О каком качестве публичного выступления говорит цицерон если кто захочет быть первым в красноречии

Слова из выступления на пepвoм cъeздe xyдoжникoв и любитeлeй в Мocквe, 30 aпpeля 1894 гoдa, художника Ге Николая Николаевича (1831 – 1894). В диалоге «Об ораторе» он дает подробную разработку вопроса об использовании юмора в красноречии (II, 216-289). Очень возможно, что Цицерон был первым теоретиком риторики, включившим обстоятельную трактовку этого вопроса в общую работу по риторике. Одним из таких был Марк Туллий Цицерон. Публичная речь была наиболее распространенным жанром в среде образованных людей античности. Знания, дающие людям владение устной речью, занимающей умы и сердца людей, называлось риторикой. Итак, если кто захочет быть первым в красноречии, пусть он в гневных местах говорит напряженным голосом, в спокойных — мягким; низкий голос придаст ему важности, колеблющийся — трогательности. ОРАТОРСКОЕ ИСКУССТВО – это способность, умение говорить красиво, убедительно, искусная речь, построенная на ораторских приемах, высокая степень мастерства публичного выступления.

Подготовка публичного выступления

А что же мы? Что делаем мы, опора государства? Неужели свой долг перед республикой мы видим в том, чтобы вовремя уклониться от его бешеных выпадов? Нет, Катилина, на смерть уже давно следует отправить тебя консульским приказом, против тебя одного обратить ту пагубу, что до сих пор ты готовил всем нам…» Из первой речи Цицерона против Катилины, произнесённой в сенате Однако политическая звезда Цицерона очень быстро померкла. Ему не только не удалось удержаться в сенате и вообще в Риме из-за Цезаря , но и в принципе пришлось надолго покинуть политическую арену.

Республика, которую он защищал, пала. Его политическая программа — единение сословий — полностью провалилась. Когда голос Цицерона вновь зазвучал громко, на сей раз против деспота Марка Антония против него оратор прочёл около 20 сильных речей , тот устранил его самым грубым образом: послал убийц. Пожилому республиканцу и философу отрубили голову.

Фульвия с головой Цицерона, фрагмент картины П. Правда, политические убийства не спасли Антония от печальной развязки — политического и военного поражения, а затем суицида. И если он остался в истории лишь как любовник Клеопатры , малоприятный политик и оппонент Октавиана , то Цицерон занял в ней куда большее место. Оратор составляет важную часть наследия древнеримской культуры.

Его речи — лучшие образцы латыни 1-го в. Некоторые сочинения Цицерона — своеобразные пособия по ораторскому искусству. Главные из них, «De oratore» «Об ораторе» и «Orator» «Оратор» , он написал на склоне лет и в них включил все познания. Основные наставления и рассуждения Цицерона можно свести к 10 пунктам.

Обе темы приятны для воспоминаний, для рассуждений. Удовольствие противоположно тревоге и страху. Работа с этими темами особенно хорошо позволяет избавиться от «ораторской лихорадки», которая парализует активность. Когда подобное состояние овладевает оратором, он оказывается совершенно неспособным к творчеству.

Он не в силах сосредоточиться ни на одной творческой задаче, вся его энергия уходит на обслуживание этой пагубной для него доминанты. Все вокруг действует угнетающе. Приведем в качестве примера самостоятельную работу, которая объединила в себе и тему детства, и тему угощения. Помню в детстве Часто вспоминаю, как в деревне моя бабушка пекла ржаной хлеб, и как будто окунаюсь в мир детства.

Еще во дворе я чувствую ни с чем не сравнимый аромат и понимаю, что на столе меня уже ждет свежеиспеченное чудо. Радостно вбегаю в дом и беру в руки теплую буханку. Ее только что достали из печи! Отрезаю горбушку… Какая же у нее твердая, хрустящая корочка!

Посыпаю крупной солью… Затем чищу зубчик чеснока и натираю им румяные бока хлеба. Весь дом наполняется аппетитным запахом. Я жадно откусываю кусочек и смачно жую его! Чеснок приятно пощипывает язык и небо.

Не дожидаясь пока все во рту будет гореть, беру с окошка оставленный дозревать на солнце помидор. Как сейчас вижу его розовато-оранжевый бок с зелеными прожилками. Радуюсь его причудливой форме, ведь именно такие помидоры я люблю больше всего! Лизнув бочок, макаю его в соль и наслаждаюсь кисловато-соленой мякотью томата.

Вот оно — счастье! Помню, как бабушка с улыбкой смотрит на меня. Кажется, эта простая еда была самой вкусной, а счастье самым безмятежным! Доводилось ли вам когда-нибудь видеть грузинское застолье?

Это не просто ужин в кругу друзей, а особый ритуал, некое священное действо. Издревле гость в Грузии считается посланником Бога. Грузинская кухня удивительно богата и разнообразна. Хрустящий грузинский хлеб, острые сыры, многообразие приправ и соусов — все это делает вкус блюд неповторимым.

Сами названия звучат, как музыка: сациви, чахохбили, лобио, сацебели, сулугуни… Но разве прелесть грузинского застолья только в этом? Давайте мысленно перенесемся в Кахетию. Уединенный уголок, по склонам гор разбросаны деревни, а вокруг — бескрайние зеленые луга и виноградники. Красоту этой природы трудно передать словами.

Говорят, когда Бог расселял народы, грузинам земли не досталось. И тогда он отдал им ту, которую приберегал для себя. Образ этого края как райского уголка вошел в русскую культуру еще в XIX в. Вот небольшая деревня, всего в несколько домиков.

Во дворе одного из домов стоит простой дубовый стол, на нем бутылки с молодым вином, хлеб, сыры, зелень и фрукты. В центре на больших блюдах — приготовленные из тончайшего полупрозрачного теста и нежного мяса хинкали, от которых веет жаром.

Перо — лучший и превосходнейший творец и наставник красноречия... Письмо крайне эффективно помогает в искусстве излагать свои мысли и структурирует мышление. Риторика — это в том числе изложение, поэтому на пересечении одно способствует другому: риторика — письму, и письмо — риторике.

Многие великие люди писали от руки как для досуга, так и для упражнения. Гёте за всю свою жизнь написал более полутора тысяч произведений, среди которых стихотворения, поэмы, романы и автобиографии. Сделал ли Гёте великим свое письмо, или это его письмо сделало его великим? Ответ каждый даст сам для себя. Бенджамин Франклин с 12 лет начал работать в типографии.

Печатное дело было для него основным до политической деятельности. Также, он часто переписывал газетные статьи от руки, и тогда ему приходили собственные идеи для печати. В своей автобиографии Франклин не раз упоминает о том, какую большую роль сыграли письмо и чтение в его жизни. Обходись без пошлостей. Это способствовало нашему выживанию на протяжении многих лет и предотвращало многие болезни.

Цицерон жил с 106 до 43 г. Он родился в Арпине к юго-востоку от Рима, происходил из сословия всадников. В Риме он учился красноречию у знаменитых ораторов Антония и Красса, слушал и комментировал выступавшего на форуме известного трибуна Сульпиция, изучал теорию красноречия. Оратору необходимо было знать римское право, и Цицерон учился ему у популярного для того времени юриста Сцеволы. У него же он научился диалектике — искусству спора и аргументации. Во многих своих произведениях Цицерон излагает взгляды, близкие к стоицизму. В своих произведениях Цицерон выражает протест против тирании, превознося вопросы этики: трактаты «О дружбе», «Об обязанностях»; в последнем он порицает Цезаря, прямо называя его тираном.

Цицерон не отвергает и не утверждает существования богов, вместе с тем признает необходимость государственной религии; он решительно отвергает все чудеса и гадания трактат «О гаданиях». Первая дошедшая до нас речь 81 г. Еще большего успеха добился он своей речью «В защиту Росция Америпского». Цицерон выиграл этот процесс и добился популярности в народе. С этого времени Цицерон стал придерживаться «среднего» стиля красноречия, занимавшего середину между азианским и умеренным аттическим стилем. Реакция против аристократии после смерти Суллы в 78 г. Цицерон был избран претором; он произносит речь «О назначении Гнея Помпея полководцем».

Цицерон поддерживал законопроект Манилия о предоставлении неограниченной власти для борьбы с Митридатом Гнею Помпею, которого он неумеренно восхваляет. Эта речь имела большой успех. Когда в 63 г. Выступая против интересов бедноты, Цицерон клеймит позором их предводителя Люция Сергия Катилину, вокруг которого группировались лица, пострадавшие от экономического кризиса и сенатского произвола. Катилина, так же как и Цицерон, выставил в 63 г. Катилина составил заговор, целью которого было вооруженное восстание и убийство Цицерона.

Цицерон.Катилинарии.

При этом должно избегать всякого излишества, всякого кривляния, но зато искусно владеть взглядом. Ибо как лицо есть изображение души, так глаза - ее выражение. А насколько им быть веселыми или печальными, покажут сами предметы, о которых будет идти речь. Ознакомьтесь с описанием двух речевых ситуаций. Проанализируйте поведение их участников. Каковы причины успеха «молодых людей» в первом примере и коммуникативной неудачи продавца меда во втором? Как-то раз, открыв дверь на звонок, я заметил, что звонили и соседям, поскольку открыли дверь и они. На площадке находились двое молодых людей приятной внешности. Один из них обратился к нам со следующей речью: - Вы, конечно, знаете, что сейчас много квартирных краж. Воры вышибают двери или открывают замок отмычкой за несколько секунд. В качестве защиты мы укрепляем дверные коробки и ставим крепкие двери с замками особой сложности.

Судебные речи талантливых русских дореволюционных юристов С. Адреевского, А. Кони, В. Спасовича, В. Жуковского, П. Александрова, К. Хартулари, Ф. Плевако, Н.

Карабчевского, К. Арсеньева, А. Урусова, Н. Холева, несомненно, заслуживают того, чтобы быть глубоко и всесторонне изученными студентами современных юридических вузов. Дореволюционное отечественное судебное красноречие пронизано особым всепроникающим психологизмом, что косвенно подтверждает стремление ораторов апеллировать к чувствам присяжных заседателей и слушателей. Между тем, как известно, в последующее время именно непосредственно доказательственная сторона судебной речи приобрела гораздо большее значение, чем преимущественно психологический анализ конкретного дела. С учетом последнего обстоятельства традиции русского судебного красноречия были приумножены в советский период отечественной истории талантливыми судебными ораторами. Брауде, Л.

Ветвинский, С. Казначеев, Я. Киселев, В. Россельс и многие другие разработали и апробировали принципы и стиль современной судебной речи. Октябрьская революция 1917 года, при всей своей эпохальной значимости в истории России и современного мира, противоречивым образом отразилась на развитии отечественного ораторского искусства. Его гуманитарная суть, ориентированность на поиск истины, искусство убеждения оказались невостребованными новой идеологией, которая недвусмысленно и жестко потребовала от риторики пропагандистской направленности, служения классовой доктрине, интересам новой партийно-государственной элиты. Практически на три четверти века понятие «риторика» выпало из образовательной системы общества и государства. Характеризуя риторические традиции советского периода, изначальной посылкой, очевидно, следует признать тот факт, что все социальные революции выдвигали на передний план видных ораторов, обладающих, по словам М.

Вебера, харизматическим авторитетом. Особая «благодать», «божественный дар», заключенный в способности целенаправленно воздействовать на людей, в том числе красноречием, — это и есть харизма. Именно харизма, подкрепленная выдающимся ораторским талантом, сыграла большую роль в выдвижении такой колоссальной исторической фигуры, как лидер большевистской партии В. Общеизвестно, что Ленин был непревзойденным мастером революционной пропаганды. Сталин отмечал, что самой сильной стороной ораторского искусства Ленина являлась непреодолимая сила логики. Горький постоянно находился под впечатлением от особенной слитности, законченности, прямоты и силы речи революционного вождя, где «все есть и ничего лишнего». Ленина всегда слушали с восхищением, его речи воспринимали как руководство к действию. Ораторское наследие Ленина включает по меньшей мере шестьсот речей, докладов, выступлений.

Оно по-своему значимо и только неперспективно мыслящие политики и ученые могут позволить себе списать его в архив. Независимо от социально-политического контекста, следует отдать должное и ораторскому мастерству таких революционных и государственных деятелей советского периода, как М. Калинин, С. Киров, Я. Свердлов, Л. Троцкий, А. Луначарский и других, которые хорошо понимали силу и значение живой речи и потому тщательно оттачивали свое умение убеждать словом, овладевать вниманием аудитории. Небезынтересно, что после Октябрьской революции в Петрограде был образован Институт живого слова.

В его организации участвовали виднейшие литературоведы, лингвисты, деятели культуры и политики — С. Бонди, А. Луначарский, В. Мейерхольд, Л. Щерба, Н. Энгельгардт, Л. Якубинский и другие. В Институте были открыты учебное, научное и просветительское отделения, в задачу которых входила подготовка работающих со словом специалистов преподавателей, писателей, пропагандистов, агитаторов, актеров.

Исторический и научный интерес представляет речь А. Луначарского 15 ноября 1918 года на открытии этого Института. По сути дела, она была посвящена программе обучения ораторскому искусству в советское время. В общемировом масштабе возрождение риторики состоялось во второй половине XX века. Сегодня в современной риторике можно выделить несколько возникших независимо друг от друга течений: Разрабатываемая английскими и американскими литературоведами, принадлежащими к так называемой «новой критике», риторика, восходящая к деятельности Чикагской школы неоаристотелизма. В рамках указанного подхода риторика определяется как наука о социально-символизирующей деятельности, целью которой является установление социальной идентичности, а исходным условием — непонимание. Перельмана и Л. Олбрехт-Тытека, основывающаяся на ориентированной на аудиторию теории аргументации.

В рамках указанного подхода риторике отводится задача исследования тех средств аргументации пример, иллюстрация, аналогия, метафора и т. Критико-герменевтическая риторика Х. Гадамера и его последователей. При этом считается, что риторика в настоящее время уступает место герменевтике от греч. При этом свидетельства возрастающего интереса к риторике используются Гадамером как аргументы в пользу непосредственно герменевтики. Отметим, что Пирс в начале XX века разработал теорию спекулятивной риторики, или методики, которая должна была исследовать знаки в их семиотическом измерении третичности, как интерпретанты в сознании интерпретаторов, то есть исследовать перенос значения от сознания к сознанию, социально-символизирующую функцию знака. Однако по причине того, что указанная теория была сравнительно мало известна, действенным источником различных вариантов семиотики риторических фигур стала теория метафоры и метонимии Р. В ряде своих работ, самая ранняя из которых относится к 1921 году, Якобсон рассматривает метафору и метонимию как фигуры-прототипы, полагая, что метафора представляет собой перенос по сходству, а метонимия — по смежности.

Предложенная Якобсоном теория истолковывается двояко. Прежде всего, его теорию можно охарактеризовать как набросок таксономии риторических фигур и, следуя примеру древних риторов, восстановить эту таксономию. Одной из самых разработанных систем риторических фигур является риторика льежских логиков, объединившихся в так называемую группу М. Исходя из концепции идеального нулевого уровня языка, группа М рассматривает риторические фигуры как отклонения от нулевого знака, причем минимальное отклонение называется метаболой. Вся совокупность метабол делится на несколько групп. По глоссематике Л. Первые из них подразделяются на морфологические и синтаксические фигуры, а вторые — на семантические и логические. При этом выделяются четыре группы метабол: метаплазмы фонетические или графические отклонения на уровне слова, например, каламбур ; метатаксис фонетические или графические отклонения на уровне предложения, например, эллипсис ; метасемемы семантические отклонения на уровне слова, например, метафора , относящиеся к системе языка; металогизмы семантические отклонения на уровне предложения, например, ирония — метаболы референциального содержания.

Используя введенные еще Квинтилианом виды отклонения, группа М вносит дальнейшие уточнения в эту классификацию метабол. В основе анализа риторических фигур лежат два разных вида семантической декомпозиции, предложенные группой М: декомпозиция по типу логического умножения дерево — это ветви, и листья, и ствол, и корень… и декомпозиция по типу логического суммирования дерево — это тополь, или клен, или дуб, или ясень…. На сегодняшний день риторика группы М — это, по мнению специалистов, наиболее совершенная и перспективная классификация риторических фигур, использующая методы теорий речевой деятельности, коммуникации, психолингвистики, теории текста, но, главным образом, — методы структурной семантики. Поскольку группа М рассматривает риторику как дисциплину, характеризующую литературный дискурс лишь как один среди множества других, ее риторика близка к разрабатываемой структуралистами лингвистике текста. В этом отношении очень характерна лингвистика текста Р. Еще в ранних работах, посвященных мифологемам общественного сознания, Барт ввел в научный оборот понятие коннотативной знаковой системы, то есть системы, использующей в качестве означающих знаки другой системы.

Дочь: А почему на бровях? Мать: Так говорят... В первой беседе с незнакомым или малознакомым человеком не следует использовать тактику: личных вопросов собеседнику. В речевом акте: А. А они усложняют себе жизнь, портят друг другу кровь... В этих типах речевых сообщений используется кодифицированная речь: лекция. В этом жанре письменного сообщения преобладает функционально-смысловой тип речи — описание: рецепт приготовления торта. В этом типе речевых сообщений преобладает эмоциональный материал: рекламный текст. В этом типе текста излагаются события, развиваются действия, есть сюжет, персонажи, диалоги: повествование. В этом функционально-смысловом типе речи преобладает перечисление деталей обстановки: описание. Вид речевой деятельности, направленный на продуцирование высказывания и осуществляемый без участия непосредственного собеседника, — это: письмо.

Где причина такой чудесной судьбы? Причина только в жажде знаний, в богатырском труде и умноженном таланте, отпущенном ему природой. Всё это вознесло бедного сына рыбака и прославило его имя» А. Кони Укажите пример с ошибкой в образовании формы Р. В предложении В результате беспрекословный имидж певицы не то чтобы потускнел, а стал более легкомысленным, девальвировался. Словарь представляет собой книгу 1 в которой приводится перечень слов 2 даются необходимые пояснения к ним 3 различного рода сведения 4 в зависимости от назначения издания. Укажите грамматически правильное продолжение предложения. Побывав в Москве 17 века, Укажите правильный образец оформления личных данных в резюме рубрика «Образование». Для какого способа изложения характерно изложение материала от общего к частному: Укажите ряд, в котором перечислены все сведения, которые должны быть отражены в основном тексте характеристики. Какой тип аргумента используется в следующем тексте? Наталья Анатольевна, не ставьте, пожалуйста, двойку. Меня лишат стипендии, а отец сейчас безработный. Обещаю в следующем семестре заниматься очень хорошо и устранить пробелы в знаниях по Вашему предмету. Данный ниже отрывок является частью… Пособие содержит теоретический материал и систему разнообразных упражнений, выполнение которых ставит целью развитие речевых способностей учащихся. Книга адресована учащимся старших классов, учителям русского языка, студентам вузов, а также всем, кто хочет сделать свою речь более грамотной, убедительной и выразительной Укажите словосочетание с нарушением норм согласования Какой из приведенных конструкций нельзя заканчивать выступление? Укажите правильное оформление личных данных в резюме рубрика «Цель». Употребление слова в соответствии с его значением — это … Какое устойчивое выражение используется в официально-деловом стиле? Укажите предложение, в котором нарушена норма согласования Титульный лист, оглавление, введение, теоретическая часть, исследовательская часть,Какое выражение используется в официально-деловом стиле? Укажите пример с ошибкой в образовании формы повелительного наклонения Вступление нельзя начинать В каком слове произносится [О] на месте буквы Ё? Единственно возможный или предпочитаемый вариант правильного, образцового произношения — это…. Укажите, какой жанр НЕ относится к официально-деловому стилю. Ошибочным является употребление прилагательного в словосочетании: Какое выражение используется в официально-деловом стиле? Документ, содержащий социально значимые сведения из жизни автора, — это… В каком ряду во всех словах ударение проставлено верно? К социально-политическому красноречию относится: Укажите пример с ошибкой в образовании формы Р. На каком этапе античного риторического канона предлагалось осуществлять стилистическое оформление речи Укажите правильную последовательность этапов подготовки к публичному выступлению: А. Запоминание Б. Написание текста В. Анализ выступления Г. Определение цели выступления Д. Выбор темы Е. Определение времени выступления Ж. Поиск материала З. Репетиция И. Произнесение речи Род речи, помогающий формированию научного мировоззрения, отличающийся научным изложением, глубокой аргументированностью, логической культурой — это Какую фразу можно использовать, вводя в речь аргумент к авторитету? Укажите предложение, в котором допущена ошибка в выборе падежной формы Нет речевой ошибки в предложении: «Эта статья до глубины души меня…» Укажите речевое действие, которое помогает установить и поддерживать контакт с аудиторией. К какому жанру относится данный текст? В справочнике описываются принципы русской орфографии и пунктуации и излагаются правила современной орфографии и пунктуации. Особое внимание уделено случаям, вызывающим затруднения у работников печати. Справочник адресован редакторам и корректорам. Какое выражение НЕ используется в официально-деловом стиле? В каком слове согласный перед Е произносится твердо? В каком слове согласный перед Е произносится мягко? В каком ряду во всех словах произносится звук [ш]? В каком варианте ответа существительное мужского рода? В каком предложении допущена грамматическая ошибка? Укажите НЕверный вариант записи: Картина написана... В каком предложении НЕТ грамматической ошибки? Укажите НЕверный вариант записи: Телепередача с участием... Укажите НЕверный вариант записи: Произведение создано... Укажите неверный вариант записи: Картина написана... В каком варианте ответа существительное женского рода? Укажите неверный вариант записи: Фильм снят... Укажите предложение БЕЗ грамматической ошибки. Укажите неверный вариант записи: Заявление подано от... Морфологическую ошибку содержит предложение: Укажите неверный вариант записи: Квартира продана... Укажите пример с ошибкой в образовании формы множественного числа родительного падежа: В каком варианте ответа существительное среднего рода? Укажите пример с ошибкой в образовании формы множественного числа родительного падежа: В каком предложении НЕТ грамматической ошибки? Укажите пример с ошибкой в образовании формы множественного числа родительного падежа: Укажите НЕверный вариант записи: Машина продана... Укажите неверный вариант записи: Документы от... Какая лексическая ошибка допущена в предложении: Мотоциклист одел шлем и нажал на педаль. В литературном языке возможно использование следующего словосочетания: Какая лексическая ошибка допущена в предложении: Бывает так, что в ответ на критику вы получаете обратный бумеранг. Укажите, в каком предложении нарушена лексическая норма. Какая норма нарушена в предложении: До сих пор неизвестно, кто же творец этого уникального творения. В литературном языке возможно использование следующего словосочетания: Какая лексическая ошибка допущена в предложении: Безотрадна цветовая гамма цветов, использованная Ф. Достоевским в романе. Какая лексическая ошибка допущена в предложении: Направление развития экономики в 20 веке и у нас, и на Западе приняло ложное направление. Каким словарем вы НЕ воспользуетесь: скворе[чн]ик - скворе[шн]ик; глохнул - глох; проблемный - проблематичный? Неподвижное ударение — это ударение, которое Каким словарем вы НЕ воспользуетесь: ску[чн]о - ску[шн]о; ахиллесова пята; мастеры - мастера? Орфоэпические нормы — это … Каким словарем вы НЕ воспользуетесь: праче[чн]ая - праче[шн]ая; игровой - игральный; катеры - катера? Разноместное ударение — это ударение, которое Рекомендуемый словарями и принятый обществом вариант правильной постановки ударения - это... В орфоэпическом словаре закреплены … Каким словарем вы НЕ воспользуетесь: було[чн]ая - було[шн]ая; авторитарный - авторитетный; кремы - крема? Нормы, связанные с образованием форм различных частей речи - это... Каким словарем вы НЕ воспользуетесь: коне[чн]о - коне[шн]о; спонтанный - самопризвольный; эффектный - эффективный? Каким словарем вы воспользуетесь, чтобы определить значения слов: памятный - пямятливый? Что из перечисленного не является признаком нормы? Лексическая норма — это … Каким словарем вы НЕ воспользуетесь: копее[чн]ый - копее[шн]ый; жалюзи; черный кофе - черное кофе? Грамматические нормы — это … Каким словарем вы НЕ воспользуетесь: Ильини[чн]а - Ильини[шн]а; дипломат - дипломант; огромный шимпанзе - огромная шимпанзе? Ударение НЕ может быть: В каком варианте ответа ударение выполняет смыслоразличительную функцию? В словаре «Управление в русском языке» закреплена… Укажите предложение с грамматической ошибкой. Стоя по горло в воде, … Укажите грамматически правильное продолжение предложения. Являясь одним из лидеров на рынке потребительских кредитов Укажите предложение с грамматической ошибкой. Укажите предложение с грамматической ошибкой. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква? Укажите верное написание выделенного слова и его объяснение. В течени… семестра я не пропускал занятия. В каком ряду во всех словах пишется одна и та же буква? В заключени… дипломной работы внесены изменения. Пловец попал в течени …, и его сильно ударило о камни. Задача на подоби… треугольников. В каком ряду все слова пишутся раздельно? В каком ряду во всех словах пишется удвоенная согласная? В каком ряду все слова пишутся слитно? В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых должны стоять запятые? Со временем 1 считают эксперты 2 кредитные ставки будут не столько падать 3 сколько дифференцироваться 4 в зависимости от уровня риска того 5 или иного заемщика. Сотрудникам университета 1 с шестидневной рабочей неделей 2 недоработку рабочего времени 3 образовавшуюся за счет объявленных выходных дней 4 отработать в последующий период 5 согласно графикам. Авторы статьи 1 касаются основной проблемы 2 с которой 3 сталкиваются банки 4 решившие заняться кредитованием населения. Идя навстречу рынку 1 Центральный банк существенно расширил перечень компаний-эмитентов 2 чьи ценные бумаги 3 можно заложить 4 для получения кредита. Как известно 1 доминирующими причинами финансовых 2 и банковских кризисов 3 являются макроэкономические условия 4 иначе говоря 5 «плохая» бизнес-среда. Необходимо отметить 1 что компания имеет право полностью 2 или частично оспорить информацию 3 содержащуюся в ее кредитной истории. Начиная с 2000 г. Ежедневно каждый человек видит около 1500 логотипов 1 и торговых марок 2 расположенных на упаковке товаров 3 на самих товарах в рекламе 4 или на элемента фирменного стиля. В научном стиле местоимение «мы» имеет обобщенное 1 и неопределенное значение 2 поскольку в научной речи 3 по выражению А. Пешковского 4 «личное прячется 5 под выработанные в языке обобщительные формы». Для выдачи кредитов многие продают валюту 1 открывают короткие позиции 2 что повышает валютные риски финансовой системы 3 имеющие значительный характер в случае девальвации 4 или падения курса. Ораторика подразделяется на... В Древнем Риме риторика - это... Новый подъем интереса к риторике отмечается... К социально-политическому красноречию НЕ относится... Время расцвета риторики в России...

Аллюзия это речевая ошибка новое слово трансформация устойчивого выражения

Слова из выступления на пepвoм cъeздe xyдoжникoв и любитeлeй в Мocквe, 30 aпpeля 1894 гoдa, художника Ге Николая Николаевича (1831 – 1894). Затем Цицерон говорит, что в государстве есть все средства для приведения приговора в исполнение, нужно только решить, учитывая, что решение участи заговорщиков — это решение о жизни и смерти римского государства и всех граждан. 66850. О каком качестве публичного выступления пишет Цицерон: « кто захочет быть первым в красноречии, пусть он в гневных местах говорит напряженным голосом, в спокойных – мягким; низкий голос придаст ему важности, колеблющийся – трогательности»? Риторика – это искусство красноречия. Красноречие – сила. Главным, центральным понятием риторики есть оратор – человек произносящий речь. Ораторы в меру своего влияния – вожди общества; их специальная сфера – воздействовать на людей. О сервисе Прессе Авторские права Связаться с нами Авторам Рекламодателям Разработчикам. Среди многочисленных правил риторики можно выделить три наиболее существенных: тезис, формула Цицерона, план и эпистема. Кратко рассмотрим каждое из них.

Ораторское мастерство

Итак, если кто захочет быть первым в красноречии, пусть он в гневных местах говорит напряженным голосом, в спокойных – мягким; низкий голос придаст ему важности, колеблющийся – трогательности. О каком качестве публичного выступления пишет Цицерон: « кто захочет быть первым в красноречии, пусть он в гневных местах говорит напряженным голосом, в спокойных – мягким; низкий голос придаст ему важности, колеблющийся – трогательности»? Марк Тулий Цицерон известен своими ораторскими речами во всем мире, его интересный подход к публичным выступлениям покорял слушателей. Философ обладал редким даром красноречия. Цитата из книги«Оратор» Марка Туллия Цицерона — «Итак, если кто захочет быть первым в красноречии, пусть он в гневных местах говорит напряженным». Если второе «золотое» правило риторики тесно связано с риторическими «цветами», риторическими тропами и фигурами, с манерой и стилем оратора, с мелодичностью его голоса и с темпо-ритмом его речи, то третье «золотое» правило — в наибольшей степени с первым. Гуманистическая проза также в процессе своего формирования взяла за основу язык Цицерона. Даже в XVIII столетии видные французские политики-революционеры брали за основу своего красноречия правила и приёмы Цицерона.

Цицерон как теоретик и практик ораторского искусства

Затем Цицерон говорит, что в государстве есть все средства для приведения приговора в исполнение, нужно только решить, учитывая, что решение участи заговорщиков — это решение о жизни и смерти римского государства и всех граждан. Итак, если кто захочет быть первым в красноречии, пусть он в гневных местах говорит напряженным голосом, в спокойных – мягким; низкий голос придаст ему важности, колеблющийся – трогательности. Искусство публичного выступления требует развития и совершенствования многих навыков, начиная с постановки голоса и заканчивая приемами психологического воздействия на публику. Затем Цицерон говорит, что в государстве есть все средства для приведения приговора в исполнение, нужно только решить, учитывая, что решение участи заговорщиков — это решение о жизни и смерти римского государства и всех граждан. В сенате, в храме Согласия, 5 декабря 63г. до н.э. Цицерон, нарушая процессуальные нормы, выступил с очередной речью против Катилины (четвертая Катилинария), призывая казнить заговорщиков.

Популярные статьи:

  • Другие популярные рефераты:
  • Речи Цицерона | Блог 4brain
  • Цицерон м.Т. "Оратор"
  • Поиск по этому блогу

Цицерон. "Об ораторе"; "Речи против Катилины".

Но — возможно скорее. С нетерпением жду твоего письма. Ты ведь знаешь, что именно таков старинный сократический обычай — оспаривать мнение собеседника; Сократ считал, что так легче всего достичь наибольшего приближения к истине. Сочиняя книги о презрении к славе, ни один не забывает надписать на них свое имя. Всякий, кто хочет иметь успех, следит за их желаниями и в согласии с ними слагает свою речь целиком применительно к их суждениям и взглядам. Эти три книги я очень хотел бы теперь иметь: они пригодились бы для того, что я обдумываю. Опасаюсь, как бы именно в этом не было даже наоборот; ведь я, пожалуй, был бы более тверд, так как в образованном уме нет ничего грубого, ничего нечеловеческого. Но, с другой стороны, и честность педагога, и усердие врача, и заботливость всего дома во всех отношениях запрещают мне такое предположение. Высказывания великих и известных людей, философов, писателей, политиков, учёных.

Страница: Цицерон - цитаты, фразы и афоризмы.

Боль колет? Пусть даже режет: если ты безоружен — подставь горло; если защищен мужеством, как Вулкановым доспехом, — сопротивляйся; а иначе оно перестанет быть стражем твоего достоинства, оставит тебя и покинет. Сейчас я скажу о звуке, тотчас затем — о ритме. Никакая мысль не будет полезна оратору, не будучи изложена складно и законченно, и никакие слова не явят свой блеск, не будучи тщательно расположены; и как тому, так и другому яркость придается ритмом. К этому желанию видеть истинное присоединяется стремление главенствовать, так что человек, хорошо одаренный от природы, соглашается повиноваться только человеку либо наставляющему, либо обучающему его, либо справедливо и законно повелевающему им для общей пользы; так возникают величие духа и презрение к делам человеческим. И вот, когда мы свободны от неизбежных занятий и забот, мы хотим что-нибудь видеть, слышать, изучать и находим нужным для того, чтобы жить счастливо, — познавать вещи либо скрытые от нас, либо изумительные. От нее мы переходим к родителям, от родителей к учителям и впиваем все новые и новые заблуждения, так что истина уступает тщете, а сама природа — укоренившимся предрассудкам. Из-за этой своей слепоты люди, желая самого лучшего, но не зная, ни какое оно, ни где его искать, — иные рушат свои государства, иные губят самих себя. А если такое желание направлено против разума и сильно возбуждено, то это уже похоть, разнузданное хотение, которое мы видим во всех глупцах.

Ведь по законам самой природы все люди тянутся к тому, что кажется им благом, а противоположного избегают; поэтому если предмет кажется благом, то домогаться его велит сама природа.

Можно констатировать, что система теории риторики в основных чертах сформировалась в IV веке до н. В частности, греческая риторическая терминология имеет аналогию в латинском языке, охватывающую все элементы системы риторики, необходимые для оратора: природные способности natura , обучение искусству красноречия ars doktrina , подражание образцам imitatio , постоянное упражнение exercitium , практический опыт usus. Задачами оратора officia oratoris считались собирание материала и выбор точки зрения inventio , распределение материала dispositio , придание речи необходимой стилистической формы elocutio , запоминание речи или выучивание ее наизусть memoria и произнесение actio, pronuntiatio. Речь должна была состоять из следующих основных частей: вступление exordium , изложение существа дела narratio , приведение доказательств argumentatio и заключение peroratio. Перед изложением часто давалось перечисление ключевых моментов речи divisio, propositio , а доказательственная часть разделялась на доказательство собственных положений confirmatio и опровержение утверждений противника refutatio. Среди задач оратора постепенно важнейшее место занимает придание речи стилистически правильной формы.

Особое значение приобретает учение о стиле elocutio. Различались три стиля: удобный для поучения docere , сухой стиль genus subtile , приспособленный более всего для судебного красноречия; имеющий целью затронуть слушателя movere , возвышенный стиль genus grande, sublime , который использовался преимущественно в совещательном роде красноречия; предназначенный для того, чтобы усладить delectare слушателя, средний стиль genus media , уместный в торжественном эпидиктическом роде красноречия. В каждом из указанных стилей должны были быть соблюдены требования языковой правильности latinas , ясности perspicuitas , уместности aptum и украшенности ornatus. Украшения речи образуют ядро учения о стилях и детально излагаются в учебниках античной риторики. Средневековая риторика опиралась на античную латинскую риторику, в частности, на работы Цицерона и Доната. В ХII веке был вновь «открыт» Аристотель, а в XV веке — Квинтилиан, однако сущность средневековой риторики от этого практически не изменилась. Ограничиваемая логикой и грамматикой, литературная риторика, оформившаяся в средние века, получила интенсивное развитие лишь в эпоху Возрождения и в Новое время.

Несмотря на то, что декламация, популярная в эпоху «второй софистики», вновь широко распространилась во времена Возрождения, основным направлением развития риторики в XV—XVI веках оставалась литературная нива. Работы, посвященные риторике или просто затрагивающие некоторые ее проблемные поля, даже если они написаны такими выдающимися мыслителями, как Ф. Вилес, Ф. Бэкон, по мнению специалистов, обнаруживают значительное влияние античных образцов, воспринятых, однако, сквозь призму идей о риторике, сложившихся в средние века, и отсутствие новых подходов к науке о красноречии. В это время классические образцы были восстановлены в своем изначальном виде и освобождены от вольных интерпретаций, но в целом авторы риторических трактатов определенно отказывались от философского обоснования риторики, как это было у Аристотеля и Цицерона. Указанный подъем имел место, прежде всего, во Франции и был прямо и опосредованно связан с культурой классицизма. Так, создание французской Академии 1635 г.

Лами, Ж. Кревье, Л. По свидетельству современников, особым же авторитетом пользовалась риторика одного из авторов «Энциклопедии» С. Одновременно некоторые проблемы риторики затрагивались в работах Ф. Фенелона и Н. Буало, обосновавших классицистскую поэтику. Что касается таких мыслителей, как Р.

Декарт и Б. Паскаль, то в целом они критиковали риторику как таковую, не находя особого смысла в сохранении этой научной дисциплины. Однако представления о риторике как о царстве омертвевших клише в указанный период истории нельзя признать корректными. Риторика величайшего французского мыслителя и оратора П. Фонтанье косвенно подтверждает, что в начале XIX века эта наука не только пользовалась авторитетом, но и стояла на пороге создания новой философской трактовки теории языка. Фонтанье, в целом достаточно осторожно критикуя позицию Дюмарсе, тем не менее, радикально расходился с ним в понимании теории тропов. Фонтанье подвергает сомнению правомерность самого различения прямого и переносного смысла, когда речь идет об одной из групп тропов.

Традиционно троп, уточняет Фонтанье, определяется через понятие перевода: каждое употребленное в переносном смысле слово может быть переведено словом с тем же значением, употребленным в прямом смысле. Если область тропов ограничивается только употребленными в переносном смысле словами, которые Фонтанье назвал фигурами обозначения, то риторика как система тропов и фигур, действительно, представляет собой царство клише. Однако, выделяя среди тропов такие, которые заключаются в использовании слова в новом смысле по традиции указанный троп именуется катахрезой , Фонтанье переходит к риторике, ищущей причины появления новых значений и не ограничивающейся описанием функций риторических приемов. Если к сказанному добавить, что Фонтанье стремился продемонстрировать неклишированный характер фигур, становится очевидной предвзятость негативного отношения к риторике, которое, собственно, и предопределило ее замену стилистикой. Следует указать, что достойную оценку риторика Фонтанье получила только во второй половине XX века в работах Ж. Женетта, в то время как в ХIХ веке все обстоятельства складывались не в ее пользу. Спецификой обладает русская традиция в риторике.

Специалисты отмечают, что истоки отечественной риторики восходят к античной и раннехристианской эпохам, периодам средневековья и Возрождения. Тем не менее, базируясь на общеславянской, русская риторика обладает своей национальной характерностью. Знаменательным этапом в развитии русской риторической науки было учение М. Ломоносова, который по праву занял положение флагмана отечественной филологической школы. Первый вариант его риторики под названием «Краткое руководство к риторике на пользу любителей сладкоречия» был написан в 1744 году и остался в рукописи. Второй вариант, более пространный и опубликованный под названием «Краткое руководство к красноречию. Книга первая», содержащий общие правила «оратории и поэзии, сочиненных в пользу любящих словесные науки», появился в 1748 году.

Здесь Ломоносов определяет: «риторика есть наука о всякой предложенной материи красно говорить и писать, то есть оную избранный речами представлять и пристойными словами изображать на такой конец, чтобы слушателей и читателей о справедливости ее удовлетворить. Кто в сей науке искусен, тот называется ритор». В целом эти работы Ломоносова были составлены на основании трудов классических авторов и западноевропейских руководств; в подтверждение общих положений следовал также ряд примеров на русском языке. Активная деятельность Ломоносова в области теории ораторского искусства принесла свои плоды: во второй половине XVIII века риторику преподавали не только в духовных учебных заведениях, но и в обоих русских университетах. В ХIХ веке значительных успехов достигает красноречие академическое. Оно становится ведущей разновидностью русского ораторского искусства. Профессора Московского и Санкт-Петербургского университетов Т.

Грановский, С. Соловьев, В. Ключевский, Д. Менделеев, Н. Пирогов, П. Лесгафт, И. Сеченов, К.

Тимирязев, И. Павлов и другие снискали себе славу неординарных ораторов. В своих публичных выступлениях они не были похожими друг на друга, и в этой индивидуальности заключалась одна из причин их успеха. По общему признанию, эталоном в речевом общении педагога со студентами был профессор Т. Современники утверждали, что симпатии студентов к Грановскому превосходили все, что можно было себе представить. Учась в свое время на юридическом факультете Московского университета, Грановский очень серьезно занимался литературой, историей, философией. Особое внимание его было приковано к творчеству А.

Он также увлекался переводами с французского и английского языков. Похоже, что именно это и помогло выработке отточенного слога, которым впоследствии прославился Грановский. Как и у любого лектора, у него были некоторые недостатки: тихий голос, пришепетывание, но они с лихвой компенсировались поэтической силой и сердечной теплотой изложения. Читал лекции он всегда свободно, его импровизации увлекали гармонией формы и содержания. О себе Грановский говорил: «Что такое дар слова? У меня есть оно, потому что у меня есть теплая душа и убеждения». Русское судебное красноречие начинает активно развиваться во второй половине ХIХ века после судебной реформы 1864 года с введением института суда присяжных.

По общему мнению, судебная речь призвана оказывать целенаправленное и эффективное воздействие на суд, способствовать формированию убеждения судей и присутствующих в зале суда лиц. Обычно выделяют прокурорскую, или обвинительную речь, и адвокатскую, или защитительную.

В 76 он был избран квестором, так началась его юридическая и политическая карьера. Обширные знания в праве, философии и политике; дальновидность и красноречие обеспечили успех.

Самые известные из речей оратора: против Верреса; в защиту Росция из Америи; в защиту Архии; о консульских провинциях; против Марка Антония. Постепенно Цицерон стал уделять внимание праву и теории государства, вопросам этики и морали. Это отражено в трех работах «О государстве», «О законах» и «Об ораторе». Марк Тулий отличался преданностью и бескорыстным служением на благо римского государства.

К тому же он так владел мастерством красноречия, что привлекал любого слушателя на свою сторону. Риторика — так называлось это искусство в Риме. Он был идеалистом во всем. Стремился применить свое учение не только в политике или праве, но и в обучении.

Серьезное отношение к духовной и практической составляющим поставило великого оратора на первое место в педагогике. Его борьба за правое дело сослужила ему плохую службу. В 43г. Цицерона убили на почве политических интриг.

Роль риторики в истории Нам сложно осознать значение устной речи в культуре античности. Тогда она пользовалась почтением всех слоев общества. Во времена Рима книги писались вручную. Их было крайне мало.

Люди учили любимые произведения наизусть. Работы писателей, поэтов и ораторов записывались за тем, чтобы читать произведения вслух для больших аудиторий, и так передавать мудрость и знания. В те времена авторы не придумывали книги с интересным сюжетом. Они красиво излагали исторические, географические и естественно-научные знания.

Выступления ораторов имели не только практическую, но и художественную ценность. Это было настоящее искусство.

Понятие о педагогической риторике

Образцом мастера ораторского искусства считается Марк Туллий Цицерон (106-43 до н. э.) – римский политический деятель и писатель, сторонник республиканского строя. В современной литературе по ораторскому искусству выделяются два типа ораторов. это те судебные, совещательные и похвальные речи, определенные ранее Аристотелем, и одновременно это еще и три рода речей, выделены не по сфере и целью. Риторика – это искусство красноречия. Красноречие – сила. Главным, центральным понятием риторики есть оратор – человек произносящий речь. Ораторы в меру своего влияния – вожди общества; их специальная сфера – воздействовать на людей. Таким образом, ораторское искусство – это высокая степень мастерства публичного выступления, искусство построения публичного выступления с целью оказания желаемого воздействия на аудиторию.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий