Славянский языческий праздник 7 января

25 декабря в Древнем Риме отмечали главный языческий день в году — Праздник Солнца. Этот праздник затем переняли и христиане, начав отмечать в этот же день Рождество Христово. почти совпадает с современным крещением с 18 на 19 января, но правильней его отмечать именно 19 января. Какой он, славянский календарь? Создавая календарь славянских праздников и обрядов, мы вдохновились каргопольским земледельческим месяцесловом. Его издавна вышивали мастерицы Олонецкой губернии на подвесах и передниках, отмечая славянские праздники. портал о язычестве и народной традиции славян.

Сравнение языческих праздников

— Праздник Коляды отмечали в дни зимнего солнцестояния, 21 и 22 декабря".Это имя божества (в некоторых легендах — богини) молодого зимнего Солнца. коровий праздник". "У Власия и борода в масле" - воспоминание о пожертвованиях Велесу маслом. – С именем «коляды» соединяется круг народных рождественских праздников (с вечера 24 декабря по 6-е января), игр, песен.

Коляда — славянский праздник зимнего солнцеворота

Туциндан. В переводе на русский название звучит как «Тучин день» или «Тучный день». Праздник считается православным, но в обрядности праздника чт.-6 января Турицы. Коляда – один из четырех главных праздников славян, олицетворение солнца-младенца. Сейчас день Коляды передвинут и празднуется в Рождественский сочельник, 6 января. 7 января славяне отмечают языческий праздник – День Солнца-Дажьбога. – С именем «коляды» соединяется круг народных рождественских праздников (с вечера 24 декабря по 6-е января), игр, песен. Народ веселился, пел тематические песни и исполнял обряды. Память об этом празднике по сей день жива на Севере России. Древние славяне в конце февраля отмечали Коляду. Это праздник, связанный с зимним солнцестоянием.

Коляда: история и традиции славянского праздника

Овсень поедет «на сивенькой свинке» и погонять будет «живым золотым поросенком». Если вспомнить, что свинка пли поросенок в древности служили символом солнца сказочная «свинка — золотая щетинка» , то станет понятным, что здесь под овсенем разумеется именно солнце, а затем, в дальнейшем смысле, и новый год. Древние святочные великорусские песни употреблялись и в дни Рождества и Крещения безразлично. Иоанн Грозный на Стоглавом соборе обвинял духовенство в том, что народ «кликал» коляду и овсеня в ночь на эти праздники. О том же говорят запретительные указы Михаила Феодоровича и патриарха Филарета 1628 г. В настоящее время более сохранились колядки в Малороссии.

Они богаче образами. Одни из песен называются колядками, другие щедривками. В первых преимущественно прославляются события Рождества Христова или Крещения, вторые воспевают новый год, заключают в себе пожелания урожая хлеба, плодов и т. Колядки рассказывают о рождении Христа Младенца, крещении его, волхвах, Ироде, св. Василии В.

Христианских идей и понятий мало. Часто в колядах встречается припев: «виноградье красно-зеленое», значение которого не выяснено. Профессор Потебня полагает, что этот припев занесен на север Руси с юга, где существуют виноградные сады. Отсюда самые колядские песни называются «виноградьями». Виноградья по своему содержанию напоминают более русские былины и исторические песни, чем коляды: в них нередко говорится об Илье Муромце, о царских войнах с соседями и т.

Цель всех колядок — обрадовать, вселить надежду на лучшее будущее. Колядка очаровывает воображение образами неземного счастья, наполняет бедную жизнь довольством, из укромной хатки ведет бедняка в чертоги богача, поднимает слушателя в надзвездные пространства; отворяется небо, предстают взору смертного престолы; Божия Матерь вьет из роз венки для тружеников — «хебородов». В рождественских песнях сострадательное божество нисходит на землю, посещает бедные жилища людей и щедрой рукой раздает довольство и счастье. Солнце печется о крестьянском домохозяйстве. Месяц дружелюбно разговаривает с людьми и открывает им, в какой хате в предстоящем году будет свадебное веселье.

Добрый молодец колядок не простой парубок, а богатырь… Девушка в колядках, как «царевна» или «королевна». Крестьянский двор окружен белокаменными стенами, ворота сделаны из желтой меди. В хате столы накрыты дорогими коврами; на столах стоят кубки, наполненные вином… От чисто народных малороссийских колядок нужно отличать колядки книжные. Последние отчасти перешли к нам из Польши, отчасти сочинены или нашими юго-западнорусскими школьниками, или монахами униатских Базилианских монастырей. В Польше их сочиняли иезуиты и вообще духовенство латинское в противовес народным языческим колядкам; в юго-западной Руси монахи Базилианских монастырей составляли частью для тех же целей, частью для распространения путем их в православном русском народе униатских и католических учений; наконец, школьники составляли или, по крайней мере, пользовались ими для поздравления вельмож и господь с праздником Рождества Христова.

Колядование у славян. Фото Legion Media Неотъемлемыми атрибутами колядования являлось ряженье и колядные песни. На Руси молодые парни и девушки переодевались в животных и ходили по деревне с обрядовыми песнями, колядками. С их помощью в дом привлекали благополучие, плодородие, достаток.

Обряд колядования остоял из обмена дарами. Колядующие «дарили» крестьянскому дому благополучие и удачу на весь год, а хозяева отдаривали их козульками, пирогами, ватрушками, колбасами, пивом, деньгами. В христианизированном виде праздничная процессия несла звезду на шесте, которая символизировала Вифлеемскую звезду — символ Рождества.

Как "многие" празднуют, меня не волнует, я знаю, как празднуют христиане, и не только православные. Примеры "тех, кто праздновал дни рождения по Библии" не показывают отношение Бога к дням рождения никаким образом.

Я уже тут одной вашей даме приводила пример, что это все равно как если бы мы стали утверждать, что классическая музыка-- зло, потому что ее любил Гитлер или другие безбожники. Так же и празднование дня рождения нейтрально само по себе Разумеется, я не о Рождестве говорю, а о ДР вообще. Хоть где-то в Библии указано на то, что праздновать ДР-- грех? Здесь вообще никакой связи с религией, это просто традиция. К вашему сведению, перед ковчегом завета всегда горел свитильник с семью лампадами, это прямое указание от Господа, это язычество??

Executioner Мудрец 15385 12 лет назад Вообще, по этой вашей библии Сус родился 25 декабря. Но из-за перехода на календарь отличный от католического, в православии всё это дело сместилось где-то на 2 недели. Подробнее можно узнать из кина "Дух времени" и ещё кое что интересное можно накопать здесь. Executioner Мудрец 15385 Мне похер 234234Мастер 1467 12 лет назад Цитата ответа на подобный вопрос: "Однако, как видно из Слова Бога, он не мог родиться зимой. Какие погодные условия наблюдались зимой в Вифлееме — городе, в котором родился Иисус?

Конец XIX века. Фото wikipedia. Колядование — это древний славянский обряд, который обычно связывают с рождественским Сочельником, Рождеством, святками, но на самом деле зародился он задолго до крещения Руси. Само слово лово «Коляда», по мнению некоторых исследователей, — имя одной из богинь славянского языческого пантеона, праздник которой отмечался в день зимнего солнцестояния. Так что обычай колядовать в конце декабря существовал у наших предков с давних времен.

С приходом христианства самым распространенным у всех славян стало святочное колядование: начинали в Сочельник и продолжали до самого Крещения. Колядование у славян.

Сакральная суть праздника Рождества Бога Коляды. Как его встретить и провести

Рассылка Откройте Календарь Славянских Праздников с Нашей Рассылкой! Раз в неделю мы расскажем вам о древних обрядах, традициях и их значениях. Узнайте, как славяне [ ]. На второй день Рождества 8 января, и в христианской традиции празднуют Бабий Праздник, прославляют святую Богородицу. В этот день матери с детьми посещают с подарком и поздравлениями повитуху, которая помогала при родах. Образно говоря, славянский праздник Коляда – это Солнечное Рождество. Узнайте как отмечался древний славянский праздник Колада на Руси. История празднования, обряды, языческие обычаи.

Славяно арийские праздники с датами на. Календарь древних славян

Однако можно предположить, что число сорок и такое название этого дня могло прийти к нам из языческой традиции, где именно такое количество темных сил сковывают землю на протяжении всей зимы. Подробнее 30 марта — Ладодение Славянский праздник. В этот весенний день принято воспевать матушку-природу, которая «просыпается» после долгой зимы. Другими словами - это праздник весны и тепла, который люди отмечали в честь богини славянского пантеона Лады - покровительницы любви и брака. Некоторые исследователи считают, что Лада является одной из двух богинь-рожениц аналогичные божества есть в пантеонах почти всех индоевропейских народов. Между тем, М. Ломоносов сравнивал Ладу с Венерой. Подробнее 1 апреля - Именины Домового Славянский праздник. Откуда взялась эта поговорка? Вероятно, корни нужно искать в прошлом русского народа, еще в язычестве… 1 апреля славяне справляли один необычный праздник. Скорее, даже не праздник, а некий рубеж.

Этот день считался Днем пробуждения домового. Древние славяне верили, что на зиму, он, подобно многим животным и духам, впадал в спячку и просыпался лишь изредка, чтобы сделать необходимую работу по дому. Спал домовой ровно до того времени, когда уже весна полностью вступит в свои права. А она приходила, по мнению предков, совсем не в марте, а в апреле. Приход весны ознаменовывался днем весеннего равноденствия 22 марта и все последующие дни, вплоть до 1 апреля, были днями встречи весны. Первого числа весна приходила окончательно, и главный дух-хранитель очага - домовой, должен был проснуться, чтобы навести порядок в доме. Подробнее 3 апреля — Водопол день Водяного Этот праздничный обряд - очень древний, зародившийся на Руси в период двоеверия. Иногда Водопол называют Переплутом, Днем Водяного, именинами Водяного или Никитой Водополом, но сущность остается неизменной - в третий день цветеня 3 апреля по языческим поверьям, пробуждались от зимней спячки Водяной, русалки и вся водная живность. За долгую холодную зиму дедушка-Водяной ослаб и проголодался. Пробудившись, Водяной сразу желает поживиться чем-нибудь, а потом идет оглядывать да осматривать свое водяное царство.

Подробнее 7 апреля — День богини Карны - Плакальщицы Славянский праздник. Карна Кара, Карина - богиня печали, скорби и горя, у древних славян ей отведена роль богини-плакальщицы и, возможно, богини погребальных обрядов. Считалось, что если воин погибает вдали от дома, то первой его оплакивает богиня Карна, небесная Богиня-покровительница всех новых рождений и человеческих перевоплощений. От имени Богини появились слова, сохранившиеся до наших дней: инкарнация, реинкарнация. Она дарует право каждому человеку избавиться от совершенных в своей жизни ошибок, неблаговидных поступков и выполнить свое предназначение, уготованное высшим богом Родом. Подробнее 14 апреля — день Семаргла Славянский праздник. Семаргл или Симаргл - Огнебог. Его предназначение до сих пор не выяснено до конца. Считается, что это Бог огня и Луны, огненных жертвоприношений, дома и очага. Огнебог хранит семена и посевы и может оборачиваться священным крылатым псом.

Подробнее 22 апреля - Лельник Славянский праздник, обычно праздновался 22 апреля накануне Юрьева дня Егория вешнего. Эти дни назывались также «Красной горкой», потому что местом действия становился холм, расположенный неподалеку от деревни. Там устанавливали небольшую деревянную или дерновую скамью. На нее сажали самую красивую девушку, которая и исполняла роль Ляли Лели. Справа и слева от девушки на холме на скамью укладывались приношения. По одну сторону размещался каравай хлеба, а с другой стороны находился кувшин с молоком, сыр, масло, яйцо и сметана. Вокруг скамьи раскладывали сплетенные венки. Девушки водили хоровод вокруг скамьи и пели обрядовые песни, в которых славили божество как кормилицу и подательницу будущего урожая. По ходу пляски и пения сидевшая на скамейке девушка одевала на своих подруг венки. Иногда после праздника на холме разжигали костер олелию , вокруг которого также водили хороводы и пели песни.

Егорий Вешний «Летний», «Теплый», «Голодный» был установлен церковью еще в эпоху раннего христианства в память святого Георгия, которому, по преданию, в этот день отсекли голову. Георгий Победоносец всегда был особо почитаемым святым. Он изображается в виде воина на коне, поражающего копьем дракона. Подробнее 25 апреля - Навий день Навь в «Толковом словаре» Даля трактуется как встречающийся в некоторых губерниях синоним слов «мертвец, покойник, усопший, умерший». Там же упоминается Навий день, то есть день общего поминовения покойников на Руси - в южной Руси понедельник, в средней и северной вторник на Фоминой неделе. Рыбаковв «Язычестве древних славян» пишет: «Навьи - мертвецы или, точнее, невидимые души мертвецов. Иногда исследователи говорят о культе навий, как о культе предков, но от этого следует предостеречь, так как предки - это свои, родные мертвецы, неизменно дружественные, деды, покровительствующие своим внукам и правнукам. Навьи же - это чужие, иноплеменные мертвецы, души врагов и недоброжелателей, души людей, которых за что-то покарали силы природы души утопленников, съеденных волками, с дерева падших, убитых молнией и т. Очень полно раскрывает сущность навий болгарский фольклор: навьи - это птицеобразные души умерших, летающие по ночам, в бурю и дождь на злых ветрах. Они - вампиры упыри , чрезвычайно опасные для людей».

Подробнее 1 Мая - Живин День Славянский весенний праздник. Жива сокр. Жива - богиня Животворящих Сил Природы, весенних бурлящих вод, первых зеленых побегов, а также покровительница юных девушек и молодых жен. При христианстве культ богини Живы был заменен культом Параскевы Пятницы. Подробнее 6 мая - День Дажьбога - Овсень большой Славянский праздник Даждьбог - Дабъ, Радегаст, Радигош, Сварожич - это разные варианты имени одного и того же бога плодородия и солнечного света, живительной силы. Он считается первопредком славян славяне по тексту «Слова о Полку Игореве» - даждьбожии внуки. По славянским преданиям, Даждьбог и Жива вместе возродили мир после Потопа. Лада, матерь Живы, соединила браком Даждьбога и Живу. Затем обрученные боги родили Ария, по легендам, прародителя многих славянских народов - чехов, хорват, киевских полян. Почитался в этот день и Ярило Солнце , лик Даждьбога, возрождением природы, первой пахотой.

Бога Яра часто сравнивали с пахарем и воином Арием, сыном Даждьбога. Арий почитался, подобно Яру, воплощением Рода в иных толкованиях - Велеса либо Даждьбога. Подробнее 7 мая - Пролетье Славянский праздник. Пролетьем называют конец зимы. В этот день славянами совершаются обряды пробуждения земли, приносящие силу, здоровье, удачу, в частности, опахивание. В честь Майи Златовласки - Матери Всех Богов - на Капище Макоши происходит разжигание священного огня, знаменующего начало лета; скоморошьи забавы, игры, песни и хороводы; танцы и песни под традиционные славянские инструменты: барабан, кугиклы, дудки, свирели; молодецкие забавы, посвященные Летеню. Совершалось волшебное чародейство у Триглы, помогающее женщине сохранять лад в семье. Считается, что в этот день Земля «отдыхает», поэтому ее нельзя пахать, копать, боронить, в нее нельзя втыкать колья и метать ножи. Особо чтятся в этот день Велес и Макошь - Земные заступники. Волхвы выходят в поле, ложатся на траву - слушают Землю.

На зачине во вспаханную загодя борозду кладут зерно и льют пиво, приговаривая, став лицом на восток: Мать Сыра-Земля! Уйми ты всякую гадину нечистую от приворота, оборота и лихого дела. День посвящен победе Бога Трояна над Черным Змеем, который явился воплощением мощи Сварога, Перуна и Велеса, соединивших свои силы в борьбе со Змеем, порождением Чернобога, грозившим некогда уничтожить все Тремирье. Подробнее 28 мая - Праздник кукушки кумления последнее воскресенье мая Славяне отмечают праздник Кукушечки. Основная черта этого праздника - установление духовной связи между девушками, еще не имевшими детей, для взаимной помощи и поддержки. Они собирались в лесу на поляне, водили хороводы, пели веселые песни про весну и Живу считалось, что кукушка связывает Живу и молодых девушек , прыгали через ритуальный костер и устраивали небольшое символичное пиршество. В этот день, когда все ученики Иисуса были в одном доме, вдруг раздался громкий шорох. Языки пламени зажженного огня засветились над головами, и апостолам открылась истина учения о Святой Троице. После этого события апостолы начали говорить на разных языках. Это разделило их и, вместе с тем, объединило, потому что теперь они смогли проповедовать христианское учение по всему миру, среди всех народов.

Традиционно это событие считается началом Христианской Церкви. Празднуется в воспоминание описанного в книге апостольских деяний сошествия Святого Духа на учеников Христовых. Дата праздника является переходящей и всегда понедельник. Подробнее 21 июня - Рождение Вышня - Перуна Славянский праздник. Сварог и Матерь Сва рождают бога Перуна. При рождении бога гремит гром, шатается земля, рушатся горы. В народе говорят: «Перун-Стратилат грозами богат». После рождения Перуна на русскую землю пришел Скипер-Змей. Он закопал младенца Перуна в глубокий погреб и унес в Навь его сестер: Живу, Марену и Лелю - богинь жизни, смерти и любви. Подробнее 23 июня - Аграфена Купальница Этот праздник у славянских народов ассоциировался с началом купального сезона и с баней.

По всему северу России, в Вологодской губернии, крестьяне заготовляли в этот день банные веники на целый год. Для этого бабы и девки после обеда запрягали лошадь и уезжали в лес ломать молодые березовые ветки. Иногда веники делали из различных пород лиственных деревьев и растений, тогда в каждый веник входило по ветке от березы, ольхи, черемухи, ивы, липы, смородины, калины, рябины. Это были ритуальные веники: одним из них пользовались в этот день в бане, другими обряжали недавно отелившихся коров, третьи перебрасывали через головы или бросали на крыши бани с целью узнать будущее если веник упадет вершиной к погосту, то бросающий умрет, а если не вершиной, то останется жив. Подробнее 3 июля — День памяти князя Святослава Славянский праздник. Святослав, великий князь киевский, сын Игоря и Ольги, в значительной мере правившей при сыне государством до ее смерти в 969 году , поскольку князь все время проводил в военных походах. Подробнее 12 июля - День Снопа Велеса Славянский праздник. Велес покровительствовал всем земледельческим работам. Подробнее 20 июля — Перунов день Славянский праздник. Все мужчины обязаны были иметь при себе оружие хотя бы нож или топор , совершая торжественное шествие с песнями, славящими Перуна, во время зачина.

Затем воины приступали к освящению оружия: на щиты, положенные перед капищем, клали мечи, топоры, копья, ножи, булавы и другое холодное оружие. В жертву приносился бык или петух должен быть одного цвета, лучше всего красный.

Так вот, неоязычники решили, что 14 января как раз и есть тот самый день бога Велеса.

Но, как любит говорить вузовский преподаватель из Москвы Александра Баркова, она же писательница Альвдис Н. Рутиэн, — "Славянский миф пятого века, автор жив". Действительно, такими темпами и "Велесову книгу" можно за подлинный документ принять!

Однако, народные празднества на св. Василия действительно идут из времен дохристианских, языческих, для кого-то темных, а для меня, например, гораздо более светлых в каком-то плане, чем нынешняя эпоха. Жирная щедрость Итак, издревле у славян существует Васильев вечер, празднуется от 13 января, в канун нового года, теперь уже по старому стилю.

Белорусы называют его Щедрый вечер или Щедрец, в ряде регионов России — Овсень реконструкторы славянской мифологии усматривают здесь измененное "Велесень", "Волосень" , в Болгарии — Сурва.

Если дождь - будет сухая осень и хороший урожай на будущий год. Последний сноп с песнями уносят с поля и ставят во дворе или же в избе, в красном углу. Вечером происходило угощение овсяными блинами и толокном на кислом молоке или воде с медом деженем. Уходя, гости благодарили хозяйку за угощение. Считалось, что в этот день рябина - именинница. Собирали ее и калину. Весь хлеб собран в скирды и вывезен с поля.

Уборка конопли. Птицы начинают улетать в Ирий. Ведьмы в этот день ходят по дворам и выклянчивают подаяние, через которое потом наводят порчу. Если журавли уже потянулись в Ирий - к ранней зиме. В этот день на стол подавался ячменный хлеб и ячневая каша. Сбор целебных кореньев и клюквы. Отлет журавлей. Уборка моркови и свеклы.

Также в этот день убирают с огородов картофель, завезенный на Русь уже гораздо позже Крещения. Посев озимых. Птицы улетают в Правь, змеи уползают в Навь. В этот день девушки, нарядившись, хоронят мух и тараканов в гробиках из овощей, приговаривая: "Мухи вы мухи, комаровы подруги, пора умирать. Летите мух хоронить" Черт меряет воробьев меркой: сколько себе взять, а сколько выпустить, поэтому воробьев нигде не видно. Поля опахивают от нечисти. С этого дня начиналась свадебная пора. Также этот день являлся праздником псовых охотников, и они устраивали первый выезд за зайцами и лисами.

Считалось, что угорь способен в эту дату пройти три версты по лугам. В это же время была последняя гроза. В некоторых областях Руси в этот день праздновали Овсень. Новоселье в эту дату предвещало большое счастье. Ненастный день обещал сухую осень. Иначе - день дома. Капитальная уборка и ремонт. В этот день всех жрецов, волхвов, чародеев и кудесников старались почтить как можно лучше.

В этот день ичетик уходит в спячку. Изгоняли кумоху. Весь род или все село собирались вместе и, обратясь к богам, решали мирские и семейные дела, после чего все мирились и устраивали в складчину пир. Ритуальным блюдом братчины было мясо быка или барана, которое добывали в складчину, а напитком - пиво. В этот день женщины рано утром выходят к берегам рек, озер и прудов встречать осень. Старшая женщина стоит с овсяным хлебом, а молодые вокруг нее поют песни. После этого хлеб разламывают по числу участников обряда и кормят этими кусками скотину. Недавно оженившиеся люди устраивают угощение родне.

Хозяин водил гостей во двор, показывал амбар и угощал пивом. В древние времена в этот день приносили богам мясную жертву. Поднесьев день. Обряды неизвестны, но вполне возможно, что именно их используют днем раньше. Часть рябины всегда оставляли на кусте - для птиц. Асов предложил считать этот день принадлежащим Велесу-рябиннику Четвертым Велесом , и мне эта идея кажется вполне оправданной. Примечали: если рябины в лесу много - осень намечается дождливая, если мало - наоборот. В этот день женщины покрывали головы яркими платками в ожидании бесцветных дней.

С 27 сентября 2 недели - Капустные вечерки. Девушки в богатых уборах ходили с песнями из дома в дом, дабы рубить капусту, а за девицами являлись парни со своими гостинцами, высматривая невест. В домах, где рубилась капуста, накрывались столы с закусками и пивом. Начинается вывоз скирд. Лягушки, мыши и змеи уходят в землю. Люди не ходят в лес, опасаясь попасть на сборище змей и лесовиков, которые прощаются со зверьем до будущей весны. В некоторых областях это был праздник овинника, считалось, что раньше этого дня нельзя топить овин, иначе сгорит. Овинника угощали кашей, пирожками или петухом.

Водяному в этот день бросали гуся без головы голову оставляли себе, дабы дворовой не заметил урона. Всей семьей разглядывали утиную или гусиную кость и по тому, насколько она оплыла жиром, судили, какой выдастся зима: тощая, нежирная кость сулила мягкую зиму, а кость с жировым оплывом говорила о том, что зима предстоит лютая. Рожденные в этот день обладают особенным голосом, сравнимым с птичьим. Положено было женщинам в этот день с себя всю тоску плачем выгнать. К этому дню старались приурочить конец полевых работ. Считалось также, что в эту дату "лоси по лету поминки справляют". Если журавли к этому дню улетали, то первый мороз намечался через две недели, если же задерживались, то через месяц. Также в этот день устраивали вечеринки, на которых парни и девушки выбирали себе пару.

Конец белых грибов. Возможен первый снегопад. Примечали: северный ветер - стужа близко, южный - к теплу, западный - к влаге, восточный - к ясной погоде. Еще в этот день чествовали мельников и делали им подношения. А та семья, в которой утонул кто-либо из родственников, готовила ему утопленнику обнову - платье или рубаху.

То-то радость!

Святить, то есть блюсти свято, хранить в святости двенадцать дней после Рождества церковь начала с древних времен. В эти дни запрещалось совершать таинство брака, заводить игрища, пляски, петь соблазнительные песни по улицам, наряжаться в кумирские одеяния от слова "кумир" - изображение, изваяние языческого божества. Запрещалось также работать, особенно с наступлением темноты. Во многих местах, однако, святость этих дней нарушалась гаданиями, ряжением и другими обычаями, сохранившимися от языческого праздника коляды, воспевавшего культ природы. Колядки, как и святки, справляли в период зимнего солнцестояния. По древним воззрениям славян, это время новой жизни, обновления природы, пограничный период между старым и новым хозяйственными годами, это, наконец, поворот к лету, к теплу, которое несет плодородие и веселье.

Существует версия, что слово "колядки" произошло от слова "календы", которым римляне называли начало нового года.

Колядки на Рождество: история праздника и традиции

Некрасова «Мороз, Красный нос», стихотворение В. Брюсова «Царю Северного полюса», карело- финский эпос «Калевала». Позвизд — славянский бог бурь и непогод. Стоило ему тряхнуть головой — на землю валил крупный град. Вместо плаща влачились за ним ветры, с полы его одежды падал хлопьями снег.

Стремительно носился Позвизд по небесам, сопровождаемый свитой бурь и ураганов. В легендах древних славян существовал и другой персонаж — Зимник. Он, как и Мороз, представлялся в виде старика небольшого роста, с белыми волосами и длинной седой бородой, с непокрытой головой, в теплой белой одежде и с железной булавой в руках. Где он пройдет — там жди жестокой стужи.

Среди славянских божеств выделялся своей свирепостью Карачун — злой дух, сокращающий жизнь. Древние славяне считали его подземным богом, повелевавшим морозами. Поначалу никаким альтруизмом этот персонаж не занимался — морозил людей и посевы, ну и подарков, естественно, не дарил. Наоборот, это его задабривали.

Накануне Рождества выходили на порог с ложкой кутьи или киселя и кричали: «Мороз, Мороз! Приходи кисель есть; Мороз, Мороз! Не бей наш овес или какое-нибудь другое посевное растение! Процесс превращения опасного Мороза в доброго Дедушку Мороза с подарками стал активно развиваться с 18 века.

Хотя Петр I и повелел в 1699 г.

Например, говорили такие слова: «Кто не даст нам свой пирог, его корова получит в рог». Одной из самых любимых традиций в эти дни у детей было баловство. Подрастающее поколение собиралось небольшими группами и по-мелкому хулиганили. К примеру, дети могли разворошить аккуратно сложенные дрова в поленнице или заколотить какую-нибудь дверь. Приметы Ну и какой же православный праздник на Руси обходился без народных примет?

Люди верили таким приметам на святки: Когда звездное небо и снежная погода на дворе — к урожайному году. В Святки нельзя выбираться охотникам на охоту — с ними может случиться что-то недоброе в лесу, причиной тому станет злой дух. В ночь с 13 января на 14 по направлению ветра определяли, какой будет наступивший год зимние весенние приметы. Если ветер дул с юга, то год будет плодородным. Богатый урожай ягод и фруктов обещал восточный ветер. О засушливом лете рассказывал ветер, дующий с запада.

Ну а если дуло с севера, то не быть лету жарким. Картинки и поздравления со Святками Вопросы и ответы Сколько длятся святки? Существуют разная информация: по одной из версий святки длятся с 6-17 января, по другой Святки проходят во время от Рождества до Крещения 12 дней после Рождества.

В этот день давно умершим людям приносятся требы в воду, приговаривая: "Свети, свети, Солнышко!

Дам тебе яичко, Как курочка снесёт в дубраве, Отнеси его до раю, Пусть все души радует". Согласно славянским верованиям, в этот день из Светлого Ирия прилетают сорок птиц от того праздник сей зовётся Сороками , знаменующих собой приближение Девы Весны. На чьё поле птицы опустятся первыми, тому Боги пошлют в этот год особую удачу и добрый урожай. С 18 по 24 марта березола на славянской земле проходит Масленичная седмица неделя , которая разделяет два главных сезона в славянском народном календаре - зиму и весну.

Это весёлые проводы, озарённые радостным ожиданием близкого тепла, весеннего обновления природы. В старину в эти дни начинались уличные гулянья, строились ледяные горки. На проводы Масленицы устраивались кулачные бои, сжигали чучело Масленицы. В древности же масленичные гуляния продолжались не одну, а две седмицы.

Второе название этого праздника "Комоедица" бел. Возможны также варианты даты празднования: 21 и 22, а также 25 марта. Будучи сугубо языческим праздником, Масленица была принята и христианством, но не по солнечному языческому , а по лунному календарю, потому в православном христианстве у Масленица плавающая дата. В её честь празднуют не только люди, но и всё живое.

В этот день нельзя работать, а только прославлять Весну, торжество жизни над смертью. В третий раз закликают весну. С наступлением утра угощаются печеньем в виде жаворонков, отпускают живых птиц из клеток на волю, призывая весну. У православных христиан на эту дату приходился день Иоанна Лествичника.

На Руси в этот день было принято печь "лествицы лесенки для будущего восхождения на небо" из постного ржаного теста. Размеры, формы и количество ступенек были весьма разнообразны, но обычно их было 12 - "по числу месяцев в году". Тако же в этот день старались всяческих задобрить "бесившегося" до полуночи либо до первых петухов Домового. Апрель Цветень, Кветень 3 апреля цветеня отмечается праздник Водопол Именины Водяного - пробуждение Водяных и русалок после зимнего сна, начало ледохода и разлива рек.

В пору двоеверия на Руси в этот день отмечали Никиту Водопола. В этот день рыбаки приносили требу Водяному, примечали: "Если лёд в этот день не пройдёт, то рыбный улов будет худой". В полночь они приходили к воде и угощали Водяного, утапливаю чужую лошадь: "Вот тебе, дедушка, гостинец на новоселье: люби, жалуй нашу семью". Для этого случая покупали самую негодную лошадь.

Когда же рыболовы задобрят его добрым гостинцем, то он переманивает к себе больших рыб из других рек, спасает рыболовов от бури и потопления, не рвёт неводов и бредней. Если не найдётся подходящей лошади, рыболовы наделяют Водяного иным гостинцем - выливают в реку масло. Наступает весеннее тепло, просыпаются сверчки. Славяне отмечают Стрибог Вешний.

Православные христиане отмечали в этот день Федула Ветреника и Федору Ветреницу. В народе говорили: "Пришёл Федул - теплом подул", "Федул тепляком подул", "До Федула дует северяк, а с Федула теплынью тянет", "Пришёл Федул, тёплый ветер подул, окна отворил, избу без дворов натопил". Если на Федула стояло ненастье, говорили: "Ныне наш Федул с ветра губы надул". Каркая над домом, где живут не по Прави, Ворон, как вестник Кощного Бога, призывает на нечестивцев Навию кару.

С 16 по 22 апреля цветеня отмечаются Первые Русалии - череда святодней, предшествующих Яриле Вешнему, чародейная седмица неделя посвящённая чествованию Девы Лели - юной Богини Весны и девственной Природы, бурлящих вод и пробудившихся женских водяных духов - русалок-берегинь. О сию пору девы в долгорукавках без оберегов, уподобляясь русалкам, творят "вертимое плясание" на полях, не допуская в свой круг парней. Этот праздник, является не только русским народным аналогом "общепринятого" 8 марта, но и своего рода продолжением Масленицы, так как это время нового обращения к богине Леле. Призывая Лелю на собственные именины, народ встречает Лелю, которая преображается во всей своей красе - благодаря своей Матери - Богини Любви.

С 22 апреля цветеня по 10 мая травеня отмечается праздник "Красная Горка", который начинается с Лельника и заканчиваются ко Дню Земли-Матушки. Это праздник красной весны, веселья, хороводов, символизирующий встречу парней и девушек, праздник поцелуев и начала половой жизни, сродни тому, что Весна - это начало новой жизни для всей приРОДы, тако же это ещё и первое весеннее гуляние молодых девушек. Красная горка не была фиксированным праздником одного дня. Праздник продолжался в течение нескольких дней или даже недель и потому был настоящим событием в жизни молодых людей.

В этот день Ярила "отмыкает" оплодотворяет Мать Сыру-Землю и выпускает росу, от чего начинается бурный рост трав. С заходом Солнца открывают зачин. В этот день поминают предков, призывают их посетить землю: "Летите, милые деды... После зачина начинается тризна: воины на горе "боряхуся по мертвецы", показывая своё боевое искусство.

С высокой горы катают крашенные яйца, соревнуясь. Побеждает тот, чьё яйцо укатится дальше, не разбившись. К полуночи, на той же горе раскладывают дрова для большого костра. Май Травень 1 мая травеня , заполночь начинается праздник - Живин День.

Жива сокр. Дочь Лады, супруги Дажьбога. Она - Богиня Животворящих сил природы, весенних бурлящих вод, первых зелёных побегов; покровительница юных девушек и молодых жён. С приходом христианства её культ заменила собой Параскева Пятница.

С 1 по 7 мая травеня проходят Вешние Деды Навья Седмица - череда святодней, предшествующих Дню Земли, седмица поминовения Предков, когда навии души умерших посещают живых на Земле. Празднование Дня Всходов начинается на вершинах гор или холмов. Ещё несколько дней назад земля была пуста - и вот уже всё оживает прямо на глазах, а с вершины холма это особенно хорошо видно. Всё начинает расти, цвести, благоухать совершенно особым весенним запахом, поют соловьи.

Весна пришла на Русскую Землю! В этот день почитают русалок, на травах образуется особенная роса, потому они и считаются целебными. На Киевщине в Русалкин четверг с восходом солнца девушки шли в поле, предварительно взяв с собой ржаной хлеб и священной воды. В поле девушки делили хлеб поровну.

Потом каждая шла на жатву своего отца. Там на краю поля она и оставляла тот хлеб для мавок - "чтоб рожь родила"... Дажьбог - Бог плодородия и солнечного света, живительной силы. Первопредок славян по тексту "Слова о полку Игореве" славяне - дажьбожии внуци.

По славянским преданиям, Дажьбог и Жива вместе возродили мир после Потопа. Лада, матерь Живы, соединила браком Дажьбога и Живу. Затем обручённые боги родили Ария, ставшим по легендам прародителем многих славянских народов и племён - чехов, хорват, киевские полян. В этот день совершаются обережные обряды пробуждения земли в частности обряд опахивания , приносящие силу, здоровье и удачу.

Это святодень, в который воскресает богиня Жива - и чествуется как именинница. В этот день совершается возжжение священного огня, знаменующего начало лета. Проходят широкие народные гуляния, скоморошьи забавы, игры, хороводы, песни и пляски под традиционные славянские инструменты: барабан, кугиклы, дудки, свирели. Считается, что в этот день Земля "отдыхает", поэтому её нельзя пахать, копать, боронить, в неё нельзя втыкать колья и метать ножи.

Особливо чтутся во сей день Велес и Макошь - земные заступники. Волхвы выходят в поле, ложатся на траву и слушают Землю.

X век. Они верят, что это купание придаёт хладнокровие и неукротимость в бою». Арабский путешественник Ибн-Даста увидел и описал языческий обычай Рождественского Святочного купания, существовавший у славян за полвека до Крещения Руси. Славяне в те времена были язычниками, не знали Христа, а поклонялись богам природы, ничего не слышали об Иордане, но совершали языческие ритуальные купания в проруби, в ледяной воде, после того, как Солнце повернёт на астрономическое лето. Древние святочные традиции на Руси после принятия христианства наполнились новым смыслом, и святочные обряды оставили след в богатом русском фольклоре — в песнопениях и колядках. Церковь не поощряла другой древний обычай, оставшийся в народе с языческих времён — переодевания в звериные шкуры и маски.

Члены кружка «Ревнителей древнего благочестия» ещё в XVII веке писали: «Аще нарядятся в вывороченный тулуп, бесовские хари маски и преборзо поют похабные песни. В развлечениях «ряженых» было грехом ввалиться в дом в страшных масках и устроить там небольшой погром, побить посуду или что-нибудь своровать, по мелочи. Причём наворованными вещами во время Святок пользоваться было нельзя, а полагалось пропить их до Крещения. Обычай пения Рождественских колядок и хождения в звериных шкурах и масках был связан с очень древним языческим культом предков. Считалось, что в период, когда самые длинные ночи, а дни самые короткие, начинается самый разгул и «озорство» жителей потустороннего мира. Среди них могли оказаться и твои предки, которым тоже хочется погулять на празднике, поэтому предков следовало задобрить. Язычники за деревней в поле «зажигали солнце», сделанное из соломы, ходили на кладбище и разводили там костёр, чтобы помянуть и символически угостить предков, пролив на могилу хоть пару капель «зелена вина». Христианская церковь строго следила за тем, чтобы таких языческих обрядов никто не проводил, а если обнаруживались такие «почитатели предков», их сурово наказывали, вплоть до отлучения от церкви.

Сравнение языческих праздников

Люди, проживавшие в Яви, всегда должны были стремиться к небесам и избегать тьмы Нави и зла. Вторым законом поделился Велес. Он утверждал, что люди всегда должны стремится выйти из Тьмы на Свет, как само Солнце. Он подарил свой календарь, который называли «Коляды дары». Можно сказать, что Коляда стал тем существом, который выел народ из тщетного существования. Он в деталях рассказал каким образом идет время и чего от него можно ждать. Как праздновалась Коляда В предшествие Нового Года все дети собирались в группы и отправлялись петь песни колядки под окна состоятельных местных жителей. Те, в качестве благодарности за развлечение, дарили детям угощения и деньги.

Были крайне популярны игрища и обряды. Все колядники облачались в одежду, которая символизировала нечистую и добру силу, животных. Все они с музыкой и плясками передвигались по улицам. Тем самым они восхваляли Тура языческого бога, для которого в жертву приносились овцы. Но так, как праздник был светлым и добрым все кушали печенье в виде бараньей головы. Традиционным блюдом считалась также кутя и узвар. Традиционным игрищем было закатывание пылающего колеса на возвышение.

При этом народ повтоярял: «В гору катись, с весной воротись».

Спрячьте что-нибудь для домового и попросите его найти. Разыграйте родных и близких. Поблагодарите Домового за порядок в доме. Просыпается Водяной от зимней спячки. Его нужно задобрить. Особенно это касается всех тех, у кого жизнь так или иначе связана с промыслом в водоёмах. Более подробнее о празднике тут. Семаргл Симаргл - Огнебог.

В этот день мы вспоминаем о Старейшего Славянского бога Семаргла. Даём ему хвалу, благодарим за охрану посевных и просим сильно не буйствовать со стихиями. О Боге Семаргле можно почитать в этой статье. Семантика праздника связана с тем, что Юрьев день был днем первого выгона скота в поле. Всем пастухам и владельцам скота нужно знать, что по традиции только в этот день нужно первый раз после зимы отпускать скот на пастбище.

Колядки — фольклорный жанр поэзии, обрядовые песни, посвященные в данном случае смене природного цикла года. Еще не так давно жизнь человека сильно зависела от природы: дожди, солнце, морозы могли как подарить богатый урожай, так и уничтожить его. Поэтому колядки в большинстве своем связаны с культом плодородия. По одной из версий, само слово «коляда» происходит от корня -коло- и связано с кругом и солнцем.

Впрочем, есть разные версии. Например, в словаре «Славянские древности» сказано , что «коляда» — от латинского слова, означающего «первый день месяца». И эти определения сохранились в припевах обрядовых зимних песен например, «овсень, таусень»; «виноградье, красно-зеленое мое». Колядки исполнялись исключительно во время зимних праздников. Рождественские колядки После крещения Руси языческий праздник рождения нового Солнца постепенно начал заменять христианский праздник Рождества Христова. Но в народных традициях языческие элементы праздника долгое время соседствовали с христианскими. Под иконы клали кутью, а также зерно и сено, ряженые одевались в костюмы, изображая домашних животных, пародировали их крики, мычание и кудахтанье.

Но в студеную декабрьскую пору, когда власть Карачуна заканчивается, это имеет особый смысл, потому что приходит Коляда — праздник прибавления света, т. Кто же он такой, этот Коляда? Увы, в славянской мифологии, если не считать Велесовой книги, подлинность которой признают далеко не все исследователи, ничтожно мало сведений об этом таинственном персонаже. Зато в европейских источниках встречаются упоминания о нем как о Боге — управителе времени. И действительно: кто еще может обеспечить нарастание светового дня, укороченное, пущенное вспять злобным богом подземного мира Карачуном? Только тот, кто облечен соответствующими полномочиями. И имя Коляды вовсе не случайно.

Календарь праздников времен язычества

Славянское Рождество почти совпадает с современным крещением с 18 на 19 января, но правильней его отмечать именно 19 января.
Древнеславянский праздник 7 января В язычеcкие вpеменa нaши пpедки пpaзднoвaли начало нового года в день веcеннегo paвнoденcтвия. Только пocле пpинятия хpиcтиaнcтва пpaздник этoт пеpенеcли нa cентябpь, пpoизoшлo этo в 1492 гoдy, a c 1700 гoдa Петp I cпеци.

Старый Новый год и св. Василий – языческие корни праздника

Само слово «Коляда» — это имя; так, по мнению многих исследователей, в славянском языческом пантеоне звали одну из богинь плодородия, праздник которой отмечался в день зимнего солнцестояния. День похищений. Славянский праздник. В тот день вспоминают о том, как в эпоху Купалы Велес похитил Диву-Додолу, супругу Перуна. Во время свадьбы Перуна и Дивы Велес был отвергнут Дивой и свержен с неба. это особливое обрядовое действо, приуроченное к почитанию какого-либо конкретного Божества славянского пантеона или событиям происходящим в природе в разное время. 13 января – особенный день для славян, известный как Васильев вечер или Щедрый вечер. Этот праздник имеет глубокие исторические и культурные корни, и он является важной частью народного календаря у различных славянских народов. Святки – это самый длинный праздничный период. Он продолжается почти две недели – с рождественского Сочельника (вечер 6 января) до Крещения (19 января). Праздник открывался ужином в Сочельник: из-за поста в этот день ели только после появления первой звезды. Отмечаются 6 января. Под одной версии посвящены Велесу в облике тура — одного из древнейших почитаемых среди славян животных, обладающих магической силой. В туре воплощается союз Велеса и Перуна во славу и процветание Рода славянского.

ТРАНСФОРМАЦИЯ ЯЗЫЧЕСКОГО ПРАЗДНИКА В РОЖДЕСТВЕНСКИЙ ХРИСТИАНСКИЙ ОБРЯД

Языческий праздник коляда - как праздновали на Руси, традиции, обряды Русская церковь празднует этот день по старому стилю (Юлианскому) — 7 января. Традиция рождественских гаданий и колядок, которые неизменно начинаются 7 января и заканчивается на Крещение, пришла к нам из языческого мира.
Календарь славянских праздников по месяцам. Основные даты. Колядование — незаслуженно забытый славянский обряд, веселые гулянья по домам с песнями, которые исполняют в период от Рождества Христова до Крещения Господня.
РОЖДЕСТВО - ЯЗЫЧЕСКИЙ ПРАЗДНИК 28 января — кудесы, по другому день угощения домового, в некоторых районах праздник выпадет на 10 февраля. 30 января праздник деда мороза и снегурочки.
Все достоверно известные славянские праздники | Славянские праздники Языческие и славянские праздники в августе 2 августа Перунов день Этот древне языческий славянский праздник посвящался чествованию и славлению Бога грома и молний, Перуна.

Коляда — бог молодого солнца, и посвященный ему праздник зимнего солнцестояния

Как называется праздник, когда колядуют? Как правильно колядовать? Вечером шестого января с появлением первой звезды на небе семья садится за праздничный ужин, а после все желающие могут отправляться на колядки. коровий праздник". "У Власия и борода в масле" - воспоминание о пожертвованиях Велесу маслом. Сегодня с 6 на 7 января происходит наш древний Русский Солнечный космический праздник – «Малый водокрес» или «Турицы».

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий