Укажите правильную последовательность действий в процессе подготовки к конкретному выступлению

Если к убеждающему стилю выступления добавить больше правильных эмоций, получится речь, побуждающая людей к свершениям. Второй этап подготовки к выступлению завершается составлением его окончательного плана, в основе которого лежит предварительный план, преобразованный с учетом выбранной композиции.

Подготовка к публичному выступлению

Старайтесь следовать правилу: уходите прежде, чем аудитория от вас устанет. Чем короче речь, тем труднее ее готовить. Придется резать по живому: отжимать воду, наполнять смыслом каждое слово, отбирать только то, что действительно отражает суть, биться над формулировками. В длинном выступлении больше свободы и места для экспромта. Репетиции Чтобы подготовиться к докладу и успешно выступить, нужны репетиции, как перед живыми людьми друзьями, родственниками, коллегами , так и перед зеркалом или камерой своего телефона. Репетиции обнажают проблемные места: нелогичные связки, топорные формулировки, неуместные образы. Но главное, они помогают отработать силу голоса, интонации, скорость речи, проверить, укладываетесь ли вы в регламент, подобрать естественную позу, почувствовать уверенность. Если есть возможность, порепетируйте в месте проведения мероприятия. Так вы привыкните к помещению, освоитесь на сцене.

Перед выходом на сцену Выход на сцену — это сильный стресс, и каждый оратор вырабатывает свои ритуалы, помогающие настроиться. Общие рекомендации: перекусите за час до выступления; прогуляйтесь пешком; если есть возможность, придите заранее в зал, осмотритесь, проверьте аппаратуру; не употребляйте кофе и алкоголь перед выходом на сцену; за 15 минут сделайте легкую разминку; глубоко дышите. Опыт — сын ошибок трудных Ораторское искусство требует постоянной практики. Чем больше реальных выступлений, тем уверенней вы будете себя чувствовать. Смотрите видео речей признанных ораторов, читайте книги по риторике, запишитесь на курсы, где учат, как готовиться к публичным выступлениям и держать внимание зала. Все это добавит вам уверенности в себе и снимет страх перед аудиторией. Принципы составления плана публичного выступления Подготовка речи для публичного выступления всегда начинается с составления развернутого плана. Исходя из вашей цели и интересов аудитории, нужно сформулировать тезисы, подобрать к ним убедительные аргументы и наглядные примеры, а потом выстроить материал в логической последовательности.

Не забудьте придумать яркое, интригующее название встречи, такое, чтобы люди не только поняли, о чем пойдет речь, но и захотели прийти вас послушать. Устное выступление — особый жанр и у него есть строгие требования к структуре. Вступление Вступление должно быть ярким, эмоциональным, интригующим.

Обычно каждая тема требует решения многих вопросов. Как видим, с этой темой связаны очень разные вопросы. Конечно, в процессе изучения литературы, анализа отобранного материала план может измениться, однако он способствует более эффективной работе над выступлением. Рабочий план. Он составляется после того, как изучена литература, обдумана тема, собран фактический материал. Составление рабочего плана помогает лучше продумать структуру выступления. Рабочий план может иметь несколько вариантов, потому что в процессе работы над выступлением он уточняется, сокращается или расширяется. Рабочий план дает возможность судить о содержании выступления, его структуре. Основной план. Этот план сообщается слушателям после объявления темы выступления или во введении при раскрытии цели речи. Следует, однако, иметь в виду, что план речи не всегда оглашается оратором. Это зависит от вида речи, от состава и настроя аудитории, от намерений оратора. Чаще всего основной план сообщается в лекциях, докладах, научных сообщениях и т. По структуре планы бывают простыми и сложными. Стандартных, одинаковых планов даже по одной и той же теме не существует. Каждый выступающий по-разному подходит к освещению темы и составляет свой план. Работа над композицией. Написание текста выступления. Подготовка письменного текста имеет много преимуществ. Написанная речь легче запоминается и дольше удерживается в памяти, нежели не оформленный в окончательном виде материал. Овладение материалом выступления.

Например, в одной из аудиторий была прочитана лекция «О вреде курения». Лектор имел медицинское образование и не раз выступал с подобной темой перед населением. Когда лекция была закончена, лектора спросили: «А для чего вы нам все это говорили? Оратор затруднился ответить на заданный вопрос. Значит ли это, что он не должен был выступать перед данной аудиторией с такой темой? Отнюдь нет. Надо было только с самого начала определить, для чего он в этой некурящей аудитории будет говорить о вреде курения. Или для того, чтобы сообщить слушателям новые сведения по этой теме в связи с развитием медицины, или для того, чтобы призвать слушателей вести разъяснительную работу среди своих близких и знакомых, или для того, чтобы поделиться методикой проведения подобной беседы. И в соответствии со своей целью излагать материал. Тогда у слушателей не появилось бы чувства недоумения. Поль Сопер, известный американский специалист по искусству речи, рекомендует в процессевыбора темы и определения целевой установки ставить перед собой для контроля следующие вопросы: 1. Действительно ли меня интересует тема или может ли она стать интересной для меня? Достаточно ли я знаю по этому вопросу и могу ли я заручиться достаточными знаниями? Смогу ли я уложиться в отведенное время? Если я хочу убедить, убежден ли искренне я сам? Будут ли соответствовать мои тема и цель уровню знаний, интересам и установкам слушателей? К ним относятся: - официальные документы; - научная, научно-популярная литература; - справочная литература: энциклопедии, энциклопедические словари, словари по различным отраслям знаний, лингвистические словари толковые, иностранных слов, орфоэпические, орфографические, синонимов, антонимов, омонимов и др. Чтобы выступление получилось более содержательным, лучше использовать не один источник, а несколько. В процессе подготовки к выступлению следует подумать и о так называемом местном материале, т. Такой материал оживляет выступление, привлекает к нему внимание слушателей, вызывает у них интерес к выступлению. Поиск материалов для ораторской речи требует определенного времени, поэтому подготовку к выступлению по возможности надо начинать заранее. Этот этап подготовки связан с работой оратора в библиотеке. Следовательно, выступающему необходимо уметь пользоваться различными каталогами алфавитным, систематическим, предметным , библиографическими изданиями, справочной литературой. Большую помощь в поиске необходимого материала может оказать компьютер. Умение пользоваться им позволит значительно сэкономить время. Очень важно научиться правильно работать с книгой. Прежде всего следует определенным образом настроить себя, дать себе соответствующую установку. Она бывает самой различной. Оратор может поставить перед собой задачу изучить по книге тот или иной вопрос, который предстоит освещать в выступлении; критически проанализировать содержание книги; проверить, совпадает ли его оценка какой-то проблемы с мнением автора, других авторитетных лиц; выбрать для выступления наиболее яркие факты, примеры, интересные положения и т. Подобные установки помогут оратору более целенаправленно работать с книгой, определить вид чтения: сплошное, выборочное, комбинированное. При сплошном чтении книга прочитывается полностью, от начала до конца, без каких-либо пропусков. Иногда для разрабатываемой темы достаточно изучить не всю книгу, а лишь отдельные ее разделы, главы, параграфы. Такое чтение называется выборочным.

Способ изложения фактических обстоятельств дела избирается в зависимости от объема и характера доказательств, установленных в ходе судебного следствия. В процессе доказывания одни положения обосновываются с помощью других, ранее доказанных обстоятельств. Анализ доказательств и их оценка — центральная часть судебной речи. Судебные доказательства распределяются на ряд групп: подтверждающие или опровергающие событие преступления, подтверждающие или опровергающие конкретный состав преступления, подтверждающие или опровергающие отдельные эпизоды обвинения, личностные характеристики подсудимого и потерпевшего. Все доказательства выстраиваются в систему, подтверждающую предлагаемую оратором версию и опровергающую все другие версии. Доказательства обычно выстраиваются по их нарастающей значимости. Особое место занимают так называемые «личностные доказательства» — психологические характеристики личности подсудимого и потерпевшего. Эти характеристики должны быть психологически объективными и достаточно сдержанными. Отношение к подсудимому и потерпевшему со стороны обвинителя и защитника различно. Даваемые ими личностные характеристики не могут совпадать, но они не должны быть диаметрально противоположными. В этом случае обесценивается каждая из личностных характеристик. Характеристике подлежат все основные социально значимые качества личности, степень криминализации личности. При психологических характеристиках необходимо бережно относиться к личности. Убедительнее всего звучат не собственные психологические оценки, данные обвинителем или защитником, а независимые экспертные оценки — отзыв о подсудимом и потерпевшем хорошо знавшими их людьми. На суде возникает необходимость психологического анализа различных поведенческих ситуаций, межличностных отношений. Житейской мудрости бывает достаточно, чтобы понять психологию взаимодействия людей. Важно только придать значимость всему тому, как ведут себя люди в различных жизненных ситуациях. Нравственно-психологическая оценка поведения преступника — итоговое заключение основной части судебной речи. Искусство судебной речи заключается в том, чтобы судьи сами добавили недоговоренное, а сама речь должна вызвать их позиционную солидарность. Но это не означает, что судебное красноречие важнее юридического рассмотрения сущности дела. В заключительной части судебной речи акцент делается на юридической стороне дела.

Подготовка к выступлению

В деконструированном виде это лишь четкая структура. У любой истории есть завязка, кульминация и развязка. Начните с небольшого вступления, расскажите о себе, убедите публику, что вы компетентны в том вопросе, за который взялись. Покажите суть проблемы, грамотно сформулируйте ее. Решение проблемы — это отдельная история внутри истории, расскажите ее, придерживаясь обычной структуры. Кульминацией вашего рассказа должна стать идея, то есть собственно предложение по решению проблемы.

Самое важное — знать свой материал! Не пытайтесь прыгать выше своей головы, говорите только о том, в чем действительно разбираетесь. Это повысит уровень доверия аудитории и просто поможет расслабиться. Ведь чего бояться, если вы все знаете? К тому же хорошее ориентирование в теме поможет при ответах на вопросы слушателей.

Речь и поза Как знают все хорошие ораторы, успешная презентация начинается еще до того, как вы вошли в аудиторию. Продумайте свое выступление заранее. Людям нравится грамотно поставленная речь в умеренном темпе без слов-паразитов и надоедливых звуков вроде «э-э-э» и «м-м-м». Если у вас есть с этим проблемы, попробуйте порепетировать у зеркала, следите за своими жестами, не машите много руками, но и не держите их в карманах. Встаньте так, как вам удобно, но не слишком фамильярно.

Ноги и руки ни в коем случае скрещивать не стоит. В идеале лучше снять себя на видео, чтобы потом посмотреть и проанализировать недостатки. Важно, чтобы вербальная то, что вы говорите и невербальная ваши жесты, позы и интонация части вашего выступления были сбалансированы. Поэтому еще лучше дать это видео двум другим людям. Если они поймут все одинаково и стиль вашего выступления не вызовет отторжения, значит, все в порядке.

Более того, репетиция — это хороший способ узнать, укладываетесь ли вы в тайминг. Очень выгодно во время публичных выступлений смотрится импровизация. Но не стоит себя переоценивать. Как известно, лучшая импровизация — это хорошо подготовленная импровизация. Некоторые вещи должны лишь выглядеть так, будто вы о них не думали и сказали сходу.

Если этот навык вам не дается, лучше основательно подготовьтесь. Чтобы не забыть ни о чем во время выступления, можно воспользоваться рядом хитростей: Читать заранее подготовленный текст. Вариант плохой, но, если совладать с нервами совсем не удается, можно и так. Подсматривать в карточки. Вполне нормальная практика — использовать карточки с короткими тезисами по каждой части презентации.

Таким образом вы не будете стоять, уставившись в текст, но всегда будете знать, что сказать дальше. Выучить все наизусть. Вариант для тех, у кого есть много свободного времени. Самый эффективный способ — использовать понятные зрительные образы на раздаточных материалах, которые помогут вспомнить, о чем говорить. Как произвести правильное впечатление Чтобы правильно продумать стратегию своего публичного выступления, нужно понимать, как со временем меняется внимание публики.

Как известно, наиболее внимательно люди слушают в начале выступления, поэтому все самое важное лучше сказать в первые минуты. Постарайтесь понравиться с самого начала — потом будет сложно донести до слушателей информацию эффективно. Ближе к экватору внимание публики рассеивается. Чтобы поддерживать интерес, стоит регулярно устраивать встряску: задавайте вопросы, расскажите историю, например реальный кейс или случай из жизни, активно пользуйтесь визуальными материалами презентацией, флипчартом или доской.

Умение убеждать — это умение ставить правильные вопросы. Постройте свою речь так, чтобы слушатель сам пришел к нужным вам выводам. Публичное выступление — это общение, диалог. Обращайтесь к аудитории, ставьте ей вопросы, отслеживайте реакцию слушателей. Как только ваше выступление превратится в монолог, публика потеряет интерес и уткнется в смартфоны. День второй: чтение текста вслух Итак, первый этап подготовки позади — у вас на руках написанный текст. Вы им довольны: он структурированный, насыщенный полезными фактами, образный и убедительный. На второй день ваша задача — заново перечитать шедевр и переписать его. Но прежде чем вы приступите к переписыванию, прочтите свою речь вслух прямо с листа. Лучше, если вы будете читать не самому себе, а найдете слушателя, чтобы опробовать заготовленный текст. Это может быть друг или жена, мама или тетя из Ростова — кто угодно, кто согласится послушать ваше выступление. На второй день подготовки обнаружите интересную вещь: ваша блестящая речь хороша только на бумаге. Читать ее трудно, слушать тоже. Потому что письменная речь отличается от устной. Мы не разговариваем длинными предложениями, не сыплем деепричастными и причастными оборотами. Но как только садимся писать, превращаемся во Льва Толстого или Федора Достоевского. Из-под пальцев сами собой выскальзывают длинные предложения, а еще казенная лексика вроде «спешу довести до вашего сведения» и прочие официальные, канцелярские обороты. Задача второго этапа подготовки — прочесть речь вслух и переписать все, что с трудом читается и воспринимается. Разбивайте длинные предложения на короткие, удаляйте лишнюю информацию, избавляйтесь от официального тона. Публичная речь должна звучать так, будто вы рассказываете о теме друзьям. Берите пример с тележурналистов. Послушайте закадровый текст к любимым передачам или включите новости: никаких сложных предложений, простой и понятный язык. День третий: заучивание публичной речи На третий день подготовки вы должны запомнить собственную речь. Плохие ораторы зубрят текст наизусть. Хорошие ораторы запоминают его смысловыми блоками. Помните, мы составляли тезисы? На этом этапе они вам пригодятся. Если не составили их раньше, сделайте это сейчас. Тезисы — единственное, что нужно выучить наизусть. Все остальное вам нужно запомнить и пересказать. Когда вы подниметесь на сцену или выйдете за кафедру, не читайте текст с листа. Так вы закрываетесь от аудитории, не видите слушателей. Общения не будет, контакта не будет, и люди в зале заскучают. А чтобы прочесть речь не с бумажки, нужно ее запомнить. Прочтите текст несколько раз, запомните последовательность изложения и основные тезисы, а все остальное пересказывайте. Не старайтесь воспроизвести текст дословно. Хорошая речь звучит естественно, как экспромт. Используйте отвлекающие факторы для лучшей подготовки. Можете подбрасывать во время пересказа речи мячик.

Публичные выступления — это неотъемлемая часть профессиональной жизни практически всех руководителей и людей, ведущих активную общественную деятельность. Публичные выступления могут носить разную форму: доклады на отраслевых встречах или деловых форумах; выступления на пресс-конференциях, клиентских днях и презентациях; защиты проектов перед инвесторами; презентации результатов деятельности подразделения за отчетной период и т. Цель выступления — побудить людей сделать что-либо например, совершить покупку , стимулировать интерес, уточнить и прояснить информацию например, при выступлениях перед СМИ и другое. Практически все спикеры испытывают страх, новичков иногда он буквально парализует. И это неудивительно, ведь публичность предполагает выражение своих мыслей и идей, которые могут быть не приняты или неверно поняты слушателями, а это неизбежно скажется на репутации оратора. Именно поэтому, готовясь к выступлению, важно соблюдать базовые правила, которые могут снизить уровень страха и быть убедительным. Подготовка — это основа успеха Любое выступление, даже если предполагается импровизация, требует подготовки. Выход на публику без понимания спикера того, о чем он будет говорить, практически обречен на провал. Вот несколько этапов подготовки: Сформулируйте тему своего выступления или уточните, что именно вкладывают в формулировку предлагаемой темы организаторы. Определите 3-5 ключевых идей, которые вы хотите донести до аудитории. Как правило, организаторы запрашивают тезисы для размещения анонсов мероприятия, именно с них и нужно начать подготовку текста выступления. Сформируйте план своего доклада. Он может быть представлен в виде текста или, ментальной карты, позволяющей визуально представить наполнение доклада рис. Пример mind map выступления Продумайте, с помощью какой информации вы будете раскрывать каждую ключевую идею экспертные мнения, расчеты, прогнозы, факты, исследования и др. Соблюдайте классическую схему подачи материала: введение о чем выступление, чем определяется важность и актуальность выбранной темы, представление спикера , основная часть ключевые идеи, аргументы и факты и заключение подведение итогов, побуждение аудитории к действию и благодарность. Подготовьте презентационные материалы, если они необходимы. Презентация — это всегда «лицо» спикера, поэтому используйте качественные шаблоны или привлеките к подготовке дизайнера. Постарайтесь избежать ключевой ошибки спикеров — на презентации должны быть иллюстративные материалы, а не текст выступления. Обязательно учитывайте при подготовке тайминг выступления, чтобы модераторам не пришлось прерывать вас во время мероприятия на полуслове. При подготовке доклада избегайте «лирических отступлений», чтобы ваше выступление не оказалось пустым и не имеющим ценности для слушателей. Соблюдайте базовые правила ораторского искусства в публичных выступлениях. Правило 2. Оцените уровень и определите интересы целевой аудитории Для разной аудитории нужна разная терминология и глубина погружения в тему. Если спикер много выступает, он крайне редко использует один и тот же доклад и презентацию, он адаптирует их под запросы и особенности целевой аудитории. Поэтому при подготовке обязательно уточните у организаторов предварительный список участников или портрет целевой аудитории мероприятия. Это позволит выстроить доклад, делая акценты на наиболее интересные и актуальные для слушателей моменты.

Чтобы найти суть: Ответьте на вопрос: «Какая мысль должна отложиться в голове слушателя после выступления? Возможно, ключевая мысль уже есть на стикере, и вам остается только вытащить этот листок из списка. Если сформулировать суть не получается, представьте, что ваше выступление сократили до 30 секунд. Опишите в одном абзаце, что бы вы сказали за это время. Давайте еще раз закрепим материал. Прежде чем понять, что делать дальше, ответьте на вопросы о мозговом штурме и поиске сути. Начать тест Вы поняли, где, кому и зачем будете рассказывать о найме разработчиков. Какие идеи возьмете в работу над выступлением?

Как подготовиться к публичному выступлению: секреты профессионала

1. Основы подготовки к публичному выступлению. 1. Напишите план выступления. Подготовка к конкретному выступлению определяется видом ораторской речи, зависит от темы выступления, целей и задач, стоящих перед. 8 этапов подготовки к публичному выступлению. Подготовку к презентации или другому устному выступлению – докладу, лекции – условно можно разделить на этапы. Подготовка к выступлению [16 ключевых вопросов для руководителя].

Структура публичного выступления: готовый план этапов успешного спича

Укажите правильную последовательность действий в процессе подготовки к конкретному выступлению. Теперь увяжем цель, ясно и четко сформулированную вами, с последующими шагами по подготовке выступления. Как подготовиться к публичному выступлению. Подготовка речи или выступления, согласно классическому риторическому канону, состоит из пяти.

Руководство по подготовке и проведению успешного выступления

Этапы подготовки к публичному выступлению. Подготовка к публичной речи. Подготовка и проведение публичного вступления. Публичное выступление – это особая форма речевой деятельности в условиях непосредственного общения, выступление, адресованное определенной аудитории. Структура подготовки к выступлению состоит из трех направлений.

Как правильно подготовить публичное выступление: план и чек-лист

Вверху каждого листа записывается, пусть кратко, название вопроса, к которому относится выписка. Это позволит собрать информацию по одному вопросу из всевозможных источников. При необходимости ее будет легко ввести в компьютер. Ведение записей на карточках требует аккуратности. Не забывайте указать источник информации, а если это цитата - еще и автора. На каждом листке записывается одна законченная мысль, пример или цитата. Карточки с информацией, относящиеся к одному утверждению, помечаются одинаковой цифрой и разными буквами. Это позволяет всё время дополнять и обновлять материал, выбирать подходящие примеры. Конспект, составленный из отдельных листков, называется рассыпным.. Образец листа рассыпного конспекта представлен на рисунке 4. Образец листа рассыпного конспекта Как нужно использовать вспомогательный материал.

Документы, цифры, примеры, цитаты, иллюстрации в виде фотографий, рисунков или схем являются ценным вспомогательным материалом, позволяющим сделать изложение более понятным, наглядным, убедительным, запоминающимся. Но это не значит, что вспомогательного материала должно быть как можно больше. Цифры и примеры не должны уводить от существа дела. В этом заключается главное правило использования вспомогательного материала - включать в изложение только то, что раскрывает или подтверждает основную мысль. Как подавать цифры. Если цифра необходима для подтверждения какой-нибудь мысли, например о росте частного предпринимательства, саму цифру лучше не называть, а для большей убедительности нужно сравнить число предпринимателей за последние месяцы. Если цифра приводится ради самой себя, ее нужно округлить, чтобы она легче воспринималась на слух. Для неспециалистов цифру нужно сделать "зримой", то есть показать, что она означает. Например, директор фирмы называет цифру убытков за месяц из-за неуплаты клиентами по договорам. Естественно, сравнивать можно сопоставимые величины.

В этом примере нельзя сравнивать убытки за месяц с квартальным доходом. Выступающий должен быть уверен, что слушатели понимают смысл тех показателей, которые он приводит в цифрах. Нелишне пояснить, что такое инфляция, покупательная способность, потребительская корзина и т. Итак, нельзя выхватить из документа и привести "голую" цифру. Работа над цифровым материалом не только необходима, но и способна принести удовлетворение и творческую радость оратору и пользу его слушателям. Пример в выступлении. Пример в выступлении должен быть ярким и лаконичным, без лишних деталей. Он может использоваться для иллюстрации сказанного, пояснения сложного материала, в качестве аргумента. Так, иллюстрацией к утверждению о том, что все приходит с опытом, может быть описание первых шагов в маркетинге ведущего менеджера: его волнение перед первой встречей с клиентом, неудачная презентация услуги, извлеченный опыт и т. Утверждение "в религиозных обрядах есть много психологически оправданных действий" требует пояснения.

Примером может служить исповедь, во время которой человек, рассказывая о том, что его тяготит, испытывает облегчение. Многочисленные примеры разных людей, испытывающих затруднение при выступлении перед аудиторией, а затем ставших хорошими ораторами, подтверждают мысль Д. Карнеги о том, что оратором при желании может стать каждый. Опытные ораторы приводят также шуточные и воображаемые примеры. Например, преподаватель, обучающий будущих лекторов, в своей лекции о взаимоотношении оратора и аудитории сказал: "Вообразите себе состояние взрослых людей, которых принудительно кормят незнакомой и невкусной пищей. Эти люди будут не в лучшем положении, если их заставить слушать то, что им вовсе не нужно". К каждому выступлению можно подобрать множество примеров. Отбирая их для выступления, следует придерживаться следующих критериев: а насколько этот пример нужен; б типичен ли он; в уместен ли в данной аудитории; г какие чувства вызывает у слушателей. Не следует пояснять слушателям, для чего мы приводим тот или иной пример. Но он должен попадать в цель, чтобы они это понимали сами.

Пример часто оказывается полезным для "разрядки" уставшей аудитории. Сразу обостряется внимание. Но неопытные ораторы, вдохновленные повышенным интересом слушателей, нередко начинают увлекаться, приводят пример с такими подробностями, что у кого-то из присутствующих обязательно возникает попутный вопрос. Выступающий с удовольствием отвечает, к обсуждению подключаются остальные, разговор уходит в сторону от темы, и спустя некоторое время все спохватываются: "О чём это мы говорим? Отступать от него можно лишь тогда, когда этого требует ситуация 1. Использование наглядного материала. Диаграммы, рисунки, иллюстрации, фотографии, плакаты, различные предметы также предъявляются для подтверждения или пояснения основных положений выступления. Важно выбрать нужный размер наглядного пособия и исполнить его как можно красочней. Не следует уподобляться горе-ораторам, которые, показав аудитории рисунок или схему размером с листовку, горячо поясняют изображение, время от времени дразня слушателей словами: "Как видно на схеме... Наглядный материал предъявляется лишь тогда, когда он нужен.

Нельзя развешивать плакаты заранее, как на защите диссертации, и следует тотчас убирать то, о чём уже сказано. Только тогда наглядные пособия будут вызывать нужный интерес. Высказывания авторитетных людей цитаты. Цитаты служат той же цели, что и прочий вспомогательный материал: подтверждают мысль, делают изложение более ярким и впечатляющим. Их тоже не должно быть слишком много, они нужны не для красного словца, а по "поводу". Меткие высказывания, удачные и уместные, оживляют выступление, вызывают симпатию к оратору. Основы искусства речи. Как уже отмечалось, подготовка к выступлению - дело не одного дня. Выписки на листочках удобно делать везде: на совещании, в ожидании встречи, в дороге... Сразу не запишешь - потом не вспомнить.

Поэтому "пригвоздим" мысль или пример к бумаге, сверху листа напишем название вопроса, к которому нужно отнести запись, затем пронумеруем листок - через некоторое время сами будем удивляться тому, как много набралось материала, и встанет проблема его отбора, Начнутся муки творчества, но как же без них? Итак, после первого этапа подготовки к выступлению мы примерно представляем, что будем говорить. Построение выступления Мы должны ответить себе на вопрос: как построить выступление, если хотим облегчить слушателям восприятие материала. Это можно сделать, выбрав занимательный ход повествования или, если тема этого не позволяет, интересную последовательность изложения. Следует продумать композицию выступления - расположение материала и соотношение его отдельных частей. Психологически и логически оправдана трехкомпонентная структура выступления: вступление, основная часть и заключение. Вступление необходимо для установления контакта с аудиторией и подготовки слушателей к восприятию темы. Основное содержание вступления - введение в тему. В нем говорится о проблеме, которой посвящена тема, может прозвучать задача выступления, даются определения понятий, иногда сообщается план предстоящего разговора и т. Вот как начал свое выступление после небольшого зачина бывший посол Республики Беларусь в Иране: "Посол может покинуть страну в одном из трех случаев: первый - когда его отзывает правительство пославшей страны; второй - когда его высылает страна пребывания; третий - когда его убивают.

Обращайтесь к аудитории, ставьте ей вопросы, отслеживайте реакцию слушателей. Как только ваше выступление превратится в монолог, публика потеряет интерес и уткнется в смартфоны. День второй: чтение текста вслух Итак, первый этап подготовки позади — у вас на руках написанный текст. Вы им довольны: он структурированный, насыщенный полезными фактами, образный и убедительный. На второй день ваша задача — заново перечитать шедевр и переписать его. Но прежде чем вы приступите к переписыванию, прочтите свою речь вслух прямо с листа. Лучше, если вы будете читать не самому себе, а найдете слушателя, чтобы опробовать заготовленный текст. Это может быть друг или жена, мама или тетя из Ростова — кто угодно, кто согласится послушать ваше выступление. На второй день подготовки обнаружите интересную вещь: ваша блестящая речь хороша только на бумаге.

Читать ее трудно, слушать тоже. Потому что письменная речь отличается от устной. Мы не разговариваем длинными предложениями, не сыплем деепричастными и причастными оборотами. Но как только садимся писать, превращаемся во Льва Толстого или Федора Достоевского. Из-под пальцев сами собой выскальзывают длинные предложения, а еще казенная лексика вроде «спешу довести до вашего сведения» и прочие официальные, канцелярские обороты. Задача второго этапа подготовки — прочесть речь вслух и переписать все, что с трудом читается и воспринимается. Разбивайте длинные предложения на короткие, удаляйте лишнюю информацию, избавляйтесь от официального тона. Публичная речь должна звучать так, будто вы рассказываете о теме друзьям. Берите пример с тележурналистов.

Послушайте закадровый текст к любимым передачам или включите новости: никаких сложных предложений, простой и понятный язык. День третий: заучивание публичной речи На третий день подготовки вы должны запомнить собственную речь. Плохие ораторы зубрят текст наизусть. Хорошие ораторы запоминают его смысловыми блоками. Помните, мы составляли тезисы? На этом этапе они вам пригодятся. Если не составили их раньше, сделайте это сейчас. Тезисы — единственное, что нужно выучить наизусть. Все остальное вам нужно запомнить и пересказать.

Когда вы подниметесь на сцену или выйдете за кафедру, не читайте текст с листа. Так вы закрываетесь от аудитории, не видите слушателей. Общения не будет, контакта не будет, и люди в зале заскучают. А чтобы прочесть речь не с бумажки, нужно ее запомнить. Прочтите текст несколько раз, запомните последовательность изложения и основные тезисы, а все остальное пересказывайте. Не старайтесь воспроизвести текст дословно. Хорошая речь звучит естественно, как экспромт. Используйте отвлекающие факторы для лучшей подготовки. Можете подбрасывать во время пересказа речи мячик.

Он будет мешать сосредоточиться, подглядывать в текст будет сложно. С первого раза произнести речь, как задумано, не получится. Зато после того, как вы отрепетируете ее с мячиком, на сцене речь слетит с вашего языка, словно настоящий экспромт.

Сегментируйте аудиторию и их потребности с помощью Матрицы Ключевых Сообщений, которая поможет вам составить список посылов и смыслов, о которых необходимо будет поговорить в речи. Иерархическая пирамидальная структура Отлично подходит для информационных и убеждающих речей с большим количеством контента. В основе лежит принцип декомпозиции: разбивайте и группируйте идеи, так чтобы аудитории было проще уследить за вашей мыслью.

Именно факты внушают наибольшее доверие к вашей речи. Тщательно продумайте структуру публичного выступления, сколько минут займет каждый пункт плана. Помните, что человек не может слушать внимательно более 10-15 минут, а чаще всего внимание сохраняется в течение 5 минут. Если выше публичное выступление сопровождается показом слайдов, презентации, образцов продукции, демонстрацией товара в действии , то это только украсит вашу речь и сделает внимание слушателей многоплоскостным, что позволит все это лучше запомнить. В плане не должно быть более 5 пунктов, если их получилось больше, то расположите их таким образом, чтобы от самых важных вы переходили к менее важным. Это позволит в случае жесткого ограничения по времени отказаться от изложения последних без ущерба основной речи. Представьте себе свою будущую аудиторию. Постарайтесь поставить себя на место слушателей. Подумайте, а что бы интересно было бы слушать им?

Что бы понравилось вашей публике? Именно эти пункты речи и постарайтесь оставить в плане, а менее интересные уберите, лучше сделайте упор на важную для слушателей информацию.

12 шагов – как подготовиться к публичному выступлению

Последовательная форма. Вы переходите от одного значимого пункта основной части к другому, соблюдая хронологию событий. Повествовательная форма. Вы начинаете с метафоры истории, притчи, пословицы и обсуждаете мораль и выводы, следующие из нее, а далее связываете ее с темой вашего публичного выступления и переходите к ее детальному раскрытию. Аналитическая форма.

Первый вариант: рассмотреть одну и ту же ситуацию, предмет с различных точек зрения, сравнить их, сделать выводы. Второй: по шагам изложить весь процесс анализа ситуации алгоритм , от начала до финального результата. Логическая форма. Используя ее, выступающий высказывает серию утверждений, с каждым из которых слушатели должны согласиться.

Описательная форма. Используется, когда материал сложно укладывается в какую-либо очевидную последовательность. Например, вы рисуете словами некий образ человека, события, места , и стремитесь сделать так, чтобы его представили и ваши слушатели. Структура окончания публичного выступления: Напомнить аудитории основные моменты выступления.

Сказать о том, где можно почерпнуть дополнительную информацию по этой теме. Дать возможность людям задать самые важные вопросы по теме выступления. По окончании ответов на вопросы напомнить цель вашего выступления и сказать, что она достигнута. Поделиться со слушателями своими ожиданиями: чего вы ждете от них в результате выступления.

Поблагодарить всех за внимание и активность в ходе выступления. Второй этап. Подготовка докладчика. Шаг первый.

Работаем с речью. Сила голоса, темп выступления, стиль языка всегда зависят от целевой аудитории. А значит, чем больше вы выступаете перед различными людьми, тем быстрее вам надо перестраиваться.

Директор по коммуникациям Академии социальных технологий. Доцент кафедры Рекламы и бизнес-коммуникаций Экономического факультета Российского университета дружбы народов им. Лумумбы, кандидат политических наук. Помните о главном — теме публичного выступления и тайминге. Готовясь, отрепетируйте то, что будете говорить, удостоверьтесь, что успеваете изложить главную информацию и привести решающие аргументы. В противном случае не исключено, что время выйдет, а центральную мысль озвучить так и не удастся.

Отдельно стоит сказать о последовательности изложения. Старайтесь излагать наиболее значимые аргументы в начале. Особенно это важно в ситуации, когда вы презентуете новый проект руководителю или представляете компанию потенциальному клиенту, и не знаете, сколько времени отведено на встречу. Если же продолжительность известна, то целесообразно начать и закончить сильными аргументами. Готовьтесь к вопросам — начинающие спикеры часто боятся вопросов, а зря! Отсутствие вопросов говорит о том, что аудиторию не удалось зацепить. Рассматривайте реплики из зала как признак неравнодушия. Однако стоит продумать заранее и негативные сценарии, что поможет сделать понимание типологии вопросов: Уточняющие вопросы — слушатель не понял реплику и хочет получить дополнительную информацию. Дежурные вопросы, которые просто необходимо задать.

Провокационные вопросы, направленные на то, чтобы вывести спикера из равновесия и, возможно, подорвать его авторитет. Здесь спасут компетентность в профессиональной области и продвинутый уровень владения ораторским мастерством. Если же такой вопрос застал врасплох, прибегайте к чувству юмора — хорошую шутку аудитория всегда оценит. Как преодолеть страх перед публичным выступлением Людей, которые испытывают дискомфорт накануне и во время выступлений, немало. Как правило, такое состояние появляется по причине неудачного опыта, имевшего место в прошлом. Чтобы преодолеть тревогу, рекомендую воспользоваться следующими приемами, которые помогут справиться со страхом публичных выступлений: Не бойтесь ошибиться и будьте естественны.

Только после этого слушатели придут к выводу о пользе или значимости данного явления и смогут принять решение о необходимости действий. На деловых совещаниях нередко приходится выступать с предложением об улучшении работы отрасли или предприятия.

Сопер рекомендует следующую схему такого выступления. Существующее положение дел требует определенных перемен. Суть моего предложения по улучшению работы отрасли предприятия состоит в следующем. Мое предложение приведет к таким-то положительным изменениям. Возможные отрицательные последствия моего предложения и как их можно избежать. Насколько выполнимо мое предложение. Что нужно сделать, чтобы его реализовать. Можно предположить, что изложение по такой схеме, сделанное увлеченно, грамотно, живым языком, вызовет встречный энтузиазм.

С подбора материала по предварительному плану начинается непосредственная подготовка к выступлению. Основное содержание делового выступления обычно составляют собственные соображения по проблеме. Но нередко приходится привлекать газеты, книги, журналы, документы. Можно использовать и информацию о деятельности других фирм, ссылаться на опыт отечественных и зарубежных партнеров. Подобрав литературные источники, не спешите делать выписки из того, что ближе под рукой. Рекомендуем следующие этапы работы с литературой. Его итог - список литературы. Досконально проработать всю имеющуюся литературу по теме невозможно, да и не нужно.

Чтобы отобрать самые подходящие книги, следует познакомиться с их аннотациями, прочитать предисловие, просмотреть оглавление, первую и последнюю главы, обратить внимание на язык изложения. Составление списка литературы поможет потом делать ссылки. Его итог - разметка материала в разных книгах. Это внимательное чтение выбранных книг, чтобы определить, в каком источнике, на каких страницах можно найти нужный материал. В процессе ознакомления с литературой предварительный план, как правило, уточняется. Разметка материала осуществляется с помощью закладок или другими способами. Его итог- выписки из книг по вопросам предварительного плана. Основополагающие работы по теме выступления рекомендуется проработать полностью, делая выписки.

Выписки из литературных источников не всегда должны быть дословными. Фактографическое конспектирование необходимо, когда важно передать слово в слово содержание постановления, нового закона, рекламной информации и т. Такой материал подразумевает прочтение перед аудиторией. В иных случаях рекомендуются другие виды работы с источниками. Свободное конспектирование - передача содержания текста своими словами. Оценочное конспектирование - критический разбор содержания, когда наряду с суждениями автора приводятся собственные. При творческом конспектировании мысли автора дополняют, развивают, обобщают. Наконец, лекторское конспектирование - это представление материала на бумаге так, как он будет звучать в аудитории, для чего нужно преобразовать письменную речь в устную.

Владение разными формами работы с источниками необходимо. Ведь все, что говорит оратор, должно быть им "пропущено" через себя. Иначе зачем брать слово? Как собирать материал. Делать выписки в тетради или на больших листах бумаги неудобно. Появляется новый источник информации статья, книга, наблюдение, разговор с авторитетным человеком и т. Поэтому лучше использовать листы небольшого формата - карточки. Вверху каждого листа записывается, пусть кратко, название вопроса, к которому относится выписка.

Это позволит собрать информацию по одному вопросу из всевозможных источников. При необходимости ее будет легко ввести в компьютер. Ведение записей на карточках требует аккуратности. Не забывайте указать источник информации, а если это цитата - еще и автора. На каждом листке записывается одна законченная мысль, пример или цитата. Карточки с информацией, относящиеся к одному утверждению, помечаются одинаковой цифрой и разными буквами. Это позволяет всё время дополнять и обновлять материал, выбирать подходящие примеры. Конспект, составленный из отдельных листков, называется рассыпным..

Образец листа рассыпного конспекта представлен на рисунке 4. Образец листа рассыпного конспекта Как нужно использовать вспомогательный материал. Документы, цифры, примеры, цитаты, иллюстрации в виде фотографий, рисунков или схем являются ценным вспомогательным материалом, позволяющим сделать изложение более понятным, наглядным, убедительным, запоминающимся. Но это не значит, что вспомогательного материала должно быть как можно больше. Цифры и примеры не должны уводить от существа дела. В этом заключается главное правило использования вспомогательного материала - включать в изложение только то, что раскрывает или подтверждает основную мысль. Как подавать цифры. Если цифра необходима для подтверждения какой-нибудь мысли, например о росте частного предпринимательства, саму цифру лучше не называть, а для большей убедительности нужно сравнить число предпринимателей за последние месяцы.

Если цифра приводится ради самой себя, ее нужно округлить, чтобы она легче воспринималась на слух. Для неспециалистов цифру нужно сделать "зримой", то есть показать, что она означает. Например, директор фирмы называет цифру убытков за месяц из-за неуплаты клиентами по договорам. Естественно, сравнивать можно сопоставимые величины. В этом примере нельзя сравнивать убытки за месяц с квартальным доходом. Выступающий должен быть уверен, что слушатели понимают смысл тех показателей, которые он приводит в цифрах. Нелишне пояснить, что такое инфляция, покупательная способность, потребительская корзина и т. Итак, нельзя выхватить из документа и привести "голую" цифру.

Работа над цифровым материалом не только необходима, но и способна принести удовлетворение и творческую радость оратору и пользу его слушателям. Пример в выступлении. Пример в выступлении должен быть ярким и лаконичным, без лишних деталей. Он может использоваться для иллюстрации сказанного, пояснения сложного материала, в качестве аргумента. Так, иллюстрацией к утверждению о том, что все приходит с опытом, может быть описание первых шагов в маркетинге ведущего менеджера: его волнение перед первой встречей с клиентом, неудачная презентация услуги, извлеченный опыт и т.

Перед оратором неизбежно возникает целый ряд вопросов: какими словами начать выступление, как продолжить разговор, чем закончить речь, как завоевать внимание слушателей и удержать его.

Поэтому важно уделить серьезное внимание работе над композицией речи. Композиция от лат. Композиция — это: 1. Строение, соотношение и взаимное расположение частей. Произведение скульптурное, живописное, музыкальное, литературное , сложное или неоднородное по своему составу. Теория сочинения музыкальных произведений.

Материал, полученный в результате комбинирования разнородных компонентов спец. Ожегов С. Толковый словарь русского языка. Композиция речи в теории ораторского искусства — построение выступления, соотношение его отдельных частей и отношение каждой части ко всему выступлению как единому целому. Для наименования этого понятия наряду со словом «композиция» употребляются также близкие по смыслу слова «построение», «структура». Композиция материала в речи, расположение всех частей выступления определяются замыслом оратора, содержанием выступления.

Если соотношение частей выступления нарушается, то эффективность речи снижается, а иногда сводится к нулю. Из-за неправильного построения речи, нарушения соотношения между частями выступления оратору не удается реализовать целевую установку, выполнить поставленную задачу. Приступая к работе над композицией речи, необходимо, прежде всего, определить порядок, в котором будет излагаться материал, то есть составить план. Важно сразу определить, какие конкретно вопросы вы предполагаете осветить в своей речи. В процессе изучения литературы, анализа подобранного материала план может измениться, однако он в любом случае будет способствовать вашей работе. Предварительный план отражает собственное решение оратором темы выступления, его личный подход к данной проблеме.

После того как изучена литература, обдумана тема, собран фактический материал, составляется рабочий план. Выделите вопросы выбранной темы, отберите существенные и основные, определите, в какой последовательности их излагать. В рабочий план вносятся формулировки отдельных положений, указываются примеры, перечисляются факты, приводятся цифры, которые вы хотите использовать. Рабочий план помогает лучше продумать структуру выступления, определить, какие разделы оказались перегруженными фактическим материалом, какие, напротив, не имеют примеров, какие вопросы следует опустить, какие включить и т. Рабочий план может иметь несколько вариантов, так как он постоянно уточняется, сокращается или расширяется. Характерная особенность рабочего плана заключается в том, что он представляет ценность для самого оратора, поэтому его пунктами бывают не только законченные предложения, но и незаконченные, а также словосочетания и даже отдельные слова.

Основной план составляется на основе рабочего плана. Это план не столько для оратора, сколько для слушателей. Формулировки пунктов основного плана должны быть предельно четкими и ясными. Этот план сообщается слушателям после объявления темы выступления или во введении при раскрытии цели речи. План речи не всегда оглашается оратором. Это зависит от вида речи, от состава и настроя аудитории, от намерений оратора.

Чаще всего план сообщается в лекциях, докладах, научных сообщениях и т. Слушатели во время таких выступлений ведут записи, и план помогает им следить за ходом изложения материала. В приветственных, воодушевляющих, убеждающих, призывающих речах сообщение плана неуместно. Простой план можно превратить в сложный, для чего необходимо его пункты разбить на подпункты. Сложный план состоит из вступления, главной части и заключения. Он должен быть логически выдержанным, последовательным, с естественным переходом от одного пункта к другому.

Структура устного выступления включает вступление, главную часть, заключение. Каждая часть речи имеет свои особенности, которые необходимо учитывать во время подготовки к ораторской речи. Эти особенности обусловлены спецификой восприятия речевого сообщения. Поэтому начало и конец речи, то есть вступление и заключение, должны быть в центре внимания. Успех выступления во многом зависит от заинтересованности аудитории. Во вступлении подчеркивается актуальность темы, значение ее для данной аудитории, формулируется цель выступления, кратко излагается история вопроса.

Перед вступлением стоит важная психологическая задача — подготовить слушателей к восприятию данной темы. Слушатели бывают по-разному настроены перед началом речи, так как руководствуются разными мотивами. Одни приходят, потому что их интересует тема выступления, они хотят расширить и углубить свои знания по данной теме, надеются получить ответы на интересующие их вопросы. Другие присутствуют в силу необходимости: являясь членами данного коллектива, они обязаны быть на этом мероприятии. Первая группа слушателей с самого начала готова слушать оратора. Слушатели второй группы сидят с установкой «не слушать», а заниматься «своими» делами читать, разгадывать кроссворды и т.

Но ведь оратору необходимо завоевать внимание всей аудитории, заставить работать всех слушателей. Это трудное и ответственное дело. Поэтому во введении особое внимание уделяется началу речи, первым фразам, так называемому зачину. Опытные ораторы рекомендуют начинать выступление с интересного примера, пословицы, поговорки, крылатого выражения, юмористического замечания. Эффективный прием — вопросы к аудитории. Они позволяют оратору втянуть аудиторию в активную умственную деятельность.

Прием парадоксального цитирования используется для создания определенного эмоционального настроя слушателей. Чтобы найти интересное, оригинальное начало, необходимо много работать, думать, искать. Это процесс творческий, он требует немало усилий. Каждая тема требует своего, особого начала. При этом необходимо учитывать и состав аудитории, и степень ее подготовленности. Важной композиционной частью любого выступления является заключение.

Убедительное и яркое заключение запоминается слушателям, оставляет хорошее впечатление о речи. Напротив, неудачное заключение губит порой неплохую речь. Некоторые ораторы в конце речи начинают многократно извиняться перед слушателями за то, что у них не было достаточно времени на подготовку речи, поэтому им не удалось хорошо выступить. Этого не следует делать. Плохо, если оратор заканчивает выступление шуткой, не относящейся к теме выступления.

Подготовка к выступлению

Можно использовать умеренно! Само собой разумеется, что данное требование относится к числу важнейших. Что значит «установить контакт с аудиторией»? Это значит — смотреть на аудиторию во время выступления, следить за ее реакцией, вносить изменения в свое выступление в зависимости от реакции аудитории, демонстрировать приветливость, дружелюбие, готовность ответить на вопросы, вести с аудиторией диалог. Аудиторию надо разбить на секторы и смотреть по очереди на каждый сектор. Главная мысль должна быть сформулирована словами, причем желательно — не менее двух-трех раз в ходе выступления. В подавляющем большинстве случаев аудитория любит выводы и ждет выводов от оратора в сформулированном виде.

Как и начало, конец выступления должен быть кратким, ясным, понятным, заранее продуманным. Окончательную фразу надо заранее продумать и сформулировать словами. Ее, как и начальную фразу, надо отрепетировать, чтобы произнести без запинки, четко и понятно. Заключительная фраза должна быть произнесена эмоционально, несколько замедленно и многозначительно, чтобы аудитория хорошо поняла ее и одновременно поняла, что это — завершение вашего выступления. Способы подготовки к публичному выступлению. Существует четыре основных способа подготовки к публичному выступлению см.

Схема 4. Способы подготовки к публичному выступлению 1. Экспромт — выступление без подготовки. Экспромт применяется тогда, когда у кого-то возникает необходимость произнести речь совершенно спонтанно, то есть без предварительной подготовки. И в личной жизни, и на работе порой возникают ситуации, когда вам совершенно неожиданно по какой-то причине приходится брать слово. При этом инициатива может исходить как от вас лично, так и от других лиц.

При этом важно избегать следующих фраз: «Мне трудно», «Я не готов», «Я не умею произносить речи», «Я сегодня не в форме», «На самом деле все уже сказано» и т. Такие высказывания воспринимаются как отговорки и не вызывают никакого интереса. Поэтому важно определить цель вашей речи и продумать логическую структуру предстоящего выступления, на которую вы сможете ориентироваться. План-конспект выступления — заранее готовится подробный план, где каждый пункт сопровождается кратким указанием основных идей, которые должны быть изложены. Такой способ подготовки имеет следующие преимущества: во-первых, вы ничего не забудете, потому что все мысли, которые вы хотите донести до аудитории, записаны в виде логической последовательности; во-вторых, окончательный вариант текста формируется спонтанно, что звучит гораздо убедительнее, чем предварительная речь, которую зачитывают вслух; в-третьих, содержание выступления гораздо легче адаптировать к ситуации например, в зависимости от реакции слушателей вы можете по-другому расставить акценты ; в-четвертых, при необходимости речь можно без проблем сократить. Правила по оформлению плана-конспекта.

Предпочтителен список кратких тезисов на листе бумаги размером с почтовую карточку или около того. Бумага должна быть достаточно плотной и не должна давать бликов. На каждой карточке должно быть не более одной-двух главных мыслей. Писать нужно крупно и разборчиво. Во время доклада выступающий, мельком взглянув на подготовленный текст, должен максимально быстро найти глазами следующий пункт и сразу же восстановить зрительный контакт с аудиторией. Это становится возможным только в тех случаях, когда слова написаны достаточно крупно и отчетливо.

Кроме того, на листе бумаги не должно быть ничего лишнего. Писать следует только на одной стороне листа. Карточки, на которых текст написан только с одной стороны, не следует переворачивать. Уже использованные карточки рекомендуется каждый раз класть вниз стопки, так чтобы порядок всегда оставался одним и тем же. Тогда в случае необходимости будет легче вернуться к нужной карточке. Сквозная нумерация, то есть нумеровать карточки следует по порядку.

Если возникнет необходимость присоединить к уже пронумерованным карточкам новые, их можно обозначить буквами «а», «б» и т. Режиссерские указания. Они дают уверенность, что в процессе выступления вы не забудете обратить внимание на все важные моменты. Примеры: 1 «задать вопросы участникам»; 2 «не забыть положить пленку на проектор»; 3 помечать разными цветами важные мысли, которые вы хотели бы выделить во время выступления. Указание времени помогает соблюсти регламент. Имена, цифры и цитаты записывайте полностью, так как в этом случае опасность оговориться становится гораздо меньше.

Первое предложение следует записывать полностью. Так как в начале выступления напряжение всегда особенно велико, то даже знания того, что первое предложение полностью записано в вашем конспекте, как правило, бывает достаточно, чтобы произнести его, не подглядывая. В крайнем случае можно прочитать первое предложение, это поможет преодолеть начальный барьер и почувствовать себя уверенней. Текст выступления — готовится полный текст, который в процессе выступления полностью зачитывается. Некоторым ораторам кажется, что имея перед глазами весь текст выступления, говорящий чувствует себя уверенней. Но полный текст сильно ограничивает.

В этом случае фактически невозможны отклонения от того, что написано в тексте, без нарушения целостности и последовательности речи. Многие ораторы чувствуют себя увереннее, если сначала пишут полный текст выступления. В таком случае есть два варианта: во-первых, из полного текста делается сокращенная версия в виде списка кратких тезисов, во-вторых, в полном тексте выступления выделяются самые существенные положения, на основе которых затем спонтанно произносится речь. Правила для оформления текста выступления. Использовать бумагу формата А4, без бликов. Межстрочный интервал должен быть достаточно большим, чтобы можно было быстро найти нужное место, не прерывая надолго зрительный контакт с аудиторией.

Длину строки следует выбирать в соответствии со смысловым членением. Писать следует только на одной стороне листа только те слова, которые взаимосвязаны и произносятся в речи как одно целое; писать на одной стороне листа, крупно и разборчиво. Нумеровать листы по порядку. Применять режиссерские указания. Воспроизведение наизусть — выступление заучивается и воспроизводится по памяти, без опоры на какие-либо записи. Выученных наизусть выступлений вообще быть не должно.

Они производят впечатление искусственности, а говорящий постоянно испытывает нехватку в спонтанности и убедительности. Вдобавок ко всему, заученный наизусть текст обычно произносится монотонно. Тот, кто выступает, заранее выучив текст, целиком привязывает себя к тексту. В этом случае сбои проявляются гораздо сильнее. К тому же включается страх сбиться и замолчать.

Чем контрастнее будут столбцы, тем проще их воспринимать. Четкие обозначения и легенда. Как и в случае с графиками, легенда должна быть легко читаемой и понятной. Размещайте на диаграмме меньше столбцов. Максимум столбцов, который вы можете себе позволить — 18. Согласно книге, круговые диаграммы оптимальны при покомпонентном сравнении. При представлении круговой диаграммы следует соблюдать следующие принципы: Количество сегментов в круговой диаграмме должно быть не больше восьми. Круговая диаграмма всегда начинается с наибольшей части, а другие доли расположены по часовой стрелке согласно размеру сортировке по контексту. Данные, выраженные в процентах, должны быть целыми числами, если десятые доли процента не представляются существенными. Данные, выраженные в процентах, лучше располагать вне диаграммы. Цветное кодирование. Применяйте сплошные заливки. Насыщенность цвета должна убывать по часовой стрелке. Надписи должны быть четкими и понятными. Если же объединить самые мелкие сегменты и подписать доли, диаграмма сразу упрощается для восприятия рис. Однако зрителю все еще сложно сопоставлять легенду и сегменты. Оптимальная для восприятия диаграмма представлена на рис. Здесь не нужно прилагать усилий для расшифровки, сразу все понятно. При представлении таблиц соблюдайте следующие принципы: В таблице все названия строк и столбцов должны быть понятны без дополнительного разъяснения. Размер таблицы, которую можно поместить на слайд, — максимум 6 строк и 6 столбцов. Все надписи должны быть горизонтальными, даже названия столбцов. Значимые данные должны быть как-то выделены, например обведены маркером. Незначимые и несущественные данные из таблицы следует удалить. Стратегии ответа на вопросы Если предполагается, что после выступления вам будут задавать вопросы, то к ним нужно заранее подготовиться. Продумайте наиболее вероятные вопросы. Вы можете продумать эти вопросы самостоятельно, основываясь на теме выступления, а можете попросить экспертов или просто своих коллег, друзей предположить, какие могут быть вопросы. Подготовьте свои вопросы. В последнее время сложилось мнение, что, если вопросов после выступления не прозвучало, то выступление не было интересным. Вы можете подготовить свои вопросы и предварить их следующими словами: Вопрос, который чаще всего мне задают… Иногда меня спрашивают о… Озвучиваете вопрос и отвечаете на него. Тем самым создается иллюзия вопросов и ответов. Да и чаще всего после такого приема вопросы от слушателей появляются. Не начинайте отвечать на вопрос до того, как спрашивающий задаст его полностью. Даже если смысл этого вопроса вам понятен по первым словам. Дослушайте вопрос до конца — это подчеркнет ваше уважение к спрашивающему. Искренне выразите благодарность, скажите: «Спасибо! Придумайте различные формы благодарности и используйте их. Конечно, если вам задали вопрос типа: «А повторите, какую библиотеку вы упомянули на пятом слайде», — не надо горячо благодарить. Просто напомните, что там было, и переходите к следующему вопросу. Варианты комментариев будут чуть дальше в этой главе. Полезно бывает повторить вопрос, поскольку спрашивающий обращен к вам лицом, вы видите движения его губ и в комплексе складываете свое понимание вопроса. Слушателям, сидящим в зале, вопрос мог быть просто не слышен. Вы начнете отвечать, а по залу пронесется шепоток: «О чем спросили? О чем спросили? Чтобы избежать этой ситуации, повторите вопрос. Если вопрос, который вам задали, не очень для вас приятен, можете при повторении чуть перефразировать его, чтобы вам было проще на него ответить. Старайтесь держаться в рамках темы, не уходить в сторону, не отвечать многословно и расплывчато. Перейти к следующему вопросу. Все вопросы можно отнести нескольким основным видам: хороший вопрос, трудный, вопрос не по теме и т. Рассмотрим комментарии основных видов вопросов. Если вам задали хороший вопрос, на который вы знаете ответ, и этот ответ представит вас в выигрышном свете, искренне поблагодарите спрашивающего, прокомментируйте, какой важный, интересный, хороший вопрос он задал. Можно использовать следующие комментарии: Хороший вопрос, я надеялся, что кто-нибудь спросит меня об этом. Я ожидал такого вопроса.

Переубедить аудиторию? Изменить ход обсуждения? Внести существенные дополнения в обсуждаемую проблему? В начале выступления сразу же сформулируйте основную мысль выступления, основной тезис. Не следует затягивать введение тезиса. До тех пор пока слушатели не поймут, о чем вы собираетесь говорить, их внимание будет рассеянным, несосредоточенным. Помните, что если вы затягиваете изложение сути дела, то раздражение аудитории растет в геометрической прогрессии. Определите главную мысль, расчлените ее на отдельные составляющие. Это членение должно быть проведено последовательно на основе одного принципа. Составляющие главную мысль компоненты должны быть соразмерны по важности, связаны между собой в одно целое. Каждая составляющая вашей главной мысли будет представлять отдельную часть вашего выступления, которая может быть названа по ключевому слову этой части выступления. Начинайте изложение содержания с самых главных, основополагающих тезисов. На конец оставьте второстепенные, дополнительные компоненты. Если внимание аудитории ослабнет, притупится, то это произойдет на наименее важных частях вашего выступления. В случае необходимости подберите к каждому тезису соответствующую информацию: статистические данные, сведения по истории вопроса, результаты социологических опросов и т. Свое мнение можно подкрепить ссылкой на лицо, которое признано авторитетным. С этой целью целесообразно привести цитату, пересказать другой текст, воспроизвести элементы личной беседы и т. Высказываемая мысль будет более убедительной, если вы подкрепите ее примерами.

Напротив, неудачное заключение губит порой неплохую речь. Некоторые ораторы в конце речи начинают многократно извиняться перед слушателями за то, что у них не было достаточно времени на подготовку речи, поэтому им не удалось хорошо выступить. Этого не следует делать. Плохо, если оратор заканчивает выступление шуткой, не относящейся к теме выступления. Такое заключение отвлекает внимание аудитории от главных положений речи. В заключении повторите основную мысль, ради которой произносится речь, суммируйте наиболее важные положения, подведите итоги сказанного. Особенно тщательно поработайте над последними словами выступления. Если первые слова привлекают внимание слушателей, то последние призваны усилить эффект выступления. Хорошо продуманное вступление и необычное заключение еще не обеспечивают успеха выступления. Перед выступающим стоит задача — не только привлечь внимание слушателей, но и сохранить его до конца речи. Поэтому наиболее ответственной является главная часть ораторского выступления. Если в выступлении нет логики, последовательности развития мысли, трудно воспринимать содержание речи, следить за ходом рассуждений оратора, запомнить прослушанное. В главной части выступления важно соблюдать основное правило композиции — логическая последовательность и стройность изложения материала. Важно расположить материал таким образом, чтобы он работал на главную идею речи. Причем выполнить свою задачу оратор должен наиболее простым, рациональным способом. Это принцип экономии. Задача оратора — умело расположить все эти компоненты, чтобы своим выступлением оказать желаемое воздействие на аудиторию. Также при подготовке речи оратору рекомендуется использовать различные методы изложения материала: 1 индуктивный метод — изложение материала от частного к общему. Этот метод нередко используется в агитационных выступлениях; 2 дедуктивный метод — изложение материала от общего к частному. Оратор в начале речи выдвигает какие-то положения, а потом разъясняет их смысл на конкретных примерах, фактах. Широкое распространение этот метод получил в выступлениях пропагандистского характера; 3 метод аналогии — сопоставление различных явлений, событий, фактов. Обычно параллель проводится с тем, что хорошо известно слушателям. Это способствует лучшему пониманию излагаемого материала, помогает восприятию основных идей, усиливает эмоциональное воздействие на аудиторию; 4 концентрический метод — расположение материала вокруг главной проблемы, поднимаемой оратором. Выступающий переходит от общего рассмотрения центрального вопроса к более конкретному и углубленному его анализу; 5 ступенчатый метод — последовательное изложение одного вопроса за другим. Рассмотрев какую-либо проблему, оратор уже больше не возвращается к ней; 6 исторический метод — изложение материала в хронологической последовательности, описание и анализ изменений, которые произошли в том или ином лице, предмете с течением времени. Использование различных методов изложения материала в одном и том же выступлении позволяет сделать структуру главной части речи более оригинальной, нестандартной. Оратор не должен забывать о таком важном принципе композиции, как принцип усиления. Суть его заключается в том, что значимость, вес, убедительность аргументов постепенно нарастают, самые сильные доводы используются в конце рассуждения. Классический образец речи-рассуждения хрия. Это — фундамент искусства полемики, дискуссии, спора, интересной и содержательной беседы. Научная лекция и статья также строятся по классической риторической схеме речи-рассуждения. Умение правильно строить рассуждение древние считали настолько важным, что назвали его «потребностью», «необходимостью» греч. Хрия русская риторика — рассуждение. Хрия может быть строгая прямая или искусственная обратная. Будем называть их так, как они названы у Ломоносова. Часть I. Часть II. Парафразис греч. Он сравнивает учение с плодовым деревом, разумея под корнем начало учения, а под плодами приобретенное знание или искусство. Итак, кто стремится к знанию, должен, по словам Исократа, перенести горечь труда и тягость утомления; превозмогши все это, он приобретает желанные выгоды и преимущества». Часть III. Причин может указываться несколько. Они должны использоваться для доказательства тезиса-темы. Часть IV. Противное: «что предложенному в теме противно» Ломоносов. Эта часть как бы продолжает слова: «Если это не так тезис неверен , то... Часть V. Они приобретаются лишь после того, когда рядом непрерывных усилий сознание приводится к убеждению, что честным трудом и неусыпным прилежанием побеждены все повстречавшиеся препятствия». Часть VI. Вот косноязычный, безвестный грек Демосфен, учением приобретший высокий дар ораторского искусства и бессмертную славу; а вот и наш гениальный преобразователь Великий Петр, предварительно сам прошедший ту дорогу, по которой потом повел своих подданных! Свидетельство: используем «мнение или учение древних Авторов» Ломоносов , но также и любые другие свидетельства во всем их многообразии. Пример: «То же самое, что Исократ, говорит и Гесиод, утверждая, что дорога к добродетели вначале утесиста и крута, но когда достигнешь вершины, идти по ней приятно». Часть VIII. Пример: «О вы, которых ожидает Отечество от недр своих [... Искусственная хрия. Особенности ее структуры и использования. Схема строгой хрии см. Значит, эта схема предполагает рассуждение от общего к частному, от целого к частям, от рода к виду. Это способы рассуждения дедуктивный и аналитический. Почему выделено слово «нечувствительные»? Таким образом построена и Первая речь Цицерона против Катилины. Основной ее тезис — «Катилина должен быть изгнан» — появляется в этой речи, обращенной к сенаторам, отнюдь не в начале ее, а ближе к концу, после многочисленных доказательств. Так строится большинство речей, в которых доказывается нечто особенно важное, имеющее серьезные последствия. Пример искусственной обратной хрии — речь Козьмы Минина цит. Отечество гибнет! Доказательство тезиса: Свирепость врагов неимоверна, они заняли Москву.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий