В каком году было выступление старообрядцев

Выступления старообрядцев при пет. Протесьы старобредцев кратоко. Протесты старообрядцев причины.

Социальные и национальные движения при Петре l.

Заключенный по старым обрядам брак не признавался действительным. В 1716 году для старообрядцев были установлены государственные подати в двойном размере. Старообрядцев направляли на строительство металлургических и оружейных заводов. Наконец, их обязали одеваться под угрозой большого штрафа в нелепую одежду, по которой можно было определить, что это «человек второго сорта». Во многих районах европейского Севера России, среднего Поволжья, северной Украины на протяжении всего царствования Петра I имели место выступления крестьян-старообрядцев против властей. По-прежнему распространенным явлением были и их самосожжения. Выступления работных людей По мере роста мануфактурной промышленности при Петре I начались массовые выступления новой общественной группы — работных людей. Они протестовали против нечеловеческих условий труда, многомесячного отрыва от семей.

Самыми массовыми и частыми были волнения на уральских заводах. Наиболее распространенной формой протеста были побеги. При сооружении Екатеринбургского завода практически все приписанные к его строительству крестьяне разбежались. Вместе с ними бежали и приставленные для охраны солдаты. Беглецы не могли вернуться домой — там их ждала расправа. Поэтому многие из них направились в низовья Волги и Дона, другие скрывались у башкир.

Никон и Аввакум Никон и Аввакум Раскольники подвергались преследованиям, в 1685 году указом царевны Софьи были объявлены вне закона. На конец 17 века более миллиона человек не подчинились изменениям Андерсон В. Старообрядчество и сектантство. Старообрядцы были вынуждены искать новые места для обитания — подальше от городов и цивилизации.

При Петре I принято несколько указов 1709, 1711, 1714 , по которым старообрядцев лишили почти всех гражданских прав, ввели официальную регистрацию «раскольников», вменили обязанность платить двойную дань, но освободили от посещения храмов господствующего исповедания, запретили носить традиционную русскую или современную европейскую одежду вместо неё староверы были обязаны носить шутовские колпаки с рогами и зипуны разных пёстрых цветов , собираться вместе для молитвы без специального разрешения. В 1721 году Священный Синод составил особую инструкцию об учреждении в России духовной инквизиции для борьбы с «раскольниками». В 1762 году было принято несколько указов, в результате: старообрядцам, бежавшим за границу, дозволялось вернуться в Россию; прекращены все следственные и судебные дела о старообрядцах; дано разрешение не брить бороду, носить народную одежду; было официально запрещено употребление слова «раскольники», вместо этого вводился термин «старообрядцы», выделялись земли для селения старообрядцев. При этом продолжались погромы в старообрядческих поселениях и высылка старообрядцев в Сибирь. В 1771 году в Рогожской слободе в трех верстах за Камер-Коллежским валом границе Москвы в то время было основано старообрядческое кладбище, чуть позже построены каменные храмы во имя святителя Николы и Покровский собор. План Рогожской слободы План Рогожской слободы Староверы стали селиться в Рогожской слободе с середины 17 века, в начале 1790-х в насчитывалось 20 тысяч прихожан, в 1822 г.

Артемьев, Г. Агаев, земский бурмистр Гаврила Ганчиков, стрелец Иван Шелудяк, богатый ярославский купец и астраханский рыбопромышленник Яков Носов.

Поводом для бунта восстания послужил царский указ, запрещавший носить бороды и русское платье [4] выступление «за попранную старину [2]. Восстание[ править править код ] Восстание, вспыхнувшее в ночь на 30 июля 10 августа , возглавили стрельцы Иван Шелудяк и Прохор Носов, купец Яков Носов и другие. К восставшим присоединились городская беднота, работные люди рыбных и соляных промыслов, бурлаки, приезжие торговцы. Солдаты и стрельцы захватили Астраханский кремль. Был создан новый аппарат административного управления и проведено народное собрание « казачий круг » на Соборной площади в кремле. Выступление Шелудяка, объяснившего народу причины восстания, встретило полную поддержку.

Священники дониконовского поставления очень скоро умерли. Старообрядчество разделилось на два основных толка: поповский признающий необходимость священников при богослужении и обрядах и беспоповский отрицающий возможность существования "истинного" духовенства. Наиболее крайняя часть старообрядцев решила, что после реформ Никона благодать полностью исчезла из Церкви и следует смиренно ожидать гибели мира и Страшного Суда. Эти отвергнувшие священство старообрядцы получили название беспоповцев. Беспоповцы первоначально селились в диких необжитых местах на побережье Белого моря и потому стали называться поморами. Другими крупными центрами беспоповцев стали Олонецкий край современная Карелия и речка Керженец в Нижегородских землях.

350 лет назад реформа патриарха НИКОНА привела к массовому бегству староверов на Волгу

Уклонение от повинностейВосстание Степана Разина: Вооружённый ления старообрядцев: Самосожжение, голодная смерть, уклонение от повинностей, вооружённое сопротивление воеводам. В 1681 году в Москве произошло крупное восстание старообрядцев против новой церкви. Историки предполагают, что организатором восстания был духовный лидер старообрядцев протопоп Аввакум, который каким-то образом передавал из тюрьмы письма своим единоверцам. Подавление восстания. Выступление старообрядцев. Раскольников запрещено избирать на общественные должности, брак по старому обряду недействителен, государственные подати в двойном размере, направление на строительство заводов, обязанность носить нелепую одежду. Выступление старообрядцев 1. Дата 2. Участники 3. Событие 4. Итог. Желательно кратко.

Итоги выступление старообрядцев кратко

Выступление старообрядцев при Петре 1. Восстание старообрядцев 1681. Полтавская битва 1709. Полтавское сражение 1709 год. Крупнейшими вооруженными выступлениями борцов за веру были Соловецкое восстание 1668-1676 гг., выступление на Дону в 1670-80-е годы. Особенно жестоко было подавлено восстание монахов Соловецкого монастыря. Подобным образом в 1771 году было основано и Преображенское кладбище, а затем и Преображенское общество старообрядцев — за Преображенской заставой Камер-Коллежского вала. Крупнейшими вооруженными выступлениями борцов за старую веру были: Соловецкое восстание 1668-1676 годов, движение раскольников во время Московского восстания 1682 года, выступление на Дону в 70-80-х годах.

350 лет назад реформа патриарха НИКОНА привела к массовому бегству староверов на Волгу

Подавление восстания. Выступление старообрядцев. Раскольников запрещено избирать на общественные должности, брак по старому обряду недействителен, государственные подати в двойном размере, направление на строительство заводов, обязанность носить нелепую одежду. За шесть лет до сожжения пустозерских узников были преданы мучительной смерти сотни преподобных отцов и исповедников славной Соловецкой обители. По настоянию московского патриарха Иоакима царевна Софья в 1685 г. издала против старообрядцев 12 грозных статей. 1676 годов, а также захват. В России 16 – 18 веков произошло немало народных восстаний. Основные события, связанные с восстаниями старообрядцев в конце XVII века, — это бунт в Москве 1691 года и Стрелецкий бунт 1682 года. Реакцией властей на эти выступления стало ужесточение репрессий. Урок формирует представление о народных движениях первой четверти XVIII века (восстание К. Булавина, Астраханское, Башкирское восстание, выступления старообрядцев и работных людей).

26. Народные выступления 17 века

Но далеко не вся масса беспоповцев пошла по такому пути. Народная мысль выбиралась и на светлую дорогу. Эволюция в целом ряде беспоповских толков состояла в рационализации вероучения, они выделили из себя рационалистические секты с определенно выраженной социально-политической стороной. И это движение охватывает ныне все более и более широкие слои, захватывает, как это ни странно на первый взгляд, наиболее фанатичные и невежественные, казалось бы, толки. Дух времени отразился и на поповцах, — они стали выходить из своего состояния вечного покоя.

Непосредственно соприкасаясь с правительственной политикой преследования, старообрядцы не могли в конце концов оставаться безучастными зрителями хода общественной жизни. Эта жизнь непосредственно затрагивала их интересы, и в сомкнутый круг старообрядчества стали проникать новые веяния. Эти новые веяния среди старообрядческой интеллигенции можно характеризовать словом, пущенным в обиход П. Боборыкиным, — обмирщение: руководители старообрядчества соприкоснулись с европейской цивилизацией.

Параллельно этой европеизации в среде старообрядчества шла другая внутренняя работа, выразившаяся в пробуждении религиозного самосознания. Этот перелом в старообрядческой сфере вызван был, конечно, общим переломом в русской жизни за последние годы. Прогрессивные начинания в старообрядческой среде проявились прежде всего в оживлении старообрядческой прессы. Вынужденные печатать в России свои произведения в тайных типографиях, старообрядцы перенесли свою печатную деятельность за границу и основали в Пруссии, Австрии и Румынии ряд старообрядческих типографий.

Отсюда книги и другие печатные произведения расходились по России. В 1878 г. Чернышева Старообрядец. На место Старообрядца в 1892 г.

Мельниковым, который должен был бежать за границу от преследований русского правительства. За новой газетой был учрежден бдительный надзор со стороны гражданских и духовных властей. Сыск доходил до такого усердия, что не было возможности пересылать газету из-за границы даже в закрытых конвертах. Приходилось все дело вести контрабандным путем, но и этот путь не всегда был надежен.

Бывали случаи, что вместо газеты приходили в Москву по железной дороге ящики с кирпичом и дровами. Приходилось делать невероятные усилия, чтобы заграничная газета доходила по назначению. Редактору приходилось нередко самому переправлять ее через границу и т. И несмотря на все эти тяжелые условия для существования нелегальной газеты, на неимоверную трудность пересылки ее в пределы России — газета велась с успехом до тех пор, пока деятельность редактора не была насильственно прервана заключением его в тюрьму при одной неудачной переправки транспорта литературы из Румынии в Бессарабию.

Это было в июне 1897 г. Вскоре был арестован и брат редактора Слова Правды, и газета в следующем году прекратила свое существование. Почувствовав в России некоторую свободу с января прошлого года старообрядцы вновь стали издавать ежемесячный журнал Старообрядческий Вестник. Редакция журнала находилась по-прежнему за границей, в Буковине.

Пользуясь объявленной ныне манифестом 17-го октября свободой слова, старообрядцы решили перевести упомянутый журнал в Нижний Новгород, — он стал уже выходить под названием Старообрядец, — и организовать в Москве ежедневную Народную Газету с приложением к, ней Голоса Старообрядца. Эта Народная Газета, начавшая выходить с средины января, не имея определенной партийной окраски, должна быть причислена к прогрессивным органам нашей ежедневной периодической печати. В деле подъема культурного уровня у старообрядцев австрийского согласия огромную роль сыграли съезды, которые стали периодично собираться лет шесть назад. Организовали эти съезды группы прогрессивных старообрядцев для обсуждения духовных нужд своей общины [во главе их стояли Д.

Сироткин, Ф. Мельников, М. Бриллиантов и Нижегородский старообрядческий епископ Иннокентий Усов ]. Съезды быстро завоевали себе симпатии самих широких слоев старообрядческого общества, и с каждым, годом на съезде стало появляться все большее число представителей от общин, раскинутых по всей России.

Съезды действительно стали всероссийскими. Одна из главных задач съезда заключалась в распространении просвещения среди старообрядцев, и, когда во всей России, у всего русского народа стала усиленно работать политическая мысль, съезды не остались в сторон от общественного движения. Официальный орган старообрядчества, Старообрядческий Вестник, приветствуя новую эру, наступающую для русской жизни, писал: «17-е октября 1905 г. Нынче получили и «свободу» все мы, русские граждане.

Россия из полицейского государства стала государством правовым рядом с культурнейшими государствами Европы, где беззаконности и произволу не должно быть места, а должен царить строгий закон». Журнал приветствовал «конституционные гарантии». На этой почве и стоял московский съезд. Съезд, конечно, не отражал всех настроений старообрядчества, в котором, в сущности, происходит та самая эволюция, которая происходит и в других слоях русского общества.

Политическая партия только формируется. Несомненно, среди молодого поколения, наиболее горячо отзывающегося на текущие события, готового действовать скорее под влиянием благородного чувства возмущения и отвлеченной идеологии, чем в виду реальной политики, мы встретим большой процент левых. Мы, конечно, встретим их и в других слоях. Интеллигентные старообрядцы разобьются между конституционалистами-демократами, которым сочувствуют между прочим весьма видные деятели старообрядчества, и союзом 17-го октября.

Естественно, что к последней партии в силу своего общественного положения будут принадлежать капиталисты: как ни солидарна старообрядческая община, экономические интересы не могут не оказать однако самого существенного влияния на группировку политических партий и не вызвать классовой розни. Помимо непосредственного влияния, которое несомненно должны оказывать на серую старообрядческую массу видные и популярные деятели старообрядчества, официально числящиеся в союзе 17 октября, давления неизбежного и понятного при той компактности, которую мы все же видим в старообрядческих общинах, быть может, найдется еще одна причина, которая склонит весы в сторону союза 17 октября. Это — задатки национализма, который, к сожалению, и до сих пор не чужд даже наиболее прогрессивным элементам старообрядческой среды. Как ни далек этот национализм, являющийся продуктом, известной еще культурности, от лжепатриотизма и узкого шовинизма «истиннорусских людей» и других представителей архимонархических партий, он должен явиться камнем преткновения в отношении к другим прогрессивным конституционным партиям.

К тому же, чтобы разобраться в неясной и крайне расплывчатой программе союза 17 октября, программе полной недомолвок и недоговоренностей, не имеющей никаких определенных политических, социальных, и экономических идеалов, нужны политические знания, наконец, известный политический опыт. Ни того, ни другого, конечно, у массы старообрядцев, впервые активно выступающих на арену политической жизни, не найдется. Массе трудно, быть может, будет, разобраться на первых порах в неискренних конституционных вожделений союза 17 октября. И можно с уверенностью сказать, что если известная часть старообрядцев, в настоящее время, пойдет за кандидатами так-называемых умеренно-прогрессивных партий, то это будет лишь до тех пор, пока им не выяснится окончательно двойственная тактика этих партий думаем, что эта двойственность в настоящее время уже достаточно выяснилось для большинства мыслящих старообрядцев.

Никогда старообрядцы, протестовавшие неоднократно против всякого рода насилий, с чьей бы стороны эти насилия не исходили, не будут вотировать хотя бы за знаменитые декабрьские воззвания союза 17 октября, преисполненные человеконенавистничеством и заключающие проповедь насилий против своих политических врагов... Среди старообрядцев, как мы могли уже видеть, мы найдем и такой элемент, который или уклонится совершенно от политической жизни, или будет осуждать всякого рода революционные действия с точки зрения христианской морали.

Несмотря на то, что на съезд прибыли более 120 представителей общин из более чем 70 приходов России, Украины, Молдовы, Беларуси, Австралии, а благословение на создание организации дал предстоятель РПСЦ митрополит Алимпий Гусев , работа съезда была сорвана группой влиятельных священников. Под угрозой анафемы съезд был распущен. В начале 2000-х годов была предпринята попытка воссоздания Союза старообрядческих начетчиков, но и она оказалось не очень успешной, хотя организация и просуществовала несколько лет. Не клеились и отношения с властями. В 90-е, начале 2000-х годов о старообрядчестве практические ничего не было известно.

Государственные и муниципальные чиновники рассматривали старообрядцев как каких-то чудиков, выползших из леса, «таежных робинзонов», сектантов-раскольников. Это происходило потому, что в большинстве случаев чиновники черпали информацию о староверии от духовенства РПЦ или из соответствующей синодальной литературы. По этой причине старообрядческим согласиям чрезвычайно сложно было решать разные имущественные и прочие вопросы. Дело дошло до того, что в 2005 году, когда на Рогожском центре РПСЦ намечалось празднование столетия указа Николая II об укреплении начал веротерпимости и распечатания алтарей старообрядческих храмов, приглашенный на торжества президент РФ В. Путин не смог найти адекватной информации о старообрядчестве и, посоветовавшись с представителями Московской Патриархии, отложил свой визит на неопределенный срок. Стало совершенно очевидно, что без развития информационной структуры о дальнейшем развитии старообрядчества и его интеграции в общественную жизнь страны не может быть и речи. В этой связи в 2013 году и был создан портал « Русская вера ».

Главной задачей этого информационного проекта стал рассказ обществу о богатейшем наследии и современном дне старообрядчества, создание межстарообрядческого культурного, научного и медийного пространства, медийного поля для сотрудничества как самих староверов, так староверия с одной стороны, а общества и власти — с другой. Более того, отталкиваясь от феномена старообрядчества, это СМИ начало говорить о русской цивилизации в самом широком смысле этого слова. Более того, сайт стал единственным в стране ресурсом, публикующим материалы, посвященные всем без исключения старообрядческим согласиям, включая самые небольшие. Результат не заставил себя ждать. В феврале 2015 году состоялся первый круглый стол, на котором обсуждались перспективы межстарообрядческого сотрудничества и возможности создания общественного движения. В январе 2016 года состоялось первое заседание рабочей группы, сформированной официальными представителями старообрядческих церквей для координации сотрудничества в сфере отношений с обществом и государством. В марте 2016 года в Московском Доме национальностей состоялся круглый стол на тему «Актуальные проблемы старообрядчества», на котором присутствовали представители основных старообрядческих согласий России.

По сути, благодаря открытию сайта, состоялся прорыв жесткой информационный блокады, крушение окаменевших напластований черных мифов, складывавшихся вокруг старообрядчества веками. В этот момент наступило время создание и общестарообрядческой общественной организации. Этот вопрос был обсужден 1—2 октября 2018 года на международной конференции «Всемирный старообрядческий форум», на которой присутствовали представители всех старообрядческих согласий, включая крупнейшие — РПСЦ , РДЦ и ДПЦ. На форуме с докладом выступил делегат от Русской Православной старообрядческой Церкви Леонид Севастьянов. Он отметил: «Доклады, которые звучат на форуме, объединяет одна тема: все плохо, и мы скоро ассимилируемся. В итоге не знаем, что делать. Отмечу, что очень важно осознавать проблемы, а они в основном хозяйственно-административного уровня.

Стрельцами, не очень разбиравшимися в тонкостях «старой веры», руководили известные деятели — Никита Пустосвят из Суздаля и духовное чадо Аввакума и ученик ходившего на Дон Досифея, Семен Крашенинников. В рассказах современников об этом кровавом мятеже все еще фигурируют капитоны. Так Сильвестр Медведев пишет, что проповедовали среди «простых людей» «раскольники, нарицаемые капитоны», избивая тех, кто произносил «праведное слово», обичая их «прелестное учение».

Бунт, как известно, кончился казнью Никиты Пустосвята на Красной площади, ссылкой других раскольников по монастырям, а чуть позже были казнены отец и сын Хованские. И в этом случае мы видим самозванца-царя Хованского , попытки убить Архипастырей патриарха Иоакима и Холмогорского епископа Афанасия и кощунственное поругание над святынями. В изнесенной участникам этого бунта анафеме сказано, что раскольники хотели «во оное время благочинство святыя церкви пагубным их своим беснованием и кровопролитием разорити, святейшего патриарха Иоакима и митрополитов, архиепископов и епископов, архимандритов и игуменов и иереев, и чин монашеский ругательной предати смерти, и новоисправленныя книги и старыя наши славенския и греческия харатейныя и на бумаге писанныя отселе на много сот лет прежде , истребити до конца… вси за такое Богопротивное дело да будут прокляти» Анафема, с.

Как уже говорилось, этот бунт случился на фоне беспрерывных массовых гарей и распространения раскола там, где церковное окормление осуществлялось неудовлетворительно. По решению Собора 1681-1682 гг. Правительство царевны Софьи издало закон от 7 апреля1685 г.

По этому закону смертной казни предавали: 1 хулителей Церкви, возбуждавших мятежи и не раскаявшихся; 2 совращенных в раскол вторично; 3 совершавших вторичное крещение и нераскаявшихся перекрещенцев. После издания этого закона раскольники бежали из Москвы и других крупных городов на окраины, и тогда в глухих и отдаленных местах возникли основные центры их расселения см. В течение последующих 25 лет крупных бунтов не было и массовые самосожжения пошли на убыль, но, несмотря на преследования, раскольники продолжали нападать на церкви и монастыри, захватывать их силой.

Так, они захватили и сожгли не только Палеостровский монастырь, но в 1693 г. Когда пришли государевы люди, то раскольники сначала отбивались, затем заперлись и сожглись. За 1696 г.

Раскольничьи бунты при Петре I нач. XVIII в. Последующие события показали, что раскольники не прекратили бороться против Церкви и Государства и пользовались всяким случаем, когда правительственная власть по тем или иным причинам слабела.

Наиболее благоприятные условия для организации мятежей всегда бывали во время участия России в войнах. В таких случаях внутренние бунты чрезвычайно выгодны противнику, и в их организации обычно немалую роль играют внешние силы. Раскольники с удовольствием каждый раз исполняли роль пятой колонны или даже соглашались участвовать в войнах против России.

Первым опытом в этом роде бунтов явилось восстание донских казаков, возбужденное изменником, пособником Мазепы, К. Потомки участников Булавинского бунта, ушедших за рубеж, через 100 лет поучаствовали на стороне Турции в войнах против своего Отечества. Кратко скажем и об этом бунте.

Как считают историки, враждебное настроение раскольников к своему Отечеству было обострено реформами Петра I. Враждебность особенно обостряется, если возбудить в населении эсхатологические ожидания, а потому раскольники воспользовались испытанным оружием и распустили слухи, что Петр I — самозванец, жидовин из колена Данова, то есть антихрист. Перемена одежды, бритье усов и бороды и прочие затеи Петра, насаждаемые силой, трактовались, как явные проявления пришедшего в мир антихриста.

На этой почве раскольники подняли в Астрахани возмущение против введения при Петре новых порядков. Бунт возглавил московский стрелец Стенька, мститель за стрелецкую казнь и «поругание старой веры». Булавинский бунт и «староверы»-некрасовцы 1708—1710.

Несколько иные побудительные причины имел мятеж донских казаков под руководством К. Походный атаман донских казаков, получавший за свою службу жалованье от русского царя, стал тайным сообщником известного предателя, гетмана Мазепы. Не вдаваясь в подробности самого хода булавинского бунта, скажем лишь о том, что бунт разразился как раз в то время, когда на Россию двигались шведские войска, и как раз в тех местах, где произошла Полтавская битва.

Неудивительно поэтому, что лозунгами изменников, нарушивших присягу русскому Царю, стал обычный крик раскольников: «За старую веру! Царизме не покоряться! За это «хранители благочестия» опустошили сотни тысяч десятин засеянных полей, превратили в пустыри православные села и станицы, разорили православные храмы и нагло поругались над святынями.

Православные жители края, кто успел спастись, в паническом ужасе скрывались в лесах. Булавин, оставленный всеми, кроме 11 преданных ему человек, застрелился из пистолета. Казаки-«староверы» уходят на Кубань, в Турцию см.

После этого один из ближайших помощников Булавина казацкий атаман Игнатий Некраса увел несколько тысяч казаков-староверов за русский рубеж в Турцию. Во время Великой Отечественной войны примеру некрасовцев последовали «власовцы». Разница лишь в том, что в 1708 г.

В своем словаре современные «старообрядцы» с восхищением пишут о некрасовцах, точно так же, как современные космополиты о власовцах. По их словам, к Некрасову на Кубань уходили те, «кто готов был проститься с отечеством, но не с отеческою верою». Странная «отеческая вера», ради которой люди идут на измену своему Отечеству.

Говорится это, чтобы оправдать тех, кто бежал за рубеж и в течение последующих лет, пользуясь покровительством Турции, совершал подлые набеги в Придонский край и для кого не существовует ни Отечества, ни православной веры. Засылаемые из Турции на Дон раскольники возбуждали население, призывали донских казаков «не подчиняться никонианским попам-еретикам, ни самому царю-антихристу». Их предводитель Игнат учил: «При царизме в Расею не возвращаться».

Некрасовцы стали возвращаться в Расею за 5-6 лет до отречения царя Николая II, будто почуяли, что скоро с «царизмой» будет покончено. Некрасов оставил более 170 такого рода рекомендаций, известных под названием «Заветы Игната» похоже на «Заветы Ильича». Среди них главными были: 1 «Держаться старой веры»; 2 «попов никонианского или греческого рукоположения на службу не принимать».

В число иноверцев входили и «никониане». Некрасовцы перебираются в Добруджу. Турецкий султан, естественно, отказывался выдать Некрасова со товарищи, когда Петр обратился к нему с этой просьбой.

Тотчас со стороны русского правительства были предприняты попытки уговорить некрасовцев вернуться на Родину, но одержимые ненавистью к Церкви и Царству изуверы предпочли служить вечному врагу России — мусульманской Османской империи. Служить до пролития крови своих соотечественников. После смерти И.

Некрасы в 1737 г. Османская империя, вечный враг России, была вовсе не против поселить на своих землях раскольников, и предоставила им для расселения земли в устье Дуная, в местности называемой Добруджа. Турецкий султан предоставил поселенцам не только плодороднейшие земли, но освободил их от всякого рода податей и повинностей, разрешил им самим творить суд и расправу, но при одном условии: «староверы»-поповцы должны были дать обязательство воевать с Россией, когда представится нужда.

И «хранители древлеправославия» не только дали такое обещание, но и выполнили его. Они принимали участие в войнах Турции с Россией в 1809 и 1828 годах. Будучи поповцами, впоследствии они приняли белокриницкую лжеиерархию.

Все извечные враги России с радостью привечали «хранителей старой веры». В Османской империи поселились «староверы»-некрасовцы. Австро-Венгерская империя разрешила раскольникам-липованам поселиться в Белой Кринице Галиция.

Из Стародубья раскольники побежали за ближайший рубеж в Литву и Польшу. Беспоповцы-федосеевцы нашли убежище на землях Меченосцев и прижились в столице Ливонии, Риге. Основные центры расселения раскольников за рубежом отмечены на рис.

И, как у них принято говорить, «их ряды пополняли те, кто готов был проститься с отечеством, но не с отеческою верой». Если учесть, что те из раскольников, кто оставался в России, ненавидели Православную Церковь и Отечество с той же силою, то можно представить, какой удобный материал для внешних и внутренних врагов России представляли оставшиеся. Сами они не имели ни политической, ни даже религиозной организации, но, будучи рассеянными по всему пространству огромного государства и особенно по его окраинам, разрушали его исподволь и были готовы откликнуться на любые посулы настоящих организаторов, поддержать материально и физически любой мятеж и бунт.

Так, например, они приняли самое активное участие в малоизвестном «чумном бунте» в Москве осенью1771 г. По иронии судьбы чума послужила процветанию московских центров «старообрядчества», известных под названиями Преображенское и Рогожское кладбища. Так как там и в наше время расположены их центры, то остановимся на описании этого бунта подробнее.

Оно тем более интересно, что составлено по запискам очевидца событий, племянником убитого во время бунта Архиепископа Амвросия, известным историографом Н. Убийство архиепископа Амвросия 16-28. Петр I в 1716 г.

В солдаты их не брали и рекрутскую повинность раскольники отбывали деньгами и натурой. Постепенно раскольники беглопоповцы и беспоповцы разных толков вновь стали селиться в Москве, сначала на ее окраинах, за Камер-Коллежским валом. В 1768 г.

В декабре 1770 г. Эпидемия постепенно усиливалась. От имени живших за Преображенской заставой федосеевцев купец И.

Ковылин обратился к императрице Екатерине II c ходатайством, чтобы она разрешила им «для содержания больных больницу построить». За 7 дет до этого, в 1764 г. Могла ли императрица отказать своим любимцам в таком человеколюбивом начинании?

Не могла и поэтому 14 сентября 1771 г. Этот день можно считать днем рождения Преображенского кладбища, но по удивительному для человеческого разумения совпадению тот же день в истории России можно считать одним из самых позорных. Московская чернь, возбужденная прокламациями раскольников и поощряемая несколькими московскими попами, вооружилась дубьем и рогатинами и двинулась в Кремль, чтобы там в Чудовом монастыре убить своего Архипастыря, Преосвященного Амвросия Зертис-Каменского, 1708-1771.

Обстановка в городе, охваченном эпидемией, была страшная. В день умирали по 900-1000 человек. Город фактически остался без власти: все высшие чиновники во главе с градоначальником покинули город в страхе перед смертельной болезнью.

Не покинул свою паству Преосвященный Амвросий. Вместе с П. Еропкиным, которому Екатерина II поручила попечение о сохранении Москвы от моровой язвы, Владыка предпринимал все от него зависящее, чтобы остановить распространение эпидемии.

Были устроены карантинные дома, запечатаны бани, отведены за городом особые участки для погребения умерших от чумы в частности, для раскольников-поповцев отвели место за Рогожской заставой, где и возник их центр, ныне известный как Рогожское кладбище. Владыка Амвросий велел священникам отпевать умерших, не внося в храм; поручил им увещевать прихожан по возможности поститься и по 2-х дневном приуготовлении исповедывать их и причащать святых Таин. Он запретил крестные ходы, чтобы избежать большого скопления народу.

Но в распоряжении Еропкина не было никаких войск, и раскольники воспользовались удобным моментом. Они стали возбуждать у московской черни негодование на карантинные дома, на запрещение крестных ходов во время которых множество людей заражалось , распространяли «подметные листы» прокламации с призывами к мятежу, к убийству и Архиепископа Амвросия, и Еропкина. Поводом послужило устроенный священником церкви Всех Святых на Кулишках ажиотаж вокруг будто бы забытой москвичами иконы Боголюбской на Варварских воротах Китай-города.

Сославшись на некое видение ему Богородицы, этот поп возбудил народ на проявление благочестия, чтобы собирать мзду. К воротам была приставлена лестница, и толпы людей, уже зараженных вперемешку с еще здоровыми, отталкивая друг друга устремились приложиться к чудотворной иконе, а внизу какие-то проходимцы собирали в сундук деньги. Московские попы понаставили аналои и начали без благословения правящего архиерея совершать молебны.

Устроили настоящий торг. Владыка Амвросий распорядился опечатать сундуки консисторской печатью, а собранные деньги отдать в Воспитательный сиротский дом, попечителем коего состоял.

Как простые люди могли объяснить для себя, почему русский царь предпочитает все иностранное своему родному? Они придумали историю, что на самом деле царь со своими людьми странствовал за морем и попал в Стеклянный город Стокгольм. И якобы правила там девица имелась в виду сестра Карла XII. И будто бы поймала она русского царя, и изжарила его на сковородке, и засунула в бочку с гвоздями, и в море бросила. А в России теперь немчин правит. Откуда взялся немчин, народная фантазия придумать не успела. Любое восстание — это нарушение привычного уклада жизни людей.

Как правило, страдает и хозяйственная жизнь региона. В данном случае, с Астраханью все было иначе. Восставшие быстро собрали круг по казачьему образцу. Выбрали себе атаманом купца Якова Носова, выбрали к нему воевод, и получилась такая хорошая власть, которая помогала развиваться торговле лучше, чем было до восстания. Более того, мятежные астраханцы отправляли в Россию порох пудами. Все помнят фразу «С Дона выдачи нет», но и здесь Петр I решил пойти против традиций. На Дон был отправлен отряд вельможи Долгорукого, чтобы вернуть беглых, так как нужны были новые рекруты для армии. Это настолько возмутило казаков, что реакция на это действие была самая жёсткая и агрессивная. Отряд Долгорукого был окружен казаками под предводительством атамана К.

Булавина и уничтожен. Рисунок памятника Ю. Долгорукому Источник Начавшееся в 1707 году восстание Кондрата Булавина будет подавлено в 1708 году. Как рассказывали очевидцы, еще долго по Дону плыли плоты с повешенными казаками.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий