Выступление на педсовете по теме функциональная грамотность

Тематический педсовет на тему: «Функциональная грамотность как средство раскрытия учебных навыков и возможностей».

Доклад по теме: "Работа учителя по развитию функциональной грамотности учащихся начальных классов"

Проходит раз в три года. В тесте участвуют подростки в возрасте 15 лет. Был разработан в 1997 году, впервые прошёл в 2000 году. Тест организует Организация экономического сотрудничества и развития. Мониторинг проводится по 3 направлениям в каждом цикле одному из них уделяется основное внимание : - читательская грамотность - естественнонаучная грамотность - математическая грамотность Новый цикл исследования PISA пройдет в 2024 году, основное внимание в нем будет уделено естественнонаучной грамотности. Напомню, что по результатам мониторинга в 2018 году Россия по читательской грамотности была на 31 месте, по математической грамотности — на 30 месте, по естественнонаучной грамотности - на 33 месте. Результаты PISA-2022 будут объявлены в декабре 2023 года. В обновленных ФГОС функциональная грамотность находит отражение в планируемых результатах. Кроме этого, упор сделан на финансовую грамотность, что должно отражаться на уроках математики, окружающего мира, обществознания.

Как еще, кроме PISA, отслеживают функциональную грамотность наших школьников? Через ВПР и экзаменационные работы.

Задания на проверку финансовой грамотности для школьников обычно моделируют ситуации с денежными операциями, банковскими вкладами, кредитными ставками и другими явлениями мира финансов. Компьютерная грамотность PISA пока не относит этот вид грамотности к важнейшим, однако ситуация с дистанционным обучением во время пандемии показала, что компьютерная грамотность для детей может понадобиться даже в начальной школе. Развивать компьютерную грамотность детей можно, используя вместе с учениками цифровые образовательные сервисы. Чтобы пользоваться такими сервисами, ребенку нужно овладеть базовыми навыками работы в интернете: поиск необходимого сайта, заведение e-mail, ввод логина и пароля.

Основные компоненты компьютерной грамотности для детей: 1. Знание возможностей компьютера: поиск информации, рисование, вычисление и т. Знание основных понятий: данные, информация, алгоритм и т. Навыки работы с мышью и клавиатурой 4. Умение пользоваться поисковыми системами 5. Знание о том, как обеспечить безопасность в интернете: пароли, антивирусы, размещение личных данных Функциональная грамотность в России По уровню функциональной грамотности российские дети находятся на среднем уровне среди стран ОЭСР Организация экономического сотрудничества и развития.

Тестирование PISA по функциональной грамотности проводится каждые три года, и в последний раз, в 2018 году, результаты школьников из РФ снизились — особенно это коснулось читательской грамотности. Эксперты связывают это с тем, что страна достигла «зоны комфорта» по этому показателю. При этом среди приоритетов национального развития РФ до 2024 года — вхождение в число 10 ведущих стран по качеству общего образования, поэтому формирование функциональной грамотности особенно важно. Подходы современных учителей Кажется, будто функциональной грамотности и мягким навыкам сложно обучить в школе. Однако это не так: учителя, уже включившиеся в процесс, считают, что интереснее становится не только детям, но и им самим. Об уникальном опыте формирования читательской грамотности и других видов функциональной грамотности учителей из разных уголков России можно прочитать в статье «Как развивать функциональную грамотность школьников: разбираем на примерах».

В формировании математической грамотности поможет статья «Как заинтересовать подростков математикой? Для формирования функциональной грамотности можно использовать цифровые инструменты.

Поэтому встает необходимость развивающего обучения, в осуществлении которого помогают предметно-развивающая среда. Предметно-развивающая среда - это специальное оборудование для обучения и развития школьников. Использование компьютерных технологий позволяет учителю индивидуализировать обучение, развивать познавательную и мотивационную сферу младших школьников с ОВЗ, повысить качество обучения. Легооборудование «Лего» - педагогика — одна из известных и распространенных сегодня педагогических систем, использующая трехмерные модели реального мира и предметно-игровую среду обучения и развития ребенка. Песочный стол Dusyma Среди первоклассников c ОВЗ отмечается группа ребят с низким уровнем развития мелкой моторики, графо-моторных навыков. Этим детям сложно соотносить образ буквы с её написанием, работать в матричной сетке и рабочей строке «Прописи».

Поэтому необходим некий «посредник» между предъявляемым учителем образцом буквы и её написанием в «Прописи». Таким посредником выступает стол с песком. Песок является прекрасным сенсорным материалом, раздражающий рецепторы подушечек пальцев, сигнал от которых поступает в моторные зоны коры головного мозга. Тем самым развивается мелкая моторика, графо-моторная функция, зрительно-моторная координация, ориентирование на плоскости. У детей с ОВЗ ведущей деятельностью долгое время остается игровая, поэтому на уроках целесообразно применять задания игрового плана. С учетом быстрой утомляемости детей с ОВЗ каждые 10-20 минут необходимо менять вид учебной деятельности. Коме основных методов и приемов работы на уроке для детей с ОВЗ целесообразно использовать активные методы обучения — это методы, побуждающие учащихся к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом. Активное обучение предполагает использование такой системы методов, которая направлена на овладение учащимися знаниями и умениями в процессе активной мыслительной и практической деятельности.

Активные методы обучения — очень гибкие методы, многие из них можно использовать с разными возрастными группами и в разных условиях и на различных этапах урока занятия. К таким методам относят: Приветствия что способствует позитивному настрою на урок Установка создание ситуации успеха Минутки создания хорошего настроения метод «Пометки на полях» Пометки должны быть следующие: Знаком «галочка» v отмечается в тексте информация, которая уже известна ученику. Он ранее с ней познакомился.

Задания, позволяющие сформировать опыт рассуждения при решении нестандартных задач — жизненных ситуаций. В этих заданиях ученику может быть предложено найти способы установления каких-то фактов, определения измерения физической величины, проверки гипотез; наметить план исследования предлагаемой проблемы.

При изучении темы в 3 классе «Разнообразие веществ» мы знакомились с таким веществом, как крахмал. Перед детьми был поставлен вопрос: как узнать, есть ли в определенных продуктах крахмал? В ходе работы с учебником и практической работы дети пришли к знанию, что определить крахмал можно с помощью йода. СЛАЙД Задания «Попробуй объяснить» соответствуют группе заданий, которые формируют умения объяснять и описывать явления, прогнозировать изменения или ход процессов. Приведу пример.

Некоторые растения защищаются острыми шипами, жгучими волосками, горьким вкусом.

Организация работы педагогического коллектива по формированию функциональной грамотности

В статье рассматривается алгоритм организации работы педагогического коллектива по внедрению в учебный процесс заданий по формированию функциональной грамотности обучающихся 5-9 классов. Педсовет – практикум «Функциональная грамотность. это определенный уровень знаний, умений и навыков, обеспечивающих нормальное функционирование личности в системе социальных отношений, т.е. её смысл состоит в приближении образовательной деятельности к жизни. Функциональная грамотность сегодня стала важнейшим индикатором общественного благополучия, а функциональная грамотность школьников – важным. Функциональная грамотность – способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней. Цель педагогического совета: рассмотреть понятие «функциональная грамотность учителя» как основу совершенствования профессиональной.

Знания и жизнь: зачем учителю заниматься формированием функциональной грамотности школьников?

Повышение квалификации для работников образования Сценарий проведения педагогического совета по теме:«Развитие функциональной грамотности учащихся с применением эффективных педагогических технологий как путь повышения качества знаний».
Знания и жизнь: зачем учителю заниматься формированием функциональной грамотности школьников? Издательство «Просвещение» предлагает печатные пособия по формированию функциональной грамотности: Серия «Функциональная грамотность.
Как в феврале провести педсовет на тему функциональной грамотности детей. Готовый сценарий Тема Функциональная грамотность учителя – основа развития функциональной грамотности ученика Актуальность: Преобразования, характеризующие.
Как в феврале провести педсовет на тему функциональной грамотности детей. Готовый сценарий Функциональная грамотность как цель, ценность и результат образования.

Педагогический совет.

Машерова, 33 Управление по образованию администрации Ленинского района г. Бреста имени В. Хована" Педсовет «Формирование функциональной грамотности учащихся как условие повышения качества образования» 11. С основным докладом выступила заместитель директора по УР Красько О. На Педсовете более подробно рассмотрели основные виды функциональной грамотности: читательскую грамотность, математическую грамотность, естественно-научную грамотность, компьютерную грамотность, экологическую грамотность, технологическую грамотность, грамотность в вопросах здоровья, социально-коммуникативную компетентность. Заместитель директора по учебной работе Левончук Валерий Сергеевич в своём выступлении рассказал об организационно-педагогических условиях формирования естественно-научной грамотности и привёл примеры заданий, составленных с учётом возрастных особенностей учащихся, отметил, что в целях получения дополнительной информации выявления заинтересованных учащихся педагогам очень важно в своей работе использовать контекстные данные, поэтому с учащимися нашей школы 9-11 кл.

Наша задача — научиться ставить сильное мышление. Психологи различают два типа мышления — конвергентное закрытое, нетворческое , дивергентное открытое, творческое Первый тип личности с преобладанием конвергентного мышления называют «интеллектуальным», второй тип «креативным». Интеллектуал готов решать задачи, даже весьма сложные, но уже кем-то до него поставленные имеющие технологии решения — так называемые закрытые задачи. Креатив способен сам видеть и ставить задачи, стремиться выйти за рамки узко поставленного условия, на самом деле человек обладает как интеллектуальными, так и креативными способностями, но в различной степени по мере взросления креативное мышление «затухает», Подавляющее большинство старшеклассников и студентов конформны, боятся самостоятельности, тяготеют не к оригинальной мысли, а к разложенной по полочкам информации, неопределенность условий и вариативность решений их пугает. Не надо в очередной раз обвинять школу. Богатырей не выращивают на постном винегрете. Творческое, открытое мышление не развивается на закрытых задачах. Поэтому сейчас школу, а также организации образования обязуют повернуться лицом к так называемой функциональной грамотности. Уже сейчас мы видим, как меняются задания ВОУД и ЕНТ, а именно на этих тестированиях активно применяются задания на проверку функциональной грамотности. Что можно рекомендовать для развития функциональной грамотности, какие приемы само и взаимообучения? Поэтому их разработка ложится на плечи учителя. Конечно, можно адаптировать тексты заданий ПИЗА. Но, честно говоря, их использование на предметном уроке затруднено. Поэтому лучше такие задания проводить либо в качестве разминки, либо на классных часах. Тем более, что многие тексты социальны, интересны и поучительны. Поэтому разработку классных часов с использованием заданий на функциональную грамотность — творческих задач, считаю перспективным направлением. Виды творческих задач: изобретательская задача, исследовательская задача, конструкторская задача, прогнозная задача, задача с достраиваемым условием. Главные требования к творческим задачам:1. Например, задача про Змея Горыныча. Но дети подняли такой крик и визг, что Горыныч потерял сон и покой, а главное — аппетит. Тогда решил он обхитрить детей. Мол, принесете мне ведро воды из ручья, тогда и отпущу. Но одно условие — воду принести без посуды. Да как же условие Горыныча выполнить — пригорюнились дети. А что бы посоветовал им ты? Для этого использую релейные или как их сейчас называют — квазиконтрольные работы. Раньше их называли «задания массивом». То есть ученикам предлагается множество заданий или задач, решить которые он может по своему выбору. Из них составляется итоговая контрольная работа: чем больше задач решил ученик, тем больше вероятность успешного решения им контрольной работы.

Они должны коротко осветить теоретический аспект и предложить коллегам практические задания. Для этого заранее соберите у педагогов необходимую информацию и ограничьте количество слайдов на каждый доклад. Например, не более 5 слайдов. Проанализировать методы и приемы в работе На педсовете проанализируйте, как педагоги формируют у детей предпосылки функциональной грамотности. Расскажите, какие у них есть достижения и проблемы.

Читательская грамотность - способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни. Естественнонаучная грамотность - способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественно-научными идеями: научно объяснять явления; понимать особенности естественно-научного исследования; интерпретировать данные и использовать научные доказательства. Математическая грамотность - способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах: применять математические рассуждения; использовать математические понятия и инструменты. Финансовая грамотность - знание и понимание финансовых понятий, рисков, а также навыки, мотивация и уверенное применение таких знаний для принятия эффективных решений, направленное на улучшение финансового благосостояния человека и общества, обеспечивающее участие в экономической жизни.

Презентация к выступлению на педсовете "Функциональная грамотность"

Основные виды математической функциональной грамотности: это способность учащихся: - распознавать проблемы, возникающие в окружающей действительности и которые можно решить средствами математики; - формулировать эти проблемы на языке математики; - решать эти проблемы, используя математические факты и методы; -интерпретировать полученные результаты с учетом поставленной проблемы; - формулировать и записывать результаты решения. Естественнонаучная грамотность-это способность человека осваивать и использовать естественнонаучные знания для распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения естественнонаучных явлений и формулирования основанных на научных доказательствах выводов в связи с естественнонаучной проблематикой. Базовым навыком функциональной грамотности младших школьников считается именно читательская грамотность. Это умение человека понимать и использовать письменные тексты, анализировать, изучать их для решения своих жизненных задач. Те сведения, которые читатель получает из текста, должны расширять его знания и возможности в жизни. Этапы работы с текстом в начальной школе 1 класс. Учитель обучает детей читать и понимать смысл прочитанного текста. Учитель обучает детей работать с текстом - пересказывать, делить на части, составлять план, выделять опорные слова, определять героев, давать характеристику их личностям и поступкам.

Учитель обучает детей находить информацию, давать собственную оценку прочитанному, выделять главную и второстепенную мысль в тексте, сопоставлять свои убеждения с жизненными позициями персонажей, прогнозировать содержание, самостоятельно формулировать вопросы, сравнивать тексты разных жанров с похожим содержанием.

В свое время это было, наверное, оправданно. Только с 60-х годов вверх пошла другая кривая — нерутинные когнитивные операции, то есть умение решать проблемы, не имея готовых шаблонов. Исследования в этой области проводятся ОЭСР с 2000 года. Пока результаты Казахстана неутешительны, несмотря даже на то, что тестирование PISA 2012 года показало лучшие результаты, чем 2009 года, все равно положение школьников Казахстана в этом направлении в 5 десятке из 70 государств.

Дефициты умений по результатам PISA. Одна из основных причин невысокого результата международных исследований — неумение учащихся работать с предлагаемой информацией: сопоставлять разрозненные фрагменты, соотносить общее содержание с его конкретизацией, целенаправленно искать недостающую информацию и т. Применение сформированных у школьников предметных умений затруднено тем, что, решая задачи, наши учащиеся некритически воспроизводят привычные, стереотипные способы действий. Сталкиваясь с заданиями типа PISA, школьники, не анализируя самостоятельно всю описанную ситуацию, воспроизводят сложившиеся связи: литературный текст — общие рассуждения, математический — точное, детальное решение. Социализация, а точнее ее отсутствие на уроках, где установился только один вид взаимодействий — учитель- ученик.

На сегодняшний день главными функциональными качествами личности являются инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни. Все данные функциональные навыки формируются в условиях школы. Важными показателями являются также ключевые компетенции. К ним относятся:- компетентность разрешения проблем;- информационная компетентность;- коммуникативная компетентность. Боксеру ставят удар, певцу — голос.

Наша задача — научиться ставить сильное мышление. Психологи различают два типа мышления — конвергентное закрытое, нетворческое , дивергентное открытое, творческое Первый тип личности с преобладанием конвергентного мышления называют «интеллектуальным», второй тип «креативным». Интеллектуал готов решать задачи, даже весьма сложные, но уже кем-то до него поставленные имеющие технологии решения — так называемые закрытые задачи. Креатив способен сам видеть и ставить задачи, стремиться выйти за рамки узко поставленного условия, на самом деле человек обладает как интеллектуальными, так и креативными способностями, но в различной степени по мере взросления креативное мышление «затухает», Подавляющее большинство старшеклассников и студентов конформны, боятся самостоятельности, тяготеют не к оригинальной мысли, а к разложенной по полочкам информации, неопределенность условий и вариативность решений их пугает. Не надо в очередной раз обвинять школу.

Богатырей не выращивают на постном винегрете. Творческое, открытое мышление не развивается на закрытых задачах. Поэтому сейчас школу, а также организации образования обязуют повернуться лицом к так называемой функциональной грамотности. Уже сейчас мы видим, как меняются задания ВОУД и ЕНТ, а именно на этих тестированиях активно применяются задания на проверку функциональной грамотности. Что можно рекомендовать для развития функциональной грамотности, какие приемы само и взаимообучения?

Поэтому их разработка ложится на плечи учителя. Конечно, можно адаптировать тексты заданий ПИЗА. Но, честно говоря, их использование на предметном уроке затруднено. Поэтому лучше такие задания проводить либо в качестве разминки, либо на классных часах. Тем более, что многие тексты социальны, интересны и поучительны.

Понимать и оценивать различные точки зрения, успешно и уважительно взаимодействовать с другими , действовать ответственно в различных случаях. Наш мир постоянно меняется, он становится нестабильным, неопределенным, сложным. Мы же должны научить детей сделать его изменяемым, перспективным, ясным, готовым к инновациям.

Овладение глобальными компетенциями поможет применять вне рамок школы и школьные знания, и логику, и здравый смысл, и собственный жизненный опыт. Креативное мышление Функционально грамотный человек — это человек способный использовать постоянно преобретаемый в течение жизни знания, умения и навыки для решения широкого диапазона задач в различных сферах деятельности. Креативное мышление является одним из составляющих функциональной грамотности , а также важнейшим навыком 21 века.

Различают большую креативность и малую креативность Под большой понимают генерирование новых глобальных значимых идей, а под малой креативностью понимают способность решать ежедневные задачи, проблемы, с которыми сталкивается человек. Креативное мышление развивается при помощи различных заданий. Например, придумайте варианты совместного полезного использования приведенных предметов цветы, стол, шахта, кирпич Или дайте определение карандашу.

Также креаттивность можно развивать создавая такие условия для ребенка, которые будут поддерживать его творчество, фантазию. Помогать в его начинаниях, интересах. Как же можно формировать функциональную грамотность?

Основным помощником является критическое мышление. Нужно ставить под сомнение факты, которые либо не проверены официальными источниками или данными, либо нужно обращать внимание на конкретность цифр и суждений. Необходимо ответить себе на вопросы: точна ли увиденная или услышанная информация, есть ли у нее обоснования, какой главный её посыл.

Можно также решать логические задачки, тренироваться понимать главную мысль текста или сообщения. Полезно научиться формулировать ее в одном предложении таким образом, что будет ясна суть. Важным условием является расширение знаний о мире, чтение книг и журналов, изучение различных экспертных точек зрения, можно периодически проверять свои знания, участвовать в географических диктантах, тотальных диктантах по русскому языку.

Всему этому мешают наши односложные сообщения в мессенджерах, которые не позволяют полноценно мыслить и осмысливать. Функциональная граотность позволяет применять имеющиеся знания на практике, решать сложные жизненные задачи, Она основывается на реальной грамотности людей, и широте их знаний о мире, помогает мыслить независимо от массовой культуры. Давайте вместе поможем детям в увлекательном поиске разумных решений жизненных задач и ситуаций.

Математическая грамотность — способность определять и понимать роль математики, высказывать хорошо обоснованные математические суждения и находить необходимые математические инструменты для решения современных повседневных задач и научных проблем. Математика лежит в основе критического мышления, а критическое мышление — один из важнейших навыков XXI века, который необходим, чтобы не утонуть в море ненужной информации, объективно ее анализировать и обобщать, эффективно решать задачи, не позволять манипулировать своим мнением и решениями, не стать жертвой непроверенных фактов и сомнительной статистики. Что же можно сделать родителям, чтобы помочь ребенку справиться с боязнью математики?

Профессиональные математики советуют для начала постараться поверить в себя. Наверняка вы с легкостью выбираете лучшее из скидочных предложений в магазине, рассчитываете время на дорогу до офиса с учетом пробок или критически воспринимаете данные социальных опросов, а значит, успешно применяете математику в жизни и можете помочь с ней ребенку. Если ваш ребенок лучше усваивает информацию визуально, можно перейти на сайт «Математические этюды».

Здесь вы найдете интерактивные визуализации и миниатюры к известным математическим правилам и задачкам. Попробуйте разобраться в них вместе, например рассчитать, какой путь от станции метро «Маяковская» до станции «Курская» короче: по Садовому кольцу или через Красную площадь? Скучно точно не будет!

Проще всего начать осваивать информационную грамотность с интернета, ведь это самая динамичная и активно развивающаяся информационная среда. Постарайтесь показать ребёнку, что интернет — это не только место для развлечения и общения, но и это удобный инструмент для увлекательного освоения нового! Лучший способ научить чему-то ребенка — сделать это вместе с ним.

Предложите устроить семейные «интернет-курсы»: постарайтесь поговорить о ключевых вопросах по каждому из навыков, вместе изучить материалы по ссылкам, опробовать их в деле и поделиться впечатлениями. В современном мире складывается уникальная ситуация: сегодняшние дети узнают о новых информационных технологиях и начинают пользоваться ими гораздо раньше взрослых по данным Фонда развития интернета, в 2013 году каждый пятый опрошенный взрослый признался, что его научили пользоваться интернетом собственные дети. Однако уровень цифровой компетенции и взрослых, и подростков в России не так высок.

Большинство детей отлично разбираются в играх и приложениях, они смотрят ролики на YouTube, рисуют в Paint, редактируют фотографии и видео в редакторах. Подростки осваивают цифровые технологии своими силами и гордятся, считая себя уверенными пользователями. Они уверены, что знают не меньше, чем друзья, зато больше, чем родители, — отсюда возникает ложное ощущение, что подросток знает и умеет в интернете «все» и ему незачем учиться чему-то еще.

Типы задач: Предметные задачи: в условии описывается предметная ситуация, для решения которой требуется установление и использование знаний конкретного учебного предмета, изучаемых на разных этапах и в разных его разделах; в ходе анализа условия необходимо «считать информацию», представленную в разных формах, сконструировать способ решения. Межпредметные задачи: в условии описана ситуация на языке одной из предметных областей с явным или неявным использованием языка другой предметной области. Для решения нужно применять знания из соответствующих областей; требуется исследование условия с точки зрения выделенных предметных областей, а также поиск недостающих данных, причем решение и ответ могут зависеть от исходных данных, выбранных найденных самими обучающимися.

Практико-ориентированные задачи: в условии описана такая ситуация, с которой подросток встречается в повседневной своей жизненной практике. Для решения задачи нужно мобилизовать не только теоретические знания из конкретной или разных предметных областей, но и применить знания, приобретенные из повседневного опыта самого обучающегося. Данные в задаче должны быть взяты из реальной действительности.

Ситуационные задачи: не связаны с непосредственным повседневным опытом обучающегося, но они помогают обучающимся увидеть и понять, как и где могут быть полезны ему в будущем знания из различных предметных областей. Решение ситуационных задач стимулирует развитие познавательной мотивации обучающихся, формируют способы переноса знания в широкий социально-культурный контекст. Развитие логического мышления школьников основывается на решении нестандартных задач на уроках математики, которые требуют повышенного внимания к анализу условия и построения цепочки взаимосвязанных логических рассуждений.

Они позволяют рассматривать объект с разных точек зрения, учат анализу, синтезу, оценочным суждениям, воспитывают внимание, способствуют развитию познавательного интереса и активности учащихся. Задания предполагают повысить у учащихся мотивацию к изучению предмета, развить аналитико-синтетические способности, сообразительность, математическую речь, гибкость ума. Для реализации формирования функциональной грамотности в обучении необходимо: -регулярно задавать ученикам вопросы: «Где в жизни вам пригодятся эти знания и умения?

Задания по формированию функциональной грамотности на уроках математики Читательская грамотность: Базовым навыком функциональной грамотности является читательская грамотость. Умение работать с информацией читать, прежде всего становится обязательным условием успешности. Важно работать на уроках с текстами разной природы: со сплошными текстами напрмер, упражнения, задачи и с несплошными текстами в табличной форме, в виде диаграмм, графиков, схем, планов, с кодовыми обозначениями и другие.

Эта работа очень важна не только для итоговой аттестации, но и для жизни. В своей работе использую различные приемы и методы подготовки к уроку. Наиболее широкое применение получила технология развития критического мышления, включающая в себя основы смыслового чтения.

Педсовет по теме: «Функциональная грамотность и ее место в учебно-воспитательном процессе"

Что можно рекомендовать для развития функциональной грамотности, какие приемы само и взаимообучения? Поэтому их разработка ложится на плечи учителя. Конечно, можно адаптировать тексты заданий ПИЗА. Но, честно говоря, их использование на предметном уроке затруднено. Поэтому лучше такие задания проводить либо в качестве разминки, либо на классных часах. Тем более, что многие тексты социальны, интересны и поучительны. Поэтому разработку классных часов с использованием заданий на функциональную грамотность — творческих задач, считаю перспективным направлением. Виды творческих задач: изобретательская задача, исследовательская задача, конструкторская задача, прогнозная задача, задача с достраиваемым условием. Главные требования к творческим задачам:1. Например, задача про Змея Горыныча.

Но дети подняли такой крик и визг, что Горыныч потерял сон и покой, а главное — аппетит. Тогда решил он обхитрить детей. Мол, принесете мне ведро воды из ручья, тогда и отпущу. Но одно условие — воду принести без посуды. Да как же условие Горыныча выполнить — пригорюнились дети. А что бы посоветовал им ты? Для этого использую релейные или как их сейчас называют — квазиконтрольные работы. Раньше их называли «задания массивом». То есть ученикам предлагается множество заданий или задач, решить которые он может по своему выбору.

Из них составляется итоговая контрольная работа: чем больше задач решил ученик, тем больше вероятность успешного решения им контрольной работы. Ученики уже привыкли к комментариям учителя и если в начальной школе это действует как поощрение, то в среднем и старшем звене оценивание учителем, особенно творческих, развивающих заданий не несет ценности для ребенка, и не способствует его развитию. Здесь помогает оценивание по критериям работы на основе взаимооценивания. Анкетирование учащихся показало, что ученики с удовольствием решают именно такие задания. Какие задания тебе интересно делать на уроке? Что для тебя важно при выполнении заданий? Интересно ли тебе выполнять задания на бланках? Основные признаки функционально грамотной личности: это человек самостоятельный, познающий и умеющий жить среди людей, обладающий определёнными качествами, ключевыми компетенциями. Компонентами функциональной грамотности являются: знания сведений, правил, принципов; усвоение общих понятий и умений, составляющих познавательную основу решения стандартных задач в различных сферах жизнедеятельности; умения адаптироваться к изменяющемуся миру; решать конфликты, работать с информацией; вести деловую переписку; применять правила личной безопасности в жизни; готовность ориентироваться в ценностях и нормах современного мира; принимать особенности жизни для удовлетворения своих жизненных запросов; повышать уровень образования на основе осознанного выбора.

Каждая образовательная область участвует в развитии всех видов функциональной грамотности: грамотность в чтении и письме, грамотность в естественных науках, математическая грамотность, компьютерная грамотность, грамотность в вопросах семейной жизни, грамотность в вопросах здоровья, юридическая грамотность.

Асият Магомедовна, зам. Подводя итоги, участники педсовета подчеркнули, что основная задача современного образования — научить детей действовать эффективно, уметь отличать правду от лжи, делать взвешенные выводы и принимать обдуманные решения, создать условия, чтобы по окончании школы выпускник мог мыслить самостоятельно. Просмотров всего: , сегодня:.

В ходе работы с учебником и практической работы дети пришли к знанию, что определить крахмал можно с помощью йода. СЛАЙД Задания «Попробуй объяснить» соответствуют группе заданий, которые формируют умения объяснять и описывать явления, прогнозировать изменения или ход процессов. Приведу пример. Некоторые растения защищаются острыми шипами, жгучими волосками, горьким вкусом. Найди эти растения на рисунке и обозначь соответствующими номерами. А как защищаются животные? Рассмотри рисунки и попробуй объяснить самостоятельно. Эти данные могут быть представлены в виде рисунков, графиков, схем, диаграмм или словесного описания.

Педсовет «Функциональная грамотность как цель и результат современного образования» 01. Педсовет открыл директор гимназии Магомед Сайпулаевич. Он отметил, что без понимания методики работы с информацией в принципе не будет формироваться никакая другая грамотность.

Функциональная грамотность школьников: что это и как ее развивать

Функциональная грамотность как цель, ценность и результат образования. Функциональная грамотность – способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней. Актуальность темы определила в своем выступлении заместитель директора Епишиной Е.П. Педагоги школы поделились опытом работы в направлении формирования функциональной грамотности в рамках преподавания различных предметов. «Функциональная грамотность — способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для. Тема сегодняшнего педагогического совета: «Технологические основы формирования функциональной грамотности обучающихся». Функциональная грамотность сегодня стала важнейшим индикатором общественного благополучия, а функциональная грамотность школьников.

доклад на пед совет. Доклад (выступление на педсовете)

Тема функциональной грамотности актуальная и сложная для педагогов, поэтому подготовьтесь к педсовету заранее. Спланируйте ваше выступление и определите ответственных педагогов, которые будут «хозяевами островов». Тема сегодняшнего педагогического совета: «Технологические основы формирования функциональной грамотности обучающихся». Педагогический совет на тему: «Проблемы неуспеваемости учащихся и перспективы работы с ними». Слайд 5 Тема нашего педсовета «Функциональная грамотность обучающихся: организационные и технологические подходы по еѐ формированию». Тема сегодняшнего педагогического совета: «Технологические основы формирования функциональной грамотности обучающихся». Почему понятие функциональной грамотности стало актуальным для современной школы? Цель педагогического совета: рассмотреть понятие «функциональная грамотность учителя» как основу совершенствования профессиональной.

Презентация к выступлению на педсовете "Функциональная грамотность"

Но, честно говоря, их использование на предметном уроке затруднено. Поэтому лучше такие задания проводить либо в качестве разминки, либо на классных часах. Тем более, что многие тексты социальны, интересны и поучительны. Поэтому разработку классных часов с использованием заданий на функциональную грамотность — творческих задач, считаю перспективным направлением. Виды творческих задач: изобретательская задача, исследовательская задача, конструкторская задача, прогнозная задача, задача с достраиваемым условием. Главные требования к творческим задачам:1.

Например, задача про Змея Горыныча. Но дети подняли такой крик и визг, что Горыныч потерял сон и покой, а главное — аппетит. Тогда решил он обхитрить детей. Мол, принесете мне ведро воды из ручья, тогда и отпущу. Но одно условие — воду принести без посуды.

Да как же условие Горыныча выполнить — пригорюнились дети. А что бы посоветовал им ты? Для этого использую релейные или как их сейчас называют — квазиконтрольные работы. Раньше их называли «задания массивом». То есть ученикам предлагается множество заданий или задач, решить которые он может по своему выбору.

Из них составляется итоговая контрольная работа: чем больше задач решил ученик, тем больше вероятность успешного решения им контрольной работы. Ученики уже привыкли к комментариям учителя и если в начальной школе это действует как поощрение, то в среднем и старшем звене оценивание учителем, особенно творческих, развивающих заданий не несет ценности для ребенка, и не способствует его развитию. Здесь помогает оценивание по критериям работы на основе взаимооценивания. Анкетирование учащихся показало, что ученики с удовольствием решают именно такие задания. Какие задания тебе интересно делать на уроке?

Что для тебя важно при выполнении заданий? Интересно ли тебе выполнять задания на бланках? Основные признаки функционально грамотной личности: это человек самостоятельный, познающий и умеющий жить среди людей, обладающий определёнными качествами, ключевыми компетенциями. Компонентами функциональной грамотности являются: знания сведений, правил, принципов; усвоение общих понятий и умений, составляющих познавательную основу решения стандартных задач в различных сферах жизнедеятельности; умения адаптироваться к изменяющемуся миру; решать конфликты, работать с информацией; вести деловую переписку; применять правила личной безопасности в жизни; готовность ориентироваться в ценностях и нормах современного мира; принимать особенности жизни для удовлетворения своих жизненных запросов; повышать уровень образования на основе осознанного выбора. Каждая образовательная область участвует в развитии всех видов функциональной грамотности: грамотность в чтении и письме, грамотность в естественных науках, математическая грамотность, компьютерная грамотность, грамотность в вопросах семейной жизни, грамотность в вопросах здоровья, юридическая грамотность.

Для того чтобы обеспечить формирование функциональной грамотности школьников нам учителям необходимо применять специальные активные, развивающие образовательные технологии, такие как: проблемно-диалогическая технология освоения новых знаний, позволяющая формировать организационные, интеллектуальные и другие умения, в том числе умение самостоятельно осуществлять деятельность учения; технология формирования типа правильной читательской деятельности, создающая условия для развития важнейших коммуникативных умений; технология проектной деятельности, обеспечивающая условия для формирования организационных, интеллектуальных, коммуникативных и оценочных умений подготовка различных плакатов, памяток, моделей, организация и проведение выставок, викторин, конкурсов, спектаклей, мини-исследований, предусматривающих обязательную презентацию полученных результатов, и др. Методы проблемного обучения можно применять на уроках, создавая проблемную ситуацию на любом его этапе. При формировании функциональной грамотности важно помнить, что концепция функциональной грамотности основывается на одном из наиболее известных международных оценочных исследований — «Международная программа оценки учебных достижений 15-летних учащихся PISA », которая оценивает способности подростков использовать знания, умения и навыки, приобретенные в школе для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, а также в межличностном общении и социальных отношениях, и TIMSS оценка математической и естественнонаучной грамотности учащихся 4 и 8-х классов.

Мы должны вооружить таким опытом начинающего читателя, которому в жизни потребуется умение одновременно работать с разными источниками информации, анализировать разные виды и объёмы текста, графические компоненты, ставить точные вопросы, выстраивать и удерживать в сознании логические цепочки. Не менее важно сегодня устанавливать надёжность предлагаемой информации, выявлять и оценивать противоречия. И, конечно, нельзя рассчитывать на успешную самореализацию профессионалу, который не умеет строить аргументированные развёрнутые высказывания. Примеры формирования функциональной грамотности В вопросе формирования функциональной грамотности можно выделить, по крайней мере, два направления. Первое направление — это ежедневная работа учителя в рамках учебного процесса. В Федеральных государственных образовательных стандартах общего образования читательская грамотность или смысловое чтение — важнейший метапредметный результат обучения метапредметный — так как формируется при изучении различных предметных областей.

Таким образом, процесс формирования функциональной грамотности не может быть набором отдельных уроков или набором отдельных заданий, этот процесс логично и системно должен быть «вшит» в учебную программу как обязательная составляющая. Читательская грамотность формируется на всех предметах, где дети читают текст. Грамотность чтения - степень способности к осмыслению письменных текстов и рефлексии на них, к использованию их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей, для активного участия в жизни общества. Оценивается не техника чтения и буквальное понимание текста, а понимание и рефлексия на текст, использование прочитанного для различных целей. О приемах смыслового чтения расскажет Манеева Н. С особенностями работы и приемами формирования математической грамотности нас познакомит учитель математики и информатики Галайко Е. Начинать формирование функциональной грамотности в 5 классе уже поздно, необходимо это делать уже в начальной школе. О перспективах внедрения ФГ в начальной школе расскажет учитель начальных классов Ляушина Ю. Современному учителю необходимо иметь возможность и шанс разобраться в принципах конструирования заданий, нужно уметь самостоятельно их составлять в зависимости от развиваемой компетенции, контекста, индивидуальных особенностей ученика и т.

Владение такими инструментами позволит готовому к переменам учителю выходить на новое качество образования. Своими находками поделится с вами учитель английского языка Долотон Г. Актуальность изучения вопросов финансовой грамотности заключается в формировании полезных привычек в сфере финансов, начиная с раннего возраста, это поможет избежать детям многих ошибок по мере взросления и приобретения финансовой самостоятельности, а также заложит основу финансовой безопасности и благополучия на протяжении жизни. Об этом расскажет учитель истории и обществознания Высоцкая Г. Вторым направлением формирования функциональной грамотности является дополнительное и предпрофессиональное образование для школьников.

Учитель обучает детей читать и понимать смысл прочитанного текста. Учитель обучает детей работать с текстом - пересказывать, делить на части, составлять план, выделять опорные слова, определять героев, давать характеристику их личностям и поступкам. Учитель обучает детей находить информацию, давать собственную оценку прочитанному, выделять главную и второстепенную мысль в тексте, сопоставлять свои убеждения с жизненными позициями персонажей, прогнозировать содержание, самостоятельно формулировать вопросы, сравнивать тексты разных жанров с похожим содержанием. Пособия для работы с текстом от издательства "Планета" Издательством "Планета" был выпущен ряд эффективных образовательных курсов для работы с текстом, которые можно успешно использовать с целью формирования читательской грамотности учащихся младших классов.

Серия "Чтение с увлечением" 2. Серия "Учусь работать с текстом" 3. Тренажеры по скорочтению 4. Читательские дневники В первую очередь данные программы направлены на формирование навыков смыслового чтения. Предлагаем более подробно рассмотреть некоторые задания из этих пособий.

Важно научиться читать между строк, уметь находить и извлекать важную и второстепенную информацию, замечать различные взаимосвязи и параллели.

Математическая грамотность Сформировать математическую грамотность поможет правильно заданный вопрос, связанный с практической жизнью. Задача об эффективности электромобиля. Дано: количество топлива, которое требуется при эксплуатации автомобиля с ДВС, количество энергии для подзарядки электромобиля, тариф на электроэнергию и стоимость одного литра бензина. В результате решения класс увидит, за сколько лет разница в затратах на содержание автомобиля с ДВС и электрокара достигнет стоимости последнего, то есть он полностью окупится. Ребенок с математической грамотностью способен использовать знания в различных контекстах, на основе математических данных прогнозировать явления, просчитывать фактическую выгоду и принимать взвешенные решения. Естественно-научная грамотность Здесь помогут задания на анализ и сравнение явлений природы, географических карт, процессов в окружающей среде.

Чтобы наработать компетенции в области естественных наук, важно грамотно интерпретировать научные данные, проводить практические исследования, объяснять явления природы и находить существующие доказательства. Анализ карты сейсмической активности поможет ответить на вопрос, в каком регионе будет комфортнее и безопаснее проживать. Можно предложить старшеклассникам рассчитать оптимальную этажность зданий, которые допустимо возводить в определенных сейсмических и геологических условиях. Ученик с естественно-научной грамотностью способен формировать мнение о явлениях и ситуациях, связанных с естественными процессами. Глобальные компетенции Еще один компонент функциональной грамотности — глобальные компетенции. Это способность ученика самостоятельно или в группе использовать знания для решения глобальных задач.

Ее развитию способствуют задания на нахождение причинно-следственных связей между явлениями, событиями и закономерными последствиями. Ученикам предлагают проанализировать ситуацию и ответить на вопросы в области демографии, экономики, экологии и других мировых проблем. Ребенок должен уметь управлять своим поведением, открыто воспринимать новую информацию, быть контактным и взаимодействовать в группе.

Повышение квалификации для работников образования

Материалы педагогического совета "Формирование функциональной грамотности обучающихся" Тема функциональной грамотности актуальная и сложная для педагогов, поэтому подготовьтесь к педсовету заранее. Спланируйте ваше выступление и определите ответственных педагогов, которые будут «хозяевами островов».
Знания и жизнь: зачем учителю заниматься формированием функциональной грамотности школьников? Тема моего выступления «Функциональная грамотность – современный вызов для образования».
Доклад по теме: "Работа учителя по развитию функциональной грамотности учащихся начальных классов" функциональной грамотности обучающихся на уроках русского языка и.
Доклад по теме: "Работа учителя по развитию функциональной грамотности учащихся начальных классов" Выступление на педсовете «Формирование функциональной грамотности у обучающихся с ОВЗ в соответствии с ФГОС».
Педсовет. Функциональная грамотность Функциональная грамотность в наиболее широком определении выступает как способ социальной ориентации личности, интегрирующий связь образования (в первую очередь общего) с многоплановой человеческой деятельностью.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий