В какой части выступления оратор вводит слушателей в курс дела

главной мысли выступления, основной проблемы, поставленной - в нем, - и смысловых частей разной структуры и протяженности.

Публичное выступление: особенности, секреты, ошибки

Каждый оратор интуитивно чувствует момент ее приближения. Обычно он приходится на третий аргумент в основной части, когда оратор уже свободно владеет аудиторией, а она внимательно его слушает. Продумывая структуру главной части речи, выступающий должен определить, каким методом он будет излагать материал, какие доводы возьмет для доказательства выдвинутого положения, какие ораторские приемы использует с целью привлечения внимания слушателей. Правило 1. Оратор должен ставить аудиторию в центр внимания. Это правило каждого мастера ораторского искусства. Составляя выступление, встройте принцип «аудитория в центре внимания» в его ДНК. В какой последовательности рекомендуется работать над речью? С чего начинать, создавая текст публичного выступления? Ответ на эти вопросы дает античный риторический канон (рис. 1), определяющий порядок работы оратора над текстом выступления и с ним.

Общие правила ораторской речи

Основная часть. В основной части оратор поднимает актуальность темы и раскрывает ее. На этом этапе составления плана прописывается последовательность изложения информации, которая помогает сделать речь логичной и понятной. Тезисная форма – скелет выступления, его краткий сюжет, в котором фиксируются основные мысли оратора, подлежащие в дальнейшем более полному раскрытию уже во время произнесения речи. 4) структурные части выступления, как главные, так и второстепенные, необходимо обозначать, чтобы облегчить слушателям восприятие и понимание материала. О первых трех критериях мы уже говорили выше, рассматривая композицию публичного выступления. Любой оратор должен учитывать характер и состав аудитории, перед которой он выступает. Здесь тонкая грань: нужно приподнимать слушателей до своего уровня, но при этом говорить так, чтобы люди вас понимали.

Основы успешного публичного выступления. Часть 1

Пример: презентуя ваш проект перед инвесторами стоит обратить внимание на финансовую сторону. Но удивительно как много молодых стартаперов, поступают неверно. Это может быть презентация, веселые картинки, раздаточные материалы. Не хочется сейчас затрагивать тему составления презентации, заслуживающую отдельной статьи. Скажу лишь одно, слайды вашей презентации должны содержать минимальное количество текста. Со временем вам нужно будет все меньше и меньше времени на репетиции. Но сначала нужно тщательно отрабатывать ваши выступления перед зеркалом, друзьями, домашними животными. У многих сохранилось тяжелое отношение к выступлениям. Помните, как в школьные годы вы не хотели, чтобы вас вызвали к доске? Самым важным аспектом успешного выступления является самонастройка. Получите удовольствие от выступления!

Вступление Очень важно запомниться, привлечь внимание аудитории. Сделайте что-нибудь необычное в начале выступления. Постарайтесь удивить их. Отличный пример привлечения внимания. Реклама сети закусочных «SubWay». Про что нужно говорить во вступлении? Во-первых, очень важно представится. Многие сразу переходят к делу — не надо! Скажите пару слов о себе. Только коротко.

Объясните аудитории, почему именно вы: почему вы лучший в этой области, почему они должны вам верить. Дальше есть несколько вариантов: a Анонс. Введите слушателей в курс дела. Почему проблема актуальна именно сейчас? Можно наметить краткий план дальнейшего повествования. Поблагодарите людей, из-за которых вы попали на эту лекцию. Поблагодарите аудиторию. Похвалите слушателей. Скажите, что такой интересной аудитории у вас еще не было.

Сделайте комплимент аудитории: 1 превосходной степенью «У вас самые…» ; 2 сравнением «У вас такие… не то что у…» ; 3 интонацией; 4 сочетанием первых трех способов. Какие комплименты можно делать аудитории? Темой для них могут служить внешний вид, молодость собравшихся, зрелость собравшихся, их высокая квалификация, пунктуальность, непунктуальность: «Говорят, все гении были непунктуальны. Значит, зал полон гениев. Это усложняет мою задачу во время выступления, но увеличивает мое удовольствие от общения с вами». А еще профессиональные признаки, пол, комплекция… В общем, все что угодно. Иными словами, вы должны изучить целевую аудиторию выступления. Это очень важный прием, поскольку, как говорят психологи, в первые минуты встречи с незнакомым человеком мы неосознанно анализируем его, выясняя, опасен он для нас или не опасен. Разумеется, «своего», который нам знаком или хотя бы похож на нас. Задачей вступительной части иногда является «успокоение» аудитории, убеждение ее в том, что вы не представляете для нее опасности. Если вы достаточно опытный оратор, можете во вступлении к основной речи поиграть на чувствах аудитории, начав с рассказа о том, какие эмоции у вас вызывает событие, которое недавно всколыхнуло все человечество, страну или, на худой конец, город. Рассказ о своих чувствах и любое взывание к чувствам собравшихся — это беспроигрышный ход. Помните, что при планировании сценария публичного выступления очень важно проработать именно вступление. Вам могут простить снижение темпа и качества в середине спича, но если вы сразу не получите четкую связь с аудиторией, вы ее потеряете.

Изложение аргументов и доказательств. Подведение итогов, повторение главной мысли, призыв к аудитории. И есть еще одна важная часть в любом выступлении — кульминация — пик рационального и эмоционального воздействия, некое crescendo. Каждый оратор интуитивно чувствует момент ее приближения. Обычно он приходится на третий аргумент в основной части, когда оратор уже свободно владеет аудиторией, а она внимательно его слушает.

Интерес зрителей быстро падает. Бывает обратная ситуация: спикер умеет держаться, уверенно говорить, грамотно и доходчиво подавать информацию. Но эти преимущества словно влажной тряпкой оказываются стертыми вялым и скучным началом речи. Главная функция начала выступления — не допустить рассеивания внимания, удержать зрителя, сделать его своим союзником и помощником. От его восприятия зависит успех речи. Если начать с банальных или обобщенных фраз вроде «Сегодня мы собрались обсудить серьезную для нашего общества проблему экологии» или «Ни для кого не секрет, что продукция нашего бренда пользуется сегодня большой популярностью», это вряд ли зацепит. Речь нуждается в захватывающем начале и убедительной концовке. Задачей хорошего оратора является максимальное сближение этих двух вещей. Гилберт К. Честертон Итак, разберем, как приковать к себе взгляды и внимание с первых секунд. Истории, анекдоты, вопросы Рассказать коротенькую историю по теме — прекрасный вариант начала речи. Истории нравятся всем. К примеру, спикер делает доклад по техникам продаж. Начать стоит, например, так: «Недавно произошел забавный случай. Я зашел в магазин электроники присмотреть новый видеорегистратор. Ко мне подошел продавец-консультант и удивил меня таким вопросом…». Привязать историю можно к любой теме. Желательно, чтобы она была реальная, но и полет фантазии не возбраняется. Другой инструмент опытного оратора — юмор. Шутка или анекдот по теме — способ разрядить обстановку, заставить зрителя улыбнуться.

Ораторское искусство мастерство речи: что это, виды, как научиться

Для практического обучения искусству публичного выступления наиболее целесообразно подразделение публичных выступлений на виды по их функции, т. е. по цели, которую ставит оратор в своем выступлении. Не вдаваясь в детали, идеальный план публичного выступления является идеальным, потому что учитывает основные смысловые акценты, которые слушатели делают во время речи. Именно слушатели, а не сам оратор. главной мысли выступления, основной проблемы, поставленной в нем, - и смысловых частей разной структуры и протяженности. Таковы основные требования, предъявляемые к построению главной части речи. Однако ораторское искусство — дело творческое, поэтому универсальных правил здесь не существует. Все зависит от самого оратора. В композиции можно выделить пять частей: зачин речи, выступление основная часть (содержание), заключение, концовка речи. Выступление оратора должно захватывать слушателей с первых же слов.

Вы точно человек?

Назначение цитаты может быть различным. Одни цитаты рассчитаны па эмоции; другие апеллируют к сознанию, убеждают приведенным фактическим материалом, третьи опираются на авторитет источника. Контакт с аудиторией Постоянный контакт с аудиторией — ключевая проблема ораторского выступления. Если контакта с аудиторией нет, то либо теряет смысл само выступление в целом, либо резко снижается его эффективность.

Работа по поддержанию контакта многопланова и одновременно ведется в нескольких направлениях. Для успешного общения с аудиторией, постоянного контакта очень важно внести в выступления элементы диалога. Диалог — основная коммуникативная форма речи.

Именно диалог представляет собой изначальную, первичную форму существования языка, отвечающую самой природе человеческого мышления, которое по своей природе диалогично. Любое сказанное или предполагаемое слово представляет собой реакцию на чужое слово. О контакте с аудиторией следует помнить еще при подготовке текста выступления.

Оратор должен использовать язык тела. Придерживайтесь простых правил: — Лучше говорите стоя, чем сидя; — Избегайте стояния за кафедрой или хотя бы выходите из-за нее время от времени; — Жестикулируйте свободно, но не суетливо; — Каждый жест должен иметь значение, подчеркивать важные слова; — Переходите с места на место, переходя от пункта к пункту речи. Правило 5. Оратор должен придать голосу выражение.

Если бы эта оратор не зачитывала важное постановление, кто бы ее слушал? Ориентируйтесь на то, как говорите с друзьями. Вы ведь говорите эмоциональным голосом, делясь с ними новостями и мыслями? Делайте то же и в публичном выступлении.

Например, используйте 4 приема управления голосом. Правило 6. Оратор должен уметь отвечать на вопросы. Блок вопросов и ответов в конце речи — еще один шанс убедить аудиторию.

Особенно если вы не успели уделить внимание чему-то в самой речи. Но эта часть выступления может оказаться непредсказуемой.

Логическая и психологическая пауза. Практическая проработка интонирования. Третье занятие. Структура выступления Построение выступления. Тема, цель, осознанность. Профиль аудитории. Проработка вариантов «вступления». Грамотное завершение выступления.

Способы привлечения внимания. Создание выступления построенного на принципе «проблема и ее преодоление». Создание выступления, направленного на достижение собственных целей. Четвертое занятие. Убеждающее выступление, Тезис, аргументация, работа с возражениями. Законы построения убеждающего выступления. Разбор приемов мотивации слушателей на то или иное действие. Грамотная аргументация. Создание собственного выступления, которое убедит слушателей в правильности вашей позиции. Получение обратной связи о том, какие аргументы мотивировали лучше, какие хуже.

Пятое занятие. Работа с вопросами. Создание ярких образов. Встраивание своих идей в ответы на вопросы. Уход от неудобных вопросов в нужное вам русло. Проработка навыка «держу удар». Тренировка эмоциональной устойчивости при ответах на неожиданные вопросы. Создание собственного выступления — яркой, интересной истории-зарисовки из своей жизни. В этом занятии собираются все навыки, отработанные на курсе. Основная задача — выступить с учетом всего, что уже знаешь.

Получение обратной связи на выступление. Выявления дальнейших направлений развития в себе «красноречия». Подведение итогов. Курсы ораторского искусства рассчитаны на всех людей, которым приходится говорить публично, будь то менеджеры, руководители компаний, юристы, журналисты, IT— специалисты, политики и те, кто собирается ими стать, студенты и находящиеся в поисках работы люди и т. В курсе ораторское мастерство основной акцент делается на раскрытии Вашего красноречия, уверенности в себе и в том, что Вы делаете. Базой для этой уверенности станет практика, основанная на теории, отобранной из лучших источников об ораторском искусстве. Соотношение теории к практике: 1:3. Только регулярные занятия дают реальный результат тем, кто готов работать над собой! Курсы «Ораторского мастерства» в тренинговой компании «Красноречие» г. Харьков помогут Вам: побороть боязнь публичных выступлений и овладеть навыком уверенного поведения.

Вы можете пройти курс «Ораторское мастерство» в формате индивидуальных занятий! Возможна отработка пропущенного занятия не более одного в следующей группе или в индивидуальном порядке. Продолжительность курса «Ораторское мастерство» — 5 занятий по субботам по 4 часа с 11:00 до 15:00. Стоимость курса «Ораторское мастерство» — 3 500 грн. В стоимость обучения входит рабочая тетрадь с практическими заданиями и базовой теорией, кофе-пауза, видео материалы. Ведущий тренер курса «Ораторское мастерство» — Елена Почуева, руководитель тренинговой компании «Красноречие», филолог-лингвист, практический психолог, сертифицированный тренер-консультант, стилист-имиджмейкер. Виды приемов ораторского выступления Условно ораторские приемы можно разделить на несколько классов или, так называемых, «видов». Классификация позволяет составить более структурированный план изучения и последующей практики, чтобы вы могли шаг за шагом стремиться к совершенству владения речевыми оборотами и уловками. Так, существуют следующие приемы ораторского искусства: Тропы — это различные виды сравнений, позволяющие избавить вашу речь от ненужных повторов и, в случае необходимости, выразить подходящий эмоциональный накал во время выступления. Если вы хотите в совершенстве изучить секреты ораторского искусства, то начать стоит с эпитетов, метафор и аллегорий, которые позволят вам хорошо овладеть как публицистикой, так и академической речью К тому же, зачастую, когда необходимо объяснить сложную терминологию или технологию, на помощь всегда придут аллегории.

Повторы — противоположность выше обозначенного вида ораторских уловок, позволяющие сконцентрировать внимание публики на конкретном факте или моменте выступления. Как и с тропами, их необходимо уметь использовать, не перенасыщая свою речь, чтобы сохранять баланс Применяемые разновидности повторов и троп напрямую зависят от того вида речи, который вы решили использовать в конкретном случае. Так, при академическом выступлении, лучше применять дословное повторение основных пунктов зачитываемого плана, чтобы сказанное лучше закрепилось в голове слушателей. Фокусировка является одним из методов подстройки материала под аудиторию. Необходимо понимать, перед кем вы выступаете, и что для этой аудитории будет являться основным в ваших словах. Один из элементов данного вида — фрейминг, что в переводе с английского — «Разбиение на части», остается важным элементом нейролингвистических техник программирования людей. Это умение преподнести идею людям так, чтобы они подумали, что это их собственная задумка. Фрейм — это своего рода контекст, в котором вы преподносите то или иное высказывание. Подобно выставлению запятых в предложениях, он может в значительной степени изменить основной смысл вашей речи. На эту тему лучше всего прочитать книгу «Фокусы языка» от Роберта Дилтса, в которой он описывает, как можно преподносить одну и ту же мысль, а также, каким образом изменить угол восприятия людей на подходящий оратору.

Выделяют 14 основных приемов фрейминга, упрощающих преподнесение материала. Софизм является ложным высказыванием, преподносящимся под видом аксиомы. Его часто используют в философских дебатах и церковных речах, дабы запутать оппонента. Суть заключается в том, что вы сознательно хотите ввести слушателя в заблуждение, чтобы затем показать оттуда выход, сконцентрировав его внимание на той или иной проблеме. Софизмы можно разделить на логические и терминологические, одним из известных является слово «Буквально», которое часто используют в неправильной трактовке. Софизмы делятся на открытые и скрытные, к последним прибегают в крайнем случае. Цель их также диаметрально противоположна, ведь в первом случае вы стараетесь завоевать доверие аудитории, показав свою открытость и хорошую логику. Во втором же оратор старается сознательно ввести слушателей в заблуждение, дабы преподнести ту или иную мысль под нужным углом. Будучи уличенным в скрытом софизме, вы рискуете потерять внимание и доверие публики, что приведет к плачевному исходу, поэтому стоит быть крайне осторожным с этим инструментом.

Наверняка вам доводилось видеть ораторов, которые произносили слова, едва разжимая губы. Или говорили так, как будто их рот набит горячей кашей, а им внезапно пришлось выступать. Все это — неправильная артикуляция. И если мы хотим, чтобы нас понимали и чтобы нас было приятно слушать, нужно, во-первых, овладеть искусством правильной артикуляции пособий — как печатных, так и видео — сейчас очень много , а во-вторых, иметь в своем арсенале несколько упражнений, которые позволят расслабить или, наоборот, привести в тонус речевой аппарат. С артикуляцией связана дикция — четкость произношения звуков. К ним можно отнести, например, скороговорки. СОВЕТ: постарайтесь послушать себя «со стороны». Запишите произносимую вами речь на диктофон и прослушайте. Многие ошибки и погрешности будут видны как на ладони... Темп речи. Одинаково плохо воспринимается как тягучая, монотонная речь, так и чрезмерно быстрая, «скачущая». Открыть вам секрет, почему многие начинающие ораторы торопятся и создают впечатление, будто они опаздывают на самолет? Нет, не только от страха, хотя он тоже подчас заставляет докладчика ускорять темп. Основная причина в том, что выступающие часто забывают о необходимости соблюдать регламент, вспоминают о нем в последний момент и в итоге думают: «А, да ладно! Просто буду говорить чуть-чуть быстрее». В итоге—тараторящий докладчик, недоумевающие слушатели, перепутанные слайды, убитое время. Это довольно сложное понятие, в которое укладываются такие компоненты, как паузы, тембр, ударения, мелодика. Монотонная, «нудная» речь не украсит ни один доклад. Интонационная выразительность складывается из следующих моментов: выразительность логическая, когда мы интонационно выделяем начало и конец предложения, смысловые акценты, важные термины и понятия; выразительность эмоциональная. Имеются в виду не заламывание рук и не пафосные восклицания, а демонстрация того, что предмет доклада вам не безразличен и вы хотите поделиться важной информацией со слушателями. Помните наш совет относительно того, что желательно сделать свое отношение к теме доклада «чуть-чуть личным»? А теперь вложите эти чувства в интонацию, сделайте тон чуть более доверительным, не спешите, обращайтесь к аудитории — и ваше выступление будет гораздо более богатым интонационно; выразительность образная, когда вы помогаете публике представить предмет вашего выступления: «Подумайте о том, как упростят жизнь рядового фермера эти приспособления для полива! Какую реакцию слушателей можно назвать положительной? Одобрение высказанных оратором идей и положений Переход «в стан» оратора недавних критиков Корректно выраженное несогласие — оно порождает полемику, весьма полезную для дальнейшего раскрытия вопроса Интересная гимнастика Артикуляционная гимнастика — довольно популярная практика для детей, имеющих какие-либо проблемы дикции, произношения или речевого развития в целом. Впрочем, взрослым, которые хотят улучшить дикцию и научиться владеть своим речевым аппаратом, она тоже может оказаться весьма полезной. Такие нужные паузы Как вы думаете, без чего немыслима любая речь? Без пауз. Во время паузы слушатели усваивают, переваривают материал, формулируют в голове возможные вопросы к вам. Если же выступающий тараторит беспрерывно и безостановочно, это очень утомляет аудиторию и никакой полезной информации слушатели для себя не почерпнут. Хитрости самопрезентации Многое зависит и от того, каким оратор показался публике. Конечно же, важен контакт с аудиторией. Как его установить? Начнем с того, что внешний вид человека, работающего со слушателями и призванного доносить до них какую-либо информацию, должен быть достойным. Н и кто не требует от вас надевать фрак и белые перчатки на презентацию молочных продуктов, но опрятность, чистая отглаженная одежда, аккуратная прическа — это необходимый минимум, отсутствие которого будет говорить о вашем неуважении к публике. Если лектор достает из затрапезного полиэтиленового пакета видавший виды проектор, а лацканы его пиджака украшены пятнами от сгущенки и кетчупа — никакого положительного контакта с аудиторией не будет. Совершенно недопустимы опоздания. Да, мы все передвигаемся по городским магистралям и знаем, что такое пробки. Но «пробки» не являются оправданием. Опоздание — синоним неуважения. Выйдя к микрофону или просто заняв место у экрана, у доски с объявлениями, на кафедре , возьмите небольшую паузу. Осмотрите беглым взглядом аудиторию. Не сверлите присутствующих свирепым взором из-под нахмуренных бровей, а именно обведите взглядом — с открытым, приглашающим к сотрудничеству выражением лица. Этим вы уже привлечете к себе внимание. Никогда не начинайте доклад с фраз наподобие: «Извините, опыта у меня маловато, но я попробую... Универсальное начало — не самоуничижение, а приветствие и улыбка. Желательно искренняя. Не нужно с места в карьер начинать гнать текст своего доклада. Зацепите внимание слушателей. Придумайте какую-нибудь «завлекалочку», которая заинтересует их, а потом уже от этой «завлекалочки» начинайте повествование. Например: «Вот я сегодня ехал сюда и по пути считал красные трамваи. Насчитал восемнадцать штук. Мне стало интересно: от чего зависит выбор цвета в окраске общественного транспорта? Я сделал несколько звонков и узнал очень интересную вещь. Очень внимательно следите за своими жестами. Старайтесь не принимать «закрытых» поз: скрещенные ноги, сцепленные на груди руки. Этим вы вызываете недоверие слушателей. Обязательно старайтесь победить свою стеснительность, не сверлите взглядом собственные ботинки! Если вы имеете склонность, когда нервничаете, вертеть в руках какой-либо предмет, непрерывно кашлять, почесываться, потирать руки — избавляйтесь от этой привычки во что бы то ни стало. Выглядит такой оратор угнетающе. Наверняка вы знаете, что психологи выделяют два характерных для докладчика типа жестов — «к себе» и «от себя». Старайтесь делать жесты «от себя», подчеркивая, что вы делитесь с аудиторией своей информацией: это направленные кверху ладони, легкий жест ими в сторону слушателей. Вы как будто «направляете» им что-то от себя. Не забывайте использовать жесты, если ваш доклад сопровождается презентацией, графиком или слайдами. Преподнесли слушателям какую-то информацию? Жестом укажите на соответствующий ей слайд. Акцентируйте на нем внимание: «Вот на этой таблице вы видите... Не должно быть чрезмерности, преувеличенности. Если лектор время от времени расхаживает по кафедре или аудитории, это неплохо. Но метаться из угла в угол, заставляя слушателей следить глазами за своими молниеносными перемещениями, — не стоит. Не нужно наваливаться на трибуну, не нужно шарить руками по столу, если вы выступаете сидя. Так, одного бизнес-консультанта, когда он выходил из машины перед университетом, в котором должно было состояться выступление, окатил водой из лужи проезжавший мимо автомобиль. На штанине расплылось огромное мокрое пятно, переодеваться было некогда и не во что. Но мужчина не растерялся и, выйдя к микрофону, с широкой улыбкой произнес: «Так торопился встретиться с вами, что ничего не замечал! В том числе и луж, и чужих машин! Все жесты, все слова должны быть искренними, не производить впечатления наигранности, отрепетированности. Аудитория сразу чувствует фальшь. Как удержать внимание аудитории? Речь должна быть логична. В речи должны быть «проблемные ситуации», приглашение к размышлению. Выше уже приводились примеры таких небольших «провокаций», когда оратор задает аудитории вопрос и как бы предлагает порассуждать вместе с ним. Должно удовлетворяться условие новизны и содержательности. Должна присутствовать выразительность и доступность изложения. Важны доверительность, увлеченность, непринужденность речи. Очень выручает юмор — расскажите слушателям одну-две коротенькие забавные истории, связанные с темой. Но помните, что нет ничего хуже неуместных баек и анекдотов. Обязателен зрительный контакт с аудиторией. Но помните: это возможно только в том случае, если вам не нужно поминутно сверяться со шпаргалкой. Держите текст в голове! Обязательно нужно подвести итог сказанному, сделать выводы. Непременно поблагодарите за внимание. Как реагировать на вопросы, тем более если они высказаны, например, в негативном ключе? Ни для кого не секрет, что на свете есть люди, которым нравится ставить других в неловкое положение. Могут они оказаться и в числе ваших слушателей. Мы представим вам несколько важных правил. Обязательно нужно отвечать на вопросы, причем тон ответа должен быть неизменно доброжелателен. Ситуация, когда докладчик в ответ на вопрос кривит лицо и недовольно цедит: «Ну я же только что об этом говорил! Ответ должен быть предельно кратким. Помните, что у выступления существует регламент. Если, например, после получасовой лекции вам нужно десять минут, чтобы ответить на краткий дополнительный вопрос от слушателя, то на что вы, спрашивается, потратили полчаса? Если ваш оппонент не вызывает вас на спор, а просто ему очень захотелось высказаться, поблагодарите его за дополнение к вашему рассказу и сверните общение. Вопросы слушателей могут быть полемичны, то есть их целью может быть провокация вас на словесную дуэль. Если у спрашивающего в аудитории есть несколько единомышленников или если его вопрос заинтересовал всех, постарайтесь ответить на вопрос на месте. Если такой активный слушатель только один — предложите ему после занятия презентации, встречи задержаться на несколько минут и поговорите наедине. Запомните главное: ни в коем случае нельзя опускаться до грубости, хамства, нельзя терять самообладание, какие бы провокационные вопросы вам ни задавали. Старайтесь проявлять находчивость и чувство юмора. Приведем пример: один известный профессор был приглашен руководством иногороднего университета прочитать лекцию. Занятие прошло прекрасно, собралось более трехсот студентов. Но в конце лекции один «штатный смутьян» громко и довольно грубо спросил профессора: И что, вы думаете, что я всего этого не знал? В любом случае теперь — знаете, — кротко ответил преподаватель. Это пример более чем достойного ответа. Не опуститься до ответного хамства и в то же время тонко подчеркнуть, что нахал, скорее всего, не обладает обширными познаниями — ведь на лекцию-то он пришел и просидел на ней от начала до конца! Какие вопросы следует задать себе после выступления? Раскрыл ли я тему? Позитивна ли была реакция аудитории?

Ораторское искусство мастерство речи: что это, виды, как научиться

  • Композиция публичного выступления
  • Публичное выступление — что это такое, правила подготовки, основные ошибки
  • Документ Microsoft Office Word.docx
  • Логико-композиционное построение ораторской речи

Ораторские выступления — история, приемы и маленькие секреты

Структура речи оратора Публичное выступление – это общественное мероприятие, в ходе которого выступающий (оратор) доносит до слушателей некую информацию.
Убеждающая речь: 6 особенностей ораторского искусства У заключения – закрепить в сознание слушателей основные идеи оратора, подвести итог выступлению, оставить в сознании аудитории нужное впечатление. Все части ораторской речи переплетены и взаимосвязаны.

Кто такой оратор

  • Оратор и его аудитория: специфика публики при выступлениях
  • 8 обязательных элементов в выступлении выдающегося оратора
  • Публичные выступления. Что? Как? Зачем? / Хабр
  • ОРАТОРСКОЕ ИСКУССТВО И ДЕЛОВОЕ ОБЩЕНИЕ(6)
  • Основы успешного публичного выступления. Часть 1
  • Что такое ораторское искусство и какие у него базовые правила?

Логика мышления и языка

И обыденная, бесконтрольная речь, «говорение» превращается в публичное, общественное выступление. Основной задачей любого публичного выступления является убеждение слушателей в значимости и правильности высказываемого. Частичный повтор и рафинирование (обобщение) используется для краткой ориентации слушателя в ранее изложенном материале, например, перед переходом к новой части выступления. Это обобщающий повтор, в виде нескольких точных кратких высказываний. Необходимо соблюдать регламент выступления, ценить время аудитории и спикеров, выступающих после вас. Если для выступления вам выделили 40 минут, то постарайтесь уложиться в 30-35 минут, придерживайтесь расписания, уважайте своих слушателей и коллег. Если в зачине (при обращении) оратор говорит скорее о себе, чем о предмете речи, то во вступлении он вводит аудиторию в курс дела, анонсирует выбранную тему. Вступление необходимо для подготовки слушателей к восприятию темы.

Особенности публичного выступления

  • 8 обязательных элементов в выступлении выдающегося оратора
  • Как подготовить речь перед выступлением?
  • Структура ораторской речи. Подготовка речи и выступление
  • Логика мышления и языка
  • Эффектный выход на публику

Ораторское искусство мастерство речи: что это, виды, как научиться

Не совсем так. Если вы знаете, что положить в суп, и умеете красиво сервировать стол — это еще не значит, что обед будет вкусным. И если вы овладели музыкальной грамотой и умеете быстро и аккуратно записывать ноты — не факт, что у вас получится прекрасная музыка. Нужно знать секреты композиции… Хорошая речь, как и хорошая музыка, получается, когда мы правильно распределяем ее содержание, подаем факты в наилучшей последовательности — так, чтобы каждый из них подчеркивал и усиливал общее впечатление. Правильно выстроенное выступление синергично — оно действует на аудиторию значительно сильнее, чем подействовали бы факты сами по себе. А ошибочная композиция дает обратный эффект: факты, тезисы, аргументы мешают друг другу и могут полностью испортить выступление, даже если информация интересна и полезна. Несомненно, умение работать с содержанием речи, составлять отдельные части в правильную композицию — третий фактор, необходимое условие успеха выступления если, конечно, у вас нет собственного профессионального спичрайтера. Об этом и пойдет речь в ближайших выпусках рассылки. Сегодня мы познакомимся с самым простым и универсальным способом построения выступления.

В этом отношении следует сказать, что общее понимание термина публичного выступления непосредственно связано с его основными задачами, к которым, в частности, относятся: развитие познавательной деятельности людей; стимулирование положительных или критических установок слушателей по определенным вопросам; формирование познавательных и иных интересов; формирование творческого стиля работы и жизни; стимулирование общественной и профессиональной активности; ознакомление с достижениями практики, науки, техники, а также текущим положением дел в стране, регионе, коллективе и так далее в зависимости от содержания конкретного выступления. Помимо ряда общих задач публичное выступление всегда преследует какие-либо цели, и, в зависимости от этого, дифференцируется на различные виды. В зависимости от общих речевых целей публичного выступления, выделяют три его вида:. Информирующая речь. Целью такой речи является информирование аудитории о какой-либо проблеме или событии, а также их обсуждение с целью поиска истины. Также целью такого выступления может быть выражение оратором понимания и оценки какого-либо факта. Аргументирующая убеждающая речь. Основной целью данного вида речи является непосредственно убеждение аудитории в истинности точки зрения оратора, а также прямая агитация, имеющая своей целью побудить слушателей к действию. Эмоциональная речь. Основными целями данного публичного выступления, как правило, выступают создание определенной психологической атмосферы, выплеск собственных эмоций оратора, а также непосредственно само публичное общение, приносящее удовольствие как оратору, так и его аудитории. Все представленные выше виды публичного выступления обладают определенными специфичными чертами относительно их структуры и порядка построения, что необходимо учитывать при разработке конкретного варианта соответствующей речи. В заключение настоящего пункта хотелось бы отметить, что общее понимание публичного выступления, его основных признаков, задач и целей является необходимым для оратора при подготовке к публичному выступлению в части его структурирования, так как позволяет правильно расставить акценты в речи и удачно расположить специальные риторические средства в элементах ее структуры, соответствующих целям и особенностям конкретного публичного выступления. Введем определение данного понятия. Муштук в «Основах общей риторики» представляет следующую трактовку рассматриваемого термина: структурирование публичного выступления - это разделение его на части, каждая из которых выполняет определенную функцию в достижении речевой цели выступления. Данное определение представляется нам наиболее удачным. Исходя из него, можно вывести собственное понимание термина «структура публичного выступления». Итак, структура публичного выступления представляет собой взаимосвязанную систему элементов публичной речи, расположенных в определенной последовательности, соответствующей выполняемым каждой структурной единицей выступления целям. Надо сказать, что структурирование и подготовка речи является одним из важнейших процессов в ораторском искусстве. Так, С. Халин отмечает, что осуществление рассматриваемого процесса позволяет оратору провести через весь процесс работы над выступлением определенное организационное начало, которое, в свою очередь, «облегчает слушателям усвоение материала, придает материалу композиционное единство, обеспечивает согласование и даже известную гармонию частей выступления». Рассмотрим существующие в теории представления о структуре публичного выступления. Как правило, большинство ученых сходятся в понимании публичного выступления как триединой структуры, основными элементами которой выступают вступление, основная часть выступления и заключение. Однако некоторые исследователи также рассматривают подготовительный и резюмирующий этапы как часть публичной речи. Выступление, таким образом, является единым процессом, и его публичная часть выступает всего лишь одним из этапов. Мы считаем данную позицию нелогичной, так как само теоретическое понимание термина «публичного выступления», рассмотренное нами в первом пункте настоящей курсовой работы, позволяет сделать вывод о том, что оно начинается только с момента вербального воздействия оратора на конкретную аудиторию и заканчивается, соответственно, прекращением такого контакта. Подготовка публичной речи, сбор материалов, резюмирование и оценка результатов выступления при этом не должны включаться в общую структуру рассматриваемого нами понятия. Итак, прежде чем кратко охарактеризовать элементы структуры публичного выступления, отметим, что трехчастная модель речи как устной, так и письменной не является достижением современной науки. Подобное трехчастное деление существует достаточно длительное время. Зародилась она еще во времена древнегреческих и древнеримских ораторов. Яркими представителями классической ораторской школы и последователями трехчастной структуры публичного выступления являлись такие известные ораторы, как Сократ, Демосфен, Цицерон и другие. Какие же основные композиционно-логические части выделяются в структуре публичного выступления? Прежде всего, это вступление, или введение, которое выступает своеобразным подготовительным этапом к основной части выступления. В рамках данного этапа особую важность представляют психологические приемы и, прежде всего, способы захвата внимания аудитории. Главная, или основная часть выступления, представляющая собой изложение основного материала по теме. Представленный элемент структуры публичного выступления является наиболее обширным и, в связи с этим, как правило, также делится на внутренние подэлементы, такие как характеристика темы выступления и собственной позиции по данному вопросу, рассуждение аргументация, контраргументация, анализ различных позиций и так далее. Заключение, или выводы. В рамках данной структурной части публичного выступления, оратор обозначает окончательные тезисы своего выступления и его общие итоги, а также завершает свое выступление при помощи использования каких-либо риторических средств или приемов. В отношении структурных частей публичного выступления стоит также отметить, что их объем и соотношение друг между другом различно. При этом, на наш взгляд, невозможно выработать единое процентное соотношение этих частей, так как каждое конкретное выступление, в силу не только собственных специфических черт, но и преследования какой-либо цели, всегда будет обладать определенными структурными особенностями. Однако, все же некоторые исследователи выделяют общее «идеальное» соотношение элементов структуры публичного выступления. Так, П. Указанное процентное соотношение, на наш взгляд, является достаточно условным, но все же может использоваться на практике, особенно начинающими ораторами. В заключение данного пункта стоит сказать, что структурирование публичного выступления и выделение в его составе определенных элементов является важнейшим процессом в ораторском искусстве. При этом наиболее распространенным является трехчастная структура речи, основными элементами которой являются введение, основная часть и заключение, процентное соотношение которых неоднозначно и различается в зависимости от цели и специфики каждого конкретного выступления. Задача этой части - привлечь внимание слушателя, заинтересовать его, найдя, по выражению адвоката А. Кони, «зацепляющие крючки». Эта операция реализуется путем последовательного осуществления двух основных процессов: очистки сознания слушателя от предшествующих мыслей, посторонних для данной темы, и фокусировки внимания слушателя на данной теме. В работе А. Филиппова и Н. Романова, указано следующая его характеристика: «вступление - это начальная часть ораторской речи, в которой оратор объясняет мотивы, побудившие его к выступлению, стремится привлечь внимание слушателей к дальнейшему содержанию речи и снискать их расположение к себе». В представленном определении четко определяются цели вступления. При этом надо сказать, что оно может быть различных видов, которые мы рассмотрим несколько позже. Рассмотрим основные особенности вступления к публичной речи. Характерной особенностью вступления является его низкая информационная плотность, то есть общее количество информации, подаваемой за единицу времени. Это вполне естественно для вспомогательной части речи, единственная задача которой привлечь внимание слушателей к основной части выступления. Вступление должно не давать конкретную информацию, а лишь ориентировать на ее дальнейшее восприятие. Вместе с тем, встречаются речевые ситуации, когда можно обойтись без вступления, не понеся ни малейшего ущерба в информационном массиве речи. Следовательно, вступление необходимо лишь для введения слушателя в курс дела и приведения его сознания в рабочее состояние, и если эти задачи уже решены, то надобность во вступлении отпадает.

Во-вторых, важны личностные и поведенческие качества говорящего. Лектор не должен совершать лишних движений механического характера, так как это отвлекает аудиторию. Имеет значение поза выступающего: лектор должен стоять уверенно. Неуверенность или лишние раскачивания могут отрицательно повлиять на отношение публики. В-третьих, нужно поддерживать зрительный контакт с аудиторией: во время доклада не отвлекаться на посторонние вещи, не оглядываться, не смотреть в окно. Главное — нужно заинтересованно смотреть на аудиторию, так как лекторы, смотрящие на слушателей отсутствующим взглядом, обычно воспринимаются сложнее. Охватывать взглядом сразу весь зал не нужно, достаточно переводить взгляд с одной части зала на другую. Желательно, чтобы говорящий не читал материал с листка, а воспроизводил его по памяти, так как тогда восприятие материала публикой заметно улучшается. Установление контакта оратора со слушателями Важнейший фактор любой публичной речи — установление контакта со слушателями. Если его нет, эффективность выступления практически отсутствует. Обратная связь выступающего со слушателями представляет общность эмоционального состояния публики с лектором. Важно также взаимопонимание и интеллектуальное сопереживание — единство мысли говорящего человека с ходом мышления публики. Мыслительный процесс должен развиваться одновременно у оратора и у аудитории: только тогда слушающие смогут полностью осознать то, что говорит выступающий человек. Также нужно, чтобы речь вызывала похожие чувства у говорящего и слушающих. Это следствие отношения самого оратора к предмету речи. Эмоциональный ответ аудитории будет присутствовать, если говорящий: искренне заинтересован предметом повествования; убежден в достоверности, важности излагаемой информации; уважает слушателей, признает в них партнеров. Можно легко установить степень контакта — насколько оратор и его аудитория взаимодействуют. Обычно во время выступления в зале тихо.

План необходим на этапе подготовки выступления, чтобы материалы были выстроены в правильную логическую цепочку. Во время выступления он также нужен, чтобы докладчик смог донести все запланированное до слушателей. Успешные ораторы понимают природу зрительного контакта с залом и не позволяют себе читать весь текст выступления с листа. Именно в этот момент пригождается план лучше тезисный , который не позволит говорящему уйти в сторону от намеченной темы. Начало и окончание выступления перед аудиторией Начало и завершение — самые мощные части выступления. Доказано, что первоначальное мнение о говорящем складывается в течение первых 5-30 секунд общения. Поэтому оратор старается с самого начала создать соответствующий психологический настрой приветствием, демонстрацией видео или фото, сообщением интересного факта, описанием проблемы или возможных после ее решения перспектив. После того, как связь со слушателями установлена, ритор переходит к основной части, не забывая, что концентрация внимания у людей ослабевает через 10-20 минут. Важно правильно закончить выступление.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий