Тропы сходства в публичном выступлении

Изобразительно-выразительные средства языка, также известные как тропы, средства художественной изобразительности или выразительности, художественные методы. Троп — один из основных инструментов в работе писателя. Ее предметом являются фигуры и тропы – особые словесные приемы, усиливающие изобразительность и выразительность речи и делающие речь убедительной за счет самой речевой формы.

42136 (Риторика), страница 10

В народном поэтическом творчестве широко используются постоянные эпитеты добрый молодец. Сравнение троп — сопоставление двух предметов, явлений, качеств на основании сходства: Густое, как синька, море К. Сравнение всегда двучленно: в нем называется оба сопоставляемых предмета. В любом сравнении можно выделить предмет сравнения, образ сравнения и признак сходства, например: Лебеди скользили по воде, как два огромных черных букета С. Имеет формальный показатель: союзы как, будто, словно, точно , предлоги подобно, вроде, наподобие , лексические средства подобный, похожий, напоминать, смахивать, походить. В сравнении употребляется творительный падеж имени существительного, так называемый творительный сравнения: Раненым медведем мороз дерет Н. Различают сравнения общеязыковые белый, как снег и индивидуально-авторские: Чай в стаканах жидкий, как декабрьская заря А.

Наряду с простыми сравнениями, в которых два явления имеют один общий признак, используются развернутые сравнения, в которых основанием для сравнения служат несколько признаков. Олицетворение троп — перенос свойств, действий человека на неодушевленные предметы, животных: березы шепчут. При олицетворении описываемый предмет уподобляется человеку. Особенно часто писатели обращаются к олицетворению, описывая картины природы. Олицетворения подразделяются на общеязыковые: время бежит и индивидуально-авторские: Вдруг барабан заговорил Н. Гипербола троп — образное выражение, состоящее в преувеличении размеров, силы, красоты, значения описываемого: В сто сорок солнц закат пылал В.

Они могут быть индивидуально-авторскими и общеязыковыми на краю земли. Литота троп — художественное преуменьшение размера, силы и признака: Ниже тоненькой былиночки надо голову клонить Н. Известны и общеязыковые литоты: капля в море. Аллегория троп — изображение отвлеченного понятия через конкретный образ. Аллегорией может быть названо любое иносказательное выражение, например, поезд ушел может означать: к прошлому нет возврата. Такая аллегория носит общеязыковой характер.

Однако есть и индивидуально-авторские аллегории, например, аллегорический смысл заключен в стихотворении М. Лермонтова «Парус». Перифраза троп — описательное выражение, употребленное вместо того или иного слова, например: Царь зверей лев , город на Неве Санкт-Петербург. Общеязыковые перифразы обычно получают устойчивый характер.

Что вы не правы. Некто четвертый — это мой страх. Он сидит во мне.

Он правит мной. Бросает в дрожь. Но идет... Одна Ахматова Все мы жили рядом с ней и не поняли, что есть она тот самый праведник, без которого, по пословице, не стоит село. Ни город. Ни вся земля наша. Книги нужны, чтобы развиваться, узнавать что-то новое.

Неологизмы появляются в языке в двух случаях: 1 возникают для обозначения новых, ранее не существовавших предметов, явлений, понятий; 2 вводятся писателями. Сократ вывел формулу «ума» и «глупости», до сих пор непревзойденную: «Я знаю, что ничего не знаю, а другие не знают даже этого». Он молчал. Мария Петровна, тоже помолчав, вдруг спросила робко: - Скажи, Паша, хоть капелька моей доли есть в твоей работе? Хоть что-нибудь... Бондарев Лексические средства выразительности синонимы, антонимы, фразеологизмы, разговорная и просторечная лексика, книжная лексика, оценочная лексика, диалектизмы, устаревшая лексика, неологизмы, термины АНТОНИМЫ - слова, противоположные по значению. Живой, а я остолбенелая.

Не равен. Он увидел меня и застыл. Бессоюзие или асиндетон — намеренный пропуск союзов, что придает тексту динамизм, стремительность. Швед, русский колет, рубит, режет. Люди знали: где-то, очень далеко от них, идет война. Волков бояться — в лес не ходить. Многосоюзие или полисиндетон — повторяющие союзы служат для логического и интонационного подчеркивания соединяемых союзами членов предложения.

Перед глазами ходил океан, и колыхался, и гремел, и сверкал, и угасал, и светился, и уходил куда-то в бесконечность.

Ясно, что речь идет о кухонной мебели, так как покупать отдельное помещение вряд ли кто-то станет Гипербола Гипербола — это намеренное преувеличение какого-то качества или события. Например: всю жизнь мечтал, реки крови, горы трупов, тысяча извинений, море цветов. В каждом из этих и похожих выражениях непомерное приукрашивание истинных значений, но зато так получается более выразительно. Лилота Являясь противоположностью гиперболы, лилота, наоборот, уменьшает или заметно смягчает исходное значение слов и выражений.

Например: мужичок с ноготок, маковой росинки во рту не было, кроха сын. Значение этого слова знакомо многим и означает оно высмеивание каких-то качеств, но только без откровенного издевательства, а скорее с легкой усмешкой. Например: люблю как собака палку, нужна как рыбе зонтик, всю жизнь об этом мечтал в отрицательном смысле. Перифраз Перифраз — это устойчивые словосочетания, которые имеют абсолютно один смысл с главным словом и являются его синонимами. Например: верблюд — корабль пустыни, Марс — красная планета, нефть — черное золото, Рим — Вечный город.

Синекдоха Синекдоха — это обозначение чего-то целого через небольшие детали. Все флаги в гости будут к нам. Имеются в виду разные страны. Эпитет Эпитет — это еще один знакомый многим термин, который обозначает яркий образ. Например: алая заря, красна девица, горькая доля, мороз трескучий и так далее.

Вместо заключения Почти все тропы используются в литературе. С их помощью писатели и поэты делают свои произведения более яркими, образными, а потому запоминающимися. Без этих «поворотов» любой текст был бы скучным и прямолинейным, и вряд ли вызвал интерес у читателей. Но то же самое можно сказать и в нашей повседневной речи. Человека, который в обычной беседе или выступая перед аудиторией, использует различные образы, будут гораздо охотнее слушать.

Тропы в литературе. Примеры и виды литературных тропов. Таблица Троп — это риторическая фигура, призванная усилить выразительность языка, его образность. Литературные тропы — это «фигуры переосмысление», когда слова получают новое значение, объяснял литературовед Михаил Гаспаров. Тропы широко используются в литературе, в ораторском искусстве и в повседневном общении.

Они позволяют не просто передать информацию, а показать свое отношение к ней, сделать слова эмоциональнее, навести на неожиданные мысли, создать яркий и запоминающийся образ. Виды тропов и их примеры. Таблица Общепринятой классификации тропов не существует. О некоторых фигурах речи литературоведы спорят, можно ли считать их тропами. Ведутся споры и о том, не следует ли считать разные тропы разновидностями одной и той же фигуры например, метафора, метонимия и синекдоха — частные случаи одного и того же либо разные явления.

Литературный троп Аллегория — это передача абстрактного понятия с помощью конкретного образа. Белеет парус одинокий в тумане моря голубом. Лермонтов — метафора человеческого одиночества Метафора — это перенос названия с одного предмета или явления действительности на другой на основе их сходства в каком-либо отношении или по контрасту. Глаголом жги сердца людей А. Пушкин Она была — живой костер из снега и вина А.

Блок Парадом развернув моих страниц войска В. Маяковский Метонимия — это называние одного предмета или явления названием другого предмета, в чем-то смежного. Я три тарелки съел.

Топос сравнение в риторике. Примеры

это перенос значения слова по принципу сходства. Мертвая тишина повисла в комнате. Развернутая метафора - это метафора, которая последовательно осуществляется на протяжении всего сообщения или большой его части (более одного слова). Чем обычная речь отличается от тропеизированной? Создаваемый с помощью тропа образ обогащает текст новыми смысловыми и эмоциональными оттенками, формируя у слушателя сложный комплекс ассоциаций. речь художественная и речь нехудожественная. Однако использование тропов возможно не только в художественных произведениях. важный элемент художественного мышления. Важным средством речевого воздействия является техника речи. Любая публичная речь характеризуется целенаправленным воздействием на слушателей для достижения запланированного оратором эффекта. Метафора – это слово или выражение, которые употребляются в переносном значении на основе сходства в каком-либо отношении двух предметов или явлений. Вой ветра, высокие цены, низкий поступок, горькая истина, море цветов, золото заката.

глаголом жги сердца людей троп

Дюбуа и представителей Льежского университета, Ю. Скребнева, Т. Хазагерова, Ц. Тодорова, А.

Михальской, М. Гаспарова, Г. Хазагерова и Е.

Корниловой, Ч. Далецкого, Е. Клюева, В.

Столь длительное решение вопроса классификации средств выразительности обусловлено прежде всего многомерностью такого феномена, как авторская картина мира, в рамках которой фигуральное отражение действительности часто приобретает характер окказионального: субъективное восприятие мира доминирует над универсальным. Эта явная тенденция требует постоянного переосмысления оснований и принципов классификации. Из современных классификаций наиболее перспективными представляются классификации средств выразительности по соответствующим каждому из них процедурам преобразования плана выражения и плана содержания.

Рассмотрим наиболее распространенную классификацию тропов и фигур, исходящую из положения о том, что первые предполагают вариации значений, а вторые — вариации структур. ТРОПЫ — это слова или обороты, употребленные в переносном значении. При этом, как отмечает А.

Михальская, для риторики важны "не все случаи употребления слов и выражений в переносном значении, а только те, которые сохраняют образность, не утратив своей двуплановости для образа нужно одновременное присутствие двух значений — прямого и переносного — в сознании говорящего и адресата , а следовательно, не лишились выразительности экспрессивности " [12, с. Исследователи Р. Якобсон, Ж.

Дюбуа и представители Льежской школы, Дж. Лакофф и М. Джонсон, Х.

Перельман, Ю. Лотман, А. Михальская, Н.

Арутюнова, Ж. Женетт и др. Тропы выступают средством познания мира и освоения его мыслью и словом.

Следует обратить внимание на утверждение Ю. Переносные значения могут формироваться на основе следующих явлений: сходства метафора , смежности явлений метонимия , сопоставления части и целого синекдоха , тождества перифраза , контраста антифразис , преувеличения гипербола , преуменьшения литота. Метафора — троп, основанный на переносе наименования с одного предмета на другой на основании сходства признаков.

Это одно из самых мощных риторических средств воздействия. Метафоры — неотъемлемый компонент художественной речи. Метафоры хорошо запоминаются, откладываются в нашей долговременной памяти, а затем используются для украшения речи.

Широко известны такие политические метафоры, как железный занавес, акула капитализма, империя зла, отец народов, строительство новой жизни, отец перестройки и т. Авторы знаменитой книги "Метафоры, которыми мы живем" Дж. Джонсон отмечают, что способность понимать опыт с помощью метафоры — это как одно из чувств, как видение, осязание или слух.

Ученые высоко оценивают значение метафоры как способа отражения действительности, считая их феноменами, обеспечивающими понимание. По мнению Дж.

Ирония нередко осуществляется посредством парадокса. Парадокс — утверждение, изречение, противоречащее на первый взгляд здравому смыслу, но таящее в себе более глубокое значение, чем то общепринятое, банальное высказывание, которое служит в парадоксе предметом иронии. Пример: «Лучшее правительство то, которое меньше всего правит» Джефферсон. Тише едешь — дальше будешь Пословица. Аллюзия — лат.

Адресату самому предлагается догадаться, какой из известных ему фактов имеет в виду говорящий. Пример: Нестабильные политические обстоятельства, как известно, иногда вынуждают вспомнить о фригийском колпаке. Намёк поймёт тот, кто знает, что фригийский колпак, который носили древние фригийцы, в своё время стал образцом для головных уборов деятелей Французской революции. Потому «вспомнить о фригийском колпаке» означает взятие за оружие, готовить новую революцию. Не менее важным средством украшения речи являются риторические фигуры. Риторические фигуры Фигуры речи — это особые формы синтаксических конструкций, с помощью которых усиливается выразительность экспрессивность речи, увеличивается сила её воздействия на адресата. Как уже было сказано, риторических фигур несколько десятков.

Мы остановимся на тех, которые эффективны и просты в употреблении и часто встречаются как в публичных выступлениях, так и в обыденной речи. Антитеза — оборот, в котором для усиления выразительности речи резко противопоставляются противоположные понятия. Пример: Жизнь коротка — искусство вечно; претензии велики, да возможностей мало. Градация — такое расположение слов, при котором каждое последующее превосходит предыдущее по интенсивности. Пример: Время летит: минута, век, эра. Анафора — повторение слова нескольких слов в начале нескольких фраз, следующих одна за другой. Пример: Суров закон.

Суров, но справедлив. Из двух спорящих один всегда не прав. Из двух спорящих не прав тот, кто умнее. Эпифора — повтор заключительных элементов последовательных фраз. Пример: Кто должен взяться за это, если не мэр? И кто в любом случае потом получит по шапке, если не мэр? Анадиплозис — последующая фраза начинает с повтора элемента, завершающего фразу предыдущую.

Пример: Он не прав. Не прав любой, кто сердится. Параллелизм — однотипность синтаксических конструкции в смежных или отстоящих недалеко друг от друга частях сообщения. Пример: Но что же сказать о любви чистой и ясной, о любви идейной, о любви к Родине? Она бескорыстна, но это потому, что и всякая любовь бескорыстна или она не есть любовь. Она готова на жертвы, но это потому, что нет любви без жертвы и подвига, нет любви без самоотверженности и самоотречения… А. Лосев Период — это такое построение фразы, при котором и говорящий и слушающий уже в начале этой фразы предчувствуют, ожидают, каково будет её развитие и завершение.

Сегодня периодически структура — единственная синтаксическая конструкция, которая позволяет строить длинные предложения, хорошо воспринимаемые слушателями, аудиторий. Существует несколько типов периодов, которые во многом аналогичны классификации сложноподчинённых и сложносочинённых предложений. Временной период. Модель: в одной из частей периода имеем: когда…, когда…, когда... Пример: Когда нам говорят о великом преступлении…; когда нам кажется, что оно было направлено против целой семьи; когда жертва его — слабая девушка…; каждый из нас, возмущённый, становится на сторону обиженных П. Условный период.

Противна ему водка». Соединение анафоры и эпифоры называется симплокой: «Во поле березонька стояла, во поле кудрявая стояла»; звуковой повтор гласных — ассонанс: У Некрасова: «Еду по рельсам чУгУнным дУмаю дУмУ свою»; звуковой повтор согласных - аллитерация: У Пастернака: «Но нежданно по портьере пробежит вторженья дождь, тишину шагами меря, ты как будущность войдешь» звуки Ж и Ш имитируют легкий шелест женского платья. У Пушкина: «И долго буду тем любезен я народу, что чувства гордые я лирой пробуждал» инверсия слова — гордый ; Твоих оград узор чугунный А. Восходящая градация - фигура речи, состоящая из двух и более единиц, размещённых по возрастающей интенсивности значения: Я вас прошу, я вас очень прошу, я вас умоляю. Нисходящая градация - фигура, создающая комический эффект путём нарушения принципа нарастания: Дама, не боящаяся самого дьявола и даже мыши М. Хиазм - "перекрещивание", переменная позиция повторяющихся компонентов двух смежных отрезков текста: Мышка боится Мишки - Мишка боится Мышки; Поэзия грамматики и грамматика поэзии - название статьи Р. Эллипсис — пропуск слов или предложений, которые легко подразумеваются, применение этой фигуры создает эффект экспрессии: «Он закурил у бензоколонки — покойнику было 22 года»; Решили лисы кролика запечь, а кролик из духовки - прыг на печь, потом на лавку и в окошко с лавки Козловский. Силлепс — объединение элементов текста, по сути своей необъединяемых: «Он стирал белье с усердием и с мылом». Апосиопеза — недоговоренность: Светлов в «Гренаде» — «Я видел над трупом склонилась луна и мертвые губы шепнули: «Грена…»; Вот он вернётся и тогда…. Понятие образности слова связано с явлением многозначности. Если между предметами обнаруживается внешнее сходство или им присущ какой-то скрытый общий признак, если они занимают одинаковое положение по отношению к чему-то, то название одного предмета может стать названием другого. Например, игла — швейная, у ели, у ежа. Первое значение, с которым слово появилось в языке, называется прямым, а последующие — переносными. Переносные значения в отличие от прямых обозначают факты действительности не непосредственно, а через отношение к соответствующим прямым. С понятием переносного значения слова чаще всего и связано его образное употребление. Например, в слове «заноза» выделяется прямое значение — «тонкий, острый, маленький кусочек дерева, вонзившегося в тело», и переносное — «вредный, въедливый человек». Античная риторика противопоставляла троп как слово и фигуру как словосочетание. Троп — это поэтический оборот, употребление слов, выражений в переносном, образном смысле. Тропы всегда имеют второй, скрытый план, он и создает образ. В основе тропа лежит сопоставление двух понятий, которые представляются нам близкими в каком-то отношении для наглядности изображения предметов, явлений. В переводе с греческого «тропос» означает поворот. Тропы делятся на две группы — тропы слов, используемых для усиления выразительности сравнение, метафора, метонимия, синекдоха, антономазия , и тропы украшений эпитет, аллегория, перифраза, аллюзия, ирония, гипербола, литота. Простейшим тропом является сравнение — сопоставление двух понятий с целью более яркой и наглядной характеристики одного из них: У Фета «Ярким солнцем в саду пламенеет рябина»; Безумных лет угасшее веселье мне тяжело, как смутное похмелье А. Пушкин ; Под ним струя светлей лазури М. Лермонтов ; Самым красивейшим и наиболее употребительным тропом риторики называл Квинтиллиан метафору — это слово, которое употребляется в переносном значении на основании сходства в каком-либо отношении двух предметов. Например, Ваня сущий вьюн; «человек хуже зверя, когда он зверь» Р.

Метафора уникальна, она рождена творческой фантазией автора. Можно сказать, что фразеологизмы — это бывшие метафоры, которые долго жили в языке, стали всем известны, привычны, застыли в своем составе. Гипербола — образное выражение, содержащее непомерное преувеличение размера, силы, значения и т. В сто сорок солнц закат пылал. Метонимия — «переименование» предмета речи, замена одного понятия другим по сходству, по близости явлений. Литота — чрезмерное преуменьшение свойств изображаемого предмета или явления. Ваш шпиц, прелестный шпиц, не более наперстка! Ирония — скрытая насмешка. Мы назовем глупое — умным, мелкое — значительным, безобразное — красивым, вкладывая в эту характеристику противоположный смысл, выражая тем самым свое пренебрежение, насмешку. Ой, какой большой человек идёт! Пожалуйте в мой дворец о маленькой комнате. Едва ли кто польстится на такую красавицу о некрасивой женщине. Синекдоха - стилистический приём — название части вместо названия целого, частного вместо общего и наоборот. Лексические средства выразительности. Контекстные антонимы. И не друг, и не враг, а так… У планеты есть как друзья, так и паразиты.

Понятие о тропах

Конечно, риторических фигур и тропов в русском языке гораздо больше. Здесь приведены лишь наиболее распространенные. Все они помогают сделать нашу речь красивой: недаром же риторику называют красноречием. Однако перегруженность речи риторическими фигурами либо их однообразное применение способны дать обратный эффект, вызвав раздражение слушателей. Поэтому применяйте риторические фигуры с осторожностью, но обязательно применяйте! Данный текст является ознакомительным фрагментом. Продолжение на ЛитРес.

Сравнения являются средством, способным передавать психологическое состояние человека, давать положительную или отрицательную характеристику лицу, предмету Метафора Слово или выражение, употребляемое в переносном значении, в основе которого лежит неназванное сравнение предмета с каким-либо другим предметом на основании признака, общего для обоих сопоставляемых членов. Виды метафоры: 1 простая построена на сближении предметов или явлений по одному какому-либо общему у них признаку ; 2 развернутая построена на различных ассоциациях по сходству ; 3 лексическая мертвая, окаменелая, стертая первоначальный метафорический перенос уже не воспринимается ; 1 Нос корабля; ножка стола; заря жизни; говор волн; закат пылает и др. Утро года А. Пушкин ; 2 Вот охватывает ветер стаи волн объятьем крепким и бросает их с размаха в дикой злобе на утесы, разбивая в пыль и брызги изумрудные громады. Горький ; 3 Стальное перо; стрелка часов; лист бумаги; дверная ручка; Одно из самых ярких средств выразительности; действенный и экономный способ выражения образной мысли. Передают индивидуальность, неповторимость предметов; выявляют глубину и характер ассоциативно-образного мышления, видения мира, меру таланта автора Метафора 4 особый изобразительный прием — реализация метафоры когда в привычный для всех метафорический оборот автор вкладывает не переносный, а буквальный смысл с целью создания неожиданного, чаще комически-гротескного образа 4 «Разрываюсь на части». В стихотворении В. Маяковского «Прозаседавшиеся» реализована эта метафора, создает фантастический образ «сидят людей половины» и др. Олицетворение Разновидность метафоры, присвоение предметам неживой природы свойств живых существ; обращение к явлениям природы как к живым и сознательным существам, а также перенос человеческих свойств на животных Ночевала тучка золотая на груди утеса-великана. Лермонтов Руки милой — пара лебедей — в золоте волос моих ныряют.

Остаются вводные слова и вставные конструкции. Находим их в предложениях: по-моему, к сожалению, с одной стороны, с другой стороны. На месте последнего пропуска необходимо подставить термин мужского рода, так как с ним в рецензии должно согласовываться прилагательное «употребленный», и он должен быть из первой группы, так как в качестве примера дано только одно слово «оригинальная». Термины мужского рода — эпитет и диалектизм. Последний явно не подходит, так как это слово вполне понятно. Обращаясь к тексту, находим, с чем сочетается слово: «оригинальная болезнь». Здесь явно прилагательное употреблено в переносном смысле, поэтому перед нами — эпитет. Остается заполнить только первый пропуск, который является самым сложным.

Подобные незаконные манипуляции вызывают лишь протест у аудитории. В то же время выразительность фразеологических единиц повышается при намеренном авторском изменении. Вследствие того, что обновлённый фразеологизм всегда живо напоминает традиционную фразеологическую единицу, аудитория воспринимает оба значения: привычное и новое. Теперь перейдём от рассмотренных выше тропов к стилистическим фигурам, которые так же способствуют выразительности речи Фигуры - лат. Figure- очертание, внешний вид, образ — приёмы выразительности, которые реализуются в тексте, равном предложению или больше, чем предложение. Иногда фигуры понимаются шире: как любые обороты речи, отступающие от некоторой нормы разговорной «естественности». Выделение и классификация фигур были заложены античной риторикой. Различались фигуры мысли и фигуры слова: первые не менялись от пересказа иными словами, вторые менялись. Фигуры мысли делились на уточняющие: 1 позицию оратора — предупреждение, уступка Пусть ты этого не знал, но ты ведь это сделал ; 2 смысл предмета — определение, уточнение, антитеза разных видов; 3 отношение к предмету — восклицание от своего лица, олицетворение от чужого; 4 контакт со слушателями — обращение или вопрос. Словесное выражение их усиливалось или наоборот умалчивалось мнимым образом Не буду говорить, что ты лжец, вор, разбойник, скажу лишь… или истинным. Фигуры слова делились на три вида: 1 фигура прибавления - а повтор разных видов, б «подкрепление» с синонимичным перечислением разного рода, в многосоюзие повтор союзов, ощущаемый как избыточный и употребляемый как выразительное средство И блеск, и шум, и говор волн — А. Пушкин 2 фигура убавления — эллипс, бессоюзие построение предложения при котором однородные члены или части сложного предложения связываются без помощи союзов. Например: Швед, русский колет, рубит, режет. Бой барабанный, клики, скрежет- А. Например: Мы села — в пепел, грады в прах, в мечи серпы и плуги Жук. Не всякий обратный порядок слов является инверсией: о ней можно говорить только тогда, когда с ее использованием ставятся стилистические задачи — повышение экспрессивности речи. Не понравились они мне Тург. Есть тексты, которые в риторике называются периодами от греч. Periodos — обход, круговращение и представляют собой развёрнутое сложносочинённое предложение с подчинением, отличающееся полнотой раскрытия мысли и законченности интонации. Обычно синтаксическая конструкция, открывающаяся в начале периода, замыкается лишь в конце его, а придаточные предложения, всесторонне освещающие главное, вставляются в неё как в рамку. Мелодия голоса членит период на восходящий протасис и нисходящий аподосис, паузы членят его на несколько речевых тактов, из которых последний обычно удлинен и ритмизован. Возможны и периоды из одного речевого такта; в них интонационное нагнетание достигается расположением слов и стилистическими фигурами. Период - это текст, разделённый на две не равные части, первая из которых, в сою очередь, делится на несколько единообразных частей, а вторая является короткой, заключительной. Период — достаточно распространенный вид текста, так как издревле известны попытки выразить кратко сложную, глубокую мысль. Теперь рассмотрим несколько риторических фигур. Анафора греч. Например: Клянусь я первым днём творенья, клянусь его последним днём … М. Лермонтов В противовес существует эпифора от греч. В тексте возможен одновременный повтор начальных и конечных слов в смежных стихах или ритмических частях то есть сочетание анафоры и эпифоры. Такая фигура называется симплока от греч. Symploke- сплетение Например: Во поле берёзонька стояла, во поле кудрявая стояла. Следующая фигура называется параллелизм от греч. Ах, кабы на цветы не морозы, и зимой бы цветы расцветали; Ох кабы на меня ни кручина, ни о чём бы я не тужила. Иногда параллелизм осложняется вводом отрицания отрицательный параллелизм или обратным порядком слов. Но в основном под параллелизмом понимают одинаковое синтаксическое построение соседних предложений или отрезков речи. Полный параллелизм представлен в хорошо известной форме: Молодым везде у нас дорога, старикам везде у нас почёт.

Урок 3. Ораторские приемы

"Тропы" или изобразительно-выразительные средства языка | Пиши.про В основе словесных тропов лежит использование слов в переносном значении. Словесные тропы принято делить на четыре группы в зависимости от того, какие отношения между соединяемыми в них образами лежат в их основе: 1. сходство.
Студопедия — Функции изобразительно выразительных языковых средств в публичном выступлении. Оставляя в стороне все разногласия, можно назвать наиболее распространённые виды тропов: аллегория, гипербола, ирония, литота, метафора, метонимия, олицетворение, перифраза, синекдоха, сравнение, эпитет.
Тропы речи. Тропы сходства — Студопедия Таким образом, сравнение может иметь два принципиальных толкования: строго говоря, риторический термин сравнение включает черты и сходства, и различия, но в обычной практике речи сравнением называют предметы сходные и похожие.

Языковые средства выразительности. Задание 26

образное выражение, построенное на сопоставлении двух предметов или состояний, имеющих общий признак. Тропы сходства. Виды сравнений. это семасиологические двуплановые образования, основанные на принципах смежности, сходства или противоположности. это особого рода искусство. Публичная речь отличается от разговорной. Ее отличительными чертами являются прежде всего доступность изложения и выразительность.

глаголом жги сердца людей троп

Средства выразительности языка: тропы, фигуры речи это обороты речи, в которых слово или выражение употреблено в переносном значении в целях достижения большей речевой выразительности.
Речевые фигуры и тропы Они часто применяются в публичных выступлениях и разговорной речи. В литературном творчестве тропы являются самым главным инструментом автора, благодаря которому он передает многозначность и уникальность своего произведения.
Основные средства выразительности: риторические тропы и фигуры Тропы (выразительные средства лексики). Сравнение. Троп, при котором характеристика одного предмета (качества, лица) дается через открытое сопоставление его с другим предметом (веществом, лицом), осуществляемое по их сходству.

Роль средств художественной выразительности в тексте

Полезно использовать специальные ораторские приемы, которые направлены на улучшение восприятия информации слушателями. Приемов ораторской речи существует очень много. В данном уроке описаны основные и наиболее популярные из них. Тропы и стилистические фигуры. Тропы — это такие речевые обороты, которые основываются на употреблении слов в переносном значении. Они используются для усиления выразительности речи пишущего или говорящего. поворот). Оборот речи, в котором слово или выражение употреблено в переносном значении в целях достижения большей художественной выразительности.

Основные тропы и их экспрессивно-стилистические возможности

Демосфен речь "О венке". Противопоставление или антитеза Противопоставление или антитеза. Состоит в сопоставлении совершенно противоположных предметов или явлений, с целью сильнее подействовать на душу человека быстрой сменой противоположных впечатлений. Где стол был яств, там гроб стоит; Где пиршеств раздавались крики, Я телом в прахе истлеваю, Умом громам повелеваю, Я царь - я раб, я червь - я Бог. Державин Умолчание Умолчание.

Состоит в опущении слов и целых предложений, и является тогда, когда у взволнованного человека быстро сменяется одно чувство другим, быстро следует одна мысль за другою, и он не успевает облекать их в словесную форму.

Пушкин 2 фигура убавления — эллипс, бессоюзие построение предложения при котором однородные члены или части сложного предложения связываются без помощи союзов. Например: Швед, русский колет, рубит, режет. Бой барабанный, клики, скрежет- А. Например: Мы села — в пепел, грады в прах, в мечи серпы и плуги Жук. Не всякий обратный порядок слов является инверсией: о ней можно говорить только тогда, когда с ее использованием ставятся стилистические задачи — повышение экспрессивности речи. Не понравились они мне Тург. Есть тексты, которые в риторике называются периодами от греч. Periodos — обход, круговращение и представляют собой развёрнутое сложносочинённое предложение с подчинением, отличающееся полнотой раскрытия мысли и законченности интонации.

Обычно синтаксическая конструкция, открывающаяся в начале периода, замыкается лишь в конце его, а придаточные предложения, всесторонне освещающие главное, вставляются в неё как в рамку. Мелодия голоса членит период на восходящий протасис и нисходящий аподосис, паузы членят его на несколько речевых тактов, из которых последний обычно удлинен и ритмизован. Возможны и периоды из одного речевого такта; в них интонационное нагнетание достигается расположением слов и стилистическими фигурами. Период - это текст, разделённый на две не равные части, первая из которых, в сою очередь, делится на несколько единообразных частей, а вторая является короткой, заключительной. Период — достаточно распространенный вид текста, так как издревле известны попытки выразить кратко сложную, глубокую мысль. Теперь рассмотрим несколько риторических фигур. Анафора греч. Например: Клянусь я первым днём творенья, клянусь его последним днём … М. Лермонтов В противовес существует эпифора от греч.

В тексте возможен одновременный повтор начальных и конечных слов в смежных стихах или ритмических частях то есть сочетание анафоры и эпифоры. Такая фигура называется симплока от греч. Symploke- сплетение Например: Во поле берёзонька стояла, во поле кудрявая стояла. Следующая фигура называется параллелизм от греч. Ах, кабы на цветы не морозы, и зимой бы цветы расцветали; Ох кабы на меня ни кручина, ни о чём бы я не тужила. Иногда параллелизм осложняется вводом отрицания отрицательный параллелизм или обратным порядком слов. Но в основном под параллелизмом понимают одинаковое синтаксическое построение соседних предложений или отрезков речи. Полный параллелизм представлен в хорошо известной форме: Молодым везде у нас дорога, старикам везде у нас почёт. Ещё одна фигура — градация от лат.

Gradatio- постепенное повышение , заключается в таком расположении слов, при котором каждое последующее содержит усиливающееся реже уменьшающееся значение, благодаря чему создаётся впечатление нарастания или угасания. Если происходит нарастание, градация называется восходящей Например: Осенью ковыльные степи совершенно изменяются и получают свой особенный, самобытный, ни с чем не сходный вид. Чехов Если происходит уменьшение, градация — нисходящая Все грани чувств, все грани правды стёрты в мирах, в годах, в часах. Белый На принципе градации построено много публичных речей: оратор начинает с нейтрального эмоционального уровня, который постепенно нарастает и к концу выступления может приобрести характер эмоционального призыва. Рассмотрим ещё две фигура: антитезу и оксюморон. Антитеза от греч. Добро-зло; земное - небесное и т. Например: Где стол был яств, там гроб стоит Жук. Например: Богатый и в будни пирует, а бедный и в праздник горюет посл.

Оксюморон от греч.

Изобразительность речи усиливается либо фигурами, делающими ясными эмоции говорящего, либо тропами, делающими ясным сам предмет речи. Тропом называют слово или оборот, употребленный в переносном смысле. Примером тропа может служить хорошо знакомая всем метафора рождения. Слово «рождение» в выражении «рождение новой политики» — метафора, то есть троп. Такая метафора, ставшая уже фактом языка, называется языковой. Это означает, что слово «рождение» имеет в языке не только прямое значение, связанное с родами, но обозначает также появление чего-то нового. Метафора, еще не вошедшая в язык, остающаяся только фактом речи, называется речевой. Но вот «высиживание новой политики», «получение новой политики кесаревым сечением» — это уже речевые метафоры.

То же самое относится и к другим тропам: они тоже бывают речевыми и языковыми. В литературоведении языковые тропы называют мертвыми, или стершимися, этим подчеркивается, что автор не творит их заново. Но в риторике к языковым тропам следует отнестись более сочувственно. Именно этими тропами выложена мозаика понятийной картины мира, в котором мы живем. Так, метафора «государственный аппарат» создает впечатление чего-то неорганического, обезличенного, а метафора «государственное строительство» предполагает, что государство можно и нужно ведь строительство прежде всего созидательно конструировать, составлять из каких-то элементов. Речевые тропы со временем могут войти в язык. Это значит, что, родившись в индивидуальном словоупотреблении, они подхватываются остальными участниками дискурса и входят в общий словарь, обогащая его. В политике, как нигде, принято обозначать различные общественные реалии теми или иными тропами. Так возникло слово «перестройка», сразу же навязавшее, как и всякий политический троп, определенное видение жизни: нечто было построено неправильно, необходимо его перестроить.

Точное применение речевых регистров особенно трудно в речи проповедника: обычные в церковном обиходе и в духовной словесности слова, формы и обороты являются в то же время стилистическими показателями высокого стиля светской речи. Учитывая, что современная светская публичная словесность даже в своих наиболее официальных и торжественных проявлениях, как, например, инаугурационная речь Президента, избегает высокого стиля, но предпочитает пользоваться средним регистром с существенными элементами низкого, применять высокий регистр следует с большой осторожностью и выбором. Как выражение возвышенного высокий регистр и вообще церковнославянская речевая стихия, очевидно, с трудом доступны современному языковому сознанию, которое формируется средствами массовой информации и потому способно вращаться в основном в сфере, по выражению М. Чудо сопровождает Россию сквозь века. Вот и нынче — по всем планам закулисных дирижеров современной русской трагедии наше национально-религиозное самосознание давно должно бы захлебнуться в смрадном и мутном потоке пропаганды насилия и бесстыдства, космополитизма, богоборчества и животных страстей.

Наша государственность должна была давно рухнуть под грузом бесконечных предательств и измен, внутренних интриг и внешнего давления. Ан нет — хранит Господь! Но автор сразу же сталкивает научно-историческую лексику среднего регистра с высокой церковнославянской и при этом продолжает изложение, сохраняя особенности синтаксиса научного изложения, близкие манере речи В. Наконец — высокий славяно-византийский стиль торжественной проповеди — энкомия, завершающийся цитатой из Св. Все переходы ритма и смены стиля и регистров речи воспринимаются как органическое единство.

Это мастерство слова выглядит совершенно естественно и становится заметным только при специальном анализе текста. Красота слога — совершенное выражение мысли посредством оптимального отбора, сочетания и соразмерного расположения слов и выражений. Украшенной речь становится, когда мысль выражена так, что ее невозможно выразить иначе. Рассмотрим пример. Но, по счастью, жив еще сам народ униженный и обманутый, обворованный и оболганный, — русский народ еще жив.

Выбор и сочетание слов B примере используются фигуры слов: антилогия — соединение в одно целое слов с различным несовместимым значением, создающее парадоксальный смысл: частое u бессовестное употребление; синонимия с градацией — использование ряда синонимов, каждый из которых усиливает значение предыдущего: истерлось, истрепалось u выцвело; экзергазия — повтор часто с усилением синонимических оборотов или словосочетаний: униженный u обманутый, обворованный u оболганный. Использование словесных фигур превращает свободное словосочетание в связанное и придает каждому слову контекстное идиоматическое значение: отдельное слово становится элементом связной конструкции, которая имеет значение как целое — единораздельное имя ситуации. Но на фоне этой конструкции, при столкновении несовместимых или неожиданно сочетающихся слов, значение каждого слова, включенного в фигуру, приобретает выпуклость и особую выразительность. Так, выбор и сочетание слов в первом предложении содержит противопоставление. Расположение слов и конструкций B примере использован ряд фигур мысли, которые определенным образом оформляют высказывание, выделяя особенности строя мысли автора.

Но это слово повторяется в последнем предложении уже в составе завершенной мысли. Эта риторическая фигура, называемая эллипсом, создает наложение аппликацию мыслей: одна мысль течет как бы в подводном русле, а на поверхность выходит другая, чтобы впоследствии слиться с первой в завершении фразы. Другой фигурой, характерной для примера, является дважды использованный хиазм: фраза строится таким образом, что ее смысл развертывается не от начала к концу, а влево и вправо от центра, левая и правая части конструкции зеркально отражают друг друга и могут быть связаны как причина и следствие или как-нибудь иначе. Так получается зеркальная структура параллельных элементов: 2—1—1—2, которая создает смысловой и одновременно фонетический ритм предложения. Такой разрыв синтаксических или семантических связей, создающий неожиданные смысловые группировки слов, называется в риторике силлепсом.

Если мы сопоставим фигуры слов и фигуры мыслей, то увидим, что одни фигуры вставляются в другие, а все вместе они создают особый смысл, дополнительный с точки зрения обычной последовательности слов. Благодаря использованию фигур речи фраза получает смысловую глубину и строится нелинейно, поскольку связи ее элементов образуют сложное смысловое пространство. Ритм речи Разделим пример на смысло-ритмические группы так, как он должен, членясь паузами, произноситься в ораторской речи. Смысло-ритмические группы по примерному соотношению мы имеем дело с прозой, а не со стихом числа ударных слогов и общего числа слогов подразделяются на три разряда краткие, средние и долгие, которые, как видим, повторяются и связаны с фигурами слов и мыслей. Красота слога качественно отличается от других его качеств.

Первые четыре качества слога правильность, чистота, ясность, уместность отражают всего лишь речевую культуру говорящего и пишущего и предполагают, по существу, лишенную индивидуальности правильную линейную последовательность речи, которая обеспечивает надежную коммуникацию. Такая речь представляет собой последовательное склеивание слов и словосочетаний в соответствии с правилами языка. Красота речи есть результат синтеза выразительных средств, создающего смысловую и выразительную глубину, многомерность слова. Стиль B отличие от стилистики, наблюдающей стиль как факт, риторика понимает стиль как задачу. Высокое достоинство мысли требует достоинства выражающего ее слова.

Стиль не самовыражение, которое в лучшем случае рождает лишь стилизацию.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий