Читательская грамотность выступление на педсовете

учитель начальных классов МКОУСОШ №1. Выступление на семинаре. Доклад и презентация. Читательская же грамотность – это способностьличности к чтению и пониманию любых письменных текстов и учебных материалов, направленнаяна формирование умения извлекать необходимую информацию изпрочитанного, а такжеразмышлять над предложенной тематикой. Выступление на тему: «Способы и приёмы формирования читательской грамотности обучающихся на уроках русского языка и литературы (из опыта работы.).» Подготовила: Соколова М.Е,учитель русского языка и литературы МКОУ Есиплевской СОШ. читательской грамотностью. организация педагогического процесса, основанного на традиционных и инновационных методах, для эффективного влияния на развитие интереса к чтению. - способствовать формированию основ читательской грамотности, читательских и речевых умений.

МАСТЕР-КЛАСС «Читательская грамотность– основа функциональной грамотности дошкольника….»

Она предусматривает работу с разными источниками информации. При проведении словарной работы для объяснения незнакомых слов и понятий актуальны толковый и энциклопедический словари. Игровая технология обеспечивает достижение единства эмоционального и рационального в обучении. Данная технология предполагает получение информации, формирование навыков общения и взаимодействия. Также в работе по развитию читательской грамотности школьников используются литературные игры. Литературные игры интересны и полезны школьникам. В основе их лежит узнавание художественных произведений по отдельным отрывкам, воспроизведение строк стихотворения по данным словам, постановка и разгадывание каверзных вопросов по прочитанным произведениям, отгадывание имен литературных героев, фамилий авторов, названий произведений по серии вопросов, узнавание героев и книг по описанию. Таким образом, сочетание указанных технологий способствует эффективной организации работы на уроке литературы по формированию читательской грамотности, обеспечивает развитие у школьников навыков мышления и рефлексии, способствует повышению результатов обучения. Текст статьи Добротина И.

Александрова, М.

Приведите примеры. Задание 2 Перед тобой 2 текста. Сравни их и заполни таблицу.

Умения читательской грамотности способствуют развитию критического и креативного мышления, кооперации и коммуникации; 2. Используя новые приемы и технологии урок становиться не только познавательным, развивающим, но и интересным; 3. Развитие читательской грамотности способствует повышению качества образования по другим учебным предметам, а так же при написании ВПР, сдаче итогового собеседования и ГИА. Благодаря формированию читательской грамотности и 4К компетенций ученик становиться самостоятельной успешной личностью, способной к взаимосотрудничеству, активному общению, творческой деятельности, решению проблем и т.

Пинская М. Методические рекомендации «Компетенциии "4К": формирование и оценка на уроке». Русский язык» ДПО Цифровая экосистема.

А сколько было чашек? А если мы это все вместе сложим, то сколько получится? А сколько убежало? Что получилось всего вместе? Сравните посуду по высоте, по объему — сколько вместится воды или продуктов в стакан, кастрюлю, ложку. За посудой нужно ухаживать, так как «Чистота-залог здоровья».

А если будет чисто, то не будет микробов, и никто не заболеет. Вести хозяйство так, чтобы в доме было чисто, аккуратно и красиво. Купить красивую посуду. Не использовать одноразовую посуду, так как её нельзя мыть и можно использовать всего один раз. Что случилось с ней? Почему это произошло? Чему учит нас эта сказка? Перро Сколько раз обували туфельку Золушки для примерки? Сколько раз не смогли обуть?

А почему?

Месяц кончился очень скоро. Мы приготовили вкусный обед, купили цветы. И вот мама приехала. Она была очень рада, и мы тоже были рады. Но как теперь футбол? Мама не любит футбол, а воскресенье мы всегда проводим вместе.

Каждый день я думал: «Скоро воскресенье, пойдём мы на футбол или нет? И ты, мама? Мы смотрели на маму и ничего не понимали. Раньше она всегда скучала, когда мы смотрели футбол по телевизору. Когда я отдыхала на юге, там тренировалась футбольная команда. И мы часто проводили свободное время на стадионе, где играла эта футбольная команда. Теперь я знаю все правила и с удовольствием пойду на стадион.

Теперь каждое воскресенье мы вместе бываем на стадионе и смотрим футбол. Задание 1. Выберите подходящие по смыслу глаголы и вставьте их вместо точек. Каждый день мама … на концертах или была занята в театре. Скажите по-другому, используя материал текста. Мама работала в театре. Вечером я делал домашнее задание.

Выступление на педсовете Читательская грамотность как компонент функциональной грамотности

Обязательно нужно учить определять тип текста: повествование, описание, рассуждение. Одна из важных работ с текстом это составление плана. Учащиеся дополняют текст, корректируют, исправляют. Необходимо учить осмысленно читать и воспринимать на слух, а также продуцировать тексты разных типов, уметь извлекать информацию из СМИ и Интернета, уметь пользоваться источниками и ссылаться на них. Школа должна научить своих учеников применять полученные знания в повседневной жизни. Приведу примеры других практик работы с текстом на уроках русского языка и литературы. Для формирования читательского умения интегрировать и интерпретировать сообщения текста рекомендуется этот прием. Он подойдет в качестве проверки усвоенных ранее знаний и для работы с параграфом при изучении нового материала.

Знакомство с порядком морфологического разбора имени существительного. Составление рассказа о существительном по опорным словам. Относятся к … или …, или … роду, к … , или … , или ….. Имена существительные имеют следующие непостоянные признаки:…. Существительные изменяются по … и …. Имя существительное не является членом предложения, если…. Этот прием может стать нетрадиционным началом урока и в то же время способствовать вдумчивой работе с текстом, критически воспринимать информацию, делать выводы о точности и ценности информации.

Учащимся предлагаются утверждения, с которыми они работают дважды: до чтения текста учебника и после знакомства с ним.

Прежде чем начинать работу со словарем, необходимо научить школьников работать с ним. В процессе беседы учитель дает школьникам определенные ориентиры для просмотра: 1 название словаря, 2 его авторы, 3 принцип расположения слов, 4 план построения словарной статьи.

Поисковое чтение — это «просмотр текста с целью поиска слова, факта, даты». На уроке русского языка данный вид чтения формируется главным образом при работе со словарями, когда учитель, тренируя зрительный аппарат учеников, развивает их способность мгновенно находить на странице нужное слово. Используется он также при работе с оглавлением учебника или алфавитным указателем, помещенным в приложении.

Предтекстовый, текстовый и послетекстовый этапы работы. Стратегии читательской деятельности на каждом из этапов Для того чтобы научить школьника грамотному чтению, умению понимать текст, умению читать текст вдумчиво, умению управлять процессом осмысления текста во время его чтения, необходимо изменить общий подход к обучению чтению текста. При традиционной методике обучение чтению текста складывалось из следующих этапов: чтение текста, ответы на вопросы, упражнение на проверку понимания прочитанного, запоминание словаря, обсуждение прочитанного.

Стратегический подход к чтению учит анализировать, отбирать, организовывать, интегрировать; воспитывает независимого, мыслящего читателя; формирует читательскую компетентность, то есть ребенок творчески подходит к нестандартной ситуации и умеет ориентироваться в различных видах информации. Изменения стратегии в читательской деятельности в знаниевой парадигме обучения традиционная методика обучения чтению и в системе компетентностного подхода в условиях реализации ФГОС нового поколения инновационная методика представлены схематично на рисунке3. Стратегия читательской деятельности включает в себя три этапа: предтекстовой, текстовой собственно чтения и послетекстовой часто в парах.

Рассмотрим первый этап стратегии — предтекстовая деятельность. В традиционной методике на этапе предчтения текста уделялось внимание контролю понимания прочитанного, а предтекстовые ориентировочные стратегии нацелены на постановку задач чтения и, следовательно, на выбор вида чтения, актуализацию предшествующих знаний и опыта, понятий и словаря текста, а также на создание мотивации к чтению. К наиболее распространенным предтекстовым стратегиям читательской деятельности можно отнести следующее: создание глоссария; припоминание важной информации; использование предварительных организаторов чтения; беглый обзор материала; постановка предваряющих чтение вопросов; постановка цели чтения; определение характера текста; просмотр заголовка и подзаголовков и прогнозирование содержания по заголовку; предположение о цели его написания о замысле автора.

Учитель, реализуя на данном этапе работы с текстом такие стратегии, как «Рассечение вопроса», «Мозговой штурм», прием «Инсерт», способствует актуализации предшествующих знаний и опыта, развивает воображение читателя, подготавливает читателя к восприятию текста. Рассмотрим метод «Инсерта» как предтекстовую стратегию читательской деятельности. Данная стратегия используется для работы со сложными научными текстами, и целью такой работы является мониторинг понимания читаемого текста и его критический анализ.

Правила данной стратегии обозначены до начала предтекстовой деятельности: ставьте значки по ходу чтения текста на полях; прочитав один раз, вернитесь к своим первоначальным предположениям, вспомните, что вы знали или предполагали по данной теме раньше, возможно, количество значков увеличится. Следующий этап стратегии читательской деятельности — текстовой. Стратегия текстовой деятельности включает в себя выдвижение гипотезы о содержании текста, ее подтверждение или отклонение; контекстуальную и смысловую догадки и мониторинг чтения, то есть постановку и ответы на вопросы, ведение записей в самой различной форме, различные варианты работы со словом, кластеризацию.

Рассмотрим более подробно одну из стратегий текстовой читательской деятельности — стратегию мониторинга чтения или постановки вопросов и ответы на них. Для погружения в смысл прочитанного, учащийся задается рядом вопросов: имеются ли в тексте слова, которые я не понимаю? Имеется ли в тексте информация, которая не согласуется с тем, что я уже знаю по этому вопросу?

Понимаю ли я о чем или о ком идет речь? Как связаны друг с другом суждения основные мысли, положения? Текстовая стратегия в работе с различными видами текстов имеет свои особенности.

Так, в работе с информационными тестами используются такие стратегии, как информационная карточка, чтение с пометками, море вопросов, карта определения, пирамида фактов; в работе с художественными тестами — пересказ, краткий пересказ, карта рассказа, пирамида рассказа, чтение с остановками, чтение в кружок, дерево вопросов, море вопросов, сжатие текста, аннотация; Рассмотрим текстовую стратегию «Чтение с остановками», которая применяется при чтении различных типов текстов. Ее цель — управление процессом осмысления текста во время его чтения. Суть заключается в чтении отрывка текста и ответах на вопросы к нему до перехода к чтению следующего отрывка.

Вопросы направлены на контроль общего понимания прочитанного отрывка и прогнозирование содержания последующего. При чтении следующего отрывка читатель подтверждает или отклоняет свою гипотезу, сравнивая ее с реальным содержанием текста. Послетекстовая стратегия читательской деятельности — это заключительный этап работы с текстом, поэтому здесь важны задания различного уровня — от репродуктивного, продуктивного, коммуникативного до творческого; задания могут носить познавательный, учебный или практически-прикладной характер.

На заключительном этапе читательской деятельности можно реализовать следующие стратегии: воспроизведение текста в форме краткого изложения без изменения структуры текста и с изменением его аннотация, реферат, резюме, выделение важного, обобщение, констатация значимости, трансформация текста в другую литературную или внетекстовую форму сценарий, пьеса, стихотворение, синквейн, биографическое творчество, иллюстрация и др. Творческое письмо Что такое творческое письмо? В данном случае это не совсем то, что вкладывают в это понятие наши зарубежные коллеги.

Напомним, что, по мнению ряда зарубежных авторов, творческое письмо — это свободное и прежде всего художественное письмо.

Слайд 11 Прочтите отрывок из исторического источника и выполните задание.

Читаем и спрашиваем. Составление вопросного плана. Диалог с автором. Чтение про себя с вопросами 6. Работа с ключевыми словами. Чтение текста по частям с комментированием; 8. Работа с малознакомыми, непонятными словами; 9. Выборочное чтение; 10. Беседа по содержанию; 11.

Выступление на педсовете Читательская грамотность как компонент функциональной грамотности

информацию, но и на формальные элементы текста (жанр, структуру, язык). Что такое читательская грамотность? Читательская грамотность. Совокупность умений и навыков, отражающих способность обучающего. Работа с текстом как основной способ формирования читательской грамотности. Вставить эту публикацию. Презентация "Читательская грамотность" выступление на педсовете. Читательская грамотность – способность человека понимать и использо-вать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать свои цели, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни. это владение человеком навыками устной и письменной речи согласно нормам литературного языка. Материалы педагогического совета «Формирование читательской грамотности и мировоззрения участников образовательного процесса». Программа педагогического совета. Анкета для учащихся.

Развитие читательской грамотности на уроках русского языка и литературы

Тема педагогического совета: «Формирование читательской грамотности как условие повышения результатов обучения». Повестка 1. Анализ учебно-воспитательной работы за 3 четверть. (классные руководители 2-9 классов, заместитель директора по УВР Тирских О.И). В докладе раскрываются особенности формирования читательской грамотности при обучении учащихся на этапе получения основного общего образования. Даётся характеристика читательской грамотности как ключевой компетентности человека в современном мире. Выступление на педагогическом совете «Формирование функциональной грамотности на уроках русского языка и. литературы». Тема педагогического совета: «Формирование читательской грамотности как условие повышения результатов обучения». Повестка 1. Анализ учебно-воспитательной работы за 3 четверть. (классные руководители 2-9 классов, заместитель директора по УВР Тирских О.И). Предпосылки формирования ности в 3) управления собственно учебным занятием, предполагающим соблюдение ряда методических установок и правил, которые нацелены на более рациональное распределение учебного времени для формирования и оценивания читательской грамотности школьников.

«Способы формирования читательской грамотности обучающихся 5-9 классов»

Успешность обучения обеспечивается уровнем развития навыков чтения и читательской грамотности ученика, т.к. содержание учебных предметов представлено в виде текстов различных видов, которые обучающимся предстоит о(у)своить. Базовым навыком функциональной грамотности является читательская грамотность. В современном обществе умение работать с информацией (читать, прежде всего) становится обязательным условием успешности. Вставить эту публикацию. Презентация "Читательская грамотность" выступление на педсовете. Как понять, что материал направлен на формирование читательской грамотности? 2. Основные понятия вебинара. fmc@ Понятие Читательская грамотность Читательская деятельность. Урок.

Презентация, доклад мастер -класс Приёмы формирования читательской грамотности

Он отлично подходит для любой стадии урока. Рассмотрим пример применния данного приёма на стадии "Вызов". На стадии "Вызов" можно предложить учащимся методом мозгового штурма в командах предположить, по каким направлениям они будут изучать новый материал. В результате этой работы, учащиеся сами формируют цели урока.

Информация записывается на доске. При записи предположений и их систематизации неизбежно возникнут противоречия или вопросы. Учитель переводит урок в стадию "Осмысление" и предлагает учащимся найти ответы на свои вопросы в новом материале.

Продолжается работа с данным приемом и на стадии "Осмысление": по ходу работы с изучаемым материалом вносятся исправления и дополнения в кластер. Большой потенциал имеет этот прием на стадии "Рефлексия": это исправления неверных предположений в «предварительных кластерах», заполнение их на основе новой информации, установление причинно-следственных связей между отдельными смысловыми блоками работа может вестись индивидуально, в группах, по всей теме или по отдельным смысловым блокам. Очень важным моментом является презентация "новых" кластеров.

Задача этой формы не только систематизация материала, но и установление причинно-следственных связей между элементами кластера. Например, как взаимосвязаны между собой смысловые блоки. Заданием может стать и укрупнение одного или нескольких элементов, выделение новых.

В зависимости от цели урока учитель может организовать индивидуальную самостоятельную работу учащихся или коллективную — в виде общего совместного обсуждения. Предметная область не ограничена, использование кластеров возможно при изучении самых разнообразных тем.

Приведите примеры. Задание 2 Перед тобой 2 текста. Сравни их и заполни таблицу. Умения читательской грамотности способствуют развитию критического и креативного мышления, кооперации и коммуникации; 2. Используя новые приемы и технологии урок становиться не только познавательным, развивающим, но и интересным; 3.

Развитие читательской грамотности способствует повышению качества образования по другим учебным предметам, а так же при написании ВПР, сдаче итогового собеседования и ГИА. Благодаря формированию читательской грамотности и 4К компетенций ученик становиться самостоятельной успешной личностью, способной к взаимосотрудничеству, активному общению, творческой деятельности, решению проблем и т. Пинская М. Методические рекомендации «Компетенциии "4К": формирование и оценка на уроке». Русский язык» ДПО Цифровая экосистема.

Слайд 6 Цель: -развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в дальнейшей жизни умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений. ЗАДАЧИ: - научить осознанно, правильно, выразительно читать; -извлекать из текстов интересную и полезную информацию; - самостоятельно выбирать книги для чтения; - работать с разными источниками информации словарями, справочниками, в том числе и на электронных носителях ; - высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении; - развивать потребность в чтении самостоятельном, инициативном. Слайд 7 Приём «Верите ли вы…» Может быть началом урока. Учащиеся, выбирая "верные утверждения" из предложенных учителем описывают заданную тему ситуацию, обстановку, систему правил.

Учитель, реализуя на данном этапе работы с текстом такие стратегии, как «Рассечение вопроса», «Мозговой штурм», прием «Инсерт», способствует актуализации предшествующих знаний и опыта, развивает воображение читателя, подготавливает читателя к восприятию текста. Рассмотрим метод «Инсерта» как предтекстовую стратегию читательской деятельности. Данная стратегия используется для работы со сложными научными текстами, и целью такой работы является мониторинг понимания читаемого текста и его критический анализ. Правила данной стратегии обозначены до начала предтекстовой деятельности: ставьте значки по ходу чтения текста на полях; прочитав один раз, вернитесь к своим первоначальным предположениям, вспомните, что вы знали или предполагали по данной теме раньше, возможно, количество значков увеличится. Следующий этап стратегии читательской деятельности — текстовой. Стратегия текстовой деятельности включает в себя выдвижение гипотезы о содержании текста, ее подтверждение или отклонение; контекстуальную и смысловую догадки и мониторинг чтения, то есть постановку и ответы на вопросы, ведение записей в самой различной форме, различные варианты работы со словом, кластеризацию. Рассмотрим более подробно одну из стратегий текстовой читательской деятельности — стратегию мониторинга чтения или постановки вопросов и ответы на них. Для погружения в смысл прочитанного, учащийся задается рядом вопросов: имеются ли в тексте слова, которые я не понимаю? Имеется ли в тексте информация, которая не согласуется с тем, что я уже знаю по этому вопросу? Понимаю ли я о чем или о ком идет речь? Как связаны друг с другом суждения основные мысли, положения? Текстовая стратегия в работе с различными видами текстов имеет свои особенности. Так, в работе с информационными тестами используются такие стратегии, как информационная карточка, чтение с пометками, море вопросов, карта определения, пирамида фактов; в работе с художественными тестами — пересказ, краткий пересказ, карта рассказа, пирамида рассказа, чтение с остановками, чтение в кружок, дерево вопросов, море вопросов, сжатие текста, аннотация; Рассмотрим текстовую стратегию «Чтение с остановками», которая применяется при чтении различных типов текстов. Ее цель — управление процессом осмысления текста во время его чтения. Суть заключается в чтении отрывка текста и ответах на вопросы к нему до перехода к чтению следующего отрывка. Вопросы направлены на контроль общего понимания прочитанного отрывка и прогнозирование содержания последующего. При чтении следующего отрывка читатель подтверждает или отклоняет свою гипотезу, сравнивая ее с реальным содержанием текста. Послетекстовая стратегия читательской деятельности — это заключительный этап работы с текстом, поэтому здесь важны задания различного уровня — от репродуктивного, продуктивного, коммуникативного до творческого; задания могут носить познавательный, учебный или практически-прикладной характер. На заключительном этапе читательской деятельности можно реализовать следующие стратегии: воспроизведение текста в форме краткого изложения без изменения структуры текста и с изменением его аннотация, реферат, резюме, выделение важного, обобщение, констатация значимости, трансформация текста в другую литературную или внетекстовую форму сценарий, пьеса, стихотворение, синквейн, биографическое творчество, иллюстрация и др. Творческое письмо Что такое творческое письмо? В данном случае это не совсем то, что вкладывают в это понятие наши зарубежные коллеги. Напомним, что, по мнению ряда зарубежных авторов, творческое письмо — это свободное и прежде всего художественное письмо. Во всяком случае, именно так понимается термин Сreative Writing в Великобритании, где подобным образом называют дисциплину, преподаваемую в британских университетах с XIX века. Считается, что каждый уважающий себя джентльмен в состоянии написать по-английски качественный художественный текст, стихотворение или мемуары. Правда, сегодня содержание этой дисциплины расширилось: задачи творческого письма стали более приземленными, практикоориентированными. Прекрасным опытом проведения специальных творческих мастерских владеет Франция1. Творческое письмо в нашем понимании — это коммуникативно-ориентированный продуктивный вид письменной речевой деятельности, ценностью и целью которого является сам творческий речевой, коммуникативный процесс. До тех пор, пока учитель будет рассматривать текст, созданный учеником, как конечный продукт для исправления ошибок, ученик будет бояться писать. Учитель должен рассматривать созданный учеником текст как эскиз, набросок, над которым ученик вместе с учителем работает дальше, улучшая тем самым этот продукт. В центре этой работы апробация собственных сил ученика, а не целенаправленный поиск ошибок как повод для наказания за его попытку. Коммуникативно-ориентированная работа над текстом как необходимый шаг к осуществлению успешной коммуникации. Выбор стратегии и тактики чтения в соответствии с коммуникативной целью, освоение позиции активного читателя. Традиционная коммуникативно-ориентированная работа с текстом строится по типу: от текста к коммуникации. Приведем пример урока данной направленности учителя Балясниковой Т. В начале урока для чтения предлагается стихотворение в прозе И. Тургенева «Милостыня».

7 практических советов по формированию читательской грамотности у младших школьников

Систематический замер и самозамер техники чтения. Очень важно систематически замерять технику чтения. Это нацеливает детей на результат, помогает им видеть, насколько подросла скорость чтения. Недавно я узнала о том, как важно научить детей читать про себя. Когда детей на начальном этапе формирования навыка чтения заставляют читать громко вслух и акцент делается на скорости, то тем самым тренируется только операция озвучивания текста, но осложняется его понимание. Любой ребенок скажет, что читать молча проще, но детям этого делать не дают. В итоге нередко происходит полное расщепление операций: дети обучаются бегло озвучивать тексты, абсолютно не понимая того, что они читают. При этом педагогическую проверку техники чтения учащиеся проходят без труда, и считается, что читать они умеют. Ребёнок читает предложение, состоящее из нескольких слов. Дочитав до 3-4 слова, он забыл первое слово.

Поэтому он не может уловить смысл предложения, не может связать все слова воедино. Необходимо в этом случае поработать над оперативной памятью. Делается это с помощью зрительных диктантов, тексты которых разработаны и предложены профессором И. Зрительные диктанты проводятся следующим образом. В каждом из18 наборов, предложенных профессором, имеется 6 предложений. Особенность этих предложений такова: если первое содержит всего 2 слова «Тает снег» - 8букв, то последнее предложение восемнадцатого набора состоит уже из 46 букв. Наращивание длины предложений происходит постепенно, по 1-2 буквы. Время работы со всеми наборами составляет примерно 2 месяца. Таким образом, за 2 месяца оперативная память развивается настолько, что ребёнок может уже запомнить предложение, состоящее из 46 букв, то есть из 8-9 слов.

Приём «Знаю, узнал, хочу узнать». Применяется как на стадии объяснения нового материала, так и на стадии закрепления. Слайд 9 Приём «Мозговой штурм» позволяет активизировать младших школьников, помочь разрешить проблему, формирует нестандартное мышление. Такая методика не ставит ребёнка в рамки правильных и неправильных ответов. Ученики могут высказывать любое мнение, которое поможет найти выход из затруднительной ситуации. Приём «Уголки» можно использовать на уроках литературного чтения при составлении характеристики героев какого-либо произведения.

Класс делится на две группы. Одна группа готовит доказательства положительных качеств героя, используя текст и свой жизненный опыт, другая - отрицательных, подкрепляя свой ответ цитатами из текста. Данный прием используется после чтения всего произведения. В конце урока делается совместный вывод. Слайд 10 Приём «Написание творческих работ» хорошо зарекомендовал себя на этапе закрепления изученной темы. Например, детям предлагается написать продолжение понравившегося произведения из раздела или самому написать сказку или стихотворение.

Эта работа выполняется детьми, в зависимости от их уровня развития. Приём «Создание викторины». После изучения темы или нескольких тем дети самостоятельно, пользуясь учебными текстами, готовят вопросы для викторины, потом объединяются в группы, и проводят соревнование. Можно предложить каждой группе выбирать лучшего — «знатока», а потом задать ему вопросы. Слайд 11 Приём «Логическая цепочка». После прочтения текста учащимся предлагается построить события в логической последовательности.

Данная стратегия помогает при пересказе текстов. Этот приём можно использовать при подготовке к пересказу большого по объёму произведения. Приём «Тонкие и толстые вопросы». Дети учатся различать те вопросы, на которые можно дать однозначный ответ тонкие вопросы , и те, на которые ответить определенно невозможно, проблемные толстые вопросы. Классификация вопросов заставляет вдумываться в текст и помогает лучше усвоить его содержание. Слайд 13 2.

Технология проблемного обучения. Она основана на создании проблемных ситуаций, активной познавательной деятельности учащихся, состоящей в поиске и решении сложных вопросов, требующих актуализации знаний, анализа, умения видеть за отдельными фактами явления. Для создания проблемных ситуаций используются также кроссворды, которые помогают определить тему урока или автора, а также выяснить уровень понимания произведения. Слайд 14 3. Проектная технология.

Большое значение имеет комплексная работа с текстом, его лингвостилистический анализ, написание сочинений- рассуждений, составление синквейнов и другие виды работы. Внимание к особенностям текстов, их композиции, стилистическому своеобразию убеждает учащихся в том, как важно свободно владеть речью, осознанно строить свои высказывания. Разнообразная работа с текстом позволяет достигать следующих результатов: формирование положительной мотивации изучения русского языка и литературы, развитие интеллектуальных умений и навыков учащихся, формирование творческого подхода к решению учебных задач, совершенствование речевого развития.

Это положительно сказывается на самооценке ученика, его успешности в учёбе и социуме, способствует более активной позиции. Ученики приобретают уверенность, активнее участвуют в конкурсах, проектной деятельности, в различных мероприятиях, повышая свой культурный уровень и коммуникативные компетенции. Формирование навыков смыслового чтения является необходимым условием развития метапредметных компетенций обучающихся. Формирование читательской грамотности не только помогает подготовиться к успешной сдаче ОГЭ, ЕГЭ, но и способствует разностороннему развитию личности ученика. Школа призвана развивать способность школьника реализовать себя в новых динамичных социально- экономических условиях, адаптироваться к различным жизненным обстоятельствам. Работа по развитию речи учащихся на уроках русского языка вносит существенный вклад в формирование общей культуры, всесторонне развитой, социально активной личности будущего выпускника школы. Говоря о важности формирования читательской грамотности учащихся современной школы в условиях реализации ФГОС, хочется отметить актуальность слов великого педагога и писателя К. Ушинского: «Уметь читать в широком смысле этого слова — значит, извлечь из мертвой буквы живой смысл».

Действительно, формирование читательской грамотности — это основной ресурс в формировании успешного человека, умеющего самостоятельно добывать новые знания и применять их в разнообразной деятельности. Литература: 1. Анисимова Л. Формирование читательской грамотности. Бродникова С. Развитие читательской грамотности учащихся на уроках русского языка и литературы.

Для того, чтобы увлечь учащихся процессом чтения книг, целесообразно проводить конкурсы сочинений по прочитанной книге: «Моя любимая книга», готовить выставки иллюстраций к любимым произведениям художественной литературы: «Смотрите, что мы читали! Воспитанию потребности в чтении будут способствовать и фотовыставка «Мои друзья читают»; и конкурс читательских дневников, страницы которого посвящены анализу прочитанных книг из фонда школьной библиотеки «За книжными страницами» и Недели книги. Сделать притягательным фонд школьной библиотеки помогут акция «Золотой список меценатов»; выставка книг, подаренных библиотеке с указанием дарителей; организация подписки на детские журналы и газеты. Таким образом, для развития читательской грамотности необходимо систематически организовывать работу учащихся с текстом не только на уроках чтения и литературы, добывать и вычленять информацию на каждом уроке, аргументировать свой ответ. В практике, на уроках литературы, рекомендовать почаще использовать философские рассуждения при написании сочинений, при выражении своей точки зрения, основанной на жизненном опыте учащихся. Использовать дополнительные индивидуальные задания с успешными учащимися по предмету. Развивать умения грамотного читателя, проводить постоянный мониторинг понимания прочитанного. Если мы систематически и целенаправленно будем использовать методические приемы в работе над развитием чтения, то сформируем читательскую самостоятельность школьников, а ценность книги и чтения снова станет неоспоримой. Желаю вам учеников, умеющих читать вдумчиво, выразительно, осмысленно и продуктивно. Использованная литература: 1. Анисимова Л. Формирование читательской компетентности. Коротаева Е. Алексеева С. Костиневич С.

Презентация "Формирование читательской грамотности в аспекте развития 4К-компетенций"

Затем педагог задает вопрос и бросает мяч либо вручает канцелярскую принадлежность игроку. Игрок должен повторить вопрос и ответить на него. Если в ответе есть «запрещенное слово», то вместо этого слова надо говорить условленное слово. Пример: «Запрещенное слово»- «красный», условленное слово «абракадабра». Педагог: Ромашка белая, а роза — какая? От 7 лет.

Текст может быть любым... Каштаны уже развесили зеленые тряпочки,- новые, еще сморщенные листочки. Вдали забелела стайка берез. Мы обогнули зеленую полянку и пошли к голубой воде». Пособие «Частослов».

Для успешного формирования читательской грамотности, необходима отработка автоматизации чтения, навыков техники чтения, ритма чтения. В пособии подобраны 1000 наиболее часто встречающихся слов, в том числе с трудными буквосочетаниями. Читаем по горизонтали либо по вертикали. Прочитывая строки и столбцы, ребенок отрабатывает необходимые навыки техники, скорости, ритма, чтение идет намного легче. Соответственно, ребенок понимает текст лучше.

Следуя из требований сегодняшнего развивающегося быстрыми темпами общества, выделяется главная составляющая — это чтение. Чтение осознанное, направленное на приобретение знаний и тех знаний, которые помогут человеку быть конкурентоспособной личностью. Масштабность проблемы чтения. На сегодняшний день мы наблюдаем падение интереса к чтению, а отсюда и дефицит знаний, информации. Падение интереса к чтению — это ступень к кризису читательской грамотности и культуры. Как это ни парадоксально, но в условиях стремительного развития мира информационно-коммуникационных технологий в обществе сокращается доля читающего населения. Данная проблема масштабна — это не проблема одного человека, а проблема целого общества. Как такую глобальную проблему может решить обычный учитель? Да, он не может объять необъятное, но он может в каждом своём ученике раскрыть умения, и направить их на приобретение знаний, необходимых ему для развития и самосовершенствования, а также помочь ему научиться учиться.

В чем же причины падения интереса к чтению и постоянного его уменьшения по мере взросления. Ведь, если сегодня не читающий ребёнок, то завтра — не конкурентоспособная личность. В чем же причины низкого уровня чтения у подрастающего поколения? Как тогда учителю изменить сложившуюся ситуацию по отношению к чтению? Для этого нужно понять, в чем же заключается сущность понятия «читательская грамотность» в контексте современного мира? Читательская грамотность — это не перелистывание книги, рассматривание картинок, это умение размышлять над прочитанным текстом, отбирать необходимую информацию в огромном потоке информации и найти ей применение в своей жизненной ситуации. Это первая ступень в функциональной грамотности — фундаментальная основа, способствующая активному участию человека в социальной, культурной, политико-экономической деятельности и, конечно же, это обучение на протяжении всей жизни. Смысловое чтение текста, которое лежит в основе всех эффективных реформ образований, поможет выстроить систему работы на уроках каждому учителю. Если цель школьного обучения — формирование успешности каждого ученика, то формирование читательской грамотности — это основной ресурс в формировании успешного человека, умеющего добывать самостоятельно новые знания и применять их в разнообразной деятельности.

Значит, цель смыслового чтения — максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить информацию, это внимательное «вчитывание» и проникновение в смысл текста с помощью его анализа.

Вопросы направлены на контроль общего понимания прочитанного отрывка и прогнозирование содержания последующего. При чтении следующего отрывка читатель подтверждает или отклоняет свою гипотезу, сравнивая ее с реальным содержанием текста.

Послетекстовая стратегия читательской деятельности — это заключительный этап работы с текстом, поэтому здесь важны задания различного уровня — от репродуктивного, продуктивного, коммуникативного до творческого; задания могут носить познавательный, учебный или практически-прикладной характер. На заключительном этапе читательской деятельности можно реализовать следующие стратегии: воспроизведение текста в форме краткого изложения без изменения структуры текста и с изменением его аннотация, реферат, резюме, выделение важного, обобщение, констатация значимости, трансформация текста в другую литературную или внетекстовую форму сценарий, пьеса, стихотворение, синквейн, биографическое творчество, иллюстрация и др. Творческое письмо Что такое творческое письмо?

В данном случае это не совсем то, что вкладывают в это понятие наши зарубежные коллеги. Напомним, что, по мнению ряда зарубежных авторов, творческое письмо — это свободное и прежде всего художественное письмо. Во всяком случае, именно так понимается термин Сreative Writing в Великобритании, где подобным образом называют дисциплину, преподаваемую в британских университетах с XIX века.

Считается, что каждый уважающий себя джентльмен в состоянии написать по-английски качественный художественный текст, стихотворение или мемуары. Правда, сегодня содержание этой дисциплины расширилось: задачи творческого письма стали более приземленными, практикоориентированными. Прекрасным опытом проведения специальных творческих мастерских владеет Франция1.

Творческое письмо в нашем понимании — это коммуникативно-ориентированный продуктивный вид письменной речевой деятельности, ценностью и целью которого является сам творческий речевой, коммуникативный процесс. До тех пор, пока учитель будет рассматривать текст, созданный учеником, как конечный продукт для исправления ошибок, ученик будет бояться писать. Учитель должен рассматривать созданный учеником текст как эскиз, набросок, над которым ученик вместе с учителем работает дальше, улучшая тем самым этот продукт.

В центре этой работы апробация собственных сил ученика, а не целенаправленный поиск ошибок как повод для наказания за его попытку. Коммуникативно-ориентированная работа над текстом как необходимый шаг к осуществлению успешной коммуникации. Выбор стратегии и тактики чтения в соответствии с коммуникативной целью, освоение позиции активного читателя.

Традиционная коммуникативно-ориентированная работа с текстом строится по типу: от текста к коммуникации. Приведем пример урока данной направленности учителя Балясниковой Т. В начале урока для чтения предлагается стихотворение в прозе И.

Тургенева «Милостыня». Далее задается вопрос: Как вы понимаете значение слова «милосердие»? Обращаемся за помощью к словарю С.

Ожегова Ожегов С. Словарь русского языка. Но текст является исходным пунктом для организации широкой контекстной работы, которая представлена следующими слайдами: Далее следуют короткие зарисовки с красивыми видеорядами , подготовленные школьниками, о каждом из поступков перечисленных выше людей и организаций.

Учитель поясняет. Термин «милосердие» непопулярен сегодня. Звучит ряд вопросов, обращенных к ученикам: Нужно ли милосердие сегодня?

Нужно ли милосердие в повседневной жизни? Нужно ли помогать пожилым, больным, бедным людям? Как вы считаете, нужно ли приносить себя в жертву ради помощи другим людям?

А можно ли приносить в жертву одних людей ради помощи другим? Нужно ли проявлять милосердие к «падшим» людям: бомжам, пьяницам, наркоманам? Так, завязывается коммуникация.

Ее усиливают показ картины В.

На любом уроке мы работаем с различной информацией,которая чаще всего представлена в виде текста. И для того, чтобысформироватьданную грамотность учитель должен построить свое занятие таким образом, чтобыработа с текстом представляла собой не просто группу вопросов, но и заданийразного уровня сложности, применяя при этом дифференцированный подход к отборуматериала. Такой способ работы с информацией способствует развитию такихумений, как: 1. Понимание текста —это один из ключевых навыков, которым должен обладать современный школьник. В21 веке — веке цифровых технологий — проблема понимания текстов особенноактуальна, так как все мы находимся в мире переизбытка информации, которуюважно не только выбрать, но и переработать, сделать простой и доступной дляпонимания. Чтобы научить ребенка воспринимать и анализировать данные,содержащиеся в том или ином информационном тексте, важно обращатьсяк разным источникам информации. А художественные тексты — лишьодин из них.

Нужно еще научить ребенка понимать графики и диаграммы, видео икартинки, комиксы и фотографии, аудиосообщения — словом, любой источник,который можнои нужно правильно осмыслить.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий