Социально экономический смысл пенсии

стабилизацию социального баланса в обществе, способствующего устойчивому экономическому развитию государства. Средства пенсионного обеспечения используются в виде денеж-ных выплат — пенсий.

Сущность и содержание системы пенсионного обеспечения

денежное пособие, выплачиваемое при наступлении пенсионного возраста. Пенсионное обеспечение, можно выделить в самостоятельный институт из института социального обеспечения в связи с необходимостью формирования правил и принципов пенсионирования, частотой возникновения рисковых ситуаций, влекущих назначение пенсий. История жизни Ивана Таранова показана на рис. 1 в виде траектории в фазовом пространстве "возраст–социально-экономический статус". Система пенсионного обеспечения Российской Федерации представлена различными видами пенсий, среди которых социальная пенсия устанавливается наиболее незащищенной категории, по различным причинам, оставшихся без средств к существованию. 6. Социальная пенсия (по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца, детям, оба родителя которых неизвестны) назначается гражданам, указанным в подпункте 8 пункта 1 статьи 4 настоящего Федерального закона. Социальная значимость пенсионного обеспечения в нашей стране предопределена количеством зависящих от нее лиц – около 37 миллионов граждан являются получателями пенсий по старости, инвалидности и потере кормильца.

Сущность пенсионного обеспечения, его принципы

АСТРАХАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ КАФЕДРА «ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ» КУРСОВАЯ РАБОТА ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ» НА ТЕМУ: «Система пенсионного обеспе. ИПК определяется по формулам и отталкивается от размера поступивших в Социальный фонд страховых взносов. Вторая часть — фиксированный базовый размер страховой пенсии. В 2024 году он составляет 8 135 рублей. Пенсионное законодательство РФ по пенсиям государственного социального обеспечения регулирует не только порядок назначения и выплаты пенсий социального типа, но и порядок установления права граждан на получение социальных пенсий. Настоящим Законом устанавливаются трудовые и социальные пенсии. В связи с трудовой и иной общественно полезной деятельностью, засчитываемой в общий трудовой стаж назначаются следующие пенсии: Пенсия по старости (по возрасту).

Сущность пенсионного обеспечения, его принципы

Право на получение данной пенсии имеют также наряду с получением других видов пенсий следующие категории лиц: а родители военнослужащих, проходивших военную службупо призыву, погибших умерших в период прохождения военной службы или умерших вследствие военной травмы после увольнения с военной службы за исключением случаев, когда смерть наступила в результате их противоправных действий ; б вдовы военнослужащих, погибших в войну с Финляндией, Великую Отечественную войну, войну с Японией, не вступившие в новый брак; в нетрудоспособные члены семей граждан, получивших илирадиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы или работами по ликвидации последствий указанной катастрофы; ставших инвалидами вследствие этой катастрофы; принимавших участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в зоне отчуждения Галаганов В. Право на получение одновременно социальной пенсии и пенсии по случаю потери кормильца, пострадавшего вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, имеют нетрудоспособные члены семей при условии, что умерший кормилец относился к одной из следующих категорий: — получивших или перенесших лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы или работами по ликвидации ее последствий подп. Отнесение умершего кормильца к одной из перечисленных категорий подтверждается документами, выданными в установленном законодательством Российской Федерации порядке о полученной или перенесенной лучевой болезни, других заболеваниях, связанных с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы или работами по ликвидации ее последствий; об установлении инвалидности вследствие чернобыльской катастрофы; об участии в работах по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в зоне отчуждения в период с 26 апреля 1986 г. При установлении социальной пенсии возрастной ценз по сравнению с правом на трудовую пенсию по старости увеличивается на пять лет. Таким образом, социальная пенсия назначается гражданам, не имеющим страхового стажа и достигшим возраста 65 лет мужчины и 60 лет женщины. А для граждан из числа малочисленных народов Севера возрастной ценз, напротив, уменьшается на 5 лет и для установления социальной пенсии составляет 55 лет для мужчин и 50 лет для женщин. Социальная пенсия назначается им на пять лет раньше, чем остальным гражданам. Право малочисленных народов Севера в Законе не связано с их проживанием на Севере, но представляется, что основанием их особого пенсионного обеспечения является именно проживание в соответствующих районах и местностях, а не национальная принадлежность. Перечень не является исчерпывающим. Документом, подтверждающим принадлежность к малочисленным народам Севера, является паспорт или свидетельство о рождении, где указана соответствующая национальность. Если в указанных документах требуемые сведения отсутствуют, представляются справки, выданные общинами малочисленных народов Севера или органами местного самоуправления Грудцына Л.

В соответствии с п. При этом, если установлены разные коэффициенты, применяется коэффициент, действующий в данном районе местности для работников непроизводственных отраслей. При выезде граждан из этих районов местностей на новое постоянное место жительства размер пенсии определяется без учета районного коэффициента Сергеева Т.

Выход на пенсию и размер выплат в 2024 году Как работает всё пенсионное обеспечение в России Пенсионное обеспечение — это система мер, которые направлены на обеспечение в старости, в случае потери трудоспособности или в связи с потерей кормильца. Оно может быть государственным, корпоративным или частным, в зависимости от категории получателя пенсии и источника выплат. Государственное пенсионное обеспечение Основано на финансировании пенсий за счет средств федерального бюджета. Пенсия назначается: государственным служащим, в том числе военнослужащим, сотрудникам силовых ведомств, а также членам их семей, участникам Великой Отечественной войны, лицам, которые награждены знаком «Жителю блокадного Ленинграда» или «Житель осажденного Севастополя», космонавтам и членам их семей, работникам летно-испытательного состава, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф, и членам их семей. Также пенсию назначат социально незащищенным лицам, которые в силу обстоятельств не приобрели права на страховую пенсию, а именно нетрудоспособным. Обязательное пенсионное страхование ОПС — это система, которая гарантирует пенсионное обеспечение. Она основана на обязательных страховых взносах, которые работодатели уплачивают за каждого работника.

В обязательное пенсионное страхование входят два вида пенсий: страховая и накопительная. Право на страховую пенсию имеют: россияне, которые застрахованы в соответствии с Федеральным законом от 15. Негосударственное дополнительное пенсионное обеспечение Дополнительное пенсионное обеспечение — это выплаты частных пенсионных фондов и страховых компаний в дополнение к государственной пенсии. Эта система позволяет увеличить размер пенсии за счет дополнительных взносов и инвестиционного дохода.

Основная цель введения социальных пенсий — обеспечение гарантированной государственной минимальной денежной помощи лицам, которые не приобрели права на трудовую пенсию в связи с отсутствием у них трудового стажа. Право российских граждан на социальное обеспечение закреплено в ст. Социальное обеспечение как особый институт государства является гарантией достойного развития каждого члена общества и сохранения источника средств к существованию при наступлении социальных рисков. Социальные пенсии практически есть во всех развитых странах, в частности европейских. Во многих из них они устанавливаются независимо от того, что граждане «заработали» также трудовую страховую либо иную пенсию. Часто они именуются народными пенсиями. В России устанавливается, как правило, лишь одна пенсия. Следовательно, нельзя получать одновременно социальную пенсию и трудовую пенсию или две социальные пенсии по разным основаниям. Галаганов В. Право социального обеспечения. Как отмечает К. Основания для назначения социальной пенсии различны: наступление инвалидности I, II, III степени, наступление инвалидности в детстве, смерть одного или обоих родителей ребенка в возрасте до 18 лет, достижение преклонного возраста. Круг лиц, имеющих право на социальную пенсию, конкретно определен. Категория «дети-инвалиды» выделена в качестве самостоятельной категории получателей социальной пенсии.

Можно констатировать, что пенсионное обеспечение - одна из самых острых проблем, требующих скорейшего решения в нашем государстве. В России пенсия нынешнего пенсионера состоит из двух частей: страховой пенсии и фиксированной выплаты. Страховая пенсия обычно ежегодно индексируется: в феврале — на уровень инфляции за предыдущий год и в апреле — в зависимости от роста объема взносов, поступающих в Пенсионный фонд. Фиксированная выплата — «добавка к пенсии», она выплачивается каждому получателю страховой пенсии и ежегодно индексируется на уровень инфляции за предыдущий год. Пенсии финансируются за счет взносов работодателей в Пенсионный фонд и за счет федерального бюджета. Бюджет, согласно законодательству, покрывает нехватку средств взносов и доплачивает пенсионерам за стаж, приобретенный в советское время «валоризация». Размер пенсии зависит от стажа и от уплаченных в ПФ взносов.

Понятие социальной пенсии и основания для её установления

Что такое пенсия и для чего она нужна Теория: Пенсионная система — это создаваемая государством система институтов и норм для предоставления гражданам материального обеспечения в виде пенсии. Все существующие в различных странах пенсионные системы можно разделить на две большие группы: распределительные солидарные , когда средства для выплаты пенсий берутся из текущих поступлений от работающего населения; накопительные персонализированные , когда гражданин в течение своей трудовой жизни накапливает средства в пенсионном фонде, который пускает их в экономический оборот, чтобы как минимум защитить от инфляции, а как максимум существенно прирастить их объём. Пенсионную систему России нельзя однозначно отнести к той или иной группе. Так, при формировании пенсионного обеспечения в РФ суммируются индивидуальный и солидарный тариф.

Сейчас Пенсионная система России — это совокупность создаваемых в Российской Федерации правовых, экономических и организационных институтов и норм, имеющих целью предоставить гражданам материальное обеспечение в виде пенсии. Пенсия — регулярное ежемесячное денежное пособие, выплачиваемое лицам, которые: достигли пенсионного возраста пенсия по старости , имеют инвалидность, потеряли кормильца. По месту официальной работы работодатель вносит пенсионные отчисления за своего сотрудника в течение его трудовой жизни.

Данные отчисления позволят сотруднику обеспечить себя при наступлении обстоятельств, позволяющих получать пенсию после перерасчёта всех условий. За сотрудником остаётся право выбора финансового института, в который будут инвестированы его пенсионные средства.

Таким образом, накопительная пенсия назначается гражданину пожизненно и выплачивается ежемесячно, но только после достижения пенсионного возраста. Причем он остался прежним для данного вида пенсии: 55 лет для женщин и 60 лет для мужчин. Есть и другие способы получения пенсионных накоплений. Единовременная выплата. Ее можно получить, если пенсионные накопления гражданина составляют 5 или менее процентов по отношению к сумме страховой и накопительной пенсий. При таком условии можно забрать все пенсионные накопления сразу.

Срочная пенсионная выплата — это выплата пенсионных накоплений в течение конкретного срока. Данный срок определяет гражданин, но он не может быть меньше 10 лет.

Корпоративное пенсионное обеспечение Корпоративное пенсионное обеспечение — КПО, предоставляют компании своим работникам в дополнение к государственному обеспечению. Эти пенсии могут быть накопительными или выплачиваться в виде единовременной выплаты. В рамках КПО компания создает пенсионный фонд, в который работники могут вносить часть своей заработной платы. Из этого фонда выплачиваются пенсии сотрудникам после их выхода на пенсию. Что такое пенсия: понятие и определение В законе «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» дают свое определение. Пенсия — это ежемесячная денежная выплата, которая предназначена для компенсации заработной платы или иного дохода, которые работники получали перед выходом на пенсию. А также для предоставления средств к существованию. Если говорить простыми словами, пенсия — это регулярные денежные выплаты, которые россияне получают в качестве компенсации за утрату трудоспособности.

Потеря трудоспособности возможна по причине наступления старости, получения инвалидности или смерти кормильца. В России действует сразу четыре вида пенсии. Назначение зависит от жизненной ситуации, в которой оказался человек.

Согласно индексу AgeWatch, Россия в 2014 году заняла 65-е место в общем рейтинге по обеспеченности жизни пенсионеров, а по занятости и образованию — 21-е [44].

По другим данным, Россия занимает 40-е место из 43 стран по условиям жизни для пенсионеров [45] [46]. При этом пенсия главы Ханты-Мансийска — 127 000—213 000 рублей при средней пенсии в регионе в 18 200 рублей, глава Екатеринбурга получает пособие по выслуге лет от 107 000 до 156 000 рублей при средней пенсии в регионе в 13 600 рублей, мэр Воронежа в 2017 году получал от 190 000 до 320 000 рублей при средней пенсии не больше 11 000 рублей, глава Улан-Удэ получал 190 000—260 000 рублей при средней пенсии в 12 700 рублей, а глава Ростова-на-Дону получает 122 000—166 000 рублей [47]. Низкий уровень пенсионного обеспечения самих пенсионеров и доходов зарплат их ближайших родственников детей и т. По состоянию на 2020 год работающие пенсионеры ограничены в праве на перерасчет пенсии по старости — с учетом выплаченных работодателем взносов.

По итогам истекшего года работающий пенсионер может получить не более трех пенсионных баллов [49]. Уровень занятости пенсионеров значительно различается в северных и южных регионах. На Дальнем Востоке доля пенсионеров, которые продолжают работать, значительно выше средней по России. В то же время в республиках Северного Кавказа высокая доля пенсионеров, занятых в неформальном секторе.

В пенсионной системе Российской Федерации на федеральном уровне существует два типа пенсий, которые различаются по источнику их финансового обеспечения: Первый и основной тип — это страховые пенсии, которые получает большинство пенсионеров в России. Право на такую пенсию возникает вследствие уплаты в течение определённого периода времени страховых взносов в систему обязательного пенсионного страхования. Основным источником выплаты этих пенсий являются средства, формируемые за счёт указанных страховых взносов. Установление страховых пенсий производится в соответствии с Федеральным законом «О страховых пенсиях» от 28.

Ко второму типу относятся пенсии по государственному пенсионному обеспечению, которые выплачиваются за счёт средств федерального бюджета. Эти пенсии находятся вне системы обязательного пенсионного страхования. Право на эти пенсии возникает не в связи с тем, что в период работы или другой деятельности за соответствующего гражданина отчислялись обязательные пенсионные страховые взносы единый социальный налог взнос , а в силу других обстоятельств, определённых в Федеральном законе от 15.

В каких случаях человеку могут не оформить пенсию, если она ему полагается

  • Условия назначения пенсии по старости
  • Понятие государственного и страхового пенсионного обеспечения
  • Main Article Content
  • Пенсии по старости: функции, признаки, разновидности
  • Федеральный закон №166-ФЗ от 15 декабря 2001 г.
  • Что такое пенсия

ОГЭ. Обществознание. ТЕОРИЯ по кодификатору. Экономика. 3.14. Пенсионное обеспечение.

Пенсию в России гарантированно получает любой человек, даже если у него нет достаточного количества баллов пенсионного коэффициента. Такие граждане получают фиксированную социальную выплату, в 2023 году ее размер равняется 7567,33 рубля. Пенсионная система представляет собой совокупность создаваемых государством организационных, правовых, а также экономических институтов и норм, которые имеют своей целью предоставление гражданам страны материального обеспечения в виде пенсии[3]. Среди пенсий по государственному пенсионному обеспечению наиболее массовой является социальная пенсия. Она назначается нетрудоспособным лицам в том случае, если они не удовлетворяют критериям, необходимым для назначения страховой пенсии. Социальную пенсию назначают в трех случаях: при наступлении пенсионного возраста, после присвоения инвалидности и при потере кормильца. Социальная пенсия по старости назначается тем россиянам, которые не подошли под «требования» страховой. Пенсия по старости — это важнейший вид пенсионного обеспечения. На выплату пенсий расходуется существенная часть средств Пенсионного Фонда. Пенсии в качестве социального обеспечения представляют собой для многих граждан основной источник для существования.

Какие виды пенсий существуют в нашей стране

  • ОГЭ. Обществознание. ТЕОРИЯ по кодификатору. Экономика. 3.14. Пенсионное обеспечение.
  • Какие виды пенсий существуют в России
  • Пенсионное и социальное обеспечение
  • ОБУСО КЦСОН Солнцевского района Курской области
  • Article Sidebar
  • Целевые ориентиры и современные тенденции развития пенсионного обеспечения в России

Виды пенсий в России: какие бывают и условия их назначения

Пенсионное обеспечение – одна из важнейших социально-экономических задач государства. Ее важность и значимость в Российской Федерации обусловлена ответственностью за материальное обеспечение более 40 млн. пенсионеров. Пенсионеру, проживающему в государственном или муниципальном стационарном учреждении социального обслуживания, выплата пенсии производится территориальным органом Социального фонда России по месту нахождения этого учреждения. Пенсио́нное обеспе́чение в Росси́и — совокупность действующих в Российской Федерации (РФ) правовых, экономических и организационных институтов и норм.

Понятие государственного и страхового пенсионного обеспечения

Таким образом, пенсионная система, формируемая тремя институтами: пенсионным обеспечением, пенсионным страхованием и дополнительным негосударственным пенсионным страхованием, входит в систему социальной защиты. Каждый из институтов пенсионной системы является разновидностью элемента социальной защиты. Составляющие пенсионной системы различаются по объекту, на который направлена их деятельность. Объектом пенсионного обеспечения являются экономические неактивные граждане, вне зависимости от наличия у них трудового страхового стажа. Объектом государственного пенсионного страхования и частного, являются экономически активные члены общества и вышедшие из состава таковых, но при условии наличии у них трудового страхового стажа. Функция пенсионной системы рассматривается нами как целенаправленная деятельность, имеющая своей целью реализовать ту или иную роль в обществе. Сущность любой системы заключается в ее функциях, а эффективность функционирования системы во многом зависит от правильности определения и условий реализации функций.

Функции пенсионной системы следует рассматривать в комплексе, как все возможные направления деятельности пенсионной системы. Реализация этих функции должна способствовать достижению цели всей пенсионной системы - обеспечение нормального уровня жизни всем категориям пенсионеров. В научной среде нет единства формулировок и нет определенности в том, какие же функции выполняет государственная пенсионная система. На наш взгляд, функции пенсионной системы должны представлять комбинацию из функций пенсионного страхования, пенсионного обеспечения, негосударственного пенсионного страхования, так как они согласовываются между собой. Результаты систематизации позволили представить следующую классификацию функций пенсионной системы: воспроизводственная, социальная, перераспределительная, стимулирующая, политическая. Исходя из сущности пенсионной системы и ее места в социальной политике и в целом в системе социально-трудовых отношений, указанный перечень не охватывает все направления деятельности пенсионной системы.

Учитывая точку зрения, что функции могут быть открыто провозглашенными и латентными, можно сказать, что все перечисленные ранее функции пенсионной системы относятся к явным, совпадающим с открыто провозглашенными целями и задачами пенсионной системы. Однако, они не учитывают влияния пенсионной системой на рынок труда и социальный статус пенсионера. В качестве латентных функции нами рассматриваются регулирующая и статусная функции. Выделение этих функций важно в связи с тем, что пенсионная система имеет возможность прямо и косвенно регулировать выход на рынок труда работников старших возрастных категорий. Прямое регулирование достигается через установление общепринятого возраста выхода на пенсию, а так же условиями и списками работников, имеющих право на досрочную пенсию. Косвенное регулирование достигается путем различных программ, стимулирующих к более раннему или более позднему выходу на пенсию, а так же за счет соотношения размеров пенсии и заработной платы, которое складывается на рынке труда.

Таким образом, изменение размеров пенсии сказывается на сроках пребывания работников на рынке труда. Это место пенсионера по отношению к другим пенсионерам, как по горизонтали, так и по вертикали. Эта функция во многом вытекает из реализации стимулирующей функции. Если обеспечивается тесная связь заработной платы и пенсии, то человек выходя на пенсию, не теряет свой социальный статус. В социальном государстве человек, выйдя на пенсию, не должен считать, что его жизнь закончена, что он больше не нужен своему государству. Содержание функций пенсионной системы: Воспроизводственная - удовлетворение минимальных потребностей нетрудоспособного населения путем обеспечения минимальных стандартов жизни.

Социальная - предоставление нормального уровня жизни тем, кто вышел за приделы трудоспособного возраста или утратил трудоспособность; пенсионная система должна не только способствовать воспроизведению затраченной энергии, но и давать возможность человеку воспользоваться набором социальных благ — медицинские услуги, качественный отдых, культурный досуг и т. Перераспределительная - возмещение гражданам дохода, который они имели до утраты способности к производительному труду, достигается это за счет функция перераспределения национального дохода государства. Стимулирующая - обеспечивает связь результатов трудовой деятельности с будущей пенсией. Политическая - согласование интересов между нетрудоспособными членами общества и той его частью, которая создает материальные блага. Регулирующая - связана с прямым и косвенным регулированием выхода на рынок труда работников старших возрастных категорий. Статусная - предполагает соответствие статуса, определяемого размером пенсии и должности, которую занимал работник до выхода на пенсию.

Каждая функция в отдельности имеет свое назначение, играет свою роль в пенсионной системе. Но реализуются все функции в комплексе, поскольку находятся они во взаимозависимости. И если какая - либо функция выполняется не в полном объеме, не в должной мере, это нарушает целостность обозначенного круга обязанностей и создает препятствия на пути достижения главной цели пенсионной системы. На реализацию пенсионной системой своих функций оказывают влияние факторы, являющиеся внешними по отношению к ней. Виды пенсионных систем Ни одно исследование невозможно без определения базовых, ключевых понятий. В нашем случае главным будет понятие пенсионной системы.

В целом можно констатировать, что консенсус в плане выработки единого и общепризнанного определения достигнут. Так, пенсионная система России — это совокупность создаваемых в Российской Федерации правовых, экономических и организационных институтов и норм, имеющих целью предоставление гражданам материального обеспечения в виде пенсии.

Если он умирает, его дети, а иногда и другие нетрудоспособные родственники могут претендовать на пенсию. Социальную пенсию по потере кормильца чаще всего получают дети. Кроме того, ее могут назначать нетрудоспособным членам семьи военнослужащих по призыву и тех, кто находился в добровольческих формированиях, если эти люди умерли в результате своего же преступления.

Когда военнослужащий или доброволец погибает по другим причинам, его близкие могут претендовать на другую пенсию — в полтора-два раза больше.

Однако в соответствии с Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 16 октября 1995 г. N 11-П по делу о проверке конституционности статьи 124 названного Закона в связи с жалобами граждан Г. Ардерихина, Н. Попкова, Г. Бобырева, Н.

Коцюбки положение указанной статьи в той части, в какой оно устанавливает приостановление выплаты трудовых пенсий за время лишения пенсионера свободы по приговору суда, признано не соответствующим Конституции Российской Федерации и утратило силу с 16 октября 1995 года. В отношении иных видов пенсий статья 124 Закона N 340-1 фактически утратила силу с 1 июля 1997 г. N 1-ФЗ. Статья 98 данного Кодекса устанавливает, что осужденные имеют право на общих основаниях на государственное пенсионное обеспечение в старости, при инвалидности, потере кормильца и в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Действующее пенсионное законодательство ограничений по выплате пенсий осужденным не содержит. С 1 января 2010 г.

Социальная пенсия по старости может устанавливаться по достижении соответствующего престарелого возраста гражданам из числа малочисленных народов Севера, достигшим возраста 55 лет у мужчин и 50 лет у женщин, другим гражданам по достижении возраста 65 лет у мужчин и 60 лет у женщин. Социальные пенсии по инвалидности могут назначаться детям-инвалидам в возрасте до 18 лет или при установлении инвалидности I, II или III группы в период с 1 января 2004 г. Социальные пенсии по случаю потери кормильца могут быть установлены детям в возрасте до 18 лет, а также старше этого возраста, обучающимся по очной форме в образовательных учреждениях всех типов и видов независимо от их организационно-правовой формы, за исключением образовательных учреждений дополнительного образования, до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет, потерявшим одного или обоих родителей, и детям умершей одинокой матери. Необходимо отметить, что условия назначения социальных пенсий отдельным категориям граждан, как правило, поставлены в более жесткие рамки, чем условия назначения трудовых пенсий, а также других видов пенсий по государственному пенсионному обеспечению. В частности, право на назначение социальных пенсий имеется только у лиц, постоянно проживающих в Российской Федерации. Круг лиц, имеющих право на социальную пенсию по случаю потери кормильца, не совпадает с кругом лиц, имеющих право на трудовую пенсию по случаю потери кормильца.

Так, социальную пенсию по случаю потери кормильца могут получить только дети, тогда как при назначении трудовой пенсии по случаю потери кормильца или пенсии по случаю потери кормильца семьям погибших умерших военнослужащих, семьям граждан, пострадавших в связи с радиационными или техногенными катастрофами, семьям космонавтов круг таких членов семьи гораздо шире. Социальные пенсии по старости назначаются в более позднем возрасте, чем страховые пенсии по старости. В качестве исключения здесь можно рассматривать социальные пенсии по старости гражданам из числа малочисленных народов Севера, которые могут назначаться даже на 10 лет раньше, чем обычные страховые пенсии по старости, однако это связано с особенностями их среды обитания, образа жизни и хозяйствования, да и размеры таких социальных пенсий невелики. Вопросы пенсионного обеспечения отражены во многих международных договорах. Приведем лишь некоторые и наиболее значимые из них. Кроме того, ст.

Таким образом,социальная пенсия это ежемесячная денежная выплата, финансируемая государством за счет средств федерального бюджета, предоставляемая нетрудоспособным гражданам, перечень которых определен на уровне закона и являющаяся основным или одним из основных источников средств существования пенсионера. Субъекты и объекты правоотношений в вопросах назначения социальной пенсии и особенности ее начисления До законодательного введения института социальных пенсий в систему пенсионного обеспечения нетрудоспособные граждане, не имеющие права на пенсию в связи с трудовой деятельностью, получали ежемесячное пособие. При этом части нетрудоспособных лиц, не имеющих право на получение любого из видов пенсии, пособие не назначалось, так как они не отвечали установленным требованиям. Право на социальную пенсию имеют граждане, постоянно проживающие в Российской Федерации. При этом следует отметить, что данное право распространяется как на граждан РФ, так и на иностранных граждан и лиц без гражданства, постоянно проживающих на территории РФ на основании выданного в установленном порядке вида на жительство. В том случае, если гражданин Российской Федерации выезжает на постоянное место жительства на территорию другого государства, он теряет право на получение социальной пенсии и выплата указанной пенсии ему прекращается.

Нетрудоспособным может считаться гражданин, который или достиг преклонного возраста, или имеет инвалидность, или потерял кормильца. Социальные пенсии устанавливаются нетрудоспособным гражданам, не имеющим права на трудовую пенсию. Как правило, при отсутствии других источников получения средств к существованию социальные пенсии являются для таких лиц важнейшей государственной гарантией материального обеспечения. В отдельных случаях социальная пенсия может быть назначена по выбору гражданина, который отвечает предусмотренным в Законе условиям ее получения и одновременно с этим отвечает условиям получения другого вида пенсии. Кроме того, социальная пенсия может быть назначена одновременно с пенсией по случаю потери кормильца. Например, инвалид с рождения, который получает социальную пенсию, установленную для детей-инвалидов, в случае смерти отца, который являлся пострадавшим в результате радиационной катастрофы в Чернобыле и был единственным кормильцем в семье, дополнительно приобретает право на пенсию по случаю потери кормильца.

Право на получение социальной пенсии предусмотрено для следующих нетрудоспособных граждан: - инвалидов I, II и III группы, в том числе инвалидов с детства и детей-инвалидов. Лица, относящиеся к данной категории, имеют право на получение социальной пенсии по инвалидности; - детей в возрасте до 18 лет, а также старше этого возраста, обучающихся по очной форме по основным образовательным программам в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет, потерявших одного или обоих родителей, и детей умершей одинокой матери. Указанным лицам назначается пенсия по случаю потери кормильца. Указанным лицам назначается социальная пенсия по старости. В Законе нет указания на то, что список категорий лиц, имеющих право на социальную пенсию, подлежит расширительному толкованию, однако Федеральный закон от 30 марта 1995 г. N 38-ФЗ "О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека ВИЧ-инфекции " содержит норму о праве на получение социальной пенсии ВИЧ-инфицированных несовершеннолетних ст.

Представляется, что поскольку данная норма не отменена, то она может применяться и данным несовершеннолетним в возрасте до 18 лет должна быть назначена социальная пенсия как инвалидам детства. Наличие у несовершеннолетнего ВИЧ-инфекции устанавливается в ходе проведения медицинского освидетельствования и обследования, что должно быть подтверждено соответствующими медицинскими документами, выданными только учреждениями государственной или муниципальной системы здравоохранения. Гражданам из числа малочисленных народов Севера, как следует из текста Закона, социальная пенсия назначается с уменьшением общеустановленного пенсионного возраста на 5 лет, то есть при достижении возраста 55 лет для мужчин и 50 лет для женщин. Следует обратить внимание, что назначение социальной пенсии указанным лицам связано не только с их национальной принадлежностью, но и с местом проживания в определенных районах Севера, то есть в тяжелых природных и климатических условиях. В соответствии со ст. N 82-ФЗ "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации" под коренными малочисленными народами Российской Федерации понимаются народы, проживающие на территориях традиционного расселения своих предков, сохраняющие традиционные образ жизни, хозяйствование и промыслы, насчитывающие в Российской Федерации менее 50 тысяч человек и осознающие себя самостоятельными этническими общностями.

Следовательно, если представитель коренных малочисленных народов Севера проживает, к примеру, в средней полосе России, то право на получение социальной пенсии с уменьшением общеустановленного пенсионного возраста у него отсутствует. Отнесение определенной местности к районам Севера производится в соответствии с Перечнем районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, на которые распространяется действие Указов Президиума Верховного Совета СССР от 10 февраля 1960 г. Указанный Перечень применяется в редакции, действующей на день обращения лица за установлением социальной пенсии. Кроме того, распоряжением Правительства РФ от 17 апреля 2006 г. N 536-р утвержден Перечень коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, в который включены 40 национальностей. К числу малочисленных народов Севера относятся ненцы, ханты, манси, эвенки, коряки, алюторцы, кереки, чукчи, эвены ламуты , долганы, ительмены, кеты, алеуты, нанайцы, нганасаны, негидальцы, нивхи, ульта ороки , орочи, саамы, селькуны, тофалары, удэгейцы, ульчи, чуванцы, энцы, эскимосы, юкагиры, тувинцы-тоджинцы, шорцы, телеуты и кумандинцы.

Как уже говорилось ранее, при наличии у пенсионера права на получение двух видов пенсионного обеспечения ему устанавливается одна пенсия по его выбору. Однако для некоторых категорий сделано исключение, в том числе и относительно назначения социальных пенсий. Так, родителям военнослужащих, проходивших военную службу по призыву, погибших умерших в период прохождения военной службы или умерших вследствие военной травмы после увольнения с военной службы, могут быть установлены пенсия по случаю потери кормильца и социальная пенсия, предусмотренная настоящим законом для нетрудоспособных граждан, за исключением социальной пенсии по случаю потери кормильца. Также вдовам военнослужащих, погибших в период прохождения военной службы по призыву вследствие военной травмы, не вступившим в новый брак, могут быть установлены пенсия по случаю потери кормильца, и социальная пенсия, за исключением социальной пенсии по случаю потери кормильца. Нетрудоспособным членам семьи граждан, получивших или перенесших лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС или работами по ликвидации последствий указанной катастрофы, а также граждан, ставших инвалидами вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, и граждан, принимавших участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в зоне отчуждения, могут быть установлены пенсия по случаю потери кормильца и социальная пенсия, за исключением социальной пенсии по случаю потери кормильца. Членам семей погибших умерших граждан из числа космонавтов могут устанавливаться пенсия по случаю потери кормильца и любая другая пенсия, установленная в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе и социальная, за исключением пенсии по случаю потери кормильца или социальной пенсии по случаю потери кормильца.

Назначение социальных пенсий в соответствии с Законом нередко является предметом судебных споров. Исчисление размера социальной пенсии для нетрудоспособных граждан, проживающих в районах Крайнего Севера или приравненных к ним местностях, а также в районах с тяжелыми климатическими условиями, требующих дополнительных материальных и физиологических затрат проживающих там граждан, производится с учетом установленных Правительством РФ в данных районах и местностях районных коэффициентов. Если при смене места жительства гражданин переезжает в район или местность, где установлен иной районный коэффициент либо районный коэффициент не установлен, то перерасчет размера социальной пенсии производится, соответственно, с учетом иного районного коэффициента либо выплачивается без учета районных коэффициентов. Согласно ст. Коэффициенты индексации социальных пенсий определяются Правительством Российской Федерации. С 1 апреля 2015 г.

До 2010 года, когда базовая часть трудовой пенсии являлась отдельной частью пенсии, она индексировалась вместе с социальной пенсией. С 1 января 2010 года, когда базовая часть трудовой пенсии перешла в ее страховую часть в форме фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости, социальная пенсия индексируется отдельно и по иным правилам, которые установлены в комментируемой статье. Ранее, до внесения изменений Федеральным законом от 28 марта 2011 г. N 43-ФЗ "О внесении изменений в статью 25 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", вступившим в силу с 30 марта 2011 г. В случае если за данный период темпы роста прожиточного минимума пенсионера в Российской Федерации превышали темпы роста цен на товары и услуги, то с 1 июля производилась дополнительная индексация указанных социальных пенсий на разницу между годовым индексом роста прожиточного минимума пенсионера в Российской Федерации и годовым индексом роста цен на товары и услуги. Глава 2.

Особенности назначения и выплаты социальной пенсии в Российской Федерации: проблемы и способы их решения 2. Необходимые документы для назначения социальной пенсии По общему правилу назначение пенсии в системе государственного пенсионного обеспечения, перерасчет ее размера и перевод с одного вида пенсии на другой производятся по заявлению гражданина, поданному в том числе в форме электронного документа. Порядок подачи заявления в форме электронного документа регламентирован, в частности Постановлением Правительства РФ от 7 июля 2011 г. N 553 "О порядке оформления и представления заявлений и иных документов, необходимых для предоставления государственных и или муниципальных услуг, в форме электронных документов". Данным нормативно-правовым документом установлено, что заявления и иные документы, необходимые для предоставления государственных и или муниципальных услуг, представляемые в форме электронных документов, в том числе заявления о назначении пенсии в системе государственного пенсионного обеспечения, перерасчете ее размера и перевода с одного вида пенсии на другой, оформляются в соответствии с требованиями к форматам заявлений и иных документов, установленными уполномоченными федеральными органами исполнительной власти; подписываются в соответствии с требованиями Федерального закона от 6 апреля 2011 г. N 63-ФЗ "Об электронной подписи" и статей 21.

N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг"; представляются в органы и организации, предоставляющие государственные и или муниципальные услуги, с использованием электронных носителей и или информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, включая сеть Интернет, лично или через законного представителя при посещении органа или организации, посредством многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг, посредством Единого портала государственных и муниципальных услуг функций без использования электронных носителей либо иным способом, позволяющим передать в электронном виде заявления и иные документы. Единый портал государственных и муниципальных услуг является федеральной государственной информационной системой, обеспечивающей предоставление государственных и муниципальных услуг в электронной форме и доступ заявителей к сведениям о государственных и муниципальных услугах, предназначенным для распространения с использованием информационно-телекоммуникационной сети Интернет и размещенным в государственных и муниципальных информационных системах, обеспечивающих ведение соответственно реестров государственных и муниципальных услуг.

Оставшийся РПК будет индексироваться и пополняться за счет взносов, которые будут уплачены 2002 году. Этот процесс будет повторяться в течение последующих лет прогноза до тех пор, пока когорта не достигнет возраста 60 лет. По достижении 60-летнего возраста все члены когорты начнут получать пенсию по старости, средний размер которой на дату установления пенсии будет равен суммарному размеру РПК когорты, деленному на численность когорты, на дату достижения 60-летнего возраста и остаточную продолжительность жизни, используемую для расчета страховой части трудовой пенсии.

Важно отметить, что речь идет о расчете среднего размера страховой части трудовой пенсии лиц, достигших возраста, дающего право на трудовую пенсию по старости 60 лет — для мужчин и 55 лет — для женщин. Не делается попытки разделить людей на группы, связанные, например, с их статусом в отношении уплаты пенсионных взносов, размером заработной платы и т. В каждом году прогноза когорта лиц, не получающих пенсию, состоит из: 1. Плательщиков единого социального налога, которых можно далее разделить в соответствии с установленными в Налоговом кодексе Российской Федерации группами, платящими налоги по различным ставкам; 2. Плательщиков страховых взносов в форме фиксированного платежа.

Лиц, по разным причинам не платящих пенсионные взносы, — безработных, учащихся, лиц, уклоняющихся или освобожденных от уплаты взносов, домохозяек и т. При этом статус плательщика или неплательщика взносов регулярно меняется. Поэтому рассчитанный в соответствии с социально-когортным подходом размер пенсии является по сути размером пенсии среднего человека, который был и плательщиком единого социального налога, и плательщиком страховых взносов в форме единого платежа, и безработным и т. Расчет размера страховой части трудовой пенсии В данном разделе дано формализованное описание базовых алгоритмов, общая идея которых проиллюстрирована выше. Следует, однако, помнить, что целью авторов является освещение принципиальных положений методики моделирования, а не полное описание всех алгоритмов и их вариантов.

Прежде всего заметим, что в процессе моделирования каждая половозрастная группа делится на 5 подгрупп: 1. Получатели трудовой пенсии по старости далее — пенсионеры по старости. Получатели трудовой пенсии по инвалидности далее — пенсионеры по инвалидности ; 3. Пенсионеры по случаю потери кормильца; 4. Социальные пенсионеры, то есть пенсионеры, получающие социальную пенсию; 5.

Не пенсионеры, то есть лица, не получающие никакой пенсии. Заметим, что в данной статье наиболее подробно рассмотрены только подгруппы 1, 2 и 5, поскольку они наиболее значимы с точки зрения размеров связанных с ними денежных потоков и в их отношении имеется адекватная статистическая информация. Точнее говоря, изучаются три типа социальных когорт, определение которых основано на данной классификации. Под социальной когортой в настоящей работе понимается группа лиц не пенсионеров, пенсионеров по старости, пенсионеров по инвалидности , которым в некотором году прогноза Y было Х лет. Принципиальным моментом является то, что в модели эти когорты рассматриваются в динамике.

Необходимо четко понимать, что вышеприведенное деление на подгруппы не связано с работой членов когорты или уплатой ими взносов. Члены когорты не пенсионеров не обязательно должны работать, они могут учиться, заниматься домашним хозяйством, "тунеядствовать" и т.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий