Новости аэростаты в блокадном ленинграде

Смотрите видео онлайн «Водородное топливо в блокадном Ленинграде Шелиц Б.И Безтопливные Аэростаты» на канале «Рыбаки-Смельчаки» в хорошем качестве и бесплатно, опубликованное 3 августа 2023 года в 10:47, длительностью 00:26:08, на видеохостинге RUTUBE.

Аэростаты над Петербургом

27 января в День полного освобождения Ленинграда от блокады в небе над городом появились военные аэростаты. Диссертация по теме Аэростаты воздушного заграждения в обороне Ленинграда: К 60-й годовщине разгрома немецко-фашист. войск и освобождения Ленинграда от вражеской блокады 27 янв. 1944 г. Источник информации о фото: Категория: Блокада Ленинграда, Аэростаты и дирижабли.

80 лет прорыву блокады Ленинграда

27 января в День полного освобождения Ленинграда от блокады в небе над городом появились военные аэростаты. Росгидрометцентр рассказал о подвиге метеорологов в блокадном Ленинграде. Сотрудники Главной геофизической обсерватории одними из первых получили медали «За оборону Ленинграда», сообщила пресс-служба Росгидрометцентра 9 мая. Блокада Ленинграда является одной из самых трагических и в то же время героических страниц истории Великой Отечественной войны. В блокаду аэростаты использовались, чтобы взрывать вражеские самолеты: машины натыкались на аэростаты и взрывались, и город меньше страдал от бомбежек. Девять символов блокадного Ленинграда, которые помогали выжить. АЭРОСТАТ.

Росгидрометцентр рассказал о подвиге метеорологов в блокадном Ленинграде

В этом году мы решили организовать красивое шествие в память о днях блокадной жизни: из разных исторических точек города молодежные колонны будут двигаться с макетами аэростатов, затем встретятся на Дворцовой площади, где все аэростаты поднимутся в воздух на максимально допустимую высоту», — цитирует директора Дома молодежи Александру Медведеву «Фонтанка. Сбор участников мероприятия на стартовых точках согласно маршрутам в 15:30. Фото: Фонтанка.

По теплотворной способности водород в 4 раза превосходит уголь, в 3,3 раза углеводороды нефти. Весь мир обошли снимки горящего трансатлантического дирижабля, перевозившего из Германии в Америку богатых особ. Однако, рассуждал лейтенант, сейчас война, и если аэростаты не опускать для перезаправки, они потеряют высоту, перестанут прикрывать город. Рискнуть одним грузовиком или даже собственной жизнью в этих условиях казалось вполне оправданным. Итак, 21 сентября 1941 г. Шелищ на свой страх и риск подготовил эксперимент. Отметим, что предложение Шелища напоминало об идее Архимеда, спасшего родные Сиракузы от нашествия вражеской армады с помощью сконцентрированного солнечного света.

Начальник тыла корпуса ПВО созвал совещание командиров и инженеров полков аэростатов заграждения, на котором решили опробовать установки в работе. Так, 27 октября 1941 г. Схема, предложенная изобретателем, была предельно проста. Отработанный водород из матерчатого газгольдера объемом 125 м2 по дюймовому шлангу подводился к всасывающему коллектору двигателя ГАЗ-АА через технологическую пробку. Минуя карбюратор, газ поступал в рабочие цилиндры. Дозировка водорода и воздуха обеспечивалась дроссельной заслонкой или педалью акселератора. Моторист лебедки он же водитель грузовика управлял работой двигателя теми же способами, как и при использовании бензина. Несмотря на это, после включения зажигания двигатель, питаемый водородом, легко завелся и длительное время устойчиво работал. Не обошлось без происшествий.

Во время опасных опытов сгорели два аэростата, взорвался газгольдер, сам Борис Исаакович получил контузию. Многократные испытания действия гидрозатвора оказались успешными.

Впрочем, работал он в типографии не долго: пришло время служить в Красной Армии. Демобилизовавшись в 1932 г. В те годы набирало обороты движение изобретателей и рационализаторов, рацпредложения давали уважение и почет, за них прилично платили. В 1935 г. Борис внедрил устройство, регулирующее подачу топлива к карбюратору двигателя внутреннего сгорания, и получил за это свое первое авторское свидетельство.

Германия напала на Советский Союз. В тот же день Ленинград и Ленинградская область перешли на военное положение. Для воздушных атак Ленинграда командование 1-го воздушного флота люфтваффе сосредоточило 760 самолетов различного типа и назначения. Финские ВВС в бомбардировках Ленинграда участия не принимали. В подразделениях ПВО Ленинградского фронта было 470 самолетов, в том числе более 100 новейших МиГ-3, 1300 зениток, десятки прожекторов. В составе Балтийского флота было 3 авиабригады, располагавшие примерно 650 самолетами. Важную роль в отражении воздушных атак врага сыграли почти 400 аэростатов заграждения.

Хотя первую попытку прорваться к Ленинграду немецкие самолеты предприняли только 20 июля, аэростаты были подняты в небо через день после начала войны. Это, казалось бы, примитивное, неуклюжее, похожее на детскую игрушку, средство противовоздушной обороны, висящее хаотично на разной высоте, не позволяло вражеским самолетам вставать на боевой курс для прицельного бомбометания. Те, кто рисковал, либо в темноте врезались в сам аэростат, либо натыкались крыльями на стальные тросы, которые соединяли аэростат с землей. После этого срабатывал закрепленный под аэростатом инерционный механизм, сам аэростат отсоединялся, а на конце троса открывался тормозной парашют с фугасом. Если трос сразу не разрезал крыло, самолет подрывал фугас. Чтобы аэростат взлетал на заданную высоту, в него закачивали водород, а поднимали и опускали лебедкой, установленной на «полуторке», и приводимой в действие ее мотором. Аэростатный пост состоял из расчета, собственно аэростата и полуторки с лебедкой.

А маршал К. Рокоссовский во время войны лично поднимался на аэростате для изучения с высоты наземной обстановки... Однако эти заметки будут в основном о "земных" аэростатчиках, об отрядах и частях AЗ, в которых автор провел почти всю войну.

Филипповым, встречаться довелось в основном уже после войны. Однако я считал правильным объективности ради начать эти заметки именно с аэростатчиков-наблюдателей, ибо, кто знает, появятся ли еще где-то публикации воздухоплавателей времен Великой Отечественной войны... Ряды наши редеют, а литераторы не очень-то жалуют наш отнюдь не главный вид вооружения.

В первые же дни после 22 июня в городе были развернуты 328 постов AЗ, объединенных в три полка. Посты AЗ, размещенные в шахматном порядке, прикрывали территорию города, подходы к нему, часть Финского залива, Морской канал, воздушные подступы к Кронштадту. Расстояние между постами по фронту и в глубину - около километра.

Посты были на территориях промышленных предприятий и на городских площадях, во дворах домов и на припортовых площадках, в парках и скверах, на пустырях, а также на баржах в прибрежных водах. Тандем аэростатов заграждения и одиночный аэростат. Мины крепились под каждым аэростатом.

Каждый пост имел два одинаковых аэростата, которые в зависимости от обстановки поднимали в воздух поодиночке или тандемом см. Одиночный аэростат обычно поднимался на высоту 2-2,5 км, верхний аэростат тандема - на 4-4,5 км. К тросам аэростаты крепили системой строп.

Как правило, аэростаты поднимали в воздух лишь на темное время суток. Во-первых, при свете дня противнику легко было их уничтожить, а во-вторых, бомбить город фашисты летали в основном ночью. По существовавшей тогда практике бомбометания противник стремился наносить удары с небольшой высоты или навыходе из пике.

Это обеспечивало большую точность удара и при этом относительную безопасность для бомбардировщиков: на малых высотах эффективность противодействия истребительной авиации и зенитной артиллерии значительно ниже. Лишить противника преимуществ малой высоты и была призвана система аэростатов заграждения. Посты AЗ вели и активную борьбу с бомбардировщиками.

При столкновении с тросом крыло самолета сминалось, а то и разрезалось, самолет опрокидывался. Кроме того, к каждому тросу крепились мины, взрывавшие самолеты. На нашем фронте первое столкновение самолета противника с тросом аэростата было зарегистрировано под Колпино, где отряд лейтенанта С.

Мазурова защищал с воздуха знаменитый Ижорский завод. В трос врезался выходивший из боя на высоте около трех километров фашистский бомбардировщик. Внешне аэростаты заграждения напоминали дирижабли, основной материал - прорезиненная ткань.

Полны состав поста - 12 человек: десять рядовых, моторист и командир. Они должны были подготовить площадку, развернуть оболочки аэростатов, заполнить и; водородом из баллонов или газгольдеров отрыть котлован для лебедки и землянку или подвал для себя, а также обеспечить связь, маскировку, текущий ремонт. А главное - боеготовность, постоянную боеготовность.

Вместе с ним мне пришлось воевать и позднее - в 11-м и 3-м полках AЗ, то есть там, куда нас обоих направлял приказ. В начале войны наши аэростаты прикрывали подступы к городу с северо-запада. Первые аэростаты заграждения поднялись над Ленинградом в ночь с 23 не 24 июня, через день после объявления войны, но еще почти месяц бомбежек не было, лишь самолеты-разведчики противника на больших высотах появлялись над городом.

Первую массированную попытку прорыва к Ленинграду "Юнкерсы-88" предприняли в ночь на 23 июля Они шли от перешейка, как раз на наши посты. Аэростатное заграждение было достаточно плотным, и самолеты, оповещенные об этом разведкой, шли на высоте больше пяти километров, исключавшей прицельное бомбометание. Их встретил плотный огонь зенитной артиллерии Балтийского флота: четыре стервятника были сбиты.

Однако воздушные налеты усиливались день ото дня! К примеру, только 8 сентября 1941 года на Ленинград было сброшено 6327 зажигательных бомб, вызвавших 178 пожаров. Жарко было в небе Ленинграда, да и под ним тоже, Налеты, как правило, происходили ночью, В первую очередь фашистские летчики сбрасывали осветительные бомбы, которые спускались медленно на парашютах, освещая город.

А сами уходили в темноту. Прожектора обшаривали пространство, ища цель. Когда удавалось ее поймать, то для надежности ее "подхватывали" еще два или три луча.

И тут уж зенитчики били прицельно. Фашисты бомбили нас фугасными, осколочными и зажигательными бомбами, часто сбрасывали листовки с требованиями о сдаче, а иногда - для психологической обработки - с самолетов летели металлические бочки и листы железа, падавшие с неистовым воем. Аэростаты заграждения наносили авиации противника существенный урон В еще большей мере они препятствовал" выполнению вражескими летчиками данных им заданий.

Поэтому с первых месяцев войны немецкая авиация вела охоту на аэростаты. Стремились сделать это внезапно: с рассветом в небе появлялась пара истребителей "Ме-109". Они двигались вдоль граничной линии заграждения, ведя прицельный огонь по аэростатам зажигательными снарядами.

Воспламенялся вытекавший из пробоин водород, и выражение "небо в огне" становилось отнюдь не метафорой. Посты AЗ были бессильны противодействовать истребителям... Нужно было как-то проучить фрицев.

Своим трудом, своей службой мы обеспечивали боевые действия зенитной артиллерии и истребительной авиации - теперь им предстояло помочь нам. Немецкая авиация на Ленинградском фронте действовала, как правило, весьма методично, я бы сказал, догматически методично. Тактика менялась лишь тогда, когда что-то или кто-то заставлял фашистов менять ее.

Было решено организовать артиллерийскую засаду. Зенитчики отлично справились со своим делом - за короткое время сбили три охотника за аэростатами, один из летчиков был взят в плен. Безнаказанное уничтожение аэростатов прекратилось.

Были, конечно, потери и позже, но, так сказать, баш на баш. Как только противник прорывался в воздушное пространство над городом а это было, как правило, ночью , в небо Ленинграда взлетали осветительные ракеты. Они не только демаскировали затемненный город, но и наводили вражеских пилотов на конкретные цели.

Часто ракеты направлялись в сторону Зимнего дворца, где был штаб фронта, на Смольный, где было сосредоточено партийное руководство, на крупнейшие заводы, гавани, на сосредоточение кораблей Балтийского флота, на склады и т. Это действовали диверсанты. В городе, особенно на окраинах, было немало брошенных домов, пустых подвалов.

Их-то и использовали диверсанты. Для борьбы с ними существовали патрули, ежесуточно менялись условные знаки на наших фронтовых пропусках. Хождение с позиций на позиции в ночное время в одиночку запрещалось.

Офицерам полков AЗ приходилось заниматься и борьбой с диверсантами - по ночам прочесывали участки вокруг постов. Находившиеся на вооружении до 1942 г. Высота подъема привязного аэростата зависит от многих факторов, в том числе от чистоты водорода и от состояния атмосферы температуры и давления на земле и на высотах, вероятности обледенения и т.

При неблагоприятных погодных условиях потолок аэростатов снижался почти на треть. При столкновении самолета с тросом от удара срабатывал закрепленный под аэростатом инерционный механизм.

Аэростаты над Ленинградом

Музей "Монумент героическим защитникам Ленинграда". Привязной аэростат стал одним из символов блокадного Ленинграда. Блокада. Аэростат заграждение. Год: 1943. Одним из элементов воздушной обороны Блокадного Ленинграда служили аэростаты заграждения. Водородный лейтенант 1941 год, Ленинград, блокада.

Войти на сайт

В рамках памятного действа, которое начнется в 16:00, петербуржцы колоннами пройдут по улицам Петербурга с макетами дирижаблей противовоздушной обороны, а, добравшись до Дворцовой площади, запустят аэростаты в небо. Вторая колонна пройдет в сторону места сбора по Исаакиевской площади, Адмиралтейскому проспекту, Александровскому саду. Третью колонну с дирижаблем можно будет увидеть на набережной канала Грибоедова у Собора Воскресения Христова на Крови, на Суворовской площади, Дворцовой набережной, Миллионной улице.

Борис Шелищ был призван в армию в первые дни войны, получил лейтенантские «кубари», и был назначен ответственным за техническое обеспечение и исправное состояние установок в 3-м полку ПВО. Аэростатные посты были разбросаны на большой территории, ходить и ездить приходилось много, и хорошим подспорьем в этом был собранный Шелищем из списанных деталей автомобильчик. Аэростаты нужно было постоянно заправлять водородом, поднимать и опускать. Процедура достаточно кропотливая и далеко не безопасная. Но пока город не был взят в блокадное кольцо, с техническим обеспечением аэростатов проблем не было.

Но 30 августа 1941 г. ПВО Ленинграда отражала натиск немецких летчиков на пределе своих возможностей. В городе начался голод, вскоре иссякли последние запасы топлива. Самым страшным последствием этого стало утрата аэростатами боеспособности. Аэростаты, теряя высоту, уже не представляли угрозы для самолетов врага. Ленинграду угрожало уничтожение вражеской авиацией. Когда бензин полностью закончился, аэростаты попытались поднимать и опускать руками.

В расчетах только командирами были мужчины, вся работа лежала на женских плечах. Люди питались плохо, были худыми и легкими, дважды расчеты уносило. Один старшина сумел подтянуться по тросу к аэростату, разрезать оболочку, стравить водород и опуститься на землю. Что-то подобное происходило в советской комедии «Крепкий орешек» с Надеждой Румянцевой и Виталием Соломиным: там тоже лейтенант зацепился за трос аэростата, правда, сценаристам было угодно, чтобы они улетели к немцам в тыл. В этой критической ситуации лейтенант Борис Шелищ, не имевший, не то, что высшего технического, а вообще никакого образования, начал искать выход из положения, и вдруг подумал о водороде, который прекрасно горел, и которого было полно на любом посту аэростатного заграждения: и в самих аэростатах, и в газгольдерах — хранилищах газа такой газгольдер до сих пор стоит на Обводном канале Санкт Петербурга. Первое, хорошо продуманное рацпредложение Шелища заключалось в том, чтобы вместо бензиновых лебедок установить электрические, сняв их с лифтов близлежащих домов, но вскоре в городе не стало и электричества. Тогда Шелищ вновь подумал о водороде — газе весьма опасном, взрывающемся при смешивании с воздухом.

Ведь большая часть композиций размещается или по краям проспектов и улиц, или прямо над магистралями. Первым адресом нашего ночного объезда стал Невский проспект. В ста метрах от Литейного посредине Невского монтировали подвесную тросовую композицию. Над ними размещают фанерную фигуру, имитирующую заградительные аэростаты, которые защищали город в годы блокады с воздуха.

На Невском проспекте будет пять таких композиций плюс растяжки, баннеры, плакаты и праздничные флаги, - сообщил Андрей Чистяков, директор учреждения «Городской центр рекламы и праздничного оформления». Растяжки с изображением разорванного блокадного кольца со словами «1941 - 1944. Чуть ближе к площади Восстания, у улицы Маяковского, бригада оформителей монтирует на опоре фонаря трехметровый баннер с датой «27 января 1944 года» и орденом города-героя, которого удостоен Ленинград. Статья по теме: Стала известна программа празднования Дня снятия блокады Ленинграда - Задача сложная и ответственная: за пять дней провести оформление города к такой важной для него дате.

В каждой бригаде от 10 до 15 человек, трудимся в хорошем ритме, - рассказывает руководитель монтажных работ Евгений Мурин. Родители меня воспитывали в уважении и гордости за подвиги ленинградцев, так же сейчас я воспитываю своих детей. Как отметил монтажник, оформлением города он занимается уже 17 лет из своих 36. Сейчас он руководитель, но в самых сложных операциях участвует лично, и не только из-за большого опыта.

Многие из этих операций связаны с работой на высоте, а Евгений с юношеских лет занимается альпинизмом.

Позднее, на выставке автомобилей, работающих на заменителях бензина, эту машину демонстрировали командующему Ленинградским фронтом генерал-полковнику Л. Говорову, который одобрил идею ее создания. Стендовые испытания двигателя, проработавшего без остановки 200 ч, показали, что его износ оказался ниже норм, установленных при работе на бензине, двигатель не потерял мощности, в смазочном масле не нашли вредных примесей, а в камерах сгорания — и следов нагара. Особому испытанию подвергалась надежность гидрозатвора, от которого зависела безопасность. За эту работу Б. Шелища в декабре 1941 г. А само изобретение выдвинули на соискание Сталинской премии 1942 г. Но оно не прошло по конкурсу, поскольку тогда еще не было официального решения о принятии его на вооружение в масштабах страны.

Позднее, когда такое решение приняли, к этому вопросу уже не вернулись. А Бориса Исааковича командировали в Москву, чтобы использовать его опыт в частях ПВО столицы — 300 двигателей перевели на «грязный водород». Кстати, во время войны он даже ухитрился оформить а. И таким образом обеспечил приоритет страны в развитии энергетики будущего. Сделал это автор, правда, только после прорыва Ленинградской блокады. Документы зафиксировали срок подачи заявки 8247 322526 в Народный комиссариат обороны — 28 июля 1943 г. В описании изобретения старший техник лейтенант Шелищ писал: «В основном задача была решена в ноябре 1941 года, а законченное оформление и массовое практическое применение изобретение получило во всех частях аэростатов заграждения Ленинградского и других фронтов в 1943—1944 годах». И далее: «Вместе с тем практика работы на водороде подтвердила, что водород как топливо вообще имеет огромные перспективы применения в других родах войск, а также в промышленности…» После Победы части аэростатов заграждения быстро расформировали. Из-за отсутствия «бросового» водорода его использование в качестве топлива для двигателей прекратилось.

Но еще долгие годы работали в колхозах и совхозах списанные двигатели, которые во время войны питались водородом. Борис Исаакович совершил гражданский подвиг и проявил при этом необыкновенную фантазию и изобретательность. Поражают сроки реализации его водородного проекта: всего за 10 дней на водород перевели 200 грузовиков, при величайшей надежности техники.

Водородное топливо в блокадном Ленинграде

Дирижабли над Москвой во время войны. Аэростаты первой мировой войны. Цеппелин дирижабль военный. Аэростат в годы Великой Отечественной войны. Аэростаты наблюдения в ВОВ. Аэростат заграждения баз-136. Аэростаты 2 мировой войны. Дирижабль "Граф Цеппелин" в Ленинграде, 1931 г.. Граф Цеппелин 1931 Ленинград. Фердинанд фон Цеппелин дирижабль.

Дирижабль Граф Цеппелин в Москве. Небо блокадного Ленинграда. Оборона Москвы аэростаты. Аэростаты в небе блокадного Ленинграда. Заградительные аэростаты в 1941. Дирижабль во время Великой Отечественной войны. Дирижабли аэростаты в Москве ПВО. Блокада Ленинграда Невский проспект. Невский проспект Ленинград 1941.

Полк аэростатного заграждения Ленинград. Великая Отечественная война блокада Ленинграда. Дирижабль СССР. Аэростаты в Москве 1941 над Москвой.

И эта аксиома очередной раз была доказана блокадным Ленинградом. Не гениальными штабными офицерами.

Не профессиональным умением полководцев. А простыми людьми. Которые не утратили воли к жизни. Которые продолжали бороться изо дня в день всё то время, сколько длилась блокада Ленинграда. Жительницы блокадного Ленинграда набирают кипяток во время нахождения в бомбоубежище Немецкая политика Интересен взгляд на Ленинград в блокаде с противоположной — немецкой — стороны. После быстрого наступления фашисткой армии в Прибалтике, солдаты ожидали повторения европейского блицкрига.

В то время операция Барбаросса ещё разыгрывалась, как по нотам. Конечно, и члены командования, и простые рядовые понимали, что Ленинград просто не сдастся. Об этом свидетельствовала история России. Как раз поэтому — из-за упорного сопротивления в прошлом, Гитлер так настороженно относился к этому городу. Он очень хотел разрушить его ещё до захвата Москвы. На стороне Германии во Второй мировой войне выступала Финляндия.

И именно их армия наступала на северном направлении. А у них ещё были свежи воспоминания о финской войне, в которой однажды Советский Союз уже потерпел поражение. Поэтому в целом, ожидания наступающих бойцов были самыми радужными. Когда пришёл приказ начать блокаду, солдаты вермахта даже несколько приуныли. Длительное нахождение в холодных окопах очень отличалось от расквартировки в уютных французских домиках. Своё решение Гитлер мотивировал тем, что таким образом будут сэкономлены военные силы.

Надо просто подождать пока в городе начнётся голод. И помочь в этом, разрушая артиллерийским огнём продовольственные склады. Огонь следовало вести мощно, массированно и регулярно. Беречь город никто не собирался. Его участь была предрешена. Передвижение немецких солдат под блокадным Ленинградом В целом, такое положение не противоречило некой существующей военной этике.

Этим не писаным правилам противоречило другое — немецкому командованию было запрещено принимать капитуляцию. Об этом говорит Никита Ламагин: «Капитуляция как военный акт возлагала бы на нацистское руководство необходимость думать о гражданском населении». Практически это означает, что продовольственным снабжением пусть и в самом минимальном количестве нескольких миллионов людей ложилось бы на немцев. А они сами уже прочувствовали, что значит доставка продовольствия по бескрайним российским просторам и малопригодным для этого дорогам. Профессор истории Ламагин продолжает: «Более того, любые попытки прорыва из города, будь то женщин, стариков или детей, должны были предупреждаться, сначала заградительным огнём, а затем и огнём на уничтожение». И ведь такие попытки были.

Спасавшиеся поодиночке люди приходили буквально в немецкие окопы. Их просто выталкивали обратно, чтоб возвращались туда, откуда пришли. Таков был приказ. Позиция Гитлера в этом вопросе была последовательной. Он собирался истребить славян, а сейчас представилась возможность это сделать. Тут на кону была уже не просто военная победа и раздел территорий.

Речь шла о продолжении существования миллионов людей. Ленинградская улица после окончания немецкого артобстрела С ходом времени неизбежно появление вопросов о том, можно ли было избежать тех ужасов, которые принесла блокада Ленинграда 1941-1943 годов. Сотни тысяч смертей среди мирного населения. Не от обстрелов, не от взрывов, а от медленно и мучительно пожирающего организм голода. Даже на фоне всех ужасов, происходивших в годы Великой Отечественной войны, эта страница истории продолжает потрясать воображение. Невероятно большая цена заплачена блокадниками за защиту Ленинграда во время блокады.

Планы Гитлера не были известны широкой общественности. И ленинградская героическая оборона так и останется по-настоящему героической. Но сегодня, имея документы и свидетельства очевидцев, доподлинно известно, что для жителей Ленинграда не было шансов во время вражеской блокады сохранить жизнь, просто сдав город и вверив себя милости победителя. Этому победителю не нужны были пленные. У немецких военачальников были недвусмысленные приказы сломить сопротивление, разрушая ударами артиллерии склады, водопроводные станции, силовые установки и источники электроснабжения. Жители Ленинграда покидают свои дома, разрушенные немецкими войсками Жизнь блокадного Ленинграда Советское руководство не считало нужным уведомлять граждан о реальной картине происходившего на фронте.

Информация о ходе войны кратко сообщалась, но чаще всего сведения были эпизодические и неполные.

Вторая колонна проследует от Исаакиевского сквера по Исаакиевской площади, затем по Адмиралтейскому проспекту, Александровскому саду, после по Дворцовому проезду. Маршрут третьей колонны проложен от набережной канала Грибоедова у Собора Воскресения Христова на Крови, по 2-му Садовому мосту, Суворовской площади, затем по Дворцовой набережной, набережной Зимней канавки, по Миллионной улицедо Дворцовой площади. Четвертая колонна пройдет от Инженерного сквера, по Кленовой улице, Замковой улице, затем по Садовой улице выйдет на Марсово поле, проследует по Суворовской площади, Дворцовой набережной, после по набережной Зимней канавки и Миллионной улице. В пресс-службе подчеркнули, принять участие в акции сможет каждый горожанин.

А оставшиеся в живых, держат оборону, собирают на заводах тяжелые танки , производят артиллерийские снаряды и патроны. Подростки, наряду со взрослыми, стоят за станками по 12-14 часов, разбирают завалы, хоронят умерших. В первые месяцы блокады бомбежки длились по 10-12 часов в сутки. Всего за время блокады фашисты выпустили по городу 150 тысяч тяжелых артиллерийских снарядов, сбросили 5 тысяч фугасных бомб и 10 тысяч зажигательных.

Аэростаты и водородная энергетика в блокадном Ленинграде

Голод постоянный, непрекращающийся, мучающий и взрослых,и детей. Он присутствовал неотступно и сказывался всегда не обязательно желанием есть ; мучительнее, тоскливее всего во время еды, когда еда с ужасающей быстротой приближалась к концу, не принося насыщения». Фото: пересъемка Тимура Ханова В блокаду по разным оценкам умерло от 630 тысяч до 1,5 миллиона ленинградцев. Лишь 3 процента из них - от бомбежек.

Остальные - от голода. Д Дети. Когда замкнулось кольцо, в Ленинграде оставалось, помимо взрослого населения, более 400 тысяч детей - от младенцев до школьников и подростков.

Многих удалось эвакуировать, а те, кто остался, по мере сил и возможностей помогали взрослым: носили воду, тушили зажигалки, хоронили мертвых… Но жизнь продолжалась. В годы блокады в Ленинграде на свет появилось 95 тысяч детей, большинство - осенью и зимой 1941 года. Более половины малышей рождалась недоношенными, но их удавалось выходить.

Трасса, проложенная по Ладожскому озеру, была практически единственной связью осажденного города с Большой землей. По Дороге жизни в Ленинград везли еду и корреспонденцию, из Ленинграда - эвакуированных жителей. Летом на баржах, зимой прямо по льду.

За время работы с сентября 1941 года по март 1943 года по Дороге жизни переправили более 1,6 миллиона тонн грузов и эвакуировали свыше 1,3 миллиона человек. Е Елки новогодние. В первую блокадную зиму в Ленинграде не открывали елочные базары, но даже в это, самое тяжелое время люди рисовали на стенах елки с игрушками.

В канун нового, 1942 года в Ленинграде работали восемь точек, где можно было купить хвойную красавицу, спустя год - уже 68. Праздники тоже проводили. В школах, театрах как могли устраивали представления.

Не прервалась традиция и в Аничковом дворце: в 1942-м здесь устроили елку для 1500 отличников учебы, активистов пионерских дружин. Ж Железная дорога. Железная дорога соединила Шлиссельбург со станцией Поляны.

Это была первая прямая железнодорожная связь между Ленинградом и Большой землей после полутора лет перерыва. Железная дорога. Фото: пересъемка Тимура Ханова З Зажигалки.

Зажигательные авиабомбы, которые немцы тысячами сбрасывали на Ленинград. В первый же день блокады на город обрушилось более 6300 таких зажигалок. Во всех районах полыхало - насчитали 178 пожаров.

Горели в том числе и Бадаевские склады. Два дня спустя две тысячи зажигательных бомб обрушились на торговый порт. Тогда горел даже Финский залив, куда стекала нефть.

Тушить зажигалки умели все от мала до велика. Порой это приходилось делать практически круглосуточно. Щипцы, чтобы сбрасывать зажигалки с чердаков, емкости для воды и песка, чтобы тушить бомбы, всегда были под рукой.

И Исаакиевский собор. В блокаду сюда везли все ценности из пригородных дворцов-музеев: скульптуры, мебель, картины, ткани, чертежи, архивы, научные документы. Кроме того, в годы войны впервые за всю свою историю храм стал домом.

В подвалах музея жили, работали и даже принимали гостей. Всего на казарменный режим было переведено 60 человек. Жили здесь и работники ленинградских музеев, редко уходившие домой.

К Карточки продовольственные. Осенью 1941-го - зимой 1942-го в Ленинграде существовали карточки на шесть видов продуктов: хлеб, крупа и макаронные изделия, мясо, сахар и кондитерские изделия, рыба, жир. На талонах было указано, сколько граммов и каких продуктов можно получить.

Хлебные карточки отоваривали ежедневно, карточки на другие продукты - раз в десять дней. В сентябре - ноябре нормы постоянно падали. Количество выдаваемого мяса формально не уменьшилось: рабочим, например, полагалось по 1500 граммов мяса и в сентябре, и в декабре 1941 года, однако зимой его часто заменяли яичным порошком, консервами и другими продуктами.

Карточная система допускала замены одних продуктов на другие: вместо сахара - кондитерские изделия или какао, вместо масла - жир или селедка. Но выдачу продуктов постоянно задерживали. Очереди за хлебом могли растянуться на несколько суток.

А его могли выдать… мукой. Самое страшное было - потерять карточки. Первое время взамен утерянных выдавали новые, но заявлений о потерях было так много и проверить все, правда ли это или кто-то решил нажиться на беде, стало невозможно, поэтому было решено выдачу прекратить.

Во время блокады, в первую же зиму, практически все кошки в Ленинграде погибли от голода или были съедены. Об этом страшном факте свидетельствуют множественные записи из дневников блокадников. Выжившие коты считались чудом.

К одному такому коту Максиму даже водили школьные экскурсии. А уже в 1942-м у ленинградцев появился новый враг - крысы. Это был враг организованный, умный и жестокий…» - вспоминала блокадница Кира Логинова.

Выжившие в блокаду коты считались чудом. Четыре вагона мурлык горожане разобрали меньше чем за час. Некоторые малыши плакали от испуга - они впервые увидели живых котов….

Л Ленинградская симфония. Дмитрий Шостакович работал над ней еще до войны. Завершил в декабре 1941 года в Куйбышеве сейчас Самара.

Там же спустя несколько месяцев состоялась премьера. А 9 августа 1942 года Ленинградская симфония прозвучала в городе на Неве.

Немецкое устройство состояло из небольших C-образных устройств установленных на ведущей кромке крыла. Когда трос аэростата попадал внутрь устройства то после скольжения вниз крыла, он приводил в действие небольшие пиро-патроны, которые сработав в свою очередь приводили в действие лезвия перерубавшие трос. Британские бомбардировщики также были оснащены подобными резаками, хотя немцы использовали сравнительно незначительное количество аэростатов заграждения.

Вячеслав ИванюхинМастер 1232 14 лет назад Во время Второй мировой войны аэростаты широко применялись для защиты городов, промышленных районов, военно-морских баз и других объектов от нападения с воздуха. Когда трос аэростата попадал внутрь устройства то после скольжения вниз крыла, он приводил в действие небольшие пиро-патроны, которые сработав в свою оче...

Зимой 1941-1942 года одним из главных врагов ленинградцев стал холод. Приходилось греться у печей и буржуек. Печи эти, или как их тогда называли, печи-времянки быстро нагревались и легко отдавали тепло окружающему пространству. Однако быстро остывали, как только прогорали дрова. Топить буржуйку 24 часа в сутки мало кто мог себе позволить. Буржуйка стала причиной многих пожаров первой блокадной зимы. Учитывая этот печальный опыт, при подготовке ко второй зиме городские власти разработали правила противопожарной безопасности. Заветных киловатт едва хватало на работу ключевых предприятий.

В ход пошла смекалка. Чтобы не наталкиваться, друг на друга на неосвещенных ночных улицах, ленинградцы использовали "светлячков" — броши, покрытые "светоизлучающим слоем". Делали их из подручных материалов металлических банок, коробок, лоскутов, проволоки. Броши, как теперь известно, радиоактивные: светились бледно-зеленым светом благодаря соли радия и фосфору. Такие "Светлячки" совершенно незаметны с неба, но отлично видны на земле и помогают прохожим легко избегать столкновений на тесном ночном тротуаре. Если подержать "светлячок" в течение нескольких секунд на солнце, у лампы или горящей спички, он займет у них энергию света, аккумулирует ее, а в темноте в течение пяти-шести часов подряд будет излучать свет. Ни ветер, ни жара, ни холод, ни дождь, ни снег не погасят этот миниатюрный фонарь. По некоторым данным, несколько тысяч усатых-полосатых привезли в город сначала из Ярославской области, а после из Сибири — для борьбы с грызунами. К этому моменту осмелевшие крысы и мыши уже неплохо освоились на улицах города, в домах и квартирах.

И стоит везде на часах И уйти не пускает страх. Страна не могла прорвать окружение в первую блокадную зиму, но военным, морякам, ленинградцам удалось в условиях блокады провести по Дороге жизни, по дну Ладожского озера три магистрали: телефонный кабель, трубопровод и линии электропередач. Блокадный город получил связь с Большой землей, получил топливо и электричество. Без этих подводных артерий город ждала верная гибель. И то, и другое — и самопожертвование, и подлость — он видел в дни блокады. Но победило все-таки самопожертвование. Голод расчеловечивает, корежит психику. Но ленинградцам и в этих тисках удалось сохранить человеческий облик. Борьба за умы На полную мощь работала немецкая пропаганда. Нацисты понимали: не выиграв борьбу за умы, невозможно ни одолеть, ни уничтожить врага. Первые вражеские листовки появились в городе еще в середине июля. Выпускались поддельные выпуски «Правды» и некоторых ленинградских газет. По радио велись антисемитские передачи на русском языке. Собирайтесь силами и занимайте свои фабрики и склады, охраняйте свои дома и сопротивляйтесь преступным поджигателям и взрывателям! Немцы пытались дискредитировать саму идею защиты Ленинграда, рисовали розовые перспективы капитуляции… Но они получили отпор и на этом поле боя. Ответным оружием несломленного Ленинграда стало радио. На улицах города появились сотни новых репродукторов. Хрипло и приглушенно говорит радио. Слышно, как в паузах голодный диктор заглатывает слюну», — это из дневника писателя Леонида Пантелеева. Но радио не смолкало. Оказалось, что постоянное звуковое сопровождение смягчает ужас голода и одиночества. Невский проспект. Табличка на доме: «Граждане! Художники умирали от голода, но работа не прекращалась. Для многих это был знак: город живет и сражается. Умер от голода с кистью в руках 25-летний Моисей Ваксер, который, кроме плакатов, создал в декабре 1941 года проект будущего парка Победы. Не сомневался в победе и архитектор Александр Никольский. В его дневнике есть запись: «Смерти уже не потрясают.

В память о блокаде в петербургское небо подняли аэростаты и белые шары

Получение водорода: опыт блокадного Ленинграда.: onexim_group — LiveJournal 149. Заградительные аэростаты на Невском проспекте блокадного Ленинграда.
Блокада Ленинграда (Из воспоминаний Александра Бернштейна, ветерана воздухоплавания, участника Великой Отечественной войны, главного инженера полка аэростатов заграждения о воздушных боях над Ленинградом).
Получение водорода: опыт блокадного Ленинграда.: onexim_group — LiveJournal Аэростаты охраняли небо над блокадным Ленинградом, не давая ни малейшей возможности вражеским самолетам пикировать и ограждая горожан от прицельного бомбометания.
НАД БЛОКАДНЫМ ЛЕНИНГРАДОМ. Военные загадки Третьего рейха Она тонну весит, такие сбрасывали на Ленинград, — делится создатель и владелец «Ленрезерва» Анатолий Бернштейн и приглашает спуститься в бомбоубежище.

Водородный двигатель изобрели еще в блокадном Ленинграде

Противовоздушную оборону (ПВО) Ленинграда обеспечивали:2-й корпус ПВО, состоявший из шести зенитных артиллерийских полков, одного зенитного пулеметного полка, трех полков аэростатов заграждения и формировавшегося авиационного корпуса и вспомогательных частей. Re: Аэростаты ПВО в блокадном Ленинграде [сообщение #101789 является ответом на сообщение #101787]. Три макета аэростатов и 900 белых шаров подняли над Петербургом в День освобождения города от блокады. Молодежные колонны с макетами аэростатов противовоздушной обороны, небольшими копиями тех, что использовались в системе ПВО блокадного Ленинграда, встретились на Дворцовой площади, где все аэростаты поднялись в воздух.

Зачем в блокадном ленинграде запускали дирижабли

75 мгновений блокадного Ленинграда. Самые пронзительные фотографии осажденного города Во вторник, 27 января, в 16:00 начнется молодежная патриотическая акция "Небо над Ленинградом", посвященная полному освобождению Ленинграда от блокады.
В небо над Петропавловкой поднялись копии аэростатов времен блокады Ленинграда Гелий, которым заправляли дирижабли и аэростаты после крушения дирижабля «Гинденбург» был куда безопаснее, но где ж его взять в блокадном Ленинграде?
Водородные автомобили в блокадном Ленинграде | Пикабу Содержание Освобождение Ленинграда от блокады Армия ПВО воевала и на земле На Карельском перешейке Тактика боевого применения АЗ Против крылатых ракет Еще одна выполненная задача Итоги разгрома.

Петербуржцы запустят аэростаты в память о блокаде

Подразделения Волховского и Ленинградского фронтов выдвинулись навстречу друг другу и за неделю отбросили немцев от побережья Ладожского озера. Город находился в окружении с 8 сентября 1941 года и снабжался только благодаря Дороге жизни, которая проходила через Ладожское озеро. Несмотря на то, что полностью снять блокаду Ленинграда не удалось, Северная столица вновь была соединена с Большой землей.

В блокадном Ленинграде это было единственное бесперебойное средство связи, поэтому все оповещения о налетах передавались по радио. Распоряжением местной противовоздушной обороны было запрещено выключать репродукторы в домах ленинградцев. Одновременно с этим в городе установили полторы тысячи громкоговорителей. Знаменитый рупор, возле которого собирались сотни людей, до сих пор сохранился на углу Малой Садовой улицы и Невского проспекта.

По радио транслировали концерты, сводки Информбюро, выступали известные горожане. Когда вещание прекращалось, включался метроном. С Савичева Таня. Маленькая девочка стала символом жителей блокадного Ленинграда. День за днем она фиксировала, как от голода уходят из жизни члены ее семьи. Танюша не дожила до Дня Победы.

Ей было 14 лет… Таня Савичева. Ежедневник, 92 листа. Сам дневник - всего 9 страниц из 92. Остальное - записи Таниной сестры Нины, которая была эвакуирована. Ровный каллиграфический почерк обрывается на середине, а ближе к концу, на месте телефонной записной книжки, расположены записи, каждая из которых беспощадна в своей скупой лаконичности. Даты смерти самых близких для ленинградской школьницы людей.

Записи расположены в алфавитном порядке. На «Б» - «Бабушка умерла 25 янв. Бьющая по сознанию надпись сделана на букве «О». Синим карандашом крупным детским почерком написано: «Осталась одна Таня». И следом - на «У» - еще один шок: «Умерли все». Т Трамвай.

Всю первую блокадную зиму в Ленинграде не ходили трамваи. Их движение возобновилось лишь весной 42-го. Дальше фронт», - на последней остановке объявлял кондуктор. Электричество для трамваев той весной дали сразу три подстанции. Но символом памяти стала одна - на набережной реки Фонтанки, 3А. Сейчас она известна как Блокадная подстанция.

У Учеба. По мере эвакуации людей из города закрывались школы. Учить было некого. Например, в Московском районе к ноябрю 41-го осталось всего 4 школы на 800 учеников. Всего же в городе той зимой работали 39 школ. Каждый день приходилось спускаться в бомбоубежища.

Чтобы не прерывать занятия, их тоже оборудовали под классы. Тетрадей не было, ребята писали на старых газетах между строк. Ручки заменили на карандаши, потому что замерзали чернила. Дети сидели на уроках полностью одетыми, но все равно мерзли. Учили по сокращенному плану - только основным предметам. До занятий добирались окольными путями, пешком.

Случалось, что добирались не все. Смерть настигала детей везде: на пороге школы, у себя дома. Тела многих обнаруживали их же одноклассники. Погибали и педагоги. Ф Футбол. Ленинград - город мертвых».

Это текст листовок, которые весной 42-го разбрасывали над блокадным городом с немецких самолетов. Тогда было принято решение: показать, как эти «мертвые» играют в футбол. Знаменитый блокадный матч прошел 31 мая 1942 года. В нем приняли участие команды ленинградского «Динамо» и Ленинградского металлического завода в сводках - команда Н-ского завода. На полноценную игру сил не было. Шутка ли - футболистов собирали по всему городу.

Истощенные, измученные, на поле в рытвинах от мин они творили свою историю, совершали свой подвиг. Матч закончился со счетом 6:0 в пользу «Динамо». Но это была не победа одной команды, это была общая победа города. И уже на следующий день у самой линии фронта из срочно установленных громкоговорителей передавали репортаж об этом блокадном матче. Х Хлеб. Уже к 12 сентября в городе оставалось хлебного зерна и муки на 35 суток.

Хлебную суточную норму снижали пять раз. Холод и голод наступали. Минимальную норму - те самые 125 граммов - ввели 20 ноября 1941 года. Маленький брусочек порой было тем единственным, что спасало от смерти. А если его намазать толстым слоем горчицы, да еще и посолить, поперчить, получится «блокадное пирожное». Рецепт, который создали в Центральной лаборатории и по которому пекли на всех заводах Ленинграда, менялся в зависимости то того, что было в городе в тот момент.

В ход пошли вытряски из мешков, мучной смет, собранный в цехах и складах со стен и из-под половиц, обойная - самая грубая - мука. С пивоварен выбрали весь солод, с конных ферм - весь овес.

По официальной версии, именно образование гремучего газа стало причиной крушения дирижабля «Гинденбург». Газгольдер для заправки аэростатов в Ленинграде на Невском проспекте. Подъем аэростатов воздушного заграждения с автомобильных лебедок. Для спуска и подъёма аэростатов использовались лебёдки, установленные на полуторки ГАЗ-АА и работающие от бензинового двигателя грузовика, пока в сентябре 1941 года в Ленинграде не закончился бензин. Его и до этого выдавали только на боевую работу, причем отпускали с точностью до 100 граммов. За его перерасход грозил военный трибунал. Весь транспорт ПВО, кроме двух газогенераторных автомобилей, работавших на дровяных чурках, был остановлен. Все грузы переносили на руках, перевозили на санях и тележках.

Раненых и больных вывозили тоже на санях. А за один боевой подъем аэростатов только одного полка аэростатного заграждения сжигалось около 1,5 тонн бензина. Всего же, в корпусе аэростатного заграждения Ленинграда было три полка. Кроме того, аэростатами пользовались и воздушные наблюдатели. Шелищ предложил переоборудовать подъемный механизм, используя для спуска аэростатов лифтовые электролебедки из соседних домов. Они должны были устанавливаться на грузовики вместо бензиновых. Но вскоре в блокадном Ленинграде не стало и электричества. Пытались использовать и ручной привод, но с таким механизмом не могли справиться даже десять здоровых мужчин. К тому же большую часть рядовых и сержантов из аэростатных частей направили в пехоту, и на действующих постах вместо 12 человек осталось всего 4-5, в основном девушки. Борис Исаакович пришел к мысли использовать в качестве горючего отработанный аэростатами водород, который прежде просто выпускали в атмосферу.

По воспоминаниям самого Шелища, на эту идею его вдохновил эпизод из романа Жюля Верна «Таинственный остров», в котором разложенная на водород и кислород вода называлась «топливом будущего». В Ленинграде водород вырабатывал небольшой химический заводик, с трудом справляясь с потребностью ПВО. Водорода с химзавода постам аэростатного заграждения хватало не всегда. Тогда его добывали на армейских установках, которые размешались на шасси грузовиков ЗИС-5, имели смесители, очистители и скрубберы. С разрешения командования был проведён эксперимент, в котором шланг от аэростата был напрямую подсоединён к двигателю. После нескольких минут стабильной работы произошёл взрыв газгольдера, а сам Борис Шелищ получил контузию. Однако позже изобретатель добавляет между двигателем и газгольдером гидрозатвор, сделанный кустарным способом из огнетушителя и обрезков труб, который отсекал открытое пламя и не позволял вспышкам в двигателе дойти до газгольдера. Решили сначала в каждом полку оборудовать, таким образом, по пять постов и после десяти подъемов принять окончательное решение. Шли на риск, но риск себя оправдал. Шелищ ввел дополнительно в двигатель капельную подачу воды, что смягчило процессы горения.

Но первый опыт чуть не закончился трагически — произошел взрыв смеси. Тогда Б. Шелищ предложил сделать водяной затвор: использованный огнетушитель заполнили водой и смесь теперь всасывалась через воду без опасности взрыва. За годы блокады на водород было переведено несколько сот автомобилей. Однако после ее снятия их опять перевели на обычное топливо, а гениальное изобретение на долгие годы легло в архив.

Понравился пост?

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий