Заглавие на дне впервые появилось на афишах художественного театра горький долго искал своему кратко

Заглавие «На дне» впервые появилось на афише Художественного театра и стало каноническим.

Краткая история создания пьесы «На дне» Горького

Самым ярким было первое сценическое воплощение драмы (1902) Художественным театром прославленными режиссерами К.С. Станиславским, В.И. Немировичем-Данченко при непосредственном участии А.М. Горького. Смысл названия «На дне» В 1902 году Горький написал На дне. й Пьеса «На дне» 11 класс. История создания пьесы Драма «На дне» была написана в 1902 году для труппы Московского Художественного общедоступного театра. й отмечал, что пьеса – итог его почти 20-летних наблюдений над миром «бывших людей». М. Горький долго искал для драмы подходящее название. Известны следующие варианты заглавия пьесы: «Ночлежка», «В ночлежном доме», «Дно», «На дне жизни». Название «На дне» впервые появилось лишь на афишах Художественного театра.

Почему М. Горький отказался от первоначального варианта названия пьесы — «На дне жизни»?

Известны следующие варианты заглавия пьесы: «Ночлежка», «В ночлежном доме», «Дно», «На дне жизни». Название «На дне» впервые появилось лишь на афишах Художественного театра. Писатель Максим Горький для заглавия знаменитой пьесы придумал сразу несколько названий. Он думал назвать её «Без солнца», «Ночлежка», «Дно», или даже «На дне жизни». Однако автор остановился на варианте «На дне» – он ему показался наиболее лаконичным. В рукописях сохранились такие варианты, как «Без солнца», «Ночлежка», «На дне жизни», «Дно». Окончательное название появилось непосредственно перед премьерой в театре. Первая постановка.

Смысл пьесы «На дне» Максима Горького и ее названия

  • Основной сюжет произведения
  • История создания и судьба пьесы «На дне»
  • «На дне»: краткое содержание и анализ пьесы
  • Жизнь ночлежников до появления Луки (Анализ первой сцены пьесы М. Горького «На дне»)
  • Смысл названия пьесы “На дне” М. Горького
  • Художественные особенности «На дне»

Анализ «На дне» Горький

Окончательный текст был написан в 1902 году в Арзамасе, где писатель находился в ссылке. Не сразу было найдено известное нам заглавие. В рукописи она называлась «Без солнца», «Ночлежка», «Дно», «На дне жизни». Окончательное заглавие «На дне» впервые появилось только на афишах Московского Художественного Театра. Впервые пьеса напечатана отдельной книгой под заглавием «На дне жизни», издательством Мархлевского в Мюнхене без указания года, и под заглавием «На дне» издательством товарищества «Знание», СПб. Мюнхенское издание поступило в продажу в конце декабря 1902 г.

Пьеса произвела на актеров огромное впечатление, но как оказалось, к постановке была запрещена. Как вспоминает В. Немирович-Данченко: «Пришлось ехать в Петербург, отстаивать чуть ли не каждую фразу, скрепя сердце делать уступки и, в конце концов, добиться разрешения только для одного Художественного театра». Для создания правдивой реальности постановщик ищет не только бытовые подробности, большое значение придает мизансценам, речи героев. Тщательно подбирает грим, одежду для персонажей.

Интересно, что Станиславский, сам исполнявший роль Сатина, подбирает себе сценический костюм в своем домашнем гардеробе. Вещи привезли в театр и здесь довели их до той степени ветхости, которая соответствует образу жизни персонажа. Спустя четыре месяца после создания пьесы, 18 31 декабря состоялась ее первая постановка.

Желание попробовать свои силы в драматургии появилось у писателя под влиянием пьес А. Горький работал над драмой с конца 1901 года по начало 1902-го.

Устами действующих лиц пьесы Горький затрагивал важные вопросы, выражал свой взгляд на жизнь. События в ночлежке происходят на фоне экономического кризиса конца 19 века, отразившегося на судьбах людей, поэтому драма приобретает социальное звучание. Литературное направление пьесы «На дне» — критический реализм. Тема пьесы: люди, оказавшиеся на дне социальной иерархии — отверженные. Основная идея пьесы Человек может оказаться на дне жизни по личной вине или по объективным причинам.

Ему можно помочь подняться, если только он сам этого захочет настолько сильно, что не позволит себе быть слабым, то есть быть рабом своих грешков и страстишек. Всегда кто-то даст правильный совет, но последовать ему обычно что-то мешает. В сущности, Лука сделал правильный ход в попытке помочь Актёру, даже если лечебницы на самом деле не было. Он сказал ему, что перед лечением надо потерпеть, т. Актёр начал, но по слабости сорвался.

Пеплу тоже следовало, по совету Луки, не медля сбежать с Наташей. Поверь они в своё спасение — непременно бы получилось. Проблематика Основные проблемы: Утешительная ложь и горькая правда. Утешения Луки считаются ложными. Его называют мякишем для беззубых.

Для сильного человека иллюзии не нужны. Здесь Горький излагает свою точку зрения. Что он называет ложью? А что — правдой? Под ложью Сатин подразумевает христианство, которое, по его мнению, нужно рабам для утешения и хозяевам для прикрытия.

Обманывал ли Лука Анну, когда обещал ей облегчение после смерти? Сатин, а значит и Горький, называет человека правдой и ставит его выше всего. Верно ли это? Для христианина безусловная правда — Христос, а не падший и погрязший в страстях человек. Проблема выбора.

Каждый герой верит, что способен изменить свою жизнь к лучшему. Советы Луки для них как подсказки свыше. Но никто не делает решительного шага. Актёр покончил с собой, потому что это проще и легче, чем держать себя в руках и долго лечиться. Настя мечтает о любви, ненавидит Барона, но никуда от него не уходит.

Пеплу опротивела воровская жизнь, но он продолжает красть и сбывать краденое Костылеву. Люди везде люди. И на самом дне жизни они любят, страдают, рассуждают на темы высокие, мыслят глубоко. Социальное дно было, есть и будет, оказаться там может любой человек. Композиция Композиция пьесы — линейная, так как события развиваются в хронологическом порядке.

Завязка: появление Луки среди обитателей ночлежки в первом акте. Развитие событий занимают второй и третий акты. На четвёртый акт приходится кульминация и развязка. Кульминация — монолог о правде и лжи. Развязка — самоубийство Актёра как знак безнадёжности для обитателей ночлежки, которые не просто не могут, но и не имеют желания выбраться со дна.

Жанр Жанр произведения: социально-философская драма. Действие в пьесе статично, всё происходит в ночлежке от первого до последнего акта. Сюжет развивается за счёт конфликта противоположных точек зрения, пьеса наполнены философскими размышлениями и спорами. Критика Д. Философов считает драму «На дне» вершиной творчества Горького, после которой началось падение.

Адрианов С. Горького одной из попыток создать тип «мудрого сердцеведа», взывающего к человеческой совести. Великие русские писатели стремились создать такой образ. К ним примыкает и Лука Горького. Анненский сравнивал точки зрения Горького и Достоевского: «…у Горького… всё для человека и всё в человеке… И если для Достоевского девизом было — смирись и дай говорить Богу, то для Горького он звучит гордым…».

Постановки и экранизации Первая постановка драмы «На дне» состоялась в 1902 году. До 1905 года она разрешалась с купюрамиКУПЮРА - сокращение, пропуск в тексте литературного или музыкального произведения. В последующие годы «На дне» ставили многие провинциальные и столичные театры.

Драматург завязывает такой узел, при распутывании которого человек показывает себя со всех сторон.

При этом в драме не может быть «лишних» героев — все герои должны быть включены в конфликт, движение и ход пьесы должен захватывать их всех. Поэтому резкая, конфликтная ситуация, разыгрывающаяся на глазах у зрителя, оказывается важнейшей чертой драмы как рода литературы. Предметом изображения в драме Горького «На дне» 1902 становится сознание людей, выброшенных в результате глубинных социальных процессов на дно жизни. Для того чтобы воплотить подобный предмет изображения сценическими средствами, автору необходимо было найти соответствующую ситуацию, соответствующий конфликт, в результате которого наиболее полно проявились бы противоречия сознания ночлежников, его сильные и слабые стороны.

Пригоден ли для этого социальный, общественный конфликт? В самом деле, социальный конфликт представлен в пьесе на нескольких уровнях. Во-первых, это конфликт между хозяевами ночлежки супругами Костылевыми и ее обитателями. Он ощущается героями на протяжении всей пьесы, но оказывается как бы статичным, лишенным динамики, неразвивающимся.

Это происходит потому, что Костылевы сами не так уж далеко в общественном плане ушли от обитателей ночлежки. Отношения между хозяевами и обитателями могут создать лишь напряжение, но не стать основой драматургического конфликта, способного «завязать» драму. Кроме того, каждый из героев в прошлом пережил свой социальный конфликт, в результате которого и оказался на «дне» жизни, в ночлежке. Ho эти социальные конфликты принципиально вынесены за сцену, отодвинуты в прошлое и потому не становятся основой конфликта драматургического.

Мы видим лишь результат общественных неурядиц, столь трагично отразившихся на жизни людей, но не сами эти столкновения. Наличие социального напряжения обозначено уже в самом названии пьесы. Ведь сам факт существования «дна» жизни предполагает и наличие «стремнины», верхнего ее течения, к которому и стремятся персонажи. Ho и это не может стать основанием драматургического конфликта — ведь это напряжение тоже лишено динамики, все попытки героев уйти со «дна» оказываются бесперспективными.

Даже появление полицейского Медведева не дает импульса развитию драматургического конфликта. Возможно, драму организует традиционный любовный конфликт? Действительно, такой конфликт присутствует в пьесе. Его обусловливают взаимоотношения Васьки Пепла, Василисы, жены Костылева, самого хозяина ночлежки и Наташи.

Экспозицией любовного сюжета оказывается появление в ночлежке Костылева и разговор ночлежников, из которого ясно, что Костылев ищет в ночлежке свою жену Василису, которая изменяет ему с Васькой Пеплом. Завязка любовного конфликта — появление в ночлежке Наташи, ради которой Пепел оставляет Василису. В ходе развития любовного конфликта становится ясно, что отношения с Наташей обогащают Пепла, возрождают его к новой жизни. Кульминация любовного конфликта принципиально вынесена за сцену: мы не видим, как именно Василиса ошпаривает кипятком Наташу, лишь узнаем об этом по шуму и крикам за сценой и разговорам ночлежников.

Убийство Костылева Васькой Пеплом оказывается трагической развязкой любовного конфликта. Разумеется, любовный конфликт является и гранью социального конфликта. Он показывает, что античеловеческие условия «дна» калечат человека, и самые возвышенные чувства, даже любовь, ведут не к обогащению личности, но к смерти, увечью и каторге. Развязав таким образом любовный конфликт, Василиса выходит из него победителем, достигает сразу всех своих целей: мстит бывшему любовнику Ваське Пеплу и своей сопернице Наташе, избавляется от нелюбимого мужа и становится единовластной хозяйкой ночлежки.

В Василисе не осталось ничего человеческого, и ее нравственное оскудение показывает чудовищность социальных условий, в которые погружены и обитатели ночлежки, и ее хозяева. Ho любовный конфликт не может организовать сценического действия и стать основой драматургического конфликта хотя бы потому, что, разворачиваясь на глазах у ночлежников, он не затрагивает их самих. Они живо заинтересованы в перипетиях этих отношений, но не участвуют в них, оставаясь лишь сторонними зрителями. Следовательно, любовный конфликт тоже не создает ситуации, которая могла бы лечь в основу конфликта драматургического.

Еще раз повторим: предметом изображения в пьесе Горького оказываются не только и не столько социальные противоречия действительности или возможные пути их разрешения; его интересует сознание ночлежников во всей его противоречивости. Такой предмет изображения характерен для жанра философской драмы. Мало того, он требует и нетрадиционных форм художественной выразительности: традиционное внешнее действие событийный ряд уступает место так называемому внутреннему действию. На сцене воспроизводится обыденная жизнь: происходят мелкие ссоры между ночлежниками, кто-то из героев появляется и исчезает.

Ho не эти обстоятельства оказываются сюжетообразующими. Философская проблематика заставляет драматурга трансформировать традиционные формы драмы: сюжет проявляется не в действиях героев, но в их диалогах; драматургическое действие переводится Горьким во внесобытийный ряд. В экспозиции мы видим людей, в сущности, смирившихся со своим трагическим положением на дне жизни. Завязкой конфликта оказывается появление Луки.

Внешне он никак не влияет на жизнь ночлежников, но в их сознании начинается напряженная работа. Лука сразу же оказывается в центре их внимания, и все развитие сюжета концентрируется именно на нем. В каждом из героев он видит светлые стороны его личности, находит ключ и подход к каждому из них. И это производит истинный переворот в жизни героев.

Развитие внутреннего действия начинается в тот момент, когда герои обнаруживают в себе способность мечтать о новой и лучшей жизни. Выясняется, что те светлые стороны, что угадал Лука в каждом персонаже пьесы, и составляют его истинную суть. Оказывается, проститутка Настя мечтает о прекрасной и светлой любви; Актер, спившийся человек, вспоминает о творчестве и всерьез задумывается о возвращении на сцену; «потомственный» вор Васька Пепел находит в себе стремление к честной жизни, хочет уехать в Сибирь и стать там крепким хозяином. Мечты обнаруживают истинную человеческую суть героев Горького, их глубину и чистоту.

Так проявляется еще одна грань социального конфликта: глубина личности героев, их благородные устремления оказываются в вопиющем противоречии с их теперешним социальным положением. Устройство общества таково, что человек не имеет возможности реализовать свою истинную суть. Лука с первого момента своего появления в ночлежке отказывается видеть в ночлежниках жуликов. Истоки такой позиции — в наивном антропологизме Луки, который полагает, что человек изначально хорош и лишь социальные обстоятельства делают его плохим и несовершенным.

Этот рассказ-притча Луки проясняет причину его теплого и доброжелательного отношения ко всем людям — в том числе и к тем, кто оказался на «дне» жизни.

Даже реализм воссоздает, художественно преображает жизнь в соответствии с авторской задачей, а не просто копирует ее. Горькому не надо было устраивать таких экскурсий. Он хорошо помнил этот быт и подробно воссоздает его в ремарках к каждому действию. Пьеса начинается утром первый акт , захватывает два вечера второй и третий акт и заканчивается ночью четвертый акт.

Христа ради… в тюрьму меня!.. Искалеченной и потерявшей всякую надежду девушке кажется, что там хуже уже не будет. Мрачный образ ночлежки-тюрьмы создают разные детали: нары по стенам, свет сверху, исковерканный самовар, растрепанная книжка, распоротые брюки, изодранная картонка из-под шляпы, тряпье и грязь. Третье действие происходит на улице, но ночлежникам все равно не удается позабыть о своем пристанище: они сидят с другой стороны той же стены, на заросшем бурьяном и засоренном хламом «пустыре», напоминающем тюремный двор. В пьесе много и других конкретно-исторических деталей: упоминания о голоде их сразу же выбрасывала цензура, потому что очередной голодный год, 1901-й, выдался в России накануне работы Горького над пьесой , отсутствии работы «Работы нет… пристанища нету» , «отчаянных» студентах они недавно бунтовали в Петербурге и Киеве.

Но первое предложение огромной обстановочной ремарки в начале первой картины вызывает и другие ассоциации. Критик Ю. Они все философы. Их у Горького целая академия. Большинство из них, бродяги, странники, беглецы — философы-перипатетики.

Они идут по миру, — во всяческом смысле, и в продолжение своих странствий решают мировые вопросы, от своей личной судьбы и страданий все время приходят к обобщениям, в монотонной беседе отвлеченно-этического характера только и говорят о правде, о душе, о совести. Герои Горького занимаются миросозерцанием». Пещера Платона — знаменитый образ великого греческого философа из трактата «Государство» 4 в. Вот как кратко передает содержание фрагмента платоновского диалога немецкий философ Артур Шопенгауэр 1788—1860 , в юности внимательно прочитанный Горьким: «…Мы подобны людям, которые сидят в темной пещере и так крепко связаны, что не могут даже повернуть головы, и при свете горящего позади них огня видят на противоположной стене только силуэты действительных вещей, которые проходят между ними и огнем, — и даже друг друга и самого себя каждый видит лишь как тень на этой стене» «Мир как воля и представление», 1819—1844. Перипатетики — наследники другого греческого мудреца, Аристотеля, занимавшиеся толкованием его сочинений и преподававшие в философской академии, Ликее лицее.

Айхенвальд придает горьковскому сравнению символический смысл. Но сделано это небезосновательно. Босяки в горьковской пьесе все время оборачиваются философами, ночлежка — платоновской пещерой. Такой же коварно-двусмысленной оказывается и жанровая природа пьесы. В жанровом отношении пьеса Горького тоже двупланова.

Она колеблется между социально-психологической драмой и философской притчей. Некоторые критики удивлялись: почему Горький не воспользовался прекрасным материалом и не написал эффектную мелодраму о страстях, роковой любви, борьбе соперниц, убийстве? Молодая жена старика-хозяина ночлежки, влюбленная в вора Ваську Пепла, предлагает ему «убрать» опостылевшего мужа и занять его место на подобной фабуле построен известный рассказ Н. Лескова «Леди Макбет Мценского уезда». Но Пепел влюблен в сестру хозяйки Наташу и мечтает начать с ней новую, честную, жизнь.

Подслушав их объяснение, Василиса мстит сопернице, ошпаривая ей ноги кипятком подобный мотив встречался в чеховской повести «В овраге», где жестокая Аксинья таким же образом убивала маленького ребенка, наследника состояния, на которое она тоже рассчитывала. В возникшей ссоре Пепел все-таки убивает Костылева, ему грозит тюрьма, а Василиса добивается своей цели, оставаясь единственной хозяйкой ночлежки. Однако «На дне» не случайно имеет жанровый подзаголовок «картины». Горький не делает изложенную фабулу основой драмы. Он по-чеховски децентрализует события, насыщает пьесу драматическими судьбами других персонажей.

Параллельно с историей Василисы, Наташи и Пепла показываются и семейная жизнь Клеща с его безуспешными попытками найти работу, вырваться из ночлежки, и книжные мечты Наташи о прекрасном возлюбленном, и карточное шулерство Сатина, и фиглярство Алешки. У каждого героя оказывается своя драма, свой фрагмент общей картины жизни. Анненский, поэт и критик более внимательный и тонкий, чем С. Адрианов, увидел в обитателях ночлежки «сплоченную и странную семью», а жанр горьковской пьесы первоначально обозначил как социальную драму. В статье «Три социальные драмы» 1906 «На дне» анализируется вместе с «Горькой судьбиной» А.

Писемского и «Властью тьмы» Л. Анненский, а не только критики-марксисты, обнаруживает непримиримую антибуржуазность горьковской пьесы. Вот семья — ее эмблема, конечно, Василиса Костылева… Вот религия — это лампада ее мужа и средства для ее наполнения… и наконец, вот правительство… бутарь Медведев в его буколических отношениях к обывателям… Но есть среди этих, им намеченных основ буржуазного благополучия одна, с которой не так легко сладить на словах, потому что она давно и красиво идеализирована нашим сознанием, это — труд. Но, убедительно показав социальный характер горьковской пьесы, Анненский на этом не останавливается. При более глубоком подходе «На дне» оказывается философской драмой судьбы.

В пьесе три главных элемента: 1 сила судьбы, 2 душа бывшего человека и 3 человек иного порядка, который своим появлением вызывает болезненное для бывших людей столкновение двух первых стихий и сильную реакцию со стороны судьбы».

Максим Горький 3 страница

Заглавие «На дне» впервые появилось на афишах художественного театра. Смысл пьесы «На дне» Максима Горького и ее названия. Пьеса «На дне» была написана молодым, но уже популярным Горьким в 1901-1902 году специально для Московского художественного театра. Не сразу было найдено известное нам заглавие. В рукописи она называлась «Без солнца», «Ночлежка», «Дно», «На дне жизни». Окончательное заглавие «На дне» впервые появилось только на афишах Московского Художественного Театра. В последние месяцы 1901 — начале 1902 уже были готовы несколько актов «На дне», Горький зачитывал фрагменты произведения Л.Н. Толстому и В.И. Немировичу-Данченко. В начале XX века Горький обращается к драматургии. Он пишет свои первые пьесы почти одновременно. «На дне» была задумана раньше, чем «Мещане», замысел «Дачников» обозначился еще до первой премьеры «На дне».

Почему Горький отказался от первоначального варианта названия пьесы на дне жизни?

Обитатели ночлежки размышляют о человеке — правде — свободе. Почти все персонажи пьесы так или иначе говорят о правде. Квашня упрекает Клеща за то, что он «заездил жену до полусмерти». В ответ на обвинения он отвечает руганью, на что Квашня парирует: «А — а! Не терпишь правды! Василиса Костылева называет Луку не прохожим, а проходимцем: «Это ближе к правде-то».

Васька Пепел заявляет, что донесёт на Костылёва, скупающего краденное. Он убежден, что донос будет принят, «потому — правда! Однако рассуждения о правде остаются за рамками бытовых, «кухонных» разговоров. Хотя с появлением Луки жизнь в ночлежке, как выразился Сатин, «забродила». У ночлежников происходит развитие от отрывочных реплик о правде, которые они высказывали словно походя, к настоящим философским концепциям о человеке и правде.

Драматургические действия например, любовный конфликт Пепла — остаются на втором плане. Столкновения философских концепций выходят на первый план — это и образует ключевой конфликт пьесы «На дне». По мнению М. Горького, существует как минимум четыре точки зрения на правду. Эти концепции представляют разные персонажи.

Отказ признавать существование правды — такова позиция Костылева. По его мнению, правда лишь наводит смуту в народе и создает угрозу спокойному существованию «порядочных людей». По мнению Бубнова, правда должна быть без прикрас и мечтаний. Ее основная задача — обозначать реальное положение дел в мире. Лука противник правды Бубнова.

Хозяин ночлежки падает и умирает. Василиса называет Ваську убийцей, а он напоминает ей о том, как она за это предлагала ему денег. Наташа считает, что ее изувечили, чтобы избавиться, и проклинает Пепла. Действие четвертое В последнем акте герои обсуждают исчезновение Луки. Клещ считает его хорошим, Настя жалеет, Сатин называет мякишем для беззубых, а Барон — пластырем доля нарывов. Далее события разворачиваются следующим образом: Ссора Насти и Барона. Настя заявляет о желании уйти от Барона, Сатин сравнивает ее намерение с рассказами Актера о том, что он уйдет в лечебницу. Барон начинает вспоминать именитых французских предков. Между ним и Настей вспыхивает ссора. Актер, выпив стакан водки, уходит из комнаты.

Приход Бубнова и Медведева. Приятели приносят водку и закуску. Медведева уволили из полиции, и он теперь зависит от Квашни. Обитатели ночлежки выпивают, веселятся, поют песни. Прибегает Барон и говорит, что Актер повесился. Сатин возмущен тем, что веселье испорчено. В первой постановке роль Сатина исполнил сам Константин Станиславский — режиссер театра. С того времени произведение пользуется успехом уже более века. Вот какие особенности пьесы выделили искусствоведы: Замысел и история создания. Задумал Максим Горький «На дне» в 1900 году.

Под впечатлением от пьес А. Чехова он решил попробовать себя в драматургии и рассказал Станиславскому о замысле описать жизнь обитателей ночлежки. С конца XIX века Россия переживала кризис, и пьеса об опустившихся людях приобрела социальное звучание. Тема и конфликт. В пьесе «На дне» Горький поднял ряд общечеловеческих проблем — смысла жизни, правды и лжи, судьбы и жизненного выбора — и вложил их в уста тех, кто оказался на самом дне социальной иерархии. Главный конфликт произведения — это возможность или невозможность сделать выбор. Герои верят, что способны исправить положение, получают подсказки от судьбы в виде старца Луки, но в конечном счете ничего не предпринимают. Актер предпочитает быстрое самоубийство длительному лечению в клинике. Настя предпочитает постоянно ссориться, но находится рядом с Бароном. Пепел мечтает жить честно, но продолжает воровать и продавать украденное хозяину ночлежки.

Особенности композиции и жанр. Сам Горький «На дне» описывал как набор «сцен», которые происходят последовательно. Пьеса написана в жанре драмы, которая раскрывается через диалоги героев. События в ней развиваются линейно. В завязке зритель знакомится с обитателями ночлежки, чью привычную жизнь нарушает появление старца Луки. По мере развития сюжета новый персонаж пытается помочь героям найти выход из их сложной ситуации. Первые три акта посвящены конфликтам между персонажами, в которых присутствует Лука.

Название «На дне» впервые увидело свет только на афишах Московского художественного театра, когда произведение прошло тернистый путь сквозь критику и цензуру, от издания до постановки. Добиться разрешения на постановку было невероятно сложно — хоть в пьесе и нет прямого призыва к революции, её острота и откровенность вызвала волну противоречий среди литературных и театральных цензоров Москвы и Петербурга. Ставить спектакль было возможно только после специального разрешения местных властей и внесения множества правок. Только в декабре 1902 года, спустя полгода после окончания работы автора над ней, пьеса, наконец, была поставлена Станиславским — и имела оглушительный успех. Влияние этой драмы на разум народа России и всего мира невозможно переоценить — это первое литературное произведение, весь дебютный тираж которого в Санкт-Петербурге в количестве сорока тысяч экземпляров был раскуплен всего за две недели. Сложности с постановкой в России продолжались весь дореволюционный период, и, конечно же, в Императорском театре «На дне» была запрещена строжайше. Однако, её ставили неоднократно в театрах столицы и провинций и даже за рубежом — произведение переведено на множество языков и было поставлено во многих крупных театрах мира, где неизменно имело успех у зрителя. В 1910-е годы в Венгрии вышла первая экранизация пьесы, которая стала лишь первой из десяти. Стоит отметить, что первая советская экранизация появилась лишь в 1952 году… Самая поздняя экранизация дебютировала в 2014 году, в современной адаптации режиссёр В. Текст пьесы остаётся неизменным до сегодняшнего дня, машинописный оригинал хранится в Народной библиотеке Горького с последними правками автора.

Так, барон Дебиль был когда-то аристократом, который впоследствии служил в банке, но за воровство его посадили в тюрьму. После выхода из заключения он стал сутенёром проститутки Насти. Сатин, телеграфист, также совершил преступление: он заступился за сестру и в результате убил человека, за что отсидел в тюрьме 4 года и 7 месяцев. Судя по тому, что срок сравнительно небольшой, видимо, были смягчающие обстоятельства и убийство было за дело. После выхода из тюрьмы Сатин озлобился на жизнь, так как ночлежка была единственным местом, куда теперь ему была открыта дорога. В его суровом сознании жизнь потеряла все ценности, перестала иметь значение, не случайно он говорит: «… дважды убить нельзя». Бубнов некогда заведовал красильной мастерской. Но жена связалась с мастером-любовником, и задумали они убить его. Он хотел было тем же ответить, но одумался. А так как мастерская была записана на жену, оставил всё имущество жене и покинул дом. Клещ — слесарь и пьяница. Его привела к нищете болезнь жены, причиной которой стал он сам: он все время избивал женщину. Актера тоже погубило пьянство, из-за которого его выгнали из театра. Васька Пепел — потомственный вор. Этому позорному мастерству научил его отец, а больше ничего в этой жизни Пепел делать не умел. Обитателей ночлежники объединяет их ненависть к миру обывателей и пренебрежение к чужой и даже собственной жизни. Этим людям безразлично собственное прошлое, а также и настоящее, и будущее. Бубнов говорит об этом так: «…всё слиняло, один голый человек остался». Социальной темой Горький не ограничился — автор заложил весомое философское содержание, закономерно вытекающее из социального. В пьесе Горький показывает, что люди могут сохранить способность ясно мыслить даже на «дне». Обитатели ночлежки размышляют о человеке — правде — свободе.

почему пьеса горького называется на дне

Название "На дне" оказалось не самым первоначальным вариантом названия пьесы. Изначально М. Горький планировал назвать свое произведение "На дне жизни". Однако окончательное название пьесы было изменено несколькими факторами. Первое название пьесы было "Без солнца". Но Горький решил, что "На дне" более подходящее название, отражающее абсолютную безнадежность. В пьесе разворачиваются философские попытки разобраться в том, что же случилось с героями и что можно с этим сделать. Пьеса носит название «На дне». Такое заглавие означает, что его герои произведения уже находятся в самом низу социальной лестницы и опускаться им больше некуда. Название "На дне" оказалось не самым первоначальным вариантом названия пьесы. Изначально М. Горький планировал назвать свое произведение "На дне жизни". Однако окончательное название пьесы было изменено несколькими факторами. Горький долго искал своему произведению подходящее название. Известны такие варианты: «Ночлежка», «В ночлежном доме», «Без солнца», «Дно», «На дне жизни». Как вы думаете, почему писатель остановил свой выбор на названии «На дне»?

История создания пьесы “на дне” горького: этапы работы, интересные факты

Единственное, с чем Горький долго не мог определиться, – это название. Среди вариантов были: «Без солнца», «Ночлежка», «Дно», «На дне жизни». Окончательный, знакомый всем нам вариант появился на афише премьеры в Московском Художественном театре. Между печью и дверью у стены — широкая кровать, закрытая грязным ситцевым пологом. Везде по стенам — нары. На переднем плане у левой стены — обрубок дерева с тисками и маленькой наковальней, прикрепленными к нему, и другой, пониже первого. “Дно” как основной мотив пьесы А. М. Горького “На дне” Максим Горький написал пьесу “На дне” в 1902 году для труппы Московского Художественного общедоступного театра. Первое название пьесы было "Без солнца". Но Горький решил, что "На дне" более подходящее название, отражающее абсолютную безнадежность. В пьесе разворачиваются философские попытки разобраться в том, что же случилось с героями и что можно с этим сделать. В ранней пьесе Горького «Дети Солнца» с романтическим пафосом опоэтизирована мечта, она освещена надеждой. Если помнить об этом, то становится понятен смысл одного из первых названий пьесы «На дне» — «Без солнца». «На дне» кратко — это описание одного дня из жизни обитателей ночлежки, которые оказались в одном месте по различным причинам. Поэтому краткое содержание пьесы «На дне» следует начать со знакомства с персонажами.

Сценическая история пьесы на дне. История создания пьесы на дне горького

Лишь небольшой процент людей в такой патовой ситуации способен бороться. Остальные опускают руки и плывут на волне голода, бедности и безысходности, погрязнув в мелочных склоках и все больше теряя человеческий облик. Такова реальная картина тех лет — и в своём произведении М. Горький откровенно и пугающе описал тот быт русского народа, находящегося на самом дне существования. Горький начал непосредственную работу над пьесой в 1901 году, будучи в Крыму, тогда как задумка и первые черты персонажей появились в его воображении в 1900 году, как следует из воспоминаний К. Станиславского, с которым Горький поделился задуманным. В октябре 1901 года пьеса обретает более четкие очертания, в своём письме К. Пятницкому он говорит о том, что всё яснее видит и слышит будущих персонажей, их характеры и фразы.

В последние месяцы 1901 — начале 1902 уже были готовы несколько актов «На дне», Горький зачитывал фрагменты произведения Л. Толстому и В.

Действительно, жизнь героев превратилась в выживание, они смирились со своим положением и о спасении могут только мечтать. Это название не отражает весь смысл произведения, только отдельные его стороны.

Далее Горький озаглавил данную пьесу «Ночлежка», но и это название было заменено. Этот заголовок показывает только место действия, примерное социальное положение героев, но совершенно не передает смысл. Автор хотел показать нам не только условия их существования, но и то, как они ведут себя в этом положении, как мыслят, о чем мечтают.

Все они- безрадостные, унылые. Как менялось название пьесы на дне? Первоначально она называлась «Ночлежка», затем «Бог солнца», «На дне жизни» и только потом «На дне». В самом названии уже заложен глубокий смысл. Люди, которые попали на дно, уже никогда не поднимутся к свету, к новой жизни. В результате экономического кризиса в 90-х годах XIX в. Как первоначально должна была называться пьеса на дне?

Пьеса Горького "На дне" была написана в 1902 году для труппы Московского Художественного общедоступного театра. Горький долгое время не мог подобрать точного названия пьесе. Первоначально она называлась "Ночлежка", затем "Без солнца" и, наконец, "На дне". В чем особенность жанра пьесы На дне? По жанру пьеса «На дне» 1902 — драма, при этом её жанровое своеобразие проявилось в тесном переплетении социального и философского содержания. В пьесе изображается жизнь «бывших людей» босяков, воров, бродяг и т. Какие проблемы поднимаются в пьесе На дне? Горький в своей пьесе поднимает острые социальные и бытовые проблемы. Жизнь обитателей этой ночлежки полна драматизма и тяжелых испытаний.

Горького, итог почти двадцатилетних наблюдений над миром «бывших людей», к числу которых писатель относил не только странников, обитателей ночлежек, но и часть интеллигенции - «размагниченных», разочарованных, оскорбленных и униженных неудачами в жизни.

Коноваловы способны восхищаться героизмом, но сами они - не герои, и лишь в редких случаях «рыцари на час»» 1933 г. Об истоках замысла «На дне» сохранилось такое свидетельство М. Горького: «Конец восьмидесятых и начало девяностых годов можно назвать годами оправдания бессилия и утешения обреченных на гибель. Литература выбрала героем своим «не-героя»... Лозунг времени был оформлен такими словами: «Наше время - не время великих задач»- «не-герои» красноречиво доказывали друг другу правильность этого лозунга и утешались стихами: «Друг мой, брат мой, усталый, страдающий брат! Спектакль был сыгран 300 раз подряд; весной 1905 года отмечалось уже 500-е представление пьесы. В России «На дне» вышла в издательстве «Знание» в 1903 году. Горький долго искал для драмы подходящее название. Известны следующие варианты заглавия пьесы: «Ночлежка», «В ночлежном доме», «Дно», «На дне жизни». Название «На дне» впервые появилось лишь на афишах Художественного театра.

Столь длительные поиски подходящего названия для уже написанной пьесы свидетельствуют о том огромном и, безусловно, символическом значении, которое ему придавал автор. В то же время мир «дна», ночлежки, в которой ютятся люди трагических судеб, уравненные полным бесправием, нищетою и отсутствием какой-либо надежды выбраться отсюда, показывался как мир, отмеченный родимыми пятнами породившего его буржуазного общества. Беспощадной картиной быта деклассированных элементов, изображением «дна», являющегося изнанкой современного буржуазного обновления строя Горький утверждал мысль о необходимости решительного обновления этого строя во имя освобождения человека. Художественно-революц онная задача писателя связывала прямым образом его пьесу с освободительным движением рабочих масс и позволяла широко использовать образы, созданные художником в развертывающейся политической борьбе. Социальная направленность пьесы вытекает из показа большого числа деклассированных лиц общественного дна, противопоставленных благополучию буржуазного общественного строя.

Главные герои

  • История создания пьесы максима горького на дне. История создания пьесы на дне горького
  • Ответы : помогите плиз с литературой!
  • Сочинение на тему: Смысл названия в пьесе На дне, Горький
  • Смысл названия пьесы М. Горького «На дне». Сочинение по литературе
  • почему пьеса горького называется на дне
  • Смысл названия «На дне»

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий