Черты нацистской идеологии

это государственная тоталитарная идеология, направленная на господство одной (титульной) нации, причём соблюдается "принцип крови", как в иудаизме - к этой нации ты. Ими были названы шесть базовых черт фашистских и коммунистических режимов, которые в своей совокупности составляют модель тоталитарной диктатуры. Эти общие черты таковы. Подводя итоги данной темы, стоит отметить, что фашизм и нацизм две совершенно разные идеологии, имеющие как общие направления, так и кардинальные различия. Nationalsozialismus), более известный как нацизм, — тоталитарная[1][2][3] ультраправая идеология[4][5], являющаяся формой фашизма с элементами расизма и антисемитизма[6]. Нацизм — это болезнь, которой мир переболел в прошлом веке, но нацисты живы до сих и исповедуют ту же ущербную идеологию, но уже под названием неонацизм.

В чем заключались основные положения идеологии нацизма

Nationalsozialismus), более известный как нацизм, — тоталитарная[1][2][3] ультраправая идеология[4][5], являющаяся формой фашизма с элементами расизма и антисемитизма[6]. Идеология нацизма, возникшая в Германии в первой половине XX века, имела свои исторические предпосылки, которые сформировали базу для развития этой идеологии. Фашизм и его идеология – типичный продукт империализма XX века. Он нуждался прежде всего в идеологии «стадного» типа и конструировал её из подручного исторического материала. Национал-социализм. Это движение известное под термином «нацизм» стало официальной политической идеологией в Третьем рейхе.

26. Фашизм-его признаки и сущность

Формируемые УУД: Личностные — осознание опасности распространения идей нацизма в обществе. Познавательные — получение знаний о зарождении, распространении и результатах воплощения этой идеологии в 20 — начале 21 века. Коммуникативные — умение работать в группе, слушать мнение других, выражать свое мнение по проблеме. Регулятивные — формулировать цель урока вместе с учителем, определять задачи своей деятельности на каждом этапе. Подготовительный этап: Учащиеся в группах заранее готовят сообщения по теме, иллюстрируя их фотоматериалами в соответствии с планом урока. Общее понятие о нацизме как идеологии. Фашизм — как идеология Германии 30-х годов 20 века.

Неонацизм в Европе и США. Неонацизм в России. Ход урока 1. В каком государстве нацизм стал государственной идеологией? В 21 веке нацизм как идеология существует? Считаете ли вы эти идеи опасными для общества?

Вместе с учащимися формулируем цель урока. Работа с источником — приложение 1. Беседа по вопросам: 1. Какие факторы послужили источником германского нацизма? В чем заключается главная идея нацизма? Нацимзм — общее название идеологии политических или общественных движений, исповедующих национал-социалистические взгляды.

Нацистская доктрина включает: шовинизм , фашизм , расизм , гомофобию и антисемитизм. Его внешнее проявление - использование нацистской символики и воспевание Адольфа Гитлера. Суть нацизма - в теории Гитлера о неполноценности рас и наций, которую он заимствовал из теорий о расовом превосходстве немцев, появившихся еще в 19 веке. Арии обладали высокой, культурой могли перемещаться во времени и пространстве, читать мысли, силой мысли воздвигать различные сооружения. Эти знания об ариях — мистика, а не наука. В 1933 г.

Идеология фашизма — вождизм, антидемократизм, антикоммунизм, крайний национализм, оправдание геноцида, всевластие государственной машины. При своем становлении фашизм опирается на идеологию мелкой буржуазии. Методы фашизма - жесткая диктатура, применение крайних форм насилия и массового террора.

Бровко [20, c.

Антифашистские взгляды отдельных церковных деятелей, также как и представителей их паствы, не меняли общей картины — Церковь, как влиятельнейший социальный институт, заняла по отношению к фашизму и нацизму, как минимум, позицию благожелательного нейтралитета. Религиозный церковный фактор остаётся значимым и сегодня. Не случайно его столь активно использовали и используют в современной Украине для разжигания ненависти к России, русским и РПЦ. Огромную роль в достижении консенсуса фашизма и народных масс играет уровень обучения и воспитания последних, и прежде всего, молодёжи.

При этом, акцент делается не на разум, а на «базовые инстинкты» и сильные негативные чувства, прежде всего — на ненависть к чужим, другим, непохожим. И действительно, как утверждал Жак Лакан, французский психоаналитик, философ и психиатр, «ненависть, как и сама любовь, — безграничное поприще» [18]. Оставалось привить, точнее развить, «правильные» инстинкты у германского народа. Осуществлять данную метаморфозу следовало, прежде всего, через систему образования.

Потому-то в числе первых шагов фашистской власти в Германии значились массовые чистки учителей и преподавателей. Третьему Рейху нужны были не подлинные личности, а дивиды — люди с фрагментарными представлениями о действительности. Такими проще манипулировать, навязывая им свою волю, в том числе звериную ненависть к выдуманным врагам-«недочеловекам», как внутренним евреи, цыгане , так и внешним славяне. Поэтому система образования любого фашистского государства направлена не на самостоятельное развитие личности, а на её формирование в жёстко определённых рамках.

Типового оуновца описал участник ликвидации бандеровского подполья, ветеран органов госбезопасности Г. Санников: «Карпо был страшным человеком. В крови по локоть — не один десяток людей собственноручно повесил… дальше села, потом леса нигде не был, города не видал» [11]. Такие малограмотные, наивные и жестокие люди идеально подходили бандеровским бандам.

От них требовали лишь фанатичной веры и покорности главарям, а также готовности пойти на любые злодеяния. Думать было не надо. Шухевич повторял: «Холоп не смеет политиковать, он должен слушать и безоглядно выполнять приказы провода бандеровских главарей — авт. Дать холопу политическое образование — это значит предоставить ему возможность критиковать провод, думать над тем, правильную или неправильную политику ведёт провод, — этого допустить нельзя» [13].

Доживи Шухевич до наших дней, он был бы в восторге от бандеризации и разрушения системы образования Украины. Его дух… переродился в чудовище национал-социализма и был уничтожен в итоге только Красной армией в 1945 году… Нынешний украинский радикал тоже вырос за ученической скамьёй, — написал заместитель председателя Совета Безопасности России Д. Медведев в своём Telegram-канале. Пассионарная часть украинцев последние 30 лет молилась на Третий рейх...

Не стоит удивляться, что преобразившуюся ментально в Третий рейх, записавшую в учебники по истории имена иуд и нацистских прихвостней Украину, его же судьба и постигнет» [10]. Кравцов сообщил, что более 50 экспертов, педагогов и историков провели анализ учебников, методических пособий, по которым работали учителя, учились дети на территории Украины. Оказалось, что в них целенаправленно фальсифицировались целые главы истории. Приведу лишь одну оценку министра: «В учебниках истории Бандера и Шухевич названы героями, которые культивируются.

В ней впрямую нацизм возводился в абсолют» [19]. И всё это «творчество» финансировалось иностранными государствами. К этому добавим, что осуществлялась эта информационно-идеологическая кампания ещё с конца 1980-х годов. Напомним, что в январе 1989 г.

Как наставлял своих эсэсовских «прихожан» Г. Гиммлер, «недочеловек — духовно гораздо ниже, чем зверь — следовательно расизм может принять форму геноцида в отношении советского народа». А Гитлер так ориентировал своего румынского визави Антонеску: «моя миссия — уничтожить славян». Безусловно, нормальный человек, с образованием и воспитанием, в здравом уме никогда не воспримет столь бредовые идеи как правду, и тем более не станет участвовать в их реализации.

Лестницей, ведущей человека вниз к такому звериному состоянию, является путь постепенного отказа от принятых в обществе правил и морали. Соблазн облегчения постоянно действующих ограничительно-сдерживающих установок — фактор относительной лёгкости восприятия «безумных» содержаний идей , преобладающих в этих содержаниях деструктивных и автодеструктивных тенденций, средним «нормальным» человеком. Вот, почему коллективный Запад так настойчиво разрушал Советский Союз изнутри, разлагая мораль и нравственность советского человека начиная с партийной и государственной «элиты». Вот, почему ЦРУ США в холодной войне делало главную ставку в политическом противостоянии с СССР на разрушение его образования, науки и культуры щедро поощряя «лучших» «печеньками», вплоть до Нобелевской премии.

Ими стали Россия, Украина, Беларусь и другие государства Русского мира. Владислав Дутчак — главный идеолог и вербовщик запрещённого в РФ «Азова» по прозвищу «доцент», начал свою трудовую деятельность в 1992 г. Будучи пленён в ходе спецоперации, этот профессиональный историк-этнограф, кандидат философских наук, доцент, с 2017 г. Поэтому для коллективного Запада так важен глобальный хаос, нравственное падение и фрагментарное мышление современного человека.

В этой связи справедливо замечено, что «праворадикальные движения пытаются собрать под свои знамёна… разочарованных и дезориентированных людей, оказавшихся на обочине процессов глобализации… У них вновь появился шанс соблазнить этих людей проектом, ущербность и преступность которого история однажды уже доказала» [20, c. Путь к победе лежит через денацификацию государств обществ , поражённых «коричневой чумой». А ещё эта борьба должна быть честной. Она не терпит лукавства, фальши, двойных стандартов.

Нужны верные, взвешенные, умные решения в сфере науки и образования: просвещения, обучения, воспитания, развития личности. В этой связи необходимо особо выделить проблему сохранения исторической памяти и эффективного противодействия фальсификациям истории. Скажем прямо — начиная с эпохи пресловутой «перестройки», на историческое сознание нашего народа оказывается постоянное и мощное деформирующее воздействие, основными субъектами которого выступают как внешние силы, так и аффилированная с ними, и потому по сути своей предательская, внутренняя оппозиция. Следует также признать, что в последние годы существования СССР ряд государственных институтов, «с лёгкой руки» М.

Горбачёва, фактически потворствовал этой деструктивной деятельности. В «лихие девяностые годы» ситуация не была переломлена, негативные последствия чего сущностные и формальные, в том числе организационно-кадровые мы ощущаем до сих пор. Нередко и сейчас правильные слова плохо подкрепляются практическими действиями, которые, даже в самых лучших случаях, производят впечатление разрозненных и паллиативных. История может и должна стать мощным фактором духовной и материальной силы российского общества.

Нам не обойтись без соответствующих решений, принятых на высшем государственном уровне. Например, давно назрела потребность в максимально объективных историко-юридических оценках таких событий, как «Куропаты», «Катынь», «Советско-германский договор 1939-го года» и др. Как долго ещё мы будем в ущерб себе игнорировать факты и признавать ложные перестроечно-горбачёвские трактовки истории? Собственно сказанное относится ко всему советскому периоду отечественной истории.

История есть единый, неразрывный процесс. Наше дальнейшее движение вперёд невозможно без адекватного освоения опыта прошлого, что включает как знание ошибок, так и опору на достижения, среди которых важнейшее место занимает выстраданное понимание того, что общественный интерес выше личного, а все люди равны в главном — в своём праве на достойную и счастливую жизнь. Без этого нам не защитить себя и других от фашистской заразы, без этого невозможно победить фашизм. Примечания В данном контексте фашизм рассматривается как идеология, общественное движение и форма политического режима.

Подробнее см. Антироссийская Украина: от марионетки Германии и Австро-Венгрии до американской оккупации и войны против России. Украинский фронт войны против России. Интересно, что термин «тоталитаризм» от позднелатинского totalitas — целостный , причем в позитивном ключе — как характеристика сильного государства, был впервые использован Б.

Муссолини вскоре после его прихода к власти в Италии, в середине 1920-х годов. Однако уже через несколько лет это понятие взяли на вооружение антифашисты, которые стали применять его в выраженном негативном контексте, резко критикуя порядки, установленные в гитлеровской Германии. Например: «Фашизм — социально-политические движения, идеологии и политические режимы тоталитарного типа.

А пятый пункт предполагал фактическое изгнание из Германии всех немцев: «Любой, кто не является гражданином государства, может жить в Германии только как гость и должен быть признан субъектом законов для иностранцев». Так расизм и антисемитизм заявлялись совершенно открыто и недвусмысленно. Программа партии была во многом революционна — прежде всего с точки зрения международных отношений, так как первым же пунктом утверждала пангерманистские стремления по объединению всех немцев в едином государстве, то есть в первую очередь объединение Австрии и Германии в единое государство. В программе НСДАП не было ничего откровенно нового и оригинального, кроме той степени демагогической силы, с которой проповедовались изложенные в ней принципы, и тех последствий, которые повлекла эта программа.

Однако в середине 1920-х годов пункты национал-социалистической программы не вызывали впечатления чего-то большего, чем простой демагогии. Эта программа была создана для всех классов и слоёв общества, была результатом баланса самых разнообразных и противоречивших друг другу интересов: «Для всех немцев — Великая Германия. Для шовинистов — антисемитизм. Для баронов — чистота германской расы. В круговороте фашистской свастики. Энциклопедия символов Третьего Рейха. Для крестьян — принудительное безвозмездное отчуждение земель общего пользования, отмена арендной платы и т.

Для рабочих — национализация трестов и разделение прибылей. Для всех трудящихся — уничтожение нетрудового дохода и задолженности... Для имущих классов — борьба с марксизмом и, в частности, коммунизмом. Наконец, всем женщинам Гитлер в речах своих обещает "вместо равноправия — мужей"»4. Так охарактеризовал пёструю национал-социалистическую программу в 1933 г. Как и Муссолини в Италии, Гитлер балансировал на грани противоречивых интересов и сумел использовать их таким образом, чтобы прийти к власти. Причём и в итальянском, и в немецком случае прихода к власти фашистов решающим фактором была «коммунистическая угроза», противоядие против которой судорожно искали представители привилегированных классов.

Примечательно, что промышленники и буржуазия обнаруживали тенденцию не доверять радикальной риторике вождей обеих фашистских революций, так как видели в ней только популистские уловки, необходимые для того, чтобы завладеть душами масс. За будоражащими толпу выступлениями Гитлера представители крупного капитала не увидели свойственной ему веры в своё признание, посчитав его только хорошим артистом, оратором, готовым на компромисс политиканом без убеждений. На практике же оказалось, что имущие классы недооценили реальной подоплёки этой риторики, не поняли, что за ней скрываются не только демагогия и популизм, но и вера в свой мессианизм преобразователя общества и 4 Устрялов Н. Представители имущих классов Италии и Германии просто не могли представить образ мыслей поддерживаемых ими народных вождей, каждый из которых имел богатый жизненный опыт полуголодных блужданий по городским улицам. Однако у Гитлера мессианизм был истинно фанатичным, бешеным и непримиримым. Этой непримиримостью и фанатизмом он заметно отличался от Муссолини. Ведь это факт, что никто, пожалуй, не пользуется таким доверием немецкого народа, как я.

В будущем, верно, никогда не будет другого такого человека, который имел бы авторитет больший, чем имею я. Следовательно, моё существование есть фактор огромного значения. Но я могу быть в любой момент уничтожен каким-нибудь преступником, каким-нибудь идиотом... Никто не знает, как долго я ещё проживу. Поэтому пусть лучше столкновение произойдёт сегодня. В сущности — только три великих государственных деятелей во всём мире: Сталин, я и Муссолини. Муссолини — слабейший.

Сталин и я — единственные, кто видит будущее»5. Показательно, как откровенно, холодно, цинично и в то же время подробно останавливался Гитлер на вопросах управления сознанием масс. Гитлер выразил взгляды Густава Ле-бона языком практика, уличного агитатора, пропагандиста митингов и пивных. Если бы Гитлер не был осуждён 204 5 Цит. До горького конца. Записки заговорщика. Смоленск: Русич, 2002.

Примечание на с. Подход Гитлера к управлению массами можно суммировать следующим образом. Масса не состоит из профессоров и дипломатов, она не видит нюансов и полутонов, она инстинктивна, косна и бездумна, а значит, нуждается в страсти, чувстве, фанатизме, вере, а не разуме, во впечатлении, а не в знании. Массы не нуждаются в объяснениях, но жаждут утверждений. Именно в силу этого свойства речи на митингах национал-социалистов сейчас кажутся такими плоскими и банальными, наполненными общими фразами и восклицаниями, без глубоких мыслей и сложных конструкций. Эти речи не ставили целью тронуть разум, а должны были пробудить эмоции, для чего и сопровождались факельными шествиями, соответствующей атрибутикой и особым стилем самого их произнесения. Вождь национал-социализма презирал массы, которым нужно было дать лучших вождей.

Массовость партии по мысли Гитлера сама по себе давала право на власть. Парламент рассматривался идеологами национал-социализма как безответственный и аморальный институт, в силу чего национал-социалистическая партия не воспринималась своими членами как парламентская партия, и парламент был ей нужен только на первых порах. Как и итальянский фашизм, национал-социализм Германии был вызван к жизни реакцией на коммунистическую опасность со стороны буржуазных классов и стал одним из результатов Первой мировой войны. Победители итальянцы выиграли эту войну, но чувствовали себя обманутыми и проигравшими, немцы войну проиграли, но чувствовали, что могли победить. Крах империи Гогенцоллернов объяснялся в этих условиях не слабостью войск, не военным поражением, а революцией в тылу. Являясь представителем мелкобуржуазной среды, Гитлер умело сочетал эксплуатацию патриотических чувств с социалистической риторикой. Патриотическое чувство побеждённой и оскорблённой Германии было синтезировано с насущными потребностями масс.

Как и Муссолини, Гитлер оказался правым политическим деятелем нового типа. Прежние юнкерские элиты не имели его мелкобуржуазного чутья и не умели так эксплуатировать социальные темы, как это удавалось ему6. Именно Гитлеру удалось соединить великодержавную риторику потомственного высшего чиновничества Пруссии с чаяниями народных масс, выходцем из которых он был. Средний класс: социальная база фашизма и реальная экономическая подоплёка победы нацизма Несмотря на мелкобуржуазную социальную базу, привели Гитлера к власти прежде всего промышленные круги — крупнейший военно-химический концерн «И. Фарбениндустри» и крупнейшая металлургическая монополия Германии «Стальной трест» «Ферайнигтештальверке» , возникшая в Германии в 1926 г. Консолидация «Стального треста» проходила с помощью американских банкиров, предоставивших организации долгосрочные займы более чем на 100 млн долларов. На момент прихода Гитлера к власти в 1933 г.

Психология масс и фашизм. В годы Второй мировой войны «Стальной трест» был одной из наиболее мощных монополий нацистской Германии, тесно связанной с концернами «И. Фарбениндустри», «Сименс» и др. Интеллектуалы — Карл Хаусхофер, Готфрид Фе-дер и другие — были представителями тонкого слоя носителей идеологии, завесой идеологических смыслов поверх примитивного движения, скрывающими мощные рычаги грубой экономической силы и экономического интереса монополий. Причём далеко не всегда интеллектуалы, связываемые с нацизмом, ему симпатизировали или разделяли все идеологические установки гитлеризма, хоть он и пытался апеллировать к их авторитету. Потребности промышленного капитала и поддержанная массами идеология нацизма привели Гитлера к власти. Две эти мощные силы — промышленные магнаты и социальная база нацистов в лице представителей мелкой буржуазии — объединились, стали работать на Гитлера.

Причём средние классы общества, массы электората не знали об этой второй силе, выдвигавшей Гитлера вперёд. Опираясь на эти силы, Гитлер стал канцлером, а затем и президентом, сосредоточив в своих руках беспрецедентную власть. Он пришёл к власти демократическим путём, но укреплял её, изменяя законы и прибегая к террору. Он не был общенациональным лидером в демократическом, неавторитарном понимании, как, например, Махатма Ганди. Его власть покоилась на штыках СС, концентрационных лагерях и поддержке со стороны отдельных, 205 пестуемых государством групп населения — членов партии, околопартийных организаций, чиновников, силового блока. Гитлера активно поддерживала консервативная, крайне правая и радикальная интеллигенция. Либеральная немецкая интеллигенция пассивно стояла в стороне и наблюдала за происходившим.

Во многом это объяснялось тем обстоятельством, что последователей Гитлера, как и его самого, недооценили и считали меньшим злом, чем торжество коммунистов. Особенностью союза нацистов с промышленниками было то, что его стороны плохо понимали друг друга, у них были разные мотивы и разные цели. Промышленники и банкиры, так же как и аристократические круги, полагали, что Гитлер куплен, считали, что он обычный и при том недалёкий экспрессивный демагог. Если они и читали его книгу, то не придавали ей значения, что не удивительно, так как подобная дикость не могла восприниматься образованными людьми всерьёз. И именно здесь они просчитались. Привыкнув всё измерять деньгами, они не смогли понять, что всё написанное Гитлером говорилось всерьёз. Шелленберг, — тысячи людей с самым разным прошлым и по совершенно различным причинам поспешно примкнули к национал-социалистическому движению.

Как и большинство этих людей, я был уверен, что Гитлер — реалист в политике и что, добившись власти, он откажется от наиболее экстремистских и неразумных аспектов своей программы, таких, как меры против евреев. Эти средства, возможно, были хороши для того, чтобы вербовать сторонников в прошлом, но, разумеется, они не могли служить принципиальной основой управления современным государством»7. Точно 206 7 Шелленберг В. Мемуары гитлеровского разведчика. В 1933-1934 гг. Он, как и большинство, рассматривал Гитлера с точки зрения обычного «здравого смысла» и экономической подоплёки внутриполитической борьбы в Германии. В целом их ожидания оправдались, хотя они и ошиблись в некоторых деталях.

Гитлер и его бюрократия не стали таким орудием, которым круппы и тиссены могли бы командовать как хотели; им пришлось разделить свою власть с нацистской бюрократией, а в ряде случаев и подчиниться ей. Однако нацизм, принёсший экономический ущерб всем остальным классам, заботливо опекал интересы наиболее мощных групп германской промышленности»9. В высшей степени показательна судьба Фрица Тиссена, человека, которого в первые годы правления Гитлера называли истинным королём Германии. Сразу после прихода нацистов в 1933 г. О расовой картине мира Гитлера и её значении для принимаемых решений см. Гитлер над Европой? Гитлер против СССР.

Бегство от свободы. Человек для себя. Позднее гауляйтеры Эссена, Дюссельдорфа и Северной Вестфа-лии признали право Тиссена налагать вето на любые решения, принятые в сфере экономики. Однако уже в 1939 году Тиссен покинул Германию, что не спасло его от нацистских концлагерей — заксенхаузена, Бухенвальда и Дахау10. Процесс сращивания государства и партии, партии и бизнеса проходил по нацистским правилам государственного капитализма, а бывшим спонсорам партии, благодаря которым фюрер пришёл к власти, пришлось либо смириться со своей судьбой, либо уйти с государственной сцены. Между тем ответы на многие вопросы лежали в книге самого фюрера. Его мотивы были не в плоскости экономики.

Социальной базой НСДАП между мировыми войнами выступали нижние слои среднего класса11, мелкая буржуазия — то есть преимущественно те люди, которых Владимир Ильич Ленин едко и уничижительно именовал «хозяйчиками»12. При этом Гитлер пытался заигрывать и с рабочими, и с высшими классами. Его политическая программа и агитация были в высшей степени эклектичным балансированием на острие интересов самых разных социальных групп и их оттенков. Само название партии — Национал-социалистическая рабочая партия Гер-мании13 — было продиктовано желани- 10 Тиссен Ф. Я заплатил Гитлеру. Исповедь немецкого магната, 1939-1945. Германский национал-социализм.

Полное собрание сочинений: в 58 т. Если выбросить из книги Адольфа Гитлера все человеконенавистнические размышления о евреях, призвании арийского человечества и прочую иррациональную, пронизанную эмоциональным накалом патетику в стилистике жёлтой прессы и теорий кон-спирологических заговоров и мировой закулисы, то получится практическое пособие по политическому пиару, политической рекламе и политической психологии. Самое интересное, что вдохновляли Гитлера. В своей книге Гитлер описывал, как однажды попал на массовую демонстрацию коммунистов. Обилие красных знамён и гвоздик, энтузиазм людей и яркость зрелища в целом настолько поразили его, что именно красный цвет лёг в основу партийного флага НСДАП. Остро чувствовавший массы Гитлер приложил максимум усилий к тому, чтобы внешние формы его партии были близки пролетариату Германии, несмотря на все мелкобуржуазные пункты партийной программы. Внешняя сторона массовой работы и пропаганда были чрезвычайно успешны.

Соединив несоединимое, Гитлер добился успеха, в котором сомневались прозорливейшие из аналитиков. Сомневался Николай Устря-лов, сомневался Эрнст Генри. Идеолог национал-большевизма Устрялов считал, что программа и социальная база национал-социализма настолько пестры, что удержаться у власти будет чрезвычайно сложно. В бестселлере заретушировать гитлеровский «социализм» и пресечь любые возможные нежелательные ассоциации, которые могли бы связать в сознании читателей особенности социально-экономической политики в Третьем рейхе и СССР. Моя борьба.

Гитлер полагал, что немцы принадлежат к высшей расовой группе, которую он называл «арийской». Немецкая «арийская» раса одарена от природы больше, чем другие расы, утверждал Гитлер, и обладающим таким биологическим превосходством немцам полагалось управлять обширной империей, охватывающей всю Восточную Европу. Внутренняя угроза таится в смешанных браках между немцами-«арийцами» и представителями низших по своей природе рас: евреев, цыган-рома, африканцев и славян. Потомство от этих браков, заявлял он, «разбавляет» исключительные характеристики, передаваемые с немецкой кровью, ослабляя расу в ее борьбе с другими расами за выживание.

В период между войнами немецкое государство еще больше ослабляло немецкую «арийскую» расу, разрешая рождение детей у людей, которых нацисты считали генетически вырождающимися и вредно влияющими на чистоту расы в целом: людей с физическими и умственными отклонениями, закоренелых или профессиональных преступников и лиц с «асоциальным поведением» — каким оно было в понимании нацистов — включая бездомных, женщин, предположительно ведущих беспорядочную половую жизнь, нетрудоспособных людей, алкоголиков и т. Немецкая «арийская» раса также подвергалась угрозе исчезновения извне, поскольку, по мнению Гитлера, Веймарская республика проигрывала в конкурентной борьбе за землю и по росту населения «низшим» славянской и азиатской расам. В этой конкурентной борьбе «еврейская раса» усовершенствовала свой традиционный социалистический инструмент — советский коммунизм, — чтобы мобилизовать иначе ни на что не способных славян и провести немцев, заставив их считать, что искусственный механизм создания классового конфликта важнее естественного инстинкта расовой борьбы. Гитлер считал, что нехватка жизненного пространства снизила рождаемость среди немцев до опасно низких уровней. И еще больше ухудшал положение дел тот факт, что Германия проиграла Первую мировую войну и по Версальскому мирному договору вынуждена была отдать тысячи миль ценных земель своим соседям. Чтобы выжить, утверждал Гитлер, Германия должна сломать враждебное окружение страны и отвоевать огромные территории на востоке у славян. Завоевание восточных территорий обеспечило бы Германию пространством, необходимым для того, чтобы значительно увеличить свое население, ресурсами для пропитания этого населения и средствами для реализации биологического предназначения быть господствующей расой с соответствующим этому статусом мировой державы. Для Гитлера и нацистов главным врагом как внутри Германии, так и за ее пределами представлялись евреи. Этим, как утверждалось, генетически низшим расовым типом были порождены эксплуататорские капиталистическая и коммунистическая системы.

В своем стремлении к расширению господства евреи учреждали и использовали эти системы правления и государственного устройства, в том числе конституции, декларации о равных правах и мире между народами, чтобы разрушать расовое самосознание высших рас — подобных немецкой — и способствовать разбавлению «высшей» крови посредством ассимиляции и смешанных браков. Евреи использовали средства, находящиеся под их контролем или поддающиеся их манипуляциям, — средства массовой информации, парламентскую демократию с ее вниманием к правам отдельных личностей и международные организации, созданные для мирного урегулирования межнациональных конфликтов, — чтобы продвинуться в своей биологически обусловленной экспансии до положения мировой державы. Если Германия не будет действовать решительно против евреев как внутри страны, так и за ее пределами, утверждал Гитлер, орды расово неполноценных, нецивилизованных славян и азиатов, которых могут мобилизовать евреи, сметут с лица земли немецкую «арийскую» расу. По мнению Гитлера, государственное вмешательство с тем, чтобы проводить политику расовой сегрегации, способствовать размножению рас с «лучшими» характеристиками, не допускать размножения рас с «худшими» характеристиками и готовиться к захватническим войнам, приводило немецкую нацию в соответствие с ее природным, биологически обусловленным инстинктом к самовыживанию.

Фашистская идеология и ее признаки.

Между фашизмом и национал-социализмом (нацизмом) как идеологиями, политическими, общественными практиками есть как существенное сходство, так и заметные различия. название идеологии и практики. Когда оскорбления в интернете стали обыденностью, стоит разбираться что такое фашизм, нацизм, национализм, шовинизм и ксенофобия, чем они похожи и отличаются. Идеология Гитлера была достаточно проста и прямолинейна. Отношение к идеальному, с его точки зрения, миру было сформулировано в словах нацистского гимна. Что такое идеология нацизма и как она возникла? Идеология нацизма возникла после Первой мировой войны, когда Германия испытывала политический, экономический и социальный кризис. 15 Тема 3 ИДЕОЛОГИЯ ГЕРМАНСКОГО НАЦИЗМА 3.1 Методологические основы нацистской идеологии.

Основные принципы нацистской идеологии.

В основу идеологии германского нацизма лег принцип объединения доктрин итальянского фашизма вокруг национал-социалистических идей, где абсолютное государство Муссолини. Идеология Гитлера была достаточно проста и прямолинейна. Отношение к идеальному, с его точки зрения, миру было сформулировано в словах нацистского гимна. идеология и практика нацистской партии и нацистской Германии, уникальная разновидность фашизма, который включает биологический расизм и антисемитизм. Что же представляет собой идеология нацизма? Работа в группах с текстами. Задание: назвать основные черты нацистской идеологии. Итак, к базовым принципам фашистской идеологии можно отнести следующие фундаментальные положения.

1.3. Основные принципы расовой идеологии нацистов и их реализация

Адик Гитлер, щуплый незаконнорожденный мальчик, росший без отца с несколькими поколениями близкородственных связей, что также сказалось на его развитии , которого в Австрии считали чужаком и унижали, и который потом был обделён женским вниманием. Низкорослый Штефан Бандера, мучивший беззащитных кошек для самоутверждения. Петя Порошенко, жирный мальчик, которого много обижали в школе, и который затем много лет был на побегушках у Кучмы и привык унижаться. Да и мелкого Зеленского, я почему-то уверен, в школе также немало травили.

В тезисах фашизма: «жизнь есть вечная борьба» ради «эры всеобщего мира», которая наступит, когда фашизм приобретёт полный контроль над всем миром. Нацизм не может без сегрегации и угнетения, без «сверхчеловеков» и «недочеловеков». Однако он всегда ненасытен, и никогда не может остановиться.

Если уничтожат коммунистов — примутся за евреев и цыган. Если уничтожат всех цыган и евреев, то возьмутся за славян. Уничтожат славян — займутся «неполноценными», психически больными и инвалидами.

Уничтожат инвалидов — примутся за стариков их пенсии отнимают ресурсы у молодых! Уничтожат стариков — придолбаются к рыжим. Затем к людям с родимыми пятнами — это же «метки дьявола».

И так бесконечно. И в таком обществе никто не может быть уверен, что завтра не станет угнетаемой категорией. В ходе истории все милитаристские и аристократические элитаризмы держались на презрении к слабым членам общества, считая себя «патрициями», а слабых «плебеями».

Диктатура организованного меньшинства, однопартийный вождизм. Каждый нацистский вождь чувствует себя выше всего общества и презирает своих подчинённых, как и вышестоящих. Тем самым в фашистском обществе укрепляется «массовый элитаризм» нацистов.

Но и тесную связь между ними отрицать нельзя. Феномен фашизма вовсе не предполагает полного единообразия его проявлений. Итальянская, немецкая, испанская, венгерская, румынская, польская, японская и иные версии фашизма несомненно имеют как общие, так и особенные черты. При этом итальянский фашизм, германский нацизм, испанский фалангизм и т. Об этом, например, говорил Муссолини в 1937 г. Подход предполагающий, что между фашизмом и нацизмом существуют различия принципиального характера, в лучшем случае ошибочен, в худшем —своекорыстен. Цель подобных «интеллектуальных» конструкций состоит в том, чтобы, отделив фашизм от нацизма, добиться его частичной реабилитации. Фашизм — это родовое понятие, а итальянский, немецкий, португальский, украинский и другие виды фашизма — его частные случаи, разновидности. Очевидно также, что термин «фашизм», начиная уже с 30-х годов ХХ в.

Узкая трактовка неразрывно связана с итальянским фашизмом, ассоциирующимся прежде всего с именем Бенито Муссолини. В широком смысле, под фашизмом изначально было принято понимать все родственные итальянскому образцу политические режимы, близкие ему в теоретическом и практическом выражении. Термин «нацизм» изначально применяли для обозначения фашистской по своей природе, национал-социалистической идеологии и политического режима в гитлеровской Германии. Таким образом, с исторической точки зрения, нацизм — это немецкий фашизм, обретший государственную форму в 1933—1945 годах. Радикальный террористический характер нацизма национал-социализма , как и формальное признание им примата нации, а не государства, не дают сколько-нибудь серьёзных оснований для того, чтобы противопоставлять его фашизму, а тем более утверждать, что фашизма в Германии будто бы вообще не было [14]. Интересно, что И. Сталин, как известно знакомый с германским фашизмом не понаслышке, вообще отрицал правомерность термина «национал-социализм» 7. Особо отметим, что в последние годы сложилась практика использования термина «нацизм» для обозначения любых крайних форм фашизма, вне зависимости от их национально-государственной принадлежности. Такой подход не вызывает серьёзных возражений.

По существу здесь мы имеем дело с той же ситуацией, которая сложилась в отношении узкой и широкой версий термина «фашизм». Поиск адекватного обозначения для существующей сегодня на Украине формы политического режима и соответствующей ей государственной идеологии, заставляет сделать выбор в пользу терминов «украинский нацизм» или «бандеровский нацизм». В этой связи, уместно сослаться на мнение профессора Л. При сложении двух тезисов получается, что, будучи инструментом, украинский нацизм, в отличие от германского, на целевом уровне направлен в сторону не столько возвеличивания всего украинского кроме каких-то маргинальных манипулируемых групп, которые глобальной политической опасности не представляют, хотя и с учётом всех считающихся временными девиаций , сколько подавления всего русского и российского — русского языка, русской культуры, Российского государства, российской истории и т. Иначе говоря, украинский нацизм призван не строить империю, сильное государство, эффективную бюрократию, успешную экономику , а ломать, приобретая характер откровенно нацистской русофобии при весьма толерантном отношении ко всем другим нациям, для борьбы с которыми в случае необходимости конструируются другие инструменты» [7, c. Отдельно следует остановиться на проблеме соотношения феноменов фашизма и коммунизма. Расхожие утверждения об якобы единой природе этих явлений, столь популярные среди недругов России, противоречат исторической правде и кощунственны по отношению к тем, кто отдал свои жизни за Великую Победу. Адепты мифического кровного родства фашизма и коммунизма не желают считаться с фундаментальными сущностными различиями между этими явлениями, но зато абсолютизируют форму. Соответствующие спекуляции строятся на известном сходстве недемократических режимов, персонифицированных именами Гитлера и Сталина.

Их общими чертами выступают вождизм, жесткая однопартийность, развитые силовые структуры и др. Но внешнее сходство вовсе не означает сущностной близости и генетического родства. В случае с коммунизмом и фашизмом мы имеем дело с антиподами, поскольку в содержательном смысле эти идеологии и режимы кардинально различаются: коммунизм предполагает социальное равенство и интернационализм, фашизм — социальное неравенство и подавление одних народов другими; коммунизм означает примат общественной собственности, а фашизм, несмотря на соответствующую риторику, — доминирование частной собственности; коммунизм основывается на идее постепенного отмирания государства, а фашизм его обожествляет; коммунизм означает основную опору на рабочих и крестьян, фашизм — на мелкобуржуазную среду; коммунизм предполагает духовный прогресс и расцвет культуры, фашизм глубоко враждебен культуре 8. И, наконец, главное — коммунизм ставит своей целью возвышение человека, его всестороннее развитие, а фашизм делит людей на сверхчеловеков и недочеловеков, обрекая слабых на уничтожение или рабство. Данное различие выступает ключевым и системообразующим 9. Рузвельт, серьёзно воспринимая угрозу распространения нацистских идей в Западном полушарии, в августе 1940 года образовал 10 в составе Офиса чрезвычайного менеджмента администрации Президента США Офис межамериканских дел ОМД , наделив его широкими полномочиями по проведению информационного, экономического и политического противоборства в странах Центральной и Южной Америки. Главным инструментарием ОМД стало интенсивное применение культурных и образовательных программ в странах региона. Руководить офисом президент Рузвельт назначил Нельсона Рокфеллера [4, с. Если говорить о Великобритании, то ряд экспертов на основе анализа идеологии и действий фашистов «Туманного Альбиона», а также тогдашних настроений в английском обществе сделали вывод, что именно: «…насилие оттолкнуло общественное мнение от британских фашистов...

Сумевшее быстро мобилизоваться антифашистское движение, сразу увидевшее сходство с континентальным фашизмом, обратило внимание полиции и властей на опасность Британского союза фашистов» [20, c. Применительно к Польше следует заметить, что это государство, пойдя на союз с фашистской Германией, совершило «стратегическую ошибку. Руководители Польши, ослеплённые антисоветизмом и реваншизмом, не смогли адекватно оценить основные цели политики Гитлера… Фашистская дипломатия победила квазифашистскую дипломатию Польши» [20, c. Известно, что для «исторического обоснования» германо-польского сближения фашизм использовал целый комплекс программ в области информационного обеспечения, культуры и образования: 21-27 августа 1933 г. Чем всё это закончилось хорошо известно. В конечном счёте, именно за фашистский эксперимент, с неизбежностью обернувшийся против самой Польши, её народ заплатил миллионами жизней. В конце ХХ — начале XXI века и Польша повторяет свою ошибку, вновь став на путь русофобии, чей фашистский характер становится всё более очевидным. Но на этот раз она делает это под непосредственным руководством США. На те же грабли охотно, даже конкурируя друг с другом, наступают страны Прибалтики и Украина.

Сам факт «рождения нового западного мира», похоже ни у кого серьёзных сомнений не вызывает. Но вот каким окажется его будущий, «взрослый» облик? В настоящее время во многих информационно-политических программах отечественных масс-медиа регулярно говорится о том, что западный мир стремительно утрачивает свои демократические качества. Правда, некоторые наблюдатели считают такие утверждения всего лишь пропагандой, элементом идеологической борьбы и уверяют, что Запад давно и навсегда «привит» от фашизма. Однако дело обстоит куда сложнее. Да, фашизм глубоко скомпрометирован в глазах западного общественного мнения, но это больше касается его имени, его формы, нежели его сути. Да, знамена и символика фашизма открыто используются пока только политическими маргиналами. Но что это меняет по существу? Фашистское переустройство мира по Гитлеру предполагалось на основе порочной идеи привилегированного положения «правильных народов».

Всем остальным были уготованы порабощённое положение и жёсткая эксплуатация или даже уничтожение. Военная агрессия выступала главным инструментом достижения этих целей. Тогда не получилось. Помешал Советский Союз. Но разве современный Запад отказался от вышеназванных постулатов? Разве не на них он опирается в своей политике? Разве не на них построено и сохраняется нынешнее благополучие так называемого золотого миллиарда? При анализе ситуации надо учитывать и тот факт, что большое влияние открыто профашистские силы на Западе могут получить в результате резкого падения качества жизни основных групп населения своих стран. В этом смысле на их руку играют негативные социально-экономические последствия очередных и внеочередных пандемий, финансово-экономических кризисов, участившихся в последнее время и порой имеющих рукотворный характер; нехватки продовольствия и энергоресурсов, высокой инфляции, массовых миграций населения и прочих сопутствующих явлений войны коллективного Запада против России.

Надо помнить и о том, что сегодня во многих западных странах «общество уже не обладает должной сопротивляемостью, антифашистская прививка перестала действовать, а молчаливое большинство относится ко всему этому равнодушно. Если ситуация будет развиваться в том же направлении, можно ждать дальнейших сюрпризов в виде героизации фашистских порядков и фашистских иерархов, полного уничтожения антифашистского консенсуса» [20, c. Фашизм, с его селективным отношением к человеку, отличается не только предельной жестокостью и высокой агрессивностью, но и особой порочной притягательностью. Корни его тёмной силы лежат в обращении к худшей, но весьма живучей стороне человеческой натуры: к эгоизму, насилию, неприязни и ненависти к «не своим», желанию иметь преимущества за счёт слабых. Необходимую питательную среду для распространения фашистских нацистских идей создаёт масштабный социально-экономический кризис, а точнее — производные от него резкое падение уровня жизни миллионов людей и девальвация морали. Именно так было в Италии и в Германии в 1920—1930 гг. Это обстоятельство давно подмечено очень многими отечественными и зарубежными учёными зафиксировавшими, что «фашизм как исторический феномен… был обусловлен последовавшим после Первой мировой войны острейшим социально-экономическим кризисом и «великой депрессией» 1929—1933 гг. Характерно, что глубокий, системный социально-экономический кризис стал важным условием и для фашизации Украины, взрывного роста среди населения этой бывшей советской республики крайних форм национализма, причём, прежде всего, в его бандеровско-нацистской версии. Ещё одним весьма важным фактором, оказывающим влияние на потенциал и статус фашистской идеологии, традиционно считается позиция Церкви.

Обе идеологии были популярны в Европе в первой половине 20 века и, несмотря на то, что они являются разновидностями авторитаризма и национализма, между ними все же есть некоторые различия. Суть фашизма Фашизм — это политическая идеология, которая возникла в Италии в 1919 году. Её основатель Бенито Муссолини объединил различные консервативные и националистические течения в Италии в одну политическую силу. Фашизм развивался в условиях экономического кризиса и сохранялся на волне националистических настроений в обществе. Основные идеи фашизма — это национализм, корпоративизм, милитаризм и авторитаризм. Главной целью фашистской идеологии является создание сильной, централизованной власти, которая могла бы управлять экономикой и политической жизнью страны без оглядки на интересы отдельных групп и даже народов. Основные принципы фашизма 1.

Расовая концепция нации и антисемитизм Антисемитизм, опора на средние классы, нападки на крупный капитал особенно финансовый и международный стали отличительными характеристиками социально-экономической и политической программы нацистов. Антикапиталистическая риторика была направлена прежде всего в адрес мирового капитала и успешно ложилась на уже подготовленную коммунистами почву массового сознания.

Национал-социалисты только иначе расставили в этом вопросе акценты и добавили расизма. Ненависть обнищавших масс к мировому капиталу была дополнена пестуемой всеми спо- 208 iНе можете найти то, что вам нужно? Дневник посла Додда 1933-1938. Национал-социализм выступал против мирового капитала в той же мере, как и против интернационализма. Более того, интернациональный «еврейский» капитал рассматривался в качестве угрозы для нации и связывался с интернациональным марксизмом. Капитал и коммунизм, по мысли гитлеровской пропаганды, являли собой две стороны одной медали, были двумя составляющими одного процесса — порабощения мира еврейством. Основная цель марксизма в нацистском понимании состояла в упразднении всех нееврейских государств. Борьба «еврейского марксизма» с «еврейским капиталом» была в глазах идеологов НСДАП фикцией, призванной заставить мир поверить в теорию классовой борьбы и уничтожить «арийский» мир. Преобладание евреев в ряде отраслей и профессий имело глубокие исторические корни и являлось следствием социально-политической, экономической и религиозной истории этой части Европы.

Однако в цели нацистской пропаганды и политики не входил поиск истинных причин и анализ следствий. Имевшее место преобладание евреев на руководящих постах в хозяйственной жизни Германии и международном социалистическом движении было бесспорным, но объяснялось не реальным сложным комплексом исторических причин, а мифологизированными иррациональными представлениями о заговоре против «чистой» крови, абсолютизацией и противопоставлением «арийского добра» и «сионистского зла». Политическая программа немецкого нацизма воплотилась в понятную массам и зловещую форму теории всемирного заговора. В целом антисемитская риторика национал-социалистов могла казаться очередным старым и вульгарным инструментом пропагандистской уличной борьбы. Однако книга Гитлера производила совершенно другое впечатление искреннего и последовательного антисемитизма. Откровенность и честность книги Гитлера сбивала с толку ухищрённых политиков бисмарковской школы. Поверить в то, что изложенные в ней взгляды можно фанатично проводить в жизнь и исповедовать с полной убеждённостью в своей мессианской правоте, а придя к власти, оставаться последовательным в достижении поставленных целей, было для большинства политиков старой школы невозможно. Практика оказалась страшнее любых домыслов. Впоследствии Гитлер с фанатичным упоением загонял Германию в зверский тупик проводимой на практике зоологической идеологии.

Логике доктрины расового превосходства немцев была чужда мысль о том, что возможна какая-либо солидарность между рабочими разных рас. Сами слова «раса» и «национальность» приобрели в речах национал-социалистов изрядную долю биологизма, которого эти понятия, как правило, были лишены прежде. У Муссолини на протяжении большей части его политической карьеры, Густава Лебона, Ипполита Тэна слово «раса» встречалось повсеместно, но означало, как правило, только исторически сложившуюся общность людей с особой культурой, традициями и бытом. Слово «раса» в этих случаях выступало как эквивалент слова «народ» и было совершенно лишено какого-либо первостепенного внимания к антропометрическим характеристикам человека и его крови. То же мы видим и при сопоставлении гитлеризма с идеологией франкистской Испании. Если Гитлер концентрировал ненависть режима на евреях и коммунистах, то Франко использовал в этих целях коммунистов и масонов, мнимыми заговорами которых объяснялись все беды Испании. Если Гитлер связывал международный капитал с международным еврейством 209 и лживыми либеральными демократиями, то Франко добавил в этот перечень фашистских объектов ненависти международное масонство, которое, воплотившись по его мнению в сверхгосударство, отдавало приказы правительствам Великобритании и США и стремилось уничтожить Испанию за её верность католической вере. В отличие от других режимов фашистского типа, германский национал-социализм сразу ставил «расу» превыше всего и отделял её от государства. Именно биологическая народность была для Гитлера высшей ценностью истории, в то время как для Муссолини первое место занимало обожествляемое государство, вне которого был немыслим народ.

Биологический императив был положен в основу всей политики нацистской Германии. Спекуляции нацистских идеологов на тему расового превосходства, прикрывавшиеся псевдонаучными аргументами из области биологии, сопровождались постоянными ссылками на божественный замысел, провидение, судьбу. Расовая теория, таким образом, оказывалась насквозь пронизанной мистицизмом и иррационализмом. В этом отношении германский национал-социализм повторял мистический путь итальянского фашизма. Обе доктрины изобиловали мистически-провиденциальной риторикой, успешно внедрявшейся в сознание масс. Образ и чувство, а не суждение и мысль являлись здесь основным содержанием воздействия на массы. Ещё до всех ужасов Второй мировой войны и холокоста в глаза бросалась несообразность IV и V пунктов национал-социалистической програм- мы, практическая немыслимость проведения в жизнь политики определения гражданской принадлежности по чистоте крови. Где критерий этой чистоты? В 1933 г.

Устрялов, — что ближайшее окружение самого вождя подлежало бы тогда при реализации расистских пунктов на практике. Южные немцы значительно отличны от северных по антропологическому типу. Остальные 16 попадали на смесь тех и других. Известно, что среди немцев широкочерепные более распространены, чем среди англичан: отчего бы тогда не править миром именно англичанам? Северная треть Франции и половина Бельгии с этой точки зрения более "германские", нежели южная Германия. Лютер, Гёте и Бетховен не могут быть причислены к "германскому типу"; Шиллер, Шуман, Лист, Ницше тоже весьма подозрительны по своему "расовому" корню»18. Расовая концепция нации не только отличалась от подавляющего большинства научных представлений о природе национальных государств, но и вызывала опасения превращения того государства, которое попытается провести такую политику в жизнь, в сумасшедший дом. В круговоро- 210 те фашистской свастики. Деление собственных граждан на «своих» и «чужих» по расовому принципу выглядело невероятным.

Колониальные государства Европы были знакомы с расовой дискриминацией колониальных народов, однако было в высшей степени странно подходить с той же меркой к населению, веками проживавшему на территории одного государства, говорившему на одном языке, имевшему сходное образование, но отличавшемуся отдельными, произвольно избранными в качестве эталонных, антропологическими чертами. Однако на бытовом уровне антисемитизм и расизм являлись питательной средой традиционного национализма, потребность в укреплении которого чувствовалась тем сильнее, чем более униженной оказалась Германия после поражения в Первой мировой войне. Широкий успех национал-социалистической пропаганды в первую очередь был связан с тем, что движение провозглашало готовность возродить Германию, расистский же характер его идеологии на общем фоне патриотической риторики становился приемлемым и для консервативных слоёв общества. Представители консервативных кругов морщились от уличного характера и плебейских ужимок нацистских вождей, но были готовы это терпеть, так как отход от угрозы пролетарской революции и интернациональной марксистской идеологии предполагал укрепление национального немецкого государства, возвращение ему прежних позиций в мире и самоуважения нации. В создававшейся нацистами картине мира за Германией было не только великое прошлое в виде Священной Римской империи германской нации и Германии Бисмарка, но и великое будущее, которого она достигнет, преодолев все препятствия и вступив в новую эру могущества. Третья империя должна была стать «тысячелетним рейхом», зенитом славы немецкого народа. И одним из первых шагов на пути к этому величию было уничтожение федерации. Отныне Германия должна была стать унитарным государством. Национал-социализм сочувственно воспринимался массами Германии и Австрии, так как позволял преодолеть чувство утраченной имперской полноценности, преодолеть постимперский синдром.

Первая мировая война положила конец двум немецким империям-соперницам — Австро-Венгерской и Германской. В условиях послевоенного краха мысль о новом великом общенемецком единстве, объединении всех немцев в один Великогерманский рейх была совершенно естественной. Тем более что с начала XX века не утихали дискуссии о национальных государствах и государствах национальностей. В многолетних попытках сохранить многонациональную Австро-Венгрию общество постепенно приучалось мыслить национальными категориями. Мировая война сняла с повестки дня вопрос о сохранении империи Габсбургов, эта империя исчезла, и возник новый, созвучный духу времени, логичный, естественный и правомерный вопрос о самоопределении немцев в условиях отсутствия былых препятствий на пути объединения двух рейхов — Австрийского и Германского. Подход к объединению на основании общности исторической судьбы, общности культуры и языка, а также этнической принадлежности был понятен и объясним. Однако особенностью национал-социализма, выступавшего двигателем объединения, был его паталогически расистский характер. В принципе призыв к построению новой национальной немецкой империи был понятен, ясным было стремление преодолеть историческое разделение немцев на два государства, два соперничавших центра немецкого политического могущества и культуры, но расистский мессианизм, доведённые до 212 крайности шовинизм и нетерпимость загоняли режим в тупик. Идеология оказалась чрезвычайно негибкой и одиозной.

В принципе, проявления расизма были частым явлением на Западе. Народы-колонизаторы, как правило, были не склонны «церемониться» с небелым населением своих колоний, а в «демократических» Соединённых Штатах «за людей» не считали потомков чёрных рабов. Однако в случае идеологии нацистской Германии немцы ставились выше и других белых европейских народов. Положение усугублялось тем, что пропагандистская истерия Гитлера была искренней, а значит, никаких шансов на видоизменение режима при нём быть не могло. Ненавистническая идеология оказалась, таким образом, неотъемлемой частью персоналистского режима, а отнюдь не демагогическим трюком, направленным на затуманивание сознания масс и внутриполитическое потребление. Национал-социалистическая программа и многие взгляды Гитлера, изложенные в его книге, не были риторической уловкой. Всё говорилось совершенно серьёзно, внедрялось в практику и имело последствия. В результате всё то сильное и реалистичное, что можно было заметить в годы становления нацистского режима, оказалось отравлено псевдонаучными фантазиями возомнившего себя мессией вождя и его фанатичного окружения. Мессианизм, вождизм и иерархия Как и Муссолини, Гитлер старался привить массам близкие ему мессианские устремления.

Неудовлетворённость послевоенного общества не оправдавшей прежних надежд демократией привела к тому, что резкие, жёсткие, но понятные речи Гитлера заворожили народ. Как и Муссолини, фюрер нещадно клеймил парламентаризм как систему полумер и безот- ветственности. Безответственности многих противопоставлялась ответственность вождя. Как и в Италии, эти речи многим нравились, людям хотелось уверенности и установки на конкретные дела, ясные заявления, чёткие цели. Весь вызывающий пафос как фашистской, так и национал-социалистической идеологии отвечал этим желаниям самым лучшим образом. Если бы демократия в Италии и Германии не испытала на себе тяжесть войны и в обществах не накопилось бы столько противоречий и недовольства сложившимся положением дел, то у режимов фашистского типа не было бы питательной среды для развития. Именно неблагоприятные для демократии обстоятельства привели к её падению и беззащитности перед лицом фашистских режимов. Сами массы устали от демократии, которая была не в состоянии представить людям ясную и целостную картину происходящего. В демократии всё было неясно и зыбко, а в мировоззрении фашистских режимов на все вопросы можно было получить свои простые ответы.

Как и итальянский фашизм, национал-социализм был пронизан вождизмом и идеей иерархичности общества. Если в Советском Союзе лидер был неформальным вождём, вождём de facto, а не de jure, и сам никогда не подчёркивал собственной выдающейся роли, то Гитлер был вождём и формальным, и неформальным. Сталин никогда не позволял себе риторику личного превосходства. Всё возвеличивание советского вождя в качестве гения всех времён и народов, проводившееся на практике, никак не отражалось на риторике самого вождя и озвучиваемых им подходах к оценке своей роли и места в истории революции. Ясно, что наедине с собой Сталин мог иметь любые иные мнения и мысли, отличавшиеся от устно делавшихся заявлений по поводу социальной обусловленности своего положения во власти. Тем не менее то, что он говорил и писал о роли личности в истории, всегда отвечало ортодоксальным положениям марксизма. Такое социально ориентированное, классовое понимание места вождя в обществе и истории в корне отличалось от личного мессианства Муссолини и особенно Гитлера, сетовавшего на вероятность того, что его убийство приведёт к краху всего режима, гибели государства, и спешившего начать войну, пока у него ещё есть силы и не пришла дряхлая старость. Социализм Муссолини и Гитлера состоял не в признании решающей роли масс, а в утверждении необходимости вести их к общему благу под знамёнами партии и вождя. С точки зрения марксистского исторического материализма это был совсем не социалистический взгляд на власть.

В фашистской идеологии никакой роли не отводилось классам, политическим культом был культ вождя и партии. Никаких попыток черпать легитимность в массах не допускалось. Массы признавались ведомыми. Какими бы ценными они ни были в расовом отношении, с позиций нацистской идеологии это не давало массам права притязать на власть. Демагогия национал-социализма откровенно отвергала какое-либо народное представительство. Это был чистой воды бонапартизм, вождизм, цезаризм. В то же время странно было бы ожидать иного отношения к массам в условиях систем, вожди которых позиционировали себя и рассматривались официальной идеологией в качестве концентрированной воли своих наций. Если вождь официально и идеологи- чески признавался мессией, то ждать одобрения масс было немыслимым. По фашистским и нацистским понятиям не вождь идёт за массами, а массы следуют за вождём.

И Гитлер, и Муссолини настолько свыклись со своими ролями вождей, что сами не чувствовали и не желали чувствовать ослабления мнимых уз с нацией. Многочисленные мемуары людей, окружавших Гитлера и Муссолини, свидетельствуют о том эфемерном, отвергающем внешнюю реальность мире, в котором они жили. Уверенность в незыблемости политического аппарата и властных структур позволяла не замечать происходящих процессов. В результате недовольство общества не считалось критическим. Высокомерно-героическое и иерархическое, карлейлевское видение мира немецкого национал-социализма исходило из тех же посылок, из которых исходил и итальянский фашизм. Разница заключалась в оценках и формах. В Германии роль вождя выделялась жёстче, резче, агрессивнее, и вся доктрина оказалась особенно вычурной, так как в значительной степени являлась результатом особенно острого морального надлома послевоенного общества. Национал-социалистическая картина мира признавала избранность меньшинства. И это меньшинство должно было воплощать в себе всё лучшее, что было в немецком народе.

Предполагалось, что если герои, гении, выдающиеся личности творят историю, то этого уже достаточно для сосредоточения в руках единиц всей власти над массами. А чтобы массы были покорны, существовали пропаганда и соответствующие меры по сохранению режима. Милитаризм Милитаризм нацистского режима проявлялся не только в любви к дарвинистскому пониманию социальных и политических вопросов и зоологическом, жестоком и бескомпромиссном расизме, но и в агрессивной внешнеполитической программе. Как и в Италии, в Германии стояла проблема роста народонаселения. Этот вопрос предполагалось решить посредством территориальных приобретений. В Италии ставку делали на колониальную войну на неевропейском континенте, а национал-социалистический режим в Германии пошёл путём завоевания «жизненного пространства» в Европе, при этом подкрепляя захватническую политику ссылками на расовую неполноценность покоряемых или предполагаемых к покорению народов. Если для Муссолини в качестве варваров выступали абиссинцы, то для Гитлера варварами были славяне. Причём во втором случае проявление расовой нетерпимости казалось особенно диким, так как речь шла о белом населении сопредельных восточноевропейских государств. Всё же относиться к чехам, полякам и русским как представителям колониальных народов было для Европы первой трети XX столетия нонсенсом.

Расовую нетерпимость проявляли в колониях на других континентах и к собственному небелому населению, если таковое имелось как в Соединённых Штатах , но провозгласить расовую политику в качестве основного источника легитимности собственных притязаний на мировое господство, и притом в самом сердце Европы, было невиданным анахронизмом, тем более что нетерпимость рядилась не в культурно-историческое цивилизаци-онное превосходство, а в превосходство именно расовое, биологическое, из которого якобы проистекает превосходство моральное и культурное. Подобная, предельно жёсткая био-логизация всемирной истории и политики приводила к тому, что у «неарийских» в понимании Гитлера народов не было никаких шансов на инкорпорацию в нацистское общество.

Как отличить национал-социализм от фашизма

В ряде своих существенных черт сходен с фашизмом. Нацисткая Германия и фашисткая Италия[ ] В 30-ые и 40-ые годы немецкие нацисты и итальянские фашисты стали союзниками. Сотрудничество фашистов и нацистов ярко проявлялось в экономической , дипломатической и военных сферах.

Национализм: Нацистская идеология пропагандировала преданность своей стране и народу. Национализм играл ключевую роль в создании единства и поддержке нацистского режима. Авторитаризм: Нацисты стремились к установлению сильной центральной власти, что привело к авторитарным структурам правления и подавлению оппозиции в Германии. Антисемитизм: Важным аспектом нацизма была ненависть к евреям.

Антисемитизм проявлялся в систематическом преследовании и уничтожении евреев. Милитаризм: Нацисты верили в силу и превосходство военной мощи. Они стремились к созданию сильной армии, которая могла бы поддерживать национальные интересы и распространять нацистскую идеологию через силу. Социальный дарвинизм: Нацисты воспринимали общество как борьбу за выживание, в которой сильные должны уничтожить слабых. Эта идея повлияла на политику отбора и распределения ресурсов. Эти ключевые идеи и принципы нацизма образовали фундамент его идеологии и повлияли на поведение нацистского режима в Германии и за ее пределами.

Научные теории о влиянии нацизма на общество Наука изучает различные аспекты нацизма и его влияние на общество. Существует несколько теорий, которые пытаются объяснить, как и почему нацизм смог найти столь широкую поддержку в Германии в 1930-е и 1940-е годы, а также какие последствия этот идеологический движение оставило для общества в целом. Одна из научных теорий говорит о том, что нацизм смог привлечь людей, искавших сильного лидера и защиту от экономического кризиса. Нацистская идеология обещала восстановить экономику, возвысить Германию и вернуть ей прежний статус в мировом сообществе. Во время Великой Депрессии, когда многие люди ощущали нищету и отчаяние, обещания нацистов представлялись им привлекательными и ободряющими. Также существует теория, основанная на исследованиях социальной психологии, которая объясняет, что нацизм смог получить поддержку благодаря манипуляции и пропаганде.

Нацисты использовали различные методы манипуляции массами, такие как повторение пропагандистских идей, использование символов и образов, чтобы убедить людей в правильности своего идеологического учения. Эта теория подчеркивает важность массовой психологии в процессах формирования общественного мнения и демонстрирует, как манипуляция массами может привести к широкой поддержке нацизма. Еще одна научная теория говорит о влиянии социальных и экономических условий на распространение нацизма. Исследователи указывают на то, что кризисные периоды и социальные неравенства могут создавать почву для появления радикальных идей и экстремистских движений, таких как нацизм. В этих условиях люди могут чувствовать себя неуверенно, беспомощно и искать простых решений для сложных проблем. Таким образом, научные теории о влиянии нацизма на общество предполагают, что поддержка нацизма в Германии была обусловлена несколькими факторами, включая экономический кризис, манипуляцию массами и социальные условия.

Исследование этих факторов помогает нам лучше понять, как и почему идеология нацизма приобрела такую силу и какие уроки мы можем извлечь из этой истории для предотвращения появления подобных идеологий в будущем. Исторические примеры нацистских режимов Нацистская идеология и нацистские режимы оказали глубокое влияние на историю XX века. В ходе своего существования нацисты осуществили силовое захват власти, основывая свою политику на превосходстве «арийской расы» и на принципе национального социализма.

Каждый немец должен был стать отменным солдатом, каждая женщина — уметь ублажать усталого солдата. Добиваясь власти, Гитлер обещал справедливое распределение общественных благ между немцами. Пользуясь популярностью социал-демократических и коммунистических идей в Германии начала XX века, он ввел в название своей партии слово «социализм». При этом не имелся в виду отказ от частной собственности на средства производства, национализация крупных предприятий, принадлежащих немецким промышленникам, и т. Что такое фашизм Фашизм — это политическая система, провозглашающая абсолютный примат государства над личностью, установку на главенство правящей идеологии, запрет инакомыслия и отказ от многих основных прав человека. В том или ином виде фашистские режимы существовали и существуют во многих государствах: режим Муссолини в Италии, Риверы и Франко в Испании, Кодряну в Румынии, Салазара в Португалии, Пиночета в Чили и т.

Источник: Нацизм — это политическая идеология, которая была официальной в Германии с 1933 по 1945 год. Другое название — национал-социализм. Отличительные черты нацизма Нацизм является одной из форм фашизма и несет в себе черты расизма и антисемитизма. Целью идеологии объявлялось создание и утверждение так называемой «арийской расы» на обширной территории, для того чтобы эта раса могла существовать там благополучно очень долгое время. Среди основополагающих моментов: идея расизма: Гитлер пропагандировал избранность нордической расы, а также идеи антисемитизма и так называемую «расовую гигиену»; милитаристские методы решения внешнеполитических вопросов; противостояние марксизму, коммунистическим идеям, партиям и правительствам.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий