Башкирские праздники коротко

Сабантуй Башкирский праздник. Праздники Башкиров Сабантуй. Сабантуй у Башкиров. Национальный праздник башкир Каргатуй. Сабантуй — это традиционный башкирский праздник, который отмечается в конце июня. В этот день в Башкортостане проходят ярмарки, концерты, народные гуляния. В народе активно отмечаются такие национальные праздники башкир, как Сабантуй (общий с татарами). Этот праздник признан на официальном уровне. Первый весенний праздник справлялся ранней весной, за день-два до откочёвки на летние пастбища. Назывался он Вороний праздник или воронья каша. Башкирские праздники воплощают в себе богатое наследие и культуру этноса. Башкиры, являющиеся одним из народов России, отмечают ряд традиционных.

Народные праздники башкирского народа

Этот обычай способствует сплочённости, ведь нередко можно увидеть целое селение, собравшееся на строительстве дома. За усердие и труд хозяева угощают своих помощников. Дело в том, что создание семьи для этого народа не ограничивается регистрацией в ЗАГСе. Более того, официальную часть бракосочетания считают лишь необходимой формальностью.

После проведения ритуала молодая пара уже считается семьёй. Интересно, что в день венчания невеста имеет право запросить выкуп, махр. Это может быть всё, что угодно, например, автомобиль или свадебное путешествие.

Права, жених, не имея возможности выполнить подобную просьбу, может предложить свои варианты. Если же невеста оказывается принципиальной, помолвка может быть расторгнута. Однако решение принимает сама девушка.

Уклад башкирской семьи В башкирских семьях однозначным главой выступает мужчина. Задача женщины — хранить уют, заниматься домашними делами, быть скромной и придерживаться основных правил для замужних дам. Например, нельзя разговаривать с посторонними мужчинами.

В старину, замужние женщины носили на голове платок, из-за чего их можно было легко выделить в толпе. Сегодня этого обычая придерживаются далеко не все башкирки. Встречая мужа вечером, женщине не стоит расспрашивать его, где он был в течение дня, с кем общался.

Сначала йыйын проходил в Бардымском округе, через некоторое время — в Сарашском. Население каждого округа участвовало в обоих празднествах, но в одном случае — в роли хозяев праздника, в другом — гостей. Установка в середине майдана шеста колга знаменовала начало праздника. После чтения муллой фатиха начинались состязания: борьба, конные скачки, прыжки, бег, игры на курае, песни, пляски. Популярным видом соревнований на йыйынах была стрельба из лука: с большого расстояния нужно было попасть в движущуюся мишень. Иногда устраивались и шуточные состязания, например, кто больше выпьет топленого масла или кумыса или кто больше всех съест жирной баранины. Победителям состязаний давали коня, барана, куски мяса, узорные платки, полотенца. В состязаниях участвовали главным образом взрослые мужчины или юноши-джигиты егет.

Имеются сведения, что устраивались скачки с участием девушек, но это происходило крайне редко, обычно девушки на йыйынах показывали свои умения петь и танцевать. В башкирском языке сохранились названия следующих башкирских йыйынов: Тратау йыйыны, Барда йыйыны, Кубэлэк йыйыны и др. Народные игры Народные игры помогали взрослым проводить свой досуг, способствовали поддержанию физической формы, поднимали настроение и закрепляли трудовые навыки. Самыми любимыми играми у башкир были «Ашык», «Возьму птенца», «Сэмрук», «Спрячу платочек», «Медведи-волки, есть ли тут? Особенно проходили массовые праздники, посвященные встрече лета йыйын, бэйге, майзан, сабантуй, каргатуй. Весенне-летние девичьи игры начинались на женском обрядовом празднестве каргатуй. Игры сопровождались песнями, плясками, хороводами. На каргатуе проводились спортивные соревнования.

В беге, прыжках, перетягивании тканого полотенца участвовали женщины всех возрастов. В вечерних мужских играх-туп войлочный мяч , сэкэн деревянный шар участвовали мужчины всех возрастов.

Слайд 9 Описание слайда: Также в кругу исполнялись песни, пляски, игра на музыкальных инструментах. На празднике большой популярностью пользовались «танцы по кругу», «треножник», «пять ворот». Пляски пользовались огромной популярностью на всех празднествах. Танцевать учились с детства. Особое значение придавалось скачкам. После скачек взрослые и дети расходились по домам. На площади празднества оставалась молодёжь, которая играла в свои молодёжные игры, пела и танцевала.

Национально-территориальная автономия Башкурдистан была провозглашена 15 ноября 1917 года по старому стилю Башкирским областным Шуро и утверждена на III Всебашкирском Учредительном курултае [4] [5] [6] [7]. Другие праздники Народный национальный праздник Сабантуй в Башкортостане обладает официальным статусом. Праздник отмечается по случаю окончания весенне-полевых работ во всех муниципальных районах республики. Дата проведения сабантуя ежегодно устанавливается указом главы Башкортостана.

Башкирский народный праздник – Сабантуй

Один из главных праздников башкирского народа — Сабантуй. Он отмечается ежегодно 22 июня, в день летнего солнцестояния. Сабантуй — это праздник радости, щедрости и общения. 01.02.2024 Древний тюркский народ, башкиры, смогли за свою многовековую историю сохранить многие традиции, язык, обряды. Башкирские праздники представляют собой. АНОНС СТАТЬИ! В статье пойдет речь о традициях и обычаях, а также главных праздниках башкирского народа.

Башкирские национальные праздники. Башкирские праздники

Башкирские национальные праздники список плуг. Слово «туй» - означает праздник, т.е. «Хабантуй» - праздник плуга.
Календарь башкирских праздников на 2023 год: список дат и традиций башкир праздник - Курбан-байрам.
Башкирские праздники в 2024 году: календарь, даты, традиции — Все для праздника уй. Башкирский праздник весенне-летнего цикла, известен в центральных и восточных районах Башкортостана, в Зауралье. Традиционно праздник устраивали с наступлением весны.
Народы России. Башкиры. Обычаи и традиции. Площадка для проведения сабантуя называется «майдан» (у зауральских башкир сам праздник назывался «майдан»), она обычно выбиралась рядом с деревней на открытом месте.

Календарные праздники башкирского народа

Ураза-байрам Как и многие башкирские народные праздники, Ураза-байрам пришел вместе с мусульманством. Это один из важнейших праздников года, в этот день происходит разговение после долгого поста. В Башкирии этот праздник отмечается очень широко. С утра все люди отправляются в мечеть, затем в домах накрываются богатые столы, часть еды обязательно раздается нуждающимся, также бедным нужно дать денег, чтобы им было на что славить Аллаха. Праздник связан с помощью старшим и нуждающимся, с благими делами. Башкиры в этот день обязательно готовят блюда из говядины и конины, надевают праздничные костюмы, много танцуют. В этот день нет места унынию. Читайте также: Праздник день национальных культур Курбан-байрам Этот мусульманский и башкирский праздник в сентябре отмечается, и связан он с жертвоприношениями и паломничеством в Мекку. Он означает высшую точку пути к святым местам. С утра во всех мечетях Башкортостана проходят праздничные богослужения и особый обряд жертвоприношения.

Потом в каждом доме накрываются столы, в этот день обязательно нужно одарить кого-то из нуждающихся. Нередко глава семьи покупает на базаре тушу животного: барана, корову, коня и, разделывая ее часть, отдает бедным. После этого башкиры отправляются друг к другу в гости, где за праздничным столом восхваляют Господа. Каргатуй Почти во всех культурах есть праздник, знаменующий завершение зимы. Каргатуй — башкирский праздник, посвященный прилету грачей. В переводе с башкирского этот день так и называется — «Грачиная свадьба». В этот день принято много веселиться. Люди наряжаются в национальные костюмы, выходят на улицу, чтобы всем вместе петь и танцевать. Традиционно башкиры украшают в этот день деревья лентами, серебром, бусами, платками.

Также обязательно готовится и раскладывается повсюду пища для птиц. Башкиры в этот день просят природу о благосклонности, хорошем урожае. Народные гулянья в этот день состоят не только из танцев и песен, но и включают различные состязания мужчин в силе и ловкости. Завершается праздник пышной трапезой из национальных блюд. Сабантуй Многие башкирские праздники связаны с сезонными сельскохозяйственными циклами, Сабантуй или праздник плуга — один из них. Он обозначает завершение весенних работ в поле. Люди молятся о хорошем урожае и стараются умилостивить богов. Гулянья проводятся на больших площадях, где может собраться все население села. Принято приходить на этот праздник семьями.

Веселье включает традиционные песни, обряды и танцы. Также в этот день принято проводить шуточные соревнования по борьбе, бегу в мешках, других видах состязаний. Приз самому ловкому и сильному — живой баран. В этот день обязательно нужно улыбаться и много шутить, у башкир существуют специальные песни, которые призывают милость богов. Йыйын Если многие праздники башкирского народа возникли под влиянием других культур, то Йыйын — это исконный, очень древний праздник именно этого народа. Отмечается он в день летнего солнцестояния. Праздник произошел из народного собрания, на котором решались все важные вопросы общины. Участвовали в нем только мужчины, позже эта традиция была ослаблена. Для проведения торжества оформлялась площадка в виде круга, где могли рассесться все уважаемые мужчины села.

Сегодня праздник перестал быть своеобразным народным вече, но остался сходом, в ходе которого юноши доказывали свою состоятельность как ловкие, умелые и сильные члены общины. Для них проводятся разнообразные испытания. Нередко в ходе Йыйына принимаются решения о будущих свадьбах. Государственные праздники Кроме того что в республике отмечаются башкирские национальные праздники, за годы существования в рамках российской культуры появились традиции отмечать и государственные праздники. Во вполне привычном формате проходит празднование Нового года 1 января , День Защитника Отечества, 8 марта, День Победы, День народного единства. Основное отличие заключается в праздничном меню. Башкиры очень любят свою национальную кухню и поэтому даже в такие светские, гражданские праздники ставят на стол свои излюбленные народные блюда: казы колбаса , губадия, баурсак, бэлиш с мясом. Религиозные праздники Башкиры — мусульмане, поэтому они отмечают события, значимые для этой религии.

Из разных аулов набирается до двух десят-ков и более скакунов. Наездниками, как прави-ло, выступают подростки. В зависимости от особенностей местности выбирается дистан-ция — круговая пли прямая. Лошадей пускают всех сразу, и потому скачки с самого начала приобретают характер острой и напряженной борьбы. Многие копи, особенно при круговой дистанции, не выдерживают напряжения и сходят с дорожки. Сразу после финиша радио объ-являет победителей кличку лошади, имя на-ездника, название колхоза и присуждаемые награды. В прошлом джигитов встречала у фи-ниша девушка или самая молодая в деревне за-мужняя женщина. Всадник, который первым заканчивал дистанцию, на скаку вырывал из ее рук вышитый. Скачки, как и борьба, привлекают всеобщее внимание на сабантуе. Зилаирский совхоз. После традиционного бега начинается борь-ба. О башкирской борьбе писалось много и до революции, и в наше время. Приемы борьбы остались прежними, и, очевидно, потому судья-ми являются обычно пожилые. Этот народный вид спорта хотя и несколько утратил прежнее значение, но и ныне он очень популярен. Борь-ба, так Hie как скачки, привлекает наибольшее число зрителей. Самые ценные призы присуж-даются борцам; лучшие борцы пользуются из-вестностью и славой. Арена представляет круг, возле которого плотным кольцом устраиваются зрители и бу-дущие участники. Внутри круга располагают-ся двое-трое судей, около них — сложенные в кучу поощрительные призы-подарки. В середи-ну выходит один из желающих побороться и берет у судьи кушак или полотенце. За ним вы-ходит второй, который уже успел присмотреть-ся к противнику и мысленно оценил его силу. Противники обхватывают друг друга полотен-цами по талии так, чтобы правая рука одного проходила под левой другого, и начинают борь-бу. Победителя усаживают на особо отведенное место в круге, а побежденный получает поощ-рительный подарок и выбывает из круга. Вы-ходят вторая, третья, четвертая пары борцов и каждый раз побежденный, получив положен-ный поощрительный приз, выбывает из числа борцов, а победители устраиваются внутри кру-га. И так до тех пор, пока не испытают свои силы все желающие принять участие в сорев-новании. По такой же системе устраиваются встречи между победителями и призы вручают-ся только тем, кто терпит поражение. Число ту-ров зависит от числа участников и с каждым туром возрастает ценность приза. Лишь послед-ний приз, наиболее ценный и почетный, при-суждается победителю финала. По традиции, мелкие призы для участников соревнования, особенно для борцов, в значи-тельной своей части собираются у населения. Это — вышитые карманные платки, кисеты, полотенца с тканым или вышитым узором и т. Ценность призов для победителей борь-бы и других видов состязаний зависит от масштабов сабантуя и состоятельности его ор-ганизаторов — предприятий и учреждений. Для борцов это может быть баран, самовар, часы, велосипед, что-нибудь из одежды, приемник и т. Предметы эти приобретаются на средст-ва, выделенные колхозами, совхозами или дру-гими предприятиями и учреждениями. Отборочная система в организации борьбы утвердилась недавно, очевидно под влиянием официальных спортивных соревнований. Расширение программы сабантуя включение новых видов спорта, митинг, концерты художе-ственной самодеятельности и артистов потре-бовало сократить время, отводимое для борьбы. Каждый борол-ся не переставая до тех пор, пока ого не победят, поэтому наиболее опытные п сильные борцы выступали только в конце. В организации башкирской борьбы проявля-ется еще одна современная черта — кое-где на сабантуях борцов начинают разбивать на кате-гории по их весу. Пока трудно скачать, на-сколько это явление понравится народу, но оно имеет сейчас весьма ограниченное распро-странение. Борьба, скачки, бег взапуски представляют основные традиционные состязания башкир. Начиная с прошлого века они составляют стер-жень спортивной программы сабантуя. В более отдаленные времена, как свидетельствуют об этом многочисленные предания и фольклорные сюжеты, такое же значение имела стрельба из лука. Целыо служил перстень знатной и кра-сивой девушки, па руку которой претендовали батыры-джигиты и моргены. Эту природу они сохраняют и в наши дни. Таковы бой мешками, наполненными сеном; бег в меш-ках; бег мужчин, попарно связанных за ноги; бой горшков с завязанными глазами; бег с лож-кой в зубах, в которой находится сырое яйцо ; перетягивание друг друга канатом группами и в одиночку ; лазание по качающемуся нак-лонному бревну; лазание на шест и т. Сцена для сабантуя. Нязенетровский район, Челябинская область. Спортивная программа современного сабан-туя стала шире: она включает ряд новых для башкир видов спорта: прыжки в длину и в вы-соту, поднятие тяжестей гири, штанги , во-лейбол и т. Заметно пополняется также арсе-нал шуточных состязаний. В частности, кое- где практикуется соревнование велосипедов на самый тихий ход. Составной частью сабантуя становятся кон-церты художественной самодеятельности и вы-ступления артистов. Разумеется, это новшест-во, но оно имеет своего предшественника. Про-образом этих концертов в прошлом были состя-зания импровизаторов-острословов и музыкантов. После праздничного обеда взрослые и дети разъезжаются по домам. Но долго еще, до позд-него вечера, в долине не умолкают громкий смех, шутки и песни молодеяш. Таково основное содержание современного башкирского сабантуя. В нем сохранилось то, что не противоречит духу нашего времени, со-ответствует сложившимся общественным при-вычкам и представлениям. Спортивно-игровое начало в нем, освобожденное от религиозных ограничений и торгово-деляческих сделок, за-звучало по-новому. В структуру этого народно-го праздника общественность ввела немало новшеств. К настоящему времени вполне окрепли ор-ганизационные формы сабантуя. Но это еще не значит, что процесс совершенствования празд-ника исчерпал себя и должен прекратиться. Этот поистине народный праздник как слож-ный и единый комплекс различных спортивно-игровых и общественно-бытовых действий яв-ляется продуктом многовекового коллективного творчества народа. И в каждом отдельном слу-чае конкретные условия жизни ставили и впредь будут ставить перед организаторами са-бантуя все новые и новые вопросы, которые нужно решать в процессе проведения праздни-ка. Отсюда живучесть сабантуя, его удивитель-ное соответствие на каждом новом этапе образу жизни и психологии народа. В этом же заклю-чается одна из гарантий его совершенствова-ния в будущем. Кроме того, в настоящее время наметился определенный круг общих вопросов , возникших в связи с включением в распорядок праздника новых видов спорта и художественной самодея-тельности. Программа сабантуя, как отмеча-лось выше, значительно расширилась, и это об-стоятельство привело к многоплановости празд-ника, к параллельному проведению соревнова-ний одновременно по нескольким видам спорта. В свою очередь, это в заметной мере наруши-ло прежнюю стройность и целеустремленность праздника, обусловило некоторую рыхлость его организационного строения, особенно к концу торжеств. Не случайно, что вторая половина сабантуя, начиная с борьбы, проходит менее организованно, чем начало. Общественности, вероятно, предстоит решить вопрос о некотором ограничении программы в целях обеспечения ее организационной компактности, о целесооб-разности или нецелесообразности включения в нее тех или иных видов спорта, о месте и ро-ли художественной самодеятельности, о соотно-шении спортивного и культурного, официаль-но-делового и игрового начал. В процессе культурного сотрудничества на-родов в жизнь башкирской деревни проникают новые традиции, новые обряды и праздники. К числу их относится праздник Урожая, став-ший сейчас общесоветским сельским праздни-ком. Инициаторами этого праздника являются общественные организации, в первую очередь партийная и комсомольская. Они прилагают большие усилия к тому, чтобы праздник как можно был ярче, торжественнее. Вот как про-ходил этот праздник, в частности, в колхозе им. Кирова Кумертауского района. Дом куль-туры колхоза празднично убран. Обширное светлое фойе вместило все богатство красок. В центре внимания большая выставка урожая, на которой представлены экспонаты всех выращи-ваемых в колхозе культур: тучные снопы пше-ницы, ячменя, проса, овса и т. Рядом с вы-ставкой — Доска почета, украшенная букетами полевых цветов. На трибуну поднимается сек-ретарь парткома, который рассказывает о за-служенных людях колхоза. Председатель кол-хоза вручает Почетные грамоты и премии ве-теранам колхозного труда. Под звуки горна и дробь барабана по центру зала торжественно проходят со знаменем пионеры и приветствуют своих родителей. Они благодарят взрослых за их героический труд, за свое счастливое детст-во и вручают цветы членам президиума. После небольшого перерыва в зале гаснет свет. На экране световая сатирическая газета «Чаян». В конце торжества выступают самодеятельные артисты. В крупных населенных пунктах и в район-ных центрах во время праздника Урожая устраиваются гулянья и массовые развлечения в парке культуры или на поляне, спортивные состязания и пгрнща. В ряде районов к лтому дню были приуро-чены смотры-фестивали художественной само-деятельности. Местами, следуя старому обы-чаю, были организованы традиционные скачки, соревнования по национальной борьбе и другим видам спорта. Есть все основания верить, что День работ-ников сельского хозяйства станет в скором бу-дущем всенародным традиционным праздником осени в деревне, который вберет в себя наибо-лее удачные элементы ранее существовавших, но еще не успевших превратиться в народную традицию осенних праздников — Урожая, Зо-лотой осени. Тот опыт, который накоплен пар-тийно-советскими органами и комсомольскими организациями. Будет спо-собствовать этому и тот факт, что осенний праздник села получил отныне юридическое оформление. Становятся традицией профессиональные праздники: День механизаторов, День живот-новодов. В праздничной обстановке отмечают свой день учителя, работники кооперации, ме-дицинские работники и т. Обычно все эти праздники, в том числе и регламентируемые государственным законодательством День учи-теля, День рыбака приурочиваются к окон-чанию или началу цикла работ по данным про-фессиям. Каждый из этих профессиональных праздников состоит из двух частей: первой — официально-деловой, во время которой подводятся итоги прошедшего сезона учебно-го года, отчетного периода, хозяйственного го-да и т. Вторая часть включает концерт, праздничный обед, часто гулянья, спортивные состязапия и игры. Как видно, бытующие в современных усло-виях общественные праздники деревни весьма разнообразны. Это разнообразие соответствует многогранности народного быта, сложности и многоплановости общественной жизни. Они различаются не только по своему содержанию и назначению, но и по своей общественной зна-чимости, по степени проникновения их в народ-ный быт, по маоштабам и степени воздействия на людей, на ик образ жизни, психологию. Од-ни праздники опираются на вековые традиции и проходят по установившимся канонам, дру-гие — такие, как например, общесоюзные торжества, хотя и не имеют столь длительной истории, но благодаря своей значи-мости прочно утвердились в народной жизни и украсили ее. В то же время большая часть празднеств переживает стадию первоначально-го оформления, становления, еще не успев об-расти необходимой обрядностью, не успев стать общественной привычкой, потребностью. Это относится прежде всего к профессиональным праздникам и праздникам-мероприятиям, кото-рые пока еще устраиваются по почину общест-венных организаций. Такие различия в степени внедрения празд-ников свидетельствуют о подвижности совремейного быта. В наши дпи народный быт стал намного динамичнее, хотя относительный его консерватизм, в сравнении с темпами производ-ственной и политической жизни, остался в си-ле. Общественный быт, в том числе общественные празднества, составляют наиболее чуткую на внешние и внутренние возбудители, наибо-лее живую и изменчивую часть пародного быта. Бикбулатов Из книги «Башкирский аул», Уфа, Башкнигоиздат, 1969 Каргатуй Основные празднества башкирский народ проводит весной и летом. Народ Башкортостана отмечает Каргатуй «грачиный праздник» в то время когда весной прилетают грачи, смысл праздника — это празднование момента пробуждения природы от зимнего сна и также повод обратиться к силам природы кстати, башкиры считают, что именно грачи тесно с ними связаны с просьбой о благополучии и плодородии грядущего сельскохозяйственного сезона. Раньше участвовать в гулянии могли исключительно женщины и подрастающее поколение, сейчас эти ограничения сняты, и мужчины тоже могут участвовать. Башкиры в этот день просят природу о благосклонности, хорошем урожае. Народные гулянья в этот день состоят не только из танцев и песен, но и включают различные состязания мужчин в силе и ловкости. Завершается праздник пышной трапезой из национальных блюд. Сабантуй Многие башкирские праздники связаны с сезонными сельскохозяйственными циклами, Сабантуй или праздник плуга — один из них. Он обозначает завершение весенних работ в поле, все жители селения приходили на открытую местность и участвовали в различных соревнованиях, они боролись, состязались в беге, скакали наперегонки на лошадях и перетягивали друг друга на веревках. Гулянья проводятся на больших площадях, где может собраться все население села. Принято приходить на этот праздник семьями. Веселье включает традиционные песни, обряды и танцы. Также в этот день принято проводить шуточные соревнования по борьбе, бегу в мешках, других видах состязаний. Приз самому ловкому и сильному — живой баран. В этот день обязательно нужно улыбаться и много шутить, у башкир существуют специальные песни, которые призывают милость богов. Раньше этот обычай проводился с целью задобрить духов природы, чтобы они сделали землю плодородной, и она дала хороший урожай, а со временем это стал обычный весенний праздник, знаменовавший начало тяжелых сельскохозяйственных работ. Йыйын Если многие праздники башкирского народа возникли под влиянием других культур, то Йыйын — это исконный, очень древний праздник именно этого народа. Отмечается он в день летнего солнцестояния. Праздник произошел из народного собрания, на котором решались все важные вопросы общины: во время его проведения проводились различные торговые операции, родители договаривались о браке детей, проходили ярмарочные распродажи. Участвовали в нем только мужчины, позже эта традиция была ослаблена. Для проведения торжества оформлялась площадка в виде круга, где могли рассесться все уважаемые мужчины села. Сегодня праздник перестал быть своеобразным народным вече, но остался сходом, в ходе которого юноши доказывали свою состоятельность как ловкие, умелые и сильные члены общины. Для них проводятся разнообразные испытания. Кякук сяйе Кякук сяйе проводился в весенне-летний период - с конца апреля до середины июля. Организатором праздника обычно являлась пожилая женщина , знающая правила проведения торжества. В некоторых районах её называли юлбарсы. Юлбарсы одевалась в пёстрое платье и украшенный монетками красный камзол-безрукавку, а на голову были наброшены два платка: один платок с пришитыми по краям медными круглыми бляшками - накидывался на голову в развернутом виде и покрывал всю спину, а другой - повязывался косынкой. Поверх платков надевала шапочку с высокой тульей. Обычно, организаторы устанавливали дату проведения праздника по времени прилета и голосу кукушки. В день торжества празднично одетые женщины и дети собирались на склоне горы или на берегу реки, иногда на лужайке перед домом, для чаепития приносили с собой беляш бэлиш , баурсак, блины, губадию, мёд, чак-чак, эремсек и другие. Кякук сяйе начинался с обряда умилостивления кукушек: под корни деревьев, на которых куковали кукушки, дети поливали молоко, катык и клали яйца, а на ветки деревьев завязывали красные ленты. Пожилые женщины читали молитвы, смотря на вершины деревьев, просили у кукушек даровать изобилие пищи, мира и благополучие роду. А потом дети подбирали хворост, сушняк для разведения костра. Пока женщины приступали к кипячению чая и приготовления пищи, молодежь играла в различные народные игры «Ак тирэк, кук тирэк», «Кумер юзек», «Йэшерэн яулык», «Ус букэн», «Ак кайын», «Балга бар», бег взапуски, прыжки, перетягивание каната между командами девушек и молодых женщин и др. Пожилые женщины во время чаепития, рассказывали поучительные истории, легенды, сказки, предрассудки о кукушке. После чаепития, загадывали желание и гадали, прислушиваясь к кукованию кукушки. Иногда на празднике раскладывали остатки каши на камнях, деревьях, пнях, и обращаясь к природе и птицам, произносили благопожелания с просьбой об изобилии и благополучии. Женщины исполняли песни о кукушке, исполняли танцы.

Сейчас по основным показателям пчеловодства Башкортостан занимает одно из ведущих мест в России. А по количеству пчелиных семей и объемам производства товарного меда республика в прошлом году была лидером. Сейчас в республике в хозяйствах всех форм собственности насчитывается около 248,1 тысячи пчелиных семей. За год их численность возросла на пять процентов. Особенно значительно - сразу на десять процентов - увеличилось число пчелиных семей на сельхозпредприятиях. Но по абсолютному показателю впереди личные подсобные хозяйства, где содержатся 228 тысяч пчелосемей. В прошлом году в Башкортостане было произведено более 5,3 тысячи тонн товарного меда. Это на 7,7 процента больше, чем годом ранее. И, конечно, наибольший объем приходится на частные подворья - свыше 4,4 тысячи тонн. Многое делается в республике для развития самобытного направления. В 1995 году в Башкортостане был принят закон "О пчеловодстве". В соответствии с законом «О пчеловодстве» для решения научно-производственных задач в республике создано государственное учреждение «Башкирский научно- исследовательский центр по пчеловодству и апитерапии». При нем успешно функционируют пять научно-экспериментальных станций по пчеловодству, призванных сохранить ценнейший генофонд уникальной башкирской популяции пчел. С 1998 года ежегодно проводятся республиканские конкурсы пчеловодов. Традиционными стали ярмарки «Медовый Башкортостан». Они уже четвертый год подряд собирают в Уфе на большой медовый праздник сотни пчеловодов из всех районов республики. Башкиры в этом плане не являются исключением. На данное время башкирская культура не особо популярно среди национальной молодежи, да и старейшины не пиарят старинные праздники. Но наша культура и праздники не утраченны, не забыты и не запрещенны. Это статья не предназначен только для башкиров и татар, мы должны знать и уважать историю своих соседей я буду очень рад если смогу заитересовать ее и другии национальности нашей не обьятной родины, ведь мы живем на одной земле и ходим под одной луной Краткая история башкир. Государственность башкир восходит к IX - началу XIII веков - к этому времени относится образование союза башкирских племен. В 1219-1220 годах земли Башкортостана вошли в состав империи Чингисхана. В середине XVI века башкиры добровольно вошли в состав Российского государства. К этому времени они жили в составе Ногайской орды, Казанского и Сибирского, частично, Астраханского ханств. Процесс вхождения края в состав России не был одномоментным, он охватил несколько десятилетий и затронул ареал, намного превосходящий территорию нынешнего Башкортостана. Жалованные грамоты Ивана Грозного башкирским племенам стали основой их договорных отношений с царским правительством. Несмотря на то, что сами первичные документы пока не найдены и, возможно, не сохранились, они упоминаются в шежере родословных башкир, на них в течение длительного времени ссылались обе стороны. О национальных и традиционных праздниках. Башкирские национальные праздники 1. Наиболее древний башкирский праздник йыйын народное собрание. На народных собраниях решались вопросы мира и войны, уточнялись границы родоплеменных территорий, улаживались споры. Завершались народные собрания праздником. На йыйын приглашались жители из других дальних аулов. Делалось это для установления дружеских отношений с другими родами, а также завязывания знакомств. У башкир брак внутри рода был строго запрещен, а знакомства на йыйыне позволяли выбрать невесту из другого рода. Сабантуй в древности праздновали непосредственно в день перекочевки с зимнего пастбища на летнее. Главное значение на празднике придавалось военно-спортивным играм, выявлению молодых батыров, защитников рода, племени, народа. Празднество вели аксакалы, занимавшие на праздничном майдане самые почётные места. Батыры прежних сабантуев приносили на праздник лоскутки тканей, которые они получили за победу на состязаниях на прежних сабантуях. В случае новой победы лоскутки, нашитые на ленту, показывали зрителям. Так вёлся счет победам. Старики в день праздника ходили молиться в мечеть, прося у Бога богатого урожая. На сабантуе не было строгих правил, старики обыкновенно садились пить кумыс, а остальные веселились - каждый по своему возрасту. Первый весенний праздник справлялся ранней весной, за день-два до откочёвки на летние пастбища. Назывался он Вороний праздник или воронья каша. Этот праздник посвящался пробуждению природы, наступлению нового года. В нём участвовали только женщины и дети мальчики до 12 лет. Праздник способствовал формированию в подрастающем поколении экологической культуры, развивал потребность общения с природой, познания реального мира, определял в какой-то степени положительное поведение люден в природе. Женщины в этот день кормили птиц, обвешивали ещё голые ветки деревьев различными предметами, как бы предсказывая природе благополучие, пышное цветение. Большое значение имела и художественная часть праздника: многолюдные хороводы, игры, соревнования, песни, танцы. Примечательно, что песни и танцы на празднике сочинялись из поколения в поколение самими женщинами. Нардуган, в переводе с тюркского - начало нового года, с персидского - новый год. Этот один из наиболее ярких и красочных древних праздников приходится на первый день месяца фарвардина по древнеиранскому солнечному календарю, а по григорианскому на 21-22 или реже на 23 марта в 2009 году - 22 марта. В первый день года принято ходят друг к другу с новогодними пожеланиями, пляшут. Гостей хозяева одаривают мелочью, сладостями. Если в первый день нового года первым в дом зайдёт мужчина, - значит, год будет щедрым, благополучным. Гостя обильно угощают, подают брагу, медовуху и т. Иске ян, а ел девушки загадывают на жениха. Записываются приметы: если в новогодний вечер много звёзд на небе, то хороши будут ягоды и домашняя птица: гуси, утки, индюки, куры. Кар хэуые за талой водой -отмечается в апреле. Накануне определяют место, где можно брать воду или снег, красной ленточкой. Принимали участие в этом все, джигиты притаптывают тропинку, девушки с коромыслами идут за талой водой. Бабушки рассказывают, что эта вода очень полезна, ее растирались до пояса, лицо, они верели что вода снимает нездоровье, колдовские чары. В этот день танцевали, пили чай и ели блины. Какук сайе кукушкин чай , башкирский обряд весенне-летнего цикла. Распространен в Южном Башкортостане и в Зауралье. На востоке Башкортостана Учалинский р-н известен под названием "йома сэйе" "чай, в пятницу" , в северных районах республики Башкортастана и в Пермской области - "сэйесмэ" "чаепитие". Кукушкин чай представляет собой своеобразную встречу весны и приходится на так называемый месяц кукушки. Традиционно кукушкин чай - это коллективное чаепитие, сопровождающееся играми, песнями, плясками, гаданиями. Жители деревни собирались на чаепитие в определенном месте на берегу реки, на склоне горы , или каждая хозяйка устраивала угощение на лужайке перед домом. Считалось, что чем больше радушия окажет хозяйка, тем благополучней сложится год для ее семьи. Кукушкин чай так же, как и каргатуй, восходит к архаичным верованиям и обрядам, связанным с почитанием птиц и предков. Праздник щавеля. Этот праздник проводится весной. Как природа подарила первую пищу. Этот обычай весны на первые плоды природы - щавеля. У человека тоже есть такое время, когда впервые появляется первый зуб, первое слово, первый шаг, впервые садится верхом на лошадь и т. Поэтому дикий лук, щавель, дикую редьку, борщовку когда весной впервые пробуешь, выражаешь благодарность природе. Башкиры благодарили Весну, Осень, Лето за те продукты питания растения , которые получали от природы. Так же "суп из дикого лука" и "дикой редьки" посвящены благодарению природы за первые растения для пищи. Если поешь первую зелень весны, то не болеешь. Шесть майских трав спасают от шестидесяти болезней; - говорили предки. Народ ценил пользу лекарственных трав, ягод, плодов деревьев которые дает матушка-земля, природа. Крапива от сердечной боли, девясил от желудка, кора березы -от боли суставов. От голода, засухи и бедствий людей спасала природа, а в праздники природа радовалась вместе с народом. От завоевателей, войны - дети, старики, женщины спасались в лесах, степях и пещерах. Мать природа - Жива, ведь она растет, цветет, стареет, плачет, смеется, умирает, а потом опять растет. С X века среди башкир распространяется ислам, ставший в XIV веке господствующей религией. Наиболее значимый для мусульман - башкир праздник - Курбан-байрам. Все торжества, имеющие отношение к исламу, отмечаются по мусульманскому лунному календарю. Праздник Курбан-байрам начинается 10-го числа месяца зуль-хиджжа. Он совпадает с днем завершения паломничества в Мекку. Праздник Курбан-байрам установлен в воспоминание о попытке принесения Авраамом своего сына в жертву Богу и празднуется четыре дня. Начало праздника определяется появлением новой луны. За появлением луны следили различными способами, в одних местах смотрели на воду в пруд, озеро, реку , в других спускались в глубокий колодец или яму и оттуда высматривали луну. Человек, который первым являлся к мулле с заявлением, что ему удалось увидеть серп молодой луны, получал награду. В первый день праздника приглашаются в гости только близкие родственники и соседи, а затем уже начинается хождение по гостям, сначала по приглашению, а потом заходят запросто, к кому вздумается. Сам хозяин не участвует в еде вместе с гостями, а должен стоять все время на ногах, переходя от одного гостя к другому, пока не будет приглашен самими гостями принять участие в трапезе. Праздник - это радостное событие. В этот день мусульмане готовят традиционные национальные блюда, друзьям и родственникам преподносят подарки, причем они не должны быть дорогими. В каждом доме мусульманина царит дух такого гостеприимства и щедрости, что любой человек, зашедший в дом, не выйдет, не отведав праздничного угощения Зачем все таки нужны нам праздники? Наверно каждый выбирает лично для себя не зависимо от национнальности и веро исповедания. Но мой взгляд автора, утверждает о том что в эти праздники главное уделить внимание всем своим хорошим друзьям и ближайшим родственникам. И как гласит старая и избитая пословица "Главное не подарок, а внемание! Не забывайте о своих лучших друзьях которые идут рядом с вами и ближайших родственников которые будут поддерживать вас всегда и готовые принять вас такими какими вы есть. Способ приготовления кумыса Готовили кумыс в прежние времена в деревянных кадках из липы или дуба. Процесс приготовления заключался в следующем: вначале готовили закваску - бродило, которую замешивали с кобыльим молоком и давали настояться. Бродилом для получения первого кумыса у башкир служит кислое коровье молоко. Иногда в качестве закваски использовали разваренное до консистенции каши пшено с постоявшим кобыльим молоком или пшено с солодом. Ну, а когда первый кумыс приготовлен, то следующим бродилом служит крепкий кумыс. Кстати, еще в прошлом веке было установлено, что микроорганизмы кумыса образуют зерна, которые можно промывать, высушивать и сохранять. Закваска из таких зерен - наилучшая. Это - чистые культуры бактерий.

А в древности обрядами сопровождались все самые значимые для человека события — рождение ребенка, свадьба, похороны. Традиционные свадебные обряды башкир — сложные и красивые. За невесту жених выплачивал большой калым. Правда, у экономных всегда был выход: умыкнуть свою ненаглядную. В старину семьи сговаривались породниться еще до рождения детей. А помолвка между женихом и невестой сыргатуй проводилась в нежном возрасте 5-12 лет. Позже поиски невесты стали начинаться только при достижении мальчиком половозрелого возраста. Невесту сыну выбирали родители, а затем отправляли в выбранную семью сватов. Свадьбы устраивали с размахом: организовывали скачки, турниры по борьба и, конечно, пир. Первый год молодая жена не могла разговаривать со свекровью и свекром — это было знаком покорности и уважения. При этом этнографы отмечают очень бережное отношение к женщине в башкирской семье. Если муж поднимал руку на жену или не обеспечивал ее, то дело могло закончиться разводом. Развод был возможен и в случае измены женщины — в Башкирии строго относились к женскому целомудрию. Особое отношение у башкир было к рождению ребенка. Детей в башкирских семьях очень любили и редко наказывали. Подчинение было основано только на непререкаемом авторитете отца семейства. Башкирская семья всегда строилась на традиционных ценностях: почитание старших, любовь к детям, духовное развитие и правильное воспитание детей. В башкирской общине огромным уважением пользовались аксакалы, старейшины, хранители знаний. И сейчас настоящий башкир никогда не скажет грубого слова старику или пожилой женщине. Культура и праздники Культурное наследие башкирского народа невероятно богато. Фольклор включает многочисленные волшебные сказания о людях, божествах и животных. Башкиры очень любили песню и музыку — в копилке народа есть обрядовые, эпические, сатирические, бытовые песни. Кажется, что ни одна минута жизни древнего башкира не проходила без песни! Любили башкиры и танцевать, при этом многие танцы носят сложный, повествовательный характер, превращаясь то ли в пантомиму, то ли в театральное действо. Основные праздники приходились на весенне-летнюю пору, в период расцвета природы. Наиболее известны каргатуй грачиный праздник, день прилета грачей , майдан майский праздник , сабантуй день плуга, окончание посевных работ , который остался самым значимым праздником башкирского народа и отмечается с большим размахом. Летом проходил джиин — праздник, на котором собирались жители нескольких соседних деревень. В праздничные дни жители сел собирались и устраивали соревнования в борьбе, беге, стрельбе, скачках, заканчивающиеся общей трапезой. Скачки всегда были важным элементом празднеств. Ведь башкиры — умелые наездники, в деревнях мальчиков учили верховой езде с раннего возраста. Раньше говорили, что башкиры рождались и умирали в седле, и действительно — большая часть их жизни проходила верхом. Женщины не менее хорошо держались на лошади и при необходимости могли проскакать несколько дней. Они не закрывали лицо, в отличие от других исламских женщин, обладали правом голоса. Пожилые башкирки имели такое же влияние в общине, как и старейшины-аксакалы. В обрядах и празднованиях наблюдается переплетение мусульманской культуры с древними языческими верованиями, прослеживается почитание сил природы. Интересные факты о башкирах — Башкиры сначала использовали руническую тюркскую письменность, затем арабскую. В 1920 годах был разработан алфавит на основе латиницы, а в 1940-х годах башкиры перешли на кириллический алфавит. Но, в отличии от русского, в нем 9 дополнительных букв для отображения специфических звуков. По отношению к старым людям такое приветствие обязательно. Историки связывают это как с нормами, запрещающими сквернословить в присутствии женщин, детей и старейшин, так и с убеждением, что бранные слова наносят вред говорящему. К сожалению, со временем под влиянием других культур эту уникальную и похвальную особенность башкиры потеряли.

Народные праздники башкирского народа

Он проходил, когда это было необходимо. Что обсуждалось? В произведении «Башкиры» Рима Янгузина и Фирдаус Хисамитдиновой говорится, что йыйын был своего рода органом родоплеменного самоуправления общины. Его задачами называли решение вопросов войны и мира, уточнения границ территорий, проведения перекочевок и многое другое. На йыйынах поднимались вопросы земельных отношений. Также на мероприятии подводили итоги каких-либо событий, определяли лидеров родов, устраивали пир.

Порой даже свадьба становилась центральным событием и поводом для йыйына. Но при условии, если ее проводил какой-нибудь знатный человек. Получается, этот праздник был и общественно-политическим, и в то же время имел развлекательный характер. Сначала решались важные дела, а затем наступала торжественная часть. Для его проведения выбирали просторную и красивую местность.

Ученые утверждают, что праздничная площадь была оформлена в образе круга, символизирующего равенство членов рода. Важным составляющим мероприятия была совместная трапеза, сохранившая штрихи первобытного уклада.

Мусульманство в значительной мере сформировало этические базовые принципы. У башкир главными всегда выступали родственные отношения, они окружены огромным количеством правил и обрядов. Старшее поколение окружается большим почетом и играет важную роль в жизни всего рода. Образ жизни народа повлиял на формирование культуры. У башкир, которые долгое время существовали как бесписьменная культура, сохранился очень богатый и сложных эпос, который рассказывает о появлении народа и его героях. Башкирские традиции и праздники вобрали в свою структуру и идеологию не только мусульманские обычаи, но и древние языческие, тотемные представления. Башкиры - очень гостеприимные и миролюбивые люди, это стало следствием долгого сосуществования народа с самыми разными соседями, татарами, русскими, булгарами, монголами, казахами и со всеми нужно было наладить отношения. Поэтому башкиры до сих пор считают, что нужно уметь поддерживать мир со всеми и уметь договариваться с ними.

При этом народ сохранил свою идентичность и гордость, не уступая никаким давлениям извне. Праздничные и бытовые обряды У башкир существует четкое разграничение праздников и повседневности. Если каждый день они ведут очень простую жизнь, довольствуясь самой простой пищей и вещами, то праздники отмечаются широко, с разнообразными традициями. У башкир сохранились подробные сюжетные обряды на все важные случаи жизни: рождение детей, свадьба, похороны, начало и окончание сельскохозяйственного года. Существуют своеобразные сценарии праздников на башкирском языке, сохранившие описание четкой последовательности действий на все случаи жизни. Сюжетность свойственна танцам и песням, сопровождающим обряды. Даже костюмы башкир наполнены глубокой символичностью и семантикой. Долгий советский период привел к тому, что традиции стали уходить из обихода. Но сегодня происходит возрождение исконных традиций, и в республике шумно и по всем правилам отмечают все знаковые праздники, а их немало. Ураза-байрам Как и многие башкирские народные праздники, Ураза-байрам пришел вместе с мусульманством.

Это один из важнейших праздников года, в этот день происходит разговение после долгого поста. В Башкирии этот праздник отмечается очень широко. С утра все люди отправляются в мечеть, затем в домах накрываются богатые столы, часть еды обязательно раздается нуждающимся, также бедным нужно дать денег, чтобы им было на что славить Аллаха. Праздник связан с помощью старшим и нуждающимся, с благими делами. Башкиры в этот день обязательно готовят блюда из говядины и конины, надевают праздничные костюмы, много танцуют. В этот день нет места унынию.

Наверно каждый выбирает лично для себя не зависимо от национнальности и веро исповедания.

Но мой взгляд автора, утверждает о том что в эти праздники главное уделить внимание всем своим хорошим друзьям и ближайшим родственникам. И как гласит старая и избитая пословица "Главное не подарок, а внемание! Не забывайте о своих лучших друзьях которые идут рядом с вами и ближайших родственников которые будут поддерживать вас всегда и готовые принять вас такими какими вы есть. Способ приготовления кумыса Готовили кумыс в прежние времена в деревянных кадках из липы или дуба. Процесс приготовления заключался в следующем: вначале готовили закваску - бродило, которую замешивали с кобыльим молоком и давали настояться. Бродилом для получения первого кумыса у башкир служит кислое коровье молоко. Иногда в качестве закваски использовали разваренное до консистенции каши пшено с постоявшим кобыльим молоком или пшено с солодом.

Ну, а когда первый кумыс приготовлен, то следующим бродилом служит крепкий кумыс. Кстати, еще в прошлом веке было установлено, что микроорганизмы кумыса образуют зерна, которые можно промывать, высушивать и сохранять. Закваска из таких зерен - наилучшая. Это - чистые культуры бактерий. По времени созревания с момента заквашивания кумыс подразделяют на слабый одни сутки , средний двое суток и крепкий трое суток. Кумыс, приготовленный из непастеризованного кобыльего молока считается натуральным кумысом. Натуральный однодневный кумыс обладает диетическими и лечебными свойствами.

Науруз наурыз. Праздник Нового года по солнечному календарю, совпадающий с днем весеннего равноденствия, распространен среди ирано-язычных и тюрко-язычных народов Казахстана, Средней и Малой Азии, Ирана, а также среди башкир и татар. Башкиры унаследовали его у ирано-язычных племен которые обитали в долине рек Яик Урал , Сакмара примерно в 7 в. В науруз каждая семья варила из круп злаковых культур ритуальную пищу, которой угощали гостей и всех желающих. Во время Науруза взрослый предводитель, специально назначенный обществом учредитель праздника, вместе с юношами организует хождение по дворам. Они прославляют хозяев за домовитость, щедрость, после чего получают продукты для общей трапезы, вышитые изделия для награждения участников состязаний в беге, борьбе курэш , скачках, а также певцов, сэсэнов, кураистов, думбыристов, танцоров, мастеров горлового пения узляу. В Науруз обязателен ритуал посещения стариков для получения благословения фатиха.

Обряды, совершаемые в Науруз, призваны задобрить природные силы и духи предков для достижения благополучия в наступающем году. Башкирский праздник весенне-летнего цикла, известен в центральных и восточных районах Башкортостана, в Зауралье. Традиционно праздник устраивали с наступлением весны. В Западном и Югo-Западном Башкортостане его проводили за день до сабантуя, в нем участвовали главным образом женщины и подростки, но могли присутствовать и мужчины. Праздник начинался с молений на кладбище, иногда сопровождался жертвоприношениями. В ходе праздника молодые женщины, девушки устраивали импровизированные представления с песнями, танцами, играми. Распорядительницу праздника называли алсабыр или юлбарсы.

После общей трапезы участницы оставляли остатки ритуальной каши на пнях деревьев, камнях с благо пожеланиями к птицам.

Священное Писание Конечно, ваш крестник не скоро заинтересуется этой великой духовной книгой. Но все же когда-то он впервые прочтет Божье слово именно благодаря вашему подарку.

Это сорочка, чепчик, пинетки. Для мальчиков подходящие цвета — белый, бежевый, бледно-голубой. Летом выбирают распашонку, зимой — одежду из теплого материала.

В далекие времена крестные мамы торопились, соткать, пошить, вышить крестильный набор к светлому празднику своего крестника — в него он и будет облачен во время Таинства. Сегодня вы, отдавая дань традиции, можете сшить одежду для крестин тоже своими руками. Но нет ничего плохого, если вы купите такой подарок на Крещение мальчику в церкви, специализированном магазине, закажете у мастериц.

Крыжма В нее облачается малыш после прохождения обряда Крещения. По старинным традициям , крыжма бережно хранится родителями ребенка, а впоследствии становится и его чтимой семейной реликвией. Символично, если этот подарок преподнесет именно крестная мама.

Крыжму нельзя не стирать, не подвергать иному бытовому воздействию — это лишит ее спасительных свойств. По поверьям, достаточно накрыть заболевшего ребенка этой тканью, чтобы спустя время он почувствовал облегчение. Вышитый мешочек для хранения прядей Что подарить на Крещение девочки и мальчика еще?

Не забудьте о следующей традиции — в день крещения у младенца отрезают прядку волос, которую родители потом бережно хранят всю жизнь. Здорово, если вы к этому милому обычаю преподнесете симпатичный вышитый или декорированный мешочек для хранения волосиков. Что же еще можно подарить ребенку и его родителям?

Все, что может быть полезно им здесь и сейчас, и не только в духовном плане. Икона — самый частый подарок девочке на крестины. Преподнести ее ребенку может не только крестная, но и бабушки, дедушки, другие близкие родственники.

Поэтому постарайтесь договорится с другими гостями — если они решили подарить ребенку икону, то от каждого святое изображение должно быть разным — великомученик-покровитель, Богородица с Младенцем, Спаситель. Подарок от крестного Обязанности духовных родителей — православное воспитание ребенка. Поэтому первый подарок от крестного папы уже должен отражать это высокое предназначение.

Нательный крестик Не торопитесь дарить золотые, серебряные, великолепно инкрустированные кресты на не менее красивой цепочке. Помните, что самое главное — ваш подарок должен быть освещен в церкви, тогда он станет защитником крестника. В ином случае — это просто красивое украшение , не нужное ребенку в таком юном возрасте.

Традиционно для детей выбирают серебряный, а также деревянный, алюминиевый. Что можно подарить девочке на крестины лучше всего? Выбирайте такой крестик и цепочку, тесемочку к нему, чтобы они не травмировали ребенка, не были им случайно проглочены, не вызывали у малыша дискомфорта.

По традиции именно вы одеваете крестик во время Таинства на ребенка. Кстати, существует обычай, что все расходы за обряд Крещения оплачивает именно крестный отец. Православный молитвослов Что можно подарить на крестины мальчику в рамках традиции?

Молитвослов — в этом духовном сборнике помещены все молитвы, в которых нуждается христианин и в пору великой радости, и в моменты печали, сомнений, тоски, неутешного горя. Символическим будет такой подарок ребенку от его духовного отца. Серебряный столовый прибор Что подарить на Крещение ребенка, традиционное и полезное?

Как известно, серебро — это металл, которого боятся злые духи , темные силы. Если же обратиться к научным фактам, то доказано, что данный благородный материал не допускает развития вирусных микроорганизмов, которые могут стать причиной болезни ребенка, поэтому важно чтобы его первые столовые приборы были из такого металла. Отчего и крестные отцы нередко преподносят такой подарок своим крестникам.

Самый частый вариант — это серебряная ложка. Почему же? Согласитесь, для крестного родителя важно, что первая ложка, которую взял малыш, подарена им на то светлое торжество.

Кроме того, на серебре возможно выгравировать памятную надпись. С этой ложечкой связана и традиция «первого зубка» — по поверьям, нужно легонько стукнуть таким подарком по первому зубику, отчего все остальные вырастут красивыми и ровными. А у ребят, которые пьют водичку, соки и другие напитки из серебряной кружечки, не чернеют зубки.

Конечно, ваш крестник не скоро откроет эту книгу, но символичным будет преподнести его первое религиозное чтение именно на Крещение. Книга специально составлена так, что прописные истины становятся понятными даже для самого маленького читателя. Кстати, повзрослевшему крестнику некоторые притчи уже могут читать его родители, чтобы потом вместе обсуждать услышанное.

Как подарок девочке на крещение, этот вариант не менее хорошо подходит. Драгоценные инвестиционные монеты с изображением святых Покупку можно совершить по паспорту в «Сбербанке» или у иного внушающего доверие реализатора. Подарок станет не только украшением интерьера, но и отличным презентом высокодуховной семье.

Башкирские традиции

С абантуй в древности праздновали непосредственно в день перекочевки с зимнего пастбища на летнее. Главное значение на празднике придавалось военно-спортивным играм, выявлению молодых батыров, защитников рода, племени, народа. Празднество вели аксакалы, занимавшие на праздничном майдане самые почётные места. Батыры прежних сабантуев приносили на праздник лоскутки тканей, которые они получили за победу на состязаниях на прежних сабантуях. В случае новой победы лоскутки, нашитые на ленту, показывали зрителям. Так вёлся счет победам.

Старики в день праздника ходили молиться в мечеть, прося у Бога богатого урожая. На сабантуе не было строгих правил, старики обыкновенно садились пить кумыс, а остальные веселились — каждый по своему возрасту. Первый весенний праздник справлялся ранней весной, за день-два до откочёвки на летние пастбища. Назывался он вороний праздник или воронья каша.

Кул-шариф, местный башкирский муфтий и герой народа, отказался сдаваться и предал свою жизнь защите своего народа и веры. Каждый год 21 июля, национальный праздник Кул-шариф отмечается в Казани и других городах Башкортостана.

В этот день проводятся праздничные мероприятия, концерты, выставки и фестивали, цель которых — не только почет и память Кул-шарифа, но и пропаганда башкирской культуры и традиций. Важно отметить, что Кул-шариф стал символом национального единства для башкир и татар. Он напоминает о героической истории и общих башкирских и татарских корнях. Этот праздник призывает к сохранению мира и толерантности между разными нациями и религиями, живущими в Республике Башкортостан. Кул-шариф — это великое национальное достояние, которое каждый год отмечает Республика Башкортостан с гордостью и почтением к своей истории и культуре. Вопрос-ответ Какие национальные праздники отмечаются в Башкортостане?

Когда отмечается День Республики Башкортостан? День Республики Башкортостан отмечается ежегодно 11 октября. В этот день в Башкортостане проводятся праздничные мероприятия, концерты, спортивные соревнования и другие мероприятия. Какие ритуалы связаны с праздником Ураза-байрам? Ураза-байрам — это праздник, который отмечается в конце месяца Рамадана. В этот день мусульмане проводят молитвенные обряды в мечетях, а также обмениваются поздравлениями и дарят подарки.

Как празднуется Курбан-байрам в Башкортостане? Курбан-байрам — это праздник, который связан с окончанием паломничества в Мекку и является одним из главных праздников мусульман. В этот день мусульмане приносят жертву и распределяют мясо между семьями, близкими и нуждающимися. День государственности Республики Башкортостан отмечается ежегодно 11 января. В этот день проводятся различные праздничные мероприятия, концерты, выставки и спортивные соревнования. Также в этот день награждаются заслуженные граждане республики.

У башкир сформировались в условиях преобладающего полукочевого скотоводч. Кочевничество ,... Сихыр от араб.

Скотоводческие обряды , традиц. У башкир С. Кочёвки башкир и по...

Проводится в Уфе с 1991. В 1991 приняли участие 11 т-ров, в 1996-9, в 2000, 2006-по 15. Учредители: Мин-во...

Туй , 1 у башкир традиц. Проводился во время обществ. Йыйын, Курултай, Майдан и др.

Характерно для обшин со строгой экзогамией. У башкир... Ураза-байрам , один из важнейших мусульманских праздников.

Начинается 1-го числа месяца шавваль 10-й месяц мусульманского календаря , длится 3-4 дня. Знаменует завершение уразы - 30-дневного поста в месяце... Урнаш от баш.

Устраивался в осенне-зимний период в доме девушки в отсутствие её родителей, обычно под присмотром... Фестивали и конкурсы музыкальные. Музыкальные конкурсы, соревнования проф.

В Башкортостане в 1968 в Уфе организован первый Респ.... Фестивали и конкурсы самодеятельного творчества , смотры достижений самодеятельного художественного творчества ; соревнования, проводимые в целях выявления лучших самодеят. В Башкортостане первые респ.

Фестивали и конкурсы театральные , смотры лучших достижений театр. Т-ры Башкортостана стали принимать участие в разл. Фестиваль музыки композиторов Поволжья и Урала.

Создан по инициативе Р. Газизова и засл. Фестиваль по национальным и народным видам спорта республиканский.

Проводится с 1994 ежегодно в Уфе в честь Дня Республики Башкортостан. Организатор - Мин-во молодёжной политики и спорта РБ. В рамках фестиваля проходят соревнования по армспорту,...

Первое цирковое представление Баш. Программа состояла из пролога, эпилога... Проводится с 1991 в Театре оперы и балета, с 2003 международный.

Возник по инициативе пред. Шаляпинского центра Г. Экзогамия от греч.

У башкир традиц. Эндогамия от греч. Эндогамный брак...

Смогли за свою многовековую историю сохранить многие традиции, язык, обряды. Башкирские праздники представляют собой сложную смесь языческих и мусульманских истоков. На культуру народа повлияли и годы существования в составе Российской империи и советское прошлое.

Расскажем об основных праздничных традициях башкир и их особенностях. История башкирского народа Многие древние источники упоминают о народе, проживающем на Южном Урале, занимающемся разведением скота и тщательно охраняющем свои территории. Историки полагают, что это и есть башкиры.

Документированные источники подтверждают, что уже в 9 веке на склонах Уральских гор неподалеку от Волги, Камы и Тобола проживал самостоятельный народ. Башкиры говорили на собственном языке, поклонялись силам природы и многочисленным богам, не были агрессивным захватчиками, но яростно охраняли свои земли. К 9 веку началась постепенная исламизация народа, но старые языческие традиции гармонично вплетались в новую религию.

Единого обращения народа в мусульманство не происходило, это была мягкая замена существующих верований новыми правилами и обычаями. В 9 веке часть башкир переселилась в Венгрию и со временем стала частью венгерской народности. Уральские башкиры в 13 веке активно сопротивлялись татаро-монгольскому нашествию и получили право на автономию.

После распада Золотой Орды башкиры входили в состав нескольких ханств, а с середины 16 века началось постепенное включение в состав Российской империи. Сначала башкиры запада и северо-запада стали подданными русского царя, а позже и весь народ принял российское подданство, но сохранил право на свой уклад, язык, веру. Но дальнейшая жизнь народа не была совсем благополучной.

Многие русские цари пытались лишить башкир их привилегий, это вызывало ожесточенное сопротивление. Но вся последующая судьба этого народа была связана с Россией. Культура и традиции Длительная и сложная история сформировала уникальную башкирскую культуру.

Этот народ изначально вел полукочевой образ жизни, и это повлияло на его бытовые привычки. Мусульманство в значительной мере сформировало этические базовые принципы. У башкир главными всегда выступали родственные отношения, они окружены огромным количеством правил и обрядов.

Старшее поколение окружается большим почетом и играет важную роль в жизни всего рода. Образ жизни народа повлиял на формирование культуры. У башкир, которые долгое время существовали как бесписьменная культура, сохранился очень богатый и сложных эпос, который рассказывает о появлении народа и его героях.

Башкирские традиции и праздники вобрали в свою структуру и идеологию не только мусульманские обычаи, но и древние языческие, тотемные представления. Башкиры - очень гостеприимные и миролюбивые люди, это стало следствием долгого сосуществования народа с самыми разными соседями, татарами, русскими, булгарами, монголами, казахами и со всеми нужно было наладить отношения. Поэтому башкиры до сих пор считают, что нужно уметь поддерживать мир со всеми и уметь договариваться с ними.

При этом народ сохранил свою идентичность и гордость, не уступая никаким давлениям извне. Праздничные и бытовые обряды У башкир существует четкое разграничение праздников и повседневности. Если каждый день они ведут очень простую жизнь , довольствуясь самой простой пищей и вещами, то праздники отмечаются широко, с разнообразными традициями.

У башкир сохранились подробные сюжетные обряды на все важные случаи жизни: рождение детей, свадьба, похороны, начало и окончание сельскохозяйственного года. Существуют своеобразные сценарии праздников на башкирском языке, сохранившие описание четкой последовательности действий на все случаи жизни. Сюжетность свойственна танцам и песням, сопровождающим обряды.

Даже костюмы башкир наполнены глубокой символичностью и семантикой. Долгий советский период привел к тому, что традиции стали уходить из обихода. Но сегодня происходит возрождение исконных традиций, и в республике шумно и по всем правилам отмечают все знаковые праздники, а их немало.

Ураза-байрам Как и многие башкирские Ураза-байрам пришел вместе с мусульманством. Это один из важнейших праздников года, в этот день происходит разговение после долгого поста. В Башкирии этот праздник отмечается очень широко.

С утра все люди отправляются в мечеть, затем в домах накрываются богатые столы, часть еды обязательно раздается нуждающимся, также бедным нужно дать денег, чтобы им было на что славить Аллаха. Праздник связан с помощью старшим и нуждающимся, с благими делами. Башкиры в этот день обязательно готовят блюда из говядины и конины, надевают праздничные костюмы, много танцуют.

В этот день нет места унынию. Курбан-байрам Этот мусульманский и башкирский праздник в сентябре отмечается, и связан он с жертвоприношениями и паломничеством в Мекку. Он означает высшую точку пути к святым местам.

С утра во всех мечетях Башкортостана проходят праздничные богослужения и особый обряд жертвоприношения. Потом в каждом доме накрываются столы, в этот день обязательно нужно одарить кого-то из нуждающихся. Нередко глава семьи покупает на базаре тушу животного: барана, корову, коня и, разделывая ее часть, отдает бедным.

После этого башкиры отправляются друг к другу в гости, где за праздничным столом восхваляют Господа. Каргатуй Почти во всех культурах есть праздник, знаменующий завершение зимы. Каргатуй - башкирский праздник, посвященный прилету грачей.

В переводе с башкирского этот день так и называется - «Грачиная свадьба». В этот день принято много веселиться. Люди наряжаются в национальные костюмы , выходят на улицу, чтобы всем вместе петь и танцевать.

Традиционно башкиры украшают в этот день деревья лентами, серебром, бусами, платками. Также обязательно готовится и раскладывается повсюду пища для птиц. Башкиры в этот день просят природу о благосклонности, хорошем урожае.

Народные гулянья в этот день состоят не только из танцев и песен, но и включают различные состязания мужчин в силе и ловкости. Завершается праздник пышной трапезой из национальных блюд. Сабантуй Многие башкирские праздники связаны с сезонными сельскохозяйственными циклами, Сабантуй или праздник плуга - один из них.

Он обозначает завершение Люди молятся о хорошем урожае и стараются умилостивить богов. Гулянья проводятся на больших площадях, где может собраться все население села. Принято приходить на этот праздник семьями.

Веселье включает традиционные песни, обряды и танцы. Также в этот день принято проводить шуточные соревнования по борьбе, бегу в мешках, других видах состязаний. Приз самому ловкому и сильному - живой баран.

В этот день обязательно нужно улыбаться и много шутить, у башкир существуют специальные песни, которые призывают милость богов. Йыйын Если многие праздники башкирского народа возникли под влиянием других культур, то Йыйын - это исконный, очень древний праздник именно этого народа. Отмечается он в день Праздник произошел из народного собрания, на котором решались все важные вопросы общины.

Участвовали в нем только мужчины, позже эта традиция была ослаблена. Для проведения торжества оформлялась площадка в виде круга, где могли рассесться все уважаемые мужчины села. Сегодня праздник перестал быть своеобразным народным вече, но остался сходом, в ходе которого юноши доказывали свою состоятельность как ловкие, умелые и сильные члены общины.

Для них проводятся разнообразные испытания. Нередко в ходе Йыйына принимаются решения о будущих свадьбах. Государственные праздники Кроме того что в республике отмечаются башкирские национальные праздники, за годы существования в рамках российской культуры появились традиции отмечать и Во вполне привычном формате проходит празднование Нового года 1 января , День Защитника Отечества, 8 марта, День Победы, День народного единства.

Основное отличие заключается в праздничном меню. Башкиры очень любят свою национальную кухню и поэтому даже в такие светские, гражданские праздники ставят на стол свои излюбленные народные блюда: казы колбаса , губадия, баурсак, бэлиш с мясом. Религиозные праздники Башкиры - мусульмане, поэтому они отмечают события, значимые для этой религии.

Так, в Башкортостане празднуют уже упомянутые ураза и курбан-байрам, а также мавлид, сафар, день Арафат и другие. Башкирские праздники во многом сходны с подобными событиями в Татарстане, у культур выработались очень похожие религиозные традиции. Разница состоит больше всего в песнях, костюмах, танцах, которые у башкир сохранили национальный колорит.

Семейные праздники Так как семья - это самое дорогое и важное, что есть у башкир, здесь существует много сложных и уникальных традиций отмечать родовые события. Семейные башкирские праздники отличаются долгой историей и тщательно прописанными обрядами. Даже современные жители городов в день свадьбы или рождения ребенка возвращаются к своим истокам и повторяют обряды с вековой историей.

Свадьбы, рождение детей, похороны всегда отмечаются всем родом, то есть собирается 3-4 поколения семьи. Каждый праздник связан с поднесением даров, угощениями, восхвалению богов. Для каждого из этих событий существуют специальные костюмы, множество особых песен и строгая последовательность действий.

В жизни каждого народа значительное место занимают празднества. В них выражены образ жизни народа, специфика его быта и своеоб-разие культуры. Сущность социальных инсти-тутов и социальной жизни у пародов, находя-щихся на одной или примерно одинаковой стадии исторического развития, однотипна.

Но конкретные формы проявления этих институтов в зависимости от условий исторического разви-тия, географической среды, форм хозяйствен-ной деятельности и культурно-бытовых тради-ций народа всегда разнообразны. В этом плане общественная жизнь так же неповторима, как и национальный язык и культура. В прошлом характернейшим народным праздником башкир были весенне-летние тор-жества, сопровождавшиеся массовыми спор-тивными состязаниями, играми и пиршеством.

Было известно несколько видов таких празд-неств. Празднества, общие для населения одной волости или группы деревень, объединенных между собой в прошлом принадлежностью к од-ной родоплеменной общности, назывались во внутренних районах Башкирии, в ее северо-за-падной окраине и Пермской области джнин йы-йын , в северо-восточной Башкирии, Свердлов-ской, Челябинской и Курганской областях — майдан мащап , а в южных районах — байге бэйге. Праздники этого типа проводились один раз в год в промежутках между весенним севом и сенокосом.

Свадебные обряды Б. После этих символических свадеб и достижения молодыми совершеннолетия устраивалась настоящая свадьба — никах. Сватовство часто приурочивалось к сабантуям, йыйынам, майданам и др. С отъездом сватов молодые женщины приносили её на руках, зимой привозили на санках в дом родителей, при этом подруги невесты всячески этому препятствовали. Если жених не мог уплатить калым, он похищал невесту, чаще всего по предварительному сговору с ней. С головного покрывала молодой снимали пришитый кусок ткани с монетами, затем она надевала одежду, изготовленную из тканей, полученных в качестве части калыма, при этом мать жениха, показывая, что принимает невестку в свой дом, должна была завязать ей концы головного покрывала и пояс. В большинстве районов невеста входила в дом жениха в сопровождении женщин. В сев. Подъехав к дому жениха, невеста не спешила сходить с подводы.

Свекровь подводила к ней тёлку в подарок, невеста сходила, наступая на подушку или коврик, брошенный под её ноги. Ритуал означал пожелание доброго нрава невестке, спокойной жизни. Сначала она подавала невестке ложку мёда, чтобы была сладкоречивой, затем масла — добродушной.

Энциклопедия Башкирии → ПРАЗДНИКИ

Башкирские народные праздники. башкир праздник - Курбан-байрам. Какой праздник во вторник в Башкирии. Праздники в Башкирии в 2024 году: календарь и даты — свежие гайды —. Главные башкирские праздники — — все о праздниках и празднованиях. Все официальные праздники Республики Башкортостан правительство региона утверждает в производственном календаре, в 2021 году он выглядит следующим образом. Kachkin2korov Башкиры отмечают также праздники, общие для всех мусульманских народов: Ураза-байрам (праздник в честь окончания мусульманского поста), Курбан-байрам (праздник. Науруз (перс.), у башкир традиц. праздник, посв. встрече нового года по солнечному календарю. Происхождение праздника, предполож., связано с зороастризмом.

Башкирские праздники в 2024 году: календарь, даты, традиции

Традиции, обычаи и праздники башкир. В этой статье мы собрали список дат башкирских праздников на 2023 год и расскажем о традициях, которые сопутствуют каждому из них. это народный весенний праздник у татар и башкир, посвященный окончанию весен-них полевых работ. Его еще иногда называют праздником плуга (сабан на татарском языке. Каргатуй – башкирский праздник, посвященный прилету грачей. В переводе с башкирский этот день так и называется – «Грачиная свадьба». В этот день принято много веселиться. В народе активно отмечаются такие национальные праздники башкир, как Сабантуй (общий с татарами). Этот праздник признан на официальном уровне. В прошлом характернейшим народным праздником башкир были весенне-летние торжества, сопровождавшиеся массовыми спортивными состязаниями, играми и пиршеством.

Календарь башкирских праздников на 2023 год

Праздник Курбан-байрам установлен в воспоминание о попытке принесения Авраамом своего сына в жертву Богу и празднуется четыре дня. Начало праздника определяется появлением новой луны. За появлением луны следили различными способами, в одних местах смотрели на воду в пруд, озеро, реку , в других спускались в глубокий колодец или яму и оттуда высматривали луну. Человек, который первым являлся к мулле с заявлением, что ему удалось увидеть серп молодой луны, получал награду.

В первый день праздника приглашаются в гости только близкие родственники и соседи, а затем уже начинается хождение по гостям, сначала по приглашению, а потом заходят запросто, к кому вздумается. Сам хозяин не участвует в еде вместе с гостями, а должен стоять все время на ногах, переходя от одного гостя к другому, пока не будет приглашен самими гостями принять участие в трапезе. Праздник - это радостное событие.

В этот день мусульмане готовят традиционные национальные блюда, друзьям и родственникам преподносят подарки, причем они не должны быть дорогими. В каждом доме мусульманина царит дух такого гостеприимства и щедрости, что любой человек, зашедший в дом, не выйдет, не отведав праздничного угощения Зачем все таки нужны нам праздники? Наверно каждый выбирает лично для себя не зависимо от национнальности и веро исповедания.

Но мой взгляд автора, утверждает о том что в эти праздники главное уделить внимание всем своим хорошим друзьям и ближайшим родственникам. И как гласит старая и избитая пословица "Главное не подарок, а внемание! Не забывайте о своих лучших друзьях которые идут рядом с вами и ближайших родственников которые будут поддерживать вас всегда и готовые принять вас такими какими вы есть.

Способ приготовления кумыса Готовили кумыс в прежние времена в деревянных кадках из липы или дуба. Процесс приготовления заключался в следующем: вначале готовили закваску - бродило, которую замешивали с кобыльим молоком и давали настояться. Бродилом для получения первого кумыса у башкир служит кислое коровье молоко.

Иногда в качестве закваски использовали разваренное до консистенции каши пшено с постоявшим кобыльим молоком или пшено с солодом. Ну, а когда первый кумыс приготовлен, то следующим бродилом служит крепкий кумыс. Кстати, еще в прошлом веке было установлено, что микроорганизмы кумыса образуют зерна, которые можно промывать, высушивать и сохранять.

Закваска из таких зерен - наилучшая. Это - чистые культуры бактерий. По времени созревания с момента заквашивания кумыс подразделяют на слабый одни сутки , средний двое суток и крепкий трое суток.

Кумыс, приготовленный из непастеризованного кобыльего молока считается натуральным кумысом. Натуральный однодневный кумыс обладает диетическими и лечебными свойствами. Науруз наурыз.

Праздник Нового года по солнечному календарю, совпадающий с днем весеннего равноденствия, распространен среди ирано-язычных и тюрко-язычных народов Казахстана, Средней и Малой Азии, Ирана, а также среди башкир и татар. Башкиры унаследовали его у ирано-язычных племен которые обитали в долине рек Яик Урал , Сакмара примерно в 7 в. В науруз каждая семья варила из круп злаковых культур ритуальную пищу, которой угощали гостей и всех желающих.

Во время Науруза взрослый предводитель, специально назначенный обществом учредитель праздника, вместе с юношами организует хождение по дворам. Они прославляют хозяев за домовитость, щедрость, после чего получают продукты для общей трапезы, вышитые изделия для награждения участников состязаний в беге, борьбе курэш , скачках, а также певцов, сэсэнов, кураистов, думбыристов, танцоров, мастеров горлового пения узляу.

В этот день в основном городах республики проходят торжественные мероприятия: концерты, выставки, спортивные соревнования и салюты. Современное значение День Республики Башкортостан является одним из самых значимых событий для жителей республики, а также для всей России. Этот праздник объединяет людей разных этносов и культур, которые живут на территории Башкортостана.

Кроме того, этот день является важным символом юродства и мира между этносами, которые находятся на территории республики. Башкортостан — это место, где люди разных национальностей живут рядом и сотрудничают друг с другом. Наиболее популярных мероприятий, которые проводятся в День Республики Башкортостан: 1. Торжественное шествие и поклонение памятнику Салавату Юлаеву 2. Концерты разных жанров, посвященные Дню республики 3.

Праздничный салют вечером. В целом, День Республики Башкортостан является символом национальной гордости и ярким праздником для всех жителей республики. Праздник Курбан-байрам: смысл и значения праздника в Башкирии Что такое Курбан-байрам? Курбан-байрам, или Ураза-байрам, это один из главных религиозных праздников мусульман. В Башкирии он отмечается в последний день паломничества на Арафате, который является одним из столпов Хаджа, обязательного религиозного обряда для каждого мусульманина, если он в состоянии купания и финансово обеспечен.

Как отмечают Курбан-байрам в Башкирии? Курбан-байрам в Башкирии отмечается крупными семейными праздниками, где главным блюдом является баранья голова. Это символ жертвы, которую принес Аллаху пророк Ибрахим. В ходе праздника приготавливают множество блюд, где кроме баранины используются овощи, хлеб, фрукты. Также проводятся культурные мероприятия, где исполняется традиционная народная музыка и танцы.

Каков смысл и значение праздника в Башкирии? Для мусульман Курбан-байрам символизирует жертву, которую принес Ибрахим. Этот обряд является символом преданности и верности Аллаху, показывает, что мусульманин должен быть готов к сдаче первородного и лучшего, что у него есть в пользу уничтожения грехов. Для башкир народа Курбан-байрам является важным символом целостности и единства, праздником, который объединяет всех верующих, независимо от возраста, пола и национальности.

В отличие от ряда других регионов страны в республике на три праздника больше. Так, 13 мая будет отмечаться Ураза-байрам, 20 июля — Курбан-байрам, 11 октября — День Республики Башкортостан. Все официальные праздники Республики Башкортостан правительство региона утверждает в производственном календаре, в 2021 году он выглядит следующим образом: Национальная культура Башкирии в других праздниках Йыйын — один из древнейших башкирских праздников, который сохранился до нашего времени. Его название переводится как «сход», «сбор». Нетрудно догадаться, в чем была главная идея этого мероприятия: представители родов собирались вместе, чтобы обсудить решение насущных вопросов. Йыйын проводился вне зависимости от времени года, а также не входил в календарь традиционных праздничных дат. Он проходил, когда это было необходимо. Что обсуждалось? В произведении «Башкиры» Рима Янгузина и Фирдаус Хисамитдиновой говорится, что йыйын был своего рода органом родоплеменного самоуправления общины. Его задачами называли решение вопросов войны и мира, уточнения границ территорий, проведения перекочевок и многое другое. На йыйынах поднимались вопросы земельных отношений. Также на мероприятии подводили итоги каких-либо событий, определяли лидеров родов, устраивали пир. Порой даже свадьба становилась центральным событием и поводом для йыйына.

Название праздника произошло от слова «хабан» - плуг. Слово «туй» - означает праздник, то есть «Хабантуй» - праздник плуга. Праздник получил своё название «от хлебопашного орудия «хабана», потому что он торжествуется перед начатием пашни. Обычай этот сохранился ещё со времён язычества. Кочевые башкиры в прежнее время, по окончании праздника, начинали готовиться к выезду на кочёвку, а другие к севу. Для празднования сабантуя чаще выбиралась пятница». Сабантуй отмечали в конце мая- начало июня.

Форма поиска

  • Календарь башкирских праздников на 2023 год
  • Башкирская культура и праздники
  • Традиции и обычаи башкирского народа
  • Календарь праздников Башкирии 2021
  • Башкирские праздники в 2024 году
  • Основные башкирские праздники

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий