Духовный концерт автор

В XVIII в. в русской музыке появился новый жанр — многоголосный духовный концерт. или многочастную композицию, главной спецификой к-рой является т. н. переменное многоголосие. это особая музыкальная форма, в которой сочетаются христианские ценности, традиционные русские мелодии и великое мастерство исполнителей. Москва, 1908 г. рукопись Размер: 35х27 2л. Подробнее. Описание: Духовный концерт «Не имамы иные помощи» для 4-голосного смешанного хора. На л. 1 название и имя автора. Духовное творчество русских композиторов. ← все альбомы.

«Духовная музыка 17-18 веков». Даниил Саяпин

Подающий надежды композитор выбрал Венецию местом для своего музыкального усовершенствования по причине наличия там оперного театра и активной музыкальной жизни города. Стажировка была настолько успешной, что оперы Дмитрия были поставлены в Венеции, а также он написал ряд произведений, среди которых кантаты и другие церковные сочинения. В 1779 году в возрасте 28 лет Дмитрий Степанович возвращается в Российскую Империю титулованным европейским композитором - его тут же назначают на должность директора Придворной певческой капеллы и преподавателя в ней же. Это было ответственно и почетно. Композитор взялся за серьезное реформирование учреждения — кроме увеличения состава хора, ему удалось добиться отмены участия певчих в светских концертах и основной обязанностью сделать исполнение церковной музыки. Дмитрий Степанович взял на себя большой труд — он отредактировал все произведения, написанные ранее композиторами — итальянцами, безжалостно искореняя из духовной музыки неуместное украшательство и несвойственную ей оперную драматургию. Репертуар капеллы отныне обновляется, включая в себя также множество новых сочинений молодого композитора. Стоит добавить, что свои сочинения Дмитрий Степанович писал, учитывая особенности певческих голосов, поэтому они всегда прекрасно звучали, не утомляя ни исполнителей, ни слушателей. В 1816 году по указу императора Александра I Д. Бортнянский становится главным цензором духовной музыки Российской Империи, что, несомненно, положительно сказалось на качестве церковного пения.

Он оставил после себя огромное музыкальное наследие, включая оперы, светские вокальные и инструментальные произведения, но главным трудом жизни считал собрание духовных сочинений, исполняемых Придворной певческой капеллой, под своей редакцией. Этот монументальный труд в десяти томах был издан в 1882 году стараниями П. Бортнянский мирно отошел ко Господу 27 сентября 1825 года под пение одного из своих духовных концертов.

Исполнение этих хоров произвело на собравшихся регентов отрицательное впечатление». Возвратившись в Петербург, Ал. В этот же период он пишет большую часть своих церковных сочинений и переложений и дополняет серию гармонизованных им народных песен. Попутно Ал.

Чаще всего хором этим дирижировал Ал. Случайно присутствовавший на одной из таких служб А. Ушаков, большой любитель церковного пения, знакомится с Ал. О-ва, принимает близко к сердцу его интересы и в результате нескольких встреч — Петербургское О-во не только получает от щедрого мецената в собственность участок земли за Нарвской заставой , но на этом участке строится и большой дом, в котором живут хористы и хористки. На доме скромная надпись: «Дом С. Петербургского Церковно-Певческого Благотворительного Общества». Так, в неизменной напряженной работе проходили годы.

Для А. В день 10-летняго существования Церковно-Певческого О-ва в 1911 г. Скромная квартира Ал. Стремянная ул. В архиве его имеются и иные, менее заметные, но более ценные знаки его широкой популярности. Приводимые нами ниже краткие выдержки говорят сами за себя. Новогоднее поздравление Ал.

Андр-чу 1893 г. Больше всего их удивило то, что их деревенские звуки удостоились внимания композитора. Они почему то, знакомясь в школах с песнями, так сказать, культурными, начинают презирать свои и никогда я не слыхал, чтобы они их пели. Теперь иное дело; они увидели, что их песни получили право на гражданство. Несмотря на крайнее обилие обычных занятий, мы все же успели хорошо выучить три песни: «Как под яром», «Поле чистое Турецкое», это очень нравится , еще «Эх, ты Ваня». Эту разучили в совершенстве. Надеюсь, что весной по вечерам у нашей школы будут громко раздаваться Ваши песни.

Ребята певчие пожелали сами выразить Вам свою благодарность». Из адреса Русского Хорового О-ва в Варшаве в день 30-летн. Как ни сложны и трудны обязанности дирижера, они, однако, не лишили Вас возможности проявить и другие стороны Вашего дарования. Из-под Вашего пера стали выходить духовные и светские композиции В настоящее время их поет, слушает, ими восторгается вся Россия, от простолюдина до музыкального специалиста. Сосредоточив свою деятельность в столице, Вы не забыли и бедную глухую провинцию. Поездки Вашего хора дали ей возможность познакомиться с таким совершенством хорового исполнения, о которых она и мечтать не могла. Вашей энергией в провинциальную глушь брошены первые семена высшей музыкальной культуры, и как их прямой результат, то здесь, то там начинают возникать правильные хоровые организации.

Из дальнего Петровска, с берегов синего Каспия, любители церковного пения. К 10-летию Церковно-Певческого О-ва: «. Вы пожелали принять участие в судьбе людей, большинству которых грозила нищета и убожество с потерей трудоспособности. Первый в России Вы посадили и вырастили хрупкое растение, названное Вами С. Вы работали на Общество: как председатель Правления, как композитор, как дирижер — и невозможно сказать, в какой области Ваши труды были полезнее и плодотворнее. Прошло 10 лет, и. Эти выдержки можно было бы продолжать без конца, ибо действительно «.

Архангельского , как и нет православного русского храма, в котором не раздавались бы церковные песнопения, написанные или переложенная Архангельским» из адреса церковных хоров г. Но все эти юбилейные даты и связанные с ними торжества отнюдь не означили завершения работы, и Ал. Начавшаяся Великая война, естественно, отразилась на мужском составе постоянного хора Ал. А-ча; он пополняет хор и, кроме обычной работы церковь , театр, собственные концерты , организует и проводит бесконечные выступления хора на нужды военно-благотворительного характера. Надвигавшаяся на Россию политическая буря совсем не трогала Ал. А-ча: он настолько был далек от всего, что так или иначе не касалось музыки и пения, что к сменам министерств, переворотам относился в большинстве случаев совершенно безучастно. Весной 1918 г.

На этой почве, за несколько приездов в Каликино, у него завязались дружеские знакомства с Калининскими «запевалами» и «запевальщицами». Лето 1918 г. В августе 1918 года Ал. На это последовал классический российский ответ, что «начальство разберёт». Без денег, без вещей, проживши неделю на маленькой станции Антропово, Ал. Этот переезд был необычайно мучителен для Ал. А-ча; с наружностью итальянского маэстро, уже седой, он значительную часть пути был безропотной мишенью для издевательства привилегированных путешественников того времени — солдат и матросов.

Однако, и здесь нашелся солдат, слышавший хор Ал. А-ча, узнавший его — и под авторитетным покровительством своего неожиданного поклонника, Ал. Здесь он собирает хор, начинает с ним заниматься, еще не зная, что и как из этого получится. О хоре вспомнили сами власти. Хор приказано было переименовать в 1-й Государственный Хоровой Коллектив, со скромной пометкой в скобках: «бывш. Архангельского», с причислением его по службе к музыкальному отделу Комиссариата Просвещения. Для хора начинается трудное время: хор буквально рвали на части; это был период, когда новая власть, если не давала хлеба, то, зато усиленно предлагала зрелища.

Выступления следовали за выступлениями — в театрах, казармах, учебных заведениях, на заводах. Исполнялись, главным образом, Русские народные песни. Ряд самостоятельных концертов хора был посвящен и серьезной музыке. В Зимнем Дворце, в Георгиевском зале, состоялся ряд исторических концертов см. Эта усиленная работа в условиях полуголодного существования, при ежедневных репетициях в промерзших, нетопленных помещениях — не могла, естественно, не сказаться на состоянии здоровья Ал. В Петроград спешно вызывается жена Ал. А-ча, Пелагея Андреевна, верная и заботливая спутница его жизни.

Энергичное вмешательство Пелагеи А-ны спасает на этот раз Ал. К больному приглашается уролог-специалист, Пелагея Андреевна делает все возможное, чтобы обеспечить больному нужный уход и необходимое питание, и кризис благополучно миновал — Ал. Нельзя не отметить здесь той трогательной заботливости, которую проявили к Ал. А-чу за время его болезни его друзья и почитатели, часто совсем неизвестные. В самом Петрограде, где максимум жизненных благ приравнивался в то время 1918 г. В Киеве, узнав о бедственном положении Ал. А-ча, в Владимирском соборе устраивается концерт из произведений Ал.

А-ча; концерту предшествует краткое слово об Ал. Андр-че и после концерта, на собранные суммы, Ал. А-чу посылается с верным человеком в Петроград мука, сало, сахар. На время своей болезни Ал. Азеева, с которым хор и выступал под управлением Коутса в 9-й симфонии Бетховена. Оправившись от болезни, Ал. В этот именно период он с особенным увлечением исполняет произведения С.

Танеева «Прометей», «Забытая могила», «По прочтении псалма». Хору приходится выступать не только в самом Петрограде, но и в окрестностях: ряд общедоступных концертов был проведен в Сестрорецке, Царском Селе, Павловске и др. Репертуар хора вырабатывался при ближайшем участии Музыкального Отдела; нередко хору приходилось разучивать те или иныя вещи в порядке безоговорочных предложений, поступавших от Музыкального Отдела Наркомпроса и имевших, по существу, характер приказаний. Таким именно образом хору предложено было разучить ряд произведений А. Лурье, на текст А. Блока , заведующего Музыкальным Отделом Ком. Просвещения, и поэму «Звездоликий» И.

Произведения Лурье были настолько трудны по своей музыкальной конструкции, что Московские хоры не смогли удовлетворительно их исполнить. Начались репетиции, на одну из них пожаловал и сам автор с целой свитой чиновников и секретарш. Большой зал в квартире Архангельского, где обычно происходили репетиции, являл необычайную картину: 60 человек мужчин и женщин, одетые в самые фантастические костюмы закутывались так, чтобы сохранить каждый кусочек тепла , в зале, где клубами стелется пар от дыхания, с восковыми свечами в руках света не было , — и за роялем, с трудом извлекая из него звуки клавиши примерзали , в шубе — Архангельский, упорно убеждающий своих певцов и певиц, что все это не беда, лишь бы ему дали в нужном ему месте — самое нежное pianissimo. И певцы, и певицы, полузамерзающие от холода, послушно вступали едва слышными аккордами по знаку старческой, так знакомой им руки, и блоковские слова «о всех усталых в чужом краю» — передавали с такими тончайшими оттенками безнадежной скорби, что сам автор, едва узнавая свою же музыку, был ошеломлен. Через некоторое время, в Зимнем Дворце, хор демонстрировал свое искусство перед двумя главными слушателями — А. Луначарским и А. Это было генеральной репетицией, после чего, в Дворянском собрании, в очередном Симфоническом концерте дирижировал С.

Кусевицкий была исполнена 1-м государ. Архангельского произведения Лурье. После этого концерта хору было присвоено название «Государственного Академического Хора», с причислением к Филармонии, и Ал.

Березовский — 4 часть "Да постыдятся", Не отвержи мене во время старости 03:22 М. Березовский — Не отвержи мене во время старости 1 ч. Березовский — Духовный Концерт для хора "Не отвержи меня во время старости" 10:08 Неизвестен — Березовский Духовный концерт " не отвержи мене во время старости" 01:29 Максим Березовский 1741-1777 — Духовный концерт: Не отвержи мене во время старости 1766 10:09 Неизвестен — 07. Березовский Духовный концерт - Не отвержи мене во время старости 03:00 Неизвестный исполнитель — Березовский Духовный концерт "Не отвержи мене во время старости" 01:18 Березовский — Духовный концерт "Не отвержи меня во время старости" 02:59 М.

И что особенно важно - признание закономерности таких процессов священнослужителями. Как кульминацию самого процесса включения в композиторский и слушательский обиход громадного слоя духовной музыки рассматривает Э. Экспансия клиросного концерта и, шире - духовной музыки - на концертную эстраду явилась следствием возрождения религиозного самосознания россиян любой конфессиональной принадлежности.

Стало возможным создание таких произведений как 4 симфония Шнитке, синтезировавшая в едином симфоническом полотне песнопения православные, католические, иудейские и мусульманские песнопения. Калимуллина Казань , что, безусловно, является показателем взаимовлияния культур, связанных с различными религиями на территории России. Вселяет оптимизм не только поворот композиторов, искусствоведов и религиозных деятелей к проблеме духовного концерта и, шире, богослужебного пения, но и желание совместно обсуждать это, творчески общаться. Ибо ценно само обращение к Богу. У каждого может быть свой путь, более или менее долгий, тернистый, ведь, по мнению о. Александра Меня , «религиозному опыту Божество открывается как Сила, превышающая механическую причинность мира: как высшая Свобода и высшее Творчество. Мы увидим, что и то и другое присуще человеку. И, наконец, Бог, открывающийся как абсолютное Совершенство, приобщает человека к процессу вечного совершенствования» 123, 106. Духовный концерт - жанр, посредством исполнения которого, очарованные его музыкальными красотами, заинтересовавшись вначале именно технологическим совершенством, многие музыканты нашли дорогу в храм, и одной этой причины достаточно для пристального к нему внимания. Художественный и богослужебный потенциал жанра еще не исчерпан, о чем свидетельствуют активные творческие поиски авторов и интенсивная его эволюция в последние два десятилетия.

Список научной литературыХватова, Светлана Ивановна, диссертация по теме "Музыкальное искусство" 1. Алексеев Э. Проблемы формирования лада. Анатолий о. Жизненные правила для регента-любителя 6. Антонова О. Томск: Изд-во Томского ун-та, 1986. Антология Мировой философии. Апресян Р. Балябина П.

Бекетова Н. Всесоюзной науч. Бердяев Н. Философия творчества, культуры и искусства: в 2 т. Березовая Л. История русской культуры. Беринский С. Беседы с композиторами. Бершадская Т. Лекции по гармонии.

Блинова М. Бобровский В. Функциональные основы музыкальной формы. Богослужебные указания на 2003 год. Для священнослужителей. Бочкарева О. Булгаков С. Свет невечерний: созерцания и умозрения. Валькова В. Васильева Н.

Астрахань, 1997 - С. Веймарн П. Виноградов А. Власова Н. Под залпы Победы. Габинский Г. Гарднер И. Богослужебное пение русской православной церкви. Сущность система и история. Иова Почаевского.

Об инструментальной музыке и о хоровом полифоническом пении в православном богослужения. Об инструментальной музыке. Страницы литургического музыковедения. Головинский Г. Гранин Д. Точка опоры. Григорьева А. Гулыга А. Литературно-философский ежегодник. Гуляницкая Н.

Гуляницкая М. Дабаева И. К 75-летию со дня рождения Евгения Владимировича Назайкинского. Давыдов Ю. Данилова Т. Дегтярев С. Денисов Н. Долинская Е. О русской музыке последней трети XX века: Учеб. Дубравская Т.

Дуков Е. Концерт в истории западноевропейской культуры. Боровлева, И. История отечественной музыки XX века: Учеб. История русской музыки. Древняя Русь. Императорская опера. Казанцева Л. Астрахань, 2002. Казанцева JL Основы теории музыкального содержания: Учеб.

Казанская JI. Калиниченко Н. Астрахань, 1995. Камю А. Бунтующий человек. Кандинский А. Канты времени Петра Великого и начальной поры Петербурга. Карасев А. Григорий Федорович Львовский и его духовно-музыкальные произведения. Катунян М.

Каутский К. Ковалев А. Специфика и организация цикла: Автореф. Кожаева С. Антиномия «сакрально-обыденного» и ее воплощение в западной и русской музыкальной традиции: Автореф. Нижний Новгород, 2004. Кокжаев М. Топология музыкального пространства. Колосова В. Компанейский Н.

Духовно-музыкальные сочинения священника М. Конотоп А. Ковальджи М. Кочура В. Кошкин Н. Гармонизация церковного пения. Алеманов Дм. Кошмина И. Кураев А. Если Бог есть Любовь.

Кутузов В. Ларош Г. МГК, газ. Лебедева А. Левашев Е. Левашев О. Предисловие к нотографическому указателю русской хоровой духовной музыки. Лекция С. Смоленского о значении кантов и псалмов XVII в. Лесовиченко А.

Западный музыкально-культовый канон и его историческая судьба: Исследовательский очерк. Новосибирск, 2001. Лобанова М. Музыкальный стиль и жанр. История и современность. Лосев А. Львовский Ф. Мазель Л. Строение музыкальных произведений: Учеб. Малышев В.

Мартынов В. История богослужебного пения: Учеб. Игра, пение и молитва в русской богослужебнопевческой системе. Культура, иконосфера и богослужебное пение Московской Руси. Медушевский В. Мень А. История религии. В поисках пути, истины и жизни: в 2 т. Магизм и единобожие. В поисках пути, истины и жизни.

Церковная музыка в творчестве русских композиторов на рубеже XIX- XX веков

Новые черты приобрёл в наши дни и жанр духовного хорового концерта. это особая музыкальная форма, в которой сочетаются христианские ценности, традиционные русские мелодии и великое мастерство исполнителей. одна из важнейших сфер русской культуры. На протяжении многих веков она являлась единственной формой профессионального музыкального искусства на Руси. Духовный концерт, возникнув в русской культуре в середине XVII века, сохранил. Рождественский концерт для 12-тиголосного хора (Live).

Духовные Концерты

Русская музыка 18 века Рождественский концерт для 12-тиголосного хора (Live).
Кто автор духовного концерта Слайд 9Как композитор духовной музыки, Березовский является представителем нового направления в партесном.
Электронная библиотека музея музыки Духовные концерты[1][2] (фр. concerts spirituels) — публичные концерты, проводившиеся в парижском дворце Тюильри с 1725 по 1790 год.
Проблемы музыкальной науки / Music Scholarship Русский духовный концерт – это особый жанр музыкального искусства, который имеет древние истоки.
Духовные Концерты слушать и скачать музыку в mp3 на телефон – LightAudio предмет рассмотрения в настоящей статье.

№2. Кто является основателем русского духовного концерта? Варианты ответа: Березовский;

Все его детские воспоминания связаны с музыкой: за хорошую игру хвалили и осыпали гостинцами, за провинности сажали под рояль. Семейные традиции должны были сделать из Сергея военного, но неурядицы решили его судьбу в пользу искусства. Его ждала учеба в Петербургской, затем в Московской консерваториях. Москва подарит ему встречи с людьми, которые станут его учителями, — Зверев, Танеев, Чайковский. Но это будет позже. Для десятилетнего мальчика ближайшим другом стала бабушка Софья Александровна. Лето Сергей проводил в ее имении на живописном берегу Волхова. Полная воля, бесконечная любовь бабушки, красота тихой северной природы... Горький скажет в 1903 году о Прелюдиях Рахманинова: «Как хорошо он слышит тишину». Через все его творчество лейтмотивом пройдет колокольный звон. Еще одно впечатление детства.

Бабушка в Петербурге часто брала его в храм на службы: «... Придя домой, мальчик садился за фортепиано и играл все, что услышал. Время, проведенное в имении его бабушки, С. Рахманинов вспоминал как самые светлые моменты своего детства. Уже в Москве, будучи взрослым, он часто ходил к службе, но тщательно скрывал свои религиозные чувства от посторонних глаз, поэтому многие современники, знавшие Рахманинова лично, в своих воспоминаниях отмечали, что он не отличался религиозностью и не посещал церковь. Его друг, композитор Гедике, писал о Рахманинове:» Он очень любил церковное пение и частенько, даже зимой, вставал в 7 утра и уезжал в Андроньев монастырь, где выстаивал в полутемной огромной церкви целую обедню, слушая старинные песнопения , исполняемые монахами параллельными квинтами. Это производило на него сильное впечатление». Позднее, когда мысли о смысле земного пути и о смерти прочно войдут в его жизнь, он создаст свои «Колокола», как удары набатного колокола зазвучат аккорды Второго концерта.

Канты петровского времени нередко назывались «виватами», поскольку они изобилуют прославлениями военных побед и преобразований «Радуйся, Росско земле». Для музыки «приветственных» кантов характерны фанфарные обороты, торжественные ритмы полонеза. Их исполнение часто сопровождалось звучанием труб и колокольным звоном. Блестящий мастер партесного концерта Василий Титов занял место первого музыканта при дворе царя Петра. Именно ему было поручено написать торжественный концерт по случаю Полтавской победы, одержанной русскими войсками в 1709 году «Рцы нам ныне» — за сочинением утвердилось название «Полтавскому торжеству». Таким образом, в течение всего XVIII века русское хоровое пение прошло большой путь эволюции — от монументального партесного стиля, вызывающего ассоциации с архитектурным стилем барокко, к высоким образцам классицизма в творчестве М. Березовского и Д. Бортнянского , создавших классический тип русского духовного концерта. Возникли хоровые обработки народных песен, хоровая оперная музыка, танцевальная музыка с хором самый знаменитый образец — полонез И. Козловского «Гром победы раздавайся» на слова Державина. Ведущим хоровым жанром становится русский духовный концерт , служивший своеобразным символом древней отечественной традиции. Своего наивысшего расцвета духовный концерт достиг в екатерининскую эпоху 1762- 1796. Это было благоприятное время для российской культуры. В этот период было создано более 500 произведений концертного жанра. Концерт получил распространение и как кульминационная часть церковной службы, и как украшение придворных церемониалов. Он был средоточием тем и образов, затрагивавших глубокие нравственные и философские проблемы. Большой вклад в становление русского классического хорового концерта внесли выдающиеся иностранные композиторы, жившие в Петербурге Д. Сарти, Б. Вершинные достижения русской хоровой музыки эпохи Просвещения связаны с именами М. Ее рождение стало кульминацией русского Просвещения. Родиной школы был Санкт-Петербург, где расцвел талант самых ярких ее представителей.

The visit of the English choir was organized and arranged by B A Nesterov.

Анализ произведения Заключение Литература Приложение Введение Хоровой концерт — один из важнейших жанров профессионального музыкального искусства, занимающий особое место и в современной культуре. Цель и задачи исследования Целью настоящей исследовательской работы является выявление жанровой специфики хорового концерта в русской духовной музыке рубежа XIX — XX столетий. Объект и предмет исследования Объектом исследования является духовный хоровой концерт рубежа XIX — XX столетий на примере хорового концерта a cappella А. Красностовского «Господи, Господь наш». Предмет исследования — стиль, жанр, особенности фактуры и формы данного хорового концерта. Формирование хорового концертного жанра в русской духовной музыке Жанр хорового концерта начал развиваться в русской духовной музыке еще в начале XVIII века в связи с введением в певческую практику партесного пения, завезенного в Москву киевскими певцами в середине XVII столетия. Партесное пение, в отличие от бытующего в то время одноголосия, предполагало пение по партиям дискант, альт, тенор и бас. Новый стиль быстро подхватили и освоили многие русские и украинские композиторы, в числе лучших из них — Николай Дилецкий, Николай Бавыкин и Василий Титов. Партесный концерт всегда был исключительно вокальным жанром a cappella. Ему свойственно колористическое богатство хорового звучания. Композиторы эпохи барокко научились средствами хора a cappella достигать большой полноты и яркости красок. Зрелый период развития нового многоголосного стиля связан с концертами и "Службами Божиими" неизменяемыми песнопениями литургии Н. Дилецкого, предложившего систематический свод правил для создания многоголосной композиции партесного стиля в трактате "Идея грамматики мусикийской". Дилецкий в своем трактате изложил следующие правила написания концерта: «Стих кий любо вземше ко творению, имаши разсуждати и разлагати — где будут концерта, сиречь глас за гласом борение, такожде где все вкупе. Во образ да буди, вземше речь сию ко творению — «Единородный Сын», тако разлагаю: Единородный Сын да будет ти концерт. Изволивый — все вкупе, воплотитися — концерт, и Приснодевы Марии — все. Распятся — концерт, смертию смерть — все, Един сый — концерт, Спрославляемый Отцу — все, един по другим или все вкупе, что будет по твоему изволению. Аз же поясняю образ в поучение твое осмогласный, кий ти будет в трехгласных и прочиих. Се же есть в концертах, его же зриши». Термин "концерт" Дилецкий понимает как "борение", соревнование голосов ансамбля и как противопоставление эпизодов, исполняемых выделенной группой солистов "концерт" и всем хором — tutti. Поэтому в партесных концертах количество частей не регламентировано. Есть концерты единого, слитного строения, но есть и такие, в которых количество частей и размер их меняется чрезвычайно часто — до 12 и даже до 22 раз, как, например, в концерте "Кая житейская сладость". Партесные концерты, основанные на сочетании контрастных эпизодов, представляют собой, по выражению В. Наиболее стабильная форма партесных концертов с нечетным количеством контрастных разделов: 3, 5, 7, трёхчастность среди них преобладает. В концертах трехчастной формы обычно бывает репризность, но здесь она проявляется в общих чертах: в соотношениях крайних разделов по тональным и метроритмическим признакам, протяженности и фактуре. В партесных концертах еще нет достаточной оформленности темы, поэтому нет и репризности в настоящем ее понимании. В то же время в них чувствуется глубокая цельность, основанная на интонационной общности первичного порядка. Реприза — явление довольно редкое в эту эпоху, музыка в репризе повторяется лишь в тех случаях, когда повторяется текст, т. Широкое распространение получила форма цикла «Службы Божьей», пронизанная тональным, интонационным и гармоническим единством. Она стала предвестником будущих богослужебных циклов: всенощной и литургии. Хоровой концерт — жанр полифункциональный: это и кульминационная часть литургии, и украшение государственной церемонии, и жанр светского музицирования. Текст концерта представляет собой свободную комбинацию строф из псалмов Давида. Начальные части создавались под впечатлением текста. Первые фразы концертов — самые яркие по интонационной выразительности. Новая тенденция наметилась в творчестве Максима Березовского и, особенно, Дмитрия Бортнянского, совершенствовавших композиторское мастерство в Италии. Акцент в композиции концертов сместился в сторону большей стройности формы, применения полифонических приемов, усиления контрастности между разделами. Хоровой концерт — жанр барочный, предполагавший патетику, контрастность структуры с преобладанием богато развитой полифонии. В творчестве Бортнянского этот идеал сменяется стилем, сочетающим строгую красоту классицизма с интонационной мягкостью национальной лирики. Исторически сложилось так, что наиболее известной частью его хорового наследия стали именно концерты. Многочастные концерты характеризуются контрастом частей по темпу, метру чётному — нечётному , фактуре аккордовой — полифонической , тональным соотношением обычным доминантовым или медиантовым. Став в 1796 г. Наряду с Бортнянским в кон. XIX в. Несмотря на указ Святейшего Синода 1797 г. В церковных сочинениях той поры возросло влияние оперной, инструментальной и романсовой музыки, проявилось стремление к целостности и разнообразию композиционных решений. Очередной этап в истории жанра духовного хорового концерта был неразрывно связан с расцветом блистательного искусства Синодального хора и возникновением на рубеже XIX и XX веков новой российской школы композиторов церковной музыки. В сочинениях А. Архангельского, А. Гречанинова, М. Кастальского, А.

Чуток к музыкальной красоте, к движениям душевным

Значение русского духовного концерта в культуре Русский духовный концерт имеет особое значение в культуре России. Он является одним из важных музыкальных жанров, которые отражают русскую душу, религиозные и эстетические ценности, а также способствуют порождению и сохранению национальной идентичности. Духовная музыка в России имеет долгую и богатую историю. Она укоренилась в православной традиции и олицетворяет духовное наследие русского народа. Русский духовный концерт объединяет в себе множество стилей и форм, включая православные песнопения, хоровую музыку, религиозные оратории и сочинения на духовные темы. Значение русского духовного концерта в культуре проявляется в нескольких аспектах. Во-первых, он является средством поклонения и служения Богу. Хоровые исполнения на церковных службах создают атмосферу поклонения, контакта с высшими силами и приобщения к святым традициям. Во-вторых, русский духовный концерт является важной частью религиозной практики и исповедует ценности православия.

Жанры духовной музыки В начале возникновения духовной музыки, писать ее могли только служители церкви. Позже сочинять духовную музыку могли светские композиторы.

После Реформации были популярны гимны, хоралы, Страсти. Написаны они были преимущественно Мартином Лютером. После эпохи Возрождения стали создаваться реквиемы и мессы. Остановимся более конкретно на каждом жанре. Псалмы — это небольшие музыкальные произведения , которые основанные на текстах Псалтыря. Считаются самым древним жанром духовной музыки. С XVI века их используют в качестве погребальной молитвы. Самые известные псалмы И. Стравинского под названием «Симфония псалмов». Мессы - это вокально-инструментальные или вокальные произведения, которые представляют собой собрание католической литургии.

В начале XIX века месса отделилась от богослужения и стала частью концертной практики. Авторами таких произведений были ,. В ХХ веке интерес к ней стал угасать. Реквиемы - это изначально заупокойные католические мессы. Самое раннее сочинение — латинский канонический текст, Реквием Дюфаи. До наших дней он не сохранился. Первый сохранившийся текст это «a capella» Йоханнеса Окегема XV век. Страсти - это вокально-драматические произведения, которые посвящаются Страстной недели и изначально основывались на текстах Евангелие. После композиторы забыли о нем до ХХ века. Возрождению Страстей поспособствовал Хуго Дистлера, написав Хоральные страсти».

Stabat Mater — это католические песнопения на латинском тексте Якопоне да Тоди. Надеемся, что доклад про духовную музыку помог Вам подготовиться к занятию и углубить свои познания в области искусства. А свой рассказ о духовной музыке Вы можете оставить через форму комментариев ниже. Благодаря реформам Петра I Россия активно включилась в этот процесс, приобщаясь кдостижениям европейской цивилизации. Ее поворот в сторону Европы, породивший феномен «русской европейскости», произошел типично по-русски - круто и решительно. Взаимодействие с более устоявшимися художественными школами Западной Европы позволило русскому искусству пройти путь «ускоренного развития», освоив в исторически сжатые сроки европейские эстетические теории , светские жанры иформы. Главное достижение русского Просвещения - расцвет личностного творчества, которое приходит на смену безымянному труду художников Древней Руси. Реализуется ломоносовская формула: «будет собственных Платонов и быстрых разумом Ньютонов Российская земля рождать». Наступает время активного становления светского мировоззрения. Храмовое искусство продолжает свое развитие, однако постепенно отходит на второй план в культурной жизни России.

Светская же традиция всемерно укрепляется. В музыке XVIII века, как в литературе и живописи, утверждается новый стиль , близкий европейскому классицизму. Новые формы великосветского быта-гуляния в парках, катания по Неве, иллюминации, балыи «маскерады», ассамблеи и дипломатические приемы- способствовали широкому развитию инструментальной музыки. По указу Петрав каждом полку появились военные духовые оркестры. Официальные торжества, балы и празднества обслуживались двумя придворными оркестрами и придворным хором. Примеру двора следовала петербургская и московская знать, котораязаводила у себя домашние оркестры. Крепостные оркестры и музыкальные театры создавались и в дворянских усадьбах. Распространяется любительское музицирование, обучение музыке становится обязательной частью дворянского воспитания. В конце столетия многообразная музыкальная жизнь характеризовала быт не только Москвы и Петербурга, но и других русских городов. Среди музыкальных новшеств, неизвестных Европе, был роговой оркестр , созданный российским императорским камер-музыкантом И.

Марешом по поручению С. Мареш создал слаженный ансамбль, состоящий из 36 рогов 3 октавы. Участвовали в нем крепостные музыканты, которые играли роль живых «клавиш»,поскольку каждый рог мог издавать только один звук. В репертуар входила классическая европейская музыка, в том числе сложные сочинения Гайдна и Моцарта. В 30-х годах XVIII века в России была создана придворная итальянская опера , спектакли которой давались в праздничные дни для «избранной» публики. В это время Петербург привлекает многих крупнейших европейских музыкантов,преимущественно итальянцев, среди которыхкомпозиторы Ф. Арайя, Б. Галуппи, Дж. Паизиелло, Дж. Сарти, Д.

Франческо Арайя в 1755 году написал музыку к первой опере с русским текстом. Это было либретто А. Сумарокова на сюжет из «Метаморфоз» Овидия. Опера, созданная в итальянском жанре seria , называлась «Цефал и Прокрис». В петровскую эпоху продолжали развиваться такие национальные музыкальные жанры , как партесный концерт и кант. Канты петровского времени нередко назывались «виватами» , поскольку они изобилуют прославлениями военных побед и преобразований «Радуйся, Росско земле». Для музыки «приветственных» кантов характерны фанфарные обороты, торжественные ритмы полонеза. Их исполнение часто сопровождалось звучанием труб и колокольным звоном. На петровскую эпоху приходится кульминация в развитии хорового партесного пения. Блестящий мастер партесного концерта В.

Титов занял место первого музыканта при дворе царя Петра. Именно ему было поручено написать торжественный концерт по случаю Полтавской победы, одержанной русскими войсками в 1709 году «Рцы нам ныне» - за сочинением утвердилось название «Полтавскому торжеству». В середине XVIII века стремление к хоровым эффектам в партесных концертах достигло гипертрофированных форм: появились сочинения, партитуры которых насчитывали до 48 голосов. Во второй половине столетия на смену торжественному пар-тесному концерту приходит новое художественное явление - ду-ховный концерт. Таким образом, в течение всего XVIII века русское хоровое пение прошло большой путь эволюции - от монументального партесного стиля, вызывающего ассоциации с архитектурным стилем барокко, к высоким образцам классицизма в творчестве М. Березовского и Д. Бортнянского, создавших классический тип русского духовного концерта. Возникли хоровые обработки народных песен, хоровая оперная музыка, танцевальная музыка с хором самый знаменитый образец - полонез Козловского «Гром победы раздавайся» на слова Державина, который в конце XVIII приобрел значение государственного гимна Российской империи. Ведущим хоровым жанром становится русский духовный концерт, служивший своеобразным символом древней отечественной традиции. Своего наивысшего расцвета духовный концерт достиг в екатерининскую эпоху 1762- 1796.

Это было благоприятное время для российской культуры. Попытка возродить дух петровских преобразований во многом увенчалась успехом. Политика, экономика, наука и культура вновь получили импульс к развитию. Возобновилась практика обучения наиболее талантливых представителей науки и искусства за границей. Тесные культурные контакты России с просвещенной Европой не могли не повлиять на появление первых опытов профессионального композиторского творчества. В этот период было создано более 500 произведений концертного жанра. Рожденный в недрах партесного многоголосия, духовный концерт на протяжении своего развития интегрировал два начала - церковную певческую традицию и новое светское музыкальное мышление. Концерт получил распространение и как кульминационная часть церковной службы, и как украшение придворных церемониалов. Он был средоточием тем и образов, затрагивавших глубокие нравственные и философские проблемы. Если «партесный концерт можно до известной степени сопоставить с concerto grosso , то структура классического хорового концерта имеет общие черты с сонатно-симфоническим циклом.

Она обычно состояла из трех или четырех разнохарактерных частей с контрастными приёмами изложения. В заключительной части, как правило, преобладали приемы полифонического развития. Большой вклад в становление русского классического хорового концерта внесли выдающиеся иностранные композиторы, жившие в Петербурге Д. Сарти, Б. Вершинные достижения русской хоровой музыки эпохи Просвещения связаны с именами М. Максим Созонтович Березовский 1745-1777 М. Березовский - выдающийся мастер русской хоровой музыки XVIII века, один из первых представителей национальной композиторской школы. Сохранившееся творчество композитора невелико по объему , однако весьма значительно по своей исторической и художественной сути. В музыкальной культуре 60-70-х годов XVIII столетия оно открываетновый этап - эпоху русского классицизма. Имя Березовского называется в числе родоначальниковклассического хорового концерта a cap р ella : его произведения, наряду с творчеством итальянского композитора Галуппи, представляют первый этап в развитии этого жанра.

Вершиной творческих исканий М. Березовского стал концерт «Не отвержи мене во время старости». Это общепризнанный шедевр русской музыки XVIII века, стоящий в одном ряду с высочайшими достижениями современного ему европейского искусства. Небольшой по масштабам, концерт воспринимается как произведение эпически монументальное. Его музыка, раскрывающая многообразный духовный мир человека,поражает глубиной эмоций и жизненной достоверностью. И в тексте, и в музыке концерта отчетливо звучит личная интонация. Это речь от первого лица. Просьба-мольба, взывающая ко Всевышнему I часть , сменяется картиной преследований человека злобствующими недругами II часть - «Пожените и имите его». Затем следует новая тема - молитва надежды «Боже мой, не удалися» - III часть , и наконец, финал, полный протестующего пафоса, направленного против зла и несправедливости «Да постыдятся и исчезнут оклеветающии душу мою». Уже тот факт, что всем темам концерта свойственны определенные, конкретные эмоциональные черты, говорит о принципиальной новизне стиля, преодолевающего абстрактную нейтральность тематизма партесного пения.

Четыре части произведения связаны не только единым драматургическим замыслом и тональной логикой, но и интонационными нитями: певучая тема, звучащая в первых тактах концерта, становится интонационной основой всех прочих образов. Особенно существенно то, что начальное интонационное зерно трансформируется в динамичную и напористую тему заключительной фуги «Да постыдятся и исчезнут...

Знаменный распев Первоначальные формы и напевы древнерусского церковного пения, заимствованные из Византии, довольно скоро оформились в особый тип древнерусского певческого искусства — знаменный распев. Его название происходит от старославянского слова «знамя», то есть «знак». С помощью таких знаков знамёна, крюки фиксировалось музыкальное движение напевов. Знаменный распев представлял собой форму одноголосного пения и исполнялся в унисон певцами-мужчинами. Несмотря на то, что знаменное пение господствовало в русской церковной музыке на протяжении шести веков, с конца X до XVII века, оно неоднократно испытывало влияние различных тенденций и претерпевало значительные изменения. Так, например, в середине XVI века благодаря возникновению школы искусных московских певцов и распевщиков от знаменного распева отделилось два самостоятельных типа монодического одноголосного пения — путевой распев и демественный распев. Обновление знаменного распева происходило и на протяжении последующего XVII века, когда кризис средневекового мировоззрения обусловил наступление реформ и в музыкальном, прежде всего, церковном искусстве.

Началась систематизация распевов и усовершенствование способов их записи, многие из знаменных песнопений были переведены на пятилинейную нотацию. Вместе с этим мелодии распевов усложнялись и обогащались новыми интонационными вариантами. Одновременно возникали новые песнопения и певческие стили, именуемые в то время также «распевами» — греческий распев, киевский распев, болгарский распев. Духовные сочинения Чайковского Новый этап начался с появлением на свет духовных сочинений Петра Чайковского. Его первое произведение в жанре духовной музыки — «Литургия Святого Иоанна Златоуста» 1878 — послужило причиной судебного процесса П. Юргенсона, друга и издателя музыки Чайковского, с начальником капеллы Н. Бахметевым, наложившим запрет на издание произведения. Юргенсон выиграл дело, и монополия капеллы была сломлена. Благодаря полученной свободе увеличилось количество авторов церковной музыки, в том числе в среде регентов и священнослужителей.

Кроме того, многие композиторы вслед за Чайковским обратились к сочинению цельных литургических циклов. Значительным музыкально-историческим событием стало концертное исполнение «Литургии»: была возрождена практика духовных концертов вне церкви, способствовавшая будущему переосмыслению духовной музыки в конце XX века.

Творчество особенно духовная музыка Б. Пашкевича, И. Хандошкина, Д. Большая сила воздействия на широкий круг слушателей определяет её значит. Белгородской губ. Курской губ.

6 класс. Урок "Народное искусство Древней Руси. Русская духовная музыка. Духовный концерт" РЭШ

Как назывался духовный концерт м березовского и на чьи слова концерты, организованные в Париже в 1725 придв. гобоистом и композитором A. Филидором (Даниканом), принадлежавшим к известной семье франц. музыкантов.
Духовные концерты listen online Портал НЭБ предлагает вам скачать или читать онлайн диссертацию (автореферат) на тему «Русский духовный концерт.
Духовный концерт автор. Русский духовный концерт концерты, организованные в Париже в 1725 придв. гобоистом и композитором A. Филидором (Даниканом).
Жанр хорового концерта в русской духовной музыке рубежа XIX в. Духовный концерт ДУХОВНЫЙ КОНЦЕРТ найдено 1 значение слова, жанр русского хорового (а капелла) концерта. Восходит к партесному концерту (смотри Партесное пение).
Д.С.Бортнянский, Шесть духовных концертов. - YouTube та, получившего развитие в русской культуре в XIX – на- чале XX.

Информация

Духовный концерт. Появился в XVIII веке. Кто является основателем русского духовного концерта 11 букв. Слово из 11 букв на букву Б, вторая буква Е, третья буква Р, четвертая буква Е, последняя буква Й. Русская духовная музыка. Духовный концерт" РЭШ. В XVIII веке духовные концерты писались композиторами по преимуществу на слова псалмов. Автор обычно брал не весь псалом, а лишь некоторые фразы-стихи из псалма, исходя из. Духовное творчество русских композиторов. ← все альбомы.

Хоровой концерт российских композиторов второй половины XX – начала XXI века

Духовный концерт (Concerto Spirituale) для фортепиано, хора и оркестра (1928-29). Скачать ноты. Рождественский концерт для 12-тиголосного хора (Live). Большое количество сочинений оставлено композиторами не первой величины, а авторами. автор опер и хоровых концертов. или многочастную композицию, главной спецификой к-рой является т. н. переменное многоголосие.

Русский духовный концерт

Вы точно человек? автор опер и хоровых концертов.
Что такое Духовный концерт? - Русская духовная музыка. Духовный концерт" РЭШ.
Русская музыка 18 века это особая музыкальная форма, в которой сочетаются христианские ценности, традиционные русские мелодии и великое мастерство исполнителей.
Русский духовный концерт: история, особенности и значение в культуре Рождественский концерт для 12-тиголосного хора (Live).
Что такое русский духовный концерт: история, особенности, характеристики 1.2 Духовный концерт в творчестве русских композиторов. второй половины XIX – начала XX веков Духовный концерт, возникнув в русской культуре в середине XVII века, сохра.

Ответы на вопрос

  • Жанр хорового концерта в русской духовной музыке рубежа XIX в. Духовный концерт
  • Кто создал?
  • Остались вопросы?
  • Выберите страну или регион
  • Бах и его вклад в развитие жанра
  • Международный педагогический портал

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий