Читательская грамотность выступление на педсовете

информацию, но и на формальные элементы текста (жанр, структуру, язык). Что такое читательская грамотность? Читательская грамотность. Совокупность умений и навыков, отражающих способность обучающего. Читательская грамотность как основа успешности учащегося. Приоритетной целью образования в современной школе является развитие личности, готовой к взаимодействию с окружающим миром, к самообразованию и саморазвитию. Методы и приёмы формирования читательской грамотности обучающихся Учитель начальных классов Чумакова Валентина Михайловна А к т у а л ь н о с т ь. В наш информационный век проблема чтения становится государственной.

Развитие читательской грамотности на уроках русского языка и литературы

Функциональная грамотность — это умение эффективно действовать в нестандартных жизненных ситуациях. Основу содержания русского языка, литературы, истории, обществознания и др. как учебного предмета составляют чтение и текстуальное изучение того или иного материала. Таким образом, читательская грамотность, её формирование у школьников, выходит на первое место. это совокупность знаний, умений и навыков, позволяющих человеку отбирать, понимать, организовывать информацию и успешно ее использовать в личных в общественных целях. Приёмы формирования читательской грамотности. Рюмин Ян Станиславович, учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории.

Читательская грамотность на уроках литературы в основной школе в свете обновленного ФГОС ООО

Задание 5 Прочтите внимательно ещё раз текст 1 и выпишите предложение, иллюстрирующее такие свойства вирусов, как «…они не питаются, не дышат, не имеют конечных продуктов своего обмена веществ» понимание информации, имеющейся в тексте; понимание смысла терминов, использующихся в тексте; умение выделить описанное в тексте явление или его признаки; умение объяснить описанное явление при помощи имеющихся знаний. Слайд 11 Прочтите отрывок из исторического источника и выполните задание.

Учитель не останавливает их. И вот здесь происходит небольшое чудо. Чудо это состоит в том, что ребёнок, несколько раз, прочитавший один и тот же отрывок текста, выработавший уже здесь повышенный темп чтения, при переходе на незнакомую часть текста продолжают читать её в том же повышенном темпе. Его возможности хватит на строчку. Но если ежедневно проводить 3 таких упражнения на уроках чтения, то, в конце концов, длительность чтения в повышенном темпе будет увеличиваться. Через 2 — 3 недели чтение ребёнка заметно улучшится. Систематический замер и самозамер техники чтения. Очень важно систематически замерять технику чтения. Это нацеливает детей на результат, помогает им видеть, насколько подросла скорость чтения.

Недавно я узнала о том, как важно научить детей читать про себя. Когда детей на начальном этапе формирования навыка чтения заставляют читать громко вслух и акцент делается на скорости, то тем самым тренируется только операция озвучивания текста, но осложняется его понимание. Любой ребенок скажет, что читать молча проще, но детям этого делать не дают. В итоге нередко происходит полное расщепление операций: дети обучаются бегло озвучивать тексты, абсолютно не понимая того, что они читают. При этом педагогическую проверку техники чтения учащиеся проходят без труда, и считается, что читать они умеют. Ребёнок читает предложение, состоящее из нескольких слов. Дочитав до 3-4 слова, он забыл первое слово. Поэтому он не может уловить смысл предложения, не может связать все слова воедино. Необходимо в этом случае поработать над оперативной памятью. Делается это с помощью зрительных диктантов, тексты которых разработаны и предложены профессором И.

Но для начала важно развить механическое чтение, постепенно автоматизировать этот навык. И это совсем не простая задача, учитывая, что ребенку нужно быть достаточно сосредоточенным: следить глазами по строке или не забывать начало предложения, подойдя к его концу. Поэтому самые первые тексты — это закономерно тексты самые простые, посильные для ребенка. Ведь если ребенку сложно просто прочитать текст, на его обдумывание у него не хватит сил. Предлагайте картинки вместо длинных текстов Самым маленьким для начала можно предлагать даже не тексты, а, допустим, комиксы или графические романы. А для «легкого чтения» первоклашек и в школе, и дома вполне подойдет сборник школьных анекдотов: они короткие, их легко читать и, кроме того, они имеют полностью законченный сюжет. Используйте комментированное чтение Знакомясь с произведением, можно использовать комментированное чтение. В этом случае при чтении важно думать о том, как ребенок слышит и понимает текст. Учителю не стоит стесняться прерывать ученика и спрашивать о том, как он понял ту или иную фразу, предложение, мысль героя, обсуждать прочитанное. Важно, чтобы ученик делился своими мыслями и знал, что, даже если он не может понять фразу, исходя из контекста, учитель всегда наведет его на правильную мысль.

Так развивается фактическое понимание информации в тексте. Учите читать «между строк» Кроме того, по ходу чтения можно спрашивать учеников о смысле того, что происходит с героями. Например, в повести «Тимур и его команда» целые главы состоят из диалогов, и многие мысли остаются неназванными, вроде бы, понятными априори.

Заголовок, если он есть в тексте, отражает обычно тему текста или его основную мысль. Тема текста — то, о чём написан текст. Основная мысль текста — то, что хотел сказать нам автор текста, ради чего этот текст написан. Текст обязательно даёт информацию от лат.

Все части текста определённым образом упорядочены, организованы, разделены на абзацы. Каждый абзац начинается с красной строки.

МАСТЕР-КЛАСС «Читательская грамотность– основа функциональной грамотности дошкольника….»

Читательская грамотность – это способность понимать и использовать письменную речь во всем разнообразии ее форм для целей, требуемых обществом и ценных для индивида. 2. Тема: «Приёмы формирования читательской грамотности» “Неграмотным человеком. 3. Цель: обмен опытом педагогической деятельности по организации. это владение человеком навыками устной и письменной речи согласно нормам литературного языка. Вставить эту публикацию. Презентация "Читательская грамотность" выступление на педсовете. Выступление на тему: «Развитие предпосылок читательской грамотности и подготовка к освоению. чтения в дошкольном возрасте». Подготовила: Ростникова Ольга Владимировна, воспитатель высшей квалификационной категории. Читательская же грамотность – это способностьличности к чтению и пониманию любых письменных текстов и учебных материалов, направленнаяна формирование умения извлекать необходимую информацию изпрочитанного, а такжеразмышлять над предложенной тематикой.

Доклад мастер – класс по теме «Формирование читательской грамотности в младшем звене»

Читательская грамотность ― способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять над содержанием, оценивать прочитанное и заниматься чтением для того, чтобы расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни. учитель начальных классов МКОУСОШ №1. Выступление на семинаре. Доклад и презентация. Для эффективного образования основы читательской грамотности должны быть заложены в начальной школе. В среднем и старшем звене читательская грамотность получает своё развитие и, совершенствуясь, переходит в читательскую компетентность. В данной работе раскрываются особенности формирования читательской грамотности при обучении учащихся на этапе получения основного общего образования. Даѐтся характеристика читательской грамотности как ключевой компетентности человека в современном мире. Словосочетание «читательская грамотность» появилось в контексте международного тестирования в 1991 г. в исследовании РISA, по данным которого, российские пятнадцатилетние школьники по грамотности чтения показывают низкий результат среди стран Европы. Читательская грамотность ― способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять над содержанием, оценивать прочитанное и заниматься чтением для того, чтобы расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.

Презентация "Методы и приёмы формирования читательской грамотности обучающихся"

Рада приветствовать Вас в блоге! Надеюсь, Вам будет интересно! Отвечу на каждый Ваш комментарий! Читательская грамотность педагога: миф или реальность? Именно поэтому современный учитель должен не только учить, но и учиться, постоянно! Как часто мы любим обсуждать низкую читательскую грамотность школьников, придумывая всё новые и новые методы и способы её повышения, совершенно забывая о... Поговорка про соринку в чужом глазу давно актуальна и для педагогов, к сожалению, особенно, когда касается читательской грамотности. Что же это такое, читательская грамотность? В самом широком смысле, это способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтоб достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни. И если раньше работы "не по критериям" просто не участвовали в конкурсе, то сейчас, с повсеместным появлением конкурсных чатов и пабликов, очень ярко заявила о себе проблема с пониманием написанного и нежеланием извлекать из текста ответы на свои вопросы. Мне стало интересно - а как сами педагоги оценивают свою читательскую грамотность?

Считают ли они эту проблему актуальной? Нужно ли как-то это исправлять или всё в порядке? Я запустила вот такой опросник, созданный с помощью Гугл-формы, в чаты Сообщества ФКР, своей школы, попросила коллег из других школ помочь с распространением. Итак, опросник: Что получилось в итоге? А давайте посмотрим вместе: Свой собственный уровень читательской грамотности педагоги оценивают довольно высоко! Подавляющее большинство использует приёмы повышения читательской грамотности учеников на своих уроках. Но всё было бы прекрасно, если бы синяя часть диаграммы ниже "для педагогов не характерен низкий уровень читательской грамотности" была бы в разы больше. Учителя привели множество примеров, где замечали проблемы: Вопрос и ответы: 3. Приведите конкретные примеры, при каких обстоятельствах, когда, где Вы замечали низкую читательскую грамотность У ПЕДАГОГОВ используйте поле "Другое" для подробного ответа : -- Положения по конкурсам, ответы на вопросы в чатах, комментарии к постам -- В социальных сетях -- Очень часто педагоги не читают и не вычитывают конкурсные задания и положения, в которых все ответы на их вопросы. Для меня это был шок!

Личное наблюдение -- На форумах, в чатах и т. А всё равно очень много вопросов, которые повторяются каждый день... В педагогических чатах ФКР в вк и телеграме полно педагогов с низкой ЧГ -- Если только невнимательность, но в нашем ритме это допустимо -- Педагоги не могут правильно истолковать сообщение от директора в рабочем чате, не понимают смысл приказов и распоряжений, не могут использовать инструкции -- В большей степени за редким исключением проявляется у молодых специалистов -- Встречала. Педагог неверно трактует прочитанные документы, рекомендации, методические разработки. Но связываю это с низким уровнем мотивации педагога разобраться с текстами, либо педагог не владеет лексикой, используемой в текстах, в силу возраста или иных индивидуальных особенностей. Что делать??? Послушаем предложения самих педагогов: 4. Читать художественную литературу. Внимательно слушать собеседника, внимательно читать тексты, если хочешь ответить на вопрос или вступить в диалог в чате. Не комментировать и не задавать вопрос, пока несколько раз не изучишь текст.

Если не получается с п. Рассолова Татьяна Борисовна, русский язык и литература, г. Великие Луки Псковской обл. Проводить вебинары с конкретными примерами, предлагать приемы и методы по развитию читательской грамотностью у педагогов. Другова Елена Владимировна, учитель начальных классов, Челябинская область, город Златоуст Чтение книг, статей, вычитывание документов утром, на свежую «голову», тогда информация воспринимается лучше. Согласна на указание Ф. Какие приёмы существуют, чтобы создать стойкие ассоциативные связи между знакомой информацией и новой? Уставший педагог становится менее внимательным. Посильная нагрузка обязательна. А далее знакомить педагогов с разными типами чтения, разными стратегиями чтения и разными типами текстов.

Провести мастер-классы по обмену опытом. Рыжова Татьяна Владимировна, преподаватель русского языка и литературы, г. Юрьевец, Ивановская область В нашей школе мы раз в триместр заполняем отчёт, в котором в том числе есть графа - "какие новые книги мы прочитали за текущее время". Как вы понимаете, это не моё предложение, а нашего директора, но оно вполне соответствует моему мироощущению. Можно не указывать. Но я, Тишкова Екатерина Геннадьевна Больше времени уделять чтению, участвовать в конкурсах педагогического мастерства, проектах, так как любые проекты способствуют совершенствованию ЧГ.

Когда я отдыхала на юге, там тренировалась футбольная команда. И мы часто проводили свободное время на стадионе, где играла эта футбольная команда. Теперь я знаю все правила и с удовольствием пойду на стадион. Теперь каждое воскресенье мы вместе бываем на стадионе и смотрим футбол. Задание 1. Выберите подходящие по смыслу глаголы и вставьте их вместо точек. Каждый день мама … на концертах или была занята в театре. Скажите по-другому, используя материал текста. Мама работала в театре. Вечером я делал домашнее задание. Месяц прошёл быстро. Маме было неинтересно смотреть футбол. Теперь каждое воскресенье мы вместе ходим на стадион. Задание 3. Прочитайте предложения и скажите, соответствуют ли они содержанию текста. Мама поехала в Иркутск отдыхать. Мама поехала в Иркутск выступать. Мама поехала на юг работать. Мама поехала на юг отдыхать. Мама всегда любила смотреть футбол.

Для детей указанной группы характерны затруднения в понимании смысла текста и при пересказе произведений, что, естественно, негативно влияет на отношение к чтению. Все высшие психические функции формируются в процессе познания ребенком окружающего мира, в том числе и в процессе ведущей деятельности дошкольного и младшего школьного возраста — игре [Выготский, 1996; Эльконин, 1978, 1989; Давыдов, 1986; Рубинштейн, 1999, Глозман, 2006; Лубовский, 2006]. Путь читателя от знакомства с первой буквой до глобального чтения выглядит так: 1. Умение дифференцировать буквы. Умение правильно читать слова. Понимание смысла слов. Понимание общего содержания текста. Умение находить главную мысль текста. Умение пересказать содержание. Эмоциональная оценка содержания и формы. Ну и перейдем непосредственно к читательской грамотности. Это базовый навык функциональной грамотности младших школьников. Это умение понимать и использовать письменные тексты, анализировать, изучать их для решения задач, в том числе своих жизненных задач. Для того, чтобы опереться на чтение, как на основной вид учебной деятельности в школе, у детей должны быть сформированы специальные читательские умения: - 1 класс- учитель обучает детей читать и понимать смысл прочитанного - 2 класс- учимся работать с текстом- пересказ, деление текста на части, составление плана, выделение опорных героев и их характеристика - 3-4 классы- учимся находить информацию, давать оценку прочитанному, выделять главную и второстепенную мысль, прогнозировать содержание. Формируется читательская грамотность на любом уроке, не только на литературном чтении, как базовом в принципе для такой цели. Не буду акцентировать внимание на стандартных упражнениях, заданиях, в рамках рабочей программы по предмету.

Выборочное чтение; 10. Беседа по содержанию; 11. Сравнение содержания текста со своим предположением. Цель Обеспечить углубленное восприятие и понимание текста на уровне смысла постановка проблемного вопроса к тексту; повторное обращение к заглавию текста и иллюстрациям; высказывание и аргументация отношения к прочитанному; характеристика событий, места действия, поступков героев; выполнение творческих заданий учащимися. Прочитай слова без лишнего слога тюсалень леонапард лягушлика дязател инжидюк кастфурюля скотывородка повабурёшка серчавиз кадыпуста уктюроп петщерушка саголат ребядис пефонал карерандаш альцыбом ручщока портрыфель косдятюм брюлаки плавытье футсыболка юблика сажипоги туфдули тапчуки ботинрыки сандапели метцыро автомобус трамрявай тролфилейбус такфуси строикутель профодавец кондимытер офижуциант Читай только первые слоги. Какие слова получились? За одним зайцем погонишься — двух поймаешь. Один раз отмерь — семь раз отрежь. У короткого языка — длинный ум.

Развитие читательской грамотности на уроках русского языка и литературы

Это базовый навык функциональной грамотности младших школьников. Это умение понимать и использовать письменные тексты, анализировать, изучать их для решения задач, в том числе своих жизненных задач. Для того, чтобы опереться на чтение, как на основной вид учебной деятельности в школе, у детей должны быть сформированы специальные читательские умения: - 1 класс- учитель обучает детей читать и понимать смысл прочитанного - 2 класс- учимся работать с текстом- пересказ, деление текста на части, составление плана, выделение опорных героев и их характеристика - 3-4 классы- учимся находить информацию, давать оценку прочитанному, выделять главную и второстепенную мысль, прогнозировать содержание. Формируется читательская грамотность на любом уроке, не только на литературном чтении, как базовом в принципе для такой цели. Не буду акцентировать внимание на стандартных упражнениях, заданиях, в рамках рабочей программы по предмету. Остановлюсь на использовании игровых методов коррекции, с целью форсирования необходимых психических функций. Интеграция стандартного урока с занятием в игровой форме компенсирует недостающие звенья психического развития детей, при максимальном использовании возможностей самого механизма игрового воздействия: игры по ролям, смена ролей, соревнование участников, действия по правилам. Комплекс упражнений и игр «Запрещенное слово» - игра на развитие вербального внимания, от 7 лет. Можно использовать мяч, либо любую канцелярскую принадлежность. Выбирается «запрещенное слово», это может быть какой- либо цвет например, «красный» или качество например, «маленький» , и перекодируется в какое- либо другое слово, например, «стоп» или «абракадабра».

Затем педагог задает вопрос и бросает мяч либо вручает канцелярскую принадлежность игроку. Игрок должен повторить вопрос и ответить на него. Если в ответе есть «запрещенное слово», то вместо этого слова надо говорить условленное слово. Пример: «Запрещенное слово»- «красный», условленное слово «абракадабра». Педагог: Ромашка белая, а роза — какая? От 7 лет.

Иногда этот приём называют «наглядным мозговым штурмом». Цель приёма: Кластер используется, когда нужно собрать у учеников все идеи или ассоциации связанные с каким-либо понятием например, с темой урока. Как применяется на уроке: Кластер - универсальный приём. Он отлично подходит для любой стадии урока.

Рассмотрим пример применния данного приёма на стадии "Вызов". На стадии "Вызов" можно предложить учащимся методом мозгового штурма в командах предположить, по каким направлениям они будут изучать новый материал. В результате этой работы, учащиеся сами формируют цели урока. Информация записывается на доске. При записи предположений и их систематизации неизбежно возникнут противоречия или вопросы. Учитель переводит урок в стадию "Осмысление" и предлагает учащимся найти ответы на свои вопросы в новом материале. Продолжается работа с данным приемом и на стадии "Осмысление": по ходу работы с изучаемым материалом вносятся исправления и дополнения в кластер. Большой потенциал имеет этот прием на стадии "Рефлексия": это исправления неверных предположений в «предварительных кластерах», заполнение их на основе новой информации, установление причинно-следственных связей между отдельными смысловыми блоками работа может вестись индивидуально, в группах, по всей теме или по отдельным смысловым блокам. Очень важным моментом является презентация "новых" кластеров. Задача этой формы не только систематизация материала, но и установление причинно-следственных связей между элементами кластера.

Например, как взаимосвязаны между собой смысловые блоки.

Включение в урок игровых моментов делает обучение более интересным, создает у учащихся хорошее настроение, облегчает процесс преодоления трудностей в обучении. Их можно использовать на разных этапах урока. С целью активизации знаний, развития познавательного интереса и творческой активности в начале урока эффективно использовать загадки, ребусы, кроссворды. При закреплении изученного материала: «Мим-театр» - изобразить мимикой и жестами одного из героев произведения, класс отгадывает. После прочтения нового произведения на этапе закрепления или при проверке домашнего задания ученики задают друг другу вопросы.

В случае правильного ответа ученик ставит в игровое поле соответствующий ему знак нолик или крестик. Побеждает тот, кто первым выстроит полный ряд своих знаков по горизонтали или вертикали. Затем каждый пишет записку, в которой задается вопрос по тексту и крепит ее к нарисованному дереву на доске. Далее по очереди каждый подходит к дереву, «срывает» записку и отвечает на вопрос вслух. Остальные оценивают вопрос и ответ. Прежде, чем срывать с дерева листочки-вопросы, дети еще раз прочитывают заданный текст.

Презентация не самоцель, она должна выделять основные моменты темы. Здоровьесберегающая технология Неотъемлемой частью работы учителя является применение здоровьесберегающей технологии, которая позволяет создать на уроке зону психологического комфорта. Здесь наряду с учетом дозировки учебной нагрузки, соблюдением гигиенических требований, благоприятным эмоциональным настроем, включением оздоровительных моментов, хочу отметить важность смены видов деятельности на уроке, позволяющие преодолеть усталость, уныние, неудовлетворительность. Личностно-ориентированная технология На личностно-ориентированном уроке создается учебная ситуация, когда не только излагаются знания, но и раскрываются, формируются и реализуются личностные особенности учащихся. Здесь важно создать эмоционально положительный настрой учащихся на работу. Особенностями этой технологии являются: Продумывание учителем возможностей для самостоятельного проявления учеников; предоставления им возможности задавать вопросы, высказывать оригинальные идеи и гипотезы. Организация обмена мыслями, мнениями, оценками; стимулирование учащихся к дополнению и анализу ответов товарищей. Стремление к созданию ситуации успеха для каждого обучаемого. Побуждение учащихся к поиску альтернативной информации при подготовке к уроку.

Один из приемов работы - вариативные домашние задания, что даёт возможность каждому ученику проявить себя, свои сильные стороны, тем самым делая более позитивным отношение ребят к обучению в школе. Для формирования читательской грамотности очень важно организовать «читательское пространство» Это:.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий