Функциональная грамотность на уроках географии выступление на педсовете

Что уже делается учителями географии и что еще можно сделать для повышения функциональной грамотности на этих уроках? При работе с текстом на уроках географии используется множество различных приемов. Использование заданий на формирование естественнонаучной грамотности на уроках географии очень эффективно, в дальнейшем позволит учащимся обосновывать и доказывать свои решения и применять знания в реальной жизни. Ключевые понятия: функциональная грамотность школьника, деятельностный подход в обученииСекция Формирование компетентностей субъектов образовательного процесса География сш№39 Кочеткова И.В. Данный методический материал направлен на формирование функциональной грамотности на уроках географии в 5,6 -х внимание уделено естественнонаучной, читательской и математической грамотности. «Смысловое чтение на уроках географии, как один из способов формирования функциональной грамотности». Почему проблема обучения чтению становится актуальной и очень значимой? 15 лет назад в Кармадонском ущелье сошёл ледник Колка.

қысқа мерзімді сабақ жоспарларын

  • Формирование функциональной грамотности на уроках географии
  • Развитие функциональной грамотности учащихся на уроках географии
  • Занятие 2. Структура функциональной грамотности
  • Формирование функциональной грамотности на уроках географии - Электронный журнал "Пора роста"
  • Конспект урока "Развитие функциональной грамотности учащихся на уроках географии"
  • Развитие функциональной грамотности обучающихся на уроках географии

Конспект урока "Развитие функциональной грамотности учащихся на уроках географии"

Формирование функциональной грамотности на уроках географии доклад Таким образом, функциональная грамотность ученика – это цель и результат современного образования. Формирование функциональной грамотности – обязательное условие работы учителя.
Обновлённые ФГОС. Мероприятия Актуализировать и обобщить имеющиеся знания по технологии развития функциональной грамотности у участников по данному вопросу, стимулировать их интеллектуальный и творческий потенциал.
Формирование функциональной грамотности на уроках географии | География | УЧИТЕЛЬСКИЙ ЖУРНАЛ Базовым навыком функциональной грамотности является читательская грамотность, формируемая и на уроках географии. В современном обществе умение работать с информацией (читать, прежде всего) становится обязательным условием успешности.
Функциональная грамотность на уроках географии в 8-м классе | Статья в журнале «Молодой ученый» Задание 4. По проверке математической грамотности на. уроках географии. т вылетел с места, координаты которого 50 с.ш. 30 в.д., и приземлился в месте с координатами 60 с.ш. и 30 в.д. Определите расстояние между местами вылета и приземлением самолета.

«Развитие функциональной грамотности на уроках географии»

Цель: Поделиться опытом применения приемов развития функциональной грамотности на уроках географии Задачи: Актуализировать и обобщить имеющиеся знания по технологии развития функциональной грамотности у участников по данному вопросу, стимулировать их. 9 декабря 2021 г. в рамках Панорамы педагогического опыта для педагогов МСО, в т. ч. учителей географии г. Ярославля, прошёл открытый урок географии, на котором была представлена работа с обучающимся по формированию функциональной грамотности. Обобщение педагогического опыта "Формирование функциональной грамотности у учащихся на уроках географии при подготовке к ЕНТ".

This item appears in the following Collection(s)

  • Функциональная грамотность на уроках географии | учиGEO | Дзен
  • ФОРМИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ — Образование для жизни
  • қысқа мерзімді сабақ жоспарларын
  • Формирование функциональной грамотности на уроках географии | География | УЧИТЕЛЬСКИЙ ЖУРНАЛ
  • Ключевые слова
  • ⭐ Возможно вас заинтересует

ФОРМИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ

Аннотация: В данной статье рассмотрены приемы работы с текстом на уроках географии, которые помогают ученикам развивать функциональную грамотность. На каждый прием в тексте приводятся конкретные примеры. Формирование функциональной грамотности на уроках географии. Автор публикации: Сегина Марина Геннадьевна. Формирование функциональной грамотности на уроках географии как способ повышения качества образовательных услуг. Аннотация: В данной статье рассмотрены приемы работы с текстом на уроках географии, которые помогают ученикам развивать функциональную грамотность. На каждый прием в тексте приводятся конкретные примеры. Использование заданий на формирование естественнонаучной грамотности на уроках географии очень эффективно, в дальнейшем позволит учащимся обосновывать и доказывать свои решения и применять знания в реальной жизни.

Конспект урока "Развитие функциональной грамотности учащихся на уроках географии"

А ведь почти в каждом задании в самом тексте находятся «подсказки», которые помогают его выполнить. Их только надо уметь найти. При работе с текстом на уроках географии используется множество различных приемов. В результате учащиеся должны определить природную зону, географический объект, описать погоду, объяснить суть или причину того или иного географического явления или процесса.

Работа с географической картой В географии главный метод исследования — картографический. К сожалению, чаще всего вызывают у ребят затруднения именно эти задания: - задания на определение географического объекта по его координатам и наоборот - нахождение географических координат объекта - задания, требующие развитого пространственного воображения и знания карты. Например: - Перу, Колумбия, Бразилия, Аргентина, Парагвай — Парагвай не имеет выхода к морю, остальные имеют морские порты.

Ее мы регулярно формируем на уроках. Это, в первую очередь, работа с текстом учебника. Умение находить и анализировать информацию в тексте. Математическая грамотность — тесно связана с географией. Ведь 5 и 6 класс это курс физической географии, который полностью построен на законах физики.

Да и вся картография в целом, это математический анализ территории. В 5 и 6 классе мы закладываем детям фундаментальные знания по предмету. Но особенность и трудность заключается еще и в том, что курс географии идет с опережением математики например, изучение тем географические координаты, построение графиков и диаграмм, нахождение средней температуры и амплитуды. В 6 классе практически на каждом уроке формируется математическая грамотность.

Этот фрагмент я считаю наиболее значимым, так как в нём содержится практический опыт учителя, который может быть полезен учителям географии и других предметов. Всё это хорошо "работало" на результат лет 20 назад. Мультимедийная презентация на уроке уже не диковинка, привлекающая внимание, а хорошо отлаженный рабочий инструмент. Мы движемся к повсеместному внедрению электронных и онлайн-учебников в образовательный процесс, но движемся очень медленно, учитывая низкую скорость Интернета в школьной Сети и отсутствие персональных ПК у каждого ученика. И поэтому одним из основных средств обучения остаётся привычный нам бумажный учебник. А основа любого учебника - это текст. Правильная организация работы ученика с текстом учебника является важной задачей учителя, решение которой позволит достичь результатов, обозначенных в стандарте. Но учебник — это не самоучитель! Прочитал параграф - не значит, освоил материал! И задача каждого учителя объяснить это ученикам, а работу с учебником на уроках географии необходимо контролировать, постоянно направляя, уча самостоятельно разбираться в учебнике, акцентируя внимание на существенном, разъясняя сложное и непонятное.

Задания предполагают повысить у учащихся мотивацию к изучению предмета, развить аналитико-синтетические способности, сообразительность, математическую речь, гибкость ума. Для реализации формирования функциональной грамотности в обучении необходимо: -регулярно задавать ученикам вопросы: «Где в жизни вам пригодятся эти знания и умения? Задания по формированию функциональной грамотности на уроках математики Читательская грамотность: Базовым навыком функциональной грамотности является читательская грамотость. Умение работать с информацией читать, прежде всего становится обязательным условием успешности. Важно работать на уроках с текстами разной природы: со сплошными текстами напрмер, упражнения, задачи и с несплошными текстами в табличной форме, в виде диаграмм, графиков, схем, планов, с кодовыми обозначениями и другие. Эта работа очень важна не только для итоговой аттестации, но и для жизни. В своей работе использую различные приемы и методы подготовки к уроку. Наиболее широкое применение получила технология развития критического мышления, включающая в себя основы смыслового чтения. Этой теме стараюсь уделять много внимания, начиная с пятого класса и при подготовке к ОГЭ. Примеры некоторых заданий. Пользуясь описанием, определите, какими цифрами на плане обозначены населённые пункты. Полина летом отдыхает у дедушки в деревне Ясная. В четверг они собираются съездить на велосипедах в село Майское в магазин. Из деревни Ясная в село Майское можно проехать по прямой лесной дорожке. Есть более длинный путь: по прямолинейному шоссе через деревню Камышёвка до деревни Хомяково, где нужно повернуть под прямым углом налевона другое шоссе, ведущее в село Майское. Есть и третий маршрут: в деревне Камышёвка можно свернуть на прямую тропинку в село Майское, которая идёт мимо пруда. Лесная дорожка и тропинка образуют с шоссе прямоугольные треугольники. Для объектов, указанных в таблице, определите, какими цифрами они обозначены на схеме.

Формирование функциональной грамотности на уроках географии

Функциональная грамотность на уроках географии в 8-м классе Базовым навыком функциональной грамотности является читательская грамотность, формируемая и на уроках географии. В современном обществе умение работать с информацией (читать, прежде всего) становится обязательным условием успешности.
Доклад на педсовет: ФОРМИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ Исходя из выше сказанного была сформулирована цель данной методической разработки: проанализировать приемы и методы используемые на уроках географии для формирования у обучающихся функциональной грамотности.
Мастер класс на тему «Развитие функциональной грамотности учащихся на уроках географии» Шишкина Е.Р. Функциональная грамотность. Способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней.
Формирование функциональной грамотности обучающихся на уроках географии В статье анализируется проблема развития функциональной грамотности обучающихся на уроках географии. Рассматривается сущность понятия «функциональная грамотность» и ее связь с метапредметными результатами обучения, которые регламентируется ФГОС ООО.

Формирование естественнонаучной грамотности на уроках географии

Функциональная грамотность на уроках географии в 8-м классе | Статья в журнале «Молодой ученый» 2 ноября в рамках реализации мероприятий областного проекта «Методическая поддержка каждого педагога» в Горшеченском районе проведен образовательный интенсив «Формирование функциональной грамотности школьников на уроках географии, биологии».
Авторская публикация на сайте издания В ходе сегодняшнего мастер-класса на конкретном уроке «Вулканы» рассмотрим, на каком этапе урока мы можем формировать функциональную грамотность. Разберем задания, которые формируют у обучающихся умение выявлять причинно-следственные связи.

Формироване функциональной грамотности на уроках географии

Шишкина Е.Р. Функциональная грамотность. Способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней. Речь идет о следах, которые состоят из капель или ледяных кристаллов, возникающих в атмосфере вслед за летательными аппаратами. По словам экспертов, чаще всего подобное явление наблюдается в верхних слоях атмосферы, реже — в тропопаузе и стратосфере. Базовым навыком функциональной грамотности является читательская грамотность, формируемая и на уроках географии. В современном обществе умение работать с информацией (читать, прежде всего) становится обязательным условием успешности. Котегова Татьяна Александровна, учитель географии. МБОУ СОШ №1 г. Советский, ХМАО-ЮГРЫ. Функциональная грамотность как фундамент современной системы образования. Базовым навыком функциональной грамотности является читательская грамотность, формируемая и на уроках географии. В современном обществе умение работать с информацией (читать, прежде всего) становится обязательным условием успешности.

Обновлённые ФГОС. Мероприятия

Формирование функциональной грамотности без развития читательской грамотности невозможно. Виктория Анатольевна в своей работе с учениками уделяет большое внимание текстовым заданиям, работе со статистическим, картографическим материалом. Формирование функциональной грамотности на уроках. географии. ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ. Креативное мышление. — способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных. Автор публикации: Сегина Марина Геннадьевна. Формирование функциональной грамотности на уроках географии как способ повышения качества образовательных услуг. Зайнутдинова Д.Г. учитель географии ФГБПОУ «Раифское СУВУ» п. Местечко Раифа, Зеленодольский район, Республика Татарстан, Россия. МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЁМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ Аннотация.

Развитие функциональной грамотности на уроках географии

 В статье представлен опыт формирования функциональной грамотности на уроках географии в 8 классе. Ключевые слова: география, функциональная грамотность. Неограниченная бесплатная загрука материала «Выступление на педагогическом совете «Оценивание функциональной грамотности»» доступна всем пользователям. Разработка находится в разделе «Педсовет». Учреждение: МБОУ СОШ №6.

ФОРМИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ

Опубликовано: 10. Ярославля, прошёл открытый урок географии, на котором была представлена работа с обучающимся по формированию функциональной грамотности.

Деятельность образовательного мероприятия носила творческий и продуктивный характер. Похожие записи.

Решение ситуационных задач стимулирует развитие познавательной мотивации обучающихся, формируют способы переноса знания в широкий социально-культурный контекст. Развитие логического мышления школьников основывается на решении нестандартных задач на уроках математики, которые требуют повышенного внимания к анализу условия и построения цепочки взаимосвязанных логических рассуждений. Они позволяют рассматривать объект с разных точек зрения, учат анализу, синтезу, оценочным суждениям, воспитывают внимание, способствуют развитию познавательного интереса и активности учащихся. Задания предполагают повысить у учащихся мотивацию к изучению предмета, развить аналитико-синтетические способности, сообразительность, математическую речь, гибкость ума. Для реализации формирования функциональной грамотности в обучении необходимо: -регулярно задавать ученикам вопросы: «Где в жизни вам пригодятся эти знания и умения? Задания по формированию функциональной грамотности на уроках математики Читательская грамотность: Базовым навыком функциональной грамотности является читательская грамотость. Умение работать с информацией читать, прежде всего становится обязательным условием успешности. Важно работать на уроках с текстами разной природы: со сплошными текстами напрмер, упражнения, задачи и с несплошными текстами в табличной форме, в виде диаграмм, графиков, схем, планов, с кодовыми обозначениями и другие. Эта работа очень важна не только для итоговой аттестации, но и для жизни.

В своей работе использую различные приемы и методы подготовки к уроку. Наиболее широкое применение получила технология развития критического мышления, включающая в себя основы смыслового чтения. Этой теме стараюсь уделять много внимания, начиная с пятого класса и при подготовке к ОГЭ. Примеры некоторых заданий. Пользуясь описанием, определите, какими цифрами на плане обозначены населённые пункты. Полина летом отдыхает у дедушки в деревне Ясная. В четверг они собираются съездить на велосипедах в село Майское в магазин. Из деревни Ясная в село Майское можно проехать по прямой лесной дорожке. Есть более длинный путь: по прямолинейному шоссе через деревню Камышёвка до деревни Хомяково, где нужно повернуть под прямым углом налевона другое шоссе, ведущее в село Майское.

Ответьте на вопросы, связанные с действием и способом его осуществления: «Почему …», «Как …», «Каким образом …». Найти ошибку в тексте Текст. В саваннах Африки. Среди густой травянистой растительности возвышаются баобабы. В высокой траве пасутся стада антилоп, зебр, слонов окапи. Животные африканских саванн могут долго обходиться без воды. В поисках водоема они преодолевают большие расстояния. Около водопоя можно встретить удивительную антилопу гну, ростом всего 30 см. Огромная горилла привела своих детёнышей к воде и грозно смотрит на слонов, зебр, страусов и носорогов. Длинноногая птица-секретарь расправляется со змеей.

Лисичка фенёк осторожно крадется в тени зонтичной акации. Но вдруг налетел страшный самум, несущий смерть всему живому». На развитие внимания предлагаю задания 1. Продолжите предложенный текст. Задайте вопросы по данному тексту. Найдите ошибку в тексте, определении, схеме, таблице. Дан перечень некоторых объектов, понятий и т. На развитие мировоззрения можно использовать задания: 1. Приведите примеры объектов, процессов реальной действительности, описываемых данным свойством, явлением и т. Составьте содержательную прикладную задачу на применение изученного материала.

Каждую осень на улицах городов можно увидеть костры, в которых горит опавшая листва. Можно ли осенью сжигать опавшие листья? Ответ обоснуйте. Подумайте, как человек может использовать в своей практической деятельности знания о влиянии света, воды и температуры на живые организмы. Для того чтобы естественнонаучную грамотность успешно сформировать нужно так организовать учебный процесс, чтобы учащиеся осознавали его ход и активно в нем участвовали. Но не всякая деятельность на уроке интересует учащихся: привлекают ребят поиск, исследования. Интерес развивается активно, если удовлетворяется естественное стремление ученика самому «открывать» новое и вырабатывать собственное суждение. Переход от наблюдения к предсказанию результатов эксперимента, осуществляемому на основе теоретического анализа — эту работу можно проводить при выполнении исследовательских заданий на повторение и закрепление материала. Описание многих удивительных явлений природы может также послужить основой для создания ситуации неожиданности. Кроме того, можно использовать ситуацию опровержения, которая создается в тех случаях, когда учащимся предлагается доказать несостоятельность какой-либо идеи, проекта, опровергнуть антинаучный вывод и др.

Самостоятельный эксперимент учащихся на уроках способствует усвоению, закреплению материала, развивает их творческие способности. Это осуществляется в форме практической работы. Одним из основных средств формирования естественнонаучной грамотности является выделение общей для всех естественнонаучных предметов номенклатуры учебных заданий, которые непосредственно направлены на формирование компетентностей естественнонаучной грамотности. Используя физическую и климатическую карты, приведите примеры территорий с благоприятным и неблагоприятным для ведения сельского хозяйства климатом на любом материке, кроме Антарктиды. Представьте себе, что Вы — существо с неограниченными возможностями влияния на природу Земли, в том числе на климатообразующие факторы. Где на планете Вы хотели бы изменить климатические условия? Что бы вы предприняли, чтобы этого добиться? Предположите, как изменения климата в районе Ваших экспериментов скажутся на климате прилегающих территорий. А на климате планеты? Подобные задания на применение полученных в курсе географии знаний есть и в КИМах ГИА: а Фермер выбирает участок для закладки нового фруктового сада.

Ему нужен участок, на котором весной рано сходит снег, а летом почва лучше всего прогревается солнцем. Он также должен иметь расположение, удобное для вывоза собранного урожая на консервный завод. Определите, какой из участков, обозначенных на карте цифрами 1, 2 или 3, больше всего отвечает указанным требованиям. Для обоснования Вашего ответа приведите два довода. На рисунках представлены показания часов в этих городах в тот момент, когда в Нижнем Новгороде полдень. Запишите под каждым рисунком, как отображается то же самое время на электронных часах в этих городах.

Авторская публикация на сайте издания

К сожалению, чаще всего вызывают у ребят затруднения именно эти задания: - задания на определение географического объекта по его координатам и наоборот - нахождение географических координат объекта - задания, требующие развитого пространственного воображения и знания карты. Например: - Перу, Колумбия, Бразилия, Аргентина, Парагвай — Парагвай не имеет выхода к морю, остальные имеют морские порты. Например: - укажите материки восточного и западного полушарий; - расположи горы мира с севера на юг: Кордильеры, Альпы, Тибет, Кавказ, Анды, Тянь-Шань. Например: 1. Самый маленький материк. Австралия 2. Часть света, расположенная только в северном полушарии и пересекаемая нулевым меридианом.

Уровень сформированности функциональной грамотности — показатель качества образования в масштабах от школьного до государственного. Обсуждение вопросов формирования функциональной грамотности лидирует в тематике методических мероприятий разного уровня. Одним из видов функциональной грамотности, которую будут оценивать в рамках внешней оценки учебных достижений учащихся, это естественнонаучная грамотность физика, химия, биология, география. Под естественно-научной грамотностью ЕНГ понимают «способность человека занимать активную гражданскую позицию по общественно значимым вопросам, связанным с развитием естественных наук и применением их достижений, его готовность интересоваться естественнонаучными идеями. Естественнонаучно грамотный человек стремится участвовать в аргументированном обсуждении проблем, имеющим отношение к естественным наукам и технологиям. Задания, как правило, основаны на проблемном материале, включающем текст, графики, таблицы и связанные с ними вопросы. Данная проблема вызвала у меня большой интерес. Я стала изучать опыт других учителей по формированию естественнонаучной грамотности на уроках, включать задания на разных этапах урока на географии Вот уже на протяжении года на уроках географии включаю задания на развитие естественнонаучной грамотности. За это время сложилась система работы по данному направлению. Формирование естественнонаучной грамотности начинается с 5 класса. Степень сложности заданий возрастает с каждым классом и в старших классах учащимся не сложно показывать умения, приобретённые за годы обучения, то есть выйти на более высокий уровень. В 8-9 классах задания на формирование естественнонаучной грамотности более серьезные и требуют уже более научного подхода. Главной компетентной областью оценки в них является научное объяснение явлений, учащиеся делают и обосновывают прогнозы о протекании процессов или явлений. Использование заданий на формирование естественнонаучной грамотности на уроках географии очень эффективно, в дальнейшем позволит учащимся обосновывать и доказывать свои решения и применять знания в реальной жизни. А китайцы называли эту пустыню — бескрайнее море.

Бесспорным является тот факт, что начинать изучать основы финансовой грамотности, рационального финансового поведения следует с детства, так как современные школьники достаточно активно начинают самостоятельно покупать товары, пользоваться пластиковыми картами и мобильными приложениями. То есть, они с раннего возраста являются активными участниками торгово-финансовых взаимоотношений , что требует от них определенного уровня финансовой грамотности. Функциональная грамотность — умение решать жизненные задачи в разнообразных сферах деятельности; способность использовать полученные математические знания для решения задач в разнообразных сферах; готовность применять математику в различных ситуациях. Одной из составляющей функциональной грамотности — это математическая грамотность учащихся. Математическая грамотность — это способность человека определять и понимать роль математики в мире, в котором он живёт, высказывать обоснованные математические суждения и использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, свойственные созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину. Основные признаки функционально грамотной личности: это человек самостоятельный, познающий и умеющий жить среди людей, обладающий определёнными качествами, ключевыми компетенциями. Современный цифровой мир с одной стороны облегчил жизнь человека, а с другой стороны, наоборот, усложнил. Перед человеком открывается многообразие цифрового мира. Теперь большая свобода выбора, и сделать правильный выбор часто означает сэкономить деньги или их не потерять, для этого надо иметь как минимум читательскую грамотность. Функциональная грамотность — это модное новое слово. Но на самом деле — это ключевые умения, которые позволяют решать нерафинированные задачи, а наоборот, использовать математические методы , чтобы решать задачи, которые возникают из практики, решать задачи, с которыми мы сталкиваемся в жизни. Следует обратить серьезное внимание на повышение мотивации школьников к обучению через включение практических занятий, направленных на формирование навыков применения полученных знаний в жизненных ситуациях. К сожалению, в учебниках математики предлагается большое количество технических упражнений, а задач практического содержания очень мало, а ведь практические задачи более сложные и трудоемкие. Конечно, легче предложить ученику примеры по подстановке данных в формулу, но гораздо важнее научить ученика решать практические задачи. Задания экзаменационного материала подразделялись на алгебру и геометрию. Спустя некоторое время их начали делить на три группы- алгебра, геометрия, реальная математика. И на данный момент, перед учителями стоит большая задача формирования навыков критического мышления, что дает возможность развивать функциональную грамотность обучающихся в процессе учебной деятельности. А также существует проблема формирования функциональной грамотности учащихся, что требует необходимость обновления содержание образования и форм и методов обучения.

Ее мы регулярно формируем на уроках. Это, в первую очередь, работа с текстом учебника. Умение находить и анализировать информацию в тексте. Математическая грамотность — тесно связана с географией. Ведь 5 и 6 класс это курс физической географии, который полностью построен на законах физики. Да и вся картография в целом, это математический анализ территории. В 5 и 6 классе мы закладываем детям фундаментальные знания по предмету. Но особенность и трудность заключается еще и в том, что курс географии идет с опережением математики например, изучение тем географические координаты, построение графиков и диаграмм, нахождение средней температуры и амплитуды. В 6 классе практически на каждом уроке формируется математическая грамотность.

Функциональная грамотность на уроках географии

На своих уроках учу учащихся разумно дискутировать, обобщать изученное, выделять главное, отстаивать своё мнение, выслушивать мнения одноклассников. Объяснению нового материала непременно предшествует опыт, или постановка проблемы, определение путей её решения, то есть создаю ситуацию успеха с самостоятельным выходом на тему и постановку целей, например: тема: «Климат России»8 класс, использую анаграммы, ребята находят лишнее слово и между оставшимися находят взаимосвязь, определяют тему урока и ставят цели. Или прием «Что я знаю» на уроке в 10 м классе по теме «НТР и мировое хозяйство». В течение 3-5 минут ребята составляют список того, что знают или думают, что знают о научно — технической революции. Здесь же практикую комментирование ответов учащихся, что позволяет формировать монологическую речь и эмоции комментатора. Главные, опорные знания дублирую несколько раз, используя таблицы, схемы, модели, коллекции или эксперимент. Составляем опорные конспекты по теме, выделяя ключевые идеи изученного материала.

Эти конспекты являются своеобразным справочником учащегося. Например, в 8- 9-м классе при изучении темы «Население», «ТЭК — топливно — энергетический комплекс России» учащимся предлагаю свернуть текст в схему. Для поурочного контроля использую методику скороговорения — опрос за одну минуту, географические диктанты на 5-7 минут, такие задания, как: «начерти и обозначь»- время ограничено. Большое значение на уроках отводится приемам, формирующим умение работать с вопросами.

Время сказать «Спасибо» педагогу» Друзья, подпишитесь на официальный Youtube-канал «Просвещение» об образовании для педагогов, школьников и их родителей.

Это просто! Перейдите по ссылке , нажмите «подписаться» и «колокольчик».

В чем различие…? Затем они опрашивают друг друга, используя свои таблицы «толстых и тонких вопросов». Приём «Мудрые совы»: учащимся предлагается самостоятельно проработать содержание текста учебника индивидуально или в группе , затем они получают рабочий лист с конкретными вопросами и заданиями с целью обработки содержащейся в тексте информации. Азы работы над текстом. Найдите в тексте основные новые понятия и запишите их в алфавитном порядке. Что не ждали? Выберите из текста новую информацию, которая является для Вас неожиданной, так как противоречит Вашим ожиданиям и первоначальным представлениям.

Ты уже знаешь, последние новости? Запишите ту информацию, которая является для Вас новой. Главная жизненная мудрость. Постарайтесь выразить главную мысль текста одной фразой или: Какая из фраз каждого раздела является центральным высказыванием, какие фразы являются ключевыми? Известное и неизвестное. Найдите в тексте ту информацию, которая является для Вас известной, и ту, которая была ранее неизвестной. Иллюстративное изображение. Постарайтесь проиллюстрировать основную мысль текста и, если возможно, Вашу реакцию на нее в виде рисунка, схемы, карикатуры и т. Поучительный вывод.

Можно ли сделать из прочитанного такие выводы, которые были бы значимы для будущей деятельности и жизни? Важные темы для обсуждения. Найдите в тексте такие высказывания, которые заслуживают особого внимания, и достойны обсуждения в рамках общей дискуссии на уроке. Далее организуется обсуждение результатов работы. При этом могут быть намечены следующие шаги: поиск дополнительной информации, домашние задания для отдельных учащихся или групп детей; выделение нерешенных проблем, определение последующих этапов работы.

Опубликовано: 10. Ярославля, прошёл открытый урок географии, на котором была представлена работа с обучающимся по формированию функциональной грамотности.

Формирование естественнонаучной грамотности на уроках географии

Российская академия образования постоянно проводит сравнительный анализ: какие изменения происходят в системе международной оценки и как это соотносится с требованиями ФГОС. Вот что можно обозначить на сегодняшний день: Расширяются объекты оценки. В мировых исследованиях говорится об универсальных практических умениях и навыках XXI века, у нас ФГОС ориентирует на 3 вида результатов: не только на предметные, но также на метапредметные и личностные. Изменяется инструментарий оценки. Во многих странах, в том числе в России, вводятся компьютерные тесты и симуляции, оценки стратегии поведения. Изменяется подход к учету результатов.

Зарубежные и отечественные эксперты склоняются к тому, что результаты должны представляться как комплексные профили с распределением достижений в общей структуре. Разрабатываются разноуровневые рекомендации для учеников. В мире взят курс на дифференциацию и индивидуализацию с учетом уровня подготовки детей, их особенностей, окружающих условий. В российской системе оценивания качества обучения сложился целый комплекс процедур на разных уровнях: государственная итоговая аттестация ЕГЭ, ОГЭ , выборочные исследования международные мониторинги, национальные исследования, исследования компетенций учителей , школьное оценивание ВПР. Успехи российских школьников в международных рейтингах PIRLS — исследование качества чтения и понимания текста среди четвероклассников выпускников начальной школы.

Здесь Россия занимает лидирующие позиции: второе место из 45 в 2011-м году и первое! TIMSS — исследование качества школьного обучения в сферах математики и естественных наук выборка: 4 и 8 классы. В 2015 году российские четвероклассники заняли 7 место из 49 по математике и 4 из 47 по естествознанию. Восьмиклассники — 6 из 39 по математике и 7 из 39 по естествознанию. PISA — программа по оценке образовательных достижений учащихся пятнадцатилетнего возраста.

Здесь российские школьники пока что показывали хороший результат только в финансовой грамотности: в 2015 году — 4 место. В том же году они заняли лишь 30-34 место по естественно-научным навыкам, 20-30 — по математическим, 19-30 — по читательским. Для овладения новыми профессиями нужны будут системное мышление, межотраслевая коммуникация, управление проектами, бережливое производство, клиентоориентированность, мультиязычность и мультикультурность, работа с людьми, работа в условиях неопределенности, навыки художественного творчества. Таким образом, основными базовыми компетенциями успешной профессиональной деятельности будут креативность, коммуникации, критическое мышление, командная работа. Для формирования и нужна функциональная грамотность.

Чему должны обучать в школе? Самый очевидный ответ — знаниям. Ученик должен выучить и понять определенный набор правил языка, исторических фактов, физических законов, математических формул и так далее. Для широкой публики функциональную грамотность объясняют это очень просто. Допустим, один человек знает 1000 английских слов, другой — только 100.

Но при встрече с иностранцем тот, у кого словарный запас больше, зачастую начинает мычать и делать руками непонятные жесты. А владеющий лишь сотней слов ухитряется толково ответить на вопрос или показать дорогу. То есть у одного знаний больше, но другой лучше умеет их использовать. Боксеру ставят удар, певцу — голос. Наша задача — развивать логическое мышление.

В чем сущность понятия «функциональная грамотность»? Леонтьев А. Функциональная грамотность отражает идею эффективной интеграции личности в быстро меняющееся общество, социализации личности в современном мире. Естественнонаучная грамотность — это способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественными науками, и его готовность интересоваться естественнонаучными идеями. Задача формирования естественнонаучной грамотности и достижения образовательных результатов ФГОС предъявляет определенные требования к содержанию учебной деятельности на уроке.

Выделяют следующие уровни естественнонаучной грамотности: При работе с текстом на уроках географии используется множество различных приемов. Наиболее часто используемые: комментированное чтение, которое позволяет лучше понять и усвоить материал, выделить главное составление простой таблицы на основе параграфа учебника составление сравнительной таблицы на основе прочитанного текста с обязательным выделением в выводе черт сходства и различия географических объектов или явлений высказывание своего мнения по тексту, обозначающему какую-либо проблему, с обязательным собственным предложением решения обозначенной в тексте проблемы составление схемы по прочитанному тексту и обратное задание - написание текста по указанной схеме составление развернутых планов и конспектов параграфов создание схематичного рисунка по тексту нахождение географических ошибок в предложенном тексте заполнение текста пропущенными словами; при этом слова можно предложить, а можно и не предлагать, что усложнит работу составление кроссвордов чтение и анализ художественного текста из произведений. В результате учащиеся должны определить природную зону, географический объект, описать погоду, объяснить суть или причину того или иного географического явления или процесса. На формирование знания учебного материала использую следующие задания: Определите, истинно или ложно данное утверждение схема и т. Найдите в тексте ключевые слова слова — ориентиры Разбейте текст на смысловые части и дайте заголовок каждой из них Найдите в тексте возможные ошибки Найдите дополнительный материал к данному тексту по теме в популярной литературе, энциклопедии.

Определите, истинно или ложно данное утверждение: Коренные жители Ю. Америки — индейцы. Америке находилось могущественное государство инков с развитым хозяйством и культурой. Большинство населения Ю. Америки говорит на английском языке.

Одной из проблем, существующих сегодня на уроке географии, является то, что среднестатистический ученик не хочет, не умеет читать и анализировать прочитанное. При сдаче экзаменов и ВПР учащиеся невнимательно читают задания и инструкции к ним и в связи с этим неправильно выполняют задания. Поэтому особое внимание на уроке уделяю работе с текстом — учебным, художественным, научно-популярным. Одним из главных средств обучения является учебник. Поэтому важная за-дача учителя — организовать работу ученика с текстом учебника. Существуют разные виды и приемы работы с учебным текстом. Приведу примеры некоторых из них. Комментированное чтение. Оно помогает лучше понять и усвоить сложный материал. Выделить главное в тексте.

Составление таблицы на основе прочитанного текста: «Виды горных пород», «Природные зоны материка», «Климатические пояса», «Группы морских организмов». Составление схемы на основе прочитанного текста: «Рельеф Земли», «Состав агропромышленного комплекса», «Топливно-энергетический комплекс». Составление планов и конспектов параграфов. Создание схематичного рисунка к тексту. Работа со статистическими данными, графиками, диаграммами, картами.

В этот день много капелек испарилось, но Капа, Кипа и Купа спокойно жили. Вскоре люди нашли это озеро. И опасностей становилось больше: то собака или человек захотят попить из озера, то кто-нибудь кинет какой-то мусор. В один день капельки ничего, не примечая, плавали по водоёму, но откуда не возьмись, упала железная банка в воду. Из-за этого целый день капелькам всего озера было не спокойно. Через некоторое время люди поняли, что загрязнять такое прекрасное озеро — плохо. Даже некоторые люди ныряли в озеро, чтобы достать оттуда банки и железные предметы. После этого жизнь капелек наладилась и всё было хорошо. Какие географические процессы вы заметили и какие проблемы увидели? Сделайте книжку-малышку буклет про неё про него с краткой характеристикой, а также с топ-5 интересных фактов и или мест, которые можно и нужно там посетить. Мама, изведав местность, оставила сыну подробный план, чтобы он не забыл, куда идти и что делать. В записке было написано следующее: «Сыночек, утром ты из дома пойдёшь по грунтовой дороге в школу. После школы сразу беги в детский сад через луга, чтобы забрать сестрёнку. Обязательно зайдите с ней в магазин, купите хлеб и себе что-нибудь сладкого. Аккуратнее, по дороге вам встретится маленькая речка, через неё мостик. Придя домой через кустарники и огороды, разбудите бабушку, пусть она вас накормит. Собирайтесь на речку купаться. По дороге зайдите в хвойный лес, подышите свежим воздухом, только воду из родника не пейте — она очень холодная. И болото обойдите — не испытывайте судьбу. На обратном пути не вздумайте заглядывать в фруктовый сад — местные уже ругаются, что вы яблоки и груши таскаете. Вернувшись домой, обязательно развесьте сушиться всё мокрое, переоденьтесь. Целую, ваша мама». А как бы написал эту записку географ?

Вебинар проводится в рамках проекта-конкурса «Методический ПроАктив — единство знаний и решений». Методический ПроАктив. Формирование функциональной грамотности учащихся на уроках географии через интерактивные методы и приёмы обучения.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий