Старославянский праздник 7 января

Важно: древние славяне отмечали Коляду в день зимнего солнцестояния 25 декабря, в наше время праздник в России выпадает на Рождество 6-7 января.

Святки на Руси: история и традиции, как празднуют

Колядки — что это такое? | Русские народные колядки Прямо посреди Святок, разделяя праздничные дни на светлые и тёмные Святки, проходит Щедрец. Велесовы Святки, заканчиваются Турицами 6 января. Богатый стол, большой пир в этот день означали благополучие в предстоящем году.
«Коляда, коляда, отворяй ворота!» — рассказываем, как правильно колядовать и какие колядки петь 10 Января славяне отмечают праздник Радогощь (Поминки). В этот день принято поминать своих Предков Чуров-Щуров. 12 Января славяне празднуют Зимний День Бога Перуна, непобедимого воителя.
ЯРДАНА – ВОДОСВЯТИЕ 6 ЯНВАРЯ славянский праздник, который сегодня начинается с Рождества и продолжается до Крещения, то есть проходит c 7 до 19 января. В эти дни проводятся обряды, которые посвящены Рождеству.
ЯРДАНА – ВОДОСВЯТИЕ 6 ЯНВАРЯ | Славянский Ведический Путь Само слово «колядки» отсылает к празднику Коляда. Считается, что название происходит от латинского слова «календы» — в Древнем Риме так назывались первые дни любого месяца. Январские календы завершали цикл праздников в честь римских богов.
Коляда - праздник славян, обряды и традиции: как славяне отмечали рождение нового Солнца (семейное хождение к святой воде в открытых источниках; время, когда вода во всех открытых источниках становится «святой» (старинное слово, означающее «чистый»); природное явление начинается 6 января после захода Солнца и продолжается до полудня 7 января).

Когда надо колядовать, щедровать и посевать

Вертеп Это святочное представление, посвященное евангельским событиям, тоже было популярно как в деревнях, так и у горожан. Сюжет кукольного спектакля был посвящен народному осмыслению евангельской истории о царе Ироде, который, узнав о Рождестве Христовом, задумал убить «Царя Иудейского», за что и был наказан Богом. Обычно «вертеп», представлявший пещеру по-славянски «вертеп» Рождества, делался картонным или деревянным. Среди действующих лиц, кроме Ирода, были Рахиль, образ еврейской жены, плачущей о своих чадах ведь Ирод, желая убить Мессию, погубил младенцев в Вифлееме , Ангелы, черти, увлекающие нечистивого царя в преисподнюю. Играли вертепное представление в первые три дня праздника. После этого крестьяне в основном возвращались к обычным хозяйственным делам, а молодежь продолжала «гулять Святки». Основой для таких собраний было зародившееся еще во времена господства язычества представление, что после зимнего «возрождения солнца» хорошо начинать и новую жизнь, включая брачную.

Так что на посиделки приходили девицы и парни, присматривались друг к другу, водили хороводы, играли. Бывало, что в это время возникали взаимные симпатии, которые позже действительно оканчивались браком. При этом, хотя нравы деревенские были строги, на посиделках поощрялись двусмысленные шутки, вольное поведение, даже поцелуи в темноте, хотя дальше этого дело никогда не шло. Но именно поэтому Церковь без одобрения смотрела на традицию, как имеющую нехристианские корни. Впрочем, она, разумеется не шла ни в какое сравнение с повсеместно распространенными гаданиями. Гадания на Святки Строго говоря, они начинались уже с первого дня празднования: девушки не видели совершенно ничего предосудительного в том, чтобы: смотреть на улицу через отверстия в лепешке-сочне, которой трапезовали в сочельник — верили, что так увидят будущего жениха; гадать о его имени, попросив первого вошедшего в дом колядовщика назвать любое мужское.

И даже старшее поколение придирчиво рассматривало… ложки членов семьи, оставшиеся после трапезы Сочельника — по ним гадали о будущем каждого. Кстати, сами ложки не мыли, равно, как и другую посуду: считалось, что в святой день к столу обязательно придут умершие родные.

А эта ночь для нас свята, Да будет радость всех чиста, Иисус здесь пребывает. Впусти Его, дитя, в свой дом: Он в сердце обитает, Он сад устроить хочет в нем, Обогатит того плодом, Кто в дом Его впускает. Деве Марии Он летел по небу, людям песни пел: — Все люди ликуйте, в сей день торжествуйте — Днесь — Христово Рождество! Я лечу от Бога, Радость вам принёс, Что в вертепе бедном родился Христос. Скорей поспешайте, Младенца встречайте Пастухи с Востока раньше всех пришли, В яслях на соломе Младенца нашли. Богу поклон дали, Царю дары дали: Злато, смирну и ливан. А Ирод мятежный о Христе узнал, Убить всех младенцев воинов послал.

Некоторые были переиначены, сдвинуты с даты и названы по другому. Смена календаря, где даты оказались сдвинуты вперед. Мы часто видим 2 даты, в том числе и при изучении истории. Где одна указана по старому стилю, а другая по новому. Одни источники пользуются старым календарем, в указании праздников, другие новым и пойди разберись где какая, если автор не указал изначально. Для нас стары стиль — лишь упоминание в истории, родились и выросли при новом, поэтому дата указана по современному календарю. Перечисленные здесь причины не единственные, но основные. Мысль ясна, приступим к праздникам славян потерянным во времени. Многие до сих пор сохранились в тех или иных формах. Существуют малые народности сохранившие традиции и по сей день. Январь Просинец 1 января — день морока. Издревле люди верили что в этот день по селениям ходит Морок, способный наслать морозы. Чтобы задобрить повелителя холодов люди оставляли за окном различные угощения. В современном мире Карачун или Морок превратился в доброго дедушку мороза который является символом нового года и раздает подарки. Такое преображение произошло лишь в 19 веке. На 1 января девушки часто совершают различные обряды, гадают на будущее и создают обереги для дома. Издревле турицы были посвящены тотемному животному — туру в северных регионах оленю. Тур как олицетворение союза Велеса и Перуна. Не обходился праздник без молодецкого разгула где было место и удаль молодецкую показать и песни попеть да поплясать. Где двушки пытались узнать свое будущее и гадали на суженного. Также в ночь с 6 на 7 января — малый водокрес. Праздник посвящен повивальным бабкам, помогающим появиться на свет новорожденным. В эту дату вспоминают о 2 событиях. Как Велес обманом похитил Диву-Додолу, супругу Перуна. От их связи позже родится Ярило — бог летнего солнца. Вторая легенда гласит о том, как кощей похитил Марену у Даждьбога. Часто связан образ Интры с змеями. Олицетворяя солнце навьего царства, он тем не менее бился с Волхвом и Перуном за силы света. Также интра олицетворяет доблесть воинов и силу воли к победе. Праздник выпадает на середину зимы. Считается что с того дня морозы понемногу начинают терять свою силу. На праздник просинец вспоминают о огне, подаренном людям погибавшим в темные времена оледенения. Крышень принес людям огонь, позволивший выжить. Кроме огня он подарил людям и волшебный напиток богов — сурью. Издревле морозом считали Велеса, его зимнюю ипостать. По легендам он был женат на дочке Марены и Кощея — снежной царицы. А снегурочка была их дочерью. По своему этот день считался днем условного завершения зимнего периода, когда годовой цикл уже начинал поворачивать в сторону радостной да теплой весны. Февраль Лютень 2 февраля — громница. Именно в этот день возможно услышать раскаты грома и увидеть молнию. Считалось что в этот день Велес «сшибает рог с зимы». Этот день почитался как битва Велеса и Морены. Часто можно наблюдать метели и усиление морозов. Также в Велесов день совершали обряд «изгнания коровьей смерти». День когда лютая зима с весной-красой встречается. После сретения солнце начинает набирать силу, а зима лютует морозами перед тем, как теплу сдастся. В этот день крестьяне начинали готовиться к началу полевых работ, чинили испортившуюся утварь, готовили инвентарь. Отсюда пошла поговорка «готовь сани летом, а телегу зимой». Важно чтобы к наступлению весны все уже было готово к работе. Ведь времени приводить инвентарь по весне не будет. Второе название даты — «стрибожьи внуки». В этот день почитали богов Нави, последние дни холодов перед скорым наступлением весеннего тепла.

Родительская суббота Именно эту традицию пытались воцерковить христиане, когда была установлена Троицкая Родительская Суббота — накануне этого великого праздника. Зимние Святки — история празднования Есть мнение, что само установление празднования Рождества 25 декабря 7 января н. Деревянный щит, украшенный изображением солнечного божества в римском доспехе и военной одежде датируют 256 годом. Найден в 1920-х гг при раскопках римской крепости Дура-Европос современная Салихия. Экспонируется в Национальном музее Дамаска, Художественной галерее Йельского университета и парижском Лувре. Однако, это, конечно, не значит, что христиане переняли языческую традицию — скорее, они ее воцерковили, встроили в уже имевшуюся свою. Ефрем Сирин, свт. Амвросий Медиоланский; а вот цитата из монашеского Устава прп. Саввы Освященного он создан в VI в. Рождественские дни осмысливались как время всеобщей радости, так что и инокам не благословлялись не только посты, но даже — земные поклоны, включая даже традиционно постные для христиан дни, среду и пятницу; кроме того, в Византии VI в. Народные обычаи и традиции на Руси По данным современных этнографов, в древности «святые дни» у славян язычников начинались примерно за неделю до Рождества. По Крещении Руси начало празднования «солнцеворота» стали приурочивать к «Николину дню», 19 декабря , что, конечно, было неприемлемо для Церкви, ведь именно с этого времени пост, наоборот, усиливается ради грядущего Рождения Спасителя. Вероятно, потребовалось не одно десятилетие, прежде, чем новокрещенные бывшие язычники пришли к празднованию Святок начиная с Рождества Христова и сложились благочестивые обычаи. Узнайте также: Рождество Христово — факт или легенда? Короткое, но емкое сообщение о событии вселенского значения Сочельник Сочельник — предпразднество Рождества, 6 января, у русских крестьян было строжайше постным днем: они буквально следовали церковному Уставу, не вкушая пищи и воды «до первой звезды», то есть до наступления темноты. В течение дня тщательно прибирали дом, готовясь к празднику, женщины готовили угощение для будущей праздничной трапезы.

Когда надо колядовать, щедровать и посевать

Колядки — это обрядовые песни, часть так называемого календарного цикла — наиболее древней и устойчивой части русского фольклора. На каждый из праздников русского календаря в народе полагались свои «сезонные» песни, употребление которых ограничивалось небольшим периодом праздника. Все колядки условно можно разделить на «христославные» рождественские и «посевные» языческие. Первые посвящены Рождеству Христа, это те колядки, к которым мы привыкли. Вторые, как правило, более архаичны, связаны с языческим культом плодородия. Их главное содержание — пожелания урожая и благополучия в новом году. Языческие колядки отражали зависимость от природных сил и, по сути, были обращением к ним, богам, отвечающим за урожай, — ведь жизнь средневекового крестьянина напрямую зависела от урожая. Само слово «Коляда» — это имя; так, по мнению многих исследователей, в славянском языческом пантеоне звали одну из богинь плодородия, праздник которой отмечался в день зимнего солнцестояния.

Имя божества, к которому обращались колядующие в разных регионах, могло различаться: Таусень, Авсень, Виноградень. Исходя из традиционных припевов русских колядок, обычно повторяющих одно из этих имен, каждую колядку можно классифицировать по географическому признаку: Коляда — Курская область, Виноградие — Архангельская область и Русский Север, Таусень — Рязань. Исполнять колядки за пределами «новогоднего» обряда запрещалось. Известный нам обычай колядовать на Рождество появился уже после Крещения Руси в ходе переосмысления в контексте христианской культуры языческих обычаев. Судя по музыкальному и гармоническому строю христославных русских колядок, большинство из них украинского происхождения. До сих пор на юге России христианские колядки встречаются чаще, чем языческие, да и сама традиция колядовать на Рождество там лучше сохранилась.

Дети идут цепочкой за ведущим и поют. Пришла коляда накануне Рождества. Мы ходили, мы искали коляду святу. Мы нашли коляду у Николина двора. Николин двор — железный тын, Посреди двора три терема стоят. Во первом терему — красно солнышко, Во втором терему — светел месяц, Во третьем терему — часты звездочки. Красно солнышко — то хозяюшка, Светел месяц — то хозяин тут, Часты звездочки — малы детушки. Колядующие останавливаются у дома Николая и стучат в окно. Колядовщики говорком. Здравствуйте, хозяин с хозяюшкой. С праздником! С Новым годом, со всем родом! Открывайте сундучок — доставайте пятачок! Никто не отвечает. С громким лаем выбегает собака и опять возвращается в избу. Может, крепко спит дядя Николай? Давайте ему еще колядку споем. Овсень, овсень, Ты гулял по всем По заулочкам, по проулочкам. Кому песни поем — тому сбудется, Тому сбудется, не минуется. Выходи, хозяин, выходи, боярин, Принимай гостей со всех волостей! Выходит дядя Николай, зевает и потягивается. Кто тут орет, Спать не дает? Это мы — колядовщики! И охота вам в этакий мороз с теплой печки вставать, петь да колядовать? Уходит в дом. Колядующие хулят говорком. Ну не будет у вас удачи. Одна была корова — и та не здорова, один был петух — и тот хлопотух, одна была кобыла — и та бога забыла. У скупого мужика показывает на дом Николая , Родись рожь хороша — Колосом пуста, Соломой густа. Все идут к другому двору с песней «Овсень, овсень». У Иванова двора останавливаются. У Ивана на дворе да три терема. Сам Иван — господин светлый месяц. Красно солнышко — его Варварушка. Часты звездочки — его детушки. На стук выходят хозяин с хозяйкой. У хозяйки в руках кукла-ребенок в пеленках. Здравствуйте, люди добрые, Вот вам угощение — Сыр да печенье. Пряники, конфетки Кушайте, детки! Колядовщики берут все, укладывают в мешок. Спасибо, хозяин с хозяюшкой, С праздником вас, с рублем и полтинничком. Вам на потешки, нам на орешки. Иван Ивановичу житья сто лет! Его женушке — всегда здравьице! И всем деточкам: Сыновьям, дочерям-барышням! Жить всем вместе лет до двести! Чтоб у вас поле зеленело, И скотина не болела! Ну, хватит, ребятушки. Полный мешок наколядовали! Пойдемте к тете Арине в избу погреться. Дети подходят к дому тетушки Арины. Тетушка Арина, пусти погреться! Милости прошу, люди добрые, проходите! Будем вечер коротать, песни петь да плясать. Все дети, принимающие участие в обрядовом действии, выходят и становятся широким полукругом. Поют о зиме. Хлопья белые летят Холоднее стало, Только, зимушка, ребят Ты не испугала. Ты не испугала. Дети читают стихотворение А. Кто на горке, на горе, На широком на дворе? На горку — ух! Захватывает дух! Девочки собираются в кружок, шепчутся, потом разбегаются и объявляют: «Частушки». Заиграй-ка, балалайка, Балалайка — три струны! Подпевайте, не зевайте, Выходите, плясуны. Эй, топни, нога, Топни, правенькая. Я плясать пойду, Хоть и маленькая! Не хотела я плясать, Стояла и стеснялася, А гармошка заиграла — Я не удержалася! По деревне я шла И Ванюшу видела, Под кустом сидел и плакал — Курица обидела! Я маленькая девочка, Я в школу не хожу, Купите мне сандалики, Я замуж выхожу. Эх, топну ногой Да притопну другой, Устоять не могу, Вот характер какой! Мы всегда везде такие — Утром, вечером и днем, Потому что мы частушки Развеселые поем. Раздайся, народ, Меня пляска берет; Пойду, попляшу, Себя людям покажу. На столе стоит стакан, А в стакане — тесто; До свиданья, папа с мамой, Я уже невеста. У частушки есть начало, У частушки есть конец, Кто частушки наши слушал, Прямо скажем — молодец! Во время частушек мальчики играют на трещотках, ложках, других ударных инструментах, а девочки помахивают платочками. Что с ногами, не пойму! Вправо-влево носятся, Не стоят они на месте, Так в кадриль и просятся! Мальчики приглашают девочек на кадриль, танцуют. Затем выстраиваются шеренгой и идут на зрителей. Всем людям добрым Желаем добра, золота, серебра! Пышных пирогов, Мягоньких блинов! Доброго здоровья! Маслица коровья! Кому песни поем, тому сбудется, Тому сбудется, не минуется. Дети уходят из зала под звучащую в записи русскую народную мелодию. Ход праздника может быть произвольно изменен. В действие могут включаться новые участники, в содержание — знакомые игры, песни, пляски.

Yule, от др. Iul — «колесо». То есть, это праздник коловорота солнцеворота , как и у славян; и праздновался он приблизительно с середины декабря до самого конца месяца современного конечно. Считалось, что в этом периоде содержится весь последующий год, который рождается как раз в это время. То, что Рождество имеет языческие корни, молчаливо признает Блаженный Августин, когда увещевает братьев во Христе праздновать этот день не как язычники, то есть из-за рождения Солнца, а ради того, кто сотворил это солнце. Из всего этого ясно, что церковь приняла решение праздновать день рождения своего основателя 25 декабря для того, чтобы перевести религиозное рвение «язычников» с Солнца на собственного бога. Как отмечали праздник на Руси в языческие времена? Зимние праздники начинались со дня солнцеворота. Самый короткий день в году носил название «карачун». После него начинались обряды, посвященные душам умерших предков: готовились ритуальные блюда для поминовения, в ночь на 25 декабря разводили костры из соломы для того, чтобы души предков «грелись». Даждьбог — податель тепла и света рождается именно в день зимнего солнцестояния.

К примеру, возьмём песни-колядки, которые по традиции исполняются в этот день. В современном мире их считаются сугубо рождественским обычаем. Но ведь даже в самом названии песенок уже прослеживается их тесная связь с Богом Колядой, что свидетельствует об их появлении задолго до христианского Рождества. Путаница может произойти и с датой празднования. Ведь когда поменялся календарь, праздник Рождества сместился на 7 января, но славянское торжество рождения Нового Солнца осталось неизменным и связанным с датой зимнего солнцестояния. По древним славянским мифам, ночь перед Колядой, — одна из наиболее жутких и мистических. Тогда силы Зла из мира Нави мира мёртвых попадают в мир Яви то есть материальный, человеческий мир. В мифологии они всегда стремились помешать родиться Молодому Солнышку. Но Коляда связан также с символической смертью Старого Солнца, которая происходит ночью зимнего солнцестояния. Однако, поутру обновившееся светило снова рождается на Земле. Из-за этого в сценках ряженых часто прослеживаются мотивы смерти и нового рождения. Считается, что бог Коляда открыл людям искусство летоисчисления, подарив им календарь дар Коляды. Грозный старик Карачун В мифах славян Карачун — выступает повелителем темноты, холодов и мрака, царём мира теней. Он всегда находится в окружении диких зверей: медведей, волков и птиц. Изображают Карачуна как старика, имеющего пронзительный, ледяной взгляд, седую длинную бороду и морозящий посох. Славяне верили, что Карачун расхаживает ночами по сёлам, лесам и полям, насылая ужасную стужу. А его главная миссия заключается в том, чтобы завершить старый год. И хотя в славянской мифологии нет праздника Карачуна, но за 3 суток до дня Коляды всегда выполнялись очищающие и освобождающие ритуалы. День Карачуна совпадает с зимним солнцестоянием, тогда на Земле производится огромное количество энергии. Поэтому в это время древними славянами проводились различные магические ритуалы, ведающие занимались духовной практикой.

Святки на Руси: история и традиции, как празднуют

В честь этого праздника весь месяц назван коляденем. Дни во всем подобны дням летнего солнцеворота (1-9 кресеня). Перед воплощением-рождением Коляда проплыл девять созвездий, преодолел девять небесных врат. Сведения о чествовании нашими арийскими предками великого небесного подвижника Коляды известны ещё с тех времён, когда часть русского народа жила на границе с Китаем. Китайские хроники VIII-IV веков до н.э. описывают зимние празднества. По традиции, Святки празднуются в одно время – это период с Сочельника до Богоявления. Поэтому, в 2021 году праздники приходятся на период с 6 января по 19 января (по новому стилю). 7 января – день Солнца – Дажьбога – древнейший славянский праздник, в который величали и поклонялись Светлому Богу Дажьбогу. Сам день назвали Даждьбожьим. Вот и встретили мы Коляду, но ещё долго будем праздновать встречу с Зимним Солнцем. Ведь в январе ждут нас Велесовы Святки, которые непременно следуют после Коляды. Велесичи (Кудесы). Славянский праздник -День угощения домового. В некоторых областях России отмечается именно в этот день.

Коляда у славян — праздник рождения Нового Солнца

Когда начинаются Колядки в году. Какого числа колядуют, щедруют и посевают двенадцать святых дней, установленных православной церковью в память рождения Христа и крещения его в Иордане.
Древний языческий праздник Коляда. История возникновения и смысл Яркие костюмы, песни, звенящие в морозном воздухе — в старину умели отмечать праздники.
Календарь Славянских праздников и Языческих обрядов Колядки начинались с 25 декабря и длились до 6 января на Руси. К празднику готовились заранее. Женщины готовили много вкусной еды и делали дома генеральную уборку.

Святки на Руси: история и традиции, как празднуют

В древние времена Вышний Бог Коляда даровал многим Родам, переселившимся в западные земли, систему исчисления сезонного времени для ведения полевых работ - Календарь Коляды дар , а также свои Мудрые Веды, заповеди и наставления. Коляда является Богом-Покровителем ратных людей и Жрецов. Коляду часто изображали с мечом в руке, причем клинок меча был обращен острием вниз. Меч, обращенный острием вниз, в древние времена означал сохранение Мудрости Богов и Предков, а также незыблемое следование Небесным Законам, как это установлено Богом Сварогом для всех Чертогов Сварожьего Круга. Праздник в честь Бога Коляды приходится на день зимнего Солнцестояния, этот праздник также называют Менари, то есть День Перемен. В праздник, ходили по дворам группы мужчин, облаченных в щкуры различных зверей ряженые , которых называли дружины Коляды. Они пели гимны, прославляющие Коляду, и устраивали особые хороводы вокруг больных людей, чтобы исцелить их. Каледа, Колодий серб. От колo-круга произошли и такие слова как колесо, колач, колобок.

Коляда- древнейший бог Ас, который олицетворяет собой возрождение зимнего солнца и природы , в Персии Перуна сияние его почитали под именем Митра Мини —минимальное , т- то , Ра — сияние. А так как по некоторым источникам считалось что Коляда сын Даждьбога то иначе праздник Коляды ещё назывался Даждьбожий день в это время также была и самая длинная ночь поэтому она называлась ночью Карачуна то есть укороченой. Это был день пиршеств, еды, веселья, жертвоприношений : «Уродился Коляда Накануне Рождества. И как-то принято считать, что колядки связаны с Новым годом. Однако обычай этот куда более древний, чем кажется. Еще в ту пору, когда Новый год славяне отмечали в сентябре, они в декабре праздновали Рождество Коляды - рождение юного бога света и тепла. Происходило это на нынешний день солнцеворота 21-25 декабря , когда начинает, пусть на воробьиный скок, удлиняться день. В это же время чествовали щедрую богиню Ладу; не отсюда ли другое название колядок - «щедровки»?

Знаком Коляды было колесо с восьмью раскрашенными в яркие цвета спицами - знак солнца, а в центре колеса должен был гореть огонь - пук соломы, свеча или факел. Призывая Коляду как можно скорее прислать на землю тепло, снег посыпали цветными лоскутьями, втыкали в сугробы сухие цветы, заботливо сберегаемые с лета. В печах в этот день гасили на некоторое время все очаги и разводили в них новый огонь, называвшийся Колядин огонь. Поскольку Коляда был богом Асом из рода бога Сварога, обычным воплощением которого в домах считался большой сноп, то и Коляду изображал снопик или соломенная кукла. Коляду почитали также как бога который подарил людям новый кален- дарь Коляды дар, а до этого пользовались круголетом Числобога. Славянское Лето делилось на три времени года: Оусень, Зима, Весна. В каждом времени года было по три месяца. Сейчас в григорианском календаре 12 месяцев.

У древних славян было 9 месяцев высшее простое число. До падения на землю луны Фаты все месяцы имели продолжительность в 40 дней, а год составлял 360 дней. Эти события нашли отражение в легендах древнего Египта, куда после катастрофы переселились с погибшей антлантиды рода антов современные украинцы : «Рхея египетская Богиня земли была женой Гелиоса солнца. В неё был влюблён Бог Хронос, на чувства которого она ответила взаимностью. Когда Гелиос обнаружил неверность своей жены, он разгневался и наложил на неё проклятье, говоря, что она не сможет родить ребёнка ни в каком из дней существующего года. В расстроенных чувствах Рхея обратилась за помощью к Богу Тоту, который тоже любил её и он придумал хитрость, с помощью которой это проклятье можно было обойти. Тот отправился к Селене, Богине Луны и предложил ей сыграть с ним в игру, ставкой в которой со стороны Селены был её свет. Селена поставила на кон семидесятую часть своего света от каждого своего появления в то время Фаты и Месяца и… проиграла.

Это привело к тому, что сила её света уменьшилась луна Фата была разрушена. Из света, выигранного у Богини Луны, Тот создал пять дней, которые он добавил к существующему году год тогда состоял как мы видели из трёхсот шестидесяти дней. И в эти пять дней Рхея родила пять детей. Озирис родился в первый день, Хорис — во второй, Сет — на третий день, Изида родилась на четвёртый день и Немфис — на пятый» смысловой перевод. Мы также знаем что по преданиям древний Египет создали девять Белых Богов так чернокожее население относилось к нашим предкам , четверо из них пришли с севера, а пятеро с запада из земли, которая погрузилась во глубину Великих Вод земля родила после катастрофы пять детей. Так же из приведённой легенды следует, что до описываемых событий в земном году было триста шестьдесят дней то есть девять славянских месяцев по 40 дней. В результате планетарной катастрофы, которая случилась 13 016 лет назад, была уничтожена Луна Фата и её осколки упали на Мидгард-Землю, и вызвали изменение наклона оси планеты. Это хорошо известный факт.

Но упавшие осколки Луны Фаты не только изменили ось наклона, но изменили и скорость вращения самой Мидгард-Земли. Луна Фата в то врем была ближайшей к Мидгард-Земле луной, с периодом обращения в 13 дней. Поэтому она, в силу своей близости, довольно сильно влияла своим притяжением на Мидгард-Землю. После уничтожения Луны Фаты, её притяжение перестало влиять на Мидгард-Землю. В результате этого Мидгард-Земля стала обращаться вокруг своей оси несколько быстрее и поэтому число дней в году стало триста шестьдесят пять, и в древнеславянский календарь пришлось внести изменения пять месяцев из 9 стали по 41 дню. Четные месяцы были продолжительностью 40 дней, нечетные — 41. Каждое 16 лето объявлялось Священным и все его месяцы были продолжительностью 41 день. Таким образом продолжительность лета была 365,25 суток реальная продолжительность 365,2422.

Коляда кроме того что дал людям календарь считался и богом который несет мир, он содействует жизни между народами в полном согласии. Потому чествовали Коляду не только в привычный ему день 21-25 декабря, но и всякий раз, когда устанавливался мир после войн с враждебными племенами. Имя Коляды и по сей день постоянно звучит в колядках, которые содержат старинные магические заклятья: пожелания благополучия дома и семье, требование подарков от хозяев - иначе скупым предрекалось разорение. Иногда сами подарки: печенье, каравай - назывались Колядой. Сопровождалось все это ряженьем в коня, козу, корову, медведя и других животных, воплощавших плодородие. Бог Коляда также является родоначальником многих славянских родов. Казаки например, считают его своим батькой. В сказе опубликованном Ю.

Миролюбовым списанным как и «Велесова Книга» с буковых дощечек прямо указывается на божественную родословную казаков: «Когда то, в седую старину породил небесный батька Коляда сын Тарха-Даждьбога и Златогорки, внук бога Перуна с матерью Даж-землею в час ночной грозы люд казачий, та и дал им землю от севера до юга, от моря до моря, от восхода до захода от Дуная до Дона. А чтобы справны были да сгуртованы, то докинув всем умений и мастерства своих казацких с неба, чтоб через казачий круг благословение его получали и знали бы, в чем сила их казацкая. И были бы от Батьки своего сторожами света, а увидев черную ненависть безграничную и неправду то не допускали бы её разумом меж товарищей своих, да до ворога лютые были бы. А от матери земли грозовой любовь безудержную к людям земли своей имели бы, — такую червонную, аж багряную, як сполох небесный». А вот что написано о Коляде М. Забылиным в 1880 году в книге «Русский народ. Его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия». У Чехов, Болгар и Сербов Kol;da, а также wanoenj pиsnиeky значит — святочная песнь, chodиtи po Kol;de, ходить по коледу значит поздравлять с новым годом и за это получать подарки, от каждого, кто что может дать.

Коледа у Словаков означает Благословение домов, какое у них бывает около праздника трех царей, a koledowat - благословлять дома….. Босняки, Кроаты и другие славянские народы под Коледою разумеют подарок на Новый год.... Наконец от слова колядование произошло слово "колдование". Коляда не упоминается у Нестора, как божество в числе богов Владимировых; но Св. Димитрий Туптала митр. Коляда, в южной и западной Руси, собственно кануне праздника Рождества Христова, который известен на северо-востоке Poccии под именем Авсеня или Таусеня, а у Литовцев известна под именем вечера колодок, или Блоккова, в котором почти везде в славянском мире и в русском готовится из зернового хлеба — каша и из пшена и плодов кутья, напоминающая индейский Перун-Цонгол и Угады, во время которых по варению пшена угадывали жребий в наступающем году…. Профессор Снегирев говорит См. Прост, празд.

Въ Великороссии святки, кроме славления по домам, сопровождаются наряжанием в маски и костюмы с целью не быть узнаваемыми, а также загадываниями. Как гадания, так равно и наряжания в разные костюмы производятся вечером, а гадают часто по ночам. Маски известны от глубокой древности, еще в оргиях Бахусовыхъ надевали личины, чтобы избавить себя от чарования. Между греками и латинами в средние века было мнение, будто, в продолжении 8 дней после Рождества Христова, дьяволы скитаются по земле и по наступлении разрушения их царства, изгоняемые в тревоге и тоске рыскают по улицам в мрачном и огнезрачном виде, терзая, муча и увлекая встречных и поперечных. Переряженные или святочники, умышленно представляют воплощенных дьяволов и история Тюрпеня называет их личинами брадатыми, рогастыми и похожими на демонов. Один древний писатель объясняет силу отвораживания масок тем, что oнe своим стройным и нелепым видом удаляют очарование от самых лиц, которыя их носят. Но так, как маски по объяснению Нантскаго собора — личины демонов и оскверняют людей, посему те, кто рядился на святках, имели обыкновение очищаться купаньем в реках в день Крещения Господня вообще то на праздник Коляды накладывается и более древний праздник, это когда через врата междумирья Бог Перун проник в Пекло и освободил из плена нищих пращуров, а с ними на землю попали и жители Пекла. Они некоторое время бродили по земле и выпрашивали себе у людей пропитание, пока Перун не отправил их обратно.

Обычай наряжаться в личины, это как раз проигрывание той ситуации. В Новгороде Святки известны под именем Окрутников, которые со второго дня праздника Рождества Христова до Богоявления ходили ряженными по городу в те дома, где выставляемы были зажженныя свечи на окнах и тешили хозяев шутками, карикатурными представлениями, песнями и плясками. В Тихвине о святках снаряжалась большая лодка, которая ставится на несколько саней и возится несколькими лошадьми по городу. Верхом на лошадях, везущих лодку сидели окрутники. Те же окрутннки и святочники сидели в лодке, украшенной разноцветными флагами. Все эти поезжане бывали в костюмах и масках. В Тихвине ряженные назывались то окрутниками, то кудесниками, то куликами, то щеголями.

Одним из символов празднования наступления весны считается яйцо как символ таинства зарождения новой жизни.

При этом не стоит забывать о дне поминовения, который называется Родоница от имени верховного славянского бога Рода. Последователями христианской религии на сороковой день после Пасхи отмечается Вознесение, а в славянском календаре это время является завершением полевых работ, переход от весенней поры к летней. В это время одним из самых почитаемых славянских праздников это Ярилин день, в который совершались торжественные проводы Ярилы — бога весеннего солнца. Лето и осень —благодатное время для славянских праздников Летние славянские праздники тоже не остались без внимания христианства. Все прекрасно знают день Ивана Купало, который в славянском календаре всегда считался самым главным летним праздником. Во время его празднования наши предки прыгали через костры, водили хороводы, устраивали пышные застолья. Как ни старались христианские идеологи, но они не смогли изменить это праздник славян, его просто немного адаптировали под библейские сказания и легенды — в христианстве этот праздник считается рождеством Иоанна Крестителя. Во второй половине лета одним из почитаемых славянских праздников является Перунов день, который в христианстве стал днем Ильи-Пророка.

Как ни старались бы идеологи православия, нельзя искоренить из душ потомков славян память о самых великих праздниках.

Согласно этнолингвистическому словарю славянские древности , слово имеет языческие корни. А Страхов утверждает, что в Коляде вообще нет ничего праславянского и языческого, а термин этот был перенят как выражение священнослужителей дословно: «подарки или приношения, которые собирались духовенством» или «содержание к Новому году». Как готовились к празднику Коляды? Коляда — праздник, который был самым большим и главным для народа.

Исходя из этого, можно утверждать, что готовились к нему заранее и тщательно. Простые люди даже из самых бедных семей : готовили большое количество блюд, в частности с мясом, а для этого кололи свинью; убирали тщательно во всем доме; хорошо отпаривались в бане; готовили новые наряды, в частности для колядования. Одно осталось неизменным: как издавна, так и сейчас мы стремимся встретить новогодние праздники очищенными и физически, и духовно. Как издавна праздновали Коляду? Большинство этнографов сходятся во мнении, что еще в дохристианские времена был такой обычай, как Коляда.

История праздника интересна и увлекательна, многие традиции и обряды сохранились до нашего времени, но некоторые утратили силу и были изменены. Празднования и обряды Коляды проводились в следующем порядке: 1. Первая часть торжества заключалась в том, что большое количество людей приходило к языческим храмам капищам , чтобы произвести обряд жертвоприношения и пообщаться с богами, стать ближе к ним. Как гласят сказания, народ собирался возле рек, в лесах, возле огня и благодарил и восхвалял своих богов, просил о покаянии и о будущих благах. Были их лица при этом разукрашены, в масках, одеты на них шкуры и прочие наряды, держали в руках копья, щиты и рога животных, совершали жертвоприношения и гадали.

Для ритуала жертвоприношения и гадания нужен был колдун — человек, который обеспечивал связь с богами. В семье эту роль выполнял старший мужчина. Перед гаданиями обычно выполняли жертвоприношение птицами или животными. В таком случае кровь разливали и разбрызгивали кругом, чтобы отогнать злых духов. Части животного, не предназначенные для еды, зарывали в землю, сжигали в огне или топили в реке.

Старцы убивали домашнее животное, обращаясь с просьбами к богам. В это время молодые девушки и парни и гадали, и исполняли колядки, которые восхваляли Коляду — бога молодого Солнца. Вторая часть Коляды посвящалась всеобщей трапезе. Люди ели пищу, которая была принесена в жертву, пили по очереди из чаши, которую передавали по кругу. При этом исполнялись колядки, восхваляли богов Нави и Прави и просили о помощи для добрых людей.

В третьей части празднования были так называемые «игрища»: люди исполняли разнообразные песни, танцевали под славянские народные инструменты. Праздник Коляды Солнцеворота имел свои обычаи и особенности и на следующий день: Сначала колядовать ходили дети по несколько человек. Они с собой брали 2 пирога, которые делили на всех поровну и съедали после исполнения колядок. После шли молодые девицы будущие невесты и пели обрядовые песни. Давали им на всех несколько калачей и пряников.

В конце идут колядовать все женщины и мужики, им также давали и калачи, и пряники. Сценарий праздника Коляды А сегодня как отмечают праздник? Коляда проходит в вихре обрядовых гуляний. Сценарий был и остается следующим, несмотря на дополнения и изменения, которые вносятся разными народами: 1. В канун Рождества 6 января люди ничего не ели до самого вечера.

Но как только на небе появлялась первая звезда, они садились всей семьей ужинать. На столе в этот вечер должно быть 12 блюд, из них обязательны кутья и узвар из сухофруктов яблок и груш , а также мясные сытные яства блины, голубцы, вареники, домашняя колбаса. Издавна у наших предков был обычай класть сено под скатерть, которое должно было лежать там до 14 января — Щедреца. На следующий утро — 7 января — наступает самый большой зимний праздник Рождества Христова. В этот особенный день принято ходить к крестникам и дарить им подарочки.

Читайте также: Полная молитва Оптинских старцев на каждый день, которая реально помогает После обеда молодые девушки и парни наряжаются в разных зверей и цыган и группами по 10-15 человек ходят с колядками. Один из компании колядовщиков должен нарядиться козой. В некоторых регионах в частности, на Западной Украине принято ходить с большой самодельной звездой. Колядующие поют песни, прославляющие землю, с просьбами о добром будущем, танцуют и веселятся. За это хозяева щедро благодарят их и дают разные вкусности и деньги.

Считалось, что если хозяева не отпирали дверь колядующим, то это могло накликать беду на семью и бедность. Следующим после Рождества Христова был день святого Степана. Именно в этот день хозяин должен был полностью рассчитаться со своими рабочими, а они, в свою очередь, могли высказать все, что накопилось за прошедший год. Потом решали, заключать ли новый договор для продолжения сотрудничества либо расходиться. Немного иначе праздновали городские жители этот славянский праздник Коляда.

Сценарий его заключался в следующем: проведение праздничной программы и гуляний в парке и в центре города; организация ярмарки; бал и танцы устраивались для богатых горожан. Дети, как и сегодня, могли радоваться елке, подаркам, ходить на спектакли и танцевальные программы. Весело праздновали и Щедрец 14 января.

Будем ему рады! Еще праздник славянского календаря. Но мешают все эти суетные подготовки к 1 января, завершение официального года, последние попытки подстроиться под оживление новогоднего спроса. Да и против государственных выходных кто ж спорить будет! И теряется славянский праздник, смазываются веселые колядки в конце декабря, и умело переносятся на начало января, и забывается смысл, связь и истинное значение. И вот 20 марта, что неизменно приходит к нам в мерном ритме, заданным самой Природой. Весеннее Равноденствие, как важно надувая щеки, говорят ученые мужи.

День славянского календаря, призывающий долгожданную Весну. Появление Даждьбога, Бога Весеннего Солнца. Открытие Сварги. Праздник Новолетия, как его праздновали до шестнадцатого века, говорят другие. Вот оно, коло года 2024, календарь славянских праздников, созданный самой природой! Погрузившись в этнографические записи, обнаружили мы еще 4 даты, что зовутся Стречами, и обнаружили Покровительство великих Богов за ними. И еще — нашли 16 праздников Малых Богов, что живут здесь, вместе с нами, в Яви. Некоторые славянские праздники Малых Богов нашлись очень легко. Например, 28 января повсеместно ставят угощение своему домашнему Духу — Домовому.

Традиции празднования Коляды

Коляда — славянский праздник, который сегодня начинается с Рождества и продолжается до Крещения, то есть проходит c 7 до 19 января. В эти дни проводятся обряды, которые посвящены Рождеству. Туциндан. В переводе на русский название звучит как «Тучин день» или «Тучный день». Праздник считается православным, но в обрядности праздника чт.-6 января Турицы. Путаница может произойти и с датой празднования. Ведь когда поменялся календарь, праздник Рождества сместился на 7 января, но славянское торжество рождения Нового Солнца осталось неизменным и связанным с датой зимнего солнцестояния. 7 января. Поминовение Предков. Один из вечеров Велесовых Святок, когда устраивают семейный ужин. 8 января. Бабьи Каши. День почитания матерей, повитух, младенцев, родившихся в течение года. Коляда – один из четырех главных праздников славян, олицетворение солнца-младенца. Сейчас день Коляды передвинут и празднуется в Рождественский сочельник, 6 января. Праздник Коляда в стародавние времена начинали отмечать 21 декабря (1 коляденя по славянскому календарю). Это – начало зимнего солнцестояния, «остановка» смещения Земной оси относительно Солнца, кратковременный отдых нашей планеты, за которым сразу следует.

"Коляда пришел!" - встречаем славянский Новый год вместе с природой

Время между Новым годом и Крещением называлось страшными вечерами — считалось, что в этот период черти свободно гуляют по земле. Как живое олицетворение нечистой силы, молодые люди в это время ходили ряжеными по улицам и домам. Если взглянуть на сохранившиеся святочные маски или старые фотографии, видно, что многие ряженые действительно были очень страшными. Например, часто рядились покойником — во всем белом, с лицом, обсыпанном мукой, и длинными «зубами» из репы. Ряженые специально пугали прохожих и людей в домах — особенно доставалось девушкам — но одновременно и смешили. В страшные вечера парни устраивали бесчинства — например, обливали чью-нибудь входную дверь водой, чтобы она примерзла и не открывалась, или закрывали печную трубу, чтобы дым шел в дом — и им это прощалось. Константин Маковский «Святочные гадания», 1905. Было много других вариантов гаданий, включая довольно страшные — например, пойти со свечой и двумя зеркалами в темную баню и позвать суженого-ряженого ужинать.

С Крещением эти забавы заканчивались, и всем, кто в них участвовал, полагалось очиститься от грехов путем купания в проруби — православная церковь считала веселые и жутковатые старинные обычаи «бесовскими». Масленица Следующим большим праздником была Масленица, которую праздновали в феврале-марте, за семь недель до Пасхи. Однако промежуток между ней и святками люди тоже проводили неплохо — это время называлось мясоедом, и на него приходилось много свадеб. Каждый из семи дней масленой сырной недели носил особое название: понедельник — встреча; вторник — заигрыш; среда — лакомка, разгул, перелом; четверг — разгуляй-четверток, широкий; пятница — тещины вечёрки; субботу — золовкины посиделки, проводы; воскресенье — прощеный день. Основным содержанием Масленицы было, конечно же, изготовление и совместное поедание большого количества блинов — это принято было делать в течение всей масляной недели. Самый первый блин шел за упокой: его клали на слуховое окно на чердаке или отдавали нищим — считалось, что таким образом он попадает к умершим предкам. Почитание покойников было так же характерно для Масленицы, как и для других зимне-весенних праздников.

Борис Кустодиев «Масленица», 1920. Последнее делали люди всех возрастов — на санках, корытах, шкурах, обледенелых рогожах. Девушки скатывались с гор на своих донцах прялках — чтобы лен рос длинным и чтобы побольше напрясть. Особое внимание на Масленицу уделяли молодоженам — они обязательно должны были скатиться с горы вдвоем и съездить в гости ко всем, кто побывал у них на свадьбе. Существовал обычай столбы — «выставка» молодоженов, когда они в своих свадебных нарядах стояли вдоль улицы и по требованию зрителей должны были целоваться. В среду или пятницу на масляной неделе зятьям полагалось навещать своих тёщ с подарками, а тем — угощать их. Народ сложил немало юмористических песен об этих визитах.

А тем парням, кто в течение года так и не женился, женщины привязывали на ногу колодку — чтобы ее снять, приходилось «откупаться» сладостями и водкой. Заканчивалась масляная неделя «проводами» Масленицы — куклы, которую одевали как девушку и давали ей в руки блин и помазок. Масленицу с песнями вывозили на санках за околицу селения в заснеженные поля, после чего разрывали ее на части и разбрасывали по округе или сжигали — предполагалось, что это хорошо повлияет на будущий урожай. Весенние праздники С Масленицы до Пасхи больших праздников не было - семь недель шел пост. Но были весенние дни, с которыми связаны интересные языческие обычаи. Первый день весны по старому стилю приходился на Евдокию сейчас это 14 марта. С Евдокии дети начинали «кликать весну», для этого они залезали как можно выше - на крыши домов, на деревья и пели песенки-веснянки.

Весну вызывали издалека, как если бы она была перелётной птицей — славяне ассоциировали приход весны с возвращением птиц. Похожее происходило на Сороки День памяти 40 мучеников, 22 марта. Об этом дне говорили: 40 морозов и 40 птиц прилетает. Чтобы птицы возвращались побыстрее, люди пекли печенье-жаворонки и давали их детям, чтобы те ели их и бегали с ними закликать весну и птиц. Жаворонков из теста вешали на палки, на ограды, оставляли на деревьях и крышах. С той же целью на Сороки выпускали из клеток предварительно пойманных живых птиц. Пасха Пасха по старому стилю проходила в промежутке между 22 марта и 25 апреля.

Сама по себе Пасха — не славянский праздник, она пришла к нам с христианством, а первоначально восходит к еврейским традициям. Но, будучи привнесенной на нашу культурную почву, она вобрала в себя славянские обычаи празднования весеннего равноденствия 19—20 марта и пробуждения природы. Как и все важные праздники народного календаря, она представляла собой цикл, который начинался со страстной недели, а затем переходил в Пасху, Радуницу, Красную горку и Вознесение. По народным представлениям, утром на Пасху солнце «играет» — двигается вверх-вниз возле горизонта и переливается разными цветами. Множество обычаев и примет было связано с пасхальной службой в церкви — когда в первый раз запоют «Христос воскресе», загадывали желание. Обычай красить яйца на Пасху по своему происхождению дохристианский. Яйца считались священными потому, что это аналог зерна в животном мире — зерно завораживало наших предков своей способностью давать жизнь и приносить плод.

Яйца очень часто использовались в ритуалах, связанных с земледелием — не только на Пасху, но и в троицкую неделю. Яйцами обменивались, приносили на могилы и на поля, играли с ними: чокались — стукались, чтобы расколоть одним яйцом другое, и катали их по специальным желобкам, чтобы сбить одним другое. Игры с пасхальными яйцами было развлечением для всей деревни. Фото с сайта nazaccent. Также было принято обходить дома с поздравлениями и волочебными песнями, собирая от хозяев яйца, куличи и другую еду. Радуница Для пасхального цикла как праздника «пробуждения природы» большое значение имели взаимоотношения с покойниками. Главным днем общения с предками была Радуница — суббота на пасхальной неделе, которую называли родительской.

И хотя 21 числа прощаемся с очередным солнечным годом, но энергия Молодого Солнца начнёт появляться лишь на 3 сутки — то есть 25 декабря. Что значит праздник Коляда? Некоторые люди думают, что между Колядой и Рождеством Христовым существует очень тесная связь. В действительности подобное утверждение не совсем соответствует реальному положению вещей. На самом деле праздник Коляды возникает гораздо раньше — во времена языческой веры на Руси, задолго до того, как князь Владимир утвердил здесь христианство.

И символизм торжества у славян заключался в славлении одноимённого Бога Солнца, который начинал новый астрономический год на Земле. По-другому Коляду ещё называют Божичем, он олицетворяет собой силу рождения и прорастания, присутствующую во всём. Верующие славяне использовали эту силу для изменения своей жизни в лучшую сторону. Интересный момент. Славя молодого Божича Коляду, славяне утверждают победу Света над Тьмой и вечное верховенство Прави божественного мира.

Впоследствии христианская церковь видоизменила праздник Коляды, адаптировав его под свои религиозные традиции и приурочив к появлению на свет Спасителя — Иисуса Христа. И сейчас мы можем наблюдать удивительное переплетение двух течений. К примеру, возьмём песни-колядки, которые по традиции исполняются в этот день. В современном мире их считаются сугубо рождественским обычаем. Но ведь даже в самом названии песенок уже прослеживается их тесная связь с Богом Колядой, что свидетельствует об их появлении задолго до христианского Рождества.

Путаница может произойти и с датой празднования. Ведь когда поменялся календарь, праздник Рождества сместился на 7 января, но славянское торжество рождения Нового Солнца осталось неизменным и связанным с датой зимнего солнцестояния. По древним славянским мифам, ночь перед Колядой, — одна из наиболее жутких и мистических. Тогда силы Зла из мира Нави мира мёртвых попадают в мир Яви то есть материальный, человеческий мир. В мифологии они всегда стремились помешать родиться Молодому Солнышку.

Издревле наши предки говорили, что Карна была богиней погребальных обрядов, она была первой, кто стала оплакивать погибших воинов. Древние предки говорили, что богиня была дочерью Мары и сестрой Жели, которые дополняли друг друга. Если Карна — это богиня Плакальщица, которая является символом безграничной печали, то Желя — была символом безграничного сострадания людям. Несмотря на то что Карну считали женщиной, которая олицетворяла печаль, ее считали и покровительницей всех новорожденных, богиней рождения и перерождения всей Вселенной. Существует версия о том, что именно Богиня Карна ввела такие понятия, как «карма» и «реинкарнация», но это лишь теория и никто не знает как было на самом деле. Славяне говорили, что любой поступок или даже дурные помыслы могут повлиять на жизнь человека и на его судьбу, изменить ее в не в лучшую сторону. Любые поступки человека также откладывают отпечаток на весь род. Если же человек совершил какое-либо преступление, то весь род ожидала расплата.

Это могло отразиться и на здоровье, благосостоянии и даже на семейных отношениях будущих поколений. Человеку предоставили безграничную власть над судьбою своей — ему дали право выбора, и от этого выбора иногда зависит не только собственная благополучная долгая жизнь, но и существование всего рода.

Как гадания, так равно и наряжания в разные костюмы производятся вечером, а гадают часто по ночам. Маски известны от глубокой древности, еще в оргиях Бахусовыхъ надевали личины, чтобы избавить себя от чарования. Между греками и латинами в средние века было мнение, будто, в продолжении 8 дней после Рождества Христова, дьяволы скитаются по земле и по наступлении разрушения их царства, изгоняемые в тревоге и тоске рыскают по улицам в мрачном и огнезрачном виде, терзая, муча и увлекая встречных и поперечных. Переряженные или святочники, умышленно представляют воплощенных дьяволов и история Тюрпеня называет их личинами брадатыми, рогастыми и похожими на демонов. Один древний писатель объясняет силу отвораживания масок тем, что oнe своим стройным и нелепым видом удаляют очарование от самых лиц, которыя их носят. Но так, как маски по объяснению Нантскаго собора — личины демонов и оскверняют людей, посему те, кто рядился на святках, имели обыкновение очищаться купаньем в реках в день Крещения Господня вообще то на праздник Коляды накладывается и более древний праздник, это когда через врата междумирья Бог Перун проник в Пекло и освободил из плена нищих пращуров, а с ними на землю попали и жители Пекла.

Они некоторое время бродили по земле и выпрашивали себе у людей пропитание, пока Перун не отправил их обратно. Обычай наряжаться в личины, это как раз проигрывание той ситуации. В Новгороде Святки известны под именем Окрутников, которые со второго дня праздника Рождества Христова до Богоявления ходили ряженными по городу в те дома, где выставляемы были зажженныя свечи на окнах и тешили хозяев шутками, карикатурными представлениями, песнями и плясками. В Тихвине о святках снаряжалась большая лодка, которая ставится на несколько саней и возится несколькими лошадьми по городу. Верхом на лошадях, везущих лодку сидели окрутники. Те же окрутннки и святочники сидели в лодке, украшенной разноцветными флагами. Все эти поезжане бывали в костюмах и масках. В Тихвине ряженные назывались то окрутниками, то кудесниками, то куликами, то щеголями.

Во время поезда они пели, играли на разных инструментах, и выкидывали разные штуки. Разумеется, ряженых сопровождали толпы народа, а зажиточные граждане подчивали этих ряженых вином и кушаньем. В Новгородской и Вологодской губерниях святки до сих пор называются Кудесами, так как в летописях чародеи, колдуны, арби, кудесниками и кобниками, которые гадали и вероятно кудесили, как колдуны, кобенились, как шаманы. В Торопце Псковской губернии святки слывут "Субботками". Тогда незамужние дочери обывателей этого городка собираются у бедныхъ вдов, которыя делают к тому нужныя приготовления: для посетительниц делают скамьи уступами от полу до потолка в виде амфитеатра, потом среди комнаты к потолку подвешивается большой фонарь из цветной бумаги, украшенный лентами и множеством свеч. По сторонам этой же горницы ставятся скамейки для мужчин. Девушки как богатые, так и бедные непременно считают долгом быть на этих вечеринках или субботках и для сего одеваются как можно чисто, сообразно своему состоянию. Когда девушки собрались все до одной из числа приглашённых, тогда ворота до сих пор запертые, отворяются и начинается прибытие холостых молодых людей.

Прибытие каждого молодого гостя девушки величают песнями, которые изстари поются на субботках. За эту честь каждый гость должен платить деньгами, которыя потом отдаются в пользу хозяйки дома, небогатой вдовы. Сюда женатые и замужние не допускаются. Русская история указывает, что и царь Иван Васильевич Грозный с своими опричниками маскировался подобно скоморохам и даже казнил К. Репнина за то, что тот не надел личины Карамз, И. В его время святочный игры бывали не только в городах и в сельских приютах, но и в царских теремах, где Царевны святочничали с верховыми сенными девушками и боярынями. В состав святочных обрядов входить гадание, где по каким либо особенным знакам искусственным или естественным стараются пред узнать человеческий жребий, свое будущее. В язычестве гадание составляло одно из главных обрядов богослужения: но когда язычники стали переходить в христианство то гадание стало преследоваться под видом ворожбы и если гадание и осталось в народе, как сила привычки по праву давности, то как народная забава …..

Святочными гаданиями вообще занимаются вечером, или ночью. Они изображают деревенскую улицу. Дети входят вслед за ведущей под мелодию русской плясовой песни. Ведущая и дети одеты в русские народные костюмы. Они останавливаются возле домов, приплясывают. Часть детей — хозяева, хозяйки, кошка, собака — уходят в свои «избы». Колядующие с ведущей становятся полукругом возле домов. У колядующих в руках — солнечный диск из картона, прикрепленный к палке и украшенный лентами и бумажными цветами — символ коляды.

Вот и матушка-зима пришла. Растворяй-ка ворота! Пришла и коляда, да из Новгорода. Дети идут, взявшись за руки, змейкой по залу и поют. Приходила коляда Накануне Рождества. Кто даст пирога, Тому полон хлев скота, Овин с овсом, Жеребца с хвостом. Пойдем к дядьке Мирону колядовать. Дети подходят к дому Мирона, поют колядку.

Прикатила молода! Мы нашли коляду Во Мироновом двору. Эй, дядька Мирон, Выноси добро во двор. Как на улице мороз Подмораживает нос, Не велит долго стоять, Велит скоро подавать. Выходила свет Сергевна, Собирала жемчуг себе на серьги, Коляда, коляда, подай пирога! Не подашь пирога — возьмем корову за рога! Подашь пирога — будет рожь густа, Будет рожь чиста, обмолотиста, Будет с колоса по хлебу, С зерна по пирогу. Выходят хозяин, хозяйка и кошка, которая намывает гостей.

Пожалуйте, гости, я вас дожидался, дом мой просторный, щи мои жирны. Сдобные лепешки не лезут в окошко. Хозяин и хозяйка угощают гостей. Мехоноша — девочка с большой кошелкой в руках — принимает дары. Колядующие славят хозяев. Дай Бог тому, Кто в этом дому! Вам и плюшек с творогом. И детишек полный дом.

Хозяева уходят в дом, а колядующие отправляются дальше. Пойдем колядовать к дяде Николаю. Дети идут цепочкой за ведущим и поют. Пришла коляда накануне Рождества. Мы ходили, мы искали коляду святу. Мы нашли коляду у Николина двора. Николин двор — железный тын, Посреди двора три терема стоят. Во первом терему — красно солнышко, Во втором терему — светел месяц, Во третьем терему — часты звездочки.

Красно солнышко — то хозяюшка, Светел месяц — то хозяин тут, Часты звездочки — малы детушки. Колядующие останавливаются у дома Николая и стучат в окно. Колядовщики говорком. Здравствуйте, хозяин с хозяюшкой. С праздником! С Новым годом, со всем родом! Открывайте сундучок — доставайте пятачок! Никто не отвечает.

С громким лаем выбегает собака и опять возвращается в избу. Может, крепко спит дядя Николай? Давайте ему еще колядку споем. Овсень, овсень, Ты гулял по всем По заулочкам, по проулочкам. Кому песни поем — тому сбудется, Тому сбудется, не минуется. Выходи, хозяин, выходи, боярин, Принимай гостей со всех волостей! Выходит дядя Николай, зевает и потягивается. Кто тут орет, Спать не дает?

Это мы — колядовщики! И охота вам в этакий мороз с теплой печки вставать, петь да колядовать?

Славянское Рождество

Само слово «колядки» отсылает к празднику Коляда. Считается, что название происходит от латинского слова «календы» — в Древнем Риме так назывались первые дни любого месяца. Январские календы завершали цикл праздников в честь римских богов. почти совпадает с современным крещением с 18 на 19 января, но правильней его отмечать именно 19 января. Коляда — славянский праздник, который сегодня начинается с Рождества и продолжается до Крещения, то есть проходит c 7 до 19 января. В эти дни проводятся обряды, которые посвящены Рождеству. буквально означает Оживление Воды. День, когда освящаются священным огнем новорожденного Солнца все Воды Матушки-Земли. В старину этот праздник начинался 21 или 22 декабря, но чаще 25 декабря и продолжался до 6 января. Сейчас, в 2024 году, праздник Коляды в основном отмечают с 7 января (Рождества Христова) по 19 января (Крещение Господне) – во время Святок. Бог Коляда.

Колядки от язычников

  • Славянское Рождество
  • Как встречали Рождество на Руси
  • Славянские праздники в январе 2024 года
  • Какой славянский праздник отмечается 7 января?

Коляда. От Язычества до Христианства

С 25 декабря по 6 января на Руси народ отмечает Большие Велесовы Святки — двенадцать святодней, символизирующие собой двенадцать месяцев в году (шесть светлых — светлое полуколо года, и другие шесть тёмных — тёмное полуколо), на. Издавна у наших предков был обычай класть сено под скатерть, которое должно было лежать там до 14 января – Щедреца. На следующие утро (7 января) наступает самый большой зимний праздник Рождества Христова. Праздник, в честь Бога Коляды, приходится на день зимнего Солнцестояния, этот праздник также называют Менари, т.е. День Перемен. В праздник ходили по дворам группы мужчин, облачённых в шкуры различных зверей (ряженные), которых называли дружины Коляды. Колядки и Масленица – исконно славянские праздники Славянские праздники колядки и масленица гуляние народа. Не стоит думать, Рождество – это единственный праздник, традиции которого тесно связаны со славянскими праздниками. Как правильно колядовать (вечер 6 января). Начинать колядовать можно с появлением первой звезды на небе. В это время начинается праздничный ужин, а желающие идут поздравлять колядками с рождением Христа.

Коляда. От Язычества до Христианства

Само слово «Коляда» — это имя; так, по мнению многих исследователей, в славянском языческом пантеоне звали одну из богинь плодородия, праздник которой отмечался в день зимнего солнцестояния. 10 Января славяне отмечают праздник Радогощь (Поминки). В этот день принято поминать своих Предков Чуров-Щуров. 12 Января славяне празднуют Зимний День Бога Перуна, непобедимого воителя. В старину этот праздник начинался 21 или 22 декабря, но чаще 25 декабря и продолжался до 6 января. Сейчас, в 2024 году, праздник Коляды в основном отмечают с 7 января (Рождества Христова) по 19 января (Крещение Господне) – во время Святок. Бог Коляда. Этот праздник отправлялся в честь Тора в Норвегии зимою, а в Дании в честь Одина для благословенной жатвы и скорого возврата солнца. Начало праздника обыкновенно наступало в полночь 4 января, и продолжался целых три недели. праздник славян, обряды и традиции: как славяне отмечали Новолетие. Доброго времени суток, друзья. Мы продолжаем тему зимних славянских праздников. На очереди еще один — ключевой, можно сказать — Коляда. Колядки начинались с 25 декабря и длились до 6 января на Руси. К празднику готовились заранее. Женщины готовили много вкусной еды и делали дома генеральную уборку.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий