Оратор правильно использует во время выступления позы и жесты если он

Существуют ли какие-то правила и универсальные приёмы жестикуляции? Игорь Родченко делится практическими советами для начинающих и опытных сайт. то, что он сказал. Во-вторых, не нужно все время держать один темп речи в ходе выступления. Изменение темпа речи является одним из эффективных инструментов невербальной коммуникации, наравне с жестами, позой и так далее. 55 % — невербальные сигналы (мимика, жесты, дыхание и т.п.) Далее, согласно полученных данных, получается, что силу своего выступление можно усилить с помощью невербальных сигналов, или обесценить, если язык жестов использовать не грамотно.

Поза и мимика оратора

Жесты, которых надо избегать во время публичных выступлений или жесты – паразиты: 1. Оратор выходит и становятся в позу с руками за спиной. Создаётся впечатление будто человек что-то прячет за спиной. Такие жесты говорят о том, что выступающий закрыт, скован. Даже самая правильная поза не обеспечит вам внимание аудитории, если вы замираете подобно статуе. Во время выступления вы должны двигаться и акцентировать жестами важные моменты, ваши движения должны быть раскованными и свободными. Во время выступления оратору не следует приближаться к слушателям. Например, если оратор выступает с трибуны, то он может выходить время от времени изза нее и становиться рядом. оратор должен стоять перед аудиторией, не опираясь на стол или стул. Жесты, которых надо избегать во время публичных выступлений или жесты – паразиты: 1. Оратор выходит и становятся в позу с руками за спиной. Создаётся впечатление будто человек что-то прячет за спиной. Такие жесты говорят о том, что выступающий закрыт, скован. 55 % — невербальные сигналы (мимика, жесты, дыхание и т.п.) Далее, согласно полученных данных, получается, что силу своего выступление можно усилить с помощью невербальных сигналов, или обесценить, если язык жестов использовать не грамотно.

Мастер на сцене: жесты, мимика, постановка на публике, движения, контакт глаз

Если вы выбираете между залом, который чуть маловат, и тем, который слишком велик, выбирайте меньший. С другой стороны, если комната для выступлений достаточно мала, и есть вероятность того, что придет больше слушателей, чем запланировано, вам потребуется искать дополнительные стулья, а близкое присутствие чужих людей будет вызывать напряжение у аудитории. При одинаковых задачах лучше выбирать зал квадратной формы. Узкое и глубокое помещение создает у присутствующих впечатление шоу, а широкое и неглубокое считается более неофициальным и удобным для вовлечения аудитории в дискуссию.

Проверьте, каково расстояние от вашего места до первого ряда. Если оно велико, придется передвинуть кафедру. Уточните, как слышен ваш голос.

Одинаково хорошо вас должны слушать во всех концах аудитории. Вероятно, для этого придется использовать микрофон. Кафедра или трибуна, сцена или балкон, вообще любое возвышение над уровнем пола всегда вызывают страх у людей, которые не имеют достаточного опыта публичных выступлений.

Морен называл это «страхом сцены», а Марк Твен рекомендовал тем, кто боится выступления: «Успокойтесь, ведь публика все равно от вас ничего не ожидает». Лучше настроить себя так, будто бы вы в первую очередь сами себе хотите рассказать что-то интересное, одновременно ознакомив с ним и всех присутствующих. Перед выступлением очень важно изучить помещение, чтобы установить, с какой стороны будут смотреть на вас слушатели.

Выбирая место, учитывайте свой рост. Необходимо проверить, все ли смогут вас видеть. Если нужно говорить за трибуной, то при невысоком росте позаботьтесь о том, чтобы под трибуну поместили крепкую подставку.

Необходимо следить, чтобы оратор был виден по грудь. Если во время публичного выступления придется сидеть, проверьте удобство вашего места. Сидя за столом, нельзя сутулиться и класть на него руки; сидя в кресле, нельзя опираться на подлокотники и спинку, забрасывать ногу на ногу, сцеплять руки на коленах, старайтесь сидеть на краю кресла, немного наклонившись вперед с отодвинутыми слегка назад ногами и прижатыми к полу пятками; необходимо сидеть прямо, свободно, излучая открытость и доброжелательность; смотреть людям в глаза, следить за их эмоциями, жестами и мимикой, всем своим видом демонстрировать заботу и понимание.

Для того, чтобы показать свою значимость и вызвать уважение аудитории, необходимо контролировать максимально допустимое пространство. Не старайтесь показать себя маленьким человеком и не таитесь где-то в углу сцены. Обязательно займите место в центре или же хотя бы направляйте в центр свой взгляд время от времени.

Расправьте плечи, поднимите голову и немного наклонитесь вперед, демонстрируя что-то наподобие поклона перед аудиторией, можно этот жест несколько раз потом повторить. Когда вы поднялись на подиум, сцену, трибуну или заняли другое место для выступления, не спешите сразу же начинать говорить. Обязательно сделайте паузу.

Можете воспользоваться любой возможностью — попросите стакан воды, разложите бумаги, что-то передвиньте. Используйте паузу настолько, насколько вы считаете необходимым, чтобы подготовить себя психологически и настроить аудиторию на общение с вами.. Помните театральную аксиому: чем талантливее актер, тем большую паузу он умеет держать.

Экспрессия жестов. Движения рук. Паттерны движений рук.

Типология жестов. Позы и перемещения. Поза выступающего.

Поза и позиция эксперта. Перемещения выступающего. Дистанция между выступающим и слушателями.

Все жесты делят на пять групп: иллюстраторы, регуляторы, адаптеры, аффекторы, эмблемы. Среди них прежде всего выделяются указатели, например, «указующий перст», и пиктографы, то есть картинное изображение предмета сообщения: «Вот такого размера! Почти в каждом выступлении встречаются жесты-биты, то есть различные отмашки, подкрепляющие такт речи.

Нередко встречаются также так называемые идеографы, то есть движения руками, как бы соединяющие отдельные воображаемые предметы вместе. Жесты-иллюстраторы очень наглядны, поэтому они хорошо фиксируются слушающими. Обычно изобилие таких жестов у говорящего свидетельствует о его возбудимости.

Когда оратор, скажем, сильно размахивает руками, ребром ладони режет воздух, качается, наклоняется, выпрямляется и т. Когда фоторепортеры помещают в прессе фотографии руководителей производства с «указующим» перстом, они тем самым усугубляют его негативный имидж. Жесты-регуляторы сигнализируют об отношении говорящего к аудитории.

Остановив внимание на одной группе слушателей, надо обязательно закончить мысль и лишь затем перевести взгляд на другую группу. Но говорить со слушателями надо «глаза в глаза». Это лучший способ общения, заражения слушателей своими чувствами. Жесты и мимика — это только помошники слова. При умелом использовании они могут сделать мысли ясней, а чувства ярче. При неумелом управлении ими — затемняется смысл, затрудняется восприятие речи, портится впечатление от выступления. Хорошее общее впечатление от внешности оратора, его манер, позы и жестов крайне необходимо для успеха речи. Но здесь есть и своя отрицательная сторона. Внешние данные могут отвлечь внимание слушателей от содержания речи. Лучшая черта во внешнем облике оратора — корректность.

Неотъемлемые качества хороших ораторских манер — непринужденность, воодушевление, уверенность и дружеский тон. В правильной позе сочетаются непринужденность осанки и легкость движений. Жесты — это любые движения, усиливающие впечатление от высказываемых идей. Жестикуляция руками, хотя ее можно классифицировать в соответствии с назначением , на самом деле может оказаться разнообразной до бесконечности.

Возможно, вы заметите, как поминутно поправляете волосы или очки, потираете нос или подбородок. Если обнаружили подобные жесты — старайтесь сознательно их избегать. Ну а если никак не получается — создайте такие условия, когда их сделать невозможно: волосы соберите или приколите, очки снимите. А некоторые жесты можно заменить на похожие, но несущие смысловую нагрузку. К примеру, не галстук поправлять, а положить руку на сердце, не тереть подбородок, а принять позу задумчивости.

Посмотрите видео с ярким примером такого типа жестов в юмористическом стиле. Упражнения для развития пластичности рук и красивых ораторских жестов Что ж, теории было больше, чем достаточно — приступайте к упражнениям для развития жестикуляции, которые помогут вам развить и укоренить красноречивые жесты. Из этого положения вращайте предплечьями, описывая круги по направлениям: друг к другу 8-10 раз; друг от друга 8-10 раз; симметрично то в одну, то в другую сторону тоже по 8-10 раз. После этого обычно ощущается лёгкая усталость в мышцах плеч. Если вы её не почувствовали, то можно добавить количество вращений. А также очень полезно массировать и разогревать упражнениями кисти рук, чтобы они позволяли делать вам мягкие и плавные жесты. В 2010 — 2012 годы эту развлекательную игру даже подхватило телевидение. Правила у телеверсии отличаются, но суть та же. Необходимо за определенное время, используя лишь жесты и мимику, показать слово, загаданное ведущим.

К сожалению, когда игра ведётся на время, участники точечно обозначают объекты. Но даже так можно сразу заметить у кого жестикуляция развита, а кому следует поработать над ней. Загадывать можно не только слово, а целую фразу: пословицу, название фильма или строчку из песни. Отгадывающие должны догадаться какое слово скрывается за пантомимой. Показывающий участник использует, а попутно и развивает два типа жестов: Изобразительные жесты, с помощью которых он показывает загаданное слово. Указательные жесты, которыми одобряет правильные версии и отсекает неправильные. Или показывает в каком направлении развивать мысль, искать синонимы и подобные понятия. Когда слово отгадано, показывающим становится тот, кто его угадал. Для тренировки можно взять любой художественный текст, к примеру, А.

Смотрите видео, где я поделилась парой упражнений, которые помогут разогреть руки, чтобы сделать их пластичными. И демонстрирую выполнение этого упражнения. Заинтересованы выглядеть уверенно и профессионально как спикер? Тогда вам как можно быстрее надо заняться выработкой естественных и красноречивых ораторских жестов. Источник О чем могут рассказать жесты? Люди, при непосредственном контакте друг с другом, используя мимику, язык тела и жестов вносят в повествование яркие краски. Появляется возможность понять, заинтересовала собеседника эта тема или оставила равнодушным. Невербальное общение. Правда или миф?

Некоторые сомневаются в существовании языка тела, считая все разговоры на эту тему пустым вымыслом. Противники теории поз и жестов утверждают, что изменение положения тела происходит совсем по иным причинам. К примеру, при положении сидя человеку удобней скрестить руки, если нет подлокотников, а вовсе не потому, что тот мизантроп. Зевать начинают не только от того, что начинают скучать. Недостаток кислорода в тесном кабинете или переутомление могут спровоцировать этот процесс. Следовательно, до формулировки выводов необходимо понять, почему собеседник начал активно жестикулировать или вращает в руках какой-либо предмет.

Сейчас я говорю о том, если вы выступаете стоя перед аудиторией. Помните, что информация лучше всего усваивается, когда вы стоите лицом к аудитории. Особенно я говорю для тех спикеров, которые любят поворачиваться к своей презентации, обычно идущей сзади. Поверьте, со спины вы не всегда настолько эффектны, как спереди.

Если вам необходимо что-то показать аудитории на своей презентации или флипчарте, используйте "египетский" поворот. Помните, как выглядят древнеегипетские изображения людей? Голова повёрнута в сторону демонстрации, корпус развернут в сторону слушателей, одной рукой вы показываете на изображение, а вторая развёрнута в сторону слушателей и открыта. Сделать это проще, чем читать, поверьте. Это придаст вашему выступлению уверенности. И тогда не возникает ощущение, что вы не сами не знаете, что изображено в вашей презентации. При выступлении на большую аудиторию используйте широкие внешние жесты. Это придаёт вес словам и создаёт ощущение обращение ко всем и к каждому в отдельности. Что тоже будет плюсом в вашу карму спикера. Но избегайте таких жестов, как указывание пальцем, размахивание руками около гениталий, скрещивание рук и ладоней.

По возможности, не используйте пирамиду из пальцев. Если вы ощущаете неловкость, вам хочется все-таки прикрыться от агрессивных высказываний группы. Используйте планшет под предлогом сверится с планом выступления. И не стоит прикасаться к лицу и волосам. Разумеется, если эти жесты не призваны продемонстрировать ваши слова. Избегайте любого перекрещивания ног и перенос веса на одну ногу. Ваши ноги должны плотно стоять на поверхности. Возможно слегка расставлены, носки обуви параллельно и смотрят в зал или слегка разведены. Есть свои правила и для спикеров, выступающих сидя. Кстати и для тех, кто сидит перед аудиторией во время выступления других.

Очень большая просьба к мужчинам — не разваливайтесь и не разводите широко ноги, демонстрируя всему залу ваши… нереально раздутое хрустальное эго.

Жестикуляция оратора

Понятно, что если говорящий находится в состоянии эмоциональной напряженности, когда напряжены мышцы всего тела, такое же мышечное и, соответственно, эмоциональное напряжение охватывает и аудиторию. Хорошо известно также, что физическое состояние и действие вызывает связанные с ним эмоции на этом законе основана теория «физических действий» К. Это означает, что с помощью жестово - мимических средств средств физического движения говорящий может вызывать у слушателей именно те эмоции, которые порождают эти характерные движения, проявляются ими. Конечно, реальный процесс общения значительно сложнее и приведенная здесь схема сильно его упрощает. Как и наши древние предки, мы подвластны распространенному в животном мире весьма общему поведенческому закону - закону подражания. Вероятно, он и лежит в основе таких явлений человеческого общения, как эмпатия. Все это свидетельствует о том, насколько важно для любого, кто часто говорит публично, владеть движениями своего лица и тела и уметь использовать их в качестве эффективных средств воздействия. Как этому научиться? Что для этого нужно знать?

Совершенно ясно, что полная неподвижность во время речи невозможна и невыгодна. Чрезмерная подвижность тоже не годится: она только отвлекает внимание от смысла, а не помогает восприятию и пониманию. Значит, движение на трибуне вообще перед слушателями должно с чем-то соразмеряться. Существует общее правило: чем живее чувство, тем живее движение. В актерской и ораторской практике издавна принято выделять три «ступени» подвижности, определяющиеся размахом, амплитудой движения рук, - так называемые «малое», «среднее» и «большое» движение. При «малом» движении рука может подниматься и опускаться не выше уровня локтя.

И хотелось бы, чтобы моя лекция была не худее той продукции, которую производите вы. Передо мной стоит очень сложная задача: в нескольких словах, без доски рассказать о значении математики в наши дни, в период ускорения научно-технического прогресса". Здесь зачин - комплимент собравшимся, а введение в тему - сообщение о задаче выступления. Итак, в общем случае вступление состоит из двух частей: зачина и введения в тему. Задачи вступления - вызвать интерес к выступлению и овладеть вниманием аудитории, добиваясь при этом, чтобы непроизвольное первичное внимание переросло в сознательную сосредоточенность; установить взаимопонимание и завоевать доверие слушателей, подготовить их к восприятию темы. Как писал Г. Апресян, вступление в искусстве публичного слова всегда трудно. Оно - своеобразный камертон, настраивающий аудиторию на слушание того, что затем последует в речи. Оно - программа, нередко предвещающая нечто интересное и весьма важное. Оно - и своеобразная самохарактеристика говорящего, которая затем выявится в ходе публичной речи. Способы удержания внимания Вступление способно захватить слушателей. Но как же сохранить и поддержать их внимание в течение всего выступления, чтобы "... В этом случае оратор ведет мысль аудитории за собой. Слушателей привлекает такое построение изложения, по ходу которого возникают вопросы, а ответы на них рождаются в процессе совместного поиска или последующего изложения. Поддержанию внимания аудитории способствует проблемная ситуация в речи, подача фактов или идей в противопоставлении. Слушатели с напряженным вниманием следят за таким выступлением, при котором в излагаемом материале все время раскрывается новое содержание. Если выступление не содержит ничего нового, оно только остается без внимания, но и вызывает у слушателей ощущение досады и раздражения. Поэтому важнейшее условие поддержания внимания к выступлению - его содержательность, то есть новая, неизвестная слушателям информация или оригинальная интерпретация известных фактов, свежие идеи, анализ проблемы. Слово предоставлено вам. Включение терминов, способы определения понятий продумываются заранее. Сделать выступление понятным и доходчивым помогает использование примеров и наглядных пособий, художественных средств языка, рациональное сочетание теоретических положений с фактами, паузы для осмысления услышанного. Способна заворожить слушателей выразительность речи оратора - меняющаяся интонация, красочные словесные образы, оригинальные сравнения, меткие выражения. Сопоставим, к примеру, два высказывания: "Лектор должен учитывать настроение, характер внимания и уровень понимания каждого слушателя, стараясь корректировать по ходу изложения материал своего выступления, не отходя от замысла в целом" и, об этом же, А. Чехов: "Хороший дирижер, передавая мысль композитора, делает сразу двадцать дел: читает ноты, машет палочкой, следит за певцом, делает движение в сторону то барабана, то скрипки... То же самое и я, когда выступаю. Передо мной полтораста лиц, не похожих одно на другое, и триста глаз, глядящих мне прямо в лицо. Цель моя - победить эту многоголовую гидру. Если я каждую минуту, пока читаю, имею ясное представление о степени ее внимания и о силе разумения, то она в моей власти... Каждую минуту я должен иметь ловкость выхватывать самое важное и нужное и так же быстро, как течет моя речь, облекать свою мысль в такую форму, которая была бы доступна разумению гидры и возбуждала бы ее внимание, причем надо зорко следить, чтобы мысли передавались не по мере их накопления, а в известном порядке... Они произносятся с разной интонацией, и это тоже оживляет речь. Диалогизация речи, вопросно-ответный ход, обращение к слушателям настолько эффективны, что способны спасти положение, когда аудитория начинает засыпать. Эрнст советует применять и драматизацию речи: эмоциональное и наглядное изображение относящихся к теме событий. Этот прием использовал древнегреческий оратор Эсхин в своей речи против Демосфена в знаменитом споре о Золотом венке: "... Представьте себе: стены рушатся, град падает, до-мы в пламени, старцы и жены, забывая навеки, что были некогда свободными, и правильно негодуя не столько на орудия, сколько на виновников бед их, вопиют к вам, молят вас со слезами: не давайте венка губителю Греции... Опытные ораторы, прекрасно владеющие темой, иногда прибегают к провокации: заявляют нечто, что вызывает несогласие аудитории а следовательно, привлекает ее внимание , а затем вместе с ней приходят к конструктивным выводам. Избранные произведения в трех томах. Специфика публичной речи. Поддерживает внимание сопереживание, возникающее, когда оратор увлеченно описывает события, затрагивающие чувства и интересы аудитории. В зале при этом возникает заинтересованная тишина. Не остаются равнодушны слушатели и к доверительности, когда оратору удается связать предмет речи с собственным опытом, собственными размышлениями. Разговорная речь обычно сочетается с естественной, непринужденной манерой изложения, которая хорошо действует на слушателей, приглашает к совместному размышлению и разговору. Манера изложения проявляется в позе, жестикуляции, выражении лица, звучании голоса. Жесты, идущие "от сердца", усиливают эффект речи, делают ее более выразительной, помогают убедить слушателей. Наконец, очень важны убежденность и эмоциональность оратора. Если он искренен, эти качества не только удерживают внимание слушателей на проблеме, но позволяют ему заразить собравшихся своим отношением к ней. Восточная мудрость гласит: "Ты, говорящий, никого не убедишь, когда нет в сердце у тебя того, что сходит с языка". Необходим умеренный темп речи, такой, чтобы слушатели успевали следить за ходом мыслей оратора, усваивать сказанное, записывать, если есть необходимость. В речи обязательны паузы. Именно во время пауз идет осмысление сказанного, появляется возможность задать вопрос. Оратору, обладающему чувством юмора, не приходится прибегать к специальным приемам для поддержания внимания. Юмористическая окраска эпизодов, остроумные замечания в процессе содержательного выступления позволяют слушать такого оратора как угодно долго. Однако чувство юмора - природный дар. И если оно не развито, надо хотя бы это осознавать. Неловко становится, когда видишь человека на трибуне, который усиленно смешит сам себя. Говорят, что юмор - как ходьба по канату. Никогда не знаешь, чем это закончится. Более безопасны в этом смысле юмористические зарисовки - парадоксальные примеры, забавные истории из жизни великих людей, исторические анекдоты и т. Впрочем, их тоже нужно уметь рассказывать. Обычно они вызывают оживление, снимают усталость, заставляют слушать. Например, характеризуя особенности фатического формального общения, лектор привел историю из жизни Марка Твена, большого любителя подшутить. Как-то раз писатель сильно опоздал на званый ужин.

Нельзя быть успешным, думая «как я выгляжу» и нервничая. Напряженному выражению лица, «колючему» взгляду не поможет и экстра-профессиональный имиджмейкер. Но пренебрегать одеждой, прической, аксессуарами нельзя. Они влияют на первичную оценку, как ничто другое. При выборе одежды для выступления ориентируются на принятый в кругу слушателей дресс-код, общепринятые представления о людях, выступающих на заданную тему. Рассказывать о тенденциях на рынке офисной недвижимости лучше в безупречном костюме и классической сорочке, а информацию о научных инновациях аудитория охотно воспринимает от оратора в casual-пиджаке. Сдержанный, но качественный джемпер или женственная блуза под классическим костюмом создают уважительно-дружеское «настроение». Женщинам выглядеть презентабельно и уместно даже сложнее, чем мужчинам. Многообразие предметов современного женского гардероба «размывает» представление об убедительном ораторе. Ключевое правило — безукоризненно аккуратный внешний вид, ни малейшей неряшливости даже в скромной casual-одежде, лаконичной прическе, сдержанном макияже. Ораторская речь и манеры как часть образа Для имиджа важна правильная речь, поэтому при подготовке к выступлениям посещают занятия по ораторскому мастерству и «ставят» голос. Произнося речь, вы привлекаете внимание манерой говорить и удерживаете его качеством текста и грамотной подачей.

Read the Privacy and Cookie Policy I accept Мастер на сцене: жесты, мимика, постановка на публике, движения, контакт глаз Для начала интересный пример: ученые провели эксперимент, цель которого была выяснить, насколько первое впечатление, произведенное на слушателей, сильно и насколько оно подтверждается в дальнейшем при знакомстве с человеком. Пример из книги Р. Таким образом, то, ЧТО мы говорим, помогает воздействовать на сознание слушателей. А то, КАК мы говорим, т. А в споре сознательного и бессознательного, как известно, выигрывает последнее. Поэтому особое внимание важно обращать на так называемую постановку на публике и телесные параметры. В этом разделе мы разберем каждый из них в отдельности. Основная позиция оратора. Жесты и база рук. Контакт глаз. Теперь рассмотрим подробнее то, что используется в любом типе коммуникации. И в который раз выпустим Мастера на сцену, чтобы оценить, насколько он преуспел в ораторском мастерстве. Уже давно его ученики заметили, что Мастер весьма уверенно и свободно ведет лекции. И никак не могли понять, в чем же дело? А дело все как раз в жестах Мастера и в том, как он появляется на публике. Основная поза оратора Поза, которую принимает оратор во время выступления, влияют на его восприятие публикой, ибо, как известно, у вас не будет второго шанса произвести первое впечатление. Поэтому тренируем основную позу оратора, чтобы тело ее запомнило. Прямо сейчас встаем перед зеркалом и начинаем. Ноги на ширине плеч «Оратор — подопри гора» с широко расставленными ногами смотрится слишком авторитарно. Вместе с тем «оратор — оловянный солдатик» со слишком маленьким расстоянием между ногами смотрится неустойчиво, а потому неуверенно. Носки врозь на 30—35 градусов Носки внутрь характеризуют оратора как неуверенного в себе. Носки наружу слишком широко — походка Чарли Чаплина. Колени прямые, пружинящие Ноги, с одной стороны, не должны быть слишком согнутыми в коленях оратор, от страха стекающий на пол , а с другой — не должны быть напряженными как кузнечик — коленками назад. В идеале колени должны быть чуть-чуть расслабленны. Одна нога на полступни впереди другой. Если же вес тела перенести на отставленную назад ногу, то сложится впечатление отстраненности от них. Прямая осанка Представьте себе елочную игрушку, подвешенную к потолку. Все тело выпрямляется. Подбородок — на уровень допустимой надменности. Взгляд параллельно полу. Распрямляем плечи Представьте, что вы сбрасываете тяжелую шинель мужчины или дорогую шубу женщины.

Язык чувств: жесты и мимика оратора

это принадлежность индивидуального стиля. Эти элементы кинетической системы общения способствуют лучшему усвоению высказанных мыслей. По мнению психологов, речь на 25% воспринимается зрительным путем. Оратор — это спикер, который умеет выступать перед публикой и обладает целым арсеналом риторических навыков. Оратора можно назвать человеком-оркестром, он: владеет приемами ораторской речи — грамотно, красиво и доходчиво доносит свои мысли до публики. Хорошая речь складывается из многих составляющих, и жесты оратора играют не последнюю роль в его выступлении. Стремитесь научиться ораторскому мастерству, учитесь гармонично сочетать речь и невербальные жесты – и ваше выступление попадет «в яблочко». Лучшая черта во внешнем облике оратора — корректность. Неотъемлемые качества хороших ораторских манер —непринужденность, воодушевление, уверенность и дружеский тон. В правильной позе сочетаются непринужденность осанки и легкость движений.

7 ошибок языка тела: секреты ораторского мастерства

ОРАТОРСКОЕ ИСКУССТВО И ДЕЛОВОЕ ОБЩЕНИЕ(7) 10 риторических приемов. Риторические приемы — это методы, которые оратор использует во время своего выступления для влияния на аудиторию. Они делают речь спикера более убедительной и вызывают у слушателей эмоциональный отклик.
Основы успешного публичного выступления. Часть 6 (Артём Валерьевич Колосов) / Проза.ру Рассмотрим три правила жестикуляции при выступлении, разберемся с запретными движениями, которые перед публикой лучше не совершать.

Этика госслужащего. lektsii-po-delovoj-ritorike c заданиями. Лекции по деловой риторике

имидж оратора by Alex Ka on Prezi Знаменитый оратор древности Демосфен на вопрос, что нужно для хорошего оратора, ответил так: «Жесты, жесты и жесты!» Не случайно, что в различных риториках, начиная с античных времен, выделялись специальные главы, посвященные жестам.
8 обязательных элементов в выступлении выдающегося оратора В этом случае необходимо продумать положение рук и ног, основные жесты и расположение мебели (стол, стул) вокруг себя. Следует избегать поз и жестов закрытости, которые могут быть интерпретированы слушателями как неопытность, застенчивость и неподготовленность оратора.
Оратор правильно использует во время выступления позы и жесты, если он … (Решение → 27254) Оратору необходимо также овладеть техникой речи, которая предполагает правильное дыхание во время говорения, хорошо поставленный голос, четкую дикцию (отчетливое произнесение звуков), безупречное произношение.
Жесты как способ показа Лучшая черта во внешнем облике оратора — корректность. Неотъемлемые качества хороших ораторских манер —непринужденность, воодушевление, уверенность и дружеский тон. В правильной позе сочетаются непринужденность осанки и легкость движений.
Войти на сайт 1. Жесты удерживают внимание аудитории. Благодаря жестам можно расставлять акценты в речи и выделять важные смысловые куски. В процессе выступления, когда оратор говорит, у аудитории активно включается слуховое восприятие.

Вы точно человек?

Базовое положение рук «Не знаю, куда девать руки». Возможно, вам приходилось слышать это выражение от начинающих ораторов. Может быть, вы и сами себе иногда это говорили. Речь идет о базовом положении рук. Это тот аэродром, с которого руки стартуют, чтобы сделать жест, и на который возвращаются в моменты пауз, когда жестикуляция не нужна. Коко Шанель Руки за спиной в замке Чтобы совершить жест, рукам нужно по сложной траектории вынырнуть из-за спины, что-то показать и йотом обратно нырнуть за спину.

Получается долю и сложно. Выбирая такую базу для рук, оратор практически лишает себя жестов. Руки в карманах Помним, что мелкие непроизвольные движения рук в карманах будят бурную фантазию у слушателей: что же там оратор ими делает? И потом, эта база для рук тоже лишает выступающего свободы движений. Руки перед собой в «позе медосмотра» В позе футболиста в стенке перед пробитием штрафного, защищающего причинное место.

Правая рука обхватывает 1-2 пальца на левой руке Попробуйте прямо сейчас сделать это перед зеркалом. Вы убедитесь, что такая база для рук придает выступающему неуверенный и слегка испуганный вид. Удачные базовые положения Руки спокойно висят вдоль тела Классическое базовое положение для рук, которое можно рекомендовать практически всем. Это положение хорошо тем, что руки могут мгновенно стартовать, чтобы сделать жест, и так же мгновенно вернуться обратно. Руки с переплетенными пальцами на уровне живота Похоже на предыдущую базу для рук, только на этот раз пальцы рук переплетены друг с другом.

Одна ладонь лежит на другой на уровне живота Для этого положения важно, чтобы руки не слишком сильно сжимали друг друга. Иначе получается то, что называется заламыванием рук. В каждом выступлении пробуйте применить новое стартовое положение рук, а по окончании «консилиума» спросите слушателей, какая база для рук смотрится лучше всего. Увидев себя со стороны, вы поймете, какие базовые положения рук подходят вам больше других.

Возможно вы наблюдали, как иногда оратор выступает, руки по швам, а кисти рук слегка подергиваются.

Чувствуется, что вот оно! Родилось движение! Но дальше кистей — почему-то не идет! Или чаще — движение вроде родилось, начало развиваться… но затухло где-то на середине. И получился незаконченный, смазанный жест.

Некрасиво :- Если уж жест родился — то позвольте ему развиться до конца, до финальной точки! То что часто можно наблюдать — жесты вроде бы и есть, но все время тыльной стороной ладони в сторону слушателей. Иногда какой-то жест повторяется очень часто и не несет в себе никакой смысловой нагрузки. Эдакий «жест-паразит». Потирание носа, затылка.

Зачем перегружать свое выступление бессмысленными, не несущими информации движениями? Опытный оратор умеет, как дирижер, управлять слушателями. Крокодил Угадай слово Популярная в студенческой среде игра. Одна из лучших по развитию «говорящих» жестов. В игре обычно 4-5 отгадывающих.

Один показывающий. Задача показывающего — без слов, только с помощью жестов показать то или иное слово. Слово или случайным образом берется из первой попавшейся книги, или кто-то из зала тихонько шепчет слово показывающему, а потом с удовольствием наблюдает, как показывающий «мучается». Иногда загадывается не слово, а фраза, пословица или строчка из песни. Вариаций может быть много.

Включите телевизор. Встаньте рядом. Запустите видеозапись. И начните копировать позу, мимику, жесты, движения вашей модели по возможности копируйте голос, интонации, речь…. Поначалу может быть сложно, вы будете запаздывать, не успевать… Это нормально. Но через некоторое время вдруг произойдет как бы щелчок, и ваше тело уже само начнет двигаться, жестикулировать в той же манере, что ваша модель. Чтобы произошел такой щелчок, важно делать это упражнение не менее 30 минут за один раз. Желательно взять не одну модель, а четыре-пять.

Чтобы быть не абсолютной копией какого-либо человека, а взяв понемногу от нескольких успешных ораторов и добавив к их манере выступления что-то свое, вы создали бы свой уникальный стиль. Соответствие мимики, жестов и слов Чтение следующий абзацев потребует от вас хорошего воображения — умения создавать внутри себя небольшие видеоклипы… Потому что речь пойдет о соответствии жестов и слов! Когда жесты соответствуют произносимому тексту — то всё идеально! Визуальный видеоряд хорошо иллюстрирует то, о чем говорится, что облегчает восприятие информации. И это хорошо. Чтобы развить такие поясняющие, «говорящие» жесты, можно использовать упражнение «зеркало». Бывает так, что жесты мелькают хаотически, подобно белому шуму, то есть никак не соотносятся с произносимыми словами… Это обычно слегка раздражает. Кажется, что оратор суетится, делает много лишних движений, непонятно к чему, непонятно зачем.

Чтобы избавиться от такой беспорядочной жестикуляции, иногда рекомендуют взять по большой толстой книге в обе руки. Делать нефункциональные жесты с такими утяжелителями становится затруднительно. От мелких перебирающих движений пальцами помогает также такой прием: вы замыкаете большой и указательный палец в круг овал так, что подушечки пальцев упираются друг в друга. Приём вроде совершенно простой, но работает очень эффективно! Помимо улучшения жестов, повышается также и уверенность в себе!

Но никакой расслабленности, когда голова бессильно повисает на шее, а рука вдоль тела, как у Пьеро: это пантомимика вялости или отчаяния.

Переходя к описанию формы и значения основных жестов, заметим, что заучивать жесты ни в коем случае нельзя: они должны быть ваши, собственные. Выявить вши индивидуальные движения можно, если за вами кто - нибудь понаблюдает, когда вы говорите, а потом вы вместе обсудите результаты наблюдений, что полезно сделать на классном занятии. Наблюдая за поведением людей во время речи, за теми, кто выступает по телевизору непрофессионалами , обратите особое внимание на «манеризмы» - непроизвольные движения, мешающие слушать. Назовем самые распространенные, чтобы помочь вам обнаружить свои собственные и избавиться от них. Осталось добавить, что, выходя на трибуну, внешне выигрывает тот, кто одет и причесан скромно, но не серо - желательна одна яркая, заметная деталь - она поможет привлечь внимание к говорящему, но не отвлечет от его речи. Основные принципы жестикуляции.

Движения человеческих рук, в общем подчинены многим законам. Одну из закономерностей уже называли: чем сильнее эмоция, тем интенсивней жестикуляция. Интересно также, что направление движений рук сообщает о характере эмоций: подъем чувств, настроения выражается «взлетающими» движениями снизу вверх; печаль, подавленность, вообще отрицательные эмоции - «падающими» движениями рук сверху вниз. Безнадежность, тупик - одновременным падением обеих рук. Если жестикуляция одной рукой как правило, правой начинает сопровождаться такими же синхронными движениями левой - интенсивность воздействия на слушателей резко возрастает. Словарь жестов, употребляемых при публичной речи А.

Жесты - модификаторы.

Невербальные средства речи и язык телодвижений в ораторском искусстве

Интонация тесно связана с собственно голосовыми характеристиками и создается с помощью таких средств произнесения речи, как увеличение или ослабление силы голоса, паузы, убыстрение или замедление темпа речи, протягивание звуков или ударение на определенные звуки. С помощью интонации можно выразить основные коммуникативные намерения: утверждение, вопрос, восклицание, побуждение. Бывает так, что интонация, с которой произнесены слова, гораздо важнее самих слов. Хороший оратор должен уметь владеть интонацией, делать логические акценты, повышать и понижать громкость голоса, тон или темп речи, а также делать необходимые паузы. Для тренировки интонации хорошо подойдет чтение художественных а особенно драматических текстов вслух. При этом пробуйте повторять некоторые предложения несколько раз, пытаясь сделать это по-разному, с разной интонаций. Темп речи.

Конечно, темп речи не является непосредственным свойством голоса человека. Но умение варьировать при необходимости скорость произнесения слов и фраз также можно отнести к основным навыкам ораторского мастерства. Важно понимать, что темп речи очень сильно связан со свойствами личности и поэтому зачастую с трудом поддается корректировке. Некоторые люди, в силу своего характера, склада ума и привычек, говорят быстрее, другие медленнее. Если вы испытываете трудности при произнесении речи в быстром темпе, эффективным решением для вас могут стать дыхательные упражнения и тренировка быстрого произнесения различных скороговорок. Однако быстрый темп речи не всегда выигрышно звучит и как следует воспринимается аудиторией, а потому он подходит далеко не во всех случаях.

Часто бывает так, что спокойная, медленная, обдуманная речь звучит гораздо убедительнее материала, отчеканенного скороговоркой, кроме того невысокий темп позволяет слушателям глубже вникнуть в суть поднимаемой проблемы, дает время проанализировать и усвоить сказанное. Отличного эффекта можно добиться при смене темпа речи по ходу выступления: чтобы сделать важный акцент на определенной мысли вам стоит всего лишь временно замедлить общий темп речи и произнести необходимую идею четко и медленно, или даже сделать перед этим небольшую паузу. Умение делать правильные паузы не менее важно, чем способность говорить быстро или медленно. Пауза во время произнесения производит такое же впечатление, как и внезапный звук во время тишины, она привлекает внимание. Кроме того, после паузы новая мысль часто звучит убедительнее, чем непрерывная последовательность произносимых идей. Многие паузы в речи соответствуют структуре текста и расположению знаков препинания, но иногда паузы могут выходить за замки письменной речи.

Паузы при произнесении речи могут быть следующими: Паузы хезитации при речевой импровизации - речевое колебание, связанное со спонтанностью речи, оно рождается непосредственно в момент речи, возникает проблема выбора речевых единиц слов и грамматических структур и планирования предложения в целом. Это тот случай, когда ваша мысль ускользнула, и вы ненадолго задумались над тем, о чем говорили ранее и хотите сказать в данный момент. Интонационно-логические, интонационно-синтаксические паузы необходимы для передачи интонации фразы и ее правильного смысла. Всем хорошо знаком банальный пример «казнить нельзя помиловать», в котором смысл фразы напрямую зависит от постановки паузы в правильном месте. Психологические паузы используются для смысловых и эмоциональных акцентов. Физиологические паузы обусловлены нашей особенностью произносить речь.

Например, нам нужно вдыхать воздух для произнесения фразы и на этом вдохе возникает небольшая пауза, которая не имеет смыслового или иного оттенка. Ситуативные паузы связаны с тем, что мы не можем быть отделены от внешнего окружения. Пауза может возникнуть при неожиданном вопросе или внезапном громком звуке из зала. Эти паузы также являются частью нашего публичного выступления и возникают часто по объективным причинам, не зависящим от оратора. Специалисты выделяют несколько общих правил эффективного использования пауз в речи: Короткие паузы воспринимаются лучше длинных.

Речь должна отличаться доступным темпом. Усиление темпа речи экономит время весьма незначительно, но приносит непоправимый вред. Скорость речи делового человека, который хочет быть понятым, не должна превышать 2,5 слов в секунду. Выступающий должен время от времени менять темп речи. Это иногда происходит почти бессознательно. Важно делать паузу до и после важных мыслей. Выступая перед иностранной аудиторией, нужно не забывать о паузах: переводчик должен донести до зала слова оратора, а слушатели — уловить смысл сказанного. Если в речи есть труднопереводимые идиомы или специальные термины, нужно заранее обговорить их с переводчиком. Критерием ясности речи служит ее понимание. Умело выстроенная речь требует использования профессионализмов. Последние иногда подменяют штампами и канцеляризмами, наивно считая, что это придаст речи деловой характер. Штампы и канцеляризмы — это избитые выражения или образы, которые стали стертыми и безликими в результате частого и неуместного их употребления. К штампам относятся устойчивые глагольные словосочетания типа «играть роль», «иметь значение», «принять меры», «обратить внимание», «заострить вопрос», избитые определения: «конкретные задачи», «имеющиеся недостатки», «горячая поддержка», «резкая критика»; предложные конструкции — «в деле», «по вопросу», «в силу», «по линии», «в свете», «в разрезе»; образные типовые выражения — «получить прописку», «в эпицентре событий», «всегда в поиске». Штампы появляются из-за страха перед аудиторией, из-за недостатка опыта публичных выступлений, неуверенности оратора в своих силах. Отсюда и стремление к «гладкости» речи, желание сказать «как принято». Это не значит, что оратор должен стремиться к абсолютной оригинальности. Попытка говорить «по-особенному» даст нарочитую, изукрашенную речь, которую воспримут как искусственно-манерную. Следует избегать обеих крайностей. Никогда не следует нарушать регламент, пререкаться с председательствующим о дополнительном времени. Если оратор говорит, что онзаканчивает речь только потому, что его время истекло, впечатление резко падает. Заканчивать речь нужно так же решительно, как и начинать. Необходимо придерживаться законов логики, связывать тезисы и аргументы. Необходимо единство содержания и манеры речи. Речь делового человека должна характеризовать правильность, богатство, краткость, ясность, точность и эмоциональность, уместная для деловой встречи. Вопросы для самопроверки и задания к самостоятельной работе 1. Дайте определение понятия «деловое общение». В чем специфика деловой речи? Какие внешние и внутренние факторы учитываются при выборе предмета делового выступления? Выберите предмет деловой речи. Насколько важно определение таких ориентиров, как информационная цель, воспитательная цель, побудительная цель в деловой речи? Аргументируйте свое мнение. Сформулируйте целевые установки речи. Чем оправдан предварительный сбор информации о деловом партнере при подготовке деловой речи? Каково содержание понятия «композиционно-логическое построение речи». Наметьте схему речи.

Ведь прежде всего надо преодолеть страх публичных выступлений. Не у каждого человека хватает духу вот так взять и выйти на аудиторию. Потом, конечно-же, необходимо запомнить текст выступления и следить за презентацией. Ещё и тайминг. Вот столько факторов надо учесть при выступлении. И честь и хвала каждому спикеру, который преодолевая все это выступает для нас и доносит нам важную и интересную информацию. Однако, сегодня я хочу поговорить вот ещё о чем. Начну издалека. Надо сказать, что в обычной жизни мы, к сожалению, редко задумываемся о том, какие сигналы подаёт наше собственное тело. Если о закрытых и открытых позах у нас мало-мальски люди слышали и имеют об этом хоть какую-то информацию. То о том, как использовать сигналы собственного тела, мимику, позы представление имеют очень не многие. В основном, все происходит на интуитивном уровне или в зависимости от культурности человека. Да-да, не удивляйтесь, именно культура и культурность привносит в наш язык тела особую интонацию. Обратите внимание, как двигаются люди королевской крови и привыкшие к дворцовому этикету. Или вспомните, как в кафе пользуются приборами люди разных социальных принадлежностей. Так вот, поведенческие ошибки больше всего заметны именно в публичных выступлениях. Особенно у людей, кто не изучал специально невербальное поведение для публичных выступлений. От этого иногда даже самое интересное выступление самого грамотного и значимого спикера может проигрывать. И хотя в последнее время очень популярным трендом в публичных выступлениях стала концепция "я такой, проходил мимо, думаю, дай заскачу и выступлю", даже такое выступление требует подготовки и соответствующего сопровождения мимикой, позами и жестами. Перво-наперво поговорим о выходе. Конечно, волнение. Его никто не отменял. Но на некоторых конференциях принят такой ход, когда выход спикера сопровождается какой нибудь мелодией, которую выбирает сам спикер. Она отражает характер спикера или выступления. Хороший ход.

Это темп, тембр, громкость речи, заполнители пауз, мелодика речи, диалектные и социальные особенности, артикуляции звуков. Кинетические или поведенческие приемы - кинесика. Это жесты, поза, мимика. Голосовые приемы В риторике все фонационные и голосовые приемы произнесения текста называются техникой речи. Техника речи — это совокупность голосовых методик по использованию дыхания, дикции, тона и интонации, тембра, темпа и громкости речи. Далее будут описаны основные составляющие речевой техники, а также способы их развития и тренировки. Дыхание лежит в основе речи, так как звуки речи образуются именно при выдохе. Важно учиться дышать, и развивать свой дыхательный потенциал. Все дело в том, что во время публичного выступления монолога , в отличие от обычных ситуаций, вдох и выдох не равны: выдох гораздо длиннее вдоха. Дыхание во время речи происходит так: после короткого и интенсивного вдоха следует пауза, напрягаются брюшные и грудные мышцы для удержания воздуха в легких, а затем происходит длинный выдох, проходящий через голосовые мышцы и образующий звуки нашей речи. Получается, что публичная речь требует, во-первых, большего количества воздуха, чем при обычном физиологическом дыхании, а во-вторых, умения экономно расходовать этот воздух по время произнесения слов. Чтобы этого добиться, нужно больше практиковаться. Упражнение 1. Задувание свечей. Представьте, что вам нужно задуть 3 свечи. Наберите в грудь достаточно воздуха, и подуйте на каждую из трех воображаемых свечей. Теперь сделайте то же самое для большего количества свечей, и увеличивайте их количество постепенно: 4, 5, 6, 7. Как только вы почувствуете, что устали — остановитесь и отдохните. После этого попробуйте выпрямиться и вдыхать больше и глубже, задействуя мышцы диафрагмы у нижних ребер , а выдыхать более спокойно и направленно. После этого повторяйте упражнение, пытаясь задуть больше воображаемых свечей, но ни в коем случае не перенапрягайтесь, иначе от недостатка воздуха у вас может закружиться голова. Упражнение 2. Научиться правильно использовать выдыхаемый воздух - одна из сложнейших задач. Для тренировки оптимальной техники выдоха вы можете воспользоваться стихотворением Самуила Маршака « Дом, который построил Джек », старайтесь на одном дыхании произносить каждую часть стихотворения. Рекомендации тут такие же, как и в предыдущем упражнении для развития речевого дыхания. Сила голоса или его громкость — это характеристики, которые должен уметь варьировать любой хороший оратор. Причем одинаково необходимо умение говорить как громко, так и тихо. Умело оперируя параметрами громкости вашего голоса, вы сможете выделить самые важные места произносимой речи. Основная проблема, которая возникает у обучающихся риторике, связана с тем, как научиться говорить достаточно громко без большой нагрузки на голосовые связки. Обучение этому навыку кому-то покажется легким, а у кого-то может потребовать серьезных усилий и много времени, все зависит от ваших физиологических особенностей. Для достижения большой громкости без напряжения голосовых связок можно воспользоваться следующими универсальными рекомендациями: Замедлите темп вашей речи настолько, чтобы вы могли при необходимости использовать больше воздуха на каждый звук каждого слова.

Оратор правильно использует во время выступления позы и жесты, если он … (Решение → 27254)

Другим полезным упражнением является тренировка жестов на монолог. Оратор рассказывает свою речь, одновременно пользуясь разными жестами, чтобы подчеркнуть смысловые части выступления. Во-вторых, не нужно все время держать один темп речи в ходе выступления. Изменение темпа речи является одним из эффективных инструментов невербальной коммуникации, наравне с жестами, позой и так далее. подчеркивает наиболее выразительные места речи движением одной ноги вперед.

Оратор правильно использует во время выступления позы и жесты, если он … (Решение → 27254)

Отступая назад, оратор как бы дает аудитории возможность "отдохнуть" и затем переходит к другому положению речи. Не следует расхаживать, двигаться в стороны во время выступления. Мастерство оратора проявляется в усилении воздействия жестом, мимикой. Как стоять правильно? Опыт автора говорит о том, что во время публичного выступления лучше всего применять «стойку силы» – ноги расположены друг от друга на расстоянии чуть меньше ширины плеч, носки слегка (только слегка) развернуты наружу, плечи расправлены. Основная поза оратора. Поза, которую принимает оратор во время выступления, влияют на его восприятие публикой, ибо, как известно, у вас не будет второго шанса произвести первое впечатление. Поэтому тренируем основную позу оратора, чтобы тело ее запомнило. следующим этажам или ступеням здания, называемого устной речью, то своеобразным его завершением нужно считать публичное выступление, издавна называемое ораторским искусством.

Как управлять жестами и мимикой во время выступления?

7 ошибок языка тела: секреты ораторского мастерства Т.е. зрители вообще не замечают, как именно оратор стоит и что делают его руки. Если вы хотите во время выступления выглядеть естественно и всем своим видом излучать спокойствие и уверенность, вам нужно научиться принимать ОПО автоматически.
«Ораторский образ: невербальная компонента» При выступлении на большую аудиторию используйте широкие внешние жесты. Это придаёт вес словам и создаёт ощущение обращение ко всем и к каждому в отдельности.
Невербальные средства речи и язык телодвижений в ораторском искусстве Впрочем, для начинающего оратора, еще не привыкшего к жестикуляции руками при публичном выступлении, правильно пользоваться жестами — трудная задача. Сначала ему необходимо приобрести должную осанку и умение владеть собой во время выступления.

Как мимика и жесты помогут увлечь аудиторию

Формулирование вступления и заключения. Вступление необходимо для того, чтобы установить связь между оратором и слушателями и ввести слушателей в курс дела. Заключение, как правило, содержит общий вывод по теме выступления. Общий контроль и редактирование. Этот этап включает в себя многократное прочтение речи, уточнение формулировок отдельных фраз. Обычно на этом этапе оратор сокращает речь, убирая из неё все лишнее и несущественное. Речь обретает окончательный вариант.

Рузвельт долго работал над знаменитой речью о преодолении экономического кризиса. Окончательный вариант он прочитал вслух одному маляру из Белого дома с просьбой его прервать, если что-то будет непонятно. Этот человек прервал Рузвельта в трех местах. Президент быстро исправил формулировки. Освоение речи. Этот этап подразумевает чтение речи вслух, отработку интонации, пауз, темпа речи, жестикуляции, заучивание отдельных фрагментов речи наизусть.

Речь оратора должна укладываться во временной лимит. Чем меньше времени отведено для выступления, тем более тщательной подготовки требует речь. Контакт с аудиторией Оратор выступает не для себя, а для слушателей. Обращенность к аудитории позволяет сохранять интерес слушателей во время произнесения речи. Для поддержания контакта рекомендуется переводить взгляд с одной части аудитории на другую. Отстраненность, «пустота» во взгляде во время выступления недопустимы.

Леммерман дает следующий совет оратору: «Не начинайте говорить сразу, как только подниметесь на трибуну. Вы хорошо сделаете, если обведете всех слушателей дружеским, но уверенным взглядом. Этот прием служит установлению контакта со слушателями. Некоторые ораторы начинают речь подчеркнуто тихо, чтобы заставить слушателей быть внимательными». Объективность и честность Существует три способа добиться чего-либо от другого человека: заставить, схитрить обмануть, использовать манипуляцию[11] и убедить. Этичен лишь последний способ.

Хороший оратор — это человек, умеющий убеждать. Оратора, водящего слушателей в заблуждение, называют софистом. Еще в античные времена в ораторской традиции существовал идеал vir-bonus добродетельного мужа , который требовал от оратора таких качеств, как порядочность, высокая нравственность, правдивость. Этот идеал особенно актуален для представителей правовых профессий. Внешние условия Необходимо обратить внимание на то, чтобы внешние условия не служили помехой для выступления. Жара, холод, плохая вентилируемость и освещенность помещения, посторонние шумы могут негативно сказаться на восприятии слушателями речи оратора.

Дата добавления: 2016-03-27; просмотров: 4766; Популярные статьи: Века вооружений. История доспехов. Современное оружие Археология.

Темп речи. Конечно, темп речи не является непосредственным свойством голоса человека. Но умение варьировать при необходимости скорость произнесения слов и фраз также можно отнести к основным навыкам ораторского мастерства. Важно понимать, что темп речи очень сильно связан со свойствами личности и поэтому зачастую с трудом поддается корректировке. Некоторые люди, в силу своего характера, склада ума и привычек, говорят быстрее, другие медленнее. Если вы испытываете трудности при произнесении речи в быстром темпе, эффективным решением для вас могут стать дыхательные упражнения и тренировка быстрого произнесения различных скороговорок. Однако быстрый темп речи не всегда выигрышно звучит и как следует воспринимается аудиторией, а потому он подходит далеко не во всех случаях.

Часто бывает так, что спокойная, медленная, обдуманная речь звучит гораздо убедительнее материала, отчеканенного скороговоркой, кроме того невысокий темп позволяет слушателям глубже вникнуть в суть поднимаемой проблемы, дает время проанализировать и усвоить сказанное. Отличного эффекта можно добиться при смене темпа речи по ходу выступления: чтобы сделать важный акцент на определенной мысли вам стоит всего лишь временно замедлить общий темп речи и произнести необходимую идею четко и медленно, или даже сделать перед этим небольшую паузу. Умение делать правильные паузы не менее важно, чем способность говорить быстро или медленно. Пауза во время произнесения производит такое же впечатление, как и внезапный звук во время тишины, она привлекает внимание. Кроме того, после паузы новая мысль часто звучит убедительнее, чем непрерывная последовательность произносимых идей. Многие паузы в речи соответствуют структуре текста и расположению знаков препинания, но иногда паузы могут выходить за замки письменной речи. Паузы при произнесении речи могут быть следующими: Паузы хезитации при речевой импровизации - речевое колебание, связанное со спонтанностью речи, оно рождается непосредственно в момент речи, возникает проблема выбора речевых единиц слов и грамматических структур и планирования предложения в целом. Это тот случай, когда ваша мысль ускользнула, и вы ненадолго задумались над тем, о чем говорили ранее и хотите сказать в данный момент. Интонационно-логические, интонационно-синтаксические паузы необходимы для передачи интонации фразы и ее правильного смысла. Всем хорошо знаком банальный пример «казнить нельзя помиловать», в котором смысл фразы напрямую зависит от постановки паузы в правильном месте.

Психологические паузы используются для смысловых и эмоциональных акцентов. Физиологические паузы обусловлены нашей особенностью произносить речь. Например, нам нужно вдыхать воздух для произнесения фразы и на этом вдохе возникает небольшая пауза, которая не имеет смыслового или иного оттенка. Ситуативные паузы связаны с тем, что мы не можем быть отделены от внешнего окружения. Пауза может возникнуть при неожиданном вопросе или внезапном громком звуке из зала. Эти паузы также являются частью нашего публичного выступления и возникают часто по объективным причинам, не зависящим от оратора. Специалисты выделяют несколько общих правил эффективного использования пауз в речи: Короткие паузы воспринимаются лучше длинных. Только половина среднестатистических слушателей в состоянии как следует понять фразу, содержащую более 13-15 слов. К тому же, одна треть всех людей, слушая четырнадцатое и последующие слова в рамках одного предложения, вообще теряет связь с его началом. Поведенческие приемы Ниже приведены основные рекомендации по поведению оратора перед аудиторией.

Все эти рекомендации поделены на 3 группы: позы, жесты, мимика. Главный принцип поведения на сцене — общественно приемлемое поведение, при котором оратор чувствует себя свободно, естественно и уверенно. Если же вы пытаетесь сознательно контролировать свою позу, жесты и мимику в процессе выступления, вы рискуете выглядеть неловко, слишком напряженно и упустить другие более важные детали выступления, касающиеся его содержательной стороны.

Возможно, вам приходилось слышать это выражение от начинающих ораторов.

Может быть, вы и сами себе иногда это говорили. Речь идет о базовом положении рук. Это тот аэродром, с которого руки стартуют, чтобы сделать жест, и на который возвращаются в моменты пауз, когда жестикуляция не нужна. Коко Шанель Руки за спиной в замке Чтобы совершить жест, рукам нужно по сложной траектории вынырнуть из-за спины, что-то показать и йотом обратно нырнуть за спину.

Получается долю и сложно. Выбирая такую базу для рук, оратор практически лишает себя жестов. Руки в карманах Помним, что мелкие непроизвольные движения рук в карманах будят бурную фантазию у слушателей: что же там оратор ими делает? И потом, эта база для рук тоже лишает выступающего свободы движений.

Руки перед собой в «позе медосмотра» В позе футболиста в стенке перед пробитием штрафного, защищающего причинное место. Правая рука обхватывает 1-2 пальца на левой руке Попробуйте прямо сейчас сделать это перед зеркалом. Вы убедитесь, что такая база для рук придает выступающему неуверенный и слегка испуганный вид. Удачные базовые положения Руки спокойно висят вдоль тела Классическое базовое положение для рук, которое можно рекомендовать практически всем.

Это положение хорошо тем, что руки могут мгновенно стартовать, чтобы сделать жест, и так же мгновенно вернуться обратно. Руки с переплетенными пальцами на уровне живота Похоже на предыдущую базу для рук, только на этот раз пальцы рук переплетены друг с другом. Одна ладонь лежит на другой на уровне живота Для этого положения важно, чтобы руки не слишком сильно сжимали друг друга. Иначе получается то, что называется заламыванием рук.

В каждом выступлении пробуйте применить новое стартовое положение рук, а по окончании «консилиума» спросите слушателей, какая база для рук смотрится лучше всего. Увидев себя со стороны, вы поймете, какие базовые положения рук подходят вам больше других. Часть времени жесты будут стартовать с одной базы, часть - с другой.

Публика почувствует откровенность, уверенность оратора , его настроение и интерес к теме передастся слушателям. Даже если оратор испытывает чувство волнения, слушатели ни в коем случае не должны этого видеть. Руки, нервно сжимающие листочки, тут же выдадут аудитории всю неуверенность выступающего. Кроме того, лишние движения отвлекают внимание слушателей, поэтому выходить на трибуну лучше вообще без записей. Выступление может быть эмоциональным или же спокойным, однако любые эмоции должны быть умеренными.

Не нужно смотреть на стену или потолок. Неплохой вариант — беседа с аудиторией. В этом случае выступающий ставит вопросы и сам на них отвечает. Если в большой конференц-зал придут всего 10-15 человек и сядут в разные части помещения, то оратору будет тяжело с ними контактировать. В таком случае лучше попросить людей сесть поближе или перейти в небольшую аудиторию. Если люди сидят близко друг к другу, то заинтересованность или иные эмоции одного человека распространяются на остальных. Ведь часто в наполненном зале шквал аплодисментов начинается с хлопков одного человека. В тоже время в полупустом помещении аплодисменты одного редко подхватывают остальные слушатели.

Кроме того, если число слушателей невелико, оратор может построить свое выступление как доверительную беседу. Для этого ему лучше будет спуститься с трибуны и находиться на одном уровне с аудиторией. И еще одно важнейшее правило: как бы ни складывалось выступление, оратор ни в коем случае не должен извиняться и тем более начинать свою речь словами «Я не готовился». На самом деле, ничего страшного в публичных выступлениях нет. Главное — побороть волнение, которое чаще всего исчезает, когда произнесены первые несколько фраз выступления, а дальше успех зависит только от самого оратора. Желаю удачи. Прежде чем начать речь, оратор должен сделать небольшую паузу 5-10 секунд , чтобы дать возможность слушателям разглядеть себя и сосредоточиться на предстоящей речи. Оратору же пауза нужна для того, чтобы успокоиться, снять излишнее волнение.

Вот как объясняет необходимость этого действия герой романа А. Крона «Бессонница» профессор Юдин, который вышел произнести речь на международном симпозиуме: "Я выдержал небольшую паузу. Она была нужна не только мне, но и слушателям. Они ведь еще и зрители, и прежде чем начать слушать, любят посмотреть на нового человека и даже обменяться с соседом критическими замечаниями насчет его внешности и костюма. Второе и несомненно важнейшее дело оратора во время непосредственного общения - сопоставить аудиторию, сидящую в зале конкретную , с той, которая предполагалась во время подготовки выступления реальной. А что делать, если мы поняли, что перед нами совсем "не та" аудитория, на которую было рассчитано выступление, и даже при безукоризненной подготовке мысли путаются и горло пересохло? Можно, конечно, извинившись, покинуть трибуну. Но во все времена люди восхищались мужеством.

И мужество оратора состоит в том, чтобы остаться и завершить свое дело достойно. Поэтому он может честно объясниться со слушателями, выяснить их ожидания от общения и повести его уже в новом направлении. Но и для этих действий нужно многое в себе преодолеть. Конечно, не следует отказываться от своей позиции и замысла, но можно трансформировать способ их предъявления и реализации. Таким образом, учитывать аудиторию на этапе Произнесения означает в случае ее несовпадения с предполагаемой, сохранив концепцию и замысел, изменить тактические средства реализации цели систему аргументов, композицию, языковые средства , тональность и добиться запланированного воздействия уже в новых обстоятельствах. Наиболее важным элементом взаимодействия оратора и аудитории является зрительный контакт. Для оратора взгляд в аудиторию важен прежде всего потому, что это - единственная возможность установить обратную связь со слушателями. Петровская, - можно понимать информацию, исходящую от объекта воздействия, воспринимаемую носителем воздействия и несущую в себе характеристику результатов этого воздействия.

Ведь глаза, лица слушателей - это тот прибор, который позволяет оратору определить, насколько его материал интересен, нов, насколько замысел удачно реализован, насколько удачно выбрана композиция. Поэтому не совсем правы те, кто рекомендует выбрать доброе лицо в пятнадцатом ряду и рассказать все именно ему. Посмотрим, как решает эту проблему уже упоминавшийся герой А. Крона профессор Юдин: "Я оглядел зал. По опыту лектора я знал, что надо отыскать в первых рядах несколько внимательных и симпатичных лиц и время от времени посматривать на них. Я сразу нашел глазами своих восточноевропейских коллег, милый Блажевич смотрел на меня дружески и поощрительно. Но я тут же понял, что на этот раз мне следует поискать более точный контрольный прибор. Передо мной была типичная парижская аудитория, отзывчивая и капризная, с незапамятных времен избалованная красноречием всех оттенков.

Эта аудитория не простит мне ни скуки, ни неловкости, ее надо сразу брать за рога. Поэтому надо смотреть не на Блажевича, а на коллегу Дени, наблюдающего за мной с веселым любопытством. Его ноздри слегка раздуты, полуоткрытый рот готов и засмеяться, и деликатно зевнуть. Или на ту кислолицую лимонноволосую даму в золотых очках с квадратными стеклами и тянущимся из уха тонким проводочком слухового аппарата, по виду англичанку или скандинавку. Она глуховата и французский язык для нее неродной - достаточно, чтобы перестать слушать, если начало ее не заинтересует. Восприятие оратора аудиторией Есть известная поговорка - «по одежке встречают, по уму провожают». Если бы это было всегда так... Эта поговорка верна только применительно к продолжительному общению, а встреча с аудиторией таковым не является.

Отсюда огромная роль первого впечатления для оратора. Что надо знать о первом впечатлении? Во-первых, первое впечатление - очень сильное, яркое, оно хорошо запоминается, ему хочется поддаться. Во-вторых, первое впечатление может быть далеко от истины, ошибочно. В-третьих, первое впечатление очень устойчиво, оно долго и надежно хранится. В-четвертых, оцениваются и запоминаются прежде всего индивидуальные качества оратора. В-пятых, основой первого впечатления является зрительный образ. В-шестых, у вас не будет шанса второй раз произвести первое впечатление.

Ораторская индивидуальность Слушатели не отделяют в процессе выступления сведения, которые сообщает оратор, от личности самого оратора Любая аудитория запоминает в первую очередь оратора, а уже во вторую - то, что он сказал. Информация накрепко привязана к личности оратора: понравился оратор — понравится и то, что он проповедует. В ораторе аудитория хочет видеть прежде всего личность, индивидуальность, непохожесть на других Д. Карнеги подчеркивал: «Самое драгоценное для оратора - его индивидуальность, лелейте ее и берегите». Именно индивидуальность ораторской манеры - тот важнейший фактор, который побуждает слушать оратора. Запоминается личность, а вместе с личностью - идеи этой личности. Риторические позиции оратора в ходе выступления В процессе выступления каждый оратор занимает определенную риторическую позицию — то есть выбирает для себя роль, в которой он будет выступать. Таких риторических позиций можно выделить довольно много, назовем лишь наиболее типичные и часто используемые.

Позиция информатора Такая позиция предполагает чистое изложение некоторого материала, сопровождающееся предупреждением о возможных ошибках в понимании. С этой позиции обычно излагается инструктивная или директивная информация. Позиция комментатора Эту позицию обычно занимают, если аудитория основное знает и ждет дополнительных сведений и личных оценок. Позиция собеседника Эта позиция предполагает, что оратор разделяет интересы и заботы аудитории, выступает «на равных». Данная позиция предполагает, что оратор обращается к аудитории с просьбой высказать свое мнение, широко использует вопросы. Позиция советчика Позицию советчика обычно занимают, если слушатели хорошо подготовлены в базовой области. Оратор в таком случае лишь как бы «расставляет акценты». Позиция эмоционального лидера Эту позицию занимают в том случае, если в аудитории приподнятое настроение, если самого оратора хорошо знают и ждут с интересом и нетерпением.

В позиции эмоционального лидера оратор чувствует себя достаточно свободно, допустимы импровизированные отступления от темы. Есть и риторические позиции коммуникативного самоубийства , которых рекомендуется всячески избегать. К таким, прежде всего, относятся позиция наставника оратор нравоучителен, категоричен ; позиция трибуна преувеличенный пафос , позиция просителя «потерпите, я скоро закончу». Необходимо иметь в виду, что только выступления, длящиеся не более одной минуты, можно проводить с одной позиции; подавляющее большинство выступлений следует проводить, занимая поочередно разные позиции по ходу выступления. Важно продумать перед выступлением, какие позиции вы будете занимать, излагая материал. Внешний вид оратора Внешность оратора должна быть привлекательной, но в пределах нормы. Излишняя привлекательность выступающего отвлекает от содержания его выступления и снижает доверие к излагаемому им материалу. Мужчине лучше выступать в костюме, который должен быть умеренно модным.

Женщина тоже должна быть одета умеренно модно; очень модно одетые женщины оцениваются аудиторией отрицательно. Костюм или платье не должны плотно облегать фигуру. Женщине лучше выступать без украшений, мужчине - убрать все из карманов записи, торчащие карандаши и ручки, газеты. Одежда оратора должна соответствовать его возрасту, всякие несоответствия в ту и другую сторону раздражают аудиторию. Снижают доверие к оратору: одежда ярких, насыщенных цветов; слишком модная одежда; многочисленные украшения; кокетливые элементы женской одежды кружева, воланчики и др.

Жесты и поза оратора при выступлениях, видеокурс от Светланы Кузиковой

6. Как предпочтительнее читать лекцию – сидя или стоя? Охарактеризуйте оба положения оратора во время лекции в аудитории. 7. Каковы общие требования для оратора при использовании жестов и поз в публичном выступлении? Чтобы игроки его заметили, он использует широкие жесты, подходящие для этой ситуации. Как оратору выбрать размер жеста? Жесты, эффективные для одной аудитории, могут оказаться неэффективными для другой. Почти в каждом выступлении встречаются жесты-биты, т.е. различные отмашки, подкрепляющие такт речи. Нередко встречаются также так называемые идеографы, т.е. движения руками, как бы соединяющие отдельные воображаемые предметы вместе. Не следует расхаживать, двигаться в стороны во время выступления. Мастерство оратора проявляется в усилении воздействия жестом, мимикой. Излишняя виртуозность не украшает говорящего и вызывает иронию, неприязнь. И помогает в этом доскональный, по возможности объективный самоанализ каждого выступления. Его лучше вести в общей тетради, куда следует записывать все выступления. Схема анализа выступления может быть такой: • Место и время выступления. •.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий