Значение его в системе управления выражено в манифесте 1 января

19 января Николай II принял в Царском Селе делегацию рабочих и сообщил, что прощает их за события 9 января. Император искренне считал, что этого достаточно, чтобы беспорядки прекратились. закон, который создавал в России законодательный орган - Государственную Думу. Она создавалась на основе выборов, а также наделялась законодательным правом.

Положения манифеста

  • Манифест 17 октября 1905 — ключевые положения и их значение в истории России
  • РЕКОМЕНДУЕМ К ПРОЧТЕНИЮ
  • История принятия Манифеста об усовершенствовании государственного порядка
  • Предпосылки принятия документа
  • Министерская реформа

VI (Манифест 31 января 1833 г.)

Смысл манифеста 17 октября 1905 года и его значение для истории России Октябрьский манифест (манифест 17 октября 1905 года) – законодательный акт, разработанный правительством и подписанный Императором Николаем 2 с целью положить конец многочисленным беспорядкам и забастовкам рабочих и крестьян.
Манифест 26 декабря 1812 года: о чем он? В первую очередь манифест был рассчитан на офицеров. Петр взялся перестраивать армию по современному европейскому образцу и испытывал страшную нехватку офицерского состава. Поэтому и звал он в первую очередь на военную службу.

Министерская реформа

Конституционное значение отечественного манифеста 17 октября 1905 года в восприятии нижегородского общественного и политического деятеля А.А. Остафьева (1905-1907 гг.). Значение его в системе управления выражено в манифесте 1 января определением, что в нем «все части управления в их главном отношении к законодательству сообразуются и чрез него восходят к верховной власти». закон, который создавал в России законодательный орган - Государственную Думу. Она создавалась на основе выборов, а также наделялась законодательным правом.

Почему Александр 1 так и не решился реализовать проект Сперанского?

  • Манифест 26 декабря 1812 года: о чем он?
  • VI (Манифест 31 января 1833 г.)
  • Манифест егэ история - Помощь в подготовке к экзаменам и поступлению
  • Роль манифеста 17 октября 1905 года в первой русской революции
  • 1.4. Из манифеста об образовании государственного совета.
  • Министерская реформа гг. Манифест 25 июня года

Александр I. Часть 1

Как известно, начало министерской системы управления в России было по-ложено изданием 8 сентября 1802 г. Манифеста «Об учреждении министерств» и Указа Сенату «Об образовании первых трех коллегий в образе производства дел на прежнем основании и о лицах. МАНИФЕСТ 17 ОКТЯБРЯ 1905 г. («Об усовершенствовании государственного порядка»), подписан Николаем II в момент наивысшего подъема Октябрьской всероссийской политической стачки. 2) Второе отделение образовалось из бывшей комиссии составления законов, занималось кодификацией законов и состояло под управлением М.М. Сперанского, которого Николай вернул из ссылки до смерти его в 1839 г. Значение манифеста. Манифест 17 октября 1905 года сыграл важную роль в политическом развитии России. Он дал народу надежду и уверенность в своих возможностях, стал первым шагом на пути к политическим и общественным преобразованиям. В его личном дневнике сохранилась запись об этом дне: «Подписал манифест в 5 час. После такого дня голова стала тяжелой, и мысли стали путаться. Господи, помоги нам, усмири Россию». Основной текст "Духовного регламента" состоит из трех частей. В первой обосновываются преимущества коллегиального органа перед единоличной системой управления делами Церкви.

Манифест об учреждении министерств кратко

Место и дата подписания — Санкт-Петербург, 8 сентября 1802 г. Имеются делопроизводственные пометы о слушании манифеста в Общем собрании Сената и Первом департаменте Сената 9 сентября 1802 г. Документ находится в составе дела, хранящегося в фонде 1329 — Именные указы и Высочайшие повеления Правительствующему Сенату коллекция. Александр I. Акты, юридически оформившие эт и преобразования также вошли в настоящую книгу. Их публикации предшествует вступительная статья профессора В. Томсинова, посвященная основным направлениям и особенностям законодательной политики Александра I. Первый том описывает события 1801—1825 гг. В предисловии автор говорит о своем стремлении беспристрастно показать Александра Павловича не только как государя, но и как человека. Не нам также решать вопрос, возвеличит или понизит предлагаемое исследование образ монарха.

Михаил Сперанский … Я никогда ни с кем не бранился, даже и тогда, как меня все бранили.

Манифест гарантировал свободу выражения мнений и идей, свободу печати и возможность проведения митингов и демонстраций. Это позволяло гражданам активно выражать свои требования и протестовать против недемократического правления. Манифест также объявил о недопустимости принудительного труда и вводе обязательной воинской службы без согласия граждан. Это положение признавало гражданское право на свободу и избирательность при выборе своей жизненной позиции. Таким образом, манифест 17 октября 1905 года стал важным шагом в обеспечении гражданских прав и свобод. Он закрепил принципы равенства перед законом, свободы слова и собраний, а также свободы выбора своей деятельности. Это революционное документальное свидетельство значительно влияло на развитие гражданских свобод и прав в России. Гарантии социальной защиты Манифест 17 октября 1905 года основывался на принципе гарантирования социальной защиты населения. В нем было предложено следующее: Закон о рабочем времени — введение 8-часового рабочего дня для всех категорий рабочих.

Создание общественных организаций — разрешение на создание свободных профсоюзов и кооперативов, чтобы они могли защищать интересы рабочих. Закон о детском труде — запрет на использование детского труда и введение обязательного образования для детей. Улучшение условий жизни — строительство бесплатных общественных жилых комплексов для рабочих и снижение аренды. Гарантии социального обеспечения — введение страхования от несчастных случаев на производстве и временной потери трудоспособности. Манифест 17 октября 1905 года стал первым официальным признанием необходимости социальной защиты населения в России. Он играл важную роль в формировании социальной политики государства и считается одним из прорывных моментов в истории рабочего движения. Равенство перед законом Манифест 17 октября 1905 года заложил принцип равенства всех граждан перед законом. Это означало, что ни один человек не может быть привилегирован или ущемлен в своих правах на основании своего социального, политического или экономического положения. Манифест гарантировал гражданам равные права и возможности в области юстиции. Он запрещал произвольное уголовное преследование и произвол со стороны представителей власти.

Ключевым элементом манифеста было создание независимой системы судов и гарантирование надлежащего применения законов.

Совет разделяется на департаменты. Каждый департамент имеет определенное число членов, из коих один председательствует. Министры не могут быть председателями департаментов. Государственный совет, таким образом составленный, в первых своих собраниях обратит внимание на следующие главные предметы: Первое. Гражданское уложение, по мере совершения его с принадлежащими к нему судебными обрядами и устройством судебных мест, будет поступать на его уважение. За сим последует уложение уголовное. От успешного окончания сего труда зависит общее устройство судебной части. Вверив оную … Правительствующему сенату, мы не умедлим дать сему высшему в империи нашей судебному сословию образование, важному назначению его свойственное… Второе. Настоящее положение государственных доходов и расходов требует также неукоснительного рассмотрения и определения.

На сей конец доставим мы Совету план финансов… Главные основания сего плана состоят в том, чтоб всевозможным сокращением издержек привести их в надлежащую соразмерность с приходами, установить во всех частях управления истинный разум доброй экономии и самыми действенными мерами положить твердое основание постепенной уплаты государственных долгов, коих ненарушимость, удостоверенную всеми государственными богатствами, мы всегда признавали и будем признавать одним из важнейших и неприкосновенных обязательств нашей империи… Хрестоматия по истории России.

К примеру, С. Строганов в 1826 г. Чтобы глубже разобраться во внутреннем состоянии империи, царь приказал делопроизводителю Следственного комитета А. Боровкову составить свод мнений декабристов, высказанных ими в период следствия. Он часто их просматривал и оттуда «черпал много дельного». Для изучения возможности государственных преобразований 6 декабря 1826 г. Комитет должен был разобрать бумаги, оставшиеся в кабинете Александра I, где было немало проектов конституционных преобразований и решения крестьянского вопроса.

Туда же был передан свод показаний декабристов. Первостепенную роль в Комитете играл Сперанский, в котором Николай I нашел «самого верного и ревностного слугу с огромными сведениями, с огромною опытностию». Более всего членов Комитета занимали сословный вопрос и административные преобразования. Кочубей считал полезным обратить внимание правительства на «рабство» помещичьих крестьян, но призвал к осторожности, «удаляя всякую мысль о даровании мгновенно свободы». По мнению членов Комитета, следовало освободить Государственный совет от административных и судебных дел, оставив в его ведении составление законов. Предлагалось разделить Сенат на Сенат правительствующий, куда входили бы министры, и Сенат судебный. Тем самым последовательно проводился принцип разделения властей. В низших местных учреждениях, волостных и сельских, усиливалось коллегиальное начало и допускались выборные должности, что могло служить ограничению чиновничьего произвола.

Сословная реформа призвана была укрепить права дворянства. Главный принцип преобразований, предложенный Комитетом 6 декабря 1826 г. Проработав более трех лет, Комитет прекратил свои заседания. План административных и сословных преобразований был отложен. Кодификация законов. Важное место в системе николаевской идеократии было отведено II Отделению. Оно должно было заниматься кодификацией законов, ему же «в порядке верховного управления» вменялось в обязанность разрешать отступления от законов. Благодаря II Отделению император контролировал всю законотворческую деятельность.

Отвергнув конституционные начинания Александра I, Николай I противопоставил им систему, которая давала возможность упорядочить российское законодательство и, как ему казалось, ограничить судебный и административный произвол местных властей. Он придавал важное значение кодификации законов, что подразумевало систематизацию действующего законодательства. Со времен Соборного уложения царя Алексея Михайловича накопилось много противоречивых установлений, что делало актуальной задачу создания нового всеобъемлющего законодательства, своего рода нового Уложения. Отказавшись от мысли разработать новый юридический кодекс, Николай I поручил II Отделению, в работе которого главную роль играл Сперанский, распределить в хронологическом порядке и подготовить к печати законы Российской империи от 1649 г. Так возникло «Полное собрание законов Российской империи». Затем Сперанским и его сотрудниками были выбраны и распределены по соответствующим разделам те законы, которые должны были составить действующее законодательство. К 1832 г. Николай I не поощрял стремление Сперанского вносить дополнения и изменения в действующее законодательство.

Ему органически было чуждо творческое начало. Свод законов выполнял регламентирующую и стабилизирующую роль, но с его появлением ничего нового в административную и судебную практику самодержавия внесено не было. Объективно он укреплял всевластие бюрократии. Первый раздел первого тома Свода законов носил название: «О священных правах и преимуществах верховной самодержавной власти». Здесь были изложены правовые понятия, определявшие объем полномочий царя. Первая статья этого раздела гласила: «Император всероссийский есть монарх самодержавный и неограниченный. Повиноваться верховной его власти не токмо за страх, но и за совесть, сам Бог повелевает». Это была апелляция к теории божественного права, которая в XIX в.

Согласно дальнейшим статьям Российская империя управлялась на «твердых основаниях положительных законов, исходивших от самодержавной власти». Император становился единственным источником законности. Свод законов знал принцип разделения властей, который особо тщательно оговаривался в отношении прав и обязанностей министерств. Власть законодательная, как составляющая ведение Государственного совета, и власть судебная, как принадлежащая Сенату и судебным местам, были исключены из их функций: «Существо власти, вверяемой министрам, принадлежит единственно к порядку исполнительному: никакой новый закон, никакое новое учреждение или отмена прежнего не могут быть установляемы властию министра». Особо подчеркивалось: «Никакое министерство само собою никого судить и никаких тяжб решить не может». Министерствам принадлежала исполнительная власть: «В порядке государственных сил министерства представляют установление, посредством коего верховная исполнительная власть действует на все части управления». Функциональное разделение властей, установленное Сводом законов, упорядочивало работу государственного механизма, но не могло заменить отсутствия политической системы независимых и взаимно уравновешивающих ветвей власти. Император не только непосредственно осуществлял законодательные и исполнительные функции, но и постоянно вмешивался в решения судебных инстанций.

Субъективное стремление Николая I к справедливости в таких случаях нередко вело к актам монаршего произвола. III Отделение. Бенкендорф подал царю проект «Об устройстве высшей полиции». Он предлагал создать политическую полицию, построенную на основах «строгой централизации» и простирающуюся на «все пункты империи». Реализация проекта была возложена на самого Бенкендорфа, который вскоре возглавил III Отделение собственной его императорского величества канцелярии. Одновременно он был шефом Отдельного корпуса жандармов. Штат III Отделения был немногочисленным, но его деятельность была эффективна. Оно располагало сетью тайных агентов в России и за границей.

На III Отделение было возложено наблюдение «за общим мнением и народным духом», сыск по политическим делам, надзор за общественными деятелями, писателями и учеными. Ему подчинялись секретные политические тюрьмы. Одновременно оно следило за иностранными подданными в России, осуществляя функции контрразведки, ловило фальшивомонетчиков, ведало расколом и сектантством, надзирало за действиями администрации, вело статистику крестьянских волнений. III Отделение должно было составлять ежегодные отчеты о состоянии умов в империи, представляемые императору. Призванное обеспечивать «безопасность престола и спокойствие государства», III Отделение было органом, который позволял императору контролировать полицейско-карательные функции. Его деятельность укрепляла личную власть Николая I, но объективно ослабляла государство, так как возникал чреватый конфликтами параллелизм в действиях III Отделения и Министерства внутренних дел. IV, V и VI Отделения императорской канцелярии ведали воспитательными и благотворительными учреждениями, подготовкой реформы в государственной деревне, кавказскими делами. В целом императорская канцелярия, выполняя не только надзорные функции, подменяла собой соответствующие ведомства, ее деятельность неизбежно вносила дезорганизацию в работу государственного аппарата.

Достигавшаяся при этом предельная централизация управления давала кратковременный эффект. Цензура и образование. Цензура была важной частью николаевской идеократии. Именно на цензурные инстанции возлагалась ответственность за состояние дел в литературе и театре, за общее состояние умов и народную нравственность. В 1826 г. Был учрежден Главный цензурный комитет, который подчинялся Министерству народного просвещения.

Манифест 17 октября 1905 года

Первая программа Союза коммунистов «Манифест Коммунистической партии» в контексте истории Манифест 17 октября 1905 года был одним из ключевых событий русской революции начала XX века. Этот манифест, изданный императором Николаем II, стал ответом на требования народа, высказанные в Петрограде 13 октября 1905 года, в день знаменитой «Кровавой бури».
МАНИФЕ́СТ 17 ОКТЯБРЯ́ 1905 Каким видится царю необходимый в дальнейшем порядок управления страной? Выражение «о долге совести» в манифесте означает призыв к исполнению своего святого долга перед Родиной и повиновению Царю в сложную минуту для страны.
Манифест егэ история Манифест давал избирательное право практически всем гражданам, провозглашал ряд демократических свобод и ознаменовал собой переход России на новый уровень государственного управления.
VI (Манифест 31 января 1833 г.) Это учреждение в основах своих действует и в наши дни. Значение его в системе управления выражено в манифесте 1 января определением, что в нем «все части управления в их главном отношении к законодательству сообразуются и чрез него восходят к верховной власти».
Манифест 17 октября г. — урок. История, 9 класс. В его личном дневнике сохранилась запись об этом дне: «Подписал манифест в 5 час. После такого дня голова стала тяжелой, и мысли стали путаться. Господи, помоги нам, усмири Россию».

«Манифест 17 октября 1905 года оказался сюрпризом для всей страны»

Издание манифеста об усовершенствовании государственного порядка подписание договора Манифест от 1 января 1807 г. "О дарованных купечеству новых выгодах, отличиях, преимуществах и новых способах к распространению и усилению торговых предприятий".
Министерская реформа гг. Манифест 25 июня года Подготовленный им Манифест 17 октября открыл России путь к конституционной монархии и ответственному правительству, подарил империи не только 12 лет жизни, с парламентом, партийной системой и выборами — но и возможность совершенно другого хода истории.
В чем суть манифеста 17 октября ключевые моменты и значение Манифест, вкупе с Манифестом Николая II от 6 августа 1905 "Об учреждении Государственной Думы", учреждал парламент, без одобрения которого не мог вступать в силу ни один закон.

Министерская реформа 1802-1811 гг. Манифест 25 июня 1811 года

Таким образом, Кровавое воскресенье сыграло важную роль в первой русской революции, усиливая недовольство народа и подталкивая к дальнейшим беспорядкам и протестам против царского режима. Описание манифеста и его значения. Принятию Манифеста предшествовало начала Первая русская революция 1905 — 1907 годов, которая началась в январе 1905 года. Также важно помнить ее причины, чтобы сформировалась целостная картина. Манифест от 1 января 1807 г. О дарованных купечеству новых выгодах, отличиях. Манифест от 1 января 1807 г. О дарованных купечеству новых выгодах, отличиях. Манифест был разработан по приказу Николая 2-го в кратчайшие сроки и стал ответной реакцией на непрекращающиеся забастовки, проходящие по всей стране с 12 октября. Автором Манифеста выступил С. Витте, полное название. Его значение в системе управления было выражено в Манифесте от 1 января определением, что в нем "реализуются все части правительства в их основном отношении к закону и через него восходят к верховной власти".

Смысл манифеста 17 октября 1905 года и его значение для истории России

Следующим важным манифестом был манифест 1803 года «Об образовании учебных заведений». Он устанавливал основы для развития системы образования, создания гимназий и университетов, а также определял процесс обучения в этих учебных заведениях. Правительство должно следовать мысли, высказанной Вашим Императорским Величеством в Манифесте об образовании Государственной Думы, что положение о Думе подлежит дальнейшему развитию в зависимости от выяснившихся несовершенств и запросов времени. Манифест «Об усовершенствовании государственного порядка» был подписан императором Николаем II 17 октября 1905 г. В его личном дневнике сохранилась запись об этом дне: «Подписал манифест в 5 час. Манифест давал избирательное право практически всем гражданам, провозглашал ряд демократических свобод и ознаменовал собой переход России на новый уровень государственного управления. Принятию Манифеста предшествовало начала Первая русская революция 1905 — 1907 годов, которая началась в январе 1905 года. Также важно помнить ее причины, чтобы сформировалась целостная картина.

Правление Александра I Реформы ММ Сперанского 2

Конституционное значение отечественного манифеста 17 октября 1905 года в восприятии нижегородского общественного и политического деятеля А.А. Остафьева (1905-1907 гг.). Манифест был разработан по приказу Николая 2-го в кратчайшие сроки и стал ответной реакцией на непрекращающиеся забастовки, проходящие по всей стране с 12 октября. Автором Манифеста выступил С. Витте, полное название. Значение манифеста об усовершенствовании государственного порядка заключается в том, что он был первым шагом к созданию более прогрессивной и справедливой системы управления.

Манифесты императора александра 1

Манифест представлял собой документ всего из 4 пунктов. Сложно представить, что полноценная Конституция может состоять всего из 4 пунктов. Поэтому гораздо правильнее говорить о Манифесте 17 октября 1905 года не как о полноценной Конституции России, а как о ее предшественнике. Такая трактовка обуславливается социальным положением Манифеста. Ведь, несмотря на то, что он создавал Государственную Думу и выбранную систему, в которой принимали участие все сословия, выборы всё же были неравными. Это были непрямые выборы и неравные, поскольку Император осознанно отдал рабочим минимальное количество мест в Думе. Кроме того Император всегда мог Думу распустить в любой момент по своему усмотрению. Вопрос Конституции в европейских государствах является достаточно важным. Многие западные страны пришли к этому намного раньше 1905 года. Например, если мы возьмем Францию, то сразу же после победы над Наполеоном, в 1814 году Бурбоны даровали Франции Конституцию.

Примерно в это же время и другие западноевропейские страны начали вводить Конституцию. Это отступление сделано, чтобы подойти к важнейшему вопросу - 1905 году в Европе было только 2 государства без Конституции и с абсолютной монархией: Российская империя и Османская империя. Обе стороны закончили не лучшим образом. Османскую Империю подробно рассматривать не будем, а касательно России нужно отметить, что отсутствие Конституции и основные гражданских свобод стало главным мотивом революции 1905-1907 годов.

Размолодин полагал, что насилие стало возможным из-за устранения местных властей от выполнения своих функций — причиной тому была полная растерянность местных и центральных властей. Манифест подготавливался в полной тайне, на места не было послано никаких предуведомлений, а после опубликования Манифеста — никаких разъяснений.

Даже министр внутренних дел узнал о нём «одновременно с прочими обывателями». Губернаторы и полицмейстеры не зная, как вести себя в новых, небывалых условиях, не решались отдавать запретительские приказы, не зная, можно ли запрещать что-то в условиях «конституции», и слали запросы в столицу. Столичные чиновники также не были проинструктированы и отвечали с опозданиями в несколько дней. Как противовес революционным демонстрациям некоторые сановники, страшась запретить их, решили организовывать контрреволюционные, иногда даже возглавляя последние. Предпосылки к созданию Манифеста 17 октября Манифест стал одним из наиболее заметных событий первой русской революции 1905-1907. К началу 20-го в.

Отмена крепостного права во второй половине 19-го в. Находящиеся в трудном положении крестьяне и рабочие, которые не могли себя прокормить и к тому же обладали ограниченными гражданскими правами, требовали проведения реформ. Недоверие к действиям императора Николая 2-го привело к росту революционных настроений и популяризации лозунга «Долой самодержавие». Спусковым крючком в началу революции стали события «Кровавого воскресенья», когда императорские войска расстреляли мирную демонстрацию рабочих 9 января 1905 г. По всей стране начались массовые беспорядки, забастовки и бунты — люди требовали отнять единоличную власть у императора и дать ее народу. В октябре забастовки достигли своего пика, в стране бастовало более 2 млн человек, регулярно проводились погромы и кровавые столкновения.

Понравилась статья?

Милюков находился в момент опубликования Манифеста в Москве. Здесь, в Литературном кружке, по получении известия о Манифесте, восторженные посетители подняли его на руки, принесли в центр ресторанной залы, поставили на стол, дали в руки бокал шампанского и заставили произнести речь.

И будущий бессменный глава кадетской партии сказал то, чего от него никто не ожидал: «Ничто не изменилось, война продолжается». Завершилось оформление партии кадетов, возник «Союз 17 октября» и другие партии. Большевики сразу объявили Октябрьский манифест обманом и призвали все левые силы не признавать его [2]. Антиправительственные и антимонархические выступления, в которых наиболее активное участие приняло еврейское население, привели к «ответной реакции» — к наиболее массовым еврейским погромам в истории Российской империи — 690 погромов в 660 населенных пунктах.

Завершающий период министерской реформы 2. В ней отмечается «совершенное смешение» в государственном управлении, которое «дошло до самой высшей степени» после министерской реформы 1802 г. Однако эта записка, в отличие от доклада В. Внешнеполитические события 1805-1808 гг. Но именно в данное время все более активное участие в осуществлении министерской реформы начинает принимать чиновник министерства внутренних дел и подлинный автор доклада 18 июля 1803 г. Осуществленные части преобразовательного плана Сперанского все относятся к центральному управлению, и осуществление их сообщило последнему более стройный вид.

Это был второй, более решительный приступ к устройству нового государственного порядка. Приступу этому предпосланы были две частные меры, имевшие внутреннюю связь с готовившимися реформами, они давали последнему дух и направление этой реформы, указывая, какие дельцы требуются для новых правительственных учреждений. Звания камергера и камер-юнкера не соединялись с определенными и постоянными должностными обязанностями, однако давали важные преимущества. Указом представлялось всем, носившим это звание, но не состоявшим в какой-нибудь службе, военной или гражданской, в двухмесячный срок поступить на такую службу, заявив, по какому ведомству они желают служить. Само звание обращается впредь в простое отличие, не соединенное ни с какими служебными правами [17]. Указ 6 августа того же года установил порядок производства в гражданские чины коллежского асессора 8-й класс и статского советника 5-й класс.

Эти чины, которыми в значительной степени обусловливалось назначение на должности, приобретались не только заслугой, но и простой выслугой, т. Новый указ запретил производить в эти чины служащих, которые не имели свидетельства об окончании курса в одном из русских университетов или не выдержали в университете экзамена по установленной программе, которая и была приложена к указу. По этой программе от желавшего получить чин коллежского асессора или статского советника требовалось знание русского языка и одного из иностранных, знание прав естественного, римского и гражданского, государственной экономии и уголовных законов, основательное знакомство с отечественной историей и элементарные сведения в истории всеобщей, в статистике Русского государства, в географии, даже в математике и физике. Оба указа произвели тем больший переполох в придворном обществе и чиновной среде, что были изданы совершенно неожиданно. Они были выработаны и составлены Сперанским тайно от высших правительственных сфер. Указы ясно и твердо выражали требования, каким должны удовлетворять служащие в правительственных учреждениях.

Закон требовал исполнителей «опытом и постепенным прохождением службы приуготовленных, минутными побуждениями не развлекаемых», по выражению указа 3 апреля, — «исполнителей сведущих, обладающих твердым и отечественным образованием», т. Действительно, требовались новые дельцы, чтобы действовать в духе тех начал, какие старались провести в правительственных учреждениях, открытых с 1810 г. Эти учреждения назывались скромным именем «новых образований прежних учреждений», возникших в первые годы царствования. Однако начала и формы, внесенные в управление этими «новыми образованиями», были так новы для России, что преобразование сообщило правительственным местам характер новых учреждений. Это учреждение в основаниях своих действует доселе по плану Сперанского, настолько своеобразному, что он заслуживает внимания даже в коротком обзоре царствования. Значение его в системе управления выражено в манифесте 1 января определением, что в нем «все части управления в их главном отношении к законодательству сообразуются и чрез него восходят к верховной власти».

Это значит, что Государственный совет обсуждает все подробности государственного устройства, насколько они требуют новых законов, и свои соображения представляет на усмотрение верховной власти [19]. Итак, Государственный совет не законодательная власть, а только ее орудие, и притом единственное, которое собирает законодательные вопросы по всем частям управления, обсуждает их и свои заключения возносит на усмотрение верховной власти. Таким образом устанавливается твердый порядок законодательства. В этом смысле и определяет значение Совета Сперанский в ответе государю о деятельности учреждения за 1810 г. Такое начертание, сообщенное законодательству, тремя обозначенными в законе чертами характеризует новое учреждение: 1 Совет рассматривает новые законы по всем отраслям управления; 2 он один их рассматривает; 3 ни один закон, им рассмотренный, не передается к исполнению без утверждения верховной власти. Этими чертами указывается двоякое значение Совета — законодательное и объединительное: он, во-первых, обсуждает возбуждаемые по всем отраслям управления законодательные вопросы; во-вторых, утвержденными верховной властью решениями он объединяет деятельность всех этих отраслей, сообщая им одинаковое направление.

Но тому и другому значению поставлены были известные пределы. В законодательных актах следует различать два элемента — законодательную норму, устанавливающую известные отношения в государстве, и законодательный авторитет, сообщающий этим нормам силу закона. Авторитет принадлежит верховной власти, выработка нормы есть дело Совета. Но не разделяя законодательного авторитета, Совет, так сказать, соприкасается с ним. Таким соприкосновением служат мнения Совета — большинства и меньшинства, как и отдельных членов, представляемые на рассмотрение верховной власти. Высказанные разногласия вместе с заключениями, т.

Потому Совет нельзя назвать простой машиной для изготовления законопроектов в заранее предназначенном смысле: он разрешает законодательные вопросы не по указанной программе, а по собственному разуму «пользуется всею свободою мнений», по выражению закона. В Совете председательствует сам государь, назначающий и членов Совета, числом которых положено было 35. Совет состоял из общего собрания и четырех департаментов — законодательного, дел военных, дел гражданских, духовных и государственной экономии. Для ведения делопроизводства Совета при нем учреждена государственная канцелярия с особым отделением для каждого департамента. Дела каждого отдельного управления статс-секретарь докладывает в своем департаменте, а всей канцелярией руководит государственный секретарь, докладывающий дела в общем собрании и представляющий журнал Совета на высочайшее усмотрение. Государственным секретарем был назначен, разумеется, Сперанский, главный организатор учреждения, что при новости дела давало ему значение руководителя всего Совета [21].

Сперанский становится ближайшим сотрудником Александра I, с санкции последнего занимающимся «предметами высшего управления». К октябрю 1809 г. В данном проекте Сперанский выделяет три основных недостатка министерской реформы: 1 «недостаток ответственности» министров; 2 «некоторая неточность и несоразмерность в разделении дел» между министерствами; 3 «недостаток точных правил или учреждения» [22]. На устранение данных недостатков и было направлено новое преобразование министерств 1810-1811 гг. Министерская реформа вступила в свой завершающий период. При первоначальном учреждении предполагаемо было, постепенно и соображаясь с самым их действием, приводить эти установления к совершенству.

Опыт показал необходимость довершить их удобнейшим дел разделением. Мы предложим Совету начала окончательного их устройства и главные основания Общего Министерского Наказа, в коем с точностью определятся отношения Министров к другим Государственным Установлениям и будут означены пределы действия и степень их ответственности». Юридической основой завершающего периода министерской реформы стали три законодательных акта: Манифест «О разделении государственных дел на особые управления, с обозначением предметов, каждому управлению принадлежащих» от 25 июля 1810 г. Далее проекты утверждались на общем собрании Государственного Совета и подавались на «высочайшее» утверждение Императора. Проекты всех трех актов были разработаны М. Сперанским [23].

Манифест от 25 июля 1810 г. Значительно изменялась компетенция министерства внутренних дел: его главным предметом становилось «попечение о распространении и поощрении земледелия и промышленности». К министерству полиции переходили все дела, относящиеся к полиции «предохранительной» и «исполнительной». Учреждалось звание Государственного контролера — руководителя ревизии государственных счетов. Предметы ведения министерства коммерции переходили в министерства финансов и внутренних дел, что означало упразднение первого. В общих чертах устанавливались предметы большинства министерств.

Не были определены функции военного министерства, министерства морских сил, иностранных дел, юстиции. Их предметы оставлены в пределах Манифеста 8 сентября 1802 г. Подробности и спорные вопросы, возникшие при непосредственном распределении дел, обсуждались в Комитете Министров на заседании 4 августа 1810 г. Были заслушаны доклады министров иностранных дел, финансов, народного просвещения, юстиции, а также товарища министра внутренних дел. Продолжением конкретизации в сфере государственного управления стал Манифест 28 января 1811 г. Им устанавливалось единое общее организационное устройство центральных органов управления.

При министре состояли канцелярия и совет министра. Устанавливался жесткий принцип единоначалия. Министр подчинялся Императору, назначаясь и смещаясь по его выбору. Непосредственно министру подчинялись директоры департаментов и канцелярии. Директорам департаментов подчинялись начальники отделений.

Манифест об учреждении министерств кратко

Сотня тысяч и миллионы людей, прежде не участвовавших в политической жизни, теперь во всех краях России устремились на митинги и собрания. Митинги собирались в учебных заведениях, мастерских, театрах и под открытым небом. В корреспонденции из Петербурга в N 25 "Пролетария" центральном органе большевиков говорилось: "Нет ни одного, кажется, высш. Митингами бывают заняты не только актовые залы, но и чертежные аудитории, и т. X, стр. Так революционный народ осуществлял завоеванную им в октябрьские дни свободу слова, свободу собраний. Пролетарские демонстрации, не ожидая осуществления обещанной царем частичной амнистии, шли к тюрьмам и освобождали политических заключенных. Революционным почином "захватным правом" рабочих осуществилась на некоторое время и свобода печати, так как союз типографских рабочих постановил не набирать и не печатать те газеты, которые будут посылать свои номера в царскую цензуру. Ни один издатель не осмелился нарушить запрет союза, а правительство не решилось тогда принять какие-либо меры.

В Петербурге выходили три ежедневных социал-демократических газеты с тиражом в 50 - 100 тысяч экземпляров. Рабочий класс начал борьбу за завоевание революционным путем восьмичасового рабочего дня. Советы рабочих депутатов, созданные революционным творчеством рабочих масс в дни исторической октябрьской политической стачки, укреплялись как новые, еще невиданные в истории центры восставшего народа и уже тогда рассматриваются большевиками как зачатки революционной власти, противопоставленной старой царской власти, еще не свергнутой, но уже расшатанной и ослабленной. В некоторых городах, например в Казани, наряду с освобождением политических заключенных происходило разоружение полиции и организация народной милиции. Революционное движение поднялось на более высокую ступень, подошло вплотную к вооруженному восстанию. Ленин писал об этом периоде: "Некоторые города России переживали в те дни период различных местных маленьких "республик", в которых правительственная власть была смещена и Совет Рабочих Депутатов действительно функционировал в качестве новой государственной власти. К сожалению, эти периоды были слишком краткими, "победы" слишком слабыми, слишком изолированными"2. Николай II подписал не только манифест, но и указы о частичной амнистии политическим, о возвращении автономии Финляндии.

Он согласился на отставку Трепова, разрешил Витте привлечь в министерство либералов. Но, уступая натиску революций, царь в то же время вдохновлял кровавую расправу с революционным народом. Избиения и расстрелы демонстрантов про- 1 "Вперед" и "Пролетарий". VI, стр. В Москве и Ростове на Дону 18 октября произошло вооруженное столкновение демонстрантов с черной сотней. В Москве в этот день был убит только что освобожденный из тюрьмы тов. Погромы, карательные экспедиции и карательные поезда стали основными методами борьбы с революцией. Погромы были в 110 пунктах России, число убитых во время погромов достигло 4 тысяч человек.

За весь 1905 год царскими властями было убито, по официальным сведениям, 14654 человека и ранено 18052 человека. В действительности количество жертв было, вероятно, гораздо больше. Николай II выражал особую благодарность и благоволение тем, кто отличался особенными зверствами и жестокостью в борьбе с революцией. В департаменте полиции был создан особый отдел под руководством ротмистра Комиссарова, который фабриковал провокационные, погромные листовки и целыми тюками рассылал их в провинцию. Погромы организовывала сама полиция с ведома и под покровительством царя. Эти черносотенные организации создавались в эпоху первой русской революции, особенно после манифеста 17 октября, самим правительством как ударный кулак контрреволюции, для борьбы за интересы крепостников-помещиков, высшего духовенства, крупных чиновников. В своей программе черносотенцы открыто провозглашали охрану крепостнического помещичьего землевладения, сословных привилегий, царского самодержавия. Их излюбленным оружием было разжигание ненависти и презрения русского населения к "инородцам", то есть к другим народам России, под флатом защиты "истинно-русских" устоев - православия и самодержавия.

Ленин писал о них: "Черносотенцы образуют последний тип наших политических партий. Они хотят не "конституции 17-го октября", как гг. Гучковы, а сохранения и формального восстановления самодержавия. В их интересах - вся та грязь, темнота и продажность, которые процветают при всевластии обожаемого монарха. Их сплачивает бешеная борьба за привилегии камарильи, за возможность по прежнему грабить, насильничать и затыкать рот всей России"1. Фактически политикой России руководила группа ультрареакционных сановников во главе с Треповым. Она сложилась в результате ряда секретных совещаний, созывавшихся Николаем II для обсуждения проекта Булыгина и перед изданием манифеста 17 октября. Эта группа, получившая прозвище "Звездной палаты", отражала интересы наиболее реакционных русских сановников и богатейших помещиков России.

Трепов и его шайка вдохновляли погромы, организовывали кровавую расправу с революцией, а Витте служил им ширмой для успокоения русской буржуазии и для получения займа заграницей. Яркую характеристику этой двойственной политики царизма дал товарищ Сталин. Оно издало манифест с провозглашением свободы слова, союзов, собраний и неприкосновенности личности. Но, товарищи, царь не дал нам свободы. Он дал только бумагу. Все, что написано "Никакого волшебства, одна ловкость рук". Карикатура на манифест 17 октября 1905 года. На бумаге была написана свобода слова и собраний, а царь в этот же день велел расстреливать участников собраний и многих арестовывать.

В этот же день казаки расстреливали мирных гурийцев. Убито было несколько тысяч евреев, разграблено на сотни миллионов имущества. Громилами были шпионы, полицейские, жандармы и пьяницы-хулиганы"1. Подчеркивая, что издание манифеста было, несомненно, первой победой революции, Ленин в статье "Первая победа революции" писал: "... Ленин в то же время подчеркивал, что эта первая победа революции вовсе еще не означает капитуляции самодержавия. На самом деле самодержавие только обещало народу права, с тем чтобы ему их не дать: "... Именно поэтому буржуазия встретила манифест ликованием. Либералы и черносотенцы петербургской думы встретили злополучный виттевский манифест криками радости.

Они целовались друг с другом, служили с попами молебен и пили шампанское". Мелкая буржуазия, широкие обывательские круги еще верили обещаниям царского манифеста. Стрельба по мирным жителям, осада Технологического института в Петербурге, массовые погромы и т. Предательская тактика меньшевиков поддерживала эту веру в царские обещания. Лидеры меньшевиков прямо заявили, что царь капитулировал. Оппортунистическо-предательская тактика, разоружавшая рабочий класс в момент решительных боев с царизмом, особенно ярко проявилась у давнего изменника, делу пролетариата - Троцкого. Он облегчил политический маневр правительства, убеждая революционные массы России, что 17 октября самодержавие "взяло руки по швам перед бастующим пролетариатом". Троцкий предложил и отстаивал, резолюцию о выводе войск из Петербурга и других промышленных центров России, что изолировало бы армию от революционного влияния пролетариата.

Выступая против большевистского лозунга о превращении советов в органы вооруженного восстания, он способствовал тому, что рабочий класс Петербурга оказался неподготовленным к моменту решительного боя с правительством в декабре 1905 г. Кульминационного пункта эта предательская тактика достигла 3 декабря 1905 года, когда руководство совета, заранее предупрежденное о приближении полиции, допустило без единого выстрела арест всего состава совета вооруженными силами правительства Витте - Трепова, лишив петербургский пролетариат его лучшего актива. Иллюзии, которые посеял манифест, представляли громадную опасность для революции. С первой минуты появления манифеста единственно большевики разоблачили подлинный характер манифеста и сигнализировали массам опасность обмана. Ленин и Сталин, вся большевистская партия в газетных статьях, в подпольных листовках и в речах призывали народные массы не верить провокации правительства и готовиться к вооруженному восстанию. Они хотят успокоить народ бумажной конституцией и втихомолку отнять у него то, что ему наобещали. Они хотят столковаться с высшими классами и сохранить за собой военную силу, чтобы сообща подавить народ"5. Последовательно революционная линия большевистской партии особенно ярко проявилась в деятельности товарища Сталина.

В октябре и ноябре 1905 года товарищ Сталин написал и издал семь листовок. В двух из них говорится о манифесте 17 октября. В них товарищ Сталин разоблачал контрреволюционные цели манифеста, 1 Прокламации большевистских организаций Закавказья 1904 - 1906 гг. III, стр. Товарищ Сталин указывал пролетариату его задачу - продолжать и разбивать революцию и готовиться к вооруженному восстанию: "Царское самодержавие преграждает путь народной революции, своим вчерашним манифестом; оно хочет затормозить это великое движение, - ясно, что волны революции поглотят и отшвырнут прочь царское самодержавие... Товарищ Сталин разоблачал фразерство меньшевиков, их отказ от вооруженного восстаний. Он писал: "Не пустые фразы, не бессмысленное "самовооружение", - а подлинное вооружение и вооруженное восстание, - вот куда идут сегодня пролетарии во всей России"5. Товарищ Сталин разоблачал оппортунистическую, предательскую тактику меньшевиков.

Жордания, Н. Рамишвили и другие торжественно возвещали на митинге в Тифлисе: "Отныне самодержавия нет, самодержавие умерло"6. Меньшевики выдвинули лозунг разоружения рабочего класса. Товарищ Сталин дал сокрушительный отпор предательским выступлениям меньшевиков. Что нужно, чтобы действительно победить? Для этого нужны три вещи: первое, что нам нужно, - вооружение, второе - вооружение, третье - еще и еще раз вооружение"8. Великие стратеги революции Ленин и Сталин, оценив по достоинству царский манифест как первую победу революции, как вынужденную уступку царизма и как орудие в его руках в борьбе с революцией, видели в этой первой победе революции лишь шаг к дальнейшей мобилизации сил. Важнейшей задачей они считали учет не только силы, но и слабостей революции, дальнейшую ее подготовку путем преодоления этих слабостей.

Ленин в связи с октябрьскими событиями так определял очередные задачи партии и рабочего класса: "Революционный пролетариат привел к первой великой победе революцию городскую. Он должен теперь расширить и углубить базу революции, распространив ее на деревни.

Уже через четыре месяца после знаменитого октябрьского манифеста стало возможным проведение первых всероссийских выборов в первую Государственную Думу.

Остальные ответы Ирина Мастер 1214 12 лет назад Историческое значение Манифеста заключалось в распределении единоличного права Российского Императора законодательствовать между собственно монархом и законодательным представительным органом — Государственной Думой. Манифест, вкупе с Манифестом Николая II от 6 августа 1905 «Об учреждении Государственной Думы» [1], учреждал парламент, без одобрения которого не мог вступать в силу ни один закон. В то же время за Императором сохранялось право распускать Думу и блокировать её решения своим правом вето.

Впоследствии Николай II не раз пользовался этими правами. Также Манифест провозглашал и предоставлял гражданские права и свободы, как то: свобода совести, свобода слова, свобода собрания и свобода формирования объединений.

Начальникам отделений — столоначальники. Приложение «Формы письмоводства» вводило единые формы делопроизводственных документов всех центральных учреждений государственного управления. Делопроизводство всех центральных учреждений и структура большинства из них были приведены в соответствие с «Общим учреждением министерств» в 1811—1812 годах. Структура Морского министерства — в 1827 году.

МИД — в 1832 году, Министерство народного просвещения — в 1863 году. Утверждению манифеста об «Общем учреждении министерств» посвящена выставка «Министерская реформа 1802-1811 гг. Манифест об «Общем учреждении министерств 1811 г. Сперанском, министерской системе Российской империи и главах министерств Российской империи, находившихся у власти в момент принятия манифеста 1811 г. Александр I. Александр I придавал законности большое значение.

Ее утверждение в России он провозгласил главной задачей своего царствования. Слово «закон» высечено на обороте медали на его коронование. В очередном томе серии «Русское юридическое наследие» «Законодательство императора Александра I : 1801—1811 годы» публикуются полные тексты наиболее значимых законодательных актов первого десятилетия его правления. Эти годы ознаменовались серией государственных реформ. Были учреждены министерства и Государственный совет, реформирован Сенат. Проведена университетская реформа, открыты новые высшие учебные заведения.

Новое устройство получила Академия наук. Акты, юридически оформившие эти преобразования также вошли в настоящую книгу. Их публикации предшествует вступительная статья профессора В. Томсинова, посвященная основным направлениям и особенностям законодательной политики Александра I. Великий князь Николай Михайлович — автор многих исторических трудов, посвященных эпохе Александра I и наполеоновских войн. Опыт исторического исследования» — самый фундаментальный из них.

Николай Михайлович использовал много ранее недоступных материалов, хранящихся в секретных государственных архивах. На использование этих документов мог дать разрешение только император. Доступ к закрытым архивам позволил глубже проанализировать обстоятельства жизни Александра I. Это исследование александровской эпохи открыло множество новых исторических фактов. Первый том описывает события 1801—1825 гг. В предисловии автор говорит о своем стремлении беспристрастно показать Александра Павловича не только как государя, но и как человека.

Не нам также решать вопрос, возвеличит или понизит предлагаемое исследование образ монарха. Республиканец по убеждениям, Александр I четверть века занимал российский престол. Он вошел в историю как победитель Наполеона и освободитель Европы. Однако современники, а позднее историки и писатели обвиняли Александра I в слабости, лицемерии и других пороках, недостойных монарха. Таинственны, наконец, обстоятельства его ухода из жизни. О личности самой загадочной и противоречивой фигуре среди русских государей столетия рассказывает Александр Архангельский в своей книге «Александр I».

Михаил Сперанский Одним из главных сторонников министерской системы был Михаил Михайлович Сперанский. Свои идеи он воплотил в основной законодательный акт, по которому эти учреждения просуществовали более 100 лет. Речь идет об «Общем учреждении министерств» 1811 г. Сперанский стремился в первую очередь добиться точного определения власти министров, строгой их ответственности, сочетания совещательного начала в виде совета министра в каждом из министерств с единоначалием министров. Сперанский допускал широкую свободу действий ответственной исполнительной власти. Он хотел видеть в России сильную исполнительную власть, облеченную законными полномочиями подлежащую законной ответственности за свои действия.

Бог с ними!

В порядке государственных установлений, Совет составляет сословие, в коем все части управления в главных их отношениях к законодательству соображаются и через него восходят к верховной императорской власти. По сему все законы, уставы и учреждения в первообразных их начертаниях предлагаются и рассматриваются в Государственном Совете и потом действием державной власти поступают к предназначенному им совершению. Никакой закон, устав и учреждение не исходит из Совета и не может иметь своего совершения без утверждения державной власти. Совет составляется из особ, доверенностью нашею в сословие сие призываемых. Министры суть члены Совета, по их званию.

Манифест 17 октября 1905 г.

Такая вот революционная программа. И он был убежден, что, борясь за интересы рабочих, можно их использовать в своих интересах. Уже были попытки пойти на уступки либеральному движению. И было ясно, что эти уступки должны быть большими, что оппозиция на компромисс не идет, что она совершенно деструктивно себя ведет. Министр внутренних дел П. Святополк-Мирский, который как раз ратовал за эти уступки, понял, что его политика зашла в тупик.

Он подал в отставку. К 9 января в стране фактически не было конкретного ответственного лица за обеспечение безопасности в государстве. Гапон воспользовался этим замешательством власти. Ситуацию раскрутили либералы, а он хорошо вписался в общую струю, вывел рабочих на улицу. Человеческие жизни приносились в жертву революции.

И делалось это совершенно осознанно. И почему, как вы считаете, священнослужитель стал таким рьяным революционером? Было воззвание, в котором паства призывалась к тому, чтобы в революционных эксцессах не участвовать. Гапон был лишен сана, при этом он заявил, что и сам с себя сан слагает. Он бежал за границу, и революционная эмиграция примерно в течение года его считала лидером революционного движения в России — такой колоссальный авторитет был у него в революционной среде.

Он хотел объединить все революционные партии в борьбе против самодержавия. Почему священник пошел в революцию? Потому что в широкой народной среде влияние иметь будет именно такой человек. Ведь профессиональных революционеров рабочая среда не очень принимала. А гонимый духовный пастырь мог иметь влияние.

Это понимали все революционеры. Даже Ленин понимал, писал об этом. Кто может предъявить требования царю, помазаннику Божию, сакральной фигуре? Кто мог повести за собой широкие народные массы? Человек, который серьезно претендует не только на политический, но и на духовный авторитет.

Он может и на смерть повести. А политическая борьба воспринималась тогда как борьба религиозная. В конце концов, кто может предъявить требования царю, помазаннику Божию, сакральной фигуре? У всех других просто не будет такой харизмы, чтобы говорить с царем. Вот что надо учитывать.

Многие усматривают и в этих его словах, и в других высказываниях претензию на мессианство. В данном случае под землей обетованной понималось социалистическое будущее, где все будут сыты, довольны, рады. Он о себе думал именно таким образом. Его взгляды действительно изменились? Или это была такая политическая игра?

Потом многие из революционных лидеров начали его побаиваться, воспринимать как конкурента, считать, что он ведет какую-то свою игру. И сам Гапон в революционной деятельности разочаровался. У него начался душевный кризис. А так как и в революционной среде за границей у правительства тоже была своя агентура, то о перемене настроений Гапона стало известно в России — в определенных кругах. Витте, став премьер-министром, предпринял попытку договориться с Гапоном о том, чтобы тот вернулся в Россию, возглавил бы рабочее движение, которое было бы лояльным по отношению к власти.

Другой вопрос, насколько серьезным было разочарование Гапона в революции и действительно ли он хотел играть в политику по правилам Витте.

Манифест был принят после долгих дебатов и согласований, которые проходили на высших уровнях власти. Он предусматривал ряд новаций в государственной системе России, среди которых перечислить ключевые изменения. Эти изменения направлялись на укрепление принципов демократии, эффективности государственного аппарата и улучшение условий жизни граждан. Принятие манифеста оказало значительное влияние на дальнейшую историю страны. Оно стало отправной точкой для реформ и модернизации различных сфер общественной жизни. Процесс реализации манифеста быть неоднозначен и достаточно сложен, но он привел к положительным изменениям в экономике, политике и социальной сфере страны. Сегодня манифест об усовершенствовании государственного порядка остается важным историческим документом, символизирующим стремление к прогрессу и развитию России.

Он является напоминанием о значимости политических решений и их последствий, а также о необходимости постоянного совершенствования государственного порядка в соответствии с потребностями общества и времени. Основные принципы манифеста Манифест об усовершенствовании государственного порядка был принят с целью обновления и эффективного управления в государстве. Здесь представлены основные принципы, на которых основывается манифест: Принцип Описание 1. Прозрачность и открытость Вся информация о деятельности государства должна быть доступна для общественности и доступна в открытом формате. Граждане имеют право знать, какие решения принимает государственная власть и как они влияют на их жизнь. Равенство и справедливость Все граждане должны быть равны перед законом и иметь равные возможности в обществе. Государство должно обеспечивать справедливое распределение ресурсов и возможностей, предотвращать коррупцию и произвол. Учет гласности и общественного мнения Государственные органы должны учитывать общественное мнение при принятии решений.

Для этого необходимо развивать механизмы для выражения мнений граждан и обеспечивать реальную возможность влиять на принимаемые решения. Эффективность и ответственность Государственные органы должны быть эффективными в своей работе и отвечать за результаты своей деятельности. Для этого необходимо установить жесткие механизмы контроля и отчетности, а также привлекать экспертов и профессионалов для управления государственными процессами. Эти основные принципы манифеста позволяют создать прочный фундамент для развития государства, обеспечивающего благополучие и справедливость для всех граждан. Реформы, проведенные по итогам манифеста Принятие манифеста об усовершенствовании государственного порядка стало отправной точкой для реализации масштабных реформ в Российской империи.

Действительно, требовались новые дельцы, чтобы действовать в духе тех начал, какие старались провести в правительственных учреждениях, открытых с 1810 г. Эти учреждения назывались скромным именем «новых образований прежних учреждений», возникших в первые годы царствования. Однако начала и формы, внесенные в управление этими «новыми образованиями», были так новы для России, что преобразование сообщило правительственным местам характер новых учреждений. Это учреждение в основаниях своих действует доселе по плану Сперанского, настолько своеобразному, что он заслуживает внимания даже в коротком обзоре царствования. Значение его в системе управления выражено в манифесте 1 января определением, что в нем «все части управления в их главном отношении к законодательству сообразуются и чрез него восходят к верховной власти». Это значит, что Государственный совет обсуждает все подробности государственного устройства, насколько они требуют новых законов, и свои соображения представляет на усмотрение верховной власти. Итак, Государственный совет — не законодательная власть, а только ее орудие, и притом единственное, которое собирает законодательные вопросы по всем частям управления, обсуждает их и свои заключения возносит на усмотрение верховной власти. Таким образом, устанавливается твердый порядок законодательства. В этом смысле и определяет значение Совета Сперанский в ответе государю о деятельности учреждения за 1810 г. Такое начертание, сообщенное законодательству, тремя обозначенными в законе чертами характеризует новое учреждение: 1 Совет рассматривает новые законы по всем отраслям управления; 2 он один их рассматривает и 3 ни один закон, им рассмотренный, не передается к исполнению без утверждения верховной власти. Этими чертами указывается двоякое значение Совета — законодательное и объединительное. Он, во-первых, обсуждает возбуждаемые по всем отраслям управления законодательные вопросы; во-вторых, утвержденными верховной властью решениями он объединяет деятельность всех этих отраслей, сообщая им одинаковое направление. Но тому и другому значению поставлены были известные пределы. В законодательных актах следует различать два элемента — законодательную норму, устанавливающую известные отношения в государстве, и законодательный авторитет, сообщающий этим нормам силу закона. Авторитет принадлежит верховной власти, выработка нормы есть дело Совета. Но, не разделяя законодательного авторитета, Совет, так сказать, соприкасается с ним; таким соприкосновением служат мнения Совета — большинства и меньшинства, как и отдельных членов, представляемые на рассмотрение верховной власти. Высказанные разногласия вместе с заключениями, т. Потому Совет нельзя назвать простой машиной для изготовления законопроектов в заранее предназначенном смысле: он разрешает законодательные вопросы не по указанной программе, а по собственному разуму «пользуется всею свободою мнений», по выражению закона. Но, с другой стороны, его нельзя назвать законодательным учреждением в смысле западных законодательных собраний. Когда декрет, принятый законодательным представительным собранием, отвергается короной, государство остается без закона до нового возбуждения законодательного вопроса. В России верховная власть, признавши решение Совета неудобным, может предписать ему рассмотреть дело вновь и выработать новое решение, не подсказывая его, а обращая внимание Совета на упущенные им обстоятельства дела. На Западе закон есть политическая сделка двух властей — короны и законодательного собрания; у нас он есть воля одной верховной власти, но обыкновенно внушаемая Советом, что и выражается в самой формуле высочайше утверждаемых мнений Государственного совета: «внявши мнению Совета», «быть по сему». Но западный порядок законодательства основан на мысли о равенстве двух властей, на желании не дать одной из них перевес над другой; у нас в основании этого порядка положена мысль о средствах и условиях для наиболее правильной и осмотрительной выработки новых законодательных норм. Точно так же и значение Совета, законодательное и объединительное, и руководство всеми частями управления выражается не в надзоре за подробностями управления и исполнением законов, что есть дело Сената, а в соображении общих условий, обеспечивающих правильное исполнение законов. Потому Государственному совету принадлежит разъяснение истинного смысла законов, принятие общих мер к их успешному действию, распределение государственных доходов и расходов, наконец, рассмотрение отчетов всех министерств по управлению вверенными им частями. Все эти особенности делают организацию Государственного совета довольно своеобразным явлением в государственном праве. Такому значению Совета соответствует и данное ему устройство. В Совете председательствовал сам государь, назначавший и членов Совета, числом которых положено было 35. Совет состоял из общего собрания и четырех департаментов — законодательного, дел военных, дел гражданских, духовных и государственной экономии. Для ведения делопроизводства Совета при нем была учреждена государственная канцелярия с особым отделением для каждого департамента. Дела каждого отдельного управления статс-секретарь докладывал в своем департаменте, а всей канцелярией руководил государственный секретарь, докладывавший дела в общем собрании и представлявший журнал Совета на высочайшее усмотрение. Государственным секретарем был назначен, разумеется, Сперанский, главный организатор учреждения, что при новости дела давало ему значение руководителя всего Совета. Вслед за Государственным советом преобразованы были по плану Сперанского министерства, учрежденные манифестом 8 сентября 1802 г. Сперанский находил двойной недостаток в этих министерствах: отсутствие точного определения ответственности министров и неправильное распределение дел между министерствами. Они были преобразованы двумя актами — манифестом 12 июля 1810 г. По новому распорядку упразднялось одно из восьми прежних министерств, именно коммерции, дела которого распределялись между министерствами финансов и внутренних дел; зато из ведения последнего выделены были дела о внутренней безопасности, для которых образовалось особое министерство полиции. Кроме того, учреждено было несколько особых ведомств под названием «главных управлений» со значением отдельных министерств: «Главное управление ревизии государственных счетов» или государственный контроль , «Главное управление духовных дел иностранных исповеданий» и, наконец, еще раньше, в 1809 г.

Подготовка и разработка министерской реформы[ ] Обсуждению министерской реформы были посвящены 9 заседаний Негласного комитета 8 заседаний с 10 февраля по 12 мая 1802 г. Министерская реформа имела как сторонников В. Кочубей, Н. Новосильцев, А. Чарторыйский, П. Строганов и др. Трощинский, С. Румянцев, П. Завадовский и др. Начало становлению министерской системы управления в России было положено 8 сентября 1802 года манифестом « Об учреждении министерств ». Этим документом коллегии были преобразованы в восемь министерств — иностранных дел, военных сухопутных сил, морских сил, внутренних дел, финансов, юстиции, коммерции и народного просвещения. Помимо восьми новых министерств, Манифест определил положение двух других учреждений государственного управления, существовавших прежде, — «ведомства» Государственного казначея и Экспедиции о государственных доходах. Они продолжали действовать «впредь до издания полного по сей части Устава», на основании Указа от 24 октября 1780 года. Согласно данному указу, Экспедиция о государственных доходах подчинялась лицу, исполняющему должность Государственного казначея. Таким образом, подтверждался статус Государственного казначейства как ещё одного, наряду с восемью министерствами, центрального учреждения государственного управления. По Манифесту 8 сентября 1802 года прежние коллегии и подчинённые им места были переподчинены министерствам или вошли в них в качестве департаментов; главным отличием новых органов центрального управления было единоличное управление: каждое ведомство управлялось министром вместо прежнего коллегиального присутствия; министры были ответственны перед Сенатом. Каждый подчинённый орган представлял своему министру еженедельные мемории о текущих делах и представления в особых случаях. Министр отвечал на них предложениями. Подчинённые органы в случае несогласия с предложениями министра представляли министру рассуждения. Если последний настаивал на своем предложении, то оно исполнялось, а мнение подчинённых органов заносилось в журнал. Таким образом, было осуществлено совмещение двух систем государственного управления — коллежской и министерской, что было следствием компромиссного решения, принятого Александром I на заседании «Негласного комитета» 24 марта 1802 года. В соответствии с данным решением, коллегии не упразднялись, а продолжали действовать в подчинении министрам и подлежали постепенному упразднению в будущем, когда опыт покажет их бесполезность. В помощь министрам кроме министров военных сухопутных сил, морских сил, коммерции и Государственного казначея назначались заместители — товарищи министров, которые могли замещать последних в период их отсутствия. Министры обязывались немедленно заняться образованием своих канцелярий и составлением их штатов. Последнее предложение Манифеста кратко упоминает о комитете, «составленном единственно» из министров, рассматривающем текущие дела. Таким образом создавался важный орган государственного управления — Комитет министров , оказавший значительное влияние не только на министерскую систему, но и на всю систему государственной власти Российской империи. Сперанский ещё оставался в тени, хотя готовил некоторые документы и проекты для членов « Негласного комитета », в том числе и по министерской реформе. Уже через неделю после вступления Александра I на престол Сперанский был назначен статс-секретарём при Д. Трощинском, который, в свою очередь, исполнял работу государственного секретаря при Александре I. Таким образом Сперанский оказался в кругу лиц, которые во многом определяли политику государства. Способности помощника Трощинского привлекли к себе внимание членов «Негласного комитета». Летом 1801 года В. Кочубей взял Сперанского в свою «команду». В это время в «Негласном комитете» шла работа по разработке министерской реформы. После осуществления реформы Кочубей, возглавивший министерство внутренних дел, перевёл его в свою канцелярию. В июне 1802 года Сперанский возглавил в Министерстве внутренних дел отдел, которому предписывалось готовить проекты государственных преобразований. В 1802—1804 годах Сперанский подготовил несколько собственных политических записок: «О коренных законах государства», «О постепенности усовершения общественного», «О силе общественного мнения», «Ещё нечто о свободе и рабстве». В этих документах он впервые изложил свои взгляды на состояние государственного аппарата России и обосновал необходимость реформ в стране.

Александр I. Часть 1

Одной из главных реформ, проведенных после манифеста, стала реформа административно-территориального деления. По приказу, каждая губерния была разделена на уезды, а уезды — на волости. Это позволило более эффективно управлять территорией империи и улучшить возможности взаимодействия между различными уровнями власти. Также были проведены реформы в сфере образования. В соответствии с манифестом, были созданы новые учебные заведения и расширены возможности для получения образования. Это способствовало повышению грамотности населения и развитию науки и культуры в России. Манифест также стимулировал экономические реформы. Были созданы новые финансовые институты, такие как банки, которые способствовали развитию предпринимательства и укреплению финансовой системы страны. Были внесены изменения в налоговую систему и таможенные пошлины, что способствовало увеличению доходов государства.

Кроме того, манифест привел к развитию гражданских свобод и прав. Законами были гарантированы права граждан на свободу слова, собраний и совести. Были ликвидированы крепостные отношения, что позволило освободить миллионы крепостных крестьян и улучшить их социальное положение. В целом, манифест об усовершенствовании государственного порядка и последующие реформы привели к существенным изменениям в жизни Российской империи. Они позволили стране достичь нового уровня развития и сделали первый шаг к строительству современного государства. Результаты и влияние манифеста Манифест об усовершенствовании государственного порядка, принятый в определенный исторический период, оказал существенное влияние на развитие страны и ее государственного устройства. История принятия манифеста и его последствия имеют большое значение для изучения и понимания политической и социальной ситуации того времени. Одним из главных результатов манифеста стало усиление роли государства в общественной жизни.

Принятие манифеста предоставило государству дополнительные полномочия и возможности для вмешательства в экономическую сферу и социальные отношения. Это привело к возникновению новых форм государственного управления и контроля, которые оказались эффективными для решения сложных задач развития страны. Другим важным результатом манифеста стало установление новых правил и нормативов, регулирующих деятельность государственных органов и общественных институтов.

В результате возникла революция 1917 года, которая смела Российскую империю и династию Романовых. Николай 2 цеплялся за самодержавие, отказывался принимать реалии современного мира такими какими они были, и в результате потерял страну. Булыгинская дума Первым проектом, целью которого было остановка революционных движений в стране, был проект министра внутренних дел Александра Булыгина, разработанный в августе 1905 года о созыве Государственной думы. Новый государственный орган должен был ликвидировать революционные выступления народа, основными положениями были: от выборов отстранялись рабочие, бедное крестьянство, женщины, военнослужащие, студенты, для крестьян предусматривались 4—х ступенчатые, для дворян 2-х ступенчатые выборы, Дума имела лишь совещательный характер при царском правительстве. Проект Думы вызвал возмущение в обществе и созвана она так и не была. Итоги Манифеста 17 октября 1905 года Несмотря на то, что принятие Манифеста остановило революцию и стало важным шагом в перестройке российского общества, шаг этот был лишь промежуточный, так как он не удовлетворял требований общества полностью. Манифест давал избирательное право практически всем гражданам, провозглашал ряд демократических свобод и ознаменовал собой переход России на новый уровень государственного управления. Единоличная власть монархии значительно ослабла, появился более современный законодательный орган, который должен был учитывать интересы народа. К сожалению, нежелание императора отпускать власть привело к тому, что он оставил за собой единоличное право распустить Думу в любой момент, что, фактически, сводило на нет все принятые изменения. Манифест прослужил несколько лет, однако не смог полностью удовлетворить требования народа. В 1917 году произошла новая революция и монархия была свергнута. Это интересно: 2637,Маньчжуры народ видео Судьба первой государственной думы Выборы в Первую Государственную думу проходили с 26. Первое заседание Думы состоялось 27. Председателем стал Сергей Муромцев, проработала Дума всего 72 дня. За недолгий период существования Дума начала рассматривать два аграрных законопроекта, однако единство среди депутатов так и не было найдено и 8 июля царь под предлогом, что Дума не успокаивает народ, а наоборот разжигает агрессию, распустил законодательный орган. Вспышка насилия Антиправительственные и антимонархические выступления сопровождались массовыми еврейскими погромами в истории Российской империи — 690 погромов в 660 населенных пунктах.

Император Александр I подписал манифест "Об учреждении министерств". Манифест так определял цель нового устройства системы центрального государственного управления в России: «…разделить государственные дела на разные части, сообразно естественной их связи между собою, и для благоуспешнейшего течения поручить оные ведению избранных нами министров…" Первоначально было учреждено восемь министерств их количество до 1917 года почти не изменялось : военных сухопутных сил, военных морских сил, иностранных дел, внутренних дел, финансов, юстиции, коммерции, народного просвещения. При этом прежде существовавшие коллегии продолжали работать. Чиновников коллегий распределили по отраслям деятельности новых министерств, но ещё в течение десяти лет многие коллегии действовали по старым установлениям, с прежними штатами и в прежних организационных формах. Кроме Департамента уделов, предполагалось создать ещё семь департаментов по основным отраслям центрального государственного управления: юстиции, военного, морского, иностранного, юстиции, финансов, коммерции и казны. Такая схема была очень схожей с той, которая реализуется несколько лет спустя в ходе министерской реформы. Манифест от 8 сентября 1802 г. На смену петровским коллегиям, где решения принимались коллегиально, пришли министерства во главе с министрами. Манифестом провозглашалось создание восьми министерств: военных сухопутных сил, морских сил, иностранных дел, юстиции, внутренних дел, финансов, коммерции и народного просвещения. Для каждого из них была четко определена сфера деятельности, что исключало возможность пересечения и дублирования функций. При этом координация действий министерств должна была осуществляться в рамках вновь созданного Комитета министров.

В 1917 году произошла новая революция и монархия была свергнута. Это интересно: 2637,Маньчжуры народ видео Манифест 17 октября 1905 и Думская монархия Общие начала, изложенные в Манифесте 17 октября 1905, были вскоре развиты в целом ряде конкретных юридических актов. К ним относились: — Указ Сенату 11 декабря 1905, сильно расширивший избирательное право в городах, в первую очередь для тамошней интеллигенции. Это исходившее из принципов Манифеста 17 октября законодательство заменило прежнее российское самодержавие строем Думской монархии, который существовал до Февральской революции 1917 года. Новое государственное устройство имело немало недостатков. Избиравшиеся с 1906 четыре Государственных Думы не стали демократическими органами. В них господствовала олигархия богатых слоёв и партийных вождей, показавшая себя не лучше той царской бюрократии, с которой она самозабвенно враждовала. Манифест 17 октября 1905 вдохновлялся чуждыми русским традициям идеями абстрактно-просветительского западного парламентаризма. Попытки внедрить их в российскую политическую практику потерпели, по сути, жестокий провал. Дума не смогла предотвратить катастрофической революции 1917 и даже сознательно содействовала её началу. Русским условиям и русской истории гораздо больше соответствовал , а не та отвлечённая «свобода», которая провозглашалась Манифестом. Результаты подписания Манифеста Революция была продолжена. Царским правительством, которое с успехом воспользовалось расколом в оппозиционных силах не было сдержано большинство из тех обещаний, которые были отражены в Манифесте от 17 октября 1905 года. Декабрьское вооруженное восстание , которое началось в Москве, было с успехом купировано прибывшей регулярной воинской частью. Поражение восстания отражало поражение социальной революции. Благодаря закону о выборах, который был принят 11 декабря 1905 года был смягчен избирательный ценз, однако при этом, выборы оставались многоступенчатыми, а права избирателей не были всеобщими и по-прежнему оставались неравными. Всех избирателей можно было разделить на четыре курии: помещиков, городских собственников, рабочих и крестьян. Нужна помощь преподавателя? Опиши задание — и наши эксперты тебе помогут! Описать задание В каждой из них были выбраны собственные выборщики для определенного избирательного округа. Законом о выборах, который был очень сложным и запутанным прежде всего обеспечивались помещичьи права, тогда как полномочия Государственной Думы не были сильно ограниченными. Прежде чем началась предвыборная кампания, правительством была проведена реформа Государственного совета, который из органа совещаний о законах, участники которого ранее были назначены царем, превращался в верхнюю парламентскую палату будущую , которая имела такие же законодательные полномочия, как и Дума. Изменения также коснулись и состава Государственного совета. Количество его участников было увеличено в три раза, и половина состава, как и прежде была утверждена царем, а другую половину избирали на основе высоких имущественных цензов. Замечание 1 Состав государственного совета преимущественно состоял из поместного дворянства, совместно с крупной буржуазией. Витте высшим исполнительным органом страны.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий