15 апреля 1942 года в блокадном ленинграде произошло важное событие заработал общественный транспорт

В апреле 1942 года в городе запущен трамвай для жителей города. Тогда он стал приметой весны и возвращающейся нормальной жизни. Блокадный трамвай занимает в истории города огромное значение. 15 апреля 1942. Блокадный Ленинград. В декабре 1941 г. из-за прекращения подачи электроэнергии трамвайное движение в осажденном фашистами Ленинграде было прервано. Трамваи замерли на улицах заснеженного города.

15 апреля 1942 года блокадный трамвай. Ленинградский блокадный трамвай

Вчера, 15 апреля 1942 года, исполнилось 73 года с момента запуска трамвайного движения в блокадном городе после трехмесячного перерыва. 15 апреля 2020 года, в 78-ю годовщину возвращения пассажирского трамвая на улицы Ленинграда, музейные вагоны МС и ЛМ-33 (реплика) совершили памятный рейс по центру города и подъехали к «Блокадной подстанции» на Фонтанке. Из протокола допроса пленного немецкого артиллериста ефрейтора Фолькенхорста: К ночи пятнадцатого апреля мы, как всегда, пришли на точку: я и Курт Шмитцбубе, мой второй номер Стояла сырая апрельская ночь с низкими облаками. Все вокруг выглядело, как обычно. Карта обстановки под Ленинградом по состоянию на конец 1941 года. Немецкие войска, закрепившись в пригородах на удалении в 4-7 километров от городской черты, перешли к активным артиллерийским обстрелам и воздушным бомбардировкам Ленинграда. в осажденном Ленинграде произошло ключевое событие: на Финляндский вокзал пришел первый с начала блокады поезд. С тех пор в город стали регулярно привозить оптовые партии продовольствия и медикаментов. Эти поставки помогли осажденному городу выстоять. символ мирной жизни. Сегодня в честь 80-летней годовщины пуска блокадного трамвая в городе прошли торжественно-памятные мероприятия, в каждом трамвае звучала.

15 апреля 1942 года в блокадном Ленинграде впервые после почти..

зимой 1941-1942 годов. 7 февраля 1943 года в блокадный Ленинград на Финляндский вокзал прибыл первый поезд с продовольствием с "Большой земли". В Шлиссельбурге на берегу Невы стоит скромная стела, перед которой — кусок железнодорожного полотна. В этот день в опустевшем весеннем блокадном городе прогремел первый за долгое время трамвай. Он выехал на рейс торжественно, с красными флажками над кабиной. 116 поездов, 316 вагонов двинулись по осаждённому Ленинграду. Для пассажиров электротранспорт начал работать 15 апреля 1942-го. Но само движение открылось чуть раньше — ещё 7 марта, когда на улицы Ленинграда выехали грузовые трамваи. Сотрудники музея провели реконструкцию запуска движения. В честь 77-й годовщины «перезапуска» блокадного трамвая, 2 апреля 2019 года в Президентской библиотеке состоялся видеолекторий под названием «Блокадный трамвай: в борьбе за жизнь Ленинграда».

Вопросы и ответы на Тест по истории Великой Отечественной Войны 2023

Близится вторая военная зима». Подготовка к подъёму аэростата заграждения на площади Чернышёва ныне площадь Ломоносова. Дом в лесах. Газгольдеры на Невском проспекте, у Публичной библиотеки. Уборка на площади Островского. Март 1942 г.

Снос грунта от здания Императорских конюшен на баржу, угол набережной реки Мойки и Аптекарского переулка. После прорыва блокады. У магазина вывешивают объявления о новых нормах выдачи хлеба. Группа альпинистов — участниц подъёма на шпиль Адмиралтейства во время ремонтных работ. Бригада кровельщиков за ремонтом крыши здания Ленгорисполкома бывший Мариинский дворец.

Восстановление разрушенного дома. Например, с 8 декабря 2021 года по 22 июня 2022 года в Государственном мемориальном музее обороны и блокады Ленинграда проходила выставка «Жил да был человек маленький», основанная на блокадном дневнике ленинградского подростка Игоря Никитина. Его дневник — это 17 ученических тетрадей, с июля 1941 года по январь 1943 года Игорь делает записи ежедневно. О том, как устраивается фрезеровщиком на завод имени А. Кулакова, как и где работает его мать, как семья передвигается по Ленинграду в поисках хлеба и любого другого продовольствия, как юноше хочется купить запрещённый в городе персональный фотоаппарат и как радостно ему в день долгожданной покупки.

А потом случился призыв в армию. О жизни Игоря Никита издана книга с его дневниками. Выставка в Музее обороны и блокады Ленинграда Фотография. Невский проспект. Вид на Дом книги с угла Невского проспекта и канала Грибоедова.

Повседневная жизнь городского электрического транспорта меняется уже с началом Второй мировой войны: трамвайщики в соответствии с мобилизационным планом строят убежища, создают неприкосновенный запас запчастей и проводят учения местной противовоздушной обороны МПВО.

Германское наступление было приостановлено на несколько недель. Вражеским войскам не удалось овладеть городом с ходу. Эта задержка вызвала резкое недовольство Гитлера, который совершил специальную поездку в группу армий «Север» с целью подготовить план захвата Ленинграда не позднее сентября 1941 года. В беседах с военачальниками фюрер, помимо чисто военных доводов, привёл немало политических аргументов. Он полагал, что захват Ленинграда даст не только военный выигрыш контроль над всеми балтийскими побережьями и уничтожение Балтийского флота , но и принесёт огромные политические дивиденды. Советский Союз потеряет город, который, являясь колыбелью Октябрьской революции, имеет для советского государства особый символический смысл.

Кроме того, Гитлер считал очень важным не дать советскому командованию возможность вывести войска из района Ленинграда и использовать их на других участках фронта. Он рассчитывал уничтожить оборонявшие город войска. В длительных изматывающих боях, преодолевая кризисы в разных местах, немецкие войска в течение месяца готовились к штурму города. К городу подошёл Балтийский флот со своими 153 орудиями главного калибра корабельной артиллерии, как показал опыт обороны Таллина, по своей боевой эффективности превосходящей орудия того же калибра береговой артиллерии, также насчитывающей под Ленинградом 207 стволов. Небо города защищал 2-й корпус ПВО. Наивысшая плотность зенитной артиллерии при обороне Москвы, Ленинграда и Баку была в 8—10 раз больше, чем при обороне Берлина и Лондона. К началу сентября финны перешли существовавшую до подписания мирного договора 1940 года старую советско-финскую границу на Карельском перешейке на глубину до 20 км, остановились на рубеже Карельского укрепрайона[19].

Связь Ленинграда с остальной страной через территории оккупированные Финляндией была восстановлена летом 1944 года. Но он получил отказ в участии финнов в наступлении на Ленинград. Вместо этого Маннергейм повёл успешное наступление на севере Ладоги, перерезав Кировскую железную дорогу и Беломоро-Балтийский канал в районе Онежского озера, блокировав тем самым маршрут для поставок в Ленинград грузов[20]. Именно 4 сентября 1941 года город подвергается первым артиллерийским обстрелам со стороны оккупированного немецкими войсками города Тосно: « В сентябре 1941 г. Немного впереди нас шел переполненный народом трамвай. Он тормозит перед остановкой, где стоит большая группа ожидающих. Раздается разрыв снаряда, и многие на остановке падают, обливаясь кровью.

Второй разрыв, третий… Трамвай разнесен в щепки. Груды убитых. Раненые и искалеченные, в основном женщины и дети, разбросаны по булыжной мостовой, стонут и плачут. В дальнейшем немцы, отдав свои танки на центральный участок фронта, продолжали окружение города кольцом блокады, удаленным от центра города не более чем на 15 км, и перешли к длительной блокаде. В создавшейся ситуации Гитлер, реально представлявший себе огромные потери, которые он понес бы, вступив в городские бои, своим решением обрек его население на голодную смерть. Последствия первого артобстрела города, фото Тарасевича, 10 сентября, 1941 года 8 сентября солдаты группы «Север» захватили город Шлиссельбург Петрокрепость. С этого дня началась длившаяся 872 дня блокада города.

Линии фронта на 21 сентября 1941 года В этот же день немецкие войска неожиданно быстро оказались в пригородах города. При этом советскому верховному командованию информацию о замыкании кольца окружения не докладывали, надеясь на прорыв. А 13 сентября Ленинградская правда писала:[25] Утверждение немцев, что им удалось перерезать все железные дороги, связывающие Ленинград с Советским Союзом, является обычным для немецкого командования преувеличением Это замалчивание стоило жизни сотням тысяч горожан, поскольку решение о подвозе продовольствия было принято слишком поздно. Всё лето день и ночь около полумиллиона человек создавали в городе рубежи обороны. Один из них, самый укрепленный, названный «Линией Сталина» проходил по Обводному каналу. Многие дома на оборонных рубежах были превращены в долговременные опорные пункты сопротивления. Фото Д.

Трахтенберга «Зенитчики на страже Ленинградского неба», октябрь 1941 13 сентября в город прибыл Жуков[26], который приступил к командованию фронтом 14 сентября[27], когда, вопреки расхожему мнению, растиражированному многочисленными художественными фильмами, наступление немцев уже было остановлено, фронт был стабилизирован, а противник отменил своё решение о штурме.. Проблемы эвакуации жителей Ситуация на начало блокады Эвакуация жителей города началась уже 29. В конце июня была создана Городская комиссия по эвакуации. Началась разъяснительная работа среди населения о необходимости выезда из Ленинграда, так как многие жители не хотели покидать свои дома[28]. До германского нападения на СССР никаких заранее разработанных планов эвакуации населения Ленинграда не существовало[29]. Возможность достижения немцами города считалась минимальной. Первая волна эвакуации[править править исходный текст] Самый первый этап эвакуации продолжался с 29 июня по 27 августа, когда части вермахта захватили железную дорогу, связывающую Ленинград с лежащими к востоку от него областями.

Этот период характеризовался двумя особенностями: Нежеланием жителей уезжать из города; Много детей из Ленинграда было эвакуировано в районы Ленинградской области. Впоследствии это привело к тому, что 175 000 детей было возвращено обратно в Ленинград. За этот период из города было вывезено 488 703 человека, из них 219 691 детей вывезено 395 091, но впоследствии 175 000 возвращено обратно и 164 320 рабочих и служащих, эвакуировавшихся вместе с предприятиями[30]. Вторая волна эвакуации Во второй период эвакуация проводилась тремя способами: эвакуация через Ладожское озеро водным транспортом до Новой Ладоги, а затем до ст. Волховстрой автотранспортом; эвакуация авиацией; эвакуация по ледовой дороге через Ладожское озеро. За этот период водным транспортом было вывезено 33 479 человек из них 14 854 человек — не ленинградского населения , авиацией — 35 114 из них 16 956 не ленинградского населения , походным порядком через Ладожское озеро и неорганизованным автотранспортом с конца декабря 1941 и до 22 января 1942 года — 36 118 человек население не из Ленинграда , с 22 января по 15 апреля 1942 года по «Дороге жизни» — 554 186 человек[30]. В общей сложности за время второго периода эвакуации — с сентября 1941 по апрель 1942 года — из города, в основном по «Дороге жизни» через Ладожское озеро, были вывезены около 659 тысяч человек.

Третья волна эвакуации С мая по октябрь 1942 года вывезли 403 тысячи человек. Всего же за период блокады из города были эвакуированы 1,5 млн человек. Последствия Последствия для эвакуантов Часть истощённых людей, вывезенных из города, так и не удалось спасти. Несколько тысяч человек умерли от последствий голода уже после того, как их переправили на «Большую землю». Врачи далеко не сразу научились ухаживать за голодавшими людьми. Были случаи, когда они умирали, получив большое количество качественной пищи, которая для истощенного организма оказывалась по существу ядом. Вместе с тем, жертв могло бы быть гораздо больше, если бы местные власти областей, где размещали эвакуируемых, не предприняли чрезвычайных усилий по обеспечению ленинградцев продовольствием и квалифицированной медицинской помощью.

Последствия для городского руководства Блокада стала жестоким экзаменом для всех городских служб и ведомств, обеспечивавших жизнедеятельность огромного города. Ленинград дал уникальный опыт организации жизни в условиях голода. Обращает на себя внимание следующий факт: во время блокады, в отличие от многих других случаев массового голода, не произошло никаких крупных эпидемий, несмотря на то, что гигиена в городе была, конечно, гораздо ниже нормального уровня из-за почти полного отсутствия водопровода, канализации и отопления. Безусловно, предотвращению эпидемий помогла суровая зима 1941—1942 годов. Вместе с тем исследователи указывают и на эффективные профилактические меры, принятые властями и медицинской службой. Врач и соавтор книги «Медики и блокада» Татьяна Михайловна Голубева: « Самым тяжёлым во время блокады был голод, вследствие чего у жителей развивалась дистрофия. В конце марта 1942 года вспыхнула эпидемия холеры, брюшного тифа, сыпного тифа, но за счёт профессионализма и высокой квалификации медиков вспышка была сведена к минимуму[31].

Серым отмечена госграница 1939 года В конце августа 1941 года германское наступление возобновилось. Немецкие части прорвали Лужский оборонительный рубеж и устремились к Ленинграду. Этот день считается днем начала блокады. Были разорваны все железнодорожные, речные и автомобильные коммуникации. Сообщение с Ленинградом теперь поддерживалось только по воздуху и Ладожскому озеру. С севера город блокировали финские войска, которые были остановлены 23-й армией у Карельского УРа. Сохранилось лишь единственное железнодорожное сообщение с побережьем Ладожского озера с Финляндского вокзала — «Дорога жизни».

Это отчасти подтверждает то, что финны остановились по приказу Маннергейма согласно его мемуарам[32] он согласился занять должность верховного главнокомандующего войсками Финляндии при условии, что не будет вести наступление против города , на рубеже государственной границы 1939 года, то есть той границы, которая существовала между СССР и Финляндией накануне Советско-финской войны 1939—1940 годов, с другой стороны, оспаривается Исаевым и Н. Барышниковым: Легенда о том, что финская армия ставила только задачу вернуть отобранное Советским Союзом в 1940 г. Если на Карельском перешейке переход через границу 1939 г. Котлы 41-го. История ВОВ, которую мы не знали. Ситуация на фронте с 22 июня по 5 декабря 1941 года По словам Г. Жукова, «положение, сложившееся под Ленинградом, Сталин в тот момент оценивал как катастрофическое.

Он говорил, что, видимо, пройдёт ещё несколько дней, и Ленинград придется считать потерянным»[36]. После окончания Ельнинской операции приказом от 11 сентября Г. Жуков был назначен командующим Ленинградским фронтом, к обязанностям приступил с 14 сентября[27]. Моряки идут на фронт по улицам Ленинграда, октябрь 1941, фото Б. Кудоярова Налаживанием обороны города руководили командующий Балтийским флотом В. Трибуц, К. Ворошилов и А.

Местное руководство подготовило к взрыву основные заводы. Все корабли Балтийского флота должны были быть затоплены. Пытаясь остановить вражеское наступление, Жуков не останавливался перед самыми жестокими мерами. Отступление прекратилось. Солдаты, оборонявшие Ленинград в эти дни, стояли насмерть. Лееб продолжал успешные действия на ближайших подступах к городу. Его целью было укрепление кольца блокады и отвлечение сил Ленинградского фронта от помощи начавшей действия по деблокаде города 54-й армии[37].

В конце концов, враг остановился в 4—7 км от города, фактически в пригородах. Линия фронта, то есть окопы, где сидели солдаты, проходила всего в 4 км от Кировского завода и в 16 км от Зимнего дворца. Несмотря на близость фронта, Кировский завод не прекращал работу на протяжении всего периода блокады. От завода к линии фронта даже ходил трамвай. Это была обычная трамвайная линия из городского центра в пригород, но теперь она использовалась для перевозки солдат и боеприпасов. Weisung Nr. September 1941 «Die Zukunft der Stadt Petersburg» со всей определённостью говорилось: « 2.

Фюрер принял решение стереть город Ленинград с лица земли. После поражения Советской России дальнейшее существование этого крупнейшего населённого пункта не представляет никакого интереса… 4. Предполагается окружить город тесным кольцом и путём обстрела из артиллерии всех калибров и беспрерывной бомбежки с воздуха сравнять его с землёй. Если вследствие создавшегося в городе положения будут заявлены просьбы о сдаче, они будут отвергнуты, так как проблемы, связанные с пребыванием в городе населения и его продовольственным снабжением, не могут и не должны нами решаться. В этой войне, ведущейся за право на существование, мы не заинтересованы в сохранении хотя бы части населения[38]. Кто покинет город против наших линий, должен быть отогнан назад огнем. Небольшие неохраняемые проходы, делающие возможным выход населения поодиночке для эвакуации во внутренние районы России, следует только приветствовать.

Население нужно принудить к бегству из города при помощи артиллерийского обстрела и воздушной бомбардировки. Чем многочисленнее будет население городов, бегущее вглубь России, тем больше будет хаос у неприятеля и тем легче будет для нас задача управления и использования оккупированных областей. Все высшие офицеры должны быть осведомлены об этом желании фюрера ». Немецкие военачальники протестовали против приказа стрелять в мирное население и говорили, что войска такой приказ выполнять не будут, но Гитлер был непреклонен. Изменение тактики ведения войны[править править исходный текст] Бои под Ленинградом не прекратились, но изменился их характер. Немецкие войска приступили к разрушению города массированными артиллерийскими обстрелами и бомбёжками. Особенно сильными были бомбовые и артиллерийские удары в октябре — ноябре 1941 года.

Немцы сбросили на Ленинград несколько тысяч зажигательных бомб с целью вызвать массовые пожары[40]. Особое внимание уделялось ими уничтожению складов с продовольствием, и им данная задача удалась. Так, в частности, 10 сентября им удалось разбомбить знаменитые Бадаевские склады, где находились значительные запасы продовольствия. Пожар был грандиозным, тысячи тонн продуктов сгорели, расплавленный сахар тёк по городу, впитывался в землю. Тем не менее, вопреки распространенному мнению, эта бомбардировка не могла стать основной причиной последовавшего продовольственного кризиса, поскольку Ленинград, как и любой другой мегаполис, снабжается «с колес», и продуктовых запасов, уничтоженных вместе со складами, городу хватило бы лишь на несколько дней. Наученные этим горьким уроком, городские власти стали уделять особое внимание маскировке продовольственных запасов, которые теперь хранились только небольшими партиями. Итак, голод стал наиболее важным фактором, определявшим судьбу населения Ленинграда.

Блокада, установленная германской армией, была сознательно нацелена на вымирание городского населения. Для города был характерен более высокий, чем обычно, процент нетрудоспособного населения, в том числе детей и стариков. Его отличало и невыгодное военно-стратегическое положение, связанное с близостью к границе и оторванностью от сырьевых и топливных баз. В то же время городская медицинская и санитарная служба Ленинграда была одной из лучших в стране. Теоретически, у советской стороны мог существовать вариант вывода войск и сдачи Ленинграда врагу без боя используя терминологию того времени, объявить Ленинград «открытым городом», как это произошло, например, с Парижем. Однако если принять во внимание планы Гитлера относительно будущего Ленинграда или, точнее, отсутствия у него какого-либо будущего вообще , нет оснований утверждать, что судьба населения города в случае капитуляции была бы лучше участи в реальных условиях блокады. Фактическое начало блокады[править править исходный текст] Началом блокады считается 8 сентября 1941 года, когда была прервана сухопутная связь Ленинграда со всей страной.

Однако жители города потеряли возможность покинуть Ленинград двумя неделями раньше: железнодорожное сообщение было прервано 27 августа, и на вокзалах и в пригородах скопились десятки тысяч людей, ожидавших возможности прорыва на восток. Положение осложнялось ещё и тем, что с началом войны Ленинград наводнили не менее 300 000 беженцев из прибалтийских республик и соседних с ним российских областей. Катастрофическое продовольственное положение города стало ясно 12 сентября, когда были закончены проверка и учёт всех съестных запасов. Продовольственные карточки были введены в Ленинграде 17 июля, то есть ещё до блокады, однако это было сделано лишь для того, чтобы навести порядок в снабжении. Город вступил в войну, имея обычный запас продуктов. Нормы отпуска продуктов по карточкам были высокие, и никакой нехватки продовольствия до начала блокады не было. Снижение норм выдачи продуктов впервые произошло 15 сентября.

Кроме того, 1 сентября была запрещена свободная продажа продовольствия эта мера действовала вплоть до середины 1944 года. При сохранении «чёрного рынка» официальная продажа продуктов в так называемых коммерческих магазинах по рыночным ценам прекратилась. В октябре жители города почувствовали на себе явную нехватку продовольствия, а в ноябре в Ленинграде начался настоящий голод. Были отмечены сначала первые случаи потери сознания от голода на улицах и на работе, первые случаи смерти от истощения, а затем и первые случаи каннибализма. В феврале 1942 года за каннибализм осуждено более 600 человек, в марте — более тысячи[41]. Запасы продовольствия пополнять было крайне сложно: по воздуху обеспечить снабжение такого большого города было невозможно, а судоходство по Ладожскому озеру временно прекратилось из-за наступления холодов. В то же время лёд на озере был ещё очень слабым, чтобы по нему могли проехать автомашины.

Все эти транспортные коммуникации находились под постоянным огнём противника. Несмотря на нижайшие нормы выдачи хлеба, смерть от голода ещё не стала массовым явлением, и основную часть погибших пока составляли жертвы бомбардировок и артиллерийских обстрелов. Зима 1941—1942 годов[править править исходный текст] Паёк ленинградца[править править исходный текст] Хлебная карточка блокадника «Граждане! При артобстреле эта сторона улицы наиболее опасна».

Как бы то ни было, город должен был исчезнуть с лица земли. Гитлер планировал захватить Ленинград за три недели.

Вывела трамвай из парка. На остановках входят люди, смеются, плачут от радости... Много потом было рейсов. Трудных, опасных под бомбёжками и обстрелами. Но тот рейс, 15 апреля, я не забуду никогда. Ни воды, ни света. И вот в такой палате почти умирающие вдруг закричали: «Ребята, победа! И полезли, кто как мог, к окнам.

В Петербурге вспоминают подвиг блокадного трамвая

Ежегодно в нашей стране отмечается дата освобождения Ленинграда от блокады.22 декабря 1942 года была учреждена медаль "За оборону Ленинграда", которой награждено около 1,5 миллиона человек. 26 января 1945 года сам город Ленинград был награжден орденом Ленина. 7 февраля 1943 года в блокадный Ленинград на Финляндский вокзал прибыл первый поезд с продовольствием с "Большой земли". В Шлиссельбурге на берегу Невы стоит скромная стела, перед которой — кусок железнодорожного полотна. Кольцо блокады сомкнулось вокруг Ленинграда 8 сентября 1941 года, на 79-й день Великой Отечественной войны. Гитлеровские планы не оставляли Ленинграду никакого будущего: германское руководство и лично Гитлер высказывали намерения сравнять город с землей. написано на мемориале, установленном в районе Невского пятачка. Это восьмистишие Роберта Рождественского можно считать исчерпывающим описанием происходившего в Ленинграде и окрестностях с сентября 1941 по январь 1944 года.

Эвакуация населения Ленинграда в 1941 — 1942 гг.

До сентября 1941 года движение трамваев в городе было стабильным, по 42 маршрутам передвигались около 800 поездов, состоявших, как правило, из двух вагонов. Трамваями производилась и эвакуация в начале войны. Ведь весь остальной транспорт исчез из города еще в июне: почти весь он был отправлен на нужды фронта, кроме троллейбусов, которые скоро вышли из строя из-за нарушений сети. Трамваем ехали до железнодорожных станций те, кто отправлялся в тыл, пока 27 августа не было прервано железнодорожное сообщение с Большой землей. На трамваях, поданных на Дворцовую площадь, проводилась эвакуация коллекции Эрмитажа до железной дороги, с последующей перегрузкой культурных ценностей в эшелоны. Грузовые трамваи, которых всегда было много в Ленинграде, доставляли к станциям железных дорог оборудование, предназначенное к эвакуации, возили сырье и топливо для заводов и фабрик, продукты в магазины и песок для нужд литейного производства. С началом войны часть трамвайных вагонов была переоборудована в санитарные - для транспортировки раненых до госпиталя. Пассажирские сидения в них убрали и установили крепления для носилок — в три яруса, до самого потолка. Вагоны снабдили светомаскировкой и установили приборы отопления и баки с горячей водой, чтобы при необходимости можно было делать срочные операции прямо в вагоне в процессе движения.

В сентябре 1941 года боевые действия переместились так близко к городу, что по территории ленинградских окраин пролегли оборонительные рубежи. У трамвайного парка им. Коняшина были построены доты и заграждения, а территорию возле трамвайного парка им. Котлякова заминировали: фронт подошел слишком близко. Конечная остановка одной из трамвайных веток — станция Сосновая Поляна - оказалась захвачена вражескими войсками, на другой - в Рыбацком - находился штаб 55-й армии Ленинградского фронта. Кроме того, к ноябрю контактная сеть местами была повреждена и часть маршрутов перестали функционировать. Участились и отключения электроэнергии. Тем не менее, отдельные трамваи еще продолжали перевозить грузы и раненых, а кое-где сохранялись и пассажирские перевозки.

Окончательно трамваи встали 8 декабря 1942 года. Об этом сохранилась запись дежурного инженера энергослужбы трамвайного управления: «Подача электроэнергии прекратилась утром 08. Движение не возобновлялось. Вышедшие в этот день 52 поезда трамвая остались на линии». Что это означало для ленинградцев, знают только те, кто пережил блокаду. На негнущихся, распухших от голода ногах, еле передвигаясь от слабости, они должны были всю страшную блокадную зиму 1941-1942 года преодолевать расстояния от дома до работы и обратно, а еще ходить на Неву за водой, и ежедневно за хлебом - стоять в бесконечных очередях, а многие — еще в детский сад и обратно, с детьми. Расстояния обрели реальность. Они измерялись силой своих ног.

Не временем, как раньше, - а шагами. Иногда количеством шагов». Трамваи стояли посреди улицы, где застало их отключение энергии - мертвые, темные, с выбитыми стеклами. Никто никого не хоронил — трупы вывозили на машинах и сжигали». В январе-феврале и марте 1942 года каждый месяц умирали десятки тысяч людей, показатель смертности достиг 500-560 на тысячу. В условиях обесточенного города, в котором нечистоты всю зиму выливали прямо во дворы. Все это с приближением весны, когда снег начнет таять, грозило массовыми эпидемиями. Поэтому встал вопрос о необходимости радикального улучшения санитарной обстановки в Ленинграде.

Государственный Комитет Обороны в феврале 1942 г. На ноги были поставлены все, кто еще мог работать. В марте 1942 г. Но как очистить город, если не на чем вывозить смешанный с нечистотами снег и мусор? Грузовики, которых осталось так мало, едва справлялись с вывозом трупов. Городу был необходим трамвай. Еще зимой все силы работников Трамвайно-троллейбусного управления были брошены на восстановление трамвайного движения. Потребовалось восстановить почти половину контактной сети города - примерно 150 км.

И вот 8 марта 1942 года на линию вернулись первые грузовые трамваи и те, к которым вместо пассажирских вагонов были прицеплены открытые платформы, на которые грузили мусор, лед и снег. С их помощью перед самым потеплением город справился с очисткой улиц от нечистот. К середине апреля с улиц было вывезено около 1 млн тонн мусора, нечистот и льда. Эпидемия больше не угрожала Ленинграду. А с 15 апреля произошло почти невероятное - по улицам блокадного города снова пошли пассажирские трамваи! Вот как позже написал об этом историческом дне в своей книге начальник Трамвайно-троллейбусного управления Михаил Хрисанфович Сорока: «Иду по Невскому к Дворцовой площади. Знаю, что в шесть должно начаться движение. Почему же никого еще нет?

Волнуюсь, как мальчишка перед экзаменом. И вдруг откуда-то издалека доносится трезвон. Но почему же вагоновожатый не снимает ноги с педали? Кто-то встал на пути? Невозможно проехать? Невольно прибавил шагу. Гляжу, а от Главного штаба выезжает на Невский трамвай. Через переднее стекло моторного вагона видно сияющее радостью лицо вагоновожатой.

А нога ее то и дело выжимает педаль звонка, который созывает отовсюду людей - смотрите, радуйтесь, мы выжили! Не передать чувства ленинградцев, услышавших звон первого блокадного трамвая! Люди стояли вдоль трамвайной линии, плакали и смеялись; незнакомые прежде, они поздравляли друг друга и обнимали как самых близких и родных.

И всегда у меня в памяти лица тех блокадных пассажиров. Леонова М. Ивановой: «Для измученных блокадой людей это был настоящий праздник. И не передать, как со слезами на глазах встречали они первые ожившие вагоны.

А это вдохновенные слова транспортникам писательницы Веры Кетлинской:» Есть профессии, которые скромны и в общем-то незаметны, но в трудный час понимаешь, как каждая профессия связана с трудом всего народа и обеспечивает общенациональный ритм жизни. И вот в блокаду мы все поняли, что такое для нас привычная вещь, как трамвай, к которому мы привыкли с детства. Мы все помним эти повисшие, скрученные жгутом провода, расстрелянные, заваленные сугробами вагоны. И вот тогда вы совершили неслыханный в этих условиях труд. Слабыми руками, истощенные, тогда вы подняли контактную сеть и дали возможность побежать снова простому ленинградскому трамвайному вагону. Это же был для нас символ возрождения, символ жизни. Мы бежали, мы тоже были слабы, но мы бежали на наших непрочных, распухших ногах за этим вагоном.

Я помню, как кричали: «Позвони еще! И вот за ваш великий труд в те дни я хочу вам сказать огромное спасибо и отвесить вам низкий русский поклон». Пуск трамвая вызвал панику у гитлеровцев. Один из пленных фашистов говорил: «Там, над Ленинградом, по тучам бегали какие-то странные голубые вспышки. Не ракеты, нет, нечто совсем другое! Черт возьми,… они пустили трамвай! В Ленинграде, на седьмом месяце блокады?!..

Зачем же мы мерзли здесь всю зиму?.. Ах, милый трамвай наш, милый трамвай! Трамвай-победитель, трамвай-легенда! Оккупанты явно хотели обрушить и бомбовые удары, но советские истребители не дали им это сделать, уничтожив вражеский аэродром в Гатчине. Это стало возможным с 23 сентября 1942 г. По воспоминаниям очевидцев, прорыв блокады Ленинграда в январе 1943 г. Возросло число бомбежек и обстрелов — в марте — мае 1943 года фашисты совершили 69 нападений с воздуха.

Пришлось применять специальные меры работы трамвая для обеспечения безопасности пассажиров и сохранения самого подвижного состава. Для предотвращения тяжёлых последствий бомбардировок 132 трамвайные остановки были перенесены. Вместо сдвоенных составов на линию выходили преимущественно одиночные вагоны, а маршрут движения чередовался по параллельным улицам. По сигналу тревоги водители старались или уехать из опасной зоны, или остановить трамвай и увести пассажиров в укрытие. По указанию Военного Совета Ленинградского фронта в трамвайном парке им. Броню для вагона поставил Ленинградский Металлический завод. В цехах трамвайных парков изготовлялись для нужд фронта термит, противотанковые ежи, холодное оружие, детали для мин.

От бомбежек и артобстрелов была сметена контактная сеть в Кировском районе. Сохранилось несколько документальных свидетельств о том, как транспортное движение в этом районе было налажено. Находчивые кировцы приспособили внутризаводской паровозик. Тоненьким таким голоском гудел паровозик. Две-три платформы прицепит и везет наш старичок рабочих на заводы, грузы разные. До самого Автова ходил по трамвайным рельсам». Мы очень часто попадали под обстрелы, бывало, заползешь в воронку, горячую от снаряда, и лежишь там, пока не прекратится обстрел на какое-то время».

В 1943 году была большая проблема с деталями трамвая. Сорока М. Коллектив Управления работал без выходных и праздничных дней, помогая горожанам наладить жизнь. С февраля 1944 г. Было восстановлено 64 км контактной сети, подготовлено 40 машин не все сразу смогли выйти на линию — сказывалась нехватка водителей. До конца 1944 г. Не многие знают о подготовке пуска троллейбуса по льду Ладожского озера.

Зимой 1941-1942 годов было принято решение о прокладке по Ладоге троллейбусной трассы — будлера «Дороги жизни». После прорыва блокады Ленинграда 18 января 1943 года решение было отменено. За годы блокады был нанесен ущерб 5 трамвайным паркам, 3 подстанциям; 2 подстанции полностью выбыли из строя. Было зарегистрировано 1050 непосредственных попаданий снарядов и бомб в хозяйства трамвая, разрушивших полностью 69 км. Повреждено 101 км кабельной сети, контактная троллейбусная сеть была разрушена полностью, примерно 127 км. Повреждено 1065 и полностью уничтожено 153 трамвайных вагонов, разбито 13 троллейбусов и 25 зданий. Большие потери были и в личном составе Трамвайно-троллейбусного управления.

Они измерялись силой своих ног. Не временем, как раньше, — а шагами. Иногда количеством шагов». Трамвай встал. В городе к этому дню было так мало электрической энергии, что пришлось отключить контактную сеть, чтобы не замерзли предприятия, выполнявшие военные заказы. Трамвай, разрушенный попаданием бомбы на Владимирской площади. Но 28 февраля 1942 года было снова открыто грузовое трамвайное движение. Пассажиров повезли 15 апреля. Пуск трамвая вызвал ярость и даже панику у гитлеровцев.

Один из пленных фашистов говорил: «Там, над Ленинградом, по тучам бегали какие-то странные голубые вспышки. Не ракеты, нет, нечто совсем другое! Черт возьми,… они пустили трамвай! В Ленинграде, на седьмом месяце блокады?!.. Зачем же мы мерзли здесь всю зиму?.. Зачем мы кричали о неизбежной гибели жителей города, о нашей победе, если они… пустили трамвай?! Ах, милый трамвай наш, милый трамвай! Казалось бы, что в этом такого жизнеутверждающего? Ведь трамвай в городе всегда был одним из самых массовых и привычных видов транспорта.

До сентября 1941 года движение трамваев в городе было стабильным, по 42 маршрутам передвигались около 800 поездов, состоявших, как правило, из двух вагонов. Трамваями производилась и эвакуация в начале войны. Ведь весь остальной транспорт исчез из города еще в июне: почти весь он был отправлен на нужды фронта, кроме троллейбусов, которые скоро вышли из строя из-за нарушений сети. Трамваем ехали до железнодорожных станций те, кто отправлялся в тыл, пока 27 августа не было прервано железнодорожное сообщение с Большой землей. На трамваях, поданных на Дворцовую площадь, проводилась эвакуация коллекции Эрмитажа до железной дороги, с последующей перегрузкой культурных ценностей в эшелоны. Грузовые трамваи, которых всегда было много в Ленинграде, доставляли к станциям железных дорог оборудование, предназначенное к эвакуации, возили сырье и топливо для заводов и фабрик, продукты в магазины и песок для нужд литейного производства. С началом войны часть трамвайных вагонов была переоборудована в санитарные - для транспортировки раненых до госпиталя. Пассажирские сидения в них убрали и установили крепления для носилок — в три яруса, до самого потолка. Вагоны снабдили светомаскировкой и установили приборы отопления и баки с горячей водой, чтобы при необходимости можно было делать срочные операции прямо в вагоне в процессе движения.

В сентябре 1941 года боевые действия переместились так близко к городу, что по территории ленинградских окраин пролегли оборонительные рубежи. У трамвайного парка им. Коняшина были построены доты и заграждения, а территорию возле трамвайного парка им. Котлякова заминировали: фронт подошел слишком близко. Конечная остановка одной из трамвайных веток — станция Сосновая Поляна - оказалась захвачена вражескими войсками, на другой - в Рыбацком - находился штаб 55-й армии Ленинградского фронта.

Зачем мы кричали о неизбежной гибели жителей города, о нашей победе, если они… пустили трамвай?! Как же минимизировать потери? Во-первых, вагоны были подвергнуты строжайшей светомаскировке. Во-вторых, чтобы к трамваям было сложнее пристреляться, периодически переносились места трамвайных остановок из одного места в другое, периодически чередовалось движение вагонов по разным параллельным линиям. В-третьих, для избавления от искрения и нарушения светомаскировки, на вагонах стали устанавливать по два токоприемника бугеля. В-четвертых, на линии старались выпускать короткие поезда, из одного-двух небольших трамвайных вагонов, чтобы в случае повреждения контактной сети сами пассажиры могли вытолкнуть трамвай до исправного участка. Интересно, но факт: проезд в трамвае во время блокады был платный, стоимость проезда составляла 15 копеек как и в довоенное время. Помимо пассажирских и грузовых перевозок, в городе осуществлялись и санитарные трамвайные перевозки. Ко многим больницам были проложены временные трамвайные линии. Вместо сидений в санитарных трамваях в три яруса вдоль стен вагона располагались носилки. Раненых бойцов загружали в вагон через специально созданную торцевую дверь. Во время блокады в городе можно было услышать следующий диалог Как твои дела, как живешь? Да как трамвай четвертого маршрута: «поголодаю, поголодаю и на Волково». В этом диалоге описывается трасса одного из трамвайных маршрутов военного времени: с острова Голодай ныне остров Декабристов на Расстанную улицу к Волковскому кладбищу… Такой вот специфический блокадный юмор. К лету 1943 года трамваи перевозили пассажиров уже по 15-ти маршрутам. Все дело в том, что осенью 1942 года по дну Ладожского озера был проложен кабель, соединяющий наш город с Волховской ГЭС и в города стало поступать больше электроэнергии. Трамвай, кстати, был единственным видом транспорта в блокадном городе, хотя в довоенное время по городу пассажирские перевозки осуществлялись так же автобусами и троллейбусами. Но автобусы все ушли на фронт, троллейбусная сеть была не особо развита и серьезно пострадала от военных действий, поэтому в перевозке пассажиров был задействован только трамвай. Во время блокады предполагалось возобновить троллейбусное движение, но не по городским улицам. На зиму 1942 - 1943 годов планировалось построить троллейбусную линию по льду Ладожского озера, то есть на «Дорогу Жизни» предполагалось выпустить для грузовых перевозок троллейбусы - по аналогии с «ледовым трамваем», который эксплуатировался в нашем городе с 1895 по 1910 гг. Но этим планам не суждено было сбыться как минимум по двум причинам. Во-первых, зима 1942 - 1943 гг. Ну а троллейбусное движение в городе было возобновлено 24 мая 1944 года, троллейбусы 4-го маршрута связали район завода Электросила и Адмиралтейство. В настоящее время в память о блокадном трамвае, о Ленинградцах, ежегодно проходит «Блокадный рейс» на который из Музея Городского Электротранспорта выходят трамваи военного времени. На этом все. Вообще тема блокадного трамвая очень обширная, интересная и неисчерпаемая. В первую зиму войны Ленинград остался без трамвайного сообщения. Работники трамвайных депо совершали трудовые подвиги для сохранения тяговых подстанций. Весной армия ленинградцев очистила улицы от снега и 8 марта по городу поехали грузовые трамваи. До сих пор по адресу наб. В самом начале блокады, когда в городе стало не хватать электричества, вагоны замирали на улицах, не успев доехать до депо. Сложно представить, сколько сил и решимости понадобилось ленинградцам, чтобы оживить трамвай. И им удалось. Удалось доказать, что они живы, что они не сдадутся. Мы собрали для вас отрывки из воспоминаний блокадников, которые в тот весенний день снова услышали долгожданный звонок. Расстояния обрели реальность. Они измерялись силой своих ног. Не временем, как раньше, - а шагами. Иногда количеством шагов». Адамович, Д. Гранин «На свои деньги мы покупали в аптеке резиновые бинты, которыми обычно бинтуют связки спортсмены, мазали трубу суриком, которого, к счастью, было достаточно, наматывали на это место бинт, снова мазали суриком, а сверху туго заматывали так называемой прочной киперной лентой. Сверху - снова суриком. Этот способ лечения себя полностью оправдал… Так было восстановлено водяное охлаждение на большинстве подстанций: Клинской, Центральной, Некрасовской, Лесной и других…» Много лет спустя, в 1980-е годы, на многих подстанциях меняли трубы водоснабжения и слесари очень были удивлены странным «заплатам на трубах», которые простояли более 40 лет». Физик Л. Сена «Февраль 1942 года. Положение с топливом стало выправляться. Бюро обкома партии принимает решение: возобновить движение трамвая. Десятки километров путей, 500 километров контактной сети, сотни вагонов в короткий срок были приведены в порядок». Из воспоминаний А. Через переднее стекло моторного вагона видно сияющее радостью лицо вагоновожатой. А нога ее то и дело выжимает педаль звонка, который созывает ото всюду людей, - смотрите, радуйтесь, мы выжили! А движение - это жизнь. В тот день особенно запомнился даже не праздник в нашем парке, - мы-то знали, что он придет, и готовились к нему. Радостнее всего было увидеть прохожих, которые медленно оборачивались на знакомый звук приближающегося трамвая. Видеть недоверчивые, удивленные глаза людей и где-то в самой глубине этих глаз забытую уже улыбку ленинградцев». Вагоновожатая трамвайного парка им. Леонова А. Васильева «Шли в парк как на праздник, знали: должны выехать на линию… И вот я в кабине. Тронула ручку контроллера, поставила на первое положение. И вдруг вагон ожил. Не могу передать, что испытала в эту минуту. Вывела трамвай из парка. На остановках входят люди, смеются, плачут от радости… Много потом было рейсов. Трудных, опасных под бомбежками и обстрелами. Но тот рейс, 15 апреля, я не забуду никогда. И всегда у меня в памяти лица тех блокадных пассажиров». Блохина Е. Агапова Он разбудил ленинградцев в апреле 1942 года Великая Отечественная Война, история, ленинград, блокада, транспорт «И звенит, звенит, проходя по Невскому необыкновенный трамвай весны 1942 года. Трамвай-победитель, трамвай-легенда! Лукницкий Он разбудил ленинградцев в апреле 1942 года Великая Отечественная Война, история, ленинград, блокада, транспорт «В блокаду мы все поняли, что такое для нас такая привычная с детства вещь, как трамвай… Мы все помним эти повисшие, скрученные жгутом провода, расстрелянные, заваленные сугробами вагоны. И вот тогда вы совершили неслыханный в этих условиях труд. Слабыми руками, истощенные, тогда вы подняли контактную сеть и дали возможность побежать снова простому ленинградскому трамвайному вагону. Это же был для нас символ возрождения, символ жизни. Мы бежали, мы тоже были слабы, но мы бежали на наших непрочных, распухших ногах за этим вагоном.

Главная навигация

  • Вам будет интересно
  • Эвакуация населения Ленинграда в 1941 — 1942 гг.
  • Возобновление трамвайного движения в блокадном Ленинграде | Суть времени
  • 15 апреля: день возобновления трамвайного движения в блокадном Ленинграде
  • Блокадный труженик: как ленинградский трамвай стал одним из главных символов победы
  • Эвакуация населения Ленинграда в 1941-1942 гг.

Реконструкция памяти: как блокадный трамвай через 80 лет напомнил о подвиге осажденного Ленинграда

Ну а троллейбусное движение в городе было возобновлено 24 мая 1944 года, троллейбусы 4-го маршрута связали район завода Электросила и Адмиралтейство. В настоящее время в память о блокадном трамвае, о Ленинградцах, ежегодно проходит «Блокадный рейс» на который из Музея Городского Электротранспорта выходят трамваи военного времени. На этом все. Вообще тема блокадного трамвая очень обширная, интересная и неисчерпаемая. В первую зиму войны Ленинград остался без трамвайного сообщения. Работники трамвайных депо совершали трудовые подвиги для сохранения тяговых подстанций. Весной армия ленинградцев очистила улицы от снега и 8 марта по городу поехали грузовые трамваи.

До сих пор по адресу наб. В самом начале блокады, когда в городе стало не хватать электричества, вагоны замирали на улицах, не успев доехать до депо. Сложно представить, сколько сил и решимости понадобилось ленинградцам, чтобы оживить трамвай. И им удалось. Удалось доказать, что они живы, что они не сдадутся. Мы собрали для вас отрывки из воспоминаний блокадников, которые в тот весенний день снова услышали долгожданный звонок.

Расстояния обрели реальность. Они измерялись силой своих ног. Не временем, как раньше, - а шагами. Иногда количеством шагов». Адамович, Д. Гранин «На свои деньги мы покупали в аптеке резиновые бинты, которыми обычно бинтуют связки спортсмены, мазали трубу суриком, которого, к счастью, было достаточно, наматывали на это место бинт, снова мазали суриком, а сверху туго заматывали так называемой прочной киперной лентой.

Сверху - снова суриком. Этот способ лечения себя полностью оправдал… Так было восстановлено водяное охлаждение на большинстве подстанций: Клинской, Центральной, Некрасовской, Лесной и других…» Много лет спустя, в 1980-е годы, на многих подстанциях меняли трубы водоснабжения и слесари очень были удивлены странным «заплатам на трубах», которые простояли более 40 лет». Физик Л. Сена «Февраль 1942 года. Положение с топливом стало выправляться. Бюро обкома партии принимает решение: возобновить движение трамвая.

Десятки километров путей, 500 километров контактной сети, сотни вагонов в короткий срок были приведены в порядок». Из воспоминаний А. Через переднее стекло моторного вагона видно сияющее радостью лицо вагоновожатой. А нога ее то и дело выжимает педаль звонка, который созывает ото всюду людей, - смотрите, радуйтесь, мы выжили! А движение - это жизнь. В тот день особенно запомнился даже не праздник в нашем парке, - мы-то знали, что он придет, и готовились к нему.

Радостнее всего было увидеть прохожих, которые медленно оборачивались на знакомый звук приближающегося трамвая. Видеть недоверчивые, удивленные глаза людей и где-то в самой глубине этих глаз забытую уже улыбку ленинградцев». Вагоновожатая трамвайного парка им. Леонова А. Васильева «Шли в парк как на праздник, знали: должны выехать на линию… И вот я в кабине. Тронула ручку контроллера, поставила на первое положение.

И вдруг вагон ожил. Не могу передать, что испытала в эту минуту. Вывела трамвай из парка. На остановках входят люди, смеются, плачут от радости… Много потом было рейсов. Трудных, опасных под бомбежками и обстрелами. Но тот рейс, 15 апреля, я не забуду никогда.

И всегда у меня в памяти лица тех блокадных пассажиров». Блохина Е. Агапова Он разбудил ленинградцев в апреле 1942 года Великая Отечественная Война, история, ленинград, блокада, транспорт «И звенит, звенит, проходя по Невскому необыкновенный трамвай весны 1942 года. Трамвай-победитель, трамвай-легенда! Лукницкий Он разбудил ленинградцев в апреле 1942 года Великая Отечественная Война, история, ленинград, блокада, транспорт «В блокаду мы все поняли, что такое для нас такая привычная с детства вещь, как трамвай… Мы все помним эти повисшие, скрученные жгутом провода, расстрелянные, заваленные сугробами вагоны. И вот тогда вы совершили неслыханный в этих условиях труд.

Слабыми руками, истощенные, тогда вы подняли контактную сеть и дали возможность побежать снова простому ленинградскому трамвайному вагону. Это же был для нас символ возрождения, символ жизни. Мы бежали, мы тоже были слабы, но мы бежали на наших непрочных, распухших ногах за этим вагоном. Кетлинская Он разбудил ленинградцев в апреле 1942 года Великая Отечественная Война, история, ленинград, блокада, транспорт «К ночи 15-го… стояла сырая апрельская ночь с низкими облаками. Все, как обычно, но там, над Ленинградом, по тучам бегали какие-то странные голубые вспышки. Они пустили трамвай на седьмом месяце блокады!..

Я задумался: зачем же мы мерзли здесь всю зиму, зачем мы кричали о неизбежной гибели жителей города, если они пустили трамвай? Похоже, город доживает последние месяцы блокады. Помню всеобщее ликование ленинградцев, когда впервые после 5-месячного перерыва по улицам загрохотали трамваи. Было это 15 апреля 1942 года. А сегодня трамвай уже стал обычным явлением, и, когда приходится ждать его больше 5 минут, это вызывает недовольство». Начальник Трамвайно-троллейбусного управления М.

Сорока В Санкт-Петербурге, несмотря на то, что город живет современной жизнью , очень часто совершенно внезапно возвращаешься к прошлому. Иногда оно напоминает о себе надписями на доме, что на этой стороне улице опасно стоять во время бомбежки, или вдруг лежащие гвоздики на карнизе дома, как признак памяти. Так, оказывается обычный городской трамвай может стать причиной для воспоминаний о событиях, которые 75 лет назад стали для города спасительными. В апреле 1942 года в городе запущен трамвай для жителей города. Тогда он стал приметой весны и возвращающейся нормальной жизни. Блокадный трамвай занимает в истории города огромное значение.

Он стал символом веры в победу и самоотверженности людей, которые в условиях блокады не прекращали движение. Лишь однажды травами перестали ходить зимой в 1941-42 годах. Тогда расстояния в городе стали измеряться шагами. Когда был запущен первый трамвай, люди плакали и просили еще раз позвонить в звонок. Учитывая, что большинство горожан не могли передвигаться, возобновление трамвайного движения стало жизненно необходимым. В самую суровую блокадную зиму ленинградцы были вынуждены добираться до работы пешком, а в нечеловеческих условиях голода и страшного холода преодолевать даже самые небольшие расстояния людям было крайне тяжело.

Городу был необходим трамвай.

Однако за зиму одну из электростанций, работавшую на дровах и угле, переделали под сжигание торфа, запасы которого в городе были. Электроэнергии стало больше. В марте 1942 года в городе появились грузовые вагоны.

А утром 15 апреля на маршруты вновь вышли пассажирские трамваи. Из воспоминаний вагоновожатой Е. Агаповой: И вот я в кабине. И вдруг вагон ожил.

Не могу передать, что испытала в эту минуту. Вывела трамвай из парка.

Также каждый год на Аллее Памяти Пискаревского мемориального кладбища, где установлена стела в память о погибших работниках ТТУЛ, проводятся торжественно-траурные мероприятия с участием всех поколений транспортников. Ежедневным напоминанием о роли трамвая в судьбе города стал туристический маршрут, на котором работает реплика легендарной модели ЛМ-33. Эти вагоны работали на линии с пассажирами, а также использовались в качестве санитарных трамваев для перевозки раненых. В подготовке были использованы материалы из книг: «Ленинградский трамвай. Горлин и др.

В самые страшные дни мы не теряли человеческого достоинства и максимально поддерживали друг друга. Но были и такие случаи, когда муж выкрал у своей жены карточки и съел ее паек хлеба. Он обрек свою жену на смерть, и сам погиб. Его труп мы увидели на кухне. Мы были свидетелями угасания ребенка, которого собственная бабушка перестала кормить, чтобы съесть его паек. Но она не выжила, потому что, кроме голода и холода, ее убивал вид умирающего внука... Мы выжили, потому что были нужны друг другу... Мы выжили, потому что я, приходя домой, приносила бодрящие новости, а если их не было, то выдумывала. А еще потому, что рядом с нами жил такой сосед, железнодорожный рабочий, который бесшумно, как из небытия, появлялся с куском замусоленного сахара, с картофельными очистками... Он являлся в самые критические моменты нашей жизни... Такое посвящение сделал великий композитор Дмитрий Шостакович, когда сочинял одно из своих самых выдающихся произведений — Седьмую симфонию. Премьера состоялась 9 августа в Большом зале Ленинградской филармонии. В день, когда по планам фашистского командования наш город должен был пасть. В день, когда немцы назначили парад войск в осажденном городе... Но триумф нацистов сорвался. Зал консерватории был переполнен. В нем играла музыка. Вернее, Музыка... Симфонию транслировали по радио и по городским громкоговорителям. Слушали ее и гитлеровские войска, стоящие у стен города. Фашисты понимали, как трудно будет сломить дух жителей блокадного Ленинграда. Кольцо блокады сомкнулось более 80 лет назад... Вавилова на Исаакиевской площади. Всесоюзный институт обладал гигантским семенным фондом — это тонны уникальных зерновых культур.

Рассылка новостей

  • Блокадный трамвай. Ленинградский блокадный трамвай 15 апреля 1942 года блокадный трамвай
  • Первый вестник грядущей Победы!
  • Главная навигация
  • Эвакуация населения Ленинграда в 1941 — 1942 гг. | Прорывист
  • Навигация по записям
  • «Люди радовались, плакали»: как в 1942 году в блокадном Ленинграде запустили трамваи

80 лет назад - Ленинградцы стали получать всего по 200 граммов хлеба...о Мужестве Блокадников...

15 апреля 1942 года трамвай типа МС (Моторный стальной) проследовал по 12-му маршруту блокадного города, где с 8 декабря 1941 года в сеть не подавалась электроэнергия. Блокадный трамвай — единственный вид городского транспорта в блокадном Ленинграде. За все дни осады города ленинградские трамваи останавливались лишь однажды — с 8 декабря 1941 года до 15 апреля 1942 года. Является символом блокадного Ленинграда. В честь 77-й годовщины «перезапуска» блокадного трамвая, 2 апреля 2019 года в Президентской библиотеке состоялся видеолекторий под названием «Блокадный трамвай: в борьбе за жизнь Ленинграда». Долго шел четвертый номер, На площадке кто-то помер, Не доехал до конца. Ламца-дрица гоп-цаца блокадная частушка Э то случилось в апреле 1942 года в блокадном Ленинграда были пушены пассажирские трамваи.

Возобновление трамвайного движения в блокадном Ленинграде

  • Блокада Ленинграда – не забыть такое никогда (окончание) | Забайкальский рабочий
  • «Большая история» тест посвященный ВОВ 01.12.2023, вопросы и ответы? -
  • Признак жизни
  • Другие сюжеты

Открыта мемориальная доска "Подвигу трамвайщиков блокадного Ленинграда"

Долго шел четвертый номер, На площадке кто-то помер, Не доехал до конца. Ламца-дрица гоп-цаца блокадная частушка Э то случилось в апреле 1942 года в блокадном Ленинграда были пушены пассажирские трамваи. При движении по параллельным трассам расстояние между грузовиками должно было быть не менее 70–80 м. Помощь науки позволила сократить потери, и трассу эксплуатировали до 24 апреля 1942 года. Последние машины прошли по Ладоге при толщине льда всего 10 см. В Экспозиционно-выставочном комплексе ГЭТ представят постановку-реконструкцию «Пуск блокадного трамвая весной 1942 года» с участием подлинного блокадного трамвая МС и техники музея «Битва за Ленинград». 7 февраля 1943 года в блокадный Ленинград на Финляндский вокзал прибыл первый поезд с продовольствием с "Большой земли". В Шлиссельбурге на берегу Невы стоит скромная стела, перед которой — кусок железнодорожного полотна. Назад в СССР написал 16 апреля 2016 в 08:26: "15 апреля 1942 г. в блокадном Ленинграде начал ходить трамвай. 8 декабря 1941 года в блокадном Ленинграде из-за недостатка электроэнергии остановились " Зарегистрируйтесь или авторизуйтесь для того, чтобы.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий