Плюсы реформы ликвидация тайной канцелярии

В работе предпринимается попытка проанализировать отношения между Русской православной церковью и Тайной канцелярией в период реформ Петра I. Хронологические рамки изучаемого периода ограничены 1718-1725 годами. В работе предпринимается попытка проанализировать отношения между Русской православной церковью и Тайной канцелярией в период реформ Петра I. Хронологические рамки изучаемого периода ограничены 1718-1725 годами. В работе предпринимается попытка проанализировать отношения между Русской православной церковью и Тайной канцелярией в период реформ Петра I. Хронологические рамки изучаемого периода ограничены 1718-1725 годами. Роль и влияние тайной канцелярии в XVIII веке. Шесть удивительных фактов о тайном ведомстве, которое следило за противниками власти в России XVIII века. Причины и процесс ликвидации тайной канцелярии.

Сыск Его Величества. Как Третье отделение раскрывало заговоры недовольных

Запишите цифры, которыми обозначены исторические события, в правильной последовательности в таблицу. 1. Образование Верховного тайного совета. 2. Ликвидация Тайной канцелярии. Руководство Тайной канцелярией, так же как и Преображенским приказом, осуществлялось Петром I, который нередко присутствовал при допросах и пытках политических преступников. Располагалась Тайная канцелярия в Петропавловской крепости. После Пугачевского восстания, в 1775 г. была ликвидирована Запорожская Сечь вместе с гетманством на Украине. Таким образом, можно сказать, что реформы государственного устройства правительства Екатерины II в целом удались, аппарат управления был выстроен.

Приказ тайных дел

Переехав в новую столицу, Тайная канцелярия оставила в Москве свой филиал, который был упразднен только в мае 1723 года, а его дела передали Преображенскому приказу. С самим Преображенским приказом Тайная канцелярия действовала параллельно, но близость последней к царю делала ее более важным учреждением. Поступившая Петру в 1720 году жалоба на действия чиновников Преображенского приказа была по царскому повелению передана для рассмотрения в Тайную канцелярию. После смерти старого «князя-кесаря» его сын и преемник не мог конкурировать с влиятельным Толстым. Однако в том же 1720 году функции обоих учреждений были разграничены. Тайной канцелярии были поручены сыск и суд по политическим преступлениям в Петербурге и ближайших к нему городах, то есть наиболее важные дела; юрисдикция Преображенского приказа распространялась на всю остальную территорию страны. Указ 28 апреля 1722 года формально уравнивал Тайную канцелярию с Преображенским приказом. Местные «командиры» должны были «сыскивать» злодеев и оскорбителей величества, заковывать «в ручные и ножные железа» и, «не роспрашивая, присылать в Тайную канцелярию или в Преображенский приказ за крепким караулом». С ними вместе полагалось и «доносителей для обличения их высылать в те же означенные канцелярии за поруками, а буде порук не будет, за провожатыми под честным арестом». В последние годы жизни Петр, очевидно, стремился усовершенствовать систему расследования важнейших государственных преступлений и его занимал вопрос о компетенции Преображенского приказа. В одной из царских записных книжек 1722 года есть запись: «Определить, каким делам быть в Преображенском приказе».

В том же году указ от 29 апреля уточнил, что дела приказа состоят в расследовании обвинений «в дурных словах или деле к возмущению и тому подобных». Доклад И. Ромодановского от 6 июня 1722 года содержал просьбу: пока «ныне не все государство определено», то есть реформа не закончена, гвардейские полки оставить в ведении приказа, как и судебные дела гвардейцев. В конце 1723 года Петр I велел распустить все майорские розыскные канцелярии, которым по завершении их работы велено было сдать дела сначала в Сенат, а затем в Преображенский приказ. В январе 1724 года Петр распорядился «следующияся в Тайной розыскной канцелярии дела важные решить. А вновь прежде бывшим колодников и дел, присылаемых ниоткуда не принимать; понеже оставшие за решением дела отослать в Правительствующий Сенат и с подьячими». Однако из-за смерти царя эта реформа до конца доведена не была. Тайная канцелярия продолжала работать, заканчивая сопутствовавшие делу царевича розыски и расследуя государственные преступления, совершенные преимущественно в Петербурге. В мае 1726 года Тайная канцелярия была ликвидирована. Ее функции передали Преображенскому приказу и чрезвычайному высшему органу власти - Верховному тайному совету из шести министров, который взял на себя дела по текущему управлению страной при неспособных ими заниматься неграмотной императрице Екатерине I 1725-1727 и юном Петре II 1727-1730.

Указ от 26 августа 1726 года разрешил губернаторам предварительно рассматривать изветы по «первым двум пунктам»: если заявитель не признавался, что затеял донос ложно, и не менял показаний под пыткой, его надлежало отправлять в Москву. Дела по «третьему пункту» о значительных хищениях казны передавались обычным судам. В марте 1729 года старый и больной Ромодановский попросился в отставку, которая была принята. С уходом последнего «князя-кесаря» был упразднен и его приказ: Верховный тайный совет распорядился отныне подавать ему дела «по первым двум пунктам», а «прочие, в которых меньше важности», - в Сенат. Однако неясность в классификации розысков по «большей» и «меньшей» важности привела к тому, что на заседаниях высшего органа государственной власти его членам приходилось лично принимать и рассматривать доносы, допрашивать дворовых мужиков и сортировать прибывавших колодников. Голицына этим занимались генерал А. Волков и обер-комендант Петербурга И. В 1727 году они несколько раз докладывали Совету по «розыскным делам»; но после свержения Меншикова его «креатуры» Волков и Фаминцын попали в опалу и комиссия фактически распалась. Местные администраторы считали за лучшее перестраховаться и отправляли в столицу обычных уголовников и ложных доносителей, по злобе или вообще «напрасно» кричавших «слово и дело». В 1729 году на территории только что упраздненного Преображенского приказа находилось целых семь тюрем, где 485 колодников содержались под надзором 625 солдат Преображенского полка петровская гвардия, помимо прочих функций, арестовывала, охраняла и конвоировала государственных преступников.

Однако ликвидация службы по защите «чести» государя и расправе с его политическими противниками в условиях начавшейся «эпохи дворцовых переворотов» оказалась преждевременной - в ней нуждалась каждая правившая группировка. Обстоятельства восшествия на престол в 1730 году императрицы Анны Иоанновны попытка ограничить ее власть сочиненными Верховным тайным советом «кондициями» и появление нескольких дворянских проектов ускорили возрождение карательного органа. Именной указ от 10 апреля 1730 года обозначил пределы «слова и дела»: 1 Ежели кто каким умышлением учнет мыслить на наше императорское здоровье злое дело, или персону и честь нашего величества злыми и вредительными словами поносить. Таким неизменным корпус государственных преступлений оставался до конца XVIII столетия - хотя само выражение «по первым двум пунктам» в делопроизводстве сохранилось. С упразднением Верховного тайного совета государственные преступления расследовались в Сенате. Доносить о них следовало губернаторам и воеводам - а те должны были определить основание, по которому сказывалось «слово и дело». Если это был «первый пункт», то всех участников процесса «под крепким караулом» немедленно отправляли в Сенат. По второму - губернаторы и воеводы должны были «разыскивать» дело самостоятельно, а «буде дойдет до пытки, то и пытать, а в наш Правительствующий Сенат того ж времени, ни мало не отлагая, с нарочными курьеры писать». Очевидно, местные власти не желали связываться с расследованием щекотливых дел, и многочисленные колодники по-прежнему отправлялись в Москву. Следующий именной указ от 24 марта 1731 года констатировал, что от передачи после ликвидации Преображенского приказа всех «важных дел» в Верховный тайный совет и в Сенат «в прочих государственных делах иметься немалое помешательство».

Поэтому этим указом Анна Иоанновна повелела: «Помянутые важные дела ведать господину генералу нашему Ушакову», с придачей ему требуемых канцелярских служителей. Так Тайная канцелярия была воссоздана. Отныне она называлась «Тайной розыскных дел канцелярией», а руководил ею по-прежнему Андрей Иванович Ушаков. То есть глава канцелярии мог налагать взыскания на представителей местной администрации. Восстановленное ведомство унаследовало от Преображенского приказа и статус центрального учреждения, и бюджет, и архив. Тайная канцелярия подчинялась непосредственно императрице. Ни с каким другим учреждением кроме, пожалуй, Кабинета министров у Анны не было таких тесных отношений. Ушаков имел право личного доклада императрице, минуя все инстанции. Таким образом, этому органу политического сыска и охраны государственной безопасности был придан особый статус в системе органов власти, делавший его работу фактически бесконтрольной. А отсюда ясно, насколько было велико влияние Тайной канцелярии и ее начальника - естественно, в своей области.

Канцелярии представлялись на рассмотрение Анны, как правило, в виде зачтения готовых «выписок» или «определений»: «по оной выписке докладывал он ее императорскому величеству, и ее императорское величество соизволила оную выписку слушать». Замечания государыни и ее резолюции Ушаков записывал в особые книги именных указов. Изредка - при расследовании наиболее важных дел или решении принципиальных для канцелярии вопросов - императрице передавались письменные доклады; Анна в таких случаях обычно ставила на документе своеручную резолюцию, почти всегда выражая согласие: «апробуэтца», «быть по сему докладу» или «учинить по сему». Иногда резолюция по делу, находившемуся в процессе расследования, заранее санкционировала еще не принятое решение канцелярии: «Ее императорское величество изволила указать по тому делу решение учинить в походной Тайной канцелярии». Ведомство Ушакова было несколько потеснено во влиянии на Анну Иоанновну после оформления в ноябре 1731 года Кабинета министров в составе престарелого канцлера Г. Головкина, князя А. Черкасского и вице-канцлера А. В 1735 году они получили право издавать указы, приравненные к царским подписи трех кабинет министров заменяли автограф императрицы. Многие дела Тайной канцелярии отныне докладывались не непосредственно императрице, а Кабинету. Но почти всегда в таких случаях вызывался Ушаков, и он вместе и наравне с кабинет министрами подписывал доклады особенно большое количество таких докладов было составлено в 1738 году , которые после этого обычно утверждались резолюцией Анны.

Но Кабинет, отодвинув Тайную канцелярию, отнюдь не изолировал ее от непосредственной связи с верховной властью: у Ушакова сохранялось право личного доклада Анне, а, следовательно, возможность спорить с министрами; и такой возможностью он иногда пользовался. Так, в 1736 году Ушаков обратился в Кабинет с требованием об увеличении штата своего ведомства на шесть канцеляристов. После того как были присланы только трое, генерал уже не тревожил министров, а обратился прямо к императрице и добился своего: сумев убедить ее, что увеличение числа сотрудников необходимо, а истребованные дополнительные кадры - люди «добрые и к правлению дел способные», получил желанное высочайшее указание «вышепоказанных канцеляристов взять к делам в Тайную канцелярию». Канцелярия тайных розыскных дел иногда играла роль доверенного, чисто исполнительного органа при императрице.

Старообрядцы - отвергали реформу Никона , проведённую в 1650-х-1660-х годах, они придерживались норм и обрядов, существовавших до реформы. Данный материал очень удобно приклеить на карточки , систематически вспоминать.

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна.

Преображенский приказ находился в непосредственном ведении царя и управлялся князем Ф. Ромодановским до 1717 года; после смерти Ф. Ромодановского — его сыном И. Впоследствии приказ получил исключительное право на ведение дел о политических преступлениях или, как они тогда назывались, «противу первых двух пунктов». С 1725 года тайная канцелярия занималась и уголовными делами, которыми ведал А.

Но при малом количестве людей под его началом было не более десяти человек, прозванных экспедиторами тайной канцелярии охватить все уголовные дела такому отделению было не под силу. При тогдашнем порядке расследования этих преступлений колодники , уличённые в каком-либо уголовном преступлении, могли по желанию продлить свой процесс, сказав «слово и дело» и совершив донос ; они немедленно забирались в Преображенский приказ вместе с оговорёнными, причём очень часто оговаривались люди, не совершившие никакого преступления, но на которых доносчики имели злобу. Учреждённая в феврале 1718 года в Петербурге и существовавшая до 1726 года Тайная канцелярия имела те же предметы ведомства, как и Преображенский приказ в Москве, и также управлялась И. Ведомство создавалось для следствия по делу царевича Алексея Петровича , затем ему были переданы другие политические дела чрезвычайной важности; впоследствии оба учреждения слились в одно. Руководство Тайной канцелярией, так же как и Преображенским приказом, осуществлялось Петром I, который нередко присутствовал при допросах и пытках политических преступников.

Объявляющий об этом манифест от 2 апреля 1801 г. Но как с одной стороны, впоследствии времени открылось, что личные правила, по самому своему существу перемене подлежащие, не могли положить надежного оплота злоупотреблению, и потребна была сила закона, чтобы присвоить положениям сим надлежащую непоколебимость, а с другой, - рассуждая, что в благоустроенном государстве все преступления должны быть объемлемы, судимы и наказуемы общею силою закона, Мы признали за благо не только название, но и само действие Тайной экспедиции навсегда упразднить и уничтожить, повелевая все дела, в оной бывшие, отдать в Государственный архив к вечному забвению: на будущее же время ведать их в 1-ми 5-м департаментах Сената и во всех присутственных местах, где ведаются дела уголовные"33. Необходимо подчеркнуть, что в отличие от Петра III и Екатерины II, ограничившихся лишь сменой вывесок в демагогических целях, Александр I действительно уничтожил в тот момент политический сыск как централизованную структуру. Следующим шагом молодого царя-либерала было полное и безусловное запрещение пытки. В посвященном этому указе от 27 сентября 1801 г. Чтобы нигде ни под каким видом ни в вышних, ни в нижних правительствах и судах никто не дерзал ни делать, ни допущать, ни исполнять никаких истязаний под страхом неминуемого и строгого наказания... Зловещая пыточная канцелярия наконец прекратила свое существование не только на словах, но и на деле. Однако вскоре Александр I и его ближайшее окружение поняли, что без какого-то органа государственной безопасности власть существовать не может. Основная угроза на этот раз исходила не столько изнутри страны, сколько извне - вставший во главе Франции Наполеон явно рвался к мировому господству. После сокрушительного разгрома Австрии и Пруссии на пути к нему у великого завоевателя оставалось только два препятствия - Англия и Россия. Французская разведка в тот период являлась одной из лучших в мире и проявляла большой интерес к действительным или потенциальным противникам своего императора. В отечественных документах 1810-1812 гг. Несмотря на все попытки противодействия их деятельности так, например, уже перед самым началом Отечественной войны 1812 г. Барклая де Толли через Д. Савана сумела подбросить французам дезинформацию о своих планах ведения боевых действий , далеко не все усилия наполеоновской разведки оказались тщетными. Француз Домберг, участвовавший в походе на столицу России, позднее вспоминал: "Москва, несмотря на громадное протяжение и обезлюдение, царствовавшие в ней, не представляла для французов никакого затруднения относительно распознавания местности, что обыкновенно случается в незнакомом городе. Самые положительные сведения, мельчайшие топографические подробности, доставлены были еще до начала войны нашим консулом Дорфланом. Он находился тут же при армии, так что указания его переходили ко всем, начиная с офицеров и до последнего солдата"35. Первоначально Александр I попытался решить проблему государственной безопасности без создания единого специализированного органа. На созданное 8 сентября 1802 г. Министерство внутренних дел были возложены многочисленные функции внутреннего управления страной, и среди них "попечение о повсеместном благосостоянии народа, о спокойствии, тишине и благоустройстве всей империи". Одновременно на строгих конспиративных началах при петербургском военном губернаторе стала действовать Тайная полицейская экспедиция. Секретная инструкция так определяла круг ее обязанностей: "Тайная полицейская экспедиция обнимает все предметы, деяния и речи, клонящиеся к разрушению самодержавной власти и безопасности правления, как-то: словесные и письменные возмущения, заговоры, дерзкие или возжигательные речи, измены, тайные скопища толкователей законов, учреждениев, как мер, принимаемых правительством, разглашателей новостей важных, как предосудительных правительству и управляющим, осмеяний, пасквилесочинителей, вообще все то, что относиться может до государя лично, как правление его. Тайная полицейская экспедиция должна ведать о всех приезжих иностранных людях, где они жительствуют, их связи, дела, сообщества, образ жизни, и бдение иметь о поведении оных"36. Однако обе структуры работали явно неэффективно, и, отправляясь в 1805г. Ко-маровскому: "Я поручаю столицу Вязмитинову, а тебя назначаю к нему в помощники; сверх того, я желаю, чтобы учреждена была секретная полиция, которой мы еще не имеем и которая необходима в теперешних обстоятельствах. Для составления правил оной назначен будет комитет из князя Лопухина, графа Кочубея и тебя... В его состав вошли министр внутренних дел В. Кочубей, министр юстиции П. Лопухин и военный министр, являющийся одновременно военным губернатором Петербурга С. Вязмитинов Е. Комаровский к работе в этом органе, несмотря на разговор с императором, так и не был привлечен. В составленной Н. Новосильцевым инструкции определялись две функции этого межведомственного совещания: "а сохранение общественного спокойствия и тишины; б отвращение недостатков продовольствия и жизненных припасов в столице". Для достижения этих целей Комитет высшей полиции должен был "немедленно и исправно" получать информацию от столичного обер-полицмейстера о подозрительных лицах, приезжих, слухах, скопищах и собраниях, о состоянии продовольствия , министра внутренних дел о слухах, поступающих из губерний через местных начальников , директора почт о подозрительной переписке , а затем доводить ее до сведения Комитета министров и самого императора. Не только деятельность, но и само существование этого органа окружалось завесой абсолютной секретности. Девятый пункт составленного для него наставления гласил: "Само собою разумеется, что существование сего Комитета, равно и советывания оного по вышеуказанным предметам и сношения с полицией и дирекцией почт должны сохраняемы быть в совершенной тайне, дабы не возродить в обществе напрасного опасения, что предстоит какое зло и через то нарушить его спокойствие. А по сему для письмоводства по делам, в Комитете производящимся, не назначать особых чиновников, а исправлять оное в департаменте министра внутренних дел". По мнению большинства исследователей, не обнаруживших в архивах никаких следов его деятельности, Комитет высшей полиции так и не приступил к своей деятельности, однако пункт 11 наставления прямо предусматривал отсутствие подобных следов: "Все предписания, которые Комитет за нужное признает сделать, даются от лица того министра, до которого оное касаться будет по вверенным управлению их делам"38. Тем не менее и этот опыт был признан неудачным, и по предложению Н. Новосильцева, одного из ближайших друзей царя, 13 января 1807 г. Когда у Вязмитинова после выхода этого указа возник закономерный вопрос: что же делать с Комитетом 1805 г. Весьма показательно появление в составе Комитета общей безопасности А. Макарова - ученика и преемника С. Шешковского на посту фактического руководителя Тайной экспедиции при Сенате. Тем самым устанавливалась определенная преемственность между прежним и новым органом политического сыска. Помимо указанных выше лиц в работе Комитета 1807 г. Салтыков, министр полиции А. Балашов и с 1814 г. Интересно, что Н. Итак, новый орган госбезопасности Российской империи создавался не только для противодействия французскому шпионажу, но и для борьбы с масонскими тайными обществами - иллюминатами и мартинистами. В принадлежности к иллюминатам подозревали автора проекта крупномасштабных реформ М. Сперанского, бывшего одно время одним из наиболее близких советников Александра I. Входивший в состав Комитета 1807 г. Балашов вместе со своим помощником Я. Однако торжество представителей Комитета общей безопасности было временным - через некоторое время оба инициатора отставки Сперанского были сначала фактически, а затем и формально отстранены от власти, а сам реформатор возвращен из ссылки. Опубликованный для общего ознакомления царский указ от 13 января 1807 г. При открытии дел по важным преступлениям местные власти должны были немедленно через петербургскую полицию и военного губернатора передавать их в Комитет общей безопасности, который, согласно с обстоятельствами, предпишет им порядок следствия и будет наблюдать за его ходом вплоть до окончания. Результаты расследования губернское начальство передавало затем на ревизию в Комитет. Министрам следовало информировать этот орган о том, кого они хотят высылать за пределы страны, а кого задержать. Все государственные учреждения и должностные лица обязаны были быстро предоставлять Комитету все необходимые сведения и выполнять его предписания. Секретная же инструкция, составленная Новосильцевым для этого органа госбезопасности, требовала "предусматривать все то, что могут произвести враги государства, принимать сообразные меры к открытию лиц, посредством коих могут они завести внутри государства вредные связи, и отвращать или искоренять благовременно такое зло"42. Каналы информации были те же самые, что и предусматривались для Комитета 1805 г. Местные власти с готовностью воспользовались возможностью освободиться от политических и даже некоторых уголовных дел, которые стали в достаточно большом количестве поступать в Комитет общей безопасности. В докладе от 19 февраля 1807 г. Штат Особенной канцелярии Комитета 13 января 1807 г. Как отмечают исследователи, с образованием канцелярии Комитет окончательно оформился как центральный следственно-судебный орган по политическим делам империи. Отныне местные администрации и полиция проводили лишь полицейское дознание или краткое следствие дел, поступавшее затем для более глубокого расследования в Комитет общей безопасности, решения которого утверждались лично царем. Анализ рассмотренных этим органом дел показывает, что большинство из них тем или иным образом было связано с организацией и осуществлением наблюдения за лицами, подозревавшимися в работе на французскую разведку или состоящими в масонских ложах, за распространителями слухов и пасквилей. Основная работа по организации сыска легла на плечи обер-полицмейстера, будущего министра полиции А. Балашова, который представил на утверждение императору "Примерное положение полицейской экспедиции", где конкретно определялись штат, жалованье, "необходимые свойства" служащих и их должности. Будущие сотрудники должны были "слышать, выведывать, проникать в образ мыслей всех и каждого". Хотя Комитет общей безопасности просуществовал до 17 января 1829 г. Так, если с 1807 по 1810 гг. Соответственно с этим, если в первые четыре года существования Комитета в него поступило 94 дела, из которых он рассмотрел 57, то за последующие девятнадцать лет в него поступило 57 дел, из которых было рассмотрено 36. Столь резкое падение активности деятельности Комитета общей безопасности объясняется тем, что в 1810 г. Александром 1 было образовано Министерство полиции, повлекшее за собой существенное перераспределение полномочий. Инициатором создания нового министерства был М. Хотя Комитет 1807 г. Допустить к сему делу людей разного состояния и различных наций, но сколько возможно благонадежнейших, обязывая их при вступлении в должность строжайшими, значимость гражданской и духовной присяги имеющими реверсами о беспристрастном донесении самой истины и охранения в высочайшей степени тайны... Они должны будут, одеваясь по приличию и надобностям, находиться во всех стечениях народных между крестьян и господских слуг; в питейных и кофейных домах, трактирах, клубах, на рынках, на горах, на гуляньях, на карточных играх, где и сами играть могут, также между читающими газеты - словом, везде, где примечания делать, поступки видеть, слушать, выведывать и в образ мыслей проникать возможно"43. Стремление создавать дублирующие и в силу этого неизбежно конкурирующие друг с другом структуры политического сыска было чрезвычайно характерно для Александра I, этого "настоящего византийца", как отозвался о русском царе имевший с ним дело Наполеон. Характеризовавший главу Российской империи Жозеф де Местр подчеркивал, что "основное его правило состояло в том, чтобы каждому из своих помощников уделять лишь ограниченную долю доверия". Результаты подобной византийской политики в области политического сыска довольно быстро привели к достаточно абсурдному положению дел, описанному генерал-лейтенантом А. Михайловским-Данилевским: "В Петербурге была тайная полиция: одна в Министерстве внутренних дел, другая у военного генерал-губернатора, а третья у графа Аракчеева. В армиях было шпионство тоже очень велико: говорят, что примечали за нами, генералами, что знали, чем мы занимаемся, играем ли в карты, и тому подобный вздор"44. Бестолковая организация сыска умножалась при этом на крайне низкое профессиональное качество занимавшихся им агентов, по поводу которой со знанием дела впоследствии писал декабрист Г. Батеньков: "Разнородные полиции были крайне деятельны, но агенты их вовсе не понимали, что надо разуметь под словами карбонарии и либералы, и не могли понимать разговора людей образованных. Они занимались преимущественно только сплетнями, собирали и тащили всякую дрянь, разорванные и замаранные бумажки, их доносы обрабатывали, как приходило в голову"45. Неудивительно, что при подобном положении дел Александр I так и не получил той секретной полиции, о которой он мечтал. Опасаясь чрезмерного, по его мнению, сосредоточения власти в каком-либо одном органе, император с подачи М. Сперанского в 1810 г. При этом Комитет общей безопасности и обе столичных "сокровенных полиции" не были упразднены, а взаимоотношения этих четырех органов политического сыска друг с другом так никогда и не были определены. При создании этой структуры М. Сперанский в качестве образца для подражания взял пример наполеоновской полиции во главе со знаменитым Фуше. Министерство состояло из двух канцелярий общей и особенной и трех департаментов. Департамент полиции исполнительной ведал административно-полицейским аппаратом, тюрьмами и рекрутскими наборами. Департамент полиции хозяйственной занимался продовольственными делами и приказами общественного призрения, а департамент полиции медицинской - врачебным составом, заготовлением медикаментов и снабжением медицинских учреждений. Какого-либо единого исполнительного органа у Министерства полиции не было, и его функции на местах выполняли губернаторы. Для этого внутри министерства был создан специальный орган - Особенная канцелярия. Указ от 25 июня 1811 г. Под "особенными делами" понималось пресечение любой формы антиправительственной деятельности, будь то борьба со слухами или различными проявлениями крестьянского и общественного движения, наблюдение за "политическими настроениями" различных слоев населения, за деятельностью масонских лож и религиозных сект. Входила в этот круг дел и борьба с иностранным шпионажем, причем исследователи отмечают, что примерно четверть из сохранившихся в архиве дел Особенной канцелярии посвящены именно этому виду деятельности, что позволяет говорить о ее явно выраженной контрразведывательной функции. Штат этой структурной единицы состоял из правителя канцелярии, трех столоначальников, трех старших и трех младших помощников столоначальников, экзекутора, начальника архива, его помощника, а также нескольких чиновников по "особым поручениям". В 1811-1819 гг. Об активной деятельности, развернутой новым органом государственной безопасности, свидетельствует следующее описание современника: "Город закипел шпионами всякого рода: тут были и иностранные, и русские шпионы, состоявшие на жалованье, шпионы добровольные; практиковались постоянные переодевания полицейских офицеров; уверяют, даже сам министр прибегал к переодеванию. Эти агенты не ограничивались тем, что собирали известия и доставляли правительству возможность предупреждения преступления, они старались возбуждать преступления и подозрения.

История политического сыска в XVIII веке

На основе широкого круга архивных и опубликованных документов в очерке рассказывается о реформе учреждений тайного политического сыска России в 1762 г. упразднении Канцелярии тайных розыскных дел и организации Тайной экспедиции. Нельзя прежде всего не обратить внимания на то, что даты не сходятся: указ, данный Ушакову о ликвидации дел Тайной канцелярии, датируется 15 января, а запись сенатского указа датируется 13 января; создается впечатление, что был не один, а два разновременных указа. Ликвидация Тайной канцелярии Указ о веротерпимости Начал секуляризацию монастырских владений. Заполнить таблицу «Социальная политика самодержавия в период дворцовых переворотов (вторая четверть XVIII в.)» Расширение прав и привилегий дворянства. Урок по теме Ликвидация внутренних таможен. Теоретические материалы и задания История, 8 класс. ЯКласс — онлайн-школа нового поколения. упразднении Канцелярии тайных розыскных дел и организации Тайной экспедиции. Оба ведомства выполняли функции политического сыска. Тайная канцелярия занималась делами преступлений чиновников по службе, государственной измены, покушения на жизнь государя и оскорбления царского достоинства.

ТА́ЙНАЯ КАНЦЕЛЯ́РИЯ

ликвидация Тайной канцелярии (Канцелярия тайных розыскных дел). Выберите один ответ: a. ликвидация коллегий b. создание Негласного комитета c. ликвидация Тайной канцелярии d. расширение Собственной Е.И.В. канцелярии. Что из названного относится к причинам проведения церковной реформы при патриархе Никоне? КАНЦЕЛЯРИЯ ТАЙНЫХ РОЗЫСКНЫХ ДЕЛ (1731-1762) Новое ведомство было создано 24 марта 1731 г. и стало полноправным преемником петровской Тайной канцелярии и Преображенского приказа.

Александр I упразднил Тайную экспедицию Сената и отменил пытки при допросах

один из центральных органов управления. 1740-1741 - Кабинет министров Елизавета Петровна 1741-1761 - Восстановление в правах Совета и др. петровских учреждений. Конференция при высочайшем дворе. преследование участников антикрепостнических выступлений (около 70% всех дел) и противников политических преобразований Петра I. Канцелярия тайных и розыскных дел. В первую очередь в сферу компетенции следователей Тайной канцелярии попадали дела, касающиеся служебных преступлений чиновников, государственной измены, покушения на жизнь государя.

ТА́ЙНАЯ КАНЦЕЛЯ́РИЯ

Александр I упразднил Тайную экспедицию Сената и отменил пытки при допросах СЕРЫЙ КАРДИНАЛ Настоящим «серым кардиналом» Тайной канцелярии стал генерал Андрей Иванович Ушаков. «Он управлял Тайной канцелярией при пяти монархах, — отмечает историк Евгений Анисимов, — и со всеми умел договариваться!
История политического сыска в XVIII веке. Реферат. Основы права. 2012-10-17 Роль и влияние тайной канцелярии в XVIII веке. Шесть удивительных фактов о тайном ведомстве, которое следило за противниками власти в России XVIII века. Причины и процесс ликвидации тайной канцелярии.
Реформы Петра 1 - кратко об изменениях в России Возникновение Тайной канцелярии при императрице Анне Иоанновне (1730-1740 годы правления) напоминает создание "маэорских канцелярий" и первой Тайной канцелярии Толстого.

Остались вопросы?

Панина Сенат, выродившийся к тому времени в громоздкое и неповоротливое учреждение, был разделен на шесть департаментов, каждый из которых имел строго оговоренный круг обязанностей и полномочий. Стремясь к упорядочению государственного аппарата, Екатерина изменила систему местного управления на Украине. В 1764 г. Гетмана сменил генерал - губернатор. Украина окончательно лишилась автономии. Екатрина осуществила отмененную после свержения Петра III секуляризацию церковных земель. Это пополнило казну и позволило прекратить волнения монастырских крестьян. Духовенство потеряло имущественную самостоятельность, оказалось на содержании государства. Так был завершен начатый Петром I процесс превращения духовенства в особый отряд чиновничества. Екатерина созвала т. В России все еще продолжало действовать Соборное Уложение 1649 г.

С тех пор было издано множество новых законов и указов, зачастую не согласующихся друг с другом. Ни при Петре I, ни при его преемниках создать новый свод законов не удалось. В течение двух лет 1764-1765 гг. Монтескье "О духе законов", а также идеи других крупнейших просветителей. Гарантией от превращения неограниченной монархии в тиранию должны были служить органы управления, стоящие между народом и верховной властью и действующие на основе законности. Однако сами эти органы длжны были создаваться и действовать по воле самодержца. Более глубоким изменениям должна была подвергнуться судебная система. Главным вопросом российской действительности того времени являлось крепостное право. Екатерина, воспитанная на идеалах Просвещения отрицательно относилась к крепостному праву, видя в нем "человеческому роду нестерпимое положение". Она также понимала, что освобождения крестьян требует хозяйственный прогресс.

В манифесте по случаю своего вступления на престол царица заявляла: "Намерены мы помещиков при их имениях и владениях ненарушимо сохранять, а крестьян в должном им повиновении содержать". Однако, по-видимому, это объяснялось стремлением заручиться поддержкой дворянства.

Голицын и голштинский герцог Карл Фридрих — муж старшей дочери Петра. Петр II 1727—1730. Борьба за влияние на молодого царя между А. Меньшиковым и А. Остерманом и князьями Долгорукими. В сентябре 1727 г. Меншиков был арестован, сослан в далекий Березов, где вскоре и умер. Аристократическая группировка стремится пересмотреть петровские преобразования и по возможности восстановить порядки, существовавшие в России до их проведения.

Москва при нём вновь стала столицей. Анна Иоанновна 1730—1740. До восшествия на престол жила в Курляндии. Любила стрелять из ружья. По инициативе Верховного тайного совета были составлены «кондиции», т. Эти планы не нашли поддержки ни у дворян, ни у гвардейцев. Воспользовавшись этим, Анна Иоанновна провозгласила себя самодержавной императрицей, разорвала «кондиции» упразднила Верховный тайный совет 1730 , а его наиболее активных членов отправила в Сибирь. В царствование Анны Иоанновны небывалых размеров достигло влияние иностранцев и фаворита императрицы Бирона. Это время вошло в историю под названием «бироновщина». Основные направления политики: создание Тайной канцелярии 1730 ; создание Кабинета министров 1731 ; отмена петровского указа о единонаследии 1730—1731 ; сокращение срока службы до 25 лет 1736 ; установление жалованья русским офицерам не ниже уровня оплаты иностранцев.

При Анне Иоанновне возросли производство продукции металлургии, экспорт, а также социальная поддержка дворянства и началось расширение его привилегий.

Ушаков был профессионалом, ему было все равно, кого пытать». Он был выходцем из среды обедневших новгородских дворян и знал, что такое «борьба за кусок хлеба». Он вел дело царевича Алексея, склонил чашу в пользу Екатерины I, когда после смерти Петра решался вопрос о наследии, выступал против Елизаветы Петровны, а потом быстро вошел в милость правительницы. Когда в стране гремели страсти дворцовых переворотов, он был столь же непотопляем, как и «тень» французской революции — Жозеф Фуше, который во время кровавых событий во Франции успел побывать на стороне монарха, революционеров и пришедшего им на смену Наполеона. Что показательно, оба «серых кардинала» встретили свою кончину не на эшафоте, как большинство их жертв, а дома, в постели. Истерия доносов Петр призывал своих подданных доносить обо всех непорядках и преступлениях. В октябре 1713 года царь написал грозные слова «о преслушниках указам и положенным законом и грабителем народа», для доноса на коих подданные «без всякого б опасения приезжали и объявляли о том самим нам». В следующем году Петр показательно во всеуслышание пригласил неизвестного автора подметного письма «о великой пользе его величеству и всему государству» явиться к нему за наградой в 300 рублей — огромной по тем временам суммой.

Процесс, приведший к настоящей истерии доносов, был запущен. Анна Иоанновна, по примеру дяди, обещала «милость и награждение» за справедливое обвинение. Елизавета Петровна давала крепостным свободу за «правый» донос на помещиков, укрывавших своих крестьян от ревизии. Указ 1739 года ставил в пример донесшую на мужа жену, за что ей досталось 100 душ из конфискованного поместья. В этих условиях, доносили все и на всех, не прибегая к каким-либо доказательствах, основываясь лишь на слухах. Это стало главным инструментом работы главной канцелярии. Одна неосторожная фраза на пирушке, и судьба несчастного была предрешена. Правда, кое-что охлаждало пыл авантюристов. Исследователь вопроса о «тайной канцелярии» Игорь Курукин писал: «В случае запирательства обвиняемого и отказа на дачу показаний, неудачливый доносчик мог сам попасть на дыбы или провести в заточении от нескольких месяцев до нескольких лет».

По мере расширения штата Тайный приказ начал заниматься иностранцами, подозреваемыми в шпионаже, и фальшивомонетчиками. Через Приказ тайных дел проходили все проблемы, какими только интересовался Алексей Михайлович, но хотел решить их в обход боярского мнения. Здесь занимались преступлениями против государства, угрожавшими новой смутой. Например, именно глава приказа вел дело мятежного протопопа Аввакума, а затем и его противника, реформатора Никона. Ликвидация Внезапная смерть Алексея Михайловича в 1676 году положила конец Тайному приказу. Его сын, Федор Алексеевич, имел другие взгляды на управление страной и упразднил организацию.

Возродился институт спецслужб только при Петре I. Тут-то и оказалось, что от подъячих времен Тишайшего сохранился целый архив. Конечно, в нем было отражено далеко не все — работа с чрезвычайными делами велась без записей.

ТА́ЙНАЯ КАНЦЕЛЯ́РИЯ

Ликвидация. Внезапная смерть Алексея Михайловича в 1676 году положила конец Тайному приказу. Его сын, Федор Алексеевич, имел другие взгляды на управление страной и упразднил организацию. До Тайной канцелярии Петр в 1686 году создал учреждение для Преображенским и Семеновским полками, с 1695 году получившее название Преображенского приказа. О ликвидации тайной канцелярии. О создании законосовещательного органа при императоре – Непременного совета. Члены совета могли наблюдать за государственной деятельностью монарха и предоставлять ему предложения тех или иных реформ. Екатерина II (1762-1796), подтвердив указ о ликвидации Тайной канцелярии, другим актом от 19 октября 1762 года утвердила Тайную экспедицию при Сенате. Реформа органов центрального управления при Петре 1. Причины и предпосылки для проведения. Описание сути реформ, краткое содержание, ход проведения. Образование Ближней канцелярии и роспуск Боярской Думы. СЕРЫЙ КАРДИНАЛ Настоящим «серым кардиналом» Тайной канцелярии стал генерал Андрей Иванович Ушаков. «Он управлял Тайной канцелярией при пяти монархах, — отмечает историк Евгений Анисимов, — и со всеми умел договариваться!

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий