Снижение государственных расходов трансфертных выплат и увеличение налогов

вследствие увеличения величины трансфертов при неизменной величине автономных налогов или синтеза двух предыдущих вариантов. Правительство увеличивает этот спрос несколькими способами, в том числе сокращения личного подо-ходного налога, для создания более располагаемого дохода или сокращения косвенных налогов, что приводит к снижению цен на товары и услуги. Особенность ее в том, что наращивание расходов и снижение налогов приводят к увеличению совокупного спроса. С нижение налогов оказывает такое же влияние на доходы и потребление, как и увеличение госрасходов.

Бюджетно-налоговая политика

Фискальная политика направлена на регулирование и предотвращение нежелательных сдвигов в совокупном спросе и совокупном предложении через изменение величины государственных расходов и налогов, то есть путем манипулирования государственным бюджетом. Фискальная политика может преследовать стратегические и тактические цели, в зависимости от того, какой период она охватывает и какой эффект кратко- или долгосрочный предполагает в качестве результата. Стратегические цели фискальной политики преследуются на длительный период: обеспечение стабильного роста, развитие научно технического прогресса, стимулирование структурной перестройки, расширение экспорта и др. Тактические цели, как правило, подчинены решению стратегических задач и предусматривают воздействие фискальной политики на процессы либо на краткосрочных временных интервалах, либо в ограниченных сферах. Например, для достижения выравнивания доходов населения можно проводить комплекс социальных выплат, снижение налоговых ставок на низкие доходы, режим налоговых льгот.

С учетом стратегических и тактических целей развития экономики государство создает, например, благоприятный режим налогообложения для малого бизнеса, ключевых отраслей экономики, производств с экспортной ориентацией или социальным назначением продукции, для предприятий, идущих на внедрение новой техники и развитие научно-технического прогресса. И наоборот, значительное повышение налогов способно не только ограничить, но и сделать бессмысленной любую предпринимательскую активность. Инструментами фискальной политики выступают расходы и доходы госбюджета, а именно: государственные закупки, налоги, трансферты. Государственные закупки — это способ закупок, осуществляемый государством для нужд собственного потребления закупки оборудования, вооружений и в целях обеспечения потребления населением и резервирования например, государственные закупки лекарств и продовольствия за счет средств государственного бюджета.

Как и частные расходы, государственные закупки увеличивают уровень совокупных расходов. Помимо государственных закупок имеется еще один вид госрасходов — трансфертные платежи. Трансфертные платежи — одна из схем перераспределения бюджетных средств: выплаты из государственного бюджета населению и частным предпринимателям, осуществляемые в порядке перераспределения средств в пользу более нуждающихся в них граждан через бюджет. Имеют три распространенные формы: субсидии частным предпринимателям, выплаты процентов по государственному долгу, государственные денежные выплаты на социальные нужды пенсии, пособия и др.

Они не включаются в ВНП, однако, они входят и учитываются в личном и располагаемом доходе. Объем частного потребления скорее зависит не от национального, а от располагаемого дохода. Трансфертные платежи косвенно влияют на потребительский спрос, увеличивая располагаемый доход домохозяйств. Инструментом отрицательного воздействия на совокупные расходы являются налоги.

Налог — обязательный, индивидуально безвозмездный платёж, взимаемый органами государственной власти различных уровней с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения деятельности государства. Любые налоги означают уменьшение размеров располагаемого дохода. Уменьшение располагаемого дохода в свою очередь ведет к сокращению не только потребительских расходов, но и сбережений. Воздействии инструментов фискальной политики на совокупный спрос разное.

Из формулы совокупного спроса следует, что государственные закупки являются компонентом совокупного спроса, поэтому их изменение оказывает прямое воздействие на совокупный спрос, изменяя величину потребительских расходов С и инвестиционных расходов I. Рост трансфертов увеличивает спрос. С одной стороны, поскольку при увеличении социальных трансфертных выплат увеличивается личный доход домашних хозяйств, а, следовательно, при прочих равных условиях растет располагаемый доход, что увеличивает потребительские расходы. С другой стороны, увеличение трансфертных выплат фирмам субсидий увеличивает возможности внутреннего финансирования фирм, возможности расширения производства, что ведет к росту инвестиционных расходов.

Сокращение трансфертов уменьшает совокупный спрос. Рост налогов действует в противоположном направлении. Увеличение налогов ведет к снижению и потребительских поскольку сокращается располагаемый доход , и инвестиционных расходов поскольку сокращается нераспределенная прибыль, являющаяся источником чистых инвестиций и, следовательно, к сокращению совокупного спроса. Соответственно снижение налогов увеличивает совокупный спрос, что обусловливает рост реального ВНП.

Поэтому инструменты фискальной политики могут использоваться для стабилизации экономики на разных фазах экономического цикла. Исследование влияния инструментов фискальной политики на экономику в целом проводилось Дж. Кейнсом и его последователями, которые пытались обосновать более высокую эффективность фискальной политики по сравнению с монетарной для стабилизации экономики. Это предположение основывалось на идее, что все инструменты фискальной политики воздействуют на экономику с эффектом мультипликатора.

Мультипликатор — коэффициент, равный обратной величине предельной склонности к сбережению где mps — предельная склонность к сбережению. Данный коэффициент показывает, насколько увеличится национальный доход в результате первоначальных инвестиций. Когда изменение компонента совокупных расходов ведёт к ещё большему изменению равновесного ВВП, это действие называется эффектом мультипликатора. Кейнс взял фискальную политику за основу государственного регулирования экономикой.

К встроенным стабилизаторам он относил подоходные и социальные налоги, пособия по безработице. По мнению Кейнса, встроенная стабильность возникает вследствие наличия функциональной зависимости между правительственным бюджетом и национальным доходом, а ее функционирование основывается на данной налоговой системе и текущей структуре государственных расходов. Так как налоги ведут к потере потенциальной покупательной способности, а государственные расходы — к ее увеличению в экономике, то, по мнению Кейнса, для поддержания стабильности нужно при подъеме и движении экономики к инфляции сдерживать правительственные расходы с целью сдерживания роста инвестиций. Сдерживающая фискальная политика рис.

Такая политика имеет своей целью ограничение циклического подъема экономики и предполагает снижение госрасходов, увеличение налогов или комбинирование этих мер. В краткосрочной перспективе эти меры позволяют снизить инфляцию спроса ценой роста безработицы и спада производства. В более долгом периоде растущий налоговый клин может послужить основой для спада совокупного предложения и развертывания механизма стагфляции, особенно в том случае, когда сокращение государственных расходов осуществляется пропорционально по всем статьям бюджета и не создается приоритетов в пользу государственных инвестиций в инфраструктуру рынка труда. Сдерживающая фискальная политика целесообразна на стадии экономического подъема и состоит в сокращении располагаемого дохода у субъектов экономики путем повышения налогов, свертывании системы дотаций и субсидий, сокращений социальных выплат, государственных инвестиций и закупок.

Какой способ финансирования дефицита бюджета лучше использовать в инфляционной экономике? Почему внутренний государственный долг называют долгом самим себе? Чем опасен высокий государственный долг? Каковы основные сложности использования принципа платежеспособности в функционировании современной налоговой системы? Почему налог на прибыль корпораций связан с проблемой двойного налогообложения? Что дает более верное представление о налоговом бремени: предельная налоговая ставка или средняя налоговая ставка? Приведите примеры прямых и косвенных налогов. Какая зависимость существует между ростом налоговых ставок, доходами государственного бюджета и налоговой базой?

Можно ли рассматривать встроенную стабильность как достаточное условие успешного функционирования фискальной системы? Есть ли необходимость в проведении дискреционной политики? Если расходы государства и налоги вырастут одновременно на одинаковую величину, что произойдет с выпуском продукции? Почему сторонники экономики предложения при проведении стимулирующей фискальной политики в большей степени ориентируются на снижение налогов, чем сторонники экономики спроса кейнсианцы? Дата добавления: 2017-09-19; просмотров: 1304; Популярные статьи: Века вооружений. История доспехов. Современное оружие Археология. Датировка по древесным кольцам Ядерная энергия.

Типы ядерных реакторов. Опасные отходы Основы геометрии.

В чем компромиссность государственного бюджета? Раскройте понятие фискального федерализма. Каким может быть состояние государственного бюджета? Как измерить дефицит государственного бюджета?

Раскройте концепции балансирования бюджетного дефицита. Какой способ финансирования дефицита бюджета лучше использовать в инфляционной экономике? Почему внутренний государственный долг называют долгом самим себе? Чем опасен высокий государственный долг? Каковы основные сложности использования принципа платежеспособности в функционировании современной налоговой системы? Почему налог на прибыль корпораций связан с проблемой двойного налогообложения?

Что дает более верное представление о налоговом бремени: предельная налоговая ставка или средняя налоговая ставка? Приведите примеры прямых и косвенных налогов. Какая зависимость существует между ростом налоговых ставок, доходами государственного бюджета и налоговой базой? Можно ли рассматривать встроенную стабильность как достаточное условие успешного функционирования фискальной системы? Есть ли необходимость в проведении дискреционной политики? Если расходы государства и налоги вырастут одновременно на одинаковую величину, что произойдет с выпуском продукции?

Почему сторонники экономики предложения при проведении стимулирующей фискальной политики в большей степени ориентируются на снижение налогов, чем сторонники экономики спроса кейнсианцы?

Финансовая политика государства должна быть направлена не только на обеспечение текущих доходов органов государственного управления, но прежде всего на содействие экономическому росту. Этому способствует снижение налоговой нагрузки, увеличение совокупного спроса, стимулирование инвестиций. Критерием правильности бюджетной политики является рост объема производства на основе структурных изменений, пропорций накопления и потребления в ВВП и повышение реальных доходов населения, а не задача финансовой стабилизации как таковой. Фискальная политика государства, определяемая его действиями в области получения доходов, объема и направлений государственных расходов, может быть нацелена на стабилизацию, экономический рост или ограничение деловой активности. Политика стабилизации предполагает использование фискальных и кредитно-денежных мер для максимального приближения ВВП к его потенциальному уровню, обеспечения полной занятости и стабильного уровня цен. Под политикой экономического роста понимают реализацию мер для увеличения ВВП, а под политикой ограничения деловой активности - осуществление мер по уменьшению ВВП по сравнению с потенциальным уровнем. При экономическом спаде может осуществляться стимулирующая фискальная политика, основанная на росте государственных расходов, снижении налогов и соответственно увеличении дефицита бюджета, а в условиях инфляции, вызванной избыточным спросом, может проводиться ограничительная фискальная политика, нацеленная на уменьшение государственных расходов, увеличение налогов с ориентацией на уменьшение дефицита бюджета или его положительное сальдо. Крупным направлением бюджетной политики и соответственно функций бюджета является использование бюджетных средств для экономической и социальной стабильности, создания условий экономического роста, сглаживания последствий экономических и финансовых кризисов. При этом все большее внимание уделяется проблемам долгосрочного характера, связанным с научно-техническим прогрессом, структурной перестройкой экономики, накоплением капитала, эффективным экономическим ростом.

В странах с развитой рыночной экономикой дефицит государственного бюджета не рассматривается как негативное явление, которого следует обязательно избегать. Более того, согласно кейнсианской точке зрения политика дефицитного финансирования признается полезной. Ограниченный бюджетный дефицит может способствовать экономическому росту. Управление бюджетным дефицитом заключается в том, чтобы суметь направить его действие в русло повышения совокупного спроса и оживления производства. В случае, если начинает преобладать инфляционная составляющая, возникает необходимость корректировки финансовой политики. Пределы допустимого дефицита зависят от экономической ситуации. При существенном спаде производства и недостатке денежной массы в обращении масштабы дефицита могут быть увеличены с учетом источников его покрытия и направлений расходования средств. Для бюджетов, отягощенных значительным государственным долгом и крупными выплатами по его погашению и обслуживанию, при анализе влияния государственных расходов на экономическую ситуацию внутри страны необходимо различать общее увеличение или уменьшение государственных расходов и изменение так называемых непроцентных расходов. Государственный спрос на товары и услуги определяется непроцентными расходами, т. Сокращение процентных расходов бюджета, а также затрат по погашению долга ведет к повышению расходов на товары и услуги.

Поскольку стимулирующее или ограничивающее воздействие фискальной политики сопряжено с изменениями бюджетного дефицита и профицита, то это воздействие зависит от методов финансирования дефицита и направлений использования бюджетного излишка. Покрытие дефицита бюджета может производиться путем займов или денежной эмиссии. Займы, осуществляемые путем выпуска государственных ценных бумаг, увеличивают спрос на деньги и ведут к повышению равновесной величины процентной ставки. Поскольку величина инвестиций с ростом процентных ставок уменьшается, конкуренция государственных ценных бумаг на денежном рынке ведет к сокращению инвестиций. Выпуск новых денег для покрытия дефицита бюджета не сопряжен с уменьшением инвестиций и в этом смысле оказывает более существенное воздействие на совокупный спрос, чем увеличение государственных займов. В случае вызванной избыточным спросом инфляции правительство может нацелить свои усилия на образование бюджетного излишка. Антиинфляционное воздействие этого излишка зависит от того, будет ли он использован на погашение государственной задолженности или соответствующие денежные средства будут изъяты из обращения. Используя профицит бюджета на погашение задолженности, правительство вновь направляет денежные средства в обращение, увеличивая денежную массу, и снижает антиинфляционное воздействие бюджетного излишка. Однако побочным следствием является стимулирование снижения процентных ставок и соответственно увеличения инвестиций. В случае, если правительство изымет излишек доходов бюджета из обращения, оно добьется более существенного антиинфляционного эффекта по сравнению с вариантом использования излишка для погашения государственного долга, так как в этом случае деньги не возвращаются в оборот.

При оценке количественного воздействия прироста государственных расходов на увеличение равновесного выпуска продукции необходимо учитывать мультипликатор. Мультипликатор М представляет собой отношение изменения равновесного уровня производства, вызванного изменением спроса, к величине изменения спроса. Он определяется по формуле где ПСП - предельная склонность к потреблению, т. Прирост выпуска продукции больше увеличения государственных расходов на величину воздействия мультипликатора. Предположим, что предельная склонность к потреблению составляет 0,50, прирост государственных расходов - 100. Определим, на сколько увеличится равновесный выпуск продукции за счет увеличения государственных расходов. Умножая прирост государственных расходов на мультипликатор, получаем прирост объема доходов и выпуска продукции в размере 200 единиц. Изменение чистых налогов также может быть использовано государством для воздействия на объем производства. Рост налогообложения ведет к сокращению выпуска продукции, так как уменьшает величину располагаемых доходов и потребительских расходов. Величина воздействия зависит от масштаба изменения налогов и мультипликатора, отражающего влияние предельной склонности к потреблению.

Снижение налогов увеличивает совокупные потребительские расходы и одновременно сбережения. Величина взимаемых налогов и социальных выплат зависит от уровня доходов.

ФИСКАЛЬНАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА План 1 Бюджетно налоговая политика

Допустим, это произошло потому, что возможности получения прибыли от инвестиционных проектов уменьшились, поэтому инвестиционные расходы и совокупный спрос значительно сократились. Вследствие этого реальный ВВП сократился с 505 млрд. Падение фактического производства на 20 млрд. Такая экономика находится в фазе спада и сопровождается циклической безработицей. В этих условиях правительство может: увеличить государственные расходы, сократить налоги или и то, и другое вместе. Если бюджет является сбалансированным, то главная цель бюджетно-налоговой политики в период спада должно является создание бюджетного дефицита, т. Достичь бюджетного дефицита можно несколькими способами: 1. Увеличить государственные расходы.

При прочих равных условиях увеличение расходов государства может привести к сдвигу кривой совокупного спроса вправо из положения AD2 в AD1. Допустим, что связи со спадом государство увеличивает расходы на 5 млрд. Но кривая совокупного спроса сдвигается вправо, в положение AD1, т. Это объясняется мультипликационным эффектом, который приумножает начальное изменение спроса с каждым последующим циклом новых потребительских расходов. Если предельная склонность к потреблению равна 0,75, то мультипликатор равен 4. Кривая совокупного спроса переместится на расстояние, в 4 раза большее, чем отрезок, являющийся увеличением расходов государства на 5 млрд. В результате сократится безработица, поскольку фирмы начинают нанимать работников, которые были уволены во время экономического спада.

Снизить налоги. Допустим, что правительство сокращает индивидуальный подоходный налог на 6,67 млрд. Потребление возрастает на 5 млрд. Функция совокупного спроса сдвигается вправо на величину, которая в 4 раза превышает первоначальное увеличение потребления на 5 млрд. Реальный ВВП возрастает на 20 млрд.

Расчетный уровень национального дохода 4000 д.

Равновесный уровень национального дохода может быть увеличен до необходимого уровня в 5000 д. Наклон кривой плановых расходов возрастет в данном случае с 0,42 до 0,53.

Допустим, что первоначально равновесие достигалось в точке Е1. Приложение 2, рисунок 4. Предположим, государство увеличило закупки товаров и услуг на 20 млн. Точка равновесия переместилась из Е1 в Е2. Объем национального продукта возрос с Q1 до Q2. Введение аккордного налога величиной в 20 млн. Сдвиг произойдет на величину 15 млн. Точка равновесия переместится из Е2 в Е3, а объем производства уменьшится с Q2 до Q3.

Следовательно, в результате роста государственных закупок национальный продукт увеличился на 80 млн. Таким образом, одновременное увеличение государственных расходов и налогов на 20 млн. Он называется мультипликатором сбалансированного бюджета и не зависит от предельной склонности к потреблению. Это можно доказать арифметически, если вычесть из прироста национального продукта, полученного в результате увеличения государственных расходов, сокращение того же национального продукта, обусловленное введением аккордного налога. В модели «расходы-доходы» дискреционная политика рассматривается при неизменном уровне цен. В реальной жизни увеличение государственных расходов, снижение налогов ведут к росту совокупных расходов и спроса, что приводит к повышению уровня цен и росту ставки ссудного процента, которые обуславливают в свою очередь сокращение частных инвестиций. Этот эффект, называемый эффектом вытеснения, снижает действенность фискальной политики. Недостатком бюджетно-налогового регулирования является также наличие довольно значительного временного лага. Он включает, во-первых, время, которое проходит от осознания того, что в стране начинается спад производства или инфляция, до понимания необходимости принятия конкретных действий. Во-вторых — временной промежуток от осознания этой необходимости до утверждения конкретных мер экономической политики.

В-третьих, - период времени от утверждения данных мер до получения эффекта от их реализации. Автоматическая фискальная политика На практике уровень государственных расходов, налоговых поступлений может измениться даже в случае, если правительство не принимает соответствующих решений. Это объясняется существованием встроенной стабильности, которая определяет автоматическую пассивную, недискреционную фискальную политику. Встроенная стабильность основана на механизмах, которые работают в режиме саморегулирования и автоматически реагируют на изменения состояния экономики. Их называют встроенными автоматическими стабилизаторами. К ним относят: 1. Изменения налоговых поступлений. Сумма налогов зависит от величины доходов населения и предприятий. В период спада производства доходы начнут уменьшаться, что автоматически сократит налоговые поступления в казну. Следовательно, увеличатся доходы, остающиеся у населения, предприятий.

Это позволит в определенной степени замедлить снижение совокупного спроса, что положительно скажется на развитии экономики. Такое же воздействие оказывает и прогрессивность налоговой системы. При уменьшении объема национального производства сокращаются доходы, но одновременно понижаются и налоговые ставки, что сопровождается уменьшением как абсолютной суммы налоговых поступлений в казну, так и их доли в доходах общества. В результате падение совокупного спроса будет более мягким. Системы пособий по безработице и социальные выплаты. Они также оказывают автоматическое антициклическое воздействие. Так, увеличение уровня занятости ведет к росту налогов, за счет которых финансируются пособия по безработице. При спаде производства увеличивается число безработных, что сокращает совокупный спрос. Однако одновременно растут и суммы выплат пособий по безработице. Это поддерживает потребление, замедляет падение спроса и, следовательно, противодействует нарастанию кризиса.

В таком же автоматическом режиме функционируют системы индексации доходов, социальных выплат. Существуют и другие формы встроенных стабилизаторов: программы помощи фермерам, сбережения корпораций, личные сбережения и т. Встроенные стабилизаторы смягчают изменения в совокупном спросе и тем самым помогают стабилизировать выпуск национального продукта. Именно благодаря их действию изменилось развитие экономического цикла: спады производства стали менее глубокими и более короткими. Раньше это было невозможно, так как налоговые ставки были ниже, а пособия по безработице и социальные выплаты незначительны. Главное достоинство недискреционной фискальной политики в том, что ее инструменты встроенные стабилизаторы включаются немедленно при малейшем изменении экономических условий, то есть здесь практически отсутствует временной лаг. Недостаток автоматической фискальной политики в том, что она только помогает сглаживать циклические колебания, но не может их устранить. Следует отметить, чем выше ставки налогов, чем больше трансфертные платежи, тем более действенна недискреционная политика. Виды фискальной политики В зависимости от цели проводится стимулирующая или сдерживающая фискальная политика. В периоды спада производства необходимо увеличивать государственные расходы, снижать налоги или делать и то и другое, то есть проводить стимулирующую экспансионистскую политику.

В краткосрочном периоде она смягчает экономический цикл. В долгосрочном — снижение налогов может привести к стимулированию экономического роста. Так было в 80-е годы в развитых странах, где налоговые реформы, в результате которых были снижены ставки налога на прибыль корпораций, подоходного налога, способствовали подъему экономики. В целях снижения темпов инфляции реализуют сдерживающую рестрикционистскую фискальную политику. Она заключается в сокращении государственных расходов, увеличении налогов или в сочетании тех и других мер. В краткосрочном периоде сдерживающая политика позволяет сократить совокупный спрос и тем самым помогает снижению инфляции спроса. В долгосрочном периоде она может привести к спаду производства и росту безработицы. Чтобы выяснить, правильна ли проводимая правительством фискальная политика, необходимо оценить ее результаты. Наиболее часто в этих целях используют состояние государственного бюджета, так как осуществление фискальной политики сопровождается ростом или сокращением бюджетных дефицитов или излишков. Однако судить по этим показателям о действенности проводимой дискреционной политики достаточно сложно.

Это объясняется тем, что, с одной стороны, фактические бюджетные дефициты и излишки могут изменятся вследствие целенаправленного изменения государственных расходов и налогов, а, с другой стороны, на их размеры могут повлиять изменения объема национального продукта, доходов, что обусловлено существованием встроенной стабильности. Чтобы разделить эти причины и иметь возможность оценить правильность принимаемых мер, используют бюджет полной занятости. Он показывает, какими были бы дефицит или излишек государственного бюджета, если бы экономика функционировала в условиях полной занятости. Рассмотрим бюджетные дефициты и излишки Приложение 3, рисунок 5. Предположим, что бюджет может быть сбалансирован в точке Е при объеме выпуска Qe. Фактический объем производства Q1, а потенциальный при полной занятости — Q2. Существующий при фактическом объеме производства Q1 бюджетный дефицит KL может свидетельствовать о том, что проводится стимулирующая фискальная политика, которая сопровождается появлением или ростом бюджетного дефицита. Однако на самом деле никаких стимулирующих мер не предпринимается. Это доказывает то, что при полной занятости и тех же фактических государственных расходах и налогах линии G и Т остаются на прежних местах бюджет полной занятости имеет излишек МN. Таким образом, причиной фактического дефицита является спад производства.

Фискальная политика, наоборот, была сдерживающей и отчасти поэтому уровень производства в стране был ниже потенциального. Возникает необходимость в принятии надлежащих фискальных мер, то есть в стимулировании совокупного спроса. Изменение бюджета полной занятости показывает, как влияет проводимая фискальная политика на изменение совокупного спроса. Рост дефицита или сокращение излишка бюджета полной занятости свидетельствуют о проведении стимулирующей фискальной политики, направленной на расширение совокупного спроса. Наоборот, сокращение дефицита или увеличение излишка бюджета полной занятости являются результатом реализации сдерживающей фискальной политики, цель которой — сокращение совокупного спроса. Инструменты фискальной политики 2. Налоги — это платежи, которые в обязательном порядке уплачивают в доход государства юридические и физические лица предприятия, организации, граждане. Как правило, эти выплаты не только обязательны, но и безвозмездны и принудительны. Налоги необходимы, так как государство с их помощью воздействует на многие экономические и социальные процессы. Они помогают поощрять либо подавлять определенные виды деятельности, направлять развитие тех или иных отраслей и регионов, регулировать количество денег и денежное обращение, воздействовать на инвестиционную активность предпринимателей, функционирование рынка ценных бумаг, равновесие между совокупным спросом и совокупным предложением.

И хотя налоги в большей степени вызывают возмущение, чем одобрение, без них ни современное общество, ни государство существовать не могут. Назначение налогов проявляется в их функциях — фискальной и экономической. Фискальная функция состоит в формировании денежных доходов государства. Аккумулированные через налогообложение средства государство использует на строительство дорог, крупных хозяйственных объектов, объектов социального назначения больниц, школ, детских садов, бассейнов, библиотек , на содержание науки, защиту окружающей среды. Часть средств идет на здравоохранение и развитие медицины: совершенствование производства медицинской техники, фармакологии, защиту здоровья матери и ребенка, проведение медицинских исследований. Значительная часть средств идет на развитие системы среднего общего, специального и высшего образования, в том числе на выплату зарплаты преподавателям и стипендии студентам. Из этих же средств государство содержит дома престарелых, выплачивает пенсии и пособия по инвалидности и многодетности, оказывает помощь больным и нетрудоспособным членам общества, содержит государственный аппарат, армию, органы охраны правопорядка. Функции налогов находятся в диалектической зависимости друг от друга. Так, поступление большего количества налоговых сборов в бюджет фискальная функция способствует стимулированию ускорения строительства социальных объектов, фундаментальных научных исследований экономическая функция. В то же время ускорение инвестиционной активности, рост масштабов производства экономическая функция способствует увеличению налоговых поступлений в госбюджет фискальная функция.

Они подразумевали факт обязательной уплаты денег и срок уплаты. Этот термин относился и к налоговым обязательствам. А в прогрессивной Франции уже в XVI в. Многие европейские страны увеличили ассигнования в пользу здравоохранения, просвещения и правосудия. Изменилась и система государственного налогообложения. Господствующим стал принцип равенства всех граждан перед налоговыми законами, в результате чего потребовалось уравнять налоговое бремя между всеми сословиями. Для уменьшения налогового бремени бедноты были отменены ввозные пошлины на хлеб, налог на убой скота. Пожалуй, самыми значительными следствиями принципа «всеобщего равноправия» стали прогрессивная шкала налогообложения и освобождение от налога доходов в сумме прожиточного минимума. Прогрессивный налог возрастает быстрее, чем прирастает доход Приложение 4, рисунок 7. Сейчас все страны мира используют преимущественно прогрессивную шкалу налогообложения.

Эффект мультипликатора. Согласно кейнсианскому подходу, применение налогов как важного инструмента фискальной политики может стимулировать деловую и инвестиционную активность, так как снижение налогов оставляет в распоряжении предпринимателей значительно большую часть денежных средств, чем величина снижения уровня налога Приложение 7, рисунок 11. Здесь срабатывает эффект мультипликатора. Экономический смысл этого эффекта следующий. При снижении ставки налога увеличивается уровень располагаемого дохода, что приводит к увеличению эффективного спроса во всех смежных сферах экономики по аналогии с механизмом инвестиционного мультипликатора. При понижении ставок налога с t1 до t2 уменьшается величина налоговых поступлений в госбюджет с Т1 до Т2, что приводит к росту располагаемого дохода и смещению положения функции спроса вниз. Таким образом, благодаря мультипликативному эффекту и падению ставки пропорционального налога, повышается угол наклона линии совокупного спроса, что приводит к росту равновесного ВВП. Однако это положение касается только пропорциональных налогов. Именно они играют роль автоматических стабилизаторов экономики. Исследования известного экономиста А.

Такая зависимость носит методологический характер и называется кривой Лаффера Приложение 7, рисунок 12. В середине 80-х гг. Влияние фискальной политики на государственный бюджет. Государственный бюджет Государственный бюджет — смета доходов и расходов государства на определенный период, чаще всего на год, составленная с указанием источников поступления государственных доходов и направлений расходования средств. Бюджет имеет доходную и расходную части, которые в планируемой перспективе должны быть сбалансированы. Роль бюджета в национальной экономике значительна. Он является частью финансов страны, которую контролирует государство, поэтому с помощью бюджета государство способно вмешиваться в рыночные механизмы. Во-вторых, бюджет является способом аккумуляции денежных средств для решения крупных, глобальных экономических проблем. В-третьих, наличие бюджета позволяет решать сложные социальные проблемы бедности, безработицы, голода, грамотности, здоровья нации и др. Государственный бюджет составляется правительством и утверждается, принимается высшими законодательными органами.

Таким образом, в руках государства появляются значительные финансовые инструменты воздействия на экономические процессы. Как правило, это государственные закупки, дотации, трансфертные платежи TR , инвестиции I. Государственные закупки — это спрос правительства на товары и услуги. Социальные выплаты трансферты — это платежи, которые осуществляются без соответствующего предоставления их получателям каких-либо товаров и услуг. Баланс бюджета можно условно представить в виде таблицы 2 Приложение 9. Между государственным бюджетом и величиной ВВП существует тесная взаимосвязь. Если представить, что сумма государственных закупок товаров и услуг — постоянная величина, не зависящая от уровня доходов, то при низком уровне доходов будет наблюдаться дефицит, а при высоком — излишек бюджета. Приложение 8, рисунок 14 Если бюджет сбалансирован, то величина налоговых поступлений совпадает с суммой правительственных закупок точка D и равна отрезку DE. Если в экономике наблюдается экономический спад, то сумма налоговых поступлений в бюджет при неизменном уровне государственных закупок сокращается до уровня ВС, возникает бюджетный дефицит величиной АВ. На фазе экономического подъема величина налоговых поступлений HF выше уровня правительственных закупок, возникает бюджетный избыток HZ.

При данном уровне государственных расходов и данном уровне налоговой ставки размер бюджетного дефицита или излишка зависит от величины доходов. При превышении доходов над расходами государство имеет положительное сальдо бюджета.

Сдерживающая фискальная политика направлена на сокращение инфляции и совокупного спроса. Проводя ее, государство сокращает государственные закупки, увеличивает налоги и сокращает трансферты. Проводя стимулирующую фискальную политику, государство … увеличивает государственные расходы индексирует пенсии в соответствии с уровнем инфляции увеличивает налоги Решение: Итак, проводя стимулирующую фискальную политику, государство увеличивает государственные расходы и индексирует пенсии пенсия относится к трансфертным платежам и автоматически меняться не может, только по решению правительства.

Экспансионистская фискальная политика

Решение этой задачи заключается в росте государственных закупок товаров, работ, услуг, в снижении налогов, в повышении трансфертов населению. Автоматическая бюджетно-налоговая политика — это автоматическое изменение величины государственных расходов, налогов и сальдо государственного бюджета в результате циклических колебаний совокупного дохода. Снижение уровня трансфертных платежей и увеличение поступления налогов является необходимой мерой, которую должно принять правительство страны с целью снижения темпа инфляции в период роста экономики. 1. Стимулирующая фискальная политика осуществляется в период спада, депрессии. Имеет целью сокращение рецессионного разрыва выпуска и снижение уровня безработицы и направлена на увеличение совокупного спроса (совокупных расходов).

Сущность, цели и виды бюджетно – налоговой (фискальная) политики и ее инструменты

• Изменения в налогах оказывает мультипликативное воздействие на равновесный доход • Этот эффект меньше, чем у государственных расходов. В результате увеличения госрасходов на 200 ед. ВВП увеличился на 500 ед. сдерживающая (рестрикционная) политика. номики правительство решает изменить государственные закупки и налоги так, что&бы разрыв в экономике на 2/3 был сокращен за счет изменения величины государ&ственных закупок и на 1/3 — за счет изменения налогов. Например, при кризисе проводится политика экономического роста. Для увеличения объема ВНП (Валового национального продукта) расширяются государственные расходы, снижаются налоги, причем повышение расходов сочетается с уменьшением налогов. Если говорить о трансферте, то он также влияет на увеличение совокупного спроса. Например, когда социальные трансфертные выплаты увеличиваются, увеличиваются и личные доходы домашних хозяйств. 1. Стимулирующая фискальная политика осуществляется в период спада, депрессии. Имеет целью сокращение рецессионного разрыва выпуска и снижение уровня безработицы и направлена на увеличение совокупного спроса (совокупных расходов).

Дефицит государственного бюджета. Государственный долг

При увеличении государственных расходов без повышения налогов, данный эффект увеличения является аналогичным эффекту от роста инвестиций, т.к. появляется мультипликативное влияние на величину равновесного уровня национального производства. Стимулирующая фискальная политика применяется при спаде (рис. 10.1(а)), имеет целью сокращение рецессионного разрыва выпуска и снижение уровня безработицы и направлена на увеличение совокупного спроса (совокупных расходов). номики правительство решает изменить государственные закупки и налоги так, что&бы разрыв в экономике на 2/3 был сокращен за счет изменения величины государ&ственных закупок и на 1/3 — за счет изменения налогов. Фискальная политика может быть направлена на стимулирование хозяйственной жизни, например, в период спада, и тогда ее называют фискальной экспансией. Главными ее рычагами будут являться увеличение государственных расходов и снижение налогов.

подготовка к ЕГЭ по обществознанию и истории. Электронные курсы и книги

  • Сущность, цели и виды бюджетно – налоговой (фискальная) политики и ее инструменты — МегаЛекции
  • Виды бюджетно-налоговой политики
  • Фискальная политика: цели, виды, инструменты. Дискреционная политика и встроенные стабилизаторы
  • 3. Фискальная (бюджетно-налоговая) политика
  • Тема: Бюджетно-налоговая политика
  • Фискальная политика

Дискреционная бюджетно-налоговая политика

Распределительная социальная. Фискальная посредством нее реализуется главное предназначение налогов: формирование и мобилизация финансовых ресурсов государства, а также аккумулирование в бюджете средств для выполнения общегосударственных или целевых государственных программ. Все остальные функции налогообложения можно назвать производными от фискальной. Через налоги государство контролирует финансово хозяйственную деятельность организаций и граждан, источники доходов и расходов. Распределительная социальная функция налогов состоит в перераспределении общественных доходов между различными категориями населения. Смысл данной функции в том, что происходит передача средств в пользу более слабых и незащищенных категорий граждан за счет возложения налогового бремени на наиболее обеспеченные категории населения. Регулирующая функция направлена на достижение посредством налоговых механизмов тех или иных задач налоговой политики государства. Эта функция имеет стимулирующую, дестимулирующую и воспроизводственную подфункции. Надо иметь в виду, что источник взимания налога не обязательно совпадает с объектом налогообложения, налогоплательщик может уплачивать налог из другого источника.

Налоговая ставка, устанавливаемая в процентах к налогооблагаемой базе, именуется налоговой квотой. Различают среднюю налоговую ставку, измеряемую соотношением общей суммы налога к величине налогооблагаемой базы, и предельную налоговую ставку, равную величине налога на дополнительную крайнюю, предельную единицу налогооблагаемой базы, т. По способу взимания Прямые Реальные прямые Личные прямые Косвенные индивидуальные Косвенные универсальные Прямые налоги взимаются непосредственно с доходов или имущества налогоплательщиков, поэтому размер такого налога точно определен. Косвенные налоги взимаются через цену товара. Это надбавки, включаемые государством в цену товаров и услуг акцизы, НДС, налоги с оборота и др. К ним относятся подоходный налог налог на доходы , налог на имущество физических лиц, курортный сбор и др. Их уплачивают как физические лица, так и предприятия и организации госпошлина, некоторые таможенные пошлины, налог с владельцев транспортных средств и т. По месту взимания Федеральные Региональные Местные.

По порядку введения налога выделяют общеобязательные и факультативные налоги.

Дискреционная фискальная политика представляет собой законодательное официальное изменение правительством величины государственных закупок, налогов и трансфертов с целью стабилизации экономики. В зависимости от фазы цикла, в которой находится экономика, дискреционная фискальная политика может носить стимулирующий или сдерживающий характер. Проводя стимулирующую фискальную политику, государство стремится сократить безработицу и увеличить совокупный спрос путем увеличения государственных расходов, снижения налогов и увеличения трансфертных выплат.

Такая политика называется сдерживающей или рестриктивной. Для того чтобы лучше понять суть стимулирующей бюджетно-налоговой политики следует рассмотреть пример. На рис. Допустим, это произошло потому, что возможности получения прибыли от инвестиционных проектов уменьшились, поэтому инвестиционные расходы и совокупный спрос значительно сократились.

Вследствие этого реальный ВВП сократился с 505 млрд. Падение фактического производства на 20 млрд. Такая экономика находится в фазе спада и сопровождается циклической безработицей. В этих условиях правительство может: увеличить государственные расходы, сократить налоги или и то, и другое вместе. Если бюджет является сбалансированным, то главная цель бюджетно-налоговой политики в период спада должно является создание бюджетного дефицита, т. Достичь бюджетного дефицита можно несколькими способами: 1. Увеличить государственные расходы. При прочих равных условиях увеличение расходов государства может привести к сдвигу кривой совокупного спроса вправо из положения AD2 в AD1.

Допустим, что связи со спадом государство увеличивает расходы на 5 млрд. Но кривая совокупного спроса сдвигается вправо, в положение AD1, т. Это объясняется мультипликационным эффектом, который приумножает начальное изменение спроса с каждым последующим циклом новых потребительских расходов. Если предельная склонность к потреблению равна 0,75, то мультипликатор равен 4. Кривая совокупного спроса переместится на расстояние, в 4 раза большее, чем отрезок, являющийся увеличением расходов государства на 5 млрд. В результате сократится безработица, поскольку фирмы начинают нанимать работников, которые были уволены во время экономического спада. Снизить налоги. Допустим, что правительство сокращает индивидуальный подоходный налог на 6,67 млрд.

Налоги как инструмент фискальной политики 10. Системы налогообложения и налоговые ставки Налоговая система Украины — это совокупность общегосударственных и местных налогов, сборов и других обязательных платежей, взимаемых в бюджеты и государственные целевые фонды, а также принципов, форм их установления, замены или отмены, порядка их исчисления, оплаты и взыскания, включая организацию работы по их контролю. Каждый налог имеет самостоятельный объект налогообложения. Первая классификация налогов — выделение прямых на доходы и косвенных на расходы налогов — была предложена еще А. Смитом, который относил к прямым налогам налоги на фаторные доходы: налог на землю, предпринимательскую прибыль и заработную плату наемного работника.

К косвенным налогам он отнес налоги на расходы, которые перекладываются на потребителя. Такая классификация налогов используется до сих пор. По такому критерию налоги подразделяются на: — прямые налоги на доход и на имущество налогоплательщика налог на землю, налог на прибыль, подоходный налог и другие ; — косвенные налоги включаются в виде надбавки в цену товара, работы, услуги. Прямые налоги подразделяются на: — реальные налоги, размер которых не зависит от личности налогоплательщика и доходности объекта налогообложения; — личные налоги, такие как подоходный налог с населения, поимущественный налог, подушные налоги, налог на прибыль, налог на прирост капитала и так далее. Классификация косвенных налогов включает: — акцизы, которые бывают универсальными и индивидуальными.

Классификация налогов по субъектам налогообложения предусматривает следующие их виды: — налоги на юридических лиц налог на прибыль предприятия ; — налоги на физических лиц подоходный налог с граждан. Объект налогообложения — это: 1 доход или имущество налогоплательщика, с которого исчисляется налог, и которое служит основой для налогообложения.

Бюджетно-налоговая политика - понятие и виды

сдерживающая (рестрикционная) политика. По этой же формуле можно рассчитать мультипликатор трансфертных выплат. Однако если увеличение налогов приводит к сокращению национального продукта, доходов, то рост трансфертных платежей, наоборот, способствует его возрастанию. Стимулирующая: предполагает увеличение государственных расходов, снижение налогов или повышение трансфертов или сочетание всех мер.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий