Форма и композиция выступления

Второй этап подготовки выступления связан с компоновкой материала, выстраиванием текста выступления. Расположение накопленного и отобранного материала, построение выступления называется композицией (лат. compositio — составление, сочинение) речи. Для наименования этого понятия наряду со словом композиция употребляются также близкие по смыслу слова построение, структура. Организация материала в речи, расположение всех частей выступления определяются замыслом оратора, содержанием выступления. 1.2. Особенности ораторской речи. Глава 2. Этапы публичного выступления. Композиция выступления. 2.1. Вступление как элемент композиции. 8. Этапы подготовки речи: 5. Композиция выступления. 9. Произнесение речи: Выразительность речи.

Структура и стиль презентации для публичного выступления

Композиция публичного выступления: определение, основные принципы. Один из разделов книги Поля Сопера «Основы искусства речи» начинается словами: «Сражения выигрывают не только при перевесе в живой силе и снаряжении, но и при превосходстве стратегии и тактики». На этом занятии мы разберем основные этапы подготовки выступления, а так же правила успешного выступления. Сначала рассмотрим, что такое публичное выступление. Понятие «композиция публичного выступления», что оно значит. Как правильно составить композицию. Правила составления композиции. Почему важно соблюдать композицию выступления.

Структура публичного выступления — понятие, задачи и функции публичного выступления

Написать вступление и заключение выступления. Проверить логику изложения, отредактировать текст выступления. Подготовить произнесение речи чтение вслух на время, перед зеркалом и т. Иногда короткие деловые сообщения не требуют тщательной подготовки. В этом случае можно использовать следующую схему: 1 выбор темы; 2 сбор материала; 3 составление рабочего плана; 4 написание основной части текста, а также введения и заключения; 5 краткий просмотр всего текста для проверки логики изложения материала, правильности расчета времени выступления. Для того чтобы апеллировать к чувствам и эмоциям аудитории, необходимо при подготовке текста к публичному выступлению учитывать особенности конкретной речевой ситуации и выстраивать аргументацию с учетом интеллектуальных способностей слушателей, их познавательных возможностей и интереса к теме. Композиция ораторской речи — построение выступления, соотношение его отдельных частей и отношение каждой части ко всему выступлению как единому целому.

Вступление — одна из композиционных частей публичного выступления, в которой подчеркиваются актуальность и значение темы для данной аудитории, формулируется цель выступления, кратко излагается история вопроса. Задачи вступления: 1 пробудить интерес к теме; 2 установить контакт; 3 подготовить слушателей к восприятию выступления; 4 обосновать постановку вопроса. Основные функции вступления: 1 контактоустанавливающая установление контакта со слушателями ; 2 проспективная создание представления о теме и направлении речи, перечисление и краткое описание проблем, которые будут рассмотрены в основной части. Недопустимо во вступлении: извиняться и говорить, что недостаточно подготовлен, шутить и рассказывать анекдоты, тем более, если аудитория оратору не знакома. Основная часть — главная композиционная часть публичного выступления, в которой излагается основной материал, последовательно разъясняются выдвинутые положения, доказывается их правильность, приводятся необходимые промежуточные выводы. Задачи основной части: 1 последовательно разъяснить выдвинутые положения; 2 доказать их правильность; 3 подвести слушателей к необходимым выводам.

В главной части реализуется логическая последовательность и стройность изложения материала. Задача оратора — умело расположить все композиционные компоненты, чтобы своим выступлением оказать желаемое воздействие на аудиторию. Важно, чтобы материал работал на главную идею речи, соответствовал намерениям оратора, помогал ему добиться своей цели. Для большей убедительности необходимо использовать в доказательстве не менее трех аргументов. Заключение — важная композиционная часть публичного выступления, где подводятся итоги, формулируются выводы по основному вопросу, проблеме выступления, намечаются пути дальнейшей деятельности. Задачи заключения: 1 суммировать сказанное; 2 повысить интерес к предмету речи; 3 подчеркнуть значение сказанного; 4 поставить задачи; 5 призвать к непосредственным действиям в митинговой речи.

В конце речи могут кратко повторяться её основные тезисы, ещё раз подчеркиваться главная мысль и важность для слушателей разработанной темы, могут использоваться дополнительные сильные аргументы, чтобы повысить убедительность речи и оставить хорошее впечатление об ораторе. Недопустимо в конце выступления: 1 извиняться перед слушателями за то, что не сообщил ничего нового и интересного; 2 обрывать речь без заключения и уходить; 3 заканчивать речь шуткой, не относящейся к теме выступления, так как такое заключение отвлекает внимание аудитории от главных положений речи. Последние слова оратора должны мобилизовать слушателей, воодушевить и призвать их к активной деятельности. Аргументация публичного выступления Аргументация — логико-коммуникативный процесс, направленный на обоснование позиции выступающего с целью последующего понимания этой позиции и принятия её другим человеком. Структура аргументации: Тезис — главное положение, которое подлежит обоснованию. Аргументы — доводы комплекс доводов , необходимые для обоснования тезиса.

Демонстрация способ доказательства — логическая форма связи совокупности умозаключений, которые применяются при выведении тезиса из аргументов. Виды аргументов Логические аргументы — доводы, отвечающие научному методу дедукции, методу движения от общего к частному. Логические аргументы обращены к разуму слушателей. Психологические аргументы — доводы, которые апеллируют к чувствам обещания, угрозы , эмоциям и потребностям человека, к нравственным и морально-этическим нормам сопереживанию, отвержению и др. Способы аргументации Аргументация нисходящая — аргументация, в которой оратор вначале приводит наиболее сильные аргументы, затем менее сильные, а завершает выступление эмоциональной просьбой, побуждением или выводом. Аргументация восходящая — аргументация, в которой оратор вначале приводит менее сильные аргументы, затем наиболее сильные и завершает выступление самым сильным аргументом.

Аргументация односторонняя — аргументация, в которой используют либо только аргументы «за», либо только аргументы «против». Аргументация двусторонняя — аргументация, в которой используют аргументы и «за», и «против». Аргументация дедуктивная — аргументация, в которой оратор приводит суждения по принципу «от общего к частному» от вывода к аргументам. Аргументация индуктивная — аргументация, в которой оратор приводит суждения по принципу «от частного к общему» от аргументов к выводу. Способы изложения материала исторический, ступенчатый, дедуктивный, индуктивный, концентрический, аналогический Способ изложения материала — методы словесного изложения, разъяснения и подтверждения мысли. Исторический способ — изложение материала в хронологической последовательности.

Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно. Заказать работу Повествование Повествование — это одна из основных форм речи, которая используется в литературе для передачи событий и историй. Оно позволяет автору рассказывать о происходящем, описывать действия и переживания персонажей. В повествовании автор рассказывает о событиях, происходящих внутри мира, который он создал. Он может использовать различные приемы и стили, чтобы передать настроение и эмоции, создать образы и атмосферу произведения.

Основные элементы повествования включают: Рассказчика — это лицо, которое рассказывает историю. Рассказчик может быть от первого лица когда он сам участвует в событиях или от третьего лица когда он наблюдает за событиями со стороны. Персонажи — это герои и героини, которые действуют и переживают события в произведении. Они могут быть реальными или вымышленными, но их действия и реакции помогают развивать сюжет. Сюжет — это последовательность событий, которые происходят в произведении. Сюжет может быть простым или сложным, с неожиданными поворотами и развитием.

Описание — это прием, который используется для передачи визуальных образов и создания атмосферы. Описание может включать описания местности, внешности персонажей, а также их внутренние мысли и чувства. Повествование может быть использовано в различных жанрах литературы, таких как романы, рассказы, поэзия и драма. Оно позволяет автору передать свои идеи и эмоции, а также увлечь читателя в мир вымышленных событий и персонажей. Система композиционных форм речи Система композиционных форм речи — это набор приемов и структур, которые используются авторами для организации и структурирования текста. Она помогает создать логическую последовательность событий, передать информацию и эмоции, а также удержать внимание читателя.

В систему композиционных форм речи входят следующие элементы: Вступление Вступление — это начало текста, в котором автор представляет основную тему или проблему, которую будет рассматривать. Оно может содержать вводные фразы, описания местности или персонажей, а также устанавливать атмосферу произведения. Завязка Завязка — это часть текста, в которой автор представляет основную конфликтную ситуацию или проблему, которую герои должны решить. Завязка обычно вызывает интерес и вовлекает читателя в сюжет. Развитие сюжета Развитие сюжета — это середина текста, в которой происходит развитие событий и персонажей. Автор может использовать различные приемы, такие как диалоги, описания, внутренние мысли персонажей, чтобы передать информацию и создать напряжение.

Кульминация Кульминация — это точка поворота в сюжете, наиболее напряженный и важный момент. В этой части происходит разрешение конфликта или достижение главной цели героев. Распутывание Распутывание — это часть текста, в которой автор разрешает все конфликты и завершает сюжет.

Основной целью данного типа речи является прямое убеждение аудитории в истинности точки зрения оратора, а также прямая агитация, направленная на побуждение аудитории к действию; Эмоциональная речь. Основная цель этого вида публичного выступления — создание психологической атмосферы, излияние собственных эмоций оратора, а также само публичное общение, доставляющее удовольствие как оратору, так и его аудитории. Все представленные выше типы публичной речи имеют определенные особенности в плане их структуры и порядка построения, которые необходимо учитывать при разработке конкретного варианта соответствующей речи. В заключение данного раздела хотелось бы отметить, что общее понимание публичного выступления, его основных особенностей, задач и целей необходимо оратору при подготовке к публичному выступлению с точки зрения его структурирования, так как позволяет правильно расставить акценты в речи и удачно разместить специальные риторические приемы в тех элементах ее структуры, которые соответствуют целям и особенностям конкретного публичного выступления. Структура публичного выступления: концепция и основные фазы Переходя от общего к частному, следует отметить, что в контексте выбранной темы наибольший интерес представляет такой важный компонент публичного выступления, как его структурирование.

Давайте введем определение этого понятия. Муштук в «Основах общей риторики» выдвигает следующее толкование рассматриваемого термина: Конспект публичного выступления — это его деление на части, каждая из которых выполняет определенную функцию в достижении цели выступления. Это определение кажется нам наиболее удачным. Исходя из этого определения, мы можем вывести собственное понимание термина «структура публичного выступления». Таким образом, структура публичного выступления — это стройная система элементов публичного выступления, расположенных в определенном порядке, соответствующем целям, преследуемым каждой структурной единицей выступления. Следует сказать, что структурирование и подготовка речи — один из самых важных процессов в публичном выступлении. Чалин отмечает, что применение рассмотренного процесса позволяет спичрайтеру провести через весь процесс работы над речью определенный принцип организации, что, в свою очередь, «облегчает усвоение материала аудиторией, придает материалу композиционное единство, обеспечивает согласование и даже определенную гармонию частей речи». Рассмотрим существующие теоретические представления о структуре публичного выступления.

Как правило, большинство ученых сходятся во мнении, что публичную речь следует понимать как трехчастную структуру, основными элементами которой являются вступление, основная часть речи и заключение. Однако некоторые исследователи также рассматривают подготовительный и итоговый этапы как часть публичного выступления. Таким образом, речь — это единый процесс, а ее публичная часть выступает лишь как один из этапов. Мы считаем такую позицию нелогичной, поскольку само теоретическое понимание термина «публичное выступление», о котором мы говорили в первом разделе данной курсовой работы, предполагает, что оно начинается только с момента речевого воздействия оратора на данную аудиторию или заканчивается с прекращением этого контакта. В этом случае подготовка публичного выступления, сбор материалов, подведение итогов и оценка результатов выступления не должны входить в общую структуру рассматриваемой нами концепции. Итак, прежде чем кратко описать элементы структуры публичного выступления, следует отметить, что трехчастная модель речи как устной, так и письменной не является достижением современной науки. Такое трехстороннее разделение существует уже довольно давно. Оно возникло во времена древнегреческих и древнеримских ораторов.

Такие известные ораторы, как Сократ, Демосфен, Цицерон и другие, были яркими представителями классической школы ораторов и последователями трехчастной структуры публичной речи. Какие основные композиционные и логические части выделяются в структуре публичного выступления? Во-первых, существует вступление, также называемое кафедрой, которое служит своего рода подготовительным этапом к основной части речи. В рамках этого этапа особое значение имеют психологические приемы и, прежде всего, способы привлечения внимания аудитории. Основная или главная часть речи, представляющая собой изложение основного материала по теме. Представленный элемент структуры публичного выступления является наиболее обширным, поэтому, как правило, он также делится на внутренние подэлементы, такие как характеристика темы выступления и своей позиции по ней, аргументация, контраргументация, анализ различных позиций и так далее. Вывод или умозаключение. В этой структурной части публичного выступления оратор должен изложить заключительные тезисы своей речи и ее общие результаты, а также закончить свою речь, используя какие-либо риторические средства или приемы.

Что касается структурных частей публичной речи, то следует также отметить, что их объем и соотношение между ними различны. В то же время, на наш взгляд, невозможно выработать единое процентное соотношение этих частей, так как каждая отдельная речь, не только в силу своих специфических особенностей, но и в силу стремления к какой-либо цели, всегда будет иметь определенные структурные особенности.

Голос оратора. Голос должен быть энергичным, в нем должен быть напор, чувствоваться призыв следовать за мыслью. Нужно найти оптимальную громкость, которая зависит от размера аудитории: говорить слишком тихо — аудитория делает вывод о неуверенности, громко — об агрессивности. Перед важным местом, мыслью понизить голос. Технические приемы борьбы с волнением: — повысьте эмоциональность речи; — повысьте громкость; — усильте энергичность; — дышите ртом и носом одновременно; — шевелите пальцами рук за спиной или пальцами ног; — возьмитесь за стул, трибуну, край стола; — зажмите в кулак монету; — возьмите мел, указку; — пишите что-л. Как вы понимаете выражение Цицерона «Поэтами рождаются, ораторами становятся! Смысл его: поэтический талант дается природой, а ораторский можно развить и путем определенных и систематических упражнений. Известная формула «Поэтами рождаются, ораторами становятся» в сжатой форме выражает мысль о необходимости постоянного самосовершенствования.

Оно и понятно: как же может учить других человек, не обладающий сам достаточной культурой, эрудицией, высокой партийной принципиальностью, то есть всем тем комплексом качеств, которыми он должен обладать как воспитатель масс. Нет сомнения, что ораторский дар в разной степени свойствен разным людям, но это означает лишь, что каждому желающему научиться хорошо говорить с трибуны понадобится разное время для овладения этим искусством. Давно стал классическим пример с Демосфеном, который сам сделал себя прекраснейшим оратором, громадными усилиями превозмогая природные речевые недостатки. Многие менее известные примеры говорят о том, что почти каждый нормальный человек, умеющий мыслить, может научиться и хорошо говорить. Важно лишь осознать эту необходимость, знать свои особенности и возможности, уметь критически их оценивать и постоянно работать над собой. Иногда, пытаясь доказать, что обучать монологическому высказыванию невозможно и не нужно, так как это природный дар, приводят в пример так называемых «стихийных ораторов». Несомненно, как во всяком искусстве, в ораторском искусстве есть люди, талантливые от природы и развившие в себе этот дар. Но исключения только подтверждают правило, сформулированное Демокритом: «Ни искусство, ни мудрость не могут быть достигнуты, если им не учиться». Ведь все самодеятельные ораторы у кого-нибудь учились. Обладая высоко развитыми специальными лингвистическими способностями, особенно такой способностью, как речевой слух[12], самобытные ораторы, постоянно развивая эти качества путем наблюдений и упражнений, часто достигали высочайшей степени совершенства.

Совершенствование лекторского мастерства — процесс бесконечный и более всего зависящий от активной тренировки: чтобы научиться выступать, надо делать это. Та видимая легкость, с которой выступают в любой аудитории замечательные ораторы, есть результат их громадного повседневного труда. Так, когда А. Луначарского спросили, когда же он успел подготовиться к лекции, которую он прочел неожиданно, он ответил: «Я готовился к ней всю жизнь». Постоянно учась, совершенствуясь, лектор старается во многом подражать выдающимся мастерам, брать с них пример. Это, конечно, верный путь, однако следует помнить, что манеру, стиль ораторской речи нельзя слепо копировать, тем более если этот ораторский стиль противоречит вашим индивидуальным особенностям. Еще Квинтилиан считал, что каждый оратор должен исходить из особенностей своего характера и темперамента и не подражать ораторам, манера которых чужда его личности. В теории Солтера ассертивное поведение рассматривается как оптимальный, самый конструктивный способ межличностного взаимодействия, да пожалуй и мироощущения в целом, в противовес двум самым распространенным деструктивным способам - манипуляции и агрессии. Ассертивные умения согласно данной концепции, среди прочих, предусматривают умение вести себя конструктивно, не доставляя своим поведением неприятностей коллегам, умение тактично и вежливо настаивать на своем, умение принимать и предоставлять обратную связь, и, вместе с тем, умение действовать убедительно в контексте достижения поставленных целей. Формирование ассертивности как личностной черты в первую очередь предусматривает, чтобы человек отдал себе отчет, насколько его поведение определяется его собственными склонностями и побуждениями, а насколько — кем-то навязанными установками.

При ассертивном поведении человек четко осознает свои цели и права и открыто заявляет об этом, а так же отстаивает их. Кроме того, он, не нарушая прав окружающих, добивается своих целей. Главное в этом стиле - это открытость во взаимодействии: при принятии решений, при переговорах, при оповещении о стратегии организации, при конфликтных ситуациях. Это понятие близко принципу гештальт-терапии: «Я существую не для того, чтобы соответствовать твоим ожиданиям; ты существуешь не для того, чтобы соответствовать моим ожиданиям…» В обычной жизни модель поведения большинства людей тяготеет к одной из двух крайностей: пассивности либо агрессии. В первом случае человеком, который добровольно принимает на себе роль жертвы, руководит неуверенность в себе, страх перед лицом перемен или, наоборот, опасения потерять то, что уже нажито. Во втором — явное или завуалированное желание манипулировать окружающими, подчиняя их своим интересам. Агрессор руководствуется принципом «ты мне должен, потому что я сильнее», жертва — «ты мне должен, потому что я слабый, а слабых нужно поддерживать». В отличие от этих двух распространенных типов коммуникации ассертивное поведение assertiveness опирается на кардинально иной принцип: «я тебе ничего не должен, и ты мне ничего не должен, мы партнеры». Принципы ассертивного поведения-Принятие на себя ответственности за собственное поведение-Демонстрация самоуважения и уважения к другим людям Если вы не уважаете себя, то кто тогда будет уважать вас? Речь идет об умении сказать то, что вы думаете или чувствуете относительно какого-либо вопроса, не расстраивая при этом своего партнера по общению.

Также вы имеете право:-выражать чувства; -выражать мнения и убеждения; -говорить «да» или «нет»; -менять мнение; -сказать «я не понимаю»; -быть самим собой и не подстраиваться под других; -не брать на себя чужую ответственность; -просить о чем-либо; -устанавливать собственные приоритеты; -рассчитывать на то, чтобы вас слушали и относились к вам серьёзно; -ошибаться; -быть нелогичным, принимая решения; -сказать «мне это безразлично». Мануэль Смит разработал модель так называемого ассертивного самоутверждающего поведения. Ниже приведены так называемые ассертивные права, а также манипулятивные предубеждения, которые, по мнению авторов концепции ассертивности, блокируют эти права: - Я имею право оценивать собственное поведение, мысли и эмоции и отвечать за их последствия. Манипулятивное предубеждение: Я не должен бесцеремонно и независимо от других оценивать себя и своё поведение. В действительности оценивать и обсуждать мою личность во всех случаях должен не я, а кто-то более умудрённый и авторитетный. Манипулятивное предубеждение: Я отвечаю за свое поведение перед другими людьми, желательно, чтобы я отчитывался перед ними и объяснял все, что я делаю, извинялся перед ними за свои поступки. Манипулятивное предубеждение: У меня больше обязательств по отношению к некоторым учреждениям и людям, чем к себе. Желательно пожертвовать моим собственным достоинством и приспособиться. Манипулятивное предубеждение: В случае, если я уже высказал какую-то точку зрения, не надо ее никогда менять.

Риторика: Практикум

Существует пять жанров публичных выступлений по форме: доклад — представляет собой развернутое сообщение, подготовленное заранее, имеет определенную структуру (цели, задачи и др.). После написания и отработки текста выступления оратор не должен тешить себя надеждой, что он уже готов к встрече со слушателями. Конечно, проще всего выйти на трибуну и прочитать текст речи по рукописи, но такое выступление не принесет успеха оратору. Третье занятие серии посвящено структуре публичного выступления. Традиционно структура выступления делится на три блока: вступление, основная часть и заключение.

51 Лекция 6

Выступление в такой форме предполагает четко структурированную, заранее подготовленную речь по определенной теме. Речь содержит цель и поставленные задачи, которые широко раскрываются по мере предоставления информации. Таким образом, риторика – это наука об ораторском искусстве, о мастерстве публичного выступления перед аудиторией. Риторика призвана научить нас, как эффективно воздействовать при помощи своей речи на аудиторию, как достичь успеха, выступая публично. Композиция речи – это закономерное, мотивированное содержанием и замыслом расположение всех частей выступления и целесообразное их соотношение, система организации материала1. Ораторская речь состоит из трех частей: вступления, средней части (рассуждение).

Композиция ораторского выступления

Однако некоторые исследователи также рассматривают подготовительный и итоговый этапы как часть публичного выступления. Таким образом, речь — это единый процесс, а ее публичная часть выступает лишь как один из этапов. Мы считаем такую позицию нелогичной, поскольку само теоретическое понимание термина «публичное выступление», о котором мы говорили в первом разделе данной курсовой работы, предполагает, что оно начинается только с момента речевого воздействия оратора на данную аудиторию или заканчивается с прекращением этого контакта. В этом случае подготовка публичного выступления, сбор материалов, подведение итогов и оценка результатов выступления не должны входить в общую структуру рассматриваемой нами концепции. Итак, прежде чем кратко описать элементы структуры публичного выступления, следует отметить, что трехчастная модель речи как устной, так и письменной не является достижением современной науки. Такое трехстороннее разделение существует уже довольно давно.

Оно возникло во времена древнегреческих и древнеримских ораторов. Такие известные ораторы, как Сократ, Демосфен, Цицерон и другие, были яркими представителями классической школы ораторов и последователями трехчастной структуры публичной речи. Какие основные композиционные и логические части выделяются в структуре публичного выступления? Во-первых, существует вступление, также называемое кафедрой, которое служит своего рода подготовительным этапом к основной части речи. В рамках этого этапа особое значение имеют психологические приемы и, прежде всего, способы привлечения внимания аудитории.

Основная или главная часть речи, представляющая собой изложение основного материала по теме. Представленный элемент структуры публичного выступления является наиболее обширным, поэтому, как правило, он также делится на внутренние подэлементы, такие как характеристика темы выступления и своей позиции по ней, аргументация, контраргументация, анализ различных позиций и так далее. Вывод или умозаключение. В этой структурной части публичного выступления оратор должен изложить заключительные тезисы своей речи и ее общие результаты, а также закончить свою речь, используя какие-либо риторические средства или приемы. Что касается структурных частей публичной речи, то следует также отметить, что их объем и соотношение между ними различны.

В то же время, на наш взгляд, невозможно выработать единое процентное соотношение этих частей, так как каждая отдельная речь, не только в силу своих специфических особенностей, но и в силу стремления к какой-либо цели, всегда будет иметь определенные структурные особенности. Вступление как вступительная часть публичного выступления: понятие, особенности, виды Вступление представляет собой первую часть публичного выступления и этим в наибольшей степени определяет дальнейший интерес аудитории к выступлению в целом. Задача этой части — привлечь внимание аудитории, заинтересовать ее, найдя, по выражению правоведа А. Кони, «крючки» цитирования. Эта операция осуществляется путем последовательного выполнения двух основных процессов: очищения сознания слушателя от предыдущих мыслей, не имеющих отношения к данной теме, и фокусировки внимания слушателя на данной теме.

Давайте введем определение этого термина. Работа А. Филиппова и Н. Романов указывает следующие особенности: «Вступление — начальная часть ораторской речи, в которой оратор объясняет мотивы, побудившие его к выступлению, и старается привлечь внимание слушателей к дальнейшему содержанию речи и завоевать их расположение». Представленное определение четко определяет цель ввода.

Следует сказать, что он может быть разных типов, которые мы рассмотрим чуть позже. Рассмотрим основные особенности вступления к публичной речи. Характерной особенностью введения является низкая плотность информации, то есть общее количество информации на единицу времени. Это вполне естественно для вспомогательной части речи, единственная задача которой — привлечь внимание аудитории к основной части выступления. Введение не должно предоставлять конкретную информацию, а должно быть лишь ориентиром для дальнейшего восприятия.

Сложный план обязательно содержит 3 раздела: вступление; основной; заключение. Это основные требования, но они не исключают импровизацию. Не существует 2 одинаковых, схожих до мелочей докладов, даже на одинаковую тематику. Плавные переходы от одного раздела к другому, логика — приветствуются. Более того, без них невозможен сам процесс доклада: слушатели не смогут уловить идею, которую пытался им донести автор. Когда работа над планом завершена, пора переходить к стилистике. Классическая схема разбиения доклада на 3 логические раздела восходит еще к античным временам, когда философы и ораторы завоевывали свою популярность исключительно за счет собственной одаренности и мастерства. Существование каждой части оправдано: во вступительном слове автор должен установить контакт с аудиторией, заинтриговать слушателей. В основном разделе развивается тема, излагаются главные вопросы, приводятся факты.

И в заключении докладчик мягко подводит слушателей к выводам, что, собственно, он хотел донести до публики своим выступлением. Правила составления композиции Начинающим ораторам помогут несколько отработанных упражнений , призванных повысить восприятие материала слушателями. Индуктивное повествование. Автор последовательно излагает материал, построив свой доклад на отдельно взятом частном случае, а потом последовательно переходит к общему. Например: ситуация с уровнем заработной платы и рынком рабочих мест в отдельном регионе и на ее основе — обзор обстановки по всей стране. Обратна первому способу, логика строится на переходе от обобщений к частным ситуациям. То есть начать можно с основных и глобальных вещей, постепенно переходя к какому-то конкретному моменту. Другими словами — сопоставление, сравнение подобных случаев, фактов. Необходимо быть уверенным, что аудитория знакома с темой доклада, иначе многие моменты, на которые автор делал ставку в своем выступлении, окажутся упущенными.

Мне приятно здесь выступить снова. В прошлом году мы тоже здесь встречались и обсуждали проблемы... Сегодня наша тема... Итак, вы уже прослушали ряд интересных и ярких послушал и теперь продолжу эти тему. Я хочу предложить вам свое понимание данных проблем. Ну, кажется все собрались? Надо ли еще кого-нибудь подождать или можно начинать? Можно еще немного подождать, если кто-то задержался, но точно придет. Итак, теперь начинаем.

Наша тема... О, какая большая и разнообразная аудитория у нас сегодня! Очень приятно вас всех видеть! Ну, я вижу, нас собралось сегодня немного, но самые главные и заинтересованные слушатели, я уверен, здесь. Думаю, мы уже можем начать... Завязка — это уже подход к теме выступления. В завязке надо тем или иным способом обозначить проблему, которую вы будете раскрывать, и связать ее с интересами слушателей.

Виды ораторских речей По сфере применения выделяют следующие виды ораторских речей: 1. Социально-политическое красноречие Выступления на социально-политические, политико-экономические, социально-культурные, этико-нравственные темы, выступления по вопросам научно-технического прогресса, отчетные доклады на съездах, собраниях, конференциях, дипломатические, политические, военно-патриотические, митинговые, агитаторские, парламентские речи. Академическое красноречие Вузовская лекция, научный доклад, научный обзор, научное сообщение, научно-популярная лекция. Судебное красноречие Прокурорская и адвокатская речи. Социально-бытовое красноречие Юбилейная речь, приветственная речь, застольная речь, произносимая на официальных приемах, а также речь бытовая; надгробная речь. Духовное церковно-богословское красноречие Проповедь, официальная речь, адресованная самим служителям церкви или другим лицам, связанным с официальным действием Современная классификация ораторских речей по целевой установке говорящего: Эпидейктическая речь «Речь на случай». Речь торжественная, произносимая в речевых ситуациях особого рода: на юбилеях, других торжественных актах, на съездах партий или просто на вечеринках - тогда, когда люди собираются, чтобы почувствовать свое единство, осознать себя как единую общность, как коллектив единомышленников, сотрудников, соратников или просто приятно провести время вместе... Главная функция и общая цель — воодушевление и сплочение аудитории. Разновидности эпидейктической речи: 1 похвала лицу по особому случаю: юбилеи, тосты, даже надгробные речи и пр. Аргументирующая речь: убеждающая и агитирующая Общая цель оратора в аргументирующей публичной речи — убедить аудиторию согласиться с говорящим в спорном вопросе. Убедить в правоте своего мнения — убеждающая речь, призвать к необходимости определенных действий — агитирующая речь. Хотя такая речь стремится определить образ мышления и поведения, она не представляет собой призыва к непосредственному действию». Сверх того ей присущ неотъемлемый и характерный только для нее элемент: она должна заставить слушателей почувствовать потребность сделать то, о чем ее просит оратор» 15, с. Информирующая речь Речь, основной целью которой является сообщение сведений, информирование аудитории 13, с. Она может быть повествованием, описанием, объяснением. Повествование — это движение, описание расчленяет предмет, показывает частности и придает им наглядный вид, как на картине, объяснение показывает, каков предмет в действии или каково его устройство. Во всех информационных речах преобладает какая-либо одна из этих характерных черт» 15, с. Развлекательная речь «Не содержит иной цели, кроме заключающейся в ней самой. Она сама по себе должна развлечь и потешить слушателя.

Методика публичного выступления

Классификация публичных выступлений, подразделение их на виды по их функции, которую ставит оратор в своем выступлении. Композиция ораторского выступления. Приемы эффективного донесения главной мысли оратора. Функции заключительной части выступления. В этом материале рассмотрим, из каких частей состоит публичная речь, то есть её формальную (от слова форма) композицию. Обязательные части публичной речи и их функции. Поскольку публичная речь – это устная форма общения, в ней используются не только языковые средства, хотя язык – это главное оружие выступающего, и речь оратора должна отличаться высокой речевой культурой.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий