Владислав аксенов историк

Сервис электронных книг ЛитРес предлагает скачать книгу Слухи, образы, эмоции. Массовые настроения россиян в годы войны и революции (1914–1918), Владислава Аксенова. В нашей библиотеке, вы можете скачать книги автора Владислав Аксенов, а также читать онлайн и без регистрации.

Владислав Бэнович Аксенов

Возврат 7 дней Описание Годы Первой мировой войны стали временем глобальных перемен: изменились не только политический и социальный уклад многих стран, но и общественное сознание, восприятие исторического времени, характерные для XIX века. Война в значительной мере стала кульминацией кризиса, вызванного столкновением традиционной культуры и нарождающейся культуры модерна. В своей фундаментальной монографии историк В.

А потом я понимаю, что имеется в виду не подкаст, а только один выпуск подкаста! Это совсем другое дело. Представьте, если бы мы одним и тем же словом обозначали сериал и серию: «я вчера посмотрел пятый сериал Слово Пацана, ну и концовочка! Подкаст — это аудиожанр, и да, у него может быть видеоверсия, но подкаст — в это в первую очередь аудио 4.

Впрочем, это не сработало: люди просто выпивали водку залпом на выходе из питейных домов и засыпали у порогов. Одной из задач реформы Витте также была популяризация слабоалкогольных напитков. Поддерживались производители вина и пива. Грамм спирта в последнем стоил дешевле.

Логика была такой: если люди захотят напиться, то с большей вероятностью предпочтут пиво, так как цена на него ниже. Постепенно объёмы производства пива начали расти, хоть поначалу этот напиток и не был привычным для крестьян. С вином было сложнее, потому что его потребители — обеспеченные люди, предпочитающие французские и итальянские аналоги. Но даже винных заводов в стране стало больше. Чего не коснулся закон о винной монополии, так это частных заводов, которые и до реформы производили алкоголь, недоступный низшим слоям населения. Например, водка, которую они делали, стоила в пять раз дороже. В результате всех этих преобразований люди действительно стали немного меньше пить. Было видно, что количество употребления алкоголя в целом не растёт, интерес к слабоалкогольным напиткам повышается, а число отравлений сильно упало. Изменения были позитивными. Дело идёт к Первой мировой войне.

По формальной версии Россия ввязывается в неё, потому что выполняет союзнические обязательства перед Сербией. В результате многие страны, грубо говоря, обнаруживают себя посреди войны. Во внутренней политике в России в этот момент тоже происходят изменения. Николай II объявляет о введении сухого закона. Это решение выглядит очень странно: в результате него страна , и так находящаяся в состоянии войны, теряет четверть государственного бюджета, получаемого с продажи алкоголя. Почему сухой закон ввели? Это загадка.

У кого-то газеты «Правда» и «Известия», конечно же, вызывали определенный скепсис, но в целом пропаганда добивалась своих целей, и эволюция массовых настроений в целом повторяла повороты советской политики. Так, например, до лета 1939 г.

Теперь уже не дружественная Германия, а они становятся ответственными за приближающуюся войну. Проблема соотношения общественных ожиданий с политическими реалиями заключается также в том, что массовые страхи сами могут стать триггером катастрофы. В конечном счете игра на общественных страхах перед теми или иными образами врагов, как внешних, так и внутренних, бумерангом бьет по тем, кто ее начинает. Накануне Первой мировой войны часть сведений, которые поступали в российское министерство иностранных дел, была основана на слухах. Один из них касался того, что Германия якобы тайно начала всеобщую мобилизацию, направленную против России. Поэтому, когда обсуждался вопрос о том, общую или частичную мобилизацию следует начать в России, Николая II в конце концов убедили объявить всеобщую мобилизацию, что вынудило Германию, также погрязшую в тревожных слухах, расценить это в качестве прямого акта агрессии и объявить России войну. Несмотря на объективный и закономерный характер свержения монархии в России, к событиям 23 февраля 1917 г. Например, уже осенью 1914 г. Ставка пытается объяснить неудачи российской армии в Восточной Пруссии активностью шпионов — внутренних врагов.

Начинается массовая шпиономания, которая условно «заканчивается» тем, что шпионов обнаруживают в царской семье. Не последнюю роль сыграли внутренние репрессии в адрес оппозиции, Государственной думы, сессии которой прерывались. Даже среди министров империи ходили слухи, которые передавали им агенты охранных отделений, о том, что те или иные депутаты Думы занимаются организацией государственного переворота. И когда 23 февраля в Петрограде начался хлебный бунт, власти, уверенные в том, что беспорядки спровоцированы Думой, распускают российский парламент. Узнав об этом, солдаты и рабочие, которые до того собирались на площади перед Казанским собором, устремляются к Таврическому дворцу, и Дума вынужденно превращается в некий организационный центр революции. То же можно сказать и о крахе власти Керенского: будучи уверенным на основании слухов в том, что и сторонники Корнилова, и большевики готовят переворот, Керенский, бездоказательно объявив Корнилова изменником, провоцирует политический кризис, в результате которого большевики свергают его и приходят к власти. В социологии этот феномен известен как «самоисполняющееся пророчество», и субъектом, исполняющим это пророчество против своей воли может быть как общество в целом, так и сама власть.

«Патриоты пытались обнаружить в войне и смерти смысл жизни» — историк Владислав Аксенов

Удаление аккаунта Books. Ru Удаление аккаунта Books. В 2002 г.

По мнению автора, к 1917 году эмоциональное восприятие действительности стало превалировать над рассудочно-логическим, а конфликт традиционного и модернового мировоззрений не позволил сплотить российское общество на основе патриотических идей, выстроенных вокруг устаревшей самодержавной мифологии. Во время революции 1917 года слухи во многом определяли течение политических событий.

Анализируется антиленинская визуальная пропаганда и разбираются причины ее низкой эффективности. Исследуется морфологическая структура ленинских образов как внутреннего и внешнего врага, «чужого»: немецкого шпиона, Иуды, хама, гунна, анархиста, черносотенца. Показано, что источниками антиленинианы оказывались визуальная политическая сатира предшествующего периода и массовые слухи, а в ряде случаев антиленинские образы были спровоцированы радикальными заявлениями и действиями самого героя В. Антилениниана оказывалась выгодна большевикам: неизвестный доселе широким слоям общества Ленин становился одним из самых заметных политиков-антагонистов. В создаваемых образах воплощались общественные страхи и предчувствия, что превращает визуальную сатиру в своеобразное зеркало эпохи. Низкая эффективность антиленинской пропаганды объясняется разными факторами: эксплуатацией уже надоевших обывателям за годы Первой мировой войны пропагандистских штампов; инверсивностью образов в восприятии различных социальных слоев населения; чрезмерной стигматизацией большевиков, которые по мере приближения к октябрю начинали восприниматься жертвой всем надоевшего режима А. Керенского; контрпропагандой самих большевиков.

DOI: 10.

Выводы делаем по рассказам очевидцев. Никто не станет врать и срываться с места просто так. Жить хотели, вот и сбежали от вас, благодетелей.

Так что, вперед, за кружевными труселями, трепеща в наркотическом угаре. Включите мозги, если они еще не усохли и призовите на помощь, упомянутое вами, критическое мышление. За сим, все - троллей кормить не стоит.

Владислав Бэнович Аксенов

Владислав Бэнович Аксёнов биография, новые книги на куллиб. Скачать книги бесплатно в формате epub, fb2, rtf, mobi, pdf для телефона, андроида, айфона, ipad или. специалист по социальной истории России начала ХХ века, старший научный сотрудник Института российской истории РАН. Присоединяйтесь к команде Владислава Даванкова. Владислав Аксенов попросил суд вынести Орлову оправдательный приговор, потому что, по его мнению, это самый действенный способ доказать его неправоту: «При фашистском режиме.

Бесплатно скачать книги автора Владислав Аксенов в формате fb2, либо читать онлайн

Историк Андрей Аксёнов — о том, как алкоголь помог революционерам. В главных ролях — обиженный царь, враги-интриганы и пьющий народ. Владислав Бэнович Аксенов (1976 г.р.) — доктор исторических наук, доцент, старший научный сотрудник Института российской истории РАН. Владислав Аксенов старший научный сотрудник ИРИ РАН.

Владислав Аксенов - бесплатно читать книги онлайн

Скачать книги Владислав Аксенов в формате fb2 бесплатно и без регистрации • Сортировка по количеству скачиваний ⇣. Старший научный сотрудник Института российской истории РАН (Москва), старший эксперт ГИА-11 по истории. Публикации автора: Аксенов В.Б. Археография из ада. Аксенов Владислав. Историческая литература. Война патриотизмов: Пропаганда и массовые настроения в России периода крушения империи. Во втором третьем выпуске мы шепчемся о слухах вместе с Владиславом Аксеновым — доктором исторических наук. Владислав Аксенов. Война патриотизмов М. Новое литературное обозрение 2023.

Авторизация

  • Identifiers
  • «Война патриотизмов». Пропаганда и массовые настроения в России периода крушения империи
  • Винная монополия во благо
  • Владислав Аксенов - бесплатно читать книги онлайн
  • "Владислав Бэнович Аксенов" - все произведения автора, полные версии
  • Спор между своими

Аксёнов Владислав Бэнович - 3 книг. Главная страница.

А вот накануне 22 июня 1941 г. У нас и в мире? Советское общество накануне Второй мировой войны пребывало в определенном информационном вакууме. Государственная печать активно формировала общественное мнение в нужном ей направлении.

У кого-то газеты «Правда» и «Известия», конечно же, вызывали определенный скепсис, но в целом пропаганда добивалась своих целей, и эволюция массовых настроений в целом повторяла повороты советской политики. Так, например, до лета 1939 г. Теперь уже не дружественная Германия, а они становятся ответственными за приближающуюся войну.

Проблема соотношения общественных ожиданий с политическими реалиями заключается также в том, что массовые страхи сами могут стать триггером катастрофы. В конечном счете игра на общественных страхах перед теми или иными образами врагов, как внешних, так и внутренних, бумерангом бьет по тем, кто ее начинает. Накануне Первой мировой войны часть сведений, которые поступали в российское министерство иностранных дел, была основана на слухах.

Один из них касался того, что Германия якобы тайно начала всеобщую мобилизацию, направленную против России. Поэтому, когда обсуждался вопрос о том, общую или частичную мобилизацию следует начать в России, Николая II в конце концов убедили объявить всеобщую мобилизацию, что вынудило Германию, также погрязшую в тревожных слухах, расценить это в качестве прямого акта агрессии и объявить России войну. Несмотря на объективный и закономерный характер свержения монархии в России, к событиям 23 февраля 1917 г.

Например, уже осенью 1914 г. Ставка пытается объяснить неудачи российской армии в Восточной Пруссии активностью шпионов — внутренних врагов. Начинается массовая шпиономания, которая условно «заканчивается» тем, что шпионов обнаруживают в царской семье.

Не последнюю роль сыграли внутренние репрессии в адрес оппозиции, Государственной думы, сессии которой прерывались. Даже среди министров империи ходили слухи, которые передавали им агенты охранных отделений, о том, что те или иные депутаты Думы занимаются организацией государственного переворота.

Он добавил, что в периоды политических кризисов важно слышать друг друга и договариваться, чтобы уберечь страну от катастрофы. По мнению Аксенова, Орлов продолжает вызывающую уважение традицию советского и российского диссидентства призывать к уважению и соблюдению действующих законов.

Сфера научных интересов — социальная история России, история повседневности и массового сознания, демографическая история, история 1-й мировой войны и 2-й российской революции, массовые, художественно-изобразительные и литературные источники изучения истории России, дискурсивный анализ в истории, история эмоций.

Автор более 60 научных и учебно-методических работ, опубликованных в ведущих научных журналах России, Украины, Японии, среди которых три монографии две коллективных и одна индивидуальная и учебник по отечественной истории. Читает курсы "Отечественная история", "Социальная история России" и "Источниковедение Отечественной истории" по авторским программам.

Массовые настроения россиян в годы войны и революции 1914—1918 » поражена враньем, которым нас кормили в школе и институте о 1 мировой войне и Революции, о Николае II и духовенстве, о большевиках и крестьянах, о патриотизме и погромах, о психозах и слухах. Читая книгу у меня не раз защемляло сердце от той трагедии, которую пережили наши дедушки и бабушки. Книга историка Владислава Аксёнова замечательная и очень полезная.

Это яркое, полезное, интересное, подкреплённое многочисленными документами тех лет фундаментальное исследование нашей истории периода 14 — 18 годов прошлого века.

Слухи, образы, эмоции. Массовые настроения россиян в годы войны и революции (1914–1918)

На заседании свидетель защиты Аксенов заявил, что обвинение Орлова — это домысливание и попытка приписать автору то, о чем он не говорил. По его словам, в статье мемориалец высказывает аргументированное личное мнение и выражает искреннюю личную позицию: «Орлов переживает за то, что происходит с Родиной. Его статья является формой патриотизма, критического и антивоенного».

Автор исследует этическое значение этой эмоции, заставляя читателей размышлять о том, что именно является основой для гордости или стыда, любви или ненависти, которые составляют патриотический инстинкт. Эта книга раскрывает исторические дискуссии и эмоциональные регистры, которые сопровождали конфликт разных социальных групп в попытках присвоить себе личное понимание Родины.

Идеи «мирового гражданства», известные еще с античных времен, получили новое развитие в эпоху Просвещения в сочинениях Монтескье, Вольтера и Канта. В работе «Рассуждение о любви к Отечеству» адмирал-писатель А.

Шишков высказывался по поводу космополитизма: Человек, почитающий себя гражданином света, то есть не принадлежащим ни к какому народу, делает то же, как бы он не признавал у себя ни отца, ни матери, ни роду, ни племени. Он, исторгаясь из рода людей, причисляет сам себя к роду животных [5] 5 Шишков А. Книжка пятая. Однако, сравнивая любовь к отечеству с любовью к матери, Шишков заявлял, что патриотическое чувство сильнее семейных уз: «Сила любви к отечеству препобеждает силу любви ко всему, что нам драгоценно и мило, к женам, к детям нашим и к самим себе». Этот постулат был необходим патриотам для того, чтобы оправдать готовность жертвовать благосостоянием и жизнями своих близких ради отечества. При этом, определяя отечество как «страну, где мы родились, воздух, которым дышим, землю, где лежат кости отцов», Шишков называл главой отечества царя, данного богом.

Тем самым любовь к отечеству оборачивалась верноподданничеством. Характерно, что в момент написания своего «Рассуждения» адмирал находился в опале, но когда сочинение прочитал император Александр I, он вернул Шишкова на службу, назначив его на должность государственного секретаря вместо удаленного М. Тем не менее внутри «партии» патриотов-консерваторов не было единства, издержкой патриотизма часто становились параноидальная подозрительность и поиск врагов среди своих: патриот Шишков подозревал консерватора Карамзина в вольнодумстве и галломании на том основании, что в его поэзии обнаруживалось стремление освежить литературные формы в духе французских традиций [6] 6 Пыпин А. Общественное движение при Александре I. Общественные дискуссии по политическим вопросам накануне войны казались Ростопчину призраками грозившей России революции. По мнению А.

Пыпина, в это время в обществе сложился тот особый патриотизм, сущность которого состоит в самовосхвалении и воинственном задоре… Успехи просвещения понимаются… как победа над другими: это не есть желание мирной образованности для самих себя, а желание — заткнуть за пояс других [7] 7 Там же. Вторжение армии Наполеона в Россию способствовало внешнему единению власти и общества. В царском манифесте от 6 июля 1812 года проводились параллели с событиями двухсотлетней давности и ставилась задача «объединиться против общего врага, чтобы тот встретил в каждом дворянине князя Пожарского, в каждом горожанине Кузьму Минина, в каждом лице духовного звания монаха Авраамия Палицына». Отчасти это и было реализовано в народном ополчении, хотя впоследствии выяснилось, что крестьяне-ополченцы ждали от «отечества» или его «отца» определенные награды за свои услуги: землю и волю. После возвращения в Москву Ростопчину пришлось угрожать местным крестьянам-ополченцам применением против них военной силы, если они не подчинятся властям и не прекратят грабить помещиков. Война 1812 года, как и любая другая, отличалась как проявлениями героизма, жертвенности, так и трусости, предательства, в результате чего складывались две противоположные картины войны: официозно-патриотическая и непатриотическая-народная.

Офицеры вспоминали факты мародерства своих солдат, в том числе в отношении убитых русских, то есть то, что исключалось из официальной патриотической пропаганды [8] 8 См. Хотя патриотическая риторика поддерживала боевой дух комбатантов, ее изучение обнаруживает разные интерпретации патриотизма. Так, 19-летний поручик лейб-гвардии Семеновского полка А. Чичерин, мечтавший «отдать жизнь за сердце отечества» что геройски и сделал во время Заграничного похода , но пребывавший в состоянии уныния после сдачи Москвы французам, утешал себя в сентябре 1812 года тем, что гибель империи не означает гибели отечества, записав в дневнике: Любовь к отечеству должна заставить меня все позабыть: пусть свершаются предательства, пусть армия потерпит поражение, пусть погибнет империя, но отечество мое остается, и долг зовет меня служить ему [9] 9 Пущин П. Дневник 1812—1814 годов. Чичерин А.

Дневник 1812—1813 годов. В данном случае под отечеством понимается не государство, власть, политические институты, а земля и живущий на ней народ. Молодые дворяне-офицеры во время войны не склонны были рассматривать своих командиров и власти в целом в качестве единственного патриотического образца. Будущий член «Союза благоденствия» П. Пущин в своем дневнике зафиксировал имевший место 8—12 июля 1812 года бунт молодых офицеров против командовавшего лейб-гвардии Семеновским полком К. Криднера, позволившего себе сделать оскорбительное замечание в адрес их товарища.

Арбитром выступил великий князь Константин Павлович, напомнивший офицерам, что в условиях военного времени их долг подчиняться своим командирам ради спасения отечества, но затем отправивший Криднера в отставку. Для Пущина и его товарищей право на свободу мысли и защиту чести оказывалось выше законов субординации, составляя основу патриотического поведения. Занять центральное место в военно-патриотической политике последующих ста лет войне 1812 года помогли не только военные успехи, но и успехи пропаганды: война шла как на полях сражений, так и в медиапространстве — слухам и дезинформации противопоставлялись официальные сообщения. В период наступления Наполеона на Москву в Первопрестольной стали распространяться слухи о том, что французский император желает россиянам добра, собирается дать крестьянам свободу и пр. Генерал-губернатор Москвы, «сумасшедший Федька», обратился к PR-технологиям и стал сочинять агитационные листки-афишки, которые развешивались на московских улицах: Слава Богу! Все у нас в Москве хорошо и спокойно.

Хлеб не дорожает и мясо дешевеет. Одного хочется, чтоб злодея побить, и то будет… берегитесь одного: пьяниц, да дураков: они распустя уши, шатаются, да и другим в уши в расплох надувают. Иной вздумает, что Наполеон за добром идет; а его дело кожу драть: обещает все, а выйдет ничего. Солдатам сулит фельдмаршальство, нищим золотые горы, народу свободу; а всех ловит за виски, да в тиски… Государь изволил приказать беречь матушку Москву; а кому ж беречь мать, как не деткам! В другой «афишке» Ростопчин клялся своей жизнью, что Наполеон никогда не войдет в Москву, и призывал не поддаваться панике и не покидать город.

С другой стороны, так называемый критический патриотизм часто основан на испытываемом чувстве коллективного стыда, коллективной ответственности, когда граждане осознают допускаемые их страной ошибки. Говоря об эмоциональной природе патриотизма, нужно признать, что он включает в себя широкий спектр эмоций: любовь, гордость, стыд, ненависть.

Патриот, испытывающий одни лишь позитивные эмоции, демонстрирует эмоционально-патриотическую недоразвитость. Однако проблема патриотизма заключена также и в том, что считать отечеством. Сам по себе термин «патриот» возник еще в период античности, и тогда под ним понимали всех соотечественников, земляков. Такой патриотизм, как любовь к малой родине, деревне, в которой вырос человек, существует до сих пор и его определяют как «локальный патриотизм». Оказывается, что куда более сильным чувством, чем любовь, для патриота становится чувство ненависти к «чужому», условному врагу. Сложнее обстоят дела, когда под отечеством начинают пониматься более абстрактные понятия — государство, нация. В социалистической традиции под отечеством нередко понимается класс.

Существует так называемый расовый патриотизм, ставший в начале ХХ века основой для фашизма. Таким образом оказывается, что патриотизмов великое множество. Почему патерналистская модель с отношением к правителю как к любящему властному отцу так популярна в российском обществе? Есть корреляция между эмоциональным состоянием человека, его достатком и качеством жизни и склонностью к манифестации подобного патриотизма? Во многом это вытекает из неразвитости институтов гражданского общества. Патернализм — это свойство архаического мышления, характерного для коллективистских, патриархальных обществ. В крепостной России он выражался в образе доброго, заботливого «царя-батюшки», который желает счастья своему народу, но достичь этого состояния мешают внутренние враги — бояре, масоны, интеллигенты особенно врачи с учителями или иностранные агенты то англичанка гадит, то француз.

Патернализм также психологически удобен тем, что позволяет снять с пассивного обывателя часть ответственности за происходящее в стране. Правда, в итоге он сильно поднимает ставки для самой власти, так как именно ей адресуется вся без остатка вина за внутренние и внешние ошибки. Поэтому для власти заигрывание с патерналистическим патриотизмом — крайне рискованная стратегия. У нас есть пример того, чем она завершилась в 1917 году. Когда в России возник образ коллективного врага в виде условного Запада? Собственно патриотические дискуссии в аристократических кругах вспыхивают с особой силой в преддверии русско-французской войны 1805 года. После победы над наполеоновской Францией резко возрастает престиж России на европейской арене, однако затем вследствие внешнеполитических ошибок России, попыток навязать Европе собственные представления об идеальном государственном устройстве начинается разочарование, кризис в отношениях.

Несоответствие собственных амбиций, представлений о роли России в мире ее реальному положению развивает в определенных кругах консервативного общества некий комплекс неполноценности, основанный на обиде на Европу. Историки пишут о том, что Россия положила себя на алтарь освобождения Европы от Наполеона, но Европа предала Россию, не оценила ее жертвы, что якобы говорит об исторической враждебности Запада к России.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий