Марти лютер

По тем временам это было событие выдающееся: 10 декабря 1520 года христианский богослов Мартин Лютер сжег папскую буллу.

Мартин Лютер глазами российского православного историка (Продолжая тему)

Урок по теме Мартин Лютер и его учение. Теоретические материалы и задания История, 7 класс. ЯКласс — онлайн-школа нового поколения. В этом 2017 году исполняется ровно 500 лет, с тех пор, этак Мартин Лютер в 1517 году приколотил на ворота церкви в Виттенберге свои знаменитые 95 тезисов, с чего и началась. 10 декабря 1520 года Мартин Лютер публично сжег папскую буллу «Exsurge Domine» с угрозой об отлучении его от церкви. Этим поступком он объявил борьбу с папским засильем. Мартин Лютер (1483 — 1546) родился в 1483 году, в городе Айслебен (Немецкая Саксония). Его растили в строгих правилах католической христианской веры. Сегодня этот документ известен как «95 тезисов», хотя его оригинальное название — «Диспут доктора Мартина Лютера, касающийся покаяния и индульгенций». Мартин Лютер: список лучших книг и информация об авторе. Библиография, рецензии, цитаты и отзывы о произведениях, интересные факты о жизни писателя и его творчестве.

Лютер, Мартин

Мартин Лютер родился в семье Ганса Лютера (1459—1530) — бывшего крестьянина, перебравшегося в Айслебен (Саксония) в надежде на лучшую жизнь. Старый противник реформатора Иероним Эмсер (Лютер прозвал его «козел Эмсер») сразу же после выхода Библии с явным злорадством указал ему на ряд ошибок в переводе. Немецкий христианский богослов. Ведущий переводчик Библии. Инициатор Реформации. Его именем названо одно из направлений протестантизма: Кл. Мартин Лютер (монашеское имя — Августин) родился в 1459 году в семье Ганса Лютера — крестьянина, перебравшегося в Айслебен (Саксония) в надежде на лучшую жизнь.

Мартин Лютер глазами российского православного историка (Продолжая тему)

Luther now declared that the papacy formed no part of the original and immutable essence of the Church. Desiring to remain on friendly terms with Luther, the pope made a final attempt to reach a peaceful resolution of the conflict with him. A conference with the papal chamberlain Karl von Miltitz at Altenburg in January 1519 led Luther to agree to remain silent as long as his opponents would, to write a humble letter to the pope, and to compose a treatise demonstrating his reverence for the Catholic Church. The letter was written but never sent, since it contained no retraction. In the German treatise he composed later, Luther, while recognizing purgatory, indulgences, and the invocation of the saints, denied all effect of indulgences on purgatory. In the course of this debate he denied the divine right of the papal office and authority, holding that the "power of the keys" had been given to the Church i. He denied that membership in the western Catholic Church under the pope was necessary to salvation, maintaining the validity of the eastern Greek Orthodox Church. After the debate, Johann Eck claimed that he had forced Luther to admit the similarity of his own doctrine to that of Jan Hus, who had been burned at the stake. Eck viewed this as corroborating his own claim that Luther was "the Saxon Hus" and an arch heretic.

These controversies necessarily led Luther to develop his theses further, and in his, he set forth the significance of the Eucharist that it is for the forgiveness of sins and the strengthening of faith for those who receive it, he advocated that a council be called to restore communion in both kinds for the laity. The Lutheran concept of the Church, wholly based on immediate relation to the Christ who gives himself in preaching and the sacraments, was already developed in his Von dem Papsttum zu Rom On the Papacy in Rome , a reply to the attack of the Franciscan Augustin von Alveld at Leipzig June 1520 ; while in his Sermon von guten Werken Sermon on Good Works , delivered in the spring of 1520, he controverted the Catholic doctrine of good works and works of supererogation, holding that the works of the believer are truly good in any secular calling vocation ordered of God. The treatises of 1520[ To the German Nobility[ ] The disputation at Leipzig 1519 brought Luther into contact with the humanists, particularly Melanchthon, Reuchlin, Erasmus, and associates of the knight Ulrich von Hutten, who, in turn, influenced the knight Franz von Sickingen. Von Sickingen and Silvester of Schauenburg wanted to place Luther under their protection by inviting him to their fortresses in the event that it would not be safe for him to remain in Saxony because of the threatened papal ban. Under these circumstances, complicated by the crisis then confronting the German nobles, Luther issued his To the Christian Nobility of the German Nation Aug. For the first time of many, Luther here publicly referred to the pope as the Antichrist. The reforms Luther proposed concerned not only points of doctrine but also ecclesiastical abuses: the diminution of the number of cardinals and demands of the papal court; the abolition of annates; the recognition of secular government; the renunciation of papal claims to temporal power; the abolition of the interdict and abuses connected with the ban ; the abolition of harmful pilgrimages; the reform of mendicant orders to eliminate wrongdoing; the elimination of the excessive number of holy days; the suppression of nunneries, beggary, and luxury; the reform of the universities; the abrogation of the clerical celibacy ; reunion with the Bohemians; and a general reform of public morality. The Babylonian Captivity[ ] Luther employed doctrinal polemics in his Prelude on the Babylonian Captivity of the Church, especially with regard to the sacraments.

With regard to the Eucharist, he advocated restoring the cup to the laity , called into question the dogma of Transubstantiation while affirming the real presence of the body and blood of Christ in the Eucharist, and rejected the teaching that the Eucharist was a sacrifice offered to God. With regard to Baptism , he taught that it brings justification only if conjoined with saving faith in the recipient; however, it remained the foundation of salvation even for those who might later fall and be reclaimed. As for penance , its essence consists in the words of promise absolution received by faith. Only these three can be regarded as sacraments because of their divine institution and the divine promises of salvation connected with them; but, strictly speaking, only Baptism and the Eucharist are sacraments, since only they have "divinely instituted visible sign[s]": water in Baptism and bread and wine in the Eucharist. The three works may be considered among the chief writings of Luther on the Reformation. The excommunication of Luther[ ] On June 15 , 1520, the Pope warned Martin Luther with the papal bull Exsurge Domine that he risked excommunication unless he recanted 41 points of doctrine culled from his writings within 60 days. In October 1520, at the instance of Miltitz, Luther sent his On the Freedom of a Christian to the pope, adding the significant phrase: "I submit to no laws of interpreting the word of God. Luther was summoned to renounce or reaffirm his views and was given an imperial guarantee of safe conduct to ensure his safe passage.

On April 16 , Luther appeared before the Diet. Johann Eck, an assistant of Archbishop of Trier, presented Luther with a table filled with copies of his writings. Eck asked Luther if the books were his and if he still believed what these works taught. Luther requested time to think about his answer. It was granted. Luther prayed, consulted with friends and mediators and presented himself before the Diet the next day. When the matter came before the Diet the next day, Counsellor Eck asked Luther to plainly answer the question: "Would Luther reject his books and the errors they contain? I cannot and will not recant anything, for to go against conscience is neither right nor safe.

I can do no other. God help me. Before a decision was reached, Luther left Worms. During his return to Wittenberg, he disappeared. The Emperor issued the Edict of Worms on May 25 , 1521 , declaring Martin Luther an outlaw and a heretic and banning his literature. Frederick the Wise arranged for Luther to be seized on his way from the Diet by a company of masked horsemen, who carried him to Wartburg Castle at Eisenach, where he stayed for about a year. During this period of forced sojourn in the world, Luther was still hard at work upon his celebrated translation of the New Testament , though he could not rely on the isolation of a monastery. In his "desert" or "Patmos" as he called it in his letters of the Wartburg, moreover, he began his translation of the Bible, of which the New Testament was printed in September 1522.

Here, too, besides other pamphlets, he prepared the first portion of his German postilla and his Von der Beichte Concerning Confession , in which he denied compulsory confession, although he admitted the wholesomeness of voluntary private confessions. He also wrote a polemic against Archbishop Albrecht, which forced him to desist from reopening the sale of indulgences; while in his attack on Jacobus Latomus he set forth his views on the relation of grace and the law, as well as on the nature of the grace communicated by Christ. Here he distinguished the objective grace of God to the sinner, who, believing, is justified by God because of the justice of Christ, from the saving grace dwelling within sinful man; while at the same time he emphasized the insufficiency of this "beginning of justification," as well as the persistence of sin after baptism and the sin still inherent in every good work. Although his stay at Wartburg kept Luther hidden from public view, Luther often received letters from his friends and allies asking for his views and advice. For example, Philipp Melanchthon wrote to him and asked how to answer the charge that the reformers neglected pilgrimages, fasts and other traditional forms of piety. Luther replied on August 1 , 1521 : "If you are a preacher of mercy, do not preach an imaginary but the true mercy. If the mercy is true, you must therefore bear the true, not an imaginary sin. God does not save those who are only imaginary sinners.

Be a sinner, and let your sins be strong, but let your trust in Christ be stronger, and rejoice in Christ who is the victor over sin, death, and the world. We will commit sins while we are here, for this life is not a place where justice resides. We, however, says Peter 2 Peter 3:13 are looking forward to a new heaven and a new earth where justice will reign".

Лютер принял вызов. Диспут происходил в Лейпциге, в присутствии многих знатных лиц, профессоров разных университетов и касался папской власти, чистилища и отпущения грехов.

Каждая сторона приписывала себе победу, и спорщики разошлись еще большими врагами. После этого Экк выхлопотал в Риме папскую буллу, которая повелевала сочинения Лютера сжечь, как еретические, а самому автору грозила проклятием, если он не покается. Булла эта прибивалась к стенам домов, и в некоторых городах действительно сочинения Лютера были сожжены. Но в Лейпциге папскую буллу закидали грязью. А в Виттенберге Лютер в сопровождении профессоров и студентов вышел за город и сжег на костре папскую буллу с некоторыми книгами канонического церковного права 1520.

Таким поступком он торжественно отделился от Католической церкви. Когда Карл V был избран императором Священной Римской империи , он созвал имперский сейм в городе Вормсе 1521 , где было предложено заняться делом Лютера. Молодой император потребовал его на сейм и выдал ему охранную грамоту. Друзья Лютера не советовали ему ехать, напоминая об участи Яна Гуса. Но Лютер поехал.

В Вормсе толпы народа ждали Лютера. Когда он в первый раз явился перед императором и его блестящей свитой, Лютер был бледен и смущен. На вопрос, остается ли он при том же мнении, которое содержится в его сочинениях, или отрекается от него, он попросил время для размышления. Ему дали подумать до следующего дня. На другой день Лютер смело отвечал на вопросы и твердо объявил, что остается при своем мнении до тех пор, пока ему не докажут противного самим Священным Писанием.

Вопреки желаниям ревностных католиков, император не нарушил своей охранной грамоты и отпустил Лютера из Вормса, однако издал эдикт, которым Лютер и его последователи объявлялись еретиками.

Декабрь — «О порабощенной воле». Лютер принимает участие в Марбургской конференции, проводимой совместно со сторонниками Цвингли. Конференция протестантских земель в Швабахе. Болезнь Лютера и его возвращение в Виттенберг. Альбом «Образ папства» с иллюстрациями Лукаса Кранаха.

Именно там он впервые столкнулся и увидел воочию развращённость римско-католического клира. В 1512 году он получил степень доктора богословия. После этого Лютер занял должность профессора теологии вместо Штаупитца. Лютер постоянно ощущал себя в состоянии подвешенности и невероятной слабости по отношению к Богу, и эти переживания играли значительную роль в формировании его взглядов.

В 1509 году Лютер читал курс о «Сентенциях» Петра Ломбардского, в 1513—1515 годах — о псалмах, 1515—1516 годах — о послании к Римлянам, в 1516—1518 годах — о посланиях к Галатам и к Евреям. Лютер кропотливо изучал Библию, а помимо своих обязанностей преподавателя он являлся смотрителем 11 монастырей и проповедовал в церкви. Лютер говорил, что он постоянно пребывает в состоянии ощущения греха. После сильного кризиса Лютер открыл для себя иную интерпретацию посланий св.

Он писал: «Я понял, что божественную праведность мы получаем последствием самой веры в Бога и благодаря ей, тем самым милостивый Господь оправдывает нас последствием самой веры». При этой мысли Лютер, как он сказал, почувствовал, что он родился вновь и через открытые врата вступил в рай. Представление о том, что оправдание верующий получает благодаря своей вере в милость Бога, Лютер разработал в 1515—1519 годах. В Иене Лютер неоднократно появлялся в Иене.

Известно, что в марте 1532 года он инкогнито останавливался в гостинице «Чёрный медведь». Через два года он проповедовал в городской церкви св. Михаила против убеждённых противников реформации. После основания «Салана» в 1537 году, ставшего впоследствии университетом, Лютер получил здесь широкие возможности для проповеди и призывов к обновлению церкви.

Последователь Лютера Георг Рёрер 1492-1557 при своих посещениях Университета и библиотеки занимался редактированием трудов Лютера. В результате была издана «Иенская библия Лютера», находящаяся в настоящее время в музее города.

Журнал «ПАРТНЕР»

В 1537 году Лютер пережил период, который он впоследствии называл «болезнью духа». Две недели он находился в таком состоянии, что не мог ни есть, ни пить. Лютер признавался, что Бог стал казаться ему врагом: «Невозможно разобраться, дьявол ли Бог или Бог — это дьявол». Отец Реформации видел сатану, являвшегося ему то в виде пылающего факела, блуждающего во мраке ночи, то огромной чёрной свиньёй, бродящей под его окнами. Таковы были труды и дни отца Реформации. Смерть «евангелиста» была ужасной.

В ночь с 17 на 18 февраля 1546 года Лютер после весьма плотного ужина в самом весёлом расположении духа отправился спать. Среди ночи он проснулся, охваченный безотчётным страхом. Когда утром слуга вошёл в спальню, чтобы одеть хозяина, он увидел его труп: Мартин Лютер повесился. Об этом в конце концов стало известно со слов слуг покончившего с собой. Иоганн Кохлей в том же 1546 году издал книгу, в которой цитировал рассказы прислуги из дома главного реформатора.

В 1592 году обстоятельства смерти Лютера подтвердились: в Кёльне была издана книга Томаса Боцко, священника-ораторианца, исповедовавшего одного из слуг — очевидца смерти Лютера. События той ночи так потрясли беднягу, что он бежал из протестантской Германии в католический Рим. В 1606 году рассказ слуги ещё раз был напечатан — в Антверпене. После смерти Лютера и пышных похорон «евангелиста» в Виттенберге Меланхтон — идейный руководитель «пророка» — возвестил в панегирике усопшему: «Нечеловеческая проницательность открыла ему глаза на истину о прощении грехов и спасении одной верой! Этого человека вдохновлял сам Бог, а потому и учение его от Бога.

Ушёл от нас возничий колесницы Израилевой...

И Лютер старался верить этому: ведь он исполнял закон с величайшей строгостью, а сколько тысяч людей обрели душевный покой в этом сознании! Но увы! Его душа по-прежнему была полна смятения. До пострижения Лютер был убежден, что в монашеском звании нет искушений, что за стенами монастыря дьявол бессилен. А между тем оказывалось, что искушения осаждают слабого человека и в святой обители, что дьявол и тут ставит человеку ловушки.

Эта мысль, что монашество не избавляет человека от греховных вожделений, мучила его невыразимо. Он считал себя погибшим, когда чувствовал в себе плотское желание, гнев, ненависть, зависть. Тогда он прибегал ко всем обычным средствам самоистязания, исповедовался каждый день; но ничто не помогало — плотские вожделения возвращались снова. И он стал отчаиваться в своем спасении. Но самая ужасная мысль, превращавшая его внутренний мир в настоящий ад, была та что он, может быть, принадлежит к числу тех осужденных, которым, по учению святого Августина о предопределении, не помогут никакие добрые дела. Эта мысль доводила его иногда до того, что он чувствовал ненависть к Богу, ибо «кто может любить Бога, который гневается, судит и осуждает?

Конечно, выдавались и отрадные минуты успокоения, но они были непродолжительны, сменяясь страшными картинами гнева Божия: «И днем, и ночью меня смущал внутренний голос: кто знает, угодны ли подвиги твои Господу? Смутное чувство толкало его к Библии. Но и в ней он не находил света, потому что на глазах его лежала тройная повязка. Первая заключалась в его уверенности, что одно лишь соблюдение закона делает человека святым. Поэтому все утешительные изречения вроде того, что «Господь не хочет смерти грешника», оставались для него непонятными, когда он противопоставлял им ужасные слова: «Я Господь Бог твой — Бог ревнитель». Вторая повязка заключалась в его фанатической приверженности к папству и всей церковной традиции.

Когда однажды в монастырской библиотеке ему попался том проповедей Гуса и он из любопытства заглянул в него, то его страшно поразило, что еретик мог так по-христиански толковать Священное Писание. Но вспомнив, что Гус осужден, Лютер поспешил захлопнуть книгу. Ему казалось, что если он даже только подумает доброжелательно о еретике, то «стены должны почернеть, а солнце померкнуть». С такой повязкой на глазах Лютер, читая Писание, конечно, видел в нем лишь то, что подсказывала церковь. Но важнее всего было то, что он не обращал внимания на самый латинский текст, а постоянно руководствовался приложенными к нему комментариями. В то же время Лютер продолжал читать и схоластических богословов.

Читал он и сочинения Жерсона и Вильгельма Оккама, восстававших против всемогущества папы; но их довольно свободные взгляды на церковь пока не привлекали его внимания. Его интересовали лишь практически-религиозные вопросы, а их-то ни один из названных мыслителей не мог разрешить ему. Через два года после поступления в монастырь Лютер получил сан священника; 2 мая 1507 года он в первый раз служил литургию. По этому-то случаю старик Лютер и примирился с сыном и даже лично приехал на торжество. С трепетом приступил Лютер к алтарю. Когда во время богослужения он дошел до известных слов католической мессы: «Приношу Тебе, Богу вечному и живому, сию жертву», то почувствовал Дрожь во всем теле и отступил бы от алтаря, если б его не удержали присутствующие, «ибо, — думал он, — кто может предстать перед величием Господа без посредника?

Как могу я беседовать с Богом, когда люди боятся предстать и перед земным царем? Здоровье Лютера сильно расстроилось. Раз его нашли в келье в глубоком обмороке, и только звуки музыки привели его в чувство. В обращении с товарищами он стал раздражителен, нетерпим. Его не любили, хотя не могли не уважать. Самая наружность его внушала одновременно и страх, и уважение.

Монах с бледным изможденным лицом, на котором отпечатлелось внутреннее страдание, с мрачным взглядом глубоких сверкающих глаз обращал на себя общее внимание. Еще в 1518 году, когда Лютер обрел уже душевное спокойствие, кардинал Каетан говорил про него: «Я едва мог смотреть этому человеку в глаза: они сверкали таким дьявольским огнем». В монастыре действительно многие думали, что он одержим бесовской силой. Один из его биографов-современников рассказывает, что однажды за обедней, во время чтения Евангелия об изгнании беса из глухонемого, Лютер пал на землю с восклицанием: «Не я! Что же, однако, спасло Лютера, что сделало из этого робкого, истерзанного сомнениями монаха того уверенного в себе, мощного бойца, который не побоялся восстать против величайших, веками освященных авторитетов? Конечно, главным образом Лютер был обязан своим спасением собственной здоровой натуре, которая в конце концов должна была найти выход из пучины сомнений.

Но сам он приписывал начало своего исцеления чудесной силе, с какой подействовали на него слова простого старого монаха в его монастыре. Член апостольского символа: «верую в отпущение грехов», был для него до сих пор страшной загадкой. Но вот однажды он слышит от монаха, что христианин должен понимать эти слова не в общем смысле, веруя вообще в возможность отпущения грехов тому или другому человеку, а в таком, что отпущение дается всем и каждому и дастся ему самому тогда и настолько, когда и насколько он будет веровать в него. Эти простые слова бесхитростного старика произвели на Лютера сильное впечатление, но еще большее влияние оказало на него сближение с генеральным викарием его ордена, Штаупицем. Этот мягкий высокообразованный человек, который, по словам Лютера, «первый возжег в мраке его сердца свет Евангелия», был врагом схоластики и по своим религиозным воззрениям являлся отчасти последователем мистиков, отдававших внутреннему настроению преимущество пред внешними делами, отчасти учеником святого Августина, говорившего об оправдании через Божью благодать. К Священному Писанию он питал глубокое уважение и старался ввести его изучение в монастырях, ему подчиненных.

Штаупиц ясно сознавал испорченность римской церкви, хотя по мягкости натуры и не думал выступать в роли реформатора. Объезжая монастыри своего ордена, он приехал и в Эрфурт — неизвестно, в котором году. Как знаток человеческого сердца, он тотчас же обратил внимание на бледного молодого монаха, который своей наружностью и поведением резко выделялся из окружающей среды. Он заставил его разговориться и горячо заинтересовался им. С тех пор между этими столь несходными людьми завязались короткие отношения и лично и письменно, не прекращавшиеся почти до самой смерти Штаупица. Лютер никогда не забывал, чем он обязан этому наставнику, которого называл своим духовным отцом, и до самой его смерти, несмотря на возникшие между ними впоследствии разногласия в мнениях, относился к нему с искренней любовью.

И действительно, Штаупиц имел на него самое благотворное влияние. Он старался успокоить запуганную совесть молодого монаха, отвлечь его внимание от вечных помышлений о мнимых грехах и постоянно указывал ему на любовь к Господу, отдавшему Своего Сына в жертву за людей, как на единственный и несомненный источник спасения. Таким образом, приблизительно с 1508 года начинается поворот в богословских представлениях Лютера. До сих пор он разделял все крайности воззрений схоластиков, а так как схоластика в большинстве своих представителей пришла к убеждению, что человек может достигнуть единения с Богом в духовном совершенстве без посредствующего действия благодати, при помощи собственных лишь сил, то и Лютер во всей полноте разделял это убеждение. Но собственная неудовлетворенность, с одной стороны, и влияние Штаупица — с другой, сильно пошатнули это убеждение, а чтение Библии под новым углом зрения довершило дело. Теперь, читая Священное Писание , Лютер с особенным вниманием останавливается на таких изречениях, в которых Христос называется Всемирным Ходатаем, а вера — единственным средством примирения с Богом.

Особенно, по его словам, поразило его изречение пророка Аввакума: «Праведный от веры жив будет», которое он истолковал в том смысле, что праведный и есть человек, оправданный пред Богом своей верой. Конечно, Лютер в данное время был еще очень далек от своих позднейших религиозных представлений, сделавших из него реформатора. И вообще трудно определить, сколько времени продолжался этот внутренний процесс. По всей вероятности, борьба была продолжительна, тем более что Лютер продолжал еще изучать схоластику, привлекавшую его тем, что в ней все было так стройно, тогда как в учении Штаупица многое было непонятно и недостаточно обосновано. Однако благодаря новому направлению, которое приняли его мысли, в душе его мало-помалу водворяется покой. Он работает с новым жаром, проверяет свои прежние выводы, и каждый шаг на новом пути ведет его к большей ясности, усмиряет прежнюю тревогу.

Он не старается больше взять приступом небо и возлагает все свои упования на благодать Творца. Но он еще долго не сознает всех логических последствий нового принципа; не сознает, что с той минуты, как религия становится чисто личным делом между Богом и верующей душой, рушится все здание католической церкви. Идея об оправдании верой не мешает ему еще долго оставаться таким же ярым поклонником папы и верным сыном церкви, каким он был в момент поступления в монастырь. В ноябре 1508 года во внешнем положении Лютера произошла значительная перемена. По рекомендации Штаупица он был приглашен курфюрстом Саксонским, Фридрихом Мудрым 8 , в качестве преподавателя в недавно основанный им Виттенбергский университет. Здесь Лютер вначале должен был читать лекции об Аристотелевой диалектике и физике, но занятия философией были ему не по душе.

Его по-прежнему влекло лишь к науке, исследующей сущность всех вещей, — к теологии. Уже с марта 1509 года он был утвержден библейским бакалавром, то есть получил первую учено-богословскую степень и с нею право читать лекции о некоторых книгах Священного Писания. Впрочем, его профессорская деятельность продолжалась на этот раз недолго: его скоро отозвали по орденским делам в Эрфурт, а в 1511 году по тем же делам послали в Рим. Подробности этого путешествия мало известны. Единственный источник — воспоминания самого Лютера, рассеянные в разных сочинениях, в особенности в «Застольных речах». Но воспоминания, записанные в позднейшее время, вряд ли могут дать вполне верное представление о первоначальных впечатлениях Лютера.

Они все окрашены мрачным оттенком его позднейших пристрастных суждений обо всем, что имеет какое-нибудь отношение к Риму. На человека с воображением Рим, как безгласный свидетель многовекового славного прошлого, и в настоящее время производит сильное, граничащее с благоговением впечатление. Как же он должен был поразить путешественника, проникнутого высшим религиозным одушевлением? И действительно, даже в позднейших воспоминаниях Лютера о Риме, проникнутых горечью и негодованием, еще звучат отголоски его тогдашних благочестивых восторгов. Он сам рассказывает, что, когда пред ним засверкали священные купола храмов Вечного города, он пал ниц, поднял руки к небу и воскликнул с умилением: «Приветствую тебя, священный Рим, трижды священный от крови мучеников, здесь пролитой! По его собственным словам, он так усердно пользовался своим правом священнослужения, что «ему почти приходилось жалеть, что отец и мать его оставались в живых, так как он охотно избавил бы их от чистилища своими молитвами».

Он посетил все церкви и пещеры, прикладывался ко всем мощам. Но самое сильное впечатление произвела на Лютера базилика Святого Петра, как олицетворение здания церкви Христовой. На коленях поднялся он по лестнице, ведущей к храму, для получения назначенного за этот подвиг отпущения грехов. Таковы были чувства и настроение Лютера по приезде в Рим, настроение и чувства пламенного католика и монаха. Но именно эта поездка, на которую он раньше возлагал столько надежд, должна была в значительной степени охладить его слепое поклонение папе. Уже при самом вступлении на почву Италии его поразил контраст между немецкой религиозностью и индифферентизмом, даже неверием итальянцев.

Он был возмущен кощунством, с которым итальянские монахи нарушали церковные постановления о посте. Лютер явился в столицу христианского мира со всем религиозным одушевлением немца, с глубокой верой в святость служителей западной церкви, но его ждало полное разочарование. Он с ужасом вспоминает впоследствии о виденном им нечестии римлян, об алчности и разврате духовенства и передает пословицу, бывшую тогда в ходу, что если есть ад под землей, то Рим построен на его сводах. И что было для него всего ужаснее — всей этой грязью, всеми этими чудовищными пороками, о которых он боится распространяться из опасения осквернить слух своих соотечественников, было запятнано не только низшее духовенство, но в еще большей степени высшие сановники духовной иерархии, сам папа. На такого слепого обожателя папства, каким был до сих пор Лютер, римские впечатления должны были подействовать убийственно отрезвляюще. Недаром он говорил впоследствии, когда отрешился от связывавших его у; традиции, что не взял бы и ста тысяч талеров за свою поездку в Рим которая ему открыла глаза.

Тем не менее мы сильно преувеличим значение этого путешествия, если вообразим, что оно-то и произвело переворот в убеждениях Лютера, сделало его из горячего приверженца папства его страстным врагом. Как ни потрясло Лютера все виденное и слышанное в Риме, оно все-таки не поколебало его основных воззрений; ненависть и презрение, которые вызывали в нем недостойные служители церкви, только усиливали его сострадание к самой церкви. Его позднейшее враждебное отношение к ней произошло не от разочарования в лицах, а от изменившегося взгляда на самые коренные начала религии. Еще в продолжение многих лет после этого путешествия мы замечаем в Лютере то же строго церковное отношение к верховному авторитету тогдашнего христианства, которое он усвоил себе с юношеских лет, и даже в 1517—1518 годах он еще делает строгое различие между папством, в лице данного его представителя, и первоначальным призванием папы как главы католической церкви. Зато впоследствии все эти римские впечатления, в которых Лютер в свое время боялся даже разбираться, должны были ожить в его памяти с новой силой и послужить материалом для тех пламенных обличений Рима, которые, находя отклик в общественном мнении, нанесли столь тяжкий удар могуществу церкви. Одно только ясно осознанное чувство вынес он из этого путешествия — нерасположение доброго немца к итальянцам.

Его национальная гордость возмущалась пренебрежением, которое последние открыто выказывали немцам. В Риме Лютер слышал хвастливые речи монахов, утверждавших, что папский мизинец сильнее всех немецких властителей, взятых в совокупности; слышал обидные клички, даваемые добродушным, но неповоротливым его соотечественникам. Он уловил отличительные свойства итальянского характера; коварство, интриги, двоедушие итальянцев, обилие красивых лицемерных фраз, внешний лоск и мягкость, под которыми часто скрывалась внутренняя пустота и бессодержательность, — все это внушало и негодование, и отвращение прямодушному тюрингенскому крестьянину. Можно сказать, что в Италии Лютер научился ненавидеть Италию. С римской поездки до 1512 года не сохранилось о Лютере почти никаких известий; но в 1512 году в жизни его совершилось новое знаменательное событие. Он получил степень доктора богословия с правом толкования Библии.

В этом опять-таки сказалось влияние Штаупица, возлагавшего на него большие надежды. Сам Лютер очень неохотно принял новое звание, боясь великой ответственности, связанной с ним, но в конце концов должен был уступить настояниям Штаупица. Важность этого события заключается в том, что докторская степень положила начало общению Лютера с народом. Он вступил теперь на поприще, для которого обладал исключительными дарованиями. Сначала он сам не знал, какими обладает способностями, и в первые годы всегда со страхом всходил на кафедру. Но постепенно он преодолел эту робость, вынесенную еще из родительского дома, и тогда-то проявилась во всей силе мощь его таланта, его умение владеть словом.

Помимо проповедей в монастыре и лекций в университете Лютер стал еще проповедовать и для народа, так как в 1516 году назначен был проповедником в соборной Виттенбергской церкви. И успех его на этом поприще был громадный. Когда он проповедовал, церковь переполнялась народом; его слушали затаив дыхание. Необходимо, впрочем, заметить, что Лютер действовал на толпу не ораторскими приемами, не новизной учения, а главным образом своей искренностью и теплотой, благодаря которым слова его шли прямо к сердцу слушателей. Не меньшим успехом Лютер пользовался и на университетской кафедре. И тут он пока не заявлял о себе особенной новизной взглядов.

Он и сам еще продолжал учиться, изучал Библию , не довольствуясь уже латинским текстом, а прибегая к оригиналу, для чего ему пришлось серьезно заняться греческим и еврейским языками, и результатами своих исследований делился со слушателями. Одно только было для него уже и тогда вполне ясно и несомненно — это идея об оправдывающем значении веры, чему он находил теперь подтверждение на каждом шагу. Вот почему он с особенной любовью изучал ту часть Нового Завета, где говорится о значении веры с особенной выразительностью, именно Послание к Римлянам, которое и пояснял в своих чтениях наряду с другими посланиями апостола Павла и Псалмами. Но вообще в университетских лекциях Лютера, насколько можно судить по дошедшим до нас отрывкам, выражается еще чисто правоверный, то есть католический, взгляд на церковь. Хотя он и замечал ее испорченность, но твердо верил, что она в лице своего высшего представителя — папы с любовью примет и оценит всякое благородное усилие вернуть ее к первоначальной чистоте. Более решительна была его борьба со схоластикой.

Лютер не мог примириться с тем, что христианская истина, при схоластической системе преподавания, доказывается не из ее первоначального источника — Священного Писания , а на основании философии языческого мудреца Аристотеля, с помощью всевозможных диалектических ухищрений. Его лекции были полны нападок на Аристотеля и схоластиков и находили себе отклик не только в сердцах молодежи, но и многих профессоров, которые постепенно примыкали к нему и начинали знакомиться со Священным Писанием. В этом стремлении к преобразованию системы преподавания Лютер является отчасти союзником гуманистов. Во время спора Рейхлина с кельнцами он открыто принимает сторону первого. Но образ действий гуманистов, подвергших в «Письмах темных людей» жестокому осмеянию схоластиков и невежественных монахов, ему не понравился: по его мнению, насмешки и ругательства ни к чему не ведут. По той же причине он был недоволен и Эразмом Роттердамским, так как он хотя и уличает монахов и священников в невежестве, но мало говорит об учении Христа.

Таким образом, вся деятельность Лютера за этот период имеет более положительный, чем отрицательный характер. Он только старается поставить на первое место авторитет Писания и передать своим слушателям те утешения веры, которые вернули покой его собственной душе. Даже борьба со схоластикой вряд ли могла иметь какие-нибудь выдающиеся последствия, по крайней мере непосредственно, так как для массы она была лишь спором между учеными. Еще менее опасности для церкви представляла деятельность Лютера как проповедника. Идея о спасении верой, об оправдывающем действии благодати высказывалась, как мы уже видели, и до Лютера, а между тем, несмотря на это течение в церкви, рядом с ним все сильнее развивалась система противоположная, в результате которой истинное религиозное чувство выродилось в массе в чисто формальное внешнее благочестие. Если бы Лютер остался на этой теоретической почве, то из него никогда бы не вышел тот реформатор, который вывел церковь на новый путь.

И действительно, великое дело реформы началось не от серьезного догматического спора, а от одного, по-видимому, довольно незначительного вопроса церковной практики — вопроса об индульгенциях. Это сейчас выяснится. Разрыв с Римом Теория индульгенций. Индульгенция состояла первоначально в отпущении церковной епитимий, с согласия всех членов общины. Эту епитимию, заключавшуюся в бичевании, путешествии к святым местам и т. Следовательно, индульгенция касалась только внешней части покаяния, но не освобождала от грехов; для отпущения последних служило таинство покаяния, в котором верующий и раскаявшийся грешник разрешался от греха самим Богом, устами священника.

Однако с течением времени в западной церкви индульгенция перешла и на самое разрешение грехов. А так как духовенство хотело обратить ее в особенную для себя привилегию, то в силу теории, созданной главным образом великим систематиком западной церкви Фомой Аквинским, в основу индульгенции была положена совершенно другая идея — именно идея о преизобилующей заслуге Христа и святых. Христос, — учила церковь , — принес большую, чем нужно было, жертву правосудию Божию; одной капли пречистой крови Его было бы достаточно для очищения грехов всего рода человеческого; все же остальное, вместе с заслугами праведников, также совершивших более требуемого, откладывается главою церкви в виде особого капитала или запаса, который в случае нужды обращается в частную пользу немощного члена церкви, восполняя недостаток его добрых дел и заглаживая грехи его соответствующим количеством чужих заслуг. Но так как уже в крови Христовой запас бесконечно велик, то ни количество, ни срок раздаваемых отпущений никогда не могут его истощить. Папа один имеет право распоряжаться этими сокровищами, как полной собственностью церкви. Со стороны получающего не требуется даже веры в действительность отпущения, потому что разрешительная благодать сообщается ему независимо от его личного достоинства.

Правда, требовалось сокрушение сердца, то есть желание получить индульгенцию, и предварительная исповедь, но продавцы разрешительных грамот не особенно настаивали на этом пункте. С XIV века начинаются особенные злоупотребления отпущением грехов под покровом всемирных юбилеев. Папа Бонифаций VIII, назначив столетний юбилей в 1300 году, обещал полное прощение грехов всем христианам, которые в этом году посетят всемирную столицу с обязанностью совершить в ней разные подвиги благочестия. Конечно, богатые подаяния стекались этим путем в папскую казну, но они предоставлены были личному усердию паломников. В 1350 году Климент VI, рассудив, что предшественник его слишком мало позаботился о потомстве, сократил срок юбилея на целых 50 лет. А преемники его уже с большей смелостью шли по этому пути и «из любви к христианству» сократили юбилейный срок на четверть столетия, а потом и еще больше.

Так, вслед за юбилеем 1470 года были назначены юбилеи в 1475, 1489, 1500, 1509, 1517 годах. Но огромные суммы, стекавшиеся этим путем в римскую курию, с удивительной скоростью поглощались безумной расточительностью наместников святого Петра. Массовые отпущения оказывались недостаточными. И вот от лица папы, за собственной печатью его, стали исходить буллы, утверждавшие за известными храмами и монастырями право частной продажи индульгенций. В начале XV века Германия сделалась главной жертвой римской эксплуатации. Здесь папы прямо отдавали на откуп сокровища церкви высшим сановникам иерархии, которые и делились с ними сборами.

Комиссары эти в свою очередь на тех же условиях нанимали субкомиссаров, большей частью купцов, торговавших, таким образом, грехами человечества. Иннокентий VIII присвоил себе даже право выводить из чистилища души умерших грешников. Из всех народов Европы немцы, благодаря своей религиозности и простодушию, особенно легко попадались на эту удочку. Несмотря на правительственное противодействие периодическому разорению народа, несмотря на частые опровержения этой теории многими учеными, она действовала с беспрерывно возрастающей силой. В 1508 году Юлий II открыл для римского престола новый источник доходов известной буллой, обещавшей полное отпущение грехов за пожертвование чего-либо для постройки базилики Святого Петра. Его преемник Лев X продолжал его дело.

Этот папа, из знаменитого дома Медичи, был в высшей степени образованным человеком, но лишенным всякого нравственного чувства. К религии он относился совершенно индифферентно, признавая ее необходимой только для массы, как средство держать последнюю в повиновении, и все свое время проводил в кругу гуманистов, художников и литераторов, совершенно пренебрегая своими пастырскими обязанностями. Чтобы докончить постройку базилики Святого Петра, которую он желал сделать восьмым чудом света, он издал в 1517 году буллу о всеобщем прощении грехов. Единственным средством для борьбы с подобными злоупотреблениями могла быть сильная центральная власть, но в Германии ее не было. Император должен был из политических соображений потворствовать папе; курфюрст и архиепископ Майнцский и Магдебургский, примас глава церкви Германии Альбрехт Бранденбургский, бывший, подобно Льву X, гуманистом и покровителем наук и искусств, даже сам предложил свои услуги в качестве главного комиссара по продаже индульгенций в своей епархии. Альбрехт, конечно, соединял с этой операцией свои личные выгоды: не имея средств заплатить за свой архиепископский паллий 30 000 гульденов, он принужден был сделать заем у богатого банкирского дома Фуггеров во Фрункфурте.

Этот долг он и надеялся уплатить вырученными от продажи индульгенций деньгами. С этой целью он пригласил для проповеди и продажи отпущений доминиканца Тецеля, человека с сомнительной репутацией, но с несомненным ораторским дарованием. Тецель избрал ареной своей деятельности Лейпциг и его окрестности. В пламенных выражениях он восхвалял народу чудодейственную силу своего товара; у него была особая такса для каждого преступления: 7 червонцев для простого убийства, 10 — для убийства родителей, 9 — за святотатство и т. Тецеля принимали с великим почетом во всех городах. Мужчины и женщины, богатые и бедные сбегались к нему за разрешительными грамотами; даже нищие приносили свои последние гроши, чтобы смыть свои грехи и избавить души близких от мук чистилища.

Несметные суммы стекались таким образом в ящик ловкого продавца. Люди более развитые негодовали, но никто не осмеливался громко протестовать против вопиющего злоупотребления. Университет, духовные власти, магистраты оставались безгласны. И вот, среди этого позорного молчания, в невзрачной церкви небольшого немецкого городка вдруг раздался обличительный голос, пронесшийся с неслыханной силой по всему католическому миру. Уже при первом появлении Тецеля Лютер в разговорах с близкими выражал свое негодование по поводу этого возмутительного торга человеческими грехами, но высказываться публично о подобном вопросе он считал себя непризванным. Для этого понадобилось, чтобы Тецель, так сказать, вторгся в его собственные владения.

Правда, курфюрст Саксонский, нисколько не сомневавшийся в действительности индульгенций, но только не желавший выпускать из своей страны деньги, запретил Тецелю продажу индульгенций в Саксонии, и тот, таким образом, должен был остаться на земле своего патрона, архиепископа Магдебургского. Но он приближался к Саксонии насколько мог и летом 1517 года появился в Ютербоке, в 4 милях от Виттенберга. Тогда только, видя, что собственные его прихожане начинают бегать к Тецелю за покупкой индульгенций, Лютер счел своим долгом протестовать и в своих проповедях стал доказывать народу, что отпущение грехов дается только людям, искренно раскаявшимся и живущим согласно заповедям Божиим, и что лучше давать деньги нищим, чем платить за индульгенцию. Когда первые опыты оказались безуспешными, он решился довести дело до сведения своего непосредственного начальства.

То, что он узнал из данной книги перевернуло его мировоззрение. В результате в возрасте 22 лет Мартин Лютер поступил в августинский монастырь, несмотря на протесты отца. Одной из причин такого поступка была скоропостижная смерть его близкого друга, а также осознание своей греховности. Жизнь при монастыре В монастыре Лютер прислуживал старшим священнослужителям, заводил часы на башне, подметал двор и выполнял другую работу. Любопытно, что иногда монахи посылали его просить милостыню в город. Это делалось для того, чтобы парня пропало чувство гордыни и тщеславия. Мартин не смел ослушаться своих наставников, примерно исполняя все поручения. Одновременно с этим он был крайне умерен в пище, одежде и отдыхе. Примерно через год он принял монашеский обед, а еще через год был посвящен в священнослужители, став братом Августином. Монах Августин Мартин Лютер В 1508 г. Лютера отправили преподавать в Виттенбергский университет, где он с энтузиазмом исследовал труды блаженного Августина. Одновременно с этим он продолжал усиленно учиться, мечтая стать доктором теологии. Чтобы лучше понять Писания, он решил овладеть иностранными языками. Когда Мартину было около 28 лет он посетил Рим. Данная поездка повлияла на его дальнейшую биографию. Он воочию увидел всю развращенность католического духовенства, которое предавалось самым разным грехам. В 1512 г. Лютер стал доктором теологии. Он занимался преподаванием, читал проповеди и выполнял обязанности смотрителя в 11 монастырях. Реформация Мартин Лютер скрупулезно изучал Библию, но постоянно считал себя грешным и слабым по отношению к Богу. Со временем ему открылось иное понимание некоторых книг Нового завета, написанных Павлом. Лютеру стало понятно, что человек может достичь праведности путем крепкой веры в Бога.

В 1501 году по решению родителей Лютер поступил в университет в Эрфурте. Дело в том, что в те времена бюргеры стремились дать своим сыновьям высшее юридическое образование. Но ему предшествовало прохождение курса «семи свободных искусств». В 1505 году Лютер получил степень магистра свободных искусств и начал изучать юриспруденцию. В тот же период он вопреки воле отца поступил в Августинский монастырь в Эрфурте. Существует несколько объяснений этого неожиданного решения. Одно ссылается на угнетенное состояние Лютера вследствие «сознания своей греховности». Согласно другому, однажды Лютер попал в сильную грозу и был так напуган, что дал обет монашества. В третьем говорится о чрезмерной строгости родительского воспитания, которую Лютер не вынес. Причину надо искать , по-видимому, в окружении Лютера и в бытовавшем тогда в бюргерской среде брожении умов. На решение Лютера должно было , по-видимому, повлиять знакомство с участниками кружка гуманистов. Лютер позднее писал, что его монашеская жизнь была очень сложной. Тем не менее он был примерным монахом и тщательно выполнял все предписания. Лютер вступил в Августинский орден в Эрфурте. За год до этого должность викария Ордена получил Иоанн Штаупитц, впоследствии друг Мартина. В 1506 году Лютер принял монашеский обет , а в 1507 году он был посвящён в священники. В Виттенберге В 1508 году Лютера отправили преподавать в новый Виттенбергский университет. Там он впервые ознакомился с работами блаженного Августина. Среди его учеников был, в частности, Эразм Альберус. Лютер одновременно преподавал и учился, чтобы получить степень доктора теологии. В 1511 году Лютера отправили в Рим по делам ордена. Поездка произвела на молодого богослова неизгладимое впечатление. Именно там он впервые столкнулся и увидел воочию развращённость римско-католического клира. В 1512 году он получил степень доктора богословия. После этого Лютер занял должность профессора теологии вместо Штаупитца. Лютер постоянно ощущал себя в состоянии подвешенности и невероятной слабости по отношению к Богу, и эти переживания играли значительную роль в формировании его взглядов. В 1509 году Лютер читал курс о «Сентенциях» Петра Ломбардского, в 1513—1515 годах — о псалмах, 1515—1516 годах — о послании к Римлянам, в 1516—1518 годах — о посланиях к Галатам и к Евреям. Лютер кропотливо изучал Библию, а помимо своих обязанностей преподавателя он являлся смотрителем 11 монастырей и проповедовал в церкви.

Жизнь Лютера до Реформации

  • Мартин Лютер — основатель немецкого протестантизма
  • Мартин Лютер -
  • Мартин Лютер в поисках божественной справедливости
  • 15 интересных фактов о Мартине Лютере
  • ЛЮТЕР Мартин | это... Что такое ЛЮТЕР Мартин?
  • Лютер Мартин. Большая российская энциклопедия

Доклад Мартина Лютера 7 класс кратко сообщение

Старый противник реформатора Иероним Эмсер (Лютер прозвал его «козел Эмсер») сразу же после выхода Библии с явным злорадством указал ему на ряд ошибок в переводе. самое главное и важное: даты, детство и ранние годы, семья, становление, смерть, интересные факты. Martin Luther was a German monk who forever changed Christianity when he nailed his '95 Theses' to a church door in 1517, sparking the Protestant Reformation. Торговля индульгенциями привлекла внимание Мартина Лютера (1483–1546), богослова из немецкого Виттенберга. Вормсский эдикт – указ императора Священной Римской империи Карла V, поставивший вне закона Мартина Лютера, был обнародован 500 лет назад.

Как Реформация изменила мир

  • Early Life
  • Краткий курс истории. Инициатор Реформации | Читать статьи по истории РФ для школьников и студентов
  • Жизнь Лютера до Реформации
  • 95 тезисов
  • Война на уничтожение

Мартин Лютер - биография, новости, личная жизнь

4. Мартин Лютер родился в семье бывшего крестьянина, ставшего преуспевающим горным мастером и зажиточным бюргером. Мартин Лютер был немецким монахом, который начал протестантскую Реформацию в 16 веке, став одной из самых влиятельных и противоречивых фигур в истории христианства. В 2017 году исполняется ровно 500 лет, как Мартин Лютер прибил на дверях церкви в Виттенберге листок со своими 95 тезисами, с чего и началась эпоха, которую. Мартин Лютер (10.11.1483 – 18.02.1546) – христианский богослов, инициировал общественно-политическое движение в Европе – Реформацию. Martin Luther was born to peasant stock on November 10, 1483 in Eisleben in the Holy Roman Empire – in what is today eastern Germany. Кто такой Мартин Лютер и почему он считается основателем протестантизма. Биография, особенности и характеристика.

Мартин Лютер Идея, покорившая весь мир 2017

Однако поздняя датировка допустима, если рассматривать «переживание» не как первичную интуицию, а как уверенное и твердое принятие Л. По сообщению Л. Особое внутреннее возмущение у Л. Десяти заповедей, но и посредством Евангелия, в к-ром также открываются справедливый суд и гнев Божий, обращенные на грешников. После долгих размышлений над 2-й частью этого отрывка: «Праведный верою жив будет» Рим 1. Эта праведность происходит «от веры»; Бог наделяет ей человека, когда оправдывает его, вменяя человеку праведность Иисуса Христа. По происхождению эти убеждения были связаны с августиновской теологией, однако у Л. Человек в его естественном состоянии был признан неисправимым грешником; естественная добродетель и возможность естественного появления у человека любви к Богу и веры в Бога были отвергнуты; единственным способом оправдания перед Богом была признана вера, которая в свою очередь есть исключительно дар Божий, а не дело самого верующего человека. Именно эта система богословских убеждений являлась основанием, на которое Л.

Спор об индульгенциях 1517-1518 До 1517 г. Перемещение тематики индульгенций с периферии на передний план было обусловлено сложным комплексом исторических, богословских и политических факторов. С исторической т. Торговцы индульгенциями в погоне за наживой выработали собственное учение об индульгенциях, наделяя их всевозможными магическими свойствами: способностью отпускать все грехи разом, в т. Такое богословие покупаемого за деньги спасения не могло не вызывать возмущения у Л. При этом Л. Если богословские тонкости учения об оправдании, излагаемого Л. Некоторые князья и епископы использовали торговлю индульгенциями для повышения собственных доходов, другие порицали ее, т.

Выступая против индульгенций, Л. Формальной причиной, побудившей Л. Майнцского и Магдебургского, руководил проходившей в его владениях кампанией по продаже индульгенций. Эти индульгенции были выпущены от имени папы Римского Льва X 1513-1521 ; доходы от них должны были пойти на строительство собора св. Петра в Риме, а также на погашение долга архиеп. Альберта перед Папским престолом текст папской буллы см. Поскольку курфюрст Фридрих был против продажи этих индульгенций, в его владениях торговля не осуществлялась, так что Л. Альберту текст см.

N 48 , в к-ром в вежливых и осторожных, однако весьма определенных выражениях требовал от архиепископа положить конец торговле индульгенциями и проповеди ложного учения о спасении, осуществляемым от его имени, а также запретить распространение инструкций для торговцев индульгенциями, содержащих множество лжеучений. Основную критику Л. К письму Л. По нек-рым свидетельствам, в тот же день Л. Иерониму Шульцу ок. Бранденбургскому, к диоцезу которого он формально принадлежал, однако эти письма не сохранились и не все исследователи признают, что они вообще существовали см. В процессе героизации Л. Церкви, как символический акт, положивший начало Реформации.

Однако в совр. Исследователи обратили внимание на то, что ни сам Л. Более того, в письме курфюрсту Фридриху Л. Наиболее ранними свидетельствами о вывешивании тезисов являются не поддающаяся точной датировке заметка Г. Рёрера 1492-1557 , виттенбергского теолога и издателя сочинений Л. Меланхтона 1497-1560 , впервые появившееся в 1546 г. В современной науке господствуют 2 позиции по вопросу о вывешивании тезисов. Сторонники умеренной позиции считают, что Л.

Сторонники критического подхода отрицают вывешивание тезисов, однако допускают, что Л. Альберту, но и познакомил с ними своих единомышленников, а также возможно, не сразу, а в нач. Бесспорным является то, что первоначально тезисы Л. Лишь после публикации тезисов в виде брошюры и их последующего распространения по Германии, происходившего в кон. Тезисы открываются программным заявлением, сразу же помещающим обсуждение темы индульгенций в более широкий контекст учения о христианском покаянии: согласно Л. Поскольку папа Римский может освобождать лишь от тех наказаний, к-рые он сам наложил, индульгенции не могут освободить от наложенных Богом наказаний ни живых людей, ни тем более души умерших людей, пребывающие в чистилище. Не отрицая существования чистилища, Л. Индульгенции, подчеркивает Л.

Представляя себя защитником истинного учения о покаянии и отпущении грехов, Л. Церковь и в защиту к-рой должен выступить папа Римский как ее предстоятель. Тезисы завершаются перечислением тех соблазнов и пагубных последствий, к к-рым может привести невнимание Римского папы к сложившейся ситуации и нежелание устранить злоупотребления. В число неразрешимых и соблазнительных вопросов, к-рые могут поставить верующие после ознакомления с проповедями торговцев индульгенциями, Л. Среди исследователей нет единого мнения о том, была ли искренней выраженная в тезисах позиция и надеялся ли Л. Церкви проповедуется ложное богословие спасения при явном или молчаливом согласии папы Римского и епископов см. До кон. Альберт, а также, вероятно, нек-рые др.

Тетцель, подлинные и предполагаемые мнения к-рого являлись основным объектом критики в тезисах. Единомышленники Л. Однако опытные в богословских и церковно-политических вопросах лица как из лагеря противников индульгенций, так и из лагеря защитников этой практики сразу же увидели, что тезисы, несмотря на всю осторожность выражений, ставят под сомнение церковную власть папы Римского. Такое мнение высказал в беседе со Спалатином курфюрст Фридрих, открыто не выражавший в это время свою позицию, но негласно поддерживавший нападки Л. Альберт получил письмо Л. Он запросил мнение о взглядах Л. Однако это намерение осталось неосуществленным, поскольку архиепископ решил не провоцировать конфликт с курфюрстом Фридрихом, подданным которого являлся Л. Вместо этого в дек.

Тем самым было положено начало рассмотрению «дела Лютера» подробный исторический и церковно-канонический анализ дела см. Первоначально папа Римский Лев X не стал открывать офиц. По его поручению богословским анализом присланных материалов занялся С. Приериас ок. Одновременно, следуя папскому распоряжению текст бреве см. Однако Штаупиц исполнил это поручение лишь формально, обратившись к Л. До сер. Инициатором богословской полемики с Л.

Тетцель в ун-те Франкфурта-на-Одере где он готовился к получению степени доктора теологии представил в ходе диспута серию тезисов текст см. Вимпина ок. Когда в сер. Ответ Тетцелю Л. Писании и потому принятие его не является чем-то обязательным для христианина. Вместе с тем Л. Поскольку индульгенции, даже если они действительно имеют какую-то силу, не могут сделать ничего, кроме того, что и так совершается посредством терпения справедливых наказаний и доброделания, они лишь приучают христиан к беспечности и лености, а потому не могут быть полезны. Написанные на народном языке, тезисы Л.

В кон. Тетцель подготовил и опубликовал ответное соч. В «Рассуждении... В тезисах Тетцель полностью переключился с вопроса об индульгенциях на вопрос о церковном авторитете, выступив в роли защитника абсолютной папской власти. В частности, в тезисах содержатся утверждения, что власть папы Римского в Церкви получена напрямую от Бога и не может быть ограничена никем, кроме Бога Ibid. N 1 ; что лишь папа Римский может решать, какое толкование Свящ. Писания является допустимым и правильным Ibid. N 1 ; что папа Римский не ошибается в вопросах веры и спасения Ibidem.

N 5-6. Поскольку полнота власти ключей, являющаяся основанием права выпуска индульгенций, принадлежит в Церкви лишь папе Римскому, ни епископы, ни теологи, ни церковные Соборы не могут определять, как папе следует распоряжаться своей властью, но должны проявлять полную покорность ему Ibid. N 13-14. Всех несогласных с этим Тетцель объявлял еретиками, подлежащими отлучению от Церкви. В нем Л. Поскольку учение об индульгенциях отсутствует в Свящ. Писании, его отвержение нельзя считать ересью, а подтверждающие его мнения церковных авторитетов - обязательными для всякого христианина. Ответ на обе серии тезисов Тетцеля дал также Карлштадт в собрании тезисов, направленных против оппонентов Л.

Весной 1518 г. Экком 1486-1543 , преподававшим теологию в Ингольштадтском ун-те, к-рый был широко известен в герм. Эти замечания получили название «Обелиски», т. Экк не предназначал замечания для публикации, однако уже в марте 1518 г. Однако с публичной и печатной критикой тезисов выступил Карлштадт, ответивший на тезисы Экка в соч. Экк вынужден был издать ответное сочинение; завязалась полемика между ним и виттенбергскими теологами, кульминацией к-рой стал Лейпцигский диспут 1519 г. В «Обелисках» Экк ограничивался кратким указанием на то, в чем тезисы Л. Писания или мнений отцов Церкви.

Это позволило Л. Спор об индульгенциях первоначально не оказал негативного влияния на положение Л. На очередной капитул реформированной ветви ордена, к-рый собрался в апр. По договоренности со Штаупицем, желавшим избежать скандала, в ставших темой диспута тезисах Л. Яркое выступление Л. Во время диспута с богословскими взглядами Л. Буцер 1491-1551 , Й. Бренц 1499-1570 , Э.

Шнепф 1495-1558 , М. Фрехт 1494-1556 , Т. Билликан ок. В тезисах Л. Основной религиозный смысл противопоставлений был кратко выражен Л. N 25-26. Хотя это утверждение Л. Сделанное дело, т.

Во время поездки в Гейдельберг Л. Однако документальные подтверждения подобных жалоб и доносов отсутствуют, поэтому одни исследователи допускают их существование, а другие считают, что процесс не был связан с новыми обращениями в Рим и начался после того, как Приериас завершил рассмотрение присланных архиеп. Альбертом в Рим еще в кон. Вероятно, в апр. Приериас представил папе Римскому Льву X свое подробное заключение о 95 тезисах и опубликовал его в Риме под названием «Диалог против самонадеянных заключений Мартина Лютера о власти папы» In praesumptuosas Martini Luther conclusiones de potestate papae dialogus; текст см. Критике отдельных тезисов Приериас предпослал преамбулу общего характера, в к-рой в качестве фундамента для всех последующих рассуждений было сформулировано учение о безусловной безошибочности суждений Римского папы и общецерковных традиций. Согласно рассуждению Приериаса, папа Римский по силе и власти есть установленный Богом глава Церкви; как не может ошибаться Церковь в целом, так не может ошибаться и папа Римский, когда он «по своему служению делает все, что может, чтобы познать истину». Церковь может выражать свое учение не только в слове, но и в деле, причем оба способа равноправны, так что церковный обычай имеет «силу закона».

Поэтому еретиком является не только тот, кто выступает против учения Церкви, т. Писания и изложения догматов, но и тот, кто оспаривает практическую сторону церковной жизни, т. На этом основании Приериас делал основной вывод: «Тот, кто, рассматривая вопрос об индульгенциях, говорит, что Римская Церковь не может делать то, что она в действительности уже делает, является еретиком» см. Конкретные утверждения Л. Приериас следовал занятой им богословской позиции и использовал такой же метод рассуждения и в последующих полемических сочинениях против Л. С нач. Писания и мнениями отцов Церкви. Письмо и трактат по настроению и по содержанию имели двойственный характер: с одной стороны, Л.

Неизвестно, были ли письмо Л. По распоряжению папы Приериас в качестве теолога и Дж. Гинуччи 1480-1541 в качестве канониста подготовили предварительное обвинение в адрес Л. Из письма Л. Спалатину известно, что офиц. Как согласие приехать в Рим, так и отказ это сделать были для Л. Вследствие этого Л. Курфюрст, находившийся в это время на рейхстаге в Аугсбурге, отнесся к этой идее благосклонно; он начал соответствующие переговоры с прибывшим для участия в рейхстаге папским легатом кард.

Каэтаном 1469-1534. Однако переговоры осложнялись тем, что политическим оппонентом курфюрста и убежденным противником Л. Максимилиан I 1508-1519. В отправленном в Рим из Аугсбурга 5 авг. Церковь, а также заверял папу, что он не станет защищать Л. Вероятно, именно свидетельство императора позволило папским следователям считать Л. Церкви как упорствующий еретик. Полагая, что соблюдение данного Лютеру на явку в Рим 60-дневнего срока с учетом новых обстоятельств является излишним, 23 авг.

Папа сообщал курфюрсту, что Л. Каэтану поручалось «незамедлительно» absque ulla mora вызвать Л. В случае уклонения Л. Курфюрст убедил Каэтана обратиться в Рим с просьбой о рассмотрении дела Л. В датированном 11 сент. Каэтан Фома; публикацию документов с комментариями см. Каэтан предварительно внимательно изучил доступные ему сочинения Л. Каэтан выделил 2 ошибочных заключения Л.

Pars 2. N 1025-1027. В ней говорится, что Христос Своим искупительным подвигом «приобрел сокровище для воинствующей Церкви» и Сам стал «сокровищем заслуг», вверенным «преемникам Петра и Своим земным викариям» для «спасительного распределения верующим». Каэтан потребовал от Л. В качестве 2-го ошибочного положения Каэтан привел мнение Л. После 3-й встречи с Каэтаном Л. Против Каэтана Л. Церкви принуждал его отречься от взглядов, к-рые не противоречат церковному учению, и тем самым превысил свои полномочия легата см.

По-видимому, в это время Л. Писанию, и изложит истинное церковное учение. Это позволяло Л. Однако, совершив внутренний выбор в пользу Свящ. Писания и не получив ожидаемой им реакции со стороны папы, Л. Опасаясь ареста, Л. Узнав об отъезде Л. N 1147-1149.

Составители документа постарались свести в нем богословские рассуждения к минимуму и фактически повторили учение декреталии «Unigenitus Dei Filius» в более строгих и однозначных формулировках, не пытаясь как-либо обосновать его богословски и апеллируя исключительно к церковной традиции. Содержание декреталии стало известно Л. По утверждению Л. Писания, ни мнений отцов Церкви, ни канонических или рациональных доводов. Издание декреталии, подтвердившей практику выпуска индульгенций и введшей ее в строгие церковно-канонические границы, стало формальным завершением спора об индульгенциях внутри католич. С этого момента Л. Разрыв с католической Церковью 1519-1521 После возвращения в Виттенберг Л. Церкви текст см.

Представление о том, что власть Собора в христианской Церкви выше власти Римского папы, было почерпнуто Л. Соборное движение. В дек. С религ. Церковь еще воспринималась как христ. Писанием и на его основе вырабатывать истинное религ. Несмотря на недовольство упорством Л. Политический вес курфюрста значительно усилился после кончины 12 янв.

Поскольку курфюрст был одним из выборщиков буд. С кон. Получив отчет Мильтица, папа Римский Лев X в доброжелательном бреве от 29 марта 1519 г. Однако достигнутый компромисс был мнимым: вместо поездки в Рим Л. Лютер и Я. Гус причащают хлебом и вином. Мастер из Саксонии Гос. Саксонского Георга Бородатого 1471-1539 ; он являлся продолжением письменной полемики виттенбергских теологов с Экком.

Первоначально предполагалось, что оппонентом Экка будет только Карлштадт, однако Л. Дискуссия Экка и Карлштадта по вопросу о свободе воли заняла неск. Карлштадт , Андреас; стенограмма заседаний опубл. Задавая тему диспута с Л. Петра, есть «монарх» Церкви, т. Согласившись с тем, что у Церкви есть лишь один глава, Л. Для подтверждения выдвинутого тезиса Л. Писания и сочинений отцов Церкви: свт.

Киприана Карфагенского, блж. Иеронима Стридонского , блж. Августина и др. После продолжительного спора о том, как следует толковать приведенные свидетельства, Экк заявил, что учение Л. Церковью мнениями последователей Гуса: Я. Церкви, однако отметил, что на их стороне «божественное право», поскольку они защищают истину. Церкви, к-рые в древности не признавали и продолжают оспаривать верховную власть папы Римского; он подчеркнул, что в этих Церквях просияло множество святых, поэтому нельзя считать их раскольническими и еретическими см. Экк в ответ указал, что мнения Гуса осудил Констанцский Собор, поэтому Л.

Любые авторитетные суждения, будь то решения вселенских Соборов, постановления папы Римского или мнения отцов Церкви, являются обязательными для христиан лишь тогда, когда они согласны с учением Свящ. Осознание этого позволило Л.

Со временем, однако, он стал гораздо более агрессивным и резким по отношению к евреям. Мартин утверждал, что иудаизм был ложной религией, и он также известен тем, что сказал: «еврейское сердце так же твердо, как палка, камень, железо, как дьявол».

Его жестокие фантазии и оскорбительная риторика с каждым годом становились всё более опасными. Обе эти работы были опубликованы в 1543 году, всего за три года до его смерти. В этих работах Лютер утверждал, что евреи больше не были избранными, а были «народом дьявола». Более того, он даже использовал жестокие, оскорбительные выражения, чтобы ссылаться на евреев в этих текстах.

Святой Мартин Турский был солдатом в римской армии в IV веке, который отказался убивать людей, потому что он сказал, что это противоречит христианству. Он сделал это как раз перед битвой в галльских провинциях при Борбетомаге ныне Вормс, Германия. Впоследствии его обвинили в трусости и посадили в тюрьму. В конце концов, он был освобождён и решил стать монахом.

Святой Мартин стал одним из самых известных христианских святых в западной традиции. Сходство между Мартином Турским и святым Мартином поразительно, поскольку оба оставили другой путь, чтобы стать монахами. В 1934 году Майкл Дж. Кинг, пастор из Атланты в американском штате Джорджия, отправился в Германию.

Посещая места, связанные с Мартином Лютером, он был настолько вдохновлён Лютером и историей Реформации, что решил изменить своё имя на Мартин Лютер Кинг. Следовательно, он также изменил имя своего пятилетнего сына на Мартина Лютера Кинга младшего. Он боролся против дискриминации афроамериканцев в Соединенных Штатах и был самым видным лидером американского движения «За гражданские права». Он организовал и возглавил множество маршей за избирательное право чернокожих, десегрегацию, трудовые права и другие основные гражданские права.

Его усилия принесли свои плоды, когда были приняты «Закон о гражданских правах 1964 года» и «Закон об избирательных правах 1965 года», и большинство из этих прав были введены в законную силу. В возрасте тридцати пяти лет он был самым молодым получателем премии в то время. Пророчество Казнь Яна Гуса. Ян Гус, чьё имя буквально означает «Гусь» на чешском языке, был чешским священником, который был важной фигурой в Богемской Реформации, движении против католической церкви, которое предшествовало протестантской Реформации.

За выступление против церкви Гус был отлучён от неё и сожжён на костре 6 июля 1415 года. Перед самым сожжением он сказал: «Сейчас вы сожжёте гуся, но через столетие у вас будет лебедь, которого вы не сможете ни зажарить, ни сварить». Почти ровно столетие спустя сто два года , 31 октября 1517 года, Мартин Лютер вывесил свои девяносто пять тезисов на двери Замковой церкви в Виттенберге, положив начало протестантской Реформации. Таким образом, многие считают, что пророчество Яна Гуса сбылось.

В 1508 году он был переведен в Виттенбергский университет, где преподавал логику и физику. В 1510 был отправлен с поручением в Рим и был настолько потрясен увиденным, что всю свою дальнейшую жизнь посвятил борьбе с папством. В 1512 Виттенбергский университет присвоил ему степень доктора теологии; он быстро выдвинулся на преподавательском поприще и регулярно проповедовал в приходской церкви. С 1513 по 1516 гг. Мартин Лютер преподает в Виттенбергском университете. Лютер кропотливо изучал Библию, а помимо своих обязанностей преподавателя он являлся смотрителем 11 монастырей и проповедовал в церкви. Подготовив и прочитав ряд лекций посвященных изъяснению Псалмов и посланий апостола Павла к Римлянам и Галатам, Лютер пришел к убеждению, что спасение человека зависит исключительно от Божьей благодати, которая стала доступной только благодаря жертвенной смерти Христа. С официальной церковной доктриной Лютер расходился в одном пункте: он решительно отвергал самую возможность для человека предпринять что-либо, что приближало бы его ко спасению. Церковь учила, что через благодать Бог наделяет человека способностью исполнить его заповеди. Человек свободен отвергнуть эту благодать, но если он принимает ее и совершает благие дела, то это вменяется ему в заслугу.

Лютер же утверждал, что, когда благие дела совершаются с оглядкой на будущее воздаяние, это уже не заслуга, а грех, достойный проклятия. Поводом для решительного разрыва Лютера с католической церковью стала известная практика продажи индульгенций после буллы папы Льва Х от 18 октября 1517 года об отпущении грехов и продаже индульгенций в целях оказания содействия построению храма св. Петра и спасения душ христианского мира. Он резко выступил против идеи о какой-либо связи между взиманием денежной платы и отпущением грехов или освобождением от наказаний.

Потрясение Сильным потрясением для молодого богослова стала поездка в Рим в 1511 году, где он своими глазами наблюдал развращенность, царившую среди католического духовенства. В 1517 году Лютер разразился критикой в адрес Римско-католической церкви и конкретно ее роли в спасении души на тот момент он уже два года разрабатывал идею того, что христианин получает оправдание благодаря вере в Божью милость.

Дело в том, что в 1517 году римский папа издал документ об отпущении грехов и продаже индульгенций в неверном, но распространенном тогда понимании — отпущении грехов за деньги. Именно от этих тезисов, увидевших свет 31 октября 1517 года, отсчитывается дата начала Реформации и истории протестантизма. Долгое время считалось, что эти тезисы Лютер прибил к дверям Замковой церкви Виттенберга Саксония , но в XX веке было установлено, что Лютер отправил тезисы архиепископу города Майнца, а затем обнародовал их в устной и печатной форме.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий