Новости кто такой иван мазепа

Она довольно точно копировала гетмана Ивана Мазепу и была облачена в соответствующее одеяние со всеми полагающимися регалиями. Иван Степанович Мазепа — чем известен, биография, цитаты и деятельность — РУВИКИ: Интернет-энциклопедия. 4 ноября 1708 года гетман Войска Запорожского Иван Мазепа публично объявил, что переходит на сторону Швеции — давнего противника России. 1 Биография Иван Степанович Мазепа — один из наиболее выдающихся украинских гетьманов, который дольше всех (более 20 лет) пребывал у власти — родился 20 марта 1640 года (по некоторым источникам в 1639 или в 1644) на хуторе Каменцы (со временем Мазепинцы).

Иван Мазепа: от верности до предательства один шаг

Генеральным есаулом при левобережном гетмане Иване Самойловиче, враге Петра Дорошенко и вассале Москвы — три. Попробуйте сами создать политический портрет Ивана Мазепы. К набору загадок следует добавить и биографию гетмана. Историки до сих пор спорят, когда он родился. Большинство ученых все же считают, что Иван Мазепа появился на свет в 1639 году в родовых Мазепинцах неподалеку от Белой Церкви. Отца звали Адам-Стефан — двойное имя, не характерное для православных, заставляет предположить, что он был католиком или униатом. Во всяком случае, истинная политическая ориентация его была пропольская. Хотя это не помешало ему участвовать в казацко-крестьянской войне на стороне Богдана Хмельницкого. Скорее всего, как и большинство казачьей элиты, он хотел получить от Варшавы привилегии, которые уравнивали бы его в правах со шляхтичами.

В 1654 году он вроде бы даже присягнул Москве, но через четыре года оказался уже среди сторонников гетмана Ивана Выговского, возвращавшего Украину в Речь Посполитую. Иван Мазепа начал делать карьеру на службе у польского короля. Он окончил Киево-Могилянский коллегиум, затем Иезуитский коллегиум в Варшаве и занял место пажа при короле Яне-Казимире. В биографии будущего гетмана не все так просто. Если его отец тяготел к католической вере, то мать — Марина Мокиевская — была православной. После смерти мужа она приняла постриг и стала игуменьей Киево-Вознесенского женского монастыря напротив ворот Печерской лавры. Впрочем, свои политические симпатии Иван Мазепа определил еще до поступления в иезуитскую коллегию: служить интересам Варшавы, а не Москвы. Дело в том, что после начала восстания под предводительством Богдана Хмельницкого спокойная и размеренная жизнь семьи закончилась, и ради сохранения родового имения пришлось активно лавировать между Москвой и Варшавой.

В 1659 году Ян-Казимир делает Мазепу своим покоевым, а в 1662 году отец Ивана становится черниговским подчашим этот пост он занимал до самой смерти — милости короны для их рода продолжаются. Мазепа пользуется доверием короля и выполняет, благодаря своему происхождению, роль звена между казачьими гетманами и польским двором. В 1659 году он ездит с дипломатическими поручениями к Ивану Выговскому, в 1660 году — к новому гетману Юрию Хмельницкому, в 1663 году — передает гетманские клейноды войсковые знаки, регалии или атрибуты власти запорожцев Павлу Тетере. Близость к королю позволила Мазепе получить блестящее образование: он учился в Голландии, Италии, Германии и Франции, свободно владел русским, польским, татарским, латынью. Знал он также итальянский, немецкий и французский языки. Много читал, имел прекрасную библиотеку на многих языках. Карьеру при дворе польского короля Ивану Мазепе разрушила… чужая жена. На Волыни у Мазепы была деревушка.

По соседству жил какой-то пан Фальбовский, обладатель соблазнительной жены. Но кто-то из слуг донес об этом романе. Муж-рогоносец, сделав вид, что отправился в дальний путь, засел в засаду и подстерег Ивана Мазепу, направлявшегося к его супруге. Между ними состоялся короткий мужской разговор. После которого Ивана Мазепу ждало специфичное наказание — его голым привязали к коню и выстрелили в воздух. Пугливая скотина понеслась вскачь и дотащила «покоевого шляхтича» до его двора еле живого. Слух о конфузе достиг Варшавского двора. Отношение Яна-Казимира и придворных к Мазепе сразу изменилось.

В декабре 1663 года польский король выступил в поход на Украину. Путь армии проходил мимо Белой Церкви. Иван Мазепа попросил разрешения заехать в свое поместье, чтобы устроить некоторые домашние дела. Король через одного из секретарей не только позволил, но и посоветовал «хорошенько отдохнуть» — намек достаточно ясный. Больше ко двору он не вернулся. Зато оказался в стане гетмана Правобережной Украины Петра Тетери, там и остался. В 1665 году, после смерти отца, занял должность подчашего Черниговского. В 1669 году отказался от этой должности.

Вскоре выдвинулся среди казаков и казацкой старшины. Сперва ротмистр гетманской надворной гвардии, потом писарь, присоединился к гетману Петру Дорошенко, женился на богатой шляхтянке. Вроде бы в очередной раз жизнь у Ивана Мазепы начала налаживаться. Но опять вмешался случай.

Первый документально известный предок будущего гетмана, прадед Ивана Мазепы — Николай Мазепа-Колединский. Ему за военную службу был пожалован польским королем хутор на речке Каменице, впоследствии село Мазепинцы.

Позже, по воле отца, был принят при дворе польского короля Яна Казимира, где состоял в числе «покоевых» дворян. Близость к королю позволила Мазепе получить образование: он учился в Голландии, Италии, Германии и Франции, свободно владел многими языками. Перейдя к казакам, Мазепа поступил на службу к гетману Дорошенко и дослужился до звания генерального писаря. Когда дело Дорошенко было проиграно, он перешел на сторону Самойловича и сблизился с ним.

Из карьеристских соображений он оговорил одного из своих товарищей — Пасека, однако король во всём разобрался, заплатил жертве клеветника компенсацию и на время удалил Ивана от двора. А когда Мазепа вернулся, оговорённый им дворянин его избил. Оскорблённый Иван попытался схватиться за оружие и спровоцировал ссору, которую прекратил лично король. Однако при дворе отношение к Мазепе ухудшилось настолько, что он был вынужден уехать в наследственное имение своей матери на Волынь. Там он якобы стал фигурантом ещё одного скандала: согласно воспоминаниям Пасека, местный пан Фальбовский, обнаружив связь Мазепы со своей супругой, приказал поймать прелюбодея и обнажённым привязать его к лошади, которую затем прогнали по колючему кустарнику.

Многие современные учёные оценивают эту историю скептически, однако о ней в более поздних пересказах узнал британский поэт Джордж Байрон и изложил в своей поэме «Мазепа», прославив тем самым гетмана на весь мир. Как бы там ни было, но при дворе польского короля Иван больше не появлялся. Теодор Шассерио. Мазепа, привязанный к лошади. Иван стал ротмистром гетманской гвардии, а затем выдвинулся в генеральные писари. В 1674 году Мазепа был направлен с дипломатической миссией в Крым и Турцию и вёз в подарок патронам своего гетмана 15 христиан-казаков с Левобережья Днепра. Однако миссию перехватили запорожцы. Те хотели сразу же казнить Мазепу, но передумали и доверили его судьбу находившемуся на российской службе гетману Войска Запорожского Ивану Самойловичу. А тот сохранил пленнику жизнь и приставил его в качестве гувернёра к своим детям.

К этому времени жители Малороссии уже возненавидели Дорошенко, приводившего на их земли турок и татар, и политическая карьера правобережного гетмана стремительно близилась к закату. Мазепа это понял и сделал всё возможное, чтобы войти в доверие к Самойловичу, вскоре став при нём генеральным есаулом. Оказавшись таким образом на службе у русского царя, Мазепа начал обзаводиться полезными связями и вскоре сблизился с князем Василием Голицыным, влиятельным фаворитом царевны Софьи Алексеевны. Воспользовавшись прохладным отношением Голицына к Самойловичу, Мазепа, согласно ряду исторических источников, в числе прочих подписал коллективный лжедонос на своего спасителя, обвинив того в «сепаратизме». В 1687 году Самойлович был арестован и отправлен в ссылку в Сибирь. Вскоре после назначения он отправил князю богатые дары — 11 тыс. По мнению одних современных исследователей, это была заранее оговорённая взятка за должность, по словам других — просто дань признательности. Под властью Петра После перехода власти в России в руки Петра I Иван Мазепа вновь изменил своим прежним благодетелям, обвинив Голицына в вымогательстве и давлении на гетмана.

Справедлива народная пословица: где всем правит хвост, там, наверно, голова блудит. Жена твоя, а не кто другой причиной твоей домашней печали. Святая Варвара убегала от своего отца, да и не в гетманский дом, а к пастухам в каменные расщелины». По наущению жены своей, Кочубей искал возможности тем или другим способом сделать гетману зло и пришел к мысли: составить донос и обвинить гетмана в измене. Сначала посредником для представления доноса выбран был какой-то великорусский монах из Севска, шатавшийся за милостыней по Малороссии. Он был принят у Кочубея в Батурине, накормлен, одарен, и выслушал от Кочубея и от его жены жалобный рассказ о том, как гетман, зазвавши к себе в гости дочь Кочубея, свою крестницу, изнасиловал ее. Когда этот монах посетил Кочубеев в другой раз, супруги сперва заставили монаха целовать крест в том, что будет хранить в тайне то, что услышит от них, потом Кочубей сказал: «Гетман хочет отложиться от Москвы и пристать к ляхам; ступай в Москву и донеси об этом боярину Мусину-Пушкину». Монах исполнил поручение. Монаха допросили в Преображенском приказе, но никакого дела об измене малороссийского гетмана не начинали. Прошло несколько месяцев. Кочубеи, видя, что попытка не удалась, стали искать других путей; они согласились с бывшим полтавским полковником Искрой, свояком Кочубея. Не решаясь сам начинать дело, Искра услужил Кочубею только тем, что отправил полтавского попа Спасской церкви, Ивана Святайла, к своему приятелю, ахтырскому полковнику Федору Осипову, просить у него свидания по важному государеву делу. Ахтырский полковник съехался с Искрой в своей пасеке. Ахтырский полковник известил о слышанном киевского воеводу и в то же время отправил в Москву от себя письма о предполагаемой измене гетмана, между прочим письмо к царевичу Алексею. Царь узнал обо всем 10 марта 1708 года и в собственноручном письме к Мазепе обо всем известил гетмана, сам уверял, что ничему не верит, считает все слышанное произведением неприятельской интриги, и заподозревал миргородского полковника Апостола, который, как царю было ведомо, недружелюбно относился к гетману. Царь заранее предоставлял гетману схватить и сковать своих недоброжелателей. Между тем сам Кочубей, по совету попа Святайла, отправил в Москву к царевичу еще один донос с перекрестом Янценком. Привезенный этим посланцем донос, доставлен был в руки государя. Но и этому доносу Петр не поверил и снова известил гетмана. Тогда гетман просил царя через канцлера Головкина повелеть взять доносчиков и прислать в Киев, чтоб судить их в глазах малороссийского народа. Царь на это согласился. Кочубей находился в своем имении Диканьке, близ Полтавы. Гетман отправил туда казаков взять его и Искру. Но Кочубей и Искра узнали об этом заранее, убежали в Ахтырский полк и спрятались в местечке Красный Кут под защиту ахтырского полковника. Гетман известил об этом канцлера Головкина, а Головкин отправил капитана Дубянского отыскать Кочубея, Искру и Осипова, благодарить их от имени государя за верность и пригласить их, для объяснения, ехать в Смоленск, надеясь на царскую милость и награждение. В то же время Петр, отпуская к Мазепе его генерального есаула Скоропадского, обнадеживал гетмана, что доносчикам, как клеветникам, не будет оказано никакого доверия и они примут достойную казнь. Доносчики доверились Головкину и поехали. С Белгорода их сопровождал сильный конвой, но так, чтобы им не казалось, что они едут под караулом. На другой день после прибытия доносчиков, начали допрашивать их царские министры. Прежде всех спрашивали ахтырского полковника Осипова. Он был только передатчик того, что сообщили ему, и не мог сказать ничего важного и нового по самому делу. Затем, приступили к Кочубею, и тот подал на письме 33 статьи 338 доноса о разных признаках, обличавших, как думал доноситель, гетмана Мазепу в измене: 1 В 1706 году в Минске говорил ему гетман наедине, что княгиня Дольская, мать Вишневецких, родственница Станислава Лещинского, уверяла его, что король Станислав желает сделать Мазепу князем черниговским и даровать запорожскому войску желанную волю. И мы с Чуйкевичем на другой после того день порешили обвенчать наших детей поскорее. Никто не знает, где огонь кроется и тлеет, а все узнают тогда, когда вспыхнет пожар: только тот пожар не скоро угаснет». Мазепа в Киеве веселился, гулял с музыкой, вместе с полковниками, и всех заохочивал к веселости, а на другой день послан был казак с гетманскими письмами ко ксендзу Заленскому. С какой бы стати ему сноситься письменно с этим ксендзом, если бы у него не было злого намерения? Вероятно, это он сделал, услыхавши, что за Кикиным хочет приехать в Батурин сам государь, и Мазепа намеревался обороняться и отстреливаться от государя. Видно, это он делал для того, чтоб со временем иметь татар для своей услуги. И другого человека, по прозванию Быевского, посылал Мазепа в Крым и к белгородским татарам, но неизвестно зачем. Ему на это сказали: «Не дай Бог, чтобы мы этого желали». Тогда он повторил: «Если между вами есть кто-нибудь такой, кто бы мог отчизну свою спасать, я тому уступлю; если вы на мне хотите оставить эту тягость, то извольте меня слушать и смотреть на мое руководительство: я уже пробовал ханской дружбы; был расположен ко мне бывший хан Казын-Гирей; но его отставили; а теперешний сначала было дружелюбно отвечал мне на мои письма, но потом посылал я в Крым своего посыльщика, да не получал уже никакой надежды оттуда: кажется, надобно дело наше начинать с другого бока и придется, уговорившись и постановивши свое намерение, браться за сабли». Из всех городов и сел люди уходят на правую сторону, и мать гетмана, умершая игуменья, перевела много людей в основанные ею на другой стороне Днепра слободы; от этого люди на левой стороне Днепра принуждены, с большим против прежнего отягощением, кормить конные и пехотные полки и думают также уходить на Заднепровье. Люди говорят, что так делается с той целью, чтобы города не в силах были защищаться. Тот же Русинович рассказывал, что польский коронный гетман Синявский поручил ему сказать Мазепе, что государь не удержится против шведов, и казаки, если с ним будут заодно, погибнут, а если будут за поляками, то останутся в целости при своих вольностях. Вижу, государь оскорбил Польшу, но и Украину он очень обременил; сам я не знаю, что делать с собой; если до чего придется, не в силах буду удержать казаков, когда они захотят куда-нибудь склониться"». Тот же Русинович говорил, что приезжал в Киев для размена денег мещанин львовский Гордон, шведский партизан, и Мазепа велел ему выдать из войсковой казны в размен 20000 р. Он же, Русинович, говорил, что все ляхи любят гетмана Мазепу, и когда в Люблине был выбор короля, то Синявский и другие паны подавали свои голоса, вероятно, с надеждой, что Мазепа пособит деньгами Речи Посполитой. Наконец, передавшийся на шведскую сторону пан Яблоновский часто говаривал: «Мы надеемся на Украину, потому что там есть шляхта, наша братья». Было бы довольно с него десяти городов гадяцкого полка, с которых идут ему все доходы, кроме того, у него во власти есть волости и села значительные, а он берет себе доходы с порукавичных и арендовых с большим умножением, и оттого арендаторы стали продавать дороже горилку. Прежде, бывало, полковников избирали вольными голосами, а теперь гетман за полковничьи места берет взятки. Умер киевский полковник Солонина, оставивши внуков и племянников. Гетман отобрал у них села и отдал своей матери, и после смерти генерального обозного Борковского Мазепа отнял у жены его и у малолетних детей имение и присвоил себе. Дума эта, по указанию Кочубея, была доводом непостоянства гетмана в верности царю. Из этих пунктов ясно можно видеть, что Кочубей явился без всяких юридических улик, и донос его беспристрастным людям не мог показаться нимало основательным. Неудивительно, если после таких показаний Кочубей и его товарищ были взяты под стражу, а 21 апреля приведены к пытке. Искре сделали допрос: не был ли донос по наущению неприятеля? Искра показал, что неприятельского наущения не было, и он за гетманом никакой измены не знает, а подущал его подавать донос Кочубей в течение двух лет, и когда Искра уговаривал Кочубея отстать от своего намерения, то Кочубей отвечал, что готов умереть, лишь бы обличить Мазепу. Искре дали 10 ударов кнутом. Потом приведен был к пытке Кочубей и, не дожидаясь мук, сказал: «Я на гетмана написал донос, затеяв ложь по злобе, надеясь, что мне поверят без дальнего розыска; и на всех особ, о которых писал в доношении, писал ложно». Ему дано было 5 ударов кнутом. Искру еще раз подвергли пытке и дали 8 ударов. Он еще раз показал, что не знает за гетманом ничего, кроме верности царю. Допрашивали сотника Кованька с пыткой два раза; на него Кочубей в своем доносе ссылался как на свидетеля относительно речей ксендза Заленского. Кованько показал, что Кочубей научил его, обнадеживая милостью государя, а сам он, Кованько, ничего не знает об измене гетмана. Тут Кочубей рассказал о том, что Мазепа, после неудачного сватовства на его дочери, похитил ее ночью тайно, а потом возвратил ее родителям с Григорием Анненковым, приказавши передать Кочубею такие слова: «Не только дщерь твою силой может взять гетман, но и жену твою отнять может». После того прельщал Мазепа дочь Кочубея письмами и чародейским действием довел ее до исступления: «Еже дщери моей возбеситися и бегати, на отца и мать плевати». Кочубей представил пук любовных писем Мазепы к Матрене. Поп Святайло, писавший донос и теперь подвергнутый пытке, показал, что действовал по приказанию Кочубея, а сам ничего не знает за Мазепой. Тогда Кочубея опять подвергли пытке и допрашивали: не было ли к нему какой-нибудь подсылки от шведов, поляков партии Лещинского, запорожцев или крымских татар? Ему дано было три удара кнутом; Кочубей показал, что ни о чем не знает, ни с кем у него не было совета и все против Мазепы он затеял по своей злобе. Искре на пытке дали 6 ударов, допрашивая о том же; Искра по-прежнему показал, что ни от кого, кроме Кочубея, не слыхал дурного о Мазепе. С такими же вопросами пытали снова Святайла и Кованька; первому дали 20, последнему 14 ударов. Осталось переходившее из уст в уста предание, что когда сотник и поп, испытавши пытку, лежали на полу под рогожами, сотник сказал попу: «Что, отче, сладок московский кнут, не купить ли его домой женам на гостинец? Святайло отвечал: «О, чтоб тебя, Петр... Кочубей описал все имевшиеся у него деньги, долги, числившиеся на разных лицах, лошадей и скот в своих имениях. Государь приказал Кочубея и Искру препроводить к Мазепе и казнить обоих смертью перед всем запорожским войском, попа Святайло и присыланного прежде от Кочубея с доносом монаха запереть в Соловецкий монастырь, а сотника Кованька, писарей и служителей Кочубея и Искры отправить в Архангельск и поверстать в солдаты. Путь их лежал водой от Смоленска по Днепру. Преступники были скованы. Вельяминов-Зернов прибавил к этому присланному от Мазепы отряду еще солдат, взявши их у киевского воеводы, и повез осужденных в гетманский обоз. Кочубея снова подвергли допросу об его имуществе, и он к прежним показаниям прибавил еще известие о нескольких ценных вещах, бывших у него. Тела их лежали напоказ народу, пока не окончилась обедня, а потом были положены в гробы и отвезены в Киев. Там похоронили их июля 17, во дворе Печерского монастыря, близ трапезной церкви. Жена Кочубея еще раньше, когда Кочубей был в Витебске, была взята посланцем Мазепы гадячским полковником Трощинским, вместе с детьми и невесткой, женой сына ее Василия, в Диканьке, и привезена в Батурин в старый двор своего мужа, а невестку, по приказанию Мазепы, отпустили к ее родителям, у которых в то время находился и муж ее. Жену Кочубея несколько времени держали под строгим караулом; после казни мужа она была отпущена. Петр был глубоко убежден в верности к себе Мазепы и думал, конечно, что совершил строгое, но вполне справедливое дело, предавши казни доносчиков, покушавшихся оклеветать перед царем его верного и испытанного слугу. Прошло лето; приближалась осень. По этому слуху, Петр дал распоряжение, чтобы гетман шел к великороссийскому войску на соединение, а казацкая конница преследовала неприятеля сзади и нападала на его обоз. Самого гетмана царь желал видеть начальником этой конницы во время ее военных действий. Мазепа хотел уклониться от такого поручения и, в письме своем к государю, жаловался «на подагричные и хирагричные припадки»; страшные боли мешают ему ехать верхом. Но Мазепа, сверх того, написал царю такое соображение: «Если я особой моей гетманской, оставя Украину, удалюсь, то вельми опасаюсь, дабы по сие время внутреннее между здешним непостоянным и малодушным народом не произошло возмущение». Мазепа давал царю такой отзыв о всем малороссийском народе: «Я у здешних не только мало, но и никого так верного не имею, который бы сердцем и душой, вернее и радетельнее вашему царскому величеству по сей случай служил». Это было сказано в такт с тогдашними воззрениями Петра, который и сам опасался, чтобы прокламации Карла XII, расходясь по Малороссии, не возволновали там умов. В октябре Карл уже подходил к пределам Малороссии; Шереметев и Меншиков с русским войском находились близ Стародуба, готовые встречать идущего в Малороссию неприятеля. Сам Петр, после победы под Лесным, готовился лично идти к своей армии. Головкин, по царскому приказанию, торопил гетмана письмами, побуждая идти к Стародубу со своими казаками на соединение с царскими силами. Мазепа еще раз хотел отделаться «хирагричной и головной болезнью и многодельствием», а более всего указывал на опасность беспокойств в Малороссии. Из Лубен пишут, что там гуляки, напившись насильно взятым вином, убили до смерти арендатора и старшину чуть не убили. Стародубский полковник пишет, что в Стародубе сапожники и портные и весь черный народ напали на дом тамошнего войта с дубьем, отбили погреб, забрали закопанные в земле вина и в иных дворах побрали бочки с вином и, перепившись, побили до смерти пятьдесят жидов. В Мглине сотника до смерти приколотили и три дня в тюрьме держали: если бы товарищи, казаки его сотни, не освободили его, то он бы жив не остался; арендаторов хотели перебить, да они в лес ушли.

Кем был Иван Мазепа в истории России и своего государства

Мазепа прибыл в Бендеры сразу после Полтавского сражения в 1709 году. вы делаете те новости, которые происходят вокруг нас. Панихида по гетману Ивану Мазепе, который Русской православной церковью был предан анафеме за госизмену, пройдет впервые в Киево-Печерской лавре, сообщило министерство культуры и информационной политики (МКИП) Украины. Такой исторической персоной был Иван Мазепа, самый противоречивый украинский политик, деяния которого на протяжении нескольких веков рассматривались потомками с полярных точек зрения. Конечно, Иван Степанович Мазепа – предатель и клятвопреступник, в этом нет никаких сомнений. в 1644 году) в селе Мазепинцы под Белой Церковью.

Иван Мазепа: кто кого предал — Татьяна Таирова | Terra Ukraina

Иван Мазепа, гетман Войска Запорожского, прославился прежде всего тем, что предал российского императора Петра I. Через несколько месяцев по окончании этого поручения, Дорошенко отправил Мазепу в Константинополь к султану просить помощи у Турции, но кошевой атаман Иван Сирко поймал Мазепу на дороге, отобрал у него грамоты Дорошенка и самого посланца отослал в Москву. Мать Ивана Мазепы, Марина Мокиевская, также происходила из старинного шляхетского православного рода. Иван Мазепа предал многих людей ради достижения собственных целей и амбиций, но в конечном счете не получил ничего. В конце лета 1709 года в небольшом сельце Варница близ Бендер умирал в жутких мучениях бывший гетман Украины Иван Мазепа (Колединский). Перипетии предательства Мазепы, нарушения клятвы верности царю показывают «анатомию» цивилизационного «разлома» между Россией и Европой.

Путь Ивана Мазепы от советника Петра I до обладателя ордена Иуды

4 августа 1687 года Иван Мазепа стал гетманом Войска Запорожского. Что же сделал храбрый Мазепа, которого привезли к гетману левобережной Украины Ивану Самойловичу. Гетман Иван Степанович Мазепа. Н.И. Костомаров. Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей, Новости. Мазепа родом был шляхтич православной веры, из западной Малороссии, и служил при польском короле Иоанне Казимире комнатным дворянином. Иван Мазепа с юности отличался изворотливостью ума, умением легко сходиться со знатными особами, умением нравиться нужным людям. Гетман Иван Мазепа. Мазепа, до того как стать гетманом, успел побывать комнатным дворянином при польском короле Яне-Казимире, потом дослужился до генерального писаря у правобережного гетмана Дорошенко, а затем – до генерального есаула у гетмана Самойловича.

Как гетман Мазепа царя Петра предал

Из карьеристских соображений он оговорил одного из своих товарищей — Пасека, однако король во всём разобрался, заплатил жертве клеветника компенсацию и на время удалил Ивана от двора. А когда Мазепа вернулся, оговорённый им дворянин его избил. Оскорблённый Иван попытался схватиться за оружие и спровоцировал ссору, которую прекратил лично король. Однако при дворе отношение к Мазепе ухудшилось настолько, что он был вынужден уехать в наследственное имение своей матери на Волынь. Там он якобы стал фигурантом ещё одного скандала: согласно воспоминаниям Пасека, местный пан Фальбовский, обнаружив связь Мазепы со своей супругой, приказал поймать прелюбодея и обнажённым привязать его к лошади, которую затем прогнали по колючему кустарнику.

Многие современные учёные оценивают эту историю скептически, однако о ней в более поздних пересказах узнал британский поэт Джордж Байрон и изложил в своей поэме «Мазепа», прославив тем самым гетмана на весь мир. Как бы там ни было, но при дворе польского короля Иван больше не появлялся. Теодор Шассерио. Мазепа, привязанный к лошади.

Иван стал ротмистром гетманской гвардии, а затем выдвинулся в генеральные писари. В 1674 году Мазепа был направлен с дипломатической миссией в Крым и Турцию и вёз в подарок патронам своего гетмана 15 христиан-казаков с Левобережья Днепра. Однако миссию перехватили запорожцы. Те хотели сразу же казнить Мазепу, но передумали и доверили его судьбу находившемуся на российской службе гетману Войска Запорожского Ивану Самойловичу.

А тот сохранил пленнику жизнь и приставил его в качестве гувернёра к своим детям. К этому времени жители Малороссии уже возненавидели Дорошенко, приводившего на их земли турок и татар, и политическая карьера правобережного гетмана стремительно близилась к закату. Мазепа это понял и сделал всё возможное, чтобы войти в доверие к Самойловичу, вскоре став при нём генеральным есаулом. Оказавшись таким образом на службе у русского царя, Мазепа начал обзаводиться полезными связями и вскоре сблизился с князем Василием Голицыным, влиятельным фаворитом царевны Софьи Алексеевны.

Воспользовавшись прохладным отношением Голицына к Самойловичу, Мазепа, согласно ряду исторических источников, в числе прочих подписал коллективный лжедонос на своего спасителя, обвинив того в «сепаратизме». В 1687 году Самойлович был арестован и отправлен в ссылку в Сибирь. Вскоре после назначения он отправил князю богатые дары — 11 тыс. По мнению одних современных исследователей, это была заранее оговорённая взятка за должность, по словам других — просто дань признательности.

Под властью Петра После перехода власти в России в руки Петра I Иван Мазепа вновь изменил своим прежним благодетелям, обвинив Голицына в вымогательстве и давлении на гетмана. Воспользовавшись антипатией молодого царя к сестре Софье и её окружению, Мазепа, представившись жертвой коррупции и произвола, вошёл в доверие к новому государю. Когда тот назначался гетманом, будущий император его даже не знал.

За время своей русской службы только в Малороссии Мазепа собрал в своей мошне 19 654 двора и еще 4117 дворов в России, вместе это составляло больше 100 тысяч душ. Историки говорят, что чистый годовой доход успешного руководителя составлял более 200 тыс. Естественно, при таких доходах олигарх, говоря современным языком, жертвовал на церкви, на образование, издание богослужебных книг, на искусство, которое понимал и любил как человек высокообразованный. Расцвело «украинское барокко», а вокруг Киево-Печерской лавры была возведена каменная ограда. Сама лавра, меценатом которой являлся Мазепа, стала частью цитадели Киевской крепости, заложенной Петром против шведской угрозы. Крепость превратилась в самое мощное русское укрепление на юге, усиливая, как сказали бы сейчас в Киеве, «колонизацию».

И в её строительстве принимали участие «черкасы», то есть реестровые казаки. Была ли это забота о «простом народе» и какое-то государственное строительство во имя «будущей Украины»? Да нет, конечно. Наверное, ближайшим аналогом такого олигарха является бывший президент Петр Порошенко, точно так же успешно ведший дела с американцами и одновременно звонивший в Москву с легендарным «жму руку, обнимаю». Обещал мир, но устроил войну, поскольку ему так было выгоднее. Отправлял людей на смерть, а сам отдыхал на Мальдивах с семьей на полмиллиона долларов. Проклинал Россию и держал там конфетную фабрику. Мазепе страшно не понравились реформы, превращающие его личную автономию в провинцию Российской империи. Как совершенно не нужна была и война Петра со шведами.

Сложная политическая конструкция того времени, когда в конфликт одновременно были включены все ведущие державы региона, угрожала бизнесу и власти. Особенно не зашли Ивану Степановичу директивы, предписывающие сжигать населенные пункты, которые могла занять шведская армия. Поэтому его решение перейти на сторону как ему на тот момент показалось более сильного было обычным шкурным вопросом. Просто очень большого масштаба.

Пламя катит верст на 100, на 120 вперед; повсюду раздается страшный треск; воздух делается нестерпимо удушлив и необыкновенно горяч; пожарная гарь слышится за шесть, за восемь часов, не доезжая до места огня; дым валом валит полосой ширины в 15-20 верст. Земля делается настолько горяча, что на ней нет никакой возможности стоять. Все, что ползало по степи, жарится, лопается и распространяет везде едкий смрад. Все, что ходило по степи - звери, дикие кони, рогатый и мелкий скот, дикие свиньи, различные грызуны - все, почуяв беду, бежит от огня стремглав, падает и погибает в пламени и в дыму. Верховые кони, обыкновенно раньше других животных чуя степной пожар, приходят в сильное беспокойство, постоянно ржут и стараются увлечь своих седоков в противоположную сторону от того места, где разливается страшное пламя огня.

После такого пожара на сотни верст вся степь превращается в черное поле смерти, где надолго исчезает всякая жизнь. Июня 16 числа лошади были уже сильно истомлены, а травы так было мало, что ее хватало на столько, чтобы только сохранить жизнь животным, и если бы приблизились татары, то лошади едва ли в состоянии были вывезти не только телеги с жизненными припасами, но и пушки; кроме того, все знали, что далее все сожжено и опустошено. Следовательно, нечего было и думать о завоевании Крыма». Таким удобнее всего было сделать Самойловича. Голицын давно точил зуб на Самойловича, поскольку тот водил дружбу с князем Григорием Ромодановским, к которому сам Голицын не был расположен. Но и Самойлович подготовил собственное падение: с одной стороны он позволял себе демонстративно высокомерное отношение к окружающим, а с другой - приблизил к себе людей скользких, наподобие героя нашего очерка. Выдвигалось предположение, будто казаки сами предупредили татар, опасаясь того, что разгромив крымское войско, Москва ликвидирует запорожскую вольницу. Однако, не стоит забывать того, что татары часто практиковали поджег степи, и незадолго перед походом русских на Крым татары именно таким способом спаслись от армии польского короля. Генеральные старшины и несколько полковников, руководимые, по-видимому, Мазепой, оперативно сфабриковали донос на Самойловича и подали его князю Голицыну.

Гетман обвинялся в намерении отделить свои владения от Московского государства. Голицын отправил донос в Москву, откуда вскоре получил указ схватить Самойловича, низложить его, и сослать вместе с родней и единомышленниками в Сибирь. Несложно догадаться, что Мазепа, несмотря на близость к семье Самойловича, в число этих опальных единомышленников не попал. Костомаров, впрочем, отрицает причастность Мазепы к устранению гетмана: «Обыкновенно обвиняют самого Мазепу в том, что он копал яму под Самойловичем и готовил гибель человеку, которого должен был считать своим благодетелем. Мы не знаем степени участия Мазепы в интриге, которая велась против гетмана Самойловича, должны довольствоваться только предположениями, и потому не вправе произносить приговора по этому вопросу». Мазепа сам становится гетманом Во время гетманства Мазепы положение посполитого люда резко осложнилось. Во-первых, Мазепа строго запрещал посполитым людям поступать в число казаков. Тем самым он, разумеется, угождал московскому правительству, не заинтересованному в том, чтобы тяглые люди, принуждаемые правительством к платежу податей и отправлению всяких повинностей, выбывали из своего звания и переходили в вольное казацкое сословие, пользовавшееся, в качестве военного, льготами и привилегиями. Естественно, это настраивало простонародную массу против нового положения вещей.

Другим новшеством, превращавшим вчерашних казаков в рабов, стала панщина барщина. Именно Мазепа первый ввел в Малороссии обязательную работу, которую должны были отрабатывать помимо дани, платимой крестьянами землевладельцам, на чьих землях они проживали. Москву вполне устраивало такое положение вещей и Мазепе был прислан полк стрельцов, который призван был охранять гетмана от возможных на него покушений. Кроме полка московских стрельцов, которых Мазепа щедро кормил и поил, гетмана обороняли сердюки - то есть полки наемников из числа поляков и валахов. Нельзя сказать, что новый гетман был совершенно чужд казачьей старшине - он, разумеется, приблизил к себе часть верхушки, щедро одарив членов своей партии землями и крестьянами. Что же касается отношений Мазепы с запорожцами, которые от него не были зависимы, то тут отношения не заладились с самого начала. Зимой 1688 уже дошло до конфликта. Кошевой атаман Григорий Сагайдачный, задумав предпринять новый поход на Крым, обратился к гетману Мазепе с просьбой о высылке в Сичь вспомогательного отряда в 1000 человек из малороссийских казаков. Тем не менее, Мазепа никакой подмоги не прислал, вследствие чего поход решено было отложить до лучших времен, а часть запорожского войска распустить по украинским городкам и селам на зимовку.

Мазепа перевернул дело так, что запорожцы, дескать, творят жителям «всяческую докуку». Запорожцы ответили, что докуку творят не казаки, а наемники, охраняющие особу гетмана - полки сердюков и компанейцев. Кроме того, запорожцы воспользовались тем раздражением, которое испытывали к Мазепе казаки Миргородского и Лубенского полков против полковых старшин, притеснявших их. Конфликтом попытался было воспользоваться гетман заднепровской стороны, принадлежавшей Польше, Андрей Могила. Мазепа перехватил одно письмо Могилы к запорожцам и поспешил донести о том в Москву. Из Москвы получен был приказ укротить запорожцев с помощью бывших в распоряжении Мазепы стрелецких полков. Запорожцы, не подозревая о таком распоряжении, послали Мазепе новое письмо. На этот раз они обратились к гетману с упреком за то, что он нарушает исконные права запорожского низового войска. Гетман, принимая в свои руки булаву, дал обещание быть «во всем желательным» запорожскому войску, а теперь вдруг совершил неслыханное за все время существования войска дело: он задержал посланного из города Немирова от польского гетмана Андрея Могилы в Запорожскую Сечь казака с письмом.

На такое дело ни один из предшественников Мазепы не отваживался. Мазепа начинает встраивать Запорожье в свою систему Обладая автономией в решении внутренних проблем, запорожцы продолжали выступать в качестве щита, прикрывающего от татар дальние подступы как Польши, так и России. Как таковые, они координировали свои действия с обоими монаршими дворами. Однако, Мазепа решил не просто ограничить сношения запорожцев с монархами, но использовать их в своих целях. Так, когда распространился слух о низвержении Магомет-султана с престола, то гетман обратился к запорожцам с просьбой доставить ему «подлинныя вести о неприятельском поведении бусурман». Но запорожские казаки, имевшие столько причин к недовольству на гетмана, ответили ему «язвительным выговором, присланным на письме», и тогда гетман занес на них новую жалобу в Москву». Непосредственными начальниками при строительстве крепости был сам гетман Иван Мазепа, а также московские воеводы: Леонтий Романович Неплюев и Григорий Иванович Косагов. Запорожцы в этой крепости увидели для себя притеснение, о чем в самом резком тоне известили и гетмана, и царевну Софью. Гетману Мазепе, также, как и воеводе Косагову ввиду предстоявшей трудной борьбы с бусурманами ничего не оставалось делать, как держать себя на мирной ноге в отношении запорожцев и отвечать казакам на их письма в добром и успокоительном тоне.

Немудрено, ведь в то время, когда цари и гетман Мазепа всякими мерами старались удержать возле себя запорожцев, в это же самое время на них решили сделать ставку и мусульманские соседи их. Письмо это прислано было с видимой целью размена пленных татар на пленных казаков, но с действительной целью завязать сношение с войском низовым: турки знали о приготовлениях русских по второму походу на Крым и потому хотели заручиться союзом с запорожцами против них. Однако, к серьезным последствиям это волнение, как и большая часть всех подобных волнений среди запорожских казаков, не привело, тем более, что с наступлением весны 1689 года русские цари безотлагательно решили предпринять второй поход на Крым». Несмотря на печальный результат первого похода русской рати на Крым, московское правительство не думало оставлять мысли о борьбе с ханом, и в 1689 году снова двинуло против татар 112 тысячное войско. Поход этот славы Русскому Оружию не принес. Мало того, что было бесполезно потеряно множество воинов, походы эти, «аки свиньи» сожрали огромное количество денег. Кроме того, был подорван авторитет Москвы. Но отступление московского войска поставило в крайне незавидное положение запорожцев. С этого времени мы видим колебания запорожских казаков: с одной стороны, запорожцы выказывают несомненную склонность к единоверным московским царям и желают твердо стоять за них против мусульман; с другой стороны, боясь турок и татар, они входят в мирную сделку с бусурманами и выступают против интересов Москвы.

Понятно, что считать запорожцев за такой их образ действий изменниками русского царя нельзя. Казакам мозолила глаза выстроенная крепость, Новобогородицкий городок, где засели московские воеводы и московская рать. Москвичи были воплощением иных, отличных от принятых в Запорожье, порядков и начал. Ну, а окончательно отношение к Московскому государству было испорчено вследствие разорения людьми Голицына запорожского Самарско-Николаевского монастыря, бывшего, впрочем, одним из очагов антимосковской агитации. После этого благосостояние Самарско-Николаевского монастыря надолго пало и из стен его немало разбежалось иноков, искавших себе спасения в дальних от Запорожья странах и в безопасных от всяких нападений обителях». С этой целью в Сечи собрана была войсковая рада, и на той раде составлен был лист с условиями мира между Запорожьем и Крымом. Условия мира были таковы: крымцы должны дать обещание, что они не будут препятствовать запорожцам «промышлять всякими промыслами по всем речкам, лугам и угодьям без всякого вредительного опасения» со стороны татар. Запорожцы взамен того дают обещание «не мешать крымцам, когда хан сам пойдет с ордой или вместо себя пошлет своих салтанов и мурз под украинные города московских царей». Когда гетман Мазепа узнал о переговорах между запорожцами и крымцами, то он поступил решительно и очень рационально: была организована блокада Запорожья.

Мазепа издал запрет всем малороссиянам провозить из Украины в Запорожье хлебные и другие продовольственные запасы и отрезал доступ запорожцам в города Малороссии. Расчет Мазепы полностью оправдался. Положение Запорожских казаков оказалось столь плачевным, что кошевой атаман Иван Гусак, который скрепя сердце и под большим давлением согласился было на мир с Крымом, теперь готов был принести плоды раскаяния. Но в этот момент до казаков дошло пренеприятнейшее известие о дерзком ограблении казачьих посланцев, возвращавшихся из Москвы, а также о том, что Мазепа срочно убыл в Москву. Запорожцы приняли решение проситься в подданство польскому королю. В ноябре 1689 года запорожцы, собравшись на раду, решили снарядить большую депутацию и отправить ее с листом к польскому королю Яну Собескому. Интрига Мазепы, принесшая ему в глазах Москвы славу верного слуги Наряду с делегацией запорожцев, к Яну Собескому был отправлен гонец от Мазепы, русский монах Соломон, с письмом, в котором изъявлялось желание вернуть Малороссию в состав Речи Посполитой. Обо всем этом Москва была предупреждена. Московский резидент, живший в Варшаве, Волков, подтвердил данные о тайных переговорах и о дипломатической игре Мазепы.

Король одарил запорожских посланцев некоторой суммой денег, словесно обнадежил, но никаких бумаг не подписывал.

А владеть обширными маетками хотелось неизменно при любых раскладах. Вот и начал Мазепа прощупывать варианты, чтобы при всяких обстоятельствах остаться на хозяйстве. И не было никакого украинско-шведского союза. Не надо возводить напраслину на Ивана Степановича. Он мог возникнуть только в головах перебдевших свидомитов спустя 300 лет после бесславной кончины Мазепы. Гадячский договор 1658 года сохранился, хотя времечко тогда было смутное — руина, а вот даже копий союзного соглашения ни в шведских архивах, ни во французских, куда попали документы Орлика, обнаружено не было.

Не планировал Иван Степанович никакого союза. Интриговал — это да. Но кто тогда не интриговал в Малороссии в меру сил и возможностей? Потому, когда шведский король завернул со своими драбантами на Украину, Иван Степанович взвился: «Дьявол его сюда несет! Да он все мои интересы перевернет и великорусские войска за собой внутрь Украины впровадит на конечное разорение и погибель нашу». Стало невозможным отделываться пустыми обещаниями помощи Лещинскому и Карлу. До этого Мазепа искусно филонил, ответствуя королю Станиславу, что указ его не может исполнить, потому как города в «Украйне осажены великими гарнизонами, под которыми казаки, как перепела под ястребом»; что русские войска «уже сосредоточены в Польше, недалеко от Украйны».

Петру же отписывал, что на Малороссии шатко, чернь и казаки вознамерились бунтовать, посему гетманские полки следует удержать в Малороссии. Теперь обстоятельства требовали пересесть на один из стульев. А выбор был предопределен. Польский король стал изысканно шантажировать Мазепу, требуя незамедлительного перехода гетмана с запорожским войском на сторону польско-шведской коалиции. То, что Мазепу застигли врасплох, говорит тот факт, что гетман привел в стан Карла не более 3 тыс. К тому же прибывшие казачки не были настроены воевать ради высоких идеалов свободы, про которые им наплел гетман, и вскорости стали разбегаться; а те, что задержались в шведском лагере, принялись пьянствовать и воровать. Как пишет Костомаров: «…и с первого раза поразили шведов своим бурлатством и дикостью: когда в первый раз их позвали в палатку Мазепы на обед, то «попылы ся плюгаво» и начали тянуть со стола дорогую посуду».

Кто-то сделал замечание, что негоже грабить, и «лыцари» тотчас поставили моралиста на ножи. Сохранность своих обширных уделов — вот немудреная доктрина беспокойных казачьих атаманов. Потому за ними и закрепилась слава слуг «на все четыре стороны».

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий