В какой части выступления оратор вводит слушателей в курс дела

6. Формулирование вступления и заключения. Вступление необходимо для того, чтобы установить связь между оратором и слушателями и ввести слушателей в курс дела. Заключение, как правило, содержит общий вывод по теме выступления. Для практического обучения искусству публичного выступления наиболее целесообразно подразделение публичных выступлений на виды по их функции, т. е. по цели, которую ставит оратор в своем выступлении. Таковы основные требования, предъявляемые к построению главной части речи. Однако ораторское искусство – дело творческое, поэтому универсальных правил здесь не существует. Все зависит от самого оратора. Таковы основные требования, предъявляемые к построению главной части речи. Однако ораторское искусство – дело творческое, поэтому универсальных правил здесь не существует. Все зависит от самого оратора.

интернет-магазин

Роль вступления и заключения публичного выступления. Вспомогательный материал. Информация, которую оратор предлагает слушателям, обязательно должна быть приведена в форму, удобную и для изложения, и для восприятия. Публичные выступления обычно имеют традиционную трехчастную композицию: вступление, основная часть, заключение.
Образовательный портал ТГУ В рамках данной структурной части публичного выступления, оратор обозначает окончательные тезисы своего выступления и его общие итоги, а также завершает свое выступление при помощи использования каких-либо риторических средств или приемов.

Что такое ораторское искусство и какие у него базовые правила?

Не вполне понятным образом уменьшается его способность к критике. В массе способность человека к различению ограничена. Он склонен к черно-белым краскам. Вперед выступает инстинктивное и иррациональное. Франц Грильпарцер пишет: «Человек в одиночку сносен, в толпе же он близок к животному миру». У оратора, обращающегося к массе, велика вероятность стать обманщиком из-за преувеличений и упрощения проблемы в запале речи. Поэтому речь, обращенная к массам, во все времена была ареной для демагогов всех видов.

Они использовали массовые формы внушения и, манипулируя неконтролируемыми чувствами толпы, внедряли свою волю в подсознание людей — зачастую с губительными последствиями. Гитлер как величайший демагог в мировой истории использовал психологию масс в собственных целях. В книге «Mein Kampf» «Моя борьба» он пишет: «В массовых собраниях мышление выключено. И я использую это состояние; оно обеспечивает моим речам величайшую степень воздействия, и я отправляю всех на собрание, где они становятся массой, хотят они того или нет. Интеллектуалы и буржуа так же хороши, как и рабочие. Я перемешиваю народ.

Я говорю с ним, как с массой». Об ораторе Гитлере в 20-е годы Карл Чуппиг отзывается следующим образом: «Как говорят в Австрии, «бурчащая» речь. При этом, однако, понятная и слышимая в окрестности с радиусом 60 метров... При этом его риторическое искусство, искусство расчленять и создавать, подготавливать «расстановку точек», очень ничтожно. Отсутствует и лучшее украшение речи: юмор. Гитлер совсем лишен юмора, он всего лишь патетичен.

Эмоционального накала он добивается за счет преувеличенного пафоса... Риторически слабые, по уровню мышления равные нулю, речи Гитлера в качестве действенного начала имеют только его способность передавать слушателям порывы чувств». Оратор, сознающий свою ответственность, также будет настраивать себя на ситуацию речи, обращенной к массе, но он будет существенным образом ограничивать себя практическим применением следующих рекомендаций: w Чем больше количество слушателей, тем проще стиль речи за исключением докладов перед специалистами. В массе каждый отдельный человек изменяется — и перед массой зачастую изменяется оратор. Многие великие ораторы в частной жизни были робки и застенчивы. Потом перед слушателями их нельзя было узнать.

Они говорили свободно и раскованно, увлекательно и убежденно. Филлис Хойр в книге «Я был личным секретарем Черчилля» сообщает, что Черчилль в разговорах один на один немного шепелявил и очень часто заикался, но на ораторской трибуне был в своей тарелке: и шепелявость, и заикание «как рукой снимало». Проблема «Реплики в речи» рассмотрена в Части II. Здесь приведена вступительная часть диалога между Понтером Гаусом и Фрицем Эрлером. Она подробно разъясняет, как выдающийся оратор своего времени оценивает функции речи. Кроме того, дано представление о практике речи в политической борьбе.

Гаус: Господин Эрлер, Вас считают лучшим оратором из числа тех, кто ведет дебаты в бундестаге. Позвольте задать Вам вопрос: для опытного оратора Фрица Эрлера воздействие речи, которого он добивается, является скалькулированным и заранее просчитанным или же Вы действуете в зависимости от реакции Ваших слушателей? Эрлер: Есть и то, и другое! Ведь по большей части мои речи не написаны заранее: совсем редко по особым поводам я зачитываю уже подготовленный текст. Особый повод состоит в том, что благодаря такому способу есть уверенность, что пресса действительно передаст именно этот текст. Так что это написано больше для удобства журналистов, чем для спокойствия оратора.

Вообще я говорю только по списку ключевых слов. И это исключает возможность точного учета ожидаемой реакции слушателей — будь это в бундестаге, или на собрании, или в другой аудитории. Но, естественно, из большого опыта известно, какие пассажи вызовут у слушателей особое внимание. И это настолько точно, как будто оратору сопутствует своего рода эхо. Артист, как известно, живет аплодисментами, и это справедливо также и для оратора. Только политический оратор должен остерегаться позволить себе из-за одобрения больших массовых собраний увлечься декларациями, которые в чем-то ускользнут от контроля разума.

Гаус: Вы уверены, что такой контроль никогда не откажет, что Вы всегда удержите себя в руках, что Вы не сможете из-за реакции публики прийти в возбуждение и потерять контроль? Эрлер: Я бы сказал, что слово «никогда» не следует произносить никогда. Такой гарантии никто не сможет дать. Можно лишь стремиться к тому, чтобы всегда удерживать контроль. Но я знаю, например, что при горячей схватке мнений в бундестаге та или другая реплика меня так возбуждает, что мои ответы на нее бывают не совсем удачны. В большинстве случаев я отвечаю очень быстро.

Ответ дается, прежде чем спрашивающий успеет закрыть рот, этим я известен в бундестаге и этого подчас даже опасаются. Но, естественно, что при пикировке подобного рода возникают ситуации, когда неожиданно тот или другой коллега оказывается неумышленно задетым. Тогда наступает сожаление. От подобной реакции никто не застрахован. Но и в этой области долголетний опыт учит большей сдержанности. Гаус: Эта способность быстрой реакции, которую Вы доказали, например, при подаче реплик и промежуточных вопросов, доставляет Вам удовольствие?

Эрлер: Я должен сказать, да! Естественно, есть вопросы, которые поставлены так, что они перед ответом требуют известного размышления. Обычно вспоминают упрек доктора Аденауэра, который по этому поводу сказал: «У него», я не знаю, кого он имел здесь в виду, «центр речи расположен слишком близко к мозгу». Итак, прежде чем сказать, нужно подумать. Но ведь в большинстве случаев реплики можно рассчитать заранее. Известно, в каком духе отвечают, так что не все неожиданно.

Естественно, есть также реплики, которые для уяснения сути требуют произнесения пары бессодержательных слов, дающих время на обдумывание. В бундестаге излюбленный прием в этом случае — повторение обращения «господин президент, уважаемые дамы и господа»; благодаря этому получают некоторое время на размышление. Гаус: Господин Эрлер чтобы употребить обращение , в СДПГ, заместителем председателя которой Вы являетесь наряду с Гербертом Венером и при руководстве Вилли Брандта, известен Ваш высокий интеллект, который позволяет Вам анализировать политические проблемы, и прежде всего вопросы внешней политики и обороны. Является ли Ваш ярко выраженный интеллект следствием Ваших пристрастий? Кто Вы, по вашему собственному мнению, — скорее спорщик и участник дискуссий, применяющий аргументы за и против, чем оратор в больших массовых собраниях, где требуется нечто другое, нежели интеллект? Эрлер: В больших массовых собраниях я привлекаю также и публику, мыслящую глубоко.

Но я не думаю, что являюсь тем, кого можно назвать народным трибуном. Однажды в ранней молодости в Берлине мне представилась возможность быть ведущим, когда на форуме молодежи выступал социал-демократический депутат рейхстага Тони Сендер. Конечно, то, что я там сказал, было очень существенно и уместно.

Для того, чтобы речь тронула и заинтересовала аудиторию, важен авторитет говорящего или его особый психологический настрой. Чтобы побудить слушателей совершить какие-то действия, оратор, прежде всего, сам делает усилие, требующее особого напряжения воли. Это усилие чувствуется в речи оратора и передаётся его слушателям, побуждая их к действиям. Аргументация в ораторском искусстве В ораторском искусстве, аргумент — это факты, данные исследований, события, практические примеры, направленные на доказательство тезиса. Логос — та важная для людей мысль, идея, которая должна стать предметом их активного размышления и усвоения на диалектическом уровне.

Пафос — это соответствующая ситуации, цели высказывания, форма речевого выражения, в наибольшей степени способствующая пониманию и усвоению смысла высказывания. В современной риторике Николай Овчаров определяет три формы аргументации:[1] Теоретическая — общеизвестные факты, исследования, научные публикации, статистика. Практическая — практические примеры на своем или чужом опыте. Визуальная — сравнение с известным образом или событием. Влияние психики на качества ораторской речи Между психикой и голосовым аппаратом человека существует прямая взаимосвязь. Если мысли и чувства, которые желает озвучить оратор, будут слабыми, неясными, робкими или неопределёнными, то и речь его будет такая же. Речевой аппарат будет работать неполноценно. Признаками такой неправильной работы являются прерывистое и поверхностное дыхание, монотонный голос, нечёткая артикуляция и ложная интонация.

Для того, чтобы привести речевой механизм в полную «боевую готовность», необходимы яркие, живые мысли и готовность оратора ими поделиться. По мнению Поля Сопера, главная задача оратора — иметь, что сказать, и иметь глубокую потребность выразить это[4]. Мастер публичных выступлений. Дата обращения: 20 февраля 2017. Основы искусства речи. Глава 1 Основы речи , часть А Речь — это человек в целом , 6-й абзац. Литература Николай ОвчаровМастер публичных выступлений. Самая практическая книга по ораторскому искусству.

Риторика — искусство убеждать. Руководство по гомилетике. Эта страница в последний раз была отредактирована 21 июля 2019 в 12:52. Особой формой деятельности, которая является инструментом непосредственного общения, считается ораторская речь. Обычно она предназначена определенному слушателю либо множественной публике. Основной задачей таких выступлений считается информирование либо оказание на людей определенного воздействия. По своему характеру такой текст представляет собой монолог, рассчитанный на пассивное восприятие и не требующий какой-либо ответной реакции. Однако, при рассмотрении такого публичного выступления с социально-психологической точки зрения, можно уверенно говорить о том, что такая речь считается не обычным монологом, а сложным процессом двустороннего общения.

Особенности, характеризующие сущность ораторской речи Выделяют следующие особенности ораторской речи: Устная форма общения. Ораторская речь представляет собой процесс непосредственного общения с людьми, в котором применяется устный литературный язык. Публичные тексты предназначены для восприятия на слух, поэтому нужно подготовить их таким образом, чтобы они быстро усваивались собравшейся аудиторией. Присутствие обратной связи. Во время доклада перед людьми выступающий может наблюдать за настроением собравшихся, следить за реакцией на фразы, улавливать настроение людей и отношение к вышесказанному. Кроме этого, по вопросам, поступающим от людей, можно сделать выводы, чем же обеспокоены слушатели в настоящий момент и, при необходимости, вносить корректировки в выступление. Применение разнообразных средств общения. Такая особенность ораторского искусства заключается в том, что речь является своеобразной формой взаимодействия, в которой присутствуют не только языковые средства.

Особое место в публичных выступлениях отдается паралингвистическим и невербальным средствам, а также коммуникации. Взаимосвязь между книжным текстом и его устным воплощением. Во время различных разработок, обдумываний и написания текста делается акцент на книжные источники. С учетом такой особенности любой подготовленный текст является, по сути, книжной речью. В различных сообщениях об особенностях ораторской речи подчеркивается, что при выступлении перед публикой оратор должен преподнести текст так, чтобы он был понятен для окружающих. В такой ситуации могут понадобиться элементы разговорного общения, и выступающему необходимо опираться на реакцию аудитории. Лингвистические особенности ораторской речи характерны любому ее виду, будь то выступления в суде либо выступление перед студентами. Это связано с тем, что основу любого публичного выступления составляет язык, как универсальное средство общения людей друг с другом.

Если кратко, то главной лингвистической особенностью ораторской речи является необходимость найти контакт с аудиторией, что можно сделать с помощью личных местоимений, глагольных форм и вводных конструкций. Психологические особенности ораторской речи кроются в ораторском искусстве, в восприятии людьми публичных выступлений. Имея разные объекты и будучи достаточно самостоятельным, они действуют одновременно в живом общении говорящего с аудиторией. Если кратко, то лингвистической особенностью ораторской речи является побуждение интереса слушателя к произносимым словам и старание в дальнейшем поддерживать его. Важно: психологическое искусство заключается в способности в любой момент сгладить различные неурядицы и переключить внимание на другой вопрос по ходу лекции. В оценочных критериях слушателей обычно наблюдается психология восприятия, мотивация и удовлетворение эстетического чувства. Для успешного выступления важно обязательное присутствие этих слагаемых. Виды ораторской речи Ораторское искусство является особым мастерством выступления перед публикой для убеждения слушателей в чем-либо.

Различные навыки формируются в процессе определенных занятий и тренингов. Характерным их проявлением считаются выступления перед публикой, которые подразделяются на несколько видов. Важно: местом зарождения ораторского искусства стала Древняя Греция, поэтому существуют виды, которые сегодня уже не практикуются. Современная классификация выделяет следующие виды ораторской речи, ее специфику, особенности и функции: Социально-политическое искусство оратора включает такие формы выступлений, как доклады на тему экономики и политики, а также митинговые фразы и военно-патриотические слова. Судебное ораторское искусство можно наблюдать в различных судебных заседаниях, и выделяется оно своей аргументированностью, наличием доказательств и нередко носит оценочный характер. Такой вид публичного выступления требует присутствия защитной и обвинительной речи. Академическое искусство оратора выделяется среди остальных видов присутствием специальных терминов и строгих формулировок. Кроме этого, в таких публичных выступлениях отмечается логичность и аргументированность текста.

В таком искусстве можно наблюдать такие жанры, как обзор, лекция, доклад и сообщение. Социально-бытовое искусство оратора объединяет в себе одновременно несколько форм.

Задачи заключения: - повысить интерес к предмету речи; - подчеркнуть значение сказанного; - поставить задачи; - призвать к непосредственным действиям в митинговой речи. В конце речи могут кратко повторяться её основные тезисы, ещё раз подчеркиваться главная мысль и важность для слушателей разработанной темы, могут использоваться дополнительные сильные аргументы, чтобы повысить убедительность речи и оставить хорошее впечатление об ораторе. Недопустимо в конце выступления: - извиняться перед слушателями за то, что не сообщил ничего нового и интересного; - обрывать речь без заключения и уходить; - заканчивать речь шуткой, не относящейся к теме выступления, так как такое заключение отвлекает внимание аудитории от главных положений речи. Последние слова оратора должны мобилизовать слушателей, воодушевить и призвать их к активной деятельности. Варианты допустимых концовок: - цитата;.

Информатор непосредственное изложение материала. Комментатор использование дополнительных сведений и личная интерпретация материала. Собеседник использование приема диалогизации. Советчик расставление акцентов. Эмоциональный лидер чувственно-эмоциональное, пафосное воздействие на аудиторию. Типы ораторов Всех ораторов можно разделить на две большие группы: 1 Эмоционально-воодушевленные и 2 Рационально-бесстрастные. Вторая группа ораторов распадается еще на группы: 2. Поэтому можно еще говорить об ораторах: 2. Эмоционально-воодушевленные ораторы Это впечатлительные натуры, которые вкладывают в свои слова не только мысли, но и чувства. Они способны на воодушевление, которое, невольно передаваясь слушателям, воодушевляет и их. Дар воодушевленной, проникнутой живым чувством речи — драгоценнейший дар для агитатора. Оратором этого типа должно родиться. Речь, исполненная пафоса, должна сочетаться и с глубиной или очевидностью мысли, и с образным языком — иначе она не оставит прочных следов в сознании слушателей. Не о минутном впечатлении, а о прочном внушении должен заботиться оратор. Вольной или невольной ошибкой ораторов этого типа является значительное уклонение от истины. Гипербола, раздувание из мухи слона — обычное явление трескучих речей. Эмоционально-воодушевленные ораторы склонны к преувеличениям. Беспристрастное объективное изложение вопроса — редкое, ценнейшее явление в практике таких ораторов. Жесты и мимика, как и голос, — могучие средства оратора эмоционально-воодушевленного типа. Оратор-эрудит Если лучшим агитатором является воодушевленно-эмоциональный тип оратора, то лучшим пропагандистом, распространяющим, углубляющим и отстаивающим новые идеи, является бесстрастный, спокойный оратор, вооруженный не только даром речи и здравым смыслом, но и большой научной эрудицией; вооруженный обширными и разносторонними научными сведениями. Ссылаясь на доводы науки, заботьтесь лишь об одном: выяснить затронутый вопрос. Не нужно слишком много научных сведений. Избегайте их вовсе там, где истина и без них вполне ясна — иначе лишь утомите слушателей и вызовете в них одну досаду. Вообще, впадать в никому ненужное многословие — отличительная, типическая ошибка ораторов «от науки». Оратор здравого смысла Есть тип людей удивительно рассудительных, умеющих убедить, как без блеска красноречия, так и без ссылок на науки. В простой аудитории оратор этого типа часто имеет большой успех. Соображения здравого смысла да ссылки на очевидные факты повседневной жизни — вот все его оружие. Оружие несложное, но часто верно и меткое. Оратор здравого смысла часто прибегает к иносказанию, басне, притче, сказочке, анекдоту; он не чужд юмора, он доступен пониманию каждого, а потому и слушают его охотно и награждают достаточным вниманием. Ораторы, мыслящие вслух Говорящий не сообщает вам готовых истин, не призывает вас следовать за тем-то и тем-то, а перед вами и как бы вместе с вами соображает как вернее решить вопрос. Он приведет соображения за высказываемое положение, приведет соображения против него, сопоставит их так, что вывод сам напрашивается у слушателей. Под мыслями вслух понимается уменье так сопоставить свои соображения, чтобы выводы как бы родились здесь, в аудитории, и, прежде всего, в головах слушателей. Иногда уменье предоставить слушателям самим разобраться и самим прийти к намеченному вами выводу является сильнейшим ораторским приемом. Этапы подготовки публичного выступления 1. Записать мысли о предмете выступления по Карнеги. Четко сформулировать тему, цель и основную мысль выступления. Ознакомиться с необходимой литературой и выбрать самое главное, то, что раскрывает основную проблему выступления.

6 эффективных правил ораторского мастерства

Закон непротиворечия. Два несовместимых друг с другом суждения не могут быть одновременно истинными: по крайней мере одно из них необходимо ложно. Закон исключенного третьего. Утверждение и его отрицание не могут быть одновременно ни истинными, ни ложными, одно из них необходимо истинно, другое — необходимо ложно. Если в выступлении сформулировано какое-то положение в виде высказывания, а затем — его отрицание, то одно из этих высказываний будет истинным, а другое — ложным.

Закон достаточного основания. Всякая мысль признается истинной, если она имеет достаточное основание. Поскольку наши суждения, высказывания могут быть истинными или ложными, то, утверждая истинность высказывания, следует дать обоснование этой истинности. На основе логических законов, которые носят формальный характер, фиксируют формальную правильность различных интеллектуальных операций в чистом виде, складываются конкретные правила, рекомендации, инструкции, предусматривающие достижение вполне определенного необходимого результата в практической деятельности.

Следует иметь в виду, что логика выступления является лишь составной частью более общей системы приемов, называемой системой аргументации, которая используется в воздействующей, убеждающей речи. Отношение оратора к аудитории должно быть абсолютно доброжелательным и профессиональным. Доброжелательность предполагает невозможность таких форм речевого поведения, как агрессивность в ее различных проявлениях упреки, угрозы, оскорбления и демагогия ложь. Профессиональное отношение к аудитории предполагает умение работать с любой аудиторией: и с той, которая настроена доброжелательно, и с той, которая настроена агрессивно, и с той, которая высказывает безразличие к оратору.

Не следует обижаться на аудиторию и вступать с ней в конфликтные отношения. Но это совсем не означает, что оратор должен идти на поводу у аудитории, заигрывать с ней. Оратор должен относиться к аудитории, как врач к больному. Выступление оратора — его профессиональная деятельность, и он должен руководствоваться интересами дела, подчиняя ему свои чувства, эмоции, отношения.

Отметим некоторые типичные ошибки, которые допускают выступающие даже помимо своей воли. Не следует изображать, представлять глупыми, нечестными, непоследовательными, слабохарактерными тех лиц, мнение которых вы оспариваете. Нельзя следовать утверждению: «Непоследовательный человек не может быть прав». Надо разбирать мнение, точку зрения, взгляды оппонента, а не его жизнь.

Обращение к чувствам аудитории не должно перерастать в манипулирование аудиторией. Предположим, выступление направлено против кого-либо из администрации города и носит критический характер. Не следует говорить о разгуле преступности в городе. Не следует говорить о социальных и этнических предрассудках, связывая их с социальным положением или национальностью оппонента, играя на низменных чувствах части аудитории.

Не следует отождествлять взгляды человека со взглядами той группы, партии, к которой он принадлежит. Если он коммунист, член ЛДПР и т. Нельзя искажать мнения оппонентов, с которыми вы полемизируете или на мнения которых вы опираетесь. Особенно осторожно следует обращаться с цитатами.

Не бравируйте личными качествами, не преувеличивайте свою роль в каких-либо событиях, совместной деятельности и т. Нельзя представлять то, что требуется доказать, как нечто само собой разумеющееся. Всегда вызывают возражения фразы типа: ясно, как божий день, что; конечно, мне незачем вам говорить, что; ни один человек в здравом уме не будет отрицать, что; я вас могу заверить в том, что. В ходе выступления нельзя отказываться от исходных высказанных или невысказанных тезисов, сделав вид, что вы «так и не думали».

Вы потеряете доверие. Не преувеличивайте сверх здравого смысла отрицательных результатов реальных или возможных действий ваших оппонентов, событий и т. Усугубление нежелательных последствий должно быть обоснованным. Не следует требовать, чтобы вашу концепцию признали правильной только на том основании, что вам ваше обоснование представляется убедительным.

Хорошее выступление — выступление цельное в ритмико-интонационном отношении. Но в то же время внутри этого единого ритмико-интонационного целого должно быть разнообразие. Монотонность притупляет внимание, однообразие ритма и интонации отрицательно сказывается на восприятии. Поэтому хорошая воздействующая речь выдержана в определенной стилевой манере от начала до конца, что делает этот текст цельным и целым.

В то же время единая стилевая манера предполагает элементы разнообразия: увеличение или замедление темпа, разнообразные интонационные контуры. Поэтому написанные при подготовке отрезки текста следует обязательно прочитывать вслух, по крайней мере — проговаривать «про себя». Именно интонация, ритм речи подскажут, где ограничить объем конструкции или, наоборот, увеличить его, где переставить слова и т. Подчеркнем: говоря о лексике и синтаксисе, мы подразумеваем в данном случае благозвучность текста, гармонию ритма, а не контактоустанавливающие особенности, о которых говорилось выше.

Если в одном тексте приходится совмещать содержание, представленное в текстах-источниках, написанных в разных стилевых манерах, то эти первоначальные тексты-источники разумеется, если это не цитата следует перерабатывать в соответствии с вашей стилевой манерой. Очень много проблем связано с точностью словоупотребления. В русском языке большое количество слов имеет сходные или близкие значения, и не всегда прост? При сомнении в правильности выбора слова следует воспользоваться толковым словарем русского языка.

Работа со словарем должна стать постоянной и важной составляющей работы профессионала речи. Выразительность речи, ее воздействующая сила увеличивается, если оратор использует разнообразные изобразительно-выразительные средства. Выступление становится более убедительным, привлекательным, что способствует установлению более тесного контакта с аудиторией. В значительной степени это объясняется тем, что изобразительно-выразительные средства апеллируют к миру чувств и эмоций аудитории.

В конфликтной ситуации чаша весов часто склоняется в пользу того, кто сумел овладеть эмоциями и чувствами аудитории. Укажем наиболее распространенные изобразительно-выразительные средства, используемые в воздействующей публичной речи. Метафора представляет собой перенос наименования на основе сходства. Для использования в качестве метафоры пригодны слова с предметным значением, т.

В узком понимании эпитет — это образное определение, выраженное метафорическим прилагательным. Текст, насыщенный эпитетами, очень изобретателен и выразителен. Олицетворение— разновидность метафорического переноса, когда какое-либо явление, событие, качество, свойство уподобляется живому существу. Сравнение— уподобление одного предмета, лица, события другому предмету, лицу, событию на основе выявления общего признака, который благодаря сравнению актуализируется, выпячивается на первый план..

Антитеза противопоставление часто строится на основе антонимии. Противопоставленные понятия лучше выявляют свою специфику на фоне друг друга. Подхват— повторение в начале следующей конструкции слов, стоящих в конце предшествующей конструкции. Этим достигается актуализация, усиление смысла повторяемого слова и всей конструкции в целом.

Градация— интонационно-синтаксический ряд, члены которого увеличивают постепенно нужные автору смыслы.

Правильно выстроенное выступление синергично — оно действует на аудиторию значительно сильнее, чем подействовали бы факты сами по себе. А ошибочная композиция дает обратный эффект: факты, тезисы, аргументы мешают друг другу и могут полностью испортить выступление, даже если информация интересна и полезна. Несомненно, умение работать с содержанием речи, составлять отдельные части в правильную композицию — третий фактор, необходимое условие успеха выступления если, конечно, у вас нет собственного профессионального спичрайтера.

Об этом и пойдет речь в ближайших выпусках рассылки. Сегодня мы познакомимся с самым простым и универсальным способом построения выступления. Он не требует особой подготовки — а значит, хорош, если вас застали врасплох. Он весьма эффективен для выступления с рассказом, презентацией, интересной историей — и если вы не профессиональный оратор, это, пожалуй, большая часть ваших речей.

Его очень легко запомнить и ему практически не нужно учиться. Ваше выступление будет состоять из трех частей.

Подготовка к любому выступлению начинается с определения темы речи. Если тема речи задана, то оратору необходимо её конкретизировать и уточнить. Если тема выбрана самим оратором, то он должен исходить из личного опыта и знаний по выбранной теме.

При этом он должен учитывать собственные интересы и интересы своих слушателей. Выбрав тему, необходимо подумать о её формулировке. Название речи следует сделать чётким, ясным и по возможности кратким. Длинные формулировки, названия, включающие незнакомые слова и выражения, отталкивают слушателей, даже могут вызвать отрицательное отношение к предстоящему выступлению. Название должно отражать содержание выступления и обязательно привлекать внимание слушателей.

Приступая к подготовке речи, необходимо определить цель выступления. Говорящий должен ясно представлять, для чего, с какой целью он произносит речь, какой реакции слушателей он добивается. Отсутствие определённой целевой установки снижает эффективность выступления, не позволяет оратору добиться желаемого результата. Выступающий должен формулировать цель речи не только для себя, но и для своих слушателей. Чёткая формулировка целевой установки готовит слушателей к восприятию речи, облегчает её осмысление.

Поиск материала. Чтобы подготовить интересное по содержанию выступление, оратору необходимо собрать как можно больше данных, сведений, фактов, примеров, иллюстраций по выбранной теме. Для этого можно использовать самые разнообразные источники: официальные документы, научную и научно-популярную литературу, беллетристику, статьи из газет и журналов, передачи радио и телевидения, результаты социологических исследований, личные контакты, размышления и наблюдения. Важно использовать и так называемый местный материал, то есть имеющий отношение к жизни слушателей. Такой материал оживляет выступление, привлекает к нему внимание слушателей, вызывает их интерес.

Изучение и анализ отобранного материала. Собрав необходимый материал, оратор должен его внимательно изучить, осмыслить, систематизировать, определить, что именно можно будет использовать в речи.

Оратор и его аудитория Оратор — человек, обладающий даром, способностями произносить речь красиво и убедительно. Требования к поведению оратора: 1 обаяние; 2 артистизм; 3 уверенность; 4 дружелюбие; 5 искренность; 6 объективность; 7 заинтересованность; 8 увлеченность. Риторические позиции оратора в ходе выступления: 1.

Информатор непосредственное изложение материала. Комментатор использование дополнительных сведений и личная интерпретация материала. Собеседник использование приема диалогизации. Советчик расставление акцентов. Эмоциональный лидер чувственно-эмоциональное, пафосное воздействие на аудиторию.

Типы ораторов Всех ораторов можно разделить на две большие группы: 1 Эмоционально-воодушевленные и 2 Рационально-бесстрастные. Вторая группа ораторов распадается еще на группы: 2. Поэтому можно еще говорить об ораторах: 2. Эмоционально-воодушевленные ораторы Это впечатлительные натуры, которые вкладывают в свои слова не только мысли, но и чувства. Они способны на воодушевление, которое, невольно передаваясь слушателям, воодушевляет и их.

Дар воодушевленной, проникнутой живым чувством речи — драгоценнейший дар для агитатора. Оратором этого типа должно родиться. Речь, исполненная пафоса, должна сочетаться и с глубиной или очевидностью мысли, и с образным языком — иначе она не оставит прочных следов в сознании слушателей. Не о минутном впечатлении, а о прочном внушении должен заботиться оратор. Вольной или невольной ошибкой ораторов этого типа является значительное уклонение от истины.

Гипербола, раздувание из мухи слона — обычное явление трескучих речей. Эмоционально-воодушевленные ораторы склонны к преувеличениям. Беспристрастное объективное изложение вопроса — редкое, ценнейшее явление в практике таких ораторов. Жесты и мимика, как и голос, — могучие средства оратора эмоционально-воодушевленного типа. Оратор-эрудит Если лучшим агитатором является воодушевленно-эмоциональный тип оратора, то лучшим пропагандистом, распространяющим, углубляющим и отстаивающим новые идеи, является бесстрастный, спокойный оратор, вооруженный не только даром речи и здравым смыслом, но и большой научной эрудицией; вооруженный обширными и разносторонними научными сведениями.

Ссылаясь на доводы науки, заботьтесь лишь об одном: выяснить затронутый вопрос. Не нужно слишком много научных сведений. Избегайте их вовсе там, где истина и без них вполне ясна — иначе лишь утомите слушателей и вызовете в них одну досаду. Вообще, впадать в никому ненужное многословие — отличительная, типическая ошибка ораторов «от науки». Оратор здравого смысла Есть тип людей удивительно рассудительных, умеющих убедить, как без блеска красноречия, так и без ссылок на науки.

В простой аудитории оратор этого типа часто имеет большой успех. Соображения здравого смысла да ссылки на очевидные факты повседневной жизни — вот все его оружие. Оружие несложное, но часто верно и меткое. Оратор здравого смысла часто прибегает к иносказанию, басне, притче, сказочке, анекдоту; он не чужд юмора, он доступен пониманию каждого, а потому и слушают его охотно и награждают достаточным вниманием. Ораторы, мыслящие вслух Говорящий не сообщает вам готовых истин, не призывает вас следовать за тем-то и тем-то, а перед вами и как бы вместе с вами соображает как вернее решить вопрос.

Он приведет соображения за высказываемое положение, приведет соображения против него, сопоставит их так, что вывод сам напрашивается у слушателей. Под мыслями вслух понимается уменье так сопоставить свои соображения, чтобы выводы как бы родились здесь, в аудитории, и, прежде всего, в головах слушателей. Иногда уменье предоставить слушателям самим разобраться и самим прийти к намеченному вами выводу является сильнейшим ораторским приемом. Этапы подготовки публичного выступления 1.

Структура речи оратора

Публичное выступление – это общественное мероприятие, в ходе которого выступающий (оратор) доносит до слушателей некую информацию. 6. Формулирование вступления и заключения. Вступление необходимо для того, чтобы установить связь между оратором и слушателями и ввести слушателей в курс дела. Заключение, как правило, содержит общий вывод по теме выступления. В какой последовательности рекомендуется работать над речью? С чего начинать, создавая текст публичного выступления? Ответ на эти вопросы дает античный риторический канон (рис. 1), определяющий порядок работы оратора над текстом выступления и с ним. •. 1. Вступление – одна из композиционных частей публичного выступления, в которой подчеркиваются актуальность и значение темы для данной аудитории, формулируется цель выступления, кратко излагается история вопроса. Голосования, опросы, игры с аудиторией придадут Вашей лекции шарм. Про конкретные приемы, я напишу ниже. Очень важно грамотно разделить ваше выступление на части. Каждая часть должна представлять собой логически законченный фрагмент. Так он запомнится слушателям. Голосования, опросы, игры с аудиторией придадут Вашей лекции шарм. Про конкретные приемы, я напишу ниже. Очень важно грамотно разделить ваше выступление на части. Каждая часть должна представлять собой логически законченный фрагмент. Так он запомнится слушателям.

Работа на тему "Ораторское искусство"

Структура речи оратора Искусство ораторского мастерства лучше постигать, глядя на опытного оратора, на то, как он работает, завлекает слушателя, какие приемы использует. Можно учиться и перенимать опыт на практике. Основные приемы и хитрости, которыми пользуются все опытные ораторы.
Оратор и его аудитория: специфика публики при выступлениях Прочитайте статью о том, как подготовиться к проведению успешного выступления: полезные техники, правила подготовки, виды и типы, полезные навыки от практикующих ораторов.

Особенности взаимодействия оратора и его аудитории

Он загорается от трения с поверхностью, под которой мы подразумеваем публику. Если слушатели понимают, что докладчик делает свое дело с душой, они следуют за его мыслями. По поведению слушателей, выражению их лиц, положению тел, напряженной тишине чувствуется, внимательно ли они слушают оратора. Выражением сенсорного обратного действия являются аплодисменты. Аплодисменты ободряют оратора и делают его уверенным. Аплодисменты освежают атмосферу, как майский дождь. Аплодисменты окрыляют, как попутный ветер. Снова и снова мы наблюдаем, что хорошие ораторы не ждут, пока аплодисменты отзвучат полностью. Если начинаются овации, они делают паузу даже в середине предложения, а затем продолжают говорить во время заключительной части аплодисментов причем они часто повторяют последние слова, которые произносились во время аплодисментов. Так слушатели получают возможность полного выражения своего одобрения.

Как только появится повод, они легко настроятся на аплодисменты, потому что для слушателей аплодисменты — это клапан, позволяющий выразить растущее чувство удовлетворения. Когда Пауль Шмидт переводит речи государственных деятелей, он «способствует тому, чтобы в том или ином месте перевода слушатели аплодировали». Оратор, жаждущий аплодисментов, иной раз безответственно поверхностен. Аплодисменты — не всегда мера качества речи или внимания слушателей. Полководец Фокион 402—318 гг. Иногда слушатели всего лишь устраивают себе разминку, чтобы оживить затекшие вследствие неудобного сидения конечности; другой раз они аплодируют, движимые подлинным чувством одобрения, от всего сердца. В третий раз аплодисменты — всего лишь жест учтивой любезности, подобно тому, что Буш отмечает в следующем четверостишии: «Мир учтив и обходителен, И прежде чем тебя обидят, Пожалуй, каждый легко скажет то, что тебе угодно, Потому что присяги не давал никто». Ведь вы должны настроиться на слушателей и благодаря этому не допустить ни недооценки их, ни переоценки. Итак, трудность для оратора состоит, прежде всего, в оценке интеллекта своих слушателей.

Если что-то оратору как докладчику ясно, слушателю может быть непонятно еще долго. Выступающий должен облегчить его путь к результату, зачастую найденному самим докладчиком в итоге продолжительной работы. Он, может быть, неделю трудился, пока готовил доклад, а теперь хочет, чтобы слушатель все правильно понял и переработал эту массу информации в течение нескольких минут. Оратор должен обеспечить ему возможность сделать это без особого труда. Для этого следует избегать любых недоразумений. Приведу саркастическое высказывание бывалого докладчика: «Слушатели делятся на две группы: первые те, которые не слушают, а вторые те, которые большую часть понимают неправильно». Это, конечно, слишком преувеличено, но в этом есть зерно истины. Достойным упоминания является следующее: как показывает опыт, впечатление от речи порой зависит от одной ничтожной детали. Единственная оговорка, один неудачный оборот или второстепенный эпитет могут ослабить благоприятное впечатление от речи или уничтожить его совсем.

Возможно, такая речь не была тщательно проанализирована и проконтролирована в отношении нюансов. Всегда легче говорить, обращаясь к однородному гомогенному составу слушателей дилетанты, специалисты, студенты, коллеги, люди одинаковой политической ориентации и т. Однородному составу слушателей сопутствуют однородные представления. Перед неоднородным гетерогенным составом слушателей говорить тяжелее. Нелегко в одно и то же время выступать перед специалистами и дилетантами. Слишком велика разница в образовании. Если публика столь различна по составу, нужно кое-что предложить по возможности всем группам. Подумайте также об отдельных, особо авторитетных слушателях, про которых вы знаете, что они придут. Что нужно сказать тем и этим?

Прямо или косвенно. Уже при подготовке нужно постоянно видеть себя «внутренне в среде слушателей» Гератеволь. Но прежде обратитесь к дилетантам, особенно если их большинство. Интеллектуальные деликатесы — удел не каждого. Лишь немногие из ораторов могут перенастраивать себя на различные составы слушателей. Так, иной оратор, овладев блестящей академической речью, не владеет популярным языком, чтобы легко перестроиться и свободно общаться в любой аудитории. Например, Бисмарк был блестящим парламентским оратором. Но вряд ли его можно представить перед народным собранием. Ллойд Джордж, напротив, был «всегда на месте».

В парламенте он говорил великолепно и диалектично, перед ученым собранием — научно, перед народом — особенно наглядно, остроумно и грубовато. Мы поражаемся искусству того оратора, который о нечто новом и достойном внимания может рассказать в общедоступной форме даже неспециалистам. Главное — пробуждать любопытство слушателей и настраивать себя на это в речи. Итак, вы непременно должны спросить себя: «Кто сидит передо мной? Как много таких слушателей? Что они ждут от меня? Каковы их представления? Но там важно уменье сказать многое немногими словами». Подумай о том, что больше привлекает их внимание, что они хотели бы услышать, что вызывает у них приятные воспоминания, и намекни на вещи, которые они знают» Гамильтон.

Нужно всегда ставить себя в положение слушателя, особенно если это речь с выражением мнения. Это решающая предпосылка стать ближе слушателю. Генри Форд так описывал путь к успеху: «Понимать точку зрения других и видеть вещи их глазами». Мне как оратору нужно не только представить слушателя, но также и почувствовать его. Это не всегда просто». Каковы эти люди, которые меня слушают? Что они думают, что они чувствуют, что они знают, что хотели бы услышать и что я должен им сказать? Будет ли ново для слушателя то, что я расскажу? Или я ломлюсь в открытую дверь?

Много ли на выступлении если оно политического характера оппонентов? Если мне удастся достойно ответить на подобные вопросы, то речь будет одобрена. Есть анекдот об одном добропорядочном бюргере, который однажды захотел почитать умную книгу. И ему попала в руки книга Иммануила Канта «Критика чистого разума». Через три минуты он захлопнул книгу и подумал, качая головой: «Дружище Кант, мне бы твои заботы! Все, что говорит оратор, может быть и хорошо, и правильно, однако слушателю это неинтересно.

Ведь предприниматели — это те люди, которые, по сути, трансформируют наш мир и вдохновляют других на изменения… и тд. Видеопример вступления без представления спикера аудитории. Основная часть Главная цель этого блока — лаконичное изложение основного материала по теме.

Задача спикера последовательно привести необходимые аргументы, дополнить их верными примерами и поддержкой Самое главное требование к этой части — логическая последовательность и стройность изложения материала. Пункт Б должен вытекать из пункта А, а В — из пункта Б, и так далее. Ни в коем случае содержанием этого блока не должен быть набор несвязанных между собой тезисов по теме! Анастасия Галкина Эксперт курса Важные моменты, которые нужно запомнить: 1 Не следует освещать в речи слишком много вопросов. Это утомляет и путает слушателей. Достаточно рассмотреть 4-5 положений, подобрав к ним необходимые аргументы по системе аргументации ТАППТ. Для основной части тоже есть 3 приёма-техники удержания внимания. Их можно использовать совместно — в рамках одного выступления Структурные приемы удержания внимания слушателей для основной части Откройте каждую вкладку Переключение каналов восприятия слушателей Сторителлинг То есть спикер «проводит» слушателей по разным эмоциям, как бы «раскачивая» их. Например, сначала рассказывает что-то, что вызывает у них смех, затем — страх, потом — интерес, после этого — сопереживание, затем снова смех и тп.

Чем «контрастнее» переключение — тем лучше. Ну, скажем, смех, затем — сопереживание или страх. Само собой, чтобы добиться нужного эффекта, соответствующие «места» в речи следует продумать заранее, на этапе подготовки. Во время любого «офлайн» выступления у спикера есть возможность «переключать» каналы восприятия слушателей. Какие каналы восприятия существуют? Визуальный, слуховой, тактильный, вкусовой, обонятельный. Спикер может выстроить свою речь таким образом, чтобы в разные её моменты — каналы восприятия информации у слушателей менялись. Например, сначала он что-то расскажет, затем покажет, после этого даст полистать какой-нибудь буклет, затем даст понюхать если речь идёт о парфюмерии, например , затем даст попробовать если речь идёт о продукте , снова покажет, снова расскажет и так далее. Такие «переключалки» очень эффективны.

Менять канал следует не чаще чем раз в 10 минут - это то время, когда внимание начинает проседать. Также можно лаконично совмещать некоторые каналы - например, когда вы рассказываете и одновременно рисуете что-то на доске показываете слайды.

Одним из интересных ораторских приемов является так называемая тайна занимательности. Для того чтобы заинтриговать слушателей, предмет речи сразу не обозначается. Вот что пишет об этом приеме П.

Сергеич: «…Внимание слушателей получает толчок, когда оратор неожиданно для них прерывает начатую мысль, — и новый толчок, когда, поговорив о другом, возвращается к недоговоренному ранее». К специальным ораторским приемам привлечения внимания аудитории относят вопросно-ответный ход. Оратор вслух раздумывает над поставленной проблемой. Он ставит перед аудиторией вопросы и сам на них отвечает, выдвигает возможные сомнения и возражения, выясняет их и приходит к определенным выводам. Это очень удачный прием, так как он обостряет внимание слушателей, заставляет вникнуть в суть рассматриваемой темы.

Нередко в серьезную по содержанию речь вводят шутки, каламбуры, анекдоты и т. Юмор является очень действенным средством разрядки, оживления внимания аудитории. Один из чеховских героев рассказа «Скучная история» вспоминает: «Читаешь четверть, полчаса, и вот замечаешь, что студенты начинают поглядывать на потолок, на Петра Игнатьевича, один полезет за платком, другой сядет поудобнее, третий улыбнется своим мыслям… Это значит внимание утомлено. Нужно принять меры. Пользуясь первым удобным случаем, я говорю какой-нибудь каламбур.

Все полтораста лиц широко улыбаются, глаза весело блестят, слышится недолго гул моря… я тоже смеюсь. Внимание оживилось. Я могу продолжать». Чтобы достичь взаимопонимания со слушателями, в публичном выступлении используются также следующие приемы: прием сопереживания оратор выражает свое сочувствие слушателям по поводу каких-либо событий, переживает вместе с ними определенное душевное состояние , прием соучастия оратор ссылается на совместное участие со слушателями в каких-то мероприятиях, вспоминает о тех или иных эпизодах , апелляция к речи предыдущего оратора выступающий соглашается или не соглашается с мнением предыдущего оратора по обсуждаемому вопросу, цитирует его, обыгрывает его слова и выражения и т. Оживляют выступление и примеры из художественной литературы, пословицы и поговорки, крылатые слова и фразеологические выражения.

Переключению и удержанию внимания аудитории помогает обращение к ней. Важно продумать слова обращения. В зависимости от ситуации общения, характера аудитории, ее состава, количества слушателей используются самые разнообразные обращения: «Товарищи! Целесообразно время от времени повторять эти обращения, использовать их разные формулировки. Удачно найденные слова обращения позволяют оратору расположить к себе аудиторию.

Важную роль в управлении аудиторией играют голосовые приемы, то есть повышение или понижение тона голоса, изменение его громкости, темп речи и др.

Законы логикиотражают закономерные процессы и явления объективного мира. В них зафиксирован многовековой опыт общественно-производственной деятельности людей. Задача оратора — умело расположить все композиционные компоненты, чтобы своим выступлением оказать желаемое воздействие на аудиторию.

Важно, чтобы материал работал на главную идею речи, соответствовал намерениям оратора, помогал ему добиться своей цели. Для большей убедительности необходимо использовать в доказательстве не менее трех аргументов.

Риторическая деятельность на этапе расположения материала

Таковы основные требования, предъявляемые к построению главной части речи. Однако ораторское искусство – дело творческое, поэтому универсальных правил здесь не существует. Все зависит от самого оратора. Публичная речь — это главная составляющая ораторского искусства. Она потребуется ораторам для грамотного воздействия на слушателя, то есть для внушения и убеждения в какой-либо информации. Целостность ораторской речи заключается в единстве ее темы – главной мысли выступления, основной проблемы, поставленной в нем, – и смысловых частей разной структуры и протяженности. Приступая к подготовке речи, необходимо определить цель выступления. Говорящий должен ясно представлять, для чего, с какой целью он произносит речь, какой реакции слушателей он добивается. Главная цель этого блока – настройка спикера на слушателей и слушателей на спикера. То есть установление между ними контакта, а также краткое введение слушателей в курс дела. Задача спикера во вступлении как-то зацепить внимание своей аудитории, расположить её к себе. Во вступлении оратор представляет себя и вводит аудиторию в курс дела, поэтому именно в начале речи целесообразно высказать свою позицию, т.е. сформулировать главную мысль речи, выдвинуть тезис. В риторике этот момент носит название предложение (пропозиция, теза).

Структура ораторской речи

Потребитель — выгоды от его приобретения и использования. Специфика аудитории. Определяет стиль изложения информации, поведение оратора перед публикой, количество задач, которые можно рассмотреть в ходе выступления. При подготовке изучают и учитывают психологические особенности группы людей, перед которой предстоит выступать. Взрослая публика.

Люди зрелого возраста с большим жизненным и профессиональным опытом хорошо реагируют на цифры и факты, но не терпят нотаций и поучений. Речь подкрепляется графиками, диаграммами, простыми таблицами, чертежами и пр. Поведение оратора и его лексика должны полностью соответствовать нормам, принятым в данном кругу людей. Нельзя показывать свое превосходство и заискивать перед аудиторией.

Такая публика вполне способна воспринять до 5 задач за 1 семинар. Старшеклассники, студенты, выпускники. Внимание молодежи легко захватить короткими историями с яркими эпизодами, примерами из личной жизни или жизни известных публике людей. Полезная информация должна звучать уже в первом предложении, вызывать эмоции.

Предложения простые. Речь подкрепляется обилием картинок, инфографикой, короткими видео. Прямые нотации и снисходительный тон недопустимы. Оратор должен держать себя на сцене свободно, но без высокомерия, обращаться к присутствующим как к равным.

Лексикон — понятный для аудитории. Оптимальное количество задач — 3. Заинтересованность слушателей в данном выступлении. Необходимо оценить, насколько информация, которую собирается донести спикер, интересна и актуальна для ЦА.

Время выступления. Определяет сценарий выступления. Также влияет на количество вопросов, которые предстоит рассмотреть во время речи. При малом лимите времени рекомендуется полностью раскрыть 1 вопрос.

Это лучше, чем поверхностно затронуть 4-5 вопросов, оставив нераскрытые моменты. Структура плана План любой публичной речи подчиняется классическим законам композиции. Состоит из 3-х основных частей. Вступительное слово.

Служит для установки контакта с аудиторией, подготовки публики к восприятию информации. Причем первые 1,5 минуты выступления — единственный шанс впечатлить и заинтересовать публику, установить с ней эмоциональную связь.

Прав Д. Карнеги, утверждавший, что «многие совершают роковую ошибку, не удосуживаясь подготовить свою речь».

Подготовка к конкретному выступлению определяется видом ораторской речи, зависит от темы выступления, целей и задач, стоящих перед выступающим, его индивидуальных особенностей, от состава аудитории. Но при подготовке публичной речи следует учитывать и некоторые общие методические установки. Классическая риторика выделяла пять основных этапов разработки публичной речи: 1 инвенция — изобретение, создание речи, систематизация её содержания и используемых в ней доказательств; 2 диспозиция — расположение, деление речи на вступление, изложение, разработку и заключение; 3 элокуция — языковое оформление речи, отбор слов и выражений, тропов и риторических фигур; 4 мемориа — запоминание будущей речи; 5 акцио — произнесение речи. В современных риториках рассматриваются следующие этапы подготовки к конкретному выступлению: Выбор темы и определение целевой установки.

Подготовка к любому выступлению начинается с определения темы речи. Если тема речи задана, то оратору необходимо её конкретизировать и уточнить. Если тема выбрана самим оратором, то он должен исходить из личного опыта и знаний по выбранной теме. При этом он должен учитывать собственные интересы и интересы своих слушателей.

Выбрав тему, необходимо подумать о её формулировке. Название речи следует сделать чётким, ясным и по возможности кратким. Длинные формулировки, названия, включающие незнакомые слова и выражения, отталкивают слушателей, даже могут вызвать отрицательное отношение к предстоящему выступлению. Название должно отражать содержание выступления и обязательно привлекать внимание слушателей.

Приступая к подготовке речи, необходимо определить цель выступления. Говорящий должен ясно представлять, для чего, с какой целью он произносит речь, какой реакции слушателей он добивается. Отсутствие определённой целевой установки снижает эффективность выступления, не позволяет оратору добиться желаемого результата. Выступающий должен формулировать цель речи не только для себя, но и для своих слушателей.

Чёткая формулировка целевой установки готовит слушателей к восприятию речи, облегчает её осмысление. Поиск материала.

По классической схеме ораторского искусства: 1. Оратор подводит итог выступлению, объясняя, ради чего оно затеяно. Кратко повторяет основные мысли своей речи. Призывает публику к конкретным действиям по реализации своей идеи.

Еще раз на наивысшем эмоциональном накале кратко возможно использовать шутку цитату афоризм излагает главную идею выступления. Структура речи и ее цель должны быть ясны не только оратору, но и слушателям. Но в принципе возможно даже, спеть с оркестром, сказав перед этим пару слов и подведя этим итог, по крайней мере, эту речь не так, то просто будет забыть. Тезисная форма и план выступления. Тезисная форма — скелет выступления, его краткий сюжет, в котором фиксируются основные мысли оратора, подлежащие в дальнейшем более полному раскрытию уже во время произнесения речи. Тезис - совокупность коротких предложений, отражающих основные смысловые моменты той или иной идеи оратора.

Пресловутая тема экологии, да и любая другая, может быть поднята именно таким способом — риторическим вопросом к аудитории. После вопроса выдержите краткую паузу, чтобы зритель его осознал и с интересом ждал продолжения. Столкновения точек зрения Приведение разных точек зрения на проблему — хороший способ заставить слушателей задуматься. Многие вопросы нельзя трактовать однозначно, их рассматривают с разных позиций. Скажем, идет доклад на тему смертной казни. Приведите аргументы сначала с точки зрения закона и правопорядка, затем обратиться к морально-этической стороне вопроса. Факты и статистика «Знаете ли вы, что в среднем пять лет своей жизни вы тратите на прием пищи? Таким способом можно начать выступление на тему питания, диет, ЗОЖ. Людям нравятся интересные факты и точные данные.

Этот прием отлично объединяется с другими, например, риторическим вопросом. Современная аудитория — будь то пятнадцать человек на деловом совещании или тысяча человек под тентом — хочет, чтобы оратор говорил так же просто, как и в личной беседе, и вообще в той манере, как будто он беседует с одним человеком. Дейл Карнеги Основная функция окончания выступления Предположим, что с началом выступления оратор успешно справился и презентовал информацию. Остается еще одна ответственная часть — окончание речи. Если сделать это неуклюже, смазывается сложившееся хорошее впечатление. Главная цель окончания выступления — «закрепить» пройденный материал и побудить зрителя к размышлениям или действиям. Они должны запомнить услышанное, задуматься. Возможно, после они запишутся на предложенные курсы, приобретут прорекламированный товар, поучаствуют в волонтерской акции или займутся собственными исследованиями. Техники окончания выступления Узнаем, какими способами удобно и уместно закончить речь.

Приемы завершения продажи в конце выступления Удачные публичные выступления в бизнесе привлекают новых клиентов и повышают продажи. Товар можно наглядно продемонстрировать, рассказать о преимуществах.

Основы успешного публичного выступления. Часть 1

Нравственный долг оратора. Понятие публичной речи Публичная речь (ораторская) – это речь, которая произносится перед публикой с целью изменить поведение аудитории, воздействовать на систему убеждений слушателей, на их чувства и эмоции. 6. Формулирование вступления и заключения. Вступление необходимо для того, чтобы установить связь между оратором и слушателями и ввести слушателей в курс дела. Заключение, как правило, содержит общий вывод по теме выступления. Некоторые выступающие по старинной традиции начинают свое выступление с длинного вступления и предисловия, обстоятельно «вводя слушателя в курс дела» и употребляя множество важных и серьезных, но достаточно общих слов. Ораторское искусство – это высокая степень мастерства публичного выступления качественная характеристика ораторской речи искусное владение живым словом. Ораторское искусство и наука о нём зародились в Древней Греции. 6. Формулирование вступления и заключения. Вступление необходимо для того, чтобы установить связь между оратором и слушателями и ввести слушателей в курс дела. Заключение, как правило, содержит общий вывод по теме выступления.

Сообщить об опечатке

  • Структура речи оратора. Риторика. Искусство публичного выступления
  • правила построения ораторской речи.docx
  • Основы ораторского искусства: правила для речи на выступлении
  • Ораторские выступления — история, приемы и маленькие секреты

Убеждающая речь: 6 особенностей ораторского искусства

В заключительной части оратор может наметить задачи, которые вытекают из содержания выступления, определить позиции слушателей. Особенно важны последние слова оратора. Они зависят от вида речи. Ораторское искусство – это высокая степень мастерства публичного выступления качественная характеристика ораторской речи искусное владение живым словом. Ораторское искусство и наука о нём зародились в Древней Греции. Затем определяют цель выступления, так как в одном случае цель – информировать слушателя, в другом – заставить слушателя переживать, в третьем – принять позицию автора. Так, задача информационной речи – дать слушателям новые знания. Бесплатный курс по современному ораторскому искусству. Пошаговая система обучения.

ПУБЛИЧНОЕ ВЫСТУПЛЕНИЕ

Некоторые выступающие по старинной традиции начинают свое выступление с длинного вступления и предисловия, обстоятельно «вводя слушателя в курс дела» и употребляя множество важных и серьезных, но достаточно общих слов. В курсе ораторское мастерство основной акцент делается на раскрытии Вашего красноречия, уверенности в себе и в том, что Вы делаете. Базой для этой уверенности станет практика, основанная на теории, отобранной из лучших источников об ораторском искусстве. Для этого нужно знать своих будущих слушателей: их интересы, знания в данной области, а также все, что может повлиять на их восприятие вашего публичного выступления. Важнейший этап подготовки речи – изучение своей аудитории.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий