О каком качестве публичного выступления говорит цицерон если кто захочет быть первым в красноречии

Цитата из книги«Оратор» Марка Туллия Цицерона — «Итак, если кто захочет быть первым в красноречии, пусть он в гневных местах говорит напряженным». Высокими предметами Цицерон называет искусства, прежде всего речевые, поэзию и риторику, а также присоединяет к ним философию и изобразительные искусства. Искусство публичного выступления требует развития и совершенствования многих навыков, начиная с постановки голоса и заканчивая приемами психологического воздействия на публику.

Ораторское искусство Рима. Цицерон

Речи Цицерона Цицерон же, являясь консулом, организовал экстренное заседание сената, куда, конечно же, входил и Катилина. На этом заседании и была им произнесена первая речь «Против Катилины». Эта речь была крайне эффектной и успешной и соответствовала всем ораторским правилам.
Риторика - реферат - скачать бесплатно Предполагалось, что мнение образованных людей по поводу значения слова «красноречие» должно быть однозначным и что они без особого труда должны понимать, какие выдающиеся речи могут входить в сборник «Мировое ораторское искусство».
Цицерон.Катилинарии. О сервисе Прессе Авторские права Связаться с нами Авторам Рекламодателям Разработчикам.
Из истории риторики Итак, если кто захочет быть первым в красноречии, пусть он в гневных местах говорит напряженным голосом, в спокойных – мягким; низкий голос придаст ему важности, колеблющийся – трогательности.
Практическая риторика. И Важно обратить внимание на ораторские нравы: честность, скромность, доброжелательность, предусмотрительность, не навязывая, однако, себя аудитории: ритор именно проявляет эти качества, а не говорит о них.

Основы успешного публичного выступления. Часть 1

Мне тоже пришлось применять его метод, чтобы исправить собственные дефекты. Ведь это у Демосфена, говорят, было такое рвение и такая работоспособность, что он первым делом преодолел упорным трудом и старанием свои прирожденные недостатки; будучи настолько косноязычен, что не мог произнести первую букву названья своей науки, он добился путем упражнений того, что по общему приговору никто не говорил более чисто; 261 затем, так как у него было слишком короткое дыхание, он научился говорить, не переводя духа, и достиг таких успехов, что, как видно из его сочинений, порой в одном речевом периоде заключались у него по два повышения и понижения голоса; к тому же, как известно, он приучил себя, вложив в рот камешки, произносить во весь голос и не переводя дыхания много стихов подряд, и при этом не стоял на месте, но прохаживался и всходил по крутому подъему». Поэтому в качестве подсказок ораторы использовали мраморные колонны форума. Каждая колонна символизировала одну тему и связанные с ней идеи. Если верить рассказам современных экскурсоводов по Риму, ораторы переходили от колонны к колонне, то есть от темы к теме, используя их как визуальные подсказки. Достигнуть этого нам помогут упражнения, переходящие в навык, а именно: во-первых, подбор похожих слов, в которых лишь изменены падежные окончания или видовое значение заменено родовым, и, во-вторых, обозначение целой мысли одним словом-образом, самый вид которого будет соответствовать его месту в пространстве, как это бывает у искусных живописцев. Указанную схему, в основном, использует и Цицерон. Судебная речь должна - — ознакомить слушателей с фактическим составом дела; — оценить изложенные факты и сделать из них выводы при этом выступающий первым обвинитель должен изложить сами факты, давая им оценку не в пользу обвиняемого и требуя осуждения последнего; поэтому защитник имеет право еще раз повторить рассказ о произошедшем конфликте и осветить его со своей точки зрения, приведя аргументы в пользу подзащитного ; — после этого защитник должен систематически опровергать доказательства обвинителя». Их сбивает с толку слышанное ими изречение , что речь развивается речью». Преимущество декламации как формы обучения оратора было в том, что темы могли предлагать слушатели, а значит, оратор учился быстро готовить речь и разрабатывать любую тему по существующим правилам и образцам.

Цицерон объясняет, как он перешел от декламаций, репетирующих участие в судебных процессах, к строго философским декламациям: многие его друзья задавались философскими вопросами, тревожившими их при приближении смерти больше, чем юридические». Квинт был уже достаточно опытным оппонентом и часто не соглашался с доводами Марка, особенно когда тот утверждал, что в речи адвоката главное — её содержание, а не витиеватость». Когда-то я устраивал декламации на судебные темы и не оставлял этого упражнения дольше всех; а теперь, на старости лет, подобные рассуждения заменили мне декламации: я предлагал назначить, кто о чем хочет услышать, а потом, сидя или прохаживаясь, начинал рассуждать. Вот такие уроки или, по-ученому говоря, лекции я вел пять дней и записал в пяти книгах. Делалось это так: когда кто хотел о чем-нибудь послушать, тот сперва сам говорил, что он об этом думает, а потом уже я выступал с противоположным суждением. Ты ведь знаешь, что именно таков старинный сократический обычай — оспаривать мнение собеседника; Сократ считал, что так легче всего достичь наибольшего приближения к истине».

Какие-то из них забываются, какие-то наоборот, встречаются все чаще и чаще. Есть такие выражения, которые знакомы только молодому поколению — их обычно используют в молодежной прессе чаще всего это цитаты из песен или новомодные выражения. Есть и классические крылатые слова, знакомые всем.

Например, цитаты из старых отечественных фильмов. Использование в современных газетных заголовках этих устойчивых выражений бывает просто находкой для статьи. Басовская замечает [3. Журналисты как будто зазывают с печатных страниц: «Внимание, ровесники! Внимание, образованные люди! У нас общий запас цитат — у нас общие интересы! По мнению И. Анненковой [1. Применение устойчивых выражений — это также возможность избежать прямого высказывания или образа, нежелательного в газете, либо слишком резкого «скрытый смысл».

А, кроме того, такой заголовок интересен сам по себе, как «удачная находка». Конечно, нельзя ждать от заголовка, чтобы тот смысл, который несет в себе фразеологизм сохранился в «новой обработке» хотя и такое бывает , но главное, чтобы название материала отражало его тему. Даже если связь прослеживается не отчетливо, интуитивно читатель может ее чувствовать. Каким должен быть хороший заголовок? Ответ следует искать у профессионала — Д. Толкачева — «редактора заголовков» журнала «Профиль» [13. Заголовок — это завершенное произведение, привлекающее к себе особое внимание: чтобы читатель захотел прочитать статью. В заголовке должен быть отражен смысл статьи. Именно отражен, а не полностью передан.

Общечеловеческая этика для меня и журнала «Профиль» — категория устоявшаяся. Другое дело — небольшая фривольность в изданиях для взрослой аудитории. Заголовки на грани фола, но обязательно смешные». А теперь обратимся к практической части нашей работы. Газета «Центр» исходя из классификации А. Тертычного [34. Из 1406 заголовков за 53 номера 2009 г. Гораздо популярнее в газете заголовки-вопросы: «Кто травит ижевчан? Тертычный отмечает [34.

Рекламная роль заголовка в данном случае оказывается на втором плане. Прежде всего потому, что аудитория делового издания обладает специфическими особенностями, для нее важна суть дела, а не то, насколько ярко представляет ее заголовок хотя и это желательно : ведь деловые издания читают по необходимости, а не ради развлечения». Практически в каждом номере «ВС» использованы трансформированные фразеологизмы, часто встречаются заголовки-клише, превалируют инфинитивные и неопределенно-личные конструкции. Впрочем, и там, и там обнаруживается неудачная и неуместная трансформация фразеологизмов. В этом нет ничего удивительного: СМИ вышли на рынок, и читатель сегодня выбирает и покупает интересующую его информацию. Поэтому стремление любой ценой потрясти воображение читателя, привлечь его внимание к конкретным публикациям, а значит и к газете, побуждает авторов газетных заголовков наделять их, прежде всего рекламной функцией, нередко в ущерб информативной. Однако в данной работе приведено множество примеров яркой и необыкновенно удачной интерпретации известных фраз. Неизвестно как будет развиваться использование трансформированных устойчивых выражений в будущем. Вероятно, этот прием не устареет никогда, потому что каждая известная фраза может переделываться автором бесконечно, это всегда можно сделать оригинально и интересно.

И всегда будет элемент новизны. Устойчивые выражения, как известно, отражают жизнь общества, его культуру, ценности, народную мудрость. А так как жизнь общества не стоит на месте, «крылатые выражения» меняются вместе с ней. И в следующем веке, возможно, никто не узнает в заголовках сегодняшних газет ни одного трансформированного фразеологизма. Библиография Анненкова, И. Барт, Р. Избранные работы: Семиотика. Басовская, Е. Батурина, Л.

Бобунова, М. БЭС, т. Васильева, А. Основы культуры речи. Введенская Л. Русский язык и культура речи: Учебное пособие для вузов. Голуб, И. Конспект лекций по литературному редактированию. Стилистика русского языка: Учеб.

Журналистика; рек. Горбаневский, М. Гордей, Е. Даль В. Кривенко, Б. Культура русской речи: энциклопедический словарь-справочник.

В таки ситуациях требуется указательный жест.

Им говорящий выделяет какой то предмет из ряда однородных, показывает место — рядом, наверху, над ним, подчеркивает порядок следования — по очереди, через одного. Указать можно взглядом, кивком головы, рукой, пальцем указательным, большим , ногой, поворотом тела. Некоторые указательные жесты имеют условный характер. Так, когда говорящий показывает себе на грудь — слева, где сердце, говоря: « У него тут жест ничего нет», то понятно, речь идет о бессердечном, бесчувственным человеком. Бывают случаи, когда расшифровка жеста определяется ситуацией. Вот несколько примеров: Идет лекция. Один из слушателей, поймав взгляд другого, показывает пальцем место на руке, где носят часы.

Он хочет узнать который час. Другая ситуация. Ассистент лектора делает ему тот же знак, но жест уже равнозначен словам: « Время истекло. Пора заканчивать лекцию». Указательный жест рекомендуется использовать в очень редких, необходимых случаях, когда есть предмет или наглядное пособие , на которое можно указать. Изобразительные жесты появляются в случаях: - если не хватает слов, чтобы полностью передать представление; - если одних слов недостаточно по каким-либо причинам повышенная эмоциональность говорящего, невладение собой, несобранность, нервозность ; - если необходимо усилить впечатление и воздействовать на слушателя дополнительно и наглядно. Однако, пользуясь изобразительными жестами, нужно соблюдать чувство меры: нельзя этими жестами подменять язык слов.

Символические жесты Примером может быть жестикуляция актера, заканчивая выступления, прощаясь с публикой. Самый частый жест — поклоны, как символ благодарности за теплый прием, за аплодисменты. Или, стоя на авансцене, актер широко разводит руками в стороны, как бы заключая в свои объятья сидящих в зале. Такие жесты условны и называются они символическими. Некоторые из них имеют вполне определенное значение. Например, скрещенные руки указывают на защитную реакцию. Руки, заведены за голову, выражение превосходства.

Руки в боки - символ непокорности. Обхватить руками голову — признак неприятности или беды. Символические жесты характерны для ряда типовых ситуаций.

Кризис риторики, связанный с ее исчезновением как науки и учебного предмета в лицеях, гимназиях и университетах, произошел: во второй половине 20 века. Мнение о том, что оратор должен четко определить предмет речи, познать о нем истину, познать души людей, для которых предназначена речь, принадлежит: Платону. Наиболее полно соответствует современным научным взглядам следующее определение риторики: филологическая дисциплина, объектом которой является теория красноречия, ораторское искусство, способы построения выразительной речи во всех областях речевой деятельности прежде всего в разных жанрах письменной и устной речи ; близко соприкасается с поэтикой, стилистикой и культурой речи филологическая наука, изучающая отношение мысли к слову. Общая риторика отличается от частной тем, что: общая риторика рассматривает общие законы речи, а частная — частные.

Основной заслугой М. Ломоносова в теории риторики считается: популяризация в риторике научного знания и просвещения светская направленность его книг по красноречию. Основные черты риторического идеала софистов воплощены сегодня в принципах: американской риторики. Основоположником теории риторической науки считается: Аристотель. Ренессанс риторики в современной России связан с именами: Ю. Лотмана, Ю. Рождественского, В.

10 правил Цицерона

Отметьте неверные высказывания литературный язык высшая форма Марк Цицерон обладал обширными знаниями в риторике и талантом красноречивости. Его книга «Три трактата об ораторском искусстве» популярна в современном мире, и теоретические выкладки из нее широко используют в сегодняшней риторике.
Марк Туллий Цицерон. Оратор. О каком качестве публичного выступления пишет Цицерон: « кто захочет быть первым в красноречии, пусть он в гневных местах говорит напряженным голосом, в спокойных – мягким; низкий голос придаст ему важности, колеблющийся – трогательности».

Шесть правил Цицерона для ораторов

Эгофильный тип— доминирует инстинкт самосохранения, склонность к мнительности, боязнь неизвестного. Представителям такого инстинкта характерна позиция Премудрого Пескаря «Как бы чего не вышло» 2. Генофильный тип — доминирует инстинкт сохранения рода. Интересы этого типа людей зафиксированы на семье. Альтруистический тип — самоотверженные люди, посвятившие себя, свою жизнь общественным интересам. Павел Корчагин 4. Исследовательский тип — люди данного типа экспериментаторы Федор Конюхов. Доминантный тип - постоянная самопрезентация артисты 6. Либертофильный тип — упрямство, стремление к самостоятельности, свободе, подавлены инстинкты самосохранения бунтари 7. Дигнотофильный тип - доминируют понятие чести, долга и справедливости.

Коммуникации — процесс двустороннего обмена информации, ведущий к взаимному пониманию. Если понимание не достигнуто, то коммуникация не состоялась. Вид коммуникации. Вид коммуникации - вариант коммуникации, характеризуемый составом коммуникантов. Групповая коммуникация. Групповая коммуникация - коммуникация внутри группы, между группами или коммуникация типа "индивид - группа". Интраперсональная коммуникация. Интраперсональная коммуникация - разговор с самим собой. Юмор: «Если человек разговаривает с Богом — это молитва, а если Бог с человеком — это шизофрения» Массовая коммуникация.

Массовая коммуникация - систематическое распространение информации через печать, радио, телевидение, кино, звуко- и видеозапись с целью утверждения духовных ценностей общества и оказания идеологического, политического, экономического или организационного воздействия на оценки, мнения и поведение людей. Массовая коммуникация ориентирована на большое количество людей. Межличностная коммуникация. Межличностная коммуникация - коммуникация, в которой участвуют двое коммуникантов. Слухи - вид коммуникации, в процессе которого вызывающая повышенный интерес информация разной степени достоверности, с трудом поддающаяся проверке, быстро передается людьми друг другу и становится достоянием широкой аудитории. Фиктивная коммуникация. Фиктивная коммуникация - общение с адресатом, существующим только в воображении адресанта В. Многие уверены, что они хорошо говорят, но удивляются, почему их плохо слушают. Стереотипы — упрощенное мнение о людях или ситуациях.

Склонность отвергать все, что противоречит собственным взглядам. Отсутствие интереса со стороны собеседника. Интерес возникает, когда человек осознает значение информации для себя. Пренебрежение фактами — скоропалительные выводы. Ошибки в построении высказывания. Армейский юмор: — В увольнение пойдут только образцовые тумбочки. Или я тебя сейчас буду зверствовать. Шире шаг! Почему зад не поет.

Говорят депутаты: — Я сложил перед съездом свои полномочия. Надеюсь, что меня заменю я же. Неправильный выбор слов прейскурант цен, свободная вакансия, пять человек детей, семь штук портфелей, неожиданный сюрприз, памятный сувенир. Сложность сообщения «Пациент умер от амфибиотрофной асфиксии » - жаба задушила. Неверный выбор стратегии и тактики общения. Треугольник Аро по Р. Восхищение - общая реальность — общение. Общение как коммуникативное поведение — это социальная игра в предлагаемых обстоятельствах. Существуют типичные ошибки начинающего оратора.

Когда содержание ваших слов расходится с тоном речи, осанкой и языком тела, публика мгновенно это замечает. Аудитория обладает безошибочным чутьем в отношении того, что касается настроения оратора и его самочувствия. Если вы начнете говорить «Здравствуйте, как я рад вас всех видеть....

Это трудно. Но кто сказал, что сочинять художественные произведения — легкое дело»? Укажите правильную падежную форму имени числительного в предложении: Перепись населения в нашем городе будет проводиться 265 переписчиками - двумястами шестьюдесятью пятью Диспозитивные нормы… - предполагают возможность выбора одного из вариантов О каком качестве публичного выступления пишет Цицерон: «.. Плевако: «Все вытерпела, все преодолела Россия, только крепла и росла от испытаний.

Но теперь, теперь…. Старушка украла старый чайник ценою в пятьдесят копеек.

Авторские вставки дают возможность уточнить ту ситуацию, конкретизировать то лицо, по отношению к которым использован фразеологизм или крылатое выражение. Например, «Именем мазута!

Читателю сразу приходит на ум всем известная фраза «Именем закона вы арестованы! Например: «Цирк уехал. Болельщики остались. В дураках».

Бобунова в статье «Не вырубишь топором» на примере заголовков «Комсомольской правды» выделяет три типа авторского варьирования [5]: 1 — полное или частичное изменение лексического состава при сохранении общего значения фразеологизма Гранаты в мешке не утаишь; Гадание на хоккейной гуще; Бойтесь военных, дары привозящих; Хорошо там, где нас пока нет; Радиоглас божий ; 2 — частичное изменение состава фразеологизма, которое ведет к изменению его общего значения Против лома — есть приемы! На наш взгляд, наиболее разработанная и точная классификация способов трансформации фразеологизмов в газетных заголовках представлена доктором филологических наук Б. Кривенко в статье «Фразеология и газетная речь» [16], который в свою очередь опирается на скользящую классификацию Телия В. Что такое фразеология?

Исследования Б. Кривенко мы возьмем за основу и понаблюдаем какие из способов трансформации устойчивых выражений востребованы в газетах Удмуртии. С, Пушкина: «Я сам обманываться рад», о мобильных мошенниках. Кто говорит?

Данные заголовки очень удачно отражают содержание материалов и, в то же время, в тексте фразеологизму как бы возвращается прямое значение. В «модном словечке», часто используемом современной молодежью выделен один слог и добавлены всего две буквы «Р». И теперь заголовок как нельзя лучше отражает суть материала: речь идет об ижевской кошке- «фотомодели», которая снимается в рекламе, т. Она более разнообразна по своим приемам и может быть сведена к пяти основным типам: синтаксической, лексической трансформации, контаминации, фразеологической парономазии, стилистическим смешениям» [16.

Подзаголовок гласит: «В условиях сохранения спроса на ипотеку банки Удмуртии пересматривают кредитные портфели, а компании-застройщики внедряют альтернативные способы реализации жилья», т. Слово либо добавляется в устойчивое сочетание, либо, наоборот опускается. Чаще же происходит замена компонента фразеологизма» [16. На заголовок работает и ассоциация кино фильм и кинофестиваль , и название фестиваля «Завтра» хорошо вписывается в контекст.

Заголовок хороший и точный, приходят на ум две ассоциации: во-первых, всем известно, что нефть — «черное золото», а во-вторых, был такой фильм «Золото Маккены». Каким исходным источником вдохновился автор неизвестно, однако заголовок выбран лаконичный, понятный, хотя и не новый. Возникает ассоциация с «сухим законом» и она верна, поскольку в статье идет речь именно о борьбе с алкоголизмом. Миронова из фильма «Достояние республики».

Всеми любимое поздравление «С новым годом! Волков вновь выдвинул свою кандидатуру на пост президента республики. Когда жертва, взятая в заложники, вдруг начинает испытывать к своему мучителю теплые чувства». Ижевчане, говорится в тексте, по сути «пушечное мясо» в ежегодных коммунальных боях, вывод такой: нет у нас «стокгольмского синдрома», так как «мы равнодушны и с психикой у нас все в порядке».

Всегда готов! Заголовок вызывает улыбку, напоминая наше советское пионерско-лозунговое прошлое. Исходное выражение вероятно «Маша-растеряша», «Машка-растеряшка», но данный вариант звучит очень органично. Также в заголовках используется только часть устойчивого выражения, а вместо опущенной части добавляется другая, отражающая суть материала.

Иногда трансформация осуществляется настолько, что от первоначального выражения остается одно слово или вообще ничего, однако по конструкции мы можем его угадать, и заголовок кажется нам знакомым и понятным. Из устойчивого выражения «казнить нельзя помиловать» причем запятую тоже можно поставить в двух местах и решить вопрос может только суд оставлено только одно слово «нельзя», однако по конструкции мы сразу узнаем о чем будет текст. Обычно иллюстрацией контаминации бывает речевая ошибка типа «Это играло решающее значение» играть роль и иметь значение Но контаминация может быть и ярким экспрессивным приемом как при линейном соединении, то есть когда следует один за другим два фразеологизма «Они битый час переваливали из пустого в порожнее» , так и при скрещивании, когда имеется общий элемент у двух устойчивых сочетаний «Стрелянного воробья на мякине не проведешь» — общий элемент «воробей», «Пробный камень за пазухой» — общий элемент «камень». Достаточно ярка и скрытая контаминация типа «Картошка и мундир», «Журавль в руках» и т.

К сожалению, контаминация в заголовках выбранных нами газет за период 2009года не представлена. Речь идет действительно о хоккее, поэтому использование в заголовке разновидность игры «хоккей с шайбой» целесообразно, слово «хоккей» по принципу паронимии заменено словом «окей», что также целесообразно, ведь у хоккея в Удмуртии все хорошо окей , об этом и повествует статья. Все верно: их яблоко раздора — молоко! Данный способ трансформации остался непопулярным в заголовках выбранных нами газет за период 2009г.

На наш взгляд представленные заголовки не отражают содержания, значение пословицы «всему свое время», «не стоит торопиться» никак не перекликается со смыслом материалов. Может быть, в заглавии важно только время года оно как раз совпадает? Если исходным выражением служило просторечная фраза «попросить на водку», «дать на водку», тогда это вызывает какие-то неоднозначные ассоциации. Понятно, что исходным выражение служила поговорка «не в коня овес» и она в принципе отражает суть данной статьи, однако зачем нужно было в погоне за новизной убирать слово «овес», ведь таким образом весь акцент фразы сместился на слово «конь», а это здесь неуместно.

Здесь же значение фразеологизма никак не отражено, по-видимому, «сосны» выбраны только потому, что они являются деревьями, а значит, связаны с лесом и арендаторами лесных участков. Первое, что приходит в голову, это скандал с известным актером, но поскольку жаргонизм «оттаскать за уши» взят в кавычки, приходит мысль о Дне рождении Спиваковского, справленном в Ижевске, но об этом в интервью нет ни слова. Под фотографией видим надпись: «Даниил Спиваковский в пьесе оказался на побегушках у «барина» романа Мадянова», так значит это на сцене актера «оттаскали за уши» как «слугу». Заголовок создавался, по-видимому, в погоне за сенсацией, эпатажностью, однако, как бы то ни было, это вульгарное выражение неуместно рядом именем замечательного актера Заключение Запас устойчивых выражений неисчерпаем.

Какие-то из них забываются, какие-то наоборот, встречаются все чаще и чаще. Есть такие выражения, которые знакомы только молодому поколению — их обычно используют в молодежной прессе чаще всего это цитаты из песен или новомодные выражения. Есть и классические крылатые слова, знакомые всем. Например, цитаты из старых отечественных фильмов.

Использование в современных газетных заголовках этих устойчивых выражений бывает просто находкой для статьи. Басовская замечает [3. Журналисты как будто зазывают с печатных страниц: «Внимание, ровесники! Внимание, образованные люди!

У нас общий запас цитат — у нас общие интересы! По мнению И. Анненковой [1. Применение устойчивых выражений — это также возможность избежать прямого высказывания или образа, нежелательного в газете, либо слишком резкого «скрытый смысл».

А, кроме того, такой заголовок интересен сам по себе, как «удачная находка».

Красоту этой природы трудно передать словами. Говорят, когда Бог расселял народы, грузинам земли не досталось. И тогда он отдал им ту, которую приберегал для себя.

Образ этого края как райского уголка вошел в русскую культуру еще в XIX в. Вот небольшая деревня, всего в несколько домиков. Во дворе одного из домов стоит простой дубовый стол, на нем бутылки с молодым вином, хлеб, сыры, зелень и фрукты. В центре на больших блюдах — приготовленные из тончайшего полупрозрачного теста и нежного мяса хинкали, от которых веет жаром.

В воздухе разливается аромат кинзы и регана. За столом сидят люди. Они произносят тосты за мир, дружбу, любовь и пьют вино. Молодое, чуть терпкое, с неповторимым букетом, оно кружит голову.

Застолье сопровождается задушевными беседами, шутками. Вот один из гостей затягивает песню, ему подпевает другой, включается третий… Голоса объединяются в удивительно слаженный хор. Звуки песни разливаются по горам и растворяются в прозрачном вечернем воздухе. Эта пьянящая атмосфера праздника заставляет сердце биться чаще и навсегда оставляет след в душе.

Рецепт для тех, кто понимает вкус жизни Экспозиция О вкусах, как известно, не спорят. Мой рецепт вряд ли заинтересует прилежных домашних хозяек или равнодушных представительниц богемы. Я хочу поделиться с вами способом приготовления незабываемой летней ухи. Метод приготовления прост и доступен каждому при наличии следующих обязательных компонентов: тихого летнего вечера на берегу озера и теплой компании давно знакомых вам людей.

Как вы уже догадались, наличие рыбы играет в этом рецепте далеко не главную роль. Завязка Закройте глаза, несколько минут не смотрите в продрогшее окно. Итак, начнем. Берете притихший июньский вечер — даже одной штуки будет вполне достаточно, и симпатичное озерцо в окружении смолистых сосен — чем дальше от цивилизации, тем лучше.

Для придания соответствующего настроения вспомните запах свежескошенной травы. Прислушайтесь — совсем недалеко славно, по-домашнему стрекочут кузнечики. Развитие действия Добавьте по вкусу общество приятных вам людей: мужчин, которым предстоит развести костер, их жен, умеющих чистить рыбу, и ораву детей, которые уже умеют передвигаться самостоятельно, но еще не готовы уйти слишком далеко от родителей. Теперь, когда большая часть нашего блюда уже готова, можно подумать и о второстепенных продуктах.

Мужчины должны начать ловить рыбу с указанием где, что и как ловить, и уточнением, что будет в случае, если рыбы не будет. Далее следует уютно расположиться на теплой прибрежной траве и часа два болтать с подругами о чем-то приятном. Когда свежая рыбешка бойко заплещется перед вами в ведре, надо правильно организовать следующий этап приготовления ухи. Мужчины должны идти за дровами, ваши подруги — чистить рыбу и овощи, а детям необходимо носиться по берегу и всем мешать.

Именно в этой суматохе вы избираете для себя самую ответственную задачу — поддерживать огонь и отдавать распоряжения. Далее начинается этап настоящего колдовства. Подвесьте над костром достаточно вместительную кастрюлю с водой. Положите в нее штук двадцать белобоких картофелин нового урожая.

Две искрящиеся соком луковицы, соль, лавровый лист, перец и другие любимые вами приправы, и, конечно же, королеву ухи — свежую рыбу. Для бульона подойдут и окуньки, и красноглазые плотвички, белого леща лучше порезать, а вот щучку следует класть осторожно — только самые молоденькие порадуют вас своим наваром. Обязательно пожарьте хлеб над огнем и, непременно, на рябиновой ветке, тогда вкус его будет незабываемым — с дымком и легкой горчинкой.

Об ораторе / Три трактата об ораторском искусстве

  • Словесное оформление публичного выступления. Римский оратор Квинтилиан (жил ок
  • Какая ошибка в предложении это дешевле чем пареная репа
  • Речи Цицерона
  • Понравилось? Поделитесь с друзьями!
  • 2.2. Три «золотых» правила риторики | BookOnLime
  • Требования к поведению говорящего

Словесное оформление публичного выступления. Римский оратор Квинтилиан (жил ок

Риторика - реферат - скачать бесплатно Если ваша речь динамична – это говорит о том, что динамичны вы, если ваше сообщение интересно, значит, интересны вы. Ремесленным суррогатом мобилизованности является наигрыш, бравада, так называемый актерский бодрячок.
Риторика. Тест МЭСИ с правильными ответами Выражение «ораторское искусство» также имеет несколько значений. Под ораторским искусством прежде всего понимается высокая степень мастерства публичного выступления, качественная характеристика ораторской речи, искусное владение живым словом.

Цицерон трактаты об ораторском искусстве. Тема VIII

Убеждение с помощью речи может быть действенным, если говорящий, его личность и поведение имеют определенные особенности. «Мы слушаем не речь, а человека, который говорит», — гласит риторика. «Говори, чтобы я мог узнать тебя», — сказал Сократ. К 35-летнему возрасту мастер политического и судебного красноречия, Цицерон стал первым оратором Рима. Его искусство открыло ему путь в политику. Он занял пост квестора, затем эдила и претора. Можно сказать, тяжкое бремя и обязательство налагает на себя тот, кто торжественно берется один среди многолюдного сборища при общем молчании рассуждать о делах первой важности! мягким низкий голос придаст ему важности, колеблющийся - трогательности.

Ораторская речь согласно Цицерону

Цицерон произносит в сенате речь против Катилины. О нравы! Всё понимает сенат, всё видит консул, а этот человек ещё живёт и здравствует! Да если бы только это! Нет, он является в сенат, становится участником государственных советов и при этом глазами своими намечает, назначает каждого из нас к закланию.

А что же мы? Что делаем мы, опора государства? Неужели свой долг перед республикой мы видим в том, чтобы вовремя уклониться от его бешеных выпадов? Нет, Катилина, на смерть уже давно следует отправить тебя консульским приказом, против тебя одного обратить ту пагубу, что до сих пор ты готовил всем нам…» Из первой речи Цицерона против Катилины, произнесённой в сенате Однако политическая звезда Цицерона очень быстро померкла.

Ему не только не удалось удержаться в сенате и вообще в Риме из-за Цезаря , но и в принципе пришлось надолго покинуть политическую арену. Республика, которую он защищал, пала. Его политическая программа — единение сословий — полностью провалилась. Когда голос Цицерона вновь зазвучал громко, на сей раз против деспота Марка Антония против него оратор прочёл около 20 сильных речей , тот устранил его самым грубым образом: послал убийц.

Пожилому республиканцу и философу отрубили голову. Фульвия с головой Цицерона, фрагмент картины П. Правда, политические убийства не спасли Антония от печальной развязки — политического и военного поражения, а затем суицида. И если он остался в истории лишь как любовник Клеопатры , малоприятный политик и оппонент Октавиана , то Цицерон занял в ней куда большее место.

Только последние дают возможность словосочетанию выступать в роли единого члена предложения»[20. Тем не менее, нас в данной работе речевые стандарты интересуют, поскольку их использование в заголовках материалов сегодня популярно, актуально и, несомненно, выразительно. Лозунги, призывы по тем же причинам не могут быть отнесены к фразеологизмам. Приведем примеры: «Пролетарии всех стран, соединяйтесь! Максимов [20.

Соответственно и заголовки газет были похожи на лозунги, что отмечает М. Шостак [36. Сейчас журналисты стремятся к новизне, необычности, яркости, поэтому смело обыгрывают советские лозунги в заголовках статей. Оно означает короткий лозунг, призыв, выражающий какой-либо взгляд или представляющий рекламу товара» — рассказывает В. В современных заголовках часто можно встретить строчки из всеми нами знакомой рекламы.

Пословицы — «краткое народное изречение с назидательным содержанием, народный афоризм» — говорит словарь Ожегова [31. Поговорки — «краткое устойчивое выражение, преимущественно образное, не составляющее, в отличие от пословиц, законченного высказывания» [31. Таким образом, различие между пословицей и поговоркой в том, что первая выступает в речи обычно как самостоятельное суждение, а вторая — как фрагмент его и окончательное оформление получает лишь в контексте. Максимов отмечает [20. К фразеологизмам можно отнести лишь поговорки, тогда как пословицы, хотя и обладают устойчивостью и воспроизводимостью, ни семантически, ни синтаксически не являются целостным единством.

Однако нас интересуют и пословицы тоже, поскольку они часто появляются в заголовках современных газет. Особенность им придает то, что они, как правило, лишены экспрессивно-оценочных свойств, будучи обычно стилистически нейтральными …. Термины также используются в газетных заголовках особенно в деловых изданиях. Способы трансформации устойчивых выражений в газетных заголовках Фразеологизмы в неизмененной форме используются в заголовках редко, так как они у всех на слуху, в них нет ничего нового, необычного, а значит, они вряд ли могут привлечь внимание читателей. Однако наиболее популярно использование трансформированных фразеологизмов, крылатизмов, пословиц и др.

Авторы изменяют устойчивые выражения по-разному. Суздальцева и Л. Авторские вставки дают возможность уточнить ту ситуацию, конкретизировать то лицо, по отношению к которым использован фразеологизм или крылатое выражение. Например, «Именем мазута! Читателю сразу приходит на ум всем известная фраза «Именем закона вы арестованы!

Например: «Цирк уехал. Болельщики остались. В дураках». Бобунова в статье «Не вырубишь топором» на примере заголовков «Комсомольской правды» выделяет три типа авторского варьирования [5]: 1 — полное или частичное изменение лексического состава при сохранении общего значения фразеологизма Гранаты в мешке не утаишь; Гадание на хоккейной гуще; Бойтесь военных, дары привозящих; Хорошо там, где нас пока нет; Радиоглас божий ; 2 — частичное изменение состава фразеологизма, которое ведет к изменению его общего значения Против лома — есть приемы! На наш взгляд, наиболее разработанная и точная классификация способов трансформации фразеологизмов в газетных заголовках представлена доктором филологических наук Б.

Кривенко в статье «Фразеология и газетная речь» [16], который в свою очередь опирается на скользящую классификацию Телия В. Что такое фразеология? Исследования Б. Кривенко мы возьмем за основу и понаблюдаем какие из способов трансформации устойчивых выражений востребованы в газетах Удмуртии. С, Пушкина: «Я сам обманываться рад», о мобильных мошенниках.

Кто говорит? Данные заголовки очень удачно отражают содержание материалов и, в то же время, в тексте фразеологизму как бы возвращается прямое значение. В «модном словечке», часто используемом современной молодежью выделен один слог и добавлены всего две буквы «Р». И теперь заголовок как нельзя лучше отражает суть материала: речь идет об ижевской кошке- «фотомодели», которая снимается в рекламе, т. Она более разнообразна по своим приемам и может быть сведена к пяти основным типам: синтаксической, лексической трансформации, контаминации, фразеологической парономазии, стилистическим смешениям» [16.

Подзаголовок гласит: «В условиях сохранения спроса на ипотеку банки Удмуртии пересматривают кредитные портфели, а компании-застройщики внедряют альтернативные способы реализации жилья», т. Слово либо добавляется в устойчивое сочетание, либо, наоборот опускается. Чаще же происходит замена компонента фразеологизма» [16. На заголовок работает и ассоциация кино фильм и кинофестиваль , и название фестиваля «Завтра» хорошо вписывается в контекст. Заголовок хороший и точный, приходят на ум две ассоциации: во-первых, всем известно, что нефть — «черное золото», а во-вторых, был такой фильм «Золото Маккены».

Каким исходным источником вдохновился автор неизвестно, однако заголовок выбран лаконичный, понятный, хотя и не новый. Возникает ассоциация с «сухим законом» и она верна, поскольку в статье идет речь именно о борьбе с алкоголизмом. Миронова из фильма «Достояние республики». Всеми любимое поздравление «С новым годом! Волков вновь выдвинул свою кандидатуру на пост президента республики.

Когда жертва, взятая в заложники, вдруг начинает испытывать к своему мучителю теплые чувства». Ижевчане, говорится в тексте, по сути «пушечное мясо» в ежегодных коммунальных боях, вывод такой: нет у нас «стокгольмского синдрома», так как «мы равнодушны и с психикой у нас все в порядке». Всегда готов! Заголовок вызывает улыбку, напоминая наше советское пионерско-лозунговое прошлое. Исходное выражение вероятно «Маша-растеряша», «Машка-растеряшка», но данный вариант звучит очень органично.

Также в заголовках используется только часть устойчивого выражения, а вместо опущенной части добавляется другая, отражающая суть материала. Иногда трансформация осуществляется настолько, что от первоначального выражения остается одно слово или вообще ничего, однако по конструкции мы можем его угадать, и заголовок кажется нам знакомым и понятным. Из устойчивого выражения «казнить нельзя помиловать» причем запятую тоже можно поставить в двух местах и решить вопрос может только суд оставлено только одно слово «нельзя», однако по конструкции мы сразу узнаем о чем будет текст. Обычно иллюстрацией контаминации бывает речевая ошибка типа «Это играло решающее значение» играть роль и иметь значение Но контаминация может быть и ярким экспрессивным приемом как при линейном соединении, то есть когда следует один за другим два фразеологизма «Они битый час переваливали из пустого в порожнее» , так и при скрещивании, когда имеется общий элемент у двух устойчивых сочетаний «Стрелянного воробья на мякине не проведешь» — общий элемент «воробей», «Пробный камень за пазухой» — общий элемент «камень». Достаточно ярка и скрытая контаминация типа «Картошка и мундир», «Журавль в руках» и т.

К сожалению, контаминация в заголовках выбранных нами газет за период 2009года не представлена. Речь идет действительно о хоккее, поэтому использование в заголовке разновидность игры «хоккей с шайбой» целесообразно, слово «хоккей» по принципу паронимии заменено словом «окей», что также целесообразно, ведь у хоккея в Удмуртии все хорошо окей , об этом и повествует статья. Все верно: их яблоко раздора — молоко!

Извиняйтесь только за одно — за ваши постоянные извинения. А лучше с самого начала избегайте того, за что нужно будет просить прощения. Если действительно есть нечто, о чем вы сожалеете, просто скажите: «Я сожалею». Вы действительно уверены, что хорошо управляете своей мимикой? Большинству новичков только кажется, что это так. На самом деле контролировать мимику неподготовленному человеку нелегко. Лицевыми мышцами трудно управлять без тренировки, а загадочно-соблазнительный взгляд и широко раскрытые от страха глаза разделяют всего пара миллиметров, кардинально меняющих восприятие. Психологические исследования показали, что области глаз оратора публика уделяет в 10-15 раз больше внимания, чем любой другой части лица. Брови — главный элемент вашей мимики, они не только указывают на эмоции, но и управляют ими. Высоко поднятые брови — признак неуверенности и некомпетентности. Обращайте внимание на свои глаза и брови. Если они будут говорить то же, что и ваши слова, публика вас полюбит. Смеющиеся глаза и прямые брови — это как раз то, что нужно. Слушать вас приятно, публика уверена в вашей компетентности. Потренируйтесь перед зеркалом, запишите собственное выступление на видео и проанализируйте его. Определите эмоцию по выражению лица. Маска удивления брови приподняты, глаза расширены. Маска гнева брови нахмурены, губы сжаты, крылья носа раздуты. Маска смеха углы рта приподняты, глаза прищурены, рот приоткрыт, зубы обнажены. Мы слышим и понимаем отдельные слова прежде, чем понимаем все предложение целиком. Поэтому на значение отдельных слов мы реагируем быстрее и менее осознанно, чем на значение предложении. Вы поняли это высказывание. Помните: слова — это картинки в голове! Поэтому используйте только те слова, которые подкрепляют желаемую цель. Пусть до ушей слушателей долетает лишь то, что должно туда попасть. Если вы хотите создать позитивный настрой, тогда вместо «это не плохо», скажите «это хорошо». Создавайте позитивное настроение позитивными словами — ведь от настроения публики зависит очень многое! Подберите синонимы: лень, жадность, занудство, безвкусный, истеричный, лживый. Экономия энергии, бережливость, настойчивость, оригинальный, эмоциональный, дипломатичный. Пример: Приходит Лиса к Зайцу и просит написать характеристику на Осла. Тот недолго думая пишет: «Туп и упрям». Всем студентам известны лекторы-зануды. Бубнит такой преподаватель битый час, не замечая, что у слушателей давно уже закипели мозги и они полностью утратили нить повествования. Лучше информативной речи — только интересная речь! Добавьте в свою серьезную речь улыбку, разбавьте шутками, расскажите забавную историю. Людям нужно периодически отдыхать. Благодарная публика ответит вам благосклонностью и вниманием. Можно посмеяться и над собой, если вы допустили какую-то оплошность — слушатели воспримут это как признак вашей уверенности в себе и чувства собственного достоинства. Разумеется, никто не требует от вас, чтобы вы рассказывали анекдоты на траурном митинге. Но многие темы слишком важны, чтобы воспринимать их всерьез. Смех — это живительная среда для работы мозга. Высококлассные педагоги знают, что юмор и хорошее настроение только прибавляют желания учиться и делают процесс более эффективным. Смех помогает расслабиться и приводит к образованию в мозгу такой химической среды, в которой лучше происходит восприятие новой информации — это доказано нейропсихологами. Профессор: - Сейчас я продемонстрирую вам три степени раздражительности. Вот я беру телефон, набираю первый попавшийся номер и спрашиваю: - Алло! Васю можно? Здесь таких нет. Это была первая степень раздражительности. Вот вторая: - Алло!

Демосфен преодолел свои физические недостатки, довел ораторскую технику до совершенства и стал величайшим политическим оратором. Своим примером он подтвердил важнейший принцип ораторского искусства: оратором может стать практически каждый, если он не пожалеет для этого времени и труда. Вначале ХХ века на Кавказе, на берегу шумного Ориона, двенадцатилетний подросток произносил речи, набрав в рот камней. Подростка звали Владимир Маяковский. Итог древнеримскому периоду в развитии красноречия подвел в своих работах по теории ораторского искусства величайший мыслитель древности Аристотель 384-322г до н. Важнейший труд Аристотеля по теории красноречия — «Риторика» написанная около 330 году до н. Аристотель впервые дал научное обоснование ораторскому искусству, как особому виду человеческой деятельности. На протяжении многих столетий теоретики ораторского искусства придерживались взглядов и принципов Аристотеля, лишь развивая и перерабатывая их в той или иной степени. Ораторское искусство не погибло с падением Греции, ему было суждено возродиться и пережить свой второй «золотой век » в Римской рабовладельческой империи. Среди ораторов более выдающейся личностью был Марк Тулий Цицерон 106-43гг. Он вошел в историю мировой культуры, как блестящий оратор, видный государственный и политический деятель, философ, литератор. Будучи крупнейшим теоретиком ораторского искусства, Цицерон считал, что красноречие обладает исключительной силой воздействия, что оно необходимо в деле управления государством и что, следовательно, им должен владеть каждый вступивший на поприще общественной деятельности. Определяющим в ораторском искусстве Цицерон считал глубокое содержание. Перед оратором Цицерон всегда ставил 3 основные задачи: Доказать свое положение то есть продемонстрировать истинность приводимых фактов и аргументов; Доставить слушателю эстетическое удовольствие; Воздействовать на волю и поведения слушателей, побудить людей к активной деятельности. В период, когда римское общество переживало процесс экономического и духовного упадка, жил и творил величайший ритор Марк Фабий Квинтилиан 30 — 96г. Таким образом, уже в риторике древнего мира различаются все основные элементы теории ораторского искусства. Уже тогда определился «синтетический» характер ораторского мастерства, как сплав огромного труда, таланта, знаний и глубокой убежденности оратора. Уже тогда ораторское искусство стало средством убеждения, оружием политической борьбы, а великие ораторы были одновременно народными трибунами и государственными деятелями. Как правило, нормы письменной речи складываются раньше, чем устной. При формировании речевой нормы действуют как стихийные, так и сознательные процессы. Необходимо отметить, что языковые нормы изменяются под влиянием различных факторов и прежде всего — под влиянием изменений, происходящих в обществе. Очень быстро под влиянием диалектов и просторечия меняются орфоэпические нормы. Часто некоторое устаревшее произношение связывается с принадлежностью человека к какому-либо социальному слою. Так, в среде образованных людей XIX в. Так, в бытовой речи неуместны слова идентичный вместо одинаковый, таковой вместо этот, нежели вместо чем, ибо вместо потому что и т. По тому, как человек говорит, можно судить об уровне его духовного и интеллектуального развития, о его внутренней культуре. В обиходном значении культуру речи понимают часто как «красивую», содержащую изысканные слова и выражения речь. Иногда можно услышать: «Она так культурно отвечает» или «Он выражается некультурно». Однако это понятие более объемно и содержательно. Таким образом, выделяется два главных показателя, или критерия, культуры речи — правильность и коммуникативная целесообразность. Но этими критериями культура речи не ограничивается. Другими критериями культуры речи, определенными еще с древнейших времен, являются: точность, логичность, ясность и доступность, чистота, выразительность, разнообразие, эстетичность, уместность. Рассмотрим все критерии культуры речи более подробно. Первый аспект связан с истинностью речевого высказывания правда или ложь. Например, прочитанная ясным языком лекция по ядерной физике может быть доступной в основном для специалистов. Уместность тех или иных языковых средств зависит от контекста, ситуации, психологических характеристик личности собеседника. Из выше сказанного можно обозначить предпосылки ораторского успеха: Четко и правильно произносить каждый звук, акцентируя значимые слова.

Требования к поведению говорящего

Убеждение с помощью речи может быть действенным, если говорящий, его личность и поведение имеют определенные особенности. «Мы слушаем не речь, а человека, который говорит», — гласит риторика. «Говори, чтобы я мог узнать тебя», — сказал Сократ. В диалоге «Об ораторе» он дает подробную разработку вопроса об использовании юмора в красноречии (II, 216-289). Очень возможно, что Цицерон был первым теоретиком риторики, включившим обстоятельную трактовку этого вопроса в общую работу по риторике. Цитата из книги«Оратор» Марка Туллия Цицерона — «Итак, если кто захочет быть первым в красноречии, пусть он в гневных местах говорит напряженным».

Об ораторе / Три трактата об ораторском искусстве

  • Русский язык и культура речи. Тест для самопроверки
  • Отметьте верные высказывания в этимологических словарях представлены омонимы
  • Риторика 9 страница
  • Риторические приёмы Цицерона - YouTube

Цицерон - цитаты, фразы и афоризмы

Марк Цицерон обладал обширными знаниями в риторике и талантом красноречивости. Его книга «Три трактата об ораторском искусстве» популярна в современном мире, и теоретические выкладки из нее широко используют в сегодняшней риторике. Все силы и способности оратора служат выполнению следующих пяти задач: во-первых, он должен приискать содержание для своей речи; во-вторых, расположить найденное по порядку, взвесив и оценив каждый довод; в-третьих, облечь и украсить все это словами; в-четвертых. Из всех произведений Цицерона его сочинения об ораторском искусстве едва ли не более всего требуют в настоящее время нового научного издания. Причина этого — в состоянии рукописного предания этой группы сочинений Цицерона. О каком качестве публичного выступления говорит Цицерон: « кто захочет быть первым в красноречии, пусть он в гневных местах говорит напряженным голосом, в спокойных – мягким; низкий голос придаст ему важности, колеблющийся – трогательности»? ОРАТОРСКОЕ ИСКУССТВО – это способность, умение говорить красиво, убедительно, искусная речь, построенная на ораторских приемах, высокая степень мастерства публичного выступления.

Цицерон как теоретик и практик ораторского искусства

Одной из центральных тем в произведениях Цицерона является искусство красноречия, мощь и искусство которого, по его мнению, «в том должны проявляться чтобы или успокаивать, или возбуждать души слушателей». Несмотря на то, что "De Oratore" ("Об ораторе") является рассуждением о риторике, у Цицерона есть оригинальная идея вдохновить себя диалогами Платона, заменив улицы и площади Афин красивым садом загородной виллы знатного римского аристократа. Слова из выступления на пepвoм cъeздe xyдoжникoв и любитeлeй в Мocквe, 30 aпpeля 1894 гoдa, художника Ге Николая Николаевича (1831 – 1894). Затем Цицерон говорит, что в государстве есть все средства для приведения приговора в исполнение, нужно только решить, учитывая, что решение участи заговорщиков — это решение о жизни и смерти римского государства и всех граждан. О сервисе Прессе Авторские права Связаться с нами Авторам Рекламодателям Разработчикам. Искусство публичного выступления требует развития и совершенствования многих навыков, начиная с постановки голоса и заканчивая приемами психологического воздействия на публику.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий