Вариативное ударение примеры русский

творОг НьЮтон - НьютОн прОдал - продАл дОговор - договОр знАхарка - знахАрка. по 5 слов с безударной гласной в корне, проверяемой ударением, не проверяемой ударением. Кадр 2 из видео Вариативность Ударения В Русском Языке – Александр Пиперски. Кроме того, ударение в русском языке бывает подвижным и неподвижным. Если в различных формах слова ударение падает на одну и ту же часть, то такое ударение является неподвижным (берегу´, береже´шь, береже´т, берегу´т – ударение закреплено за окончанием). При различии словоформ с вариативным ударением один из вариантов может быть нормативным, а другой — противоречащим норме, просторечным или диалектным.

10 слов с вариативным ударением

Русский язык, презентация, доклад, проект, конспект. Многие знают, что есть вариативность: звОнит и звонИт. Кроме докУмент и докумЕнт Кто-нибудь знает еще примеры? Еще хотелось бы узнать примеры типа: договоры и договора, директоры и директора. 4 слайда, в формате ppt. В настоящей статье рассматривается пример такого рода — вариативная постановка ударения в формах прошедшего времени некоторых глаголов. Вариативность русского ударения 2. Что требовалось? В ходе 8 3. г. Томск МАОУ Заозерная СОШ №16 «Уроки настоящего» 4. Правильное, нормативное использование слов родного презентация, доклад, проект, конспект. Ньютон, Рембрант - Рембрант, Линкольн - Линкольн и т.д. В именах собственных иноязычного происхождения ударение обычно неподвижно, например: Мориак - у Мориака.

Статья «Варианты ударений в современном русском языке»

Лингвист Александр Пиперски о социолингвистических маркерах, заимствованиях в языке и расположении ударных и безударных слогов в русской поэзии. Разноместность и подвижность русского ударения вызывает необходимость регулирования места ударения в отдельных словах и словоформах. Так, например, слово звонúть в наст. вр. должно произноситься с ударением на окончании: звонúшь, звонúт. Пример 6. Кружится. Вариативность ударения в глаголах на "-ить" — головная боль для многих носителей языка. Сейчас прослеживается тенденция сдвига ударения с окончания на корень. В личных формах глагола "кружить" ударение может падать и на окончание, и на корень слова. Вариативное ударение — это явление в русском языке, при котором одно и то же слово может иметь различное ударение в разных контекстах. Это сочетание различных вариантов ударения одного и того же слова ведет к возникновению разных форм и значений слова. В русском языке ударение может падать на любой слог, поэтому его называют разноместным. Сопоставим ударения в словах: компас, добыча, документ,медикамент. В этих словах ударение соответственно падает на первый, второй, третий, четвертый слоги. В данной статье будет рассмотрена тема вариативного ударения в русском языке. Будут приведены примеры слов, где наблюдается вариативное ударение, а также рассмотрена история и развитие этого понятия.

Вариативность ударения в русском языке - Александр Пиперски

Если я поэт в душе то мне по барабану как вы вообще будете думать правильно ты же говорю или неправильно. И Пушкину было по барабану на всех! Само живое творческое начало слова расставило в себе ударения.

Словарь включает в себя также варианты, находящиеся за пределами литературной нормы. Для указания этих вариантов вводятся так называемые запретные пометы: 1 «не рекомендуется» не рек. Эта помета может иметь дополнительную характеристику «устаревшее» не рек.

Варианты, имеющие эту помету, содержат ударение, которое было правильным в прошлом. Сегодня они находятся за пределами нормы, например: диалОг!

Заключение Определение ударения в словах с вариативным ударением в русском языке может вызвать затруднения у начинающих изучать русский язык. Однако, при наличии определенных правил можно установить правильное ударение в словах. При изучении русского языка рекомендуется запомнить данные правила и применять их при написании и произношении слов. Смотри также:.

Во-вторых, следует ориентироваться на правила ударения. Например, в существительных с однокоренными прилагательными ударение часто падает на согласную в старшем склонении. Но вариативное ударение может быть употреблено для подчеркивания определенной информации в предложении. Также можно использовать вариативное ударение для создания поэтического эффекта в стихах или для привлечения внимания к отдельному слову в тексте. Важно помнить, что вариативное ударение не является обязательным в русском языке. Оно используется с умом и только в тех случаях, когда это действительно необходимо. Итак, использование вариативного ударения — это необходимый элемент грамотного владения русским языком. Но его употребление должно быть адекватным и осознанным, чтобы не нарушать правила ударения и сохранять понятность текста.

Слова, которые можно ударять вариативно В русском языке есть много слов, у которых можно менять ударение в зависимости от контекста, это значит, что ударение может падать на разные слоги в зависимости от того, как это слово используется в предложении.

Вариативность русского ударения презентация

В тех случаях, когда одно имя собственное относится к двум или более лицам, предметам, понятиям, нужно уточнить конкретное значение данного слова и, пользуясь словарями, выяснить правильное ударение. Лескова "Леди Макбет Мценского уезда". В существительных иноязычного происхождения правильно поставить ударение можно, зная происхождение слова. Например, пуловер, потому что слово пришло из английского языка pullover — "свитер, любая вязаная одежда, натягиваемая через голову" , нувориш — из французского nouveauriche — букв. Сравни также: импичмент, дефис, саммит, маркетинг, диспансер, хаос беспорядок , некролог, квартал, генезис, биогенез, феномен, эксперт, каталог. В глаголах на -ировать более продуктивным считается вариант с ударением на и суффикс -ир- восходит к немецкому —ieren. В словах же, вошедших в русский язык только в прошлом веке, ударение часто падает на последний слог.

Определение ударения в словах с тремя и более слогами Слова с тремя и более слогами могут иметь несколько вариантов ударения. Заключение Определение ударения в словах с вариативным ударением в русском языке может вызвать затруднения у начинающих изучать русский язык. Однако, при наличии определенных правил можно установить правильное ударение в словах. При изучении русского языка рекомендуется запомнить данные правила и применять их при написании и произношении слов.

Нормативно-хронологические варианты — это пары слов, в которых разноместность связана с временным периодом употребления данного слова в речи: запаснОй современное — запАсный устаревшее ; украИнский современное — укрАинский устаревшее ; рАкурс современное — ракУрс устаревшее.

Нормативно-хронологическиеварианты: запасной соврем. Задание 8. Расставьте ударения в следующих существительных. Задание 9.

🗊Презентация Вариативность русского ударения

В некоторых словах русского языка может наблюдаться вариативность ударения, т.е. допустимыми (нормированными) могут быть два варианта (примеры см. ниже). Вариативность ударения указывается в орфоэпических, а также в толковых словарях русского языка. Вариативность ударения в русском языке – Александр Пиперски – 5 просмотров, продолжительность: 12:25 мин. Смотреть бесплатно видеоальбом Вадима Витихова в социальной сети Мой Мир. В русском языке есть ряд слов, в которых ударение может падать на разные слоги. Их можно разделить на три группы. В первую группу входят слова, двойное ударение в которых является нормой. По меркам современного русского языка ударения в них на разные слоги допускаются. (2) продал кни гу ~ продал брасле т. Полученные результаты показывают, что примерно у половины опрошенных (46%) имеется вариативность ударения в формах прошедшего времени, причём у 80% из них ударение варьирует в соответствии с выдвигаемой гипотезой. Цель данного выступления – сосредоточить ваше внимание на проблеме вариативности русского ударения. Я расскажу вам о различных причинах возникновения нормативных и ненормативных акцентологических вариантов.

Вариативность ударения

Иванова Т. Новый орфоэпический словарь. Орфоэпический словарь русского языка. Произношение, ударение, грамматические формы. Аванесов Р. Русское литературное произношение. Зарва М. Русское словесное ударение. Морфологические нормы С течением времени, в ходе постоянного развития языка изменяются не только произносительные и лексические нормы русского языка, но и, хотя и в меньшей степени, его грамматические нормы.

Как известно, в грамматике выделяют две подсистемы: морфологию и синтаксис. Морфология — это систематизированная совокупность форм слов парадигм склонения, спряжения , а также правил их употребления и одновременно это раздел грамматики, который изучает и описывает эти формы, правила. Нас в данном случае интересуют не те, уже исторически изменившиеся нормы образования и употребления форм слова, а имеющиеся именно в настоящее время варианты норм, с которыми мы сталкиваемся ежедневно сами и которые так или иначе вызывают трудности в использовании. Так, вне рамок нашего рассмотрения окажутся существительные, имевшие еще сравнительно недавно другую родовую принадлежность и в настоящее время, не вызывающие трудностей в употреблении. Или употребляемые Пушкиным формы инфинитива несть, перевесть, свесть, использованные Гоголем формы множественного числа типа домы, неделей, и закрепившиеся к нашему времени нести, перевести, снести, дома, недель. Употребление каких вариантов морфологических форм вызывает наибольшие затруднения в настоящее время? Рассмотрим эти формы по их принадлежности к той или иной части речи. Имя существительное Имя существительное — это самостоятельная часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто?

Действительно, ударение в словах люди зачастую ставят неправильно.

На втором этапе вариант Б проникает в литературный язык, считается допустимым помета доп.

На третьем этапе старшая норма А теряет свою главенствующую роль, окончательно уступает место младшей норме Б и переходит в разряд устаревших норм. На четвертом этапе Б становится единственной нормой литературного языка. Следует иметь в виду, что нормы произношения — это не догма, претендующая на неукоснительное выполнение.

В зависимости от целей и задач общения, от особенностей функционирования языковых средств в том или ином стиле возможно сознательное и мотивированное отступление от нормы. Здесь уместно вспомнить слова замечательного лингвиста Л. Щербы: «Когда чувство нормы воспитано у человека, тогда-то он начинает чувствовать всю прелесть обоснованных отступлений от нее».

Тем не менее любые отклонения от нормы должны быть ситуативно и стилистически оправданы, отражать реально существующие в языке вариантные формы разговорную или профессиональную речь, диалектные отклонения и т. Безусловно, каждый человек должен с большим вниманием относиться к чистоте и правильности своей речи, не должен забывать о языковой ответственности: именно с помощью языка передаются культурные и интеллектуальные богатства из поколения в поколение, именно хорошее владение речью дает личности возможность полно реализовать себя в профессии и творчестве; качество языковой среды свидетельствует о духовном здоровье общества. Литература: 1.

Введенская JI. Русский язык и культура речи: учебное пособие для вузов. Серия «Высшее образование».

Введенская, М. Среднее профессиональное образование. Михайлова О.

Основные термины генерируются автоматически : русский язык, литературный язык, ударение, норма, слово, постановка ударения, помет, река, Орфоэпический словарь, деловое общение. Ключевые слова орфоэпическая норма, особенности русского ударения, варианты ударения, нормативные пометы словаря Похожие статьи.

Бездонное О». Говоря о звуковой инструментовке целых фраз русский писатель Евгений Замятин писал: «Всякий звук человеческого голоса, всякая буква — сама по себе вызывает в человеке известные представления, создает звукообразы. Я далек от того, чтобы приписывать каждому звуку строго определенное смысловое или цветовое значение. Но р ясно говорит мне о чем-то громком, ярком, красном, горячем, быстром. Л — о чем-то бледном, голубом, холодном, плавном, легком. Звук н — о чем-то нежном, о снеге, небе, ночи… Звуки д и т — о чем-то душном, тяжелом, о тумане, о тьме, о затхлом.

Звук м — о милом, мягком, о матери, о море. С а — связывается широта, даль, океан, марево, размах. С о — высокое, глубокое, море, лоно. С и — близкое, низкое, стискивающее и т. Правы ли поэты, писатели? Можно ли довериться их фонетическому и эстетическому вкусу?

Этот вопрос волнует и ученых-лингвистов. Они провели многочисленные эксперименты с восприятием звуков языка и оценкой их смысловой нагрузки. Некоторые результаты этих поисков вы найдете в книге Л. Крысина «Жизнь слова». Упоминаемая уже книга А. Журавлева «Звук и смысл», адресованная учащимся, продолжает волнующий разговор о существовании какой-то силы, связывающей звук и смысл в языке, при этом привлекаются результаты новых исследований в области русской лингвистики.

В последние годы даже родилась новая филологическая область теории содержательности звуковой формы в языке. Эта наука получила название фоносемантика от гр. В главе «Звуковые узоры» А. Журавлев рассказывает о том, как в ткани одного произведения переплетаются разные настроения и как при этом меняется звуковая инструментовка текста. Для анализа взяты хорошо известные стихотворения.

Особенности русского ударения. Вариативность ударения.

При различии словоформ с вариативным ударением один из вариантов может быть нормативным, а другой — противоречащим норме, просторечным или диалектным. Вы можете ознакомиться и скачать презентацию на тему Вариативность русского ударения. Доклад-сообщение содержит 4 слайдов. Презентации для любого класса можно скачать бесплатно. Об ударении в словах можно справиться также в орфографических, толковых словарях русского языка, в различных словарях-справочниках, в пособиях по культуре речи. Языковая норма — это не догма, претендующая на неукоснительное выполнение.

Орфоэпические нормы русского языка

Цель данного выступления – сосредоточить ваше внимание на проблеме вариативности русского ударения. Я расскажу вам о различных причинах возникновения нормативных и ненормативных акцентологических вариантов. Одним из наиболее известных примеров слов с вариативным ударением является слово «замок». В зависимости от значения слова и его частей речи, ударение может падать на первый слог («замок» — замок для запирания) или на последний слог («замок» — замок в замке). Мы собрали 150 трудных слов, которые наверняка пригодятся вам в повседневной жизни, и расставил в них ударения. справочниках, в пособиях по культуре речи. Словарики ударений периодически публикует на своих страницах журнал «Русская речь». это та вещь, в которой многие люди при постановке ударения всегда сомневаются. Ньютон, Рембрант - Рембрант, Линкольн - Линкольн и т.д. В именах собственных иноязычного происхождения ударение обычно неподвижно, например: Мориак - у Мориака.

Что значит вариативное произношение

Это слово имеет несколько значений и употребляется в разных словосочетаниях. Наряду с прилагательным в русском языке имеется причастие — развитый, образованное от глагола развить, имеющее окончание — ый. Как видим, ударение зависит от того, прилагательное это или причастие. В некоторых словах русского языка ударение может быть двояким, то есть ставится то на одном, то на другом слоге. Сложность в определении места ударения в том или ином слове возрастает, поскольку для некоторых слов существуют варианты ударений. Итак, для ударения существует понятие вариативности, означающее наличие в некоторых словах вариантов ударения, применяемых в разных ситуациях общения. Чтобы не допустить ошибки в постановке ударения, следует знать не только норму, но и типы вариантов, а также условия, при которых может быть использован тот или иной из них. Для этого рекомендуется пользоваться специальными словарями справочниками.

Лучше всего прибегать к помощи «Орфоэпического словаря русского языка». В нем дается система нормативных помет единая для оценки вариантов произносительных, акцентных и морфологических, которая выглядит следующим образом. С точки зрения правильности эти варианты одинаковы. Варианты нормы, из которых один признается основным: а помета «допустимо» доп. Первый вариант является предпочтительным, второй оценивается как менее желательный, но все-таки находятся в пределах правильного. Чаще всего используется в разговорной речи. Помета указывает, что оцениваемый ею вариант постепенно утрачивается, а в прошлом он был основным.

Целый ряд вариантов ударения связан с профессиональной сферой употребления. Есть слова, специфическое ударение в которых традиционно и принято только в узкопрофессиональной среде, в любой другой обстановке оно воспринимается как ошибка. Словарь фиксирует эти варианты. Для указания этих вариантов вводятся так называемые запретительные пометы: а «не рекомендуется» не рек.

Однако, при наличии определенных правил можно установить правильное ударение в словах.

При изучении русского языка рекомендуется запомнить данные правила и применять их при написании и произношении слов. Смотри также:.

Грамматический принцип: ударение ставится в соответствии с правилами ударения при склонении и спряжении слов. Например: красИвый — красивАя — красивОе. Смысловой принцип: ударение ставится на то слово, которое нужно выделить в предложении, чтобы передать его смысл. Эмоциональный принцип: ударение ставится на слово, чтобы передать эмоциональный настрой говорящего в данной ситуации. В любом случае, вариативное ударение позволяет выразить себя более точно и точнее передать смысл выражаемого сообщения. Однако, стоит помнить, что оно может влиять на восприятие сообщения собеседником, поэтому стоит использовать его тактично и уместно. Преимущества использования вариативного ударения Больший спектр выражений. Использование вариативного ударения позволяет значительно расширить количество доступных нам слов и выражений. Благодаря возможности менять место ударения, мы можем создавать новые слова на основе уже существующих, используя их в разных контекстах. Более точная передача значения слова.

Создает возможность для акцентуации определенных слов в предложении. Усиливает эмоциональную окраску высказывания. Способствует передаче нюансов и оттенков значения слова. Позволяет избежать однозначности и снять неоднозначность в понимании предложений. Недостатки: Добавляет сложности при изучении русского языка для иностранцев. Требует отсутствия ошибок в ударении для правильного понимания текста и речи. Может вызывать различные трудности при написании и чтении текстов, особенно для людей с дислексией. Может создавать неоднозначность в понимании предложений и неполноту передачи информации.

Орфоэпические нормы русского языка

Показатели различных нормативных словарей дают основание говорить о трёх степенях нормативности [1, с. Таким образом, изменению орфоэпических норм предшествует появление их вариантов, которые реально существуют в языке на определенном этапе его развития, активно используются его носителями. Если старую, первоначальную норму обозначить буквой А, а конкурирующий вариант буквой Б, то соревнование между ними за место в литературном языке проходит в четыре этапа и графически выглядит так [2, с. На втором этапе вариант Б проникает в литературный язык, считается допустимым помета доп. На третьем этапе старшая норма А теряет свою главенствующую роль, окончательно уступает место младшей норме Б и переходит в разряд устаревших норм. На четвертом этапе Б становится единственной нормой литературного языка. Следует иметь в виду, что нормы произношения — это не догма, претендующая на неукоснительное выполнение. В зависимости от целей и задач общения, от особенностей функционирования языковых средств в том или ином стиле возможно сознательное и мотивированное отступление от нормы. Здесь уместно вспомнить слова замечательного лингвиста Л. Щербы: «Когда чувство нормы воспитано у человека, тогда-то он начинает чувствовать всю прелесть обоснованных отступлений от нее».

Тем не менее любые отклонения от нормы должны быть ситуативно и стилистически оправданы, отражать реально существующие в языке вариантные формы разговорную или профессиональную речь, диалектные отклонения и т. Безусловно, каждый человек должен с большим вниманием относиться к чистоте и правильности своей речи, не должен забывать о языковой ответственности: именно с помощью языка передаются культурные и интеллектуальные богатства из поколения в поколение, именно хорошее владение речью дает личности возможность полно реализовать себя в профессии и творчестве; качество языковой среды свидетельствует о духовном здоровье общества. Литература: 1. Введенская JI. Русский язык и культура речи: учебное пособие для вузов. Серия «Высшее образование». Введенская, М. Среднее профессиональное образование. Михайлова О.

Мы в социальных сетях У каждого второго есть возможность зарегистрироваться в социальных сетях, где можно найти не только друзей, но и определённые услуги. Например, наша страница в социальных сетях ваша страница в той или иной сети Что такое freepresentation. Мы с радостью поможем вам и вашим коллегам хранить или делиться презентациями в пределах сайта.

Они защищают русский литературный язык от потока диалектной речи, социальных и профессиональных жаргонов, просторечия. Однако в настоящее время большинство людей, особенно подростков, допускает ошибки в постановке грамматического ударения, ориентируясь на собственную интуицию.

Но все же поскольку в подростковом возрасте личностные качества продолжают формироваться, значит, шанс предотвратить снижение уровня культуры языка есть. Итогом первой главы можно считать понимание того, что такая проблема как нарушение норм ударения в устной речи есть. На данный момент она не ярко выражена, но отголоски ее слышны по всей стране. От многих взрослых людей мы, подростки, часто слышим, что орфоэпические нарушения уже никого не удивляют. Безграмотность не должна становиться обычной!

В Российских учебных заведениях педагоги стараются привить учащимся любовь к русскому языку, к сожалению, значительных результатов нет. Но зато этот факт дает возможность задуматься над тем, что нас ждет впереди, если люди будут бездействовать. Глава 2. Практическое исследование причин нарушения норм ударения в устной речи подростков 2. Процедура исследования Анализ теоретического материала помог перейти к практической части работы.

Целями практической части исследования было изучение причин нарушения норм ударения в устной речи обучающихся Жуковского филиала 1,2 курсов, определение отношения подростков к поставленной проблеме. В ходе исследования была использована анкета, разработанная нами проекта, предназначенная для выявления причин нарушения норм ударения в устной речи подростков, определения отношения обучающихся к поставленной нами проблеме. Анкета включает в себя десять вопросов. Перед началом исследования испытуемые получают инструкцию: «Прочтите внимательно вопросы и дайте ответы. Там, где требуется, аргументируйте свой ответ.

Анкета анонимная, а правильных или неправильных ответов нет, поэтому постарайтесь ответить как можно честнее и как можно правильнее». Анализ результатов исследования Во время проведения исследования царила непринужденная атмосфера. Обучающиеся предупреждались заранее, что анкета анонимная, а правильных или неправильных ответов нет. В исследовании приняло участие 20 обучающихся 1,2 курсов. С помощью первых пяти вопросов мы хотели выявить отношение обучающихся к проблеме правильности постановки ударения в устной речи.

Ответы обучающихся на первые пять вопросов показали: 1. Лишь 6 обучающихся замечают ошибки в постановке ударения в речи окружающих; 4. Соотнеся ответы обучающихся с реальным положением дела смотрите положение 1 , можно сделать вывод: проблема правильности постановки ударения не считается старшими подростками серьезной. Реальное положение дела расходится с представлениями обучающихся о правильности постановки ударения в устной речи. Показатели уровней речевого поведения обучающихся.

Исходя из этих данных, можно сделать вывод: для всех испытуемых филиал является местом, где речь должна быть нормированной. И это радует! Показатели уровней речевых образцов. Эти показатели говорят о том, что главной причиной нарушения норм ударения в речи подростков является влияние окружающей среды. А также эти результаты подтверждают мысль о равнодушии большинства испытуемых к общей культуре речи.

Анализ ответов на 7 вопрос показал, что 4 обучающихся попытались следовать новым требованиям, но у них этого не получилось, а остальные 16 испытуемых даже не стали пытаться менять языковые привычки. Опираясь на эти ответы, можно утверждать, что вопрос, поднятый учеными — лингвистами в 2009 году, оставил обучающихся старшего возраста равнодушными. Утверждать, что это однозначно положительно или отрицательно нельзя, поэтому итогом анализа этого вопроса можно считать понимание того, что такой фактор, как «изменение нормы» на речь испытуемых нами подростков не влияет. Ответы обучающихся на вопрос «С кого начинается общая культура речи? Респонденты, на наш взгляд, правы, считая, что в вопросе повышения культуры речи каждый человек должен начинать с себя.

В качестве исходных позиций такого описания приняты следующие три принципа: морфологический, парадигматический, позиционный. Описание типов ударения видоизменяется по двум взаимосвязанным параметрам. Во-первых, парадигма словоизменения разбивается на две полупарадигмы в соответствии с двумя главными грамматическими категориями, формирующими парадигму: единственным-множественным числом в склонении и настоящим-будущим-прошедшим временем в спряжении.

Основания для такого разделения заложены в самой акцентологии, поскольку противопоставление словоформ по месту ударения в русском языке лежит либо между целыми категориями, либо между одной из словоформ и другими внутри одной категории. Все остальные передвижения ударения чрезвычайно редки и являются исключениями, отклонениями от основных закономерностей. Таким образом, полупарадигмы характеризуются либо неподвижным, либо подвижным ударением схема подвижного ударения акцентная характеристика целой парадигмы может состоять из двух полупарадигм с неподвижным ударением разного типа.

Это обстоятельство дает возможность для второго видоизменения системы описания: учет только трех типов ударения: неподвижного на основе тип А , неподвижного на окончании тип В и подвижного тип С с любым способом подвижности. Тогда схема ударения получает двойное обозначение с указанием условного ударения в словоформах каждой категории. Такое представление акцентологической системы русского языка наглядно показывает отсутствие подвижного ударения в ед.

Редкий случай подвижности ударения в ед. Однако этот тип подвижности не образует самостоятельной акцентной парадигмы, а является отклонением от основных схем: от схемы f-ВС голова-голову, рука-руку или от схемы d-ВА река-реку, земля-землю.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий