Ход восстания выступления старообрядцев

Ход восстания: Старообрядцы протестовали, отказываясь принимать нововведения, проводя массовые молебны и устраивая погромы. - Итог: Восстания старообрядцев были подавлены государством, и тысячи старообрядцев были казнены, сосланы или подвергнуты. Основные выступления старообрядцев в 1660-1680 годах.

Религиозные выступления

Ход выступления старообрядцев кратко | Образовательные документы для учителей, воспитателей, учеников и родителей. Основные выступления старообрядцев в 1660-1680 годах. Восстание было подавлено. Все старообрядцы стали преследоваться. Сторонники старой веры бежали на север, в Заволжье, где образовывали общины (скиты), изолированные от мира. Разнообразными были и меры протеста: от самоубийств (в ходе которых только за 20 лет погибло до 20000 старообрядцев) до вооружённого сопротивления. Выступление старообрядцев.

Основные события выступления старообрядцев

В ответ Петр 1 поручил своим войскам избить и заклеймить тех, кто принадлежал к старообрядческому движению. В 1709 году Кирша Данилова, старообрядческая монахиня, поджега себя на костре в Туле. Ее смерть вызвала резкий отклик в рядах старообрядцев и стала символом их борьбы против Петра 1. Петр 1 продолжал преследовать старообрядцев, но те продолжали выступать против его реформ. В конце концов, им удалось создать свой сектор в обществе и сохранять свои традиции и обряды в течение веков. Итог восстания старообрядцев: Конфликт между старообрядцами и властями России продолжался десятилетиями.

Протопоп Аввакум был сослан в Сибирь, а позже вместе со своими сторонниками был сожжён на костре. Никон, претендовавший на особую роль в государстве, активно отстаивал идею о том, что «священство выше царства» , вмешивался в решение политических вопросов, требовал, чтобы его именовали «великим государем». В результате между царём и патриархом возник конфликт. В 1658 г.

Другая особенность - местный строительный материал. Храмы этого периода возводились в смешанной технике кладки сочетание кирпича и природного материала - известняка. Новгородский известняк - рыхлый, неподдающийся резьбе, поэтому в качестве декора использовался орнамент и изображения крестов, выполненные из кирпича.

Власть соглашалась, задавая, однако, логичные вопросы о том, собирается ли Волохов вообще брать крепость. В ответ стряпчий писал: «Утеснения в монастыре им, ворам, нынешним зимним временем учинить никакого нельзя, окроме летние поры и осады, а осадить монастырь крепко надобно людей тысеча не одна». Тысячу ему никто не дал, но 200 стрельцов прислали, а также и жалование повысили. Правда, ситуация от этого не изменилась. Стрельцы В 1672 году власти это положение дел, наконец, надоело, и она заменила Игнатия Волохова на московского сотника Климентия Иевлева, а само войско было увеличено до 725 стрельцов. При этом осаждавших усилили еще и иностранными кадрами. Дьякон Игнатий Соловецкий писал: ««Воевали сию обитель и немцы, и поляки, истинные латынцы». Правда, и это не помогло. Вместо полноценной осады силами, уже превосходящими восставших, Иевлев занялся грабежом монастырских волостей. В итоге при попытке штурма крепости двинские стрельцы взбунтовались со словами: ««Посылали же нас на верную смерть, а кормов не дают, ходим голы и босы». В результате летом 1673 года Климентия Иевлева тоже отстранили от командования, а затем отозвали в столицу и арестовали за многочисленные преступления. Осада Соловецкого монастыря же, все больше походившая на Троянскую, продолжалась. Однако теперь власть, уставшая от долгой и бессмысленной осады, на которую уходили деньги и солдаты, в сентябре 1673 года назначила во главе войска воеводу Ивана Мещеринова с приказом «воровство и мятеж искоренить вскоре» любыми средствами. Включая и обстрел стен Соловецкого монастыря из пушек, что прежде было запрещено, так как царь надеялся на мирное окончания восстания и обещал прощение всем бунтовщикам, которые сами явятся с повинной. Для того, чтобы воевода, в отличие от своих предшественников, все-таки взял монастырь, его еще дополнительно «простимулировали» приказом: «Воровство и мятеж искоренить вскоре, на зимовье к Сумскому острогу не ходить, а буде ты, Иван, с Соловецкого острова без нашего, великого государя указу, впредь сойдёшь, и за то тебе учинена будет смертная казнь». С такой мотивацией Мещеринов просто не мог не активизировать военные действия. Вместо вялой осады началась реальная война. Особенно осада усилилась после того, как власть узнала, что в монастырь прибыли выжившие соратники недавно разгромленного Стеньки Разина. Но тут в дело вмешалась сама погода. В октябре 1674 года рано ударили холода, и осаждавшие были вынуждены вновь отступить. Они отправились на зимовку в Сумский острог. Восставшие же до конца 1674-го продолжали молиться за здоровье царя. Однако в ответ на усиление осады они в январе следующего года решили больше не молиться за «ирода». В конце мая 1675 года воевода со стрельцами вернулся на Соловки. Активные боевые действия развернулись летом, и с июня по октябрь потери осаждавшего войска составили 32 убитых и 80 раненых. Пошла совсем другая война. Мещеринов окружил монастырь земляными городками с пушками вокруг его стен, стрельцы начали вести подкопы под башни. В августе 1675-го к осаждавшим прибыло пополнение из 800 стрельцов, и общая численность войска составила порядка 1500 человек. В этот раз воевода решил не уходить на зимовку в острог, несмотря на холода, а продолжать осаду до победного. Но защитники Соловков отчаянно отстреливались и наносили его войску большие потери. Им даже удалось сделать вылазку и завалить подкопы осаждавших. В начале января 1676 года Мещеринов предпринял еще один приступ к крепости. Однако и он был отбит, в ходе боя погибли 36 стрельцов. Осада опять затягивалась, но в этот раз совсем не из-за бездействия царских войск. Наступила зима с суровыми северными холодами, исход войны был неясен, а над воеводой нависла угроза смертной казни за провал. Но судьбу осажденного Соловецкого монастыря решил тот фактор, что за историю человечества сдал врагу немало крепостей — предательство. Но сделать это нужно именно за час до рассвета, так как в это время идет смена караула, и на стене и башне остается всего по одному человеку.

Религиозные выступления

Материалы, обнаруженные В.И. Малышевым, свидетельствуют о том, что Аввакум был вдохновителем выступления старообрядцев в Москве в январе 1681 г. Как выяснилось, Аввакум призывал своих приверженцев вымазать дегтем гробницу царя Алексея Михайловича. Чем отличались выступления старообрядцев от крестьянских и городских выступлений? Урок формирует представление о народных движениях первой четверти XVIII века (восстание К. Булавина, Астраханское, Башкирское восстание, выступления старообрядцев и работных людей). Урок по теме Восстания старообрядцев и работников мануфактур. Теоретические материалы и задания История, 8 класс. К.А. Булавина 1707-1708 гг. Башкирское восстание Выступления старообрядцев 1716 г. Выступление работников мануфактур.

Презентация на тему "урок "Социальные и национальные движения. Оппозиция реформам"" 8 класс

Социальные движения начала Х VIII века Астраханское восстание 1705 г. Восстание под руководством К.А. Булавина 1707-1708 гг. Башкирское восстание Выступления старообрядцев 1716 г. Выступление работников мануфактур. СОЛОВЕЦКОЕ ВОССТАНИЕ, (1668–1676) («Соловецкое сидение») – противостояние сторонников старой веры церковной реформе Никона, эпицентром которого стал Соловецкий монастырь. АСТРАХАНСКОЕ ВОССТАНИЕ 1705–06, массовое выступление посадских и работных людей, солдат, стрельцов, гулящих и беглых. В ночь на 30.7(10.8).1705 триста стрельцов и солдат, многие из которых были старообрядцами, ворвались в Астраханский кремль, убили Ржевского.

АСТРАХА́НСКОЕ ВОССТА́НИЕ 1705–06

Панченко, 6 января 1681 года царь отправился с большим количеством народа на водоосвящение. В это время старообрядцы учинили погром в Успенском и Архангельском соборах Кремля. Они мазали дёгтем царские ризы и гробницы, а также ставили сальные свечи, считавшиеся нечистыми в церковном обиходе. В это время толпа возвратилась, и сподвижник восставших, Герасим Шапочник, стал кидать в толпу «воровские письма», на которых были изображены карикатуры на царя и патриархов.

Заполучив богатую добычу, оружие, боеприпасы, разинцы организовали поход на город Яик. Разин решил захватить уральский городок хитростью, выдав себя и небольшой отряд казаков за купцов. Когда им открыли ворота, в город ворвалось казачье войско, спрятавшееся неподалеку. Яик был взят, там казаки и перезимовали.

В 1668 году отряд Степана Разина вышел в Каспийское море, направился в Персию, грабя попадающиеся по пути морские суда. Войско Разина разрослось, к нему присоединились другие казачьи атаманы [4]. Иранский шах выслал против Разина 70 военных кораблей. Но казачий атаман разгромил персидские войска, захватив богатую добычу, множество военнопленных. Начало войны против бояр 1669-1671 гг. Возвратившись на Дон, Степан Разин начал подготовку к новому походу, на этот раз против помещиков, царских воевод, богатых купцов, бояр. Разин рассчитывал захватить Москву, отменить крепостное право во всей стране.

Атаман быстро завоевал народную любовь, он говорил, что будет уничтожать только знатных людей и богачей, а с беднотой разделит все нажитое добро, словно с родными братьями. Войско Степана увеличилось до 7000 человек. Простой народ встречал атамана как освободителя, все народы Поволжья объявили войну против помещиков, бояр и прочих господ. Численность разинцев возросла до 20 000 человек. В основном, участниками восстания Степана Разина были городские бедняки, казаки, крестьяне. Завершающий этап 1671 год. Алексей Михайлович направил все царские войска на подавление восстания.

С отрядами повстанцев жестко расправлялись, по всей стране было уничтожено около 100 000 человек. Богатые казаки испугались за свою участь, и пошли на сделку с правительством. Они предали Степана Разина, в апреле 1671 года выдали его царским войскам. Атамана казнили на Красной площади. После поражения Степана Разина крестьянская война была закончена. Соловецкое восстание и движение старообрядцев Помимо других, в стране бушевали бунты и на религиозной почве. Причиной тому послужила церковная реформа.

В 1654 году патриарх Никон предложил внести изменения в религиозные правила: скорректировать текст некоторых молитв; перевести все церковные книги с греческих оригиналов, вместо древнерусских; ввести крестное знамение тремя пальцами, в то время как верующие привыкли креститься двумя пальцами; внести некоторые изменения в одежду священников. Реформа патриарха Никона расколола страну на два лагеря: тех, кто был согласен с изменениями, и тех, кто выступил против них. Последних прозвали старообрядцами, так как они стремились сохранить старые церковные книги, иконы, традиции и молитвы. Старообрядцы отказались повиноваться новым религиозным правилам, за что их сажали в тюрьму, ссылали в Сибирь. Движение старообрядцев поддерживали не только крестьяне, но и ремесленники, некоторые помещики, бояре.

Постоянные конфликты между ними привели к казачьему восстанию, переросшему в крестьянскую войну.

Казацкий атаман Степан Разин после успешных набегов на Волгу совершил в 1668 — 1669 гг. Разграбив западное побережье Каспийского моря, Разин вернулся в Астрахань с большой добычей и славой непобедимого вождя. В 1670 г. Разин открыто выступил против царского правительства: захватив в апреле Царицын, он в июне вернулся в Астрахань и провозгласил здесь свою власть. Разин расправлялся с местной администрацией, упразднял крепостные отношения, вводил самоуправление казачьего образца: жители распределялись по десяткам и сотням, высшим органом власти становился круг — народное собрание. Посад и крестьянство Нижнего и Среднего Поволжья безоговорочно поддержали Разина.

Летом 1670 г. Только под Симбирском большая, но плохо обученная и вооруженная крестьянская армия была разбита. Разин бежал на Дон, где был схвачен и выдан властям богатыми казаками. В 1671 г. Специфическим выражением народного недовольства явился раскол, вызванный церковной реформой патриарха Никона 1652 — 1666. Никон задался целью навести порядок в русской церкви, подорванной опричниной и Смутой, прежде всего добиться единообразия в обрядах, молитвах, духовных книгах.

Действительно, существовало множество разночтений и между отдельными епархиями, и между всей русской церковью и другими православными церквами — прежде всего самой авторитетной, греческой. Именно греческие обряды и книги Никон взял за образец. Хотя большинство разночтений носило формальный характер, Никон боролся с ними беспощадно. Реформа проводилась жестко: книги "старого письма" сжигались, противники нового обряда подвергались преследованиям. В России, где церковный обряд всегда играл важную роль, многие верующие восприняли реформу Никона как кощунство, отступление от православия. К тому же действия Никона и правительства по преобразованию церкви слились в народном сознании с усилением крепостничества, налогового бремени и пр.

Реформированная церковь превратилась в символ социального и политического гнета; "старый обряд" ассоциировался с понятиями добра и справедливости. Значительная часть населения ушла в раскол. Церковный собор 1666г. Они были признаны еретиками, в борьбе с которыми хороши все средства, вплоть до сожжения на костре. Именно так в 1682 г. Главные причины народных выступлений: Закрепощение крестьян и рост феодальных повинностей.

Усиление налогового гнёта, ведение почти непрерывных войн.

XVII в. Постоянные конфликты между ними привели к казачьему восстанию, переросшему в крестьянскую войну. Казацкий атаман Степан Разин после успешных набегов на Волгу совершил в 1668 — 1669 гг.

Разграбив западное побережье Каспийского моря, Разин вернулся в Астрахань с большой добычей и славой непобедимого вождя. В 1670 г. Разин открыто выступил против царского правительства: захватив в апреле Царицын, он в июне вернулся в Астрахань и провозгласил здесь свою власть. Разин расправлялся с местной администрацией, упразднял крепостные отношения, вводил самоуправление казачьего образца: жители распределялись по десяткам и сотням, высшим органом власти становился круг — народное собрание.

Посад и крестьянство Нижнего и Среднего Поволжья безоговорочно поддержали Разина. Летом 1670 г. Только под Симбирском большая, но плохо обученная и вооруженная крестьянская армия была разбита. Разин бежал на Дон, где был схвачен и выдан властям богатыми казаками.

В 1671 г. Специфическим выражением народного недовольства явился раскол, вызванный церковной реформой патриарха Никона 1652 — 1666. Никон задался целью навести порядок в русской церкви, подорванной опричниной и Смутой, прежде всего добиться единообразия в обрядах, молитвах, духовных книгах. Действительно, существовало множество разночтений и между отдельными епархиями, и между всей русской церковью и другими православными церквами — прежде всего самой авторитетной, греческой.

Именно греческие обряды и книги Никон взял за образец. Хотя большинство разночтений носило формальный характер, Никон боролся с ними беспощадно. Реформа проводилась жестко: книги "старого письма" сжигались, противники нового обряда подвергались преследованиям. В России, где церковный обряд всегда играл важную роль, многие верующие восприняли реформу Никона как кощунство, отступление от православия.

К тому же действия Никона и правительства по преобразованию церкви слились в народном сознании с усилением крепостничества, налогового бремени и пр. Реформированная церковь превратилась в символ социального и политического гнета; "старый обряд" ассоциировался с понятиями добра и справедливости. Значительная часть населения ушла в раскол. Церковный собор 1666г.

Они были признаны еретиками, в борьбе с которыми хороши все средства, вплоть до сожжения на костре. Именно так в 1682 г. Главные причины народных выступлений: Закрепощение крестьян и рост феодальных повинностей.

Восстания в России в 18 веке | Таблицa

Требований восставшие не выдвигали, занимались вандализмом в соборах Кремля, занимались распространением подметных писем. С 1682 года начинаются стрелецкие бунты, в которых зачинщиками также выступают старообрядцы. Некоторые восстания приводили к захвату церквей и монастырей.

Название бунта говорит само за себя. Правительство Москвы стали заменяться прямые налоги на косвенные.

Некоторые прямые налоги были снижены и даже отменены, зато в дополнительной пошлиной были обложены активно использующиеся в быту товары. В том числе налогом была обложена и , что вызвало её подорожание с пяти копеек до двух гривен гривна. Резкое сокращение её потребления и недовольство населения. Причина недовольства в том, что в тот период была основным. Поэтому в связи с подорожанием соли срок годности множества продуктов питания резко сократился, что вызвало всеобщее возмущение, особенно у и.

Выступление приобрело такие масштабы что царь был вынужден отдать на расправу Плещеева и главу Пушкарского Приказа. Был отправлен в отставку и выставлен из Москвы боярин Морозов. Постоянные войны истощили казну, для пополнения было принято решение взыскать долги за прошлые годы и печатать деньги уже не из серебра, а из меди. Стоимость новых денег стала в 12-15 раз меньше. Налоги собирались серебром, а жалованье раздавалось медью.

Мелкая медная монета поначалу действительно имела хождение наравне с серебряными копейками, однако вскоре чрезмерный выпуск ничем не обеспеченных медных денег, которые чеканились в Москве, Новгороде и Пскове, привёл к обесцениванию медных денег.

Заключенный по старым обрядам брак не признавался действительным. В 1716 году для старообрядцев были установлены государственные подати в двойном размере. Старообрядцев направляли на строительство металлургических и оружейных заводов.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий