Учрежден петром великим 22 февраля 1711

История учреждения сената в России в 1711 году. Сенат – государственная инстанция, имеющая в разных странах исторически различные функции. Правительствующий Сенат в России, учрежденный 22 февраля 1711 года, Петром I – главным реформатором. 22 февраля 1711 г. был учрежден Сенат. Задача Сената состоялы «в высшем распоряжении и надзоре за всем управлением»1. Он контролировал правосудие, ведал торговлей, сборами и расходами государства, наблюдал за исправностью отбывания дворянами воинской повинности. Высокий сенат) в Российской империи - высший государственный орган, подчинённый императору и назначаемый им. Учреждён Петром Великим как высший орган государственной власти и законодательства. 22 февраля 1711 года указом был учрежден новый государственный орган — Правительствующий сенат. Все его члены были назначены царем Петром I из числа его собственных приближенных и первоначально состояли из 10 человек. Пётр Первый родился в ночь на 30 мая (9 июня) 1672 года в Теремном дворце Кремля (в 7235 году по принятому тогда летоисчислению «от сотворения мира»), а умер 28 января (8 февраля) 1725 года.

Какой высший государственный орган был учреждён при петре i?

Сенат в царствование Петра Великого Пётр I во время своих постоянных отлучек, часто мешавших ему заниматься текущими делами управления, неоднократно в 1706, 1707, 1710 вручал дела нескольким избранным лицам, от которых требовал, чтобы они, не обращаясь к нему ни за какими разъяснениями, вершили дела, как им дать ответ в день судный. Сначала такие полномочия носили характер временного личного поручения; но в 1711 они были возложены на созданное при этом 22 февраля учреждение, получившее имя Правительствующий Сенат. Основанный Петром Сенат не представлял ни малейшего сходства с иностранными учреждениями того же имени Швеция, Польша и отвечал своеобразным условиям русской государственной жизни того времени. Степень предоставленной Сенату власти определялась тем, что Сенат был учрежден вместо его царского величества собственной персоны. В указе 2 марта 1711 Пётр говорит: «мы определили управительный Сенат, которому всяк и их указам да будет послушен, как нам самому, под жестоким наказанием, или и смертью, смотря по вине».

Необходимость в этом возникла из-за частых отлучек Петра в связи с войной и реформами, которые лишали государя возможности заниматься текущими делами управления страной. Новый государственный орган возник как раз накануне очередной царской «командировки» — Петр с армией отправлялся в несчастный Прутский поход. Созданный с целью дублировать власть царя, Правительствующий Сенат вскоре становится органом, координирующим работу других государственных учреждений. До самой смерти Петра Правительствующий Сенат являлся высшим органом по делам законодательства и управления, надзорной инстанцией по отношению к подчиненным ему коллегиям. В самом конце царствования Петра — в 1722 году — Сенат был реорганизован, и работа его упорядочена.

В указе 2 марта 1711 Пётр говорит: «мы определили управительный Сенат, которому всяк и их указам да будет послушен, как нам самому, под жестоким наказанием, или и смертью, смотря по вине». Учреждением политическим, в чем-либо ограничивающим или стесняющим власть Петра, Сенат не был; он действовал только по препоручению царя и перед ним за всё отвечал; в указе 2 марта 1711 сказано: «И ежели оной Сенат через свое ныне перед Богом принесенное обещание неправедно, что поступить… и тогда будет нами суждено, и виновный жестоко будет наказан». Практическое, деловое значение Сената обусловливалось не только степенью и широтой предоставленных ему полномочий, но и системой тех учреждений, которые группировались около него и составляли с ним одно целое. Таковы были прежде всего комиссары, по два от каждой губернии, «для спроса и принимания указов». Когда прекратились постоянные отлучки Петра, вызвавшие учреждение Сената, вопрос о закрытии его не возникает.

Вначале в 1715 году , за органом наблюдал генерал-ревизор, после чего в 1721 году в Сенате дежурили штаб-офицеры гвардии, которые должны были осуществлять охрану и способствовать ускорению дел. Кроме того, в качестве средств контроля Сената выступали и обязательные протоколы заседаний. В конце таких экспериментов царём наконец была учреждена прокуратура. В обязанности генерал-прокурора входило сообщение между царём и Сенатом. То есть, он должен был рассказывать правителю о ведении дел Сената и передавать волю Петра. При этом, он был вправе остановить решение вынесенное Сенатом. В целом, большая часть решений получала силу только после рассмотрения и одобрения их царём. Также генерал-прокурор начальствовал над сенаторской канцелярией. Под прямым начальством этого чиновника действовали и иные агенты правительственного надзора к примеру, прокуроры и обер-прокуроры, фискалы и обер-фискалы. Такие полномочия делали генерала-прокурора самым властным в администрации лицом. Например, Ягужский, который вступил на должность генерала-прокурора первым вообще считался начальником Сената и многие его представляли как первого человека в государстве после царя Петра. Этот взгляд на ситуацию разделяют и те историки, что привыкли принижать власть и значение Сената. Даже больше, к примеру, в своих трудах историк Градовский утверждает, что генерал-прокурор, сливаясь в одно целое с самим Сенатом, лишь подымал государственное значение этого государственного органа и его значимость для страны, в целом! Правительствующий сенат и его места в системе государственных органов схема Сенат.

Фискалы при петре 1 кратко

Сенат был учрежден 22 февраля (5 марта) 1711. Необходимость его создания была в первую очередь обусловлена тем, что Петр 1 постоянно пребывал в разъездах. Сначала он наделил властными полномочиями круг наиболее приближенных к нему лиц. После обеда вы едете в гости — это ассамблея Петра Великого. Встречаете там дам, допущенных до мужской компании по требованию Петра Великого. Пойдем в университет — первое светское училище учреждено Петром Великим. Ассамблеи проводились в присутствии Петра I с 16–17 до 22 часов в домах лиц, имевших генеральские и штаб-офицерские чины, дворян, «начальных мастеровых людей», «знатных» купцов и приказных людей; на ассамблеи допускались женщины и девушки. Указом Петра I от 22 февраля 1711 года "Об учреждении Правительствующего Сената и бытии при оном розрядному столу вместо Розряднаго приказа, и по два комиссара из губерний" был учрежден Сенат – вместо "консилии министров" (наследницы Боярской Думы).

Напишите как называется высший государственный орган в россии с 1711 по 1917 подчиненный императору

Также указы подразделялись на сенатские указы и на царские, данные Сенату. Сенат участвовал в организации управления страной наряду с царём, внося предложения по устройству коллегий. Когда прекратились постоянные отлучки Петра, вызвавшие учреждение Сената, вопрос о закрытии его не возникает. Значения Сената не подорвало и учреждение 1718--1720 гг. Централизация государственного аппарата при абсолютизме требовала создать специальные контрольные органы. Уже при формировании Сената в 1711 г. Фискалам вменялось в обязанность доносить о всяких государственных, должностных и иных тяжких преступлениях и нарушениях законности в учреждениях. В их обязанность входило выступление в суде в качестве обвинителей. Дело вначале внимательно слушалось, затем обсуждалось.

Вопрос решался с помощью голосования. Секретарь записывал высказывания членов Сената по каждому из обсуждаемых вопросов, а члены Сената закрепляли их своими подписями. Сенат подчинялся строгим принципам коллегиальности. Руководство Сенатом осуществлялось генерал-прокурором Сената. Он получал от фискалов донесения, которые был обязан выставлять на обсуждение в Сенате. Генерал-прокурору также подчинялась Канцелярия с двумя обер-секретарями, приданными ему в помощники. При Сенате имелись следующие учреждения: Расправная палата, Сенатская контора в Москве, Герольд-мейстер, Рекет-мейстер, Губернские комиссары, коллегии и другие органы. В основу принятия решений Сената был положен принцип единогласия.

Если хотя бы один сенатор не был согласен с решением большинства, дело переносилось на новый срок. Если и при новом рассмотрении вопрос не удавалось решить, он переносился на окончательное рассмотрение к царю. Естественно, что такая процедура существенно замедляла решение вопросов, и Именным указом от 1714 года царь отменил принцип единогласия. С тех пор дела решались большинством, а мнение меньшинства заносилось в протокол. Таким образом, Сенат являлся центральным судебным, военным и финансовым учреждением, имеющим верховный надзор в этих сферах и был учрежден как постояннодействующий орган государства, призванный помогать монарху в управлении страной. Source s : 300 лет Правительствующему Сенату Изменения Сената в XVIII веке После возвращения Петра из похода на Прут роль Сената не изменилась, напротив, штат служащих был увеличен, создана большая канцелярия В Сенате сосредоточилось управление делами как губерний, так и различных приказов и канцелярий. Реформе Сената Петр I уделял огромное внимание. Только «Должность Сената» -инструкцию, определявшую полномочия, структуру и делопроизводство учреждения он переписывал шесть раз!

Смысл идеи Петра I был предельно прост и вытекал из идеализации им коллегиального начала в управлении. Он намеревался создать своеобразную суперколлегию — коллегию коллегий. Сенаторами должны были стать президенты коллегий, которые сами бы составили в сенатском присутствии коллегию. По его мысли, такое устройство Сената гарантировало государство от всевозможных злоупотребления, позволило заменять его, самодержца, у руля власти на время отсутствия. Высокое положение Сената не снимало с него ответственности, он был полностью подконтролен и подотчетен государю. Петр I отменил старую практику подчинения губерний Сенату. Теперь, после коллежской реформы, губернаторы должны были подчиняться коллегиям, то есть с децентрализацией военных времен было покончено. Новая схема государственного устройства выглядела таким образом: Сенат—коллегии—губернии—уезды.

Сенат был высшим правительствующим органом, облеченным доверием государя и одновременно сохранявшим за собой функцию высшего апелляционного судебного органа. Сенаторы правительствующего сената Российской империи, групповая фотография 1914 Однако план Петра I создать высший доверенный орган власти коллежского типа, состоящий из президентов коллегий, не удался. Довольно скоро оказалось, что президенты не были в состоянии заниматься и делами своих коллегий, и делами Сената.

Каждая коллегия составляла свой регламент, определявший крут ее действий и обязанностей. Указ от 28 апреля 1718 г. С 1720 г. Подобно приказам XVII в.

Присутствие состояло из президента, вице-президента, четырех иногда пяти советников и четырех асессоров в целом не более 13 человек. Президент коллегии назначался царем позже императором , вице-президент - Сенатом с последующим утверждением императором. Коллежскую канцелярию возглавлял секретарь, в подчинении которого находились нотариус или протоколист, актуариус, переводчик и регистратор. Все другие канцелярские чиновники назывались канцеляристами и копиистами и занимались непосредственным производством дел по назначению секретаря. Присутствие коллегии собиралось в специально отведенной для этого комнате, убранной коврами и хорошей мебелью собрание в частном доме запрещаюсь. Никто не мог зайти без доклада в "камору" во время заседания. Посторонние разговоры в присутствии также запрещались.

Заседания проводились каждый день за исключением праздников и воскресенья с б ч или 8 ч утра. Все вопросы, обсуждавшиеся на заседании присутствия, решались большинством голосов. При этом строго соблюдалось правило, согласно которому при обсуждении вопроса мнения высказывались всеми членами присутствия по очереди, начиная с младших. Протокол и решение подписывалось всеми присутствующими. Введение коллегиальной системы существенно упрощало с точки зрения устранения прежней путаницы в системе приказного управления и делало более эффективным государственный аппарат управления, придавало ему некоторое единообразие, более четкие компетенции. В отличие от приказной системы, в основе которой лежал территориально-отраслевой принцип управления, коллегии строились по функциональному принципу и не могли вмешиваться в сферу деятельности других коллегий. Нельзя, однако, сказать, что Петру I удалось полностью изжить недостатки прежней системы управления.

Не удалось не только выстроить строгую иерархию уровней управления Сенат - коллегии - губернии , но и избежать смешения коллегиального начала с личным, лежавшего в основе старой приказной системы. Так же как и в приказах, во вновь созданных коллегиях последнее слово часто оставалось за начальствующими лицами, в данном случае за президентами коллегий, которые вместе с приставленными к коллегиям для контроля за их деятельностью прокурорами своим вмешательством подменяли коллегиальный принцип принятия решений единоличным. Кроме того, коллегии не заменили всех старых приказов. Рядом с ними продолжали существовать приказные учреждения, именуемые либо канцеляриями, либо, как и прежде, приказами Тайная канцелярия. Медицинская канцелярия, Преображенский приказ, Сибирский приказ. В ходе петровских государственных преобразований произошло окончательное оформление абсолютной монархии в России. В 1721 г.

Петр I принял титул императора. В ряде официальных документов - Воинском уставе, Духовном регламенте и других юридически закреплялся самодержавный характер монаршей власти, которой, как гласил Духовный регламент, "повиноваться сам Бог за совесть повелевает". В общем русле завершающей стадии процесса складывания абсолютной монархии в России находилась и проведенная Петром I реформа церковного управления, результатом которой стало упразднение патриаршества и окончательное подчинение Церкви государству. В подготовленном для этой цели Феофаном Прокоповичем одним из главных идеологов петровской реформации и отредактированном самим царем "Духовном регламенте" прямо указывалось на несовершенство единоличного управления патриарха, а также на те политические неудобства, которые происходили от преувеличения места и роли патриаршей власти в делах государства. Рекомендовалась коллегиальная форма церковного управления как наиболее удобная. Сформированный на этой основе Синод состоял из 12 членов, назначаемых царем из представителей духовенства, в том числе высшего архиепископов, епископов, игуменов, архимандритов, протоиереев. Все они при вступлении в должность должны были приносить присягу на верность императору.

Во главе Синода стоял обер-прокурор 1722 , назначенный для надзора за его деятельностью и лично подчиненный императору. Должности в Синоде были такими же, как и в коллегиях: президент, два вице-президента, четыре советника и четыре асессора. При Петре I в ходе реформирования государственного аппарата, сопровождавшегося институционализацией управления, распространением и активным внедрением принципов западноевропейского камерализма, была в основном перестроена прежняя традиционная модель государственного управления, на месте которой начинает формироваться современная рациональная модель управления государством. Общим итогом административной реформы стали утверждение новой системы организации государственной службы и переход в рамках формирующейся рациональной бюрократии к новым принципам комплектования аппарата государственных учреждений. Особую роль в этом процессе призвана была сыграть введенная Петром I 22 февраля 1722 г. Табель о рангах, которую принято считать сегодня первым в России законом о государственной службе, определявшем порядок прохождения службы чиновниками и закреплявшем правовое положение лиц, находившихся на государственной службе. Ее основное значение состояло в том, что она принципиально разрывала с предшествующими традициями управления, воплощенными в системе местничества, и устанавливала новый принцип назначения на государственные должности - принцип служебной годности.

Одновременно центральная власть стремилась поставить чиновников под жесткий контроль государства. С этой целью был установлен фиксированный размер оклада государственных чиновников в соответствии с занимаемой должностью, сурово каралось использование должностного положения с целью получения личной выгоды "взяткобрательство" и "взяткодательство". Введение "Табели о рангах" было тесно связано с проводимой Петром I повой кадровой политикой в государстве. При Петре I дворянство именовавшееся с этого времени шляхетством становится основным сословием, из которого черпались кадры для государственной гражданской службы, которая была обособлена от службы военной. По "Табели о рангах" дворяне как наиболее образованный слой русского общества получали преимущественное право на государственную службу. Гели на государственную должность назначался педворянин, он приобретал права дворянства. Петр I жестко требовал от дворян отбывания государственной службы как их прямой сословной обязанности: все дворяне должны были служить либо в армии, либо на флоте, либо в государственных учреждениях.

Вся масса служилых дворян была поставлена в прямое подчинение Сенату ранее они находились в ведении Разрядного приказа , который осуществлял все назначения по гражданской службе за исключением первых пяти высших классов.

Практически сенат потерял свое первоначальное значение , в его обязанности теперь входили судебные разбирательства и мелкая правительственная работа. Все это происходило под пристальным взором Верховного тайного совета, членами которого были А. Меньшиков и Ф. Положение изменилось с приходом Анны Иоанновны, которая упразднила контролирующий орган, и вся власть вновь сосредоточилась в руках императрицы и Правительствующего сената.

Была проведена реформа, ведомство разделилось на 5 департаментов, появляется кабинет министров, за руководство которым боролись Бирон, Остерман и Миних. Период с 1741 по 1917 год При Елизавете правительствующий сенат вновь получил большие полномочия, вплоть до законодательной деятельности и влиянию на иностранную политику. Однако все введения императрицы отменил Петр III. При Екатерине II активно продолжалось формирование государственного строя Российской империи. Великая властительница не особо доверяла членам Сената и по возможности старалась изъять из учреждения те или иные ведомства и передавала их под контроль доверенным людям, таким как князь Вяземский, Шувалов и Чернышев.

Окончательно сформировалось положение о высшем органе власти в период правления Александра I. Сразу же после воцарения он всерьез взялся за восстановление высокой роли Правительствующего сената в государственном управлении. Итогом его стараний стал указ от 8 сентября 1802 года, ставший последним законодательным актом, полностью разъясняющим права и обязанности этой организации. В таком виде учреждение просуществовало вплоть до 1917 года, когда было упразднено. Устройство Правительствующего сената Первоначально уклад центрального органа власти имел очень простую структуру , указы Петра в основном касались его обязанностей и порядка действий.

Но с ростом значения сената в жизни страны постепенно осложнялись его задачи, требовалась четкая иерархия управления. В общем виде Правительствующий сенат имел следующую организацию: Основную работу осуществляли сенаторы, их назначал император из числа гражданских и военных чинов, только члены кассационного департамента должны были иметь опыт работы не менее трех лет в должности обер-прокурора. Учреждение включало несколько департаментов их количество постоянно менялось , объединенных присутствий и общих собраний. В разных составах и видах существовала своя канцелярия, обычно она состояла из секретного, приказного, губернского и разрядного стола. Еще при Петре выделяется «расправная плата», рассматривающая челобитные и фискальные доношения.

Сенатские конторы, в обязанности которых входило осуществление управления коллегиями со всей страны. При каждом последующем императоре устройство правительствующего сената постоянно менялось, в зависимости от эпохи упразднялись или добавлялись новые ведомства и структуры, устанавливался иной порядок избрания и ведения делопроизводства. Основные функции За двухсотлетнюю историю центрального органа государственной власти оно претерпело множество изменений. Постепенные преобразования привели к тому, что Правительствующий сенат, функции которого были прописаны в специальном императорском указе, имел уникальные права, включающие в себя как толкование законов, так и надзор за деятельностью подконтрольных учреждений. Одна из важнейших его функций - это возможность обнародовать законы либо отказывать в их официальном опубликовании.

Члены совета осуществляли контроль за нормативностью государственных актов, выполнял толкование законов, именно их решение являлось окончательным. Правительствующий сенат осуществлял надзор за правомерностью действий министров, министерств, губернских начальств. При обнаружении нарушений, организация была вправе потребовать объяснений и при необходимости наказать. Он производил наблюдение за выборами в земские собрания, Государственную думу, городские думы, купеческих, мещанских, ремесленных учреждений, рассматривал жалобы дворян. Сенат имел право в случае выявления грубых ошибок в службе губернских руководителей, выносить им замечание и издавать соответствующие указы.

Кассационный департамент правительствующего сената осуществлял руководство судебной системой в России, выносимые им решения уже не подвергались обжалованию. Уникальность полномочий правительствующего органа заключалась еще и в том, что члены совета имел право возбуждать уголовное преследование высших административных лиц, уездных представителей дворянства и других чиновников. Особенности в назначение сенаторов При Петре I члены совета, помимо службы в этой центральной организации, осуществляли и другие государственные поручения. Потому в источниках того времени часто можно встретить упоминание о прохождении заседания не в полном составе. Кто-то был назначен послом в Европу, кто-то отправлялся по специальным поручениям в уездные города Империи, так и получалось, что все обязанности исполняли 5-6 человек.

Основную функцию управления несли на себе сенаторы в департаментах, причем первоначально в их составе не было замечено выдающихся людей своего времени, тех, кто способен руководить сильной рукой. Дело в том, что, согласно существующей дифференциации государственных чинов, на должность в совете назначались лица, имеющие III и IV ранг, и служба в правительстве для них была верхом карьеры. Таким образом, общественное положение членов, которые входили в правительствующий сенат, абсолютно не соответствовало его высокому статусу. Назначения осуществлялось именными указами, сенаторы произносили присягу, установленную еще при Петре I. Государственные лица, состоящие при органе центральной власти Еще при основании Правительствующего сената установился порядок, по которому от каждой губернии назначались два комиссара для «спроса и принимания указов».

Именно они должны быть посредниками между региональной властью и сенатом. В их обязанности входило не только издание указов, но и осуществление контроля над исполнением. Позднее эти функции перешли к коллегиям. Институт фискалов был учрежден еще в 1711 году, они являлись надзорным органом за действиями судов, чиновников всех категорий и иных государственных лиц. В их руках была сосредоточена очень большая власть, по существу из-за одного доноса любого человека могли обвинить в преступлении.

В подчинении обер-фискала находились несколько приближенных помощников, а также служивые люди в каждой губернии и даже городе. Еще Петр I хотел установить над Правительствующим сенатом контроль, но проблема состояла в поиске такого человека, который мог бы осуществлять надзор за высшим органом. Впоследствии здесь утвердилась должность генерал-прокурора. А также следует упомянуть о ретмейстере и его конторе, именно они принимали челобитные со всей страны и следили за сроками и качеством их исполнения. Круг ведомств Учреждение Правительствующего сената далеко не сразу разрешило все проблемы управления государством.

Перечень подконтрольных ведомств формировался постепенно, первый указ обязывал учреждение осуществлять следующие функции: следить за судом и проверять правомерность их решений; контролировать расходы в государстве; следить за сбором дворян и грамотных молодых бояр в офицеры, розыск уклоняющихся; освидетельствование товаров; вести торг с Китаем и Персией; контроль за вымороченными деревнями. Учреждение можно было назвать центральным судебным, военным и финансовым ведомством, которое осуществляло надзор над некоторыми областями государственного управления. Порядок делопроизводства Еще Петр I отмечал непростительную медлительность работы всей системы созданного им органа. Учреждение требовало четкого порядка действий, так постепенно организовывался институт делопроизводства в правительствующем сенате. В XVIII были уже введены в обиход понятия протокол и отчетный журнал, но только уставами Александра II был окончательно установлен порядок ведения дел в департаментах.

Прошение, жалоба или другие документы поступают в канцелярию, сотрудники собирали необходимые сведения, справки и готовили записку с кратким изложением сути прошения с указанием законных оснований. В устной форме доклад произносится перед членами того или иного департамента. Производится голосование, а решение, за некоторым исключением, должно было приниматься единогласно. Принятая резолюция заносится канцелярией в журнал и по итогам собрания составляется окончательное определение. Перед тем как делу попасть на рассмотрение в департаменты, все бумаги прочитывались и контролировались обер-прокурором, который имел право вносить изменения или влиять на ход голосования.

Законотворческая деятельность Правительствующий сенат никогда не был до конца ведомством, разрабатывающим и выносящим государственные указы. Только при Петре и Елизавете членам совета была дана полная свобода действий. За двести лет существования оформилась его основная функция - регулирование и контроль административного управления. В редких случаях центральный орган власти мог вынести на рассмотрение императора и министров проект закона, правда, этим правом члены совета пользовались редко, так как ведомство не имело достаточно средств и возможностей для ведения законотворческой деятельности. Так, указы правительствующего сената, касающиеся сроков службы офицеров из дворян, были раскритикованы и отклонены Александром I.

Неразрешенной оставалась проблема сношения с высшей властью в лице императора, все общение происходило через обер-прокурора, и первоначального своего большого значения как при Петре I это ведомство так и не смогло достигнуть. После Октябрьской революции совет был распущен, правда, временные присутствия возобновлялись в период Гражданской войны в Омске и Ялте. Учреждение Правительствующего сената положило начало четкой организации управления в нашей стране, опыт работы департаментов в Российской империи был учтен при формировании современной политической системы. Первостепенное значение приобрела возникшая в 1699 г. Ближняя канцелярия - учреждение, осуществлявшее административно-финансовый контроль в государстве.

Ближняя канцелярия вскоре стала местом заседаний Боярской думы, переименованной в Консилию министров. Отправляясь в Прутский поход, Петр учредил "для всегдашних наших в сих войнах отлучек" Сенат в качестве временного учреждения. Всем лицам и учреждениям "под жестоким наказанием или и смертию" велено беспрекословно выполнять сенатские указы. Сенат превратился в постоянное учреждение с весьма широкими правами: он контролировал правосудие, руководил расходами и сбором налогов, "понеже деньги суть артериею войны", ведал торговлей, к нему перешли функции Разрядного приказа. Сенат явился на свет с характером временной комиссии, какие выделялись из Думы на время отъезда царя и в какую сама Дума стала превращаться при частых и долгих отлучках Петра.

Собираясь в турецкий поход, Петр издал коротенький указ 22 февраля 1711 г. Или: "Для всегдашних наших в сих войнах отлучек определили Управительный сенат", — как сказано в другом указе. Затем в указе поименованы новоназначенные сенаторы в числе 9 человек, очень близком к обычному тогда наличному составу когда-то многолюдной Боярской думы […]. Одним указом 2 марта 1711 г. Петр на время своего отсутствия возлагал на Сенат высший надзор за судом и расходами, заботу об умножении доходов и ряд особых поручений о наборе молодых дворян и боярских людей в офицерский запас, об осмотре казенных товаров, о векселях и торговле, а другим указом определял власть и ответственность Сената: все лица и учреждения обязаны повиноваться ему, как самому государю, под страхом смертной казни за ослушание; никто не может заявлять даже о несправедливых распоряжениях Сената до возвращения государя, которому он и отдает отчет в своих действиях.

В 1717 г. Петр иногда вызывал сенаторов из Москвы в место своего временного пребывания, в Ревель, Петербург, со всеми ведомостями для отчета, "что по данным указам сделано и чего не доделано и зачем". Никаких законодательных функций старой Боярской думы не заметно в первоначальной компетенции Сената: как и консилия министров, Сенат — не государственный совет при государе, а высшее распорядительное и ответственное учреждение по текущим делам управления и по исполнению особых поручений отсутствующего государя, — совет, собиравшийся "вместо присутствия его величества собственной персоны". Ход войны и внешняя политика не подлежали его ведению. Сенат унаследовал от консилии два вспомогательных учреждения: Расправную палату, как особое судное отделение, и Ближнюю канцелярию, состоявшую при Сенате для счета и ревизии доходов и расходов.

Но временная комиссия, какою является Сенат в 1711 г. Консилия министров собиралась случайно и в случайном составе, несмотря на предписания, точно регулировавшие ее делопроизводство. По списку 1705 г. Из приказов в Москве оставались только требующие и расходующие, как Военный, Артиллерийский, Адмиралтейский, Посольский. В столице сосредоточивалось финансовое потребление, а добывала губернская администрация; но в Москве не оставалось учреждения для высшего распоряжения финансовым добыванием и для верховного надзора за финансовыми потребителями, т.

Среди своих военно-стратегических и дипломатических операций Петр как будто не замечал, что, учреждая 8 губерний, он создавал 8 рекрутских и финансовых контор для комплектования и содержания полков в борьбе с опасным врагом, но оставлял государство без центрального внутреннего управления, а себя — без прямых ближайших истолкователей и проводников своей державной воли. Таким проводником не мог быть министерский съезд в Ближней канцелярии без определенного ведомства и постоянного состава, из управителей, занятых другими делами и обязанных подписаться под протоколом заседания, чтобы сим явить свою "дурость". Тогда Петру нужна была не государственная Дума, совещательная или законодательная, а простая государственная управа из немногих толковых дельцов, способных угадать волю, поймать неясную мысль царя, скрытую в лаконической шараде наскоро набросанного именного указа, разработать ее в понятное и исполнимое распоряжение и властно присмотреть за его исполнением, — управа настолько полномочная, чтобы ее все боялись, и настолько ответственная, чтобы и самой чего-нибудь бояться. Alter ego царя в глазах народа, ежеминутно чувствующий над собою царское quos ego, — такова первоначальная идея Сената, если только какая-либо идея участвовала в его создании. Сенат должен был решать дела единогласно.

Чтобы это единогласие не выжималось чьим-либо личным давлением, в Сенат не был введен никто из первостепенных сотрудников Петра: ни Меншиков, ни Апраксин, ни Шереметев, ни канцлер Головкин и пр. Такие люди понимали военное хозяйство, важнейший предмет сенатского ведения, не хуже любого принципала, а украсть могли, наверное, меньше Меншикова, если же сенатор князь М. Долгорукий не умел писать, то и Меншиков немного опередил его в этом искусстве, с трудом рисуя буквы своей фамилии. Итак, двумя условиями созданы были потребности управления, вызвавшие учреждение Сената как временной комиссии, а потом упрочившие его существование и определившие его ведомство, состав и значение: это — расстройство старой Боярской думы и постоянные отлучки царя. Ключевский В.

Русская история. Полный курс лекций. В Сенате надлежит чины сказывать, о которых ниже изображено, 2. Указ о должности Сената 27 апреля 1722 г. Законодательство периода становления абсолютизма.

То были в центре куча старых и новых, московских и петербургских, приказов, канцелярий, контор, комиссий с перепутанными ведомствами и неопределенными отношениями, иногда со случайным происхождением, а в областях — 8 губернаторов, не слушавшихся подчас и самого царя, не только что Сената. При Сенате состояли доставшиеся ему от министерской консилии Расправная палата, как его судное отделение, и счетная Ближняя канцелярия. В число главнейших обязанностей Сенату поставлено было "денег возможно сбирать" и рассмотреть государственные расходы, чтобы отменить ненужные, а между тем денежные счета ему ниоткуда не присылались, и он за целый ряд лет не мог составить ведомости, сколько было во всем государстве в приходе, в расходе, в остатке и в доимке. Ближняя канцелярия примкнула к сенатской для бюджетного счетоводства.

Какие челобитные поданы будут рекетмейстеру за неправый суд коллегий и канцелярий, которые к коллегиям не подчинены: то ему, рекетмейстеру, оные приняв, по них доносит Нам, и когда те челобитные подписаны будут от Нас, дабы о том розыскать; буде же такие челобитные будут подавать ему в отлучках Наших, то предлагать ему Сенату, и по оным те дела брать ему, и росписав все пунктами, дабы что в одном пункте есть, уже бы в другом не упоминалось понеже во всяком деле челобитчиковом бывают разные дела , и сделав выписку так, как в его должности написано, к решению предлагать, и в Сенате розыскивать; и когда придет до сентенции, тогда учинить присягу пред богом в правосудии, и как оная учинена будет, решить самою истиною по регламентам, по присяге, по злобе не посягая, и по дружбе и свойству не маня; а кто сие преступить, и о том чинить генерал-прокурору по должности его. В чины в вышние выбирать балотированием от советника в коллегии и выше, кроме дворовых чинов, а ниже без балотирования. В Сенате надлежит чины сказывать, о которых ниже изображено, указы во все государства давать и от Нас присланные решить немедленно, и прочие тому подобные - а именно: в чины сказывать из военного всему генерали, тету, из государственного и гражданского правительства министрам, в коллегии президентам, в губернии и провинции губернаторам, воеводам и комендантам, ассесорам, камерирам, рентмейстерам и земским и судним коммисарам, також коллежским членам, включая секретаря и прочих, и в губерниях президентам, в надворные суды, обер-ландрихтерам и земским секретарям.

Во все вышеписанные чины, в которых надлежит быть из дворян, на каждое былое место по ведомостям из коллегий и из прочих мест, из которых требовано будет, велеть представлять герольдмейстеру по два, или по три человека достойных; а в которые места надлежит быть не из дворян, в те представлять же из коллегий за подписанием рук всей коллегии, а из прочих мест, откуда кто требует, за его ж рукою и прочих при нем товарищей, также по два, или по три человека достойных на одно место, из оных Сенату определять достойных. Дела государственные, которые имеют быть решены в Сенате, под оными сентеции закреплять всему Сенату, и с них для действия, куды надлежит, указы посылать за подписанием сенатскаго обер-секретаря, и нужные за государственною печатью, и на те указы куда бы оные ни посланы были, рапорт чинить без умедления в учиненной срок по генеральному регламенту по дальности места, или как в тех указах срок объявлен будет; однакож чтоб такое время было, чтоб возможно то сделать, дабы невозможностию не обвинен кто был напрасно, и чтоб оные рапорты были со изъяснением, дабы можно ведать, что исполнено, и что не может быть исполнено, и для чего, то описывать именно. А которые против оного рапортовать не будут: то с таковых имать штрафы за всякой месяц за сроком, а именно за первой сто рублей, за другой в двое, за третий в трое, за четвертый в четверо, за пятой лишение всего и вечною работою на галеры, ежели законных причин не положит. А ежели кто из членов сената так чинить не будет или что приговаривать будет не право: то генерал-прокурору о том им предлагать, чтоб они то чинили так, как надлежит без страсти, напоминая им то, что всегда подобает Сенату иметь о монаршеской и государственной пользе неусыпное попечение, и доброе простирать, и все, что вредно может быть, всемерно отвращать; а ежели кто не послушает, то генерал-прокурору, того дела не допуская до вершения, доносит Нам, как о том в должности ему написано. Против сего подписано Его Величества собственною рукою тако: чтоб протоколы подписывать всем, и сие изъяснить особым пунктом. Никому в Сенате не позволяется разговоры иметь о посторонних делах, которые не касаются к службе Нашей, меньше же, кому дерзновение иметь бездельными разговорами, или шутками являтися; но надобно ведать, что есть оное место сочинено, где поступать подобает со всякою надлежащею учтивостию, понеже Сенат собирается вместо присутствия Нашей персоны в отлучении. Без согласия всего Сената ни что делать подобает, паче же ниже что вершить возможно; ежели ж бы иногда кто за болезнию, или некоторой крайней ради нужды, не в присутствии был: того для делам оставленным быть не надобно; однако о важных делах и отсутствующим подобает прежде вершения всякому осведомлену быть.

Сии отлучки разумеется кроме дальных, и его мнений на письме получить, и надобно, чтоб всякие дела не в особливых домах, или в беседах, но в сенате вершить, и в протокол введеным быть надлежит, и не надлежит же сенатским членам никого посторонних с собою в Сенат брать, которому бы тамо по званию своему быть не подобало.

300 лет Правительствующему Сенату

2. 22 февраля 1711 г. Петр I учредил Правительствующий Сенат, заменивший Боярскую Думу. Сенат, состоявший из 9 членов, был высшим правительственным учреждением в стране, но вся законодательная власть принадлежала царю. Высокий сенат) в Российской империи - высший государственный орган, подчинённый императору и назначаемый им. Учреждён Петром Великим как высший орган государственной власти и законодательства. День 22 февраля 1711 года (по новому стилю 5 марта) не отмечен в календарях и школьных учебниках. И зря. Ведь именно в этот четверг в селе Преображенском, на нынешней Электрозаводской улице Москвы, было создано первое российское правительство.

Что Петр I учредил как высший орган государственной власти?

В его ведении в разные периоды находились прокуроры при коллегиях и надворных судах, а также губернские прокуроры. При преемниках Петра I статус Сената и сфера его деятельности менялись. Так, в 1741 году императрица Елизавета Петровна издала Указ «О восстановлении власти Сената в правлении внутренних государственных дел», но реальное значение Сената в делах внутреннего управления было невелико. После учреждения в 1802 году министерств за Сенатом остались функции высшего судебного органа и органа надзора. После Февральской революции 1917 года все права императора по отношению к Сенату были присвоены Временному правительству. Текст: Вера Марунова На основании материалов проекта Федерального архивного агентства «100 раритетов российской государственности», сайта Президентской библиотеки им. Ельцина и «Большой российской энциклопедии».

Нуждались в уточнении функций и областные учреждения — губерния как основная административная единица оказалась слишком громоздкой, ибо включала громадную территорию. Изменился состав Сената. Первоначально все президенты коллегий являлись членами Сената.

Но уже в 1722 г. Петр I признал, что такой состав Сената лишал возможности контролировать работу коллегий и противоречил бюрократическому принципу подчиненности низших учреждений высшему. В том же году при Сенате была учреждена высшая в стране должность генерал-прокурора, а в коллегиях — прокуроров. Обязанность прокуратуры состояла в осуществлении гласного надзора за деятельностью Сената и коллегий. В отличие от фискалов, не вмешивавшихся в ход решения того или иного вопроса, а лишь доносивших о замеченных злоупотреблениях обер-фискалу, прокуроры в коллегиях и генерал-прокурор Сената, заметив нарушение законности тут же должны были его устранить. Петр I назвал генерал-прокурора "оком государевым" и "стряпчим в делах государственных". Первым генерал-прокурором Сената был Павел Ягужинский, человек весьма деятельный и властный, умевший придать своей должности высокий престиж. Все центральные учреждения и Сенат находились в Петербурге, в Москве они имели конторы. Павленко, И.

Андреев, В. Кобрин, В.

Практическое, деловое значение Сената обусловливалось не только степенью и широтой предоставленных ему полномочий, но и системой тех учреждений, которые группировались около него и составляли с ним одно целое. Таковы были прежде всего комиссары, по два от каждой губернии, «для спроса и принимания указов». Когда прекратились постоянные отлучки Петра, вызвавшие учреждение Сената, вопрос о закрытии его не возникает. При все более теряющих свое значение приказах Сенат становится местом, где производятся все важнейшие дела управления, суда и текущего законодательства. Значения Сената не подорвало и учреждение 1718—1720 коллегий, несмотря на то, что их регламенты, заимствованные из Швеции, где коллегии были высшими учреждениями в государстве, не определяли отношения коллегий к Сенату, который иностранные руководители реформы — Фик и другие — предполагали, по-видимому, упразднить.

С одной стороны, в 1766 г. Но, с другой стороны, при Екатерине II дворянство добивается почти безграничных полномочий в отношении своих крепостных. В 1763 г. В 1765 г.

Наконец, в августе 1767 г. Таким образом, дворянин становился полновластным судьей и его действия в отношении крестьян не подлежали контролю со стороны органов государственной власти, суда и управления. В целях усиления абсолютизма были перестроены органы центральной власти. Екатерина II считала, что Сенат присвоил себе слишком большую власть, и в 1764 г.

Каждый департамент при этом выступал как самостоятельное подразделение со своим кругом дел и своей канцелярией, что разрушало единство Сената, ослабляло его. Необычайно возросла роль личной канцелярии императрицы. Подготовка законодательных актов с 1768 г. Реформирование местного управления в первую очередь решало задачу усиления власти монарха.

Закон этот централизовал местное управление, увеличив количество губерний и уездов и наделив наместников под властью каждого наместника, как правило, объединялось 2 — 3 губернии , непосредственно подчиненных императору, широкой единоличной властью. Наряду с трехъярусной системой выборных судебно - сословных учреждений уездный суд в уезде и верхний земский суд в губернии — для дворян, городовой суд и губернский магистрат — для горожан, нижняя и верхняя расправы — для государственных крестьян в губерниях создавался совестный суд из представителей трех сословий, который выполнял функции примирительной или третейской инстанции. Именно этому суду каждый, содержавшийся в тюрьме более трех дней, не извещенный о причине ареста и не подвергнутый допросу, мог подавать жалобу, и если он не был заподозрен в тяжелом преступлении, то освобождался на поруки попытка заимствовать английскую гарантию неприкосновенности прав личности. Влияние идей Просвещения еще более чувствуется в создании губернского Приказа общественного призрения, тоже состоявшего из выборных представителей от дворян, горожан и государственных крестьян и обязанного помогать населению в строительстве и содержании школ, больниц, богаделен, сиротских и работных домов.

Грамоты дворянству и городам получили силу закона в 1785 г. Дворянское общество каждого уезда и каждой губернии закрепляло за собой право периодически собираться, избирать сословных предводителей, иметь собственную казну. Правда, императрица не забыла поставить дворянские собрания под контроль генерал-губернаторов наместников. Из состава жителей городов выделялись торговцы, записанные в гильдии и получившие особые привилегии - откупаться деньгами от рекрутской повинности и быть свободными от казенных нарядов.

Кроме того, купцы 1-й и 2-й гильдий, как и именитые граждане ученые, художники, банкиры, оптовые торговцы и т. Городское общество рассматривалось как юридическое лицо; оно имело право обсуждать и удовлетворять свои нужды, избирать городского главу. Французская революция изменила отношение Екатерины II к идеям Просвещения. В 1794 г.

Реакционный поворот наблюдался и во внешней политике Екатерины П. В результате двух войн с Турцией 1768 - 1774 и 1787 - 1791 гг. Была решена и польская проблема - по первым двум разделам Польши 1773 и 1793 гг. Однако на почве ненависти к французской революции и развернувшейся под ее влиянием освободительной борьбы поляков Екатерина II в 1793 г.

Но Екатерина II поспешила сурово расправиться с повстанцами. В Польшу были введены русские войска, которыми командовал А. Раненный в одном из боев Костюшко был захвачен казаками. Разгром мятежных поляков завершился в 1795 г.

Речь Посполитая как государство перестала существовать. Исконно польские земли были поделены между Австрией и Пруссией. Начавшаяся в 1789 г. Великая Французская революция во многом определила направленность внешнеполитических акций русского самодержавия в конце 18 в.

На юго-восточных границах России положение было относительно стабильным. Разногласия между Англией и Россией оказали благоприятное воздействие на ход Американской революции. В 1780 г. Речь Посполитая переживала тяжелый кризис, причина которого лежала в своекорыстной, антинациональной политике польских магнатов, доведших страну до развала.

Жестокий феодальный гнет и политика национального угнетения народов, входивших в состав Речи Посполитой, стали тормозом для дальнейшего развития страны. Крестьянские хозяйства были доведены до разорения. Центральная власть в Польше была слабой. Польский король избирался на сейме, где враждовали между собой отдельные группировки знати.

Тяжелым положением Польши воспользовались ее соседи: монархи Пруссии, Австрии и России. Россия выступила под предлогом освобождения украинских и белорусских земель, которые испытывали наиболее жестокий гнет со стороны польских феодалов. Поводом для вмешательства в дела Польши, где господствующей религией было католичество, послужил вопрос о положении христиан-некатоликов. Русское правительство договорилось с польским королем об уравнении в правах католического и православного населения.

В 1772 г. Россия получила восточную часта Белоруссии до Минска и часть латвийских земель, входивших ранее в Ливонию. Новая польская конституция была принята, когда Франция была объята пламенем революции. Боясь распространения "революционной заразы", а также чувствуя упадок своего влияния в стране, польские магнаты обратились к Екатерине 2 за помощью.

Русские войска, а вслед за ними и прусские вступили в Польшу. Старые порядки были восстановлены. В 1793 г. Екатерина 2 подавила его, послав войска под командованием А.

Учреждение Сената

Пётр же создавал реальное, полновластное правительство, которое могло замещать царя во время его бесконечных военных походов. Членами Сената были назначены девять человек, из которых четверо были не князьями и не боярами, а мелкопоместными служивыми дворянами. Они составляли меньшинство, но всё же это был мощный удар по аристократической элите допетровской России. В начале марта 1711 г. Пётр подписал ещё несколько указов о Сенате, вверив его заботам всю экономику и внутреннюю политику в России. В частности, сенаторы должны были выстраивать новую судебную систему «неправедных судей наказывать отнятием чести и всего имения» , управлять госбюджетом «смотреть во всём государстве расходов, а ненужные отставить» и «денег, как возможно, сбирать» , госдолгом «вексели исправить и держать в одном месте» и торговой политикой «о соли стараться отдать на откуп и потщиться прибыли у оной». Сенат получал право назначать кандидатов на все военные и гражданские должности и управлять провинциями при помощи специально назначенных комиссаров.

Когда спустя несколько лет в государстве будут созданы первые министерства — Коллегии, они тоже будут подчинены Сенату. Для неповоротливой российской государственной машины того времени всё это были революционные шаги — до этого слаженной системы госуправления попросту не существовало. Цари держали экономику, торговлю и госслужбу на ручном управлении, а любые решения в этих областях даже при существовании особых ведомств — Приказов были точечными и не регулировались никакими законами, кроме воли государя. А уж если царь заболевал или не дай бог уезжал на войну, никакого делегирования полномочий обычно не допускалось. Теперь такого не будет.

Сенат смотрел на консилию министров как на свою предшественницу, которая должна была уступить ему принадлежавшие ей права и обязанности2. Правительствующий сенат был учрежден 22 февраля 1711 г. В указе говорилось, что Сенат учреждается для отлучек государя. Первая инструкция предписывала Сенату, что делать в отсутствие царя. Формально Сенат был учрежден по случаю войны с Турцией, когда Петр I вынужден был покинуть пределы России.

Сенат учреждался в ка- 1 См. Ближняя канцелярия при Петре Великом и ее дела. Описание документов и бумаг, хранящихся в московском архиве министерства юстиции. То есть первоначально Сенат был учрежден как временный орган государственной власти, осуществляющий свои полномочия строго в отсутствие государя. Однако несколько позже статус нового государственного органа был детализован дополнительными именными указами, в соответствии с которыми в Сенате был сосредоточен высший надзор за судом и государственным управлением. К таким указам относятся: названный выше именной указ от 2 марта 1711 г. Под правым судом правительство ХУШ в. Первоначальный состав Сената включал девять сенаторов, назначенных и поименованных государем в указе от 22 февраля 1711 г. Этим и объясняется, почему должность сенатора не попала в табель о рангах и не была приурочена ни к какому классу, хотя Сенат и ходатайствовал об этом8. Сенатская канцелярия, возглавляемая обер-секретарем, разделялась на столы.

Естественно, что такая процедура существенно замедляла решение вопросов, и Именным указом от 1714 года царь отменил принцип единогласия. С тех пор дела решались большинством, а мнение меньшинства заносилось в протокол. Таким образом, Сенат являлся центральным судебным, военным и финансовым учреждением, имеющим верховный надзор в этих сферах и был учрежден как постояннодействующий орган государства, призванный помогать монарху в управлении страной. Source s : 300 лет Правительствующему Сенату Изменения Сената в XVIII веке После возвращения Петра из похода на Прут роль Сената не изменилась, напротив, штат служащих был увеличен, создана большая канцелярия В Сенате сосредоточилось управление делами как губерний, так и различных приказов и канцелярий. Реформе Сената Петр I уделял огромное внимание. Только «Должность Сената» -инструкцию, определявшую полномочия, структуру и делопроизводство учреждения он переписывал шесть раз! Смысл идеи Петра I был предельно прост и вытекал из идеализации им коллегиального начала в управлении. Он намеревался создать своеобразную суперколлегию — коллегию коллегий.

Сенаторами должны были стать президенты коллегий, которые сами бы составили в сенатском присутствии коллегию. По его мысли, такое устройство Сената гарантировало государство от всевозможных злоупотребления, позволило заменять его, самодержца, у руля власти на время отсутствия. Высокое положение Сената не снимало с него ответственности, он был полностью подконтролен и подотчетен государю. Петр I отменил старую практику подчинения губерний Сенату. Теперь, после коллежской реформы, губернаторы должны были подчиняться коллегиям, то есть с децентрализацией военных времен было покончено. Новая схема государственного устройства выглядела таким образом: Сенат—коллегии—губернии—уезды. Сенат был высшим правительствующим органом, облеченным доверием государя и одновременно сохранявшим за собой функцию высшего апелляционного судебного органа. Сенаторы правительствующего сената Российской империи, групповая фотография 1914 Однако план Петра I создать высший доверенный орган власти коллежского типа, состоящий из президентов коллегий, не удался.

Довольно скоро оказалось, что президенты не были в состоянии заниматься и делами своих коллегий, и делами Сената. Поэтому в 1722 году царь был вынужден отказаться от своей идеи, хотя сам принцип коллегиальности при обсуждении дел в Сенате он сохранил. В существовании Сената Петр I видел тот смысл, что он должен был получать из местного и центрального аппарата дела спорные, требующие высшего арбитража, согласования между ведомствами и — это самое главное — дела, не имевшие для своего решения точной юридической нормы. И только если Сенат не мог решить дело, оно поступало на стол государя, высшего законодателя, главного судьи, верховного правителя. При этом Петр I понимал, что вся государственная система только на иерархичности структуры и принципе коллегиальности не продержится. Опыт научил царя не доверять своим чиновникам. Поэтому в систему коллегий и Сената он закладывал контрольную, независимую службу — генерал-прокуратуру. Залог ее успешной работы Петр I видел в строгой регламентации ее деятельности и в независимости от Сената.

Генерал-прокурор являлся вершиной пирамиды прокураторы: у него был заместитель — обер-прокурор, а также подчиненные ему прокуроры во всех коллегиях и судебных органах. Все компрометирующие государственных чиновников материалы через систему прокураторы должны были, не останавливаясь на промежуточных звеньях, подниматься наверх. Генерал-прокурору также подчинялись официальные тайные доносчики -фискалы, сидевшие на всех уровнях управления, благодаря чему генерал-прокурор был в курсе тайных махинаций чиновников. Генерал-прокурор мог опротестовать и приостановить решение любого правительственного органа, включая и Сенат. Он же имел право непосредственного доклада Петру, что резко повышало значение самого института надзора. Систему контроля за судопроизводством Петр придумал в 1722 году. Тогда он утвердил при Сенате должность генерал-рекетмейстера, который собирал как жалобы подданных на волокиту в разборе их дел, так и жалобы «в неправом решении», то есть в нарушении законов в Юстиц-коллегии. Наконец, еще одним «уровнем» защиты государственных учреждений от должностных преступлений, наряду с прокуратурой и рекетмейстерством, стал институт фискальства, то есть состоящих на службе государства доносчиков.

Он существовал с 1711 года, но лишь в 1723 году Петр перестроил весь институт государственных доносчиков, установив иерархию фискалитета: провинциал-фискалы---фискалы центральных учреждений и судов---обер-фискал---генерал-фискал со своей Фискальной конторой и прямым подчинением генерал-прокурору. Сенат в эпоху Верховного тайного совета и Кабинета 1726—1741 Учрежденный 8 февраля 1726 Верховный Тайный Совет как при Екатерине I, так и в особенности при Петре II фактически осуществлял все права верховной власти, вследствие чего положение Сената, особенно по сравнению с первым десятилетием его существования, совершенно изменилось. Хотя степень предоставленной Сенату власти, в особенности в первое время правления совета указ 7 марта 1726 , формально не потерпела решительно никаких изменений, а круг предметов его ведомства иногда даже расширялся, но общее значение Сената в системе государственных учреждений очень быстро изменилось уже в силу одного того, что верховный тайный совет стал над Сенатом. Немалый удар значению Сенату был нанесен и тем, что наиболее влиятельные сенаторы перешли в верховный совет.

К его обязанностям относились восполнение произошедшей убыли в войсках, заведование приходом и расходом казённых средств и многое другое. Он был также судом первой инстанции по наиболее важным делам, 1713—1714 год, и высшей судебной инстанцией по обыкновенным делам первоначально решения Сената не были окончательными, допускались жалобы государю. С учреждением коллегий Сенат, которому «правление государства поверено», занял главенствующее положение в коллежской системе — этот статус был закреплён Генеральным регламентом 1720 года. Одновременно Сенат стал высшей надзорной за законностью инстанцией.

Его приговоры приобрели характер безапелляционных. Значение Сената в качестве высшего апелляционного суда было закреплено учреждением в 1720 году должности рекетмейстера, или генерал-рекетмейстера при Сенате должность существовала до 1727-го и в 1730—1810 годах. С 1722 года при Сенате действовала Герольдия.

Учреждение Петром I Правительствующего Сената вместо Боярской Думы

Официальным указом Петра Великого Правительствующий сенат был учрежден в 1711 году. Возник он не на пустом месте, предшественником была исторически уже давно изжившая себя боярская дума. Собираясь в турецкий поход, Петр издал коротенький указ 22 февраля 1711 г., который гласил: "Определили быть для отлучек наших Правительствующий сенат для управления". Сенатская контора в Москве учреждена в 1722 г. «для управления и исполнения указов». Пётр Первый родился в ночь на 30 мая (9 июня) 1672 года в Теремном дворце Кремля (в 7235 году по принятому тогда летоисчислению «от сотворения мира»), а умер 28 января (8 февраля) 1725 года.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий