Советская власть 20 января 1918 г своей политикой в отношениях государства и церкви провозглашала

Тем более, что в недрах новоявленного советского правительства, получившего дикое для русского слуха наименование "Совнарком", уже родилась идея своей, богоборческой "анафемы" — отделения Церкви от государства.

Правда о взаимоотношениях Советской власти и церкви

Для цели раскола были созданы такие организации, как обновленцы, григорьевцы, а также ВЦУ и «Живая церковь». Эти организации были нужны советской власти для подрыва РПЦ. Шестаков указывает, что роль разработчика стратегии раскола была отведена Л. Троцкому, который в марте 1922 г. В этот же период начались репрессии против патриарха Тихона и видных представителей духовенства [7, C. Профессор Г.

Лившиц отмечал, что репрессии в отношении РПЦ и патриарха Тихона были связаны с церковным собором, который и восстановил патриаршество. На этом соборе открыто говорилось о необходимости посадить на престол царя, чтобы он расправился с революционным народом. Патриарх Тихон предавал анафеме большевиков, создавались религиозные полки, которые сражались против советской власти в составе частей Колчака, атамана Дутова [32, C. Православная церковь была связана со старой правящей имперской элитой. Она опасалась политического курса новой советской власти и не доверяла этой власти.

Патриарх Тихон умер в апреле 1925 г. В советских газетах появилось «Завещание Тихона», в котором он признавал, что церковь не гонима, не выступает против советской власти и осуждает зарубежную церковь [9, C. Бакшеева считает, что лояльное отношение советской власти к обновленцам и григорьевцам не явилось основанием для предоставления им дополнительных прав и свобод [5, C. Священник, церковный историк А. Мазырин отмечает, что ещё до возникновения обновленчества как движения, в церковной среде находились лица, радикально настроенные по отношению к РПЦ [33, C.

Лавринов отмечает, что истоки обновленчества относятся к пореформенному периоду 50—70-х годов XIX века, когда дух преобразований оказывал влияние на все сферы общественной жизни и общественного сознания [8, C. Кроме обновленческого раскола в 20-е гг. Основной причиной разрыва РПЦЗ с РПЦ Московского патриархата было непримиримое отношение эмигрантского духовенства к большевистской власти и к тому компромиссу с ней, на который согласилась официальная церковь в Советской России. Внутри СССР ответом на этот же компромисс стало появление нонконформистских православных общин, известных под общим названием Катакомбной церкви [34]. Ещё одной мерой антирелигиозной политики советской власти был Декрет ВЦИК о порядке изъятия церковных ценностей, находящихся в пользовании групп верующих от 23 февраля 1922 г.

В соответствии с этим декретом церковные ценности изымались в пользу голодающих Поволжья [18, С. Издание этого декрета имело цель помочь голодающим. В то же время изъятие церковных ценностей имело целями дискредитацию и разрушение РПЦ как организационной структуры, а также получение валютных средств на нужды властей [35]. Комиссия по изъятию церковных ценностей устанавливала очередной порядок производства работы по изъятию ценностей в зависимости от имеющихся в том или ином храме ценностей, причём в первую очередь подлежали изъятию ценности из наиболее богатых храмов, монастырей [36, С. Население не оказало массового вооружённого сопротивления изъятию церковных ценностей из храмов и монастырей.

Граждане в целом были солидарны с позицией советской власти. Тем более что многие видели решение проблемы голода в реализации мер советской власти по изъятию имущества РПЦ. Однако с моральной точки зрения часть населения, помня о старых православных традициях, всё же осуждала изъятие церковных ценностей. Иногда всё же доходило до вооружённого сопротивления. Так, например, в 1922 г.

Один из псковичей погиб. От рук погромщиков пострадал и агент угрозыска. Погром удалось остановить только вызванному кавалерийскому отряду. В результате трибунал приговорил к расстрелу двух священников и одного торговца. Остальные обвиняемые были приговорены к разным срокам лишения свободы.

Трибунал также постановил привлечь к уголовной ответственности Новгородского митрополита Арсения и епископа Старорусского Дмитрия [37, C. Гавриленков отмечает, что изъятие церковных ценностей привело к расколу верующих: одни старались тормозить изъятие церковных ценностей и даже вели контрреволюционную агитацию, а другие были согласны с изъятием ценностей [2, С. Осиповский указывают, что представители обновленчества поддерживали изъятие церковных ценностей для борьбы с голодом [3, C. Этот факт подчёркивает стремление обновленчества проявить власти свою лояльную позицию. Советская власть проводила репрессии в отношении служителей культа.

Эти репрессии сочетались с ограничением прав и дискредитацией РПЦ, изъятием церковного имущества. Получается, что меры советской власти, направленные против РПЦ, носили комплексный характер. Линия советской власти была направлена на изгнание РПЦ из общественных отношений. Церковь не устраивала советскую власть. РПЦ имела прямое отношение к самодержавной власти.

Население в целом не оказывало советской власти массового сопротивления, практически не заступалось за православную церковь. Советская власть одержала победу в Гражданской войне, марксистско-ленинские, а затем и сталинские идеи были популярны в обществе, хорошо работала антирелигиозная пропаганда. Вместе с тем население не было готово сразу же отказаться от религии предков, поэтому советской власти приходилось проводить антирелигиозную политику постепенно. Вытесняя православную церковь из общественных отношений, советская власть создавала предпосылки для вытеснения религии из общественного сознания. РПЦ была существенной преградой для развития атеизма в обществе.

Библиографический список Худобородов А. Репрессивная политика советского государства в отношении Русской православной церкви 1920—1930-е гг. Гавриленков А. Белоглазов Р. Козлов Ф.

Государственно-церковные отношения в 1917 — начале 1940-х гг. Бакшеева Е. Политика Советского государства по отношению к Русской православной церкви на Дальнем Востоке России октябрь 1922 — июнь 1941 гг. Хабаровск, 2004. Перелыгин А.

Русская Православная церковь в Орловском крае 1917—1953 гг. Орёл, 2009. Шестаков С.

Такая норма соответствовала франц. Возможно, впрочем, что Бонч-Бруевич сознательно дезинформировал своих собеседников. Фактически декрет представлял собой только декларацию общих принципов будущей религ. Этот недостаток закона был сразу подмечен его критиками из числа политических оппонентов большевиков.

В кадетской газ. Праволиберальные «Русские ведомости» назвали закон иллюстрацией грубого и неумелого законотворчества. Издаваемый А. Измайловым «Петроградский голос» считал принятие декрета поспешным и указывал на его внутренние противоречия, в частности - между ст. Вызывал недоумение и тот факт, что закон по важнейшему вопросу был принят ограниченным кругом лиц без серьезного обсуждения как простое правительственное постановление, без утверждения ВЦИК - высшего советского законодательного органа. Тихон сказал в приветственном слове перед открытием 2-й сессии Поместного Собора Православной Российской Церкви 1917-1918 гг. Патриарх призвал Собор обсудить и решить, «как отнестись к этим декретам, как им противоборствовать, какие меры предпринять» Акты свт.

Когда Поместному Собору стало известно о новом законе, определявшем положение Церкви в Советской России, его реакция оказалась быстрой и решительной. На соборном заседании 25 янв. По итогам обсуждения было принято соборное постановление, в к-ром говорилось: «Лица, власть имеющия, дерзновенно покушаются на самое существование Православной Церкви. Во исполнение этого сатанинскаго умысла, ныне советом народных комиссаров издан декрет об отделении Церкви от государства, коим узаконяется открытое гонение как против Церкви Православной, так и против всех религиозных обществ христианских и нехристианских. Не гнушаясь обманом, враги Христовы лицемерно надевают на себя личину ревнителей полной религиозной свободы. Приветствуя всякое действительное расширение свободы совести, Собор в то же время указывает, что действием упомянутого декрета свобода Церкви Православной, а равно и свободы всех вообще религиозных союзов и общин превращаются в ничто. Под предлогом «отделения Церкви от Государства» совет народных комиссаров пытается сделать невозможным самое существование церквей, церковных учреждений и духовенства».

Далее в постановлении давался разбор основных положений декрета, к-рые, по мнению Собора, угрожали уничтожением в стране самой возможности богопочитания и богослужения. На основании вышеизложенного Собор постановил: «1. Изданный Советом Народных Комиссаров декрет об отделении Церкви от государства представляет собою, под видом закона о свободе совести, злостное покушение на весь строй жизни Православной Церкви и акт открытого против нее гонения. Всякое участие как в издании сего враждебного Церкви узаконения, так и в попытках провести его в жизнь несовместимо с принадлежностью к Православной Церкви и навлекает на виновных кары вплоть до отлучения от Церкви» Собор, 1918. От века неслыханное творится у нас на Руси Святой. Люди, ставшие у власти и назвавшие себя народными комиссарами, сами чуждые христианской, а некоторые из них и всякой веры, издали декрет закон , названный ими о свободе совести, а на самом деле устанавливающий полное насилие над совестью верующих» Там же. На следующий день в Москве состоялся грандиозный общегородской крестный ход.

Накануне в храмах было оглашено соборное воззвание от 27 янв. Подобная реакция со стороны Церкви заставила большевистское руководство, положение которого в тот момент оставалось очень неустойчивым, воздержаться от немедленной реализации ряда положений декрета, что, впрочем, было невозможно и по техническим причинам - из-за отсутствия подзаконных актов с процедурами исполнения положений закона и соответствующих государственных структур. В этих условиях советское руководство в тактических целях пошло на переговоры с назначенной Поместным Собором делегацией. Курским и наркомом по делам страхования М. Елизаровым в его ведение перешли дела упраздненного Хозяйственного управления Синода. Представители СНК заявили, что не могут отступить от принципов отделения Церкви от гос-ва, но признали наличие в принятом декрете мн. Соборная делегация восприняла это как готовность советского правительства к сотрудничеству с Церковью в исправлении законодательства с учетом церковных интересов.

В дальнейшем состоялось еще неск. Подобные обещания советские представители давали и на встречах с делегациями др. В соответствии с поручением СНК от 8 апр. НКЮ образовал 13 апр. В состав комиссии вошли представители ряда гос. Предполагалось участие в ней и «сведущих лиц» от православных, старообрядцев, католиков, протестантов, армяно-григориан, мусульман и буддистов. Однако вскоре в НКЮ посчитали, что правосл.

Переговоры соборной делегации с властями после этого прекратились. Отдел, за к-рым закрепилось название «Ликвидационный» поскольку его основной задачей ставилась полная ликвидация прежней, дореволюционной системы государственно-церковных отношений , вместе со своими территориальными подразделениями при местных органах власти стал основной правительственной структурой, ответственной за проведение религ. Первостепенной задачей отдела была разработка подзаконного акта, позволяющего приступить к практическому применению нового религ. Результатом этой работы стала инструкция «О порядке проведения в жизнь декрета «Об отделении церкви от государства и школы от церкви»», утвержденная Постановлением НКЮ от 24 авг. Инструкция состояла из 35 пунктов, разделенных на 6 тематических отделов: о церковных и религиозных об-вах; об имуществах, предназначенных для совершения религ. Инструкция впервые определяла, что под действие декрета «Об отделении церкви от государства... Однако под собственно церковными и религ.

Все церковные и религ. Благотворительные и просветительные религ. Немедленной национализации подлежало всё не изъятое ранее имущество религ. Что касается имущества, предназначенного для богослужебных целей под этим понимались прежде всего храмы и молитвенные дома с церковной утварью , то они также подлежали национализации и передаче в распоряжение местных органов советской власти п. Чтобы сохранить свой храм, религ. Инструкция определяла, что число местных жителей, к-рые могли получить в пользование храм с богослужебным имуществом, не должно быть меньше 20 чел. Эта группа верующих т.

На религ. Представители местного совета получали право осмотра храма в любое внебогослужебное время. Инструкция запрещала совершение религ. Из храмов предписывалось изъять все предметы, «оскорбляющие революционное чувство трудящихся масс» п. Инструкция повторяла запрет декрета от 20 янв. Инструкция предписывала изъять из храмов и передать в отделы ЗАГС метрические книги за все годы, хранившиеся в городских и сельских храмах п. Вступление в силу инструкции НКЮ «О порядке проведения в жизнь декрета «Об отделении церкви от государства и школы от церкви»» было воспринято Поместным Собором, к-рый провел летом 1918 г.

На следующий день после публикации Инструкции, 31 авг. Открывший заседание митр. Арсений Стадницкий сказал, что ожидания обещанного большевиками пересмотра положений декрета «Об отделении Церкви от гос-ва... Вчерашний декрет является завершением всей церковной политики настоящей советской власти... Собор Правосл.

Таким образом, Церковь последовательно вытеснялась из всех сфер общественной жизни. Представители духовенства выбрасывались на обочину жизни, часто оставаясь без средств к существованию. В соответствии с этим документом, РПЦ теряла свой привилегированный статус. Провозглашалась свобода совести, отменялись преимущества или привилегии на основания вероисповедания. Школа отделялась от Церкви, преподавание религиозных вероучений в государственных, общественных и частных учебных заведениях, где преподавались общеобразовательные предметы, было запрещено.

Обучать и обучаться религии можно было только частным образом. Все религиозные общества стали относиться в глазах государства к частным обществам и союзам и подчинялись соответствующему законодательству. В основном эти нормы соответствовали конституционным основам светских государств новейшего времени. Сборник документов. Части 1-2. Следующие постановления Советской власти еще более усугубили дискриминацию РПЦ. Многих прав лишались и дети духовенства в частности, им запрещалось поступление в высшие учебные заведения. Более того, настоятель теперь был поставлен под контроль мирян, на которых, как надеялись большевики, им будет легче воздействовать. Эти постановления подвели первые итоги большевистского законодательства в области религии и определили позицию коммунистического государства по отношению к РПЦ вплоть до падения Советской власти. Следует отметить, что даже это дискриминационное законодательство постоянно не выполнялось.

После опубликования этих документов, советское правительство решило образовать специальное учреждение, которое непосредственно занималось бы решением связанных с Церковью вопросов или, точнее говоря, осуществляло бы руководство в борьбе с ней. Из названия этого отдела видно, что большевики рассчитывали на быстрое отмирание религии в новом обществе. Собор принял постановление, угрожавшее анафемой всем, кто принял бы участие в реализации декрета от 23 января, так как этот декрет есть «акт открытого против Церкви гонения». Собор принял постановление, направленное на предотвращение грабежа церковного имущества.

Необходимость квалифицированного строительства новой армии побудила государство обратиться к опыту специалистов и привлечь в вооруженные силы офицеров прежней армии. Конечно, учителя, врачи, инженеры, жившие и ранее преимущественно на заработную плату , теперь стали получать ее от Советского государства. Октябрьская революция не только сломала старую социальную структуру, но и внесла принципиальные изменения в нее, нашедшие отражение в праве. Временное правительство не отменило сословного деления общества, хотя практически оно потеряло смысл. Новая власть уже в ноябре 1917 г. С тех пор это слово - "гражданин" - наряду со словом "товарищ" стали признанными и устоявшимися формами обращения советских людей друг к другу. Попытки в более поздние годы заменить эти формы обращения иными не были успешными. Ликвидация сословий не привела, однако, к полному равенству и равноправию граждан нового государства. На смену прежнему делению пришло новое. Так, были лишены политических прав эксплуататоры и некоторые другие категории нетрудящихся. К этой категории было отнесено и духовенство, не только черное, но и белое. Возникло новое слово в русском языке - "лишенец". Со временем оно стало обозначать не только человека , лишенного избирательных прав. Лишенцы и их дети стали ограничиваться и в других правах и возможностях. Сложилось определенное неравенство, правда, лишь в избирательных правах, между городским и сельским населением, то есть практически между рабочими и крестьянами. Что же касается деления общества в национальном разрезе, то здесь уже в первые дни Советской власти был решительно проведен принцип полного равноправия граждан, ничем не ограничиваемого. Конечно, практического равенства удалось добиться не сразу, но путь к нему был открыт. Последующее законодательство неуклонно исходило из признания равноправия граждан вне всяческой зависимости от их национальной принадлежности. По тому же пути пошла и практическая деятельность советских органов. Нарушение принципа национального равноправия вызывало резкий и решительный отпор со стороны государственных органов. Национальное равноправие, взаимное национальное уважение становились и моральной нормой граждан Советской России. Наконец, Советское государство установило и равноправие полов. При Временном правительстве были сделаны только некоторые шаги в этом направлении. Однако в качестве общего правила равноправие полов не было установлено. Хотя новая власть тоже не издала какой-либо общей нормы, провозглашающей равноправие женщины с мужчиной, этот принцип стал последовательно проводиться во всей системе законодательства - в избирательном, семейном, земельном и других отраслях права. Разумеется, равноправие женщины с мужчиной имеет свои границы. Поэтому в некоторых вопросах Советское государство даже специально установило определенное преимущество в пользу женщин. Существенные льготы были предусмотрены для них в сфере трудовых, а также семейных отношений. Равноправие женщины с мужчиной было одним из исторических завоеваний Октября, и женщины широко воспользовались им, что имело масштабные социальные последствия. Миллионы женщин активно включились в хозяйственную, политическую, культурную жизнь. Однако наряду с достоинствами этот процесс имел и свои серьезные негативные последствия. Со временем активное участие женщин в общественной жизни не могло не отвлечь их от семьи , от воспитания детей. Это привело, в частности, к снижению рождаемости у европейских народов страны, повлияло на здоровье и воспитание подрастающего поколения. Слом старого и создание советского государственного механизма Марксистское учение считало, что победа пролетарской революции должна привести к слому старого, буржуазного государства , которое непригодно для новых целей. Ленин, не отказываясь от этого положения, тем не менее выдвинул тезис о возможности и необходимости сохранения части старого государственного механизма , которую он назвал учетно-регистрационным аппаратом. Сюда относились органы управления хозяйством - банки, почта, аппарат управления казенными предприятиями , железными дорогами, а также теми монополиями, которые будут обращены в государственную собственность тресты, синдикаты и т. Больше того, было сочтено возможным сохранить на время и те "преимущественно угнетательские" органы, без которых не может обойтись новое государство например, армию, которая была еще нужна в условиях не прекращенной войны. На деле все пошло, однако, не так гладко, как предполагалось. Довод Маркса о непригодности буржуазного государства для пролетарских целей оказался вполне реальным: во всяком случае, сопротивление чиновничества поставило Советское государство в весьма затруднительное положение. Слом старых и создание новых государственных органов шли одновременно. Высшие органы власти и управления. Как уже отмечалось, еще в ходе октябрьского восстания было низложено Временное правительство и ликвидирован так называемый Совет республики - "предпарламент", образованный сентябрьским Демократическим совещанием. Особо следует сказать о ликвидации Учредительного собрания. Идея Учредительного собрания родилась задолго до Октября. Еще в 70-х гг. XIX века ее выдвигали наиболее радикальные земские деятели, на новой основе предложили накануне первой российской революции большевики, предполагавшие первоначально парламентский путь развития пролетарского государства в России. Однако после Февральской революции В. Ленин обратил внимание на новый институт, возникший еще в 1905 г. И Учредительное собрание становилось уже не нужным, хотя отказаться от него сразу было еще невозможно. В ноябре 1917 г. В них приняло участие 40 млн. Собрание начало свою работу. Господство социалистических партий на Учредительном собрании выразилось уже в том, что первое заседание открылось пением Интернационала. Впрочем, на этом идейное единство и кончилось. Социал-демократы - большевики предложили в качестве единственного вопроса в повестку дня принятие Декларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа, написанной В. Лениным и принятой 3 января Всероссийским Центральным Исполнительным Комитетом. Практически это означало бы признание Советской власти и прекращение деятельности Учредительного собрания. Большевиков решительно поддержали левые социалисты-революционеры. Однако правые эсеры, обладавшие большинством на Собрании, резко воспротивились этому. Уже при выборах председателя Собрания, естественно, победили правые эсеры и их лидер В. Чернов занял искомое место. Кандидатура руководителя партии левых эсеров М. Спиридоновой, предложенная большевиками, соответственно не прошла. Споры о повестке дня затянулись до поздней ночи. В результате было принято предложение правых эсеров поставить на обсуждение самостоятельные вопросы о мире, земле, форме государственного единства, руководстве промышленностью. Не согласившись с этим, большевики в ночь на 6 января покинули заседание. Вслед за ними ушли и левые эсеры. Это сразу породило организационный кризис. Дело в том, что на Учредительное собрание было избрано 707 депутатов, однако к его открытию явилось менее 400. То есть кворум хотя и был, но крайне зыбкий. Уход большевиков, составлявших четверть депутатов, уже лишал заседание кворума. Положение еще больше усугубилось с уходом левых эсеров. Практически Собрание перестало быть работоспособным органом. Не случайно председательствующий В. Чернов при голосовании последующих вопросов стал избегать общего подсчета голосов, ограничиваясь лишь выявлением немногочисленных голосов против. В пятом часу утра на заседание пришел начальник охраны Таврического дворца и предложил закончить обсуждение вопросов, потому что, по его словам, караул устал. В этих условиях депутаты решили без обсуждения и при упрощенном голосовании принять постановления по трем вопросам: о мире, о земле и о федерации, после чего разошлись, наметив продолжить работу в тот же день в 17 часов. Однако, когда к назначенному часу депутаты стали собираться, Таврический дворец оказался на замке и охрана не пускала никого внутрь. Мотивировалось это тем, что оно было избрано по спискам, составленным еще до Октября, отражает существовавшее тогда соотношение политических сил, и вообще институт парламентаризма устарел, а ему на смену пришли Советы. Депутаты приглашались работать в советские органы. Очевидно, что Учредительное собрание нельзя однозначно считать органом буржуазии. Открывая заседание, председательствующий на собрании В. Чернов подчеркнул, что оно отражает волю граждан России к социализму, и кратко осветил программу социалистического строительства. Принятые Собранием резолюции в общем мало отличались от декретов II Всероссийского съезда Советов и Декларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа. Таким образом, если бы Собрание продолжило работу и приняло решения в соответствии с правоэсеровской программой, то Россия все равно бы пошла по пути социализма. Однако вопрос был в том, кто будет руководить этим строительством - эсеры или большевики. Имея лишь четверть мандатов, большевики не могли претендовать на единоличное право формирования правительства и смели в лучшем случае рассчитывать на блок с эсерами. Но правым эсерам было под силу обойтись и без большевиков: если б они сумели наладить союз с отделившейся левой частью своей партии, то правительство могло быть и чисто эсеровским. Хотя в повестке дня Собрания вопрос о создании правительства и не значился, но, очевидно, неизбежно встал бы. Все это никак не устраивало большевиков, и они в союзе с левыми эсерами пошли сначала на срыв, а потом на роспуск Учредительного собрания, о чем в народе никто особенно не горевал. Во всяком случае, если перед его открытием в Петрограде состоялась демонстрация в защиту Собрания и даже произошли столкновения с его противниками, то после роспуска никаких активных действий никто не предпринимал. Часть членов Учредительного собрания позже, уже в середине 1918 г. Некоторые же депутаты, попавшие затем в руки Колчака, были расстреляны. Поэтому обоснованным представляется мнение, что судьба Учредительного собрания все равно была предрешена во всех случаях: если бы его не распустила Советская власть, то при случае разогнали бы белогвардейцы - для них даже правые эсеры были чересчур левыми. На смену свергнутым старым пришли принципиально новые высшие органы власти и управления - Всероссийский съезд Советов, Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет, Совет Народных Комиссаров. Верховным органом Советского государства, обладающим всей полнотой власти, стал Всероссийский съезд Советов. Впервые таким органом провозгласил себя II Всероссийский съезд Советов рабочих и солдатских депутатов. К моменту созыва этого съезда Советы рабочих и солдатских депутатов существовали отдельно от Советов крестьянских депутатов. Последние возглавлялись преимущественно эсерами, которые препятствовали объединению Советов. Из 402 Советов, представленных на съезде, только 119 являлись объединенными, то есть включали в себя и представителей крестьянских Советов. Советы крестьянских депутатов обычно посылали делегатов на свои всероссийские съезды. Продолжал существовать и Центральный Исполнительный Комитет, избранный в мае 1917 г. Он возглавлялся эсерами и отражал интересы главным образом зажиточного крестьянства. Революционная борьба рабочих и беднейшей части крестьянства за установление Советской власти на местах, проведение Советским правительством и большевистской партией декретов о мире и земле вовлекали широкие слои трудового крестьянства в сознательную политическую жизнь, подталкивали к установлению тесного союза с рабочим классом. Состоявшиеся в ноябре и декабре 1917 г. В конце ноября 1917 г. ЦИК Советов крестьянских депутатов в числе 108 человек , преимущественно левых эсеров и беспартийных, слился с ВЦИК Советов рабочих и солдатских депутатов, который должен был пополниться также 100 делегатами с фронта и 50 представителями от профсоюзов. Все вместе они составили единый ВЦИК рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. Созданием этого органа было официально закреплено единство Советской власти рабочих и крестьян в центре и на местах. Высший принцип диктатуры пролетариата - союз рабочего класса с трудящимся крестьянством при руководящей роли пролетариата - был подтвержден на III Всероссийском съезде Советов, завершившем слияние рабочих и крестьянских Советов по всей стране. III Всероссийский съезд Советов рабочих и солдатских депутатов открылся 10 января 1918 г. На съезде было представлено большинство национальных районов страны. Большевики составляли половину делегатов и на III Всероссийском съезде Советов крестьянских депутатов, на котором было представлено более 250 крестьянских Советов. Открывшийся 13 января в Смольном, он тотчас же объединился с III Всероссийским съездом Советов рабочих и солдатских депутатов, что завершило организацию единого верховного органа власти страны и положило конец существованию двух систем Советов. III съезд Советов принял Декларацию прав трудящегося и эксплуатируемого народа, которая подытожила и юридически оформила результаты революционного творчества масс. Основные начала федеративного устройства Советского государства были изложены в резолюции "О федеральных учреждениях Российской Республики", принятой съездом в дополнение к Декларации. Съезд принял в основном Закон о социализации земли, утвержденный затем в окончательно отредактированном виде ВЦИК, и постановление о новом названии существующей верховной государственной власти. В связи с роспуском Учредительного собрания была опущена содержащаяся ранее в законах оговорка "впредь до окончательного разрешения их Учредительным собранием" и снято слово "временное" перед обозначением Советского правительства. Центральным вопросом повестки дня был Брестский мир. Рабочие, крестьяне, солдаты одобрили подписание и ратификацию Брестского мира и осудили левых эсеров, выступивших за продолжение войны. Поражение эсеров на съезде привело к распаду правительственного блока левых эсеров с большевиками. Главным решением V Всероссийского съезда Советов было принятие первой советской Конституции. Они требовали немедленного аннулирования Брестского мира, в чем сомкнулись с правыми эсерами, которые еще на Учредительном собрании выдвигали нереальную идею всеобщего, демократического, справедливого мира, рассчитывая достигнуть его путем переговоров с социалистами всех воюющих держав. Другим предметом серьезной конфронтации стал вопрос о комитетах бедноты комбедах и продовольственной диктатуре, то есть о принудительном изъятии хлеба для голодающих городов. Левые эсеры выступили также против восстановления института смертной казни , применяемой против врагов Советской власти. Политика Советского правительства была полностью одобрена съездом, а проект резолюции левых эсеров об аннулировании Брестского мира отвергнут большинством голосов. Ощущая свое поражение в Советах и не находя поддержки на съезде, левые эсеры попытались захватить власть путем организации мятежей в Москве и 23 других городах России. Из-за этого съезд был вынужден прервать свою работу. Начавшийся 6 июля мятеж в Москве был подавлен так же, как и мятежи в Ярославле, Рыбинске, Муроме. Он единодушно одобрил энергичные меры правительства по ликвидации мятежа и решил исключить левых эсеров, не признающих политики Советской власти, из всех Советов. На следующий день съезд принял решение об организации Красной Армии и утвердил первую Конституцию Советского государства. Всероссийские съезды Советов собирались, как видим, регулярно. Подобно съезду Советов, он возник еще до Октября, но, так же как и избравший его I съезд Советов, меньшевистско-эсеровский ЦИК первого созыва еще не был подлинным органом власти. Каменев Розенфельд. Однако вскоре он разошелся с партийным руководством во взглядах на союз с другими социалистическими партиями и 8 ноября 1917 г. Заседания ВЦИК могли проводиться в расширенном и узком составах. Расширенные заседания должны были созываться не реже одного раза в две недели с участием не менее половины членов ВЦИК. Президиум подготавливал материалы к заседанию ВЦИК, проводил в жизнь его постановления, наблюдал за текущей работой отделов. С февраля 1918 г. Рабоче-крестьянское правительство, созданное Октябрьской революцией и опирающееся на Советы рабочих, солдатских и крестьянских депутатов, являлось одним из ключевых звеньев в системе органов Советского государства. Несмотря на то что все законодательные акты, а также распоряжения, имеющие важное общеполитическое значение, Совнарком был обязан передавать на рассмотрение и утверждение ВЦИК, ему предоставлялось право в случаях, не терпящих отлагательства, издавать необходимые декреты без обсуждения их ВЦИК, а также осуществлять другие первоочередные мероприятия в рамках общей программы II Всероссийского съезда Советов. Это право Совнаркома было специально подтверждено ВЦИК вопреки требованиям левых эсеров, пытавшихся ограничить роль Советского правительства в управлении, лишить его права издавать декреты и вообще самостоятельно осуществлять какие бы то ни было серьезные практические мероприятия без обсуждения их во ВЦИК. Заседания Совнаркома проводились почти ежедневно. На них присутствовали не только члены СНК, но и члены коллегий тех народных комиссариатов, которых касался обсуждаемый вопрос. Для разгрузки правительства от массы мелких вопросов оперативного характера при нем в декабре 1917 г. Напомним, что первое Советское правительство было целиком большевистским. Однако под давлением крестьянских масс левым эсерам пришлось войти в правительственный блок с большевиками. Это произошло в ноябре - декабре 1917 г. Им было предоставлено несколько постов наркомов и заместителей наркомов. Блок, как уже отмечалось, продержался только до марта 1918 г. Высшими органами отраслевого управления в государстве стали народные комиссариаты, пришедшие на смену упраздненным министерствам Временного правительства. Слом министерств не означал их полной и немедленной ликвидации. Первой задачей Советской власти было овладеть аппаратом министерств и заняться их коренной реорганизацией. Поэтому первоначально многие наркомы являлись не столько руководителями новых ведомств, сколько комиссарами, то есть представителями Советского правительства в старых министерствах. Министерство должно играть роль исполнительного аппарата при Государственной Комиссии по Народному Просвещению". Наиболее целесообразные формы и методы работы наркоматов были найдены не сразу. Первое время в их структуре и делопроизводстве существовал известный разнобой. Менялось и число наркоматов. Так, к 13 отраслевым комиссиям, созданным на II съезде, в ноябре - декабре 1917 г. Формирование аппарата наркоматов осложнялось отсутствием необходимых кадров. Старое чиновничество в большинстве своем саботировало мероприятия новой власти. Поэтому привлечение народных масс к управлению способствовало созданию обновленного аппарата. Партия обратилась к местным партийным и профсоюзным организациям и другим объединениям, стоявшим на платформе Советской власти, с призывом рекомендовать людей для работы в соответствующих учреждениях. В ответ на это заводы, войсковые части направляли туда своих представителей, предварительно обсуждая их кандидатуры не только на заседаниях фабрично-заводских комитетов и партийных организаций, но и на общих собраниях. Так формировался штат работников государственного аппарата из рабочих, матросов и солдат. К работе в советских государственных органах допускалась и та часть служащих старых учреждений, которая не принимала участия в саботаже и изъявила желание честно трудиться. Аппарат, созданный таким способом, не мог, конечно, функционировать профессионально и успешно. Однако иного пути в тот период не было, приходилось надеяться на совершенствование управления в будущем, когда вырастут свои специалисты из рабочих и крестьян. Местные органы власти и управления. Слом старых и создание новых местных органов власти и управления проходили по мере распространения революции по территории страны. Динамику этого процесса иллюстрируют сведения об установлении Советской власти в губернских городах. До конца октября 1917 г. При этом оружие для подавления сопротивления контрреволюции пришлось применять лишь в 15 крупных городах. Слом старых местных органов проходил по-разному. Практическое лишение власти этих комиссаров проходило по мере установления Советской власти в губерниях и уездах. Потом пришла очередь другой системы местных органов - сословных организаций дворян, мещан и пр. Их упразднение вытекало из Декрета "Об уничтожении сословий и гражданских чинов" от 10 ноября 1917 г. Сложнее обстояло дело с третьей системой - земским и городским самоуправлением, которое руководило жизненно важными для населения городским хозяйством, продовольственным делом, здравоохранением. Советам, еще не имевшим ни соответствующего аппарата, ни специалистов, было не под силу взять на себя данные функции. Поэтому, распустив наиболее контрреволюционные органы местного самоуправления , Советы использовали остальные для решения неотложных хозяйственных дел, направляя в них своих комиссаров. Для осуществления перехода аппарата органов местного самоуправления в ведение Советов в декабре 1917 г. И потому фактически работу по организации и укреплению местных Советов принял на себя Наркомат внутренних дел, во главе которого стоял большевик Г. Обобщив опыт советского строительства, Наркомат опубликовал 24 декабря 1917 г. Обращение к Советам об организации местного самоуправления и Инструкцию о правах и обязанностях Советов. В Обращении указывалось, что вся страна должна покрыться сетью советских органов, находящихся в тесной взаимозависимости. Признавалось, что каждый из них, вплоть до самых мелких, является вполне автономным в вопросах местного характера, но при этом должен сообразовывать свою деятельность с общими декретами центральной власти и постановлениями тех более крупных организаций, в состав которых он входит. Таким путем создавался однородный организм - Республика Советов. В Инструкции намечались первые шаги к установлению единообразия в структуре аппарата местных Советов. Подчеркивалось, что в основу построения советского государственного аппарата должен быть положен принцип демократического централизма, то есть разграничения и сочетания компетенции вышестоящих и нижестоящих органов при руководящей роли первых и подчинении вторых, в условиях выборности большинства советских органов. Власть на местах принадлежала областным, губернским, уездным и волостным съездам Советов, а также городским и сельским Советам. Постоянными рабочими органами съездов Советов и Советов были их исполнительные комитеты. Съездам Советов и их исполкомам принадлежало право контроля над деятельностью местных Советов, вплоть до отмены решений нижестоящих советских органов. Советы становились органами, регулирующими всю местную жизнь. При Советах и исполкомах создавались отраслевые отделы или комиссариаты. К ним относились отделы земледелия, юстиции, социального обеспечения , народного просвещения, труда, продовольственный, дорожно-строительный, здравоохранения и др. Число отделов в разных исполкомах колебалось от 5 до 25. Отделы в свою очередь подразделялись на подотделы: медицинский, статистический, милиции и т. Во главе отдела должен был стоять член исполкома. Контроль за деятельностью всех отделов осуществлялся президиумом исполкома - его коллегиальным руководящим органом. Значительный рост и укрепление съездов Советов в связи с объединением губернских и уездных Советов рабочих и солдатских депутатов с Советами крестьянских депутатов способствовали роспуску земских и городских самоуправлений. Уже к 1 апреля 1918 г. При местных органах власти создавались советы народного хозяйства как "учреждения по организации и регулированию производства", которые ставились в двойное подчинение - Высшему Совету Народного Хозяйства и соответствующим Советам. Местам предоставлялись широкие права по руководству вооруженными силами. На основании Декрета Совнаркома от 8 апреля 1918 г. Милиция также находилась в ведении и на содержании местных Советов. Обширная компетенция местных Советов вытекала прежде всего из идеи полновластия Советов. К тому же на практике они не всегда имели время и технические возможности, чтобы испросить санкцию вышестоящих органов. Не удивительно, что на местах по всей огромной России в это время нередко принимались порой ошибочные решения, намечались неправильные тенденции. Некоторые местные Советы стали иногда вмешиваться в области управления, касающиеся общегосударственных интересов. Кое-где появились губернские, уездные и даже волостные республики со своими совнаркомами, которые зачастую не подчинялись вышестоящим Советам, не проводили в жизнь декреты Советской власти, а иногда принимали и противоречащие им решения. Вред местничества особенно проявился весной 1918 г. Большую роль в упрочении Советской власти в деревне сыграли волостные и сельские комитеты бедноты, учрежденные в мае 1918 г.

«ОБ ОТДЕЛЕНИИ ЦЕРКВИ ОТ ГОСУДАРСТВА И ШКОЛЫ ОТ ЦЕРКВИ»

В Севастополе большевики пришли к власти 29 декабря 1917 года. 25-26 января 1918 года, после вооруженных столкновений с крымскотатарскими формированиями, Советская власть была установлена в Симферополе, а в январе 1918 года – во всем Крыму. Положение религии и церкви в Советской стране было установлено декретом СНК РСФСР от 20 января (2 февраля) 1918 об отделении церкви от государства и школы от церкви и определяется Конституцией СССР и др. законодательными актами. 1) Изданный Советом Народных Комиссаров декрет об отделении церкви от государства представляет собою, под видом закона о свободе совести, злостное покушение на весь строй жизни православной церкви и акт открытого против нее гонения. Советская власть с первых лет своего существования изменила отношение к религии. На протяжении многих столетий взаимоотношения власти и религии складывались и определялись уровнем политического и социально-экономического развития общества. Первый раз в мире власть государства построена у нас в России таким образом, что только рабочие, только трудящиеся крестьяне, исключая эксплуататоров, составляют массовые организации — Советы, и этим Советам передаётся вся государственная власть.

Читайте также

  • Борьба с религией в СССР
  • Декрет Совета Народных Комиссаров "Об отделении церкви от государства и школы от церкви"
  • Первые мероприятия советской власти (октябрь - июль г.)
  • Советская власть и церковь 1920-1930гг

Первые преобразования большевиков

нормативно-правовой акт, принятый Советом Народных Комиссаров РСФСР 20 января (2 февраля) 1918 года, имевший конституционное, основополагающее значение в религиозной сфере. Декре́т об отделе́нии це́ркви от госуда́рства и шко́лы от це́ркви — нормативно-правовой акт, принятый Советом народных комиссаров 20 января (2 февраля). Заседания Собора проходили в рамках трёх сессий с 15 августа 1917 г. до 20 сентября 1918 г. (первая сессия: август-декабрь 1917 г., вторая сессия: январь-апрель 1918 г., третья сессия: июль-сентябрь 1918 г.). В общей сложности состоялось 170 заседаний Собора. 10 января 1918г. митрополит Петроградский Вениамин обратился с письмом в Совнарком, в котором призывал власть «не приводить в исполнение предполагаемого проекта об отобрании церковного достояния».

Русская православная церковь в 1917-18 г.г. Поместный собор

  • Советская власть и христианские конфессии динамика отношений в 1920-е гг.
  • Советская власть и церковь 1920-1930гг
  • Описание файла
  • Советская власть, большевики и Церковь
  • Урок Церковь и советская власть в годы Гражданской войны. — Студопедия

Как советская власть пыталась уничтожить Церковь

Заседание Поместного Собора Вскоре после издания Декрета началась активная борьба с духовным образованием. Его положения дополнялись частными ужесточающими инструкциями, распоряжениями и постановлениями [2]. В частности, в феврале 1918 года вышло распоряжение Наркомпроса , упразднившее задним числом, с 1 января того же года, должности законоучителей всех вероисповеданий [42]. Также в феврале 1918 года появилось постановление Государственной комиссии по просвещению «О светской школе», которое установило, что «преподавание религиозных вероучений во всех государственных и общественных, а также частных учебных заведениях, состоящих в ведении Народного комиссариата по Просвещению, и исполнение каких-либо религиозных обрядов в стенах школы не допускается» [42]. За передачей церковных школ Наркомпросу и запрещением на преподавание Закона Божия в общеобразовательных учебных заведениях «последовали запреты на преподавание Закона Божия вне школы — в храмах, частным образом на квартирах,— на обучение религии детей до 18 лет, запрет на групповые занятия» [2]. В марте 1919 года вышло постановление Наркомпроса «о недопущении духовенства к занятию должностей в школах» [45]. Оно воспрещало духовенству всех вероисповеданий занимать какие-либо должности во всех школах, за нарушение полагался суд Революционного трибунала. Реакция православных верующих была негативной. В адрес Поместного Собора поступали многочисленные «резолюции и протоколы приходских собраний и советов, возмущенные обращения и письма духовенства и мирян» [2]. Попытки родителей в первые советские годы давать религиозное образование своим детям в храмах и на дому вскоре были пресечены [2] : …антирелигиозная кампания стала всеобъемлющей, родителей обязывали воспитывать детей в коммунистическом духе; в противном случае следовало лишение родительских прав, а детей отправляли в детские дома.

Отмена православного образования в Советском государстве в 1917—1929 годах [2] Помимо того, статья 121 Уголовного кодекса РСФСР от 1 июня 1922 года предусматривала наказание принудительными работами на срок до 1 года за «преподавание малолетним и несовершеннолетним религиозных вероучений в государственных или частных учебных заведениях и школах». За счёт расширительного толкования статьи 121 можно было, однако, отправлять на принудительные работы всякого неугодного священнослужителя или мирянина. К примеру, если «священник спонтанно беседовал с детьми на религиозную тему», ему вполне можно было инкриминировать нарушение закона [2]. Однако примеры преследования за преподавание религиозных дисциплин наблюдались и ранее. Например, в марте 1921 года за нарушение декрета и содержание незарегистрированного учреждения ЧК арестовала ректора Казанской духовной академии епископа Анатолия Грисюка , профессора академии Н. Виноградова и ещё 18 преподавателей после национализации зданий академии лекции студентам читались частным образом на квартирах , а 5 октября того же года профессора Виноградова вместе с другими преподавателями приговорили к 1 году заключения в лагерь условно [46]. Церковное имущество [ править править код ] Реализация декрета в плане конфискации церковного имущества началась уже в конце января 1918 года. Дижбит реквизировал здание Синода и ночью вывез на автомобиле церковные капиталы более чем на 46 млн рублей по составленному акту [47]. Значительная часть конфискованных средств была в виде банковских расписок, собственно наличных средств изъяли мало 1706,9 руб.

Церковь в ответ перестала давать типографии заказы [48].

Не мог не сыграть негативной роли и личный конфликт членов правления Петрозаводского духовного училища с народным комиссаром. Советская власть закрывала храмы и монастыри. Закрытие этих религиозных учреждений проходило по всей территории СССР.

Часть культовых зданий была закрыта уже в начале существования советской власти. Культовое имущество передавалось группам верующих. Проскурина отмечает, что религиозное общество, количеством не менее 20 человек старше 18 лет, могло получить в пользование храм и культовые предметы [23]. Это имущество передавалось верующим по договорам.

Так, в пользование верующим были переданы храмы и церковное имущество в сёлах Пильнинского района Нижегородского края бывшего Курмышского уезда Симбирской губернии. Религиозные общины получали церковное имущество по договорам в качестве народного достояния на безвозмездной основе. Они обязывались беречь переданное им имущество и пользоваться этим имуществом исключительно по его назначению, принимая на себя всю ответственность за его целостность и сохранность [24, Л. Меры по закрытию духовных учреждений, храмов и монастырей были направлены на полную ликвидацию влияния РПЦ на население регионов.

Местные власти стремились реализовать Декрет об отделении церкви от государства и школы от церкви. Передача оставшегося церковного имущества религиозным общинам осуществлялась без участия церкви. Советская власть не могла сразу закрыть все православные храмы. Однако, закрыв часть храмов, советы могли лучше контролировать деятельность, происходившую в оставшихся культовых учреждениях.

Цыков отмечает, что осенью 1920 г. Ещё одной действенной мерой советской власти против РПЦ была антирелигиозная пропаганда. Она осуществлялась через прессу. Свобода религиозной и антирелигиозной пропаганды провозглашалась в ст.

Большое значение для развития антирелигиозной пропаганды имела деятельность «Союза безбожников» [29, C. Эта организация занималась пропагандой атеизма, созданием музеев и выставок, выпуском литературы в т. Так, например, в 1926 г. В 1929 г.

Профессор А. Худобородов и М. Яшина отмечают, что в 1920-х годах всё духовенство и члены их семей были лишены избирательных прав и фактически поставлены вне закона [1, C. Таким образом, эта категория граждан вычёркивалась из числа избирателей.

Эта была значимая мера советской власти по дискриминации духовенства. Репрессии затрагивали не только простых священников и монахов, они касались и высшего духовенства. В декабре 1925 г. К концу 1924 г.

Советской властью был спровоцирован раскол РПЦ. Для цели раскола были созданы такие организации, как обновленцы, григорьевцы, а также ВЦУ и «Живая церковь». Эти организации были нужны советской власти для подрыва РПЦ. Шестаков указывает, что роль разработчика стратегии раскола была отведена Л.

Троцкому, который в марте 1922 г. В этот же период начались репрессии против патриарха Тихона и видных представителей духовенства [7, C. Профессор Г. Лившиц отмечал, что репрессии в отношении РПЦ и патриарха Тихона были связаны с церковным собором, который и восстановил патриаршество.

На этом соборе открыто говорилось о необходимости посадить на престол царя, чтобы он расправился с революционным народом. Патриарх Тихон предавал анафеме большевиков, создавались религиозные полки, которые сражались против советской власти в составе частей Колчака, атамана Дутова [32, C. Православная церковь была связана со старой правящей имперской элитой. Она опасалась политического курса новой советской власти и не доверяла этой власти.

Патриарх Тихон умер в апреле 1925 г. В советских газетах появилось «Завещание Тихона», в котором он признавал, что церковь не гонима, не выступает против советской власти и осуждает зарубежную церковь [9, C. Бакшеева считает, что лояльное отношение советской власти к обновленцам и григорьевцам не явилось основанием для предоставления им дополнительных прав и свобод [5, C. Священник, церковный историк А.

Мазырин отмечает, что ещё до возникновения обновленчества как движения, в церковной среде находились лица, радикально настроенные по отношению к РПЦ [33, C. Лавринов отмечает, что истоки обновленчества относятся к пореформенному периоду 50—70-х годов XIX века, когда дух преобразований оказывал влияние на все сферы общественной жизни и общественного сознания [8, C. Кроме обновленческого раскола в 20-е гг. Основной причиной разрыва РПЦЗ с РПЦ Московского патриархата было непримиримое отношение эмигрантского духовенства к большевистской власти и к тому компромиссу с ней, на который согласилась официальная церковь в Советской России.

Внутри СССР ответом на этот же компромисс стало появление нонконформистских православных общин, известных под общим названием Катакомбной церкви [34]. Ещё одной мерой антирелигиозной политики советской власти был Декрет ВЦИК о порядке изъятия церковных ценностей, находящихся в пользовании групп верующих от 23 февраля 1922 г. В соответствии с этим декретом церковные ценности изымались в пользу голодающих Поволжья [18, С. Издание этого декрета имело цель помочь голодающим.

В то же время изъятие церковных ценностей имело целями дискредитацию и разрушение РПЦ как организационной структуры, а также получение валютных средств на нужды властей [35]. Комиссия по изъятию церковных ценностей устанавливала очередной порядок производства работы по изъятию ценностей в зависимости от имеющихся в том или ином храме ценностей, причём в первую очередь подлежали изъятию ценности из наиболее богатых храмов, монастырей [36, С. Население не оказало массового вооружённого сопротивления изъятию церковных ценностей из храмов и монастырей. Граждане в целом были солидарны с позицией советской власти.

Тем более что многие видели решение проблемы голода в реализации мер советской власти по изъятию имущества РПЦ. Однако с моральной точки зрения часть населения, помня о старых православных традициях, всё же осуждала изъятие церковных ценностей. Иногда всё же доходило до вооружённого сопротивления. Так, например, в 1922 г.

Один из псковичей погиб.

Никакие церковные и религиозные общества не имеют права владеть собственностью. Прав юридического лица они не имеют.

Все имущества существующих в России церковных и религиозных обществ объявляются народным достоянием…» История России. Мазур и др. Екатеринбург, 1993.

Самсонова председателю ВЧК Ф. Дзержинскому 1920 г. Лацис глубоко прав, когда говорит, что Коммунизм и Религия взаимно исключаются, а также глубоко прав и в том, что религию не сможет разрушить никакой другой аппарат, кроме аппарата ВЧК».

Русская Православная Церковь и коммунистическое государство. Документы и фотоматериалы. Опираясь на революционное сознание трудящихся масс, планомерно и последовательно провести полную ликвидацию мощей на местах, избегая вредной нерешительности и половинчатости мероприятий.

Ликвидацию названного культа мертвых тел и кукол осуществить или путем так называемых «мощей» в музеи…, или путем захоронения. Губисполкомы обязаны проверить все конкретные условия проведения мероприятий по ликвидации мощей…» Русская Православная Церковь и коммунистическое государство. Троцкого в Политбюро март 1922 г.

Вся стратегия наша в данный период должна быть рассчитана на раскол среди духовенства на конкретном вопросе: изъятие ценностей из церквей. Так как вопрос острый, то и раскол на этой почве может и должен принять очень острый характер, и той части духовенства, которая выскажется за изъятие и поможет изъятию уже возврата назад к клике патриарха Тихона не будет…» Русская Православная Церковь и коммунистическое государство. Страховое обложение церквей, особенно в сельских местностях иногда достигает таких размеров, что лишает общину возможности пользоваться церковным зданием… 4.

Необходимо разъяснить, чтобы члены прихода, церковные старосты и сторожа… не приравнивались за это к кулакам и не облагались усиленными налогами…» Русская Православная Церковь и коммунистическое государство. Народу, изнурённому кровопролитной войной, вы обещали дать мир «без аннексий и контрибуций»… Вместо аннексий и контрибуций великая наша родина завоёвана, умалена, расчленена и в уплату наложенной на неё дани вы тайно увозите в Германию не вами накопленное золото… Вы разделили весь народ на враждующие между собой станы и ввергли их в небывалое по жестокости братоубийство. Любовь Христову вы открыто заменили ненавистью и, вместо мира, искусственно разожгли классовую вражду… Вы обещали свободу… Все проявления как истинно гражданской, так и высшей духовной свободы человечества подавлены вами беспощадно…».

Хрестоматия по новейшей истории России. Киселева, Э. Православная Церковь, Советское государство и народ 10 Из предложения Л.

Троцкого в Политбюро 1922 г.

Социальная база красных и белых. Гражданская война воспринимается как противостояние «Красной Армии» и «Белой гвардии». Социальную базу красных составляли: рабочие и беднейшие крестьяне, часть интеллигенции. Корнилова, А. Деникина, А.

Колчака, Е. Миллера, П. Врангеля и Н. Юденича были неоднородны. Также существовали крестьянское «зелёное» повстанческое и националистическое движения. Начало иностранной интервенции.

Особенность Гражданской войны — сочетание её с интервенцией. Интервенция — от латин. В марте—апреле 1918 г. Румыны захватили Бессарабию. Английские войска из Индии и Ирана проникли в Туркестан и в Закавказье. Немцы на Украине свергли Центральную Раду и в апреле 1918 г.

Причины иностранной интервенции: 1. Выход России из мировой войны, сепаратный Брестский мир с Германией. Антанта стремилась вернуть к власти в России антигерманские силы, вновь сделать её своей послушной союзницей. Первый этап Гражданской войны весна—ноябрь 1918 г. В апреле 1918 г. В июле и сентябре 1918 г.

Царицын ныне Волгоград. В Забайкалье действовал атаман Григорий Семёнов 1890—1946.

Советская власть vs Церковь

Государственный нажим на РПЦ продолжал усиливаться. 20 января 1918г. Совнарком утвердил декрет об отделении церкви от государства и школы от церкви. Документ, принятый Советом народных комиссаров 20 января (2 февраля) 1918 г., устанавливал светский характер государственной власти, провозглашал. Уже 23 января (5 февраля) в официальном правительственном органе «Газете рабочего и крестьянского правительства» он назывался «Декретом Народных Комиссаров РСФСР об отделении церкви от государства и школы от церкви»[40]. Цель работы состоит в выявлении сущности и юридических особенностей Декрета об отделении церкви от государства и школы от церкви 1918 г., его значения для становления советской государственно-правовой системы. 25 января 1918 года, в день взятия большевиками Киева, был убит старейший иерарх Русской Церкви, почетный председатель Поместного Собора, митрополит Киевский и Галицкий Владимир (Богоявленский).

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий