Новости картотека чтение художественной литературы в старшей группе

Примерный список литературы для чтения детям старшего дошкольного возраста. Перспективный план по чтению художественной литературы для младшей группы по программе «Детский сад 2100» в соответствии с ФГТ с учетом тематического планирования. Картотека художественной литературы по правилам безопасного поведения. Картотека детской художественной литературы по темам для детей старшего. старшей группы №2 «Пчелки». Колунова П.В.

«ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА» Для старшей и подготовительной группы.

Картотека художественной литературы в разных образовательных областях в старшей группе. Картотека. Художественной и познавательной. Литературы для детей. Вторая группа раннего возраста (2-3). 1 "СОЛНЫШКО" (воспитатель: Товт Елена Ивановна)» Дистанционное обучение. СПИСОК художественных произведений, рекомендуемых для чтения детям старшей группы по теме: “Профессии”. Перспективное планирование по чтению художественной литературы в старшей группе Сентябрь 1 Рассказы «Что любит Мишка», «Что я люблю» С помощью детской литературы раскрывать детям образы их сверстников, вызвать желание.

Примерный список литературы для чтения детям (от 5 до 6 лет)

Картотека художественной литературы для чтения дошкольникам Кроме того, чтение художественной литературы именно в старшей группе эффективно для развития связной монологической речи.
Чтение художественной литературы в старшей группе детского сада по ФГОС развивать интерес к художественной литературе.
Картотека художественной литературы для чтения дошкольникам Картотека детской художественной литературы по темам для детей старшего.
ФОП художественной литературы на возраст 5-6 лет | Форум педагогов Ребенок не может быть все время пассивным слушателем, поэтому во время чтения надо активизировать его внимание.

«Детский сад № 46 «Светлячок»

Перспективное планирование по чтению художественной литературы в старшей группе Сентябрь 1 Рассказы «Что любит Мишка», «Что я люблю» С помощью детской литературы раскрывать детям образы их сверстников, вызвать желание. Перспективный план чтения художественной литературы в старшей группе по программе "От рождения до школы". Скачать бесплатно. закреплять и обобщать знания о сказочных героях. Список литературы на апрель. «Одуванчик» ндрова Е. Серов «Подснежник».

Картотека художественной литературы для чтения дошкольникам

Заходера; Лж. Ривз «Шумный Ба-бах», пер. Бородицкой; «Письмо ко всем детям по одному очень важному делу», пер. Литературные сказки. Мякеля «Господин Ау» главы, пер. Успенского; Р.

Словарная работа : обогащать словарь — гроза, сыплет град.

Тема: «Репка» пересказ сказки Цель: учить детей пересказывать короткую знакомую сказку. Учить инсценировать сказку, используя слова и фразы из текста. Развивать память, интонационную выразительность речи. Словарная работа: активизировать словарь — огород, репка, блюдо. Интеграция образовательных областей : «коммуникация», «музыка», «чтение художественной литературы», «художественное творчество». Тема: «О хлебе» рассматривание предметов Цель : продолжать знакомить детей с хлебом и хлебобулочными изделиями, рассказывать об их свойствах и качествах.

Развивать внимание, мышление, память, совершенствовать отчетливое произношение слов и словосочетаний. Воспитывать бережное отношение к хлебу, интерес к профессии пекаря. Словарная работа: активизировать словарь детей за счет прилагательных, подвести к пониманию выражений обобщающего характера: хлеб, хлебобулочные изделия. Интеграция образовательных областей : Г. Тема: «Научу обуваться и братца» рассматривание обуви Цель: продолжать знакомить детей с предметами домашнего обихода , учить вычленять признаки: цвет, материал из которого изготовлена вещь. Учить использовать в речи существительные, обозначающие названия частей предметов, прилагательные, обозначающие свойства и качества предметов.

Развивать умение детей отвечать на вопросы, составлять небольшой рассказ о предмете по образцу. Воспитывать бережное отношение к обуви, ухаживать за ней самостоятельно. Словарная работа : обогащать словарь — сапожки, валенки, меховые. Интеграция образовательных областей: Г. Тема: «Федорино горе» К. Чуковский чтение сказки Цель: познакомить детей с новым произведением, учить понимать содержание, сопереживать героям.

Учить детей участвовать в беседе по содержанию произведения, развивать диалоговую речь. Развивать внимание, мышление, чувство юмора. Воспитывать нравственные качества личности через поступки героев произведения. Словарная работа : активизировать и обогащать словарь — неряха, грязнуля, самоварище, чистоплотная. Интеграция образовательных областей Г. Тема: «Как Вася ловил рыбу» Н.

Калинина пересказ произведения Цель: продолжать учить детей пересказывать небольшой рассказ, выразительно передавать прямую речь персонажей, образовывать новые глаголы при помощи приставок, подбирать слова сходные по звучанию. Развивать умение слушать. Словарная работа: обогащать словарь — барахтается, рыболов. Интеграция образовательных областей В. Тема: «Лучше нет родного края» П. Воронько заучивание стихотворения Цель : учить детей выразительно читать стихотворение, пользуясь естественной интонацией, понимать значение образных слов и выражений, эмоционально реагировать на содержание произведения, отвечать на вопросы.

Развивать внимание, мышление. Словарная работа: активизировать словарь — облетел, обходил, натрудил. Интеграция образовательных областей : «познание», «коммуникация», «музыка», «чтение художественной литературы». Тема: «Белки». Серия С. Николаевой, худ.

Келейников рассматривание картины Цель : расширять представления о жизни диких животных в природных условиях. Продолжать совершенствовать диалогическую речь, упражнять детей в составлении рассказов по картине, обогащать словарь детей. Развивать внимание, мышление, совершенствовать отчетливое произнесение слов и словосочетаний. Воспитывать интерес к жизни диких животных, желание знать о них как можно больше. Словарная работа : обогащать словарь — резво бегает, ушки-кисточки, бельчата. Интеграция образовательных областей : «познание», «коммуникация», «чтение художественной литературы».

Тема: «Разные автомобили» рассматривание машин разного назначения Цель: продолжать знакомить детей с предметами ближайшего окружения, расширять представления о них. Развивать мышление, память, воображение, познавательные интересы у детей. Воспитывать интерес к разным видам транспорта, к профессиям людей. Словарная работа : активизировать словарь детей — транспорт, скорая помощь, строительная техника, автомобили специального назначения. Интеграция образовательных областей: «познание», «безопасность», «чтение художественной литературы», «художественное творчество». Тема: «Овощи» Ю.

Тувим рассматривание предметов Цель : продолжать учить детей различать и называть овощи, отмечая их характерные признаки , группировать по одному признаку. Развивать наблюдательность, мышление, память. Воспитывать интерес к предметам ближайшего окружения. Словарная работа : пополнять и активизировать словарь детей на основе углубления знаний об овощах. Интеграция образовательных областей : «познание», «коммуникация», «здоровье», «чтение художественной литературы». Тема: «Зима» И.

Суриков заучивание стихотворения Цель: познакомить детей с новым стихотворением, учить его наизусть. Словарная работа: обогащать словарь - пелена, забелело, непробудно. Интеграция образовательных областей: «познание», «коммуникация», «чтение художественной литературы». Тема: «Зимняя одежда» составление рассказа-описания Цель : учить детей давать описания зимней одежде, формировать представление о ее назначении. Учить детей пользоваться сложноподчиненными предложениями, согласовывать прилагательные с существительными в роде и числе. Учить определять на слух звук «ж», подбирать слова на заданный звук.

Закрепить знания детей о зимней одежде. Развивать мышление, память, воображение, познавательные интересы. Воспитывать интерес к занятию. Словарная работа: активизировать словарь — меховое пальто, шубка, воротничок. Интеграция образовательных областей: О. Ушакова «Занятия по развитию речи для детей 3-5 лет» - стр.

Тема: «Таня не боится мороза» рассматривание картины Цель: учить детей рассматривать картину, понимать ее содержание, рассказывать по фрагментам. Продолжать учить детей отвечать на вопросы по содержанию картины, используя распространенные предложения. Развивать мышление, внимание. Воспитывать любовь к природе, эстетические чувства. Словарная работа: обогащать словарь — меховая шапка , шерстяные варежки. Интеграция образовательных областей: «познание», «коммуникация», «социализация», «чтение художественной литературы», «здоровье».

Ушакова «Занятия по развитию речи для детей 4-5 лет» - стр. Тема: «Письмо Деду Морозу» ознакомление с миром предметов Цель: продолжать знакомить детей с миром предметов и профессий, необходимых в жизни: почта, письмо, почтальон. Развивать познавательные интересы, умение активно участвовать в беседе. Воспитывать желание шире знакомиться с предметами и явлениями, выходящими за пределы привычного окружения. Словарная работа: пополнять и активизировать словарь детей на основе расширения представлений об окружающем мире. Тема: «Елочка» З.

Александровой заучивание стихотворения Цель: познакомить детей с новым стихотворением, заучить его. Учить отвечать на вопросы словами текста. Произносить слова четко, достаточно громко. Развивать память, воображение, интонационную выразительность речи. Воспитывать любовь к поэзии, эстетические чувства. Словарная работа: активизировать словарь — маленькая елочка, Новый год.

Интеграция образовательных областей: «познание», «коммуникация», «чтение художественной литературы», «художественное творчество». Тема: «Лисичка-сестричка и серый волк» рассказывание русской народной сказки Цель: познакомить детей с новой сказкой , учить понимать ее содержание, характеризовать героев. Учить детей отвечать на вопросы по содержанию распространенными предложениями. Развивать внимание, память, интонационную выразительность речи. Воспитывать интерес к книге, к ее художнику-иллюстратору. Словарная работа: активизировать словарь детей прилагательными — глупый, доверчивый, добрый.

Тема: «На лыжах» А. Введенский заучивание стихотворения Цель: продолжать учить детей запоминать короткие стихи. Учить отвечать на вопросы по содержанию, учить употреблять формы повелительного наклонения некоторых глаголов — съезжай, поезжай.

Токмаковой; Б.

Орешина; Э. Ганзен; Ф. Нагибина; А. Соловьевой; C.

Для заучивания наизусть по выбору воспитателей Я. Маршака; Е. Гернет и Д. Для чтения в лицах К.

Коринца; Д. Дополнительная литература Сказки. Афанасьева; «Мальчик с пальчик», из сказок Ш. Русская народная сказка «Волк и лиса» Жили волк и лиса.

У волка избушка хворостяная, у лисички — ледяная. Пришла ростепель, у лисы избушка растаяла. Явилась лиса к волку на ночлег проситься: — Пусти меня, куманёк, обогреться! Куда тебя пущу?

Не пустил волк лису. Явилась лиса другой раз, явилась третий. Заладила каждый день к волку ходить: — Хоть на приступочку, куманёк, пусти! Сжалился волк, пустил лису.

Первую ночь лиса на приступочке спала, на вторую забралась в избу, а на третью на печи развалилась. Волк спит под печью внизу, а лиса на печи. И всю-то ночь сама с собой разговоры разговаривает. Услыхал волк, спрашивает: — Кто у тебя, кума?

Легли спать, а лиса знай лапкой в печную трубу стучит: «Тук, тук, тук! Тук, тук, тук! Вышла лиса в сени за дверь. А из сеней забралась в кладовушку, где волк запасы берёг.

Стала в кладовушке сметанку да маслице слизывать. Лижет и приговаривает: — Хороша волкова сметанка! Вкусное маслице! Вылизала всё маслице и сметанку, муку рассыпала.

Вернулась на печь, облизывается. Да отказалась я ехать. Поверил волк лисе. Утром задумал волк блины печь.

Говорит лисе: — Я буду дрова носить, печку топить. А ты сходи, кумушка, в кладовушку, посмотри там хорошенько. Было у меня и маслице и сметанка, была и мучица. Печку затопим, напечём блинков.

Пошла лиса в Волкову кладовушку. Явилась из кладовушки, волку говорит: — Я под старость слеповата стала, вижу плохо — ничего не нашла в твоей кладовушке. Сходи, куманёк, сам. Пошёл волк сам в свою кладовушку.

На полочки посмотрел, под полочки поглядел: всё в кладовушке подлизано! Вернулся, спрашивает у лисы: — Не ты ли у меня, кумушка, сметанку и маслице слизала да муку рассыпала? Стала отрекаться лиса: — Я слепа и убога. Не видала маслица, не лизала сметанки, не рассыпала твоей муки!

Ещё раз поверил волк хитрой лисе, оставил в избушке жить до весны. Жила лиса до весны, жила до холодной осени. И теперь у волка в избушке живёт. Русская народная сказка «Мальчик с пальчик» Жили старик со старухою.

Раз старуха рубила капусту и нечаянно отрубила палец. Завернула его в тряпку и положила на лавку. Вдруг услышала — кто-то на лавке плачет. Развернула тряпку, а в ней лежит мальчик ростом с пальчик.

Удивилась старуха, испугалась: — Ты кто таков?

Этот приём обеспечивает полноценное восприятие художественного текста : характеров героев, их поступков. Здесь можно использовать различные варианты : по ходу повествования останавливаться на непонятном детям слове и подбирать к нему синонимы например, лубяная избушка зайчика - значит, деревянная; горница - это комната , объяснить незнакомые слова ещё до начала чтения например, перед рассказыванием сказки «Волк и семеро козлят» педагог показывает картинку с изображением козы, проговаривает фразу: «Течёт молоко по вымечку, а с вымечка по копытечку» и наглядно объясняет, что такое вымя у животного. Иллюстрации помогут объяснить значение незнакомых слов Однако не все слова требуют подробного толкования : например, читая старшим дошкольникам «Сказку о рыбаке и рыбке» А. Пушкина, вовсе не обязательно подробно останавливаться на словосочетаниях «столбовая дворянка», «соболья душегрейка» - они не препятствуют пониманию содержания произведения. Также не нужно спрашивать у ребят, что им неясно в тексте, но если они интересуются, что значит какое-то слово, нужно дать ответ в доступной форме.

Как правильно провести с детьми беседу по прочитанному произведению После прочтения произведения следует провести аналитическую беседу это особенно актуально в старшем дошкольном возрасте. В ходе беседы воспитатель подводит детей к оценке поступков персонажей, их характерам. Не нужно стремиться к тому, чтобы дети просто детально воспроизводили текст: вопросы должны быть продуманными, способствующими лучшему пониманию смысла, углублению эмоций. Содержание не нужно отрывать от формы: обязательно уделять внимание жанровым, языковым особенностям например, акцентировать внимание малышей на повторяющиеся обращения «Козлятушки-ребятушки, отомкнитеся, отопритеся! Примеры вопросов на выявление эмоционального отношения к героям: Кто из персонажей сказки больше всего понравился и почему? На кого бы вы хотели быть похожи?

С кем бы вы не стали дружить? Вопросы на выявление ключевого смысла произведения: Кто виновен в том, что мама-воробьиха потеряла свой хвост М. Горький «Воробьишко»? Почему сказка «У страха глаза велики» так называется? Вопросы на обнаружение мотива: Отчего Машенька не разрешала медведю отдыхать по дороге к бабушке и дедушке «Маша и медведь»? Зачем лиса намазала себе голову тестом «Лиса и волк»?

Почему мама превратилась в птицу и улетела от своих детей ненецкая народная сказка «Кукушка»? Особенно необходима аналитическая беседа при прочтении произведений о природе или человеческом труде например, С. Маршак «Откуда стол пришёл», В. Маяковский «Конь-огонь», С. Баруздин «Кто построил этот дом? С детьми нужно обсуждать и анализировать стихи, посвящённые труду человека Педагог не должен от содержания книги переходить к нравоучениям и моральной беседе о поведении отдельных детей в группе.

Речь должна идти только о поступках литературных героев : сила художественного образа порой оказывает большее воздействие, чем нотации. Как заучивать с детьми стихи с помощью мнемотаблиц Для заучивания стихотворений и пересказа сказок хорошо использовать мнемотаблицы. Они представляют собой схематическое изображение сюжета произведения в виде ряда картинок. Такой приём, облегчающий запоминание текста, можно практиковать уже со средней группы. Фотогалерея: мнемотаблицы для дошкольников Ключевые события сказки представлены в виде схем На плакате схематически изображены главные персонажи девочка, медведь и ключевые моменты повествования лес, избушка, пирожки, короб Каждая схематическая картинка соответствует строчке стихотворения Как показывать детям иллюстрации Более глубокому пониманию текста и заложенных в нём художественных образов способствует рассматривание иллюстраций. Методика использования наглядности зависит от возраста дошкольников и содержания книги.

Но в любом случае восприятие текста и картинки должно быть целостным. Некоторые книги состоят из серии картинок с подписями пример тому - А. Барто, «Игрушки» или В. Маяковский, «Что ни страница - то слон, то львица» или же разделены на отдельные главы «Снежная королева» Г. В этом случае воспитатель сначала демонстрирует картинку, а затем читает текст. Если же произведение не разделено на части, то не стоит прерывать повествование показом иллюстраций: это можно сделать после прочтения или же незадолго до него рассматривание книги вызовет у дошкольников интерес к сюжету.

При чтении познавательной литературы картинка используется для наглядного пояснения информации в любой момент. И младшие, и старшие дошкольники всегда с большим интересом рассматривают иллюстрации к произведениям Общая структура занятия по чтению Структура занятия по чтению художественной литературы зависит от его типа, возраста воспитанников и содержания материала. Традиционно выделяются три части: Знакомство с произведением, цель которого - правильное и эмоционально насыщенное восприятие. Беседа о прочитанном, направленная на уточнение содержание, языковых средств выразительности. Повторное чтение текста либо его ключевых эпизодов для углубления восприятия и закрепления впечатления. Типы занятий по чтению в детском саду Можно выделить несколько типов занятий по чтению художественной литературы с дошкольниками: Мотивирующее начало занятия Ключевая задача воспитателя - подготовить дошкольников к восприятию произведения, мотивировать их на слушание.

Для этого используются различные способы. Появление игрового персонажа В младшем и среднем возрасте занятия лучше начать с сюрпризного момента с появлением игрового персонажа. Он всегда с содержанием произведения. Например, это пушистый плюшевый котёнок стихотворение В. Берестова «Котёнок» , забавный жёлтый цыплёнок сказка К. Чуковского «Цыплёнок» , кукла Маша русская народная сказка «Маша и медведь», «Три медведя», «Гуси-лебеди» и другие, где фигурирует маленькая девочка.

Игрушка передаёт озорной характер котёнка из одноименного стихотворения В. Берестова Воспитатель может показать малышам волшебный сундучок, в котором оказываются герои сказки. Как правило, это произведения, где фигурирует много персонажей «Репка», «Теремок», «Колобок». Послание от героя Можно использовать и мотив письма - в группу приходит послание от домовёнка Кузеньки. Он рассказывает, что живёт в детском садике - охраняет его по ночам, а днём ему очень нравится слушать, как ребята поют песни, играют, занимаются спортом. И вот Кузя решил сделать детям подарок - подарить им свою шкатулку со сказками.

Теперь в любой момент малыши могут познакомиться с новой сказкой, которую прочитает им воспитатель. Домовёнок Кузя дарит малышам свою шкатулку со сказками Предварительная беседа В старшем дошкольном возрасте для создания мотивации к чтению уже можно задействовать личный опыт дошкольников. Это может быть вводная мини-беседа, связывающая события из жизни с тематикой произведения. Например, педагог интересуется у ребят, любят ли они фантазировать. Затем все вместе рассуждают: а зачем вообще люди фантазируют чтобы позабавить своего собеседника, сделать ему приятно и т. Затем воспитатель плавно переходит к чтению рассказа Н.

Носова «Фантазёры». Кстати, в занятие по этой теме можно ввести ещё и игрового персонажа - Незнайку, ведь он тоже любил придумывать и сочинять небылицы. Дополнительно детям можно предложить раскрасить Незнайку Другой пример - педагог начинает разговор о мечте. Ведь она есть у любого человека. Взрослый просит рассказать ребят, о чём же они мечтают. После этого воспитатель подводит дошкольников к выводу, что для исполнения своего желания нельзя сидеть сложа руки, а нужно потрудиться, приложить усилия, хотя, конечно, бывают случаи, когда человеку улыбается удача, и мечта сбывается сама, словно по волшебству.

И очень часто такое встречается в русских народных сказках, например, в произведении «По щучьему веленью» или другом, где фигурируют волшебные герои или вещи, помогающие главному персонажу. Ознакомление с наглядными материалами Для создания мотивации к чтению воспитатель может начать занятие также с рассматривания картины, к примеру, работы В. Васнецова «Три богатыря». После знакомства с этим произведением искусства дети наверняка с большим интересом прослушают былину про Илью Муромца или другого русского витязя. После рассматривания отважных богатырей дошкольникам будет очень интересно послушать былину про Илью Муромца Незадолго до занятия можно заинтересовать ребят красочной обложкой книги или её иллюстрациями: дети захотят узнать, кто на ней изображён и что случилось с героями в произведении. После рассматривания иллюстраций ребятам наверняка захочется узнать, кто же на них изображён и что приключилось с героям Перед чтением стихотворений о каком-то времени года хорошо сводить детей на прогулку либо устроить экскурсию в осенний или зимний парк.

Примеры конспектов занятий С примерами конспектов занятий можно ознакомиться здесь: Каранова М. Худякова «Осень» средняя группа ; Коновалова Д. Осеевой «Кто хозяин» » подготовительная группа. Варианты тем для занятий по чтению художественной литературы В каждой возрастной группе воспитатель подбирает интересные темы занятий, ориентируясь на перечень произведений художественной литературы, рекомендованных образовательными программами. Некоторые произведения могут повторяться: если в раннем возрасте это просто слушание, то в более старшем уже имеет место углублённый анализ, пересказ текста дошкольниками, инсценировка, чтение по ролям и пр. Первая младшая группа Стихотворение А.

Барто «Смотрит солнышко в окошко». Русская народная песенка «Пошёл котик на Торжок…». Русская народная песенка «Петушок, петушок…». Русская народная песенка «Как по лугу, лугу…». Русская народная песенка «Как у нашего кота…». Русская народная песенка «Курочка-рябушечка».

Русская народная сказка «Козлятки и волк» в обработке К. Русская народная песенка «Уж как я мою коровушку люблю…». Стихотворение А. Барто «Грузовик». Стихотворение С. Капутикян «Все спят».

Стихотворение В. Берестова «Больная кукла». Русская народная песенка «Коза-дереза». Русская народная песенка «Заяц Егорка…». Рассказ Л.

ФОП художественной литературы на возраст 5-6 лет

В домике огромный лев. Стал он у него жить, кашу варить. Задумал Шурочка домой убежать, приготовил печенье и велел льву отнести маме и папе, а сам в рюкзак спрятался. Пришёл лев в село, а там на него петух как стал кукарекать, лев испугался, рюкзак бросил, а сам убежал. А Шурочка вернулся живой и здоровый. Ребятам нужно определить лишнюю народную сказку и объяснить свой выбор. Дети поочерёдно берут карточки и называют характеристики нарисованного персонажа, например, волк - серый, страшный; колобок - круглый, румяный, вкусный и т. Воспитатель бросает мяч ребёнку и говорит: «Это Чебурашка. Он какой?

Назови его друзей. Кому они помогли? Дети по очереди перечисляет характеристики сказочного героя, отвечают на вопросы и возвращают мяч воспитателю. Воспитатель: - Ребята, я думаю, что медведь - это птица. Не согласны? Тогда докажите, а свою мысль начинаете формулировать со слов: если бы… медведь был птицей, то у него был бы клюв и он умел клевать. Чуковского «Муха Цокотуха» Цокотуха - издавать необычные звуки со слогом «цо». Злодей - тот, кто способен совершит злые, нехорошие дела.

Именинница - главная героиня празднует день своих именин, приглашает гостей. Пожалуйста, помогите! Мою лубяную избушку заняла обманщица лиса. Верните мне мой домик! Дорогой Иа, поздравляем тебя с днём рождения, желаем счастья в личной жизни! Меня заперла в комнате «домомучительница» Фрекен Бок. Моего братца похитила страшная Баба-Яга. Помогите мне его спасти!

Я потеряла хрустальную туфельку! Помогите найти! Очень люблю зимнюю рыбалку , но мой хвост остался в проруби! Спокойствие, только спокойствие! У меня закончились все баночки с вареньем и сладкие пироги!

Где взять картинки для игр — инсценировок: А сделать цветной ксерокс страниц книжки и наклеить фигурки на картон, Б сделать фотографии картинок из книги, распечатать их и вырезать, В в Интернете есть варианты картинок по сказкам, которые тоже можно использовать. Причем очень удобно комбинировать персонажей из разных сказок для сочинения своих собственных. Это нормально, нельзя его останавливать или тем более ругать, что «плохо слушал, в сказке такого не было».

Разрешите малышу творить, придумывать, сочинять. Это замечательно! Ведь сказка и игра- инсценировка — это творчество, живая речь, а не заученный заранее наизусть текст. И творческие театрализованные и режиссерские сказки игры по сюжетам сказок — это очень важная часть жизни ребенка, необходимая для его полноценного развития. Интерес к книге воспитывается, развивается — это не врожденное качество. В этом случае начинайте с небольших произведений, заканчивая чтение до момента усталости малыша. Вариант 1 — сначала посмотреть с ребенком мультик по сказке, а потом прочитать эту сказку. Или вариант 2 — сначала прочитать сказку, а потом посмотреть по ней мультфильм?

Отвечаю: лучше второй вариант. И вот почему. При слушании сказки ребенок более активен, он сам придумывает — воссоздает в своем воображении образы героев сказки. У него нет перед глазами мелькающих картинок на экране, а поэтому он более внимательно вслушивается в слова сказки. При просмотре мультика малыш пассивен, образы героев уже созданы режиссером и художником. Разумеется, что ничего страшного не будет, если малыш сначала увидит мультфильм, а потом Вы прочитаете сказку. Но если есть выбор — то лучше выбрать второй вариант. Пусть малыш еще говорит плохо — но он всё впитывает и всё понимает!

Наоборот, даже плохо говорящим детям очень нужно и очень важно ежедневно и часто читать высокохудожественные сказки, давая образец литературной речи. Эта та «питательная среда», в которой и будет постепенно формироваться и развиваться богатая выразительная речь ребенка. Иначе он так и останется на уровне примитивной мысли и примитивной речи. Не обедняйте литературную жизнь и язык Ваших малышей! Закладывайте задел на будущее! Или хотя бы просматривать текст сказки «вперед» глазами по книге, а потом повторять ее вслух малышу, глядя ему в лицо и наблюдая за его реакцией. Когда Вы рассказываете сказку, глядя на ребенка, Вы видите его реакции, Вы можете в нужный момент сделать паузу, поменять интонацию речи, задать вопрос. Маленькому ребенку трудно и совсем не интересно слушать сказку, если взрослый уткнулся в текст и не обращает внимание на малыша.

Какие сказки читать детям 3 лет? Народные русские сказки: Колобок в обработке К. Ушинского Волк и козлята в обработке Л. Толстого Кот, петух и лиса в обработке М.

Смирнова; Г. Художественная литература для детей Подготовительной к школе группе 6-7лет Примерный перечень для чтения и рассказывания детям Русский фольклор. Календарные обрядовые песни. А бывает коляда.

Сказки и былины. Гильфердинга, отрывок ; «Василиса Прекрасная» из сборника сказок А. Афанасьева ; «Волк и лиса», обр. Колпаковой; «Снегурочка» по народным сюжетам ; «Садко» запись П. Рыбникова, отрывок ; «Семь Симеонов - семь работников», обр. Карнауховой; «Сынко-Филипко», пересказ Е. Поленовой; «Не клюй в колодец - пригодится воды напиться», обр. Маршака; «Мы пошли по ельнику», пер.

Токмаковой; «Чтоя видел», «Трое гуляк», пер. Гиппиус; «Ой, зачем ты жаворонок. Литвака; «Улитка», молд. Из сказок Ш. Перро франц. Габбе; «Айога», нанайск. Нагишкина; «Каждый свое получил», эстон. Булатова; «Голубая птица», туркм.

Александровой и М. Туберовского; «Беляночка и Розочка», пер. Кон; «Самый красивый наряд на свете», пер. Пушкин «Зима! Крестьянин, торжествуя. Жуковский «Жаворонок» в сокр. Пушкин, «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»; А, Ремизов. Токмаковой; Б.

Орешина; Э. Ганзен; Ф. Нагибина; А. Соловьевой; C. Для заучивания наизусть по выбору воспитателей Я. Маршака; Е. Гернет и Д. Для чтения в лицах К.

Коринца; Д. Дополнительная литература Сказки. Афанасьева; «Мальчик с пальчик», из сказок Ш. Елена Щербакова Картотека художественной литературы в разных образовательных областях в старшей группе Картотека в разных образовательных областях в старшей группе По программе «От рождения до школы» по ред. Вераксы Составила: Щербакова Е. Нравственное воспитание рнс «Лиса и кувшин» обр. Капица Воспитание добрых чувств ; формирование представлений о жадности и глупости рнс «Крылатый, мохнатый и маслянный» обр. Карнаухова Учить детей понимать характер и поступки героев X.

Успенского рнс «Хаврошечка» обр. Толстой Воспитывать проявления добрых чувств по отношению к друг другу; рнс «Заяц-хвастун» обр. Капица Воспитывать нормы нравственного поведения рнс «Царевна-лягушка» обр. Булатов Воспитывать доброту, чувство взаимопомощи. Шергин «Рифмы» Воспитывать уважительное отношение к окружающим людям рнс «Сивка-бурка» обр. Булатов Формировать у детей умение оценивать поступки героев, выражать свое отношение к ним рнс «Финист-ясный сокол» обр. Платонов Воспитывать чувство сострадания к окружающим В. Драгунский «Друг детства», «Сверху вниз, наискосок» Воспитывать внимательность, любовь, сострадание к ближнему товарищу С.

Михалков «А что у вас? Шаров Способствовать воспитанию доброты, внимательности и отзывчивости к родным «Златовласка», пер. Паустовского; воспитывать в себе умение сопереживать, выть щедрым, не завидовать другим; воспитывать самоуважение, взаимопомощь в работе. Толстой «Косточка» Воспитывать нравственные качества личности: честность, правдивость, любовь к семье. Толстой «Прыжок» Пробудить в детях сопереживание герою рассказа Н. Лунгиной К. Бажов «Серебряное копытце» Воспитывать чувство доброты, заботы о слабых Р. Чуковского, стихи в пер.

Маршака Воспитывать культуру поведения, дружбу, взаимопомощь, заботу о близких В. Ребенок в семье и в обществе рнс «Хаврошечка» обр. Толстой Познакомить с разными семейными взаимоотношениями Ю. Коваль «Дед, баба и Алеша» Формировать у детей представление о семье как о людях, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге. Драгунский «Денискины рассказы» Формирование представлений о характерных качествах мальчиков и девочек.

Цели: формировать умение детей эмоционально воспринимать сказку, осознавать и запоминать сюжет, персонажей; учить интонационно точно повторять песенки из сказки. Упражнять в словообразовании. Воспитывать желание выслушивать друг друга, не перебивать. Март 1 неделя Весна. Мамин праздник.

Первые цветы. Виеру чтение стихотворения. Цель: познакомить детей с новым стихотворением. Формировать умение детей отвечать на вопросы по содержанию, отчетливо произносить слова и словосочетания. Воспитывать любовь и уважение к маме. Заучивание стихотворения Я. Акима «Мама». Цели: вызвать у детей радостный эмоциональный настрой , помочь им выразить свое отношение, любовь к маме через поэзию, творческую деятельность. Пополнить словарный запас эмоционально- оценочной лексикой. Чтение рассказа Н.

Калининой «Мамина чашка». Цели: формировать умение детей передавать содержание небольшого по объему литературного произведения; формировать умение задавать вопросы к тексту произведения и отвечать на вопросы, логически правильно выстраивая ответ; развивать слуховую память. С Капутикян «Моя бабушка». Цели: вызвать у детей радостный эмоциональный настрой, помочь им выразить свое отношение, любовь к бабушке через поэзию, творческую деятельность. Габе чтение рассказа. Цель: продолжать формировать умение детей внимательно слушать рассказы, отвечать на вопросы по их содержанию. Воспитывать интерес к труду взрослых, желание им помогать. Чтение произведения Михалкова «А что у вас? Чтение рассказа Е. Пермяка «Мамина работа».

Цели: закреплять знания детей об особенностях разных литературных жанров; Формировать умение детей эмоционально воспринимать образное содержание произведения, осмысливать идею; учить, отвечая на вопросы, правильно строить предложения. Чтение художественной литературы: «Айболит» Цели: продолжать приобщать детей к отечественной детской худ. Формировать умение отвечать на вопросы педагога. Развивать речь, память, логическое мышление детей. Цели: развивать умение детей слушать большие по объему литературные произведения; продолжать знакомить детей с особенностями живой природы; воспитывать бережное отношение к природе. Продолжать знакомить детей с произведениями детских писателей; помочь понять смысл рассказа; воспитывать любовь и заботливое отношение к близким. Чтение и заучивание песенки «Дед хотел уху сварить…»? Цель: помочь детям запомнить р. Сказка «По щучьему велению». Цели: развивать умение детей слушать большие по объему литературные произведения; продолжать знакомить детей с особенностями живой природы 4.

Разучивание стихов, загадок о рыбах. Цель: воспитывать умение отгадывать загадки. Чтение и разучивание стихов о городе. Цель: развивать память, умение выразительно рассказывать. Барто чтение стихотворения. Цель: формировать умение детей эмоционально воспринимать образное содержание поэтического текста, понимать средства выразительности. Развивать память, воображение, умение отвечать на вопросы. Воспитывать любовь к художественной литературе. Чтение стихотворения А. Кардашовой «Наш дворец для всех открыт» Цель: формировать умение детей внимательно слушать произведение до конца.

Воронько «Лучше нет родного края » - чтение. Цели: формировать умение участвовать в коллективном разучивании стихотворения при хоровом проговаривании; выразительно читать стихотворный текст; воспринимать смысл пословиц, выраженный образно «Всякому мила своя сторона», «Нет земли краше, чем Родина наша» ; воспитывать любовь к родному краю. Васнецова, В. Чижикова, Е. Чарушина, с тем как важны в книге рисунки, как много интересного можно узнать, внимательно рассматривая книжные иллюстрации. Развивать произвольное внимание.

Картотека художественной литературы в старшей группе по ФГОС с целями

Рассмотрим примерную картотеку по чтению художественной литературы в подготовительной группе, а также как данные литературные творения влияют на формирование личности ребенка и готовят его к дальнейшей учебе в школе. Перспективный план "Чтение художественной литературы" календарно-тематическое планирование по художественной литературе (подготовительная группа) на тему Чтение худ литературы перспект. Кроме того, чтение художественной литературы именно в старшей группе эффективно для развития связной монологической речи. Продолжать развивать интерес к художественной литературе, а именно к сборникам стихов.

Примерный список литературы для чтения детям (от 5 до 6 лет)

Носов «Живая шляпа» чтение Учить понимать юмор ситуации. Уточнить представление об особенностях рассказа, его композиции, отличии от других литературных жанров. Побуждать придумывать продолжение и окончание рассказа. Чтение стихотворений о зиме Познакомить детей со стихотворениями о зиме, приобщать их к высокой поэзии. Маршак«Тает месяц молодой» Вспомнить с детьми произведения С. Помочь запомнить и выразительно читать стихотворение «Тает месяц молодой».

Бажов«Серебряное копытце» Познакомить детей со сказкой П. Бажова «Серебряное копытце» С. Георгиев «Я спас Деда Мороза» чтение Познакомить детей с новым художественным произведением, помочь понять, почему это рассказ, а не сказка. Фет «Кот поёт, глаза прищурил…» Развивать понимание образной речи. Формировать представление о родственных отношениях.

Воспитывать интерес к своей родословной. Учить придумывать рассказы по своей родословной. Гайдар «Чук и Гек» главы, чтение Закрепить знание об особенностях прозаического произведения. Учить понимать мотивы поступков героев; высказывать своё отношение к ним. Чтение рассказа Е.

Воробьёва «Обрывок провода» Познакомить детей с произведение о защитниках Родины в годы войны, Воспитывать у детей уважение к ветеранам войны. Чусовитина Учить выразительно читать стихотворение. Закреплять знания о различии стихотворного и прозаического произведений. Чтение отрывка из произведения К. Паустовского «Кот —ворюга» Развивать речь, логическое образное мышление воспитывать доброту, отзывчивость, любовь к животным.

Чтение произведения Н. Лешкевича «Светофор» Познакомить с содержанием стихотворения, повторить правила дорожного движения. Зучивание стихотворения И. Белоусова «Весенняя гостья» Продолжать развивать интерес детей к художественной и познавательной литературе Таблица: картотека дидактических литературных игр, используемых на занятиях чтением «Расскажи сказку правильно» Жили-были мама и папа. И был у них сыночек Шурочка.

Пошёл Шурочка в лес за конфетами и заблудился. Набрёл Шурочка на домик. В домике огромный лев. Стал он у него жить, кашу варить.

Формировать умение внимательно слушать произведение, отвечать на вопросы по содержанию, оценивать поступки и действия героев. Чтение чешской сказки «Три золотых волоска Деда-Всеведа» в переводе с чешского Н. Формировать у детей умение воспринимать образное содержание сказки; выделять выразительно-изобразительные средства, отвечать на вопросы по содержанию, рассказывать о своих впечатлениях, понравившихся героях, их лучших качествах.

Природа зимой» Чтение стихотворений С. Есенина «Береза». Гавриш,184; Ушакова ,161 Учить вслушиваться в ритм и мелодику стихотворения, видеть красоту русской природы, передаваемую автором художественным словом. Учить чувствовать и воспроизводить образный язык стихотворения. Чтение рассказа «Проказы старухи-зимы». Константин Ушинский Познакомить детей с новым произведением о зиме; выявить и обобщить знания детей о зиме, о признаках зимы. Развивать устную речь, внимание, мышление, память.

Чтение стихотворений о зиме Познакомить детей со стихотворениями о зиме, приобщать их к высокой поэзии. Заучивание потешки «Ты мороз, мороз, мороз» в обработке И. Продолжать знакомить детей с малыми фольклорными формами. Помочь запомнить потешку, учить рассказывать ее, используя соответствующие содержанию средства выразительности. Чтение стихотворения А. Пушкина «Зимний вечер». Помочь детям понять содержание стихотворения, его настроение.

Прививать любовь к поэтическому слову, развивать воображение. Познакомить со словацкой сказкой в обработке С. Уточнить и закрепить знания детей о месяцах года. Калинина «Про снежный колобок». Учить детей близко к тексту рассказывать короткие рассказы интонационно выразительно. Формировать навык перевода косвенной речи в прямую речь. Развивать познавательные интересы детей.

Воспитывать интерес к явлениям неживой природы. Носова «На горке» Продолжать учить детей чувствовать и понимать характер образов художественных произведений, усваивать последовательность развития сюжета, замечать выразительно-изобразительные средства, помогающие раскрытию содержания. Обогащать речь фразеологизмами; учить понимать переносное значение некоторых словосочетаний, предложений. Заучивание стихотворения И. Сурикова «Вот моя деревня». Приобщать детей к поэзии. Помогать запоминать и выразительно читать стихотворения.

Развивать память, артистические способности. Чтение песенки «Как на тоненький ледок», чтение рассказа «На катке» В. Осеева Продолжать знакомить детей с произведениями фольклора, учить вслушиваться в мелодику поэтического текста; развивать связную речь, творческое воображение, наглядно-образное мышление, прививать интерес к чтению; воспитывать доброе, уважительное отношение детей друг к другу, к окружающим, отзывчивость, продолжить работу по формированию высоких нравственных чувств. Чтение стихотворения Саши Чёрного «На коньках». Учить детей слушать внимательно, чувствовать настроение героя. Развивать образное мышление, связную речь. Зимующие птицы.

Чтение басни «Ворона и лисица» Продолжать знакомить детей с жанровыми особенностями басни, учить понимать аллегорию, ее обобщенное значение, выделять мораль басни; обращать внимание детей на языковые образные средства художественного текста. Развивать чуткость к восприятию образного строя языка басни. Воспитывать чесность и доброту. Бианки «Сова» Учить детей внимательно слушать рассказ, понимать смысл прочитанного, передавать свое отношение к содержанию произведения. Чтение рассказа М. Горького «Воробьишко». Учить детей внимательно слушать, понимать характеры героев, устанавливать связь описываемого события с реальностью; отвечать на вопросы по содержанию.

Зощенко познакомить с новым рассказом, найти главных героев, дать характеристику героям через их поступки; вызвать желание совершать хорошие поступки, стремление к доброму отношению к окружающим людям. Заучивание стихотворений о Новом годе. Развивать у детей память, образную речь, следить за звукопроизношением, способствовать созданию радостной атмосферы ожидания новогодних праздников. Чтение рассказа С. Георгиева «Я спас деда Мороза» Познакомить детей с новым художественным произведением, помочь понять, почему это рассказ, а не сказка. Чтение русской народной сказки «Морозко». Продолжать знакомить детей с произведениями устного народного творчества, учить оценивать поступки героев, выражать свое отношение к ним.

Чтение глав из повести-сказки О. Пройслер «Маленькая Баба-Яга». Учить детей различать сказочные события и реальные, предполагать, как они поступили бы в той или иной ситуации на месте героев сказки. Чтение «Снежная королева» познакомить учащихся со сказкой «Снежная королева», развивать интерес учащихся к чтению сказок Г. Андерсена, к зарубежным сказкам, воспитывать любовь к чтению. Как я встречал Новый год. Живи, елочка!

Новогодняя ночь. Мы встречали Новый год. Чтение глав из книги А. Волкова «Волшебник Изумрудного города». Продолжать знакомство со сказкой, вызвать желание узнать, какие приключения происходили с героями дальше, учить целостному восприятию произведения. Чтение русской народной сказки «Финист — Ясный сокол» Проверить, знают ли дети основные черты народной сказки. Познакомить с волшебной сказкой «Финист — Ясный сокол».

Чтение глав из сказки Х. Мякеля в переводе с финского Э. Успенским «Господин Ау». Знакомить с классикой мировой художественной литературы, учить понимать характеры и поступки сказочных героев. Чтение Т. Янсона «О самом последнем в мире драконе» в переводе с шведского И. Продолжать знакомить детей с произведениями зарубежной литературы, вызывать желание прочитать всю сказку до конца.

Учить понимать характеры и поступки героев. Чтение сказки «Мороз Иванович» В. Одоевский Познакомить детей со сказкой, учить высказывать свое мнение о поступках героев. Закреплять умение полно отвечать на вопросы по содержанию текста. Воспитывать интерес и любовь к русским народным сказкам. Маршака «Пудель». Учить детей понимать содержание произведения.

Развивать интерес и любовь к поэзии, чувство юмора. Паустовского «Кот ворюга» Познакомить детей с рассказом. Учить детей внимательно слушать рассказ, понимать характер произведения и взаимосвязь описанного с реальностью. Развивать связную речь детей. Воспитывать внимательное отношение к ответам других детей. Левин «Сундук» Познакомить детей новым стихотворением В. Левина «Сундук».

Учить замечать образные слова и выражения. Развивать поэтический слух, эмоциональный отклик на произведение.

Чтение и разгадывание загадок о транспорте. Цели: помочь понять, как правильно отгадывать загадку: нужно искать героя загадки, который спрятался, по его описанию с кем или с чем он сравнивается.

Упражнять в подборе сравнительных оборотов к предметам. Развивать фантазию, воображение. Чтение Сказки Н. Павловой «На машине».

Цели: побуждать детей эмоционально воспринимать образные выражения литературного произведения, понимать смысловое значение содержание рассказа; формировать умение детей описывать различные свойства предметов. Формировать нравственные понятия: дружба, друзья, взаимовыручка. Тайц чтение рассказа. Цель: формировать умение внимательно слушать новый рассказ.

Развивать внимание, память. Воспитывать интерес к чтению. Февраль 4. Чтение стихотворения С.

Маршака «Милиционер» Цель: формировать желание слушать и запоминать прочитанное стихотворение; развивать память; воспитывать любовь к стихам. Михалков чтение произведения. Цель: познакомить детей с новым произведением, учить характеризовать поступки героя. Продолжать учить отвечать на вопросы по содержанию произведения.

Развивать внимание, мышление, память, познавательные интересы. Воспитывать уважение к взрослым, интерес к их профессиям. Рассказывание белорусской народной сказки «Жихарка». Цели: формировать умение детей воспринимать и осознавать образное содержание сказки, замечать образные слова и выражения в тексте; упражнять в подборе синонимов; формировать умение понимать содержание поговорок, придумывать новые эпизоды.

Заучивание стихотворения «Шофер» Б. Цели: уточнить представления детей о профессии людей на транспорте. Формировать у детей эмоциональное восприятие и понимание содержание сюжета поэтического текста. Продолжать совершенствовать художественно- речевые исполнительские навыки детей при чтении стихотворения эмоциональность исполнения, естественность поведения, умение жестом, мимикой, передавать свое отношение к содержанию литературной фразы.

Стихотворение Е. Благининой «Бальзамин». Цели: продолжить знакомство детей со строением растения, особенностью и назначением его частей. Развивать практические навыки ухода за комнатными растениями.

Андерсен Ганс Христиан «Дюймовочка». Цели: воспитывать интерес к сказкам. Ракова «Фиалка», «Аспидистра», «Фикус», «Бегония». Цели: способствовать расширению знаний детей о комнатных растениях и их значимости в жизни человека.

Маршак чтение стихотворения. Цель: познакомить детей с новым стихотворением — о пограничниках, воинах, охраняющих нашу Родину. Учить отвечать на вопросы по содержанию произведения. Развивать память, внимание, интонационную выразительность речи.

Воспитывать интерес к воинам Российской армии , уважение к ним. Теплоухова «Барабанщик». Цели: продолжать формировать умение детей внимательно слушать рассказы, отвечать на вопросы по их содержанию. Развивать мышление, память, учить активно участвовать в беседе.

Чтение стихотворений ко Дню защитника Отечества. Цели: развивать выразительность речи, чувство ритма. Чтение стихотворения З. Александровой «Дозор».

Цели: формировать умение понимать характер произведения; выражать свои впечатления в связных высказываниях. Профессии строителей» 1. Чтение Пермяка « Для чего руки нужны? Развивать мышление, слуховое и зрительное восприятие, моторику; воспитывать умение слушать ответы других детей.

Заучивание стихотворения Б. Заходера «Строители». Цели: познакомить детей с различными профессиями и их особенностями. Дать знания о качествах, которыми необходимо обладать человеку, желающему получить ту или иную профессию.

Воспитывать уважительное отношение к труду взрослых. Поощрять творческие проявления в ролевых играх о профессиях. Воспитывать гордость за родителей и уважение к ним. Драматизация сказки «Три поросёнка» Цель: закреплять знание сказок, вызвать желание участвовать в инсценировке, развивать актёрские способности.

Рассказывание сказки «Заюшкина избушка». Цели: формировать умение детей эмоционально воспринимать сказку, осознавать и запоминать сюжет, персонажей; учить интонационно точно повторять песенки из сказки. Упражнять в словообразовании. Воспитывать желание выслушивать друг друга, не перебивать.

Март 1 неделя Весна. Мамин праздник. Первые цветы. Виеру чтение стихотворения.

Цель: познакомить детей с новым стихотворением. Формировать умение детей отвечать на вопросы по содержанию, отчетливо произносить слова и словосочетания. Воспитывать любовь и уважение к маме. Заучивание стихотворения Я.

Акима «Мама». Цели: вызвать у детей радостный эмоциональный настрой, помочь им выразить свое отношение, любовь к маме через поэзию, творческую деятельность.

Николаевой, худ.

Келейников рассматривание картины Цель : расширять представления о жизни диких животных в природных условиях. Продолжать совершенствовать диалогическую речь, упражнять детей в составлении рассказов по картине, обогащать словарь детей. Развивать внимание, мышление, совершенствовать отчетливое произнесение слов и словосочетаний.

Воспитывать интерес к жизни диких животных, желание знать о них как можно больше. Словарная работа : обогащать словарь — резво бегает, ушки-кисточки, бельчата. Интеграция образовательных областей : «познание», «коммуникация», «чтение художественной литературы».

Тема: «Разные автомобили» рассматривание машин разного назначения Цель: продолжать знакомить детей с предметами ближайшего окружения, расширять представления о них. Развивать мышление, память, воображение, познавательные интересы у детей. Воспитывать интерес к разным видам транспорта, к профессиям людей.

Словарная работа : активизировать словарь детей — транспорт, скорая помощь, строительная техника, автомобили специального назначения. Интеграция образовательных областей: «познание», «безопасность», «чтение художественной литературы», «художественное творчество». Тема: «Овощи» Ю.

Тувим рассматривание предметов Цель : продолжать учить детей различать и называть овощи, отмечая их характерные признаки , группировать по одному признаку. Развивать наблюдательность, мышление, память. Воспитывать интерес к предметам ближайшего окружения.

Словарная работа : пополнять и активизировать словарь детей на основе углубления знаний об овощах. Интеграция образовательных областей : «познание», «коммуникация», «здоровье», «чтение художественной литературы». Тема: «Зима» И.

Суриков заучивание стихотворения Цель: познакомить детей с новым стихотворением, учить его наизусть. Словарная работа: обогащать словарь - пелена, забелело, непробудно. Интеграция образовательных областей: «познание», «коммуникация», «чтение художественной литературы».

Тема: «Зимняя одежда» составление рассказа-описания Цель : учить детей давать описания зимней одежде, формировать представление о ее назначении. Учить детей пользоваться сложноподчиненными предложениями, согласовывать прилагательные с существительными в роде и числе. Учить определять на слух звук «ж», подбирать слова на заданный звук.

Закрепить знания детей о зимней одежде. Развивать мышление, память, воображение, познавательные интересы. Воспитывать интерес к занятию.

Словарная работа: активизировать словарь — меховое пальто, шубка, воротничок. Интеграция образовательных областей: О. Ушакова «Занятия по развитию речи для детей 3-5 лет» - стр.

Тема: «Таня не боится мороза» рассматривание картины Цель: учить детей рассматривать картину, понимать ее содержание, рассказывать по фрагментам. Продолжать учить детей отвечать на вопросы по содержанию картины, используя распространенные предложения. Развивать мышление, внимание.

Воспитывать любовь к природе, эстетические чувства. Словарная работа: обогащать словарь — меховая шапка , шерстяные варежки. Интеграция образовательных областей: «познание», «коммуникация», «социализация», «чтение художественной литературы», «здоровье».

Ушакова «Занятия по развитию речи для детей 4-5 лет» - стр. Тема: «Письмо Деду Морозу» ознакомление с миром предметов Цель: продолжать знакомить детей с миром предметов и профессий, необходимых в жизни: почта, письмо, почтальон. Развивать познавательные интересы, умение активно участвовать в беседе.

Воспитывать желание шире знакомиться с предметами и явлениями, выходящими за пределы привычного окружения. Словарная работа: пополнять и активизировать словарь детей на основе расширения представлений об окружающем мире. Тема: «Елочка» З.

Александровой заучивание стихотворения Цель: познакомить детей с новым стихотворением, заучить его. Учить отвечать на вопросы словами текста. Произносить слова четко, достаточно громко.

Развивать память, воображение, интонационную выразительность речи. Воспитывать любовь к поэзии, эстетические чувства. Словарная работа: активизировать словарь — маленькая елочка, Новый год.

Интеграция образовательных областей: «познание», «коммуникация», «чтение художественной литературы», «художественное творчество». Тема: «Лисичка-сестричка и серый волк» рассказывание русской народной сказки Цель: познакомить детей с новой сказкой , учить понимать ее содержание, характеризовать героев. Учить детей отвечать на вопросы по содержанию распространенными предложениями.

Развивать внимание, память, интонационную выразительность речи. Воспитывать интерес к книге, к ее художнику-иллюстратору. Словарная работа: активизировать словарь детей прилагательными — глупый, доверчивый, добрый.

Тема: «На лыжах» А. Введенский заучивание стихотворения Цель: продолжать учить детей запоминать короткие стихи. Учить отвечать на вопросы по содержанию, учить употреблять формы повелительного наклонения некоторых глаголов — съезжай, поезжай.

Развивать память, совершенствовать отчетливое произнесение слов, интонационную выразительность речи. Воспитывать интерес к спортивным развлечениям зимой. Словарная работа: активизировать словарь — съезжай, поезжай.

Интеграция образовательных областей: «познание», «коммуникация», «здоровье», «чтение художественной литературы». Тема: «Чем пахнут ремесла? Воспитывать интерес к разным профессиям людей.

Словарная работа: активизировать словарь — ремесло, профессия, лодыри. Интеграция образовательных областей: «познание», «коммуникация», «труд», «социализация», «чтение художественной литературы». Тема: «Почта» С.

Маршак чтение произведения Цель: расширять знания детей о профессиях взрослых почтальон , пополнять и активизировать словарь детей на основе расширения представлений о предметах, событиях, выходящих за пределы привычного окружения. Развивать мышление, память, учить активно участвовать в беседе. Воспитывать интерес к труду.

Словарная работа: активизировать словарь - почтальон, почта, заказное письмо. Интеграция образовательных областей: «познание», «коммуникация», «труд», «чтение художественной литературы». Тема: «Моя любимая игрушка» рассказывание из опыта Цель: учить детей описывать предмет по памяти по образцу, заданному воспитателем.

Побуждать детей употреблять в речи простейшие виды сложных предложений , согласовывая слова в предложении. Воспитывать любовь к игрушкам, умение за ними ухаживать, убирать на место после игры. Словарная работа: активизировать словарь — любимая игрушка, матрешка.

Интеграция образовательных областей: «познание», «коммуникация», «чтение художественной литературы», «труд». Тема: «Путешествие в город мастеров» Цель: учить детей составлять небольшие рассказы о народных промыслах и их изделиях, отвечать на вопросы, побуждать к активному диалогу. Развивать диалог и монологическую речь детей.

Воспитывать интерес к изучению родного языка. Словарная работа: обогащать словарь — народные промыслы, дымковская игрушка , жостовские подносы. Интеграция образовательных областей: «познание», «коммуникация», «музыка», «художественное творчество».

Тема: «Военная техника» рассматривание предметов Цель: продолжать знакомить детей с предметами, выходящими за пределы уже освоенного окружения. Учить отвечать на вопросы распространенными предложениями или коротким рассказом. Развивать мышление, память, познавательные интересы.

Воспитывать интерес к военной технике , к военным. Словарная работа: обогащать словарь — пограничники, военная техника. Тема: «Наши мамы» Е.

Благининой заучивание стихотворения Цель: познакомить детей с новым стихотворением, учить его наизусть. Учить детей отвечать на вопросы по содержанию, отчетливо произносить слова и словосочетания. Воспитывать любовь к маме и ко всей своей семье.

Словарная работа: активизировать словарь — родная, любимая, милая. Тема: «Теремок» пересказ русской народной сказки Цель: упражнять детей в умении драматизировать небольшие знакомые сказки, пересказывать их близко к тексту. Воспитывать любовь к русским народным сказкам.

Интернет. Психология. Деньги. Информационные технологии

  • муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
  • Чтение художественной литературы в старшей группе: картотека с целями по фгос
  • Безопасность детей летом
  • Примерный список литературы для чтения детям 5-6 лет (старшая группа)

Перспективное планирование по ОО «Речевое развитие». Ознакомление с художественной литературой

развивать интерес к художественной литературе. Картотека художественной литературы в разных образовательных областях в старшей группе По программе «От рождения до школы» по ред. Н. Е. Вераксы. Картотека художественной литературы в старшей группе по ФГОС с целями. О.О. Содержание Автор, название ЦельНравственное воспитание рнс «Лиса и кувшин» обр. старшей группы №2 «Пчелки». Колунова П.В. СПИСОК ПРОИЗВЕДЕНИЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ЧТЕНИЯ ДЕТЯМ ПО ЛЕКСИЧЕСКИМ ТЕМАМ | Картотека по художественной литературе (старшая группа): “Художественная литература в старшей группе”.

(произведения для чтения и заучивания) в старшей группе для детей с ЗПР

  • Международный педагогический портал
  • Примерный список литературы для чтения детям 5-6 лет (старшая группа)
  • Зачем дошкольникам художественная литература
  • Проекты по теме:
  • Чтение художественной литературы в старшей группе детского сада по ФГОС
  • Чтение художественной литературы в старшей группе: картотека с целями по ФГОС

«ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА» Для старшей и подготовительной группы.

Называние жанра — это маленький шажок к культуре чтения, к знанию особенностей разных жанров литературы Позже — к 6-7 годам Ваш ребенок сможет уже точно определять жанр и отвечать на вопрос: «Что это за произведение — сказка, рассказ или стихотворение? Жанр называйте всегда точно, правильно — не «стишок», а «стихотворение», не «сказочка», а «сказка». Если сказка народная — то можно сказать так: « Я расскажу тебе украинскую народную сказку «Рукавичка». Это нужно и для того, чтобы вовремя объяснить незнакомые слова, и чтобы обратить внимание на выразительные слова и образные сравнения, на язык сказки. И еще по одной причине — которая возникла в последнее время в книгоиздании для детей. Очень важной причине. Покупая книжку для ребенка, обязательно внимательно прочитайте текст сказки прямо в магазине, так как сейчас очень часто встречаются «вольные» пересказы известных сказок и переводы, которые отнюдь не отличаются художественностью. Такие тексты очень вредно читать детям.

Увы, я тоже попалась. Расскажу, чтобы Вы не повторили мою ошибку. В декабре этого года мы купили красивые детские книжки с русскими сказками в подарок на Новый год книги—панорамы. Уже дома я с удивлением обнаружила, что текст сказок совершенно другой, куцый, совершенно невыразительный, да еще и сокращен в три раза! Из текста были выброшены все характерные для русской речи фразеологизмы и сказочные обороты — язык сказки в результате просто «никакой», такой язык ничего не может дать ребенку! Встречаются в современных переводах и сцены насилия, и грубая речь. Теперь я очень внимательно смотрю при выборе книги со сказками не только на название, автора и иллюстрации, но и на фамилию переводчика или автора обработки каждой сказки.

Эти фамилии известных мне авторов качественных переводов и обработок сказок я указала в списке рекомендованных для детей сказок —обратите внимание. Что делать — читать ее или предлагать другую? Конечно же, читать — читать ту сказку, которую малыш выбрал и просит повторить. Дети дошкольного возраста очень любят повторения сказок, они каждый раз заново проживают одни и те же ситуации с таким же удовольствием, как будто слушают сказку в первый раз. Потом они начинают исправлять Ваши неточности, если Вы где-то ошиблись при чтении, знают сказку почти наизусть, но всё равно снова и снова просят ее повторить. Это важный этап в развитии ребенка как будущего читателя. По моим наблюдениям, у каждого ребенка или у каждой группы детей есть одна такая любимая книжка, которая зачитывается до дыр.

Очень важно, чтобы такая книга — сказка несла в себе общечеловеческие нравственные ценности, имела художественный язык, несла положительные сценарии поведения и жизненные сценарии. Мы не знаем, в какую книгу из прочитанных вдруг «влюбится» Ваш ребенок, какая захватит его внутренний мир и станет спутником по жизни, на кого из сказочных героев он захочет стать похожим, поэтому к каждой книге для детей предъявляются очень высокие требования. Прочитать одну и ту же сказку можно и сегодня, и завтра, и послезавтра, и на следующей неделе, потом сделать перерыв и снова повторить. Каждый раз сказка открывает перед нами всё новые пласты смысла, мы начинаем видеть в ней то, что раньше не замечали. Потом Вы сами увидите, как ребенок к сказке «остыл» и сам предложил послушать другую. Никогда не вырезайте для театра фигурки из книжки. Этим мы продемонстрируем свое неуважение к книге.

Где взять картинки для игр — инсценировок: А сделать цветной ксерокс страниц книжки и наклеить фигурки на картон, Б сделать фотографии картинок из книги, распечатать их и вырезать, В в Интернете есть варианты картинок по сказкам, которые тоже можно использовать. Причем очень удобно комбинировать персонажей из разных сказок для сочинения своих собственных.

Развивать мышление, слуховое и зрительное восприятие, моторику; воспитывать умение слушать ответы других детей. Заучивание стихотворения Б. Заходера «Строители». Цели: познакомить детей с различными профессиями и их особенностями. Дать знания о качествах, которыми необходимо обладать человеку, желающему получить ту или иную профессию. Воспитывать уважительное отношение к труду взрослых. Поощрять творческие проявления в ролевых играх о профессиях.

Воспитывать гордость за родителей и уважение к ним. Драматизация сказки «Три поросёнка» Цель: закреплять знание сказок, вызвать желание участвовать в инсценировке, развивать актёрские способности. Рассказывание сказки «Заюшкина избушка». Цели: формировать умение детей эмоционально воспринимать сказку, осознавать и запоминать сюжет, персонажей; учить интонационно точно повторять песенки из сказки. Упражнять в словообразовании. Воспитывать желание выслушивать друг друга, не перебивать. Март 1 неделя Весна. Мамин праздник. Первые цветы.

Виеру чтение стихотворения. Цель: познакомить детей с новым стихотворением. Формировать умение детей отвечать на вопросы по содержанию, отчетливо произносить слова и словосочетания. Воспитывать любовь и уважение к маме. Заучивание стихотворения Я. Акима «Мама». Цели: вызвать у детей радостный эмоциональный настрой, помочь им выразить свое отношение, любовь к маме через поэзию, творческую деятельность. Пополнить словарный запас эмоционально- оценочной лексикой. Чтение рассказа Н.

Калининой «Мамина чашка». Цели: формировать умение детей передавать содержание небольшого по объему литературного произведения; формировать умение задавать вопросы к тексту произведения и отвечать на вопросы, логически правильно выстраивая ответ; развивать слуховую память. С Капутикян «Моя бабушка». Цели: вызвать у детей радостный эмоциональный настрой, помочь им выразить свое отношение, любовь к бабушке через поэзию, творческую деятельность. Габе чтение рассказа. Цель: продолжать формировать умение детей внимательно слушать рассказы, отвечать на вопросы по их содержанию. Воспитывать интерес к труду взрослых, желание им помогать. Чтение произведения Михалкова «А что у вас? Чтение рассказа Е.

Пермяка «Мамина работа». Цели: закреплять знания детей об особенностях разных литературных жанров; Формировать умение детей эмоционально воспринимать образное содержание произведения, осмысливать идею; учить, отвечая на вопросы, правильно строить предложения. Чтение художественной литературы: «Айболит» Цели: продолжать приобщать детей к отечественной детской худ. Формировать умение отвечать на вопросы педагога. Развивать речь, память, логическое мышление детей. Цели: развивать умение детей слушать большие по объему литературные произведения; продолжать знакомить детей с особенностями живой природы; воспитывать бережное отношение к природе. Продолжать знакомить детей с произведениями детских писателей; помочь понять смысл рассказа; воспитывать любовь и заботливое отношение к близким. Чтение и заучивание песенки «Дед хотел уху сварить…»? Цель: помочь детям запомнить р.

Сказка «По щучьему велению». Цели: развивать умение детей слушать большие по объему литературные произведения; продолжать знакомить детей с особенностями живой природы 4. Разучивание стихов, загадок о рыбах. Цель: воспитывать умение отгадывать загадки. Чтение и разучивание стихов о городе. Цель: развивать память, умение выразительно рассказывать. Барто чтение стихотворения. Цель: формировать умение детей эмоционально воспринимать образное содержание поэтического текста, понимать средства выразительности. Развивать память, воображение, умение отвечать на вопросы.

Воспитывать любовь к художественной литературе. Чтение стихотворения А. Кардашовой «Наш дворец для всех открыт» Цель: формировать умение детей внимательно слушать произведение до конца. Воронько «Лучше нет родного края» - чтение. Цели: формировать умение участвовать в коллективном разучивании стихотворения при хоровом проговаривании; выразительно читать стихотворный текст; воспринимать смысл пословиц, выраженный образно «Всякому мила своя сторона», «Нет земли краше, чем Родина наша» ; воспитывать любовь к родному краю. Васнецова, В. Чижикова, Е. Чарушина, с тем как важны в книге рисунки, как много интересного можно узнать, внимательно рассматривая книжные иллюстрации. Развивать произвольное внимание.

Воспитывать эстетический вкус. Чтение стихотворения Я. Аким « Неумейка ». Цели: развивать способность слушать литературные произведения, отвечать на вопросы по содержанию фразой; развивать слуховое и зрительное восприятие, логическое мышление, мелкую моторику руки. Перро «Мальчик — с пальчик» - рассказывание сказки. Цели: продолжать знакомить с жанровыми особенностями сказки; Формировать образность речи, понимание образных выражений; развивать творческие способности, умение разыгрывать фрагменты сказки. Чтение произведения «Мойдодыр» К. Цель: развивать интерес детей к чтению, воспитывать любовь к чистоте. Загадки о космосе.

Цели: развивать умение разгадывать загадки. Тренировать память и внимание. Воспитывать уважение к труду космонавтов. Рассказ В. Бороздин «Первый в космосе». Цели: расширять представлений детей о космосе. Содействовать правильному восприятию содержания произведения, формировать способности сопереживать его герою. Чтение А. Плещеева «Дети и птичка».

Цель: развивать память, слуховое внимание. Воспитывать интерес к слушанию. Чтение стихотворения М. Клоковой «Зима прошла Воробей с березы на дорогу прыг ». Цели: упражнять в подборе определений к заданному слову. Воспитывать любовь к поэзии. Чтение рассказа В. Воробьёва « Чистюля » Цели: продолжать формировать умение внимательно слушать рассказ, развивать связную речь; расширять знания о перелетных птицах; развивать внимание, память, ; воспитывать заботливое отношение к птицам. Толстой чтение произведения.

Цель: формировать умение образовывать форму множественного числа существительных, обозначающих детенышей животных. Развивать мышление, память. Воспитывать познавательные интересы у детей. Чтение и обсуждение стихотворения М. Безруких «Разговор о правильном питании » Цель: воспитывать умение у детей отвечать на поставленные вопросы согласно прочитанному.

Ганзен, пересказ Т. Габбе и А. Любарской ; «Новое платье короля» пер.

Ганзен ; «Ромашка» пер. Ганзен ; «Дикие лебеди» пер. Ганзен 1-2 сказки по выбору ; Киплинг Дж. Чуковского ;.

Ушакова с. Дьяченко с.

Ознакомление с новым жанром — басней.

«Детский сад № 46 «Светлячок»

Список литературы для чтения по лексическим темам Картотека художественной литературы в старшей группе по фгос с целями.
Картотека художественной литературы для чтения дошкольникам Для чтения в лицах. Ю. Владимиров.
Картотека художественной литературы в старшей группе по ФГОС с целями Перспективный план "Чтение художественной литературы" календарно-тематическое планирование по художественной литературе (подготовительная группа) на тему Чтение худ литературы перспект.
Официальный сайт - Примерный список литературы для чтения детям (от 5 до 6 лет) Автор: Баранцева Алла Олеговна Перспективный план по чтению художественной литературы составлен с учётом тематических недель, предусмотренных программой "Детство".
Картотека художественной литературы в старшей группе по ФГОС с целями Картотека художественной литературы по ПДД.

Каталог файлов

Список литературы для чтения в старшей группе детского сада по фгос по лексическим темам Инфоурок › Дошкольное образование ›Другие методич. материалы›Картотека в старшей группе на тему: "Художественная литература в старшей группе".
«ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА» Для старшей и подготовительной группы. Для чтения в лицах. Ю. Владимиров.
Примерный список литературы для чтения детям 5-6 лет (старшая группа) Рассмотрим примерную картотеку по чтению художественной литературы в подготовительной группе, а также как данные литературные творения влияют на формирование личности ребенка и готовят его к дальнейшей учебе в школе.
ФОП художественной литературы на возраст 5-6 лет Перспективное планирование по чтению художественной литературы в старшей группе Сентябрь 1 Рассказы «Что любит Мишка», «Что я люблю» С помощью детской литературы раскрывать детям образы их сверстников, вызвать желание.
Картотека ЧХЛ старшая группа Картотека художественной литературы в разных образовательных областях в старшей группе По программе «От рождения до школы» по ред. Н. Е. Вераксы О.О. Содержание Автор, название ЦельНравственное воспитание рнс «Лиса и кувшин» обр.

«Детский сад № 46 «Светлячок»

старшей группы (5-6 лет). Примерный перечень для чтения и рассказывания детям. Картотека художественной литературы в старшей группе по фгос с целями. Главная» Файлы» Методическая копилка» Картотеки. Картотека художественной литературы для старшей группы.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий