Новости достоевский кто такой

Юлия Куманева, создатель настольной игры: «Достоевский – это классика, поэтому это всегда модно.

Федор Михайлович Достоевский

Последней работой Достоевского стал роман «Братья Карамазовы»: автор закончил его за несколько месяцев до смерти. Дмитрий Андреевич Достоевский родился в 1945 году и до пенсии работал водителем трамвая №34 в Санкт-Петербурге. Ссылку Достоевский отбывал в городе Омск и спустя четыре года отправился служить рядовым в Семипалатинскую крепость, где познакомился со своей будущей женой Марией Дмитриевной Исаевой. Достоевский Федор Михайлович (1821-1881) – великий русский писатель, его творчество оказало огромное влияние на других писателей и общественную мысль.

Достоевский Фёдор

Федор Михайлович Достоевский несомненно оставил неизгладимый след в мировой литературе. Фёдор Достоевский сегодня — «Мой Раскольников убивает не из-за фрустрации. а из-за любви». В Петербурге представили трамвай «Достоевский». Достоевскому смертную казнь заменили четырехлетней каторгой в Омске, после которой он должен был отправиться на службу обычным солдатом в Семипалатинск.

Каторжник, игроман, гений: необыкновенная история жизни Достоевского

Писал Фёдор Михайлович и для своих детей, для юмористических альманахов. Странным считается сатирический рассказ «Крокодил». Автор рассказал читателям про чиновника, которого проглотило это животное. Большое значение для писателя имела религия и Иисус Христос. Он считал его идеалом человека во плоти. Её Достоевский не раз использовал в своих произведениях.

Фёдор Михайлович очень любил немецкого поэта и философа Фридриха Шиллера. Его любимым напитком был черный чай, который в те времена был достаточно дорогой. Еще любил русскую кухню, блюда типа московской селянки, расстегаи, подовые пирожки. В Петербурге Достоевский прожил 28 лет и «поселил» туда практически всех своих героев. Сюжеты брал из реальных криминальных сводок.

Герои часто нигде не работают, а только лишь испытывают душевные терзания. В казино немецкого города Висбадена сохранилась рулетка, на которой играл писатель. В России есть 6 музеев, открытых в его честь. Первый памятник установили в Москве на Цветном бульваре в 1918 году. Район рядом с Сенной площадью в Санкт-Петербурге тесно связан с творчеством писателя.

Его называют «зоной Достоевского». На одноименной станции Московского метрополитена воссозданы сцены из романов «Преступление и наказание», «Идиот», «Бесы» и «Братья Карамазовы». Аллюзии на произведения Фёдора Михайловича есть во многих фильмах американского режиссера Вуди Аллена. Прототипом тщеславного и жеманного писателя Кармазинова в «Бесах» стал литературный враг Иван Тургенев. Помимо этого, Достоевский сыграл в любительской постановке «Ревизора» в пользу Литературного фонда.

Критики отмечали, что он очень удачно и с большим комическим талантом передал образ почтмейстера Шпекина.

Он сам говорил мне, что главная мысль, основная точка его книги состоит в фразе: «Если б провалилась Россия, то не было бы никакого ни убытка, ни волнения в человечестве». После беседа продолжалась еще несколько минут. Однако желание общаться у обоих писателей очень быстро испарилось. Спустя семь недель они все-таки случайно встретились на вокзале.

Однако при этом даже не поклонились друг другу. Еще интересное про русских писателей:.

Литератору и юристу Анатолию Кони тоже особенно запомнилось лицо Достоевского: «Какое лицо! Его нельзя забыть... Хотелось сказать окружающим: «Nolite flere, non est mortuus, sed dormit». То есть, с латинского «Не плачьте, — он не умер, он только спит». Особенно многочисленными были делегации петербургских студентов, которые с молитвами и слезами пришли проводить в последний путь своего любимого писателя. Прибыли также высокопоставленные лица. Литераторы, собратья Достоевского по перу, составили из себя комитет распорядителей похорон во главе с Дмитрием Григоровичем, который принял на себя все похоронные хлопоты, освободив от них безутешную Анну Григорьевну.

Весь Кузнечный переулок и Владимирская площадь наполнялась людьми. Наконец Достоевского вынесли из квартиры в дубовом гробу, обвитом гирляндами-цепями из еловых ветвей. Издатель и типограф Михаил Александров, занимающийся текстами Достоевского, сохранил воспоминание об этом моменте: «Вперед! На колокольне Владимирской церкви загудел колокол, и почти вслед за первым ударом рядом с нами раздалось торжественное «Святый Боже»: пел университетский хор, подкрепленный десятками голосов из окружающей, движущейся толпы». Критик Николай Страхов говорил, что похороны Достоевского были масштабнейшим явлением, и приводил в доказательство следующие цифры: в погребальной процессии, при выносе тела писателя из квартиры в Кузнечном переулке в церковь Сошествия Святого Духа в Александро-Невской лавре, насчитывалось 67 венков. То есть 67 различных учреждений и обществ пожелали почтить память Фёдора Михайловича. Пели 15 хоров певчих, а это значит, что 15 различных организаций и ведомств решили участвовать в похоронах писателя. Удивительно, что всё это обширное шествие образовалось молниеносно, без приготовлений, так как смерть Достоевского стала для всех неожиданностью. Известно также, что во многих церквях и учебных заведениях Петербурга служились панихиды по умершему писателю по собственному желанию преподавателей и духовных лиц. Весь Невский проспект был заполнен народом.

Это была величественная картина, процессия растянулась на огромное расстояние, более чем на версту, то есть около полутора километра. Чтобы проводить писателя на кладбище Александро-Невской лавры собралась более чем десятитысячная толпа из разных слоёв общества. Гроб с телом Достоевского всю дорогу несли на плечах почитатели его творчества.

Прочитала книгу и все. А нет же, мы дотошно каждый листик разбираем. Если он там сказал что-то - все, это знак!

Ну что за брееед. Я сама могу написать….

«Он видел приближение смерти, не боясь её»: Сегодня День памяти Ф.М. Достоевского

Читайте последние новости на тему в ленте новостей на сайте РИА Новости. Министр иностранных дел России Сергей Лавров порекомендовал к обязательному прочтению по случаю отмечаемого во вторник Всемирного дня книги четыре произведения русской классической. Юлия Куманева, создатель настольной игры: «Достоевский – это классика, поэтому это всегда модно. Юлия Куманева, создатель настольной игры: «Достоевский – это классика, поэтому это всегда модно. Дмитрий Андреевич Достоевский родился в 1945 году и до пенсии работал водителем трамвая №34 в Санкт-Петербурге.

Жизнь Фёдора Достоевского в 20 событиях

Он пережил своего великого предка на несколько лет. И глядя на Дмитрия Достоевского, мы можем представить, а как бы выглядел Федор Достоевский, если бы он жил как минимум на 15 лет дольше. Давайте пообщаемся с нашим простым петербуржцем, Достоевским. Только не Федором.

А Дмитрием. Дмитрий Андреевич, как вы обычно отмечаете этот день — день вашего прадеда? Дмитрий Достоевский,правнук Ф.

Достоевского: «Вчера мы за обедом с супругой по рюмочке выпили. Ну, а что еще? Сесть писать роман, продолжение «Братьев Карамазовых»?

Такое бывало, конечно, но я не способен». Юрий Зинчук,ведущий программы «Пульс города»: «А как вы относитесь к 200-летнему юбилею, шуму, ажиотажу, который возник вокруг него? Тому хайпу, которым будет окружено имя Федора Михайловича?

Достоевского: «Я отношусь очень консервативно ко всему. В данном случае, я думаю, хайп не получится. Эпидемия у нас.

Не так будет ярко и многолюдно. И хорошо. Я считаю, что Федор Михайлович — очень личный писатель для всех.

Устраивать какие-то карнавалы? Когда я услышал слово «марафон», меня передернуло. Во-первых, это что-то спортивное.

Во-вторых, мы стартуем, но половина где-то потеряется.

Но говядину кладут рублёную, и я её никогда не видал. По праздникам каша почти совсем без масла. В пост капуста с водой и почти ничего больше.

Я расстроил желудок нестерпимо и был несколько раз болен». Прожить на «кормовые» деньги каторжники не могли. Судя по документам, в день на человека назначалось 9 коп. Хотя дополнительная работа, и деньги, и всё, что можно было на них купить, запрещалось, в остроге всегда работали, имели деньги, табак и даже вино.

Начальство знало об этом, и ночные обыски были здесь обычным делом. Все запрещённое изымалось, виновный «бывал обыкновенно больно наказан». Единственной возможностью отдохнуть от острожной казармы для Достоевского оказалось пребывание в омском военном госпитале, в арестантскую палату которого он попадал несколько раз. В госпитале было легче, свободнее, нежели в остроге.

Отношение части врачебного персонала было гуманное. Госпиталь находился за пределами крепости, в Бутырском форштадте. Писать в остроге было запрещено, поэтому основной творческой работой Достоевского в Омске стало обдумывание его будущих романов. Разнообразного материала вокруг было бесконечно много.

Быт в Семипалатинске 23 января 1854 года заканчивался срок каторжных работ Достоевского.

Именем Достоевского Сегодня многие публицисты, и церковные, и не церковные, на каждом шагу клянутся именем Достоевского. Достоевский — словно скрижаль. Вот скажешь: «Достоевский — наше все», и, кажется, что ты себя уже заявил как человек, всецело преданный православной культуре, ее правильному направлению. Но мы забываем о том, что «Братья Карамазовы» — вершинный роман мировой и русской литературы — не был с восторгом принят тогдашним духовенством. Старца Зосиму нашли каким-то «не таким», оптинские старцы над ним посмеивались, а замечательный русский философ, умнейший человек Константин Леонтьев, позиционировавший себя тогда, как бы сейчас сказали, православным активистом, осудил Достоевского. Он нашел в нем «розовое» православие, неправильное, неверное. Гениальную «Пушкинскую речь» Леонтьев назвал «космополитической выходкой», ересью. Давайте к этому вернемся, сегодняшние Ферапонты, давайте возбудим судебный процесс? Если так относиться к территории искусства, к территории литературы, мы лишимся половины, если не больше, наших великих классиков.

У нас полностью уйдет М. Горький, уйдет Александр Блок, разумеется, вся атеистическая советская литература, и многое, многое другое. Уже вытесняют «Сказку о попе и его работнике Балде» Пушкина версией Жуковского о купце-остолопе. Надо остановиться, надо понять, где территория веры, и где территория культуры. Не оскорбляйте чувств! Сейчас много говорят об оскорблении чувств верующих. Мое чувство, человека православного, и в то же время литературоцентричного, глубоко оскорбляет подход с топором к искусству, с секирой и с кулаком. И меня, как православного человека, оскорбляет пьяный поп на «Мерседесе», который отказывается от теста на выявление алкоголя в крови. И потом почему-то видеоматериалы об этом исчезают, их пожирает какой-то вирус. Я знаю название этого вируса, он к православию не имеет никакого отношения.

У нас почему-то сегодня общество разделилось на православных верующих и на, так скажем, остальных. В православии Достоевского сомневаться не приходится. Но он был великий гражданин, в нем жило колоссальное гражданское чувство справедливости. Он посещал судебные процессы, вступался за неправедно осужденных. Почему наши православные люди, у которых чувства оскорблены посягательством на священные символы такое посягательство, безусловно, безобразно , не имеют гражданских чувств? Почему они забывают, что они еще и граждане России, которых так же, как и других, как и, допустим, неверующих, как и людей других вероисповеданий, должна возмущать и социальная несправедливость, гражданская несправедливость, неправедные суды. В Интернете уже появилась рубрика «новости неправосудия». Люди возмущаются: «Ну как же так, насильнику, изнасиловавшему девочку, дают лишь год или месяц заключения…» Достоевский как-то умел в себе сочетать и православные чувства, и чувства гражданские. И одно другому совсем не мешало, гармонировало, органично сочеталось в писателе. Почему у нас это как-то разделено?

Почему одни люди у нас православные активисты, а другие — гражданские активисты? Моя мечта, мое сердечное упование — чтобы эти два направления активизма сошлись в едином сердце человека. И чтобы православное чувство, и гражданское чувство в нем одинаково было живо. Чтобы он понимал неправосудные вещи. И понимал, что его долг православного человека — быть и граждански активным. Таким, как был Достоевский. Видите, вдруг в этом году актуальность Достоевского у нас выплыла, я бы даже сказала, выстрелила, такой стороной, о которой раньше даже и представить было невозможно. Потому что казалось — все ушло в прошлое, сгладилось. И письмо Белинского к Гоголю — великое письмо, как и ответ Гоголя, как и «Выбранные места из переписки с друзьями», на которые реагировал Белинский, — великий спор, спор цивилизационный — уже навсегда в истории литературы, русской мысли. Федор Михайлович Достоевский И то, что молодой, двадцатисемилетний Достоевский, написавший роман «Бедные люди», читал Письмо Белинского с волнением, с горящими глазами.

Шпион Антонелли в своих доносах написал в полицию, в Третье отделение, что Достоевский это Письмо читал и глаза-то у него горели. Думая об этом, я вижу эти горящие глаза, и горжусь Достоевским, что в его сердце сочеталось и православное, и гражданское. Вот этого мне хотелось бы и для себя, и для своих сограждан, и для читателей Достоевского, и вообще для нашего мира. Национальный код Достоевский, как я уже много раз говорила, угадал национальный код России, ее культурный пароль. Так что, пока Россия жива, повторяю, он не уйдет в архив. Мы не знаем, что у нас будет в следующем году, через пять лет и каким еще своим острым углом выступит Достоевский. И мы вновь скажем: «Он же об этом все написал! Достоевского очень заботили лицо, образ священства. Он писал об этом не вообще, а очень конкретно. Например, в письмах — о замечательном отце Иоанне Янышеве, который его не раз спасал, помогал ему.

Но писал он и о женевском попе, который доносил на всех, кто ему казался неблагонадежным. Замечательные слова Достоевского, которые, на мой взгляд, нашему сегодняшнему духовенству нужно выучить наизусть: «Нужны примеры. Что за слова Христовы без примера? Нельзя уповать только на статус священника, на то, что он в рясе, на то, что он служит в Церкви. Он должен быть примером для своего прихожанина. Если он этот пример не показывает, то вера иссякнет. Люди воспитываются на примерах. Вот это «нужны примеры» проходит от начала творчества и заканчивается в «Братьях Карамазовых».

Его интересовал процесс «перерождения» души, ухода от старых ценностей, а не духовные искания, свойственные героям Достоевского: «Как китайский читатель, я не в состоянии понять достоевское терпение, смирение и страдание. Но несмотря на то, что творчество Лу Синя строится на атеистическом нигилизме, а Достоевского — на религиозном экзистенциализме, в произведениях китайского автора немало реминисценций из русских текстов. Так, роман «Лекарство» очень похож на «Братьев Карамазовых», там даже есть отсылка к телу старца Зосимы, от которого все ждали чуда. В его творчестве нашли отражение идеи страдания и двойничества, отклонения от психологической нормы и поиск нравственных ориентиров как в социальной, так и в духовной сфере. В 50-х в Китае случился новый всплеск интереса к Достоевскому. Его романы переводились уже с русского языка, издавались собрания сочинений, литературоведы писали как отдельные статьи, так и монографии. А писатели пытались подражать его героям не только в текстах, но и в жизни. Так, один из авторов-пятидесятников Ся Цзиань писал о своих взаимоотношениях с девушкой: В последующие десятилетия Достоевский, как автор-богоискатель и русский дворянин, оказался едва ли не под запретом в Китайской Народной Республике. Вновь о нем вспомнили только в 80-х. На волне популярности, переизданий и научных статей им заинтересовались многие современные писатели. Среди них и нобелевский лауреат Мо Янь, который признавался в любви к творчеству русского автора. Но и тут он «опередил» свое время, и на его идеи откликнулись только авторы следующего поколения. Одним из первых, кто переосмыслил творчество русского мастера в своих произведениях, был Теодор Драйзер. Филолог Борис Гиленсон приводит следующие слова американского писателя: «Он великий русский художник. И как бы его характер ни был изуродован перенесенными страданиями, он — гордость народа, к которому принадлежит. Мне кажется, ничто не может умалить Достоевского». Психологизм героев Драйзера отличается от того, что знали и чувствовали герои Достоевского, но авторов «роднит» интерес к криминальным хроникам и желание понять, почему люди шли на те или иные поступки. Считается, что сюжет для « Преступления и наказания » Достоевский позаимствовал из дела 27-летнего москвича Герасима Чистова раскольника, отсюда и фамилия вымышленного героя , который убил двух пожилых женщин. А Драйзер писал свою « Американскую трагедию », ориентируясь на криминальные новости и судебные процессы. Оба автора стремились не только сделать свои романы увлекательными с сюжетной точки зрения, но и описать обстоятельства и социальную среду, подтолкнувшую убийцу к преступлению. Преступление и наказание Федор Достоевский Твердый переплет Еще одним последователем Драйзера в США Гиленсон называет Ричарда Райта — темнокожего писателя, которому его литературный талант помог раздвинуть социальные рамки. Роман Райта «Сын Америки» также отдаленно повторяет сюжет «Преступления и наказания». Герой — «маленький человек» — двадцатилетний безработный Томас Биггер. По натуре он не закоренелый преступник, но несправедливость мира, бесправность и постоянное чувство второсортности озлобляют парня и в итоге провоцируют на убийство белого.

Другие сюжеты

  • Биография Федора Достоевского – читайте об авторе на Литрес
  • Родители Федора Достоевского: сын священника
  • 10 фактов из жизни Федора Достоевского | Издательство АСТ
  • Не читал, но осуждаю: как Достоевского вновь отправляют на каторгу
  • 10 фактов из жизни Федора Достоевского

ДОСЬЕ: Достоевский бессмертен! Факты о жизни и творчестве к 200-летию классика

В его роду было много психически нездоровых людей. Принадлежал он к духовному сословию, приходился сыном униатскому священнику. В 1828 его произвели в дворянское достоинство. Федор Достоевский в детстве Мать-украинка, Мария Федоровна, происходила из слоев московского купечества, была натурой религиозного склада, возила детей а их было семеро на богомолье. В семье соблюдались старинные традиции воспитания в духе безусловного повиновения. Самые теплые воспоминания о детстве у писателя были связаны с их имением в Тульской губернии, где они проводили летние месяцы обычно без отца. Азбуке Федора и других детей учила мать, отец преподавал им латынь, но мальчику уже тогда особенно нравились уроки словесности. С 13 лет будущий литературный гений проходил трехлетнее обучение в пансионе Карла Чермака, где учительствовали лучшие профессоры Москвы.

В 1837 году, лишившись матери, юноша по решению отца отправился в Северную столицу, где поступил в военно-инженерное училище. Именно городу на Неве и его жителям он посвятил впоследствии целый ряд своих шедевральных произведений. По инициативе Федора в училище был образован литературный кружок. В 1839 году скончался его отец — был убит артелью крестьян, которым спьяну нагрубил. Это известие потрясло 18-летнего сына и пагубным образом сказалось на его психическом здоровье — спровоцировало нервный припадок, предвестник будущей эпилепсии. Хотя, по мнению ряда исследователей, также стало толчком к размышлениям на тему «что такое преступление». Федор Достоевский на службе По окончании курса в 1843 году, молодой специалист в области военной инженерии был откомандирован на службу в чертежную Инженерного департамента Военного министерства.

Однако через год, посчитав это занятие неинтересным, он вышел в отставку и решил посвятить себя писательскому труду. Проба пера Первой литературной работой начинающего литератора, страстного поклонника Оноре де Бальзака, был перевод его романа «Евгения Гранде», опубликованный в журнале «Репертуар и пантеон». А спустя год, в 1845, он представил на суд публики свой дебютный труд «Бедные люди». Он был напечатан в альманахе «Петербургский сборник» Николая Некрасова, назвавшего автора «новым Гоголем», и высоко оценен законодателями литературной моды тех лет, включая Виссариона Белинского, провозгласившего его «талантом самобытным и громадным». Автор сократил некоторые длинные диалоги, описания и размышления героев своей повести. Но позже новаторство, исключительность и углубленный психологизм данного и последующих его произведений «Хозяйка», «Белые ночи», «Неточка Незванова» и пр. Каторга В 1847 году в поисках нового жизненного и литературного опыта писатель начал посещать кружок Петрашевского, объединявший приверженцев идей французского утопического социализма; сблизился с радикально настроенным Николаем Спешневым ставшим позже прототипом ключевого персонажа Ставрогина в его романе «Бесы» ; участвовал в создании тайной типографии с целью печати запрещенных книг, воззваний к крестьянам.

Фёдор Достоевский на каторге В 1849 за причастность к противозаконной деятельности литератор вместе с другими петрашевцами был арестован, лишен чинов, состояния и приговорен к смертной казни. В последний момент когда осужденные уже стояли на эшафоте царским указом ее заменили четырьмя годами каторжных работ в рудниках. Спустя год его произвели в унтер-офицеры, затем — в прапорщики, вернули потомственное дворянство, а также право печататься. Федор Достоевский В 1859 году, уже в чине подпоручика, Федор Михайлович написал Александру II прошение об отставке, приложив медицинскую справку с констатацией наличия у него хронического недуга — эпилепсии, и был уволен с военной службы по болезни.

В Достоевском он видел одновременно и народного писателя, ратующего за судьбы «униженных и оскорбленных», и тонкого психолога. Как и русский классик, китайский писатель ставил во главу угла ценность человеческой личности. Но к идеям своего западного коллеги подходил утилитарно. Его интересовал процесс «перерождения» души, ухода от старых ценностей, а не духовные искания, свойственные героям Достоевского: «Как китайский читатель, я не в состоянии понять достоевское терпение, смирение и страдание. Но несмотря на то, что творчество Лу Синя строится на атеистическом нигилизме, а Достоевского — на религиозном экзистенциализме, в произведениях китайского автора немало реминисценций из русских текстов. Так, роман «Лекарство» очень похож на «Братьев Карамазовых», там даже есть отсылка к телу старца Зосимы, от которого все ждали чуда. В его творчестве нашли отражение идеи страдания и двойничества, отклонения от психологической нормы и поиск нравственных ориентиров как в социальной, так и в духовной сфере. В 50-х в Китае случился новый всплеск интереса к Достоевскому. Его романы переводились уже с русского языка, издавались собрания сочинений, литературоведы писали как отдельные статьи, так и монографии. А писатели пытались подражать его героям не только в текстах, но и в жизни. Так, один из авторов-пятидесятников Ся Цзиань писал о своих взаимоотношениях с девушкой: В последующие десятилетия Достоевский, как автор-богоискатель и русский дворянин, оказался едва ли не под запретом в Китайской Народной Республике. Вновь о нем вспомнили только в 80-х. На волне популярности, переизданий и научных статей им заинтересовались многие современные писатели. Среди них и нобелевский лауреат Мо Янь, который признавался в любви к творчеству русского автора. Но и тут он «опередил» свое время, и на его идеи откликнулись только авторы следующего поколения. Одним из первых, кто переосмыслил творчество русского мастера в своих произведениях, был Теодор Драйзер. Филолог Борис Гиленсон приводит следующие слова американского писателя: «Он великий русский художник. И как бы его характер ни был изуродован перенесенными страданиями, он — гордость народа, к которому принадлежит. Мне кажется, ничто не может умалить Достоевского». Психологизм героев Драйзера отличается от того, что знали и чувствовали герои Достоевского, но авторов «роднит» интерес к криминальным хроникам и желание понять, почему люди шли на те или иные поступки. Считается, что сюжет для « Преступления и наказания » Достоевский позаимствовал из дела 27-летнего москвича Герасима Чистова раскольника, отсюда и фамилия вымышленного героя , который убил двух пожилых женщин. А Драйзер писал свою « Американскую трагедию », ориентируясь на криминальные новости и судебные процессы. Оба автора стремились не только сделать свои романы увлекательными с сюжетной точки зрения, но и описать обстоятельства и социальную среду, подтолкнувшую убийцу к преступлению. Преступление и наказание Федор Достоевский Твердый переплет Еще одним последователем Драйзера в США Гиленсон называет Ричарда Райта — темнокожего писателя, которому его литературный талант помог раздвинуть социальные рамки.

Следующее произведение Достоевского также не получило поддержки ни у критиков, ни у публики. Звезда начинающего писателя покатилась к закату. Вскоре Достоевский через литературные круги неожиданно очутился в политических, став завсегдатаем кружка петрашевцев, получивших такое название по фамилии их главного вдохновителя, Михаила Петрашевского. Петрашевцы были последователями французского утопического социалиста Фурье, отличавшегося весьма странными и необычными взглядами. Например, он искренне полагал, что в случае установления на Земле социалистической гармонии само Солнце начнёт светить ярче, что вызовет изменение климата, появление гигантских животных и растений, всем будет хватать ресурсов, и тому подобные вещи в духе средневековых утопистов. Впрочем, это были далеко не главные пункты его взглядов. В более поздние времена утвердилось мнение, что петрашевцев якобы наказали за чтение и распространение письма Белинского к Гоголю. Но это, разумеется, совершенно не так. За чтение письма, пусть даже и запрещённого, на каторгу было невозможно попасть. В действительности распространение письма было лишь одним из обвинений на будущем суде, причём самым мягким обвинением. На самом деле они по примеру будущих народовольцев планировали вести пропаганду свержения режима среди крестьян. Любопытное воспоминание о петрашевцах оставил поэт Майков, также бывший завсегдатаем кружка: "Приходит ко мне однажды вечером Достоевский на мою квартиру в дом Аничкова, — приходит в возбуждённом состоянии и говорит, что имеет ко мне важное поручение: — Надо для общего дела уметь себя сдерживать. Вот нас семь человек: Спешнев, Мордвинов, Момбелли, Павел Филиппов, Григорьев, Владимир Милютин и я — мы восьмым выбрали вас; хотите ли вы вступить в общество? Это был кружок, состоявший преимущественно из начинавших литераторов также было несколько служащих и младших офицеров. Максимум их "революционной деятельности" — это открытие какой-нибудь полуподпольной типографии и размножение прокламаций и воззваний. Для большего у них не было ни возможностей, ни связей, ни влияния. Между тем за кружком давно следили. Генерал Липранди, служивший чиновником особых поручений при Министерстве внутренних дел, давно уже внедрил в общество агента, который сообщал ему обо всех крамольных разговорах, ведущихся в кружке. Надо добавить, что царствование императора Николая началось с выступления декабристов, но следующие 20 лет никаких значимых политических тайных обществ практически не возникало, и, по сути, петрашевцы стали вторым значимым явлением в политическом подполье со времён декабристов. Вполне возможно, что за обществом так и продолжали бы следить и дальше, содержание крамольных разговоров ложилось бы на стол к Липранди и никто бы не пострадал, но неожиданно случилась "Весна народов" — мощные революционные процессы, по принципу домино охватившие всю континентальную Европу. Кроме того, беспокойство вызывало наличие в кружке некоторого количества молодых офицеров, поскольку всем ещё памятны были события декабристского восстания. В конечном счёте император принял решение прекратить деятельность кружка. Арестованы были не все, лишь самые активные участники, входившие в состав "тайного общества", а не просто приходившие поболтать по пятницам. В их числе оказался Достоевский. Группа самых активных петрашевцев, включая Достоевского, была приговорена к расстрелу. Правда, почти сразу же смертная казнь была заменена всем каторгой на различные сроки, а затем император ещё смягчил наказание почти всем осуждённым. Однако они об этом не знали. Вероятно, император, смягчая им приговор, решил заодно припугнуть их. И в историю петрашевцы вошли в первую очередь благодаря инсценировке казни. В зимний день осуждённых вывели на Семёновский плац и объявили смертный приговор, а про помилование сообщили в самый последний момент, когда уже были взведены ружья расстрельной команды. Вероятно, этот экзистенциальный предсмертный опыт оказал огромное влияние на всё будущее творчество Достоевского. Правда, самого Достоевского к расстрельному столбу не привязывали, "расстреливать" должны были по трое, и Достоевский был во второй тройке по списку, но к тому моменту уже стало известно, что всех помиловали. Вместо смертной казни он был приговорён к 4 годам каторги и отдаче в солдаты то есть он лишался звания поручика. Каторга в те времена очень сильно отличалась от современной тюрьмы. За мелкие преступления на каторгу не отправляли, нужно было совершить действительно большое злодейство или государственное преступление, чтобы угодить туда. Но если уж человек попадал на каторгу, возврата не было. И вовсе не потому, что каторга была бессрочной. Просто после освобождения человек превращался в ссыльнопоселенца и всю последующую жизнь волен был заниматься чем угодно, но только в пределах Сибири. В столицу и губернские города европейской части России он уже не мог вернуться. Отправка на каторгу означала вычёркивание человека из его прежнего общества: его лишали всех сословных званий, чинов и привилегий, его автоматически разводили с супругом и т. Теоретически, вернуться было можно, но для этого требовалось обратиться с ходатайством к самому императору. Достоевскому удалось невозможное. Он подружился в Семипалатинске с работавшим там бароном Александром Врангелем, который попросил своего знакомого, знаменитого тогда генерала Тотлебена, лично ходатайствовать у нового императора Александра II прощения для Достоевского. Прощение Достоевскому и группе других петрашевцев было даровано. Через 10 лет после ареста Достоевский вновь возвращается в Петербург, ему возвращают дворянский титул, а сам он возвращается как мученик, пострадавший за "народную правду".

Многоголосие этих идей, важность каждой из них — отличительная черта романов Достоевского, которая позволила исследователю его творчества литературоведу М. Бахтину назвать их, по аналогии с музыкальным искусством, «полифоническими». В них нет единственно верной «авторской позиции», они построены на поиске истины в диалоге. Для тогдашней литературы это был прорыв, всякий роман Достоевского становился эстетическим событием. Не меньшим событием стали и публицистические высказывания Достоевского. Его ежемесячный философско-публицистический журнал «Дневник писателя», издававшийся в течение нескольких лет, оказался первым опытом такого жанра и формата среди общественных высказываний в российской журналистике. Произведения Достоевского, его особая художественная манера, сложный психологизм повлияли на мировую литературную и философскую мысль и продолжают влиять на неё до сих пор: Достоевский неизменно остаётся одним из самых читаемых авторов в России и за рубежом. Они познакомились в Семипалатинске, где Достоевский служил после отбытия каторжного срока, и обвенчались в 1857 году. В союзе, который не стал счастливым, детей у Достоевского не было, однако он внимательно заботился о пасынке Павле, ребёнке Марии от первого брака. Мария Дмитриевна скончалась в 1864 году. Второй супругой писателя стала Анна Григорьевна Сниткина, помогавшая ему стенографировать рукописи. С ней Достоевский обвенчался в 1867 году. Несмотря на 20-летний возраст, Анна Григорьевна прочно взяла в свои руки хозяйство и финансы мужа, помогла ему выбраться из долговой ямы, а после смерти Достоевского собирала документы, рукописи, письма знаменитого романиста, готовила их к публикации. От брака с Анной Григорьевной у Достоевского родились четверо детей, двое из которых умерли в раннем возрасте. До зрелых лет дожили дочь Любовь Фёдоровна, как и отец, посвятившая жизнь литературному творчеству, и сын Фёдор Фёдорович. Потомки последнего живут в Санкт-Петербурге. Смерть Фёдор Михайлович Достоевский страдал от эпилепсии, первый приступ которой произошёл с ним, вероятно, ещё в подростковом возрасте, а медицинское подтверждение болезнь получила в годы заключения и каторги. Припадки падучей, как тогда называли эпилепсию, преследовали писателя на протяжении всей его жизни и даже нашли отражение в литературном творчестве — той же болезнью страдал главный герой романа «Идиот» князь Мышкин. Однако причиной смерти писателя стала не эпилепсия, а туберкулёз, осложнённый хроническим бронхитом и эмфиземой лёгких. Ухудшение своего состояния Достоевский почувствовал накануне наступления 1881 года. В январе, как вспоминали его родные, после ссоры с сестрой из-за имущественных дел у писателя пошла горлом кровь, он слёг. Смерть Достоевского наступила пару дней спустя, 28 января 9 февраля 1881 года. Похороны классика литературы собрали огромное количество народа, очередь из желающих проститься с ним растянулась на километр. Библиография Произведения Фёдора Михайловича Достоевского не ограничиваются романами и повестями. Авторству его принадлежат также рассказы, статьи, очерки и даже стихотворения — впрочем, последние трудно признать существенными для библиографии Фёдора Достоевского. Назовём наиболее значимые труды писателя.

Политика публикации отзывов

  • Первые произведения Достоевского
  • Помиловали на эшафоте, заставил плакать Тургенева. 19 фактов о Федоре Достоевском | Правмир
  • Достоевский – противоречивый и гениальный - 11 ноября, 2021 Статьи «Кубань 24»
  • Фёдор Михайлович Достоевский | Russian Writers | Fandom
  • Что еще почитать
  • 200 лет одиночества Достоевского: "Это о вечном и о проклятом"

Отцеубийство, казнь, острог и прототип Настасьи Филипповны: истории из жизни Достоевского

Родился Фёдор Михайлович Достоевский 11 ноября 1821 года в Москве. Фёдор Михайлович Достоевский — чем известен, биография, библиография и творческое наследие — РУВИКИ: Интернет-энциклопедия. Федор Михайлович Достоевский появился на свет 11 ноября 1821 года в Москве. значительная личность не только в русской, но и мировой литературе.

Золотоордынские корни

  • Детство и юность
  • Достоевский, Федор Михайлович
  • Биография Достоевского
  • Курсы валюты:
  • Смерть - начало жизни?
  • Омск - город контрастов

Помиловали на эшафоте, заставил плакать Тургенева. 19 фактов о Федоре Достоевском

Михаил Катков Журнал «Русский вестник» с публикацией второй части романа «Преступление и наказание». Иллюстрация Дементия Шмаринова к роману «Преступление и наказание». Это был первый, но не последний роман Достоевского, напечатанный в журнале Михаила Каткова, — наверное, самого влиятельного в России издателя. Катков был сторонником сильной государственной власти, резко критиковал либералов и «нигилистов» и не останавливался ни перед чем включая конфликт с цензурным ведомством , отстаивая свои взгляды. Позже Достоевский отдал Каткову также роман «Идиот» , а с «Бесами» случился конфликт: Катков отказался печатать главу романа, где описывается изнасилование девочки, — и Достоевский был вынужден исключить её из романа сейчас эта глава печатается в приложении к «Бесам». Следующий свой роман «Подросток» Достоевский напечатал в конкурирующих «Отечественных записках» Некрасова и Салтыкова-Щедрина, однако «Братья Карамазовы» вновь вышли у Каткова. Несмотря на читательский успех, большинство критиков не считало, что «Преступление и наказание» и вышедшие годом ранее «Записки из подполья» представляют новый шаг в творчестве Достоевского. Анна Сниткина 15 февраля 1867 года.

Второй брак Достоевский женится на Анне Григорьевне Сниткиной — стенографистке Девушка, записывающая устную речь стенографией — способом быстрого письма с помощью особых знаков и сокращений. Связанный сроками договора, Достоевский не успел бы окончить работу в срок, если бы писал от руки. Работа с Анной Григорьевной оказалась удачной, Достоевский пригласил её работать над завершением «Преступления и наказания» — и, влюбившись в свою помощницу, сделал предложение. Жена и дальше помогала Достоевскому готовить произведения к печати, вести переписку и т. Анна Григорьевна заложила своё приданое, чтобы оплатить многочисленные долги писателя. Вскоре после свадьбы супруги на несколько лет уедут из России, не в последнюю очередь затем, чтобы убежать от кредиторов. Сниткина была намного младше Достоевского и пережила его.

После смерти мужа она написала книгу воспоминаний, публиковала произведения Достоевского и стала известной филателисткой. В браке родилось четверо детей, из которых двое умерли в младенчестве. Дневник писателя. Ежемесячное издание Фёдора Достоевского. Сначала так называлась рубрика, которую Достоевский вёл в газете «Гражданин», где сотрудничал в 1873—1874 годах. Оригинальный журнал «Дневник писателя», где все материалы принадлежали Достоевскому, писатель характеризовал в письме к Владимиру Соловьёву так: Разумеется, это не какие-нибудь строгие этюды или отчёты, а лишь несколько горячих слов и указаний... Затем о слышанном и прочитанном, — всё или кое-что, поразившее меня лично за месяц.

Без сомнения, «Дневник писателя» будет похож на фельетон, но с тою разницею, что фельетон за месяц естественно не может быть похож на фельетон за неделю... Тут отчёт о событии, не столько как о новости, сколько о том, что из него из события останется нам более постоянного, более связанного с общей, с цельной идеей. Наконец, я вовсе не хочу связывать себя даванием отчёта... Я не летописец; это, напротив, совершенный дневник в полном смысле слова, то есть отчёт о том, что наиболее меня заинтересовало лично, — тут даже каприз». Достоевский будет с перерывами издавать «Дневник писателя» ещё несколько лет; в него войдут такие произведения, как «Кроткая» и «Сон смешного человека». Журнал Достоевского вызывал большой интерес у читателей, обращавшихся к автору с письмами, где обсуждались недавно опубликованные материалы — в том числе статьи о современном состоянии религии, об эпидемии самоубийств, о завоевании Константинополя и о многом другом. Александр Алексеев.

Литография к роману «Братья Карамазовы». Иллюстрация Ильи Глазунова к роману «Братья Карамазовы». Последний роман Достоевского воспринимался как большое событие в литературной и общественной жизни, а его автор — как один из крупнейших русских писателей. Далеко не все критики и читатели одобряли это произведение, однако почти все сочли его достойным серьёзного обсуждения. Роман Достоевского обсуждали критики едва ли не всех изданий включая даже церковную прессу, не очень-то интересовавшуюся светскими литературными новостями , отзывы о его чтении появлялись в дневниках и переписке современников. Профессор Семён Венгеров счёл нужным специально обсуждать причины особой популярности и влиятельности Достоевского. Открытие памятника Пушкину в Москве.

Пушкинская речь На открытом заседании Общества любителей российской словесности Достоевский прочитал речь о Пушкине. Причиной послужило открытие памятника Пушкину на Тверском бульваре в Москве. Речь Достоевского произвела на современников сильнейшее впечатление. Писатель сообщал жене: …Зала была как в истерике, когда я закончил — я не скажу тебе про рёв, про вопль восторга: люди незнакомые между публикой плакали, рыдали, обнимали друг друга и клялись друг другу быть лучшими, не ненавидеть впредь друг друга, а любить. Порядок заседания нарушился: всё ринулось ко мне на эстраду: гранд-дамы, студентки, государственные секретари, студенты — всё это обнимало, целовало меня. Все члены нашего Общества, бывшие на эстраде, обнимали меня и целовали, все, буквально все плакали от восторга. Вызовы продолжались полчаса, махали платками, вдруг, например, останавливают меня два незнакомые старика: «Мы были врагами друг друга 20 лет, не говорили друг с другом, а теперь мы обнялись и помирились.

Это вы нас помирили. Вы наш святой, вы наш пророк! Тургенев, про которого я ввернул доброе слово в моей речи, бросился меня обнимать со слезами. Анненков подбежал жать мою руку и целовать меня в плечо. Целовали мне руки, мучали меня. Прибежали студенты. Один из них, в слезах, упал передо мной в истерике на пол и лишился чувств.

Полная, полнейшая победа! В этот час времени успели купить богатейший, в 2 аршина в диаметре лавровый венок, и в конце заседания множество дам более ста ворвались на эстраду и увенчали меня при всей зале венком: «За русскую женщину, о которой вы столько сказали хорошего! Городской глава Третьяков благодарил меня от имени города Москвы. Даже не согласные с выраженными в речи почвенническими идеями Достоевского критики подтверждали поразительный эффект, произведённый ею на публику. Фёдор Достоевский в гробу. Рисунок А. Смерть писателя Достоевский умер от туберкулёза в Санкт-Петербурге.

Как себя воспитать, наладить, успокоить. Это очень трудно. Повторяю, нужны примеры. Как нужны примеры учителей, и такие примеры есть. Но чем больше их будет, тем лучше.

Достоевский пишет, если что-то дурное совершает чиновник или полицейский, или священник, или учитель, или кто угодно другой — нельзя их «замазывать», использовать такой козырь, как честь мундира, нельзя закрываться этим мундиром. Вот о чем нужно сегодня говорить тем публицистам, церковным и не церковным, которые клянутся именем Достоевского на каждом шагу. Не зная или забывая эти его слова. Загляните, пожалуйста, в 14—15 том Полного собрания сочинений Достоевского, в «Братья Карамазовы». Загляните в публицистику «Дневника писателя»… Его забота, его боление за русское духовенство было столь высоким, столь тревожным.

Он опасался, что вера упадет, иссякнет. Страшно это», — говорит старец Зосима. И мы уже 150 лет пожинаем многие, многие из этих его предостережений, его предчувствий. Монологи Верховенского у современных политиков Романы Достоевского имеют загадочную судьбу. Они — цикличны.

Проходит десять лет, и вдруг ты смотришь: опять бесы, опять это бесовщина, и люди ничего не чувствуют, ничего не понимают. Слушая иногда думских политиков, я ужасаюсь: они, сами не зная того, воспроизводят монологи Петруши Верховенского или Шигалева. Но сами — не осознают этого, поскольку только слово «Достоевский» знают. И говорят, произносят бесовские монологи, которые Достоевский высмеял, вытащил на поверхность и, казалось бы, обличил. Потом проходит время и опять — «Преступление и наказание».

Сидит в углу какой-то юноша, безумец, и вынашивает наполеоновскую идею, опять он готов идти мир завоевывать, и залить все кровью, и через все переступить. Очень смешную картинку я недавно увидела в Интернете. Сидят четыре котенка. Три из них говорят: «Хочу молочка, хочу рыбку, хочу сметанки». Четвертый — маленький, черненький, отвернулся от них и говорит: «Хочу править миром!

Это «хочу править миром» никуда не делось, наполеоновская идея — живая, она вечная. Где взять братьев? Так что, повторяю, нам трудно предугадать, как отзовется слово Достоевского в следующие пять лет. Дай Бог, чтобы оно отозвалось «зосимовским» православием. Ласковым, добрым, милосердным.

А — не с кулаками. У нас же сегодня говорят — православие — это как добро, которое должно быть с кулаками. Появилась агрессия, ферапонтовщина. А, по Достоевскому, только зосимовское православие способно мир на земле устроить. Еще в начале шестидесятых годов, только вернувшись из ссылки, после каторги, он писал: «Чтобы было братство, нужны братья».

Если мы способны относиться к другому, как к брату, то вот оно — православие. А мы — не способны. В «Сне смешного человека»: «Я видел истину, я знаю, достаточно людям договориться, любить ближнего, как самого себя». Но, сколько проходит веков, и — не договариваются. Смотрите, последний роман «Братья Карамазовы».

Как там братья относятся друг к другу? Это же тотальная, дуэльная ненависть. Соперничество, зависть, ссоры. Алеша — это самый больной вопрос у Достоевского, во всяком случае, для меня. Смотрите, двадцатилетний мальчик, прелестный, прекрасный, добрый, милый, «ранний человеколюбец», как о нем говорит Достоевский.

И в самый опасный момент, роковой для своей семьи, он не выполнил наказа старца Зосимы, который сказал ему, что надо идти из монастыря в семью, быть около обоих братьев сразу. Если бы Алеша выполнил наказ, отец был бы жив, Митя не пошел бы на каторгу, Иван не сошел бы с ума. Достоевский кричит нам со страниц романа: «Смотрите, что делается! Вы пропускаете важнейшие моменты своей жизни! У вас есть точка боли — идите туда, будьте рядом…» А старец Зосима мудрый, он воплощает не только богословие любви, но и богословие величайшей мудрости.

И нашел правильное решение. Легкое, на самом деле. Для выполнения этого решения нужно было просто забыть о своем эгоизме. Ты — должен. Это чувство долга — оно и православное, оно и гражданское, оно и сыновнее, оно и братское.

Но вот как Иван говорит про это все: «Я не сторож моему брату Дмитрию». Это же каиновы слова, сказанные Каином уже после убийства брата Авеля.

Московская, 2 установлен памятник писателю. Однако главное воплощение «Петербурга Достоевского» - в местах, где жили его герои. Прежде всего, Петербург Достоевского — это Петербург «Преступления и наказания». Атмосферу «Петербурга Достоевского» можно искать в районе, где расположен «дом Раскольникова» Гражданская улица, 19 , дом старухи-процентщицы канал Грибоедова, 104 , дом Сони Мармеладовой Канал Грибоедова, 73 , на Вознесенском и Кокушкином мостах через канал Грибоедова, на Сенной площади покаяние Раскольникова. Музей-квартира Ф. Достоевского в Москве расположен в здании бывшей Мариинской больницы, где он родился и провел первые 15 лет жизни сегодня ее адрес - улица Достоевского, д.

Всего сегодня работает 7 музеев писателя, включая место его жизни в ссылке в Омск, в подмосковной усадьбе семьи писателя в селе Даровое, в Старой Руссе, где семья проводила лето. Именем Ф.

Это произведение ошеломило читателей России. Для современников «Записки» оказались откровением. До Достоевского никто не касался темы изображения жизни каторжных. Одного этого произведения было достаточно для того, чтобы писатель занял достойное место, как в русской, так и в мировой литературе. С начала 1861 года Федор Достоевский помогал брату Михаилу издавать собственный литературно-политический журнал «Время», после закрытия которого в 1863 году братья начали выпускать журнал «Эпоха». На страницах этих журналов появились такие произведения Достоевского, как «Униженные и оскорбленные» 1861 , «Записки из мертвого дома», «Скверный анекдот» 1862 , «Зимние заметки о летних впечатлениях» 1863 и «Записки из подполья» 1864. Сотрудничество в журналах «Время» и «Эпоха» положило начало публицистической деятельности Достоевского, а совместная работа с Страховым и Григорьевым способствовала становлению братьев Достоевских на позициях почвенничества.

Увлечение Федора Достоевского азартными играми Летом 1862 года Федор Достоевский впервые побывал за границей. Главной целью путешествия было лечение на немецких курортах. Но в Баден-Бадене писатель увлекся разорительной игрой в рулетку. В связи с возникшей пагубной страстью, Достоевский испытывал постоянную нужду в деньгах. Часть второй поездки по Европе летом 1863 года Достоевский провел с молодой эмансипированной особой Аполлинарией Сусловой. Любовь Достоевского к Сусловой, их сложные отношения и привязанность писателя к рулетке нашли отражение в романе «Игрок». Последний раз писатель играл в рулетку в Висбадене 16 апреля 1871 года, когда после проигрыша навсегда поборол в себе страсть к игре. Главные книги Федора Достоевского, великое пятикнижие Посетив Европу, Федор Достоевский опубликовал свои размышления об идеалах Великой французской революции — «Свободе, равенстве и братстве». Размышления писателя о буржуазной цивилизации в «Зимних заметках о летних впечатлениях» предваряли историко-социологическую проблематику «великого пятикнижия», философская основа которого по определению достоеведа Долинина была заложена в «Записках из подполья».

Многие мысли автора «Записок из подполья» получили развитие в последующих романах, начиная с «Преступления и наказания». В 1864 году ушел из жизни старший брат писателя. В данный период происходит разрушение социалистических иллюзий юности основой которых являлись европейские социалистические теории , формируется критическое восприятие писателем буржуазно-либеральных ценностей. Мысли Достоевского на этот счёт впоследствии найдут отражение в романах «великого пятикнижия» и «Дневнике писателя». После путешествия за границу лето 1866 года писатель провел в Москве и на подмосковной даче, работая над романом «Преступление и наказание». Параллельно Достоевский работал над «Игроком», который диктовал стенографистке Анне Сниткиной, вскоре ставшей его второй женой. Выход «Преступления и наказания» в свет в 1866 году вызвал бурную полемику в литературном сообществе России, отзывы рецензентов варьировались в диапазоне от восторга до полного неприятия. Вскоре книга получила всемирную славу. В 1867—1868 годах Достоевский написал роман «Идиот» — так же одну из главных своих книг.

В 1875 году был напечатан роман «Подросток», четвертое произведения «великого пятикнижия». В 1879—1880 были созданы «Братья Карамазовы», последняя из великих книг писателя. Смерть Федора Достоевского В начале января 1881 года, при встрече с Григоровичем, Достоевский поделился предчувствием, что не переживёт нынешней зимы. Любовь Достоевская дочь писателя вспоминала о бурной сцене с объяснениями и слезами, после чего у Достоевского пошла кровь горлом. Возможно, что этот неприятный разговор стал толчком к обострению его болезни эмфиземы. Через 2 дня, 9 февраля 1881 года, на 60-м году жизни Федор Михайлович Достоевский скончался. Диагноз — туберкулез лёгких, хронический бронхит, в небольших размерах эмфизема легких. Личная жизнь Федора Достоевского Первой супругой Достоевского стала Мария Исаева, с которой он познакомился вскоре после возвращения из каторги. В общей сложности брак Федора и Марии продлился около семи лет, до скоропостижной кончины супруги писателя в 1864 году.

Во время одной из своих первых поездок за границу в начале 1860-х годов Достоевского очаровала эмансипированная Аполлинария Суслова. Именно с нее была написана Полина в «Игроке», Настасья Филипповна в «Идиоте» и ряд других женских персонажей.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий