религии далай-лама утверждает, что все религии имеют общие ценности, такие как любовь, сострадание, терпимость и прощение, и что они должны сотрудничать для блага человечества, а не противостоять друг другу. Он также признает, что религия не может быть единственным источником истины и морали, и что существуют люди, которые не верят в Бога или религию, но живут этично и счастливо. Он считает, что религия должна быть адаптирована к современному миру и не противоречить научным фактам.

Таким образом, далай-лама демонстрирует свою открытость и гибкость в отношении современных проблем мира, таких как экология, наука, политика и религия. Он призывает к гармонии и сотрудничеству между различными сферами человеческой деятельности, опираясь на буддийскую философию ненасилия, сочувствия и взаимозависимости.

Как далай-лама ведет свой образ жизни и какие принципы он соблюдает

Далай-лама — это не просто религиозный лидер, но и человек, который стремится к счастью и гармонии с собой и окружающим миром. Он следует определенным правилам и принципам, которые помогают ему жить в соответствии со своей миссией и ценностями. Вот некоторые из них:

  • Он помогает другим. Далай-лама считает, что самое важное в жизни — это служить благу человечества и проявлять сострадание ко всем живым существам. Он посвящает свое время и энергию общению с людьми, обучению их духовным практикам, миротворчеству и защите прав человека, особенно тибетцев.
  • Он не обращает внимания на то, что говорят о нем другие. Далай-лама не позволяет критике или похвале повлиять на его самооценку и настроение. Он уверен в своих убеждениях и не боится выражать свое мнение, даже если оно противоречит общепринятым нормам или интересам. Он говорит, что важно быть честным и искренним, а не пытаться угодить всем.
  • Он обращает внимание на свои внутренние ценности. Далай-лама утверждает, что истинное счастье исходит изнутри, а не зависит от внешних обстоятельств. Он уделяет большое внимание развитию своего ума и сердца, культивируя доброту, мудрость, спокойствие и радость. Он медитирует каждый день, читает священные тексты, молится и поет. Он также заботится о своем физическом здоровье, соблюдая режим питания и сна, делая зарядку и йогу.
  • Он живет в простоте и скромности. Далай-лама не стремится к роскоши и изобилию, а предпочитает жить в умеренности и удовлетворять свои основные потребности. Он носит традиционную одежду, живет в небольшой комнате, пользуется минимальным количеством вещей. Он не собирает деньги и ценности, а отдает их на благотворительность или на поддержку тибетского народа. Он говорит, что простота и скромность помогают избежать привязанности и жадности, которые являются источниками страдания.

Это лишь некоторые из правил и принципов, которыми руководствуется далай-лама в своей жизни. Он демонстрирует, что возможно жить в гармонии с собой и миром, если следовать универсальным ценностям, таким как любовь, милосердие, терпимость, удовлетворенность и самодисциплина. Он призывает всех людей, независимо от их веры и происхождения, принять эти ценности и воплотить их в своей жизни.

Как далай-лама общается с людьми и какие советы он дает своим последователям и поклонникам

Далай-лама — это не только духовный лидер Тибета, но и один из самых уважаемых и влиятельных мировых лидеров. Его Святейшество посетил более 60 стран и встречался с многими выдающимися личностями, такими как президенты, короли, премьер-министры, папы римские, Нобелевские лауреаты и знаменитости. Он также активно общается с обычными людьми, проводя публичные лекции, семинары, диалоги и медитации. Его Святейшество известен своим добрым, юмористическим и простым стилем общения, который привлекает и вдохновляет миллионы слушателей по всему миру.

Как далай-лама общается с людьми? Его Святейшество придерживается нескольких принципов, которые помогают ему устанавливать доверительные и гармоничные отношения с любым собеседником. Вот некоторые из них:

  • **Уважение к различиям**. Далай-лама уважает разнообразие мнений, культур, религий и традиций, которые существуют в мире. Он не пытается навязать свою точку зрения или веру другим, а стремится к взаимопониманию и сотрудничеству. Он говорит: «Мы должны признавать, что существует множество путей к истине, и что каждый из них имеет свое значение и своих последователей».
  • **Сострадание к страданиям**. Далай-лама испытывает глубокое сострадание к страданиям всех живых существ, особенно к тем, кто подвергается насилию, угнетению, бедности, болезням и невежеству. Он не остается равнодушным к чужому горю, а старается помочь по мере своих возможностей. Он говорит: «Наша главная цель в этой жизни — помогать другим. И если вы не можете им помочь, по крайней мере, не делайте им больно».
  • **Открытость к обучению**. Далай-лама всегда готов учиться новому и расширять свои знания и опыт. Он интересуется различными областями науки, искусства, философии и психологии, и сотрудничает с ведущими учеными и экспертами. Он также учится у простых людей, слушая их истории, вопросы и пожелания. Он говорит: «Я считаю себя вечным студентом, и я всегда готов учиться от других».
  • **Честность и прозрачность**. Далай-лама не скрывает своих мыслей и чувств, а выражает их откровенно и искренне. Он не боится признавать свои ошибки, недостатки и сомнения, а стремится к самосовершенствованию. Он не притворяется кем-то, кем он не является, а остается верным себе и своим принципам. Он говорит: «Я не претендую на то, что я особенный человек. Я просто обычный человек с обычными эмоциями и слабостями».
  • **Юмор и радость**. Далай-лама обладает замечательным чувством юмора и любит шутить и смеяться. Он не берет себя и жизнь слишком серьезно, а находит поводы для радости и благодарности в каждом дне. Он не позволяет проблемам и трудностям угнетать его дух, а сохраняет оптимизм и надежду. Он говорит: «Смех — это лучшее лекарство для нашего ума и тела. Он дает нам энергию, укрепляет наш иммунитет и снимает стресс».

Какие советы далай-лама дает своим последователям и поклонникам? Его Святейшество не навязывает своих учений или правил, а предлагает свои рекомендации, которые могут помочь людям жить счастливее, мирнее и осмысленнее. Вот некоторые из них:

  1. **Найдите свой жизненный смысл**. Далай-лама считает, что каждый человек имеет свою уникальную цель и миссию в этой жизни, которую он должен раскрыть и реализовать. Он говорит: «Смысл нашей жизни в том, чтобы быть счастливыми. Но чтобы быть счастливыми, мы должны знать, что мы хотим делать, и делать это с полной отдачей и энтузиазмом».
  2. **Практикуйте медитацию**. Далай-лама уделяет большое внимание медитации как способу очищения, успокоения и просветления ума. Он говорит: «Медитация — это не что иное, как тренировка ума. Она помогает нам развивать концентрацию, внимательность, доброту, мудрость и другие положительные качества. Она также помогает нам освободиться от отрицательных эмоций, таких как гнев, страх, зависть и привязанность».
  3. **Следуйте этическим принципам**. Далай-лама призывает людей жить в соответствии с этическими принципами, которые основаны на уважении к жизни, правде, справедливости и ненасилию. Он говорит: «Этика — это не что-то внешнее, что нам навязывают. Это нечто внутреннее, что мы сами выбираем. Это

Как далай-лама влияет на культуру и искусство, какие произведения посвящены ему или созданы с его участием

Далай-лама, как духовный лидер тибетского народа и выдающийся представитель буддийской философии, оказывает значительное влияние на культуру и искусство не только в Тибете, но и во всем мире. Его учение о счастье, сострадании, мире и гармонии вдохновляет многих людей разных национальностей, вероисповеданий и профессий. Его жизнь и деятельность стали предметом многочисленных произведений литературы, кино, музыки и изобразительного искусства.

Среди литературных произведений, посвященных далай-ламе, можно выделить следующие:

  • «Моя земля и мой народ» (1962) — автобиография далай-ламы XIV, в которой он рассказывает о своем детстве, обучении, восхождении на престол, борьбе за независимость Тибета и бегстве в Индию .
  • «Свобода в изгнании» (1990) — вторая автобиография далай-ламы XIV, в которой он описывает свою жизнь в изгнании, свои встречи с мировыми лидерами, свои путешествия по разным странам и свои мысли о будущем Тибета и человечества .
  • «Семь лет в Тибете» (1952) — книга австрийского альпиниста и писателя Хайнриха Харрера, в которой он повествует о своем побеге из плена во время Второй мировой войны, о своем путешествии по Тибету и о своем дружбе с далай-ламой XIV .
  • «Искусство быть счастливым» (1998) — книга, написанная далай-ламой XIV и психиатром Говардом Катлером, на основе их бесед. В книге Катлер широко цитирует ответы далай-ламы на свои вопросы, описывая детали обстановки, в которой проходили интервью, и добавляя собственные размышления по поднимаемым вопросам .

Среди кинематографических произведений, посвященных далай-ламе, можно назвать следующие:

  • «Кундун» (1997) — фильм американского режиссера Мартина Скорсезе, основанный на реальных событиях из жизни далай-ламы XIV. Фильм рассказывает о его детстве, коронации, конфликте с Китаем и бегстве в Индию .
  • «Семь лет в Тибете» (1997) — фильм американского режиссера Жан-Жака Анно, экранизация одноименной книги Хайнриха Харрера. В главных ролях снялись Брэд Питт и Дэвид Тьюлис .
  • «Далай-лама: 10 вопросов о жизни» (2006) — документальный фильм американского режиссера Рика Рэя, в котором он задает далай-ламе десять вопросов, касающихся смысла жизни, смерти, страдания, вины, секса, денег, веры и прочих тем .
  • «Океан мудрости: жизнь Далай-ламы» (2008) — документальный фильм американского режиссера Мака Перри, в котором он рассказывает о жизни и деятельности далай-ламы XIV, используя архивные кадры, интервью и комментарии экспертов .

Среди музыкальных произведений, посвященных далай-ламе, можно отметить следующие:

  • «Далай-лама» (2004) — песня немецкой рок-группы Rammstein, входящая в альбом «Reise, Reise». Песня основана на стихотворении Йоханна Вольфганга Гёте «Эрлькёниг» и повествует о полете далай-ламы на самолете, который попадает в бурю и терпит крушение .
  • «Далай-лама» (2010) — песня российского рэпера Ноггано, входящая в альбом «Баста 3». Песня является пародией на популярную песню «Ламбада» и содержит многочисленные отсылки к тибетской культуре и буддизму .
  • «Далай-лама» (2012) — песня украинской поп-группы Время и Стекло, входящая в альбом «Синий альбом». Песня является легкой и веселой композицией, в которой далай-лама упоминается как символ мудрости и спокойствия .
  • «Далай-лама» (2017) — песня российской рок-группы Сплин, входящая в альбом «Земля уходит из-под ног». Песня является лирической и меланхоличной композицией, в которой далай-лама упоминается как символ недостижимого идеала .

Среди изобразительных произведений, посвященных далай-ламе, можно выделить следующие:

  • «Портрет Далай-ламы XIV» (1989) — картина американского художника Энди Уорхола, выполненная в его характерном стиле поп-арта. Картина представляет собой яркое изображение лица далай-ламы на фоне гор .
  • «Далай-лама
Оцените статью
Поделиться с друзьями
Библиомир