2. агнаты и когнаты

Просмотр файла Римское размером 0,53Мб в режиме ОН-ЛАЙН с возможностью скачать. Агнатическое и когнатическое родство. Семья – сфера личных прав, имеющих непосредственную связь с конкретным лицом. Строй древнейшей римской семьи во многом схож с первобытно-общинной семьей, которая характеризуется общей совместной. Таким образом, в первой степени родства, как по восходящей, так и по нисходящей линии, когнаты могут конкурировать между собой, никто же из когнатов по поперечной линии не может конкурировать с когнатами этой степени. В Риме выделяли два вида родства. – агнатское и когнатское родство. Главенство старшего агната — мужского родственника, считавшегося ближайшим к предкам членом семейства (adgnatus proximus), — в семейном культе, его медиативная роль посредника между предками и живыми, только еще идущими к перевоплощению.

Римская семья. Агнатское и когнатское родство.

Усыновление и узаконение. 5) Пекулий и его виды. Агнаты и когнаты в римском семейном праве. Правововй статус домовладыки. Первоначально в Древнем Риме подчинением домовладыке (paterfamilias) определялось и родство. 1. Когнатическое (cognatio) или кровное родство лиц (когнаты), основанное на естественном происхождении в результате рождения одних лиц от других. Агнаты и когнаты.: 1. Семья в древнейший известный нам период римской истории представляет тип промежуточной, патриархальной семьи, объединявшей под властью главы семьи, pateriamilias, жену, детей, других родственников, кабальных, а также рабов.

§ 20. Римская семья

АГНАТЫ найдено 22 значения слова У римлян родство распадалось на два вида: когнатство — натуральное, или кровное, родство и агнатство — родство искусственное, или гражданское. — Семейство в древнем мире и власть начальника. — Гражданская семья в Риме. — Агнаты, когнаты и род. — Первоначально религиозный характер семьи и последующее видоизменение ее характера. — Свойство кровной семьи германской. это кровные родственники. результат правопреемства по цивильному праву, принцип развития действия агнатичекого родства. Разрешение на владение наследством - bonorum possessio по преторскому праву. Принцип развития - наряду с агнатами признание и когнатов. 5. Понятие агнатического и когнатического родства. В римском праве различались два вида родства. Агнаты соотнесены с когнатами: «Когнатами являются и те, кого закон XII таблиц называет агнатами, но они — когнаты по отцу из той же фамилии; те же, кто связан родством через женщин, именуются только когнатами».

Похожие главы из других работ:

  • Общий строй римской семьи. Агнатическое и когнатическое родство
  • Римское право.doc
  • Перетерский И. С. Новицкий И. Б. Римское частное право 6.Римское право
  • Когнаты (римское право)

33219 (Римское право), страница 2

В интересах законного перехода наследства выделялись два типа родства: агнатическое и когнатическое. Агнатическое родство устанавливалось в силу традиционных представлений о составе римской семьи: наследниками agnati в этом случае считались не только собственно кровные родственники, по мужской линии, но и пребывавшие под властью наследодателя как их домовладыки в составе большой семьи; исторически агнатическое родство сформировалось первым и им определялось наследование в ранние периоды римского права преимущественно. Мать, состоящая в браке cum manu, для детей является loco sororis и вместе с ними подчинена власти своего мужа или его paterfamilias, если муж сам находится in patria potestate. Связь матери с детьми в браке- наиболее тесная после связи paterfamilias со своими подвластными. Наоборот, в браке sine manu мать в древнейшем праве не связана с детьми. Она не член семьи отца своих детей, она- агнатка своей старой семьи, в которой она наследует и члены которой наследуют после нее и осуществляют над ней опеку. Дети всегда находятся под властью отца, in patria potestas. Различия в этих двух формах были существенны для имущественных отношений в семье и для судьбы женщины в случае прекращения брака. В христианскую эпоху заключение брака стало проходить посредством церковной процедуры, но все другие требования к оформлению брачного союза сохранились.

Но если безумен отец, а дед будет в своем уме, то достаточно соизволения деда. Тот, чей отец захвачен врагами, может жениться без согласия отца , если отец не возвращается в течение трех лет. С полным основанием сомневаются, что следует делать, если отец отсутствует, так что неизвестно, где он и существует ли он. И если истекло трехлетие с тех пор, как очевиднейшим образом стало неизвестно, где он отец проживает и находится ли он в живых, то его детям обоего пола не воспрещается вступать в законный брак. Юлиан в 62-й книге «Дигест». Если сын того, кто находится у врагов или отсутствует, женился до истечения трехлетнего срока пленения или отсутствия отца или если его дочь вышла замуж, то я считаю, что брак является заключенным правильно, если только сын женится на такой женщине или дочь выходит замуж за такого, что существует полная уверенность, что отец не отвергнет супружество с таковыми. Если женщина, которая была моей женой, затем, будучи разведена со мной, вышла замуж за Сея, которого я после этого усыновил, то в браке нет кровосмешения. Между мной и невестой моего отца не может быть заключен брак, хотя она не называется моей мачехой в собственном смысле.

Но и наоборот, моя невеста не может выйти замуж за моего отца, хотя она не называется невесткой в собственном смысле. Если моя жена после развода вышла замуж за другого и прижила от него дочь, то Юлиан считает, что хотя она не является моей падчерицей, однако мне следует воздержаться от брака с ней… D. Ульпиан в 34-й книге «Комментариев к Сабину». Если патрона столь низкого происхождения, что для нее является достойным даже брак со своим вольноотпущенником, то это вступление в брак не должно быть запрещено узнавшим об этом по долгу службы судьей. В речи к сенату божественного Марка предусмотрено, что если дочь сенатора выйдет замуж за вольноотпущенника, то нет брака; за этой речью последовал и сенатусконсульт. При женитьбе внука и сын должен дать согласие, и сын; если же вступает в брак внучка, то достаточно соизволения и разрешения деда. Безумие не допускает заключения брака, так как для брака необходимо согласие, но безумие не препятствует правильно заключенному браку. Повторный брак между теми же самыми лицами не считается действительным, если он не возобновлен с соизволения родителей.

Марциан в 16-й книге «Институций». В соответствии с главой 35 закона Юлия предусмотрено, что те, которые несправедливо запрещают своим детям, находящимся в их власти, жениться или выходить замуж, или те, которые не желают дать приданое, согласно конституции божественных Севера и Антонина принуждаются проконсулами и наместниками провинций женить и выдавать замуж своих детей и давать приданое. Но запрещающим брак считается и тот, кто не ищет брачную партию для своих детей. Теренций Клемент в 3-й книге «Комментариев к закону Юлия и Папия». Подвластный сын не принуждается к женитьбе. Цельс в 15-й книге «Дигест». Если сын вследствие принуждения отца берет в жены ту, которую он не взял бы, если бы действовал по своей воле, то он все же заключил брак, который не заключается между действующими против воли; считается, что он предпочел это заключить брак. Цельс в 30-й книге «Дигест».

Законом Папия предусмотрено, что всем свободнорожденным, кроме сенаторов и их детей, разрешается брать в жены вольноотпущенниц. Сожительство со свободной женщиной нужно рассматривать не как конкубинат, а как брак, если только она не промышляет своим телом. Ульпиан в 3-й книге «Комментариев к закону Юлия и Папия». Если кто-либо, состоящий в сенаторском сословии, будет иметь женой вольноотпущенницу, то хотя она в это время по закону не является его женой, однако находится в таком положении, что если он утратит сенаторское достоинство, то она начнет быть его женой. Марциан в 10-й книге «Институций». Патрон не может взять в жены вольноотпущенницу против ее воли. Гай во 2-й книге «Комментариев к закону Юлия и Папия». Притворный брак не имеет никакой силы.

Ульпиан в 6-й книге «Комментариев к закону Юлия и Папия». Если сенатору будет милостью принцепса позволено взять вольноотпущенницу в законные жены, то она может быть законной женой. Купить Хрестоматия по римскому праву. Материал тематически структурирован в соответствии с рабочей программой дисциплины «Римское право». Тексты из хрестоматии могут быть использованы для подготовки курсовых работ и докладов к практическим занятиям. Хрестоматия по римскому праву.

Земли провинций считались общим достоянием римского народа. Римским гражданам было предоставлено право пользования земельными участками провинции, но не на праве собственности, а только на основе владения. В Римском государстве квиритская собственность на землю освобождалась от всех видов налогов. Функции теории государства и права Функции теории государства и права представляют собой комплекс основных задач, которые направлены на решение вопросов теории государства и права, как науки, в юридической практике и общественной жизни. Функции теории государства и права - онтологическая, прогностическая, гносеологическая, методологическая, прикладная, политическая, эвристическая, воспитательная, идеологическая, практически-организаторская, теоретико-познавательная и учебная функция.

Агнаты являлись членами германских семей, имели право на покровительство предводителей родов. Когнат — это родственник, лишенный такого права. Сказочные аллегории Скудные сведения о нормах и правовых понятиях Средневековья достаточно хорошо отражены в сказках и предания европейского континента. К примеру, в хорошо известной истории о коте в сапогах старшие сыновья получили солидное имущество, а младшему доставалось лишь символическое наследство. Это произошло потому, что в средневековой Европе было много людей и мало земли. Поэтому были приняты нормы защиты агнатов — кровных родственников, которым впоследствии переходило все имущество. Агнатами называли лишь самых старших сыновей рода — прямых наследников. Сначала такая норма применялась лишь к сыновьям дворянских семей, а впоследствии была распространена повсеместно. Когнаты — кровные родственники, которые были лишены всех прав на имущество.

Агнатское и когнатское родство

и подвластные члены семьи стали получать признание в е право признавало два вида родства — агнатическое и когнатическое.К агнатическим родственникам. Когнатом становился и выделившийся из семьи сын (с разрешения отца). Напротив, усыновленный и тем самым принятый в семью, становился по отношению к ней агнатом — со всеми связанными с тем правами, в т. ч. и на законную часть наследства. Агнаты — У римлян родство распадалось на два вида: когнатство — натуральное, или кровное, родство и агнатство — родство искусственное, или гражданское. Исключительною основою второго была отеческая власть, общность семьи (familia). 12. В этом классе (наследовании агнатов) нет преемства и потому, если ближайший агнат отречется от наследства или умрет до принятия его, то дальнейшие агнаты не допускаются к наследованию в силу положительного права. 38, 10, 1, 4, 2). Иными словами, у римлян было два различных понятия о родстве: родство по jus civile[2] (agnatio, cognatio civilis или legitima[3]) и родство по jus gentium или naturale[4] (cognatio naturalis или cognatio κατ’ ἐξοχήν[5]). Агнаты определяются в Gaius, I. 156 и Just. 1) При аррогации лицо sui juris вступает под отеческую власть аррогатора и становится на все время существования над ним власти аррогатора агнатом и когнатом всех агнатов со взаимными наследственными правами.

Контрольная работа.doc

  • § 20. Римская семья
  • Обязательственное право по Институциям Гая.
  • Первоначальные значения
  • Агнатическое и когнатическое родство
  • Понятие римской семьи. Агнатское и когнатское родство

Римское право

это родство по крови. это родство по крови. Группу ближайших агнатов, или агнатов с наибольшими правами, составляли лица, которые действительно находились в одном консорциуме под властью pater familias, Эти агнаты назывались sui. (116) Две более дальние группы агнатов составляли лица: 1). КОГНАТЫ — (лат. cognati, букв. — родственники) — в рим. семейном праве лица, состоящие в юридически признанном кровном родстве по жен. линии, позднее — кровные родственники вообще. Советская историческая энциклопедия.

Вопрос № 16 Римская семья: Агнаты и когнаты

38, 10, 1, 4, 2). Иными словами, у римлян было два различных понятия о родстве: родство по jus civile[2] (agnatio, cognatio civilis или legitima[3]) и родство по jus gentium или naturale[4] (cognatio naturalis или cognatio κατ’ ἐξοχήν[5]). Агнаты определяются в Gaius, I. 156 и Just. Агнаты — У римлян родство распадалось на два вида: когнатство — натуральное, или кровное, родство и агнатство — родство искусственное, или гражданское. Исключительною основою второго была отеческая власть, общность семьи (familia). В этих двух чертах и состоит, главным образом, прогресс преторского наследственного права по сравнению с цивильным. Виды родства в римском праве (когнаты, агнаты). Виды родства в римском праве (когнаты, агнаты). Виды родства в римском праве (когнаты, агнаты). Виды родства в римском праве (когнаты, агнаты).

Семья в римском праве: виды родства, какую роль занимал отец, свойство

Когнатическое же родство еще не дает права наследования по закону. Наследование по преторскому эдикту. Существенные изменения в наследственное право внесли преторские эдикты и практика их применения. Преторские реформы наследственного права начались еще в раннереспубликанский период и были особенно активными в период принципата. Ослабление семейного характера частной собственности, разложение агнатского родства, ограничение отцовской власти как результат изменения производственных отношений и развития товарооборота обусловили потребность существенных изменений наследственного права.

Претор пошел по пути значительного ослабления формализма при составлении завещаний. В одном из преторских эдиктов было объявлено, что он претор будет признавать завещания, составленные с отступлением от жестких формальных требований древнего времени. Так была упрощена форма завещания. По древнему цивильному праву эманципированные дети не могли быть наследниками после смерти своего отца.

Так, единственная дочь, вышедшая замуж и перешедшая на постоянное жительство к мужу, переставала быть агнаткой своего отца и права на наследство после его смерти не имела. В новых социально-экономических условиях это не устраивало и самих рабовладельцев. И претор опять проявляет свое незаурядное искусство. Поскольку в соответствии с нормами цивильного права нельзя было признать наследницей эманципированную дочь, он только вводит ее в фактическое владение наследством bonorum possessio.

Если других претендентов на это наследство не было, оно оставалось за ней. Позже претор признает право на наследство за таким наследником и в случае, когда наследство оспаривается другими лицами, не имеющими, по мнению претора, достаточных правовых оснований на это. Так постепенно, параллельно с цивильным наследованием возникает и развивается преторское наследование. Преторская система наследования расширила круг наследников по закону, все больше утверждая его одновременно с основой — когнатским родством.

В этот же период наблюдается определенное ограничение свободы завещаний в пользу ближайших кровных родственников. Важным нововведением преторов была практика признания наследственного преемства за лицами, которые по цивильному праву к наследованию не призывались. Претор призывает к наследованию следующих по порядку родственников, признавая, таким образом, преемство очередей. Дело в том, что по цивильному праву к наследованию призывались только ближайшие к умершему в момент смерти родственники.

Если их не было или они отказывались от наследства, то следующие за ними родственники к наследованию не призывались, а наследство считалось выморочным. Так наряду с цивильной системой наследования сложилась мало-помалу преторская система, которой суждено было, по существу, парализовать действие цивильной системы.

Родство по боковой линии определялось общим числом рождений, отделявших двух данных лиц от общего для них носителя patria potestas. Таким образом братья были агнатами второй степени.

Наследование по закону было предопределено исключительно римским пониманием семьи. В интересах законного перехода наследства выделялись два типа родства: агнатическое и когнатическое. Агнатическое родство устанавливалось в силу традиционных представлений о составе римской семьи: наследниками agnati в этом случае считались не только собственно кровные родственники, по мужской линии, но и пребывавшие под властью наследодателя как их домовладыки в составе большой семьи; исторически агнатическое родство сформировалось первым и им определялось наследование в ранние периоды римского права преимущественно. Мать, состоящая в браке cum manu, для детей является loco sororis и вместе с ними подчинена власти своего мужа или его paterfamilias, если муж сам находится in patria potestate.

Связь матери с детьми в браке- наиболее тесная после связи paterfamilias со своими подвластными. Наоборот, в браке sine manu мать в древнейшем праве не связана с детьми. Она не член семьи отца своих детей, она- агнатка своей старой семьи, в которой она наследует и члены которой наследуют после нее и осуществляют над ней опеку.

Так сын — агнат отца первой степени, внук — агнат деда второй степени. Родство по боковой линии определялось общим числом рождений, отделявших двух данных лиц от общего для них носителя patria potestas, так что при исчислении степени бокового родства между двумя лицами восходили от первого из них к общему paterfamilias, а затем от этого последнего нисходили ко второму лицу, после чего складывали число рождений, отделявших каждое из этих лиц от общего Paterfamilias. Род gens. Но если agnati — это лица, связанные общей влас тью, которую осуществляет или осуществлял бы, не помешай этому смерть, определенный paterfamilias, то в дошедших до нас памятниках есть и следы когда-то несомненно, значительно более сильного влияния другого, более обширного союза, также основанного на единстве власти рода — gens.

Gens — по взгляду римлян — это союз людей, которые уже не в состоянии назвать paterfamilias, некогда осуществлявшего власть над их общими предками, но которые продолжают носить общее имя, nomen gentilicium, осуществляют общий родовой культ, sacr gentilicia, и, при отсутствии агнатов, призываются к наследованию опеке. Quintus Mucius Scaevola, по свидетельству Цицерона, говорил: Gentiles sunt inter se qui eodem nomine sunt... Таким образом patria potestas лежала в основе семьи, определяла аг-натическое родство, и, давно прекратившись, но не забытая, служила по концепции римлян фундаментом gens.

Но если взять эманципированных детей т. Для современного наследственного права да и в некоторых других случаях сохранили значение римские способы исчисления близости родства; это по линиям и степеням. Прямая линия — это ряд лиц, происходящих одно от другого. Это — братья и сестры, дядя и племянник.

Внутри линий близость родства определяется степенью. Супруги между собой и каждый из супругов и родственники другого супруга находятся в свойстве. Дата добавления: 2015-05-13; просмотров: 1378; Популярные статьи: Века вооружений.

Описание файла

  • Агнаты и когнаты по законам 12 таблиц: сородичи в римском праве
  • Кто такие агнаты и когнаты и каковы их наследственные права
  • 2. Агнатское и когнатское родство. Римское право - реферат
  • Агнатское и когнатское родство
  • Похожие презентации

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий