Новости трапезундская операция

Трапезундская военная операция В 1916 году с двадцать третьего января по пятое апреля проходила Трапезундская военная операция, которая была следствие наступления. ряд успешных операций русских войск и Черноморского флота против турецких войск во время Первой. По случаю столетнего юбилея Трапезундской операции 1916 года в российской прессе и исторической публицистике вышли «фанфарные» статьи под заголовками «Захват Трапезунда. Эрзерумско-Трапезундская операция русской армии показала мощь русского оружия.

Началась Трапезундская операция во время Первой мировой войны

Так как вся операция против Трапезунда была предпринята с целью создать в нем мощную базу снабжения, то было решено для ее прикрытия образовать здесь сильную круговую позицию. Трапезундская кампания, также известная как битва при Трапезунде, представляла собой серию успешных российских военно-морских и сухопутных операций. Захват Трапезунда перекрывал ближайшую и наилучшую морскую коммуникацию 3-й турецкой армии со Стамбулом. Операция прошла успешно.

Лучшая десантная операция Первой мировой

Успенским в отчете, опубликованном в «Известиях Российской академии наук» 1918 см. Несмотря на многократные обращения османской стороны, а затем и Национального собрания Республики Турция, российская сторона так до сих пор и не вернула обратно эту уникальную коллекцию. Данная тема была поднята и перед президентом Р. Эрдоганом в период подготовки к встрече с В. Путиным в 2017 г. Из-за сложившейся в России после Февральской революции политической обстановки комиссия не смогла отправить всю собранную коллекцию в Петербург, тем не менее из Трапезунда в 1917 г. Страх и паника от бомбардировок, отсутствие техники для эвакуации, плохие дороги, трудности обеспечения продуктами питания и одеждой, голод и эпидемии, пережитые беженцами, — все эти проблемы и драматизм ситуации изучены в статьях З. Арслан, Й. Уста, М.

Башкая, М. Оксюз, И. Атнура, С. Текина и др. С российским расширением вовнутрь Османской империи исход местного населения из провинций Эрзерум, Эрзинджан, Байбурт, Гюмюшхане, Ризе и Трапезунд на запад страны принял масштабный характер. Тюкер упоминает в статье о некоей «черной пропаганде» среди местного населения, организованной русскими агентами.

Командовал ей капитан 1-го ранга В. Ход операции [ править править код ] Главнокомандующий войсками Российской империи на Кавказе Великий Князь Николай Николаевич Младший принял решение развить успех Эрзурумской операции 1916 года, разгромив левый фланг 3-й турецкой армии и овладев портом Трапезунд, и обеспечить тем самым правый фланг российского Приморского отряда. Осуществить замысел планировалось совместными действиями Кавказской армии Приморский отряд под командованием генерал-лейтенанта Ляхова: 11 батальонов, 9 дружин, 3 сотни, 4 инженерные роты — всего около 15000 штыков и сабель при 38 орудиях и Батумского отряда кораблей Черноморского флота флаг капитана 1-го ранга М. Римского-Корсакова : 1 линкор, 2 эсминца, 2 миноносца, 2 канонерские лодки. Наступление предполагалось вести вдоль единственной дороги между берегом Черного моря и Лазистанским хребтом. Архаве [6] , подавив огонь двух береговых батарей. На следующий день русский ударный отряд 7000 штыков и сабель при 20 орудиях и 12 пулеметах при поддержке артиллерии кораблей [7] атаковал вдвое меньший по численности Лазистанский отряд турок генерал-майор Ахмет Авни-паша; 3,4 тыс. При этом отряд пластунов обходил правый фланг турок. После непродолжительного боя противник оставил позиции на левом берегу реки и отступил на 15 километров к Сумли и Вице. Корабли Батумского отряда, двигаясь вдоль берега, обстреливали отступающие турецкие отряды [8].

Однако, несмотря на мощный натиск с берега и моря, турецкие войска ожесточенно сопротивлялись, неоднократно предпринимая контратаки, в том числе и ночные. Стоит отметить, что гористая местность благоприятствовала турецкой обороне. Из-за того, что прямой штурм укреплений противника привел бы к большим потерям, то российское командование приняло решение об организации несколько тактических десантов в тыл противника. Первый десант, поддерживаемый с моря «Ростиславом» и другими русскими кораблями, был высажен в турецком тылу 4 марта 1916 г. Следующий десант был организован через три дня. Однако дальнейшее продвижение к Трапезунду тем же маршрутом не представлялось возможным. В первую очередь, в силу малочисленности войск, которые к тому же были до предела измотаны, пройдя с боями 120 км по прибрежной полосе.

Развивая успех, российские войска к 25 мая 7 июня вышли в район залива Бююклиман 35 км западнее Трапезунда и закрепились на достигнутом рубеже. Кадры из фильма «Полёты над завоёванной землёй в Анатолии». Студия «Скобелевский комитет». Из фонда Российского государственного архива кинофотодокументов. Из фонда Российского государственного архива кинофотодокументовИз фонда Российского государственного архива кинофотодокументов Проведя успешную Трапезундскую операцию, российское командование получило возможность создать базу для кораблей Черноморского флота на турецком берегу в целях снабжения Кавказской армии и пополнения её войск. Турки, в свою очередь, лишались удобной морской линии коммуникаций с Константинополем ныне Стамбул.

Сто лет Трапезундской наступательной операции

Трапезундская наступательная операция проводилась в тесном взаимодействии с Черноморским флотом. Трапезундская операция 23 января (5 февраля) 1916 г. – 5 (18) апреля 1916 г. – совместная наступательная операция Приморского отряда русской Кавказской армии и Черноморского. Эта картина наблюдалась в ходе всей Трапезундской операции, на протяжении 200 верст береговой линии. 5 (18) апреля 1916 года взятием Трапезунда завершилась наступательная операция русской Кавказской армии и Черноморского флота против 3-й турецкой армии.

Трапезундская операция

Трапезундская военная операция В 1916 году с двадцать третьего января по пятое апреля проходила Трапезундская военная операция, которая была следствие наступления. 5 февраля 1916 года началась Трапезундская операция, которая едва не сделала Россию хозяйкой Константинополя, Босфора и Дарданелл. В историю Первой мировой войны Трапезундская операция вошла как пример образцово организованного взаимодействия армии и флота.

Сто лет Трапезундской наступательной операции

Корабли флота, и особенно главный калибр линейного корабля "Ростислав" 4 — 254 мм и 8 — 152 мм орудий , успешно содействовали наступлению сухопутный войск. На кораблях находились сухопутные артиллеристы, хорошо знавшие позиции противника, а связь с берега осуществляли корабельные специалисты. Также при командирах сухопутных частей были корабельные сигнальщики, передававшие и вёдшие корректировку огня. Корабли флота трижды высаживали десанты в помощь наступающим войскам. После взятия укреплённого города Ризе в нём оборудовали временный порт и через него с австро-венгерского фронта, по приказу главнокомандующего Государя Императора Николая Александровича, были переброшены 1-я и 2-я Кубанские пластунские бригады. И 14 апреля по новому стилю 1916 года русские войска перешли в решительное наступление, форсировав бурную реку Кара-Дере. Турки бежали, оставив сам Трапезунд без боя.

Трапезундская операция началась 23 января. Батумский отряд судов Черноморского флота под командованием капитана 1 ранга Римского-Корсакова, состоявший из линкора, двух эсминцев, двух миноносцев и двух канонерских лодок подошёл к устью реки Архаве, и огнем корабельной артиллерии подавил расположенные там турецкие батареи. В это же время Приморский отряд генерал-лейтенанта Ляхова 15 тысяч человек, 38 орудий перешел в наступление и двинулся в сторону Трапезунда. Наступать приходилось по хорошо укреплённой узкой полоске побережья, ограниченной с севера Чёрным морем, а с юга — горным хребтом.

В марте сухопутную группировку усилили двумя кубанскими пластунскими бригадами, переброшенными из Новороссийска и морскими десантами. Это 33-тысячное соединение встретилось с основными силами Третьей турецкой армии у реки Карадере. Турки, всего год назад начавшие овладевать европейской военной наукой, воевали неумело, но яростно сопротивлялись. В сражении, растянувшемся на целый день, отряд генерал-лейтенанта Ляхова потерял убитыми 25 офицеров и более тысячи нижних чинов, но наголову разбил Третью турецкую армию. Город сдался без боя. Почти всё турецкое население покинуло его вместе с отступившими войсками. Генерал-лейтенант Владимир Ляхов. Во главе с дипломатом делегация трапезундцев вышла на встречу двигавшемуся в авангарде русского отряда 5-му пешему пограничному полку. Командовавший пограничниками полковник Гамалей приказал проводить делегатов к Ляхову. Греки объяснили генералу, что город готовится к торжественной встрече единоверцев-освободителей.

Русские войска продолжили наступление на запад, овладев побережьем до Бююклимана. В Трапезунде была создана база для снабжения Кавказской армии. Военная и воено-морская комендатуры быстро наладили жизнь в прифронтовом городе. Под покровительством русских комендантов и американского консула местные греки предприняли попытку возрождения на освобождённой территории собственного государства, чуть ли ни новой Трапезундской империи. В городе возникло временное греческое правительство, которым руководил митрополит Хрисанф. Именно он торжественно встречал прибывшего из Батума на миноносце командующего Кавказской армией генерала от инфантерии Николая Юденича. Генерал Николай Юденич, 1916 г. Художник М. Юденич устроил в Трапезунде смотр войск и торжественный парад. Командующему показали доставшиеся русским войскам трофеи: штабеля немецких винтовок «Маузер», которые отступавшие турки побросали в воду, и тяжелые береговые орудия, которые они не успели взорвать.

Русский комендант приказал закрыть все мечети, а те из них, которые некогда были православными храмами, вернуть христианам.

Так, для усиления Кавказской армии с австро-германского фронта были переброшены в Новороссийск 1-я и 2-я Кубанские пластунские бригады, которые 25 марта на кораблях были перевезены в район р. Балтачи-дараси 50 км от Трапезунда и р. Русское командование успешно перебросило и высадило пластунов восточнее Трапезунда — в районе Кара-дере. Всего было перевезено 10 тыс. Приморский отряд приобрел превосходство над противостоящим противником.

Результатом комбинированной десантной операции стало занятие 5 апреля столицы последнего осколка Византии — Трапезундской империи. Русские войска продвинулись почти на 100 км по чрезвычайно лесистой и пересеченной горной местности, разгромив выставленные против нее резервы 3-й турецкой армии. Дальнейшее преследование противника имело серьезное значение для центральной группировки русской Кавказской армии — бои, часто переходящие в штыковые схватки, приняли ожесточенный характер.

Гарбит и спешно отступил по прибрежной дороге за р. Беюк-дере, протекавшую в 5 км от г. Атина Атинэ. Потери Приморского отряда на этом этапе операции составили 16 офицеров и 593 солдата убитыми, ранеными и обмороженными. Подготовка к прорыву очередного оборонительного рубежа противника заняла две недели. Беюк-дере и при поддержке высаженного в тылу у турок морского десанта 20 февраля 5 марта заняла Атину. Генерал-майор Ляхов, убедившись в высокой эффективности тактических морских десантов, решил вновь прибегнуть к этой форме действий, и на рассвете 21 февраля 6 марта три батальона пехоты были высажены в 20 км западнее Атины и с боем заняли приморское сел. Утром 23 февраля 8 марта был высажен третий десант, и на следующий день главные силы Приморского отряда вступили в оставленный без боя турками г. На втором этапе операции отряд В.

Трапезундская операция (к 105-летию русской победы)

Для Османской империи Трапезунд был важнейшим после Эрзерума административным центром и коммуникационным пунктом Анатолии. Для России взятие Трапезунда также имело огромное стратегическое значение. Именно через Трапезунд турки перебрасывали подкрепления и вооружение для 3-й армии. После Эрзерумской операции и успешного наступления кавалерийского корпуса генерала Н. Баратова на багдадском направлении германское командование имело полное основание беспокоиться за Багдадскую железную дорогу - и были приняты срочные меры по переброске из районов Проливов необходимых войск. Командование Кавказской армии, благодаря хорошо поставленной разведке, было осведомлено о замыслах германо-турецкого командования и приняло необходимые контрмеры. Так, для усиления Кавказской армии с австро-германского фронта были переброшены в Новороссийск 1-я и 2-я Кубанские пластунские бригады, которые 25-го марта на кораблях были перевезены в район р.

Балтачи-дараси 50 км от Трапезунда и р. На палубе транспорта. Картины войны, 1917.

Ведь конфигурация фронта сложилась таким образом, что он оказался выгнут в центре в сторону русских.

Движение Приморского отряда вперед приводило к тому, что турки получали в свое распоряжение фланговую позицию, откуда могли начать контрнаступление, отрезав Приморский отряд от русской территории. Отсюда и необходимость заслонов. Свободных войск для этого не было. Поэтому Приморский отряд мог только ожидать, чтобы главные силы Кавказской армии ударами на артвинском и ольтинском направлениях, очистив от турок смежные с побережьем районы, отбросили неприятеля в глубь его территории, тем самым устранив угрозу флангового удара против Приморского отряда и создав возможность дальнейшего наступления Приморского отряда к порту Трапезунд.

После успешного проведения Эрзерумской наступательной операции такая возможность появилась: турки оказались отброшенными к Эрзинджану и были вынуждены очистить те районы, что угрожали с фланга русскому Приморскому отряду. Смысл движения русских вдоль побережья Черного моря заключался в том, чтобы выбить из рук неприятеля его черноморские порты, взять угольный район Зунгулдака и вынудить германо-турецкий флот базироваться исключительно на Стамбул. Лишение противника приморской базы стало насущной проблемой ведения войны на Кавказском театре военных действий. С выполнением данной задачи, прежде всего, улучшалось снабжение русской Кавказской армии, а во-вторых, неприятельский флот оказывался окончательно запертым в Босфоре, в районе которого русскими кораблями постоянно ставились минные поля в том числе и с уникального подводного минного заградителя «Краб».

Необходимость взятия Трапезунда также диктовалась и тем обстоятельством, что после того, как в руки Кавказской армии перешел Эрзерум и штаб Юденича стал разрабатывать операцию по наступлению в сердце Османской империи, русские коммуникации растянулись до чрезвычайности. Подвоз боеприпасов, продовольствия, фуража по разбитым дорогам Восточной Анатолии был очень тяжел. Поэтому на повестку дня встал вопрос о создании приморской базы снабжения победоносной Кавказской армии, тем более, что после вступления в строй в 1915 г. Уверенность штаба Кавказской армии в успехе борьбы за Эрзерум была столь сильна, что Трапезундская наступательная операция началась еще до того, как пала сама крепость Эрзерум.

Итоги сражения перед крепостью уверяли, что второй этап операции также пройдет успешно. К началу нового 1916 г. Ляхова насчитывал до 20 тыс. В период проведения Эрзерумской наступательной операции перед войсками Приморского отряда была поставлена задача: сковать силы неприятеля в данном районе, а также подготовить выгодное исходное положение для дальнейшего наступления на Трапезунд.

В середине января для захвата прибрежных плацдармов и содействия наступлению сухопутного Приморского отряда ген. Ляхова был создан Батумский отряд кораблей Черноморского флота, во главе которого встал капитан 1-го ранга Римский-Корсаков. На время операции отряд находился в оперативном подчинении сухопутного командования. Отряд получил свое наименование по своей маневренной базе — порту Батум.

В состав Батумского отряда вошли линейный корабль «Ростислав», канонерская лодка «Кубанец», эскадренные миноносцы «Строгий», «Жаркий», «Стремительный», «Заветный», «Завидный», а также ряд более мелких судов, и самое главное — транспорты.

В результате победы русских положение Кавказской армии в стратегическом отношении стало выгодным. В ходе Трапезундской кампании была создана база для кораблей Черноморского флота на турецком берегу, налажено снабжение армии. Был приобретен ценный опыт взаимодействия армии и флота, организации морских перевозок на большие расстояния и высадки морских десантов в тылу противника. Армянское и греческое местного населения освободилось от гнета турок. Результаты наступательных операций русской Кавказской армии союзники по Антанте закрепили секретным соглашением в апреле 1916 года. В этом союзническом документе было отмечено, что Россия аннексирует области Эрзурума, Трапезунда, Вана и Битлиса на побережье Черного моря к западу от Трапезунда, а также область Курдистана. Описание подготовлено по книге А. Зайончковского «Мировая война 1914—1918», изд.

Известные личности.

В 1214 году он вторгся на территорию империи, захватил в плен отдыхавшего Алексея и приказал пытать его прямо под стенами города Синоп. От боли император стал громко просить защитников города сдаться на милость его мучителям. Синопцы пожалели своего правителя, и в результате этой жалости получили нового: Синоп навсегда перестал быть частью Трапезундской империи. Воины из Трапезунда, миниатюра XIV века. На два столетия затянулась череда дворцовых переворотов и даже революций.

Каким-то чудом правителем Трапезунда удавалось лавировать между волнами иноземных нашествий. Теряя куски территории, и становясь данниками то одного, то другого завоевателя, Великие Комнины пережили и монголов, и набеги туркменских орд, и нашествие Тамерлана. Трапезунд не смогли взять под контроль ни возродившаяся Византия, ни хитрые и богатые генуэзцы. Так империя дотянула до середины XV века. В 1453 году турки захватили Константинополь, навсегда покончив с Византийской империей. Трапезундская пережила «старшую сестру» ненамного. Тогдашний император Иоанн IV спешно искал союзников для отпора туркам.

Отдав дочь за хана Узун-Хасана, он заключил брачный договор с туркменской ордой Ак-Коюнлу, контролировавшей часть территорий Персии и Армении. Успокоенный Иоанн внезапно умер, и власть в Трапезунде захватил его брат Давид. После этого Узун-Хасан счел договор расторгнутым. Он оставил жену себе и даже пальцем не пошевелил, когда в 1461 году турки осадили Трапезунд. Перепуганный Давид сдался сам и сдал империю. Девять лет он прожил в плену, а затем отказался принять ислам, и был задушен вместе с семью сыновьями и племянником. Династия Великих Комнинов закончилась, а Трапезунд под именем Трабзона стал частью Османской империи.

В городе по-прежнему значительную часть населения составляли православные греки и армяне. Турки, хотя и превратили главный трапезундский храм святой Софии в мечеть, проявляли к местным христианам несвойственную им веротерпимость. В Трапезунде были открыты больше церквей на душу населения, чем в других османских городах. Все его жители, включая и мусульман, говорили, в основном, на греческом диалекте. Так тянулось до начала XX века. Храм святой Софии в Трапезунде, превращенный в мечеть.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий