Различия культуры русских и татар

Объект и предмет исследования Объектом исследования является воспитание в русском и татарском этносах. Предметом исследования являются традиции и их передача в семейном воспитании русских и татар, на примере Поволжского региона. по всей стране. Впервые этноним «татары» появился среди монголо-тунгусо-маньчжурских племён, кочевавших в VI—IX веках к юго-востоку от Байкала. В XIII веке с монголо-татарским завоеванием название «татары» стало известно в Европе.

Татары и русские один народ, или они просто похожи друг, на друга

При этом они могут быть строги в оценках, откровенны и прямолинейны в отношениях с окружающими. Они демонстрируют скрытность и замкнутость при вербальных контактах. Однако в ряде ситуаций могут уступить и не проявлять активности во взаимоотношениях. В социально-психологическом портрете татар выделяются такие черты, как лидерство и энергичность, самоуважение, а также склонность к соперничеству и критичность. Русские, по мнению представителей других этногрупп, также несколько авторитарны, склонны к соперничеству, прямолинейны и строги в оценках. То есть, как видим, профили всех трех этнических групп достаточно похожи по показателям авторитарности, эгоистичности, агрессивности и подозрительности. Показатели по доминированию у всех оказались выше, чем показатели дружелюбия. Это может свидетельствовать о том, что существует некоторое напряжение во взаимоотношениях, проявляющееся в борьбе за лидерство и желании защитить собственные интересы. Заключение Сопоставление результатов исследования по двум методикам позволяет предположить, что существует одинаковая тенденция в оценке межгрупповых взаимоотношений всеми опрошенными. С одной стороны, подчеркивается толерантность и доброжелательность по отношению к аут-группам, с другой — отмечается недостаток дружелюбия с их стороны.

Другими словами, кажется, что «я отношусь к нему лучше, чем он ко мне». Это можно объяснить тем, что каждый из исследованных этносов достаточно консолидирован и в ситуации постоянного взаимодействия с другими сохраняет чувство «мы», которому соответственно противопоставлены «они». Ощущение своей этничности, этническая идентификация позволяет личности чувствовать свою кровную связь с большой группой людей, что усиливает ощущение защищенности и относительной безопасности в нестабильном обществе. Так этнос выполняет одну из основных своих функций — функцию психологической защиты. Этим, в частности, объясняется усиление этнических чувств в период социальных кризисов и изменений. Именно результатом психологических преломлений деления на «мы» и «они» и стало ощущение того, что «мы более дружелюбны и толерантны, чем они». С другой стороны, все три этноса, как отмечалось выше, обладают некими общими характеристиками, свойственными российской ментальности в целом. По мнению В. Ключевского, одной из таких характеристик является традиционное недоверие российских деловых партнеров друг другу.

Он говорит в данном случае об особенностях российского бизнеса, однако бизнес является отражением определенных стереотипов, в данном случае, привычки не доверять. Ключевский отмечает, что для российского предпринимательства всегда было характерно весьма невысокое доверие партнеров друг другу. В силу этого изначального недоверия к партнерам российский бизнес, по В. Ключевскому, развивался как бизнес семейный, когда партнерство формировалось прежде всего на основе кровного родства, которое должно было выступать дополнительным гарантом деловых партнерских отношений. Развивая эту мысль, можно предположить, что при построении партнерских отношений с представителями других национальностей российский человек более склонен доверять тем, с кем его связывают узы крови. Этнос же является детерминантом кровного родства в широком смысле слова. При этом подчеркнем, что речь идет лишь о тенденциях, и ни по одному из показателей не было критических значений. Кроме того, анализируя высказывания респондентов, можно говорить о достаточно спокойной межэтнической ситуации на данный момент. Однако полученные результаты напоминают о том, что в любом полиэтническом обществе следует обращать особое внимание на национальные настроения.

В этом вопросе необходима гибкая и продуманная в сфере межэтнических взаимоотношений политика. Не умаляя значимости каждого конкретного этноса в истории и культуре, все же необходимо сосредоточиться не на выявлении различий между представителями отдельных этнических групп, а на нахождении общих, объединяющих фактов истории, культуры, психологии. В этой связи особую актуальность приобретают кросскультурные исследования, направленные на анализ взаимного влияния культур друг на друга и способов их наиболее эффективного сосуществования и обогащения. Тем более, что многие ученые говорят о культурной близости народов, населяющих Волжско-Уральский регион, что является следствием долгого исторического пути, который эти этнические группы прошли вместе.

Последнее логично вытекает из того факта, что большинство прихожан мечетей не татары и по-татарски не понимают. Видимо, этот факт заставил руководителя ДУМ РТ Камиля Самигуллина для сохранения утраченных позиций татарского языка обязать в мечетях Татарстана проповедовать только на татарском, однако такая позиция регионального муфтия была отвергнута другими исламскими религиозными структурами и их лидерами, действующими на территории всей России. Совершенно другая картина в кряшенских православных храмах, где Богослужение совершается на родном языке, вне зависимости от того, в городах или в сельской местности. Сегодня уже никто не будет спорить, что кряшены лучше всех сохранили знание татарского языка, совершенно очевидно, что это прямое следствие его живого функционирования в высшей форме — в форме общения с Богом Творцом. Однако у кряшен есть другие проблемы: во-первых, кряшенских храмов катастрофически мало, особенно в городах, во-вторых, часть кряшен по разным причинам не имеет татарского самосознания, в-третьих, знание кряшенского варианта татарского языка требует специальных дополнительных усилий. Современная литературная форма татарского языка отличается от созданной и распространённой Николаем Ильминским и отцом Василием Тимофеевым для Богослужения соответствующей формы татарского языка примерно также как современный русский язык и русский язык Российской Империи с «ять» , «еръ» , «ерь» и т. Всё больше татар констатирует уже свершившийся факт, что будущее за русскоязычными татарами, которые являются одним из сильно урбанизированных народов. В городах они растут с детства в русскоязычной среде, ещё недавно родители знали татарский язык, нынешнее же поколение татарских родителей его уже не знает, соответственно, оно не сможет его передать детям. Некоторые «горячие головы» со стороны татар не хотят с этим фактом смириться и пытаются исправить ситуацию с татарским языком через популяризацию репрессивных мер, например, заставить всех в Татарстане говорить на татарском через обязательность его изучения в школе, или через игнорирование уже существующего большого количества русскоязычных татар и попытки их вытеснения в мнимый маргинальный сектор по сравнению с татароговорящими татарами, но что из этого получается? Ровно обратный эффект: маргиналами как раз выглядят те, кто не принимает сложившуюся реальность существования русскоязычных татар как особой значительной татарской группы, самим же русскоязычным татарам проще утратить татарское самосознанием из-за позиции своих татароязычных соплеменников, не принимающих тех, кто туган тел не знает. Стоит отметить, что за пределами Татарстана таковых большинство, за исключением постоянно проживающих в татарских деревнях достаточно компактно и замкнуто, но стоит им переехать в город, как уже во втором-третьем поколении татарский язык становится только историческим наследием. И никакими репрессивными мерами нельзя удержать в деревне желающего развиваться молодого татарина или молодую татарку, если он или она все перспективы развития видит в городе, и не просто в городе, а, как правило, в столице — в Москве. Это прежде всего характерно для мещёрских татар из Нижегородской, Рязанской, Тамбовской, Пензенской, Ульяновской областей, Мордовии и Чувашии. Также в Москве значительное количество представителей татарской молодежи из Татарстана и Башкортостана, Оренбуржской, Челябинской областей и из других регионов. Преподавателей татарского языка в Москве почти нет кстати, те, кто есть — кряшены , реальной поддержки их деятельности со стороны Татарстана или ВКТ тоже нет, скорее всего потому, что татарстанским чиновникам и общественным деятелям выгодно не замечать этого, ведь никто из них реально не верит в то, что столичные татары будут в перспективе татароязычными, а деньги выделять на эту попытку придётся, хотя бы для того, чтобы показать, изобразить видимость заботы о сохранении родного языка. Безусловно простым татарам не нравится такое положение дел с родным языком, который раньше был языком межнационального общения наряду с русским, а теперь ореал его использования сузился до сельской местности, но и игнорировать уже сложившийся факт существования большой группы русскоязычных татар нельзя, и пытаться заставить их учить татарский язык — это совершенно бесполезное занятие. Более того, любые репрессивные меры в этом вопросе так или иначе будут подрывать татарско-русское единство, сложившееся столетиями и обеспечивающее существование России. Ведь с одной стороны, эти меры не приведут к расширению ареала использования татарского языка и татарам будет всегда неприятно осознавать продолжающееся ослабление его позиций, а русским будет всегда неприятно осознавать, что татарам не нравится уже сложившаяся русскоязычность части татар и, что в одном из регионов России — Татарстане, пытаются бороться с русскоязычностью за счёт навязывания татарского языка через систему образования, что само по себе ещё малоэффективно. У обоих народов в любом случае останется неприятный осадок.

Посети этот исторический остров, который когда-то был ключевой военной крепостью, а сейчас превращен в живописное место. Не забудь сфотографироваться с гигантской деревянной скульптурой Ивана Грозного. Неважно, сколько слов на татарском языке ты знаешь, главное - подходить к местному населению с уважением и интересом. Построение прочной дружбы: признание в культуре Урок 7: Построение прочных дружеских отношений: культурное признание Добро пожаловать на заключительный урок нашего курса «Как подружить русских с татарами»! Понимание культуры Чтобы по-настоящему ценить и общаться с кем-то из другой культуры, важно понимать их происхождение, убеждения и ценности. Найдите время, чтобы узнать об обычаях и традициях ваших татарских друзей. Вы также можете поделиться с ними своим культурным наследием и опытом. Это не только поможет вам лучше понимать и ценить друг друга, но и укрепит вашу дружескую связь. Уважение и терпимость Один из важнейших ключей к построению прочных дружеских отношений — это уважение и терпимость. Поймите, что могут быть разные образы мышления или поведения, которые могут показаться необычными или незнакомыми, но всегда подходите к ним непредвзято и без суждений. Культурный обмен Культурный обмен — отличный способ углубить свое понимание другой культуры. Попробуйте поучаствовать в местных татарских мероприятиях или пригласите своих татарских друзей на русские мероприятия и традиции. Это даст вам обоим возможность учиться друг у друга и ценить культуру друг друга. Вы также можете попробовать вместе принять участие в новых мероприятиях, например, посетить музеи, посетить концерты или попробовать себя в новом деле. Это создаст новые воспоминания и опыт, которыми вы сможете поделиться вместе. Празднование различий Наконец, отметьте различия и разнообразие, которые делают каждого из нас уникальным. Примите то, что отличает ваших друзей-татар от вас, будь то другая еда, музыка или язык. Это создаст атмосферу взаимного уважения и понимания и поможет вам построить прочную и значимую дружбу. Поздравляем с окончанием курса «Как подружить русских с татарами»!

И это исключительно заслуга системы обучения и Богослужения на татарском языке Ильминского-Тимофеева. Там, где этой системы не было, православные татары как и городские татары мусульмане родной язык по большей части не сохранили. Большинство русскоязычных татар исповедует православное Христианство или имеет православных близких родственников. Современный литературный татарский язык плохо учитывает особенности языков, диалектов и говоров разных татар, что делает его в качестве претендента на язык межнационального общения неконкурентноспособным в т. Только после признания существующей действительности можно говорить о гармоничных действиях, которые будут способствовать сохранению и развитию как татарской идентичности, культуры, языка, так и татарско-русского единства. На наш взгляд, это следующие действия: 1. Расширение использования современных татарского, казахского, ногайского, крымскотатарского и других любых литературных форм татарского языка и их диалектов и говоров в православном Богослужении. При этом, во всех чисто кряшенских населённых пунктах Татарстана и Башкортостана должны полноценно функционировать кряшенские храмы, где Богослужение будет совершаться на кряшенском варианте татарского языка полностью, во всех же храмах населенных пунктов со смешанным населением Богослужение должно совершаться частично на современном литературном татарском языке начать этот процесс можно с дублирования Евангелия и Апостола на нём. В местах компактного проживания татар на территории всей России православное Богослужение в храмах также должно быть частично на татарском языке. Приходы восточной традиции будут иметь некоторые особенности, такие как оборудованые специальные места для омовения, ковры и коврики в храмах, подразумевающие снятие обуви, мужское пение византийским распевом, некоторые особенности в одежде священнослужителей и церковнослужителей, более активное использование древних христианских молитвенных поз и жестов и т. При этом необходимо учитывать, что для русскоговорящего татарина Богослужение только на татарском будет непонятным, ему более подойдёт служба с частичными татарскими вставками. Расширение практики совершения Крещения с привычными татарам именами. Необходимо развивать православное татарское искусство — иконопись и шамаил. Необходимо рукоположение и назначение на кафедры, отвечающие за окормление татарского населения, архиереев из числа татар или владеющих татарским языком и знакомых с татарской культурой, особенно это актуально для Татарстанской Митрополии. Через православное Богослужение на татарском, крымско-татарском, ногайском, казахском и иных близких языках в обычных приходах и приходах восточной традиции Русской Православной Церкви необходимо придти к гармоничному реформированию современного литературного татарского языка. Язык общения с Богом, используемый представителями всего разделённого татарского народа, способен быть языком межнационального общения. Татарским и русским националистам необходимо перестать противопоставлять историю татар и русских, нужно всячески подчёркивать единство и симбиоз этих двух российских начал. В идеале — всякий татарин должен считать себя русским хотя бы отчасти , а всякий русский должен считать себя татарином тоже хотя бы отчасти , ведь сопричастность друг другу — это наша сила. Русский мир — и Татарский мир не могут существовать друг без друга.

«Татары менее всего обладали какою-либо ненавистью к культурности народа, который они завоевали»

Чем татарки физически и культурно отличаются от русских: сравнение народов На территории Хмелёвского сельского поселения проживают люди разных национальностей: русские, татары, чуваши, украинцы. Значительное преимущество в численности имеют татары и русские.
ERROR Новости 09.02.2024 12:46:53 Татары — один из крупнейших тюркских народов, проживающих на территории России. Их история насчитывает более 1000 лет и богата событиями, повлиявшими на формирование татарской культуры, традиций и образа жизни.

Sorry, your request has been denied.

Татары — один из крупнейших тюркских народов, проживающих на территории России. Их история насчитывает более 1000 лет и богата событиями, повлиявшими на формирование татарской культуры, традиций и образа жизни. Узнайте о татарской культуре на нашем первом уроке, включая их уникальный язык, кухню и традиции. Понимание и уважение татарской культуры может привести к укреплению дружбы между русскими и татарами. русские делают вид,что верят в Бога. татары делают вид,что верят в Аллаха. больше ничем не отличаются.

Sorry, your request has been denied.

При сравнении полученных данных по обеим национальным группам города выясняется, что сходств больше, чем различий: 1. И русские, и татары ближе всего по отношению к себе располагают "свой" народ и "свою" религию (1-е и 2-е ранговое место и у русских, и у татар). Узнайте о татарской культуре на нашем первом уроке, включая их уникальный язык, кухню и традиции. Понимание и уважение татарской культуры может привести к укреплению дружбы между русскими и татарами. Несмотря на соседство и схожий географический положение, эти две народности имеют ряд существенных различий в их культуре, языке и идеологии. Татары и русские — это две самые крупные народности в России, и каждая из них имеет свою уникальную историю и культуру. Объект и предмет исследования Объектом исследования является воспитание в русском и татарском этносах. Предметом исследования являются традиции и их передача в семейном воспитании русских и татар, на примере Поволжского региона.

«Татары менее всего обладали какою-либо ненавистью к культурности народа, который они завоевали»

Кроме того, татарская и русская культуры имеют много схожих традиций и обычаев, связанных с бытом и социальной сферой. Например, гостеприимство и теплота, которые присущи как татарской, так и русской культуре, являются важными ценностями для обоих народов. «Татары уважают людей, старших и малых», «держат обряды», и «они более верующие, чем русские». Таким образом, можно отметить, в особенности у русских ребят, определенную долю негативизма в отношении к татарской национальности. Одежда является неотъемлемой частью культуры и наследия народов. При изучении и понимании различий в национальных костюмах татар и русских, мы можем обогатить свой культурный опыт и продвигать толерантность и уважение к разным культурам. Впервые этноним «татары» появился среди монголо-тунгусо-маньчжурских племён, кочевавших в VI—IX веках к юго-востоку от Байкала. В XIII веке с монголо-татарским завоеванием название «татары» стало известно в Европе. главное жить дружно и быть дружелюбным человеком.

особенности переживаний русских и татар на примере

особенности переживаний русских и татар на примере Татары – коренное население Российской Федерации, второй основной по численности этнос и самый многочисленный народ мусульманской культуры в Российской Федерации. Духовным и культурным центром всего татарского народа является Республика Татарстан.
Татары казанские, крымские – какая разница? Жирным курсивом выделена характеристика, давшая статистически достоверное различие между распределениями. Из таблицы 2 видно, что достоверные различия в переживаниях русских и татар имеются по показателям временной характеристики переживания.
Чуваши и татары: общие черты и различия Одной из таких работ является исследование, проведенное М.Р. Хайрутдиновой, которой были изучены кросс-культурные особенности духовно-нравственных качеств русских и татарских студентов.
Sorry, your request has been denied. Несмотря на эти различия, татары и русские имеют много общего. Оба народа ценят семейные ценности, уважают старших и сохраняют свою традиционную культуру. Они обогащают друг друга своими уникальными характеристиками и вместе составляют многонациональную Россию.
Татары — происхождение народа, где и как живут, традиции, одежда, кухня Узнайте о татарской культуре на нашем первом уроке, включая их уникальный язык, кухню и традиции. Понимание и уважение татарской культуры может привести к укреплению дружбы между русскими и татарами.

ТРАДИЦИОННАЯ КУЛЬТУРА НАРОДОВ РОССИИ

Татарская культура имеет богатое наследие и продолжает процветать и развиваться. Татары гордятся своей культурой и стараются сохранить ее традиции и обычаи. Русская культура Одной из важнейших характеристик русской культуры является ее коллективизм и сильное влияние православной веры. Русская культура отличается национальной гордостью и патриотизмом, а также традицией семейных ценностей и уважением к старшим. Русская культура проявляется во множестве праздников и традиций, которые передаются из поколения в поколение. В этих праздниках есть свои особенности и ритуалы, которые сохранены на протяжении многих лет. В литературе русская культура известна своими классическими произведениями, такими как «Война и мир» Льва Толстого и «Преступление и наказание» Федора Достоевского. Русские писатели и поэты имеют глубокое влияние на мировую литературу.

Русская культура также известна своими традиционными ремеслами, такими как матрешка, гжель, хохлома и оренбургские пуховые шали. Эти ремесла имеют уникальный дизайн и изготавливаются с применением традиционных техник и материалов. В музыке русская культура известна своими классическими композиторами, такими как Пётр Чайковский, Сергей Рахманинов и Игорь Стравинский. Русская музыка имеет свою уникальную эмоциональность и мелодичность. В целом, русская культура представляет собой богатое и разнообразное наследие, которое продолжает развиваться и оставаться живым и важным для русского народа. Традиции Традиции играют важную роль в культуре татарского народа. Они передаются из поколения в поколение и отражают особенности и ценности этой национальности.

Вот некоторые из наиболее значимых традиций татарского народа: Свадебные обряды Традиционная татарская свадьба — это настоящий праздник, который продолжается несколько дней. Самый важный обряд — «Садаклама», который представляет собой обмен подарками между родственниками и женихом. Еще одним важным элементом свадебной традиции является «Спелые», ритуал, во время которого девушка должна перешагнуть через огонь, чтобы стать настоящей женой. Кухня Традиционная татарская кухня славится своим богатством вкусов и уникальными рецептами. Одним из самых популярных блюд является «этлек-чебурек», что в переводе означает «мясной пирог». Татары также любят готовить «кысляк» — кисло-сладкий суп из квашеной капусты с добавлением мяса и картофеля. Национальные костюмы Татарский народ любит соблюдать традиции и ношение национальных костюмов является одним из способов сохранить свою идентичность.

У мужчин это обычно «камза» — рубашка с воротником и широкими рукавами, а у женщин — «шала» — яркие платья с разноцветными вышивками. Народные праздники Татары отмечают множество народных праздников, которые сопровождаются народными песнями, танцами и угощениями. Одним из самых популярных праздников является «Сабантуй» — праздник летнего солнцестояния, который сопровождается соревнованиями в национальных играх, конном спорте и народными гуляниями. Это лишь некоторые примеры традиций, которые делают татарскую культуру уникальной и интересной. Сохранение и передача этих традиций — важная задача для татарского народа, которая помогает укреплять его идентичность и сохранять своеобразие своей культуры. Татарские традиции Одним из основных традиций татар является доброжелательное отношение к гостям. Гостеприимство и радушие — вот что всегда ждет каждого человека, оказавшегося в татарском доме.

Татарская кухня национальная гордость, и гости всегда приглашаются на трапезу, полную разнообразных блюд. Еще одной важной традицией является уважение к старшим. Татары с детства учатся быть уважительными и преданными своим родителям и старшим. На семейных мероприятиях, таких как свадьбы, ужины или просто встречи с родственниками, всегда собираются семьи и важные люди, чтобы отметить эти события и почтить присутствующих. Татарская культура также богата народными праздниками и обрядами. Один из наиболее известных праздников — Сабантуй, который отмечается в конце июня и символизирует конец весенне-полевых работ. В этот день все жители собираются на основной площади, чтобы праздновать, устраивая народные гуляния, соревнования и представления.

Талько-Гринцевич представил данные по татарам Уфимской губернии Благо-видов, 1886 г. В 1904 г. Сухарева по исследованию татар Казанского уезда Сухарев, 1904. Более частной проблеме - о пигментации татар Лаишевского уезда - посвящена статья М. Никольского Никольский, 1912.

Итоги по изучению антропологии поволжско-приуральских татар в дореволюционный период подведены в обзорной статье М. Хомякова Хомяков, 1915. Исследования по антропологии сибирских татар связаны с деятельностью известных к тому времени казанских антропологов Н. Малиева и С. Чугунова, переведенных в Томский университет.

Если Н. Малиев занимался в основном антропологическим обследованием местного коренного населения, то С. Чугунов уделял большее внимание изучению и сбору палеоантропологического и краниологического материала. Результаты этих работ нашли отражение в 15 выпусках "Материалов по антропологии Сибири", вышедших из печати с 1893 по 1905 г. Розов, 1959.

С прекращением их научной и педагогической деятельности исследования по антропологии сибирских татар практически сходят на нет и носят случайный характер Дебец, 1948. В антропологическом отношении слабо изученными оказались астраханские татары. Из работ дореволюционного периода в путевых записках П. Небольсина приведены визуальные описания антропологического облика карагашей, относящихся к монголоидному типу, а в работе медико-статистического характера А. Далингера исследованы рост и окружность груди у татар Астрахани Небольсин, 1852; Далингер, 1887.

Следующий этап в изучении антропологии татар в основном связан с многолетней научной деятельностью Т. Ей впервые удалось провести со-матологические исследования основных групп татарского народа по единой методике. Так, в 1929-1936 гг. В 1937 г. Результаты этих экспедиций нашли отражение в ряде статей и обобщены в монографии "Этногенез татар Поволжья в свете данных антропологии", где впервые не только дана исчерпывающая характеристика физического облика татар и выделены основные антропологические типы, но и предпринята попытка на основе имевшихся к тому времени палеоантропологических материалов проследить этапы расогенеза татар в тесной увязке с этнополитической историей Трофимова, 1949.

К сожалению, в послевоенные годы исследования по соматологии татар практически прекратились, не считая попутного изучения некоторых групп мишарей и сибирских татар Алексеева, 1963; МагЬ, 1970; Розов, 1961. В связи с расширением археологических работ в эти годы акцент антропологических исследований сместился в область изучения палеоантропологического материала, что позволило наметить в общих чертах этапы сложения физического облика татарского народа и выявить его этноге-нетические истоки Трофимова, 1956; Акимова, 1964, 1968, 1973; Алексеев, 1969, 1971; Постникова, 1987; Яблонский, 1987; Ефимова, 1991; Багашев, 1993; и др. В последние десятилетия наряду с традиционными методами антропологических исследований соматология, краниология и палеоантропология стали входить в широкую практику исследования по дерматоглифике, одонтологии, серологии, генетике и др. Эти методы, в той или иной степени, были апробированы при исследовании всех групп татар за исключением астраханских Рынков, 1965; Хитъ, 1983, 1990; Ефимова, Томилов, 1990; Рафикова и др. Обобщая итоги более чем столетнего изучения антропологического облика татар, отметим их расовую неоднородность как внутри основных этнических групп , так и между ними, что, вероятно, отражает специфику их расогенеза и этногенети-ческих связей.

Так, в составе поволжско-приуральских татар выделяются четыре основных антропологических типа. Рост средний с тенденцией к повышению. Целый ряд морфологических особенностей - строение носа, размеры лица, пигментация и ряд других - сближает этот тип с понтийским. Довольно часто встречается складка века при слабом развитии эпикантуса. Рост, в европеоидном масштабе, средний.

Каждый из этих типов ни в одной из групп не выражен в чистом виде , но реальность их в составе татар подтверждается накоплением признаков соответствующих типов в отдельных территориальных группах. Только европеоидный тип с относительно светлой пигментацией не имеет отчетливой географической локализации в составе татар и может предполагаться лишь в виде примеси. По данным Т. При сопоставлении данных по соматологии поволжских татар с таковыми соседних народов выявляется общее типологическое сходство, различающееся по степени выраженности отдельных типов. Так, светлым европеоидным типом татары связываются с мордвой-эрзей, частично марийцами, удмуртами, чувашами и русскими.

Сублапоноидный тип объединяет татар с удмуртами, мари и некоторыми группами русских. Темный европеоидный тип понтийского облика прослеживается у некоторых групп мордвы-мокши и отчасти у южных чувашей. Монголоидный компонент южносибирского типа, наиболее ярко выраженный у татар Арского района Татарстана, наблюдается только у тюркских народов данного региона - чувашей и башкир. Материалы по дерматоглифике, одонтологии, серологии и генетике народов Среднего Поволжья и Приуралья также выявляют общие черты в расогенезе населения данного региона. Таким образом, формирование антропологического облика поволжско-при-уральских татар и соседних народов шло в тесном этногенетическом взаимодействии, которое имело разную направленность и интенсивность в зависимости от конкретной исторической ситуации в данном регионе.

Среднее Поволжье и Приуралье, занимая географически выгодное положение между Европой и Азией, между лесом и степью и обладая богатыми биоресурсами, издревле являлось зоной контактов между народами, различающимися не только по происхождению, языку и культуре, но и по антропологическому облику. Так, судя по материалам палеоантропологии, первые контакты на генетическом уровне между лесным населением представителями западных вариантов уральской расы и жителями степной зоны, в целом характеризующимися европеоидным обликом, фиксируются уже в эпоху неолита и энеолита Яблонский, 1992. В эпоху бронзы и раннего железа исследуемый регион становится ареной миграционных потоков, идущих как в широтном, так и в меридиональном направлении. В результате этих миграций и широких брачных связей между местным и пришлым населением шло формирование того антропологического типа, который выделяется среди поволжских татар как сублапоноидный. Этот тип в различных его вариантах является основным для местного финноязычного населения Акимова, 1973; Ефимова, 1991.

С началом тюркской эпохи и приходом болгар на Среднюю Волгу наблюдаются активные этнокультурные и этногенетические взаимоотношения между тюрко-язычными племенами и финно-угорским населением в рамках новообразованного государственного объединения - Волжская Булгарии. Эти ассимиляционные процессы, длившиеся более 300 лет, накануне монгольского завоевания привели к образованию новой этнической общности - волжских булгар. Анализируя краниологические серии волжских булгар домонгольского периода, можно выделить те морфологические комплексы, которые впоследствии прослеживаются в антропологическом облике современных поволжских татар. При этом следует сказать, что выявление прямых аналогий между антропологическим типом живого населения и типом, определяемым по костным остаткам, не всегда корректно из-за несопоставимости признаков и требует определенных допущений и специальных оговорок. Так, мезокефальный темный европеоидный понтийский тип, преобладающий у татар, и особенно у татар-мишарей, может быть связан с длинноголовым европеоидным типом, который был характерен для населения Хазарского каганата , проживающего на территории распространения так называемой салтово-маяцкой культуры.

С упадком Хазарского каганата часть этого оседлого тюркоязычного населения, в основном алано-сарматского происхождения, переселяется на Среднюю Волгу, где оно становится одним из основных компонентов в составе волжских булгар и определяет ремесленно-земледельческий характер экономики Волжской Булгарии. Собственно болгары, связанные своим происхождением с тюркоязычными племенами Центральной Азии, Алтая и Южной Сибири, сыгравшими решающую военно-политическую роль в образовании ряда государственных объединений, в том числе и Волжской Булгарии, имели несколько иной антропологический облик. Он характеризовался в целом смешанными европеоидными типами с включением монголоидных элементов южносибирского морфокомплекса Данный тип прослеживается и в более поздних материалах по антропологии волжских булгар, являясь одним из основных в его антропологической структуре. Возможно, выделяемый среди поволжских татар незначительный монголоидный компонент происходит от ранних болгар и более поздних групп степного населения, главным образом кыпчакского происхождения, вошедших в состав домонгольских булгар. Сублапоноидный и светлый европеоидный компоненты в составе волжских булгар и татар, вероятнее всего, связаны с местным финно-угорским населением.

Если сублапоноидный субуральский тип характерен прежде всего для населения прикамско-приуральских истоков, то светлый европеоидный был распространен, скорее всего, у западных и северо-западных групп древнефинского населения, активно контактировавших с древнебалтскими и славянскими племенами. Не исключено, что европеоидное население со светлой пигментацией проникало на территорию Волжской Булгарии из северных областей Древней Руси и из древнерусских княжеств в составе военных дружин, торговцев и ремесленников, растворившихся впоследствии в местной тюркоязычной среде. Завоевание монголами Волжской Булгарии и вхождение ее в состав Золотой Орды не внесли кардинальных изменений в физический облик волжских булгар и соседних народов. Вместе с тем влияние Золотой Орды на ход этногенетических процессов в Среднем Поволжье и Приуралье выражалось в целенаправленной политике ханской администрации по регулированию миграционных потоков, что не могло не отразиться на соотношении разных антропологических компонентов. В частности, произошло некоторое увеличение монголоидной примеси южносибирского облика в золотоордынский период и у тюркоязычного населения Среднего Поволжья и Приуралья.

Немногочисленные антропологические материалы по эпохе Казанского ханства и последующим периодам также свидетельствуют о европеоидной основе казанских татар и об их генетической близости к предшествующему, булгарскому населению Ефимова, 1991. Таким образом, антропологическая структура татар Среднего Поволжья и Приуралья складывалась в главных чертах еще в домонгольское время, в рамках Волжской Булгарии. Основным фактором расообразования явилась метисация между пришлым, тюркоязычным и местным, финно-угроязычным населением. Политические, экономические, культурные и особенно языковые изменения, произошедшие на Средней Волге в золотоордынское время и в последующие исторические эпохи , не внесли существенных изменений в расовый облик местных народов. В то же время соотношение антропологических типов, выделяемых среди поволж-ско-приуральских татар, не всегда было одинаковым и менялось от конкретной исторической ситуации в данном регионе на протяжении последнего тысячелетия.

Среди татар Западной Сибири выделяется несколько расовых типов. Так, уральский тип монголоидный, с европеоидными особенностями является основным для всех групп сибирских татар, занимающих северный ареал их проживания, и в качестве компонента прослеживается у более южных татар. Монголоидный тип южносибирского облика характерен прежде всего для татар Барабинской степи и в качестве примеси отмечается почти у всех сибирских татар, имея тенденцию к увеличению у южных, степных групп и к уменьшению у северных, лесных. Монголоидный компонент центральноазиатского типа зафиксирован только у барабинских татар, а своеобразный, так называемый чулымский тип отмечен лишь у некоторых групп тобольских и томских татар. И наконец, европеоидный тип по мнению Т.

Трофимовой, понтийского облика больше проявляется у городских жителей и в меньшей мере у сельских. По основным расово-диагностическим признакам сибирские татары занимают промежуточное положение между населением лесной зоны Западной Сибири носители уральского антропологического типа и тюркоязычным населением Южной Сибири и Алтая-Саян представители южносибирского морфотипа. Различное соотношение антропологических типов в расовом составе отдельных групп сибирских татар может указывать как на разные их генетические истоки, так и на характер генетических связей с окружающими народами. Судя по языковым данным и материалам археологии, этнографии и письменных источников, ближайшими историческими предками сибирских татар явились кыпчакские тюркоязычные племена, часть которых в конце I тыс. Проникновение тюркоязычных элементов в местную среду продолжалось и в более позднее время Валеев Ф.

Однако палеоантропологические и краниологические материалы с территории расселения сибирских татар рисуют несколько иную картину формирования их антропологического типа Багашев, 1993. Выделенный среди сибирских татар как основной уральский антропологический тип и так называемый чулымский могут быть связаны с местным угорским и самодийским аборигенным населением. Южносибирский монголоидный компонент, видимо, был привнесен степными племенами кыпчакского круга и поздними группами тюркоязычного населения из Южной Сибири и с Алтая. Монголоидные черты центральноазиатского происхождения, прослеживаемые у барабинских татар, являются, вероятно, следствием тесных контактов этой группы татар с калмыками в течение XVII в. Трофимова, 1947.

Усиление европеоидных черт у сибирских татар - итог смешения с поволжско-приуральскими татарами и выходцами из Средней Азии, так называемыми бухарцами. Таким образом, формирование антропологического облика сибирских татар шло на основе местного субстрата, на который на протяжении всего II тыс. Участие этого компонента в расогенезе сибирских татар не всегда и не везде было одинаковым, а в целом наблюдалась тенденция к его уменьшению с юга на север. Тюркизация местного края, проходившая в рамках Кимакского каганата, Золотой Орды и Сибирского ханства, не обязательно сопровождалась массовым переселением тюркских племен и ограничивалась, вероятно, политическим, экономическим и культурно-идеологическим воздействием на местное население. Среди входящих в состав астраханских татар Т.

Трофимовой выделены три антропологических типа - монголоидный южносибирский, монголоидный цент-ральноазиатский и европеоидный. Если южносибирский тип прослеживается у по-волжско-приуральских татар в виде примеси, а у сибирских в виде самостоятельного компонента, то у карагашей он является основным. Остальные типы в чистом виде почти отсутствуют и отмечаются лишь в качестве примеси Трофимова, 1949. Судя по лингвистическим данным и историческим источникам, карагаши до переселения в нижневолжские степи в конце XVIII в. Не противоречат этому антропологические и палеоантропологические материалы.

Идеал, справедливость, счастье. Мамардашвили М. Мой опыт нетипичен. Гильдебранд Д. Метафизика любви. Принцип любви в этике: Автореф. О любви: Беседа.

Рудомино, 2001; Размышления о любви Любовь как нравственное явление. Колесов В. О счастье и совершенстве человека. Булкин А. Социально - философские аспекты ценностного ориентирования молодежи: Автореф. Социокультурные ценности современной российской молодежи: Автореф. Социальные ценности современной российской молодежи: состояние, динамика, направленность.

Формирование национально - культурных ценностей ориентацией современной студенческой молодежи: социально - философский анализ: Автореф. Социальная справедливость в системе ценностных ориентацией современной молодежи России: Автореф. Жизненные ценности в понимании студентов: Автореф. Моральные ценности, российской молодежи: содержание, факторы и тенденции изменений, по материалам социологических исследований 70-х и 90-х гг. Ценностные аспекты социализации молодежи: Автореф. Серия 14. Ценности ненасилия в сознании российской молодежи: Автореф.

Созонова, А. Хвостова, И. В данных работах анализируется структура базовых ценностей поколений, обозначены категории, определяющие семантическое пространство ценностно - мотивационной структуры молодежи. Молодежь как совокупность развивающихся личностей - самая динамичная, энергичная и критически мыслящая часть общества. Она обладает огромным социальным и творческим потенциалом и способна активно влиять на процесс гуманизации социально - экономических отношений в обществе. Поэтому изучение приоритета нравственных ценностей молодежи дает возможность выявить степень ее адаптации к новым социальным условиям и ее инновационный потенциал. Объект курсовой работы: процесс формирования современных нравственных ценностей у русской и татарской молодёжи.

Предмет курсовой работы: влияние современных социокультурных условий на формирование нравственных ценностей у русской и татарской молодёжи. Цель курсовой работы: состоит в теоретическом изучении понятия нравственных ценностей молодёжи двух различных культур, практической разработке программы исследования для выявления особенностей и различий в представлении о нравственных ценностей русской и татарской молодёжи и в сравнительном анализе особенностей нравственных ценностей этих культур. Задачи курсовой работы: 1. Изучить теоретические аспекты и особенности формирования нравственных ценностей молодёжи на примере русской и татарской культурах. Раскрыть сущность и содержание нравственных ценностей молодежи. Определить их место и роль в современной жизни. Рассмотреть особенности нравственных ценностей русских.

Рассмотреть особенности нравственных ценностей татар. Проанализировать различия отношений к нравственным ценностям у русской и татарской молодёжи. Проанализировать основные критерии формирования нравственных ценностей у русской и татарской молодёжи. Интерпретация основных понятий. Ценности - положительная или отрицательная значимость объектов окружающего мира для человека, социальной группы, общества в целом, определяемая не их свойствами самими по себе, а их вовлеченностью в сферу человеческой жизнедеятельности, интересов и потребностей, социальных отношений; критерий и способы оценки этой значимости, выраженные в нравственных принципах и нормах, идеалах, установках, целях. Различают материальные, общественно-политические и духовные ценности; положительные и отрицательные ценности. Нравственные ценности - понятие этики, с помощью которого характеризуется значение для общества и человека социально-исторических явлений.

В нравственных ценностях выражено деятельно-заинтересованное отношение человека к миру и самому себе, а также проблематичность реализации актуальных нравственных потребностей в реальной жизни. Ценностные ориентации - важный компонент мировоззрения личности или групповой идеологии, выражающий представляющий предпочтения и стремления личности или группы в отношении тех или иных обобщенных человеческих ценностей благосостояние, здоровье , комфорт, познание, гражданские свободы, творчество , труд и т. В социологических концепциях ценностных ориентаций нередко трактуются как социальные ценности, которые «вкладываются» в личность в процессе ее социализации и являются главным фактором, «регулирующим, детерминирующим» ее мотивацию и, следовательно, поведение.

Через каждую деталь, каждый узор и цвет, татары выражают свою идентичность, историю и духовные ценности. Женская Одежда Традиционный женский костюм включает в себя несколько элементов: чалму головной убор , кафтан, юбку и разнообразные украшения. Чалма, или головной платок, обычно вышивается золотом и символизирует чистоту и скромность. Кафтан может быть выполнен из различных тканей и часто украшен вышивкой и бисером.

Мужская Одежда Мужской костюм традиционно состоит из широких штанов, рубахи и тюбетейки. В зависимости от социального статуса и возраста мужчины могут носить различные виды поясов и сабель. Тюбетейка, круглая шапка, является неотъемлемым элементом мужского костюма и символизирует уважение к традициям и старшим. Сезонные Особенности В татарской культуре также существуют сезонные варианты одежды. Например, зимой носят теплые шубы и войлочные сапоги, а летом предпочитают легкие хлопковые ткани. Украшения Украшения играют важную роль в татарском национальном костюме, особенно для женщин. Бусы, серьги и браслеты часто сделаны из драгоценных металлов и камней и несут в себе определенный символизм, такой как защита от злых духов или символ семейного благополучия.

Национальная одежда татар — это не только красивый и уникальный костюм, но и важная часть культурного и духовного наследия. Она продолжает жить в современных условиях, адаптируясь к новым трендам, но сохраняя свою историческую ценность и значимость. Традиционная кухня и еда Татарская кухня — это удивительное сочетание восточных и западных кулинарных традиций, отражающее многовековую историю этого народа. Каждое блюдо несёт в себе отпечаток исторических событий, религиозных верований и повседневной жизни татар. Популярные Блюда Чак-чак: Это, пожалуй, самое известное татарское блюдо. Это сладкое лакомство из теста, жареного в масле и политого медовым сиропом. Беляши: Круглые пирожки с мясной начинкой, которые обычно жарят в глубоком масле.

Кыздырма: Тушеное мясо с луком и специями, подается с картофелем или другими овощами. Эчпочмак: Триугольные пироги с мясом и картофелем, иногда с добавлением тыквы. Баурсаки: Небольшие кусочки теста, жареные в масле, часто подаются с медом или вареньем. Религиозные Ограничения Стоит заметить, что многие татары являются мусульманами, и это сильно влияет на их питание. Например, свинина в татарской кухне отсутствует, как и алкоголь. Сезонные Особенности Татарская кухня также известна своими сезонными блюдами. В зимний период популярны блюда из картофеля и круп, а летом — разнообразные салаты, овощные и фруктовые блюда.

Гостеприимство и Традиции Татары — очень гостеприимный народ, и это отражается в их кулинарных традициях. Практически на каждом празднике или важном событии в жизни татар стол ломится от разнообразных блюд. Каждое блюдо приготовлено с любовью и большим вниманием к деталям, что делает татарскую кухню одной из самых уникальных и вкусных в мире. Татарская кухня — это настоящее сокровище в мире гастрономии, и она продолжает радовать своими вкусами и ароматами людей по всему миру. Татарская кухня — не просто собрание рецептов, это история народа, его традиции и образ жизни. Она представляет собой удивительный микс вкусов, ароматов и культурных особенностей, который позволяет лучше понять этот удивительный и многогранный народ. Характер Татары — это народ с духом борца, упорства и сильной волей.

Они отличаются гостеприимством и духом терпения, а также почтительным отношением к старшим и традициям.

взаимосвязи и различия русского и татарского костюма на территории Поволжья

Частично из-за этого влияния, татары и русские имеют множество общих культурных и языковых черт. Население башкиров имеет свое происхождение из тюркского племени, которое населяло северные предгорья Урала. Башкиры особенно отличаются от татар и русских из-за исторического влияния Великого княжества Болгарии, которая была независимой болгарской государством в Волжской Поволжье. В результате башкиры имеют уникальную культуру и язык с множеством болгарских влияний. Развитие государственности Развитие государственности у татар и русских имеет сходства, тогда как у башкиров эта тема имеет свои особенности.

Уже в средние века, татары и русские формировали свои централизованные государства — Золотую Орду и Великое княжество Московское соответственно. Это государственное образование позволило обоим этносам формировать и прогрессировать свой культурный и социальный развитие. В рамках этих государств были созданы центры власти, осуществляющие юридическую, экономическую и культурную регуляцию. Однако, башкиры в то время пребывали в условиях раздробленности и асимиляции, что препятствовало формированию единого государственного образования.

Их история больше ассоциируется с непрерывной миграцией и борьбой за свободу. Башкиры имели более децентрализованное общественно-политическое устройство, с местными вождями, но без формализованной центральной власти. Следует отметить, что современное развитие государственности в Российской Федерации создало равные условия для всех этнических групп, включая татар и башкиров. Сегодня оба народа имеют свои субъекты федерации с политическими и экономическими полномочиями, что способствует сохранению и развитию их культурных и традиционных ценностей.

Культурное взаимодействие Изучая историю и культуру татар и башкиров, можно отметить, что у них есть некоторые схожие черты, однако, различия тоже очевидны. Подобные аспекты культурного взаимодействия можно объяснить несколькими факторами. Исторические корни Татары и русские имеют более длительную историческую связь, чем башкиры и русские. В течение веков татарские и русские территории находились близко друг к другу и разделяли общую историю, в том числе периоды объединения и войн.

Это сильно повлияло на культурные особенности этих народов и сделало их более похожими друг на друга. Религиозные отношения Еще один фактор, объединяющий татар и русских, — это подобные религиозные отношения. Большинство татар исповедуют ислам, как и мусульмане разных национальностей по всему миру.

Ощущение своей этничности, этническая идентификация позволяет личности чувствовать свою кровную связь с большой группой людей, что усиливает ощущение защищенности и относительной безопасности в нестабильном обществе. Так этнос выполняет одну из основных своих функций — функцию психологической защиты. Этим, в частности, объясняется усиление этнических чувств в период социальных кризисов и изменений. Именно результатом психологических преломлений деления на «мы» и «они» и стало ощущение того, что «мы более дружелюбны и толерантны, чем они». С другой стороны, все три этноса, как отмечалось выше, обладают некими общими характеристиками, свойственными российской ментальности в целом. По мнению В.

Ключевского, одной из таких характеристик является традиционное недоверие российских деловых партнеров друг другу. Он говорит в данном случае об особенностях российского бизнеса, однако бизнес является отражением определенных стереотипов, в данном случае, привычки не доверять. Ключевский отмечает, что для российского предпринимательства всегда было характерно весьма невысокое доверие партнеров друг другу. В силу этого изначального недоверия к партнерам российский бизнес, по В. Ключевскому, развивался как бизнес семейный, когда партнерство формировалось прежде всего на основе кровного родства, которое должно было выступать дополнительным гарантом деловых партнерских отношений. Развивая эту мысль, можно предположить, что при построении партнерских отношений с представителями других национальностей российский человек более склонен доверять тем, с кем его связывают узы крови. Этнос же является детерминантом кровного родства в широком смысле слова. При этом подчеркнем, что речь идет лишь о тенденциях, и ни по одному из показателей не было критических значений. Кроме того, анализируя высказывания респондентов, можно говорить о достаточно спокойной межэтнической ситуации на данный момент.

Однако полученные результаты напоминают о том, что в любом полиэтническом обществе следует обращать особое внимание на национальные настроения. В этом вопросе необходима гибкая и продуманная в сфере межэтнических взаимоотношений политика. Не умаляя значимости каждого конкретного этноса в истории и культуре, все же необходимо сосредоточиться не на выявлении различий между представителями отдельных этнических групп, а на нахождении общих, объединяющих фактов истории, культуры, психологии. В этой связи особую актуальность приобретают кросскультурные исследования, направленные на анализ взаимного влияния культур друг на друга и способов их наиболее эффективного сосуществования и обогащения. Тем более, что многие ученые говорят о культурной близости народов, населяющих Волжско-Уральский регион, что является следствием долгого исторического пути, который эти этнические группы прошли вместе. Литература 1. Алишев Б. Казань, 2003. Баширова Т.

Бердяев Н. Судьба России. Бромлей Ю. Народы мира: Историко-этнографический справочник. Галимова Э. Этническое самосознание титульных народов Татарстана на примере молодежи г. Ключевский В. Русская история.

Мужчина был защитником семьи и имел самое высокое положение. В то время как у чуваш власть и респект принадлежали мужчине, у татар система подчинения имела своеобразные особенности. Роль женщины в татарском обществе также оказывала влияние на определение ее социального статуса. Женщина в татарской семье имела особое значение и занимала положение «матери дома». Она была отвечала за воспитание детей, домашние дела и поддержание домашнего очага. Не смотря на различия в традиционных ролях мужчины и женщины, как у чуваш, так и у татар, семья и родственные связи занимают центральное место в их культуре и традициях. Важным элементом в общественной жизни наций является поддержание национальных обычаев и наследия. Это связано с сохранением национальной идентичности и преемственности поколений. Несмотря на то, что эпоха глобализации повлияла на национальные традиции и обычаи, национальная культура продолжает оставаться важным аспектом в жизни нативных народов. Традиционные роли мужчины и женщины всегда будут частью культурного наследия чувашей и татар и будут передаваться из поколения в поколение, сохраняя тем самым уникальность каждой нации. Праздники и семейные традиции Чуваш и татары отмечают множество праздников в течение года. Некоторые из них имеют общие традиции, связанные с семейным празднованием и обменом подарками. Например, оба народа отмечают Новый год и Рождество, приглашают родственников и друзей на праздничный ужин, устраивают семейные гуляния и вручают подарки. Например, в чувашской культуре празднование Нового года связано с победой света над тьмой и встречей весны. В то же время, татарские традиции Нового года связаны с праздником Курбан-Байрам, который отмечается в конце поста и является одним из самых важных религиозных праздников в исламе. Еще одним общим праздником для чувашей и татар является День национального единства. Оба народа отмечают этот день в ноябре, чтобы отметить силу и многообразие своей национальности. Семейные традиции также отличаются у чуваш и татар. В чувашской культуре большое значение придается родству и семейным связям. Родственные связи чувашей определяются не только через кровное родство, но и через культурное родство, связанное с принадлежностью к чувашской национальности. Татары также уделяют большое внимание своим родственникам, но в их культуре родственные связи определяются в основном через кровное родство и мусульманские традиции. Таким образом, хотя чуваш и татары имеют разные национальности, языки и культуры, они имеют некоторые общие праздники и семейные традиции.

Так этнос выполняет одну из основных своих функций — функцию психологической защиты. Этим, в частности, объясняется усиление этнических чувств в период социальных кризисов и изменений. Именно результатом психологических преломлений деления на «мы» и «они» и стало ощущение того, что «мы более дружелюбны и толерантны, чем они». С другой стороны, все три этноса, как отмечалось выше, обладают некими общими характеристиками, свойственными российской ментальности в целом. По мнению В. Ключевского, одной из таких характеристик является традиционное недоверие российских деловых партнеров друг другу. Он говорит в данном случае об особенностях российского бизнеса, однако бизнес является отражением определенных стереотипов, в данном случае, привычки не доверять. Ключевский отмечает, что для российского предпринимательства всегда было характерно весьма невысокое доверие партнеров друг другу. В силу этого изначального недоверия к партнерам российский бизнес, по В. Ключевскому, развивался как бизнес семейный, когда партнерство формировалось прежде всего на основе кровного родства, которое должно было выступать дополнительным гарантом деловых партнерских отношений. Развивая эту мысль, можно предположить, что при построении партнерских отношений с представителями других национальностей российский человек более склонен доверять тем, с кем его связывают узы крови. Этнос же является детерминантом кровного родства в широком смысле слова. При этом подчеркнем, что речь идет лишь о тенденциях, и ни по одному из показателей не было критических значений. Кроме того, анализируя высказывания респондентов, можно говорить о достаточно спокойной межэтнической ситуации на данный момент. Однако полученные результаты напоминают о том, что в любом полиэтническом обществе следует обращать особое внимание на национальные настроения. В этом вопросе необходима гибкая и продуманная в сфере межэтнических взаимоотношений политика. Не умаляя значимости каждого конкретного этноса в истории и культуре, все же необходимо сосредоточиться не на выявлении различий между представителями отдельных этнических групп, а на нахождении общих, объединяющих фактов истории, культуры, психологии. В этой связи особую актуальность приобретают кросскультурные исследования, направленные на анализ взаимного влияния культур друг на друга и способов их наиболее эффективного сосуществования и обогащения. Тем более, что многие ученые говорят о культурной близости народов, населяющих Волжско-Уральский регион, что является следствием долгого исторического пути, который эти этнические группы прошли вместе. Литература Алишев Б. Казань, 2003. Судьба России. Бромлей Ю. Народы мира: Историко-этнографический справочник. Галимова Э. Этническое самосознание титульных народов Татарстана на примере молодежи г. Русская история. Полный курс лекций. Крысько В. Этнопсихология и межнациональные отношения. Курс лекций. М, 2002.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий