Социализация прекращается с выходом человека на пенсию

Двусторонность процесса социализации проявляется в единстве ее внутреннего и внешнего содержания. Внешний процесс – совокупность всех социальных воздействий на человека, регулирующих проявление присущих субъекту импульсов и влечений. Иногда авторы говорят о том, что проблема пожилого возраста в настоящее время — это проблема современной формы цивилизации, в которой не существует адекватных социально-организованных форм социализации пожилых людей, адаптации к старости. Трудовая стадия социализации охватывает весь период зрелости человека, весь период его трудовой деятельности, когда человек не только усваивает социальный опыт, но и воспроизводит его за счет активного воздействия человека на среду через свою деятельность. Иногда авторы говорят о том, что проблема пожилого возраста в настоящее время — это проблема современной формы цивилизации, в которой не существует адекватных социально-организованных форм социализации пожилых людей, адаптации к старости. Как уже говорилось, социализация человека представляет собой продолжающийся всю жизнь процесс усвоения культурных норм и освоения социальных ролей.

Стадии социализации

В последние годы актуализуются исследования по акмеологии, науки о зрелом возрасте. Послетрудовая стадия социализации представляет собой еще более сложный вопрос. Определенным оправданием, конечно, может служить то обстоятельство, что проблема эта еще более нова, чем проблема социализации на трудовой стадии. Постановка ее вызвана объективными требованиями общества к социальной психологии, которые порождены самим ходом общественного развития. Проблемы пожилого возраста становятся актуальными для ряда наук в современных обществах. Увеличение продолжительности жизни — с одной стороны, определенная социальная политика государств — с другой имеется в виду система пенсионного обеспечения приводят к тому, что в структуре народонаселения пожилой возраст начинает занимать значительное место.

Прежде всего увеличивается его удельный вес. В значительной степени сохраняется трудовой потенциал тех лиц, которые составляют такую социальную группу, как пенсионеры. Не случайно сейчас переживают период бурного развития такие дисциплины, как геронтология и гериатрия. Хотя вопрос не получил однозначного решения, в практике отыскиваются различные формы использования активности лиц пожилого возраста. Это также говорит в пользу того, что проблема имеет, по крайней мере, право на обсуждение.

Выдвинутая в последние годы в педагогике идея непрерывного образования, включающая в себя образование взрослых, косвенным образом стыкуется в дискуссию о том, целесообразно или нет включение послетрудовой стадии в периодизацию процесса социализации. Выделение стадий социализации с точки зрения отношения к трудовой деятельности имеет большое значение. Для становления личности небезразлично, через какие социальные группы она входит в социальную среду, как с точки зрения содержания их деятельности, так и с точки зрения уровня их развития. При этом встает ряд вопросов. Имеет ли существенное значение для типа социализации, для ее результата тот факт, что личность преимущественно была включена в группы высокого уровня развития или нет?

Имеет ли значение для личности тип конфликтов, с которыми она сталкивалась? Какое воздействие на личность может оказать ее функционирование в незрелых группах, с высоким уровнем сугубо межличностных конфликтов? Какие формы ее социальной активности стимулируются длительным пребыванием в группах с сильно выраженным деятельностным опосредованием межличностных отношений, с богатым опытом построения кооперативного типа взаимодействия в условиях совместной деятельности и, наоборот, с низкими показателями по этим параметрам? Пока этот комплекс проблем не имеет достаточного количества экспериментальных исследований, как, впрочем, и теоретической разработки, что не умаляет его значения. Институты социализации.

На всех стадиях социализации воздействие общества на личность осуществляется или непосредственно, или через группу, но сам набор средств воздействия можно свести вслед за Ж.

Итак, как мы уже отмечали, социализация в общем понимании выступает процессом присвоения, приобретения социального, то есть процессом, в качестве результата которого представляется включение в структуру личности социального. Само понятие «социализация» включает в себя такие измерения как личность и социальную среду общество, коллектив, другие люди. Определение сущности процесса базируется на том, что непосредственно за этими отношениями стоит. Процесс социализации чаще всего понимают в качестве процесса адаптации либо приспособления. Эту трактовку можно назвать наиболее ранней. Данной спецификой социализации ребёнка требуется специальная организация деятельности взрослых - комплексное сопровождение социального становления детей в процессе их воспитания, развития и образования. Нормальное развитие личность детей возможно только в условиях социальных. Описать роль и влияние мира социального на жизнь и развитие детей возможно через совокупность факторов, которые обусловлены процессы их социализации.

Ля наиболее успешной социализация детей нужно, чтобы они овладели общественно выработанными способами анализирования окружающей действительности и освоение ими общественных отношений. Непосредственно дошкольный возраст — время развития у детей психические процессов, в том числе и воображения в качестве основы творчества, созидания нового. У воображения имеется непосредственная связь с детской смысловой сферой, его в развитии характеризует три стадии одновременно и компоненты этой функции : наличие опоры на наглядность предметную среду , наличие опоры на прошлый опыт и особой внутренней позиции ребенка, формирование которой происходит к концу дошкольного возраста. Воображение выступает как инструменты познавательной детской деятельности, им выполняется аффективная, защитная функция: при самоутверждении себя в ситуациях идеальных, при проигрывании их, дети освобождаются от травмирующих моментов. Воображение выступает как психологический механизм, представляющий основу процессов становления в эмоциональной сфере произвольности. Кода период дошкольного детства заканчивается, то есть в 6-7 лет, дети обретают способности и потребности в функции социальной, они себя переживают как социального индивида, как субъекта социальных действий. В качестве причиныэтого можно назвать личностное новообразование кризиса в этом возрасте - особую внутреннюю позицию: систему потребностей, которые связаны с учением — то есть с новой, общественно-значимой деятельностью. Дети, рождаясь в обществе людей, в мире социальном, начинают познавать его с того, что доступно и близко, с чем онисоприкасаются непосредственно, то есть, ближайшее социальное окружение, с которым он взаимодействует. Необходимо, чтобы социальным воспитанием и образованием учитывался этот фактор.

Нужна опора на то, что до 5 лет у ребенка формируется представления относительно своего окружения. Его образование можно свести к его самоидентификации как члена семьи и к выработке норм общения в отношении взрослых и своих товарищей. Необходимо, чтобы содержание образования строилось на примерах и имитации, включало в себя образцы поведения как положительные, так и отрицательные. Организация основного канала познания должна происходить в этом возрасте через игры. Важным является, чтобы учебно-воспитательным процессом полноценно охватывался и использовался принцип взаимодействия ДОУ и семьи для того, чтобы процессы социализации полноценно реализовался на этом и последующих возрастных этапах. Познание детей с 5 и до 10 лет можно свести к наблюдениям явлений окружающего мира. Результатом становится выработка четких образов форм жизни и деятельности людей, осознание того, что люди несут ответственность за собственное поведение, могут в себе совмещать исполнение нескольких социальных ролей. Дошкольный период подразумевает необходимость научению наблюдениям, рассуждениям, задавать вопросы. Этот вид познания системностью еще не выступает, он, скорее, нагромождение образов, и их можно классифицировать через группы образов, которые отличаются по строению структуре и деятельности функциональности.

Интересным является также место и роль формирования представлений относительно социальной действительности как относительно показателя успешности социализации детей при учете специфики и особенностей этого процесса у ребенка в дошкольном возрасте в организованных формах - социального воспитания и образования. Семья как важнейший фактор социализации На всех стадиях социализации осуществление воздействий общества на личность может проходить двумя путями: либо непосредственно через общество, либо через группу. Через подобные факторы общество или и группа передает становящимся личностям определенные системы норм и ценностей с помощью знаков. Группы, где происходит приобщение личности к системам ценностей и норм, называются институты социализации. Выявление роли таких институтов в процессе социализации опирается на общий социологический анализ роли социальных институтов в обществе. Такими институтами на трудовой стадии социализации выступают: в период раннего детства — семья и играющие все большую роль в современных обществах дошкольные детские учреждения. Семья рассматривалась традиционно как институт социализации в ряде концепций. Именно в семье дети приобретают первые навыки взаимодействия, осваивают первые социальные роли, осмысливают первые нормы и ценности. Роль семьи как института социализации, естественно зависит от типа общества, от его традиций и культурных норм [7].

Во втором периоде ранней стадии социализации основным институтом является школа. Школа обеспечивает ученику систематическое образование, которое само по себе есть важнейший элемент социализации, но кроме того школа обязана подготовить человека к жизни в обществе и в более широком смысле. По сравнению с семьей школа в большей мере зависит от общества и государства, хотя эта зависимость различна в тоталитарных и демократических обществах. Но, так или иначе, школа задает первичные представления человеку как гражданину о жизненных ценностях и нормах, и, следовательно, способствует его вхождению в гражданскую жизнь. Школа расширяет возможности ребенка в плане его общения. Здесь, кроме общения с взрослыми, возникает устойчивая среда общения со сверстниками, что само по себе выступает как важнейший институт социализации. В зависимости от того, включается ли во вторую стадию социализации период высшего образования, должен решаться вопрос и о таком институте социализации, как вуз. Хотя проблематика студенчества занимает все более значительное место в системе различных общественных наук, пока исследований высших учебных заведений в данном контексте нет [16]. Семья - это малая социальная группа, которая основана на супружеском союзе и родственных связях отношения мужа с женой, родителей и детей, братьев и сестёр , которые живут вместе и ведут общее домашнее хозяйство.

Важнейшие характеристики семьи — это её функции, структура и динамика. Под функцией семьи понимается сфера жизнедеятельности, которая связана с удовлетворением членами семьи своих определённых потребностей. Классификация потребностей по Маслоу - 6 уровней. Более простая - потребность в безопасности, привязанности и достижений. Функции семьи по потребности [11]: 1. Воспитательная функция Состоит в удовлетворении членами семьи их психологических потребностей в отцовстве, материнстве, взаимодействии с детьми, воспитании детей и самореализации себя в детях. Функция семьи относится не только к индивидуальным потребностям человека, но она имеет отношение и к социуму. В отношении к обществу семья, воспитывая детей, выполняет функцию социализации подрастающего поколения. Они воспитывают сына или дочь, а также и члена общества.

Функция эта является достаточно длительной - от рождения до взрослости. Эта функция ещё и обеспечивает преемственность поколений. Чтобы себя продлить в детях, важно чтобы дети могли продлить себя. А для этого нужно им дать максимум психического, физического и социального здоровья. Хозяйственно - бытовая Она заключается в удовлетворении членами семьи своих биологических и материальных потребностей и в удовлетворении потребности в сохранении их здоровья - физического, психического и социального. В ходе выполнения семьёй этой функции происходит восстановление физических и психических сил, которые были затрачены в сфере работы. Функция эмоционального обмена Семья образуется людьми, которые находятся в родственных связях. Эти связи основаны на эмоционально-позитивных контактах, которые называются привязанностью. Эта нормативная привязанность исходно существует между членами семьи и проявляется в переживаниях и выражении своего отношения одного члена семьи к другому.

Привязанность мы выражаем в форме эмоций. Их выражать - это для нас аксиома. Постепенно эта привязанность выражается в серьёзной психологической потребности. Это потребность в любви, симпатии, уважении, признании другому, эмоциональной поддержки другого и его психологической защите. Эта функция нормативно предполагает, что члены семьи знают, что такое чувства и умеют их выражать и переживать, что ведёт к тому, что в семье возникает эмоциональный обмен. Соответственно поскольку семья - это целостное образование, то не только члены семьи обмениваются эмоциями внутри, но и семья как целое выражает определённую эмоцию и направляет её в окружающую среду. Поэтому эмоциональный обмен выражается не только внутри семьи, но и по отношению к другим семьям и социальным группам. Часто внутри семьи эмоциональный обмен носит один характер, а между семьями совершенно другой. Есть тип семьи «семья — крепость».

Внутри неё любовь и симпатия и ненависть к другим семьям. Эмоциональный обмен носит другой характер. Эта функция считается реализуемой, если между семьёй и окружающей средой происходит постоянный эмоциональный взаимообмен. Это значит, что семья выделяет в виде эмоций в окружающую среду и получает в ответ какие-то переживания. Если этот взаимообмен нарушается, семья переполняется невыраженными и неосознаваемыми чувствами. Это приводит к болезням семьи в целом. Коммуникативная функция Она состоит в удовлетворении потребности семьи в совместном проведении времени досуг , взаимном культурном и духовном обогащении и эта функция способствует духовному развитию членов общества. Степень развитости коммуникации в семье соответствует степени развитости коммуникации в обществе. Благодаря коммуникации происходит серьёзный личностный рост.

Реализация этой функции ведёт к серьёзному личностному росту членов семьи. Функция первичного социального контроля Цель общества - не только помочь человеку выжить, но она предполагает и функцию контроля - введение ограничений и запретов, которые помогают выживать их создавшему. Семья - малая социальная группа, в ней новый член общества рождается. Обеспечение выполнения членами семьи социальных норм - важная черта.

Подобная идея принадлежит Дж. Ресоциализация В жизни любого человека происходит смена ролей, приходится усваивать новые шаблоны поведения. Не всегда этот процесс приводит к положительному результату. Ресоциализация —это неспособность усвоить определенные нормы. Из-за этого личностные изменения не происходят, и жизнь человека не улучшается. Его ценностная система остается такой же, как и прежде, он не может определить себе новые цели.

При длительном нахождении в таком состоянии индивид способен на кардинальные перемены, например, эмиграцию, смену религии, профессии и т. Подобный процесс не всегда негативный, переучивание может принести пользу для развития личности. Особенности социализации рассматривают в рамках такого предмета, как обществознание. В нем выделяют характерные черты всех этапов, их протекание, от чего зависит скорость усвоения. В педагогике учителя изучают способы получения убыстрения процесса — это облегчает формирование коллектива Приемы, облегчающие появление новичка в рабочей группе, используются всеми крупными фирмами. От того, как быстро пройдет этот этап, зависит результативность деятельности. В политологии под термином понимают процесс усвоения политических знаний, умений, норм. Это позволяет адаптироваться к сложившемуся государственному строю. Социализация предполагает усвоение норм, которые приняты в определенной группе. Изучением этого явления занимается наука социология.

В ней собираются все актуальные данные и статистика, которая отражает особенности текущего общества. Видео Даже если индивид всю жизнь прожил в одной стране, в одной семье и трудился в одном коллективе, то все равно социализации ему не избежать. Перманентная социализация — это адаптация человека к постоянно меняющемуся обществу. Наша жизнь не стоит на месте, меняются условия, виды деятельности, появляются новые нормы, ценности, идеалы и утрачивают значение старые. Люди меняются вместе с обществом, кому-то это дается проще, кому-то сложнее, но перманентная социализация касается всех. И у нее тоже могут быть психологические проблемы. Если преобразования в обществе происходят постепенно, то люди к ним привыкают и почти не замечают изменений, и сами так же постепенно адаптируются к ним. Но когда изменения носят революционный характер, то в естественной перманентной социализации возникают сбои. Часть людей с менее гибкой психикой или с более прочно усвоенными старыми нормами не могут быстро интегрироваться в преобразованное общество. У них возникает чувство дискомфорта и растерянности от того, что они чувствуют себя чужими в родной стране.

Такое явление можно наблюдать после революций, в эпоху кардинальной перестройки социального строя. Стадии социализации и их факторы Если рассматривать социализацию как непрерывный процесс адаптации человека к обществу, то можно выделить несколько стадий в зависимости от своеобразия социальных условий. Эта классификация стадий социализации родилась еще в советской социальной психологии, которая на первое место ставила социально-экономический аспект. В зависимости от социальной роли человека и его места в общественных отношениях выделяют три стадии. Дотрудовая стадия охватывает весь период взросления до начала трудовой деятельности и делится на первичную и этап обучения. В течение дотрудовой стадии происходит усвоение базовых норм поведения, а главным социализирующим фактором является воспитательное воздействие. Трудовая стадия. В этот период происходит раскрытие всех способностей личности, и ее развитие идет на фоне взаимодействия с другими элементами социума. Это период активного освоения социальных ролей и формирования социального статуса. Главный социализирующий фактор — стремление к профессиональному росту.

А в качестве главного института социализации выступает трудовой коллектив, система социальных отношений. Послетрудовая стадия начинается с выходом человека на пенсию. Она проявляется в перестройке системы социальных отношений и утрате индивидом ряда своих социальных функций. Основным фактором этой стадии является изменение социальной позиции человека и перестройка его деятельности. Человеку приходится учиться существовать в новых условиях и искать новые способы самовыражения и саморазвития личности. Удается это далеко не всем, поэтому факт утраты своего социального значения переживается довольно тяжело. Данная классификация стадий социализации поддерживается не всеми психологами, многим она кажется искусственной. Наибольшую критику вызывает третья стадия, потому что в зрелом возрасте человек не должен утрачивать ценность для общества, а скорее, наоборот. Ведь у него есть то, чего нет у более молодых представителей социума — бесценный опыт — как профессиональный, так и социальный. Этапы социализации Процесс социализации имеет свои закономерности и особенности.

Его протекание подчиняется строгим социально-психологическим законам, которые одинаковы и для первичной, и для вторичной, и для перманентной социализации. Чтобы этот процесс считался полностью завершенным, он должен пройти три этапа. Этап адаптации Этот период характеризуется активным усвоением норм, правил, овладением формами социотипического поведения. В детской социализации он проходит под руководством взрослых, в повторной социализации человек, как правило, сам проявляет активность. Ведь это очень важно — стать полноправным членом нового коллектива, поэтому индивид старается побыстрее узнать, что здесь принято, что нет, с кем и как общаться и о каких традициях следует помнить. Маленькие дети следуют групповым нормам под воздействием взрослых. Первоначально эти нормы для малышей внешние, и лишь потом они проходят процесс интериоризации. Это же характерно и для взрослого человека, который в новом коллективе ведет себя определенным образом, только чтобы не выделяться, не казаться чужим. Интериоризация социальных норм — переход их с внешнего уровня на внутренний — основной психологический механизм данного этапа. Стать как все — это главная цель индивида, находящегося на этапе адаптации.

Постепенность процесса социализации хорошо заметна у маленьких детей, которые в ходе усвоения социальных норм начинают замечать их нарушения. Но, прежде всего, не у себя, а у других детей. А заметив, ябедничают, то есть сообщают о нарушении взрослому — основному гаранту правильного социального поведения. Хоть считается, что ябедничать — плохо, но это естественное и с точки зрения социальной психологии нормальное явление. У детей, конечно. У них оно свидетельствует, что этап адаптации находится в активной фазе.

Излагаются фундаментальные проблемы общение, социальная психология групп, социальная психология личности.

Стадии процесса социализации Однако относительно других стадий идет оживленная дискуссия. Она касается принципиального вопроса о том, происходит ли в зрелом возрасте то самое усвоение социального опыта, которое составляет значительную часть содержания социализации. В последние годы на этот вопрос все чаще дается утвердительный ответ. Поэтому естественно, что в качестве стадий социализации называются не только периоды детства и юности. Так, в отечественной социальной психологии сделан акцент на то, что социализация предполагает усвоение социального опыта прежде всего в ходе трудовой деятельности. Поэтому основанием для классификации стадий служит отношение к трудовой деятельности. Если принять этот принцип, то можно выделить три основные стадии: дотрудовую, трудовую и послетрудовую Андреенкова, 1970; Гилинский, 1971.

Дотрудовая стадия социализации охватывает весь период жизни человека до начала трудовой деятельности. В свою очередь эта стадия разделяется на два более или менее самостоятельных периода: а ранняя социализация, охватывающая время от рождения ребенка до поступления его в школу, то есть тот период, который в возрастной психологии именуется периодом раннего детства; б стадия обучения, включающая весь период юности в широком понимании этого термина. К этому этапу относится, безусловно, все время обучения в школе. Относительно периода обучения в вузе или техникуме существуют различные точки зрения. Если в качестве критерия для выделения стадий принято отношение к трудовой деятельности, то вуз, техникум и прочие формы образования не могут быть отнесены к следующей стадии. С другой стороны, специфика обучения в учебных заведениях подобного рода довольно значительна по сравнению со средней школой, в частности в свете все более последовательного проведения принципа соединения обучения с трудом, и поэтому эти периоды в жизни человека трудно рассмотреть по той же самой схеме, что и время обучения в школе. Так или иначе, но в литературе вопрос получает двоякое освещение, хотя при любом решении сама проблема является весьма важной как в теоретическом, так и в практическом плане: студенчество — одна из важных социальных групп общества, и проблемы социализации этой группы крайне актуальны.

Практическую же сторону обсуждаемого вопроса трудно переоценить: включение трудовой стадии в орбиту проблем социализации приобретает особое значение в современных условиях в связи с идеей непрерывного образования, в том числе образования взрослых. При таком решении вопроса возникают новые возможности для построения междисциплинарных исследований, например, в сотрудничестве с педагогикой, с тем ее разделом, который занимается проблемами трудового воспитания. В последние годы актуализуются исследования по акмеологии, науки о зрелом возрасте. Послетрудовая стадия социализации представляет собой еще более сложный вопрос. Определенным оправданием, конечно, может служить то обстоятельство, что проблема эта еще более нова, чем проблема социализации на трудовой стадии. Постановка ее вызвана объективными требованиями общества к социальной психологии, которые порождены самим ходом общественного развития. Проблемы пожилого возраста становятся актуальными для ряда наук в современных обществах.

Стадии социализации

Она свидетельствует о социально-психологической адаптированности личности, ее социальной идентичности. Последняя стадия социализации сопряжена с утратой статуса, ряда ролей вследствие выхода человека на пенсию. Иногда авторы говорят о том, что проблема пожилого возраста в настоящее время — это проблема современной формы цивилизации, в которой не существует адекватных социально-организованных форм социализации пожилых людей, адаптации к старости. работой. Выход на пенсию - серьезный стресс для человека, который всю жизнь трудился, даже если это долгожданное событие. Существует две точки зрения на проблему социализации личности в пожилом возрасте. Одни исследователи считают, что к людям старшего возраста само понятие социализации неприменимо, так как все социальные функции в этот период якобы свертываются и никакого. Первая сторона процесса социализации – усвоение социального опыта – это характеристика того, как среда воздействует на человека; вторая его сторона характеризует момент воздействия человека на среду с помощью деятельности. Поскольку выход на пенсию в нашей стране совпадает с наступлением пожилого возраста, рассмотрим особенности социализации этой возрастной когорты, а также проблемы и риски, возникающие на посттрудовом этапе под влиянием вызовов информационного общества.

ПРОБЛЕМА СОЦИАЛИЗАЦИИ И СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСОЙ АДАПТАЦИИ ПОЖИЛЫХ ЛЮДЕЙ

Мир ребёнка превращается в большую и увлекательную игру. Смотря на взрослых как на людей, которые исполняют определённые социальные роли, ребёнок старается копировать их поведение. Кроме того, в этом возрасте он учится договариваться со сверстниками. Он примеряет на себя различные роли, разное положение в группе, например лидер — подчинённый. Вспомните себя в начальной школе.

Вы пришли в класс, где вас научили читать, писать, считать. Но помимо этого, вам пришлось продемонстрировать то, чему вы научились ранее: своё умение общаться со взрослыми, а также с ровесниками. Кроме того, на данном этапе человек учится самостоятельно выполнять задачи, которые ставит перед ним общество: собирать портфель, выполнять домашнее задание, заботиться о своей гигиене, внимательно относиться к режиму дня. Некоторые из вас именно в начальной школе определились с направлением, которое привлекает вас по жизни: кто-то пошёл в спортивные секции, кто-то — в театральное искусство, различные кружки, например рисования, программирования, журналистики.

В результате начинает формироваться ваш собственный социальный портрет — поведенческие особенности в отношениях с другими людьми, интересы, мотивация, образ жизни, место в коллективе и другие черты, которые характеризуют вашу развивающуюся личность. Сейчас вы переживаете этот непростой, но очень важный жизненный период. Скорее всего, вы чувствуете, что ваша жизнь меняется, но не пугайтесь этих изменений. Вы находитесь в фазе перехода от детства к юности.

В этом возрасте человек начинает задумываться о том, кем он хочет быть, активно ищет способы проявить себя. Такая перестройка зачастую проявляется в категоричности, повышенной эмоциональности, противоречивости желаний. Очень важно, чтобы в окружении подростка был человек, на которого ему хотелось бы равняться. Многие взрослые отмечают, что с подростками непросто общаться.

На самом деле здесь нет никакого секрета. Нужно поддерживать начинания подростка, строить отношения, основанные на доверии, интересоваться его жизнью. Для подростка очень важно осознавать, что есть взрослый человек, которого действительно волнуют события, происходящие в его жизни. Продолжается физиологическое формирование человека.

Вчерашний подросток начинает осознавать себя как представителя определённого пола, проявляет интерес к противоположному полу. Вместе с тем мотивы, связанные с самоопределением, остаются актуальными. Человек учится принимать решения, касающиеся собственной жизни: пойти в 10-й класс или в колледж, поступать в вузе на техническое направление или гуманитарное. В 18 лет человек обретает всю полноту прав по закону, включается в общественную жизнь.

Именно в этот период закладываются убеждения, принципы, идеалы, которые станут нравственными ориентирами по жизни. На этот период приходится становление человека в социальной жизни. Обретённые качества укореняются, формируется жизненное кредо. Человек получает образование, реализует себя в выбранной профессии, строит собственную семью.

Теперь он начинает передавать накопленные знания и делиться опытом с подрастающими поколениями. Человек достиг вершин в профессии и воспитал детей, которые скоро начнут жить самостоятельно. Он начинает больше времени уделять себе, своему здоровью, осмысливает накопленный за жизнь опыт. Люди выходят на пенсию.

Благоприятное отражение в «социальном зеркале» развивает положительную самооценку, в то время как отрицательная рефлексия приводит к негативной самооценке. Например, человек устраивается на работу и уверен, что сможет легко продемонстрировать профессионализм и компетентность. Во время взаимодействия со своими новыми коллегами он обращает внимание на их язык тела, то, как они разговаривают и в целом на него реагируют.

Если коллеги демонстрируют доброжелательность, например, поддерживают зрительный контакт или крепко жмут руку, вера человека в свой профессионализм укрепляется. Если же человек получает отрицательный отклик, например, коллеги отводят взгляд или быстро прекращают беседу, он может усомниться в собственном профессионализме. По утверждению Кули, не все реакции имеют одинаковый вес.

Люди серьезнее воспринимают мнения тех, кто имеет для них значение и заслуживает доверия. Даже если их реакция была неверно интерпретирована, эти ошибочные суждения все равно влияют на самооценку [ Rousseau N. По сути, Мид согласился с Кули, но добавил, что решающее значение для развития личности имеет процесс детской игры.

Вот, как он это описал. Сначала ребенок просто подражает взрослым, с которыми регулярно общается в первую очередь родителям , имитируя их жесты, движения и слова. Затем следует этап игры, во время которого ребенок начинает брать на себя роли родителей, разыгрывая взрослое поведение, например, переодеваясь «в маму», или разговаривая по игрушечному телефону, как папа.

Притворяясь мамой и папой, ребенок относится к своим куклам так, как, по его мнению, относятся к нему родители. Так он лучше понимает, какого поведения от него ожидают. Дети постарше через игру начинают брать на себя роли не только значимых близких, но и других людей, усваивая общие поведенческие ожидания общества от них вместо слова «общество» Мид применял термин «обобщенный другой», имея в виду нормы, ценности и ожидания людей в целом [ Mead G.

По мнению Мида, формирование подлинного «я» происходит, когда человек начинает воспринимать себя, как объект. Это становится возможным только через усвоение установок, полученных из взаимодействия с другими [ Белик А. Их формирование происходит в детском возрасте.

Ид — бессознательная, импульсивная часть психики, которая требует удовлетворения основных потребностей, таких как внимание, безопасность, еда и секс. Эго балансирует между потребностями Ид и требованиями общества, являясь рациональной частью личности. Супер-Эго или социальное сознание развивается по мере усвоения норм и ценностей общества, то есть через социализацию.

Оно порождает чувство вины или стыда, когда человек нарушает социальные правила, а также чувство гордости и самодовольства, когда следуем им. По мнению Фрейда, цель Супер-эго — улучшить и цивилизовать поведение. Оно необходимо для подавления всех неприемлемых побуждений.

Если Супер-Эго не становится достаточно сильным, человек подвержен риску того, что Ид будет подталкивать его к антиобщественному поведению [ Freud S. Центральное место в его теории занимает социализация: если на каждом из жизненных этапов она успешно пройдена, человек продолжает развиваться, если нет, то он стагнирует [ Erikson E. На этой стадии ребенок конструирует понимание мира только через прямой контакт с ним прикосновения, слушание, видение.

Вторая стадия — предоперационная 2-7 лет. Ребенок изучает язык и начинает использовать символы для обозначения предметов. Третья стадия — этап конкретных операций 7-12 лет.

Теперь ребенок понимает числа, причинно-следственные связи и может принимать рациональные решения на основе наблюдаемых явлений, но испытывает трудности с абстрактными понятиями, такими как истина. Ребенок приобретает способность к абстрактному мышлению, гипотетическим и дедуктивным рассуждениям [ Wood K. Пиаже утверждал, что дети лучше всего проходят эти стадии развития посредством игры и через активное взаимодействие со взрослыми.

Он призывал задавать детям вопросы, чтобы заставить их задуматься над своим поведением, и считал, что им поучительно видеть противоречия в своих рассуждениях. Он особенно интересовался тем, как люди учатся понимать, что такое общественное «хорошо» и «плохо». Следствием работы Кольберга стала теория морального развития, согласно которой человек проходит несколько стадий на пути к нравственности: Первая стадия — доконвенциональная мораль.

На этом этапе ребенок принимает общественные правила, которым учат его авторитетные фигуры родители, педагоги , и следует им, чтобы избежать наказания. Вторая стадия — общепринятая мораль. Ребенок следует нормам и ценностям общества, искренне считая, что это необходимо для обеспечения позитивных отношений и социального порядка.

Третья стадия — постконвенциональная мораль. На этом этапе человек начинает сомневаться в справедливости и правильности некоторых общественных законов и правил. По Кольбергу, человек руководствуется собственными моральными ценностями, осознавая, что является отдельной сущностью, которая не обязана подчиняться общепринятым правилам, если они несовместимы с ее личными принципами [ Lind G.

Действительно, решающее значение на этой стадии имеют овладение ребенком социальными ролями в ходе игровой деятельности, процессы самоидентификации, возникающая система ожиданий и характер их удовлетворения, требования со стороны родителей, практика их обращения с ребенком. Следующая стадия социализации — маргинальная промежуточная, или псевдоустойчивая — это социализация подростка. Данный переходный возраст от детства к взрослости связан главным образом с самоутверждением личности, ее групповой идентичностью. Устойчивая социализация совпадает с овладением личностью определенным статусом и выполнением широкого спектра социальных, межличностных ролей. Эта стадия связана со стабильным положением человека в обществе. Она свидетельствует о социально-психологической адаптированности личности, ее социальной идентичности.

Последняя стадия социализации сопряжена с утратой статуса, ряда ролей вследствие выхода человека на пенсию. В это время личность, как правило, тяжело переживает положение, в котором оказалась, дезадаптируется. Негативные эмоциональные переживания могут быть вызваны утратой близких людей, смысла жизни, необратимым старением организма, чувством одиночества и ненужности. Но такие переживания могут компенсироваться обретением новых смыслов жизни, нахождением своей полезности. Социологический подход основное значение в процессе социализации придает усвоению человеком репертуаров социальных ролей, завоеванию положения в определенной социальной общности, овладению ценностями, нормами, культурой общества. В отечественной социальной психологии делается акцент на то, что социализация осуществляется прежде всего в ходе трудовой деятельности.

Поэтому именно отношение к трудовой деятельности положено в основу выделения трех основных стадий социализации: дотрудовой, трудовой и послетрудовой.

Второй этап — юность 15—23 лет. В этом возрасте происходят психофизиологические изменения, которые влияют на ход и содержание социализации; заканчивается формирование личности. При этом трудности социализации связаны с несовпадением: — высокого уровня притязаний стремление стать героем, прославиться и низкого социального статуса, который задан возрастом; — старого стиля родительства для родителей подростки всегда дети и новых потенциальных возможностей, заданных психофизиологическим взрослением; — между усилившимися ориентацией на самостоятельность и зависимостью от мнения и поведения сверстников. На двух первых этапах социализации доминируют следующие факторы социализации: образование, идеологическое просвещение, усвоение определенной социальной информации, профессиональное обучение.

Третий этап — зрелость в зависимости от конкретных обстоятельств от 24 до 55—60 лет. Зрелый возраст — это собирательное понятие из нескольких циклов человеческой жизни: овладение профессией, прохождение армейской службы, начало трудовой деятельности, женитьба или замужество, создание семьи, рождение детей. Он охватывает период активной трудовой и общественно-политической деятельности, характеризуется расцветом человеческой личности. Взрослая жизнь — самый активный период социализации: в это время происходит освоение социальных ролей не в игровой форме, а в реальной ситуации. Впервые уравниваются объемы прав и обязанностей, потребностей и средств их удовлетворения.

При этом доминирует фактор морального и материального стимулирования, а также регулятивно-контролирующий предписания, нормы, эталоны духовных и материальный ценностей. Особая роль в социализации взрослого человека принадлежит ему самому — саморазвитию, самоутверждению и самоосуществлению. Четвертый этап — старость.

Интегрированный урок "Социализация личности". 10-й класс

Социализация человека происходит посредством механизмов социализации — способов сознательного или бессознательного усвоения и воспроизводства социального опыта. Одним из первых был выделен механизм единства подражания, имитации, идентификации. Страдая от отсутствия прочных близких взаимоотношений, он с большей вероятностью окажется склонным к депрессии. Поэтому расширение общения и углубление общения становится непременным условием социализации человека в пожилом возрасте. Раскройте суть понятия «социализация личности». Аргументируйте утверждение: « социализация прекращается с выходом человека на пенсию.». Раскройте суть понятия «социализация личности». Выскажите свое мнение по поводу данного утверждения: « социализация прекращается с выходом человека на пенсию.» Раскройте роль СМИ в процессе социализации подростка. Существует две точки зрения на проблему социализации личности в пожилом возрасте. Одни исследователи считают, что к людям старшего возраста само понятие социализации неприменимо, так как все социальные функции в этот период якобы свертываются и никакого. работой. Выход на пенсию - серьезный стресс для человека, который всю жизнь трудился, даже если это долгожданное событие.

Пожилой человек в обществе – основные проблемы и пути их решения

С выходом на пенсию 5. Со смертью человека Какие из перечисленных ниже потребностей А. Маслоу считает потребностями самого высокого уровня: 1. Какой из перечисленных конфликтов не относится к межролевым Работающему студенту надо в одно и то же время быть и на работе и на лекции.

Продвижение к старости — с потерями рис. Многим из нас, прежде всего молодежи, старость кажется безотрадным периодом жизни. Еще не успев состариться, люди начинают бояться старости. В зрелом возрасте начинается определенная подготовка к ней, но не духовная, а главным образом материальная. С приближением пенсии люди стараются перейти на высокооплачиваемую работу с тем, чтобы повысился размер пенсии. Они больше обращают внимание на свое здоровье, склоняются к более здоровому образу жизни, откладывают деньги, думают о социальном страховании, жилище и т.

Как уже говорилось ранее Тема 4. Сужение статусного диапазона в старости вступает в противоречие с расширением жизненного опыта. На склоне лет человек стал мудрее и спокойнее, научился реально оценивать свои возможности и достижения, лучше понимать людей и налаживать с ними взаимоотношения. Возможно, что к 65 годам мы становимся почти идеальными руководителями, знающими мир и тонкости человеческой психологии, но физические силы нас уже покинули. По своему внутреннему состоянию мы готовы трудиться на «отлично», но кадровики предпочитают нам более молодых. Иными словами, пожилой человек умеет, но не может управлять страной. Молодой человек может, но не умеет.

Если да, то чем? Как вы считаете, нужна ли психологическая помощь людям, вышедшим на пенсию? Если да, то какая? Обращались ли вы за психологической помощью по поводу завершения трудовой деятельности? Если да, то к кому? Была ли вам оказана психологическая помощь? Какого рода психологическую помощь вы хотели бы получить? Представим результаты анкетирования людей, вышедших на пенсию. На вопрос: «Считаете ли вы этап выхода на пенсию жизненным кризисом? Следовательно, абсолютное большинство пожилых людей считают, что выход на пенсию является трудным для человека. Величина этих трудностей такова, что достигает кризиса. На вопрос: «Какого рода эмоциональные переживания у вас возникают в связи с выходом на пенсию? Таким образом, наблюдается очевидный «перекос» в сторону отрицательных эмоциональных переживаний у пожилых людей. Это подтверждает необходимость оказания психологической помощи пожилым людям, выходящим на пенсию. Ответы на вопрос: «Какие проблемы у вас возникают с выходом на пенсию? Большинство отметили душевный дискомфорт и сложности со здоровьем. Из чего следует, что для пожилых людей имеют значение в равной степени их психологическое и физическое здоровье. На вопрос: «Удовлетворены ли вы своей жизнью? Таким образом, мы видим, что оценки удовлетворённости своей жизнью смещены в отрицательную сторону.

Взгляды молодых и зрелых членов общества на положение старых людей совпадают: они считают представителей старшего поколения бесполезными, маргинальными, утратившими прежние способности, уверенность в себе и чувство социальной и психологической независимости. Основной характерной чертой старости является пассивность. Поэтому, по мнению последователей этой теории, трудоспособная и активная часть общества должна разрабатывать социальные программы для улучшения жизни пассивных старых людей. Описанные «негативные теории старения» рассматривают старость и связанные с ней процессы как аномальные, неприемлемые в социальной жизни общества, а стариков как отживших или доживающих свой век. Соответственно, социальная политика государств, чье руководство явно или неявно придерживается описанной точки зрения, либо не замечает стариков, либо в лучшем случае, направлена на оказание материальной поддержки и развлечение пожилых людей. А это значит, что социальные программы будут поддерживать в стариках чувство неполноценности и ущербности. Теория возрастной стратификации занимает аналогичные позиции, хотя и в несколько смягченном варианте. Сторонники этой теории рассматривают общество как совокупность возрастных групп, которые имеют обусловленные возрастом различия в способностях, ролевых функциях, правах и привилегиях, т. Основанием для такой стратификации является, прежде всего, хронологический возраст. В рамках этой теории на первый план выдвигаются такие проблемы, как общественный статус старых людей, индивидуальные перемещения из одного возрастного страта периода в другой, механизмы распределения социовозрастных ролей, взаимоотношения с прочими возрастными группами. Большинство старых людей не участвуют в «системе власти и влияния» и, таким образом, не обладают контролем ни над самими собой, ни над другими. Они утрачивают такую характеристику стратификации, как престиж, ибо последний обычно ассоциируется с основной сферой занятий, а старость неизбежно связана с увольнением. Таким образом, данная теория также способствует отношению к старости как к периоду, обладающему определенным, неизбежным недостатком, а именно: отсутствием контроля над ситуацией. Если говорить о социальной политике государства, то в этом случае все вопросы, касающиеся жизни пожилого человека будут решены как бы для него, но без него, без учета его реальных желаний и потребностей. Теория активности является альтернативой теории социального освобождения. Авторы теории активности — Дж. Хавигхарст и Джон Маддокс. Ее сторонники считают, что в среднем возрасте, при нормальном старении, должны по возможности поддерживаться социальные контакты и активность. По этой теории старение понимается как «продолжающаяся борьба за сохранение среднего возраста», как стиль жизни, побуждающий к постоянной активности, к чувству ответственности за собственную личность и состояние психики. Способность находить радости и ценности в жизни не исчерпывается в определенном возрасте, а должна сохраняться до самого конца жизни. В последнее время эта теория находит все больше сторонников на развитом западе. Соответственно появляются другие ориентиры в социальной политике государств. Создается все больше возможностей для проявления активности пожилого человека в социальной жизни. Эту теорию можно отнести ближе к полюсу положительного восприятия старости. Хотя, косвенно, она все-таки также указывает на некоторую неполноценность этого периода, поскольку относит пожилых людей к особой категории, которая уже должна бороться за свою активность. Нельзя здесь отрицать и некоторой доли навязывания определенного типа поведения, внедрения стереотипа: пожилой человек должен быть бодр несмотря ни на что. Теория социального обмена считает, что более свободный образ жизни с небольшим количеством обязанностей может считаться одним из преимуществом старости. Необязательно при этом проявлять максимум активности. И в то же время ее сторонники не согласны с тем, что активность должна быть снижена до минимума. Они считают, что как теория активности, так и теория освобождения являются предписывающими теориями и слишком увлечены ценностными оценками того, что значит благополучно стареть. Теория развития и непрерывности жизненного пути. С позиций этой теории, для адекватного понимания жизни старого человека необходимо знать специфику его прежних жизненных этапов, то есть содержание всего жизненного пути, предшествовавшего старости[63]. Индивидуальный опыт каждого этапа жизни подготавливает личность к обретению и выполнению новых социальных ролей и функций на следующем этапе. Переходя от ступени к ступени, человек стремится сохранить прежние предпочтения и привычки, усвоенные роли и функции. На наш взгляд эта точка зрения наиболее приемлема как в теоретическом, так и в практическом смысле. Действительно, не бывает одинаковых стариков, как не бывает и одинаковых детей. В последние годы стало модно говорить об индивидуальном подходе в школе, в сфере образования вообще. Мы считаем, что старость и социальное обслуживание также заслуживают индивидуального подхода. Несомненно, можно выделить некоторые общие черты, присущие процессу старения вообще, можно выделить типы старения, однако, все же старение, как и взросление, индивидуально и неповторимо для каждого человека. Удовлетворенность жизнью и успешность приспособления к наступлению старости зависят в первую очередь от здоровья. Негативный эффект слабого здоровья может смягчаться за счет механизмов социального сравнения и социальной интегрированности. Также важную роль играют материальное положение, ориентация на другого, принятие перемен. Реакция на уход на пенсию зависит от желания оставить работу, здоровья, финансового положения, отношения коллег, а также от степени запланированности ухода. Вдовство, как правило, несет одиночество и нежелаемую независимость. В то же время оно может дать человеку новые возможности для личностного роста. При этом смысл, вкладываемый в происходящие события личностью, часто является более важным, чем сами эти события. Анализ общих закономерностей социальной адаптации пожилых людей требует строгого определения этого понятия и соотнесения его с близким понятием социализации. Большинство отечественных психологов сходится во мнении, что социализация от лат. Социальную адаптацию признают одним из механизмов социализации[65]. Во-первых, она позволяет «личности группе активно включиться в различные структурные элементы социальной среды путем стандартизации повторяющихся ситуаций, что дает возможность личности группе успешно функционировать в условиях динамичного социального окружения». Во-вторых, она дает индивиду возможность принимать социальные роли в процессе адаптации. Социализацию и социальную адаптацию рассматривают как процессы близкие, взаимозависимые, взаимообусловленные, но не тождественные[53]. В то же время не возникает ни малейших сомнений в том, что проблема социализации пожилых людей не только существует, но и более значима для этого возрастного периода по сравнению с предыдущим. Успешная социализация пожилых людей — одно из основных условий поддержания высокого качества их жизни. Достаточно много говорится об экономических и медицинских проблемах, с которыми сталкиваются люди позднего возраста. Но уровень медицинского обслуживания и материального обеспечения не соотносится прямо с уровнем психологического комфорта и оптимальным для человека стилем жизни. Это доказывается и тем, что вопросы, связанные с социальной адаптацией пожилых, в первую очередь начали исследоваться в наиболее развитых и экономически благополучных странах, где пенсионное обеспечение и медицинское обслуживание пожилых людей находятся на достаточно высоком уровне. Сложность состоит в том, что, если экономические и медицинские вопросы могут решаться централизованно и стандартно для всех людей определенной возрастной группы, то проблемы психологические должны решаться индивидуально, на основе личностных качеств пожилого человека и социальной ситуации. Опросы, проводимые учеными, социологами и государственными служащими, отвечающими за работу с пожилыми людьми, показали, что среди наиболее важных проблем, связанных с повышением уровня собственной жизни, пожилые люди отмечают одиночество, состояние здоровья и экономические проблемы. Таким образом, несмотря на актуальность качества медицинского обслуживания и доходов, практически всех пожилых людей мучают психологические проблемы: нарушение привычного образа жизни, отсутствие внимания со стороны общества и близких, одиночество. Говоря о социальной адаптации применительно к пожилым людям, М. Александрова дает следующее определение: «Под социальной адаптацией понимается то, как старые люди, получившие новые качества в силу возраста, приспосабливаются к обществу, и как общество приспосабливает старых людей к себе[55]. Повседневная, рутинная жизнь пожилых, как правило, не является исполнением какой-либо роли, а неструктурированные ситуации поздней жизни вызывают депрессии и тревогу, так как пожилые чувствуют вакуум социальных ожиданий и недостаток норм для них. Вполне справедливо пожилой возраст называют стадией систематических социальных потерь и отсутствия приобретений. Эти потери связаны с болезнями и физическим недомоганием. Эти потери и их корреляты зависимости, изоляции и деморализации прогрессивно увеличиваются в поздней жизни». Они ясно показывают пожилому человеку понижение участия в социальной жизни и увеличение его маргинальности. Сказанное подтверждается эмпирическими исследованиями. Так, П. Адельманн сравнила число проигрываемых одновременно пожилыми женщинами социальных ролей, их удовлетворенность жизнью и самооценку. Она обнаружила, что женщины, играющие две социальные роли одновременно, демонстрировали более высокую самооценку и более низкий уровень депрессии, чем женщины, играющие только одну роль. Другим фактором, определяющим социальную адаптацию, являются ценностные нормы, эталоны, традиции общества в целом и пожилых людей в нем, так как адаптация не может быть исследована вне связи с функционированием общественных отношений в целом, вне объективных социальных процессов. С точки зрения В. Агеева, успешность адаптации в новых условиях прямо связана с успешностью скоростью, объемом, «точностью» овладения стереотипами новой группы, при этом процессы групповой идентификации и усвоение групповых стереотипов идут параллельно и обуславливают один другой, то есть стереотипы начинают усваиваться в том случае, если человек идентифицирует себя с группой, в полной мере осознает себя ее членом[63]. Успешность адаптации зависит от степеней статусной и ролевой определенности, которые прямо пропорциональны уровню социальной идентичности, то есть степени отождествления человечком себя с определенными культурной, национальной, социальной и возрастной группами[65]. В массовом сознании роль пенсионера, вдовца, просто пожилого человека — очень неясная, и в обществе отсутствуют соответствующие ролевые ожидания. Потеря ролей и, как следствие этого, ролевая неопределенность деморализуют пожилых. Это лишает их социальной идее античности часто оказывает негативное влияние на психологическую стабильность. Поскольку целевой функцией процесса социальной адаптации служит самосохранение «общества-семьи-личности» в их взаимосвязи и развитии, адаптация пожилых людей представляется сложным образованием, состоит из многих составляющих и ее критериями являются: на уровне общества — степень сближения ценностных ориентации различных половозрастных групп общества и степень совпадения авто- и гетеростереотипов пожилых; на уровне группы — степень ролевой адаптации, степень позитивности социальной идентичности, степень инкорпоризации замыкания пожилых на своем непосредственном окружении ; на уровне личности — приспособление к самому процессу старения и степень позитивности личностной идентичности[53]. Исследования процесса психологической адаптации пожилых людей проводились в русле не только социальной психологии, но и в отечественной геронтологии. Например, в адаптационно-регуляторной теории старения, разработанной В. Фролькисом, раскрыты положения о том, что одновременно с процессами возрастной деструкции и дезорганизации в старости происходит развитие и укрепление адаптационно-регулятивных процессов, направленных на выживание, повышение жизнеспособности, увеличение продолжительности жизни[65]. Применительно к психическому старению, отмечает Н. Шахматов, это выражается в формировании в старости новой активной жизненной позиции, отражающей переоценку прошлых ценностей, пересмотр прошлых установок, выработку определенного отношения к собственному старению. При благоприятных формах психического старения образ жизни полностью приспособлен к изменившимся в старости внешним и внутренним условиям. В случае неблагоприятного, болезненного психического старения вопросы адаптации пожилых людей становятся клиническими проблемами. Лишь небольшое число пожилых людей минует негативную фазу кризиса пожилого возраста. Большинству из них необходима внимательная и квалифицированная помощь специалистов, близких людей и общества в целом. В нашей стране использовать общественное мнение для организации помощи людям позднего возраста легче, чем во многих странах Западной Европы. Это объясняется тем, что в нашем обществе существуют достаточно устойчивые положительные стереотипы пожилых людей, в которых позитивно оцениваются их опыт, знания и умение выстоять в сложных житейских ситуациях. Следовательно, у пожилых людей возможно сформировать установку на их значимость для молодых, на помощь им, а у молодых — на принятие этой помощи, причем не столько в домашнем хозяйстве, сколько в профессиональной и социальной деятельности. Необходимость найти адекватную сферу применения активности пожилых людей связана и с тем, что пик социальной активности пожилых совпадает с предпенсионным периодом у мужчин в возрасте 56 — 60 лет, у женщин от 50 до 55 лет. По мнению В. Пациорковского, это связано с усилением напряжения, возникающего в связи с неизбежным освобождением от занятости. Однако можно предположить, что причина заключается в особенностях протекания возрастного кризиса, в процессе самосознания личности, в результате которого и возникает переоценка целей, ценностей, интересов и потребностей. С выходом на пенсию у пожилого человека меняется число социальных групп, с которыми он взаимодействует, что влечет за собой качественную трансформацию в осознании себя. Так, члены семьи ожидают, что после выхода на пенсию пожилой человек станет больше внимания уделять домашним заботам, но вышедший на пенсию человек не только не ориентирован на домашнее хозяйство, но и дает низкую оценку такому способу времяпрепровождения. Шапиро на основе проведенных исследований также отмечает, что наиболее часто из негативных последствий прекращения работы отмечается увеличение нагрузки по дому и при этом ощущения своей бесполезности. Скорее всего, домашняя работа не рассматривается пожилыми людьми как общественно полезная. Кроме того, по мнению Л. Липовой, они чувствуют себя оторванными от коллектива Совместная деятельность, имеющая общественную значимость, восстанавливает автономию и независимость пожилого человека, компенсирует ему уменьшение личностного социального потенциала, поэтому в периоды, предшествующие старости, пожилые тяготеют к активной социальной жизни. Анциферова, отмечает, что пожилые люди хотят и могут быть полезны обществу. Пожилые консервативны, догматичны в том случае, если они не заняты трудовой деятельностью, особенно связанной с творчеством[57]. Поэтому более молодые члены общества часто отказываются следовать советам пожилых, тем более не всегда понимают их переживания. Поиски выхода из этого круга вызывают у пожилых людей стремление общаться со сверстниками. Обращает на себя внимание именно актуальность контактов со сверстниками, а не с членами своей семьи. При этом помощь и понимание многие пожилые люди стремятся найти тоже у сверстников, а не у родных. Это связано и с экономическим положением молодых, которые часто не могут взять на себя полностью содержание престарелых родителей, а также с тем, что, как и в подростковом возрасте, другое поколение плохо понимает их. Таким образом, преодолеть возникающие проблемы, найти способ адекватной социально-психологической адаптации к той ситуации, в которой они находятся, пожилые люди могут скорее в общении со сверстниками, которые сталкиваются с теми же проблемами, имеют примерно такие же жизненный опыт и стереотипы восприятия. При этом, безусловно, необходимо учитывать тот факт, что группа пожилых людей неоднородна по социальному составу, жизненному опыту, стереотипам и оценочным эталонам, а потому общение необходимо налаживать среди людей со сходным социальным статусом, общими ценностными ориентациями и установками. Расширение и углубление общения становится непременным условием социализации в этом возрасте. Сложность формирования новых личностных контактов связана с тем, что многие пожилые люди испытывают коммуникативные трудности. Фундаментальные исследования показывают, что в большинстве случаев пожилые люди страдают от нарушений в сфере коммуникации и от конфликтов, относящихся к этой области. Две трети пожилых, обратившихся за помощью в психиатрическую амбулаторию института, говорили о проблемах контактов[63]. Страшникова отмечала, что при внешней контактности пожилые люди далеко не всегда психологически готовы завязывать новые знакомства, не всегда и не у всех есть прямая потребность в контактах. Многие из них приспособились к одиночеству, удовлетворяясь поверхностными формами общения. Авторы отмечают специфику взаимодействия пожилых людей между собой. Так, они стремятся избежать разочарования в знакомствах, подмечая мельчайшие детали поведения других, которые часто не соответствуют их идеализированному эталону. Пожилые люди боятся быть непонятыми, страшатся разочарований и эмоциональных потрясений, они предполагают неудачи в общении, а в результате избегают его, хотя и страдают от его недостатка. Исследования показывают, что существует несколько способов компенсации того эмоционального напряжения, в котором находятся пожилые люди, повышения уровня их социально-психологической адаптации. Это общение с природой, увлечение искусством как в плане творчества, так и в плане восприятия , появление новой значимой деятельности, новых интересов, перспективы. Эмпирические данные свидетельствуют о том, что общение с природой, домашними животными кошками, собаками и другими , уход за комнатными цветами, садом и огородом существенно снижают уровень напряженности, компенсируют недостаток общения пожилого человека. У людей, много времени проводящих на природе, менее выражен страх одиночества, ниже уровень агрессии и практически не наблюдается депрессивное состояние. Не менее значимое воздействие оказывает и увлечение искусством. Пожилые люди, которые часто ходят в театр, консерваторию, посещают музеи и выставочные залы, психически намного устойчивей и в меньшей степени подвержены депрессиям, чем их сверстники, которые равнодушны к искусству. Можно предположить, что эти интересы, входя в структуру личности, образуют устойчивую мотивацию, которая не изменяется с кризисом и не подвержена динамике в зависимости от статуса, круга общения и других возрастных факторов. Такое поведение становится тем стилем жизни, который придает устойчивость адаптационному процессу в целом. Для социальной адаптации людей пожилого и старого возраста очень важна временная перспектива. Эмпирически установлено, что с возрастом стремление к будущему уменьшается, но если деятельность личности ограничивается только решением задач сегодняшнего дня, то ее психологическая организация обедняется, так как по своим творческим возможностям человек может решать более сложные проблемы[65]. Прогрессивное развитие личности как способ существования обеспечивается проявлением активности в разрешении противоречий между изменяющимися условиями бытия и реальными возможностями удовлетворения потребностей и интересов. Поэтому, хотя пожилым людям более свойственна ориентация на прошлое, при планировании определенной деятельности возможна и ориентация на будущее. При этом длительная перспектива, как правило, не имеет такого эффекта, как краткосрочная, примерно от полугода до полутора лет. Такая перспектива позволяет человеку строить определенные планы, снимает депрессию и страх смерти, помогает преодолеть болезни, так как дает уверенность в завтрашнем дне и открывает в нем реальные Для достижения даже старыми людьми цели. Рассмотренные нами проблемы социальной адаптации и социализации пожилых людей показывают, что в их решении много противоречивых позиций, что связано с наличием многочисленных и разнообразных концепций личности и ее генезиса. Некоторые факторы, влияющие на психологическую устойчивость и активность пожилых людей, описаны нами выше. Однако нужно признать, что для того чтобы интерпретировать поздний период жизни человека как период развития личности, необходимо проводить целенаправленные исследования особенностей самоидентификации, анализ «образа Я» и степени его цельности, адекватности и осознанности у людей пожилого возраста, изменения типа активности пожилой личности. Исследование роли творчества, разных стилей жизни, общения в процессе социализации, влияния этих факторов на степень фрустрированности и психического напряжения в пожилом возрасте совместно с анализом степени влияния социальных изменений на целостность личности поможет решению этой проблемы[65]. Кроме того, правомерно ставить вопрос о широком научном обосновании и практическом внедрении идеи постоянного непрерывного образования применительно к пожилым людям. Знание основных закономерностей будет способствовать социально-психологической адаптации людей в позднем периоде жизни, поможет организовать с ними профилактическую и коррекционную работу, которая даст эффективные результаты. Таким образом, те психологические изменения, которые происходят в процессе старения, ставят в качестве первоочередной задачи исследование их динамики и особенностей социального поведения пожилых. Поскольку одним из ведущих механизмов, обеспечивающих целостность личности и предсказуемость ее деятельности, является социальная адаптация, эта проблема выходит в центр исследовательских интересов[53]. Чаще всего эйджизм проявляется в отношении людей пожилого возраста[2]. Термин «эйджизм» первоначально был введен британским исследователем Р. Батлером в начале 1960-х годов. Он определялся как процесс стереотипизации и дискриминации, направленный против пожилых людей только потому, что они пожилые, аналогичный расизму и сексизму. Это негативное отношение к старшим поколениям, которое отражается на качестве жизни самих пожилых и престарелых людей, ограничивает возможности их участия в политической, экономической, социальной и культурной жизни общества, где третий возраст может проявить и выразить себя, использовать накопленные за годы таланты и знания. Эйджизм существует во всех современных, а значит, быстро развивающихся, обществах. Видимо, это связано с тем, что отношения поколений никогда не носили гармонически-идиллического характера. Бочаров отмечает, что «в традиционных обществах отношение к старикам варьировалось от трогательной заботы до самого жестокого обращения, вплоть до убийства». Он же подробно аргументирует, что вопреки устоявшемуся мнению о гармонии отношений между поколениями в традиционной русской общине они характеризовались довольно сильной напряженностью, а иногда переходили в откровенный конфликт. Боязнь, неприятие старости пронизывают и современное общество. Одним из важных направлений социально-педагогической и социально-культурной деятельности государства по вопросам преодоления влияния эйджизма, а также увеличения продолжительности жизни и улучшения качества жизни в старости, является формирование такой социальной системы, которая позволит старшим поколениям полноценно и активно участвовать в общественной жизни[25]. Для практического решения этих вопросов необходимы не только логический, статистический анализ и лабораторные исследования, но, прежде всего, теоретическая база и научное осмысление самого феномена старости, изучение механизмов старения и выработка на этой основе способов изменения стереотипов упрощенного восприятия людей третьего возраста, разработка методов и средств сохранения здоровья пожилых людей, увеличения продолжительности жизни, поддержания активного образа жизни в старости. Возможность социально-культурной активности в третьем возрасте — один из основных путей улучшения качества жизни лиц третьего возраста, преодоления негативных тенденций по отношению к старости. Этому в большой мере может способствовать реализация принципа социально-культурной активизации личности, главный постулат которого заключается в обеспечении вариативных возможностей для активной социально-культурной деятельности пожилых и престарелых людей. Как социальный феномен, эйджизм реализуется в виде определенного образа мышления и поведения людей. Как социально-психологическое явление, эйджизм подразумевает совокупность тех или иных элементов общественной психологии, под влиянием которых происходит его генерация. Английская церковь считает, что явления эйджизма обусловлены двумя главными факторами — страхом смерти и культурой, которая ассоциирует успех и счастье с продуктивностью и экономической активностью. Каждое проявление эйджизма определяется в первую очередь факторами данной современной для него эпохи, то есть гносеологическими корнями. Однако для того, чтобы полностью раскрыть содержание того или иного проявления и определить место, которое принадлежит ему в общественной жизни недостаточно одних лишь современных факторов. В этом заключается значение исторического аспекта развития дискриминации по возрасту[4]. В условиях кризисной ситуации стран положение пожилых людей ухудшается, у них обостряются чувства зависимости, неустроенности, ущербности, усиливающие как пассивные, так и агрессивные реакции. Такие проявления, вызванные экономической нестабильностью, крушением ценностных ориентаций и другими причинами, ставят пожилых людей в разряд маргинальных групп, источников повышенного социального напряжения, влекущих за собой угрозу социальной безопасности как ее самой, так и ее окружения. Эти зоны отношений требуют усиления внимания со стороны ответственных за них субъектов государственного управления. В целом невостребованность пожилого человека входит в противоречие с его общественной сущностью. Необходимо ее подкрепить, в том числе социально. В частности, средствами социально-культурной работы, в доступных ей сферах, чтобы по возможности смягчить ситуацию. Для практики социально-культурной работы характерен комплексный подход к проблемам, связанным со старостью. Этот подход необходим в решении личных, семейных и общественных проблем. Социальные работники понимают взаимосвязь психологической, экономической, физической и политической динамики, владеют широким набором методов, которые следует использовать с особой осторожностью. Поддержание жизненной активности лиц третьего возраста в процессе социально-культурной деятельности, призвано оценить существующую социально-культурную политику и программы работы в среде пожилых людей и предложить альтернативные варианты и рекомендации; информировать соответствующие службы, влияющие на социокультурную политику, о социальных изменениях или процессах, пользующихся недостаточным вниманием; довести новые положения социально-культурной политики до сведения общественности с целью публичного обсуждения. Главная задача социально-культурной работы состоит в том, чтобы связать индивида, группу или семью с внешними или внутренними источниками тех ресурсов, которые необходимы для исправления, улучшения или сохранения определенной ситуации. Организаторы социокультурных программ должны понимать процессы старения и располагать большим перечнем досуговых услуг для лиц старших возрастов. В социально-культурной работе должны быть задействованы хорошо подготовленные и восприимчивые люди, получившие образование в рамках специальных программ[14]. Ускоренный рост численности лиц старших возрастов и связанные с этим проблемы поставили руководителей и специалистов социально-культурной сферы в сложную ситуацию, поскольку подготовка социальных педагогов и социальных работников по организации досуга пожилых практически не развернута. В сфере организации социально-культурной, в частности, досуговой деятельности в течение последних лет появилось множество однородных, параллельных структурных элементов — институтов, действующих автономно и самостоятельно.

Понятие социализации

Первичная социализация начинается с младенческих лет, когда ребёнок взаимодействует со своими родителями. В дальнейшем этот процесс продолжается среди сверстников, учителей, тренеров и других людей, контактирующих с ребёнком и имеющих на него влияние. Двусторонность процесса социализации проявляется в единстве ее внутреннего и внешнего содержания. Внешний процесс – совокупность всех социальных воздействий на человека, регулирующих проявление присущих субъекту импульсов и влечений. Социализация человека происходит посредством механизмов социализации — способов сознательного или бессознательного усвоения и воспроизводства социального опыта. Одним из первых был выделен механизм единства подражания, имитации, идентификации. Двусторонность процесса социализации проявляется в единстве ее внутреннего и внешнего содержания. Внешний процесс – совокупность всех социальных воздействий на человека, регулирующих проявление присущих субъекту импульсов и влечений. или микро- среды. Если речь идет о целенаправленном воздействии, что осуществляет общество на формирование личности, то это - агенты социализации.

Социальная адаптация пожилых граждан к статусу пенсионера

или микро- среды. Если речь идет о целенаправленном воздействии, что осуществляет общество на формирование личности, то это - агенты социализации. Е. х говорит о том, что выход на пенсию становится травмирующей ситуацией для человека. Его самооценка резко падает, он ощущает себя социально бесполезным, понижается уровень самоуважения. Ему необходимо заново устроить свою жизнь. Что такое социализация индивида. Обществознание предлагает следующую краткую трактовку этого слова. Социализация – это формирование человека как личности, в процессе чего он познаёт социальный опыт, усваивает общественные нормы и культурные ценности.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий