Культура великоморавского государства.

Великоморавский меч из Блатницы, найденный в 19 веке, первоначально интерпретировался как погребальный инвентарь из "герцогского" кургана. Великая Моравия. Великая Моравия во времена Святополка I. Достоверно Великоморавские земли выделены тёмно-зелёным. Вероятно Великоморавские — светло-зелёным. Великая Моравия во времена Святополка I. Достоверно Великоморавские земли выделены тёмно-зелёным. Вероятно Великоморавские — светло-зелёным.

Великая Моравия — славянская империя в центре Европы

Франкские источники сообщают о большом количестве крепостей, которые воздвиг Ростислав, преемник Моймира. В них моравы выдерживали многочисленные осады немецких феодалов, в частности, подробно рассказывается о крепости Довина 855 год , где Ростислав одержал победу над Людовиком Благочестивым Немецким. Такую же укрепленную крепость представляла и столица Великоморавского государства — город Велеград, точное место расположения которого сейчас не установлено. Кроме каменных крепостей, церквей и каменного же детинца, в городах распространены срубные конструкции с глиняными полами и глинобитными печами в одном из углов жилища Микульчицкий каменный град с детинцем и предградьем. Сельские же поселения были у мораван неукрепленными, жилища в них в основном столбовые деревянные с каменной или глинобитной печью в углу. В пластах, относящихся к великоморавской эпохе, находят множество крестиков и наконечников с изображением священников и крестов, позолоченный мощевик, выполненный в виде богослужебной книги. Храмовые постройки свидетельствуют о распространении христианства в Моравии из разных стран Европы. В частности, из Баварии, а также Адриатики и Далмации. Предпосылками возникновения Великоморавского государства стали усилившийся процесс феодализации и необходимость обороны от германских племен, которые стремились захватить восточные территории Европы.

Земли Моравии постепенно разрастаются.

Своим ставленником в Чехии Святополк избрал среднечешского князя Борживоя из рода Пржемысловичей. Примерно в 883 года Борживой и его супруга Людмила были крещены в Велеграде архиепископом Мефодием который вёл с 863 года в Моравии — первоначально вместе с братом Кириллом — миссионерскую работу, в результате чего там распространилось христианство по греко-византийскому обряду с применением церковнославянского в качестве языка богослужения. Крещение Борживой принял без согласия чешского сейма, за что был низложен, а сейм выбрал другого князя — по имени Строймир.

Однако в 884 году Святополк вновь посадил своего ставленника на трон и утвердил его верховенство над прочими чешскими князьями; Борживой, одержав победу над сеймом, построил в 884—885 годах на старом сеймовом поле свою крепость современный Пражский Град , на территории которой он поставил первый христианский храм. После того, как Борживой умер 889 год[12] , Святополк сам занял чешский престол; вскоре восточно-франкский король Арнульф отказался 890 год от притязаний на Чехию. Однако после смерти Святополка 894 год чешские князья Спытигнев и Вратислав, сыновья Борживоя, поспешили избавиться от моравской зависимости: они явились в Регенсбург 895 год , принесли Арнульфу вассальную присягу с обязательством уплаты дани по старине и согласились на подчинение Чехии церковной власти регенсбургского епископа после чего в Чехию стал проникать латинский церковный обряд. Во главе прибывших в Регенсбург князей стояли некий Витислав и сын Борживоя Спытигнев I 894—915 [13].

Что касается славянского обряда богослужения, то он частично сохранялся в Чехии ещё в течение более чем двухсот лет. Опорой этого обряда был монастырь славянского обряда на Сазаве, основанный св. Прокопием Сазавским. В 1097 году место греко-славянских монахов на Сазаве заняли бенедиктинцы.

Дата добавления: 2018-11-24; просмотров: 627; Мы поможем в написании вашей работы! Поделиться с друзьями:.

Давайте разбираться на канале Этнобаза. Рождение легенды Итак, зародилась Великая Моравия на территории нынешних территорий Чехии и Словакии.

Примерно в VII-м столетии когда знаменитый купец Само объединил местные славянские племена в противоборстве аварам и франкам. В державе Само возникли укрепленные города, появилась регулярная армия, тут процветали ремесла и торговля. Примерно к 833-м году держава Само переросла в ту самую Великую Моравию, громадную западнославянскую державу, подчинившую себе не только нынешние чешские и словацкие земли, но также венгерские, южнопольские, австрийские, частично даже немецкие и румынские. Столицей Великой Моравии стал некий город Велеград. Обычно его локализуют как город Старе-Место в нынешней чешской Моравии, на стыке со Словакией.

Их название, как и название державы, пошло от реки Морава — верхнего притока Дуная. Скорее, в его православном восточном варианте.

Сала, сербы лужицкие, силезские племена, висляне Краковской земли, славяне Паннонии. Но государство не было централизованным и не имело единой системы управления. Святополк правил лишь на собственно моравской территории, на остальных - местные князья, которые однако Святополку подчинялись, платили ему трибут и по его требованию выставляли военные силы. Таким образом, Великая Моравия была конгломератом зависимых территорий, объединенных вокруг центральной части военно-административными связями. Восточнофранкская империя была не в состоянии воспрепятствовать росту могущества Святополка, его власть оставалась незыблемой вплоть до его смерти в 894 г. Великая Моравия представляла собой одну из форм раннего средневекового государства.

Это были свободные землепашцы с еще слабой социальной дифференциацией. Государственность была представлена моймировской династией обладавшей наследственными правами княжения. Одной из главных функций государственного аппарата был сбор дани и налогов. Членами управленческого аппарата являлись вельможи. Существовали дружины и при дворах вельмож. Они содержались за счет военных трофеев и дани с населения. По социальной структуре Великая Моравия предствляется образованием переходного типа, приближавшимся к раннефеодальным государствам. Что касается христианизации, то Константин и Мефодий были уже не первыми миссионерами на этой территории.

В 831 г. Но миссионерская деятельность тех десятилетий была тесно связана с укреплением франкского политического влияния, и, поняв это, Растислав принял меры к созданию собственного клира. Константин и Мефодий за короткое время подготовили группу кандидатов в священники. В 867 г. Константин, Мефодий и группа их учеников отправились в Рим, и кандидаты были рукоположены. Константин в 868 г. Но баварские епископы отрицательно отнеслись к славянской литургии, ведь собственное духовенство предоставляло мораванам возможность отказаться от баварских миссионеров. Мефодия заключили в темницу и продержали там три года.

Однако между Святополком и Мефодием возник конфликт: в 879 г.

Возникновение славянских государств. Великая Моравия. Создание Чешского государства.

Чтобы облегчить управление государством, Великоморавская держава была разделена на административно-территориальные единицы — краи. Известно, что Великоморавская держава возникла в начале второй четверти IX в., объединив первоначально земли, лежавшие в бассейне реки Моравы. Великоморавская держава возникла в IX веке на территории современных Чехии, Словакии, Венгрии и Австрии.

Великоморавская держава. Деятельность Кирилла и Мефодия.

Получив отказ папы, Ростислав в 862 году отправил послов в Византию к императору Михаилу III , прося об учителях, священниках или епископе, которые бы заложили в его государстве основу собственного церковного управления. В 864 году Людовик вновь вторгся в Великую Моравию и вынудил Ростислава подчиниться Восточно-Франкскому королевству и допустить возвращение восточно-франкских священников. Однако годом позже Ростислав вновь восстал против Людовика и миссия Кирилла и Мефодия продолжилась. Пробыв в Моравии по 866 год, они организовали независимую от германского епископата славянскую церковь, что способствовало укреплению политической самостоятельности государства. После этого их вызвали в Рим. Там многие считали богослужение на национальных языках «варварских» народов Европы святотатством, однако Папа одобрил миссию Кирилла и Мефодия. Великая Моравия во времена Ростислава и Святополка I. В 870 году Ростислав передал Нитранское княжество своему племяннику Святополку I. Фактически это означало раздел Великой Моравии на две части. И Ростислав, и Святополк были вынуждены обороняться от продолжавшихся вторжений восточно-франкского короля. Святополк предпочёл заключить союз с Людовиком II Немецким, признав его верховенство над Нитранским княжеством.

Ростислав попытался убить своего племянника, но тот сумел пленить Ростислава и передал его восточным франкам. Ростислав был осуждён, приговорён к ослеплению и вскоре умер в монастыре, а в Великой Моравии началась борьба за власть. Достоверно Великоморавские земли выделены тёмно-зелёным. Вероятно Великоморавские — светло-зелёным. Святополк I же, правивший в восточной части, претендовал на власть во всем государстве и отказался соглашаться с восточно-франкским сюзеренитетом. За это немцы заточили его, а новым князем был избран Славомир. Под его предводительством поднялось народное восстание против власти немцев. Посланное Людовиком для подавления восстания войско было разбито. Людовик организовал второй поход против повстанцев. При этом он освободил Святополка I, справедливо рассчитывая, что тот заинтересован в возвращении себе власти в Великой Моравии.

Святополк I пообещал Людовику подавить восстание и даже взялся сам вести немецкое войско. Однако, Славомир признал Святополка I законным князем, и как только немцы дошли до Великой Моравии, Святополк I перешёл на сторону восставших. Немецкое войско снова было разгромлено. В итоге, Святополк I смог стать князем всей Великой Моравии. И, как гласит « Житие Мефодия »: «…князь Святополк доверил заботе Мефодия все храмы во всех городах. Святополк формально признал верховенство Людовика и обязался выплачивать Восточно-Франкскому королевству дань. Замирение с немцами позволило Святополку заняться расширением своих владений. В 874 году он захватил Блатенское княжество , земли в верхнем течении Вислы и север современной Моравии в окрестностях города Опава. В 880 году к владениям Великой Моравии прибавились Силезия и восток сегодняшней Венгрии в среднем течении Тисы, принадлежавший до того болгарам. Те в свою очередь заключили союз с Арнульфом Каринтийским в Паннонии, который настроил болгар против Святополка I.

Церковное управление находилось в руках присылавшихся Пассауским епископом архипресвитеров. С деятельностью нем. Только при раскопках в столице В. Микульчице в Чехии, археологами были обнаружены фундаменты 12 каменных церквей. Но за пределами укрепленных «градов» христианство было распространено слабо: в IX в.

С началом войн между В. В 60-х гг. Ростислав обратился в К-поль с просьбой прислать учителя, к-рый «изложил бы на нашем языке правую христианскую веру». Посланные имп. Ростислава обучили слав.

Введение богослужения на слав. Стремясь создать для В. Церкви особую церковную организацию, кн. Ростислав направил в 867 г. Но их поездка успеха не имела.

Ростислав продолжил хлопоты о создании для В. По ходатайству кн. Ростислава и его союзника, паннонского кн. Коцела, папа Адриан II поставил равноап. Мефодия главой обновленной Сирмийской митрополии, непосредственно подчиненной Риму.

В состав этой митрополии должны были войти владения кн. Коцела в Паннонии и В. После поражения кн. Ростислава в борьбе с Людовиком Немецким синод баварских епископов в нояб. Мефодия в самовольных действиях на территории чужого диоцеза и заключил его в тюрьму.

Управление церковными делами в Моравии, занятой войсками Людовика Немецкого, оказалось в руках баварского духовенства. Во время вспыхнувшего в В. Благодаря успешным действиям восставших и вмешательству папы Иоанна VIII , признавшего суд над равноап. Мефодием незаконным, он был освобожден и в 873 г. Несмотря на предписание папы не совершать богослужения на слав.

Мефодий продолжил прежнюю практику. О его пастырской деятельности как Моравского архиепископа сохранились немногие, достаточно отрывочные свидетельства, позволяющие определенно утверждать, что равноап. Мефодий боролся с пережитками языческих обычаев, прежде всего в среде княжеских дружинников. Святополк и его дружинники, недовольные действиями св. Мефодия, предпочли нем.

Они следовали практике каролингской Церкви, налагавшей менее суровые наказания, а также служили мессу на лат. Ободренные этим, нем. Людовиком Немецким и отказывались повиноваться архиеп. Они обвиняли его в ереси, потому что Мефодий не признавал дополнения «и от Сына» Filioque , внесенного франк. Церковью в текст Символа веры.

Кроме того, они выступали и против богослужения на слав. Эти обвинения по адресу равноап. Мефодия кн. Святополк переслал в Рим. Споры были урегулированы во время поездки архиеп.

Мефодия и Вихинга в Рим весной 880 г.

Первые четыре года Ростислав проявлял лояльность, пока был занят укреплением своей власти, а также заключением союзов с Болгарским царством и Византийской империей. Однако следующие 20 лет Ростислав будет проводить самостоятельную политику. Начиная с 850 года Ростислав порвал тесные отношения с королём ВФК и стремясь к максимально возможной независимости, изгнал из ВМД баварских священников и отправил послов в Рим к папе Николаю I с просьбой прислать учителей или священников для обучения собственных церковнослужителей в его государстве.

Этим Ростислав хотел ослабить влияние ВФК. Однако Папа даже не принял послов. Тогда в 862 году Ростислав отправил новых послов с аналогичным предложением, на сей раз в Константинополь Византийская империя. Великоморавская держава при Ростиславе Мефодий и Кирилл.

Обретение письменности Миссионерская деятельность Мефодия и Кирилла имела основополагающее значение для культурного развития не только ВМД , но и всего славянского мира. Осознавая, что распространение христианства среди местного населения будет напрямую зависеть от понимания языка богослужения, братья решили сделать переводы церковных книг, но столкнулись с отсутствием у славян письменности. Поэтому они создали азбуку алфавит для солунского диалекта праславянского языка. Количество букв — по разным источникам от 42 до 48.

Солунский диалект — говор южных славян, распространённый в городе Солуни ныне Салоники и его окрестностях. Этим диалектом хорошо владели Мефодий и Кирилл, так как сами были родом из Солуни. Важно отметить, что в это время все славяне хорошо понимали друг друга и считали, что они говорят на едином языке, с чем согласны и многие современные лингвисты, утверждающие, что о единстве праславянского языка можно говорить до XII века. Однако годом позже Ростислав вновь восстал и миссия братьев продолжилась.

Занимаясь переводами церковных книг на солунский диалект Мефодий и Кирилл использовали греческие слова в тех случаях, когда не находили славянских аналогов. Братья существенно обогатили словарный запас солунского диалекта, создав тем самым литературный язык, который в наше время известен как старославянский язык. Старославянский язык, основанный лишь на солунском, одном из диалектов южных славян, не следует путать с праславянским языком, более древним языком, ставшим основой для всех современных славянских языков. Важно отметить, что с самого начала старославянский был языком книжным литературным и церковным, но никогда не использовался в качестве средства бытового общения.

К концу X века, под влиянием других славянских диалектов, он претерпел изменения, поэтому рукописи, написанные позже этого периода, считаются написанными уже на церковнославянском языке. Главная сложность в создании азбуки Мефодия и Кирилла — работа по вычленению звуков праславянского языка. Современные учёные отмечают высокий уровень этой работы, давшей обозначения практически для всех научно выделяемых праславянских звуков, чему мы обязаны, видимо, выдающимся лингвистическим способностям братьев. Мефодий и Кирилл распространяли христианство по восточному византийскому обряду, набрали учеников и занимались их обучением.

Также братья организовали независимую от восточно—франкского епископата славянскую Церковь, что способствовало укреплению политической самостоятельности ВМД. Мощи святого Климента После пяти лет результативной работы 863—867 годы Мефодия и Кирилла вызвали в Рим. Официальный повод — богослужения на варварском языке, что считалось святотатством. На самом деле, вероятно, Западная Церковь осознала, сколь существенный вред наносит деятельность братьев для всего региона.

В то время среди римских богословов доминировала так называемая трёхъязычная ересь — точка зрения, что хвала Богу может воздаваться только на трёх языках, на которых была сделана надпись на Кресте Господнем — еврейском, греческом и латинском. Братья привезли в Рим и передали Папе мощи святого Климента, которые обрели в Крыму во время хазарской миссии 860—862 годов. Сакральная важность этого события была колоссальной. Братья были удостоены роскошных чествований, их авторитет серьёзно вырос.

Кроме того, в религиозных диспутах Мефодий и Кирилл, хорошо владеющие риторикой и знанием христианских догматов, смогли доказать безосновательность тезиса о трёхъязычии. Климент — четвёртый епископ Папа Римский в конце I века нашей эры. Сослан из Рима в Инкерманские каменоломни Крым , где проповедовал. Один из первых христианских проповедников на территориях Северного Причерноморья.

Развитие форм поселений в Великой Моравии Б. К проблеме возникновения и развития специализированных ремесел в Великой Моравии А. Войско и вооружение в великоморавский период Д. Письменность Великой Моравии Б. К оценке исторического значения славянской письменности в Великой Моравии Е.

Великоморавский этап развития первого литературного языка славян: становление терминологической лексики Я. К истории великоморавского наследия в литературах южных и восточных славян А. Великая Моравия в письменности Древней Руси Список сокращений.

Первыми славянскими просветителями в великоморавской державе стали

Одной из главных функций государственного аппарата был сбор дани и налогов. Членами управленческого аппарата являлись вельможи. Главной опорой и органом исполнительной власти была хорошо вооруженная княжеская дружина сосредоточенная в главных центрах: Микульчицах, Бржецлаве-Поганско, Дуцове, Старом Месте и др. Существовали дружины и при дворах вельмож. Они содержались за счет военных трофеев и дани с населения. По социальной структуре Великая Моравия представляется образованием переходного типа, приближавшимся к раннефеодальным государствам. После смерти Святополка в 894 г. Но вскоре отпала Паннония, затем часть Нитранского удела, где правил Святополк младший. В 895 г. В 897 г.

Процесс разложения державы был следствием как внутренних, так и внешних причин. В частности кочевники-мадьяры в течение IX в. Это был союз из 8 племен. Славянские области Великой Моравии они захватили в 907 г.

Уже в 863 г. Византия вела войну с болгарским князем Борисом, союзником короля Людовика. Братья Кирилл и Мефодий прибыли ко двору Ростислава в 863 г. О первом из братьев, Кирилле, известно, что он был выдающимся ученым своего времени и талантливым дипломатом. Вопросы организации церкви лежали, по-видимому, на втором брате — Мефодии, отличавшемся громадной трудоспособностью, силой воли и качествами прекрасного организатора. В стремлении организовать независимую от германского епископата моравскую церковь князь Ростислав, Кирилл и Мефодий сталкивались с упорным сопротивлением немецко-католического духовенства, значительно укрепившего к этому времени свои позиции на территории Великой Моравии. Зальцбургский и пассауский епископы считали территорию Великой Моравии в церковном отношении подчиненной себе. Успех религиозной политики князя Ростислава зависел от позиции папского Рима. Кирилл и Мефодий, узнав, что в Италии опасались усиления Германии, отправились в Рим, где им удалось получить папскую буллу, разрешавшую богослужение в Великой Моравии и Паннонии на церковнославянском языке. Раскопки 869 г. Мефодий возвратился в Моравию в сане моравского епископа. Тем временем агрессия немецких феодалов против Великоморавского государства возобновилась. В 864 г. Людовик Немецкий вторгся в Великую Моравию и принудил Ростислава признать себя немецким вассалом. В 869 г. Людовик снова вторгся в Моравию. Одно войско во главе с сыном короля Карлом направилось против Ростислава, другое войско во главе с Карлома- ном должно было обрушиться на князя Святополка, сидящего в Нитранской области. Оба войска, однако, не добились успеха и вынуждены были вскоре уйти с великоморавской территории. Великая Моравия вновь стала независимым государством. Не добившись успеха путем открытого насилия, германские феодалы попытались использовать внутренние осложнения, возникшие в Велико- моравском государстве. Когда против Ростислава восстал его племянник Святополк, которого поддержала часть феодальной знати, обеспокоенная усилением центральной власти, этим междоусобием воспользовался Карломан, оказавший Святополку помощь, за которую последний должен был признать себя вассалом германского короля. В ходе дальнейшей борьбы, после того как Ростислав был разбит, Карломан опустошил страну. Он передал престол Святополку, при котором теперь находились два немецких графа. Они и должны были фактически управлять страной. Вскоре германские феодалы решили, что наступил подходящий момент для полного порабощения Великой Моравии. В 871 г. Святополк был низложен и увезен в Германию. Мефодий был заключен в тюрьму. Великая Моравия превратилась в провинцию Восточно-франкского королевства. Однако германским феодалам не удалось надолго удержаться в стране. Против господства немецких феодалов, жестоко эксплуатировавших страну, с оружием в руках поднялись широкие массы населения сел и городов. Чешские я моравские феодалы примкнули к народному восстанию, во главе [56] Древнечешский двор в Левом Градце у Праги. Реконструкция которого стоял священник Славомир. В результате восстания власть немецких феодалов была ликвидирована и они были изгнаны за пределы страны. Так как подавить восстание немецкие феодалы не были в состоянии, они сделали попытку восстановить свою власть в Великой Моравии, воспользовавшись авторитетом Святополка. Он был поставлен во главе большого» немецкого войска, которое двинулось против восставших. Но подойдя к великоморавской столице — Велеграду, Святополк перешел на сторону восставших и нанес немцам тяжелое поражение. Несмотря на это, силы Великой Моравии были, по-видимому, сильно истощены. В 874 г. Военные события 869—874 гг. Он перенес свою деятельность на территорию Блатенского княжества, во главе которого по-прежнему стоял Коцел. Там Мефодий решил создать самостоятельное славянское Паннонское архиепископство. План этот нашел сочувствие в Риме, где предполагали, что ликвидация зависимости Паннонии от немецких епископов может способствовать укреплению политического влияния папской курии в славянской Центральной Европе. Переговоры с папской курией и на этот раз велись непосредственно Мефодием, который вторично побывал в Риме. Оттуда он вернулся в сане паннонского архиепископа. В границы Паннонского архиепископства была заключена не только Паннония с княжеством Коцел а, но и вся Великая Моравия. В период деятельности Мефодия на территории Великой Моравии было воздвигнуто несколько каменных храмов. Одним из древнейших храмов является храм в Старом Месте — на территории древнего Велеграда, остатки которого были исследованы в 1949 г. Несмотря на противодействие Болгарии, большая часть Паннонии оказалась во власти Святополка. Столь же значительны были успехи Святополка на северных и западных границах его княжества.

Другой причиной упадка Великоморавской державы были непрерывные вторжения со стороны внешних сил. Восточные Франкские владетели, Венгры и другие племена начали вторгаться на территорию государства, разоряя и опустошая его земли. Это создало невыносимую нагрузку на экономику державы и ослабило ее оборонительные способности. Культурный и религиозный раскол также способствовал распаду Великоморавской державы. Внутри государства возникли разделения по вопросу выбора между католицизмом и православием, что привело к конфликтам и разрывам в обществе. Отсутствие единой религиозной идеологии ослабило единство государства. Факторы упадка Великоморавской державы: Внутренние конфликты и политические разделы Политическая нестабильность Вторжения со стороны внешних сил Экономическое и военное истощение Культурный и религиозный раскол Отсутствие единой идеологии и единства В результате этих факторов, Великоморавская держава постепенно развалилась, и ее территория была разделена между соседними государствами. Тем не менее, ее наследие продолжает жить в культуре и истории современных Чехии, Словакии и Венгрии. История великоморавской державы Великоморавская держава была создана в середине IX века как попытка объединения славянских племен под властью моравского князя Ростислава. Эта держава, которая существовала примерно с 833 по 907 год, охватывала территории современных Чехии, Словакии, Венгрии и Польши. Исторические источники свидетельствуют, что Великоморавская держава достигла своего расцвета под правлением Моимира, который стал князем Моравии в 850 году. Он установил стабильное управление и провел военные кампании, которые укрепили положение Великоморавской державы в регионе. Однако, в конце IX века, Великоморавская держава столкнулась с внутренними и внешними проблемами. Внутренние вражды между членами моравского правительство ослабили единство державы, в то время как внешние угрозы со стороны Венгерского королевства и Восточной Франкской империи провоцировали военные конфликты и территориальные потери. Окончательный упадок Великоморавской державы произошел в 907 году, когда Восточная Франкская империя разгромила ее и рассеяла остатки власти. Процесс распада был ускорен разногласиями и конфликтами между моравскими князьями, а также наступлением Венгеров, которые окончательно разрушили руины Великоморавской державы. Причинами распада Великоморавской державы были: внутренние распрю, внешние агрессии, территориальные потери и экономический упадок. Несмотря на свою короткую историю, Великоморавская держава оставила значительный след в истории Средневековой Европы и является важным символом славянской государственности. Фазы упадка великоморавской державы Упадок великоморавской державы проходил через несколько фаз. Первая фаза: После смерти великого моравского князя Святоплука в 894 году, в стране началась политическая нестабильность. Внутренние конфликты и борьба за власть ослабили великоморавскую державу и оставили ее без единого центра управления. Это привело к раздробленности и дезорганизации власти.

Политика Ростислава. Принятие крещения из Пассау Бавария , означало распространение на славянское государство юрисдикции немецкой церкви, а у Великой Моравии и без того были большие осложнения в отношениях с западными соседями. Франкская империя распалась, но политику завоеваний продолжили ее немецкие преемники, которые стремились утвердить господство над славянской державой. Ситуация особенно осложнилась в правление короля Восточнофранкского государства Людовика Немецкого 843-876. В 846 г. Одновременно в тылу Великой Моравии, в южной части Паннонии, Людовик создает Блатенское княжество, во главе которого ставит изгнанного князя Прибину. Это княжество должно было служить дополнительным средством давления на Великую Моравию. Ростислав 846-870 не оправдал надежд Людовика Немецкого, он стал его серьезным противником и всячески препятствовал германской экспансии. Князь успешно отражал неоднократные 853, 855 вторжения франкских войск, одновременно укрепляя свое государство. Ростислав сумел распространить свое влияние на земли славянских племен в бассейне р. Влтавы и на сорбов, с которыми вместе выступал против франков. Великая Моравия становится государством с довольно высоким уровнем развития экономики. К середине IX в. Так как Людовик Немецкий готовил новый военный поход под предлогом искоренения язычества и утверждения христианства в славянском государстве, Ростислав решил заручиться политической поддержкой Византии и создать независимую от франков национальную церковь, которая бы подчинялась непосредственно князю и способствовала укреплению независимости государства. В 862 г. Ростислав отправил специальное посольство византийскому императору Михаилу Ш, которое просило прислать миссионеров: «Наш народ отверг язычество, но мы не имеем учителей, которые наставили бы нас в истинной вере на нашем языке». Политика Святополка. В 870 г. Он бросил своего дядю в темницу, несколько лет успешно воевал с Людовиком Немецким, затем заключил с ним в 874 г. Форшхаймский мир, присягнул на верность и обязался платить трибут. Но фактически Людовик вынужден был примириться с независимостью Моравии. Вскоре Святополк начал агрессивные «христианизаторские» походы для расширения своих владений за счет славянских соседей. С его правлением связан период действительного величия Моравии. Сала, сербы лужицкие, силезские племена, висляне Краковской земли, славяне Паннонии. Во внешней политике Святополк с успехом пользовался противоречиями между Восточнофранкской империей и Римом, а также между Римом и Византией, широко использовал авторитет национальной церковной организации, возглавляемой Мефодием. Но в связи со своими амбициозными внешнеполитическими планами, он не видел выгоды в продолжении провизантийской политики Ростислава и все сильнее опирался на франкское духовенство. Приехав в свою новую епархию, Мефодий обнаружил, что лишился поддержки князя. Франкский клир добился его ареста. В тюрьме он провел около трех лет. В течение последующих лет Мефодий и его ученики трудились над созданием славянской церкви. Франкское духовенство упорно противилось славянской литургии, несмотря на то, что в 880 г. Последние годы жизни Мефодий был фактически отстранен от пастырской деятельности и был занят главным образом литературно-переводческой работой. Мефодий умер, его смерть положила конец славянской миссии, а его ученики были изгнаны из страны. В 887 г. Поддержка Святополка была куплена Арнульфом ценой признания полной независимости Великоморавской державы 890. Сближение это оказалось недолговечным. Уже в 892 г. Распад Великой Моравия и его последствия. Включение Словакии в состав Венгерского королевства. Великая Моравия, несмотря на ее значительные размеры и военную мощь, не была прочным политическим образованием. Государство не было централизованным и не имело единой системы управления. Святополк правил только на собственно моравской территории. Завоеванные земли были связаны с Моравией лишь данническими отношениями: местные князья подчинялись ему, платили трибут, по его требованию выставляли военные силы, но в своих княжествах правили самостоятельно.

Великая Моравия и ее культурное значение

Презентация на тему по истории на тему Великое Моравское государство. Урок по теме Великая Моравия. Теоретические материалы и задания История, 6 класс. ЯКласс — онлайн-школа нового поколения.
Великоморавская держава: история и значение Во взаимной вражде по церковным делам уже тогда выражалась разность культур – западной и восточной, – неодинаковость целей, преследуемых греческою и римскою церковью.
Великоморавская держава. Деятельность Кирилла и Мефодия. Воздействие культуры авар, предшествующей сложению Великоморавской державы, а также совр. ей культур империи Каролингов и Византии привело к сочетанию традиций в культовой.
Великоморавская держава: история и значение От других великоморавских построек в Микульчицах до наших дней остались одни фундаменты: Фундамент одного из великоморавских храмов в Микуцльчицах.
Великоморавская держава IX в. Чехия и Словакия в X - первой половине XV в. Великая Моравия (Великоморавская держава) — славянское государство, существовавшее в 822—907 годах на Среднем Дунае.

Моравия, некогда Великая

Такую же укрепленную крепость представляла и столица Великоморавского государства – город Велеград, точное место расположения которого сейчас не установлено. Чешское государство стало развиваться в западной части бывшей державы, Словакия же вошла в состав возникавшего государства венгерского. раннефеодальное государство западных славян в 9. Его преемник, Ростислав, воздвиг большое количество крепостей и городов, основал столицу Великоморавского государства – город Велеград, точное месторасположение которого до. Великоморавский меч из Блатницы, найденный в 19 веке, первоначально интерпретировался как погребальный инвентарь из "герцогского" кургана. Великая Моравия.

Вам может быть интересно:

  • Возникновение великоморавской державы: исторический анализ
  • Содержание
  • Территория и границы
  • Содержание
  • Презентация по истории на тему Великое Моравское государство.

Великоморавская держава IX в. Чехия и Словакия в X - первой половине XV в.

Славянское государство 9 Большой моравский меч из Блатницы, обнаруженный в XIX веке, использовался как погребальный инвентарь из «герцогского» кургана Великая Морави. Воздействие культуры авар, предшествующей сложению Великоморавской державы, а также совр. ей культур империи Каролингов и Византии привело к сочетанию традиций в культовой. Во взаимной вражде по церковным делам уже тогда выражалась разность культур – западной и восточной, – неодинаковость целей, преследуемых греческою и римскою церковью.

Что значит великоморавская держава

С их именами связано становление славянского богослужения и развитие славянской письменности. Славянская миссия в Великой Моравии продолжалась двадцать один год. После смерти Мефодия 885 г. Моравская знать во многом продолжала сохранять языческие традиции, на которые латинская церковь смотрела снисходительно. Святополк изгоняет учеников Мефодия из страны, большинство из них находит пристанище в Чехии и Болгарии, куда и перемещается центр славянской культуры. После смерти Святополка Великая Моравия стала распадаться.

Постепенно отделились Паннония, Нитра, Чехия. Кроме того, на протяжении IX века на земли Моравии нападают кочевые племена мадьяр. В 907 году они полностью захватили Великую Моравию. Это привело к политическому разъединению чехов и словаков.

В 872 году Мефодий на три года попал в заключение и содержался в восточно—франкском монастыре Райхенау. Правда, папа запретил богослужение на старославянском языке, разрешив только проповеди. Мефодий, будучи восстановленным в правах архиепископа, несмотря на запрет, продолжил богослужение на старославянском языке. В 879 году восточно—франкские епископы организовали новый процесс против Мефодия. Однако Мефодий в Риме оправдался и даже получил папскую буллу, разрешающую богослужение на старославянском языке. После смерти Мефодия 885 год новый Папа Римский ещё раз запретил богослужение на старославянском языке. Многие ученики Мефодия были казнены или изгнаны, некоторые перебрались в Болгарию. Последствия миссии Мефодия и Кирилла В чешских землях наследие Мефодия и Кирилла постепенно было уничтожено. Служба проводилась по западному латинскому обряду, основой для чешского языка стала латиница. Однако восточное византийское христианское учение, заложенное братьями, и распространяемое их учениками, имело далеко идущие последствия для Болгарии, Хорватии, Сербии и Руси. Неотъемлемой частью процесса христианизации этих земель было распространение письменности и создание собственных азбук на основе кириллицы. Широкое почитание Мефодия и Кирилла начинается с середины XIX века, когда имена славянских первоучителей становятся символом самоопределения культур славянских народов. Князь Святополк I. Последовало несколько военных походов франков, после которых Святополк I признал авторитет короля и начал выплачивать дань. Мир с франками позволил Святополку I заняться подчинением более слабых соседей. Он захватил Силезию, Лужицу и Паннонию. Великоморавская держава при Святополке I Святополк I добился, чтобы в состав ВМД вошли славянские племена Богемии, с которыми последние несколько десятков лет ВМД находилась в союзных отношениях возникли на основе общей защиты от восточных франков. Своим ставленником в Богемии Святополк I избрал молодого князя Борживоя I по разным источникам ему было 15—20 лет из рода Пржемысловичей. Причины, по которым Святополк I выбрал столь юного представителя, к тому же не из самого влиятельного рода, также неизвестны. Вероятно, Святополк I и Борживой I приходились близкими родственниками. Борживой I — первый достоверно известный князь чехов. По инициативе Святополка I для распространения христианства в землях чехов архиепископ Мефодий крестил Борживоя I, его супругу Людмилу и некоторых приближённых. Дата крещения также остаётся неизвестной, временные рамки этого события — между 872 и 882 годами. В связи с этим в своём стольном городе Леви-Градец 3 км на северо—восток от Праги Борживой I построил первую церковь в Богемии — Церковь святого Климента. Многие славяне Богемии были недовольны политикой христианизации Борживоя I. Против князя поднялось восстание, которое возглавил его родственник Строймир. Борживой I бежал к князю Святополку I и с его помощью подавил восстание. Позже он построил и вторую церковь — на территории крепости Пражский Град. После смерти Святополка I 894 год повзрослевшие сыновья Борживоя I, чешские князья Спытигнев и Вратислав, стремившиеся распространить свою власть на все славянские племена Богемии, поспешили избавиться от великоморавской зависимости. Они явились в Регенсбург, принесли Арнульфу Каринтийскому король ВФК вассальную присягу с обязательством уплаты дани по старине и согласились на подчинение Богемии церковной власти ВФК. Князь Моймир II. Своим сыновьям он завещал крепить державу и сопротивляться восточным франкам. Второй сын, Святополк II, получил Нитранское княжество. Возможно был третий сын — Предслав. Сюжет сграффитто — типовая поучительная история про отца, сыновей, отдельные прутья и охапку из прутьев, которую нельзя сломать. Начавшийся конфликт ослабил ВМД, от неё стали отлагаться пограничные территории. Моймир II сумел консолидировать силы и отразить баварский поход. Новая опасность возникла, когда в конце IX века пришли венгры мадьяры. Моймир II помирился с братом Святополком II, в 902—906 годах они вместе несколько раз отбивали нападки венгров. Оба брата предположительно погибли в 906 году или в битве при Пресбурге в 907 году. После их смерти ВМД, которая по сути была объединением разных земель и княжеств распалась под влиянием венгерской агрессии. Великая Моравия — первое крупное славянское государство. История его интересна и поучительна. За несколько десятилетий Великая Моравия захватила четверть Европы, и потом также быстро распалась. Но оставила важный след в истории - вряд ли славянский мир был бы сейчас таким, каким мы его знаем. Именно Великая Моравия стала родиной всей славянской культуры, преемником которой стала Киевская Русь. Столицей Великой Моравии был Велеград — ныне это чешский город Старе-Место, совсем маленький — в нем проживает всего 7 тыс человек. Значение Великой Моравии для всего славянского мира было огромным. Хоть она и просуществовала недолго, но именно она дала славянам особую культуру, которая и объединила все славянские народы.

Третьим памятником является сборник предписаний для священников, принимающих исповедь «Заповеди святых отцов». Видимо, Мефодию принадлежит и авторство оригинальной непереводной проповеди «Об обязанностях правителя», которая содержит призыв к светским властям следить за соблюдением предписаний «Закона судного людем». Попытки Мефодия и его учеников создать судебники у славян было началом научной юриспруденции не только у чехов и словаков, но и у славян вообще. Самым ценным плодом великоморавской литературной активности являются оригинальные, непереводные произведения, отражающие непосредственно моравскую действительность IX века. Первое место среди них, бесспорно, занимают два памятника-жизнеописания: «Житие Константина» и «Житие Мефодия». Константин, автор древнейшего славянского нерифмованного стихотворения «Проглас» к Евангелию; литургического канона в честь Дмитрия Солунского; «Слово на перенесение мощей св. Климента, папы Римского». Здесь созданы два панегирика торжественные речи — «Похвала Кириллу» и «Похвальное слово в честь Кирилла и Мефодия», автором которых вероятно был один из самых видных представителей великоморавской литературной школы, а затем создатель охридского центра болгарской литературы Климент Охридский Величский. Образование и развитие Чешского государства в X — XI вв. Вацлав I. Появление культа святого патрона государства. После падения Великой Моравии, Чехии отошла значительная часть моравских земель. Прага становится важнейшим звеном основного торгового пути, связывавшего Западную Европу с Восточной Регенсбург — Прага — Русь — Хазария — Крым , крупным центром ремесла. В Чехии начинается экономический расцвет. На монетах Х в. Несмотря на это Вацлав I 921-935 вынужден был заключить мир с вторгшимся в Чехию германским королем Генрихом Птицеловом. По договору 929 г. Вацлав обязывался платить годовые налоги и участвовать в военных действиях, что означало установление вассальных отношений. Это вызвало недовольство в стране. Кроме того, будучи сам ревностным христианином, Вацлав насаждал христианство с жестокостью, соответствовавшей своему времени. В результате возникает оппозиция, в которой важную роль играют его младший брат Болеслав и мать Драгомира. В сентябре 935 г. Вацлав вскоре провозглашается покровителем чешской короны. Так появляется культ святого патрона государства. Внешняя и внутренняя политика Болеслава I Грозного. Изменения в системе управления государством. Болеслав I 935-972 отказался платить дань германскому королю и успешно отражает его натиски, но после военного поражения в 950 г. Затем уже в качестве союзника принимал участие в военных походах империи. В 955 г. Болеслав помог Оттону I разбить в битве на р. Лехе под Аугсбургом венгров-кочевников, опустошавших своими набегами Центральную и даже Западную Европу. После этого поражения они прекратили свои налеты и прочно осели на венгерской низменности. Существует мнение, что Болеслав I у разгромленных венгров отнял Моравию и часть Словакии и присоединил к Чехии. Позднее он присоединил Силезию и княжество вислян с Краковом, то есть территорию, граничащую с возникшей тогда Польшей. С польским князем Мешко I он поддерживает дружеские отношения, закрепляя их в 995 году браком дочери Дубровки Дубровка внесла большой вклад в обращение Польши в христианство. Внутренняя политика Болеслава I была также решительна и энергична, как и внешняя. Племенные вожди и старейшины родов, не подчинявшиеся князю, были истреблены. Изменяется система управления государством, оно разделяется по жупам областям , их центром управления становится княжеский замок, который в свою очередь подчиняется центральным учреждениям в Праге. Был установлен первый государственный налог — «дань с мира» и земские повинности. Болеслав вводит новую монету, серебряный денарий, которая остается в силе в качестве платежного средства вплоть до 1300 г. Прага становится значительным торговым центром, куда приезжают купцы со всех концов мира. Они бывают здесь охотно, отмечая при этом, что дороги в этих краях безопасные, содержатся в хорошем состоянии, а пошлины и дорожные сборы сносные как и годовые налоги и десятины. Поэтому в этот период растет число крепостей, замков, поселений, процветает торговля мехами, воском, полотном, серебряными украшениями и т.

Первым правителем Моравии был Моймир I 830 - 846. За 15 лет своего правления Моймир добился объединения чешских и моравских славян на северном Дунае. Также одним из важнейших фактов его правления является то, что он принес христианство на земли великой Моравии и крестил мораван, которые до этого были язычниками. Великая Моравия представляла собой одну из форм раннего средневекового государства. Во главе стоял князь, имелись вельможи с собственными дружинами; остальное население именовалось "народом". Это были свободные землепашцы с еще слабой социальной дифференциацией. Государственность была представлена моймировской династией обладавшей наследственными правами княжения. Одной из главных функций государственного аппарата был сбор дани и налогов. Членами управленческого аппарата являлись вельможи. Главной опорой и органом исполнительной власти была хорошо вооруженная княжеская дружина сосредоточенная в главных центрах: Микульчицах, Бржецлаве-Поганско, Дуцове, Старом Месте и др. Существовали дружины и при дворах вельмож. Они содержались за счет военных трофеев и дани с населения. По социальной структуре Великая Моравия представляется образованием переходного типа, приближавшимся к раннефеодальным государствам. После смерти Святополка в 894 г.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий