Для осуществления выкупа земли по закону 19 февраля 1861 крестьянин единовременно должен был внести

• размер выкупа был увеличен в полтора раза (рыночная стоимость земли составляла 544 млн. рублей, стали продавать за 867 млн. рублей); • правительство предоставило крестьянам ссуду в размере 80% стоимости земли на 49 лет под 6% годовых, остальные 20% должен был.

Тест по истории реформы Александра 2

19 февраля 1861 года – Александр II подписал «Положение о реформе» и «Манифест об отмене крепостного права». Выкупные платежи — такое название во второй половине XIX–начале XX века получили операции по выкупу земли крестьянами после отмены крепостного права в 1861 году. За это, как известно, крестьяне дарственники должны были отказаться от своих прав на остальную землю, — ту, которую они обрабатывали до 1861 г. На даровой надел вышло около 640.000 душ бывших помещичьих крестьян. 3) при совершении их как помещик, так и крестьяне освобождаются от платежа крепостных пошлин; и. 4) в делопроизводстве по выкупу крестьянами усадебных и приобретению в собственность полевых земель вместо гербовой употребляется простая бумага. 3) при совершении их как помещик, так и крестьяне освобождаются от платежа крепостных пошлин; и. 4) в делопроизводстве по выкупу крестьянами усадебных и приобретению в собственность полевых земель вместо гербовой употребляется простая бумага. По «Местному положению», распространявшемуся на Виленскую, Гродненскую, Ковенскую, Минскую и часть Витебской губернии, за крестьянами сохранялась вся земля ко времени утверждения «Положения», т. е. к 19 февраля 1861 г., которой они пользовались.

Слайд 26 3). Для осуществления выкупа земли по закону от 19. февраля 1861 г. крестьянин единовременно должен был внести 20 – 25 % всей выкупной суммы. 3. Для осуществления выкупа земли крестьянин единовременно должен был внести 20-25 % всей выкупной суммы. в) потому что он освободил от государственных повинностей горожан. 3. Для осуществления выкупа земли по закону 19 февраля 1861 г. крестьянин единовременно должен был внести 20–25 % всей выкупной суммы. Отмена крепостного права в Росси́и, также известная как Крестья́нская рефо́рма — начатая в 1861 году реформа, упразднившая крепостное право в России.

вопросы по крепостному праву

На каких условиях реформа 1861г. А полностью за счет государственной казны Б бесплатно В за выкуп при содействии правительства 4. Что получили крестьяне в 1861году? А свободу от государственных повинностей Б личную свободу В право выхода из крестьянской общины 5.

Кто выплачивал помещикам остальную часть?

Тамбовской губернии в ответ на проведение крестьянской реформы 1861. Началось 1 апреля с отказа крестьян сёл Черногай и Студенки Чембарский уезд работать на помещиков. Высокого заявили, что от них скрывают подлинное содержание «Положений» 19 февраля 1861, по которым крестьянам якобы передавалась без выкупа вся помещичья земля, прогнали управляющего, сместили должностных лиц вотчинного управления и избрали из своей среды новых. В начале апреля волнения охватили 26 сёл и деревень.

Однако, анализируя правовое положение крестьян, следует помнить, что связи крестьян с помещиками отнюдь не обрывались: принятие законов ознаменовало лишь начало перехода крестьянства от крепостной зависимости к состоянию свободных сельских обывателей и земельных собственников. В течение этого периода крестьяне были «обязаны отбывать в пользу помещиков определенные в местных положениях повинности работой или деньгами», поскольку их прежние хозяева предоставляли им в бессрочное пользование усадебную землю, а также полевые и пастбищные наделы. Условия соглашения по каждому имению на основе общих положений определялись уставными грамотами, на составление которых отводилось два года. Их составляли мировые посредники, которые назначались из местных помещиков.

Однако принципиальное различие нового состояния от крепостного заключалось в том, что обязанности крестьян четко регламентировались законом и ограничивались во времени. В продолжение переходного периода бывшие крепостные крестьяне именовались временнообязанными. Необходимо отметить, что переходный период был введен для того, чтобы не разорять помещиков и дать им возможность переустроить свои поместья для дальнейшей их обработки уже при помощи наемных работников вместо крепостных крестьян. Учитывался здесь и психологический аспект: мгновенная потеря даровой рабочей силы была бы слишком болезненна для привыкших к крепостному укладу помещиков. По истечении срока временно обязанного состояния крестьяне могли выкупать усадебную и надельную землю. Почему же реформаторы были непоколебимо уверены в том, что преобразования успешно пойдут именно в этом направлении? Ведь крестьянин как свободный человек мог и отказаться от надела, чтобы избежать необходимости выплачивать немалый выкуп. Во-первых, творцы реформы не верили в то, что крестьяне начнут отказываться от земельных наделов: вне земли, вне собственной усадьбы они себя не мыслили. Количество же городов с их более привлекательным укладом жизни тогда было не очень велико - страна оставалась преимущественно крестьянской.

Во-вторых, крестьянин получал лишь формальную свободу: он «принадлежал» общине «миру», и все вопросы, связанные с предоставлением земельных наделов, государство решало с ней, а не с отдельным хозяином. Так закреплялась круговая порука и ответственность всего «мира» за каждого крестьянина и за его повинности. Да и само понятие индивидуальной «частной» свободы было для крестьянского сознания непривычным, чуждым. В-третьих, отказаться от полевого надела крестьянин не мог, так как усадебная земля не обеспечивала потребностей его семьи. В таких условиях крестьянин не видел другой возможности, кроме выкупа полевого надела. Но в не менее жесткие условия попал и помещик. Он имел право не продавать землю крестьянам. Но воспользоваться этим правом ему было невыгодно: выделенная крестьянам земля закреплялась за ними навсегда, их обязанности по отношению к помещику строго регламентировались законом и не могли удовлетворить его потребностей в деньгах. Поэтому помещику ничего не оставалось, как продать свою землю, а не оставаться вечно ее неполным собственником.

Таким образом, и помещики, и крестьяне могли поступать в основном так, как планировали Редакционные комиссии: первые были вынуждены землю продавать, а вторые - покупать ее. Это создавало необходимое напряжение, пускавшее в ход механизм реформы. Расчеты реформаторов оправдали себя: через 20 лет после вступления в силу Манифеста 1961 года большинство крестьян внутренних губерний перешло на выкуп или уже выкупили усадебную и надельную землю. К 1881 году на положении временно обязанных находились только 15 процентов бывших помещичьих крестьян. Перевод их на выкуп завершился к 1895 г. В западных губерниях в том числе, на Правобережной Украине крестьяне начали выкупать землю сразу. Реформа 1861 года привела к катастрофическому обезземеливанию русских крестьян. При предоставлении им земли закон исходил из того, что площади отводимых наделов должны быть такими, какими крестьяне пользовались дореформы. Определение размеров этих площадей возложили на помещиков.

Преимущество отдавалось «полюбовному соглашению» между землевладельцами и крестьянами. Если такого соглашения достичь не удавалось, в действие вступали жесткие нормы наделов, рассчитанные для каждой области России. При размерах дореформенного надела больше этой нормы помещик имел право отрезать «излишек» земли в свою пользу. И, наоборот, к наделу меньше нормы землю следовало добавить. Однако в Редакционные комиссии помещики продавали заниженные данные о размерах используемых крестьянами наделов. Попытки комиссий увеличить нормы, как правило, не приводили к успеху. В результате крестьянское землепользование то есть площадь обрабатываемой земли в 27 из внутренних губерний сократилось в среднем на 20 процентов, в некоторых губерниях - на 30 процентов в их числе оказались Левобережная Украина и Новороссия. Для прожиточного минимума крестьянину требовалось от пяти до восьми десятин земли в зависимости от ее плодородия. Большинство же крестьян примерно 70 процентов получили наделы от двух до четырех десятин.

Более того, помещикам предоставляли право самим решать, какие земли отвести крестьянам.

В результате этого в ряде районов крестьяне добивались получения дарственных наделов и в некоторых губерниях Саратовская, Самарская, Екатеринославская, Воронежская и др. В результате отрезки земли, получения дарственных наделов и отказов от земли преимущественно на Левобережной Украине надельное землепользование крестьян в ходе К. Отрезанные помещиками земли являлись средством закабаления крестьян, т. Под влиянием Польского восстания 1863 произошли изменения в условиях К. В результате наделы крестьян в этих районах по сравнению с количеством земли, зафиксированной в уставных грамотах, значительно увеличились.

Переход крестьян на выкуп растянулся на несколько десятилетий. К 1881 оставалось во временнообязанных отношениях 1552 тыс. Но в ряде губерний их было ещё много Курская 160 тыс. В целом быстрее шёл переход на выкуп в чернозёмных губерниях, там же преобладали и добровольные сделки над обязательным выкупом. Помещики, имевшие большие долги, чаще, чем другие, стремились ускорить выкуп и заключить добровольные сделки. В ряде губерний помещики предоставляли крестьянам рассрочку в уплате дополнительных платежей, чаще всего на кабально-ростовщических условиях, вплоть до замены их отработками.

Всего к 1 января 1895 было утверждено 124 тыс. В итоге К. У 115 тыс. Отмена крепостного права коснулась и удельных крестьян , которые «Положением 26 июня 1863» переводились в разряд крестьян-собственников путём обязательного выкупа на условиях «Положений 19 февраля». Отрезки у них в целом были значительно меньше, чем у помещичьих крестьян. Законом 24 ноября 1866 началась реформа государственных крестьян.

За ними сохранялись все земли, находившиеся в их пользовании. По закону от 12 июня 1886 государственные крестьяне были переведены на выкуп. В Абхазии крепостное право было уничтожено в 1870, в Сванетии — в 1871. Условия реформы здесь сохраняли в большей степени крепостнические пережитки, чем по «Положениям 19 февраля». В Армении и Азербайджане К.

160 лет назад Александр II освободил крестьян от крепостной зависимости

Закон исходил из признания права за помещиком всей земли в его имении, в том числе и на крестьянские наделы. Крестьяне получали надел не в собственность, а только в пользование. Чтобы стать собственником земли, крестьянин обязан был выкупить ее у помещика. Цена земли определялась оброком, капитализированным из 6 % годовых. В случае выкупа по добровольному соглашению крестьяне должны были внести помещику дополнительный платёж. Основную сумму помещик получал у государства. По «Местному положению», распространявшемуся на Виленскую, Гродненскую, Ковенскую, Минскую и часть Витебской губернии, за крестьянами сохранялась вся земля ко времени утверждения «Положения», т. е. к 19 февраля 1861 г., которой они пользовались. 2. Для осуществления выкупа земли по закону 19 февраля 1861 г. крестьяне одновременно должны были внести 20% всей выкупной суммы. ). Что даровала реформа 1861 г. крестьянам?2. Какой срок был установлен для внесения крестьянами выкупных платежей за землю? осуществления выкупа земли по закону от 19 февраля 1861 г.

вопросы по крепостному праву

Б Бесплатно. В За выкуп при содействии правительства. Какие категории крестьян по закону от 19 февраля 1861 г. А Все крестьяне. Б Монастырские. Что такое отрезки? А Земля, которую наделялись крестьяне по реформе 1861 г. Б Земля, которую отрезали у помещиков в пользу крестьян.

В Часть крестьянского надела, оказавшаяся «лишней» по сравнению с установленной в 1861 г. Реформа 1861 г. Кто такой мировой посредник? А Представитель нейтрального государства, организующий мирные переговоры. Б Доверенное лицо крестьянской общины, участвующее в разрешении спросов между общиной и властями. В Представители помещиков, исполняющий административно-полицейские функции в ходе реализации крестьянской реформы? Отмена крепостного права предоставила личную свободу крестьянам: А без земли и без выкупа; Б с землёй и без выкупа; В без земли с ограничением многих личных прав.

Отмена крепостного права немедленно предоставляла крестьянам: А право владеть землёй, промыслами, вести торговлю; Б уравнение в правах с другими сословиями; В свободную продажу своего надела; Г свободный уход на заработки в город 13. К прогрессивным чертам крестьянской реформы относятся: А освобождение крестьян с правом иметь промыслы, заключать сделки, покупать землю; Б сохранение помещичьего землевладения; В отрезки; Г чересполосица. Данилова, Л. Курс истории России XIX века. Собрание сочинений. Том V. М, 1989.

Императоры: психологические портреты.

А уже сельское общество распределяло землю между крестьянскими хозяйствами по своему усмотрению. Распределение земли происходило по количеству работников в семье. Случалось, что мужчин трудоспособного возраста в семье не оставалось, и тогда земля у такой семьи изымалась. Судьба такой семьи была незавидна. Минимальный же размер крестьянского надела для каждой местности определялся законодательно. Размеры полевого надела и повинностей должны были фиксироваться в уставных грамотах, которые составлялись помещиками на каждое имение и проверялись мировыми посредниками.

За пользование надельной землёй крестьяне должны были отбывать барщину или платить оброк. Не имели права отказаться от земли в течение 9 лет. После этого срока крестьяне имели право отказаться от выкупа всей положенной им земли и бесплатно получить от помещика только четверть надела. После этого они считались свободными. Государство на льготных условиях предоставило помещикам финансовые гарантии получения выкупных платежей, приняв их выплату на себя, а крестьяне, в свою очередь, должны были выплачивать выкупные платежи государству. Определены были максимальные и минимальные размеры крестьянского надела. При наличии в пользовании крестьян наделов меньшего размера помещик обязан был или добавить недостающую землю от размера минимума, либо снизить повинности.

Прирезки имели место только в том случае, если за помещиком остаётся не менее трети земель. В степных регионах доля помещика доходила до половины. Если надел был больше высшего, то помещик отрезал в свою пользу «лишнюю» землю. Если надел был менее высшего, то повинности уменьшались, но, конечно, не пропорционально. За высший душевой надел устанавливался оброк от 8 до 12 руб. Все мужчины в возрасте от 18 до 55 лет и все женщины в возрасте от 17 до 50 лет обязаны были отбывать барщину. В отличие от прежней барщины, постреформенная имела хоть какие-то обозримые пределы и упорядоченность.

Прибыльность надела и размер оброка никак не были связаны. Самый высокий оброк платили крестьяне Петербургской губернии, земли которой были крайне неплодородны, но зато рядом со столицей, — а там и воздух «духоскрепнее» и французские булки хрустят по-иному. Напротив, в чернозёмных губерниях величина оброка была значительно ниже. Но проще от этого крестьянину не было. Остальные «Местные положения» в основном повторяли «Великороссийское», но с учётом специфики своих регионов. Ещё одним «недостатком» оброка была его градированность, когда первая десятина земли оценивалась дороже остальных. Это ставило крестьян перед таким нелицеприятным фактором как необходимость покупки земли, а помещикам давало возможность с выгодой сбывать неплодородные участки.

Предприимчивые помещики стремились напоследок содрать сполна со своих бывших кормильцев. В среднем размер крестьянского надела в итоге составлял 3,3 десятины на душу населения, что было меньше, чем выделялось крепостным до реформы. В чернозёмных губерниях помещики отрезали у крестьян пятую часть их земель, а не треть, как в нечерноземных. Самые большие потери понесли крестьяне Поволжья. Помимо отрезков, другими инструментами ущемления прав крестьян были переселения на неплодородные земли, лишение выпасов, лесов, водоёмов, загонов и других необходимых каждому крестьянину угодий. Трудности для крестьян представляла и чересполосица - расположение земельных участков одного хозяйства полосами вперемежку с помещичьими участками, вынуждавшая крестьян арендовать у помещиков земли дополнительно.

Прибыльность надела и размер оброка никак не были связаны. Самый высокий оброк 12 рублей в год платили крестьяне Петербургской губернии, земли которой были крайне неплодородны. Напротив, в чернозёмных губерниях величина оброка была значительно ниже. Барщину обязаны были отбывать все мужчины в возрасте от 18 до 55 лет и все женщины в возрасте от 17 до 50 лет. В отличие от прежней барщины, пореформенная барщина была более ограниченна и упорядоченна. За полный надел крестьянину полагалось отработать на барщине не более 40 мужских и 30 женских дней. Освобождение дворовых крестьян «Положение об устройстве дворовых людей» предусматривало освобождение их без земли и усадьбы, однако в течение 2 лет они оставались в полной зависимости от помещика. Таким образом, огромное количество крестьян оказалось практически без средств к существованию. Выкупные платежи Положение «О выкупе крестьянами, вышедшими из крепостной зависимости, их усадебной оседлости и о содействии правительства к приобретению сими крестьянами в собственность полевых угодий» определяло порядок выкупа крестьянами земли у помещиков, организацию выкупной операции, права и обязанности крестьян-собственников. Выкуп же полевого надела зависел от соглашения с помещиком, который мог обязать крестьян выкупать землю по своему требованию. В случае выкупа по добровольному соглашению крестьяне должны были внести помещику дополнительный платёж. Основную сумму помещик получал у государства. Крестьяне должны были погашать её в течение 49 лет ежегодно равными выкупными платежами. Уплата выкупных платежей была прекращена в 1906 году в условиях Первой русской революции. К 1906 году крестьяне заплатили 1 млрд 571 млн рублей выкупа за земли, стоившие 544 млн рублей. Таким образом крестьяне фактически с учетом процентов по кредиту уплачивали тройную сумму. Опасаясь недовольства крестьян условиями реформы, правительство приняло ряд мер предосторожности передислокация войск, командирование на места лиц императорской свиты, обращение Синода и т. Крестьянство, недовольное кабальными условиями реформы, ответило на неё массовыми волнениями. Наиболее крупными из них были Бездненское выступление 1861 и Кандеевское выступление 1861. Всего в течение только 1861 года было зафиксировано 1176 крестьянских восстаний, в то время как за 6 лет с 1855 г. Таким образом, число крестьянских восстаний в 1861 г. Восстания не утихали и в 1862 году, и подавлялись очень жестоко. За два года после объявления реформы правительству пришлось применить военную силу в 2115 селах. Проведение Крестьянской реформы началось с составления уставных грамот, которое в основном было закончено к середине 1863 г. Уставные грамоты заключались не с каждым крестьянином по отдельности, а с «миром» в целом.

Вопрос о крепостном праве, безусловно, являлся главнейшим из стоявших перед новым монархом. Сам Александр впоследствии рассказывал, что Николай I на смертном одре взял с него обещание найти решение этой проблемы. Этот очень болезненный для России вопрос предстояло решить в кратчайшие сроки для того, чтобы как можно быстрее начать преодолевать отставание России от передовых держав Европы. Необходимо отметить, что в то время в стране почти не было сколько-нибудь крупных крестьянских выступлений, таким образом, неверен тезис советской исторической науки о том, что именно борьба крестьян за свои права заставила самодержавие пойти на реформы. Спецификой ситуации в тогдашней России было то, что бремя подготовки и проведения реформ могла взять на себя только правящая бюрократия - больше было просто некому общественное движение еще не оформилось, политических партий не было. Сила либеральной бюрократии состояла в той значительной власти, которой она, по своей должности, пользовалась, а слабость - в зависимости от императора, который мог в любой момент сместить любого из них. Перед Александром стояла чрезвычайно сложная задача - найти в среде высшего чиновничества людей с реформаторским потенциалом, расставить их на ключевые посты и создать условия для нормальной работы в ситуации, когда предполагаемая реформа отвергалась абсолютным большинством правящего класса. Одним из выдвиженцев Александра II стал новый министр внутренних дел С. Ланской в молодости причастный к движению декабристов. Министерство внутренних дел стало при Ланском одним из центров подготовки будущей реформы. Именно на основании этого третьего варианта в Министерстве внутренних дел к концу 1856 г. В ней впервые были сформулированы многие основные положения будущей реформы. Так, авторам проекта было понятно, что если крестьяне будут сразу признаны лично свободными и вознаграждение помещик получит только за отчуждаемую у него землю, то дворянство нечерноземных губерний получавшее прежде доход от деятельности крестьян, не связанной с сельским хозяйством неминуемо окажется на грани банкротства. Поэтому казалось справедливым дать помещикам этих губерний компенсацию в неявном виде например, заставив крестьян выкупить свою усадьбу по цене, превышающей ее реальную стоимость. Такой выкуп должен был приблизительно покрыть те потери, которые помещики понесут в связи с ликвидацией крепостного права. Так как император желал видеть отмену крепостного права инициативой самого дворянства, Ланскому было поручено во время коронации переговорить с предводителями дворянства ряда губерний на предмет возбуждения в высшем сословии инициативы в деле освобождения крестьян - подачи адресов на имя царя. Однако предводители дворянства отнеслись к предложениям Ланского крайне прохладно. Лишь один виленский генерал-губернатор В. Назимов личный друг императора в ответ на просьбу самого Александра пообещал склонить дворянство своих губерний Виленской, Ковенской и Гродненской к выступлению с нужной правительству инициативой. В ожидании инициатив дворянских собраний Александр не предпринимал решительных шагов для ускорения событий, хотя конкретные варианты отмены крепостного права были ему известны, например, проект освобождения крестьян в имении его тетки, вел. Елены Павловны в Полтавской губ. Проект этот был составлен чиновником министерства внутренних дел Н. Так и не дождавшись дворянских инициатив Александр решил пойти по проверенному пути, учредив 3 января 1857 г. Безусловными сторонниками реформы в Комитете были Ланской и главный начальник военно-учебных заведений генерал Я. Ростовцев состоявший в довольно тесной дружбе с императором. Это, безусловно, было знамением времени - еще недавно и подумать было невозможно о гласном обсуждении отмены крепостного права. Правда, к гласности удалось перейти лишь позже, в ноябре 1857 г. Летом 1857 г. Киселевым, являвшимся в то время послом России во Франции последний настаивает на освобождении крестьян с землей , великой княгиней Еленой Павловной и другими видными государственными и общественными деятелями России и Европы. В нем крепнет убеждение в необходимости ускорения работы Секретного комитета. Он назначает членом Комитета своего брата, известного своим либерализмом морского министра вел. Константина Николаевича, сторонника реформ и покровителя либеральной бюрократии. Это назначение резко усиливает позиции реформаторов, так как даже не являясь председателем Комитета, великий князь просто уже по своему положению мог оказывать самое серьезное влияние на его деятельность. Тем временем, В. Правда, добиться этого Назимову удалось путем неприкрытого шантажа литовских помещиков возможностью введения инвентарей на проведение этой реформы в литовских землях Николаем I был наложен временный мораторий , да и речь шла об освобождении без земли, но условия, оговоренные дворянством, не особенно заботили самодержца. Важен был сам факт наличия адреса. Получив в свои руки такой сильный козырь, Александр немедленно начинает действовать. Комитет под сильнейшим нажимом императора принимает текст уже подписанного императором рескрипта на имя Назимова на основе программы Министерства внутренних дел предполагавшей освобождение крестьян с земельным наделом. Более того, в растерянности Секретный комитет дает согласие на рассылку этого рескрипта от имени правительства всем губернаторам что затем предопределило и решение о его публикации в открытой печати , с инструкцией добиться подобного от своих дворян. Поезд уже, в буквальном смысле, ушел. Дело в том, что по приказу Ланского в чрезвычайной спешке за одну ночь в типографии МВД было отпечатано 100 экземпляров рескрипта и той же ночью отправлено в Москву с Николаевского вокзала. После этого несложно оказалось добиться и разрешения опубликовать рескрипт в открытой печати. Таким образом, секретная деятельность правительства по подготовке отмены крепостного права стала общеизвестной, о ней начали говорить в прессе. Гласность решения вопроса отрезала правительству пути к отступлению, что стало огромной победой реформаторов. Опубликование рескрипта интеллигенция встретила чрезвычайно радостно. Представители университетской профессуры и виднейшие литераторы Москвы устроили в честь выхода рескрипта торжественный общественный банкет, закончившийся бурной овацией у портрета императора. Однако вся борьба была еще впереди. Протесты противников реформы были оставлены без внимания.

9. Выкупная операция в реформе 1861 г.

Крестьянская реформа 1861 года Это выплачивало государство. А крестьянин затем выплачивал государству с процентами в течение 49 лет.
Отмена крепостного права Для осуществления выкупа земли по закону 19 февраля 1861 г. крестьянин единовременно должен был внести 20–25 % всей выкупной суммы.
1. Когда правительство Александра II вплотную приступило к подготовке крестьянской реформы? Согласно реформе 1861 года крестьяне получали наделы не в собственность, а только в пользование. Чтобы стать собственником земли, было необходимо выкупить её у помещика – заключить выкупную сделку. До тех пор крестьянин считался временнообязанным.
Выкупные платежи: цена свободы крестьян крестьяне должны были платить выкуп за землю. 2. Для осуществления выкупа крестьяне дожны были внести часть выкупкой суммы, остальную часть выплачивало государство помещику.

Тест по теме Крестьянская реформа 1861 года

Узнать больше Владимир Иванович Назимов 1802—1874 — видный государственный деятель России. Назимов начал карьеру в армии и дослужился до чина генерала. Несколько лет состоял при наследнике трона Александре Николаевиче, сопровождал его в 1837—1838 гг. Руководил преодолением последствий неурожая 1840 г. В течение семи лет был попечителем Московского учебного округа, был избран почётным членом Московского университета. Назимов был назначен виленским военным губернатором и гражданским генерал-губернатором Виленской, Гродненской и Ковенской губерний. Осенью 1857 г.

Дворяне ответили, что обсуждать этот вопрос нет особого смысла, поскольку, судя по всему, готовится отмена крепостного права. Поэтому лучше сразу приступить к выработке условий освобождения крестьян. Обязательным условием они считали сохранение за помещиками прав собственности на землю. Составленный проект Назимов подал в Секретный комитет по крестьянскому делу. Там его долго рассматривали, но так и не пришли к какому-либо решению. Тогда Назимов обратился напрямую к Александру II.

Тот приказал составить проект рескрипта Назимову и подписал его. Рескрипт был опубликован, и подготовка Крестьянской реформы перестала быть секретным делом: в губерниях стали создаваться дворянские комитеты для обсуждения её условий. В рескрипте говорилось, что выделение крестьянам земли всё же должно быть предусмотрено. При Назимове в Вильно оживилась общественная и культурная деятельность. Например, начала действовать Виленская археологическая комиссия, которая изучала историю края. После начала Польского восстания 1863 г.

Назимова обвинили в том, что своим либерализмом он способствовал развитию революционного движения. Назимова уволили со всех занимаемых должностей, он остался только членом Государственного совета. Свернуть Позже подобные комитеты были созданы и в других губерниях. Поскольку началось открытое обсуждение условий отмены крепостного права, Секретный комитет был переименован в Главный комитет по крестьянскому делу. В декабре 1858 г. Проект предусматривал: освобождение крестьян от личной зависимости; предоставление им в постоянное пользование полевого земельного надела с правом последующего выкупа; возможность получения крестьянами кредита от государства для выкупа земли.

Этот вариант реформы разработал Яков Иванович Ростовцев 1804—1860. Узнать больше Яков Иванович Ростовцев 1804—1860 — основной разработчик Крестьянской реформы 1861 г. В 1825 г. Ростовцев был принят в Северное общество декабристов. Однако позже на следствии он заявил, что не принимал активного участия в его деятельности и даже не знал, как оно называется. Известно, что Ростовцев в письме к Николаю Александровичу сообщил о возможном офицерском заговоре.

При этом своим товарищам-декабристам он рассказал об этом. В правление Николая I Ростовцеву было поручено начальствовать над военно-учебными заведениями России. Он старался привлекать к работе лучших преподавателей, ввёл практику временного направления генералов Генерального штаба на должности директоров кадетских корпусов. Поощрял отправку лучших учащихся для обучения за границу. В 1857 г. Ростовцев был назначен членом Секретного комитета по крестьянскому делу.

Вначале он скептически относился к идее отмены крепостного права, но затем существенно изменил свои взгляды. Есть мнение, что этому способствовала его поездка за границу, в Германию, где он мог сравнить жизнь крестьян с положением крепостных в России. Яков Иванович так изложил свои мысли по поводу Крестьянской реформы: «Никто из людей мыслящих, просвещённых и отечество своё любящих не может быть против освобождения крестьян. Человек человеку принадлежать не должен. Человек не должен быть вещью». В 1859 г.

Ростовцев был назначен председателем Редакционных комиссий, которые должны были свести воедино все проекты реформы, присылаемые из губернских комитетов. Многие проекты не предусматривали наделения крестьян землёй, предлагали сохранение достаточно больших повинностей. Ростовцев близко к сердцу принимал разногласия, и это стало причиной его смерти. После издания Манифеста об освобождении крестьян на его гробницу была возложена золотая медаль «За труды по освобождению крестьян». Свернуть Именно Ростовцев возглавил Редакционные комиссии. Они были созданы при Главном комитете в 1859 г.

Большую роль его подготовке сыграл Николай Алексеевич Милютин 1818—1872. Николай Милютин начал гражданскую службу в Министерстве внутренних дел. Он участвовал в борьбе с голодом, организации железнодорожного строительства, разработке нового городового положения. Стал одним из первых членов Русского географического общества. Возглавил работу по статистическому исследованию России, в ходе которого были получены в том числе данные, необходимые для подготовки Крестьянской реформы. В 1856 г.

Милютин подал Александру II записку «Предварительные мысли об устройстве отношений между помещиками и крестьянами». В ней он предлагал, опираясь на опыт Пруссии, освободить крестьян с земельными наделами за выкуп. Милютин стал фактическим руководителем работ по подготовке Крестьянской реформы. Он активно противостоял консервативным идеям большинства участников Редакционных комиссий, за что получил прозвище Красный. Во время Польского восстания 1863 г. Этот план предусматривал ряд мер для того, чтобы отвратить польских крестьян от поддержки повстанцев.

Так, по Положению 19 февраля 1864 г.

Они могли в любое время внести в казначейство установленную законом сумму выкупа до 60 руб. Для выкупа же земельного надела требовалось предварительное согласие помещика. Сумма выкупа за надел, огромная для рядового крестьянского бюджета, искусственно определялась на основании величины годового оброка, взимавшегося с временнообязанных крестьян. Таким образом, при оброке в 12 руб. Выкуп за надел, как правило, намного превышал рыночную стоимость земли, особенно в нечерноземных губерниях, где земля ценилась обычно дешево, а оброк был особенно высок. Крестьяне должны были погашать этот долг с процентами в форме ежегодных выкупных платежей на протяжении 49 лет. Выкупная операция была выгодна не только для помещиков, немедленно получавших в свое распоряжение крупный капитал, но и для самого правительства, которое удержало при этом с помещиков огромный долг, числившийся на заложенных в казну имениях. Всемирная история. Белявский, Л.

Лазаревич, А. Монгайт, И. Лурье, М.

Благодаря реформе, крестьяне стали не только свободными, но и получили гражданские права и земельные наделы. Основной акт реформы включал некоторые условия. По крестьянской реформе 1861 года - крестьяне должны были платить выкуп за землю.

Для осуществления выкупа крестьяне дожны были внести часть выкупкой суммы, остальную часть выплачивало государство помещику.

Вместе с тем данная реформа имела половинчатый характер. Она была сложным компромиссом между государством и всем обществом, между двумя основными сословиями - помещиками и крестьянами, а также между различными общественно-политическими движениями. Процесс подготовки реформы и ее реализация позволили сохранить помещичье землевладение, но обрекли российских крестьян на малоземелье, нищету и экономическую зависимость от помещиков, так как крестьяне при разделе земли были вынуждены отдать помещикам пятую часть своих наделов.

Реформа 1861 года не сняла аграрный вопрос в России, который оставался центральным и наиболее острым еще долгое время. Несмотря на грабительский для крестьян характер реформы 1861 года, ее значение для дальнейшего развития страны было очень велико. Эта реформа явилась переломным моментом при переходе из феодализма в капитализм. Освобождение крестьян способствовало интенсивному росту рабочей силы, а предоставление им некоторых гражданских прав способствовало развитию предпринимательства.

Помещикам же реформа обеспечивала постепенный переход от феодальных форм хозяйства к капиталистическим. В начале ХХ века в России вспыхнула первая русская революция, крестьянская во многом по составу движущих сил и задачам, которые перед ней стояли. Именно это заставило П. Столыпина осуществить земельную реформу, разрешив крестьянам выход из общины.

Суть реформы заключалась в решении земельного вопроса, но не за счет конфискации земли у помещиков, как требовали крестьяне, а за счет передела земли самих же крестьян. Наделы представлялось возможным уменьшать на основании специальных соглашений крестьян с помещиками, а также в случае получения дарственного надела. При наличии в пользовании крестьян наделов меньшего размера помещику было вменено в обязанность либо прирезать недостающую часть земельного надела от размера минимума т. Прирезки имели место только в том случае, если за помещиком остаётся не менее трети в степных зонах - половины земель.

За высший душевой надел был принят установленный размер оброка от 8 до 12 руб. Если надел был больше высшего, то помещиком отрезалась в свою пользу «лишняя» земля. Если надел был менее высшего, то происходило уменьшение повинности, но не пропорционально. Под редакцией Титова Ю.

В результате данного положение вещей средний размер крестьянского надела пореформенного периода составлял 3,3 десятины на душу, что было меньше, чем до реформы. В чернозёмных губерниях помещиками отрезалась у крестьян пятая часть их земель. Самые большие потери были понесены крестьянами Поволжья. Помимо отрезков, в качестве других инструментов ущемления прав крестьян являлись осуществление переселения на неплодородные земли, лишение выпасов, лесов, водоёмов, загонов и других необходимых каждому крестьянину угодий.

Огромные трудности для крестьян представляла и чересполосица, которая вынуждала крестьян брать у помещика земли в аренду, которые вдавались клиньями в крестьянские наделы. По Общему положению, крестьяне стали иметь «права свободных сельских обывателей, как личные, так и по существу». Крестьяне получили право вступать в брак без разрешения помещика, заключать сделки, принимать обязательства, обращаться в суд, быть свидетелями и поручителями. В Общем положении были закреплены такие права крестьян, как право открывать и содержать фабрики и другие промышленные предприятия, свободно заниматься ремеслом и торговлей.

Следует отметить, что это положение давало возможность выделившейся верхушке крестьянства - кулачеству принимать участие в развитии капиталистических отношений в России. Общее положение наделяло крестьян довольно полной правоспособностью: крестьяне имели право приобретать в собственность движимое и недвижимое имущество, могли отчуждать его, передавать по наследству и т. Следует подчеркнуть, что права «свободных сельских обывателей» крестьяне получили не сразу и не в полной мере, так как Общее положение устанавливало двухлетний срок для составления так называемых уставных грамот-документов, определяющих поземельные отношения между помещиками и крестьянами. В течение первых двух лет после отмены крепостного права крестьяне еще оставались в значительной зависимости от своих прежних владельцев, продолжая отбывать в пользу помещика прежние повинности.

Помещики сразу же со дня обнародования Положений теряли право продажи крестьян, отдачи их в услужение или на другие работы и право переселения крестьян и отдачи их в исправительные учреждения. Временно обязанные крестьяне. После подписания уставной грамоты и получения вслед за этим земельного надела между помещиком и крестьянами возникали обязательные поземельные отношения. Помещик сохранял право собственности на всю прежнюю землю.

Крестьяне же за полученные по реформе в пользование земельные наделы отбывали барщинную или оброчную повинность. Эти крестьяне назывались временнообязанными и, по сути, оставались зависимыми от помещика. Только после заключения выкупной сделки или выкупа земли а это они могли сделать только с разрешения помещика они переходили в разряд крестьян собственников и переставали отбывать феодальные повинности. По отношению к временно обязанным крестьянам помещик имел и другие права.

Так, гл. VI Общего положения сохраняла за помещиками права вотчинной полиции: право надзора «за охранением общественного порядка и общественной безопасности». Кроме того помещик получал право контроля, надзора за органами крестьянского самоуправления, учрежденными по реформе сельскими старостами и волостными старшинами, сельскими и волостными сходами. Помещик имел право требовать мены сельских старост и других лиц сельской администрации; сельский староста обязан был безотлагательно выполнять требования помещика по целому ряду вопросов; помещик имел право требовать отмены мирского приговора и созыва сельского схода и т.

После выкупа земельных наделов либо после заключения выкупной сделки крестьяне переходили в разряд крестьян-собственников. Сроки перевода крестьян на выкуп не были определены Положениями и зависели от воли помещика. Поэтому для многих помещичьих крестьян перевод из состояния временно обязанных затянулся на многие годы и десятилетия. В 1870 г.

В 1881 г. В течение первых 9 лет после объявления реформы крестьяне-собственники не имели права продавать свои земельные наделы. Уставные грамоты заключались не с отдельными крестьянами, а с сельским обществом - миром. Мир отвечал круговой порукой за все платежи, подати и повинности, отбываемые крестьянами.

Крестьянин не имел права свободно уйти из сельского общества. Глава V Общего положения дает подробный перечень многочисленных условий выхода из мира. Органы крестьянского самоуправления.

Все — крепостные?

  • вопросы по крепостному праву
  • Домашний очаг
  • Основные положения крестьянской реформы 1861 года и ее последствия
  • Страница 123

По «Местному положению», распространявшемуся на Виленскую, Гродненскую, Ковенскую, Минскую и часть Витебской губернии, за крестьянами сохранялась вся земля ко времени утверждения «Положения», т. е. к 19 февраля 1861 г., которой они пользовались. Чтобы стать полноправным владельцем надела крестьянин должен был выкупить его у барина. Освобожденный крестьянин по-прежнему оставался привязанным к земле, только теперь его удерживал не помещик, а община, покинуть которую было затруднительно. Всего ответов: 1. Это выплачивало государство. А крестьянин затем выплачивал государству с процентами в течение 49 лет.

Тест по истории реформы Александра 2

Тест по истории реформы Александра 2 19 февраля 1861 года – Александр II подписал «Положение о реформе» и «Манифест об отмене крепостного права».
Крестьянская реформа Александра II, или сказ про то как царь-император крестьян освобождал 6. Для осуществления выкупа земли по закону 19 февраля 1861 года крестьянин единовременно должен был внести 2025% всей выкупной суммы.
задания по кр.реформе - задание по крестьянской реформе - Отмена крепостного права Хотя переход на выкуп разрешался в оброчных имениях с 19 февраля 1861г., а в барщинных с 21 июня 1862г., конечный срок его не был установлен. В итоге 67 % крестьян перешли на выкуп уже в первые 10 лет после начала реформы.
Остались вопросы? Закон исходил из признания права за помещиком всей земли в его имении, в том числе и на крестьянские наделы. Крестьяне получали надел не в собственность, а только в пользование. Чтобы стать собственником земли, крестьянин обязан был выкупить ее у помещика.

Тест по истории реформы Александра 2

Его использование позволяет проверить наличие у обучающихся принципиальных знаний по истории Отечества. Эти сведения в дальнейшем изучении курса должны составить базу для понимания процессов и событий Истории России , показать преемственность и непрерывность исторического развития нашей страны. Тест носит модульный характер, легко комбинируется в разных вариантах для удобства работы с ним преподавателя и обучающихся, не перегружен информацией. Александр 2. Что побудило царское правительство провести в 1861 году крестьянскую реформу? Что получили крестьяне в 1861 году? В чьих руках находилось управление городом по городской реформе? По судебной реформе 1864 года: А.

Перечислив функции земств, учащиеся делают вывод о роли земств в общественной жизни. Материал о городской реформе учащиеся изучают самостоятельно в качестве домашнего задания. Судебная реформа. Второй вопрос учитель излагает сам, опираясь на материал учебника. В ходе объяснения нового материала учащиеся продолжают заполнять таблицу. Рассказывая о суде присяжных, учитель может предложить проблемное задание: независимо от дохода или жалованья в списки присяжных заседателей включались все гражданские чиновники с 5 по 14 класс в Табели о рангах, все выборные служащие городских и дворянских учреждений и крестьяне, занимавшие не менее 3 лет выборные должности сельских старост, и др. А вот не могли быть присяжными наряду с впавшими в крайнюю бедность, умалишенными и т. Военные реформы.

В октябре 1857 г. Назимов рис. В нем дворяне просили о разрешении императора обсуждать с ним вопрос об освобождении своих крестьян. Назимов — виленский губернатор, друг Александра II Источник Александр решил воспользоваться данной ему возможностью и издал рескрипт, по которому в указанных губерниях должны были быть созданы комитеты по обсуждению проекта отмены крепостного права. В течение 1858 г. После этого дискуссия об отмене крепостного права стала официальной и практически всенародной. Следом за этим были предприняты еще более решительные шаги. Секретный комитет был переименован в Главный комитет, который возглавил сторонник крестьянской реформы великий князь Константин Николаевич. В составе комитета был выделен специальный орган, точнее несколько органов, называемых Редакционные комиссии. Эти органы были созданы для того, чтобы обрабатывать получаемые из разных концов Российской империи различные проекты отмены крепостничества и на их основе создавать некий единый оптимальный проект. Человеком, руководившим Редакционными комиссиями, был Я. Ростовцев рис. Ростовцев — руководитель Редакционных комиссий Источник Проведение реформы Результатом проведенной работы вышеперечисленных государственных органов стал Манифест об отмене крепостного права, изданный 19 февраля 1861 г рис. В нем Александр II объявил, что отныне крестьяне Российской империи стали свободными, получили гражданские права.

В ходе войны обнажилась отсталость России: парусный флот не мог противостоять паровому; рекрутская система комплектования армии, основанная на крепостном праве, устарела и не соответствовала новой организации вооруженных сил в Европе; отсутствие железных дорог задерживало переброску войск, доставку боеприпасов и продовольствия 8 дней скакал фельдъегерь из Крыма в Петергоф к Николаю I , чтобы сообщить об обстоятельствах поражения на реке Альма, и столько же обратно, чтобы доставить главнокомандующему инструкции самодержца. Одиннадцатимесячная осада Севастополя, закончившаяся его падением в августе 1855 года, подвела черту поединку России с Западом — Англией и Францией, воевавшими на стороне Турции. Ключевский точно определил тот перелом в общественном сознании, оценках реального соотношения сил в войне, внутреннего положения страны и перспектив ее дальнейшего развития, который вынудил Александра II и правящие верхи начать радикальные реформы после заключения Парижского мира 1856 года. Редактировать Подготовка реформы Подготовка крестьянской реформы заняла 4 года. Она началась с традиционных подходов, но закончилась совершенно новаторским законом. Но с принятием 20 ноября 1857 года рескрипта на имя виленского генерал-губернатора В. Назимова традиционная судьба бесплодных секретных комитетов была преодолена. Высочайший за подписью Александра II рескрипт давал первую правительственную программу реформы для трех губерний — Виленской, Гродненской и Ковенской. Помещикам сохранялось право собственности на всю землю, но крестьянам оставлялась их усадебная оседлость, которую они могли приобрести в собственность посредством выкупа срок не определялся ; полевая, надельная земля предоставлялась крестьянам в пользование за повинности без указания точных размеров. Вотчинная власть помещиков сохранялась, термин «освобождение крестьян» заменен более осторожным — «улучшение быта». Для подготовки реформы предусматривалось открытие дворянских комитетов в названных трех губерниях. Сам по себе рескрипт Назимову носил локальный характер и впрямую еще не означал приступа к общероссийской реформе. Однако важность и кардинальная новизна этого акта заключалась в его гласности. Сразу же он был разослан всем губернаторам и губернским предводителем дворянства для ознакомления, а через месяц появился в «Журнале Министерства внутренних дел». Гласность отныне стала мощным двигателем подготовки реформы и затрудняла и даже исключала отказ от нее. Герцен и Чернышевский высоко оценили эти первые шаги Александра II на пути к реформе. В начале 1858 года Секретный комитет, утратив свою секретность, превратился в Главный комитет по крестьянскому делу. В течение года в ответ на инициированные правительством адреса дворянства были даны рескрипты европейским губерниям России, так что к началу 1859 года открылось 46 губернских комитетов , гласность подготовки реформы ширилась. В комитетах развернулась борьба между консервативным большинством, отстаивавшим право помещиков на всю землю и вотчинную власть, и либеральным меньшинством, согласным на выкуп крестьянами надельной земли в собственность. Только в одном комитете — Тверском, возглавляемом А. Унковским , либеральное дворянство имело большинство. Гласность обсуждения крестьянского вопроса способствовала усилению среди крестьянства напряженного ожидания воли, а вспыхнувшее в Эстляндии весной 1858 года массовое крестьянское движение показало правительству, как опасно безземельное освобождение — так называемый «остзейский вариант» реформы. К концу 1858 года либеральная бюрократия взяла верх над консервативными силами в деле подготовки крестьянской реформы. Главный комитет уже не мог справиться с такой грандиозной задачей, как рассмотрение всех губернских проектов и создание нового законодательства, не имевшего аналогов в предшествовавшей истории России.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий