Выступление старообрядцев при петре 1 причины

1. Народные движения при Петре I. 2. План урока ы народных выступлений.

Астраханское восстание 1705-1706

2. 1. Причины народных выступлений Северная война Крестьянство обложено массой государственных. 3. Задание на урок! Первым проявлением недовольства было восстание в Соловецком монастыре. В 1670-ые годы был принят ряд указов, который фактически разрешал пытать и казнить старообрядцев. Церковные соборы осудили старообрядцев и обвинили их в ереси. 30 июля (10 августа) 1705 г. в Астрахани вспыхнуло крупное народное восстание против вводимых Петром I новых налогов и повинностей. Основной движущей силой восстания были стрельцы, сосланные царём из Москвы после стрелецкого бунта 1698 г. Поводом к. 1. Астраханское восстание 2. Восстание под руководством на 3. Башкирское восстание 4. Выступления старообрядцев. 1. Причины народных выступлений. Задание на урок! 2. Астраханское восстание 1705—1706 гг. Выступление старообрядцев причины 1716. Выступление Старо Боярцев.

Восстание в Астрахани

Проповеди старообрядцев, зачастую являлись причиной новых крестьянских вступлений. При Петре старообрядцам было запрещено избираться на общественные должности. В 1716 году для старообрядцев были установлены государственные подати в двойном размере. Бунашным веком называется период правления Алексея Романова. В 17 веке восставали практически все представители сословий. недовольство выражали и верующие. Причиной появления старообрядцев была реформа патриарха Никона в 1653 году. Еще одним выдающимся выступлением старообрядцев было «Сысольское восстание» в 1672 году. Восстание произошло в Сысоле, где старообрядцы протестовали против приказа Петра I о постройке новой церкви. 1. причины и повод выступления 2. состав участников ые события ы поражения. более месяца назад.

Выступления старообрядцев причины участники итоги

Религиозные выступления 1716 г. Запрет избираться на общественные должности, непризнание браков, установление податей в двойном размере, принуждение работать на строительстве, обязательство одеваться в особую одежду. Был протест в виде церковного непослушания, проповеди древних религиозных норм Продолжаются акты самосожжения, происходят выступления против властей 5. Выступления работников мануфактур 1720-1722 гг. Нечеловеческие условия труда, многомесячная разлука с семьей. Был совершён побег с Екатеринбургского завода, побег солдат, которых приставили охранять Рабочие написали челобитную на директора Тиммермана, а затем обратились к самому царю Восстания при Петре I.

Выступление старообрядцев при Петре 1: даты и события Дата: 17 ноября 1666 года В это время Русской православной церковью были приняты изменения, внесенные Патриархом Никоном. Однако часть прихожан, не согласных с осуществленными реформами, отделяется от государственной церкви и становится известной как старообрядцы. Событие: раскол Русской православной церкви Старообрядцы отказываются признавать новые ритуальные и богословские нормы, внедренные Патриархом Никоном. Это вызывает разделение верующих на две группы: старообрядцев и новобрядцев. Начинается масштабное преследование старообрядцев со стороны государства и новобрядцев.

Дата: 31 августа 1694 года В ходе открытого диспута церковных священников с представителями старообрядчества, государь Петр I принимает решение провести публичное выступление старообрядцев. Событие: выступление старообрядцев при Петре I Состоялась публичная дебатная встреча между старообрядцами и новобрядцами. Сообщается, что выступление старообрядцев прошло успешно и вызвало замечательные впечатления у государя Петра I. Событие: учреждение попечительства старообрядцев В результате встречи с Петром I старообрядцы получают правовое признание.

Движение раскола началось и поныне остается чисто великорусским народным явлением. Основная масса старообрядцев проживала и проживает на территории старой Великороссии, бывшего Московского царства и на землях, заселенных позже почти исключительно великорусским населением. Многочисленные и сильные старообрядческие общины в Польше, на Украине, в Белоруссии, Прибалтике, Турции, Австрии, Румынии были целиком великорусского происхождения и прозелитизмом среди невеликоруссов не занимались. Случаи перехода в старообрядчество невеликоруссов, например, белорусов, украинцев, вотяков, мордвы, известны например, совращение хохлов 1049. Среди последователей Феодосия можно найти немало западноруссов и даже поляков 1050.

Но число подобных случаев ничтожно, что и понятно: старообрядчество было движением защиты великорусских церковных принципов против иностранных еретических влияний и связано с идеей исключительной миссии русского Московского то есть великорусского православного царства. Тесная связь старообрядчества, особенно его поповской ветви, с движением боголюбцев видна из того, что Верхнее Поволжье, где началось движение боголюбцев, с самых ранних времен раскола стало главной областью почти сплошь старообрядческого населения. Нижний Новгород, Романов-Борисоглебск, Кострома, Ярославль, Керженские леса — все это районы сплошного старообрядческого заселения. Здесь проповедовали Неронов и Аввакум, их друзья-боголюбцы, и здесь еще и теперь, в 1950-х гг. В 1666 г. Посланный в Нижний Новгород епископ Филарет нашел всю епархию зараженной расколом 1053. Очень помог расколу митрополит Исайя 1699—1707 , сам оказавшийся его тайным сторонником и отстраненный по доносу Мусина-Пушкина 1054. В 1720-х гг. Мещерский, муромский воевода В.

Кафтырев и, несколько позже, казанский губернатор Артемий Волынский поддерживали староверов 1055. Деятельность Керженца, ставшего старообрядческим центром с самого начала раскола, свидетельствовала о симпатиях населения к старой вере, а в 1718 г. Так как мужское население, а при подсчетах и переписях всегда исчислялось только мужское население, во всей Нижегородской губернии было в это время 437 057 человек, включая и детей 1058 , то, видимо, число только учтенных раскольников составляло не менее половины всего населения. Надо думать, что процент старообрядцев здесь был все же еще выше, так как границы епархии были меньше границ губернии, а при своем подсчете Питирим вряд ли принимал во внимание несовершеннолетних и детей. Подсчеты старообрядцев в Нижегородской, Костромской, Ярославской губерниях при Николае I показывают, что и после двух столетий существования раскола число старообрядцев в Верхнем Поволжье даже в процентном отношении не уменьшалось, а, скорее, увеличивалось 1059. В 1852 г. В самом начале XVIII века даже сам нижегородский митрополит Исайя оказался сторонником раскола и был отрешен от должности по доносу Мусина-Пушкина 1061. Особо зараженными расколом были уезды Нижнего Новгорода, Балахны, Юрьевца, Городца и Ярополча, в которых число старообрядцев исчислялось десятками тысяч в каждом 1062. Глава I.

География и социальный состав раскола 1. Статистика Одним из первых вопросов, с которым встречается исследователь раскола, является вопрос определения численности старообрядцев в России. Конечно, ввиду отсутствия в Советском Союзе статистики религиозных организаций и принадлежности к тем или другим вероисповеданиям, мы не можем определить количество старообрядцев в нынешней России. Квакеры, бывшие в России в 1956 г. К сожалению, немногим лучше дело обстоит с подсчетом старообрядцев и в дореволюционное время. Начиная со времени Петра, когда были произведены первые подсчеты, вся статистика раскола была основана на необычайно шатких данных. Ввиду тяжелых гонений, которым старообрядцы подвергались со стороны властей, они, естественно, не хотели признаваться в своей принадлежности к старой вере. Закон предписывал регистрацию старообрядцев, обложение их двойным налогом и за это давал им видимость полуофициального признания их веры. Но старообрядцы были испуганы предыдущими преследованиями и не желали подвергать себя возможности дальнейших гонений, гласно и письменно заявляя о своей преданности старой вере.

Помимо этого, они предпочитали избегать бесконечных убеждений миссионеров и вымогательств администрации, так что мало кто из них решался на регистрацию. Например, в 1724 г. Так, например, нижегородский владыка Питирим в 1722 г. В 1764 г. Таким образом, число старообрядцев легально могло расти только путем естественного прироста населения, при этом, в соответствующей пропорции с нормальным ростом населения империи. Перечислять себя из православия в старообрядчество было невозможно и юридически, и технически, хотя неофициально семьи очень часто принадлежали к расколу в течение многих поколений. В 1810 г. В течение последующих десятилетий эти списки во многих местах не изменялись: новорожденные в них не вносились, умершие не вычеркивались. Во многих местах общее число раскольников показывалось совершенно произвольно.

Когда какой-нибудь досужий энтузиаст-статистик из числа молодых и неопытных чиновников пытался подсчитать и указать в официальных данных подлинное число раскольников, то начальство, не желая иметь неприятностей с МВД из-за роста раскола среди подведомственного ему населения, исправляло такую информацию, уменьшая число приверженцев раскола, а сам энтузиаст получал выговор. Только в редких случаях неофициальные, но правильные статистические данные сообщались в Петербург, но чаще, даже административные официальные данные уменьшались, причем, уменьшение объяснялось успешными действиями миссионеров и администрации.

Когда в 1724 году в Российской империи ввели подушную подать , староверов обязали платить её, а также оброчный сбор в двойном размере. Но уже в 1725 году выговцы подали челобитную, в которой просили освободить их от двойных сборов. В апреле 1725 года эту челобитную рассмотрели в Сенате и приняли решение, что все дополнительные сборы, которые накладывались на работников Олонецких заводов за их вероисповедание, должна была платить из своих средств Адмиралтейская коллегия. Но после окончания Северной войны потребность государства в Олонецких заводах значительно уменьшилась, и те начали постепенно приходить в упадок. Что же касается тех раскольников, которые не работали на стратегически важных заводах — к ним отношение Петра было непримиримым. Святейший правительствующий синод сразу же после своего основания в 1721 году утвердил Духовный Регламент , в котором явно прописывалось, что священнослужители обязаны всеми способами выявлять раскольников и сразу же сообщать о них начальству.

В этом документе есть такая фраза: "Несть лучшего знамения, почему познать раскольника, как насильно его причащать". Староверам запретили занимать любые общественные должности. Их браки власти объявляли недействительными. Именно при Петре начали отправлять священнослужителей для миссионерской деятельности, чтобы принудительно крестить раскольников. Руководил этим направлением архиепископ Нижегородский Питирим. В книге "Пращица", написанной этим иерархом, есть такие слова, обращённые к староверам: "Убо како вас не мучити?

Народные движения при Петре I

Восстание старообрядцев Соловецкого монастыря произошло в 1676 году. И тогда же подавлено. Петр Первый к этому никакого отношения не имел. Восстание старообрядцев в Москве 1682 года было подавлено тоже не Петром, он еще и на трон не взошел. Началось после обнародования указа царя Петра I о запрете на ношение бород и рус. платья. В ночь на 30.7(10.8).1705 триста стрельцов и солдат, многие из которых были старообрядцами, ворвались в Астраханский кремль, убили Ржевского и ок. Началось после обнародования указа царя Петра I о запрете на ношение бород и рус. платья. В ночь на 30.7(10.8).1705 триста стрельцов и солдат, многие из которых были старообрядцами, ворвались в Астраханский кремль, убили Ржевского и ок.

Причины Выступления старообрядцев

Народные восстания в эпоху Петра I | Таблицa Выступление старообрядцев причины 1716. Выступление Старо Боярцев.
Выступления петра 1 В период правления Петра I были изданы указы, по которым старообрядцы обвинялись в государственных преступлениях. Именно светская власть подвергала их уголовному наказанию.
Пётр I и старообрядцы Эксплуатационных характер политики Петра I по отношению ко всем слоям населения и его стремление изменить русскую культуру вызвали ряд восстаний и бунтов.

Социальные и национальные движения при Петре I

Стрельцам повышена заработная плата, отменены новые налоги, а старообрядцам разрешено носить бороды и русские платья. Восстание было подавлено. Все старообрядцы стали преследоваться. Сторонники старой веры бежали на север, в Заволжье, где образовывали общины (скиты), изолированные от мира. В период правления Петра I были изданы указы, по которым старообрядцы обвинялись в государственных преступлениях. Именно светская власть подвергала их уголовному наказанию. В период правления Петра I по России прокатилась череда народных бунтов, одним из крупнейших волнений той поры стало Астраханское восстание. О предпосылках и причинах события, его сути, ходе и последствиях — в материале 24СМИ.

Урок 5: Народ и государство в годы петровских реформ

  • Народные движения первой четверти XVIII века.
  • Библиотека
  • Остались вопросы?
  • Социальные и национальные движения при Петре l. - история россии, прочее

Народные движения при Петре I

1720 и 1722 годы. * Используя ранее полученные знания и дополнительные материалы, обобщите причины народных выступлений с древних времён до начала XVIII в. Определите и обоснуйте наиболее часто повторяющиеся причины таких событий. При Петре старообрядцам было запрещено избираться на общественные должности. Заключенный по старым обрядам брак не признавался действительным. В 1716 году для старообрядцев были установлены государственные подати в двойном размере.

Народные движения при Петре I

Булавин и его сторонники были против военной реформы и выступали за сохранение старых порядков. Восстание представляло угрозу для правительства, так как оно могло подорвать авторитет Петра I и противостоять его реформам. Башкирское восстание: В 1735 году в Башкирии произошло вооруженное восстание башкирского народа против усиления государственного контроля и эксплуатации башкирских земель. Восставшие башкиры требовали вернуть им прежние вольности и освободить от налогов. Это восстание представляло угрозу для правительства, так как ослабляло контроль над этнолингвистическими группами и демонстрировало неудовольствие населения реформами. Выступление старообрядцев: Старообрядцы, придерживающиеся старой веры, выступали против новых религиозных реформ, внедренных Петром I. Они противостояли изменениям в религиозной практике и требовали сохранения прежних обрядов.

Поход на Царицын В этот момент восставшие начали активно обсуждать вопрос о походе на Москву, но после его детального рассмотрения было принято решение идти на Царицын.

Нужно отметить, что единства мнений в среде восставших не было: некоторые считали, что после взятия Царицына необходимо идти на Москву, другие убеждали, что нужно двигаться к Казани, третьи говорили о том, что необходимо добиться поддержки казаков на Дону, а потом планировать какие-либо дальнейшие действия. В результате на Царицын было отправлено два отряда под руководством атамана Дериглаза и стрельца А. Они не смогли согласовать свои действия, что было вызвано недоверием руководителей друг к другу, и вернулись в Астрахань. В это же время воевода Царицына не только готовил город к возможной осаде, но и организовал хлебную блокаду Астрахани, не пуская груженые хлебом суда вниз по Волге. Астраханцы отправили в Царицын грамоту с приказом отменить блокаду и угрозами. Также они вновь направили под стены города отряд, которому удалось всего лишь занять Сарпинский остров и обстрелять крепостные стены из походной артиллерии. Восставшие пришли к выводу, что их сил для взятия хорошо укрепленного Царицына недостаточно.

К тому же, из-за отсутствия хлеба и начавшихся спекуляций ситуация в городе стремительно ухудшилась, поэтому представить дальнейшее развитие событий было практически невозможно. Подавление восстания Петр I отдал приказ фельдмаршалу Б. Шереметьеву немедленно подавить восстание в районе Астрахани и в самом городе. Был сформирован особый корпус из полков П. Апраксина, П. Хованского и конницы калмыцкого хана Аюка. Царь также отправил в город грамоту, в которой приказывал восставшим прекратить бунт и покориться властям.

Оппозиция реформ 1. Причины народных выступлений Северная война легла тяжёлым бременем на плечи большинства населения России. Крестьянство, помимо барщины и оброка, было обложено массой новых государственных повинностей и налогов. Кроме налогов в пользу государства, местные чиновники вводили дополнительные платежи и виды работ «на местные нужды». Создание регулярной армии потребовало рекрутских наборов, отрывавших тысячи крестьян от их хозяйств. Десятки тысяч крестьян были силой направлены на строительство Санкт-Петербурга, возведение укреплений Азова, Таганрога, постройку каналов. На этих работах погибли тысячи людей. Освоение земель Поволжья, Приуралья, Сибири приводило к захватам земель у местного населения.

На этих территориях вводили новые налоги, насильственно насаждали православие. Крайнее недовольство у народа вызывало насильственное введение европейских порядков. Всё это — причины массовых выступлений самых различных слоёв населения против власти на протяжении всей Петровской эпохи. Астраханское восстание 1705—1706 гг. Здесь жили не только многие русские, но и персидские, армянские, бухарские и даже индийские купцы. Местный воевода Ржевский был известен населению захватами рыбных промыслов, непомерными поборами и взятками. Однако чашу терпения горожан переполнили события лета 1705 г. Царь издал указ о бритье бород и обрезании платья.

По приказу воеводы началось насильственное выполнение этого указа. Людям отрезали или вырывали бороды, порой до крови раня лицо. Укорачивание традиционной русской одежды как у мужчин, так и у женщин было воспринято как оскорбление. Вскоре разнёсся слух о том, что следующим шагом властей будет насильственная выдача русских девушек замуж за иностранцев. Чтобы избежать этого, 29 июля было справлено сто свадеб, а в ночь на 30 июля посадский люд, солдаты и стрельцы уничтожили караул, состоявший из иностранцев, и атаковали Астраханский кремль. Воеводу, прятавшегося в курятнике, восставшие нашли и убили. Также было убито более трёхсот служилых людей — командиров полков, представителей местной власти. Главной движущей силой восстания в Астрахани были стрельцы.

Захватив город, они создали своё выборное правительство во главе с ярославским купцом-старообрядцем Яковом Носовым.

Побег между тем мало мог помочь: старое правило «с Дона выдачи нет» больше не действовало, и вслед за беглыми посылали правительственные войска для их поимки. Прощание рекрута с родителями. Неизвестный художник Страдало население и от лихоимства местных властей. Чиновники вытягивали из простых людей последнюю копейку, хотя официально все служащие получали жалование от государства. Высокий статус чиновника, неграмотность населения и отсутствие современных законов делали крестьян и большинство горожан абсолютно беззащитными перед произволом местных властей. Впрочем, состояние государственной казны при Петре I находилось в плачевном состоянии, и зачастую чиновники оставались без жалования месяцами, что неизбежно толкало их на взятки. В конце концов низшим чиновникам было разрешено «кормиться» за счёт местного населения, и таким образом взяточничество было фактически узаконено. Возмущение народа вызывало и пренебрежительное отношение Петра I к русским традициям и обычаям, а также к церкви.

Особенно страдали при царе старообрядцы, на которых начались ещё более жестокие гонения. Однако будет неправильно думать, что все представители высшего общества были довольны нововведениями царя. Пётр I принуждал дворян к службе и учёбе, а их право распоряжаться своим имуществом ограничивал Указ о единонаследии 1714 г. Насильственное введение европейской моды и придворных обычаев, разрушение традиционных представлений о семье также порождали сильное раздражение среди знати. Меншиков, П. Ягужинский, А. Остерман и другие, которые заняли при Петре I руководящие посты. Все эти факторы привели к тому, что на протяжении правления Петра I страну сотрясали бунты и восстания, а вокруг царя плелись заговоры. Его противники мечтали вернуть старые порядки, когда у кормила власти находилась группа знатнейших фамилий.

Народ же с оружием в руках выступал против роста налогов, рекрутчины и бесчеловечных условий жизни. Социальные и национальные движения Тяжёлое положение низов общества заставляло людей браться за оружие. На многих мануфактурах работные люди боролись за улучшение условий труда, крестьяне нередко бунтовали против своих помещиков. России произошло и несколько крупных восстаний. В 1705—1706 гг. В городе проживало много купцов и ремесленников. Сюда же были сосланы многие стрельцы после бунта 1698 г. Бернар Пикар Причиной для возмущения послужило введение новых налогов, которые зачастую превышали прибыль. Обложению подлежало абсолютно всё: любая мелочная торговля, пивоварение, бани и погреба.

Положение ухудшалось самоуправством и алчностью местного воеводы Тимофея Ржевского, который отдал на откуп торговлю хлебом, в результате чего цены на этот основной продукт резко возросли. Неприязнь к воеводе и новым порядкам объединила стрельцов, промышленников и купцов. Непосредственным же поводом для восстания стал запрет носить бороды и русское платье. Ржевского и ряд его приближённых. Был установлен новый орган самоуправления — круг, на котором избрали в качестве руководителей купца-старообрядца Якова Носова и бурмистра Гаврилу Ганчикова. Из Астрахани начали рассылать грамоты по всем окрестным землям с призывом к неповиновению, но никакого отклика они не получили. Правительственные силы быстро пресекли любые попытки оказать восставшим помощь, а донские казаки, на которых в Астрахани возлагали особые надежды, оказались неготовыми к восстанию. В результате мятежный город остался один на один против правительственных войск. Работные люди — категория населения, занятая на промыслах и промышленных предприятиях: соляной и рыбный промыслы, обслуживание судов, работа на мануфактурах.

Астраханцы попытались захватить ещё один поволжский город — Царицын, но, встретив сопротивление, вынуждены были отступить и готовиться к обороне. Пётр I поручил фельдмаршалу Б. Шереметеву усмирить мятежников. В марте 1706 г. В Москву для следствия было отправлено более 500 человек, 365 из которых умерли от пыток или были казнены. Следующее крупное восстание вспыхнуло на Дону среди казаков. Указ Петра I 1707 г. Регулярные части под началом князя Ю. Долгорукова начали проводить рейды по казачьим городкам, выискивая беглых крестьян и дезертиров.

Солдаты князя бесчинствовали, грабили жителей и всячески их притесняли. В конце концов группа казаков во главе с Кондратием Булавиным организовали засаду отряду Долгорукова и перебила всех, включая князя. По всему Дону начались нападения казаков на правительственные войска. Однако не все захотели восставать против центральной власти. Казаки раскололись на сторонников Петра и бунтовщиков, возглавляемых К. К первым принадлежали преимущественно состоятельные казаки домовитые , которые опасались потерять имущество, ко вторым — беднота голытьба и беглецы. В ходе битвы на реке Айдаре донской атаман Лукьян Максимов при поддержке правительственных войск разгромил восставших, и Булавин принужден был бежать в Запорожскую Сечь. Собрав новые силы, Кондратию Булавину удалось в 1708 г. Печать Войска Донского Восставшие разделили силы на три группы.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий