Тихая революция в квебеке и система образования

Тихая революция. Материал из Википедии. История взаимоотношений между англоканадцами и франкоканадской общиной Квебека содержит немало драматических моментов; наиболее значимым является так называемая Тихая революция – цепь политических и социально-экономических событий в 1960-1970 гг., в ходе. первая по площади и вторая по населению провинция Канады. Административным центром Квебека является город Квебек c 735 тыс. жителей, тогда как самый большой город в Квебеке — Монреаль. Конфликт между Канадой и Квебек модели восприятия Канады как. Тихая революция относится к социальным, экономическим и политическим изменениям, которые произошли в Квебеке в начале.

Заголовок сайта

Вначале перестроили систему образования, сделав упор на практическую сторону. Этот период принято называть «тихой революцией», когда в Квебеке начали проводить многочисленные реформы по. Тихой революции). 3. Тихая революция была направлена как против засилья представителей англоканадского меньшинства провинции в ее экономике.

Тихая революция в Квебеке, Канада

Кроме усиления националистических и сепаратистских идей, Квебек скинул с себя оковы римской католической церкви, которая контролировала систему здравоохранения и образования. Секуляризация системы образования и создание Министерства образования. 2. До Тихой Революции Квебек был процветающим местом в том числе и с точки зрения производства. В Квебеке началась так называемая "Тихая революция".

Заголовок сайта

Но подавляющее большинство англоканадцев отказываются принимать эту идею, рассматривая Квебек не как равного партнера всех девяти провинций английской Канады, но лишь как одну из десяти провинций страны. На провинциальном референдуме 1980г. Разногласия внутри Квебекской партии, ее неудачная экономическая политика - все это обусловило поражение партии на провинциальных выборах в 1985 году. Превратности квебекской политики при двух администрациях Рене Левека 1976-1985. Выпуск 2, М. Малруни, которое выдвинуло проект заключению провинциально - федеральных пакетных соглашений по конституционной реформе - так называемых Мичлейкских соглашений, в рамках которых предусматривалось предоставление Квебеку «особого статуса», то есть расширенной автономии в составе канадской федерации. В 1989г. Неудача с получением «особого статуса» стала своего рода детонатором нового взлета квебекского национализма, на волне которого в 1992 году образуется общефедеральная партия - Квебекский блок КБ , призванная представлять интересы квебекских сепаратистов в федеральном парламенте Канады.

В 1993г. В 1994г. Ottawa, 1996,p.

Новые районы были также богаты лесом и потенциальными ресурсами гидроэлектроэнергии. Все это позволило ускорить раз- [131] витие индустрии, приступить к строительству гидроэлектростанций.

После первой мировой войны Квебек переживал настоящую индустриальную революцию. Вторая мировая война ускорила этот процесс. В 40—50-х годах социальная и экономическая структура квебекского общества полностью изменилась. Усилилась власть монополий, возросла роль государственного регулирования экономики, пролетариат стал крупнейшим по численности классом общества. Но по-прежнему сильной оставалась власть католической церкви, сохранялась отсталая система образования, господствующее положение в экономике занимали англо-канадские и американские монополии.

Так, не изжив окончательно некоторых пережитков феодальных отношений, Квебек шагнул в государственно-монополистический капитализм. Началом нового подъема национального движения принято считать 1960 год, но развитие событий было во многом предопределено предыдущими годами. В 1936— 1960 годы за исключением 1939—1944 годов у власти в провинции находилась консервативно-националистическая партия Национальный союз, возглавляемая деятелем крайне правого толка М. Годы его правления ознаменовались жестокими репрессиями по отношению к профсоюзам, коррупцией в государственном аппарате провинции, курсом на сохранение и закрепление полуфеодальных пережитков во франко-канадским обществе, господством католической церкви и культурным изоляционизмом. Политика Дюплесси во многом способствовала закреплению господства американских и англо-канадских монополий в экономике Квебека.

Используя стремление квебекцев к социальным и общественным переменам, в 1960 году к власти пришла Либеральная партия во главе с Ж. Она обещала широкую программу реформ, целью которых был передел власти в Квебеке в пользу национальной франко-канадской буржуазии. Для того чтобы окончательно расчистить дорогу развитию капитализма в провинции, «тихая революция», как окрестили эту программу реформ, предусматривала реорганизацию системы образования, упорядочение трудового законодательства, повышение роли государства в регулировании экономики, преобразования в системе социального обеспечения и т. Но реформы требовали немалых расходов, а большая часть добираемых в провинции налогов была сосредоточена в руках федерального [132] правительства. В результате усилились финансовые противоречия между Квебеком и Оттавой.

Источниками финансирования могли также служить национализированные предприятия, и в предвыборной борьбе 1962 года. Либеральная партия сделала главным пунктом своей программы национализацию гидроэлектростанций. Это принесло либералам победу. Но проекты дальнейшей национализации и ряда других отраслей натолкнулись на сопротивление крупных монополий и банков. Реформа образования встретила оппозицию у церкви.

Разочарованная результатами реформ, франко-канадская мелкая буржуазия поспешила обвинить во всех возникших трудностях федеральное правительство и начать движение за выход Квебека из состава федерации. В провинциальных выборах 1966 г. Выборы закончились поражением Либеральной партии, к власти вернулась партия Национальный союз во главе с Д. Новое правительство опиралось на поддержку крупных монополий и реакционных националистов из сельских районов Квебека. Программа Национального союза во многом основывалась на старых положениях католического национализма М.

Дюплесси, но, не решаясь открыто противостоять стремлению франко-канадцев к переменам, новые лидеры партии решили немного обновить старые тезисы. Упор теперь делался на частичный пересмотр конституции Канады с целью признать франко-канадцев «нацией в рамках Канадского союза», другим важным требованием было усиление самостоятельности Квебека на международной арене. Таким образом, финансовый конфликт между Квебеком и Оттавой, доставшийся новому правительству в наследство от либералов, дополнился политическим. Положение вдобавок осложнилось, когда в 1967 году правительство провинции пригласило посетить Монреальскую международную выставку «Экспо-67» президента Франции генерала де Голля. Одно из своих выступлений в Монреале генерал закончил лозунгом франко-канадских националистов: «Да здравствует свободный Квебек!

Тем временем в провинции усилилась деятельность сепаратистских организаций. В 1967 г. Либеральную партию покинул один из самых популярных ее лидеров — бывший министр Рене Левек. Вместе со своими сторонниками он создал Движение «Суверенитет — ассоциация» МСА , целью которого было объявлено достижение политической независимости Квебека в экономической ассоциации типа «Общего рынка» с остальной Канадой. Развитие сепаратистских настроений в Квебеке все более беспокоило наиболее дальновидные круги канадской буржуазии.

Перед буржуазными партиями была поставлена задача любой ценой нейтрализовать движение сторонников автономного развития провинции. Более других отвечала этой цели программа Либеральной партии, предусматривавшая расширение прав франко-канадцев в области культуры, языка, отчасти в экономике, но направленная против любых изменений политических институтов и статуса Квебека. В апреле 1968 года новый лидер Либеральной партии Канады П. Трюдо убежденный федералист и анти-сепаратист — стал премьер-министром страны. Подобное течение событий ускорило процесс консолидации сепаратистских сил в Квебеке.

В октябре того же года в провинции образовалось единое политическое движение, ставившее своей целью добиться выхода Квебека из состава Канады,— Квебекская партия. Она была создана из двух объединившихся сепаратистских организаций — Движения «Суверенитет — ассоциация» под руководством Р. Левека и Национального объединения. Левек стал президентом Квебекской партии. Позднее к ней присоединились члены самораспустившегося Объединения за национальную независимость РИН.

Учредительный съезд Квебекской партии принял ее устав и программу. Главной задачей партии ставилось достижение политической независимости провинции в экономическом и таможенном союзе с Канадой. Квебекская партия должна была завоевать независимость мирным путем, получив большинство в Национальной ассамблее провинции. Наряду с этим в программе содержалось требование различных реформ: увеличение государственного сектора в экономике, перераспределение налогов в пользу малообеспеченных слоев, полная занятость и т. Таким образом, в 1968 году начался новый период в развитии франко-канадского национального движения, который характеризуется прямой конфронтацией между организационно оформленными сепаратистской и федералистской силами.

Основными тезисами программы либералов были: «единство Канады, экономическое развитие Квебека и безопасность граждан». Основной базой Квебекской партии явились крупные города, особенно Монреаль. Определились и основные группы поддерживающих ее избирателей: франко-канадская мелкая буржуазия, интеллигенция, молодежь. Среди мелкобуржуазной оппозиции итоги выборов вызвали разочарование. Свойственные мелкой буржуазии нетерпеливость и колебание из одной крайности в другую сказались на поведении подпольных сепаратистских групп, которые от поддержки Квебекской партии перешли к террористическим действиям.

В октябре 1970 года были похищены британский дипломат Д. Кросс и министр провинциального правительства П. Лапорт, причем последний был вскоре убит. Федеральное правительство воспользовалось этим предлогом, чтобы ввести в действие Закон о мерах военного времени, и части канадской армии заняли Монреаль и Квебек. В результате массовых обысков и арестов с террористами было покончено, но федеральные власти пытались использовать чрезвычайное положение и для борьбы с прогрессивными организациями.

За три года, прошедшие после выборов 1970 года, Квебекская партия постаралась улучшить свои позиции. На своем 4-м съезде, состоявшемся в 1973 году, она пересмотрела свою программу — основной упор был сделан на экономические проблемы. В новой программе подчеркивалось, что основой для развития Квебека должны служить доходы от государственных предприятий, налоговые поступления и иностранные инвестиции. Немалое место заняли также вопросы использования энергии и сырья. В горнодобывающей промышленности предусматривалась национализация добычи асбеста.

Кроме того, правительству удалось провести новое, выгодное для либералов деление провинции на избирательные округа. Несмотря на поражение, Квебекская партия решила важную стратегическую задачу — она стала партией официальной оппозиции. Состоявшийся в 1974 году 5-й съезд Квебекской партии вновь значительно пересмотрел ее программу. Был разработан новый путь к достижению независимости Квебека. Если раньше программа предусматривала после победы Квебекской партии на выборах немедленный выход провинции из состава канадской федерации, то теперь провозглашению независимости должен был предшествовать референдум.

Схема такова: сначала правительство победившей Квебекской партии должно начать переговоры о независимости с федеральным правительством и в случае их провала поставить примерно через два-три года этот вопрос на всеобщее обсуждение квебекцев. В новой программе были также изменены главы, относящиеся к социальной области. Таковы, например, статьи о преимущественном финансировании общественных учебных заведений, установлении более высокого минимума зарплаты, помощи фермерам, социальном обеспечении трудящихся, об увеличении роли профсоюзов в управлении предприятиями и т. Новая программа нашла своего адресата. Влияние Квебекской партии резко возросло в сельских районах крупные города всегда были ее базой , усилилась также поддержка партии профсоюзами — за нее высказалась Квебекская конфедерация труда — одно из трех крупнейших профсоюзных объединений Квебека.

Между тем влияние либералов падало. Их курс на «культурный суверенитет» Квебека находил все меньше сторонников. Положение осложнилось растущей инфляцией, безработицей и общим ухудшением экономики провинции. В этих условиях 15 ноября 1976 г. Анализ итогов выборов 1976 г.

В условиях Квебека она оказалась единственной партией, через которую можно было это стремление выразить. В 1980 году провинциальное правительство провело в Квебеке референдум с целью получить мандат избирателей на право вести переговоры с федеральным правительством о выходе Квебека из состава Канады. Экономический кризис начала 80-х годов и усиление разногласий в правящей партии по вопросу о путях достижения независимости Квебека привели к падению популярности партии среди избирателей. В 1984— 1985 годы в партии произошел раскол, лозунг независимости Квебека был снят: летом 1985 года основатель партии Р. Левек ушел в отставку с поста лидера партии и премьера провинции и его сменил Пьер-Марк Джонсон, также франко-канадец по национальности, сын бывшего премьера Квебека в 1966—1970 годы Д.

Джонсона — покойного лидера сходящей с политической сцены Квебека правой партии Национальный союз, большинство членов которой в 80-е годы перешло частью в Либеральную партию Квебека, а частью в Квебекскую партию. На выборах в Национальную ассамблею в декабре 1985 г. Новый премьер Квебека Р. Бурасса заявил о намерении снизить налоги и ограничить вмешательство провинциального правительства в развитие экономики; с другой стороны, он объявил о намерении начать осуществление нового крупнейшего проекта освоения гидроэнергетических ресурсов Севера, который обойдется в 24 миллиарда долларов. Для провинциального правительства Квебека независимо от того, какая партия стоит у власти в еще большей степени, чем для правительств других провинций, характерно стремление увеличить самостоятельность провинции на международной арене.

С 1882 года когда было открыто представительство Квебека в Париже Квебек содержит собственные представительства за рубежом, число которых к 1984 году достигло 25 у всех других провинций, вместе взятых,— 38, в том числе 18 — у Онтарио. Квебек — единственная провинция Канады, располагающая с 1984 года собственным Министерством международных сношений. Федеральное правительство Канады с заметной настороженностью относится к развитию сепаратных международных связей Квебека хотя прямо ему не противодействует. Коммунистическая партия Квебека, возглавляемая Сэмом Уолшем, организационно входит в качестве коллективного члена в Коммунистическую партию Канады. По мнению коммунистов, национальный вопрос в стране может быть окончательно решен лишь в том случае, если он станет составной частью борьбы против монополий, за установление подлинно демократических свобод для трудящихся.

Коммунисты выступают против сепаратизма, который не отвечает интересам ни франко-канадских, ни англо-канадских трудящихся. Они считают необходимым признать существование в Канаде двух наций это отрицается буржуазными политиками, подменяющими национальный вопрос лингвистическим, культурным или территориальным и разработать в соответствии с этим новую конституцию страны, основанную на равноправии и добровольном партнерстве обеих наций, включающем право на самоопределение вплоть до отделения. В федеральном парламенте Канады Квебек представлен 24 сенаторами и 75 депутатами палаты общин. На [138] выборах в палату общин до 1984 г. В результате федеральных выборов 1980 г.

Таким образом, без поддержки квебекских избирателей федеральная Либеральная партия оказалась бы в меньшинстве. Этим во многом объяснялась важная роль, которую представители Квебека играли в федеральном правительстве либералов. Депутатом от Квебека являлся бывший 1968—1984 премьер-министр Канады Пьер Трюдо. С уходом П. Трюдо весной 1984 г.

Консерваторы получили в Квебеке 58 депутатских мандатов из 211 по всей стране , либералы — всего 17 из 40. В правительстве Канады представители Квебека заняли 11 министерских постов из 40. Здесь проживает по переписи 1981 г. Административный центр — г. Римуски 37 тысяч жителей.

Сагеней и окрестности оз. Основа хозяйства — гидроэнергетика, выплавка алюминия, целлюлозно-бумажная [139] промышленность.

Он стал свидетелем особых изменений в застроенной среде и социальных структурах Монреаля, главного города Квебека. Тихая революция также вышла за пределы Квебека благодаря своему влиянию на современную канадскую политику. В ту же эпоху возрождения квебекского национализма франко-канадцы внесли большой вклад как в структуру, так и в направление федерального правительства и национальной политики.

Про саму партию «Чёрные пантеры» было снято несколько фильмов, написаны научные, публицистические и художественные книги. Движение за гражданские права коренных австралийцев Австралия была заселена британцами без договора или признания коренного населения. Последующие законы и политика правительства Австралии отказывали коренному населению в гражданстве и вместо этого стремились создать единую однородную белую культуру с Политикой Белой Австралии и насильственным изъятием детей аборигенов из их семей. Подобно другим международным движениям за гражданские права, стремление к прогрессу включало протесты см. Freedom Ride Австралия и Aboriginal Tent Embassy , а также беспорядки в ответ на социальную несправедливость см. И 2004 г. Смерть в заключении на острове Палм. Несмотря на значительный прогресс в исправлении дискриминационных законов, коренные австралийцы по-прежнему находятся в невыгодном положении по сравнению со своими коллегами из некоренных народов по таким ключевым показателям, как ожидаемая продолжительность жизни ; младенческая смертность ; здоровье; уровень образования и занятости. Принцип остановки распространения коммунизма по его следам имел смысл для большинства американцев, и лишь немногие люди, не относящиеся к вооруженным силам, уделяли много внимания тому, что в то время казалось темной и далекой страной. Кеннеди, американские военные советники начали прибывать во Вьетнам, и присутствие Америки в стране увеличивалось. Вьетнам был разделен на Северный и Южный Вьетнам, и американские официальные лица решили поддержать правительство Южного Вьетнама в его борьбе против коммунистического мятежа, поддерживаемого Северным Вьетнамом. В начале 1960-х годов большинство американцев рассматривал бы конфликт во Вьетнаме как незначительную войну по доверенности между Соединенными Штатами и Советским Союзом. Американцам было комфортно поддерживать антикоммунистическую сторону. И поскольку в этом участвовало очень мало американцев, это не было особо нестабильной проблемой. Американцы начали ощущать, что Вьетнам превращается в серьезную проблему, когда весной 1963 года буддисты начали серию сериалов. Шокирующим жестом молодой буддистский монах сел на улице Сайгона и поджег себя, создав культовый образ Вьетнама как глубоко беспокойной страны. На фоне таких тревожных и обескураживающих новостей , администрация Кеннеди продолжала посылать американских советников во Вьетнам. Вопрос об участии Америки поднялся в интервью с президентом Кеннеди, проведенном журналистом Уолтером Кронкайтом 2 сентября 1963 года, менее чем за три месяца до убийства Кеннеди. Кеннеди осторожно заявил о причастности Америки к делу. Вьетнам останется ограниченным: Законы Джима Кроу Во время Реконструкции 1865-1877 чернокожие взяли на себя роль лидеров, как никогда ранее. Они занимают государственные должности и добиваются внесения изменений в законодательство в целях обеспечения равенства и права голоса. В 1868 году 14-я поправка к Конституции предоставила чернокожим равную защиту в соответствии с законом. В 1870 году 15-я поправка предоставила чернокожим американцам право голоса. Тем не менее, многие белые американцы, особенно на Юге, были недовольны тем, что люди, которых они когда-то поработили, теперь на более или менее равных условиях. Чернокожие не могли пользоваться теми же общественными объектами, что и белые, жить во многих городах или посещать одни и те же школы. Межрасовые браки считались нарушением закона, и большинство чернокожих не могли голосовать, потому что они не могли пройти тест на грамотность. Законы Джима Кроу не были приняты в северных штатах; однако чернокожие по-прежнему подвергались дискриминации на работе или когда они пытались купить дом или получить образование. Что еще хуже, в некоторых штатах были приняты законы, ограничивающие право голоса для чернокожих американцев. Это было первое упоминание названия будущего протеста. В том же месяце главный редактор Adbusters Микей Уайт отправил подписчикам журнала электронное письмо, в котором упоминалось, что «Америке нужен собственный Тахрир» площадь в Каире, ставшая главным местом массовых протестов во время революции в Египте в январе 2011 года. Справочная библиотека войны во Вьетнаме , т. New York Times, 18 апреля 1965 г. Грэм, New York Times, 25 февраля 1969 г. Кенворти, New York Times, 16 октября 1969 г. Семпл-младший, New York Times, 10 мая 1970 г. Во время Второй мировой войны Чехословакия попала в сферу советского влияния Восточного блока. С 1948 года в стране не было никаких партий, кроме Коммунистической партии, и она косвенно управлялась Советским Союзом. В отличие от других стран Центральной и Восточной Европы, коммунистический захват власти в Чехословакии в 1948 году был, хотя и столь же жестоким, как и в других странах, подлинным народным движением. Реформа в стране не привела к судорогам, которые наблюдались в Венгрии. Паттон мог освободить город раньше Это было важно для распространения пророссийской и прокоммунистической пропаганды, пришла сразу после войны. Люди все еще помнили, что они чувствовали как предательство Чехословакии со стороны Запада при подписании Мюнхенского соглашения По этим людям проголосовали за коммунистов на выборах 1948 года, последних демократических выборах, проводившихся там за долгое время. С середины 1960-х годов у чехов и словаков все чаще проявлялись признаки неприятия существующего режима. Это изменение было отражено реформистскими элементами внутри коммунистической партии, назначив лидером партии Александра Дубчека.

Тихая революция в Квебеке, Канада

Создание в Квебеке Министерства образования и крупные инвестиции в образовательную систему провинции; Создание мощной сети профсоюзов в Квебеке для защиты от частных эксплуататоров, особенно в контексте этнической стратификации рабочей силы в провинции. В статье, базирующейся на материалах квебекской печати,речь идет о новой языковой политике правительства Квебека по защите французского языка после Тихой революции 60-х гг.:представлен анализ Хартии французского языка и реакция общества на ее принятие в. В годы Тихой революции в Квебеке учреждён особый тип образовательных среднеспециальных заведений – Коллеж общего и профессионального образования (CÉGEP — Collège d'enseignement général et professionnel), являющийся первой ступенью высшего. Тихая революция (французский: Révolution Tranquille) был периодом интенсивных социально-политических и социально-культурных изменений в канадской провинции в Квебеке, которая началась после выборов 1960 года, характеризуются эффективной секуляризацией. Тихая революция в венгрии 1989, в 1371 году назначен организатором Полтавской красной семинарии. Тихая революция. Материал из свободной энциклопедии.

§ 3. Канада в 1945–2000 гг.

Что такое Королевская прокламация 1763 года и как она повлияла на правовую систему Квебека? Королевская прокламация 1763 года установила британское законодательство в качестве закона земли в Квебеке, но также признала важность французской правовой системы. Прокламация позволила французскому гражданскому праву продолжать действовать в некоторых областях и создала систему судов, которая включала в себя как французские, так и английские правовые традиции. Квебеку было разрешено продолжать использовать французское гражданское право в большинстве областей, но английское общее право использовалось в уголовном праве и некоторых вопросах коммерческого и имущественного права. Это позволило сосуществовать двум правовым традициям в Квебеке. Что такое «тихая революция» и как она повлияла на правовую систему Квебека? Тихая революция» — это период значительных социальных и культурных изменений в Квебеке в 1960-х годах.

Это привело к принятию Хартии французского языка в 1975 году, которая сделала французский язык официальным языком Квебека и обеспечила, чтобы французский язык был основным языком, используемым в судах Квебека. Какова современная правовая система Квебека? Сегодня Квебек имеет уникальную правовую систему, которая включает в себя как французское гражданское право, так и английское общее право.

Хронология событий В этом разделе не хватает ссылок на источники информации. Среди канадских историков нет единого мнения насчет даты начала революции. Предпосылки к «революции» существовали на протяжении всего периода британского правления этой части Северной Америки после того, как Новая Франция стала частью Британской империи в 1763 г. Уже тогда стали очевидны различия в менталитете обоих народов, а ярко выраженная англофобия во Франции вызвала развитие галлофобии в Британии и особенно в её американских владениях: США и Канаде. Так или иначе, конфронтация между англо- и франкоканадцами имела место на протяжении всего периода. Окончательно терпение франкоканадцев было исчерпано к 1960 г.

Дата окончания «революции» также с трудом поддаётся точной констатации, однако чаще всего называются канун Октябрьского кризиса 1970. Предвестниками революции служили также многие события 1940-х и 1950-х гг. К примеру, забастовка шахтёров асбестовых карьеров в 1949, волнения в Монреале так называемый "бунт Мориса Ришара " в 1955 г. Важной вехой в подготовке к реформам стали также выступления левой и либеральной интеллигенции, в частности подписание «Глобального протеста» фр. Le Refus Global , изданного творческой группой так называемых « Автоматистов » Les Automatistes , и публикация «Les insolences du Frere Untel» Невежества некоего братца , в которой жёсткой критике подверглась почти всемогущая на тот момент Католическая церковь Квебека. Эта группа поистине оказалась заложницей не только собственного стремления к физическому выживанию «survivance» в условиях англоязычной ассимиляции как со стороны англоязычной Канады , так и США.

По согласию с федеральным канадским правительством, он сделал остановку сначала в Квебеке и Монреале, в которых преобладал французский язык.

Он был встречен восторженной толпой. В своих высказываниях генерал де Голль зашел намного дальше, чем позволяли рамки культурных связей между Францией и ее бывшей канадской колонией, потерянной в 1763 году. Вся Франция знает, видит и слышит то, что здесь происходит. Да здравствует Монреаль, пусть живет Квебек, пусть живет свободный Квебек, пусть живет Французская Канада, пусть живет Франция». Слова «Пусть живет свободный Квебек», а также «канадские французы», вместо «франкоязычные канадцы», пришлись по вкусу кругам, которые боролись за независимость Квебека. Это выступление де Голля вызвало большое недовольство не только большинства англоязычных канадцев, но и британцев, поскольку Канада является доминионом Великой Британии, а также американцев, ближайших соседей Канады, которым не выгоден распад ее на несколько территорий. Реакция официальной Оттавы на заявление Президента Франции, которое вызвало значительный резонанс во всей стране, была достаточно жесткой.

Выступая в Палате Общин Парламента 28 ноября 1967 года, Премьер-министр Канады Пирсон отметил: «Я считаю, что это заявление искривило часть истории Канады, неправильно представило определенные современные события и неверно предусмотрело будущее. Это заявление не было лишь комментарием канадской внутренней или внешней политики, которое можно игнорировать. Это вмешательство главы иностранного государства в наши дела. В таком виде оно является неприемлемым. Без сомнений, в данном случае мы не можем терпеть, чтобы глава иностранного государства или правительства давал рекомендации относительно курса политических или конституционных действий, которые бы могли разрушить Канадскую Конфедерацию и единство Канадского Государства. Будущее Канады будет решаться канадцами и именно в Канаде». Еще более заострился квебекский вопрос в канадской внешней политике после того, как в январе 1968 года Квебек получил приглашение принять участие в Международной конференции министров образования франкоязычных государств в Габоне при отсутствии аналогичного приглашения в адрес федерального правительства.

Учитывая значительную активизацию культурных и других связей между Квебеком и Францией, официальная Оттава не без основания увидела инициативу последней в действиях упомянутого африканского государства. Неустойчивость положения в Квебеке, растущее социальное недовольство, требования и ожидания перемен были симптомами нестабильности в социальной и политической области. Начались поиски путей к выходу из стагнации либеральной партии, к изменению в руководстве либеральной партии, восстановлению ее силы. Нужна была новая политическая фигура. Ею стал профессор из Монреаля франкоканадец Пьер Эллиот Трюдо. В 1968 году он был избран премьер-министром Канады. Его правительство четко осознавало опасность создания прецедента, который де-факто способствовал бы утверждению Квебека в качестве независимого субъекта международных отношений.

Поэтому официальная Оттава заняла жесткую позицию, считая, что лишь она может представлять интересы всей Канады во внешней сфере. Путем определенного давления и компромиссов правительству удалось решить вопрос участия делегации Квебека в Международной конференции министров образования франкоязычных государств в Габоне, в частности, договорившись о том, что официальная делегация Канады будет возглавлена федеральным представителем при заместителе-представителе от провинции Квебек. Выход Шарля де Голля с политической арены и победа Либеральной партии на выборах в Квебеке позволили разрядить ситуацию и определенным образом нормализовать впоследствии канадско-французские отношения. Проблема национального единства в деятельности правительства П. Трюдо сразу заняла важное место. В предвыборной кампании либеральная партия обещала провести комплекс мероприятий, призванных ослабить остроту франкоканадского национального вопроса. Важной мерой стало принятие в 1969 г.

Закон 1969 г. Закон также предписывал государственным чиновникам изучать французский язык на специально созданных курсах. Программа двуязычия не дала того эффекта, на который рассчитывало правительство. Дело было не только в том, что чиновники аппарата нередко саботировали осуществление намеченных мер, в частности изучение французского языка, а в западных провинциях местные власти открыто выступали против закона. Программа правительства обходила главный вопрос - вопрос о признании равноправия франкоканадской нации и ее права на самоопределение. Трюдо и основной состав кабинета исходили из посыла о том, что нация является государственно-правовой единицей «одна страна - одна нация». Отсюда - сведение всего вопроса к языковым и культурным различиям и в конечном итоге к вопросам регионального развития.

Большое значение имело создание в 1968 г. Совета планирования Квебека и подписание соглашения между федеральным правительством и квебекским правительством о плане развития провинции. Пьер Трюдо твердо верил в то, что внешняя политика страны должна, среди прочего, объединять англо- и франкоканадцев. В выступлении по случаю заключения соглашения с Нигером 19 сентября 1969 года он отмечал: «Канада, которая имеет 6 миллионов франкоязычных граждан, является естественной частью семьи франкофонов. Участие в организации Франкофонии является продолжением канадского двуязычия в международном масштабе. Таким образом, это является фундаментальным и в то же время постоянным элементом нашей политики. Я считаю, что наша двуязычность должна проявляться не только путем сотрудничества среди франкоязычных граждан, но и в нашей внешней политике, в частности, в международных организациях».

Невзирая на такие жесты со стороны Оттавы, непримиримые сепаратисты не оставляли своих планов по созданию «независимого Квебека». Они считали, что существенная дестабилизация политической ситуации в стране подтолкнет федеральное правительство к переговорам с ними. Однако, похищение активистами Фронта освобождения Квебека в октябре 1970 года Британского атташе торговли Джеймса Кросса и провинциального Министра труда Пьера Лапорта повлекло так называемый «октябрьский кризис». В связи с террористическими актами экстремистского Фронта освобождения Квебека правительство П. Трюдо пошло на крайние меры, объявив о введении в действие закона о мерах военного времени 1914 г. В Квебек были направлены федеральные войска, произведено 3 тыс. Даже убийство Пьера Лапорта террористами не привело к изменению позиции правительства, которое лишь дало согласие на выезд похитителей Джеймса Кросса на Кубу в обмен на его освобождение.

Только в апреле следующего года чрезвычайное законодательство было отменено. Эти крутые меры имели далеко идущие последствия - в канадском обществе раскол по национальной линии углубился, в Квебеке новый стимул получило политическое сепаратистское движение и возросла популярность Квебекской партии, открывающая ей путь к власти. В то же время стало более очевидным, что в английской Канаде существует непонимание устремлений франкоканадского национального движения. В итоге к началу 70-х годов кризис конфедерации обострился. Таким образом, в результате так называемой тихой революции 60-х годов в провинции был осуществлен ряд мер по усилению роли франкоканадцев в экономике Квебека, развитию государственного сектора в сфере использования природных ресурсов, ослаблению позиций англоязычного меньшинства в различных областях общественной жизни. Террористические действия Фронта национального освобождения FLQ привели к вытеснению этой организации, от рук которой с апреля 1963 года погибло 6 человек, с провинциальной политической сцены и её исчезновению. Невзирая на эти события, сепаратистские настроения продолжали доминировать в 70-х годах среди политических сил провинции.

Случай приступить к воплощению в жизнь концепции «ассоциативного суверенитета» представился Квебекской партии уже в ноябре в 1976 г. Это событие вызвало в канадском обществе небывалую до тех пор обеспокоенность в отношении сохранения целостности страны. Основанием для беспокойства за будущую целостность Канады были заявления лидера Квебекской партии Р. Левека, в которых он отмечал невозможность дальнейшего сожительства англо- и франкоканадцев в границах одного государства, которое, по его определению, напоминало «пребывание двух скорпионов в одной бутылке». Осознавая всю сложность политической ситуации, федеральный премьер Пьер Трюдо признавал, что Канада очутилась в условиях наибольшей угрозы существованию государства со времени его создания. В середине 1977 г. Как и в британском случае, в провинции были созданы две организации, которые отстаивали позиции «за и против».

Обе структуры получили от правительства одинаковые финансовые ресурсы и время для выступления на телевидении и по радио. Кроме этого, каждый житель Квебека получил брошюру с аргументами «за и против» ассоциативного суверенитета, а также отдельное обоснование позиции правительства. Привязанность политического суверенитета к экономической ассоциации с Канадой означала потерю части национальной самостоятельности. Это можно трактовать как следствие канадского этнокультурного дуализма, в соответствии с которым жители провинции идентифицируют себя не только квебекцами, но и канадцами, поскольку именно они и были инициаторами образования Канадской федерации. Принимая во внимание это, один из главных идеологов квебекского национализма Жан-Марк Леже подал идею ассоциативного суверенитета, и, в то же время, будущего референдума, исключительно как «диалог и достижение нового братства». С другой стороны, дополнение политического суверенитета Квебека экономической ассоциацией с Канадой можно объяснить тем фактом, что такое сочетание должно было сделать идею суверенитета привлекательнее среди тех, кто сомневался в целесообразности отделения провинции. Впоследствии и сам Р.

Левек признал, что употребление термина «ассоциация» объясняется «прагматичными рассуждениями». Новое соглашение», в котором были изложены основные принципы воплощения в жизнь концепции ассоциативного суверенитета. В нем шла речь, о том что благодаря политическому суверенитету перед провинцией откроются новые возможности и она извлечет политическую выгоду, а от экономической ассоциации с Канадой - Квебек получит экономическую выгоду. По этому поводу Р. Левек отмечал: «Мы часть Западного света и намереваемся остаться ею». После достижения Квебеком политического суверенитета и вступления в экономическую ассоциацию с Канадой, предлагалось создать общий орган управления - Общий совет министров, куда бы входили представители Квебека и Канады. Каждая из двух частей нового образования могла иметь на своей территории собственное законодательство, по своему усмотрению распоряжаться финансами.

Программой также предусматривались свободное движение товаров, рабочей силы и капиталов, отсутствие таможни и паспортного контроля, наличие общей валюты, тесный военный союз между Квебеком и Оттавой. Вскоре квебекское правительство назначило проведение референдума на 20 мая 1980 г. Оно было достаточно мягким, но в то же время чрезвычайно громоздким. Вот его содержание: «Правительство Квебека вынесло на общественное рассмотрение предложение проведения переговоров относительно заключения нового соглашения с остальной, которая базируется на равенстве двух наций, Канадой. Это соглашение должно дать Квебеку эксклюзивное право принимать собственные законы, собирать налоги, устанавливать отношения с зарубежными государствами - то есть, получить суверенитет. В то же время, оно предусматривает экономическую ассоциацию с Канадой, включая общую валюту. Изменения в политическом статусе, полученные в результате этих переговоров, не вступят в силу без народного одобрения на другом референдуме.

Учитывая такие условия, даете ли Вы правительству Квебека мандат на проведение переговоров по предлагаемому соглашению между Квебеком и Канадой? Часть квебекских радикалов выступила против такой завуалированной формулировки и настаивала, чтобы вопрос независимости был поставлен прямо. Однако Р. Левек считал, что вопрос сам в таком виде способен обеспечить победу. Необходимо учесть и то, что референдум, как и обещал раньше Р. Левек, прямо не касался независимости провинции, а имел скорее консультативный характер. Лишь при позитивном результате 20 мая, должен был состояться новый референдум, посвященный непосредственно вопросу самостоятельности.

То есть, если Квебек и мог, де-юре, стать независимым, то в любом случае не в результате референдума 20 мая в 1980 г. Однако, де-факто, и это хорошо понимали в Оттаве, позитивные последствия голосования неминуемо открывали путь к полной независимости Квебека. Так, специализированная комиссия по изучению перспектив Канады в будущем при Гудзоновом институте, обратила внимание на отсутствие полной уверенности в том, что после провозглашения политического суверенитета Квебек пойдет на любую ассоциацию с остальной Канадой. С 4 по 20 марта в 1980 г. Основная полемика развернулась между лидерами главных политических партий провинции Клодом Раяном Либеральная партия и Рене Левеком Квебекская партия. Левек отметил, что референдум - выдающееся событие в квебекской истории, во время которого жители региона будут иметь реальное право на самоопределение. Премьер в очередной раз раскритиковал систему канадского федерализма, которая не гарантирует квебекцам сохранения их национальной идентичности.

Раян в ответ обратил внимание Р. Левека на то, что все те достижения, о которых говорил он на своем выступлении, стали возможными лишь благодаря той политической системе федерализму , при которой, собственно, и живут квебекцы. Противостояние накануне референдума приобрело черты внутреннего соперничества между двумя школами политической мысли во Французской Канаде сепаратистами и федералистами , тогда как Английская Канада оказалась в достаточно выгодной роли наблюдателя. Это было предопределено также тем, что Оттава вынужденно скрывала свое непосредственное участие в референдумной кампании, поскольку любое прямое вмешательство вызвало бы обратную реакцию и привело бы к увеличению количества сторонников отделения провинции. Не слишком четкую позицию в отношении референдума заняла и католическая церковь, чье влияние в провинции было достаточно большим. Еще в 1979 г. В первой части послания шла речь о том, что жители провинции имеют право самостоятельно определять и устраивать свое будущее, потому что в Евангелии отмечено: «Ищите и найдете».

Эту фразу, на первый взгляд, можно было трактовать как завуалированную поддержку сепаратистского движения партии Р. Левека, однако, во второй части прозвучала негативная оценка суверенитета, а также призыв к единению людей. Трюдо торжественно пообещал обновить федерацию, а Квебеку, принимая во внимание его исключительную национальную идентичность, обеспечить в системе канадского федерализма особое место. Условием выполнения обещания должно было стать голосование против предложения квебекского правительства. Трудно сказать о последствиях этого обращения. Интрига относительно результатов голосования, которая все же сохранялась до последнего дня, способствовала активизации дискурса вокруг будущего как Канады, так и Квебека. Однако, ради справедливости, надо отметить, что в стране было немало и тех, кто особо не беспокоился возможным отделением Квебека.

Ярким примером этого могут быть результаты опросов общественного мнения, проведенные в марте 1979 г. В общем, каждый регион имел собственные интересы и реагировал на чужие проблемы не охотно, невзирая даже на их общегосударственную роль. Учитывая это, квебекское правительство допустило возможность, в случае провала идеи экономической ассоциации с Канадой, обратиться с подобным предложением к США. Однако к подобному сценарию развития событий ситуация не привела, поскольку на референдуме по поводу ассоциативного суверенитета, который состоялся 20 мая в 1980 г. Это была наивысшая явка избирателей за всю историю не только Квебека, но и Канады в целом. Из 110 избирательных округов, лишь в 15 сторонники ассоциативного суверенитета одержали победу. Среди них был и Тайлон - округ, от которого в свое время в Национальную ассамблею был избран Р.

По мнению большинства канадских политологов, референдум засвидетельствовал, с одной стороны, достаточно глубокий раскол среди населения провинции, а с другой, что много квебекцев не удовлетворены местом провинции в составе федерации. Сам Р. Левек сразу после провала референдума относительно ассоциативного суверенитета пророчески отметил, что это далеко не последний референдум в истории провинции. Вскоре и Национальный совет Квебекской партии в своем документе «Квебек в 80-ые гг. Результаты майского референдума вызвали оживленное общественное обсуждение, которое сводилось к поиску причин поражения идеи ассоциативного суверенитета. В среде сторонников «самостоятельности Квебека» сразу же появилась версия, в соответствии с которой референдум для квебекцев стал неискренним проявлением их воли, поскольку они хотели продемонстрировать «свою преданность Канаде и при этом не навредить себе». Следовательно, значительная часть жителей Квебека боялась нарушения устоявшегося уклада жизни, прежде всего в экономическом плане, и голосовала за спокойствие.

Кроме того, негативные последствия голосования объясняются тем фактом, что квебекцы со времени «тихой революции» достигли необходимого минимума прав и свобод для сохранения национальной идентичности. В то же время, получил распространение тезис о квебекском национальном движении, направленном не на конфронтацию, а на кооперацию. Поэтому, даже среди франкоквебекцев не удалось достичь позитивного результата, не говоря уже об англофонах. Расхождение во взглядах стало характерной чертой волеизъявления для большинства квебекцев, без влияния социального статуса. Исключением может служить, разве что, местная политическая элита, которая проявила наибольшую согласованность в голосовании. Трюдо и К. Раяна и противники правящей Квебекской партии.

Как засвидетельствовали опросы, положительно голосовали преимущественно те, кто отдал свой голос за партию Р. Левека на выборах в 1976 г. Не меньше повлияли на результаты голосования позиции главных политиков, которые, как ни парадоксально, были значительно популярнее тех идей, которые они проповедовали, потому референдум в провинции назвали «битвой вождей». Глава Квебекской партии Р. Левек имел больше симпатизирующих, чем лидер либералов К. Раян, однако эта популярность нивелировалась наличием на должности премьер-министра Канады франкоканадца П. Невзирая на то, что вершина популярности федерального премьера была уже позади, он все же имел весомое влияние на мнение квебекцев и в «обновленный федерализм», скорее всего, поверили лишь потому, что его провозгласил именно П.

Поэтому, главную заслугу в победе федералистской идеи над сепаратистской отдают именно ему. Ситуация продолжала оставаться острой в течении 80-90-х гг. ХХ века Все попытки федерального правительства остановить процесс децентрализации не дали желаемого результата, что, в свою очередь, ставило под сомнение его способность решить конституционный кризис Квебек до сих пор не ратифицировал Конституцию Канады 1982 г. Таким образом, референдум 1980 г.

Согласно Лего, Закон 96 и те крупные изменения в Хартии французского языка, которое его принятие повлечёт за собой, приведут как к существенному усилению лингвистических прав квебекцев, так и к дальнейшей реализации государственной политики и социальной практики интеркультурализма — политической концепции, принятой в Квебеке в оппозицию к федеральной доктрине мультикультурализма. Сегодня ещё рано говорить о масштабе реальных изменений в жизни квебекского общества, связанных с Законом 96, тем не менее следует остановиться на ожидающихся в ближайшем будущем преобразованиях в административной, судебной, предпринимательской и образовательной сферах. В первую очередь предполагается учредить новые министерства и ведомства, в числе которых Министерство французского языка и Комиссариат французского языка. В ближайшее время будет создано Министерство французского языка, глава которого — министр французского языка, получит широкие полномочия, включающие в том числе право, накладывать вето на субсидии и гранты для муниципалитетов, если он сочтёт, что последние не соблюдают Хартию французского языка в её нынешнем виде.

На Комиссариат французского языка возлагается функция контроля за исполнением закона6. В течение года должна быть выработана конкретная программа проведения новой языковой политики, а в течение трёх лет будет разработана и принята новая концепция, определяющая Квебек как провинцию, в которой французский язык занимает прочные позиции единственного и общего языка квебекской нации. Напомним, что закон 1867 года «О Британской Северной Америке» распространял на Квебек требование об использовании английского и французского языков. Хартия французского языка в 1977 г. Согласно Закону 96 утверждается признание квебекской нации и определяется статус французского языка как единственного официального языка Квебека. Такое, на первый взгляд, незначительное изменение текста в Хартии с добавлением слова «единственный» явно свидетельствует о намерении сделать необратимым языковой статус провинции. Так, во время судебного разбирательства вся деловая документация, контракты, судебные претензии, судебные решения и другие официальные документы должны быть составлены на французском языке и именно французский вариант будет считаться подлинным в случае смыслового несовпадения с существующим документом на английском языке; судьи во время судебного процесса будут говорить только по-французски7. Poulin Alexandre.

Также вводится обязательный перевод на французский язык актов гражданского состояния, если они были составлены на английском языке в другой канадской провинции или за рубежом. Несмотря на то что в уголовном судопроизводстве сохраняются два языка: французский и английский, тем не менее постановления судов, ранее изданные на английском языке, обязательно должны быть переведены на французский язык. Более 600 тыс. Однако муниципальные советы могут проголосовать за сохранение статуса двуязычного муниципалитета независимо от его демографической ситуации, при условии, что это голосование состоится в течение 120 дней с момента принятия законопроекта9.

Учебная работа. Феномен квебекского национализма

Кризис удалось преодолеть, однако проблемы со статусом Квебека только начинались. С появлением Квебекской партии Parti Quebecois во главе с Рене Левеском вопрос о расширении автономных прав перерос в дискуссию об отделении Квебека от Канады и превращении его в суверенное государство. На начальном этапе своего существования вновь созданная партия едва получила семь мест на выборах в Национальную ассамблею. Однако уже через несколько лет, в 1976 году, к большому разочарованию федерального правительства, Parti Quebecois добилась большинства на выборах в местный парламент, впервые опередив своих главных конкурентов — Либеральную партию Канады.

Одним из ключевых пунктов политической программы Parti Quebecois было проведение народного референдума об отделении от Канады, который в итоге состоялся в 1980 году. С тех пор либералы и сепаратисты поочередно владели большинством в местном парламенте. Несмотря на неудачу на референдуме, у партии по-прежнему оставалось много сторонников среди франкофонов.

К тому же это было время, когда многие бывшие европейские колонии, такие как Камерун, Конго, Сенегал, Алжир, обретали независимость. Выступая в Монреале в 1967 году, тогдашний французский президент Шарль де Голль восклицал: «Да здравствует свободный Квебек! Именно тогда перед Канадой как никогда встала угроза децентрализации.

Почти двадцать лет назад канадский премьер Брайан Малруни решился на достаточно радикальный шаг по урегулированию квебекской проблемы. В ходе знаменитых переговоров с главами провинций на озере Мич в 1989 году было разработано конституционное соглашение, предусматривавшее признание Квебека «особым обществом» distinct society. Для вступления соглашения в силу требовалось одобрение всех десяти провинций Канады, однако когда срок ратификации истек, Манитоба и Ньюфаундленд так и не поддержали документ.

До сих пор историки спорят, как бы сложилась судьба канадского доминиона, если бы переговоры на озере Мич увенчались успехом. Для большинства квебекских политиков, будь то сторонники националистов, выступающие за суверенитет, или же либералы, видящие будущее провинции в составе Канады, проблема политического статуса Квебека представляется до сих пор нерешенной. Несмотря на то что этот вопрос традиционно носил политический характер, культурные аспекты взаимоотношений Квебека с остальной Канадой и миром в целом всегда были в числе причин стремления к суверенитету.

Сглаживанием этнического дисбаланса в провинции, при котором политико-экономическая власть была практически полностью сосредоточена в руках небольшого англоязычного меньшинства в пользу франкоязычного большинства. Важнейшие последствия революции В этом разделе не хватает ссылок на источники информации. Хронология событий В этом разделе не хватает ссылок на источники информации. Среди канадских историков нет единого мнения насчет даты начала революции. Предпосылки к «революции» существовали на протяжении всего периода британского правления этой части Северной Америки после того, как Новая Франция стала частью Британской империи в 1763 г. Уже тогда стали очевидны различия в менталитете обоих народов, а ярко выраженная англофобия во Франции вызвала развитие галлофобии в Британии и особенно в её американских владениях: США и Канаде. Так или иначе, конфронтация между англо- и франкоканадцами имела место на протяжении всего периода.

Окончательно терпение франкоканадцев было исчерпано к 1960 г. Дата окончания «революции» также с трудом поддаётся точной констатации, однако чаще всего называются канун Октябрьского кризиса 1970. Предвестниками революции служили также многие события 1940-х и 1950-х гг. К примеру, забастовка шахтёров асбестовых карьеров в 1949, волнения в Монреале так называемый "бунт Мориса Ришара " в 1955 г. Важной вехой в подготовке к реформам стали также выступления левой и либеральной интеллигенции, в частности подписание «Глобального протеста» фр.

Новая программа 2011 года, является шире по спектру затронутых проблем в Квебеке. Начинается программа такими словами: «Хотя новые страны регулярно рождаются во всем мире, мы считаем, что Квебек также должны вписать в великой книге истории народов»28. Решив демократически жить в суверенном Квебеке, мы: - будем свободны и полностью ответственны за наши выборы; - будем утверждать первенство нашего французского языка, нашего тождества и наших ценностей; - будем говорить и будем действовать в пользу нашего имени на международной арене; - закрепим наш экономический суверенитет; - овладеем всеми инструментами развития нашей культуры; - примем мир уверенно и с доверием29. Проект суверенитета Квебека берет свои истоки в национальной истории, отмеченной стойкостью защитников свободы. Вслед за Тихой Революцией, Рене Левек создавал Партию Квебека и приглашал квебекский народ к завоеванию своей коллективной свободы. Эта история мужества и определения передалась до нас и новые суверенные поколения возобновляют в свою очередь этот проект, несущий свободу. Из этого видно, что новый проект является продолжением идеи Рене Левека. В программе указывается, что суверенное правительство в своей политической деятельности будет реализовывать следующие направления: - Использует все средства в положении, чтобы прекратить вмешательства федерального правительства в области воспитания, культуры, социальных программ, здоровья и любой другой исключительной компетенции Квебека30. Он потребует вести переговоры и подписать международные договоры в рамках своей компетенции34. В культурно-языковой сфере жизни общества: - В новой программе целостность находится в центре отношения доверия, которое должно быть между гражданами и государством, которое поэтому должно регулироваться с более высоким чувством этики35. Согласно программе, говорится, что, несмотря на последнее время регрессии французского языка на территории Квебека из-за ограничений введенных Оттавой, квебекцы по-прежнему будут добиваться становления французского как единственного официального языка36. В программе указывается, что другая нация не может контролировать художественное выражение одной нации, и поэтому Квебек выступает за собственное независимое культурное обеспечение37. Подводя итог, можно сделать следующие выводы: Рассмотрев основные программные положения, можно сказать, что в целом, со времен первой программы и существующей на сегодняшний день идеи франко-канадцев практически не поменялись, только расширись в некоторых сферах жизни в связи с развитием общества. Так, например, если рассмотреть культурно-языковую сферу то можно увидеть, что требования остаются те же, что были выдвинуты в первой программе Рене Левека, то есть, они считают, что французский язык должен быть единственным официальным языком во всех сфера жизни общества.

В ходе тихой революции провинция образовала собственные министерства. С тех пор все загнивающее тормозящее развитие в провинции ассоциируется с католической церковью, а все новое и прогрессирующее — с современным обликом Квебека: самобытной культурой, которая мечтает стать самостоятельной страной. Тяжелая история взаимоотношений с церковью стала причиной того, что большинство ругательств имеют религиозные корни. Вот некоторые из них.

Квебек: «Французская Канада»

Квебек не побоялся сделать крупные займы у США и направил полученные инвестиции на развитие и освоение ресурсов таежного Севера, а также на помощь своему мелкому и среднему бизнесу. Постепенно Квебек превратился в богатую и процветающую провинцию Канады. И, что очень важно, значительная часть этого богатства была направлена на защиту и поддержку собственной национальной культуры и французского языка, который в 1974 году был провозглашен единственным официальным языком провинции Квебек. Жители Квебека помнят и сохраняют свои обычаи, гордятся ими. Здесь проходят красочные фольклорные праздники, самым ярким из них является зимний карнавал в Квебеке второй по числу гостей после знаменитого карнавала в Рио-де-Жанейро. Другой праздник — весенний сбор кленового сока, из которого варят сладкий и полезный сироп, - и был заимствован у индейцев.

Главный же праздник провинции — это 24 июня, День Жана Батиста Иоанна Крестителя, небесного покровителя франко-канадцев , иногда его называют просто Днем Квебека. В этот день по улицам проходят веселые шествия, устраивают танцы и вечерние фейерверки. Часть жителей Квебека выступают за политический суверенитет провинции, вплоть до отделения от Канады. Такова и программа стоящей сейчас в провинции у власти в Квебекской партии.

Годы его правления ознаменовались жестокими репрессиями по отношению к профсоюзам, коррупцией в государственном аппарате провинции, курсом на сохранение и закрепление полуфеодальных пережитков во франко-канадским обществе, господством католической церкви и культурным изоляционизмом. Политика Дюплесси во многом способствовала закреплению господства американских и англо-канадских монополий в экономике Квебека. Используя стремление квебекцев к социальным и общественным переменам, в 1960 году к власти пришла Либеральная партия во главе с Ж. Она обещала широкую программу реформ, целью которых был передел власти в Квебеке в пользу национальной франко-канадской буржуазии. Для того чтобы окончательно расчистить дорогу развитию капитализма в провинции, «тихая революция», как окрестили эту программу реформ, предусматривала реорганизацию системы образования, упорядочение трудового законодательства, повышение роли государства в регулировании экономики, преобразования в системе социального обеспечения и т. Но реформы требовали немалых расходов, а большая часть добираемых в провинции налогов была сосредоточена в руках федерального [132] правительства. В результате усилились финансовые противоречия между Квебеком и Оттавой. Источниками финансирования могли также служить национализированные предприятия, и в предвыборной борьбе 1962 года. Либеральная партия сделала главным пунктом своей программы национализацию гидроэлектростанций. Это принесло либералам победу. Но проекты дальнейшей национализации и ряда других отраслей натолкнулись на сопротивление крупных монополий и банков. Реформа образования встретила оппозицию у церкви. Разочарованная результатами реформ, франко-канадская мелкая буржуазия поспешила обвинить во всех возникших трудностях федеральное правительство и начать движение за выход Квебека из состава федерации. В провинциальных выборах 1966 г. Выборы закончились поражением Либеральной партии, к власти вернулась партия Национальный союз во главе с Д. Новое правительство опиралось на поддержку крупных монополий и реакционных националистов из сельских районов Квебека. Программа Национального союза во многом основывалась на старых положениях католического национализма М. Дюплесси, но, не решаясь открыто противостоять стремлению франко-канадцев к переменам, новые лидеры партии решили немного обновить старые тезисы. Упор теперь делался на частичный пересмотр конституции Канады с целью признать франко-канадцев «нацией в рамках Канадского союза», другим важным требованием было усиление самостоятельности Квебека на международной арене. Таким образом, финансовый конфликт между Квебеком и Оттавой, доставшийся новому правительству в наследство от либералов, дополнился политическим. Положение вдобавок осложнилось, когда в 1967 году правительство провинции пригласило посетить Монреальскую международную выставку «Экспо-67» президента Франции генерала де Голля. Одно из своих выступлений в Монреале генерал закончил лозунгом франко-канадских националистов: «Да здравствует свободный Квебек! Тем временем в провинции усилилась деятельность сепаратистских организаций. В 1967 г. Либеральную партию покинул один из самых популярных ее лидеров — бывший министр Рене Левек. Вместе со своими сторонниками он создал Движение «Суверенитет — ассоциация» МСА , целью которого было объявлено достижение политической независимости Квебека в экономической ассоциации типа «Общего рынка» с остальной Канадой. Развитие сепаратистских настроений в Квебеке все более беспокоило наиболее дальновидные круги канадской буржуазии. Перед буржуазными партиями была поставлена задача любой ценой нейтрализовать движение сторонников автономного развития провинции. Более других отвечала этой цели программа Либеральной партии, предусматривавшая расширение прав франко-канадцев в области культуры, языка, отчасти в экономике, но направленная против любых изменений политических институтов и статуса Квебека. В апреле 1968 года новый лидер Либеральной партии Канады П. Трюдо убежденный федералист и анти-сепаратист — стал премьер-министром страны. Подобное течение событий ускорило процесс консолидации сепаратистских сил в Квебеке. В октябре того же года в провинции образовалось единое политическое движение, ставившее своей целью добиться выхода Квебека из состава Канады,— Квебекская партия. Она была создана из двух объединившихся сепаратистских организаций — Движения «Суверенитет — ассоциация» под руководством Р. Левека и Национального объединения. Левек стал президентом Квебекской партии. Позднее к ней присоединились члены самораспустившегося Объединения за национальную независимость РИН. Учредительный съезд Квебекской партии принял ее устав и программу. Главной задачей партии ставилось достижение политической независимости провинции в экономическом и таможенном союзе с Канадой. Квебекская партия должна была завоевать независимость мирным путем, получив большинство в Национальной ассамблее провинции. Наряду с этим в программе содержалось требование различных реформ: увеличение государственного сектора в экономике, перераспределение налогов в пользу малообеспеченных слоев, полная занятость и т. Таким образом, в 1968 году начался новый период в развитии франко-канадского национального движения, который характеризуется прямой конфронтацией между организационно оформленными сепаратистской и федералистской силами. Основными тезисами программы либералов были: «единство Канады, экономическое развитие Квебека и безопасность граждан». Основной базой Квебекской партии явились крупные города, особенно Монреаль. Определились и основные группы поддерживающих ее избирателей: франко-канадская мелкая буржуазия, интеллигенция, молодежь. Среди мелкобуржуазной оппозиции итоги выборов вызвали разочарование. Свойственные мелкой буржуазии нетерпеливость и колебание из одной крайности в другую сказались на поведении подпольных сепаратистских групп, которые от поддержки Квебекской партии перешли к террористическим действиям. В октябре 1970 года были похищены британский дипломат Д. Кросс и министр провинциального правительства П. Лапорт, причем последний был вскоре убит. Федеральное правительство воспользовалось этим предлогом, чтобы ввести в действие Закон о мерах военного времени, и части канадской армии заняли Монреаль и Квебек. В результате массовых обысков и арестов с террористами было покончено, но федеральные власти пытались использовать чрезвычайное положение и для борьбы с прогрессивными организациями. За три года, прошедшие после выборов 1970 года, Квебекская партия постаралась улучшить свои позиции. На своем 4-м съезде, состоявшемся в 1973 году, она пересмотрела свою программу — основной упор был сделан на экономические проблемы. В новой программе подчеркивалось, что основой для развития Квебека должны служить доходы от государственных предприятий, налоговые поступления и иностранные инвестиции. Немалое место заняли также вопросы использования энергии и сырья. В горнодобывающей промышленности предусматривалась национализация добычи асбеста. Кроме того, правительству удалось провести новое, выгодное для либералов деление провинции на избирательные округа. Несмотря на поражение, Квебекская партия решила важную стратегическую задачу — она стала партией официальной оппозиции. Состоявшийся в 1974 году 5-й съезд Квебекской партии вновь значительно пересмотрел ее программу. Был разработан новый путь к достижению независимости Квебека. Если раньше программа предусматривала после победы Квебекской партии на выборах немедленный выход провинции из состава канадской федерации, то теперь провозглашению независимости должен был предшествовать референдум. Схема такова: сначала правительство победившей Квебекской партии должно начать переговоры о независимости с федеральным правительством и в случае их провала поставить примерно через два-три года этот вопрос на всеобщее обсуждение квебекцев. В новой программе были также изменены главы, относящиеся к социальной области. Таковы, например, статьи о преимущественном финансировании общественных учебных заведений, установлении более высокого минимума зарплаты, помощи фермерам, социальном обеспечении трудящихся, об увеличении роли профсоюзов в управлении предприятиями и т. Новая программа нашла своего адресата. Влияние Квебекской партии резко возросло в сельских районах крупные города всегда были ее базой , усилилась также поддержка партии профсоюзами — за нее высказалась Квебекская конфедерация труда — одно из трех крупнейших профсоюзных объединений Квебека. Между тем влияние либералов падало. Их курс на «культурный суверенитет» Квебека находил все меньше сторонников. Положение осложнилось растущей инфляцией, безработицей и общим ухудшением экономики провинции. В этих условиях 15 ноября 1976 г. Анализ итогов выборов 1976 г. В условиях Квебека она оказалась единственной партией, через которую можно было это стремление выразить. В 1980 году провинциальное правительство провело в Квебеке референдум с целью получить мандат избирателей на право вести переговоры с федеральным правительством о выходе Квебека из состава Канады. Экономический кризис начала 80-х годов и усиление разногласий в правящей партии по вопросу о путях достижения независимости Квебека привели к падению популярности партии среди избирателей. В 1984— 1985 годы в партии произошел раскол, лозунг независимости Квебека был снят: летом 1985 года основатель партии Р. Левек ушел в отставку с поста лидера партии и премьера провинции и его сменил Пьер-Марк Джонсон, также франко-канадец по национальности, сын бывшего премьера Квебека в 1966—1970 годы Д. Джонсона — покойного лидера сходящей с политической сцены Квебека правой партии Национальный союз, большинство членов которой в 80-е годы перешло частью в Либеральную партию Квебека, а частью в Квебекскую партию. На выборах в Национальную ассамблею в декабре 1985 г. Новый премьер Квебека Р. Бурасса заявил о намерении снизить налоги и ограничить вмешательство провинциального правительства в развитие экономики; с другой стороны, он объявил о намерении начать осуществление нового крупнейшего проекта освоения гидроэнергетических ресурсов Севера, который обойдется в 24 миллиарда долларов. Для провинциального правительства Квебека независимо от того, какая партия стоит у власти в еще большей степени, чем для правительств других провинций, характерно стремление увеличить самостоятельность провинции на международной арене. С 1882 года когда было открыто представительство Квебека в Париже Квебек содержит собственные представительства за рубежом, число которых к 1984 году достигло 25 у всех других провинций, вместе взятых,— 38, в том числе 18 — у Онтарио. Квебек — единственная провинция Канады, располагающая с 1984 года собственным Министерством международных сношений. Федеральное правительство Канады с заметной настороженностью относится к развитию сепаратных международных связей Квебека хотя прямо ему не противодействует. Коммунистическая партия Квебека, возглавляемая Сэмом Уолшем, организационно входит в качестве коллективного члена в Коммунистическую партию Канады. По мнению коммунистов, национальный вопрос в стране может быть окончательно решен лишь в том случае, если он станет составной частью борьбы против монополий, за установление подлинно демократических свобод для трудящихся. Коммунисты выступают против сепаратизма, который не отвечает интересам ни франко-канадских, ни англо-канадских трудящихся. Они считают необходимым признать существование в Канаде двух наций это отрицается буржуазными политиками, подменяющими национальный вопрос лингвистическим, культурным или территориальным и разработать в соответствии с этим новую конституцию страны, основанную на равноправии и добровольном партнерстве обеих наций, включающем право на самоопределение вплоть до отделения. В федеральном парламенте Канады Квебек представлен 24 сенаторами и 75 депутатами палаты общин. На [138] выборах в палату общин до 1984 г. В результате федеральных выборов 1980 г. Таким образом, без поддержки квебекских избирателей федеральная Либеральная партия оказалась бы в меньшинстве. Этим во многом объяснялась важная роль, которую представители Квебека играли в федеральном правительстве либералов. Депутатом от Квебека являлся бывший 1968—1984 премьер-министр Канады Пьер Трюдо. С уходом П. Трюдо весной 1984 г. Консерваторы получили в Квебеке 58 депутатских мандатов из 211 по всей стране , либералы — всего 17 из 40. В правительстве Канады представители Квебека заняли 11 министерских постов из 40. Здесь проживает по переписи 1981 г. Административный центр — г. Римуски 37 тысяч жителей. Сагеней и окрестности оз. Основа хозяйства — гидроэнергетика, выплавка алюминия, целлюлозно-бумажная [139] промышленность. Центр — г. Шикутими его название на языке местных индейцев означает «досюда река глубока»: по р. Сагеней сюда могут подниматься океанские суда. Вместе с почти слившимся с ним г. Жонкьером население Шикутими составляет 135 тысяч человек. Квебек и прилегающая к нему территория часть ее носит историческое название Бос. Наряду с административными функциями столицы провинции в различных правительственных службах здесь занято 36 тыс. Квебек известен как крупнейший центр индустрии туризма. Основные ее отрасли — пищевая, деревообрабатывающая, металлообработка. Развито пригородное сельское хозяйство.

Но в далеком 1763 г. Большую роль в социальной и духовной жизни общества играла католическая церковь, властвовавшая вплоть до шестидесятых годов 20-го века. Именно тогда свершилась Тихая революция, ознаменовавшая собой начало периода перемен в социальной, экономической и политической жизни. В конституции Канады определен политический статус провинции: полномочия принимать законы в разных областях, включая имущественное и гражданское право, отправление правосудия, образования и здравоохранения. В Квебеке периодически возникают дебаты о статусе провинции. В то время, как сепаратисты требуют отделения Квебека, сторонники федерализма, наоборот, отстаивают сохранение статус-кво.

После политического провала реформ республиканца Мерсье, в духе экономического национализма и общественного образования, его зять и тоже премьер-министр Ломер Гуэн предпринял серию более скромных реформ тоже призванных решить проблему недоразвития франко-канадского региона. Именно так он начал основание серии профессиональных школ под эгидой властей провинции. Он решительно протестовал против участия Канады в Англо-бурской войне в 1899 году и против кризиса призыва 1917 года, который вынудил Канаду принять участие в Первой мировой войне. Из 400 000 канадских военных, отправленных за океан, более 60 000 погибли на поле боя. Политическая судьба националистов из поколения Бурасса закончилась выборами 1911 года, которые, несмотря на то, что отправили в отставку Лорье и выбрали много депутатов, считаются фиаско, поскольку единственной альтернативой явилось консервативное, империалистическое и ещё более антифранцузское правительство Бордена, известного франкофоба и протестанта. Однако, это поколение может записать себе в актив некоторые успехи. Арману Лаверню удалось добиться принятия закона о защите французского языка в общественной жизни, обязав, в частности, компании использовать оба языка. В это время железная дорога, телефон и т д. Националисты также добились от правительства Гуэна закона, обязывающего перерабатывать на месте древесину и бумажную массу из Квебека, что позволило развиться промышленным центрам, таким как Шавиниган. В надежде, что Квебек будет экспортировать в США свою продукцию, а не свою дешёвую рабочую силу.

Реакция на антивоенное движение

  • Конфликт в Канаде
  • Нужна такая же работа?
  • ЭВОЛЮЦИЯ ПРОГРАММНЫХ ПОЛОЖЕНИЙ ПАРТИИ КВЕБЕКА
  • Тихая революция
  • Тихая революция

Культурные предпосылки «Тихой революции» в Квебеке 1960-1970-х гг

Тихая революция (фр. Тихая революция (фр. Révolution tranquille, англ. Этот период принято называть «тихой революцией», когда в Квебеке начали проводить многочисленные реформы по. первая по площади и вторая по населению провинция Канады. Административным центром Квебека является город Квебек c 735 тыс. жителей, тогда как самый большой город в Квебеке — Монреаль. Конфликт между Канадой и Квебек модели восприятия Канады как.

ЭВОЛЮЦИЯ ПРОГРАММНЫХ ПОЛОЖЕНИЙ ПАРТИИ КВЕБЕКА

  • Тихая революция
  • Тихая революция — большая энциклопедия. Что такое Тихая революция
  • Увядающий квебекский сепаратизм — МегаЛекции
  • Квебек: «Французская Канада»
  • Тихая революция - 14 февраля 1949 года | Важные исторические события 14 февраля - CalendarZ
  • ЭВОЛЮЦИЯ ПРОГРАММНЫХ ПОЛОЖЕНИЙ ПАРТИИ КВЕБЕКА

События в истории 14 февраля

событие, которое определило вектор развития современного Квебека. Как это было и почему рассказывается в этом выпуске. Тихая революция и модернизация правовой системы Квебека. Обычно считается, что Тихая революция началась в 1960 году с победы Жана Лесажа и Либеральной партии Квебека (PLQ) на провинциальных выборах.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий