Новость как жанр журналистики

В мягком варианте краткого сообщения важен момент интриги: своеобразной игры с новостью, особый тон повествования.

Новостная журналистика. Особенности. Жанровые разновидности

новости в журналистике. Новость в журналистском понимании – это информация, которой широкая публика не знала до ее публикации. Новость важна для многих людей, она сообщает о неизвестном доныне, часто необычном событии. Издание предназначено для бакалавров, обучающихся по направле-нию подготовки 42.03.02 «Журналистика», а также может быть полезно для преподавателей факультетов журналистики, исследователей, работ-ников СМИ. Подготовлено на кафедре «Журналистика» ПГУ. Новостная журналистика в настоящее время представлена разнообразными жанровыми формами медиатекстов, создаваемых для различных СМИ: газетно-журнальных, радио и телевизионных, интернет-среды. В мягком варианте краткого сообщения важен момент интриги: своеобразной игры с новостью, особый тон повествования. Цель работы: обосновать и доказать уместность информационных жанров в сложившейся системе отечественной журналистики, проследить основные методы сбора информации для новостей. Подготовка текстов vТертычный А.А. Жанры периодической печати vГригорян М.В. Пособие по журналистике v Бершидский Л.Д. Ремесло vШостак М.И. Новости прессы: заметки.

Тема 1. Новость как тип сообщения и фрейм медиадискурса

Жанры журналистики — их классификация. Единой классификации журналистских жанров не существует. Каждый ученый создает свое деление, и на факультете журналистики студенты изучают разные варианты системы журналистских жанров. Это разновидность журналистики, суть ко-торой – игнорировать общепринятые критерии отбора новостей и освещать те события, которые обычно не попадают в СМИ4. Новость – это сообщение о новом факте действительности, представленное в емкой, лаконичной форме, то есть это событие, закодированное в знаках языка и представленное аудитории в конкретной форме (жанре). Виды и жанры журналистики с описанием и примерами Классификация по ному, учебное пособие можно скачать здесь "Жанры периодической печати" Жанр — это вид художественных произведений. Разберем все основные виды, а также жанры журналистики с описанием и различными примерами. Факты, эмоции и порядок изложения. Тут всё просто – бывает журналистика факта и журналистика мнения. Новости в подавляющем большинстве случаев – это журналистика факта.

Журналистика новостей

Любая цитата должна быть уместна и со держать логически законченную мысль. Важно установить, нужна ли цитата, не подменяет ли она собственные суждения журналиста. Также необходимо обращать внимание на точность цитируемого текста, его соответствие источнику. Зарисовка Глазами очевидца В журналистике есть жанры, занимающие особое место. Помимо своей основной функции — информационной, — данные тексты выполняют и вспомогательные — наглядно-образную, эстетическую. Слова вместо красок Иногда такие произведения сопровождают фотографии. В ре дакционной практике чаще всего фотографические материалы под бираются к текстам, но в случае с зарисовкой может происходить как раз наоборот. Например, фотографии или иллюстрации, кото рые сами по себе отличаются высокой информативностью и выра зительностью, может сопровождать не краткая подпись, а неболь шой текст — зарисовка, содержащая дополнительные сведения о предмете изобразительного материала, добавляющая ему художе ственности. Интервью Расскажите, пожалуйста. Искусство получать ответы — это искусство задавать вопросы Работа журналиста немыслима без такого метода сбора информации, как интервью. Благодаря широкому использованию данного метода как самостоятельного стали выделять одноименный жанр журналистского творчества.

Разумеется, далеко не всегда журналист после интервьюировани я обращается именно к этому жанру. По результатам интервью он может написать заметку, корреспонденцию, статью или очерк — все будет зависеть от предмета материала, направленности издания, профессионализма и творческих возможностей автора. Роль редактора велика как на этапе подготовки журналиста к встрече с интервьюируемым, так и на стадии обработки текста интервью. Особенно это актуально при работе с начинающим, неопытным корреспондентом. Прежде всего надо знать, что хорошее интервью — это беседа, в которой журналист — не просто интервьюер, но и интересный собеседник. Чтобы быть таким, нужно обладать высоким уровнем общей культуры и грамотности, исключительно серьезно владеть предметом и темой разговора. Основное требование к вопросам — они должны быть понятны и собеседнику, и читателю. Идеальный вопрос четко и однозначно сформулирован, содержит в себе только одну мысль. Двусоставный вопрос лучше разбить на два. Не беда, если в процессе интервьюи рования герою публикации придется повториться: это лучше, чем недосказанность.

И еще одно хорошо известное опытным журнали стам правило: вопрос не должен содержать в себе ответа, подсказок и намеков. Блиц-опросы Во имя плюрализма Несколько похожи на информационные интервью блиц-опросы. В таких произведениях журналисты предлагают читателям познако миться с различными высказываниями людей, которые отвечают на один и тот же вопрос или несколько одинаковых вопросов. В соответствии с требованиями жанра, редактор, готовя блиц- опрос к печати, прежде всего должен обращать особое внимание на выбор респондентов. Как правило, в реальной жизни проблемная ситуация затрагивает людей разных социальных групп, поколений и профессий. В идеале блиц-опрос должен отражать эту картину мнений. И хотя в действи тельности силами редакции добиться стопроцентного отражения трудно , и журналисту, и редактору, работающим над блиц-опросом, необ ходимо стремиться представить на страницах периодического издания как можно больше мнений различных представителей общества. В этом разнообразии и заключается ценность блиц-опросов. Вопрос-ответ Спрашивали — отвечаем О самостоятельности жанра вопрос-ответ можно спорить. Неко торые исследователи считают, что у таких публикаций есть специфические черты, позволяющие выделять данную жанровую группу как самостоятельную.

Вопрос-ответ — произведение периодической печати, состоящее из неразрывно связанных вопроса читателя и ответа журналиста или компетентного лица. Такие вопрос и ответ объединены, как правило, темой, стилем изложения и заголовком. Материал, собранный, например, в результате прочтения письма с вопросом и подготовки ответа на него, можно представить в виде заметки или информационной корреспонденции. Звонок в редакцию может стать поводом для глубоких раздумий журналиста и, в конечном счете, для аналитической публикации. Однако нередко редакция намеренно выбирает жанр вопрос-ответ, желая подчеркнуть общест венный интерес к поставленной проблеме, привлечь к ней внимание читателей.

В одном ряду с реалити-шоу стоят игры в реальном времени reality show games и скрытая камера hidden camera — самостоятельные жанры, имеющие свои специфические характеристики. Продюсеры и режиссеры прибегают к наброскам сценария, записи и монтажу материала. Это позволяет не только контролировать высказывания участников, но и отбирать самые зрелищные моменты и даже формировать образы игроков. Они, в свою очередь, помещены в искусственно созданную среду, замкнутое декорированное пространство с десятками камер, и зритель с периодичностью от одного до нескольких раз в день имеет возможность не только наблюдать за происходящим, но и принимать непосредственное участие в судьбе реальных героев путем интерактивного голосования. Целью шоу становится материальный приз, чаще в денежном эквиваленте, получить который сможет только один участник, победивший в финале проекта. Существует четыре основных разновидности реалити-шоу: «Шоу подглядывания», в котором удовлетворяется присущая абсолютному большинству населения Земли страсть подглядывания. Участники такого рода шоу должны быть интересны по разным критериям привлекательная внешность, непосредственность, умение легко держаться перед камерой. Необходимо, чтобы в характере человека присутствовали черты здорового нарциссизма с одной стороны, и доля здоровой истероидности, с другой. В этом случае одним из важнейших критериев отбора становятся надежность и ответственность участника, его готовность выполнять предъявляемые организаторами шоу требования. В рамках шоу профи игроки осваивают ранее незнакомое ремесло, повышают профессиональный уровень, а зритель наблюдает саму «кухню» либо набирается практических знаний. Пример шоу профи в России — «Фабрика звезд» — процесс взращивания эстрадных артистов в реальном времени. В последнее время из-за повышенного интереса зрителя к реалити-шоу и необходимости постоянной поддержки этого интереса организаторы подобных проектов все чаще прибегают к синтезу тех или иных элементов вышеперечисленных групп. Шоуприключение, детективная история, головоломка, поиск нестандартных решений. Участники помещены в необычные условия существования, и, сопровождаемые многочисленными камерами, преодолевают физические и интеллектуальные препятствия. В рамках квеста участники — это индивидуальности с ярко выраженной тенденцией к лидерству, высоким уровнем IQ, способные на моментальную реакцию и быстрое принятие решений. Пример такого шоу — «Форт Баярд». Двенадцать эпизодов шоу повествовали об американской семье периода ядерной угрозы и гонки вооружений между Соединенными Штатами и Советским Союзом. Основная интрига заключалась в том, что главы семьи находились в состоянии развода, а старший из пяти детей, двадцатилетний юноша Ланс, был геем, периодически красившим губы помадой и наряжавшимся в женские одежды. В те годы шоу собрало у телеэкранов рекордное количество зрителей, десять миллионов, и явилось причиной многочисленных противоречивых высказываний. Реалити-шоу развиваются сейчас параллельно с разного рода игровыми и полуигровыми сериалами. И, похоже, они успешно дополняют друг друга. Одна и та же мелодрама может быть представлена как в «мыльной опере», так и в реалити-шоу. Истории о том, как двое влюбленных никак не найдут общего языка, или как мама хочет понять ребенка, или как девушка боится первого свидания, могут конструироваться в разных жанрах. Реалити-шоу постепенно занимает нишу документального кино, потому что в реалити «все по-настоящему», здесь и сейчас. А в документальные телепрограммы все больше попадает вымысла, докью-драмы, возможных, но не достоверных поворотов сюжета. Такие каналы, как ТНТ, специализируются на реалити-шоу. И у этого жанра есть будущее, потому что в нем сплетены игра и подсмотренное документальное повествование одновременно. Зритель верит непритязательному буквализму реалити-шоу больше, чем даже новостной программе. Документально-художественные жанры Характерной особенностью художественно-публицистических документально-художественных жанров современной тележурналистики является то, что все они находятся на грани между собственно журналистикой и драматургией. Их содержательная структура характеризуется синтезом и взаимодействием документальных и литературно-художественных элементов. В определенном смысле художественно-публицистические жанры телевидения могут быть названы производными от информационных и аналитических жанров. Очерк — пограничный жанр, он лежит между исследованием и рассказом в литературоведческом определении последнего. От рассказа очерк отличается тем, что в нем отражаются события и факты, действительно происходившие в жизни, обычно с точным обозначением места и времени действия, реальных имен реальных людей. Жизненный факт — основа очерка. Будучи построен на строго документальной основе конкретность фактов, действительные герои, невыдуманные обстоятельства их отношений , очерк облекается в художественно-обобщенную форму; для этого жанра характерны образность характеристик, значительная степень типизации. Из всех жанров публицистики очерк выделяется особым композиционным построением, близким к композиции драматических произведений, и в этом смысле он больше, чем какой-либо иной жанр телевизионной публицистики, драматургичен. Зарисовка — это жанр, где образность преобладает над нформационностью. В отличие от очерка, для зарисовки не обязательны композиционная завершенность, глубина, логичность. На телевидении зарисовкой часто называют видовые съемки, некое единство взаимосвязанных кадров. У зарисовки нет четко определенного событийного повода, но есть высокая художественность операторской работы, проявляющаяся в строго выверенной композиции каждого кадра, в тщательности выбора ракурса, выразительной световой тональности. Особые требования предъявляются к закадровому тексту если он есть , в котором автор должен отойти от сухой информационности, протокольности и стараться использовать разнообразные средства образности языка. Очень часто в структуру жанра телевизионной зарисовки журналистский текст вообще не входит, все выражает изображение. Эссе от фр. Структура этого жанра требует прямого контакта с личностью, с автором. Эссе — жанр глубоко персонифицированной журналистики. Документальный телефильм. Номинально документалистика должна строиться на съемках подлинных событий и, собственно, именно этот жанр является родоначальником всех прочих в экранном искусстве. Однако кинодокументы сами по себе, как бы ни были уникальны съемки и отображаемые события, требуют определенных ухищрений для придания им зрелищности и эффекта достоверности: монтажа, микширования, комментария и сочетания жанров для создания драматургической композиции. В теории известны несколько разветвленных и переплетающихся направлений кинодокументалистики: Идея киноправды Дзиги Вертова Дениса Кауфмана в трудах самого автора, проповедовавшего «жизнь врасплох» на экране при отсутствии сценария и монтажа сайт vertov. Как ее альтернатива позже возникает так называемая авторская документалистика Артура Пелешяна например, фильм «Мы» , использовавшего ассоциативный монтаж например, толпы и волн как эстетически сходных видов самоорганизации.

Помимо безличности, он должен быть кратким, иметь доступный язык, быть актуальным и содержать точную и поддающуюся проверке информацию. Новости текстового жанра по-прежнему имеют базовые структурные элементы, без которых невозможно писать новости, считающиеся достоверными. Посмотрите, что это за элементы: Заголовок или основной заголовок Основной заголовок призван привлечь внимание читателя и должен содержать сам факт то, что произошло. Заглавный глагол - единственный во всех новостях, который должен быть отмечен в настоящем времени. Лиде от англ. Lead Заголовок соответствует первому абзацу текста и обычно синтезирует характерные черты. Как в следующем примере: «По сообщению Ecocataratas, реставрационные работы будут проводиться в субботу 23 и воскресенье 24 на виадуке на 581 км. В некоторые периоды движение будет запрещено ». В приведенном ниже примере вы можете проверить, что произошло реставрация и покраска конструкции виадука ; когда в субботу 23-е и в воскресенье 24-е; с 9. По словам концессионера, работы будут проходить перед ипподромом Cascavel с 9:00 до 12:00 и с 13:00 до 16:00. В некоторые периоды движение автотранспорта будет запрещено. При этом водители, путешествующие из Каскавела в Куритибу и желающие вернуться или получить доступ к компаниям поблизости им следует воспользоваться развязкой ПР-180, которая находится в нескольких метрах от поста Федеральной дорожной полиции. Те, кто едет из Куритибы в Каскавел и желают вернуться, выберут виадук на 583 км, недалеко от Трево Катаратас. По данным Ecocataratas, каждые два года концессионер проводит технические осмотры виадуков и других подобных сооружений с целью проверки условий.

Кроме того, дежурство на ленте может осуществляться не одним журналистом, а несколькими. В этом случае один может анализировать ленты информагентств, другой — искать интересную информацию на сайтах органов власти, фирм, иностранных СМИ и т. Если речь идет о специализированном издании, скажем спортивном, то там заранее создается график мероприятий, которые надо осветить. Для простых обозревательских изданий, как правило, такой график не нужен. При понимании сути работы новостника, становится ясно, какими техническими средствами он должен быть обеспечен. Прежде всего — персональный компьютер с непрерывным доступом к высокоскоростному Интернету. На компьютере для работы достаточно иметь следующее программное обеспечение: Microsoft Office Word — для написания и обработки текстов, Photoshop — для обработки фотографий и картинок, icq или аналогичные программы: icq, qip и т. Конечно, главной программой становится Интернет-браузер. Благодаря использованию портала «Яndex-новости» журналист может проанализировать самые популярные у читателей новости на данный момент времени. Необходим новостнику и телефон, желательно подключенный к компьютеру через специальное устройство, позволяющее записывать разговор в память ПК. Естественно, для более оперативного получения комментария по телефону, в редакции создается специальная база данных, куда гут входить номера не только людей, авторитетных в том или ином вопросе, но и политиков, государственных и культурных деятелей. Не ушли в историю и простая ручка с листком бумаги, на которой можно оперативно делать какие-либо пометки. И так, как строится работа. Очередной дежурный-новостник прибывает на работу. Ему дается около 10-15 минут на подготовку: готовятся технические средства, анализируется вся новостная лента издания с момента его последнего дежурства. После этого и начинается творческий процесс. На ленте новостей информационного агентства выбирается новость. При ее прочтении необходимо в первую очередь уловить основную, поскольку, как правило, в подаваемой информации содержится много лишнего. Рассмотрим пример. На этом мероприятии будет присутствовать мэр столицы Юрий Лужков и делегация правительства Москвы, которые прибыли для этого праздника на Украину в субботу вечером", - сказал собеседник агентства. Он рассказал, что торжественный парад продлится до 10:00, после чего начнется водно-спортивный праздник. Он также добавил, что в 17:30 столичный градоначальник выступит на открытии праздничного концерта в честь 225-й годовщины Черноморского флота с участием московских артистов на площади Нахимова перед военнослужащими флота, жителями Севастополя и гостями города. В делегацию правительства Москвы, помимо Ю. Лужкова, вошли заместитель мэра в правительстве Москвы Валерий Виноградов, депутат Государственной думы Федерального Собрания РФ Иосиф Кобзон, руководитель департамента внешнеэкономических и международных связей Москвы Георгий Мурадов и известный режиссер, а также депутат Государственной думы Станислав Говорухин»[19]. Если внимательно прочитать это сообщение, то из всего написанного можно вынести следующие: мэр Москвы Юрий Лужков с делегацией, в состав которой вошли заместитель главы столицы в правительстве Валерий Виноградов, депутат Думы Иосиф Кобзон и режиссер Станислав Говорухин прибыли в Симферополь для участия в завтрашних торжествах в Севастополе, посвященных 225-летию Черноморского флот. А что несет в себе эта информация? Журналист знает, что при подготовке празднований власти Украины попытались ограничить мероприятия юбилея российского флота на своей территории.

Что такое событие в журналистике: контекст, фон и примеры

Журналистика рассматривается как объект профессионального интереса – особое внимание уделяется журналистике как общественному институту, выполняющему функции социально-политического регулирования. Иформационные жанры журналистики. Новость. Ким М.Н. уделяет большое внимание новостям и новостной журналистике. По его словам у новости должен быть свой главный герой. Этот персонаж позволяет публике идентифицировать себя с ним, тем самым, создавая возможность более полного восприятия информации.

Новость как жанр. Актуальные тенденции подачи информации.

Термин «новостийный дискурс» используется в научной литературе для описания коммуникативной единицы с новостным содержанием категория дожанровая ; нами используется как синоним понятия «новость в текстовом выражении». Богданов Н. Справочник журналиста. Каким образом? Отношение говорящего к сообщаемому быть выражено так ярко, что возможна Реконструкция портрета личности. Иногда этот список дополняют вопросами «Что это значит? Ну и что? При этом соблюдать хронологию действия не нужно. Обычно новости-цитаты располагаются в разделах политики и экономики и посвящены тому, что политические лидеры и бизнесмены что-то обещают, к чему-то при зывают.

Тогда развитие проблемной ситуации имитируется при помощи слов «все больше» , «все чаще» и т. Мягкая новость, она же «неофициальная заметка» в терминологии авторов, «должна обладать яркостью, оригинальностью изложения и в которой речевая экспрессия обязательна». Вспомним также, что В. Пельт разграничивал в журналистике новость — понятие более широкое, включающее в себя самые широкие сообщения и слухи, в том числе о бытовых и личных происшествиях, и информацию — целенаправленную, определенную новость, «сообщения, имеющие общественную, социальную значимость» , «явно выраженное политическое звучание». Лысакова И. Социолингвистический анализ газеты: Автореф. Там же. Пельт В.

Информация в газете: Учебно-методическое пособие. Жесткая новость Мягкая новость 1. Характер информации Оперативная, актуальная, социально значимая Информации лишь приписывается значение актуальности, оперативности, социальной важности 2. Структура текста Модель перевернутой пирамиды Приемы драматизации текстовой структуры измененная композиция, отсутствие завязки или развязки , интригующий заголовок, контактоустанавливающие конструкции в сильных позициях текста и под. Стилистические особенности Текста Главную нагрузку берут на себя атрибуции ссылки, количественные данные, цитаты и имена собственные , присутствие которых в тексте должно быть строго мотивировано. Особая роль принадлежит словам с предметной семантикой, создающим наглядный образ сообщаемого, также используются слова с эмоциональнооценочным значением. Жур налист не только рассказывает, он показывает, а читатель читает не только абстрактную информацию, но и следит за развитием конкретной истории. Нижний треугольник — рассказ о событии, с четким соблюдением хронологии.

Отвечает на вопрос: «Как это было? В новостийном дискурсе атрибуция удостоверяет статус текста особую нагрузку атрибуции берут на себя в жесткой новости , показывая, кто сказал и несет ответственность за сообщаемый факт это могут быть ссылка и цитата, а также имена собственные , конкретизируя количественное выражение факта.

Изложение новостей[ править править код ] Как правило, новости на телевидении и радио передаются несколько раз в день, начинаются в 00 или 30 минут однако есть исключения и длятся от двух минут до часа. Новости обычно бывают из таких областей, как политика , экономика , наука , культура , спорт , с прогнозом погоды в заключении.

Западная традиция предполагает, что новости должны быть изложены максимально нейтрально и объективно и отдельно от комментариев. Выбор новостей для подборки осуществляется редакцией. Специальный выпуск — это выпуск, посвящённый только одной теме, продолжительность и периодичность специальных выпусков может отличаться от обычных выпусков однако также есть исключения. Почти на всех телеканалах, показывающих новости, в субботу или воскресенье вечером показывается итоговый выпуск новостей, освещающих события мира за всю неделю.

Иногда итоги недели не имеют ничего общего с обычными выпусками в плане ведущего, его подачи, а также в плане дизайна и музыки. Часто с середины-конца июля по конец августа-начало сентября вместо этих выпусков показывается продлённый обычный выпуск, в котором итоги недели подводят ведущие обычных новостей. Новости — это ответ на пять вопросов: кто, что, когда, где и почему все на букву W: англ. Хорошо написанная вещь — ясная, легко читаемая, в ней используется незакостеневший язык, она поучает и развлекает.

Все эти характеристики подходят к хорошо написанной газетной статье в той же мере, что и к хорошо написанному роману [3]. Анализируя ситуацию в медиа-индустрии, Том Вулф резонно отмечал, что в новой журналистике используются типичные литературные приёмы [4] : Сценоописательство.

Водитель легкового автомобиля Toyota Cheser не справился с управлением из-за гололеда и выехал на встречную полосу, протаранив автомобиль BMW X3. В результате аварии пострадали два пассажира BMW X3, они госпитализированы, погибших нет.

Также из-за случившегося на данном участке дороги образовалась многокилометровая пробка» То есть, мы видим, что добавление деталей дает конкретику. Контекст события делает произошедшее яснее для читателя. Фон события Фоном события обычно называют процессы, явления и тенденции, параллельно которым происходит событие, например, «на фоне политических изменений этого периода…». То есть, это глобальные понятия, влияющие на конкретное событие.

Проще будет понять на уже известном нам примере. Добавим в нашу новостную заметку фон: «Сегодня на Варшавском шоссе произошла авария с участием двух транспортных средств. Также из-за случившегося на данном участке дороги образовалась многокилометровая пробка За последнюю неделю именно на этом участке Варшавского шоссе произошло уже 4 аварии, причиной которых стал гололед.

Тертычный , «новость» М. Шостак , «хроника» СЭС. Термин «новостийный дискурс» используется в научной литературе для описания коммуникативной единицы с новостным содержанием категория дожанровая ; нами используется как синоним понятия «новость в текстовом выражении». Богданов Н. Справочник журналиста. Каким образом? Отношение говорящего к сообщаемому быть выражено так ярко, что возможна Реконструкция портрета личности. Иногда этот список дополняют вопросами «Что это значит? Ну и что? При этом соблюдать хронологию действия не нужно. Обычно новости-цитаты располагаются в разделах политики и экономики и посвящены тому, что политические лидеры и бизнесмены что-то обещают, к чему-то при зывают. Тогда развитие проблемной ситуации имитируется при помощи слов «все больше» , «все чаще» и т. Мягкая новость, она же «неофициальная заметка» в терминологии авторов, «должна обладать яркостью, оригинальностью изложения и в которой речевая экспрессия обязательна». Вспомним также, что В. Пельт разграничивал в журналистике новость — понятие более широкое, включающее в себя самые широкие сообщения и слухи, в том числе о бытовых и личных происшествиях, и информацию — целенаправленную, определенную новость, «сообщения, имеющие общественную, социальную значимость» , «явно выраженное политическое звучание». Лысакова И. Социолингвистический анализ газеты: Автореф. Там же. Пельт В. Информация в газете: Учебно-методическое пособие. Жесткая новость Мягкая новость 1. Характер информации Оперативная, актуальная, социально значимая Информации лишь приписывается значение актуальности, оперативности, социальной важности 2. Структура текста Модель перевернутой пирамиды Приемы драматизации текстовой структуры измененная композиция, отсутствие завязки или развязки , интригующий заголовок, контактоустанавливающие конструкции в сильных позициях текста и под. Стилистические особенности Текста Главную нагрузку берут на себя атрибуции ссылки, количественные данные, цитаты и имена собственные , присутствие которых в тексте должно быть строго мотивировано. Особая роль принадлежит словам с предметной семантикой, создающим наглядный образ сообщаемого, также используются слова с эмоциональнооценочным значением. Жур налист не только рассказывает, он показывает, а читатель читает не только абстрактную информацию, но и следит за развитием конкретной истории. Нижний треугольник — рассказ о событии, с четким соблюдением хронологии.

Раздел IV. Жанры современной журналистики.

Это короткие сообщения, которые содержат некоторое событие или заявление какого-либо человека. Жанры новостей. Стиль новостей. Виды журналистики. Что делает новости особенными. Полезные советы. Выводы. Само по себе понятие «контекст» означает законченный отрывок письменной или устной речи (текста), общий смысл которого позволяет уточнить значение входящих в него отдельных слов, предложений, и т. п. В отношении журналистики контекст раскрывает детали. Структура учебного пособия напрямую соотносится с рабочей программой специального курса «Журналистика и медиа», который является обязательным для всех медиаклассов и также разработан факультетом журналистики МГУ. Курс состоит из 2 разделов и 8 тематических блоков Раздел 1. Новости в системе жанров журналистики 1 1 Новость как базовая единица журналистики новостей.

Новость как жанр в журналистике кратко

Основы журналистики — Викиверситет Примеры, как правильно писать заметки в газеты и журналы: правила журналистики для написания кратких информационных текстов в стиле пометок – напишите статью по образцу на
Печатется по публикации: Шостак М. Журналистика новостей. – «Журналист». - №8, 1997. В книге вы не найдете рассуждений о теоретических аспектах журналистики, таких как массово-информационные процессы, социальные роли журналиста, журналистский долг и журналистская этика. Всему этому посвящены традиционные учебники по журналистике.

Жанры текстовой журналистики

В мягком варианте краткого сообщения важен момент интриги: своеобразной игры с новостью, особый тон повествования. У новости также есть свойства: актуальность и близость [3]. Если рассматривать новость как жанр СМИ, то — это исторически сложившийся формат представления информации, который является универсальным. Краткая характеристика информационных жанров журналистики Репортаж. Жанр журналистики, дающий оперативное наглядное представление о событии через призму мировоззрения автора, его участника или очевидца [Кройчик 2000: 142]. Таким образом, новость в своем исходном значении — не жанр журналистского произведения, а новый фрагмент реальности, меняющий привычный ход вещей и потому требующий в той или иной степени общественного внимания.

Особенности новостных жанров ЯЗЫК ЖУРНАЛИСТСКИХ ТЕКСТОВ Десять

Кройчик, Л. Майданова, В. Пельт, А. Тертычный , «новость» М. Шостак , «хроника» СЭС. Термин «новостийный дискурс» используется в научной литературе для описания коммуникативной единицы с новостным содержанием категория дожанровая ; нами используется как синоним понятия «новость в текстовом выражении». Богданов Н. Справочник журналиста.

Каким образом? Отношение говорящего к сообщаемому быть выражено так ярко, что возможна Реконструкция портрета личности. Иногда этот список дополняют вопросами «Что это значит? Ну и что? При этом соблюдать хронологию действия не нужно. Обычно новости-цитаты располагаются в разделах политики и экономики и посвящены тому, что политические лидеры и бизнесмены что-то обещают, к чему-то при зывают. Тогда развитие проблемной ситуации имитируется при помощи слов «все больше» , «все чаще» и т.

Мягкая новость, она же «неофициальная заметка» в терминологии авторов, «должна обладать яркостью, оригинальностью изложения и в которой речевая экспрессия обязательна». Вспомним также, что В. Пельт разграничивал в журналистике новость — понятие более широкое, включающее в себя самые широкие сообщения и слухи, в том числе о бытовых и личных происшествиях, и информацию — целенаправленную, определенную новость, «сообщения, имеющие общественную, социальную значимость» , «явно выраженное политическое звучание». Лысакова И. Социолингвистический анализ газеты: Автореф. Там же. Пельт В.

Информация в газете: Учебно-методическое пособие. Жесткая новость Мягкая новость 1. Характер информации Оперативная, актуальная, социально значимая Информации лишь приписывается значение актуальности, оперативности, социальной важности 2. Структура текста Модель перевернутой пирамиды Приемы драматизации текстовой структуры измененная композиция, отсутствие завязки или развязки , интригующий заголовок, контактоустанавливающие конструкции в сильных позициях текста и под. Стилистические особенности Текста Главную нагрузку берут на себя атрибуции ссылки, количественные данные, цитаты и имена собственные , присутствие которых в тексте должно быть строго мотивировано.

Шоуприключение, детективная история, головоломка, поиск нестандартных решений. Участники помещены в необычные условия существования, и, сопровождаемые многочисленными камерами, преодолевают физические и интеллектуальные препятствия. В рамках квеста участники — это индивидуальности с ярко выраженной тенденцией к лидерству, высоким уровнем IQ, способные на моментальную реакцию и быстрое принятие решений. Пример такого шоу — «Форт Баярд». Двенадцать эпизодов шоу повествовали об американской семье периода ядерной угрозы и гонки вооружений между Соединенными Штатами и Советским Союзом.

Основная интрига заключалась в том, что главы семьи находились в состоянии развода, а старший из пяти детей, двадцатилетний юноша Ланс, был геем, периодически красившим губы помадой и наряжавшимся в женские одежды. В те годы шоу собрало у телеэкранов рекордное количество зрителей, десять миллионов, и явилось причиной многочисленных противоречивых высказываний. Реалити-шоу развиваются сейчас параллельно с разного рода игровыми и полуигровыми сериалами. И, похоже, они успешно дополняют друг друга. Одна и та же мелодрама может быть представлена как в «мыльной опере», так и в реалити-шоу. Истории о том, как двое влюбленных никак не найдут общего языка, или как мама хочет понять ребенка, или как девушка боится первого свидания, могут конструироваться в разных жанрах. Реалити-шоу постепенно занимает нишу документального кино, потому что в реалити «все по-настоящему», здесь и сейчас. А в документальные телепрограммы все больше попадает вымысла, докью-драмы, возможных, но не достоверных поворотов сюжета. Такие каналы, как ТНТ, специализируются на реалити-шоу. И у этого жанра есть будущее, потому что в нем сплетены игра и подсмотренное документальное повествование одновременно.

Зритель верит непритязательному буквализму реалити-шоу больше, чем даже новостной программе. Документально-художественные жанры Характерной особенностью художественно-публицистических документально-художественных жанров современной тележурналистики является то, что все они находятся на грани между собственно журналистикой и драматургией. Их содержательная структура характеризуется синтезом и взаимодействием документальных и литературно-художественных элементов. В определенном смысле художественно-публицистические жанры телевидения могут быть названы производными от информационных и аналитических жанров. Очерк — пограничный жанр, он лежит между исследованием и рассказом в литературоведческом определении последнего. От рассказа очерк отличается тем, что в нем отражаются события и факты, действительно происходившие в жизни, обычно с точным обозначением места и времени действия, реальных имен реальных людей. Жизненный факт — основа очерка. Будучи построен на строго документальной основе конкретность фактов, действительные герои, невыдуманные обстоятельства их отношений , очерк облекается в художественно-обобщенную форму; для этого жанра характерны образность характеристик, значительная степень типизации. Из всех жанров публицистики очерк выделяется особым композиционным построением, близким к композиции драматических произведений, и в этом смысле он больше, чем какой-либо иной жанр телевизионной публицистики, драматургичен. Зарисовка — это жанр, где образность преобладает над нформационностью.

В отличие от очерка, для зарисовки не обязательны композиционная завершенность, глубина, логичность. На телевидении зарисовкой часто называют видовые съемки, некое единство взаимосвязанных кадров. У зарисовки нет четко определенного событийного повода, но есть высокая художественность операторской работы, проявляющаяся в строго выверенной композиции каждого кадра, в тщательности выбора ракурса, выразительной световой тональности. Особые требования предъявляются к закадровому тексту если он есть , в котором автор должен отойти от сухой информационности, протокольности и стараться использовать разнообразные средства образности языка. Очень часто в структуру жанра телевизионной зарисовки журналистский текст вообще не входит, все выражает изображение. Эссе от фр. Структура этого жанра требует прямого контакта с личностью, с автором. Эссе — жанр глубоко персонифицированной журналистики. Документальный телефильм. Номинально документалистика должна строиться на съемках подлинных событий и, собственно, именно этот жанр является родоначальником всех прочих в экранном искусстве.

Однако кинодокументы сами по себе, как бы ни были уникальны съемки и отображаемые события, требуют определенных ухищрений для придания им зрелищности и эффекта достоверности: монтажа, микширования, комментария и сочетания жанров для создания драматургической композиции. В теории известны несколько разветвленных и переплетающихся направлений кинодокументалистики: Идея киноправды Дзиги Вертова Дениса Кауфмана в трудах самого автора, проповедовавшего «жизнь врасплох» на экране при отсутствии сценария и монтажа сайт vertov. Как ее альтернатива позже возникает так называемая авторская документалистика Артура Пелешяна например, фильм «Мы» , использовавшего ассоциативный монтаж например, толпы и волн как эстетически сходных видов самоорганизации. В современной форме документальное кино, как правило, использует реального человека документального героя. Отсюда исходят два направления: фильм—самовыражение с напряженной драматургией Игорь Беляев и Марина Голдовская и проблемные произведения на социальные темы Алексей Габрилович, Самарий Зеликин, Арон Каневский , использующие социологические методы, например, опросы на улицах, ставшие основой многих современных телевизионных произведений. Особое направление документалистики, пока не получившее теоретического обоснования, построено на подготовке к съемке участников будущих событий — смерти, рождения человека и даже потрясшего мир преступления так случайно получилось с фильмом Герца Франка «Семь Симеонов» о семье Овечкиных. Фактически, подобная форма документалистики использует в точности те же методы, с помощью которых зоолог наблюдает и документирует поведение животных в природе, живя среди них и давая им возможность привыкнуть к камере и оператору. По методам съемки разделяется открытая, привычная и скрытая камера. По творческому вкладу выделяется авторское кино, в котором один человек является одновременно сценаристом, режиссером, оператором и автором идеи фильма. В реальности сам Дзига Вертов не обходился в своем творчестве без сценарной композиции, а съемки, в точности соответствующие его теории т.

Различные формы и жанровые разновидности документального кино имеют своих апологетов и служат предметом общения в определенной среде, в чем оно более схоже с научной литературой, чем с игровым экранным искусством. Во всяком случае, документалистика при резких исторических переменах точно так же консервативна относительно значительно более мобильного художественного вымысла. В настоящее время фильмы неигрового кино почти недоступны массовому зрителю, хотя их снимают, причем на неплохом уровне — они существенно выше того, что доступно, и сделаны на отечественном материале. Ежегодно проходит фестиваль неигрового кино в Екатеринбурге, существуют аппарат элитарная среда специфической критики и учебный процесс на факультетах журналистики, а также в других профилирующих учебных заведениях. В связи с инфернальностью отечественной реальности проблема непосредственной документалистики, как она поставлена в трудах Дзиги Вертова, требует изобретения новых жанров и использования изощренных изобразительно-выразительных средств.

В плане синтагматики — это преобладание определенных структурных типов словосочетаний, заметная роль лексического способа соединения, наличие значительного числа клишированных и тематически связанных словосочетаний, использование постоянных текстообразующих элементов, как-то: фраз-связок, ссылок на источники информации, фраз для введения цитат. При этом необходимо отметить, что англоязычные новостные тексты, в силу чрезвычайно высокой распространенности английского языка в современном мире и того огромного влияния, которое оказывают англоязычные СМИ на организацию информационного потока сегодня, занимают особое место в формировании современного культуро-идеологического контекста. В силу особой организации процесса массовой коммуникации, участниками которого являются информационные агентства, общественные институты и отдельные СМИ, сообщение об одном и том же событии распространяется одновременно по многочисленным каналам в огромном количестве вариантов.

Совокупность всех вышеперечисленных факторов позволяет рассматривать новостные тексты в качестве базовых текстов массовой информации. В печатных СМИ новостные материалы представляют собой достаточно широкий диапазон текстов, публикуемых на газетных полосах и страницах журналов под общей рубрикой «news»: это и новостные бюллетени news bulletin , и краткие сообщения информационных агенств news in brief , и сообщения собственных корреспондентов о событиях в стране и за рубежом, организованные в определенной тематической последовательности home news, international news, business news. Таким образом, новости, как одна из разновидностей печатных СМИ, являются исторически и технологически обусловленным минимальным форматом универсального изложения обобщенных представлений об общественно значимых событиях. Новостные сообщения реализуют основные функции СМИ, а именно информативную и функцию, коммуникативную, идеологическую, политическую и т.

В любом случае, чтобы событие нашло отражение в выпусках теленовостей, оно должно удовлетворять требованию хотя бы одного из указанных ниже, определяющих его ценность критериев: Близость темы новости к потребителю информации: либо в пространстве непосредственное соседство или не слишком отдаленное место - местная проблематика , либо во времени недавнее прошлое или недалеко будущее ; что-то хорошо знакомое или близкое по иным причинам, что-то, что может вызвать ассоциацию с личными переживаниями. Известность кого-либо или чего-либо - все то, что по тем или иным причинам может получить признание или стать популярным либо на местном уровне, либо в более широких масштабах; успехи или неудачи государственных, политических, деловых, общественных и иных организаций и их представителей, которые «делают новости», сенсационные открытия, изобретения или достижения в различных областях. Своевременность - критерий своевременности предполагает ответы на следующие вопросы: насколько актуальна новость? Воздействие новости по ее возможным последствиям - крайне важный фактор. И здесь немало вопросов: возбудит ли новость интерес аудитории ко всем другим элементам информации? Масштабность новости по степени ее важности, весомости и общественной значимости.

Конфликт в самом широком толковании этого слова - от семейных коллизий до межнациональных или межрелигиозных столкновений, от пикантных интриг до сенсационных скандалов, от разоблачения мафиозных группировок до раскрытия крупномасштабных политических заговоров, от противоречий между интересами различных общественных сил внутри страны до конфронтации на международной арене. Необычность - непредсказуемое или аномальное развитие событий и проблем, неожиданные или необычные ситуации разного рода, нестандартные факты из обычной жизни, эксцентричные или экстравагантные поступки, странности и курьезы по преимуществу маргинальные новости - все то, что так или иначе выходит за привычные рамки повседневной рутины и потому дает повод для малых и больших сенсаций. Персонификация - в данном случае не специфически телевизионный термин, но общежурналистское определение такого явления, которое дает возможность акцентировать внимание аудитории на интересных подробностях, ссылаясь на конкретных людей, объяснить событие или проблему с их помощью. Диапазон факторов и условий, делающих журналистскую информацию новостью, весьма широк. Причем все перечисленные критерии справедливы для любого средства массовой информации. Но следует отметить, что у телевидения есть главная особенность - оно показывает. Поэтому в перечень критериев для отбора информации необходимо добавить еще один - наличие видеоизображения. Конечно, если произошло важное событие, а «картинки» нет вообще или еще нет, то сообщение все равно прозвучит в эфире. А бывает, что речь идет о чем-то малозначительном, но есть интересный эксклюзивный видеоряд, и тогда этот материал может занять достойное место в информационной программе. Помимо перечисленных критериев при подготовке любых новостей по-прежнему остается в силе знаменитая формула «Кто?

Правда, в отечественных учебниках по тележурналистике в отношении информационной публицистике эту формулу сокращают до вопроса «Что, где, когда произошло? Таким образом, понятие журналистской новости обладает вполне определенными признаками, которые в достаточной мере изучены отечественными и зарубежными теоретиками СМИ. Всегда ли приведенные выше критерии, оформленные в стройную систему, становятся основополагающими для репортеров и редакторов информационных служб? Не будем забывать, что теория всегда следует за практикой - такова реальность. Хотя именно теория, изучив тенденции и экстраполировав их в будущее, определяет перспективы развития, предсказывает новые явления, которым только еще суждено появиться.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий