Выступление старообрядцев причины поражения

Вслед затем выступило несколько ораторов, детально разбиравших текст воззвания и говоривших о современном освободительном движении и об участии, которое должны принять в нём старообрядцы. Проповеди старообрядцев, зачастую являлись причиной новых крестьянских вступлений. При Петре старообрядцам было запрещено избираться на общественные. Формальными причинами. раскола стали обрядовые разногласия, споры о богослужебных текстах и не. соблюдении старообрядцами церковного послушания, дисциплины, обязывающей. Ответ учителя по предмету История восстание было подавлено. все самообрядцы стали преследоваться. прототоп аввакум был сослан в сибирь а позже был сожжен.

Раскол Русской церкви

Отказ выполнять требования Подавление восстания Выступление старообрядцев Раскольников запрещено избирать на общественные должности, брак по старому обряду недействителен, государственные подати в двойном размере, направление на строительство заводов, обязанность носить нелепую одежду Борьба старообрядцев с официальной церковью и государственной властью. Отказ выполнять требования.

Хотя во время заседаний съезда широко раздавались воззвания союза 17-го октября и некоторые из наиболее видных представителей старообрядческой общины принадлежат к этой партии, съезд однако выработал свою программу, но всегда совпадающую с программами умеренно-прогрессивных партий. Его платформа носит своеобразный характер и занимает среднее положение между платформой партии 17-го октября и конституционно-демократической. И обе партии найдут себе здесь богатую жатву. Идеи мирной эволюции наиболее близки старообрядцам. Давая отзыв о происходившем съезде старообрядцев, «Московские Ведомости» поспешили констатировать, что «либеральствующие устроители» съезда «потерпели тяжелое поражение». Теперь точно такая же истиннорусская верноподданность проявилась со стороны самого «архиепископа московского Иоанна Картушина».

Архиепископ произнес речь о том, что «старообрядцы ни в каком случае не могут сочувствовать, а тем паче участвовать в ограничении Верховной Власти». Манифест 17-го октября Картушин «объявил не добровольным, а вырванным из рук Державного Вождя нерусскими стремлениями нерусских людей, прибегших ради этого к братоубийственному кровопролитию. Поэтому Картушин потребовал, чтобы его паства, не только не участвовала в проведении в жизнь этого насильственного распоряжения, а, наоборот, всячески противодействовала всякому попранию и ограничению Богоучрежденной и Богоставленной власти». Речь эта, как заявляют «Моск. Принимая во внимание, что «большинство старообрядческой интеллигенции, хватившей верхушек европейской цивилизации, не прочь полиберальничать» и что такое настроение можно найти «даже среди начетчиков и духовенства австрийского согласия», «Моск. Насколько справедливы заявления органа г-на Грингмута, видно уже из приведенных выше постановлений съезда. Недоразумение газеты основывается на неправильной оценке ухода со съезда некоторого числа депутатов.

Этот уход не был демонстрацией. Большинство ушло, конечно, не потому, что сочувствовало так называемым «истиннорусским людям», группирующимся вокруг органа г. Грингмута, — против этого союза старообрядцы, как мы уже знаем, в свое время решительно протестовали: ушли депутаты потому, что они индифферентно относились к общественным вопросам и, считая себя представителями лишь религиозной организации, далекой от мирских интересов, желали, чтобы на съезде трактовались лишь вопросы духовного быта старообрядческой общины; ушли, быть может, потому, что, сочувствуя в душе идеям освободительного движения, не считали возможным принимать какое-либо активное в нем участие. К сожалению, такую точку зрения разделяет большинство даже наиболее прогрессивных наших сектантов. С другой стороны, индифферентизм известной части съезда будет понятен, если принять во внимание его состав, — значительное число депутатов являлось представителями старообрядческого духовенства. Это духовенство, хотя и стоит в значительной степени выше иерархии государственной церкви, являющейся за весьма малым исключением оплотом реакционных течений, в политическом отношении не представляет благодарного материала, — служитель алтаря всегда останется им, тем более при господствующих в старообрядчестве взглядах на необходимость полного разграничения сфер государственной и церковной жизни. Однако уже самый факт, что на этом съезде были подняты политические и общественные вопросы и разрешены в известном смысле, является довольно знаменательным.

Решения съезда отнюдь не представляются продуктом либеральных затей некоторой части старообрядческой интеллигенции, не имеющих прочного основания в самой старообрядческой массе; с большей уверенностью можно было бы сказать, что решения съезда, отражающего преимущественно интересы старообрядческой буржуазии, недостаточно еще ярко выразили настроение низших слоев старообрядческого общества, настроенного, несомненно, радикально. Прошлое и настоящее старообрядчества Чтобы получить ясное представление о брожении, которое теперь наблюдается в старообрядчестве, нельзя упускать из виду той эволюции, которую пережило старообрядчество за двухстолетний период своего существования. Эту эволюцию в кратких чертах мы и постараемся здесь наметить, не касаясь той роли, которую сыграли социально-экономические факторы в появлении раскола и в его вековой оппозиции господствующему политическому режиму на почве религиозного протеста. С самых первых дней своего существования старообрядчество раскололось на несколько фракций. И судьба каждой из этих фракций различна. Только правительственные гонения создавали почву для объединения, благоприятную атмосферу для того, чтобы старообрядцы всех согласий и толков, терпящие одни и те же преследования, чувствовали себя как бы одним целым, как бы духовными преемниками первых борцов-расколоучителей. Та масса старообрядцев, которая, отвергнув существующий церковный строй, не решилась на крайний вывод, — отвергнуть священство вообще — должна была идти на компромисс со своей совестью, признать государственную власть, и эти компромиссы заставили ее вращаться в заколдованном круге старых идей.

При таких условиях невозможен был какой-либо прогресс. Такова была судьба поповцев. В этой среде скоро исчезли и последние намеки на социально-политическую оппозицию; эти люди замерли в своей патриархальной оболочке представителей Московского государства XVII века. Только в области религии они сумели сохранить во всей чистоте свои взгляды и здесь остаться в оппозиционном лагере, не желая подчиниться государственной церкви и признать совершившуюся переписку Божьего царства на государево имя. Другая часть старообрядческой массы, сделав неизбежный логический вывод и отвергнув священство и царство, разбилась в свою очередь на несколько течений. Беспоповцы не скованные в своих мыслях святыней церковного авторитета и церковной организации, предписывающих религиозные догматы как ненарушимые истины, разбились на бесчисленное множество фракций. И каждая из этих фракций в свою очередь пережила самые разнообразные эволюции.

В беспоповщине живая мысль не угасала, — здесь была свобода творчества. С первых же пор люди, свободные от церковного авторитета, должны были самостоятельно создать себе новые формы вероучения. И, конечно, народная мысль, не привыкшая к самостоятельному творчеству, предоставленная в своем развитии только самой себе, часто шла по ложному пути и выливалась в уродливую форму религиозного фанатизма Политическая мысль здесь отсутствовала или, вернее, замерла на долге годы, как замерла она во всем русском народе; о непоколебимую твердыню культурной закорузлости должны были неизбежно разбиваться все прогрессивные течения. Но далеко не вся масса беспоповцев пошла по такому пути. Народная мысль выбиралась и на светлую дорогу. Эволюция в целом ряде беспоповских толков состояла в рационализации вероучения, они выделили из себя рационалистические секты с определенно выраженной социально-политической стороной. И это движение охватывает ныне все более и более широкие слои, захватывает, как это ни странно на первый взгляд, наиболее фанатичные и невежественные, казалось бы, толки.

Дух времени отразился и на поповцах, — они стали выходить из своего состояния вечного покоя. Непосредственно соприкасаясь с правительственной политикой преследования, старообрядцы не могли в конце концов оставаться безучастными зрителями хода общественной жизни. Эта жизнь непосредственно затрагивала их интересы, и в сомкнутый круг старообрядчества стали проникать новые веяния. Эти новые веяния среди старообрядческой интеллигенции можно характеризовать словом, пущенным в обиход П. Боборыкиным, — обмирщение: руководители старообрядчества соприкоснулись с европейской цивилизацией. Параллельно этой европеизации в среде старообрядчества шла другая внутренняя работа, выразившаяся в пробуждении религиозного самосознания. Этот перелом в старообрядческой сфере вызван был, конечно, общим переломом в русской жизни за последние годы.

Прогрессивные начинания в старообрядческой среде проявились прежде всего в оживлении старообрядческой прессы. Вынужденные печатать в России свои произведения в тайных типографиях, старообрядцы перенесли свою печатную деятельность за границу и основали в Пруссии, Австрии и Румынии ряд старообрядческих типографий. Отсюда книги и другие печатные произведения расходились по России. В 1878 г. Чернышева Старообрядец. На место Старообрядца в 1892 г. Мельниковым, который должен был бежать за границу от преследований русского правительства.

За новой газетой был учрежден бдительный надзор со стороны гражданских и духовных властей. Сыск доходил до такого усердия, что не было возможности пересылать газету из-за границы даже в закрытых конвертах. Приходилось все дело вести контрабандным путем, но и этот путь не всегда был надежен. Бывали случаи, что вместо газеты приходили в Москву по железной дороге ящики с кирпичом и дровами.

Причины соборного уложения 1649.

Соловецкое восстание 1668-1676 кратко. Соловецкое восстание причины ход итоги. Народные Восстания в эпоху Петра 1 таблица. Народные Восстания при Петре 1 таблица 8 класс история России. Восстания при Петре 1 таблица итоги.

Таблица народное движение в 17 веке причины события итоги. Народные Восстания в России в 17 веке таблица. Церковный собор 1666-1667 постановил. Реформа Никона и раскол русской православной церкви. Реформы церкви в 17 веке в России.

Раскол православной церкви в 17. Восстание старообрядцев. Выступление старообрядцев последствия. Бунт старообрядцев. Выступление участников.

Ход выступления старообрядцев. Участники выступления старообрядцев таблица. Реформы русской церкви XVII века.. Патриарх Никон и раскол в русской православной церкви. Раскол церкви 1650.

Таблица по истории соляной бунт медный бунт восстание Степана Разина. Народное движение в 17 веке таблица 7 класс восстание Степана Разина. Восстания 17 века таблица соляной бунт. Социальные и национальные движения при Петре 1 таблица по истории 8. Таблица по истории социальные и национальные движения.

Социальные и национальные движения таблица 8 класс история России. Выступления старообрядцев при Петре 1 кратко. Игнатий Волохов Соловецкое восстание. Соловецкое сидение 1668-1676. Соловецкий монастырь восстание старообрядцев.

Восстание под предводительством Василия Уса. Восстание под предводительством Уса таблица. Восстание под предводительством Василия Уса участники. Характер Восстания под предводительством Разина. Причины народных восстаний 17 века.

Народные Восстания 17 века таблица Бунташный век. Бунташный век старообрядчество. Причины народных выступлений в 17 веке. Формы протеста населения в XVII веке. Формы социального протеста.

Формы социального протеста в 17 веке. Перечислите формы социального протеста крестьян. Раскол церкви на Руси 17 век таблица. Церковный раскол 17 века таблица. Церковный раскол 17 века основные даты.

Старообрядцы церковные реформы раскол. Церковная реформа Никона старообрядцы. Старообрядцы реформа Никона.

Эволюция христианского богослужения затронула и православную церковь. Изменения были внесены в перевод книг для богослужения, в некоторые обряды. Целью была унификация обрядов, что действовали тогда в Греческой православной церкви. И хотя реформа была поддержана царем Алексеем Михайловичем, у нее были и свои противники — они получили название «старообрядцы». XVII век ознаменовался несколькими их выступлениями. Основные выступления старообрядцев в 1660-1680 годах Движение старообрядцев объединяло представителей разных социальных слоев.

Они по-разному реагировали на церковную реформу патриарха Никона. Некоторые группы старообрядцев совершали коллективные самоубийства всего за 20 лет таким способом ушло из жизни около 20 тысяч человек. Другие — оказывали вооруженное сопротивление правительственным войскам. Всего было три случая вооруженных выступлений старообрядцев: Соловецкое восстание, происходившее в 1668-1676 году, стало первым таким крупным выступлением, Московское восстание 1682 года было первым Стрелецким бунтом, и причины заключались не в религиозном расколе, а в политическом кризисе и недовольстве стрельцов своим положением. Однако старообрядцы попытались использовать кризис в своих целях, призывая стрельцов отстаивать старую веру, Выступления на Дону в 1670-1680 годах. Даже после воцарения Петра I выступления старообрядцев продолжались, хотя таких крупных восстаний больше не было. Главные события Выступления старообрядцев во многом носили хаотичный характер. Но определенную последовательность проследить можно, по крайней мере, в крупнейшем восстании, которое происходило на севере, в Соловецком монастыре. События развивались так: В ходе русско-шведской войны 1656-1658 годов Соловецкий монастырь становится важнейшим военным форпостом.

Причины Выступления старообрядцев

попытка ограничения казачьей вольности. 1. причины и повод выступления 2. состав участников 3. основные события 4. причины поражения. +2. Поражения старообрядцев, особенно в историческом контексте, можно связывать с несколькими причинами. Старообрядцы — это неоднородное религиозное течение внутри Русской православной церкви. Оно возникло в середине XVII века, после того как московский патриарх Никон (1605–1681) провел реформу Церкви (о ней — ниже). Старообрядцы делятся на поповцев и беспоповцев. Преследование старообрядцев Причины народных выступлений первой четверти 18 века. 6. Отметьте причину многих выступлений старообрядцев в годы правления Петра I: увеличенные подати для старообрядцев, запрет заниматься определёнными видами деятельности. передача основных государственных должностей богатым старообрядцам.

«Миссионерство»

  • История 7 вопрос 28043
  • Религиозные выступления — Студопедия
  • Этапы крестьянской войны
  • Причины Выступления старообрядцев
  • История России
  • Урок 4: Народные восстания XVII века -

Астраханское восстание 1705-1706 гг.

Историки предполагают, что организатором восстания был духовный лидер старообрядцев протопоп Аввакум, который каким-то образом передавал из тюрьмы письма своим единоверцам. Требований восставшие не выдвигали, занимались вандализмом в соборах Кремля, занимались распространением подметных писем. С 1682 года начинаются стрелецкие бунты, в которых зачинщиками также выступают старообрядцы.

Девочка рвалась к своим, не обращая внимания ни на ласки, ни на уговоры окружающих. Но она все же рвалась к своим, горевшим в срубе. Тогда, желая напугать, державшие и уговаривавшие пустили ее, сказав: «А, ты не слушаешься, ну так ступай в огонь, только смотри, глаза не закрывай».

Девочка, перекрестившись три раза, бросилась в огонь и сгорела. Преследования вызвали уход старообрядцев в пустынные места и леса. Они уходили за непроходимые болота, на «край света». Здесь старообрядцы устраивали себе кое-какие убежища и приюты. Но и там власти их разыскивали, жилища разоряли и сжигали, а самих приводили в города к духовным властям для увещаний и, если они не изменяли своей вере, предавали мучениям и смерти.

Через четыре года после узаконения статей Софьи патриарх Иоаким издал новый указ: «Смотреть накрепко, чтобы раскольщики так он называл старообрядцев не жили в волостях и лесах, а где объявятся — самих ссылать, пристанища их разорять, имущество продавать, а деньги присылать в Москву». По подсчетам некоторых историков, реформу Никона и решение Московского Собора 1666-1667 гг. Но затем в результате гонений число приверженцев старой веры стало резко сокращаться. И те, кто шли на смерть весьма охотно и радостно, скорбели об одном, — что немало христиан, не выдержав чудовищных пыток, отрекалось от святой для них веры и погибали, как они считали, душой. А пытки действительно были чудовищными.

Чтобы спастись от пыток и сохранить свою веру, русские люди вынуждены были сами себя сжигать. Во многих местах, куда ожидались гонители, сыщики и мучители, заранее приготовлялись срубы для самосожжения или приспособлены были к этому отдельные избы, часовни, церкви, просмоленные и обложенные соломой. Как только получалось известие, что едут сыщики и мучители, народ запирался в приготовленных к сожжению строениях и при появлении гонителей заявлял им: «Оставьте нас или мы сгорим». Бывали случаи, что гонители уезжали, и тогда народ избавлялся от самосожжения. Но в большинстве случаев преследуемые старообрядцы самосжигались.

Сгорали люди сотнями и тысячами. Многие из них ожидали конца мира, некоторые, надев саваны, ложились заранее в гроб, ожидая архангельской трубы с небес о втором пришествии Христовом. Старообрядцы открытому сопротивлению предпочитали самосожжение и бегство в пустынные места и леса. Более двух с половиной столетий гонения на них то ослабевали, то снова усиливались, но никогда не прекращались. Царь Петр I провозгласил веротерпимость в Российском государстве.

Ею широко пользовались в России разные вероисповедания: римокатолическое, протестантское, магометанское, иудейское и языческое. И только одни старообрядцы не получили свободы в родном отечестве. В 1699 году была введена особая пошлина за ношение бороды и усов от 30 до 100 руб. В качестве доказательства выплаты выдавалась медная бляшка, которую человек должен был всегда носить на себе. Все мужчины старообрядцы платили в казну огромные деньги, так как считали брадобритие очевидным грехом.

До 1725 г. Царь Петр дозволил старообрядцам открыто жить в городах и селениях, но обложил их двойным окладом. Так, если последователь Московской патриархии платил в казну за себя 5 руб. Со старообрядцев взыскивали пошлину и в пользу духовенства Московской патриархии. Брали с них штрафы и за то, что старообрядческие священники совершали духовные требы.

Словом, старообрядцы были источником доходов и для правительства, и для духовенства. Они выносили на себе двойные тяготы петровских преобразований. Однако за это они не пользовались в государстве никакими правами: им воспрещалось занимать, какую бы то ни было государственную или общественную должность; не дозволялось быть даже свидетелями на суде против православных, хотя бы последние были привлечены за воровство, убийство или за другие тяжкие преступления. В 1722 г. Старообрядцы, записавшиеся в двойной оклад, числились записными.

Но громадное большинство старообрядцев было незаписным: они жили тайно, скрываясь от властей. Такое состояние было, однако, еще разорительнее, ибо оно было крайне опасным. Их постоянно разыскивали и ссылали на каторгу. Причем разыскивать их были обязаны и сами записные старообрядцы. Правительство заставляло их быть предателями своих родных отцов и матерей, братьев и сестер.

Чтобы иметь больше поводов преследовать старообрядцев, Петр приказал даже выдумывать ложные дела на них, а духовенство все ожесточеннее, все настойчивее требовало истреблять старообрядцев как врагов церкви и государства, хотя они были самыми верными чадами святой, истинно православной Церкви и самыми преданными сынами своего родного отечества. В царствование Петра I власти, главным образом духовные, разоряли старообрядческие скиты, монастыри и другие духовные убежища, отбирали у них имущество и всячески преследовали людей старой веры. И неслучайно Петра они считали «царем-антихристом». Не лучше старообрядческой церкви жилось и при преемниках Петра, хотя гонения смягчились. При императрице Елизавете жестокость против старообрядцев прекращается.

Подобная политика проводиться и в царствовании Екатерины II. В первые годы ее правления была продекларирована политика религиозной терпимости. В 1773 году издаётся закон о терпимости всех вероисповеданий, запрещающий православному духовенству вмешиваться в дела других конфессий; светская власть оставляет за собой право решать вопрос об учреждении храмов любой веры. Такая политика ослабила преследования старообрядцев. Началось возвращение старообрядцев из-за границы, как экономически активной части населения.

В частности, они селились на специально отведенной для них территории — на Иргизе современные Саратовская и Самарская области ; им было разрешено иметь своих священников. С 1782 г. Однако свобода, данная Екатериной II старообрядцам, тоже ограничивалась гонениями. Правительство рассматривало старообрядцев не только как религиозное, но и как социально-политическое движение. В 1765 г.

Сенат постановил, что старообрядцам не разрешается строить храмы, и Екатерина подтвердила это своим указом; были снесены уже построенные храмы. Разгрому в эти годы были подвергнуты не только храмы, но и целый город Ветка в Малороссии, который после этого перестал существовать. А в 1772 г. И неудивительно, что Екатерина II, наряду с Петром I, считалась среди староверов предтечей антихриста. Лишь только в царствование императора Павла I старообрядцы вздохнули свободно.

В начале XIX века император разрешил принимать в церковное общение старообрядцев, желающих восстановления канонического единства. Так возникла единоверческая церковь. Единоверие стало третьим старообрядческим течением, хотя подавляющее большинство старообрядцев отказалось от примирения с официальной Церковью. При императоре Александре I 1801-1825 , в первую половину его царствования, правительство относилось к старообрядцам терпимо, но к концу царствования стало издавать указы, притесняющие духовную жизнь старообрядцев. В 1822 г.

Последние крупные гонения на старообрядцев были в царствование императора Николая I 1825-1855. При нем старообрядчество жестоко преследовалось, царь был уверен в том, что в православном государстве должна быть только одна Церковь, поэтому раскол нетерпим, и все раскольники должны быть возвращены в лоно Матери-Церкви. Так, с 1827 года даже простая покраска часовни должна была осуществляться только по особому разрешению. При нарушении храм могли сломать, а его прихожан арестовать. Наиболее одиозным актом насилия над старообрядцами стала программа Особого комитета, возглавляемого министром внутренних дел графом Д.

Блудовым, официально объявившим, что власти видят в «раскольниках» особое общество, «имеющее потенцию» к антиправительственным действиям, в связи с чем требовалось усилить полицейские меры. Сильнейший удар по Старообрядческой церкви был нанесен в 1832 году, когда прием новых «беглых» священников был полностью запрещен. На старообрядческое священство император Николай I обрушил новые жестокие гонения, в результате чего староверы вообще могли остаться без священников, ведь последние «дозволенные» священники вымирали, принятых вновь власти вылавливали. Староверов насильно присоединяли к Синодальной церкви. Опасность по милости Божией была преодолена только после появления в России священников и епископов Белокриницкой иерархии, но Старообрядческая церковь выжила.

Не сумев лишить Церковь священников, власть предприняла попытку уничтожить духовные центры старообрядчества. Были разорены многие скиты. В Нижегородской губернии в уничтожении старообрядческих скитов лично участвовал известный писатель Павел Мельников Андрей Печерский , и эти события были отражены им на последних страницах романа «На горах». Одновременно по всей России было закрыто множество храмов и молелен. Был предпринят удар и по экономической самостоятельности старообрядчества.

С 1853 года старообрядцы смогли записываться в купечество только на временном праве, что не освобождало от рекрутской повинности и ограничивало возможности заниматься торговлей и предпринимательством. Однако с шестидесятых годов в царствование Александра II начинаются некоторые послабления. В 1863 году купцам-старообрядцам выдаются постоянные свидетельства, а в 1883 году, в царствование императора Александра III, законодательство по старообрядческому вопросу становится более либеральным. Древлеправославным христианам при соблюдении определенных условий разрешается проводить общественные богослужения и даже строить новые храмы. После известного Указа императора Николая II «Об укреплении начал веротерпимости» от 17 апреля 1905 года старообрядцы, наконец, были уравнены в правах с остальным населением России.

Возрождение Церкви было мощным, стремительным, но не долгим. После октябрьской революции 1917 года старообрядчество подверглось на этот раз вместе со всеми остальными верующими России гонениям от безбожной власти. Церковь Христова снова украсилась кровью мучеников. Особенно славился староверами Нижегородский край река Кержец, Вязниковские и Чернораменские леса. Вторым местом распространения Древлеправославной церкви стал Новгородский край и Поморье.

Зеньковский, «В Новгородском крае почва для церковного мятежа была очень хорошо подготовлена. Уже в XIV веке здесь начала быстро распространяться ересь стригольников, вслед за которой в конце XV началось движение жидовствующих. По всей вероятности, традиция этих ересей сохранялась под спудом в дебрях этого края, в котором всегда легко могли укрыться преследуемые в Новгороде и Пскове еретики. Кроме того, на настроения новгородских умов всегда могла действовать близость границы, через которую из Ливонии и Швеции просачивались протестантские идеи и пропаганда»24. Поморье, расположенное вблизи Пустозерска и Соловецкого монастыря, стало в конце XVII века главным местом распространения староверческой идеологии.

Зеньковский, — были особо подходящей почвой для распространения «старой веры», так как там до начала следующего XVIII века каждый приход являлся независимой и сильной церковной и административной единицей и выполнял почти все функции местного самоуправления… Здесь в церковной и особенно монашеской жизни сохранялся дух заволжских старцев, которые не любили ни централизации, ни предписаний в духовной жизни и организации своих скитов». Зеньковского читаем: «6 января 1679 года друг Аввакума поп Дометиан, принявший иночество под именем Данилы, организовал недалеко от Тюмени на берегах речки Тоболы первую сибирскую гарь, в которой он сам сгорел с 300 или даже, судя по другим сведениям, с 1700 своих последователей»26. Среди донских казаков старая вера особенно закрепилась среди низового казачества, более бедного и гулящего, по сравнению с домовитыми казаками юга Донского войска. На Дону возникли старообрядческие монастыри и скиты. Зеньковский: «В 1672 году на притоке Дона, реке Чире, пришедший с севера с десятью единомышленниками, старообрядцами-монахами черный священник Иов Тимофеев основал небольшой монастырь.

Эти монахи поддерживали связь с пустозерским «центром». Во второй половине 70-х годов эта старообрядческая обитель насчитывала уже более двухсот иноков и инокинь и была главным центром сопротивления новому обряду на Дону. Другие старообрядческие скиты образовались по северным притокам Дона, рекам Хопру, Медведице, Цимле, Донцу и другим рекам и речкам»28. Старообрядчество пробралось и на украинские земли. Главным центром его стало так называемое Стародубье.

Тот же С. Зеньковский пишет: «Главным районом старообрядческого выселения на юго-запад стал самый северный из «полков» Малой Руси — Стародубский полк, известный позже, в XIX веке, под названием Черниговской губернии и теперь являющийся частью Брянской области. Эмиграция великороссов в эти глухие и малозаселенные районы Украины началась еще до раскола, но после собора 1667 года сюда направились по преимуществу сторонники древлего обряда, искавшие убежища от религиозных преследований в Москве… До старообрядческого бунта 1682 года поселения ревнителей древлего благочестия на Стародубье были еще немногочисленны, но именно этот район, как и Дон, вскоре стал одним из главных мест старообрядческой эмиграции консервативного толка, стремившегося сохранить полный церковный обиход и державшегося священства»29. Что касается центральных районов России, то здесь старообрядческие общины представляли собой маленькие островки среди принявшего реформу Никона населения. Здесь старообрядцы были большей частью выходцами из Москвы, и их общины образовывали в этой части страны длинную цепочку, которая связывала Москву с их поселениями на польской границе в Стародубье и на Ветке.

Главным звеном этой «цепочки» был город Калуга»30. Борьба старообрядцев с Московским патриархатом и царской властью На преследования старообрядцы отвечали борьбой с никонианами Московским патриархатом и царской властью. Первым таким открытым противостоянием было Соловецкое восстание 1668-1678 гг. Вторам — мятеж стрельцов в Москве в июле 1682 г. Стрелецкий мятеж и спор о вере, затеянный в Грановитой палате Никитой Пустосвятом с патриархом Иоакимом был последней открытой попыткой старообрядцев изменить ситуацию в России в свою пользу.

После этого, как писалось в первой части нашего повествования, прямые политические следствия Раскола заканчиваются, и стадия борьбы старообрядцев с никонианами и царской властью переходят в стадию отдельных мятежей и бегством на окраины Русского государства. К числу отдельных мятежей относился новый стрелецкий бунт в 1698 году. Он был вызван не только тяготами службы, но недовольством правительственными репрессиями против старой веры. Четыре стрелецких полка, стоявшие на польской границе, во время поездки Петра I с «Великим посольством» по Европе, подняли восстание и походом пошли на Москву. Но к возвращению Петра в Россию они полностью были разгромлены правительственными войсками около Вознесенского монастыря.

Следствие по делу стрельцов закончилось казнью более тысячи человек в Москве на Красной площади, где сам царь лично рубил головы стрельцам. После этого стрелецкое войско распускается и с 1699 года в России начинается комплектование новой регулярной армии, состоящей из пехотных и драгунских полков. Победу над стрельцами Петр завершил не только казнями и упразднением стрелецкого войска, но и уничтожением одного из устоев старой Руси — ношением бороды и старорусской одежды. На следующий же день по приезде в Москву, 26 августа 1698 года, на приеме придворных он сам начал резать бороды бояр, символ древнего русского уклада жизни. На тех, кто отказывался резать бороду, была наложена особая пошлина-пеня.

Через шестнадцать месяцев по его же приказу в первый день нового года нового XVIII века его шуты стали резать и длинные старорусские одежды придворных. Так, хотя бы пока во внешности, государство Российское отказывалось и от старинных привычек, и от традиционной культуры и старалось сделать из старой Московской Руси новую, западного культурного типа страну»31. Расправившись со стрельцами, Петр I, не любивший вмешательство Церкви в государственные дела, совершил новое беспрецедентное действие — ликвидацию Патриаршества на Руси. После 14-летнего патриаршества Иоакима в 1690 году патриархом был избран Адриан. Уже при нем молодой Петр отказался от некоторых старинных обрядов, в частности, от шествия на осляти, вместо него Петр ввел шумную поездку с попойками в Немецкую слободу.

Это кощунственное действо, начавшееся в 1694 году, продолжалось десять лет и называлось «всеплутейший, сумасброднейший и всепьянейший собор князя Иоаникиты, патриарха Пресбургского, Яузского и всего Кукуя». Роль шута-патриарха здесь играл дьяк Никита Зотов — наставник молодого царевича с 6-летнего возраста. Патриарх Адриан не знал, что ему делать с новыми явлениями царского двора, поэтому просто в своих проповедях обличал и отрицал новые формы жизни. Петр знал, что при глубоком различии в мировоззрениях патриарха Иоакима и патриарха Адриана, последний лично верен его царской власти, но в других архиереях он не был уверен. Вот поэтому после смерти патриарха Адриана 16 октября 1700 г.

Петр решил отсрочить вопрос о выборе нового патриарха и предложил править церковными делами «соборно», как уже не раз практиковалось в моменты междупатриаршеств. Патриаршим Местоблюстителем был избран митрополит Рязанский Стефан Яворский. Правда, эта отсрочка затянулась на 217 лет, а «соборность» вылилась в простое подчинение церковных дел государству. Уже в 1701 г. Вновь церковные вотчины из рук иерархии были переданы в управление государству.

Президентом его был назначен Стефан, митрополит Рязанский, за ним по старшинству следовали члены Феодосий Яновский , архиепископ Симоновский, Леонид — архиепископ Петровский, Филофей — архимандрит Донской, греческий священник Анастасий Кондоиди, Иоанн — протопоп Троицкий, Петр — протопоп Петропавловский и иеромонах Варлаам Овсяников. Впоследствии во главе Священного Синода встал обер-прокурор, которым являлся личный представитель царя, а членами Синода преимущественно были светские люди. Что касается старообрядцев, то для контроля за ними 8 января 1725 г. Первоначально Раскольническая контора была учреждена для заведования сбором с раскольников и бородачей и для выдачи знаков на право ношения бороды. Впоследствии она иногда преследовала потаенных раскольников, ведала делами о бородачах и раскольниках, взятых в неуказном платье, делами о совершении треб по старопечатным книгам, о браках, о перекрещивании.

Иногда она выдавала и паспорта раскольникам, но обыкновенно этим занималась общая администрация. С облегчением положения старообрядцев при Екатерине II Раскольническая контора 15 декабря 1763 г. Делами о раскольниках приказано было ведать в губернских, провинциальных и воеводских канцеляриям, а купцов — в магистратах. По сути дела все три казацко-крестьянских восстаний Разинское, Булавинское и Пугачевское носили следы возвращения к старой вере. Старообрядцы часто снабжали казаков деньгами и оказывали им всякий приют.

Однако не следует считать, Старообрядческая церковь одобряла действия бунтовщиков-старообрядцев: Степана Разина, Кондрата Булавина и Емельяна Пугачева. Их имена не внесены в синодики страдальцев за благочестие. После поражения старообрядцев в Москве в 1682 г. Первым, кто среди казаков стал распространять старую веру, был иеромонах Иов. В 1685 г.

Один из них, Чирская пустынь, стал центром старообрядчества на Дону. При всей строгости своих воззрений, он в отличие от других представителей Раскола отвергал самосожжения и не причислял самосожженцев к мученикам за истинную веру. Одновременно с проникновением старообрядческой идеологии возник и чисто политический протест. Так, весной 1687 г. Поминание патриарха и царя на церковных службах было отменено.

Приговор круга гласил: «Сверх старых книг ничего не прибавливать и не убавливать, и новых книг не держать», а того, кто с этим не согласен, «тех побивати до смерти». Однако казаки Черкасской станицы добились поддержки одной лишь голытьбы. В 1688 г. Для укрепления позиций Православной церкви царское правительство решило построить новые церкви в Донской области и послать туда надежных попов для усиления миссионерской деятельности. Однако влияние старообрядчества на Дону в результате этих мер не ослабло.

Казаки старообрядцы основали на реке Медведице крепость. Медведицкая старообрядческая крепость и селения просуществовали более десяти лет и только осенью 1698 г. Весной 1699 г. Через девять лет после подавления этого первого казачьего старообрядческого движения Кондратий Булавин снова поднял там восстание против «князей, бояр, прибыльщиков и немцев» за то, что они «вводят всех в еллинскую веру и от истинной веры христианской отвратили своими знаменьми и чудесы прелестными». Так в своей борьбе за старые порядки и старую церковную традицию казаки сливали в одно целое религиозные и социальные мотивы.

Надо сказать, что Булавинское восстание спровоцировал сам Петр I. От нищеты и повинностей крестьяне южных областей России бежали на Дон, где издавна существовал обычай: «с Дона выдачи нет», — и все русские цари до Петра «де-факто» признавали это. Да и после тоже, например, Потемкин не только глядел сквозь пальцы, но даже подстрекал крестьян к бегству от помещиков в Новую Россию. И делалось это не из любви к крестьянам, а в интересах Российского государства. Но царь Петр особенно не вникал в суть дела, и 6 июля 1707 г.

Долгорукову навести порядок на Дону: «…сыскать всех беглых и за провожатыми из женами и з детьми выслать по-прежнему в те ж городы и места, откуда кто пришел». Прибыв на Дон, Долгоруков начал расправы над казаками. Дело кончилось тем, что в ночь с 8 на 9 октября 1707 г. Так началось восстание. Район действий булавинцев простирался от Воронежа до Царицына и от Азова до Пензы.

Против Булавина царь отправил 34-тысячную армию, то есть почти столько же, сколько воевало непосредственно с Карлом XII. Булавин попытался взять Азов, но потерпел поражение. После этого он был убит 7 июля 1708 г. После этого на Дон были стянуты большие силы карателей. И вот тут наступил настоящий геноцид казачества.

Но в 1708 г. Петр приказал не только казнить участников восстания, но и уничтожить десятки казацких городков вместе с населением. Солдаты убивали женщин и детей чаще всего топили в Дону и сжигали все строения. Один только отряд В. Долгорукова брата убитого Ю.

Долгорукова уничтожил 23,5 тысячи казаков мужского пола, женщин и детей не считали. Мало того, православный царь не постеснялся натравить на казаков орды ламаистов-калмыков. Калмыки резали всех подряд, но в отличие от князя В. Долгорукова не вели учета своим жертвам. И еще они не убивали женщин, а уводили их с собой.

В такой ситуации две тысячи казаков под командованием атамана Игната Некрасова в сентябре 1708 г. Позже к ним присоединилось еще несколько тысяч казаков, большинство которых было с семьями. Все они были приверженцами старой веры.

Ход бунта, его результаты и последствия Пока царь и его свита были на водоосвящении, староверы предприняли следующие действия: устроили погром в Успенском и Архангельском соборах Кремля; измазали дёгтем царские ризы и гробницы; поставили сальные свечи; распространяли «воровские письма» с карикатурами на царя и патриарха. Этим делом занимался Герасим Шапочник. Одна из тех карикатур сохранилась и на ней изображены следующие лица: три патриарха: Паисий Александрийский, Макарий Антиохийский и Никон; митрополиты Павел Сарский и Подонский и Иларион Рязанский. Под ними староверы написали: «Окаянный, льстец, баболюб, сребролюбец, христопродавец».

После смерти царя Фёдора встал вопрос о престолонаследии, так как на трон претендовали дети от разных жён предыдущего царя Алексея Михайловича: Иоанн и Пётр. В мае 1682 года в Москве произошёл Стрелецкий бунт, и определённую роль в нём сыграли староверы, которые даже смогли добиться диспута со сторонниками патриарха Иоакима в Грановитой палате Кремля. Диспут привёл к обвинению друг друга в ереси, к ругани и чуть не закончился дракой, но староверы ушли из Кремля и на Красной площади объявили народу о своей победе. Их священник Никита Пустосвят вскоре был убит стрельцами.

Его укрепляют по всем правилам фортификационной науки, здесь имеется все необходимое вооружение. Все насельники монастыря — это не мирные люди, но воины. На случай блокады в монастыре имеются съестные припасы, также его снабжают продуктами поморы — монастырь для своего времени был очень влиятельным, В 1657 году в монастырь присылают из Москвы новые церковные книги для службы, в которые внесены изменения, принятые Никоном. Соборные старцы приказывают запечатать эти книги, а службы проводят по старым, В 1666-1667 году монахи Соловецкого монастыря пишут и отправляют в Москву пять челобитных — они выступают перед царем в защиту старых обрядов, В 1667 году церковь созывает Московский собор, на котором старообрядцев предают анафеме, а старый богослужебный чин вовсе отменяется, В июле 1667 года в Соловецкий монастырь назначают нового настоятеля — отца Иосифа.

Он полностью поддерживает церковные преобразования, и предполагается, что он сможет навести порядок и в монастыре. Однако монахи созывают свой собор и отказываются принять нового настоятеля, более того — его изгоняют из монастыря. Новым настоятелем выбирают архимандрита Никанора. Московские власти рассматривают акт неповиновения как настоящий бунт, Май 1668 года — царь направляет на Соловки стрельцов. Войском командует стряпчий Игнатий Волохов. Считается, что стрельцы смогут привести насельников обители к повиновению. Но увещания посла, которого стрельцы направили в монастырь, на монахов не подействовали. А когда войско попыталось взять обитель силой, его защитники начали стрелять из пушек, и стрельцы вынуждены были отступить.

Осада Соловецкого монастыря. На самом деле войско вело осаду довольно вяло. Московские власти надеялись на то, что ситуацию получится урегулировать мирным путем.

Сопротивление реформам Петра I. Народные выступления

Заключенный по старым обрядам брак не признавался действительным. В 1716 году для старообрядцев были установлены государственные подати в двойном размере. Старообрядцев направляли на строительство металлургических и оружейных заводов. Наконец , их обязали одеваться под угрозой большого штрафа в нелепую одежду, по которой можно было определить, что это «человек второго сорта». Во многих районах европейского Севера России, среднего Поволжья, северной Украины на протяжении всего царствования Петра I имели место выступления крестьян-старообрядцев против властей.

По-прежнему распространенным явлением были и их самосожжения. Слайд 12 Сравнительная характеристика Линии сравнения Общие черты Отличие Причины восстания выступления 1. Непослушание и борьба с официальной церковью.

Настуся 12 ноября, 05:14 0 1. Проводившиеся в стране реформы предполагали еще больший отход от многовековых традиций, которые существовали на Руси. Поэтому царь видел в старообрядчестве тормоз на пути развития страны.

Недовольны были и крупные купцы, "гости", стрелецкая верхушка - "бюргерская" оппозиция. У крупных купцов начальные люди вместе с воеводой Ржевским отняли промысловые монополии. Громадное недовольство вызвал в городе указ из приказа земских дел, обязывавший всех жителей Астрахани, кроме иноземцев, "носить платье верхнее и исподнее немецкое, зимой саксонское, а штаны французские... Воевода посылал по городу своих служилых людей "к церквам и по большим улицам и у мужска и у женска полу русское платье обрезывали не по подобию". Сосланные из Москвы стрельцы, пользуясь недовольством астраханцев, организовали заговор. Астраханское восстание 1705-1706 гг. Ржевского, проводившего указ в жизнь. Восстанию предшествовал заговор солдат и стрельцов, среди которых было много сосланных Петром I из Москвы после стрелецкого восстания 1698. Восстание началось в ночь на 30 июля 10 августа 1705 г. Его возглавили стрельцы И. Шелудяк, П. Носов, купец Я. Носов и другие. Солдаты и стрельцы гарнизон Астрахани 3500 человек захватили Астраханский кремль, убили воеводу, офицеров-иностранцев и откупщиков «начальных людей». Их поддержали почти все астраханцы. Был выбран орган власти — совет старшин, отменены новые налоги, конфисковано имущество воеводы, полковников и откупщиков, введены выборность офицеров, гласность суда, освобождены от кабальной зависимости холопы, выплачено увеличенное жалованье служилым людям и ремесленникам. Повстанцы пытались организовать поход на Москву, но дважды под Царицыном ныне Волгоград терпели поражение от правительственных войск. На подавление восстания были направлены 6-тысячный отряд под командованием Б. Шереметева, 2-тысячный отряд донских казаков, отряды калмыцких феодалов всего 20 тысяч человек. В целях раскола движения правительство пообещало восставшим прощение за капитуляцию. Богатые купцы, духовенство и стрелецкая верхушка отправили к Петру I посланцев с повинной. Несмотря на раскол, восстание продолжалось до весны 1706. Основными причинами поражения восстания являлись разобщенность действий восставших, недостаточная организованность и стихийный характер движения. Военный Энциклопедический Словарь. Ибо именно стрельцы были основной движущей силой восстания в Астрахани.

Старообрядцев направляли на строительство металлургических и оружейных заводов. Наконец, их обязали одеваться под угрозой большого штрафа в нелепую одежду, по которой можно было определить, что это «человек второго сорта». Во многих районах европейского Севера России, среднего Поволжья, северной Украины на протяжении всего царствования Петра I имели место выступления крестьян-старообрядцев против властей. По-прежнему распространенным явлением были и их самосожжения. Выступления работных людей По мере роста мануфактурной промышленности при Петре I начались массовые выступления новой общественной группы — работных людей. Они протестовали против нечеловеческих условий труда, многомесячного отрыва от семей. Самыми массовыми и частыми были волнения на уральских заводах. Наиболее распространенной формой протеста были побеги. При сооружении Екатеринбургского завода практически все приписанные к его строительству крестьяне разбежались. Вместе с ними бежали и приставленные для охраны солдаты. Беглецы не могли вернуться домой — там их ждала расправа. Поэтому многие из них направились в низовья Волги и Дона, другие скрывались у башкир. Волнения рабочих были и на более «благополучных» московских предприятиях — на Хамовном и Суконном дворах 1720 , когда рабочие написали коллективную челобитную на директора Тиммермана, а затем обратились к самому царю во время посещения им этих мануфактур 1722. Крестьянская война под предводительством Е.

Блог - Виртуальная школа

  • История 7 вопрос 28043 - Виртуальная школа
  • Причины Выступления старообрядцев
  • ПРИЧИНЫ ПОРАЖЕНИЙ СТАРООБРЯДЦЕВ ПОЖАЛУЙСТА
  • Протесты старообрядцев (89 фото)
  • Астраханское восстание 1705-1706 гг.

26. Народные выступления 17 века

12. Выступления старообрядцев При Петре старообрядцам было запрещено избираться на общественные должности. Выступления разных форм на протяжении всего периода правления Петра 1: волнения на уральских заводах, побеги. Причины поражения. Выступление старообрядцев К этому выступлению привела Церковная реформа патриарха Никона. Восстание старообрядцев 1681 года восстание, организованное 6 января 1681 года приверженцами старообрядчества в Москве. Вероятным его организатором был Аввакум Петров. Интерпретация восстания спорна, поскольку основывается исключительно на. Проповеди старообрядцев, зачастую являлись причиной новых крестьянских вступлений. При Петре старообрядцам было запрещено избираться на общественные. Выступления работных причины поражения.

Народные выступления 17 века

восстание в монастыре 1668-1676 годов: причины, основные события, ход сидения, итога и значение. Еще одна причина негодования против реформ Никона — его решительность и жесткость в их проведении. Еще одним примером упорства и стойкости был протопоп Аввакум, самый известный лидер старообрядцев и бывший член «кружка ревнителей благочестия». Правильный ответ на вопрос«Причины Выступления старообрядцев » по предмету История. 2) Башкирское восстание причины поражения.

Восстание старообрядцев 1681 года

Несмотря на наличие лидеров, восстание носило разобщённый характер. Одного желания победить оказалось недостаточно. Необходима была большая концентрация сил и планомерность действий. Итоги После сдачи города всем восставшим была обещана амнистия. Однако обещание не было выполнено, и уже вскоре начались аресты. Зачинщики восстания направлялись в Москву для судебного расследования. В итоге 365 человек было казнено или умерло под пытками. Однако на некоторое время со стороны властей последовали послабления. Было разрешено носить бороду, уменьшились налоги и снято взимание недоимок.

Равноправие Выступления старообрядцев на протяжении всего царствования Петра I Выступление работников мануфактур Сложные условия труда и долгие разлуки с семьями Облегчить условия труда Массовое бегство приписных крестьян и охраняющих солдатов Выступление против реформ Расхождение мнений отца и сына Отмена реформ.

Церковь и сектантство в Сибири. Новосибирск, 1930 и на Дальнем Востоке Флеров В. Контрреволюционная роль церковников и сектантов на Дальнем Востоке в 1918—1933 гг. Томского гос. Томск, 1959. Здесь она опиралась на многочисленных старообрядцев-переселенцев, среди которых имелась значительная кулацкая прослойка.

В армии А. Колчака из старообрядцев пытались даже сформировать особые дружины «Святого креста». После окончательного разгрома белогвардейцев и интервентов уцелевшим руководителям старообрядческих организаций стало ясно, что их надежды на свержение советской власти несбыточны. Старообрядческие верхи не могли игнорировать тот факт, что это государство пользовалось убедительной поддержкой со стороны большинства трудящихся-старообрядцев, многие из которых защищали советскую власть с оружием в руках. Произошли значительные изменения и в составе старообрядческой верхушки. Ее наиболее контрреволюционная часть либо погибла в боях Гражданской войны, либо эмигрировала как П. Рябушинский и архиепископ Иннокентий. Были экспроприированы фабрики, заводы и другие предприятия у капиталистов-старообрядцев, что окончательно подорвало их влияние в старообрядческом мире и вместе с тем привело к резкому падению доходов старообрядческих общин.

Доходы старообрядческого духовенства стали в значительно большей степени зависеть от взносов рядовых верующих. Все эти причины обусловили тот факт, что в декабре 1922 года руководители старообрядцев заявили о своем отказе от прежних контрреволюционных действий и призвали верующих примириться с советской властью. Правда, в ряде случаев признание советской власти оказывалось всего лишь маневром. Отказавшись от открытой антисоветской деятельности, старообрядческое духовенство пыталось кое-где противопоставлять каждому крупному мероприятию властей свою враждебную агитацию. В старообрядческих скитах, расположенных в таежных дебрях, нередко находили приют белогвардейские офицеры и бандиты, хранилось оружие, предназначенное для антисоветских мятежей. Особенно ярко проявилась антисоветская пропаганда старообрядческой верхушки во время коллективизации сельского хозяйства: распускались провокационные слухи, старообрядческому населению внушалось недоверие к коммунистам. Однако основная масса старообрядцев не пошла за своими духовными пастырями и выступила с активной поддержкой всех мероприятий властей. Обветшалые эсхатологические идеи, пророчества о конце света и пришествии уже не оказывали на рядовых старообрядцев прежнего влияния.

Более того, среди старообрядчества, всегда гордившегося стойкостью в вопросах веры и неукоснительным соблюдением религиозных обрядов своими последователями, в результате влияния революции, преобразований общества, культурной революции и прямого воздействия атеистической пропаганды быстрыми темпами развивалось безразличие к религии и атеизм. Нарушая запреты стариков, старообрядческая молодежь стала интересоваться общественной работой, вступала в комсомол, в Коммунистическую партию и навсегда порывала с религией. Уже к концу 20-х годов XX века в старообрядческих общинах резко упала посещаемость церквей и молелен Долотов А. На церковных старообрядческих съездах раздавались жалобы на сильное падение религиозности среди верующих. Процесс отхода старообрядческого населения Советского Союза от религии особенно быстрыми темпами проходил в 30-е годы после завершения коллективизации и развертывания индустриализации страны. Именно в этот период большинство последователей старообрядчества из числа молодежи и людей среднего возраста отошли от религии, многие старообрядческие общины прекратили существование. Этому способствовали также массовые миграционные процессы, связанные с развитием новых промышленных центров и индустриальными новостройками страны. Развитие процесса секуляризации среди старообрядческого населения затормозилось с началом Великой Отечественной войны 1941—1945 годы.

Бедствия и лишения, связанные с войной, привели к оживлению религиозных настроений среди старообрядцев. Во многих районах страны возродились, казалось бы, окончательно распавшиеся и прекратившие существование старообрядческие общины, в большом количестве стали поступать заявления от групп верующих-старообрядцев с просьбой об открытии церквей и молитвенных домов, где бы они могли «молиться о победе русского оружия и за своих погибших единоверцев». Оживились и фанатические, экстремистские настроения антисоветского характера. Так, некоторые руководители странников распространяли листовки, в которых говорилось о последних временах и царстве антихриста, о необходимости для истинно верующих укрываться в лесах и тайниках, спасая свою душу. Именно среди последователей странничества и некоторых других беспоповских старообрядческих течений, например часовенного согласия, были отмечены отдельные случаи дезертирства, отказ защищать Родину с оружием в руках. Религиозное оживление продолжалось и в первые послевоенные годы, когда еще очень остро чувствовались трудности, связанные с восстановлением народного хозяйства, расстроенного за годы войны, когда еще не утихла боль, причиненная гибелью родных и близких. Этими трудностями умело воспользовались старообрядческие священники и наставники, сумевшие укрепить свое влияние среди верующих, привлечь на свою сторону людей, проявлявших в предшествующие годы равнодушие, индифферентность к вопросам веры. Им удалось добиться известного усиления влияния старообрядчества, о чем свидетельствовали рост денежных доходов общин, увеличение количества совершаемых обрядов, настойчивые ходатайства об открытии церквей и молитвенных домов.

Лишь примерно с конца 50-х — начала 60-х годов стала проявляться тенденция к спаду религиозной активности старообрядчества вследствие определенных успехов в развитии народного хозяйства; выдающихся достижений научно-технического прогресса; формирования человека нового типа, свободного от пережитков прошлого, в том числе и религиозных предрассудков; общего повышения материального благосостояния, образовательного и культурного уровня советских людей. Эта тенденция выражалась, в частности, в сокращении посещаемости верующими молитвенных собраний, уменьшении числа совершаемых обрядов и денежных доходов общин. Огромные изменения, которые произошли в сознании старообрядцев за годы советской власти, не могли не отразиться на ослаблении фанатизма и изоляционизма. Традиционная для старообрядцев замкнутость почти повсюду уступила место нормальным взаимоотношениям с остальным населением страны. Наименьшая замкнутость наблюдалась у представителей Белокриницкой церкви, а также в поморском толке. В более мелких толках, особенно в глухих, отдаленных местах, порой еще сохраняются остатки прежней замкнутости, но они представляют собой пережиточное явление, характерное лишь для незначительной части старообрядцев. Для современного старообрядчества характерен также почти повсеместный отход от традиционного консерватизма и патриархальщины в быту и личной жизни. Ушли в прошлое запреты на употребление чая, кофе, сахара, картофеля, на ношение платья европейского образца, на бритье бороды и усов.

Широкое распространение в быту верующих получили современные достижения науки и техники. С конца XIX века в старообрядчестве наметилась тенденция к выделению и расширению наиболее умеренных течений — Белокриницкой церкви и поморского толка. Она отражала процесс начавшейся консолидации этого разобщенного прежде религиозного направления. В условиях советского общества начался усиленный процесс «стирания граней» между различными старообрядческими толками и согласиями, процесс распада и исчезновения мелких старообрядческих течений. Основными причинами этого процесса были интенсивно протекавшая секуляризация, еще более обострившийся в новых социальных условиях кризис старообрядческой идеологии, явно не соответствовавший советскому образу жизни, а также коренные изменения в социальном составе верующих. Староверие постепенно «омирщалось», тускнели и размывались основные религиозные представления в сознании верующих. Отходили на задний план и утрачивали значение в глазах рядовых верующих различные вероисповедные и обрядовые тонкости. В настоящее время в поповщине доминирует Белокриницкая иерархия, а в беспоповщине — поморский толк.

В составе РПСЦ — 11 епархий. Высший орган управления — Освященный собор, собирается ежегодно с широким участием священнослужителей всех уровней, монашествующих и мирян. Церковное священноначалие состоит из восьми архиереев во главе с митрополитом Московским и всея Руси. Поморская церковь, официальное название которой — Древлеправославная поморская церковь ДПЦ , объединяет духовные центры и отдельные общины на территории различных государств — всего семь духовных центров. Координационный орган — Единый совет Поморской церкви, созданный в 2001 году в Санкт-Петербурге. На территории России существует более 200 общин с числом прихожан от 10—15 до нескольких тысяч человек. Значительная часть общин не зарегистрирована. Однако различия между этими основными ветвями «старой веры» все еще сохраняются, и не следует ожидать в ближайшее время их слияния.

Успеху объединительных тенденций в огромной степени способствовало то, что различия между отдельными мелкими течениями к настоящему времени почти исчезли. Религиозная пестрота, характерная для старообрядчества в прошлом, сменяется в настоящее время относительной однородностью.

Достаточно вспомнить, например, историю развития текстильной промышленности Москвы и Московского промышленного района. Крупнейшие капиталистические династии дореволюционной России — Морозовы, Рябушинские, Гучковы — принадлежали к старообрядческим фамилиям. Капиталисты-старообрядцы при найме рабочей силы обычно отдавали предпочтение рабочим-старообрядцам и нередко сооружали молельни при своих предприятиях. В этом случае к экономической зависимости от хозяина присоединялась религиозная, создававшая помимо всего прочего иллюзию межклассового сотрудничества. В известной мере старообрядчество выполняло в России ту же историческую миссию, что и протестантизм на Западе.

Представляет значительный интерес оценка старообрядчества А. Клибановым, который полагал, что это движение во многом носило характер патриархальных ересей. Анализируя социальную сущность старообрядчества, А. Клибанов пришел к следующему выводу: «…Каковы бы ни были лозунги старообрядцев и каких бы ни достигала степеней их идеализация прошлого, реальная действительность обращала их и к торговой и к промышленной деятельности и вырабатывала причудливые сочетания торгово-промышленной практики с патриархальными теориями и ригористическим следованием об рядам и обычаям старины» Клибанов А. Религиозное сектантство в прошлом и настоящем. Кстати, апелляция к ветхозаветной старине, к христианству «времен апостольских» была характерна и для протестантизма, в том числе и для такой его разновидности, как сектантство. Для исследователя важны не сами по себе религиозные лозунги, а то, каким конкретным социальным содержанием они наполняются.

Вопрос об оценке религиозной сущности старообрядчества окончательно не решен. Бонч-Бруевич полагал, что старообрядчество следует отличать от сектантства и что с чисто религиозной точки зрения старообрядцы согласны с православием по всем основным вопросам вероучения, догматики, по взглядам на «Священное Предание» и «Священное Писание», расходясь с ними только в некоторых обрядовых подробностях и тонкостях Бонч-Бруевич В. В то же время Н. Никольский считал возможным относить старообрядческие течения филипповцев и странников к сектантству Никольский Н. История русской Церкви. Некоторые специалисты были склонны включать все старообрядчество в сектантство. Наиболее характерной в этом отношении являлась точка зрения Ф.

Федоренко Федоренко Ф. Секты, их вера и дела. С религиозной точки зрения старообрядчество представляет собой промежуточное направление между православием и сектантством. Все многочисленные старообрядческие течения признают единственно правильными старопечатные книги, иконы «старого» письма, написание «Исус», а не «Иисус», восьмиконечный крест в Православной Церкви признается наряду с ним и четырехконечный , двуперстое крестное знамение вместо троеперстного, служение на семи, а не на пяти просфорах, хождение вокруг аналоя «посолонь» то есть по Солнцу, а не против Солнца , сугубую, то есть двукратную, а не трегубую троекратную аллилуйю и т. Подобно православию, но в отличие от сектантства старообрядцы признают не только Священное Писание, но и Священное Предание. Дониконовские церковные традиции сохранились в более или менее неизменном виде только в поповщине — умеренном старообрядческом течении. В 40-х гг.

XIX в. Черновцы на Северной Буковине, бывшей в составе Австрийской империи, где находился первоначально организационный центр новой Церкви. Это старообрядческое согласие превратилось в наиболее крупное и влиятельное течение в поповщине. В 70-х гг. Значительную роль в возникновении этой Церкви сыграл старообрядческий миф о существовании в Опоньском царстве Японии? Небольшое число сторонников Беловодской иерархии имелось в дореволюционное время в Сибири и на Урале. Промежуточным направлением между поповщиной и беспоповщиной является часовенное согласие, получившее широкое распространение в Сибири и на Урале.

В этом согласии служба совершается в часовне то есть в небольшом молитвенном здании без алтаря , а роль священника выполняют уставщики то есть миряне, знающие церковный устав. Беспоповщина — радикальное направление в старообрядчестве. Ее последователи отвергли церковную иерархию, отказавшись тем самым от таинства священства, а по существу и от остальных православных таинств, поскольку их осуществление связано с наличием специального института священнослужителей. Идеологи беспоповщины выдвинули положение о том, что «каждый мирянин есть священник», сблизившись в этом отношении с протестантизмом. Роль священнослужителей выполняют у них выборные наставники из мирян, ничем по существу не отличающиеся от сектантских пресвитеров. Все эти течения выражали интересы старообрядческой верхушки, которая играла в них руководящую роль. Эволюция старообрядчества в условиях дореволюционной России явилась убедительным доказательством его буржуазной сущности.

Накануне Октябрьской революции во всех основных толках старообрядчества социальная дифференциация привела к резкому противопоставлению богатой верхушки и старообрядческих низов. Это прежде всего относилось к Белокриницкой церкви, беглопоповщине и к наиболее умеренному в беспоповщине поморскому толку — наиболее крупным старообрядческим течениям того времени. Указанный процесс, естественно, протекал особенно интенсивно в крупных городах и в промышленных центрах. Несколько иная, более сложная расстановка классовых сил наблюдалась в мелких толках и согласиях, в которых социальная дифференциация еще не завершилась до конца и поэтому отсутствовала четкая расстановка классовых сил. Подобная обстановка также имела место в небольших сельских общинах, которые в силу тех или иных причин оказались слабо затронутыми процессом капиталистического развития. В таких мелких толках и в небольших сельских общинах крупных толков патриархальщина, невежество и косность создавали благоприятную почву для сохранения влияния религиозных руководителей, Миловидов В. Исторические судьбы раскола и старообрядчества наставников и уставщиков а они, как правило, отражали интересы наиболее зажиточных слоев.

В период подготовки и проведения Октябрьской революции буржуазные слои старообрядчества выступили в качестве активной контрреволюционной силы. Виднейший представитель старообрядческой верхушки П. Рябушинский, призывавший на II Всероссийском съезде промышленников задушить надвигающуюся революцию «костлявой рукой голода», был одним из главных вдохновителей и организаторов контрреволюции. Своего рода идеологическую программу контрреволюционного старообрядчества изложил в своем «пастырском» послании в феврале 1918 г. В социалистической революции он видел только разгул диких страстей, низменных инстинктов, разбои и грабежи. Более того, вернувшись к полузабытой уже к тому времени поповцами эсхатологической терминологии, он объявил верующим, что «сам сатана ополчился на христианство всеми силами своего ада» Голос церкви. Старообрядческие организации во всех частях России развернули активную контрреволюционную деятельность.

С первых же дней советской власти руководители старообрядчества объявили вождя революции В. Ленина «антихристом», коммунистов и комиссаров — «слугами антихриста», звезду — «символом антихриста». Особенно показательной была реакция на Октябрьскую революцию у странничества бегунства. Этот толк со всей яростью выступил против советской власти, которая отняла фабрики у бегунов-фабрикантов и повела энергичное наступление на кулачество — главный оплот течения. Произошла решительная классовая переориентация и в старообрядческой эсхатологии. Если в период формирования старообрядческого движения ее острие было направлено против самодержавно-крепостнического строя, а после осуществления крестьянской реформы 1861 года эсхатологические идеи были отложены в сторону почти всеми старообрядческими толками, то в период Октябрьской революции эсхатология оказалась направленной уже против советского государства. Эта кажущаяся неожиданной и непонятной на первый взгляд переориентация была подготовлена более чем двухсотлетней эволюцией старообрядческого движения.

До революции последователи старообрядчества объявляли себя решительными противниками классовой борьбы. Присоединяясь к этой точке зрения, автор статьи «Социализм и старообрядчество» писал: «Совершенно неприемлема для старообрядчества идея классовой борьбы» Голос церкви. Однако, отвергая идею классовой борьбы за переустройство общества на социалистических принципах, старообрядческая верхушка в период революции и Гражданской войны усиленно проповедовала идею классовой борьбы буржуазии за свержение советской власти.

Соляной бунт 1648 г.

  • 1. Кто такие старообрядцы и как они появились?
  • Библиотека
  • Церковная реформа Никона. Протест старообрядцев. Современный взгляд на проблему
  • Смотрите также
  • Ход восстания
  • решение вопроса

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий