Волжская булгария отправная точка маршрута

Вернёмся к Андрею Боголюбскому. Ведь именно благодаря ему Волжская Булгария сохранилась в церковных святцах. Именно в правление этого князя состоялось две войны с булгарами. В честь первой, в 1164 году и был учреждён праздник Первого Спаса. Во́лжская Булга́рия (Серебряная Булгария, Болгарское ханство, Булгарское ца́рство, Волжско-Камская Булгария (Болгария Волжско-Камская); тат. Идел буе Болгары, чуваш.

Волжская Булгария

Указанные события и факты были описаны в записках участника багдадского посольства на Волгу Ахмеда Ибн Фадлана. В 965, после падения Хазарского каганата, ранее вассальная ему Булгария стала полностью независимой, но и она стала жертвой восточного похода киевского князя Святослава Игоревича в те годы 964—969. В 985 Киевский князь Владимир в союзе с торками провёл военный поход на Булгарию и заключил с ней мирный договор: «Иде Володимиръ на Болъгары съ Добрынею, уемъ своимъ, в лодьяхъ, а торкы берегомъ приведе на конехъ. И приде Владимиръ къ Киеву». В 986 из Волжской Булгарии Киев посетило посольство с предложением принятия киевлянами во главе с князем Владимиром мусульманской веры от булгар. В 1006 году между Русью и Волжской Булгарией был заключен торговый договор: булгарские купцы могли свободно торговать на Волге и Оке, а купцы Руси — в Булгарии. В 1088 году камские булгары ненадолго захватили Муром.

В 1107 году волжские булгары осадили и взяли Суздаль. В 1120 году Юрий Долгорукий организовал военный поход на Волжскую Булгарию. Летом 1164 года Андрей Боголюбский вместе с муромским князем Юрием Владимировичем ходил на Булгарию: был захвачен город Бряхимов. В 1172 году Боголюбский ходил на камских булгар. В 1184 Всеволод Большое Гнездо и великий князь киевский Святослав Всеволодовичвоевали с волжскими булгарами. В 1186 Всеволод Большое Гнездо вновь посылал войска на камских булгар.

В 1217—1219 годах булгары захватили Унжу и Устюг. В ответ ростовские, суздальские и муромские полки под командованием брата владимирского князя Святослава Всеволодовичавзяли, разграбили и сожгли крупный город Ошель. В 1221 году в Городце между Владимирским княжеством и Волжской Булгарией было подписано перемирие на шесть лет, в 1229 годув Кореневе — ещё на шесть лет. Свежая информация купить ионизатор воды для дома на сайте. В 1223 году, после битвы на Калке, монгольские войска ушли на восток через земли волжских булгар и были наголову разбиты булгарскими войсками[12]. Это поражение вместе споражением при Перване в 1221 году являются исключениями на фоне успехов монгольской армии периода завоеваний вплоть до поражения при Айн-Джалуте в 1260 году.

В1229 году булгары и половцы были разбиты монголами у реки Яик Урал. В 1232 году монголы дошли уже до места впадения в Каму реки Жукоть. Наконец, в 1236 году монгольская армия во главе с Субэдэем разорила всю Волжско-Камскую Болгарию. Некоторые булгары бежали под защиту великого князя владимирского Юрия Всеволодовича. В 1239 годумонголы вторично вторглись в Волжскую Булгарию и завоевали её. В 1240 году, после двух восстаний подряд, территория Волжской Булгарии вошла в состав Золотой Орды, хотя ещё долго продолжались волнения в крае, и монголо-татарам не раз приходилось усмирять непокорных булгар.

По мнению М.

Построенный город стал базой русских войск при осаде Казани. В 1552 году Россия одержала победу, и «взяла» Казань… едем в Свияжск. На остров Свияжск можно попасть двумя путями: на автомобиле, насыпали дорогу, и по реке Волге, выбрали второе. Припарковав автомобиль у речного вокзала, пересаживаемся на теплоход и плывем на остров Свияжск. Еще несколько лет после взятия Казани Свияжск находился на военном положении, но постепенно стал духовным центром покорённых земель. По сути это первый русский город на среднем Поволжье. И единственный монастырь, который «дошёл до нас» таким, каким построили его во времена Ивана Грозного. Ну почти таким, во времена красного террора тут какое-то время был концлагерь, потом психбольница. А в этом храме находятся фрески времён царя Ивана Грозного: На острове новые дома возводят в одном стиле.

Разговорившись с местной жительницей, узнал, что если хочешь возвести дом на своей земле, то должен согласовать проект с министерством культуры. Обратно тем же путем по реке. Небольшие зарисовки с Волги: Подплывая к Казани, увидели на берегу непонятное строение, вроде храм и не храм, мечеть и не мечеть, решили съездить узнать, что это такое. Оказалось, что это сооружение называется Дом Всех Религий, правда, не достроено оно, но задумка впечатляет: На другой день посетили Раифский мужской монастырь, красивое, ухоженное место. Монастырь стоит у озера, можно взять лодку напрокат, поплавать и отдохнуть. Ещё одно осязаемое упоминание о болгарах сохранилось в городе Елабуга. Держим путь туда. Городу Елабуга около одной тысячи лет. Было триста, провели раскопки и вот, городу триста лет. Город был частью торгово-караванной дороги Волжской Болгарии.

Здесь находилась зимне-летняя переправа через Каму. В 12-м веке была сооружена мечеть с башнями, но от этой мечети осталась только одна башня. И то к 19-му веку башня рухнула, и её восстанавливал елабужский купец В. Шишкин, отец художника И. Памятник булгарскому эмиру Ибрагиму I бен Мухамаду. Возле городища открывается красивый вид на место, где река Тойма впадает в реку Кама, видны заливные луга. Ну очень красивые виды. Неподалеку от городища находился монастырь, но Екатерина вторая посчитала, что в России много церквей, и монастырь закрыли. В 19-м веке город процветал, жило много купцов, были и купцы-миллионеры.

Возле городища открывается красивый вид на место, где река Тойма впадает в реку Кама, видны заливные луга. Ну очень красивые виды. Неподалеку от городища находился монастырь, но Екатерина вторая посчитала, что в России много церквей, и монастырь закрыли. В 19-м веке город процветал, жило много купцов, были и купцы-миллионеры. Среди них была династия купцов миллионеров Стахеевы, которые поставляли хлеб в различные регионы страны, Англии, Франции, Бельгии, вот так вот, а нам говорили, что до большевиков «жизни» не было. На данный момент Елабуга — это хорошо сохранившийся купеческий город. В Спасском соборе поднялись на пятиярусную колокольню и осмотрели город с высоты. В Елабуге родился художник-живописец И. Знаменитые его работы были написаны в окрестных лесах национального парка «Нижняя Кама», по которым мы и прогулялись. За обедом в одном колоритном трактире…... Узнав, что мы ездили узнавать историю болгарского народа, он поведал следующее расскажу вкратце : «А вы знаете, что до революции татарские народы не называли себя татарами, они назвали себя именем той местности, в которой жили. Слово «Татары» пошло с временен Петра первого, им назывались все народы тюркского происхождения. В России мусульманам ограничивали свободу, после революции мусульмане, жившие в этих землях, решили объединиться, создать автономию Ивдель — Урал в составе России. Но спустя время большевики разгромили автономию и решили создать татарскую республику, и если я правильно запомнил год в 1920 году болгарский народ восстал против названия татары. Большевики подавили восстания, уничтожая деревни. А сейчас подумайте, почему народы Чуваши называются Чувашской республикой, Башкиры — Башкирской республикой, а Волжские Болгары стали называться — Татарской республикой?? Нашли вариант: монголо-татар, которые могут воссоздать Золотую Орду. И на месте Болгарских земель Ленин искусственно создал республику Татарстан, в самом названии которой было напоминание о том, что жители республики могут взбунтоваться и являются угрозой. Через несколько лет была перепись населения, по которой жители Татарской республики, около полутора миллионов, назвали себя болгарами. Большевикам это не понравилось, они организовали террор, стали переписывать историю, в которой значится, что народ Татарстана пришел откуда-то из Монголии. А народ здесь жил тысячу лет. Болгарами должны называться». Это был последний город данного путешествия. Я в очередной раз задумался, что есть у нас в стране исторические и природные достопримечательности, но очень уж на большом расстоянии они друг от друга находятся. А еще нужно знать историю своей страны, чтоб верить или не верить случайному разговору. На обратном долгом пути домой, анализируя увиденное и услышанное за эти дни, я начал осознавать именно осознавать, вроде слышал это либо читал, но пока не побываешь на этом месте, не увидишь всё своими глазами, не осознаешь как много событий происходило с одним и тем же местом за тысячу лет: пришел народ откуда-то с юго-востока, осел на этой части реки, жил, жил своей культурой. Затем пришли мусульманские проповедники, обратили их в мусульман, начался этап мусульманской культуры, строить стали мечети, минареты. Через сотни лет пришли язычники татаро-монголы, уничтожили эту культуру, ввели свою, потом они же приняли мусульманство, жили сотни лет с этой культурой, строили мечети.

Разве не признание это Городца главным городом Волгарии? Городецкие пряники выпекались на меду, на патоке и сахаре, сдабривались изюмом и другими пряностями. Городецкий пряник обладал высокими вкусовыми качествами. И был красив внешне. Отличительная особенность городецкого пряника состояла также в том, что он был печатный. Народные мастера затейливо вырезали доски своеобразное клише , на которых были фигурные очертания птиц, коней, шатровых башен в миниатюре, разные узоры и дарственные надписи. Пряники долго хранились и могли быть перевезены купцами в другие страны и продаваемы как лакомство болгарское волгарское. Городецкие мастера по выделке глиняной посуды были известны ещё в глубокой древности. В землянке на ул. Овражная найден сохранившийся каменный очаг с черепками глиняной посуды в ней. До сих пор жители этих мест помнят старых мастеров: Е. Мордвинова, А. Мордвинова и других, которые делали много узорчатой посуды с выдавленными рисунками, умели украсить изделия орнаментами, сделать, например, ручку у кувшина для кваса в виде перевитого жгута, дать поливу нарядными зелеными пятнами. Славилась расписной глиняной посудой деревня Репино, где гончары выделывали изделия тонко и изящно. Мастера олифили кувшины, покрывали их варёным маслом и по этому грунту наносили красочный узор. Традиции старых мастеров продолжают в настоящее время гончары деревень Смиркина и Шадрина. Даже глиняная посуда разукрашивалась затейливыми рисунками, что является явным признаком ориентирования мастеров на продажу своих изделий в другие земли. С незапамятных времен в Городце производились ковка и литьё. Изготовлялись якоря, топоры, колокольные языки и многие бытовые предметы. Ковка якорей и колокольных языков составляла значительный промысел Городца. Якоря делались весом от 80 фунтов до 80 пудов. В течение года выковывали изделия валовым весом до 20 тысяч пудов. Кузнечным производством в Городецком уезде к 1924 году занималось в Б. Песошнинской волости 30 дворов, в Бриляковской — 12, в Зиняковской — 30, в Смольковской — 26. В лесных местах Узолы, где речка приветливо и весело петляет между кустарников и травы, в соседстве с родиной Хохломы, стоят старинные деревни Жбанниково и Прокурино. С незапамятных времен здесь родилось редкое, самобытное и веселое искусство — изготовление игрушек-свистулек из глины. Деревня Жбанниково — своеобразное гнездо промысла. Она была известна далеко за пределами Нижегородской губернии своими мастерами—художниками. Прасковья Степановна вспоминает затейливого Лариона Трифоновича Потатуева, самобытного мастера жбанниковской дудки, передавшей в ней сказочность и доброту. Плели лапти, корзины, короба, было развито ткачество. О расположении столицы Берендеева царства в Городце косвенно свидетельствуют и факты, приведенные в «Книге Велеса». Дажень-яр, избранный царем русколан в IV-м веке нашей эры, и переехавший в связи с этим в столицу, находившуюся в то время на Кавказе, в районе современного Пятигорска, все военные походы на восток организовывал через столицу Берендеева царства, встречаясь при этом с Вольгой, иногда называемым царем, а иногда князем. Это видно из рассказов о войнах с гуннами на востоке, когда и на пути туда, и на пути обратно Дажень-яр обязательно посещал князя Вольгу. Это потому, что путь был один, и проходил он по Волге и Каме. Они оба были женаты на родных сестрах мордовского князя. Следует помнить, что в те времена жен было несколько, никаких ограничений не было, но дело не в этом, а в том, зачем было двум сильным царям, или князьям, родниться с мордовскими князьями? На мой взгляд, необходимость сразу у двух царей в древние времена названия «князь» и «царь» были равнозначны могла возникнуть лишь в одном случае — если им часто приходилось ездить через мордовские земли, в том числе с войском, и денег за проезд по чужой земле никаких бы не хватило. Посмотрев на карту, мы увидим, что на прямой, соединяющей Пятигорск и Нижний Новгород читай, Городец в прошлом , находятся земли мордвы. А походы на восток в любое время года можно было организовать лишь по реке Волге. Найти в степи достаточное количество воды и пищи для многотысячной армии было невозможно: достаточно лишь подсчитать, сколько требуется в день воды и пищи для коней и людей. А ведь в степи жили племена, и вся трава заранее была распределена между стойбищами, которые вели выпас по кругу. Любая потрава сразу же вызывала падеж скота и голод. На реке же проблема с водой не стояла, а рыбу могли покупать, а могли и сами вылавливать с помощью бредней пешие воины. Они же были гребцами. Да еще постоянно действующие ярмарки, да данники — все это позволяло водить армии на восток и держать под контролем огромные территории. Длительность переходов и места стоянок были определены за столетия пользования этим путем, и назывались они станами. По слову «Стан», сохранившемуся в современных названиях, можно определить все торговые и военные пути русколан. Подтверждение того, что веками связь с Кавказом осуществлялась именно через Нижний Новгород, мы находим в книге «Нижегородская старина» Дмитрия Смирнова, где, в частности, сказано: «Русские посольства на Кавказ, посылаемые в разные годы XVII века, обычно следовали через Нижний Новгород, о чем мы знаем из сохранившихся воеводских донесений Москве. Немало и ответных кавказских посольств появлялось в Нижнем, неизменно встречая радушное гостеприимство. Рассказами участников посольств пополняли нижегородцы свои скудные познания о жизни и быте народностей Кавказа». Дмитрий Смирнов. Нижегородская старина. Данный факт о дипломатической связи Москвы с Кавказом, осуществляемой через Нижний Новгород, до сих пор не получил должного освещения в исторической литературе. В высказанной же нами гипотезе еще до получения данного подтверждения в нынешнем 2016-м году такое положение дел подразумевалось. Здесь мы вступаем в некоторое противоречие с взглядами А. Асова на местонахождение Берендеева царства, но я убежден, что столица Берендеева царства находилась именно в Городце, селение же на месте будущего Нижнего Новгорода было основано действительно Дажень-яром в IV-м веке н. Ездил от Яр-града Нижнего Новгорода до Городца лишь Дажень-яр с малой дружиной, чтобы навестить Вольгу и договориться о необходимом количестве ладей. Можно предположить, что до прихода войска к князю берендеев заранее посылался вестник гонец. Вот вам и еще одна причина важности Городца на Волге: русские войска начинали свои походы на восток именно отсюда, и все племена, живущие на Волге, об этом знали. Флотом для переброски целой армии располагал лишь один город в Волго-Камском бассейне, и этим городом был Городец. Ничуть не удивлюсь, если Городец в древние времена, пока еще был молодым, назывался Новогородом. Тогда и выбранное название для возникшего ниже по Волге всего-то в 60 км Нижнего Новгорода было бы логичным. И расписные городецкие ладьи, издалека и с первого взгляда узнаваемые на Волге, Каме и Каспии, делались лишь здесь. Вообще, в русских землях было довольно много и Новгородов, и Городцов. Поэтому разобраться сейчас, о каком конкретно городе упоминали летописцы, довольно трудно. Поэтому высказанная гипотеза может служить лишь рабочей версией, не более. Напомню лишь в связи со сказанным, что ополчение Минина и Пожарского по спасению Руси от польских захватчиков в 1612 году созывалось снова здесь же, на Нижегородской и Городецкой земле и проходил через Ярославль, также относимый нами к Берендееву царству. Сбор войск для защиты земли русской от угрозы хоть с запада, хоть с востока, традиционно проводился в сердце Руси — там, где было сосредоточено большинство народных промыслов; там, где находился град Китеж; там, где базировался флот; там, где был «карман России», ее богатства и даже ее казна. До сих пор россияне по привычке называют Нижний Новгород бывшим «карманом России», связывая это название с существовавшей долгое время Нижегородской Ярмаркой. На самом деле, происхождение этого понятия более древнее. По свидетельству Велесовой книги, половина всех сокровищ Великой Русколани хранилась именно здесь, а другая половина — в горах Кавказа, в столице Русколани — Кияр-граде. И поверить этому можно, если признать, что место сбора войск со всех концов Руси находилось в районе Нижнего Новгорода, и казна была необходима для финансирования таких военных походов. Сам же Нижний Новгород был основан Дажень-яром по просьбе своей жены — мордовской княжны, в IV веке, и назывался он тогда просто Яр-градом, как бы и стоящий на высоком яру, и в то же время в честь основателя — Дажень-яра. В 1221 году же этот город был лишь передан Волжской Булгарией Руси, и переименован в связи с этим в Нижний Новгород. Мне кажется, сказанного вполне достаточно, чтобы историки свежим взглядом посмотрели на историю Волжской Булгарии со столицей в Городце, где родились и жили князь Вольга и его сын Волгар, а также на всю историю Руси в целом. Особое внимание я бы обратил на художественную ценность всего, что изготавливалось славянскими мастерами, вплоть до пряников. Это отличительная черта славянской культуры. Все эти факты совсем не сходятся с недобрыми по отношению к нашему народу материалами, публикуемыми европейскими учеными-историками. Они почему-то уверены, что славяне были диким народом, не знавшим ремесел, а если что-то мы и производили, так только переняв у них, норманцев и немцев. Так что ж тогда русскую матрешку немцы не придумали? А Ваньку-встаньку?

Великий Болгар в Татарстане

Тогда же булгары принимают новую религию-ислам, начинается строительство городов и крепостей. Возникновение булгарской народности. Волжская Булгария занимала большую территорию. Основные земли лежали в Западном Закамье, то есть на левобережье Волги к югу от Камы и до реки Шешма на востоке. Здесь находились такие политические и экономические центры государства, как Биляр, Болгар, Сувар, Джукетау и другие крупные города. Самым густонаселенным районом являлся бассейн Малого Черем-шана с Биляром Великим городом в центре. Булгары проживали и на правобережье Волги, особенно в бассейне Свияги, где возникли десятки городских и сельских поселений. На этих землях находился главный политический центр предволжской территории Булгарии город Ошель. Предкамская территория государства, то есть земли, лежащие к северу от Камы, была заселена относительно слабо.

Территория Волжской Булгарии выходила далеко за пределы современного Татарстана. Многочисленные булгарские поселения обнаружены археологами в Ульяновской, Самарской, Пензенской областях. Отдельные памятники известны также в Пермском Приуралье. По данным письменных источников, в этом районе располагалась страна Вису земля Чулыманская , которая была подвластна булгарам и платила им дань. На столь обширной территории проживали различные племена и народы. Среди них уже знакомые нам булгары, сувары, барсилы, баранджары, а также биле-ры, эсегелы. Эти племена, говорится в одном источнике начала X в. Во второй половине X в.

В централизованном государстве сложилась единая булгарская народность. Государственный строй и управление. Волжская Булгария была государством раннефеодального типа. Во главе государства стоял эмир или эльтебер предводитель, глава страны. Сведений о булгарских правителях сохранилось очень мало. Первым эмиром был Алмуш, который после принятия ислама стал называться мусульманским именем Джагфар ибн Абдулла. Его имя стоит на первых булгарских монетах 902-908 гг. При правлении Алмуша в 922 г.

После Алмуша на престол сел его сын Микаил ибн Джагфар, который также выпускал монеты.

Наконец Юлиан придумал, как выйти из сложного положения, и продолжить выполнение их великой миссии. План был радикальный: он решил продать брата Якова и брата Иоанна в рабство и путешествовать на вырученные средства. Однако сделка не состоялась: монахи не умели ни пахать, ни сеять, покупателей не нашлось Тогда Юлиан велел Иоанну и Якову возвращаться обратно в Венгрию. Больше о них никто ничего не слышал. В середине марта, как только сошел снег, двое оставшихся путешественников покинули Торчикан с первым же караваном.

Вскоре им крупно не повезло: Юлиан нечаянно выронил из сумы королевскую грамоту, на мгновение блеснула позолоченная печать, - и караванщики сразу же набросились на монахов, начали их бить и рыться в суме. Не обнаружив ничего ценного, они бросили избитых в степи. Отлежавшись и перевязав раны, Юлиан и Герард пошли дальше — пешком, одни. Спустя 37 дней они, окончательно обессиленные, добрались до страны, которую местные жители называли Вела где-то между реками Яиком и Эмбой. Встретили их здесь крайне недружелюбно. Монахи вынуждены были ночевать в заброшенном шалаше из дырявых шкур.

Герард слабел с каждым днем. Юлиан оставлял его в шалаше, а сам ходил просить милостыню. Наконец, больной немного окреп, и они продолжили путь. Однако в дороге стало совсем плохо, и брат Герард, который умел вырезать ложки, умер на руках Юлиана. Похоронив товарища, тот остался в степи один. Юлиан и Герард.

Скульптура работы Антала Кароя, Будапешт Волжская Булгария И вот когда Юлиан, наверное, совсем уже упал духом и перестал на что-либо надеяться, ему начало везти. Ему вдруг случайно встретился мулла, едущий в Волжскую Булгарию. В той ситуации было уже не до религиозных принципов - католический монах с радостью согласился стать слугой, когда мулла вдруг предложил. В Поволжье Юлиан впервые увидел монголов. Несколько раз они с воинственными криками и устрашающим воем бросались на караван, но всякий раз мулла вытаскивал из-за пазухи пайцзу, и монголы расступались, пропуская телеги. В том царстве говорят в народе, что вскоре они должны стать христианами и подчиниться римской церкви, но дня, как говорят, они не знают, а слышали так от своих мудрецов", - рассказывал позднее Юлиан в донесении папе Григорию IX.

В большом булгарском городе, который, как Юлиану сказали, может выставить на бой армию в 50 тысяч человек, монах с муллой распрощались. Доминиканец бродил по улицам, смотрел, слушал. Он привез в Европу первые рассказы о монголах - явно услышанные на рынке басни про то, что Чингисхан мстит куманам половцам за жизнь и честь своей изнасилованной и обезглавленной сестры. Великая Венгрия На этом же рынке брату Юлиану опять невероятно повезло. Причем ровно так же, как за несколько лет до этого умершему брату Отто: однажды венгерский монах на булгарском базаре вдруг услышал венгерскую женскую речь. Женщина оказалась мадьяркой, выданной замуж за булгарского купца: "Она указала брату пути, по которым ему надо идти, утверждая, что через две дневки он, без сомнения, может найти тех венгров, которых ищет.

Так и случилось.

Основные памятники булгарского периода находятся на территории современных Чувашии, Татарстана, Самарской, Ульяновской и Пензенской областей. Опираясь на археологические и письменные источники, разные авторы определяют по-разному границы Волжской Булгарии: Е. Казаков и А Х. Халиков считают, что северная граница проходила по правому берегу Камы, западная — в бассейне Свияги, восточная лежала на линии Чистополь—Билярск, южная граница в районе Самарской Луки; Хузин Ф. Закиев придерживается мнения, что Булгария располагалась на большей территории: западные границы совпадают с границами Киевской Руси, восточные границы лежат в районе Иртыша, Оби и Енисея, южные определяются северными районами Хорезма, а северные рубежи выходят к Карскому морю. Население Волжская Булгария населялась несколькими волнами начиная со 2-й половины VII века булгарскими и прочими тюрко-язычными племенами, прикамскими финно-уграми и праславянским населением. Основу населения составили тюркоязычные племена.

Данные о численности населения отсутствуют. По приблизительным расчётам В. Алексеева численность населения Волжской Булгарии достигала 1,5-2 млн человек.

Торговля происходила по рекам Волга и Кама, а также по караванным путям, связывавшим Волжскую Булгарию с другими регионами. Булгары использовали свои навигационные навыки и лодки, чтобы доставлять товары по рекам и озерам. Торговые центры Волжской Булгарии, такие как Болгар и Казань, были известны своими рынками, где можно было найти разнообразные товары. Торговцы собирались на рынках, чтобы продавать и покупать товары, а также обмениваться информацией и новостями. Торговля играла важную роль в развитии экономики Волжской Булгарии, способствуя обмену культурными и экономическими идеями с другими народами.

Она также способствовала развитию городов и обогащению населения. Падение Волжской Булгарии Волжская Булгария существовала в течение нескольких веков, но в конце концов она столкнулась с различными факторами, которые привели к ее падению. Внешние вторжения Одной из основных причин падения Волжской Булгарии были внешние вторжения. Монголы внесли свои правила и установили свою власть в регионе. Московские князья стремились расширить свою территорию и установить свою власть над Волжской Булгарией. В результате этого войска Московского княжества захватили Болгар и Казань, что привело к окончательному падению Волжской Булгарии. Внутренние конфликты Помимо внешних вторжений, Волжская Булгария также столкнулась с внутренними конфликтами, которые ослабили ее власть и способствовали ее падению. Внутренние разногласия между правителями и внутренние борьбы за власть ослабили единство и стабильность Волжской Булгарии.

Культурное и религиозное влияние Внешние вторжения также привнесли культурное и религиозное влияние на Волжскую Булгарию. Монголы и Московское княжество внесли свои традиции, обычаи и религию, что привело к изменению культурного и религиозного ландшафта региона. Это также ослабило идентичность и единство Волжской Булгарии. В результате всех этих факторов, Волжская Булгария потеряла свою независимость и прекратила свое существование как отдельное государство. Однако, ее наследие и культурные достижения продолжают жить в истории и культуре региона.

Волжская Булгария

Богатые черноземные земли требовали глубокой вспашки и использования совершенных орудий труда. Уже в VIII в. Главными хозяйственными культурами булгар были пшеница, рожь, ячмень, просо, горох, а также редкие сегодня чечевица и чумиза. Собранный урожай хранили в земляных зернохранилищах, стены которых укреплялись толстыми дубовыми досками, а также в больших глиняных корчагах. Зерно использовалось на пропитания для продажи и обмена. Даже на ранних этапах государственности хлебная торговля была важной статьей булгарского экспорта.

Известно, что немалая часть зерна вывозилась в Северо-Восточную Русь, где для хлебопашества были менее благоприятные условия. Русский историк В. Татищев приводил сведения, что в голодном для Руси 1229 г. Традиционно высокая культура скотоводства у булгар дополнялась новыми приемами пастбищного и стойлового содержания домашнего скота, чему способствовал торговый обмен с восточными и южными кочевыми соседями булгар. Немалое хозяйственное значение для местных волго-уральских аборигенов сохраняли охота, рыболовство, бортничество, совершенствовались их приемы.

Промысловый характер имела охота на пушного зверя — соболя, куницу, белку, бобра, лисицу и зайца. В малых и крупных реках вылавливалось немало рыбы, часть которой шла на продажу. Поскольку сахар еще не был известен, важное хозяйственное значение имело бортничество — сбор меда и воска диких пчел борть — дупло дерева , а затем началось разведение пчел в выдолбленных дуплах деревьев. Ведущую роль играли металлургия и металлообработка, кузнечное и оружейное дело. Археологами обнаружены литейные печи, чугунные котлы, чаши.

О высоком качестве продукции металлургов и кузнецов свидетельствуют не только изготовленные ими предметы труда лемехи, топоры, пилы, косы, серпы, молотки, петли, цепи, гвозди , но и инструменты самих мастеров — различные по размеру и форме молотки и наковальни, зубила, щипцы, клещи, пробойники и т. Булгарские средневековые мастера использовали практически все известные в тот период приемы металлообработки и могли изготовить почти все необходимые изделия. Особых профессионально-ремесленных навыков требовало изготовление оружия: мечей, клинков, топоров, булав, копий и дротиков копий с длинной втулкой для пробивания щитов , стрел различной формы, кольчуг и шлемов, а также мелких рогаток с четырьмя шипами для защиты от конницы. Обилие найденных археологами сложных бытовых изделий — замков, ключей, ножей и ножниц, весов, чашечек для весов и гирь, медных и бронзовых котлов, чаш, кувшинов — кумганов, бронзовых зеркал, пуговиц, застежек свидетельствует не только о производственном потенциале булгар, но и о высокой для того времени культуре быта, богатстве и разнообразии образа жизни. Особенно впечатляет уровень ювелирного дела.

Кольца, перстни, браслеты, подвески и другие украшения из золота, серебра и драгоценных камней, выполненные в технике литья, ковки, штамповки, тиснения, чеканки, гравировки, пайки, зерни и скани, отличались высоким качеством и пользовались большим спросом на международном рынке, особенно в странах Восточной Европы. Булгарские ювелирные изделия обнаружены при раскопках в Смоленской, Киевской и Львовской областях. Весьма известной в сопредельных странах была продукция булгарских кожевенников. Развитое животноводство булгар и соседних племен обеспечивало ремесленников качественным сырьем, которое они умели отлично обрабатывать. Выделанная кожа шла на изготовление поясов, ремней, конской сбруи, обуви.

Гончарное дело, ткачество и прядение, обработка шерсти и резьба по кости в Волжской Булгарии также обеспечили массовое производство различных видов ремесленной продукции. Скотоводство и охота давали возможность изготавливать недорогие бытовые предметы из кости. Булгарские гончарные мастерские XII — XIII века использовали качественную глину и были оборудованы ручными и ножными гончарными кругами, инструментами для покрытия изделий орнаментом, а главное, горнами — печами для обжига. После обжига булгарская керамика имела красноватый цвет, нередко покрывалась лощением и орнаментом. Глазурованная посуда имела зеленую поливу.

Наиболее распространенные археологические находки — глиняные, реже медные или свинцовые пряслица для веретен свидетельствуют о широком распространении прядения и ткачества. Развитое овцеводство обеспечивало развитие производства шерстяных тканей и изделий из войлока. С бурным развитием булгарских городов произошла специализация архитектурного и строительного дела, деревообработки, плотницкого и столярного ремесел. Осваиваясь в новой местности, булгары довольно быстро перешли от привычных для степей юрт и глинобитных домов к строительству бревенчатых изб с печным отоплением. При строительстве использовался также местный камень и кирпич.

Просто в те далекие времена война казалась морально приемлемым способом выяснения отношений. Мирное сосуществование имело место только в случае очевидной выгоды. И именно в отношении между Русью и Волжской Булгарией годы мирного сосуществования были явно преобладающими по сравнению с военным временем. Мирные отношения нашли свое выражение в неоднократно заключаемых и продлеваемых торговых договорах и соглашениях. Волжская Булгария и Русь помогали друг другу, использовали выгоды международной торговли, товарообмена между Севером и Югом. Характерным следствием этого было то, что в Киеве проживало много мусульман, имевших свои мечети. То есть, принципы мирного сосуществования христианства и ислама в России имеют давние традиции. Неизвестно, как складывались бы отношения Волжской Булгарии с Русью в дальнейшем, так как естественному развитию этих государств был положен конец монгольским нашествиям войск Чингисхана в середине XIII века.

В результате нашествия Русь на долгие годы утратила государственную самостоятельность, а Волжская Булгария была уничтожена монголами как государство в 1236 г. Особая жестокость монголов по отношению к Булгарии объясняется тем обстоятельством, что булгары первыми из народов Восточной Европы нанесли военное поражение монголам в 1223г. Произошло это событие в конце разведовательного похода передового отряда монгольских войск, в ходе которого монголы нанесли поражение объединенному военному отряду русских князей и их южных соседей половцев. Монголы не забыли своего поражения и в начале своего похода в Восточную Европу уничтожили государство Волжскую Булгарию. Десятки тысяч булгар были убиты, а их культурные ценности уничтожены. Булгарский этнос не исчез бесследно. Булгары - это предки современных поволжских народов России - татар, чувашей, говорящих на тюркских языках и живущих примерно в той же местности, где существовала Волжская Булгария. Необычным и даже парадоксальным образом сложилась судьба татарского народа.

Когда-то татарами называли один из монгольских народов, живший ближе всего к Китаю, поэтому китайцы иногда называли татарами всех монголов. Но татары были кровными врагами Чингисхана, который, став правителем монголов, приказал убить всех мужчин татарского народа, которые были ростом "выше чеки тележного колеса", то есть всех, кроме маленьких детей. Татары были уничтожены Чингисханом как этнос. Вслед за Китаем монгольских завоевателей стали называть татарами и в Европе, в том числе и в России. В XIX веке наименование "татары" стало наименованием того самого народа, предки которого нанесли первое поражение монголам в 1223 г. Сейчас оно используется уже как самоназвание потомков волжских булгар, живших в Среднем Поволжье. В силу этого исторического недоразумения потомков булгар иногда отождествляют с теми самыми монголами, которые вначале уничтожили татар, а затем и Волжскую Булгарию. Неслучайно, в конце XX века в Татарстане возникли общественные организации, представители которых предлагали вернуть современным татарам наименование булгары.

Но подобное переименование трудно осуществить из-за психологических, обрядовых, организационных, юридических и иных факторов. В любом случае, современные российские татары - это потомки волжских булгар, того народа Восточной Европы, который нанес первое военное поражение разрушителем многих государств и цивилизаций - чингисхановским монголам. И это историческое событие - важная веха в истории России. В истории России есть одно важное историческое событие, свидетельствующее в пользу глубинной духовной общности между христианством и исламом, между тюркскими и славянскими народами. В середине XI века Русская христианская церковь признала святыми и канонизировала Бориса и Глеба, сыновей Великого князя Владимира, убитых своим братом Святополком, захватившим власть в Киеве и, опасавшимся своих братьев как возможных соперников. Святополк в 1015 г.

Когда же мы закончили чтение, они дружно воскликнули «Велик Аллах! Именно с этого момента Волжская Булгария вместе со всеми её жителями признала ислам государственной религией, тем самым став неотъемлемой частью мусульманского мира. С этой земли религия Пророка мир ему и благословение Всевышнего начала своё распространение по всей территории Поволжья, став единым целым с культурой и традициями многих местных народов. Финальная часть «Записки», к сожалению, не дошла до наших времён, поэтому обратный путь Фадлана мы можем только рисовать в своей фантазии, выдвигая различные теории и предположения. В своём труде путешественник постарался подробно описать всё то, что ему удалось узнать, что он увидел, едва его лошадь оказалась за пределами Багдада и до тех пор, пока ворота дома не захлопнулись за его спиной. Среди географических и исторических сводок можно даже найти северные легендарные рассказы, в том числе об огромной рыбе. Как отмечают историки и этнографы, «Записки» представляют собой яркий памятник арабской географической литературы, которая была характерным и неотъемлемым элементом арабо-мусульманской культуры. В своих записях он отразил историю простых людей, их быт и культуру, каждодневную жизнь и верования. При этом не оставив о себе практически никакой информации, за исключением редких крупиц, которые можно найти в «Записках». Именно ибн Фадлан стал первым, кто описал жизнь одного из торговых путей, служившим главным каналом распространения культуры и обычаев разных народов, символизировавшим единство Востока и Запада. По богатству этнографических наблюдений о племенах и народах, живших тысячу лет назад на территории нашей России, его «Записка» не имеет равных. Можно сказать, что ибн Фадлан был литературным первооткрывателем земель, которые, хотя и посещались мусульманскими купцами, но оставались в целом неизвестными арабской географии X века. Сегодня же, для нас с вами и для экспертов в различных областях, «Рисале» «Записки» — это один из важнейших источников по средневековой истории народов Поволжья, Заволжья и Средней Азии.

В двенадцатом веке был основан город Иски Казань. Все эти города представляли собой серьезные фортификационные сооружения. Одновременно они являлись и административными центрами государства. Чтобызащитить себя от постоянных нападений кочевников, булгары возводили мощные валы, рыли неприступные рвы, которые могли достигать в длину нескольких километров. При археологических раскопках могильников на территории, где ранее была Волжская Булгария, было сделано много находок, в том числе и геральдических символов.

Государство Волжская Булгария: интересные факты

Волжская Булгария. Было когда-то на Волге, на территории современной республики Татарстан, такое государство. Ибн Фадлану по достижению места назначения предстояло зачитать письмо халифа правителю Волжской Булгарии, одарить подарками его и приближённых, а также рассказать об исламе, его красоте и простоте. Волжская Булгария, как ясно даже из названия, расположена в районе реки Волги в среднем ее течении и также в районе притока Волги реки Камы. Ростова 11. Иной путь из Волжской Булгарии к Суздалю шел по рекам Волге, Оке, Клязьме и Нерли Клязьменской. В 921-922 гг. состоялось признание Волжской Булгарии со стороны Арабского халифата. В 930-940-е гг. после смерти наследника Алмуша Микаила Булгария распалась на Сувар и Булгар.

Материалы рубрики

  • Читайте также
  • История Волжской Булгарии
  • Великое переселение народов
  • Волжская Бо(у)лгария
  • Волжская Булгария 2
  • Волжская Булгария — история великого государства

Почему ислам

  • Волжская Булгария: от посольства багдадского халифа до походов князя Святослава (X в.)
  • Предпосылки
  • Волжская Булгария
  • Образование Волжской Булгарии
  • История Волжской Булгарии

Государство Волжская Булгария: интересные факты

Охранять их поставили полк белозерцев с воеводами Фомой Назаковичем, Дорожаем и иными. Полки пошли берегом Волги и на два дня стали у Тухчина-городка. Впереди располагалась столица «Серьбреныхъ Болгаръ» — Великий Булгар. Это был крупный торговый город на средней Волге при устье Камы. Когда Всеволод Юрьевич пытался сообразить, как тем городом овладеть, к нему приехали гонцы от половцев.

Они передали, что на помощь князю воевать с булгарами пришли «половцы Емакове». Вскоре началась осада Великого Булгара. Внук Долгорукого Изяслав Глебович племянник Всеволода с дружиной поспешил к городским воротам, где неприятель сделал вылазку.

Для пополнения казны вводились налоги с этой части городского населения. Развитие ремёсел и торговли всячески поощрялось. Во всех городах строились караван-сараи для приезжих купцов. Значительную часть доходов приносил волжский торговый путь. Являясь центром транзитной торговли, Волжская Булгария имела тесные экономические связи со многими странами Евразии. На севере и на западе наиболее тесные торговые и экономические связи Волжская Булгария имела с Русским государством и северными финно-угорскими племенами.

Мех, мед и рабы были основными товарами, ради которых арабские, хазарские, а затем и среднеазиатские купцы вели торговлю на Волжском пути. Булгар был основным перевалочным и торговым пунктом для арабских и хазарских купцов. Этот вид торговли приносил большой доход государству, потому что булгары скупали у этих народов ценную пушнину и перепродавали ее за более высокую цену своим южным соседям. Основой хозяйства стало плужное земледелие и пастбищно-стойловое скотоводство. Кроме лошадей разводили крупный и мелкий рогатый скот, мелкую птицу. Хлеб убирали серпами, хранили его в зерновых ямах, обшитых дубовыми досками и в корчагах — «хумах», больших глиняных сосудах. Уже к концу X века Волжская Булгария завоевала торговое лидерство в регионе, вытеснив Хазарский Каганат. Этнический состав Ранее на землях, облюбованных булгарами, проживали балто-славянские племена. Одна часть этих племён осталась и ассимилировалась с булгарами, а другая ушла на север.

Тюркские или финно-угорские племена были вытеснены или находились на положении вассалов. Остальные племена и народности вошли в состав государства сохранив свою идентичность. Впоследствии булгары растворились в других народах, таких как казанские татары и чуваши. Многие покорённые народы продолжали жить по своим обычаям, говоря на своём языке, но за это они платили булгарам дань, то есть были на положении вассалов. Однако основу населения Волжской Булгарии составили тюркоязычные племена. Точные данные о численности населения Волжской Булгарии отсутствуют. Лишь ал-Балхи упоминает, что число жителей Булгара и Сувара составляло по 10 тыс. По приблизительным и, возможно, завышенным расчётам историка В. Алексеева, численность населения Волжской Булгарии могла достигать 1,5-2 млн человек.

Материальная и духовная культура Волжской Булгарии Жилища булгар вне городских поселений представляли собой бревенчатые наземные и полуземляночные подквадратной формы с глинобитными печами и печами-каменками. Постройки чаще однокамерные, но встречались двухкамерные. Рядом с домами располагались многочисленные колоколообразные ямы для хранения зерна. В домах устраивались подвалы. Население активно занималось земледелием и скотоводством. Основная часть населения Волжской Булгарии использовала для изготовления одежды материалы домашней выделки: шерстяные, льняные и конопляные ткани, сукно, кожу, мех домашних животных. Очень ценился мех диких зверей: черно-бурой лисицы, куницы, соболя, бобра. Традиции знати носить одежду из парчовых, шелковых тканей поддерживали купцы, привозившие эти ткани и одежды из Китая, Средней Азии, Византии, арабских стран по сухопутному пути через Хорезм или водному - через Каспий, по Волге.

Они произошли от главной татарской орды, а именно от чагадайских или заволжских татар, как и все другие татары. Эта Козанская орда имеет около 12 тысяч бойцов, а при необходимости, когда они созывают и других татар, они могут выставить до 30 тысяч воинов. Матвей Меховский отождествляет половцев и готов. Завоевав половцев, татары разгромили Русию, воевали в Польше и Венгрии. Позже татары от сарацин приняли ислам. Среди татар различают орды казахов и ногайцев. Казань уже существовала! Как татары могли принять от сарацин арабов ислам, когда они с ними воевали?! Название ногакц произошло намного позднее этого времени, между прочим , они те же половцы, как и все татары. В то время слово "казах" отождествлялось со словом "казак" , официально оно было заявлено за народом в 1936 году! Часть булгар тоже были определены казачьи войска и были посланы охранять рубежи империи. Видимо от них и происхождение герба Украины, который так и называется "казак"! А , что половцев разбили на Калке, так и половцы были разными , они и с печенегами передрались , которые от них и выделились! Потом , кто , что писал нельзя их брать в полный расчёт , пишут не только для познаний, но и для чего то иного, а тогда в них всегда найдутся не-состыковки, поэтому нужно сопоставлять труды разных авторов, лучше из разных стран и включать логику. Вранья хватает! Герб Украины , это тамга самого большого рода булгар, называмый "казак"! Исходя из этого можно определить по так называемым чувашизмам в языке крымских татар или по другим артефактам на территории Украины, кем же являлись на самом деле булгары!? Также можно пройтись и по следам булгар Кубрата, исследуя язык дунайских болгар, но почему то они больше себя отождествляют с татарами!?

Одной из важных черт культуры Волжской Булгарии была ее архитектура. Булгарские города и поселения были известны своими красивыми и уникальными зданиями. Они строились из дерева и камня, и часто украшались резьбой и росписью. Архитектура Волжской Булгарии была влияна исламской культурой, и многие здания имели минареты и купола. Религия играла важную роль в жизни Волжской Булгарии. Булгары приняли ислам в 10 веке и стали мусульманами. Ислам стал основной религией государства, и многие мечети были построены в городах и поселениях. Мусульманская религия влияла на культуру и обычаи булгарского народа. Культура Волжской Булгарии также включала музыку, танцы и народные обычаи. Булгары были известны своими музыкальными инструментами, такими как кобуз и домра, и многие народные песни и танцы были переданы из поколения в поколение. Волжская Булгария также была центром образования и науки. Здесь были созданы школы и медресе, где изучались различные науки, включая математику, астрономию и медицину. Экономика и торговля Волжской Булгарии Экономика Волжской Булгарии была основана на сельском хозяйстве, ремеслах и торговле. Булгары занимались земледелием, выращивая зерно, овощи и фрукты. Они также разводили скот и занимались рыболовством. Торговля была одной из основных отраслей экономики Волжской Булгарии. Булгары активно торговали с другими народами, включая византийцев, арабов и варягов. Они экспортировали зерно, мед, шерсть, кожи и меха, а также импортировали товары, такие как ювелирные изделия, шелк, специи и вина.

Из варяг в арабы — особенности одного из ранних торговых путей Древней Руси

Средневековые государства и Великий Волжский путь: Волжская Булгария - региональный центр ВЕГА как посетить и что посмотреть, время работы и цена посещения, как добраться, карта Болгар с достопримечательностями.
Волжская Булгария, или Волгария? (Александр Смирнов Мир Снов) / Проза.ру Волжско-Камская Булгария. Государство волжско-камских булгар (тюркоязычные племена, кочевавшие в Приазовье в VII в., затем переселились в Ср. Поволжье.
Волжская Булгария, или Волгария? IX вв. Тогда на земли Поволжья и Прикамья пришли тюркские племена болгар.
Из варяг в арабы — особенности одного из ранних торговых путей Древней Руси Историческая карта Волжской Булгарии издания Алексея Ильина.
Поход Руси на Волжскую Булгарию Вернёмся к Андрею Боголюбскому. Ведь именно благодаря ему Волжская Булгария сохранилась в церковных святцах. Именно в правление этого князя состоялось две войны с булгарами. В честь первой, в 1164 году и был учреждён праздник Первого Спаса.

Волжская Булгария. Тайны исчезнувшей страны

IX вв. Тогда на земли Поволжья и Прикамья пришли тюркские племена болгар. В. Кулешов: Да. Путь перемещается восточнее. И вместо Хазарии основную перевалочную базу для исламского серебра и исламских товаров формирует Волжская Булгария, т.е. Среднее Поволжье. Бывшая столица Волжской Булгарии, основанная тюркоязычными племенами, стояла на «Великом Шёлковом пути». Город занимал высокий берег в точке, где река Кама впадает в Волгу. Метеор Казань Болгар теплоход расписание и цены.

Три загадки Ибн Фадлана о Волжской Булгарии

ИнтернетВеликий Волжский торговый путь — один из отрезков маршрута Великого Шелкового пути, который обеспечивал всем необходимым Русь на нижней. После гибели Хазарского каганата Волжская Булгария становится независимым государством. Историю Волжской Болгарии можно разделить на два периода: домонгольский — время существования самостоятельного государства, и золотоордынский, когда территория Волжской Болгарии была включена в состав нового евразийского государства — Золотой Орды. Основатель Волжской Булгарии – Хан Кубрат и его сыновья. Волжская Булгария была сильным государством, однако, как и многие другие государства, пала под натиском Монгольской империи в XIII веке. На севере и на западе наиболее тесные торговые и экономические связи Волжская Булгария имела с Русью, Прибалтикой, скандинавскими странами, Византией и северными финно-угорскими племенами.

Исчезнувшее государство. Историк — о Волжской Булгарии

Как Волжская Булгария стала Болгарией Читать тему online: Образование государства Волжская Булгария по предмету История.
Путь из варяг в арабы или Волжский торговый путь Русь - Волжская Булгария, и если первое странствие было предприятием рискованным, то второе - просто отмороженным.
Волжская Булгария — Википедия. Что такое Волжская Булгария В VIII веке возник союз племен, ставший впоследствии государством Волжская Булгария. Это была конфедерация, как оседлых финно-угорских народов, так и кочевых.

Поход Руси на Волжскую Булгарию

Исчезнувшее государство. Историк — о Волжской Булгарии Следующая точка маршрута — село Танкеевка, находящееся на границе с Ульяновской областью. Место известно наличием городища и крупнейшего могильника IX–X века, раскрывающего нам раннюю историю Волжско-Камской Булгарии.
Город Великий Болгар Татарстан — как добраться, музеи, карта, цены В 921-922 гг. состоялось признание Волжской Булгарии со стороны Арабского халифата. В 930-940-е гг. после смерти наследника Алмуша Микаила Булгария распалась на Сувар и Булгар.

Волжская Булгария: история территории и религия, разгром великого народа

Меж двух огней Великая Волжская Булгария была не просто развитым, она была могучим государством и, порой, даже опасным соседом Киевской Руси. Площадь одного из крупнейших городов Волжской Булгарии — Биляра, была больше средневековых Киева, Владимира и даже Парижа. Кто знает, где был бы центр современной Европы, если б не нашествие мощного врага с Востока — монголов. Булгария оказалась первым государством, столкнувшимся с их дикими полчищами. Против кочевников не спасли даже хорошо укрепленные стены булгарских городов. Уже упомянутый нами Биляр, в 1236 году после долгой осады был взят и сравнен с землей. По свидетельству очевидцев, «в течение нескольких дней монголы не оставили от города ничего, кроме его имени». Так, Европа потеряла один из самых крупных, наравне с тогдашним Константинополем, торговый и ремесленный центр. От полного уничтожения Булгарию спасло быстрое принятие монголами ислама. Культура и народ Волжской Булгарии влились в состав Золотой Орды и продолжили свое существование в новых условиях. По крайней мере, находки монгольского периода соответствуют по виду ремесленным изделиям, изготавливавшимся во время существования Волжской Булгарии.

Новый расцвет продолжался до середины XIV века, когда в Золотой Орде началась «Великая замятня» или междоусобицы, которые привели государство к краху. Поднимавшаяся на тот момент с колен Русь угрожала не только кочевникам, но и булгарам. В итоге, Булгария лишилась стратегически важных южных земель, перешедших к Москве. Самостоятельность сохранили лишь северные земли, с центром в Казани. Так началось формирование в Северном Поволжье нового государства — Казанского ханства, с новым этносом казанских татар.

О высоком уровне земледельческой культуры волжских булгар свидетельствуют как письменные источники, так и археологические материалы. Кроме пшеницы, ячменя, проса сеяли рожь, овес, вику, чечевицу, горох, лен, коноплю, растили бахчевые огурцы и садовые яблони, вишни культуры. Господствующей была паровая система земледелия, где использовались тяжелые плуги - сабаны, мотыжки, массивные ножи-резаки; убирали урожай серпами, косами-горбушами, почти современной формы; зерно мололи каменными жерновами. Подсобными отраслями хозяйства являлись охота прежде всего на пушного зверя , рыболовство, бортничество, собирательство. Важное значение имело ремесленное производство - кузнечное, ювелирное, строительное, гончарное, стеклодельческое, косторезное, кожевенное, ткацкое и др. Главными отраслями ремесленного производства являлись - черная металлургия и металлообработка. Железо булгары получали, как и их соседи, сыродутным способом, используя местные болотные руды. Булгарские кузнецы владели всеми известными в свое время операциями: горячей и холодной ковкой, закалкой железа, получением высокоуглеродистой стали способом цементации, широко применяли сварку, наварку, клепку, скручивание, волочение и т. Особое развитие названные приемы обработки металла получают в предмонгольское время. В XIV в. Ремесленник-металлург играл большую роль в средневековом городе и пользовался, судя по всему, особым положением в обществе. Кварталы металлургов были сосредоточены в самом центре внутреннего города в Биляре, Суваре и других городах. Славились также и булгарские ювелиры, чья продукция была известна далеко за пределами страны. В домонгольское время они использовали литье, плетение из тонкой проволоки, скань, зернь, чернение, штамповку, тиснение, инкрустацию, гравировку. Мастера изготовляли ажурные браслеты и гривны, тончайшей работы височные кольца с фигуркой уточки в центре, перстни, дорогое оружие и посуду, украшенные инкрустацией, замочки на ларцы в виде фигурок животных, зеркала и др. Глиняная посуда булгар была чрезвычайно разнообразна по своим формам, размерам и декору. Она имела красивый красно-коричневый цвет, высокий процент водонепроницаемости, хороший обжиг. Поверхность кувшинов, хумов, корчаг, кринок, кружек, чаш, мисок, светильников украшалась лощением и орнаментом или глазурью. В XII в. Собственное производство стеклянных изделий началось у булгар в XII в. Булгарские стеклоделы в Биляре, Суваре, на Муромском городке изготовляли прежде всего стеклянную посуду - столовую, химическую, аптекарскую - и оконное стекло. Расцвет булгарской торговли во многом был обусловлен расположением государства на важнейшей трансконтинентальной торговой магистрали - волго-балтийском пути. В IX-X вв. В это время в Булгарии на ключевых участках волжского пути возникают торговые фактории. Например, в районе села Измери, Ага Базар у Булгара и др.

В 1088 году камские булгары ненадолго захватили Муром. В 1107 году волжские булгары осадили и взяли Суздаль. Болгары посредством даров склоняют Великого князя Юрия к миру, 1219 год В 1120 году Юрий Долгорукий с половцами по поручению отца организовал военный поход на Волжскую Булгарию. Летом 1164 года Андрей Боголюбский вместе с муромским князем Юрием Владимировичем ходил на Булгарию: был захвачен город Болгар в русских летописях известен как Бряхимов. В 1172 году Боголюбский ходил на камских булгар. В 1184 Всеволод Большое Гнездо и великий князь киевский Святослав Всеволодович воевали с волжскими булгарами. В 1186 году Всеволод Большое Гнездо вновь посылал войска на камских булгар. В 1217—1219 годах булгары захватили Унжу и Устюг. В ответ ростовские, суздальские и муромские полки под командованием брата владимирского князя Святослава Всеволодовича взяли, разграбили и сожгли крупный город Ошель. В 1221 году в Городце между Владимирским княжеством и Волжской Булгарией было подписано перемирие на шесть лет, в 1229 году в Кореневе — ещё на шесть лет. Это поражение, как и поражение при Перване в 1221 году, стало исключением на фоне успехов монгольской армии периода завоеваний вплоть до поражения при Айн-Джалуте в 1260 году. В 1229 году булгары и половцы были разбиты монголами у реки Яик Урал. В 1232 году монголы дошли уже до места впадения в Каму реки Жукоть. Была взята и сожжена её столица — Биляр , а также другие крупные поселения, — Болгар , Кернек, Жукотин, Сувар. Разорению подверглась сельская округа [17]. В 1220—1240-х годах после упорной борьбы Волжская Булгария завоёвана монголо-татарами и, сохранив некоторую автономию , включена в состав Улуса Джучи Золотой Орды , первой столицей которого в XIII в. Булгарская культура стала важнейшим компонентом золотоордынской культуры. Булгарские князья расширяли свою территорию главным образом в районах рек Вятка и Кама.

Их анализ показывает, что в Волжской Булгарии одновременно могли[ обтекаемое выражение ] функционировать два разных тюркских языка «З-Ш» типа и «Р-Л» типа. Надгробия 1-го стиля написаны на тюркском языке «З-Ш» типа , близком, помимо других, и к старотатарскому языку. Самое раннее известное на данный момент каменное надгробие 1271 год относится к памятникам 1-го стиля на языке «З-Ш» типа , а последнее 1358 год к памятникам 2-го стиля на языке «Р-Л» типа [23]. Административное устройство Первой столицей государства был город Булгар Болгар Великий , 140 км южнее Казани, нынешний город Болгар. Другие крупные города — Биляр куда в XII в. Другие археологические памятники, такие как Сарай-аль-Махруса Астраханская область , Сарай аль-Джадит Волгоградская область , Мадхжар Ставропольский край , Кокрятское городище, Кременковское поселение, Староалейкинское городище, Новобеденьговское городище, Красносюндюковское городище Ульяновская область , Искер Тюменская область , Курмыш Нижегородская область , Увек Саратовская область , Афкула Пермский край , Наровчат Пензенская область и др. Экономика В домонгольский период Булгария имела многоукладную экономику, основу которой составляло в первую очередь сельское хозяйство с достаточно развитым для того периода земледелием и животноводством, ремесленное производство, торговля, охота и рыболовство. Сельское хозяйство Наиболее важное значение в сельском хозяйстве Волжской Булгарии имело земледелие. Этому способствовал и климат Волго-Камского региона. Большая роль земледелия также отмечена и в письменных источниках того времени. Земледелие позволяло удовлетворить внутренние потребности государства в зерне, а также создавало значительный потенциал для экспорта. Булгары торговали хлебом с Русью , об этом также свидетельствует «Повесть временных лет», где говорится о том, что из Суздаля во время голода 1024 года направились в «Болгары и привезоша жита и тако ожиша». Наследие Волжской Булгарии Булгаризм Во второй половине XIX — начале XX веков различные татарские общественно-политические движения, прежде всего представители ваисовского движения [24] , продвигали идеи «возрождения булгарской идентичности» татарского народа и булгарской государственности [25]. Первым выразителем идей булгаризма среди казанских татар стал Б.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий