Закономерное мотивированное содержанием и замыслом расположение всех частей выступления это

Закономерное, мотивированное содержанием и замыслом расположение всех частей выступления и целесообразное их соотношение, организация материала, расположение его в определенной системе называется ____? ораторской речи" Н.Н. Кохтев: "Композиция речи — это закономерное, мотивированное содержанием и замыслом расположение всех частей выступления и целесообразное их соотношение, организация материала, расположение его в определенной системе. 117. Закономерное, мотивированное содержанием и замыслом расположение всех частей выступления и целесообразное их соотношение, система организации материала — это: • композиция текста. это закономерное, мотивированное содержанием и замыслом расположение всех частей выступления и целесообразное их соотношение, система организации материала. Речь воздействует лишь в том случае, если имеются четкие смысловые связи, которые отражают последовательность в изложении мысли. Композиция речи – это закономерное, мотивированное содержанием и замыслом расположение всех частей выступления.

Культура Ораторской Речи

В данном контексте, закономерное, мотивированное содержанием и замыслом расположение всех частей выступления и целесообразное их соотношение, организация материала и его расположение в определенной системе называется композицией речи. 6. Концентрический метод – расположение материала вокруг главной проблемы, поднимаемой оратором. 96. Закономерное, мотивированное содержанием и замыслом расположение всех частей выступления и целесообразное их соотношение, система организации материала — это: • композиция текста. «составление, сочинение») - это закономерное, мотивированное содержанием и замыслом расположение всех частей текста. Наиболее распространенной классической структурой текста считается трехчастная, включающая в себя элементы.

Подготовка выступления и ораторской речи

Что такое композиция речи? Это закономерное, мотивированное содержанием и замыслом расположение всех частей выступления и их целесообразное соотношение, система организации материала. Закономерное, мотивированное содержанием и замыслом расположение всех частей выступления и целесообразное их соотношение, организация материала, расположение его в определенной системе называется _речи. это закономерное, мотивированное содержанием и замыслом расположение всех частей выступления и целесообразное их соотношение, система организации материала. Ораторская речь состоит из трех частей: вступления, средней части. Это закономерное, мотивированное содержанием и замыслом расположение всех частей выступления и целесообразное их соотношение, система организации материала. Компоненты композиции речи — «это крупные риторические аргументы, средства доказывания» [1, с.18]. Н. Н. Кохтев определяет композицию речи как закономерное, мотивированное содержанием и замыслом расположение всех компонентов композиции выступления.

К данному материалу относятся разделы:

  • Общее понятие о композиции
  • Композиция публичного выступления - презентация онлайн
  • Основныен этапы подготовки публичной речи
  • Анализ речи
  • Проекты по теме:
  • Что такое композиция речи?

Композиция публичного выступления

Также необходимо произвести ораторским искусством на чувства людей. Нельзя опровергать научные истины, показать, что ваши выводы состыкуются с научными теориями и объясняются ими. Композиция выступления на научно-практической конференции Композиция речи — это закономерное, мотивированное содержанием и замыслом расположение всех частей выступления и целесообразное их соотношение, организация материала, расположение его в определенной системе. Зачин — начальная часть ораторской речи, основные функции которой — контактоустанавливающая и создание представления о теме и направлении речи. Чаще всего речь начинается с этикетных формул, приветствия Уважаемые члены жюри, юные исследователи! Вашему вниманию представляются результаты исследования по теме …. Оно вводит слушателей в сущность выступления и психологически подготавливает их к восприятию речи.

После сообщения темы рассматривается актуальность исследования, перечисляются и кратко описываются проблемы, которые будут рассмотрены в основной части, перечислены объект и предмет исследования, цель и исследовательские задачи. Во вступлении проявляются две основные функции: психологическая, которая заключается в укреплении связи с аудиторией, и дидактическая, которая отражает стремление автора рассмотреть задачи, идею, структуру речи. Вступление помогает перейти к главной части, в которой излагается основной материал. Основная часть. Необходимо пользоваться логическими формами аргументации: дедукцией, индукцией и аналогией, которые отличаются друг от друга смысловой направленностью и характером следования компонентов доказательства. Дедукция — это логический переход от общего знания к частному.

В этом случае конкретный факт подводится под общее правило, затем из общего положения выводится заключение в отношении конкретного факта. Индукция — обобщение, возникающее на основе анализа эмпирического материала, базирующего на опыте. Индуктивное рассуждение строится, опираясь на конкретные данные с целью обобщения, то есть форма изложения от единичных и менее общих положений к общим положениям и выводам. Аналогия - это подобие, сходство предметов в каких-либо свойствах, признаках. Умозаключение по аналогии — это такое умозаключение, в результате которого делается вывод о принадлежности предмету или явлению определенного признака с другим предметом или явлением.

Парафразис или разъяснение темы 3. Содержание 3. Причина доказательство тезиса 4. Противное 5. Подобие сравнение 6. Пример 7.

Кони Информация к запоминанию Мы не ошибёмся, если скажем, что американского учёного Дейла Карнеги можно с полным основанием назвать классиком современной деловой риторики. Его ораторское мастерство и искусство делового общения, его книги «Как обрести спокойствие и жить полноценной жизнью», «Как обрести уверенность в себе и влиять на людей, выступая публично» и другие снискали ему всемирную славу. Практические советы-наставления Дейла Карнеги по различным жанрам и ситуациям делового общения и ораторского мастерства не потеряли свою свежесть и актуальность и сегодня, хотя написаны более пятидесяти лет назад. Книги Дейла Карнеги я советую вам прочитать с карандашом в руках и сделать своими настольными книгами-советниками, так как в них, более чем в других книгах, вы найдёте для себя лаконичные правила-советы, как поступать, как действовать в той или иной ситуации делового общения, спора, переговоров, публичного выступления. Предлагаю вам познакомиться с фрагментом из книги Дейла Карнеги «Как обрести уверенность в себе и влиять на людей, выступая публично». Как развит ь смелость и уверенность в себе Несколько лет назад один джентльмен, которого я назову здесь мистером Д. Джентом, стал слушателем моего курса ораторского искусства в Филадельфии. Вскоре после начала занятий он пригласил меня позавтракать с ним в клубе промышленников. Это был уже немолодой человек, который всегда вёл активный образ жизни: возглавлял своё предприятие, играл ведущую роль в жизни религиозной общины, а также занимался общественной деятельностью. Когда мы сидели за столом в тот день, он наклонился ко мне и сказал: — Мне неоднократно предлагали выступать на различных собраниях, но я никак не мог этого сделать: я начинаю так волноваться, в голове делается совершенно пусто, и поэтому я всю жизнь уклонялся от публичных выступлений. Но теперь, когда я стал председателем совета попечителей колледжа, я должен председательствовать на его заседаниях, и мне просто необходимо что-то говорить…Как вы думаете, я смогу научиться выступать в моем возрасте? Я знаю, что вы сможете, и знаю, что вы научитесь, если только будете практиковаться и следовать моим указаниям и рекомендациям. После того, как он закончил учебный курс, мы на некоторое время потеряли связь, а позднее встретились… Я напомнил ему о нашем разговоре и спросил, действительно ли я проявил чрезмерный оптимизм. Он вынул из кармана записную книжку в красном переплёте и показал мне список предстоящих публичных выступлений и даты, на которые они были назначены. Это вовсе не талант, дарованный провидением лишь отдельным выдающимся личностям. Это нечто вроде умения играть в гольф. Любой человек может развить свои скрытые способности, если у него будет достаточно сильное желание. Разве есть хоть малейшее основание для того, чтобы вы, стоя перед аудиторией, были не в состоянии мыслить так же хорошо, как мыслите сидя? Вы, конечно, знаете, что таких оснований нет. В сущности, обращаясь к группе людей, вы должны были бы мыслить лучше. Присутствие слушателей должно возбуждать вас, вызывать у вас подъём. Очень многие ораторы скажут вам, что присутствие аудитории является стимулом, вызывает вдохновение, заставляет их мозг работать яснее, интенсивнее. В такие моменты мысли, факты, идеи, которые, казалось, даже не приходили им в голову, «вдруг откуда-то налетают», как говаривал проповедник Генри Уорд Бичер, и остаётся только хватать их и высказывать. Так же должно быть с вами. И по всей вероятности, так и будет, если вы станете настойчиво тренироваться. Во всяком случае вы можете быть абсолютно убеждены в том, что работа и практика избавят вас от страха перед аудиторией и принесут вам уверенность в себе и неизменную смелость. Не воображайте, что ваш случай необычайно трудный. Даже те, кто со временем становился самым красноречивым представителем своего поколения, в начале своей карьеры страдали таким же безотчётным страхом и застенчивостью. Ознакомьтесь с фрагментами из трактата Цицерона «Оратор». Какие из приведенных рекомендаций сохранили актуальность сегодня? Какой этап подготовки ораторской речи Цицерон считает самым важным? Согласны ли вы с ним? Оратор должен заботиться о трёх вещах — что сказать, где сказать и как сказать… Действительно, найти и выбрать, что сказать,— великое дело: это — как бы душа в теле; но это забота скорее здорового смысла, чем красноречия, а в каком деле можно обойтись без здорового смысла?

Слово — одно из величайших орудий человека. Бессильное само по себе, оно становится могучим и неотразимым, сказанное умело, искренне и вовремя. Оно способно увлекать за собой самого говорящего и ослеплять его и окружающих своим блеском». Из «Советов лекторам» Чтобы лекция имела успех, надо: 1 завоевать внимание слушателей; 2 удержать внимание до конца речи. Привлечь внимание слушателей — первый ответственный момент в речи лектора, самое трудное дело. Внимание всех вообще ребёнка, невежды, интеллигента и даже учёного возбуждается простым, интересным интересующим и близким к тому, что, наверно, переживал и испытывал каждый. Значит, первые слова лектора должны быть чрезвычайно просты, доступны, понятны и интересны должны привлечь, зацепить внимание. Этих зацепляющих «крючков»-вступлений может быть очень много: что-нибудь из жизни, что-нибудь неожиданное, какой-нибудь парадокс, какая-нибудь странность, как будто не идущая ни к месту, ни к делу но на самом деле связанная со всей речью , неожиданный и неглупый вопрос и т. Большинство людей занято пустой болтовнёй или лёгкими мыслями. Привлечь их внимание всегда можно. Чтобы открыть найти такое начало, надо продумать, взвесить всю речь и сообразить, какое из указанных выше однородных с ними, здесь не помеченных, может подходить и быть тесно связанным хоть какой-нибудь стороной с речью. Эта работа целиком творческая… Вторая задача лектора — удержать внимание аудитории. Раз внимание пробуждено вступлением, надо сохранить его, иначе аудитория перестанет слушать, начнётся движение и, наконец, появится та «смесь» тягостных признаков равнодушия к словам лектора, которая убивает всякое желание продолжать речь. Удержать и даже увеличить внимание можно: 1 краткостью; 2 быстрым движением речи; 3 краткими освежающими отступлениями. Краткость речи состоит не только в краткости времени, в течение которого она произносится. Лекция может идти целый час и всё-таки быть краткой; она же при десяти минутах может казаться длинной, утомительной. Краткость — отсутствие всего лишнего, не относящегося к содержанию, всего того водянистого и засоряющего, чем обычно грешат речи. Надо избегать лишнего: оно расхолаживает и ведёт к потере внимания слушателей… Речь должна быть экономной, упругой. Нельзя рассуждать так: ничего, я оставлю это слово, это предложение, этот образ, хотя они и не особенно-то важны. Всё неважное — выбрасывать, тогда и получится краткость, о которой тот же Чехов сказал: «Краткость — сестра таланта». Нужно делать так, чтобы слов было относительно немного, а мыслей, чувств, эмоций — много. Кони Информация к запоминанию Мы не ошибёмся, если скажем, что американского учёного Дейла Карнеги можно с полным основанием назвать классиком современной деловой риторики. Его ораторское мастерство и искусство делового общения, его книги «Как обрести спокойствие и жить полноценной жизнью», «Как обрести уверенность в себе и влиять на людей, выступая публично» и другие снискали ему всемирную славу. Практические советы-наставления Дейла Карнеги по различным жанрам и ситуациям делового общения и ораторского мастерства не потеряли свою свежесть и актуальность и сегодня, хотя написаны более пятидесяти лет назад. Книги Дейла Карнеги я советую вам прочитать с карандашом в руках и сделать своими настольными книгами-советниками, так как в них, более чем в других книгах, вы найдёте для себя лаконичные правила-советы, как поступать, как действовать в той или иной ситуации делового общения, спора, переговоров, публичного выступления. Предлагаю вам познакомиться с фрагментом из книги Дейла Карнеги «Как обрести уверенность в себе и влиять на людей, выступая публично». Как развит ь смелость и уверенность в себе Несколько лет назад один джентльмен, которого я назову здесь мистером Д. Джентом, стал слушателем моего курса ораторского искусства в Филадельфии. Вскоре после начала занятий он пригласил меня позавтракать с ним в клубе промышленников. Это был уже немолодой человек, который всегда вёл активный образ жизни: возглавлял своё предприятие, играл ведущую роль в жизни религиозной общины, а также занимался общественной деятельностью. Когда мы сидели за столом в тот день, он наклонился ко мне и сказал: — Мне неоднократно предлагали выступать на различных собраниях, но я никак не мог этого сделать: я начинаю так волноваться, в голове делается совершенно пусто, и поэтому я всю жизнь уклонялся от публичных выступлений. Но теперь, когда я стал председателем совета попечителей колледжа, я должен председательствовать на его заседаниях, и мне просто необходимо что-то говорить…Как вы думаете, я смогу научиться выступать в моем возрасте? Я знаю, что вы сможете, и знаю, что вы научитесь, если только будете практиковаться и следовать моим указаниям и рекомендациям.

Аргументирующая речь: понятие, разновидности, композиция

закономерное, мотивированное содержанием и замыслом расположение всех частей выступления и целесообразное их соотношение, организация материала, расположение его в определенной системе. В этом плане максимально важнакомпозиция текста– закономерное, мотивированное содержанием и замыслом расположение всех частей выступления и. Закономерное, мотивированное содержанием и замыслом расположение всех частей выступления и целесообразное их соотношение, организация материала, расположение его в определенной системе называется _речи.1 аргументацией2 выразительностью3. Закономерное, мотивированное содержанием и замыслом расположение всех частей выступления и целесообразное их соотношение, организация материала, расположение его в определённой системе называется _ речи. Закономерное, мотивированное содержанием и замыслом расположение всех частей выступления и целесообразное их соотношение, организация материала, расположение его в определенной системе называется 3) КОМПОЗИЦИЕЙ речи.

Проекты по теме:

  • Вы точно человек?
  • Мастерство публичного выступления
  • Роль композиции для речи
  • ответы на вопросы.docx
  • Вы точно человек?

Вы точно человек?

Композиция речи – это «закономерное мотивированное содержанием и замыслом расположение всех частей выступления и целесообразное их соотношение, организация материала, расположение его в определенной системе»[35]. композиция. закономерное. мотивированное. Композиция речи — это закономерное, мотивированное содержанием и замыслом расположение всех частей выступления и целесообразное их соотношение, организация материала и расположение его в определенной системе. это закономерное, мотивированное содержанием и замыслом расположение всех частей выступления и целесообразное их соотношение, система организации материала. Ораторская речь состоит из трех частей: вступления, средней части. Что такое композиция речи? Это закономерное, мотивированное содержанием и замыслом расположение всех частей выступления и их целесообразное соотношение, система организации материала.

Культура Ораторской Речи

Вот какое определение композиции дает в своей книге "Основы ораторской речи" Н.Н. Кохтев: "Композиция речи — это закономерное, мотивированное содержанием и замыслом расположение всех частей выступления и целесообразное их соотношение. Композиция (лат. compositio – «составление, сочинение») – это закономерное, мотивированное содержанием и замыслом расположение всех частей текста. Композиция – это закономерное, мотивированное содержанием и замыслом расположение всех частей выступления и целесообразное их соотношение, система организации материала. это закономерное, мотивированное содержанием и замыслом расположение всех частей выступления и целесообразное их соотношение, организация материала, расположение его в определенной системе.

Композиция публичного выступления

Свидетельство 4. Заключение 8. Заключение - вывод 5. Концовка Техника речи n n n 1 постановка правильного речевого дыхания; 2 постановка речевого голоса, развитие тех его качеств, которые обеспечивают его звучность, выразительность; 3 работа над дикцией; 4 работа над интонацией; 5 развитие речевого слуха. Оптимальный темп русской речи составляет 120 слов в минуту Подготовка к выступлению n n n n Выбор темы, постановка цели. Подбор материалов: сначала свои мысли, затем — источники; систематизация материала; разработка плана выступления композиция отдельных частей речи написание текста репетиция.

Выберите роды, имеющие отношение к публичному общению: 1 социально-политическое, 2 академическое, 3 судебное, 4 социально-бытовое, 5 духовное, 6 публичное. Сгенерирован новый код. Попробуйте снова.

Работа над ней посвящена построению логико-речевого доказательства. В основной части мы раскрываем, доказываем тезис посредством аргументации согласно намеченному плану-конспекту речи, то есть формулируем основную мысль, приводим аргументы.

Центральной единицей основной части является микротема — «законченный по смыслу и структурно фрагмент речи, включающий отдельные суждения, полученные в результате деления тезиса, и аргументы в их защиту»[36]. Каждая микротема строится как рассуждение по схеме: суждение - аргументы — вывод. Большая часть речей строится по принципу параллельного соподчинения микротем одного уровня: каждая микротема укрепляется внутри основной части жесткими подчинительными отношениями и представляет собой блок, который может передвигаться внутри речи, если это микротема первого уровня. Она может содержать в своем составе другие, более мелкие микротемы - микротемы второго уровня, которые могут передвигаться, не выходя за границы первого уровня, внутри его. Поэтому основная часть фактически представляет собой риторическое рассуждение, которое строится следующим образом: «тезис обосновывается аргументами, распределенными по микротемам, связанным с тезисом подчинительными причинными отношениями, а между собой — сочинительными»[37] и характеризуется логической последовательностью и стройностью изложения материала. Аргументы или микротемы могут располагаться по нескольким видам аргументации: 1. Восходящая аргументация: сила воздействия к концу речи возрастает. Здесь часто используется градация; 2. Нисходящая аргументация: сила воздействия к концу речи убывает; 3. Дедуктивная аргументация: это выведение обосновываемого положения из иных, ранее принятых утверждений, то есть от общей посылки к аргументам.

Индуктивная аргументация: от аргументов к выводу. Методы изложения материала[38]: 1. И сторический метод экспликации информации, т.

Вообще, не извиняйтесь! Обратитесь к важности темы для слушателей. Задайте хороший риторический вопрос — это привлекает внимание, активизирует мысль слушателей.

Используйте цитату — остроумную, уместную; или пословицу — это помогает установить контакт с аудиторией. Можно обратиться к историческому или литературному примеру, аналогии, авторитету. Опытный оратор может позволить себе начать с анекдота или случая из своей жизни. Если они связаны с темой и уместны в данной аудитории, если вы уверены, что ваша шутка вызовет смех и что слушатели расположены к вам — попробуйте. Помните при этом, что это должно быть сказано кратко и в связи с темой! Нередко во вступлении для привлечения внимания слушателей используют т.

Существует несколько приёмов вступления, с помощью которых можно вызвать интерес у аудитории, заставить ее слушать вас — прием парадоксального цитирования; прием сопереживания; прием парадоксальной ситуации; прием апелляции к непосредственным интересам аудитории; прием постановки проблемного вопроса; прием апелляции к авторитетам; источникам информации; к личности; апелляция к событиям; апелляция к географическим или погодным условиями; обращение и т. Неудачное начало снижает интерес слушателей к теме, рассеивает их внимание. Вместе с тем, яркое начало в значительной мере теряет свое значение и даже вредит , будучи самодовлеющим. Сперанский в своих «Правилах высшего красноречия» отмечает: « Вступление должно быть просто…оно не должно слишком далеко начинаться от сути темы и не должно слишком близко подходить к ней…» Интерес слушателей к речи должен расти, каждая последующая часть должна быть сильнее предыдущей. На практике нередко приходится сталкиваться с обратным — ярким началом и «серым» продолжением. Ценность вступления не в нем самом, а в том, насколько удачно оно подводит к основной мысли, насколько удачна «завязка» речи.

Итак, как уже отмечалось, вступление помогает перейти к основной части речи содержанию , в которой излагается основной материал. Задачи основной части : последовательно разъяснить выдвинутый тезис, доказать его правильность, подвести слушателей к необходимым выводам и опровергнуть мнение оппонента. Именно в основной части мы пользуемся доказательствами, представленными как развернутая цепочка рассуждений, и обосновывавшими конкретную идею. Доказательное рассуждение, как известно, включает в себя три взаимосвязанные элемента: тезис доказательства — главная идея речи; аргументы — исходные фактические и теоретические положения, опираясь на которые обосновывается тезис; демонстрация — логическая связь аргументов с тезисами. Основными формами аргументации являются: дедукция, индукция и аналогия, которые отличаются направленностью и характером следования. Одна из важнейших задач оратора — сохранить устойчивое внимание аудитории на протяжении всей речи.

Основная часть не должна включать более пяти основных положений, иначе трудно удержать внимание слушателей и сложно для запоминания текста самим оратором. Кроме того, позиции речи должны быть связаны и вытекать одна из другой. Федин, определяя сущность композиции. Если в выступлении нет логики, последовательности развития мысли, трудно воспринимать содержание речи, следить за ходом рассуждений оратора. Располагая определенным образом доводы в своей речи, оратор не должен забывать о таких важных принципах композиции, как принцип логической последовательности и стройности изложения, принцип экономии то есть материал должен быть расположен таким образом, чтобы он работал на главную идею речи и выполнять свою задачу оратор должен наиболее простым способом и принцип усиления то есть значимость, вес, убедительность аргументов постепенно должны нарастать. Более подробно о доказательстве и аргументации основной мысли речи мы расскажем в 12-ой лекции.

Сейчас — о некоторых приемах привлечения внимания аудитории. Как бы ни интересна была тема, но внимание аудитории со временем притупляется и как результат — перестают слушать. Поэтому оратору следует заранее продумать важнейшую задачу борьбы с утомлением внимания, а для этого он должен знать ораторские приемы поддержания внимания у слушателей и использовать их в своей речи. Известный судебный деятель 19 века Пороховщиков Сергеич П. Интересным ораторским приемом является тайна занимательности: для того, чтобы заинтересовать и заинтриговать слушателей, предмет речи сразу не называется. Вот что пишет Сергеич об этом приеме: « Перейдем к пятому приему, после которого останутся еще только два; из них последний, седьмой, - самый интересный.

Пятый прием есть очень занимательный, но вместе с тем и… Впрочем, в настоящую минуту мне кажется удобнее обратиться к шестому приему, не менее полезному и, пожалуй, сходному с ним в своем основании; шестой прием основан на одной из распространенных и чувственных слабостей человека; нет сомнения ,что, задумавшись хотя бы на секунду, всякий мало-мальски сообразительный человек сам укажет его; я даже не знаю, стоит ли прямо называть эту уловку, когда читатель уже издали заметил, что сочинитель просто старается затянуть изложение и подразнить его любопытство, чтобы обеспечить себе его внимание. Возвращаясь теперь к пятому приему, мы можем сказать, что внимание слушателей получает толчок, когда оратор неожиданно для них прерывает начатую мысль, - и новый толчок, когда, поговорив о другом, возвращается к недоговоренному ранее». Не правда ли — интересный прием?! К специальным ораторским приемам привлечения внимания аудитории можно отнести и рассмотренный еще Сократом вопросно-ответный прием. Оратор вслух раздумывает над проблемой. Он ставит перед аудиторией вопросы и сам на них отвечает, выдвигает всевозможные сомнения и возражения, выясняет их и приходит к определенным выводам.

Этот прием обостряет внимание слушателей, заставляет их вникнуть в суть рассматриваемой темы. Апелляция к речи предыдущего оратора. Оживляют выступление примеры из художественной литературы, пословицы, поговорки, фразеологические выражения и т. Опытные ораторы в серьезную по содержанию речь вводит элементы юмора. Об этом приеме рассказывает герой рассказа «Скучная история» А. Чехов: « Читаешь …полчаса, и вот замечаешь, что студенты начинают поглядывать на потолок, на Петра Игнатьевича, один полезет за платком, другой сядет поудобнее, третий улыбается своим мыслям… Это значит, что внимание утомлено.

Нужно принять меры. Пользуясь первым удобным случаем, я говорю какой-нибудь каламбур. Все полтораста лиц широко улыбаются, глаза весело блестят, слышится недолго гул моря… Я тоже смеюсь. Внимание оживилось. Я могу продолжать». Каждому оратору следует иметь представления и о возможных недостатках в композиции речи, чтобы их избежать при подготовке к выступлению: Основной недостаток — нарушение логической последовательности в изложении материалов.

Перегрузка текста теоретическими рассуждениями. Отсутствие доказательности основных положений речи. Обилие затронутых вопросов и проблем. Выступление не должно содержать фактов, примеров, не относящихся к обсуждаемой теме. Шаблонное, трафаретное построение речи. Важной композиционной частью любого выступления является заключение.

Народная мудрость не зря утверждает: «Конец — делу венец». Убедительное и яркое заключение запоминается слушателями, оставляет хорошее впечатление от речи. Напротив, неудачное заключение может погубить и неплохую речь. Сперанский отмечал: «Делать заключения сухие и холодные — значит терять плод своего слова. Собственно говоря, речь есть не что иное, как приготовление слушателей к совершенному убеждению. Слушатель в продолжении ее был движим вместе с вами страстию.

Сердце его, ослабевшее от сего потрясения, готово уже сдаться — для чего не пользуетесь вы его расположением? Для чего погашаете огонь в то самое время, когда он должен быть в величайшей своей силе? Вот что значит разрушить своими руками собственное свое творение». Основные задачи заключения: Дать возможность слушателям припомнить, о чем и что вы говорили. Поэтому здесь можно повторить самое главное, причем с усилением. Ведь воспринимающий речь на слух не в состоянии пролистать ее снова, как книгу; Усилить впечатление, произведенное выступлением и закрепить его главные аспекты; Поставить перед слушателями конкретные задачи и создать психологическую платформу для их выполнения.

Все эти задачи заключения могут быть достигнуты различными методами: краткое повторение, суммирование сказанного, обобщение мыслей, высказанных в основной части речи; хороший результат дает сочетание приема краткого повторения основных проблем и выводов с приемом отрицания. Например, выступление А. Кони на панихиде И. Гончарова: «На новом кладбище Александро-Невской Лавры течет речка, один из берегов которой круто поднимается вверх. Когда почил Иван Александрович Гончаров, когда с ним произошла всем нам неизбежная «Обыкновенная история», его друзья выбрали место на краю этого крутого берега, и там покоится автор «Обломова» на краю «Обрыва». Для иллюстрированной концовки могут быть использованы стихи, афоризмы, цитаты и т.

Помните, что никаких дополнительных сведений, никаких новых мыслей в заключении звучать не должно. Очень плохо, если слушатели уже настроились на конец, а вместо этого слышат: «Да, еще необходимо упомянуть о том-то и о том-то…». Это мучительно для слушающих, раздражает аудиторию, да и такого рода добавления почти никто не слушает, так что они практически бесполезны. Нельзя прощаться много раз! Важно, чтобы заключение завершалось бодро, внушало слушателям надежду и оптимизм, даже если речь посвящена «трудным» вопросам: «последняя нота» должна быть жизнеутверждающей! Заключение должно быть подготовлено всем предыдущим изложением, в его частях не должно быть противоречий и стилистических диссонансов.

Что же касается концовки, то она может содержать этикетные формулы призыва, пожелания, сообщения о чем-либо. Заключение и концовка могут иметь различную структуру. Форма заключения зависит от вида красноречия и цели речи. Вузовская лекция, научное сообщение, политическая речь заканчиваются по-разному, что диктуется внутренними законами публичной речи. Особенности заключения и концовок связаны в известной степени с индивидуальностью оратора. После написания и отработки текста речи оратор не должен тешить себя надеждой, что он уже готов ко встрече с аудиторией.

Необходимо еще продумать способ выступления. Казалось бы проще всего выйти на трибуну с текстом и прочитать его, но такое выступление вряд ли принесет успех оратору: при этом способе отсутствует контакт аудитории с оратором. Некоторые пытаются заучить текст наизусть. Если речь небольшая по объему, то это нетрудно сделать, а если приходится выступать с большим сообщением, то это удается далеко не всякому. У этого способа выступления много недостатоков: возможны провалы в памяти, сильное волнение, изменение ситуации в аудитории, изменение самой аудитории и т. Андронников, известный литературовед, мастер публичной речи в своей книге «Я хочу рассказать вам…» делится своими мыслями об особенностях устного выступления: «Зная заранее, о чем ты хочешь сказать, надо говорить свободно… и не пытаться произнести текст, написанный и заученный дома.

Если же не облекать мысль в живую фразу, рождающуюся тут же, в процессе речи, контакта с аудиторией не будет. В этом случсае весь посыл выступающего будет обращен не вперед — к аудитории, а назад — к шпаргалке. И все его усилия направлены на то, чтобы воспроизвести заранее заготовленный текст. Но при этом работает не мысль, а память. Фразы воспроизводят письменные обороты, интонации становится однообразными, искусстьвенными, речь — похожей на диктовку». Многие ораторы советуют выступать с опорой на текст.

Что это значит? Написанный текст следует хорошо проанализировать, выделить основные части, произнести его вслух, восстановить в памяьти план и содержание. Целесообразно при этом разметить сам текст речи, подчерокнув основные положения, пронумеровать освещаемые вопросы, выделить фамилии, названия, статистические данные, начало и конец цитаты, обозначить примеры: таким текстом легко пользоваться при выступлении, достаточно опустить взгляд на страницу, чтобы восстановить ход изложения мыслей. Выступление с опорой на текст создает впечатление свободного владения материалом, даеьт возможность уверенно обращаться со слушателями. Мечтой многих ораторов остается умение выступать перед слушателями без всяких записей. Это требует большой работы.

Назовем этапы подготовки к такому выступлению см. Смирнова : сначала полный текст не для чтения, а для пересказа своими словами , затем — конспект с основными формулировками, концовкой, цитатами, числами, именами, далее — развернутый план с выписками и подпунктами, план с цитатами без подпунктов, общая схема — и, наконец, речь без бумажки. Эти же рекомендации приводит и видный ученый в области психолингвистики А. Леонтьев в работе «Психологические механизмы и пути воспитания умений публичной речи». Есть и уникальные ораторы —импровизаторы: А. Луначарский, Ф.

Кастро и др. Но это требует огромной эрудиции и работы над собой. Как-то Анатолию Васильевичу Луначарскому задали вопрос: «Как вам удается так легко выступать, оперируя при этом огромным фактическим материалом? Таким образом, импровизация — это награда за большой многолетний труд, итог долголетних размышлений. Недаром французы говорят: «Хороший экспромт должен быть подготовлен». И — ваше выступление.

Заканчивается выступление посткоммуникативным этапом - рефлексией, когда анализируются сильные и слабые стороны своего выступления, чтобы избежать ошибок в будущем. Ниже предлагаются критерии оценки речи: На какие знания опирается оратор, вырабатывая свою позицию? Какова эта позиция? Проявилось ли в выступлении оратора знание противоположной позиции или позиций по рассматриваемой теме и отношение к этой позиции? Какая цель стояла перед оратором? Была ли сформулирована задача речи и можно ли определить сверхзадачу?

Для синтаксиса научного стиля характерны

  • Композиция текста
  • Ответы СГА. Типология текстов. Часть 1
  • Композиция текста
  • Тебе могут подойти лекции
  • Общие места (топосы, источники изобретения)
  • 23) Основные методы изложения материала и приемы привлечения внимания.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий